Про психологию. Учения и методики

Биография. Воздушный ас иван бочков Память о герое



Родился 17 сентября 1915 года в деревне Филипповка (ныне Барятинский район Калужской области). Окончил 5 классов начальной школы. В 1928 году приехал к старшему брату в Москву и начал работать землекопом. Позднее, окончив курсы шофёров, поступил на завод "Калибр". Без отрыва от работы окончил аэроклуб. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Борисоглебское военное авиационное училище лётчиков. Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940 гг. в составе 38-го и 145-го ИАП, летал на И-15бис, сбитых самолётов противника не имел.

С 22 июня 1941 года старший лейтенант И. В. Бочков на фронтах Великой Отечественной войны в должности командира звена 145-го ИАП (4 апреля 1942 года преобразован в 19-й Гвардейский ИАП). В июне 1942 года назначен командиром эскадрильи, в сентябре 1942 года - начальником воздушно-стрелковой службы. Летал на И-16, ЛаГГ-3 и "Аэрокобре".

К середине февраля 1943 года начальник воздушно-стрелковой службы 19-го Гвардейского истребительного авиационного полка (258-я истребительная авиационная дивизия, 7-я Воздушная армия, Карельский фронт) Гвардии капитан И. В. Бочков совершил 308 боевых вылетов, провёл 45 воздушных боёв, лично сбил 4 и в составе группы не менее 15 самолётов противника (в материалах наградного листа говорится о 7 личных и 32 групповых победах). За эти подвиги представлен к высшей награде страны.

4 апреля 1943 года Гвардии майор И. В. Бочков погиб в воздушном бою в районе станции Магнетиты Кольского района Мурманской области. К тому времени выполнил 327 боевых вылетов, провёл 53 воздушных боя, в которых сбил лично 7 и в составе группы не менее 15 самолётов противника (вероятно, одержал больше групповых побед). Похоронен в братской могиле на станции Шонгуй Кольского района Мурманской области. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза.

На месте захоронения и в посёлке Колпъявр Кольского района Мурманской области установлены мемориальные доски. Его именем названы улицы на станции Шонгуй, в Москве и в Мурманске, головной траулер флота объединения "Мурманрыбпром". В саду московского завода "Калибр" в 1959 году установлен бюст Героя.

Награждён орденами: Ленина (02.05.1942, 01.05.1943), Красного Знамени (07.11.1941), Отечественной войны 1-й степени (30.04.1943); медалью "За отвагу" (21.05.1940).


* * *


Список известных воздушных побед И. В. Бочкова:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
17.09.1941 1 Ме-109 Ура-губа ЛаГГ-3
23.01.1942 1 Ме-110 (в гр. 1/7) станция Боярская
1 Ме-110 (в гр. 1/7) озеро Кереть - Топозеро
08.02.1942 1 Ю-88 (в гр. 1/4) Нижнее Котозеро
19.02.1942 1 Ме-109 (в гр. 1/6) платформа 11 километр
1 Ме-109 (в гр. 1/6) западнее станция Лоухи
15.05.1942 1 Ме-110 озеро Тулп-Явр "Аэрокобра"
21.05.1942 1 Ю-88 Мончегорск
15.06.1942 1 Ме-110 озеро Медвежье
1 Ме-110 (в гр. 1/3) Мурмаши
1 Ю-88 (в гр. 1/6) западнее Мурманск
22.06.1942 2 Ме-109 (в гр. 1/8) западнее озеро Пял-Явр
23.06.1942 1 Ме-109 (в гр. 1/3) западнее Мурманск
1 Ме-109 (в гр. 1/5)
29.06.1942 1 Ме-109 (в гр. 1/7) западнее Мурмаши
2 Ме-109 (в гр. 2/7) озеро Тюхменское
19.07.1942 1 Ме-109 (в гр. 1/8) Рестикент
1 Ме-109 (в гр. 1/8) Гирм-озеро
05.03.1943 1 Ме-109 южный берег озеро Чапр
12.03.1943 1 Ме-109 юго-западнее аэродром Шонгуй
04.04.1943 1 Ме-109 Юркино

Всего сбитых самолётов - 7 + 15; боевых вылетов - 327; воздушных боёв - 53.





Из материалов прессы военных лет:

Родился 17 Сентября 1915 года в деревне Филькино, ныне Барятинского района Калужской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. 13-летним мальчиком приехал к своему старшему брату в Москву и начал работать землекопом. Позднее, закончив курсы шофёров, Иван поступил на завод "Калибр". В течение двух лет он по вечерам учился и успешно закончил лётную школу аэроклуба. В 1937 году был призван в Красную Армию и направлен на учёбу в Борисоглебское военное авиационное училище, которое окончил в 1939 году.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов, награждён медалью "За отвагу".

С началом Великой Отечественной войны на фронте. К Февралю 1943 года начальник воздушно - стрелковой службы 19-го Гвардейского истребительного авиационного полка (258-я Истребительная авиационныя дивизия, 7-я Воздушная армия, Карельский фронт), Гвардии капитан И. В. Бочков совершил 308 боевых вылетов, провёл 45 воздушных боёв, лично сбил 7 и в составе группы 32 самолёта противника.

4 Апреля 1943 года погиб в воздушном бою. 1 Мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Похоронен в братской могиле на станции Шонгуй (Кольский район Мурманской области). Награждён орденами Ленина (дважды), Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалями. На месте захоронения и в посёлке Килпъявр Кольского района установлены мемориальные доски. Его именем названы улица на станции Шонгуй, в Москве и Мурманске, головной траулер флота объединения "Мурманрыбпром". В саду завода "Калибр" в 1959 году установлен бюст Героя.

В конце первой декады Августа 1941 года большая группа немецких самолётов попыталась совершить налёт на Мурманск. Её встретила наша истребительная авиация. Завязался жестокий воздушный бой. Наши лётчики первым же стремительным и мощным ударом расстроили боевой порядок противника. Вражеские самолёты потеряли общее управление и рассыпались небольшими группами. Началось истребление отдельных машин и целых групп противника. Было сбито 13 бомбардировщиков. Советская авиация потеряла 1 самолёт.

Вскоре узнали, что одним из героев этого боя стал лётчик 145-го истребительного авиационного полка Капитан Иван Васильевич Бочков. Кто этот герой, каков был его путь в авиацию?

Лучшие дня

Родился Иван Бочков в 1915 году в деревне Филипповке Барятинского района Калужской области. 13-летним мальчиком он приехал к своему старшему брату в Москву и начал работать. Ещё подпаском, а затем и учеником на Московском заводе "Калибр" он мечтал стать лётчиком. Паренёк оказался прилежным, стремился ко всему, что связано с техникой, с моторами, и вскоре приобрёл профессию водителя автомобиля. Профессию свою любил, но... не хватало в ней скорости... Да и мечте своей остался верен.

