Про психологию. Учения и методики

В психологических учениях различных эпох были поставлены. Проблема воспитания ребенка в психологических учениях античности, средневековья и эпохи возрождения

Контрольная работа по курсу «Возрастная психология»

на тему «История развития возрастной психологии как науки»

Введение 3

Становление возрастной психологии как самостоятельной области психологической науки. 4

Начало систематического изучения детского развития 9

Из истории становления и развития российской возрастной психологии 11

Заключение 20

Литература 21

Текст контрольной работы дается с сокращениями!

Введение

История психологии развития и возрастной психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику человека на основе анализа различных подходов к пониманию генезиса психики.

Оформление возрастной психологии как самостоятельной отрасли научного знания относится ко второй половине 19 века.Объективными предпосылками ее формирования были:

Становление возрастной психологии как самостоятельной области психологической науки.

В психологических учениях прошлых эпох (в период античности, в Средние века, в Эпоху Возрождения) уже были поставлены многие важнейшие вопросы развития детей. Исследования психического развития человека начались с античных времен. Первые же работы, связанные с поисками основ психики, основ души, привели исследователей к идее о развитии души и необходимости изучить как факторы, определяющие (детерминирующие) это развитие, так и его этапы.

Начало систематического изучения детского развития

Первые концепции психического развития детей возникли под влия-нием закона эволюции Ч. Дарвина и так называемого биогенетиче-ского закона.

Биогенетический закон, сформулированный в XIX в. биологами Э. Геккелем и Ф. Мюллером, основан на принципе рекапитуляции (повторяемости). Он гласит, что истори-ческое развитие вида отражается в индивидуальном развитии орга- низма, принадлежащего к данному виду. Индивидуальное разви-тие организма (онтогенез) является кратким и быстрым по-вторением истории развития ряда предков данного вида (филогенеза).

Из истории становления и развития российской возрастной психологии

Начальные этапы становления возрастной и педагогической психо-логии в России также относятся ко второй половине XIX в.

Для российской культуры дореволюционного периода была органична идея гуманизма, идея интереса к внутреннему миру че-ловека, в том числе ребенка (достаточно вспомнить «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н. Толстого, «Детские годы Багрова внука» СТ. Аксакова и многое другое). Политические и экономи- ческие реформы 60-х гг. XIX в., подъем культурной и научной жиз-ни, всплеск интереса к просвещению и надежд, связанных с образо-ванием, привели к осознанию необходимости построения научной теории воспитания и обучения.

Заключение

Исследования психического развития человека начались с античных времен. В Средние века,с 3 в. по 14 в. на первый план вышли проблемы развития познания, исследования основных познавательных процессов как этапов развития познания у детей, динамики их становления и методов их формирования.

Развитие общества в Новое времяпривело к необходимости разработать объективную научную основу под высказанными гуманистами взглядами о психике человека.

Скачать контрольную работу :

В психологических учениях прошлых эпох (в период античности, в Средние века, в эпоху Возрождения) уже были поставлены многие важнейшие вопросы психического развития детей.

В работах древнегреческих ученых Гераклита, Демокрита.

Сократа, Платона, Аристотеля рассматривались условия и факторы становления поведения и личности детей, развития их мышления, творчества и способностей, сформулирована идея гармоничного психического развития человека.

В период Средневековья, с III по XIV в...

Среди психологов, активно занимавшихся проблемами детского развития в первые десятилетия XX в., наиболее известны А. Бине, Э. Мейман, Д. Селли, Э. Клапаред, В. Штерн, А. Гезелл и некоторые другие.

Английский ученый Дж. Селли рассматривал становление психики человека с позиций ассоциативного подхода.

Он выделял ум, чувства и волю как основные составляющие психики. Значение его работ для практики детского воспитания состояло в определении содержания первых ассоциаций ребенка и...

Не обрывать эмоции ребенка, а помочь их пережить!

Детский психолог Ирина Млодик призывает к бережному отношению к детским чувствам(в частности, к детскому страху). Сложилась такая ситуация, что взрослые как правило прерывают практически все чувства ребенка - а особенно страх, гнев, злость, обиду и т.п. Ирина Млодик говорит о том, что это, конечно, более простой путь для родителя - но плохо сказывается на детской психике.

Важнее позволить ребенку пережить эти чувства, разделить их с ним...

Сначала новорожденный воспринимается старшим ребенком как новая игрушка: ее любопытно потрогать, ей можно порадоваться. Но спустя некоторое время вы заметите, что все изменилось. Вашему первенцу стало ясно, что младенец обосновался на его территории навсегда. При этом он много спит или проводит время у мамы на руках.

Чем меньше возраст старшего ребенка, тем проявления ревности у него будут более откровенными. Некоторые дети становятся агрессивными по отношению к младенцу, но еще чаще - по...

Способность варьировать объект игры при помощи фантазии, дает ребенку чувство власти над предметом игры, развивает вкус к свободной с творческой деятельности, создает новые стимулы к активности. Пока еще детство не закончено, игры имеют это психическое действие, имеют эту функцию.

Отсюда формула, которую в свое время выдвинул Грос: мы не потому граем, что мы дети, но для того дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства, согласно этой формуле заключается в том, чтобы дать развиться...

Уже лет с семи современные дети нередко страдают комплексами, которые их родителям в этом возрасте не были знакомы. Они переживают, что некрасивы, недостаточно стройны или чересчур «задвинутые»... Десятилетний Антон учится играть на скрипке, ежедневно посвящая музыке по два часа.

Наталья, его мама, в восторге: «Сын занимается без всяких напоминаний!» Но недавно он потребовал не рассказывать о своем увлечении друзьям. «Когда я спросила почему, – рассказывает Наталья, – он ответил, что скрипка...

Ситуация. Вашему старшему уже перевалило за четыре года, когда младший только начал ползать. Не стоит объяснять, что вы любите обоих так сильно, как может любить мать своих детей. И тем не менее понятно, что младшему сегодня нужно куда больше внимания в силу его полной беспомощности.

Вы как порядочная мать постарались сделать все, чтобы старший не чувствовал себя обделенным вниманием, и он, как вам кажется, любит своего младшего братика (сестренку). Но вдруг что-то изменилось, “взрослый” стал...

