Про психологию. Учения и методики

Диагностика и занятия с коррекционным педагогом. Что такое коррекционная педагогика, где и как получить образование по этой специальности? С кем работает коррекционный педагог

Многие люди считают, что коррекционная педагогика - это педагогика, направленная на коррекцию детей с трудным поведением. В народе их называют «запущенными» или детьми из неблагополучных семей. Но уже давно коррекционная педагогика в начальном образовании приобрела и другие направления. Но давайте разберемся.

Кто такой коррекционный педагог?

Специальность "Коррекционная педагогика в начальном образовании" направлена на то, чтобы помогать в обучении детям с ограниченными возможностями и нарушенным интеллектом. Это могут быть как врожденные заболевания, так и приобретенные.

Такие дети обучаются в определенном коррекционном учреждении, где как раз и работают коррекционные педагоги. Они ослабляют или замещают недостатки в развитии.

В задачи коррекционного педагога входит:

  • Осуществлять педагогический контроль.
  • Планировать цели и задачи уроков, ориентируясь на каждого ребенка.
  • Оценивать процесс и результаты деятельности.
  • Проводить педагогическую диагностику.
  • Работать с родителями детей.
  • Подбирать программу с учетом особенностей класса.
  • Создавать предметно-развивающую среду в кабинете.
  • Писать отчеты по каждому ребенку.

С кем работает коррекционный педагог?

Отвечая на этот вопрос, проще сказать, с кем коррекционный педагог не работает. Дети с аутизмом, синдромом Дауна, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, с нарушениями опорно-двигательной системы, а также слабовидящие и слабослышащие. Поэтому идя учиться на специальность «Коррекционная педагогика в начальном образовании», люди нередко получают несколько дополнительных специальностей. Эта профессия позволяет постоянно находиться в процессе изучения, так как существует очень много отраслей коррекционной педагогики.

Где учиться?

На коррекционного педагога учат в техникумах, колледжах и университетах. Если у специалиста есть уже то он может пройти курсы для повышения квалификации. Выбирая такие курсы, ориентируйтесь не на цену, а на то, чтобы вас учили заниматься по ФГОС.

Коррекционная педагогика в начальном образовании - это не самая легкая профессия. Для нее необходим не только определенный характер, но еще и ощущение призвания к профессии. И хотя перед тем как пойти учиться в колледж или ВУЗ, подростки не думают о том, как будет в будущем складываться их профессиональная жизнь, есть ряд научных книг, которые могут помочь определиться с выбором профессии.

С чего начать изучение?

В ней вы сможете найти информацию:

  • Об основах педагогики и конкретной ее области - специальной (коррекционной) педагогики.
  • О школьной дезадаптации.
  • О воспитательных отношениях и организации коррекционно-развивающего образования.
  • О педагогической диагностике.
  • Об основных направлениях коррекционной педагогики.
  • О развитии и совершенствовании пространственных представлений, координации движений кистей и пальцев рук, зрительного восприятия.

Книга состоит из целого вводного курса, в котором кроме вышеперечисленного рассказывается обо всем, с чем может столкнуться специалист.

Методы в коррекционной педагогике

Коррекционная педагогика в начальном образовании основывается на нескольких определенных методах.

  1. Метод беседы или метод сбора психолого-педагогических данных посредством общения педагога с ребенком. При этом многое зависит от умения педагога создать эмоционально-психологическую атмосферу, подходящую для ребенка. Педагог в процессе беседы не только трактует слова, но и невербальные знаки. Такой метод в коррекционной педагогике подходит только для детей с развитыми речевыми функциями.
  2. Такой метод делится сразу на несколько разных способов. За ребенком можно наблюдать, включаясь в процесс его деятельности, или же наоборот, стоя в стороне. Можно делать это открыто или же напротив, закрыто, с помощью зеркала Гизелла. Обычно педагог ведет план своих наблюдений, записывает ощущения и мысли, а после анализирует полученный материал. Однако есть и минусы у такого способа - каждый человек трактует увиденное по собственным стандартам.
  3. Метод анкетирования. Самый стандартный и распространенный метод. Дети в начальной школе не всегда в состоянии заполнить анкету, поэтому он подходит не для каждого вида учреждения и не каждому ребенку.
  4. Метод педагогического эксперимента. к При таком методе используются анкетные данные, беседы, наблюдения и многое другое. Установление связей и закономерностей - главная цель такого метода.
  5. Метод и анамнестических сведений. При таком методе изучается и на основе его истории болезни выставляется диагноз. Также в исследование входит просмотр поделок, школьных тетрадей и многого другого, что сделал ребенок.
  6. Метод изучения документации. На каждого и школы ведут определенное досье. Именно по нему коррекционные педагоги могут, проанализировав, сделать выводы.