Верность эта привела его в аэроклуб Осоавиахима. Вот где началась настоящая учёба! Как и все юноши, занимался без отрыва от производства, использовал каждую свободную минуту, чтобы овладеть сложной апиационной техникой. Ночи напролёт просиживал за книгами, с увлечением изучая новые для него науки, познавая тайны полёта в воздухе.

В технических классах аэроклуба было много схем, деталей самолёта. Всем этим Бочков особенно заинтересовался, старался задержаться в классе после занятий, чтобы всё рассмотреть, досконально запомнить устройство и назначение каждой детали.

Среди курсантов клуба он отличался большой любознательностью, стремлением до всего докопаться, всё понять. Преподаватели отмечали в нём и такие качества, как исполнительность, трудолюбие. Бочков был горд тем, что сбывается наконец его мечта. День, когда он впервые поднялся в воздух, был для него самым счастливым в жизни.

В 1937 году Бочков был призван в ряды Красной Армии и по набору Центрального аэроклуба СССР направлен на учёбу в лётную школу имени В. П. Чкалова, в город Борисоглебск.

В 1939 - 1940 годах молодой лётчик принял боевое крещение. Он храбро сражался в период военного конфликта с Финляндией и был награждён медалью "За отвагу".

Великая Отечественная война застала Бочкова в далёком Заполярье, у северных границ нашей Родины. В воздушных боях при защите Мурманска и Петрозаводска росло мастерство лётчика. За годы войны он прошёл боевой путь от рядового пилота до начальника воздушно - стрелковой службы 19-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

Полк стоял под Мурманском. Ночи не было. Круглые сутки - солнце. Когда объявили тревогу, подумалось, что это обычная, учебная. Но вот пронеслось по рядам тревожное слово "Война", и всё стало ясно. Молодые лётчики с надеждой поглядывали на "старичков", на тех, кто уже побывал в боях с белофиннами. Таких было немного, и среди них - Иван Бочков.

Первые боевые вылеты не принесли успеха. Немецкие лётчики уклонялись от встречного боя. Бочков мучительно переживал первые неудачи, старался найти им объяснение, а главное, найти способ бить врага. С каждым вылетом он всё больше узнавал о противнике. И не только сам изучал врага, а расспрашивал других лётчиков, возвращавшихся с задания, хотел узнать их мнение и сопоставить его со своими наблюдениями. Всё яснее и яснее вырисовывался у него вывод: бомбардировщиков надо атаковать только с передней полусферы. В лоб или под углом. Если мы не можем их догнать, то их надо встречать. Враг не выносит лобовых атак. А это уже значит, что инициативу надо брать в свои руки.

Однажды, Бочков во главе группы самолётов вылетел на штурмовку мотопехоты врага. Немецкую мотоколонну нашли быстро. Перестроились для боевого захода и прошлись по ней с головы до хвоста, поливая пулемётным огнём. Снова боевой разворот и пикирование. Теперь пулемётные очереди прошили колонну от хвоста к голове. Уже можно и возвращаться к себе на аэродром. Но появились истребители противника. Они стремились перехватить наши самолёты. Скорость у них больше, вооружение сильнее: кроме пулемётов ещё и пушки. Уйти от них нелегко.

Но недаром Бочков изучал противника, его тактику, его слабые и сильные стороны. Ещё на земле он условился с ведомым, что в случае встречи с истребителями противника они попытаются использовать лучшую маневренность наших машин.

У противника преимущество в скорости, - говорил он. - Но маневрирует он хуже. Этим и надо воспользоваться. Будем драться на виражах.

Теперь, выполняя задуманный план, Бочков начал искусно маневрировать. Когда истребители противника наседали на хвост, он круто пикировал или набирал высоту. Вражеские самолёты никак не могли зайти для прицельного огня. Решив, что у них едва хватит горючего на обратный путь, они наконец отстали.

Так росло мастерство, а вместе с ним и вера в свои силы, в свою машину. Но Бочков хотел схлестнуться в открытом бою с лётчиками противника, искал встречи с ними. И такая встреча вскоре состоялась. Группа "Юнкерсов" летела на бомбёжку наших позиций. Навстречу им поднялись "ястребки", ведомые Лейтенантом Иваном Бочковым. Они подошли к вражеским бомбардировщикам, имея превосходство в высоте. И свалились на них сверху, неожиданно и дерзко. Противник не выдержал стремительной атаки, строй его рассыпался. Наши лётчики сбили 2 самолёта. Они почувствовали силу своих ударов. Научились использовать преимущества своих самолётов и слабость противника, навязывать ему бой в выгодных для них условиях.

Однажды, производя разведку в районе реки, И. В. Бочков вместе с двумя экипажами самолётов обнаружил 3 катера и 8 лодок с войсками и техникой противника, переправлявшихся на наш берег. Четыре раза лётчик заходил на цель. В результате меткого пулемётного и пушечного огня 2 катера и 5 лодок противника были затоплены.

За первый год войны Иван Васильевич Бочков провёл десятки боёв. Сражаться приходилось в меньшинстве: враг тогда господствовал в воздухе. Победы нашим лётчикам давались нелегко. Но счёт их у Бочкова рос быстро.

15 Мая 1942 года 19-й Гвардейский истребительный авиаполк, закончив перевооружение на новые самолёты, продолжил боевые действия. В тот период, полком командовал Майор Г. А. Рейфшнейдер. Личный состав полка насчитывал 22 лётчика, на вооружении находилось 16 истребителей "Аэрокобра" (первых моделей) и 10 Р-40Е. Уже вечером 15 Мая лётчики полка совершили боевой вылет, в котором четвёрка "Аэрокобр" перехватила над озером Тулп - Ярв группу из 12 истребителей Ме-109 и 8 двухмоторных Ме-110. В воздушном бою по одному самолёту противника сбили Капитан Кутахов и Старший лейтенант Бочков - это первые победы, одержанные на "Аэрокобрах" советских ВВС. На следующий день Иван Бочков добился ещё одной победы - сбивает истребитель Ме-109.

В те дни противник не ограничивался лишь налётами на Мурманск. Его авиация стремилась наносить удары также по караванам судов в Баренцевом море и Кольском заливе и по Кировской железной дороге. 21 Мая 1942 года бомбардировщики Ju-88 совершили налёт на станцию Оленья, где стоял железнодорожный состав с вооружением. На перехват вылетело звено 19-го ГвИАП, ведомое Капитаном И. В. Бочковым. Советские лётчики атаковали "Юнкерсов" и двух сбили. Одного бомбардировщика уничтожил лично Бочков.

Один из боёв, когда руководимая Бочковым шестёрка истребителей сражалась против 30 вражеских самолётов и победила, вошёл яркой страницей в летопись боевых подвигов защитников Заполярья в годы Великой Отечественной войны.