Психология зависти берет свое начало как эмоция зависти в период зачатия и развивается на протяжении первого месяца жизни, а далее формируется в программу «Зависть», которая начинает самостоятельный путь из подсознания человека, выстраивая его алгоритмы и шаблоны поведения на всю дальнейшую жизнь.

Полностью программа зависти у ребенка формируется к 3-м годам.

У кого-то эта программа запускается раньше, у кого-то позже, но практически все ныне живущие люди хоть раз в жизни испытывали...

Исследования психического развития детей начались со времен античной психологии. Первые работы, связанные с поиском основ психики, основ души, привели психологов к идее о развитии души и необходимости изучить как факторы, определяющие (детерминирующие) это развитие, так и его этапы.

Одним из первых ученых, исследовавших проблему развития (генезиса) психики, был известный философ Гераклит(ок.520_ 460 г.г. до н.э.).Им была разработана идея мирового года(по аналогии с временами года), которую он перенес и на развитие души. Он считал,что душа человека рождается, растет и совершенствуется, затем постепенно старится и, наконец, умирает.Гераклит сравнил душу с огнем,который, по его мнению, является первоосновой мира, степень совершенства и зрелости души он измерял по степени ее огненности.

Гераклитне только впервые сказал о развитии души, но и связал ее с развитием мышления, отождествляя психическое развитие с развитием интеллекта. Такой подход характерен для многих современных теорий психического развития, в которых предполагается, что формирование личности, эмоциональной и волевой сферы детей является лишь следствием развития интеллекта.

Впервые вопрос о развитии личности детей и формирования у них нравственного, социально одобряемого поведения был поставлен греческим ученым Протагором(491 _ 411до н.э.) _ одним из основоположников школы софистов. Ему принадлежит изречение: «человек есть мера всех вещей».

Протагор поставил вопрос о том, можно ли человека путем планомерного воздействия на него в личном общении сделать лучше в нравственном смысле, помочь ему преодолеть трудности жизни. Цель такого воздействия заключается в адаптации ребенка к социальным условиям.

Протагор пришел к выводу, что с точки зрения социальной адаптации, наиболее важно внешнее влияние, которое заключается в обучении детей приемам воздействия на других, в развитии способностей, связанных с ораторским искусством. Главным критерием одаренности считалось наличие способности к красноречию, что давало возможность более активного участия в общественной жизни, помогало достичь более высокого социального статуса.

С точки зрения греческого философа и психолога Демократа(460 _ 370 гг. до н.э) душа является источником активности, энергии для тела.

Демократ считал, что душа находится в нескольких частях тела _ в голове (разумная часть души), груди (мужественная часть), печени (вожделеющая часть) и органах чувств.

Демократ впервые выдвинул идею теории познания. Он считал, что существуют две ступени в познавательном процессе _ ощущение и мышление, которые возникают одновременно и развиваются параллельно.

Демократ выдвинул идею всеобщего детерминизма. Признание необходимости всех совершающихся событий рождает фаталистическую тенденцию в понимании человеческой жизни, отрицает свободу воли человека.

Демократ считал, что невозможно влиять на поведение ребенка, невозможно направлять его психическое развитие в сторону, не предусмотренную его судьбой. По мнению Демократа, воспитание должно дать человеку три дара: хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать. Демократ большое значение придавал нравственному формированию ребенка.

Сократ(470 _ 300 гг. до н.э) этическому развитию ребенка придавал большое значение. Главная цель воспитания, по Сократу, _ личное самосовершенствование, в образовании которого он выделял две ступени _ изучение этики и изучение специальных практических жизненных вопросов. Этот подход к воспитанию вытекал из основных положений психологической концепции Сократа.

Одним из важнейших положений Сократа была идея о том, что существует абсолютное знание, абсолютная истина, которую человек может познать в своем размышлении о природе вещей и передать другим. Сократ один из первых в психологии обратился к речи, утверждая, что истина зафиксирована в общих понятиях, словах и в таком виде передается от поколения к поколению. Таким образом, он впервые связал мыслительный процесс со словом. Позднее это положение развил его ученик Платон, отождествивший мышление и внутреннюю речь.

Однако абсолютное знание невозможно вложить в душу ребенка в готовом виде. Невозможна не только передача готового знания, но и передача отношения к нему, этических норм и понятий о нравственности и добродетели. Эти чувства можно только развивать из тех зародышей, что имеются в душе ребенка. Причем развивать их должен сам ребенок, а взрослый лишь помогает ему в этом процессе.

Сократ одним из первых психологов поднял вопрос о необходимости разработки метода, при помощи которого можно помочь актуализации знаний, заложенных в душе ребенка. Он считал, что такой метод основывается на диалоге учителя и ученика, при котором учитель направляет течение мысли ребенка, помогая ему осознать необходимые для решения конкретной проблемы знания. Это и был знаменитый метод сократической беседы. В ее основе лежал разработанный Сократом метод «наводящих размышлений», при помощи которых детей подводили к определенному знанию. Сократ никогда не предъявлял знание собеседнику в готовой форме. Сократ постепенно приводил своих слушателей к нужным выводам.

Вводя понятие гипотезы, он в беседе показывал, что неправильное допущение приводит к противоречиям и, следовательно, к необходимости выдвинуть другую гипотезу, приводящую к истине. Фактически это было первой попыткой разработать технологию проблемного обучения.

Платон(427 _ 347гг. до н.э),исследуя психическое развитие, пришел к выводу, что существует идеальный мир, в котором расположены души, или идеи вещей, т.е. те совершенные предметы, которые становятся прообразами реальных предметов. Совершенство образцов недосягаемо для этих предметов, но заставляет их стремиться к сходству, соответствовать им. Таким образом, душа человека является не только идеей, но и целью реальной вещи. С точки зрения Платона, душа постоянна, неизменна и бессмертна, она является хранительницей нравственности человека.

Он уподоблял душу колеснице, запряженной двумя конями. Черный конь(вожделеющая душа) не слушает приказов, стремиться перевернуть колесницу, сбросить в пропасть _ она нуждается в постоянной узде. Белый конь (страстная душа) не всегда слушается возницу, нуждается в постоянном присмотре, стремиться идти своей дорогой. И разумная часть души отождествляется с возницей: ищет правильный путь и направляет по нему колесницу. Управляя движением коней.

