Про психологию. Учения и методики

Главный герой сказки римуса. Чему учат детей сказки о братце лисе и братце крол

Джоэль, живя в очень бедной семье, еще подростком устроился учеником к богатому плантатору Тернеру. Он тесно работал с неграми и постепенно проникался интересом к своеобразному фольклору, возникшему у рабов-негров южных штатов. Джоэль Харрис его обработал и, будучи уже зрелым человеком, издал серию сказок, назвав их "Сказки дядюшки Римуса".

Одним из главных героев этих сказок был Братец Кролик. Он постоянно обманывал и проводил вокруг носа Братца Лиса, Братца Волка, Братца Медведя и даже Матушку Корову. Единственным героем, который мог обхитрить Братца Кролика, был Братец Черепаха.

В нашей стране широко известен мультфильм с этим персонажем "Новоселье у Братца Кролика ". Попавшись волку, который хотел его съесть, кролик смог одурачить волка. "Только не бросай меня в терновый куст!" - просит кролик волка. Волк, сделав наоборот, закинул кролика в куст, откуда тот благополучно убежал.

Сказка про Братца Кролика и Братца Лиса.

Что же, Лис никогда-никогда не поймал Кролика? А, дядюшка Римус? - спросил Джоэль на другой вечер.
- Было и так, дружок, чуть-чуть не поймал. Помнишь, как Братец Кролик надул его с укропом?
Вот вскоре после этого пошёл Братец Лис гулять, набрал смолы и слепил из неё человечка - Смоляное Чучелко.

Взял он это Чучелко и посадил у большой дороги, а сам спрятался под куст. Только спрятался, глядь - идёт по дороге вприскочку Кролик: скок-поскок, скок-поскок.

Старый Лис лежал тихо. А Кролик, как увидел Чучелко, удивился, даже - на задние лапки встал. Чучелко сидит и сидит, а Братец Лис - он лежит тихо.

Доброго утра! - говорит Кролик. - Славная погодка нынче.

Чучелко молчит, а Лис лежит тихо.

Что ж это ты молчишь? - говорит Кролик.

Старый Лис только глазом мигнул, а Чучелко - оно ничего не сказало.

Да ты оглох, что ли? - говорит Кролик. - Если оглох, я могу погромче кричать.

Чучелко молчит, а Старый Лис лежит тихо.

Ты грубиян, я тебя проучу за это! Да, да, проучу! - говорит Кролик.

Лис чуть не подавился со смеху, а Чучелко - оно ничего не сказало.

Когда тебя спрашивают, надо отвечать, - говорит Кролик. - Сейчас же сними шляпу и поздоровайся, а нет - я с тобой разделаюсь по-свойски!

Чучелко молчит, а Братец Лис - он лежит тихо. Вот Кролик отскочил назад, размахнулся и как стукнет Чучелко по голове кулаком! Кулак прилип, никак не оторвёшь его: смола держит крепко. А Чучелко всё молчит, и Старый Лис лежит тихо.

Отпусти сейчас же, а то ударю! - говорит Кролик.

Ударил Чучелко другой рукой, и эта прилипла. А Чучелко - ни гугу, а Братец Лис - он лежит тихо.

Отпусти, не то я тебе все кости переломаю! - так сказал Братец Кролик.

Но Чучелко - оно ничего не сказало. Не пускает и только. Тогда Кролик ударил его ногами, и ноги прилипли. А Братец Лис лежит тихо.

Кролик кричит:

Если не пустишь, я буду бодаться!

Боднул Чучелко - и голова прилипла. Тогда Лис выскочил из-под куста.

Как поживаешь, Братец Кролик? - говорит Лис. - Да что ж ты не здороваешься со мною?

Повалился Лис на землю и ну смеяться. Уж он хохотал, хохотал, даже в боку закололо.

Ну, сегодня-то мы пообедаем вместе, Братец Кролик! Нынче я и укроп припас, так что ты у меня не отвертишься, - сказал Лис.

Тут дядюшка Римус замолчал и стал вынимать из золы картошку.

Старый Лис съел Братца Кролика? - спросил мальчик дядюшку Римуса.

А кто их знает, - ответил старик. - Сказка-то кончена. Кто говорит - Братец Медведь пришёл, его выручил, а кто говорит - нет. Слышишь, мама зовёт тебя.