Это случилось 15 Июня 1942 года. На аэродроме получили сообщение о том, что большая группа вражеских самолётов идёт на Мурманск. Но это не смутило наших лётчиков, хотя и ставило их каждый раз в чрезвычайно трудное положение. Конечно, драться с превосходящим тебя по численности противником нелегко, враг всегда может зайти сзади, неожиданно атаковать. Тут нужна особая осмотрительность и дерзость в атаке. Наши лётчики научились так воевать, бить врага не числом, а умением. Вот почему надежды врагов на то, что они в безопасности, потому что летят большой группой, часто но оправдывались. Первая же дерзкая атака разбила их строй. А это уже если не половина, то четверть победы.

"Смелость и трезвый расчёт, помноженные на мастерство, - вот что приносит успех", - так думал истребитель Иван Бочков, сидя в полной готовности перед этим знаменательным вылетом у себя на аэродроме. В жизни Ивана Васильевича произошло за последнее время немало перемен. Прежде всего, он стал командиром эскадрильи и отвечал теперь не только за себя, а и за всё подразделение, за мастерство его лётчиков, за их успехи в боях. Вот почему Бочков стал много внимания уделять учёбе молодых товарищей по эскадрилье, своих подчинённых. Он продумывал с ними различные варианты боя, учил осмотрительности в бою, смелому маневру, внезапной атаке и, конечно же, взаимной выручке.

Сам погибай, а товарища выручай - эту мудрую пословицу недаром так любят у нас в народе, - говорил он. - Конечно, лучше и самому остаться живым, и товарища выручить. А вот как это сделать, давайте поговорим.

Это была учёба, выработка тактических приёмов, отработка на земле таких маневров, на которые в воздухе отводятся секунды.

Поздравляя командира эскадрильи с присвоением воинского звания Капитана, командир полка Майор Новожилов говорил:

Надеюсь на тебя, Иван. Ты ветеран полка. Прошёл Финскую кампанию, уже год воюешь против немецких хахватчиков. Это большая школа. И как пилот ты освоил её отлично. Показал себя мастером воздушного боя. Это я не для красного словца говорю, а чтоб знал, как тебя оценивает командование. Теперь у тебя задача посложнее. Но потому и выдвинули на эскадрилью, что верим: справишься. Будь внимательным к товарищам. В дружной спайке, когда каждый за всех, а все за одного, - большая сила. Береги фронтовую дружбу. Хочется, чтобы эскадрилья была у тебя, как один человек, слаженной, боевой.

Крепко запомнил эти слова Иван Бочков. Сам он никогда не бросал товарища в беде. За это крепко любили его в полку. Такие же качества он прививал теперь и подчинённым.

Такие чувства испытывал Иван Бочков, когда получил приказ на взлёт. Эскадрилья быстро поднялась, и Бочков повёл её на запад навстречу врагу. Вот и самолёты противника. Бочков прикинул: примерно 30 машин. Превосходство более чем двойное. Бомбардировщики идут под прикрытием истребителей. Бочков набирает высоту, чтобы свалиться на врага сверху с преимуществом в скорости и маневре. В такой ситуации решение может быть только одно: атаковать как можно смелее, решительнее.

Внимание, атака! - командует Бочков. - Иду на ведущего.

Немцы надеялись на своё превосходство в силах и рассчитывали, что советские самолёты, не приняв боя, отвернут в сторону. Дерзкая атака ошеломила врага. Как и ожидал Бочков, строй немецких самолётов распался. Теперь надо действовать ещё решительнее и бить врага поодиночке. Бочков прибавляет скорость. Вот он, вражеский истребитель, - объект атаки. Лучше зайти на него сзади, раз есть такая возможность. Бочков разворачивает машину и атакует "Мессер" с задней полусферы. Очередь из пулемёта, и тот, задымив, пошёл вниз. Это только кажется, что всё так просто. А на самом деле секунды, ушедшие на атаку, потребовали колоссального напряжения всех духовных и физических сил. Сейчас бы расслабиться, перевести дух. Но нельзя. На карту поставлена жизнь. Не только своя. Не только своей эскадрильи. От того, как они будут драться, зависит жизнь многих других людей.

Проводив секундным взглядом сбитый самолёт, Бочков огляделся. Где свои, где вражеские машины? Заметил, что к командиру звена Лейтенанту Фомченкову подбирается другой истребитель. Бочков тут же предупреждает товарища об опасности, а сам кидается на враrа. Теперь "Мессер" оказался зажатым в клещи. Огненные струи бьют по нему с двух направлений. "Мессер" попытался вырваться, взмыть вверх. Но тщетно. Беспощадные стрелы пронзили его, и он начал падать. Бочков не стал догонять его. Он погнался за бомбардировщиком Ju-88, который остался без прикрытия.

"Юнкерс", развернувшись, пытался уйти. Чтобы увеличить скорость, лётчик открыл бомболюки и сбросил в беспорядке бомбы. Это было уже достижением: враг не сумел донести свой смертоносный груз до Мурманска. Но важно сбить его, чтобы больше он уже никогда не появлялся в небе. "Врёшь, не уйдёшь!", - шепнул про себя Бочков, стараясь развить предельную скорость. Он догнал врага и, поймав самолёт в перекрестие прицела, выпустил по нему весь оставшийся боезапас...

Искусно маневрируя, отважная шестёрка внесла смятение в ряды противника и взяла инициативу боя в свои руки.

"Те, кто в эти минуты наблюдал за сражением в воздухе, - писала газета "Правда, - не могли не восторгаться мастерством Гвардейцев... их умением вести точный прицельный огонь".

Эскадрилья разворачивалась для следования на свой аэродром. Бочков покачал крыльями самолёта: "Домой!" Несмотря на усталость, настроение у него было хорошее. Он был доволен действиями своих боевых товарищей. Радовало и то, что и сам не сплошал, сбил лично и в группе 3 самолёта. Знал, что пример командира очень важен в бою и, конечно, командовать эскадрильей теперь будет легче. И снова захотелось Капитану расслабиться, немного передохнуть. И во второй раз он удержался. Расслабляться рано. Опасность может подстерегать на каждом шагу. Вражеские истребители ещё могут вернуться, чтобы попытаться взять реванш за неудачный бой. Поэтому - предельное внимание, осмотрительность.

Лишь посадив все самолёты эскадрильи на аэродроме, доложив командованию об итогах боя, уже в столовой, куда он зашёл вместе с товарищами, чтобы пообедать, Гвардии капитан Бочков позволил себе улыбнуться. Он стал прежним весёлым и остроумным парнем, который умеет и анекдот рассказать, и посмеяться вдоволь, и пошутить в кругу товарищей.