Платон впервые представил душу не как целостную организацию, но как определенную структуру, испытывающую давление противоположных тенденций, конфликтующих мотивов, диктуемых вожделеющей и страстной частями души, которые не всегда можно примирить при помощи разума. Эта идея Платона о внутреннем конфликте души стала впоследствии особенно актуальной в психоанализе.

Исследуя познавательные процессы, Платон говорил об ощущении, памяти и мышлении. Он первый стал считать память самостоятельным психическим процессом. Дал памяти определение _ «отпечаток перстня на воске» _ считая ее одним из основных этапов в процессе познания окружающего мира. Платон также доказал, что мышление есть диалог души с собой (внутренняя речь).

В основе системы обучения Платона лежит принцип передачи знаний путем образования понятий. Процесс формирования любого нового знания Платон понимал как припоминания того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. Обучение учит детей не только правильно мыслить, но и совершать правильные поступки, так как именно разум, мышление должны руководить поведением человека.

Платон рассматривал индивидуальные склонности и способности детей с точки зрения их профессиональной пригодности и будущего социального статуса. При этом уже в детстве необходимо осуществлять профессиональный отбор и тестирование детей и воспитывать ребенка согласно его будущему предназначению.

Аристотель(384 _ 322 до н.э.) считал, что тело от души отделить нельзя. Благодаря душе тело учится, размышляет и действует. После смерти человека разумная часть души не умирает, но соединяется с «верховным разумом» (Нусом), пополняя его содержание.

Аристотель особое внимание обращал на развитие интеллекта, подчеркивая, что значительную роль играет не только мышление, но и, прежде всего, восприятие. Аристотель, изучая развитие человека, придерживался системного подхода. Он утверждал, что в отдельном человеке повторяются при его превращении из младенца в зрелое существо те ступени, которые прошел за свою историю весь органический мир. В этом обобщении в зачаточной форме была заложена идея, названа впоследствии биогенетическим законом.

Аристотель исследовал генезис образования понятий у детей. Он утверждал, что сначала у них формируются общие понятия, а только потом единичные.

Аристотель впервые заговорил о природосообразности воспитания и необходимости соотнесения педагогических методов с уровнем психического развития детей. Он предложил периодизацию, основой которой явилась выделенная им структура души. Он разделил детство на три периода _ до 7 лет, от 7 до 14 лет и от 14 до 21 года. Для каждого периода должна быть разработана определенная система воспитания, соответствующая основным закономерностям данного периода.

Вопросы психического развития и формирования социально адаптированной личности получили новое развитие в средние века (с III по XIV вв.).

В этот период серьезное влияние на развитие науки оказывала религия. Поскольку вопросы души, духовной жизни и самосовершенствования стали предметом религии, изменился и предмет психологии, которая из науки о душе стала превращаться в науку о познавательных процессах.

В детской психологии на первый план вышли проблемы развития познания, исследования основных познавательных процессов как развития познания у детей, динамики их становления и методов их формирования.

Новый подход к пониманию души и ее генезиса одним из первых сформулировал выдающийся греческий философ Плотин. Он ввел важное для современной возрастной психологии понятие единства и целостности человека, которое формируется в первые годы жизни и является основой тождественности (идентичности) человека самому себе.

Не менее важным было и положение Плотина о самонаблюдении как основе достижения единства. Плотин понимает психическое действие любого уровня как чисто духовное. Все проявления жизни трактуются как производные души. Память есть не что иное, как знание души о своих прежних действиях, поэтому память является основой единства сознания, соединяя в нем прошлое и настоящее.

Дальнейшее развитие учения о самосознании и познавательной активности души связано с именем известного римского ученого Августина Аврелия(354 - 430 гг.). Он вошел в историю науки под именем Августина Блаженного. Он считал душу орудием, которое правит телом. Основу души образует воля а не разум, тем самым Августин Блаженный стал основоположником учения, названного в последствии волюнтаризмом(от латинского «волюнтас» _ воля).

Августин Блаженный ввел понятие о врожденной активности души _ основе ее развития. Эта активность, направляя и трансформируя познание и поведение человека, является основой ее воли. Августин Блаженный выдвинул идею о саморазвитии психики. Главная мысль _ генезис психики не зависит от внешнего воздействия и направляется собственной, врожденной активностью, устремленной на развитие. Августин резко осуждал насилие над ребенком, утверждал, что волевая активность направляется только Богом, причем это управление производится при помощи самосознания ребенка, т.е. ребенок осознает свои возможности и стремления.

Большое значение для детской психологии имели работы выдающегося арабского мыслителя Ибн Сины(латинизированное имя _Авиценна).

Он был одним из первых исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение придавалось воспитанию. Воспитание является активной силой, способно изменять физиологические свойства организма в определенном направлении. Особое место при этом отводилось чувствам, аффектам, которые испытывает дитя в различные возрастные периоды. Вызывая у ребенка те или иные аффекты, взрослые формируют его натуру, его организм, всю систему его психофизиологических функций. Ибн Сине приписывают постановку опыта, названного «экспериментальным неврозом».

Вопросы, связанные с практикой воздействия на психическое развитие и формирование личности ребенка встали перед учеными эпохи Возрождения (Х1У-XVIвека).

В эпоху Возрождения ученые-гуманисты стремились восстановить основы классического образования, развить интерес воспитателей к личности ребенка. Большое значение уделялось разработке новых принципов обучения, ведущими из которых сталинаглядность и природосообразность.

Эразм Роттердамский выдвинул идею о сочетании наглядности с положительными эмоциями. Он считал, что основой усердия и любознательности учеников является поощрение со стороны учителя и эмоциональное удовлетворение детей во время обучения.

Английский философ и психолог Роджэр Бэкон доказывал, что опыт, эксперимент и математика должны быть положены в основу всех наук. Бэкон доказывал, что ощущения являются ведущим психическим процессом, материалом, из которого рождаются знания. Ему принадлежит известный тезис «Знание _ сила».

Известный испанский ученый Хуан Вивес предложил новый способ обобщения _ индукцию(выведение от частного к общему). Вивесу принадлежит доказательство возможности и обоснованности логического перехода от частного к общему. Основой такого перехода, по мнению Вивеса, являются законы ассоциаций, а ассоциация впечатлений определяет природу памяти. Вивес один из первых пришел к выводу, что наиболее эффективно для подавления негативного переживания не его сдерживание или подавление разумом, а вытеснение другим, более сильным переживанием.