Это самые простые и многим известные способы. Однако существуют и более серьезные методы, такие как ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум), где собирается и обрабатывается абсолютно вся информация, полученная психологами, логопедами, родителями, социальными работниками, коррекционными педагогами и врачами. Целью такого метода является составление индивидуального плана развития ребенка.

Немного статистики

Несмотря на востребованность специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании», зарплата довольно низкая в регионах России. С кризисом ситуация ухудшилась. На основании статистических данных зарплата в Москве упала с 40 до 30 тысяч рублей. Но спрос на коррекционных педагогов не упал, и вакансий достаточно большое количество. Такой же спрос можно наблюдать в Ленинградской области и в Алтайском крае.

Самые высокие зарплаты в Московской области и республике Татарстан - по 32,5 тысячи рублей. Чуть ниже Ленинградская область с зарплатой в 30 тысяч рублей. И закрывает топ-5 Астраханская и Кемеровская области с оплатой труда в 18 и 16 тысяч соответственно.

Однако выбирая, поступать в вуз по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании» или нет, стоит ориентироваться не только на зарплату и востребованность в вашем регионе - важнее то, хотите ли вы посвятить этому жизнь!

Коррекционный педагог (дефектолог) - это специалист, работающий с детьми, имеющими проблемы (особенности) в физическом и психическом развитии.

Основные направления деятельности педагога-дефектолога:

  • диагностика проблемы;
  • коррекционно-развивающие занятия с учетом возрастных, индивидуальных и психологических особенностей вашего ребенка;
  • помощь в воспитании ребенка;
  • социальная адаптация (в т.ч. введение в группу).

В основе данной профессии - понимание уникальности детей с особенностями в развитии, стремление к их развитию и социализации. Обладая специальными знаниями, коррекционный педагог помогает родителям справляться с трудностями в воспитании и обучении детей.

К сожалению, в последние годы постоянно растет число детей, имеющих те или иные отклонения от нормального развития . Родители не всегда обладают достаточным запасом знаний для того, чтобы вовремя заметить проблемы у их малыша. В рамках плановых медицинских осмотров также часто остаются не выявленными многие нарушения в развитии детей.

В результате родители начинают бить тревогу, когда ребенок уже вырос и проблемы очевидны. Чаще всего это обнаруживается при поступлении в детский сад или школу. Вот тогда начинают усиленно заниматься с дефектологом, логопедом и психологом, но наверстать упущенное бывает очень трудно, подчас практически невозможно. Ведь именно до 3-5 лет компенсаторные возможности мозга очень велики. Если коррекционное воздействие начато в раннем возрасте, проблемы можно решить полностью, или, по крайней мере, избежать многих возможных вторичных отклонений.

Возможности государственной поддержки семей, имеющих детей с особенностями в развитии, невелики. Часто приходится долго ждать своей очереди на прием к специалисту, упуская драгоценное время.

Специалисты нашего центра занимаются с детьми уже с 8-10 месяцев. Для занятий организована специально подготовленная среда, оборудованная огромным количеством развивающих материалов.

Педагоги работают в тесном сотрудничестве с семьёй. У самых маленьких деток родители присутствуют на занятиях. Это позволяет вам задавать все интересующие вопросы и отслеживать под руководством специалиста продвижение ребёнка, его успехи. Кроме того, работа дефектолога, коррекционного педагога направлена на обучение родителей основным приёмам, необходимым для самостоятельных занятий с ребёнком дома. Только в этом случае возможно достигнуть значительных результатов.

Это специальность не для всех, но специальность крайне нужная и востребованная. Здесь кроме базовых педагогических знаний понадобятся навыки замещения недостатков развития ребёнка, индивидуальный подход к каждому ученику, с учётом всех его особенностей. Это работа с «особенными» детьми, имеющими проблемы физического или психического характера. Они нуждаются не только в обучении и воспитании, но и лечении. Особенно важно для них суметь приспособиться к окружающей среде, научиться жить в обществе. Это дети с синдромом Дауна, аутизмом, задержкой психического развития, синдромом дефицита внимания, ДЦП, нарушениями слуха и зрения, и многими другими проблемами.