Бочков в том бою уничтожил 1 Ме-110 лично и ещё 2 самолёта (Ме-110 и Ju-88) - в группе. Но, пожалуй, больше всего его обрадовали успехи друзей: Фомченков и Кривошеев сбили по 2 самолёта, а Гайдаенко и Ибрагимов - по одному.

К. Фомченков, П. Кутахов, И. Бочков.

Тут же он записал в боевой журнал эскадрильи: "15 Июня 1942 года. Эскадрилья вела бой с 30 самолётами противника, пытавшимися пpoрваться к Мурманску. Сбито 9 машин (7 бомбардировщиков и 2 истребителя). Сами потерь не имели".

[ По другим источникам в тот день 6 наших истребителей отразила налёт на Мурманск 6 бомбардировщиков Ju-88, летевших в сопровождении 16 Ме-110 (то есть, всего 22 самолёта). При этом, Иван Бочков лично сбил 2 самолёта (Ju-88 и Ме-110) и один Ме-110 в группе ].

П. С. Кутахов, в эскадрильи которого в своё время служил Иван Бочков, вспоминая о том бое, писал:

"У каждого в жизни есть минута, когда он достигает своей вершины. Тогда мастер создает лучшую свою вещь, а воин добивается высшей победы. В жестоких сражениях наших лётчиков вдохновляет и ещё не раз вдохновит героический бой шести наших лётчиков с 30 фашистами. Они сражались под командой Гвардейца Бочкова, уничтожили 9 вражеских самолётов и возвратились домой с победой. Схватка эта - незабываемый пример искусства побеждать не числом, а умением. Здесь замечательный русский лётчик Иван Бочков поднялся во весь свой могучий рост".

Эта же шестёрка вскоре одержала ещё одну блестящую победу. Правда, тогда самолётов противника было несколько меньше - только 19. Бочков, верный своему принципу не повторяться в атаках, на этот раз решил зайти со стороны солнца и на встречных курсах огнем с длинной дистанции сначала разбить строй, а затем, подойти поближе, ударить по разрозненным бомбардировщикам. Своих ведомых он настроил перед атакой таким образом, что - бы на один "Юнкерс" были нацелены сразу 2 истребителя. Он решил: лучше ограничить цели, но зато атаковать наверняка. В результате проведённого боя противник недосчитался ещё нескольких самолётов, а отважная шестёрка вернулась домой с очередной победой.

Бочков часто вспомнил первые месяцы войны. Тогда лётчики полка воевали так же самоотверженно и дерзко. Но потерь было больше. Почти каждый день они теряли кого - нибудь из своих боевых товарищей. Летали и дрались сутками, забывая счёт дням и часам. Враг был сильным, и за 4 месяца боевых действий полк потерял в боях более половины своего состава. Однако вместе с другими авиационными частями и соединениями он выполнил свою задачу: не допустил массированной бомбёжки Мурманска. Сами же наши авиаторы нанесли ощутимые удары по войскам и аэродромам противника. Бочков помнил, что немецким авиасоединениям была поставлена тогда задача: уничтожить наши авиационные части и обеспечить полное господство в воздухе. Об этом откровенно говорили захваченные в плен вражеские лётчики. Добиваясь этого, противник сосредоточил на отдельных направлениях огромное число самолётов. Наши лётчики мужественно сопротивлялись, несмотря на численное превосходство врагов в воздухе. Именно тогда Иван Бочков передал в редакцию армейской газеты "Часовой Севера" свою первую заметку. Называлась она "Схватка в воздухе" и была напечатана в газете 19 Сентября 1941 года.

Кажется, не так давно была написана эта заметка, а уже и сам Бочков не Лейтенант, а Гвардии капитан, и не рядовой лётчик, а командир эскадрильи. Росло число боевых вылетов, росло и мастерство лётчиков. Уже после войны, Главный Маршал авиации П. С. Кутахов, служивший в одном полку с Бочковым, так вспоминал о своём боевом товарище в статье "Венки Герою":

"Простое русское лицо. Смелый, решительный взгляд. Таким Ваня Бочков запомнился тем, кто дрался вместе с ним, защищая от фашистских захватчиков Мурманское небо в дни войны. Не было у нас в полку бойца отважнее и искуснее Ивана Бочкова. 45 воздушных боёв с немцами, 40 сбитых вражеских самолётов на его счету. Мы любили его за отвагу, за то, что он никогда не бросал товарища в беде. Иван не только сам отлично дрался с врагом. Он хотел, чтобы и его товарищи, особенно молодое пополнение, успешно побеждали врага. Вот почему его всегда можно было видеть среди новичков, которых он учил, готовил к боям... Фашистам Бочков был хорошо известен. Немало насолил им Иван".

Иван Бочков, действительно очень скоро стал грозой для вражеских асов. Посланные Герингом на север специально для того, чтобы поддерживать таявшее господство в воздухе, они один за другим падали на землю. Конечно, не только Бочков сбивал их. Но он показал пример. А сбивали многие. Одного из опытнейших пилотов, обер - фельдфебеля Рудольфа Мюллера, сбил лётчик - североморец Николай Бокий. Ещё один вражеский ас достался Георгию Громову, лётчику 145-го полка, командиру эскадрильи "Комсомолец Заполярья". "Непобедимого" Герхарда Шашке сбил Александр Зайцев.

Немцы хорошо знали Ивана Бочкова и охотились за ним. Была даже обещана высокая награда тому лётчику, который сумеет сбить советского аса. Долго это им не удавалось. Бочков вновь и вновь возвращался на свой аэродром с победой. Как лучший лётчик, испытанный воздушный боец, он стал возглавлять воздушно - стрелковую службу полка, учить молодых пилотов, как бить врага на земле и в воздухе. Но он по - прежнему был неутомим, не знал покоя, участвовал в боях.

Иван Бочков был одним из тех, кто на основе накопленного боевого опыта и постоянного творческого поиска на практике показал, как следует в меньшинстве сражаться с численно превосходящим противником и побеждать его. Он старался "выжать" из техники, на которой воевал, все на что она способна.

Одним из первых в полку он освоил американский истребитель "Аэрокобра" I, которые поступили в полк из числа первой партии. Эти машины, имевшие неплохое вооружение и радиосвязь, уступали нашим и немецким самолётам в маневренности, а самое главное - очень капризно вели себя в условиях Заполярья. Поэтому наши лётчики поначалу не очень доверяли американским самолётам.

Бочков с головой окунулся в изучение новой машины. Он быстро изучил её сильные и слабые стороны и в беседах с другими пилотами рассказывал о них. Он не восхволял этот истребитель, но убеждённо говорил, что и на нём можно одерживать победы. При этом делал упор на то, что маневр нужно строить так, чтобы начинать атаку с заведомо хорошей позиции и стрелять наверняка, сбивать противника с первой же очереди. Мощное вооружение "Аэрокобры" позволяло это делать. И Бочков доказал правоту своих слов на деле. В первом же воздушном бою, проведённом на американском истребителе, он сбил немецкий многоцелевой самолёт Ме-110.