Другой известный испанский исследователь Хуан Уарте поставил специальную задачу_изучение индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора. Основными способностями признавались воображение (фантазия), память и интеллект.

Для науки того времени был характерен механический подход, ценность которого заключается в том, что, анализируя этапы развития ребенка, ученые приходили к выводу о наличии соответствующих периодов в психическом развитии человека. Таким образом, уже в то время были заложены основы периодизации.

История психологии - Учебное пособие (Морозов А.В.)

Глава 3. психологическое знание эпохи возрождения

Переходный период от феодальной культуры к буржуазной получил название «эпоха Возрождения». Его главной особенностью стало возрождение античных ценностей, без которых едва ли смогли бы существовать и арабоязычная, и латиноязычная культуры (в Западной Европе, как известно, языком образованности была латынь).

Мыслители Возрождения полагали, что они очищают античную картину мира от «средневековых варваров». Восстановление античных памятников культуры в их подлинном виде действительно стало признаком нового идейного климата, хотя их восприятие, разумеется, было созвучно новому образу жизни, обусловленной им интеллектуальной ориентации.

Возникновение мануфактурного производства, усложнение и совершенствование орудий труда, великие географические открытия, возвышение бюргерства (среднего слоя горожан), отстаивавшего свои права в ожесточенной политической борьбе, - все эти процессы изменили положение человека в мире и обществе, а, следовательно - и его представления о мире и самом себе.

Новые философы вновь обращаются к Аристотелю, который теперь из идола скованной церковными Догмами схоластики превращается в символ свободомыслия, спасения от этих догм. В главном очаге Возрождения - Италии - разгораются споры между спасшимися от инквизиции сторонниками Ибн Рушда (аверроистами) и еще более радикально настроенными александристами - сторонниками Александра Афродисийского.

Проблемы, которые вставали перед психологией в эпоху Возрождения, повторяли в какой-то степени старые, возникшие в период VII -VI вв. до н. э. Эта эпоха актуализировала ценности античного мира, черпала и утверждала новые, прогрессивные идеи непреходящего учения великого Аристотеля. Таким образом, это время возвращения (возрождения) важнейших принципов античной науки.

Эпоху Возрождения часто называют периодом гуманизма, поскольку она связана с пробуждением общего интереса к человеку и его жизнедеятельности. Это - стремление вернуть человека с божественных высот на землю, отказ от религиозных схоластических построений о душе, призыв к правдивому и опытному изучению душевного мира людей.

Вместе с тем, в психологических взглядах мыслителей этого времени не были полностью преодолены средневековые предрассудки.

В это время зародился новый предмет психологической науки, как науки о сознании, окончательно сформулированный в Новое время.

Характерной чертой психологии этого периода является противоречивое сплетение старого миропонимания с новыми обозначающимися тенденциями.

Раньше всего проблески научного мировоззрения появляются в Италии. Среди первых крупных мыслителей, попытавшихся выступить против традиций средневековой схоластики, видное место занимает Лоренцо Валла (1407- 1457 гг.).

Свои основные взгляды Л. Балла изложил в трактате «О наслаждении как истинном благе». Уже само название его труда говорит о близости его взглядов с учением Эпикура и Лукреция. Л.Валла утверждал, что в основе всего лежит природа, и человек является ее частью. Поскольку человек есть часть природы, то и душа его - проявление природы.

Ведущими признаками, отличающими всю живую природу, Лоренцо Балла считал потребности и стремления. Они свойственны и человеку в виде тенденции к самосохранению и связанным с этим стремлением к чувствам удовольствия и физического наслаждения. Стремления и удовольствия - это голос и требования природы и поэтому человек должен не ущемлять их, как тому учила церковь, а удовлетворять.

С утверждением природной детерминации души человека выступал другой представитель итальянской мысли XV столетия Пьетро Помпонацци (1462-1525 гг.). В книге «О бессмертии души» Помпонацци, критикуя схоластику, указывал, что Бог в делах природы участия не принимает. Бессмертие Бога и вечность души опытным путем установить невозможно. Душа - это земное, природное свойство, связанное с жизнедеятельностью организма. Психические явления являются продуктом работы нервной системы и мозга. С разрушением и смертью тела исчезают и все способности души.

В равной мере это касается и мышления. Оно, подобно другим силам и свойствам души, является функцией мозга, возникает и умирает вместе с рождением и смертью человека. Психическое развивается от ощущений через память и представления к мышлению. Мышление предназначено для познания общих истин, устанавливаемых на основе частных, которые, в свою очередь, даны в чувственных формах познания - ощущениях, восприятиях и представлениях.

Выступление против церкви и богословия проявлялось не только в критических трактатах, но также в учреждении научно-учебных центров или академий, которые были призваны кардинально изменить подход к изучению человека.

Новую трактовку эмоций и развития аффектов дал итальянский ученый Бернардино Телезио (1509 - 1588 гг.). Стремясь объяснить психическое из природных законов, он первым организовал в Неаполе общество естествоиспытателей, которое ставило своей целью изучать природу во всех ее частях, объясняя ее из нее самой.

Собственную систему взглядов Б.Телезио развивал, ориентируясь на учения Парменида и, особенно, стоиков. По его мнению, в основании мира лежит материя. Сама по себе материя пассивна. Для того, чтобы она могла проявиться в многообразии своих качеств, в своем учении о движущих силах, являющихся источником энергии, в качестве основных он выделил тепло и холод, свет и темноту, способность к расширению и сокращению и т. д. Эти силы находятся во взаимном проникновении, создавая новые образования, связанные с концентрацией определенных сил. Они являются источником всякого развития.

Б.Телезио также считал, что главной целью природы является сохранение достигнутого состояния. Таким образом, можно говорить о том, что в его концепции впервые появилась идея гомеостаза, хотя и изложенная на уровне науки того времени. Закону самосохранения, по его мнению, подчиняется и развитие психики, а разум и эмоции регулируют данный процесс. При этом в положительных эмоциях проявляется сила души, сохраняющая и удлиняющая жизнь, а в отрицательных - ее слабость, мешающая самосохранению. Разум же оценивает ситуации с этой точки зрения.