Беги, дружок.

Дядюшка Римус, - спросил Джоэль вечером, когда старик как будто ничем не был занят, - скажи, когда Лис поймал Кролика Чучелком, он не убил его и не съел?

Разве ж я не рассказывал тебе об этом, дружок? Ну да, я ведь сонный был, и в голове у меня всё спуталось, и мама как раз позвала тебя. О чём же мы тогда толковали? Помню, помню. Ты, никак, и глазки уже трёшь? Нет, плакать по Братцу Кролику погоди. Даром, что ли, он был такой шустрый? Ты послушай, что дальше будет.

Приклеился, значит, Братец Кролик к Чучелку, а Старый Лис ну кататься по земле, ну хохотать.А потом говорит:

Сдаётся мне, Братец Кролик, на этот раз я тебя поймал. Может, я и ошибаюсь, но кажется мне, что поймал. Ты всё тут скакал и потешался надо мной, но теперь конец твоим шуткам. И кто просил тебя лезть не в своё дело? И зачем сдалось тебе это Чучелко? И кто это прилепил тебя к нему? Никто, никто в целом свете! Никто не просил тебя, а просто ты сам взял и влепился в это Чучелко! И сам ты во всём виноват, Братец Кролик! Так и надо тебе, так и будешь сидеть, пока я не наберу хворосту и не зажгу его, потому что я, конечно, зажарю тебя сегодня, Братец Кролик. Так сказал Старый Лис.

А Кролик отвечает так смирно, послушно:

Делай со мной что хочешь, братец Лис, только, пожалуйста, не вздумай бросить меня в этот терновый куст. Жарь меня, как хочешь. Братец Лис, только не бросай меня в этот терновый куст.

Пожалуй, слишком много возни с костром, - говорит Лис. - Пожалуй, я лучше, повешу тебя, Братец Кролик.

Вешай, как хочешь высоко, Братец Лис, - говорит Кролик, - только бы ты не вздумал бросить меня в этот терновый куст.

Верёвки-то у меня нет, - говорит Лис, - так что, пожалуй, я утоплю тебя.

Топи меня так глубоко, как хочешь, Братец Лис, - говорит Кролик, - только не бросай меня в этот терновый куст.

Но Братец Лис хотел расправиться с Кроликом покрепче; - Ну, - говорит, - раз ты боишься, как раз и брошу тебя в терновый куст.

Где тебе! - говорит Братец Кролик. - С Чучелком-то я слишком тяжёл, не добросишь.

Схватил Лис Кролика за уши да как тряхнёт! Отклеилось, упало Чучелко.

А вот и доброшу, - говорит Лис.

Как размахнётся, как бросит Кролика в серёдку тернового куста, даже треск пошёл.

Встал Лис на задние лапы, смотрит, что будет с Кроликом. Вдруг слышит - кличет его кто-то. Глядь - там, на пригорке. Братец Кролик на брёвнышке, нога на ногу, сидит-посиживает, смолу из шерсти вычёсывает щепкой.

Понял тут Лис, что опять остался в дураках. А Братцу Кролику позлить его охота, он и кричит:

Терновый куст - мой дом родной. Братец Лис! Терновый куст - мой дом родной!

Вскочил и пропал, как сверчок в золе.

Сказки дядюшки Римуса

Часто и у людей так бывает: все хотят "съесть" друг друга, и даже когда ты боишься, что "съедят" тебя, нельзя терять силу духа. Приключения Кролика и Лиса доказывают, что можно найти выход из любой ситуации, если внутренняя твердость, сила воли и чувство юмора не покинули тебя. Братец Кролик побеждает и Братца Слона и Братца Льва, несмотря на то, что они сильнее и больше его в десятки раз. Но чтобы победить их, он в первую очередь должен победить свой страх. И каждая новая повесть - это рассказ о преодолении своих недостатков, о победах над самим собой.