10 Декабря 1942 года на перехват группы из 18 пикирующих бомбардировщиков Ju-87 и 12 истребителей Ме-109 ушла шестёрка "Аэрокобр", которую возглавлял Бочков. Советские лётчики всегда старались сбить первым головной бомбардировщик, чтобы рассеять строй и попытаться нагнать панику. Бочков просто игнорировал истребители прикрытия, атаковав ведущий "Лаптёжник". В первой же атаке было сбито 2 Ju-87, включая самолёт командира немецкой ударной группы. Как и ожидали наши лётчики, строй пикирующих бомбардировщиков немедленно распался. В короткой схватке было сбито ещё 3 немецких самолёта. Бочков увеличил свой личный счёт на одну победу. Все 6 "Аэрокобр" благополучно вернулись на базу.

К Февралю 1943 года Гвардии капитан И. В. Бочков, ставший уже начальником воздушно - стрелковой службы 19-го Гвардейского истребительного авиационного полка, совершил 308 боевых вылетов, провёл 45 воздушных боёв, во время которых лично сбил 7 и в составе группы 32 самолёта противника. Газета 7-й Воздушной Армии "Боевая вахта" поместила в своем сатирическом отделе заметку "Затруднительное положение". Вот её полный текст:

Ты слышал, Карл, у русских есть такой лётчик Иван Бочков?

Слышал. Говорят, что для этого Аса нет никаких трудностей?

Пустяки. Это только разговор. Мы поставили его в очень затруднительное положение - ему уже на своем самолёте звезды рисовать негде!

В те годы газета "Боевая вахта" часто писала о подвигах Ивана Бочкова, ставя его в пример другим лётчикам. В номере за 9 Апреля 1943 года она призывала: "Лётчик! Будь таким же стойким, умелым и храбрым в бою, как Гвардии капитан Иван Бочков!". Этот номер газеты вышел уже после того, как Иван Бочков провёл свой последний воздушный бой.

Произошло это 4 Апреля 1943 года. Как обычно, прозвучал сигнал боевой тревоги. Гвардии капитан Иван Бочков в паре с Павлом Кутаховым вылетел навстречу врагу и... не вернулся.

Противник значительно превосходил в силах. Но его нельзя было пропустить, и Иван Бочков первым ринулся в атаку. Теперь на его стороне был не только опыт. В распоряжении лётчиков были и новые скоростные самолёты, не уступающие вражеским истребителям ни в скорости, ни в вооружении. Свой последний бой он начал в свойственном ему стиле: энергично, расчётливо и мастерски. Действовал, как всегда, вдохновенно, увлекая за собой ведомых.

Бочков успешно провёл атаку, связал боем несколько вражеских машин, разбил их строй. И вот в один из моментов воздушной схватки он увидел, что его товарищ оказался в тяжёлом положении. Пара "Мессеров" атаковала его из выгодного положения. Бочков поспешил на выручку. Товарища он спас, но сам попал под пушечно - пулемётные очереди вражеских истребителей...

Тяжело переживали в полку гибель отважного пилота. "Отомстим врагу!", - поклялись они на его могиле. С тех пор начался в полку особый счёт мести. Десятки сбитых вражеских самолётов - таков итог клятвы боевых друзей.

"Здравствуйте дорогие Федосья Никифоровна, мать нашего любимого боевого друга и Аня его сестра!

Дорогие! Поверьте нам что потеря Вашего сына в бою это для меня и Кости большая и тяжёлая утрата. Ведь мамаша, Вы можете представить что мы всё время были вместе крепкими друзьями как в воздухе, так и на земле. Потеря Ванюши произошла 4.4.43 года в сильном воздушном бою где нас было только два: я и он, а их 6 штук истребителей. Вот этот жаркий длительный бой вырвал из нашей лётной среды лучшего человека, мастера своего дела, имеющего самый богатейший опыт. Как и дрался как лев с заклятым врагом фашизмом. Мамаша - личный состав отомстит, Вашу просьбу выполнит. Жизнь и боевая работа идут по-прежнему. Вот пока всё.

До свидания. Остаёмся живы здоровы. Кутахов и Фомченков".

1 Мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в схватках с врагами, Гвардии капитану И. В. Бочкову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

В отечественной литературе общий итог боевой деятельности Ивана Бочкова обычно оценивается по данным наградного листа (308 боевых вылетов, 45 боёв, 7 сбитых лично и 32 в группе). Однако мало кто обращает внимание на то, что эти данные действительны лишь "...к Февралю 1942 года", а погиб он уже в начале Апреля... Поэтому, справедливости ради, мне хочется привести выдержку из одного зарубежного источника, которая достаточно интересна:

"Выполняя 4 Апреля 1943 года свой 350-й боевой вылет Бочков с ведомым были перехвачены шестёркой Ме-109. Самолёт ведомого быстро получил повреждения, но Бочков смог прикрыть отход боевого товарища. Ас одержал 8 личную победу, прежде чем его сбили "Мессершмитты"...

В Москве между проспектом Мира и Средним переулком есть улица Бочкова. Названа она так в честь лётчика - истребителя Героя Советского Союза Ивана Васильевича Бочкова. А на Московском заводе "Калибр", где до ухода в авиацию работал Иван Бочков, на территории сада установлено 5 бюстов Героев Советского Союза - рабочих завода. В их числе и бюст Ивана Бочкова. Свято хранят здесь память об отважном Герое.

Как правильно делать ударение в фамилии Бочков?
ZHannaniki 20.02.2009 02:39:15

Я никак не могу понять, как всё-таки правильно произносить фамилию Бочков? То есть на 1-ю или на 2-ю букву О надо делать ударение? Если Иван родился в селе, то по идее фамилия должна бы произойти от русского слова БОЧКА! Во втором случае она происходит от слова
БОЧОК (СМОЛЯНОЙ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИЛИ СЛИВНОЙ). Второй вариант, по правде говоря, кажется абсурдным и смешным.Но только правда о том,как всё-таки появилась фамилия этого героического человека, развеет все сомнения о корректности ударения, которое координально меняет лексическое значение данного русского слова... Хотелось бы знать ваше мнение на этот счёт.

В конце первой декады августа 1941 года большая группа немецких самолётов попыталась совершить налёт на Мурманск. Её встретила наша истребительная авиация. Завязался жестокий воздушный бой. Наши лётчики первым...