Возможности трудоустройства

Различные государственные и частные образовательные учреждения для детей с сенсорными нарушениями, интернаты, детские сады. Также, центры социальной помощи семье, развивающих и реабилитационных центры. Коррекционный педагог может быть в штате школы, имеющей коррекционный класс, или школы надомного обучения.

Сроки подачи документов

  • на очную форму обучения: с 01 апреля по 15 августа; при наличии вакантных мест – до 01 декабря
  • на дистанционную форму: с 01 апреля по 01 октября; при наличии вакантных мест – до 01 декабря

Преимущества обучения в нашем колледже на очной форме

  • выпускники колледжа имеют возможность поступить в «Московский Институт Психоанализа» на сокращенные сроки обучения по направлениям: Психология, Специальное (дефектологическое) образование; преподаватели ключевых дисциплин одновременно работают в колледже и в ВУЗе
  • студенты проходят интенсивную практику в школах г. Москвы и области
  • насыщенная студенческая жизнь: праздничные мероприятия, участие в студенческих конференциях, соревнованиях, волонтерская работа, экскурсии, бесплатные дополнительные занятия

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

  • НЕТ / результаты ЕГЭ не требуются

Преимущества обучения в нашем колледже на дистанционной форме

  • получение профессионального образования по квалификации «Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования» без отрыва от основной работы
  • возможность заниматься в любое удобное время через личный кабинет на on-line платформе InStudy
  • стандартная форма Диплома государственного образца
  • сниженная стоимость обучения

44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Быть детским педагогом – особая профессия, призвание и дар. Но «высшим пилотажем» педагогики во всем мире по праву считается педагогика коррекционная. Это чрезвычайно деликатная сфера обучения и воспитания, стать настоящим специалистом в которой способен далеко не каждый, даже очень хороший педагог. Этим людям дано право и на них же возложена гигантская ответственность, не поранив беззащитной, хрупкой и ранимой детской души, научить «не такого как все» ребенка жить в нашем очень непростом мире.

Коррекционная педагогика – это сложная, комплексная специальность, которая помимо теоретических сведений о психологии и методике преподавания опирается на серьезный практический опыт взаимодействия с детьми, имеющими проблемы со здоровьем или отклонения в психическом развитии. Работа коррекционного педагога заключается не только в преподавании ученикам начальных классов ряда общеобразовательных сведений, но и в воспитании у ребенка зрительного восприятия, повышении коммуникативных способностей.

Учитель начальных классов должен уметь многое: слушать, говорить, петь, танцевать, рисовать. Но самое главное: ему должно быть интересно с детьми. Это должен быть человек щедрой души и сердца. Шота Руставели писал: «Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал то – твое». Наука отдавать – сложная наука, постигают ее на протяжении всей жизни. Без этого нельзя быть учителем, а учителем начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями в развитии тем более, так как эти дети откликаются только на искренность, мгновенно чувствуют фальшь.

Получив эту профессию, вы, вместе с нею получаете великое счастье дарить людям будущее на профессиональной основе.


Квалификация:
Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Уровень подготовки: углубленная

Область профессиональной деятельности выпускников: обучение и воспитание детей в процессе реализации образовательных программ общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Объектами профессиональной деятельности выпускника по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании являются:

— документационное обеспечение образовательного процесса.

Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования готовится к следующим видам деятельности:

1. Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

2. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

3. Классное руководство.

4. Методическое обеспечение образовательного процесса.

На специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании работают высококвалифицированные преподаватели, большинство из которых имеют высшую и первую квалификационную категорию.

Работа учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования сопряжена с рядом деликатных вопросов и зачастую осуществляется в государственных образовательных организациях. Выпускники специальности даже без опыта работы востребованы не только в коррекционных школах всех видов, классах коррекционно-развивающего обучения, но и в общеобразовательных организациях, включая детские сады, интернаты, детские дома, санатории и профилактории. Во всех этих организациях наблюдается кадровый голод, современная коррекционная педагогика нуждается в квалифицированных кадрах, способных полноценно заниматься как образовательно-воспитательной, так и административной работой.

Учителя данной специализации проводят уроки по всем дисциплинам в начальной школе, организуют развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг, ведут кружки, ведут всю учебную документацию и обеспечивают охрану жизни и здоровья обучающихся в период их присутствия в образовательной организации.