Часто и у людей так бывает: все хотят "съесть" друг друга, и даже когда ты боишься, что "съедят" тебя, нельзя терять силу духа. Приключения Кролика и Лиса доказывают, что можно найти выход из любой ситуации, если внутренняя твердость, сила воли и чувство юмора не покинули тебя. Братец Кролик побеждает и Братца Слона и Братца Льва, несмотря на то, что они сильнее и больше его в десятки раз. Но чтобы победить их, он в первую очередь должен победить свой страх. И каждая новая повесть — это рассказ о преодолении своих недостатков, о победах над самим собой.

Кролик не идеальный герой. Он не меняется от рассказа к рассказу. Он немного трусоват, жадноват, грубоват, тщеславен, но это делает его образ правдивее и жизненнее. Легко ожидать красивых и смелых поступков от совершенных персонажей, но в реальной жизни, когда ты обременен многодетной семьей, не очень силен, и совсем не богат, когда тебя на каждом шагу подстерегает то братец Лис, то братец Аллигатор, то братец Сарыч, — не так-то легко быть храбрым, добрым, веселым и дружелюбным.Однако именно так ведет себя Кролик, убеждая читателя, что даже самое малое существо может обладать такой силой духа, которая сметает все препятствия и помогает выбраться из любых жизненных затруднений.

В рассказах Харриса очень жестко показана жизнь, с её социальной несправедливостью, кровожадностью сильных и беззащитностью слабых. Многим персонажам приходится не просто жить, а выживать в суровых условиях. Для современного читателя многие ситуации могут показаться даже чересчур жесткими.Однако такие описания "отрезвляют" сознание. Человек живет не в "райском саду". Его повседневная жизнь перегружена страстями, и надо подойти к завершению дня не в унынии и опустошении, а с большим достоинством. Представители большой "звериной семьи" в самых разных вариантах показывают, как это можно сделать.

Одна из главных идей этой книги в том, что сильный должен признавать и признает свое поражение, если он действительно оказался недостаточно умен. Кролик и Лис — не враги, они — соседи. Они умеют не только ссориться, но и ладить друг с другом, хотя при этом все время приходиться быть "на чеку". Они вместе ходят на рыбалку.Лис в минуты восторга перед смекалкой Кролика даже угощает его орешками, которые выиграл в споре с сестрицей Белкой. Они приглашают друг друга на обед… Но все-таки жизнь братца Кролика — это сплошные испытания, и он с радостью их преодолевает, наполняя рассказы бесконечным и очень заразительным оптимизмом.

Дядюшка Римус — темнокожий пожилой сказочник. Каждую ночь он рассказывает короткую сказку о находчивом кролике, хитром лисе и других героях. Каждый раз сюжет напоминает нам о человеческих взаимоотношених. Сказки дядюшки Римуса читать интересно и детям, и взрослым. Ведь поучиться у мудрого сказочника можно каждому.

Краткий пересказ сказок Римуса для читательского днивника

Сказки дядюшка Римус рассказывает белокожему внуку своего хозяина. Мальчика зовут Джоэль. Примечательно то, что мы читаем сказки в сказках. Одна история умело помещается в другую, давая автору возможность не только показать на примере зверей истории. Но и прокомментировать ее устами Римуса и Джоэля. Услышав про несправделивость в сказке Римуса, мальчик может возмутиться. На что сказочник мудро промолвит «Ты прав, мой друг. В жизни так часто быват, один творит беды, другой за них отвечает».

Интересно: Сказки Римуса взяты из афроамериканского фонклера. Писатель Джоэль Хариссом собирал их много лет, выслушивая темнокожих рабов и их житейские мудрости. Опубликовал свою книгу писатель в 1936 году.

Основная идея сказок: смекалка, активные процессы мышления, хитрость помогут победить силу и власть

Сюжет: Джоэль каждую ночь мчит к Римуcу для того, чтобы послушать сказку на ночь о Братце Кролике и Братце Лисе. Иногда мальчик совершает поступки, которые расстраивают Римуса, но старик тут же придумывает поучительную сказку. На примере зверей мальчик понимает, как нужно поступать в дальнейшем.

Лис и Кролик постоянно соперничают. Краткий пересказ сказок Римуса - это постоянная попытка негативного героя хитростью победить над позитивным. И каждый раз Лис остается в дураках. Другой враг Кролика - Волк. Он постоянно разрушал соломенный дом Кролика. В итоге ушастый был вынужден построить себе кирпичный дом, а это нелегко. Пришел момент расплаты. Волк убегал от охотников и попросил спрятаться у Кролика в кирпичном доме. Последний не растерялся. Он разместил Волка в ящике с дырками, в которые начал лить кипяток.