Проводя в целом передовые, для того времени, взгляды и утверждая естественно-научный и опытный подход к изучению человека и его психики, Телезио, тем не менее, допускал некоторые уступки идеализму и теологии. Им все-таки признавалось существование Бога и высшей бессмертной души.

Наряду с Италией возрождение новых гуманистических взглядов на индивидуальную психическую жизнь достигло высокого уровня в других странах, где подрывались устои прежних социально-экономических отношений. В Испании возникли направленные против схоластики учения, устремленные к поискам реального знания о психике.

Намеченные в общих чертах во взглядах П.Помпонацци и Б.Телезио принципы эмпиризма и сенсуализма с наибольшей отчетливостью выступают в концепции Хуана Луиса Вивеса (1492-1540 гг.). В своей книге «О душе и жизни». Л.Вивес полагал, что природа существует сама по себе и познавать ее необходимо путем опыта и эксперимента. Познание души должно строиться не на умозрительных рассуждениях о душе как особой духовной сущности, оно должно идти по линии изучения ее конкретных проявлении и свойств. Первичными формами психического являются ощущения и чувства (эмоции), которые с помощью ассоциаций по сходству и контрасту преобразуются в более сложные психические структуры. Таким образом, он предлагал новый способ обобщения чувственных данных - индукцию. Хотя этот способ был детально разработан позднее английским философом, лорд-канцлером при короле Якове I Фрэнсисом Бэконом (1561-1626 гг.), Вивесу принадлежит доказательство возможности и обоснованности логического перехода от частного к общему.

Аналогичные изменения происходят и в области побудительных сил. Основным способом, с помощью которого открываются человеку отдельные проявления его души, является, по убеждению Л.Вивеса, внутренний опыт или самонаблюдение. Именно опираясь на самонаблюдение, он выделил некоторые основные и важнейшие характеристики побуждений и эмоциональных состояний:

1) различную степень интенсивности, то есть силу или слабость эмоциональных переживаний - легкие, средние и сильные;

2) длительность эмоциональных состояний от кратковременных до более продолжительных;

3) качественное содержание эмоциональных реакций, разделение их по этому признаку на приятные (положительные) и неприятные (отрицательные) .

Л.Вивес одним из первых пришел выводу, что наиболее эффективным для подавления негативного переживания является не его сдерживание или подавление разумом, а вытеснение другим, более сильным переживанием.

По Л.Вивесу, именно практика, опираясь на теорию, позволяет правильно воспитывать ребенка. Вивес решительно выступал против схоластики в защиту опытного познания. Педагогические идеи Вивеса повлияли на Яна Амоса Коменского (1592-1670 гг.) - чешского мыслителя-гуманиста, педагога, разработавшего педагогическую систему, в основу которой были положены принципы материалистического сенсуализма; а также на основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолу (1491-1556 гг.), выработавшего организационные и моральные принципы ордена.

Другой испанский врач и психолог Хуан Уарте (1530-1592 гг.), также отвергая умозрение и схоластику, в своей работе «Исследования способностей к наукам», особенности души ставит в зависимость от телесных особенностей человека, климатических условий и пищи; требовал применить индуктивный метод. Это была первая в истории психологии работа, в которой ставилась задача изучить индивидуальные различия между людьми для определения их пригодности к различным профессиям с целью профессионального отбора.

В книге Уарте, которую можно назвать первым исследованием по дифференциальной психологии, в качестве основных было поставлено четыре вопроса:

1. Какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и неспособным к другой?

2. Какие виды дарования имеются в человеческом роде?

3. Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности?

4. По каким признакам можно узнать соответствующее дарование?

Анализ способностей сопоставлялся со смесью четырех элементов в организме (темпераментом) и с различием в сферах деятельности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством и т. д.), требующих соответствующих дарований.

Основными способностями признавались воображение (фантазия), память и интеллект. Каждая из них объяснялась определенным темпераментом мозга, то есть пропорцией, в которой смешаны главные соки. Анализируя разнообразные науки и искусства, Х.Уарте оценивал их с точки зрения того, какую из трех способностей они требуют. Это направило мысль Уарте на психологический анализ деятельности полководца, врача, юриста, теолога и т. д. Зависимость таланта от природы не означает бесполезности воспитания и труда. Однако и здесь имеются большие индивидуальные и возрастные различия. Существенную роль в формировании способностей играют физиологические факторы, в частности, характер питания.

X. Уарте считал, что особенно важно установить внешние признаки, по которым можно было бы различать качества мозга, определяющие характер дарования. И хотя его собственные наблюдения о соответствиях между телесными признаками и способностями очень наивны (например, он выделял в качестве таких признаков жесткость волос, особенности смеха и т. п.), сама идея о корреляции между внутренним и внешним была вполне рациональной.

Уарте мечтал об организации профессионального отбора в государственном масштабе, потому что считал важным, чтобы никто не ошибся в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию.

Еще одним замечательным испанским мыслителем XVI-гo века был врач Гомес Перейра (1500-1560 гг.). Двадцать лет своей жизни он посвятил работе над книгой «Антониана Маргарита» (1554 г.). Ее главным выводом было отрицание чувствующей души у животных.

Впервые в истории науки животные были представлены как «апсихические» тела, управляемые не душой, а прямыми воздействиями внешних объектов и следами этих воздействий (по терминологии Перейры - «фантазмами»). Номиналистская традиция перешла у Г.Перейры из области познания в область поведения.

Если Оккам и его последователи учили, что не только понятие, но и чувственный образ - знак вещи, то, согласно взглядам Перейры, животные ничего не слышат, не видят, вообще не чувствуют. Не чувственные образы, а знаки движут их поведением.

Вывод Перейры противоречил учению католической Церкви о животных, как низших душах. От инквизиции его спасло резкое противопоставление животных человеку как богоподобному существу с бессмертной душой.

Значительную роль в увеличении опытных знаний о деятельности организма сыграли анатомические опыты бельгийского ученого Андреаса Везалия (1514-1564 гг.), который в книге «О строении человеческого тела» выдвинул учение о «животных духах» как реальном материальном субстрате психических явлений.

На характер трактовки объяснения телесных механизмов психики существенное влияние оказывали общие условия развития производительных сил. Рост мануфактурного производства, возрастание роли техники, создание и широкое распространение различных механизмов не могло не повлечь за собой изменений в объяснительных принципах психической деятельности.