В конце первой декады августа 1941 года большая группа немецких самолётов попыталась совершить налёт на Мурманск. Её встретила наша истребительная авиация. Завязался жестокий воздушный бой. Наши лётчики первым же стремительным и мощным ударом расстроили боевой порядок противника. Вражеские самолёты потеряли общее управление и рассыпались небольшими группами. Началось истребление отдельных машин и целых групп противника. Было сбито 13 бомбардировщиков. Советская авиация потеряла 1 самолёт.

Вскоре узнали, что одним из героев этого боя стал лётчик 145-го истребительного авиационного полка капитан Иван Васильевич Бочков. Кто этот герой, каков был его путь в авиацию?

Родился Иван Бочков в 1915 году в деревне Филипповке Барятинского района Калужской области. 13-летним мальчиком он приехал к своему старшему брату в Москву и начал работать. Ещё подпаском, а затем и учеником на Московском заводе «Калибр» он мечтал стать лётчиком. Паренёк оказался прилежным, стремился ко всему, что связано с техникой, с моторами, и вскоре приобрёл профессию водителя автомобиля. Профессию свою любил, но… не хватало в ней скорости… Да и мечте своей остался верен.

Верность эта привела его в аэроклуб Осоавиахима. Вот где началась настоящая учёба! Как и все юноши, занимался без отрыва от производства, использовал каждую свободную минуту, чтобы овладеть сложной авиационной техникой. Ночи напролёт просиживал за книгами, с увлечением изучая новые для него науки, познавая тайны полёта в воздухе.

В технических классах аэроклуба было много схем, деталей самолёта. Всем этим Бочков особенно заинтересовался, старался задержаться в классе после занятий, чтобы всё рассмотреть, досконально запомнить устройство и назначение каждой детали.

Среди курсантов клуба он отличался большой любознательностью, стремлением до всего докопаться, всё понять. Преподаватели отмечали в нём и такие качества, как исполнительность, трудолюбие. Бочков был горд тем, что сбывается наконец его мечта. День, когда он впервые поднялся в воздух, был для него самым счастливым в жизни.

В 1937 году Бочков был призван в ряды Красной Армии и по набору Центрального аэроклуба СССР направлен на учёбу в лётную школу имени В. П. Чкалова, в город Борисоглебск.

В 1939 — 1940 годах молодой лётчик принял боевое крещение. Он храбро сражался в период военного конфликта с Финляндией и был награждён медалью «За отвагу».

Великая Отечественная война застала Бочкова в далёком Заполярье, у северных границ нашей Родины. В воздушных боях при защите Мурманска и Петрозаводска росло мастерство лётчика. За годы войны он прошёл боевой путь от рядового пилота до начальника воздушно — стрелковой службы 19-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

…Полк стоял под Мурманском. Ночи не было. Круглые сутки — солнце. Когда объявили тревогу, подумалось, что это обычная, учебная. Но вот пронеслось по рядам тревожное слово «Война», и всё стало ясно. Молодые лётчики с надеждой поглядывали на «старичков», на тех, кто уже побывал в боях с белофиннами. Таких было немного, и среди них — Иван Бочков.

Первые боевые вылеты не принесли успеха. Немецкие лётчики уклонялись от встречного боя. Бочков мучительно переживал первые неудачи, старался найти им объяснение, а главное, найти способ бить врага. С каждым вылетом он всё больше узнавал о противнике. И не только сам изучал врага, а расспрашивал других лётчиков, возвращавшихся с задания, хотел узнать их мнение и сопоставить его со своими наблюдениями. Всё яснее и яснее вырисовывался у него вывод: бомбардировщиков надо атаковать только с передней полусферы. В лоб или под углом. Если мы не можем их догнать, то их надо встречать. Враг не выносит лобовых атак. А это уже значит, что инициативу надо брать в свои руки.

Однажды, Бочков во главе группы самолётов вылетел на штурмовку мотопехоты врага. Немецкую мотоколонну нашли быстро. Перестроились для боевого захода и прошлись по ней с головы до хвоста, поливая пулемётным огнём. Снова боевой разворот и пикирование. Теперь пулемётные очереди прошили колонну от хвоста к голове. Уже можно и возвращаться к себе на аэродром. Но появились истребители противника. Они стремились перехватить наши самолёты. Скорость у них больше, вооружение сильнее: кроме пулемётов ещё и пушки. Уйти от них нелегко.

Но недаром Бочков изучал противника, его тактику, его слабые и сильные стороны. Ещё на земле он условился с ведомым, что в случае встречи с истребителями противника они попытаются использовать лучшую маневренность наших машин.

— У противника преимущество в скорости, — говорил он. — Но маневрирует он хуже. Этим и надо воспользоваться. Будем драться на виражах.

Теперь, выполняя задуманный план, Бочков начал искусно маневрировать. Когда истребители противника наседали на хвост, он круто пикировал или набирал высоту. Вражеские самолёты никак не могли зайти для прицельного огня. Решив, что у них едва хватит горючего на обратный путь, они наконец отстали.

Так росло мастерство, а вместе с ним и вера в свои силы, в свою машину. Но Бочков хотел схлестнуться в открытом бою с лётчиками противника, искал встречи с ними. И такая встреча вскоре состоялась. Группа «Юнкерсов» летела на бомбёжку наших позиций. Навстречу им поднялись «ястребки», ведомые лейтенантом Иваном Бочковым. Они подошли к вражеским бомбардировщикам, имея превосходство в высоте. И свалились на них сверху, неожиданно и дерзко. Противник не выдержал стремительной атаки, строй его рассыпался. Наши лётчики сбили 2 самолёта. Они почувствовали силу своих ударов. Научились использовать преимущества своих самолётов и слабость противника, навязывать ему бой в выгодных для них условиях.

Однажды, производя разведку в районе реки, И. В. Бочков вместе с двумя экипажами самолётов обнаружил 3 катера и 8 лодок с войсками и техникой противника, переправлявшихся на наш берег. Четыре раза лётчик заходил на цель. В результате меткого пулемётного и пушечного огня 2 катера и 5 лодок противника были затоплены.

19 сентября 1941 года в газете «Часовой Севера» был напечатан материал «Схватка в воздухе». В ней автор лейтенант И. В. Бочков писал:

«В начале войны фашисты многократно пытались совершить налёты на наш аэродром. Но внезапности у врага не получалось. Гитлеровцев всякий раз наши истребители встречали в воздухе. Как правило, мы сбивали несколько вражеских машин, и фашисты улепётывали несолоно хлебавши. Правда, они потом отыгрывались на санитарных самолётах, зверски расстреливая их.

Однако один раз фашистам всё же удалось подобраться к аэродрому незамеченными. Наших самолётов тогда на нём почти не было, они ушли на штурмовку вражеской пехоты. Я, выполнив перед этим задание, отдыхал, когда прозвучал сигнал тревоги. Бросился к самолёту. Фашисты были уже над нами. Выруливать на взлётную полосу некогда, пошёл под огнём поперёк аэродрома. Оторвался от земли, нырнул за сопку, подобрал шасси и начал набирать высоту. Потом развернулся и кинулся на врага.