Одна из самых популярных сказок Римуса - о соревнованиях Черепахи и Кролика.
В литературе произведение Джоэля Хариссона очень ценится, ведь демонстрирует общечеловеческие ценности в независимости от цвета кожи и вероисповедания. А также сказки помогли сохранить важное культурное наследие - афро-американский фольклор.

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В нашей школе традиционными стали уроки внеклассного чтения, на которых учащиеся знакомятся с произведениями англоязычных авторов. Всем известно, что немало способствует воспитанию человека работа с книгой. Уроки внеклассного чтения при изучении иностранных языков приобрели дополнительную ценность в развитии межкультурной компетенции учащихся. Эта программа направлена на формирование у учащихся навыков чтения художественных произведений известнейших английских и американских писателей приключенческой направленности.

Актуальность данной программы заключается в том, что она на основе художественных текстов позволяет углубить и обобщить знания учащихся о Великобритании и Америке, их традициях и обычаях и в контексте диалога культур создает условия для изучения культуры стран изучаемого языка с опорой на мировую культуру и переосмысление отечественной культуры в зеркале мировой культуры. Актуальность данной программы также состоит в том, что познавательные интересы школьников нередко выходят за пределы учебных программ и учебников, поэтому она направлена на привитие интереса к предмету; расширение и углубление знаний, полученных на уроке; формирование и совершенствование практических навыков и умений по английскому языку; развитие индивидуальных наклонностей и творческой активности, инициативы и самостоятельности; вооружение учащихся методами добывания знаний, формирование интереса к интеллектуальному и практическому труду.

Педагогическая целесообразность данной программы - это формирование у учащихся представлений о диалоге культур, требующих от его участников уважения к другим культурам, языковой, этнической расовой терпимости, речевого такта, готовности к изучению культурного наследия мира, к духовному обогащению достижениями других культур.

Основная цель образовательной программы - сформировать у учащихся навыки аналитического чтения художественной литературы, познакомить их с основами композиции и структуры художественного текста, научить понимать авторский замысел и способы его воплощения с помощью композиции и основных стилистических приемов.

В реализации данной программы участвуют учащиеся с 1 по 11 класс. Занятия проводятся один раз в четверть.

На данных занятиях учитель имеет возможность применять проблемное изложение материала, создать систему заданий и вопросов, направляющую учащихся на решение той или иной проблемы, либо предложить такие индивидуальные и групповые задания, которые предполагают самостоятельную поисковую деятельность учащихся. Учитель и ученик выступают как уважающие друг друга партнеры педагогического общения, обогащая каждую из участвующих сторон.

С начальных классов перед занятиями учащиеся получают творческие домашние задания - нарисовать иллюстрацию, придумать продолжение сказки и т.д. Творческие задания, создание образов запускают внутренние механизмы развития личности. Результаты таких творческих заданий уникальны и неповторимы.

Использование компьютерной поддержки очень важно, так как наглядность и ситуации на мониторе вполне реальны. На уроках используется презентация. Это позволяет повысить мотивацию учащихся за счет большей наглядности и активизации зрительной памяти. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере. Компьютер делает процесс работы наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах.

Значительными возможностями обладает использование элементов драматизации. Ребёнок должен воспринимать учителя не только как носителя знаний по предмету, но и как яркую и интересную личность, умеющую установить и развивать доброжелательные отношения с ним, что способствует плодотворному и эффективному сотрудничеству. Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции. Это: речь, интонация, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности, двигательный ритм, пластичность и т.д. Благодаря этому расширяет творческую личность ребёнка; развивается эмоциональная сфера, развивается симпатия, сострадание, нравственное чувство, воспитывается чувство перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.

Во время обсуждения книг затрагиваем общечеловеческие ценности. Так, беседуя о "Сказках Дядюшки Римуса" в третьих классах, мы проводим сравнение героев - животных и реальных людей. Обсуждаем их человеческие качества, сравниваем английские сказки, пословицы и поговорки с русскими. Поэтому я привожу пример урока внеклассного чтения по книге Дж. Харриса "Сказки Дядюшки Римуса".