Тенденция описывать психику в сравнении с работой механизмов и машин все более усиливается. Начало механистического подхода в психологии было положено арабскими учеными, провозгласившими так называемый «оптический детерминизм». Научные взгляды А.Везалия в значительной мере способствовали преобразованию оптического детерминизма в механистический.

В укреплении механистического подхода в интерпретации психики и поведения людей и животных видную роль сыграл итальянский ученый Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) - величайший представитель эпохи Возрождения, соединивший в одном лице непревзойденного художника, философа, естествоиспытателя и изобретателя. Он известен и как блестящий анатом, длительное время занимавшийся вскрытием трупов животных и людей. При изучении анатомии он преследовал научные цели. В анатомических исследованиях он видел путь проникновения в тайны человеческих страстей, чувств и поведения. К числу общечеловеческих страстей Леонардо да Винчи относил радость, печаль и физические усилия. Только в связи с этими состояниями, считал Леонардо, может быть понято основное жизненное значение различных частей организма (мышц, костей, сухожилий и т. д.), движениями и изменениями которых сопровождаются человеческие страсти (печаль, страх, жестокость и т. д.).

Высшей ценностью в этот период развития науки становился не божественный разум, а, говоря языком Леонардо да Винчи, - «божественная наука живописи». При этом под живописью понималось не только искусство отражения мира в художественных образах.

Изменения в реальном бытии личности коренным образом изменяли ее самосознание. Субъект осознавал себя центром направленных вовне духовных сил, которые воплощаются в реальные, чувственные ценности; он желал подражать природе, на деле преобразуя ее своим творчеством, практическими деяниями.

Большое место в анатомических опытах Леонардо занимали вопросы биомеханики, то есть строения и работы двигательных систем организма, причем деятельность живых существ он стремился описывать в категориях механики.

Сосредоточив большое внимание на работе различных мышечных систем, ему удалось установить не только подчиненность их законам механики, но также зависимость двигательных систем от деятельности нервов, спинного и головного мозга. В известных опытах на лягушках им было показано, что, в случае удаления головного мозга, у лягушки остается сохранной часть мышечных движений, тогда как при проколе или разрушении спинномозгового ствола исчезают и эти движения. Важность этого открытия состояла в двух моментах, а именно в том, что мышечные реакции определяются нервной системой и что разные ее отделы отвечают за различные функции.

Особый интерес вызывают представления Леонардо да Винчи относительно глаза, который рассматривался им как властелин над всеми другими органами чувств. Характеризуя деятельность глаза, он показывает, что работа глаза управляется не особой способностью души, а является ответной реакцией на световые воздействия. В приводимом им описании механизма зрения, по существу, давалась схема зрачкового рефлекса, и, таким образом, Леонардо довольно близко подошел к рефлекторному принципу.

Несколько в стороне от общей тенденции развития психологии в эпоху Возрождения стоят работы немецких мыслителей Меланхтона и Гоклениуса. Своеобразие их взглядов проявляется в двух отношениях.

Первое, что отличает их представления, это большая зависимость от теологии и богословия.

Во-вторых, их трактаты представляют собой переложение и комментарии к учению Аристотеля.

Меланхтон Филипп (1497 - 1560 гг.) известен своей книгой «Комментарии о душе». В ней немецкий неосхоласт пытается, исходя из уровня современных ему знаний, модернизировать учение Аристотеля.

Подобно Аристотелю, Меланхтоном выделялись в душе три вида способностей - растительные, животные и разумные.

Растительные и животные способности души являются страдательными силами в том смысле, что они зависят от строения и деятельности частей тела и организма в целом, а также от воздействия внешних физических факторов.

Телесная обусловленность низших способностей души трактовалась в духе представлений Галена. Носителями растительных способностей являются, по мнению Меланхтона, печень и венозная кровь. Поступая в область сердца, венозная кровь очищается, и в виде парообразований направляется по артериям в желудочки головного мозга. Эта очищенная кровь называлась им «животными духами». Движение животных духов в нервах и к головному мозгу служит материальным носителем ощущений и восприятий.

Что касается высших процессов - деятельности души по осознанию восприятий и установлению в них сходств и различий, то эти акты относились Ф. Меланхтоном к уровню разумных способностей или разумной душе, которая лишь временно связывается с животными способностями. Разумная душа, поскольку она божественной природы, вечна и бессмертна.

С комментарием к идеям Аристотеля выступил и другой немецкий ученый - Родольф Гоклениус (1547 - 1628 гг.) - представитель поздней протестантской неосхоластики. С его именем связывают появление термина «психология», которым и была названа его основная работа «Психология», вышедшая в 1590 г.

В своих психологических воззрениях Гоклениус различал внешнее причинение (affectio externa), которое испытывается субъектом в силу внешней причины, и внутреннее причинение (affectio interim), проистекающее из начал, лежащих в самой душе.

Ранее, уже было отмечено, что мыслителям эпохи Возрождения не удалось полностью преодолеть традиций средневековой схоластики и богословия. Вместе с тем для большинства ученых была характерна одна общая идея. Существо этой идеи выражалось в требовании обратиться к самой природе, к реальному миру, к опытному их изучению. Это требование распространялось и на область психического.

Выступая против схоластики и теологии, мыслители эпохи Гуманизма пытались выяснить, прежде всего, реальные телесные основания различных проявлений души. Гуманистическое движение резко обострило интерес к человеческой личности как таковой. Несмотря на ограниченность первоначальных результатов, общая направленность этого движения соответствовала идеологической позиции восходящего класса - буржуазии и способствовала развитию новых общественных отношений.

Психологические представления в античности (дофилософский период).

Представления о том, что в человеке живет нечто особенное, отличное от его физического тела, сложились в глубокой древности. Это нечто часто связывалось с дыханием – тем, что уходит со смертью тела (душа, дух, дыхание), и нередко представлялось в виде крылатого существа, возвращение которого в тело

означало бы и его возрождение.

Душа в большинстве случаев представлялась как нечто, связанное с жизнью тела, делающее тело «одушевленным», и ее существование было несомненным. В мифах античной Греции душа предстает как своеобразный двойник тела, его копия, тень. Она живет после ухода из тела в царстве Аида в бесплотности

своей, сохраняя человеческие желания (так, физически страдает от голода и жажды тень Тантала, мучается усталостью тень Сизифа).