Наше дежурное звено тоже к тому времени было уже в воздухе. Вчетвером мы начали бой с 10 бомбардировщиками и 6 Ме-109. Правда, «Юнкерсы» быстро удрали.

Я атаковал ближнего «Мессера». Дал длинную очередь и отвернул. Одному ведь драться опасно, свободные вражеские истребителе могли атаковать мою машину с хвоста. Огляделся, вижу — сзади меня прикрывает подоспевший 5-й «ястребок». Чей? Оказалось, лейтенанта Василия Королёва.

Затем он ринулся на фашиста, а я его прикрывал. Отогнали от аэродрома несколько вражеских машин. Чуть позднее ушли и остальные. Многие из них были повреждены. Наш же аэродром совсем по пострадал.

Вообще-то в воздухе мы сталкиваемся с противником частенько. Но фашисты редко принимают бой и атакуют сами лишь тогда, когда имеют численное превосходство».

Эта заметка вызвала особый разговор в коллективе, отмечалась на редакционной летучке.

За первый год войны Иван Васильевич Бочков провёл десятки боёв. Сражаться приходилось в меньшинстве: враг тогда господствовал в воздухе. Победы нашим лётчикам давались нелегко. Но счёт их у Бочкова рос быстро.

15 мая 1942 года 19-й Гвардейский истребительный авиаполк, закончив перевооружение на новые самолёты, продолжил боевые действия. В тот период, полком командовал майор Г. А. Рейфшнейдер. Личный состав полка насчитывал 22 лётчика, на вооружении находилось 16 истребителей «Аэрокобра» (первых моделей) и 10 Р-40Е. Уже вечером 15 мая лётчики полка совершили боевой вылет, в котором четвёрка «Аэрокобр» перехватила над озером Тулп — Ярв группу из 12 истребителей Ме-109 и 8 двухмоторных Ме-110. В воздушном бою по одному самолёту противника сбили капитан Кутахов и старший лейтенант Бочков — это первые победы, одержанные на «Аэрокобрах» Советских ВВС.

На следующий день Иван Бочков сбивает истребитель Ме-109.

Бочков Иван Васильевич

  • Бочков Иван Васильевич , гвардии капитан, летчик-истребитель, Герой Советского Союза
  • Из газеты, которая выпускалась комитетом ВЛКСМ, дирекцией завода «Калибр» от 7 мая 1960 года: «Худощавый, с характерными, глубоко запавшими синими глазами, скромный, хороший, отзывчивый товарищ и работник - таким помнят старые калибровцы шофера своего завода - 20-летнего комсомольца Ивана Бочкова. С большим мастерством водил он сначала грузовую, а потом легковую машину, Ваня был влюблен в свою работу. В детстве, работая подпаском, а затем пастухом у местного кулака в своей деревне, он мечтал стать летчиком.
  • Тринадцатилетним мальчиком он приехал к своему старшему брату в Москву и начал работать. Окончив курсы шоферов, в конце 1931 года стал работать на заводе «Калибр» по своей специальности. В течение двух лет по вечерам Ваня учился и успешно окончил летную школу аэроклуба.
  • В 1937 году И. В. Бочков был призван в Красную Армию, в летную школу в городе Борисоглебске. В 1939 - 1940 годах молодой летчик храбро сражался и был награжден медалью «За отвагу». Великая Отечественная война застала Бочкова в далеком Заполярье, у северных границ нашей Родины. В воздушных боях при защите Мурманска, Петрозаводска росло мастерстве летчика. За годы войны он прошел боевой путь от рядового пилота до начальника воздушно-стрелковой службы истребительного гвардейского авиаполка. За 21 месяц боевых действий И. В. Бочков совершил 308 вылетов, провел 45 воздушных боев, во время которых лично сбил 7 самолетов противника, а вместе с товарищами - 32 фашистских самолета. 22 июня 1942 года в статье «Боевая зрелость» капитан Кутахов П. С. писал: «Наблюдая за Бочковым, я открывал в нем одно качество за другим - военную хитрость, быструю сообразительность и растущее мастерство…Бочков настолько осмотрителен в воздухе, что всегда первым замечает противника, но это тоже далось в боях».
  • Однажды, производя разведку в русле реки Титовка, Бочков вместе с двумя экипажами самолетов обнаружил 3 катера и 8 лодок с войсками и техникой противника. Четыре раза летчик заходил на цель. В результате меткого пулеметного и пушечного огня 2 катера и 5 лодок были затоплены.
  • Летом 1942 года И. В. Бочков участвовал во многих воздушных боях, 15 июня 1942 года 6 боевых машин под его командованием вылетели на перехват самолетов противника, шедших на бомбардировку важного объекта. Наши летчики встретились с 30 вражескими самолетами. Несмотря на большое превосходство сил противника, Бочков смело ринулся в бой. В первой атаке были сбиты 2 вражеских самолета. Искусно маневрируя, отважная шестерка нарушила строй немецких самолетов, внесла смятение в ряды противника и взяла инициативу в свои руки. В результате смелых и решительных действий наши летчики сбили 7 бомбардировщиков, 2 истребителя и без потерь вернулись на свой аэродром. В этом бою И. В. Бочков лично сбил 2 самолета.
  • 4 апреля 1943 года в упорном и неравном сражении капитан И. В. Бочков погиб. Он был награжден орденами Ленина, Красного Знамени Отечественной войны I степени и удостоен звания Героя Советского Союза 1 мая 1943 года.
  • Из письма П. С. Кутахова матери Ивана Бочкова, Феодосье Никифоровне: «…потеря Ванюши произошла 4 апреля 1943 года в сильном воздушном бою, где нас было двое: я и он, а их 6 штук истребителей. Вот этот жаркий бой вырвал из нашей летной среды человека, мастера своего дела, имеющего самый богатейший опыт. Да, не дождался он дня радости, когда вышел указ Президиума, что ему и мне, как жили, как воевали, так вместе в одном списке присвоено звание Героя Советского Союза. До свидания, остаемся живы, здоровы: Кутахов, Фомченков. Пишите по адресу: полевая почта 36602 «А» Кутахову П.С.».
  • Похоронен в братской могиле в посёлке Шонгуй Мурманской области.
Дата смерти Принадлежность

СССР СССР

Род войск Годы службы Звание Капитан

: неверное или отсутствующее изображение

Командовал

Воздушно-стрелковая служба 19-го Гвардейского истребительного авиационного полка

Сражения/войны Награды и премии

Бо́чков Ива́н Васи́льевич ( -) - лётчик-ас , Герой Советского Союза , участник советско-финской и Великой Отечественной войн. Одержал более двадцати воздушных побед, за свою доблесть был награждён орденами Ленина (дважды), Красного Знамени и Отечественной войны I степени , а также медалью «За отвагу ».