Цель: Формировать социокультурную и коммуникативную компетенции у учащихся младших классов с помощью приобщения к лучшим образцам мировой культуры.

  • Познакомить учащихся с особенностями негритянского фольклора;
  • Познакомить с реалиями жизни народов Америки 19 века;
  • Научить детей проводить сравнение двух культур, анализировать и обобщать полученную информацию, проводить параллели в контексте диалога культур на основе сказок, пословиц и поговорок;
  • Научить работать с текстом, извлекать нужную информацию;
  • Расширять кругозор в области знаний традиций и культуры англоговорящих стран;
  • Воспитывать ответственность за успех коллективного дела;
  • Раскрывать творческий потенциал учащихся посредством участия в инсценировании эпизодов.

Подготовка к мероприятию:

  • Учащиеся делятся на три группы, заранее готовят инсценирование эпизодов, которые выбирают жребием (главы "Смоляное Чучелко", "Как Братец Кролик лишился хвоста", "Неудача Братца Волка");
  • В тексте находят поговорки и пословицы;
  • Готовится выставка книг Д. Ч. Харриса и русских народных сказок с иллюстрациями;
  • Презентация.

Ход беседы (слайд 1)

(слайд 2) Жил на свете маленький мальчик по имени Джоэль. Жил он давным-давно в далёкой - далёкой стране Америке. (слайд 3) (щелчок)

И он очень любил весёлые сказки про животных. Уж так он любил эти сказки, а также старого негра, дядюшку Римуса, который их рассказывал, что не удержался, вырос, издал книгу и назвал её "Сказки Дядюшки Римуса", где написал про себя, маленького мальчика, соседей и друзей. (слайд 4)

Но кто такой - этот дядюшка Римус? Родственник? Если Джоэль и Римус - настоящие люди, тогда почему появились вместе с ними такие необычные герои, как Братец лис и братец Кролик? Настоящие они были? На кого похожи? (На каждый вопрос ученики дают свои ответы - предположения).

Говорят, было в судьбе Джоэля Харриса, автора книги, кое-что важное, что повлияло на его сказочных героев. На самом деле, был маленький веснушчатый мальчик, застенчивый с незнакомыми и озорной с друзьями. Мать воспитывала его одна. Жилось им бедно и трудно. И в 13 лет он пошёл работать в типографию одного плантатора.

А кто такой - плантатор? (Это человек, у которого много земли - плантаций, где выращиваются растения - по-английски - plants.)

Как вы думаете, сам он работал? (Нет, на плантациях работали наёмные рабочие и рабы.)

А кто такие рабы? (Люди, которых привозили из других стран (в основном, из Африки (слайд 5) насильно, не по их воле, заставляли работать бесплатно в тяжёлых условиях.

(слайд 6) Жили они в старых хижинах, работали по 14 часов под палящим солнцем, не имели достаточно еды. Если они убегали от жестокого хозяина, их возвращали и наказывали. Иногда даже убивали. (слайд 7)

Вот и Джоэль ходил на работу к такому плантатору, но он был не рабом, а наёмным рабочим и получал деньги. В типографии он встречал рабов - негров, заходил к ним в хижины и слушал народные негритянские песни и сказки.

А какие сказки называют народными? (Дети отвечают.)

Дядюшка Римус был одним из негров - рабов, но Джоэль называл его дядюшкой, так как любил и уважал старого сказочника.

Давайте вспомним главных героев его сказок: (ученики называют всех героев, учитель записывает на доску) Братец Лис, Братец Кролик, Братец Медведь, Братец Опоссум, Братец Енот, Братец Сарыч, Братец Бык, Братец Черепаха, Братец Волк, Братец Воробушек, Матушка Мидоус, Матушка Корова, Сестрица Лягушка. (слайд 8)

А в русских народных сказках есть герои - животные? Совпадают ли с героями этих сказок? (Не все) Почему? (В сказках дядюшки Римуса присутствуют герои - животные, которые живут только в Америке.)