Не подвергается сомнению существование души и в эллинской философии, ищущей ответ на основной вопрос – вопрос о субстанции, т. е.первоначале, не имеющем для себя никакой причины, кроме себя же. Что есть душа

– самостоятельная ли она субстанция или же свойство другой субстанции (материи)?

По сути, с этого вопроса начинается донаучный этап психологии, завершающийся лишь в конце 19 в.

Одним из первых направлений был – анимизм, который рассматривал психику человека во многом с точки зрения мифологии и психологии богов. Анимизм рассматривал именно поведение и мышление богов, изучал их жизнь. Анимизм («анима» - «душа») – первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытом за конкретными видимыми вещами сонме душ как особых призраков, которые покидают человеческое тело с последним дыханием. Знакомясь с представлениями о человеческой психологии по древним мифам мы видим, что эта мифологическая картина мира, где тела заселяются душами

(«двойниками» или призраками), а жизнь зависит от настроения богов. В учениях знаменитого математика и философа Пифагора Самосского души представлялись бессмертными, вечно странствующими по телам животных и растений.

Античные философы, как правило, отвергали представления о душе как о тени, двойнике. Именно в период расцвета античной культуры и были предприняты первые попытки понять и описать психику человека.

Под «псюхе» древние греки понимали движущее начало всех вещей. Им принадлежит учение о всеобщей одушевленности материи – гилозоизм («гило» - вещество, «Зое» - жизнь): весь мир – универсум, космос – изначально живой, наделенный способностью ощущать, запоминать и действовать. Все рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматери). Так, по мнению древнегреческого мудреца Фалеса, магнит притягивает металл, женщина притягивает мужчину, потому, что магнит, как и женщина, обладает душой.

В связи с обсуждением вопроса о субстанции, в античности обозначились различные мнения во взглядах на душу, ее «материальность» и «идеальность».

Гилозоизм впервые «поставил» душу (психику) под общие законы естества. Гилозоизм покончил с анимизмом.

Развитие гилозоизма связано с именем Гераклита Эфесского. Он рассматривал универсум (космос), как вечно изменяющийся (живой) огонь, а душу, как его искру. Утверждал наличие огненной стихии – Психеи - приобщающейся к «космическому огню»; тем самым, душа человека оказывалась причастна Космосу.

Им впервые была высказана мысль о возможном изменении, а, следовательно, и закономерном развитии всего сущего, в том числе и души. Развитие души, по Гераклиту, происходит через себя: «Познай самого себя». Он учит: «По каким бы дорогам ни шел, не найдешь границ души, так глубок ее Логос».

Термин «Логос» обозначал Закон, по которому «все течет», по которому явления переходят друг в друга. Гераклит считал, что ход вещей зависит от Закона, а не от произвола богов.

Парменид сформулировал идею бытия и мышления.

Демокрит создал идею причинности. Сами боги в его изображении – сферические скопления огненных атомов. Человек также создан из различных сортов атомов; самые подвижные из них – атомы огня, образующие душу; со смертью тела умирает и душа, т. к. атомы ее с разложением тела улетучиваются и рассеиваются.

По Демокриту, душа, тело и макрокосмос состоят из атомов огня. Он признавал закон Логос, согласно которому нет беспричинных явлений. Впоследствии принцип причинности назвали детерминизмом.

Душа – движущее начало и орган ощущения и мышления. Душа подобна огню; ее шарообразные атомы беспокойны и приводят тело в движение. Атомы души способны к ощущению; ощущаем же мы, полагал Демокрит, потому, что в нас попадают тончайшие оболочки (образы, копии, эйдолы),

отрывающиеся от вещей. Сущность вещи – это атомы и пустота. Истинное знание, полагал он, дает мышление. По Демокриту душа материальна.

Принцип причинности позволил Гиппократу построить учение о темпераментах. Нарушение здоровья он соотносил с дисбалансом различных «соков», присутствующих в организме – крови, желчи, слизи. Соотношение этих пропорций Гиппократ назвал темпераментом. Он выделил: сангвинический (преобладает кровь), холерический (преобладает желтая желчь), меланхолический (преобладает черная желчь), флегматический

(преобладает слизь).

Т. о., на передний план выдвигалась гипотеза, согласно которой бесчисленные различия между людьми можно сгруппировать по нескольким общим признакам поведения. Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма: душевные качества ставились в зависимость от телесных. Такая типология являлась, говоря нынешним языком, гуморальной («гумор» - жидкость). Афинский философ Анаксагор считал природу состоящей из множества мельчайших частиц, он искал в ней начало, благодаря которому из беспорядочного

скопления и движения этих частиц возникают целостные вещи, их хаоса – организованный мир.

Таким началом Анаксагор признал «тончайшую вещь», которой дал имя «нус» (разум); он полагал, что от того, насколько полно представлен разум в различных телах, зависит их совершенство. Выходило, что не разум определяет преимущества человека, но его телесная организация определяет высшее психическое качество - разумность.

Т. о, какими бы извилистыми путями ни шло познание психических явлений в последующие века, оно подчинялось идеям закона, причинности и организации.

Идея организации (системности) Анаксагора, идея причинности Демокрита и идея закономерности Гераклита, стали на все времена основой познания душевных явлений.

Совершенно новую сторону познания этих явлений открыла деятельность философов – софистов («София» - мудрость). Их интересовал сам человек, а не его природа. Софист Протагор выдвинул на передний план

изучение речевой и мыслительной деятельности с точки зрения ее использования для манипулирования людьми. Действия души приобретали зыбкость и неопределенность, т. к. язык и мысль полны условностей и зависимости от человеческих интересов и пристрастий.

Вернуть представлению о душе, о мышлении прочность и надежность, коренящиеся во внутреннем строе самой души, стремился Сократ. Создал техники диалога, названный сократическим методом. Подбирая определенные вопросы, Сократ помогал собеседнику приоткрыть то, что скрыто за покровом сознания, за внешними проявлениями работы ума. Он считал, что разум человека содержит истину, но она не раскрыта. Раскрытие - правильное задавание вопросов. Маевтика – сократический диалог. В центре интересов Сократа была умственная деятельность индивидуального субъекта.