Биография

Иван Васильевич Бочков родился 17 сентября 1915 года в деревне Филиппково, расположенной на территории нынешнего Барятинского района Калужской области) в крестьянской семье.

Получив неполное среднее образование, в 1928 году приехал в Москву, где жил его старший брат, и стал работать землекопом. Затем он окончил курсы шофёров и начал работать на заводе «Калибр», одновременно оканчивая обучение в аэроклубе. В 1937 году был призван в ряды Красной армии. В 1939 году Бочков окончил Борисоглебское военное авиационное училище имени В. П. Чкалова , куда был направлен на учёбу .

Всего во время войны Бочков совершил более 300 боевых вылетов, участвовал примерно в 50 воздушных боях, лично сбил 7 и в составе группы 32 самолёта противника. Героические победы принесли известность лётчику - в шутку говорили, что враги поставили Бочкова в затруднительное положение, не оставив на его самолёте места для звёзд, обозначающих количество сбитых машин. Газета «Боевая вахта» даже призывала: «Лётчик! Будь таким же стойким, умелым и храбрым в бою, как гвардии капитан Иван Бочков!», но уже после гибели аса .

Сослуживцы Бочкова написали письмо его матери :

Здравствуйте, дорогие Федосья Никифоровна, мать нашего любимого боевого друга, и Аня, его сестра!

Дорогие! Поверьте нам, что потеря Вашего сына в бою это для меня и Кости большая и тяжёлая утрата. Ведь, мамаша, Вы можете представить, что мы всё время были вместе крепкими друзьями как в воздухе, так и на земле. Потеря Ванюши произошла 4.4.43 года в сильном воздушном бою, где нас было только два: я и он, а их 6 штук истребителей. Вот этот жаркий длительный бой вырвал из нашей лётной среды лучшего человека, мастера своего дела, имеющего самый богатейший опыт. Как и дрался как лев с заклятым врагом фашизмом. Мамаша - личный состав отомстит, Вашу просьбу выполнит. Жизнь и боевая работа идут по-прежнему. Вот пока всё.

До свидания. Остаёмся живы-здоровы. Кутахов и Фомченков.

Память о герое

В честь Ивана Бочкова названы улицы в Москве , Мурманске и на станции Шонгуй .

Отрывок, характеризующий Бочков, Иван Васильевич

– Позвольте, барышня, позвольте, – говорила девушка, стоя на коленях, обдергивая платье и с одной стороны рта на другую переворачивая языком булавки.
– Воля твоя! – с отчаянием в голосе вскрикнула Соня, оглядев платье Наташи, – воля твоя, опять длинно!
Наташа отошла подальше, чтоб осмотреться в трюмо. Платье было длинно.
– Ей Богу, сударыня, ничего не длинно, – сказала Мавруша, ползавшая по полу за барышней.
– Ну длинно, так заметаем, в одну минутую заметаем, – сказала решительная Дуняша, из платочка на груди вынимая иголку и опять на полу принимаясь за работу.
В это время застенчиво, тихими шагами, вошла графиня в своей токе и бархатном платье.
– Уу! моя красавица! – закричал граф, – лучше вас всех!… – Он хотел обнять ее, но она краснея отстранилась, чтоб не измяться.
– Мама, больше на бок току, – проговорила Наташа. – Я переколю, и бросилась вперед, а девушки, подшивавшие, не успевшие за ней броситься, оторвали кусочек дымки.
– Боже мой! Что ж это такое? Я ей Богу не виновата…
– Ничего, заметаю, не видно будет, – говорила Дуняша.
– Красавица, краля то моя! – сказала из за двери вошедшая няня. – А Сонюшка то, ну красавицы!…
В четверть одиннадцатого наконец сели в кареты и поехали. Но еще нужно было заехать к Таврическому саду.
Перонская была уже готова. Несмотря на ее старость и некрасивость, у нее происходило точно то же, что у Ростовых, хотя не с такой торопливостью (для нее это было дело привычное), но также было надушено, вымыто, напудрено старое, некрасивое тело, также старательно промыто за ушами, и даже, и так же, как у Ростовых, старая горничная восторженно любовалась нарядом своей госпожи, когда она в желтом платье с шифром вышла в гостиную. Перонская похвалила туалеты Ростовых.
Ростовы похвалили ее вкус и туалет, и, бережа прически и платья, в одиннадцать часов разместились по каретам и поехали.

Наташа с утра этого дня не имела ни минуты свободы, и ни разу не успела подумать о том, что предстоит ей.
В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты, она в первый раз живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах – музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было несообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты. Она поняла всё то, что ее ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещенной лестнице. Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но к счастью ее она почувствовала, что глаза ее разбегались: она ничего не видела ясно, пульс ее забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешною, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И эта то была та самая манера, которая более всего шла к ней. Впереди и сзади их, так же тихо переговариваясь и так же в бальных платьях, входили гости. Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях.
Наташа смотрела в зеркала и в отражении не могла отличить себя от других. Всё смешивалось в одну блестящую процессию. При входе в первую залу, равномерный гул голосов, шагов, приветствий – оглушил Наташу; свет и блеск еще более ослепил ее. Хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одни и те же слова входившим: «charme de vous voir», [в восхищении, что вижу вас,] так же встретили и Ростовых с Перонской.
Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе. Она посмотрела на нее, и ей одной особенно улыбнулась в придачу к своей хозяйской улыбке. Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может быть, и свое золотое, невозвратное девичье время, и свой первый бал. Хозяин тоже проводил глазами Наташу и спросил у графа, которая его дочь?
– Charmante! [Очаровательна!] – сказал он, поцеловав кончики своих пальцев.
В зале стояли гости, теснясь у входной двери, ожидая государя. Графиня поместилась в первых рядах этой толпы. Наташа слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про нее и смотрели на нее. Она поняла, что она понравилась тем, которые обратили на нее внимание, и это наблюдение несколько успокоило ее.
«Есть такие же, как и мы, есть и хуже нас» – подумала она.
Перонская называла графине самых значительных лиц, бывших на бале.
– Вот это голландский посланик, видите, седой, – говорила Перонская, указывая на старичка с серебряной сединой курчавых, обильных волос, окруженного дамами, которых он чему то заставлял смеяться.
– А вот она, царица Петербурга, графиня Безухая, – говорила она, указывая на входившую Элен.
– Как хороша! Не уступит Марье Антоновне; смотрите, как за ней увиваются и молодые и старые. И хороша, и умна… Говорят принц… без ума от нее. А вот эти две, хоть и нехороши, да еще больше окружены.