Похожи ли герои русских и негритянских сказок характером? (Нет) Почему? (слайд 9) (Ох, как не похож Братец Кролик на своих ближайших родственников - добрых и безобидных зайчиков из русских сказок. На милого зверушку этот кролик совсем не тянет. Да и нет в его мире деления на "добрых" или "злых", а есть непрерывная борьба за жизнь и свободу.)

Попробуйте ответить на вопрос, который прозвучал в самом начале нашей беседы: на кого похожи герои сказок дядюшки Римуса? Докажите. (Герои сказок похожи на настоящих людей, с которыми общался Джоэль; на негров, которые хотели стать свободными. Сказочные герои ходят, говорят как люди, обладают качествами человеческого характера.)

Итак, мы перечислили всех героев. Посмотрите на экран. Здесь написаны качества характеров героев. Какого героя можно так назвать? Кому подходит такое описание? (слайд 10)

Слова: смекалистый, глуповатый, рассудительный, мудрый, изворотливый, хвастливый, мстительный, хитрец, лентяй, спокойный, трусоватый, плут, неторопливый, пройдоха. Учащиеся подбирают героев сказки с соответствующим характером.

А бывают люди с таким же характером? (Да) Значит, действительно в сказочных героях отражены настоящие люди.

Теперь давайте вспомним наиболее интересные моменты сказок.

Вопросы группам.

  1. Отчего Братец Опоссум и Братец Енот не разговаривают друг с другом?
  2. Почему у Братца Опоссума голый хвост?
  3. Откуда у Братца Кролика взялась лошадь? Как ему удалось перехитрить Братца Лиса?
  4. Как удалось Братцу Кролику напоить всю семью молоком и при этом целым остаться?
  5. Почему Братец Лис сердится на Братца Черепаху?
  6. Как Братец Лис раздобыл чуточку ума?
  7. Кто таскал горох у Братца Лиса и кому за это досталось?

Братец Кролик много раз высмеивал своих товарищей. Не только Братцу Лису досталось. Вспомните, кто ещё пострадал от этого шутника. Расскажите об этом. (глава 7 - Братец Сарыч, глава 9 - Матушка Корова, глава 13 - Братец Волк, глава 22 - Братец Медведь)

Но и сам Братец Кролик попадал впросак. Братец Лис его чуть три раза не поймал. Расскажите, как это происходило. (Ребята показывают инсценированные эпизоды глав "Смоляное Чучелко", "Как Братец Кролик лишился хвоста", "Неудача Братца Волка".) (слайд 11)

Всегда хитрец выпутывался! Но, как говорил сам дядюшка Римус, был у них один братец похитрее Кролика. Кто это? (Братец Черепаха) (слайд 12) Расскажите об этом поподробнее (глава о том, как Братец Черепаха прибежал быстрее Братца Кролика).

А кто ваши любимые герои? Почему?

Мы с вами уже говорили, что в русских народных сказках тоже встречаются животные.

Сюжет каких эпизодов из сказок дядюшки Римуса похож на русские сказки?

  • Горшочек с маслом - "Лиса и Медведь"
  • История с хвостом Братца Кролика - "Лиса и Волк"
  • Братец Кролик строил разные дома - "Три поросёнка"
  • Братец Лис съел Братца Воробушка - "Колобок". (слайд 13)

Александр Сергеевич Пушкин, знаменитый русский писатель, сказал: "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок". (слайд 14) А чему научили вас эти сказки? Найдите в сказках поучительные поговорки и пословицы.

  • Вы, соседи, должны жить дружно.
  • Будет слишком холста на пару штанов.
  • Кто всем докучает и суёт нос, куда не нужно, всегда попадает впросак.
  • Один натворит бед, а другой отвечает.
  • Скверное дело - ябедничать. Ни один сплетник не кончил добром.

Что ж, мы с вами заканчиваем нашу беседу подведением итогов. А самый главный итог, вывод их прочитанных сказок таков: никогда не сдавайся, ищи выход из любой сложной ситуации.

Дата создания: начали издаваться с 1879.

Жанр: цикл сказок.

Тема: борьба добра со злом.

Идея: хитрость и находчивость помогут одержать верх над силой.

Проблематика. Воспитание ребенка.

Основные герои: Римус, Джоэль, Кролик, Лис.