Платон стал родоначальником философии идеализма. Он утвердил принцип первичности вечных идей. Он оценил процесс мышления, как внутренний диалог (внутренняя речь, а процесс ее порождения из речи внешней (социальной) получил название интериоризация (внутренний).

Платон утверждал, что в основе всего лежат идеи – общие понятия, вечные и неизменные, существующие сами по себе, до всего, как своеобразный замысел. Идеи образуют свой мир, невидимый для нас. Миру идей противостоит мир материи (бесформенного небытия); между ними, как посредник, - мировая душа.

Мир – живое существо, душа его не в нем, а окутывает его. Душа человека родственна мировой душе. Первоначально она обитает на звезде, затем переселяется в тело человека и теряет гармоничность: задача

человека – вернуть гармонию через познание. По Платону, мы не столько познаем, сколько вспоминаем то, что душа уже знала в своем совершенном состоянии. Человеческая душа направляется разумом. При правильном управлении душа возвышается и приближается к исходной гармонии. При ином исходе душа не успевает «очиститься» и по принципу нравственного подобия может переселяться в тела животных и птиц. Душа бессмертна, полагал Платон.

Цель души – постижение идеи, поэтому душа подобна идее. В отличие от идеи, душа подвижна. По составу душа трояка: ум (в голове); аффективное, т. е. страсти, эмоциональное начало (в груди); вожделение (в печени).

Разум должен овладеть страстями и вожделениями, от этого зависит судьба человека.

Софисты и Сократ в объяснениях души пришли к пониманию ее деятельности как феномена культуры. При этом предполагалось, что душа заносится в организм извне.

Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность, стали для него источником знания. Его трактат

«О душе» стал первым, собственно психологическим трудом. Душу, он определил как форму, способ организации живого тела, т. е. как то, что позволяет телу существовать как живому. Душа особый орган, посредством которого тело чувствует, мыслит. Т. о., не душа мыслит, но тело мыслит посредством души.

По Аристотелю «организм» следует рассматривать в связи с родственным словом организация» («продуманное устройство». Душа организма – это его функция, деятельность. «Если бы глаз был живым существом,

его душой было бы зрение», - говорил он. Трактую организм как систему, он выделял в ней различные уровни способностей к деятельности, при этом намечалась иерархия способностей – функций души:

1.вегетативная (у животных, растений и человека);

2.чувственно – двигательная (у животных и человека);

3.разумная (только у человека).

Функция души – уровни ее развития, располагались в виде «лестницы форм», где из низшей и на ее основе возникает функция более высокого уровня. Он стремился найти звенья, ведущие от одной ступени к другой.

Открыл особую область психических образов («фантазии»), которые возникают без прямого воздействия предметов на органы чувств. Эти образы подчинены механизму ассоциации – связи представлений.

Мысль о формировании характера в реальных поступках ставило психическое развитие человека в причинную, закономерную зависимость от его деятельности.

Изучение органического мира побудило Аристотеля придать новый смысл основному принципу научного объяснения – принципу причинности (детерминизма). Он показал что «природа ничего не делает напрасно», «нужно видеть то, ради чего совершается действие».

Аристотель создал зоологию, «лестницу» живых существ:

1.растительная (питание и ощущение);

2.животное (стремление, память и движение);

3.человеческая душа (мышление).

По Аристотелю смертно все, кроме разума. В эллинистический период развития Древней Греции доминировали две школы: школа стоиков и эпикурейцев.

Основатель школы стоиков Зенон. Представляя космос как единое целое, состоящее из бесконечных модификаций огненного воздуха – пневмы, стоики считали человеческую душу одной из таких модификаций.

Согласно им, мировая пневма идентична мировой душе, «божественному огню», который является Логосом, судьбой. Счастье человека усматривалось в том, чтобы жить согласно Логосу.

Стоики объявили вредными любые аффекты, поскольку возникают они в результате «неправильной деятельности ума». Удовольствие и страдание – ложные суждения о настоящем; желания и страх – ложные суждения о будущем. Только разум способен правильно руководить поведением. Именно это позволяет человеку выполнять свое предназначение, свой долг.

Школа безмятежности духа Эпикура в своих представлениях о природе опирались на атомизм Демокрита. Эпикур предполагал, что частицы атомов могут отклоняться от своих закономерных траекторий. Этот вывод имел этико-психологическую подоплеку. Эпикурейцы считали, что личность способна действовать на свой страх и риск. Искусство жить в водовороте событий связано с избавлением от страхов перед загробным наказанием и потусторонними силами, ибо в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Лучший путь в достижении независимости личности они усматривали в самоустранении от всех общественных дел, т. к. это позволит

избегнуть огорчений, тревог, отрицательных эмоций

Последователем Эпикура в Древнем Риме был Лукреций. Он считал, что существуют только атомы, движущиеся по законам механики; в результате возникает и сам разум. В познании первичными являются ощущения, преобразуемые в другие образы, ведущие к разуму.

Учение Лукреция было своего рода наставлением в искусстве выжить в водовороте бедствий, навсегда избавиться от страхов перед потусторонними силами и загробным наказанием.

Врачи Александрийского научного центра Герофил и Эрасистрат установили различия между чувствительными нервами, идущими от органов чувств (глаза, уши, кожа и др.) к мозгу и двигательными волокнами, идущими от мозга к мышцам.

Развитию идеалистических учений о душе способствовал Филон Александрийский. Он считал, что тело – это прах, который получает жизнь от дыхания божества. Это дыхание и есть «пневма».

Древнегреческий врач Гален описал зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы. Он считал головной мозг производителем и хранителем разума. Развивал учение о темпераментах.

Утверждал, что первичными при аффектах являются изменения в организме («кипение крови»), субъективные, душевные переживания (гнев), вторичны. Древнегреческий философ перипатетической школы Александр Афродисийский настаивал на целостности аристотелевского учения и его тезисе о том, что все

способности души начисто исчезают вместе с телом.

В Новое время рефлексия выступила как основание и главный источник знаний о бытие.

Плотин – основатель неоплатонизма – выделял рефлексию как одно из направлений деятельности души. Душа для него – эманация сверхпрекрасной сферы высшего первоначала сущего.

Августин Блаженный Аврелий считал душу орудием, которое правит телом, утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Он стал основоположником волюнтаризма («волюнтас» - воля).