Про психологию. Учения и методики

План по самообразованию развитие поисково исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования. Самообразование «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования

МБОУ «Сахзаводская СОШ»

Жиронкина Елена Васильевна

Отчет по самообразованию


дошкольного возраста».

2015 – 2016 уч.год
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме: О.В. Дыбина « Ознакомление с предметным и социальным окружением»; Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»; О.А. Соломенникова « Ознакомление с природой» в средней группе; Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»; Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ; научно-методический журнал «Методист» - статья «Экологическая лаборатория в д/с» автор Потапова Т. В. ; журнал «Ребенок в д/с» статьи: «Маленькие экологи» В. С. Афимьина; «Мы – волшебники» Л. Б. Петросян; «Школа фокусников» Н. А. Мирошниченко. Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах: maam.ru, nsportal.ru.
Я старалась так организовать детскую поисково – исследовательскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов я подбирала правильный дидактический материал и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Во время наших экспериментов дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.
Для реализации поисково – исследовательской деятельности детей, в своей группе я создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности дошкольников. В уголке природы оборудована «мини-лаборатория». Она оснащена специальным оборудованием, разнообразным материалом:
-приборы-помощники: лупа, песочные часы, магниты;
-природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др. ;
-разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) ;
-медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
-прочие материалы: зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
-утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.
В «мини – лаборатории» дети проводят самостоятельную и совместную с воспитателем исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.
Я стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей. Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.
С детьми проводились беседы об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.
На протяжении всего учебного времени проводила занятия, опыты-эксперименты.
В своей работе создавала образовательные ситуации.
На протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры.
В результате работы за год я:
Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
Создала картотеку опытов и экспериментов.
Создала картотеку дидактических игр по экспериментальной деятельности.
Создала условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.
Разработала конспекты занятий по экспериментированию.
Провела консультации для родителей по данной теме.
Оформила папки-передвижки в родительский уголок.
Разработала рекомендации для воспитателей ДОУ.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как поисково – исследовательская деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.
Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, я смогла развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыла перед детьми удивительный мир экспериментирования.

МБОУ «Сахзаводская СОШ»
структурное подразделение «Детский сад»

Жиронкина Елена Васильевна

Отчет по самообразованию

«Развитие поисково – исследовательской деятельности у детей
дошкольного возраста».

2015 – 2016 уч.год
15


Приложенные файлы

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел.

К.Е.Тимирязев

Пояснительная записка

Тема «Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» по самообразованию выбрана мною не случайно. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Так же в 2016 - 2017 учебном году мы провели проект по теме «Мы маленькие

волшебники» и отметили для себя, что детей очень заинтересовала эта тема.

Они с удовольствием наблюдали и принимали активное участие в опытах и

экспериментах, рассказывали родителям и с нетерпением ждали следующих

опытов. На педагогическом семинаре по данной теме, который проходил на базе

нашего детского сада педагоги, занимающиеся этой темой в работе с детьми, как

дополнительной образовательной деятельностью, поделились своим опытом.

Показали мастер-класс по проведению некоторых интересных опытов и

экспериментов. Где я подчеркнула для себя некоторую информацию. Из всего

вышеперечисленного могу сказать, что в течении учебного года и

общеобразовательного процесса к сожалению не всегда хватает времени для

более углубленного изучения какого либо дополнительного материала.

Поэтому в этом году хочу углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

Актуальность темы

Ребенок по своей натуре очень любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к новым знаниям, это может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в образовательной деятельности.

Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

  • проводить опыты нужно тогда, когда ребёнок полон сил и энергии;
  • нужно заинтересовать ребёнка, чтобы у него появилось желание самому делать опыты;
  • объяснить правила безопасного поведения при использовании незнакомых веществ;
  • не оставлять вопрос без внимания;
  • радоваться вместе с детьми, поощрять его успехам.

Благодаря проведению опытов, наблюдений у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, они учатся делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения, а это положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

Педагог:

  • Изучить научно-методическую литературу и интернет источников по теме
  • Создать условия для формирования опытно-исследовательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста
  • Пополнить экспериментальный уголок атрибутами и материалом
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
  • Создать предпосылки формирования практических и умственных действий у детей
  • Подготовить и реализовать перспективный план по опытно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
  • Подготовить и реализовать план по взаимодействию с семьями воспитанников
  • Разработать консультации и памятки для родителей
  • Подготовить и провести семинар-практикум для родителей.

Дети:

  • Привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;
  • Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
  • Сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок и бумага);
  • Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;
  • Развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
  • Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий, ответственность;
  • Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
  • Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.

Планирование работы по самообразованию

Дата

Этап

реализации

Практический выход

Сентябрь - октябрь

Подготовительный

Постановка цели и задач для педагога и для детей

Анализ научо-методической литературы, применение полученных знаний на практике.

Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

Оформление экспериментального уголка, пополнение его атрибутами, материалом, спец. посудой.

Знакомство детей с экспериментальным уголком.

Ознакомить родителей с целью, задачами, проблемой по теме детского экспериментирования.