Сюжет. Каждый вечер мальчик Джоэль со всех ног бежит к старому негру Римусу, чтобы послушать увлекательную историю о приключениях Братца Кролика и Братца Лиса. Дядюшка Римус охотно исполняет желание мальчика. Его сказки - не просто развлечение. В каждой содержится глубокий смысл. На примере животных старик объясняет мальчику, как надо себя вести, чего опасаться в жизни.

Когда Джоэль совершает нехороший поступок, дядющка Римус сначала не хочет говорить с мальчиком, но потом подбирает в памяти подходящую сказку. Увлекательная история лучше всего действует на Джоэля. Он навсегда запоминает, что нехорошо обманывать, сваливать вину на другого. Старик замечает, что мальчик действительно старается совершать только хорошие поступки.

Иногда сказки бывают с продолжением, и Джоэль с большим нетерпением ждет очередного вечера.

Общим для всего цикла сказок является вечное противостояние Кролика и Лиса. Лис постоянно пытается съесть Кролика, но не может поймать его. Лис использует все свою хитрость, но в результате оказывается в дураках.

Одна из самых знаменитых и показательных историй - "Смоляное чучелко". Лис вылепил фигурку из смолы и выставил ее на дорогу. Кролик начал с ней разговаривать и, не получив ответа, ударил чучелко и прилепился к нему. Ни о чем не догадываясь, Кролик стал отбиваться и приклеился к фигурке руками и ногами. Лис торжествовал победу, а Кролик стал умолять его не бросать себя в терновый куст. Лис попался на обман. Зашвырнув Кролика, он вскоре услышал его веселый голос.

Братец Кролик не всегда выступает в роли невинной жертвы. Бывает, что он сам выставляет своего противника на посмешище. Так, например, случилось в сказке, где Кролик смог оседлать Лиса и похвастаться этим перед матушкой Мидоус и ее дочерьми.

Порой Лису приходят на помощь другие хищные звери, но и они не могут обмануть Кролика. Пока у него был соломенный домик, Волк частенько наведывался, разрушал его и уносил одного крольчонка. Кролик построил каменный дом и ждал удобного момента, чтобы отомстить Волку. Однажды тот убегал от охотников и в отчаянии попросил помощи у Кролика. Братец Кролик запер его в ящик и начал лить в дырки кипяток. Волк сумел вырваться и убежать, но после этого обходил Кролика стороной.

После случая с Волком Братец Лис побаивался трогать Кролика. Они даже начали дружить, как в старые добрые времена. Но Кролик не забывал прошлых обид и частенько обманывал Лиса, "добавляя" ему ума. С помощью хитрости он украл у Лиса добычу; заманил его в колодец, где Лиса чуть не поймал хозяин.

Братец Кролик по праву считается самым хитрым в лесу. Иногда он совершает и не совсем хорошие поступки. Обманув Матушку Корову, Кролик выдоил у нее все молоко. Дядюшка Римус специально рассказывает мальчику о том, как Кролик украл у других зверей масло и свалил все на Братца Опоссума. Джоэль недоволен поведением своего любимого героя, он сразу заявляет, что это несправедливо.

Еще одним беззащитным животным в сказках дядющки Римуса является Братец Черепаха. Он дружит с Кроликом и также способен обмануть Лиса. Кролик обманывает и Черепаху во время состязания по бегу. Джоэль радует старика, сразу же распознав обман.

Помимо приключений главных героев дядющка Римус рассказывает Джоэлю истории и о других животных. В сказочной увлекательной форме он объясняет мальчику, почему опоссум притворяется мертвым при виде опасности, а также почему у него голый хвост. Старик удивляет мальчика, рассказывая ему, что и у Кролика раньше был большой пушистый хвост, но он лишился его из-за Лиса.

В последней сказке цикла "Как Братец Черепаха всех удивил" старик обещает мальчику, что он знает еще множество увлекательных историй, которых хватит надолго.

Отзыв о произведении. Д. Харрису принадлежит большая заслуга в сохранении оригинального фольклора американских негров. Его сказки являются не только добрыми и увлекательными историями. Они повысили интерес к культуре народа, находящего в рабском состоянии. "Сказки дядюшки Римуса" подтвердили, что у всех людей, независимо от расовой принадлежности, существуют одни и те же общечеловеческие ценности.