Привлечение родителей к организации и оформлению уголка маленького исследователя.

Изучение научно-методической литературы и интернет ресурсов (опыта коллег)

Создание условий для детского экспериментирования (исследовательский центр, центры игровой деятельности)

Подбор диагностики детей по теме

Разработка плана по опытно-исследовательской деятельности с детьми и родителями

Аналитико-диагностический

Мониторинг степени устойчивости познавательного интерес детей (начало года)

Анализ состояния воспитательно-образовательной работы в группе.

Выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.

Анкетирование родителей

Октябрь - май

Основной

Реализация плана по опытно-исследовательской деятельности с детьми и родителями с учетом коррекции и дополнений

Проведение комплекса занятий и игр по теме. Самостоятельная деятельность детей.Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником.

Оформление картотеки опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста.

Показ открытого занятия для педагогов ДОУ(обмен опытом).

Проведение семинара-практикума для родителей воспитанников.

Фотовыставка «Экспериментируем дома».

Разработка памяток и консультаций по теме

Подготовка и реализация проекта «Мы маленькие волшебники» в средней группе

Подготовка открытого занятия по исследовательской деятельности в средней группе.

Образовательная область «Познание»

Подготовка семинара - практикума для родителей

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

(Китайское изречение)

В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Красноборский детский сад «Колосок»

Утверждено:

Заведующая МДОУ

Красноборский д/с «Колосок»

Молева С.В.

Принята на педагогическом совете

Протокол № от ____ 20 г.

Программа по самообразованию

Срок реализации- 3 года

Дата начала работы над темой 1.09.2015г.

Предполагаемая дата окончания работы 30.05.2018г.

Ерыкалина Е.Г.

с. Красный Бор

2015 г.

Номер страницы

Введение

Актуальность темы

Цель и задачи

Вывод

Литература

Введение.

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

(Китайское изречение)

В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Основными направлениями, которые выделяются в процессе решения данной задачи в дошкольном учреждении являются:

- формирование у детей и воспитателей представления об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности;

Содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с дошкольниками;

Содействие развитию творческой исследовательской активности детей;

Стимулирование у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

Содействие формированию у детей научной картины мира;

Популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников.

Для познания исторически накопленного опыта применяется множество приёмов и средств, однако все они укладываются в пять обще дидактических методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский

Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?

Ребёнок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях.

Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.

Основные составляющие процесса исследования: выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.

Принцип поэтапности в организации исследовательского поиска детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации и увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.

Своеобразие исследовательской деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их понимало. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребёнку. В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.


Актуальность темы:

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:

Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);

Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)

Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)

Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей)

Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)

Цель:

Создавать условия для исследовательской активности детей;

Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

Задачи:

Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

Изучить методическую литературу по данной теме;

Помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;

Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию.

Этапы реализации программы самообразования.

Раздел

Сроки

Практический выход

Изучение методической литературы.

Сентябрь – май 2015-2016 у.г.

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Подбор, изучение и анализ методической литературы по данной теме.

2015- 2016 учебный год

Работа с детьми

Сентябрь

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.

Опыты с песком и глиной.

Ноябрь.

Исследование свойств воды во время игровой деятельности на прогулке и в группе.

Опыты с водой.

Январь

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Опыты с воздухом.

Март

Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

Опыты с магнитом

Апрель

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Работа с родителями.

Сентябрь

Привлечение родителей к созданию «Центра экспериментирования» оборудовать уголок полочками, собрать природный материал.

Создание

«Центра экспериментирования»

Октябрь

Газета для любознательных родителей

Май

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

Фотовыставка «Юные исследователи».

2016 – 2017 учебный год

Работа с детьми

Сентябрь

«Приборы – помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами – лупой.

Тематическое занятие «Волшебное стеклышко»

Ноябрь

«Приборы – помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами – весами.

Тематическое занятие «Волшебные весы»

Январь

«Что, зачем и почему?» Изучение метода игрового проблемного обучения

Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения

Март

«Шаг за шагом» Создание «копилки опытов и экспериментов»

Проведение опытов на занятиях и в свободное время

Май

«Хочу все знать» Поиск интересной информации о явлениях природы

Папка-передвижка

Работа с родителями

Октябрь

Декабрь

Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования.

Анкетирование родителей.

Март

Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

Памятки для родителей «Я познаю мир»

2017 – 2018 учебный год.

Работа с детьми.

Октябрь – май

«Эксперимент, как метод обучения»

Создание проектов. Изучение структуры создания проекта. Самостоятельное экспериментирование детей.

Работа с родителями.

Сентябрь

Привлечение родителей к обогащению «Центра экспериментирования», собрать природный материал.

Дополнить и обновить имеющийся материал.

Декабрь

Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Совместное создание памятки для родителей.

Май

«Вот какие молодцы!»

Оформление выставки детских работ, проектов и фото – отчетов результатов экспериментов

Самореализация

В течении всего периода

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Картотека опытов и экспериментов для детей 5-6 лет.

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

Деловая игра «Аукцион идей»

Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности

Выступление на педагогическом совете.

Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»

Вывод:

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обязательно будут.

Литература.

*Н.А. Короткова – Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.

*А.И. Савенков – Методика исследовательского обучения дошкольников

*Ребёнок в мире поиска программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.

*А.И. Савенков – Методика исследовательского обучения младших дошкольников.

*Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова – Организация сюжетной игры в детском саду.

*О.В. Дыбина – Неизвестное рядом. *Опыты и эксперименты для дошкольников.

*Изучение методики Л.А, Венгера

Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности» направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

* Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990.

* Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. -№ 1.

* Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду.

* Интернет ресурсы

Статьи в журналах:

*Воспитатель ДОУ,

*Дошкольное воспитание,

*Ребенок в детском саду,

Карина Демидова
Самообразование «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Муниципальное Дошкольное Образовательное Бюджетное Учреждение

«Детский сад комбинированного вида №2» г. Всеволожска

Тема самообразования :

Подготовила :

Воспитатель группы № 6

Демидова Карина Павловна

Всеволожск

Актуальность темы :

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность »,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию . Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования . Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

В период дошкольного возраста формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основной наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. Формирование интеллектуальных способностей дошкольников должно осуществляться при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск . Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, так как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось , как процесс саморазвития . В ходе поисково-исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать , размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Экспериментальная деятельность является , наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника . В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д., почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Тема самообразования : Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования .

Объект : дети старшего дошкольного возраста .

Предмет : экспериментирование в системе дошкольного учреждения .

Цель : создать оптимальные условия для развития познавательно- исследовательских способностей дошкольников как основы интеллектуально-личностного, творческого развития .

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи :

Изучить научную литературу, методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности ;

Создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность , оценочное и критическое отношение к миру;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования ;

-развивать наблюдательность , умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования , установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание , зрительную и слуховую чувствительность.

В начале учебного года был проведен мониторинг детей, который показал, что проблемный компонент : познавательное экспериментирование - ниже среднего у 7 детей из 26.

Занятия по экспериментированию в старшей группе длится 25-30 минут и имеет свою логическую структуру :

1. Организационный этап- мотивирующее начало в игровой форме (до 5 минут)

2. Основной этап – наиболее активная практическая часть занятия, которая включает в себя :

Проведение опытов;

Дидактические игры;

Физкультминутка, пальчиковая или дыхательная гимнастика, которые помогут расслабиться, отдохнуть, снять физическое и интеллектуальное утомление.

3. Заключительный, итоговый этап (до 5 минут) – выводы, уборка рабочих мест.

При организации экспериментально-исследовательской деятельности использовала следующие методы и приемы :

Беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;

Работа с таблицами, мнемо- таблицами, схемами;

Наблюдения на прогулках, эксперименты ;

Чтение художественной литературы

Дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации ;

Трудовые поручения, действия.

Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали педагоги и психологи : С. Л. Рубинштейн, Н. Н. Поддьяков, Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, М. Ф. Беляев, О. В. Афанасьева, Л. А. Венгер. Авторы определяют дошкольный возраст как сензитивный для развития познавательной активности, выделяя её основные этапы формирования – любопытство, любознательность, познавательный интерес. В настоящее время в системе дошкольного образования применяются самые разные педагогические технологии. Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, т. к. он практически вбирает в себя и другие современные технологии. Концептуальная основа проектной методики разработана американским ученым Д. Ж. Дьюи и В. Х. Килпатриком. В основе проектной технологии лежит деятельностный подход , целесообразная деятельность детей . Цель проектного обучения – создать условия, при которых дети : - самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; - развивают исследовательские умения; - развивают системное мышление ; - приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; -учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Также существуют источники для развития поисковоисследовательскойдеятельности дошкольников (программа О. В. Дыбиной, Н. Н. Поддьякова «Ребенок в мире поиска : программа по организации », методические рекомендации Тугушевой Г. П. « детей среднего и старшего дошкольного возраста », И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир «Детское экспериментирование » ). Данные технологии предлагают организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать и отвечать на вопросы, используя результат опытов. Используя метод целенаправленного наблюдения за воспитанниками в процессе выбора вида деятельности , беседуя с детьми своей группы на тему выявления знаний о свойствах материалов (вода, снег, лед, песок, глина, почва, магнит, я отметила, что : - дети редко проявляют познавательный интерес к , принимают участие в планировании экспериментальной деятельности с подачи взрослого , с помощью взрослого готовят материал для эксперимента ;

Дети с трудом понимают причинно- следственные связи рассматриваемого явления,

Испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений ;

Недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации.

Отсюда вытекает необходимость выбрать более эффективные средства обучения и воспитания. С учетом того, что предметно-развивающая среда является условием для развития детской познавательной активности, как собственной, полностью определяемой самим ребенком и вызванной его внутренним состоянием, так и активности, стимулируемой взрослым (Н. Н. Поддъяков, я создала оптимальную развивающую предметно-пространственную в старшей разновозрастной группе.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования :

1. безопасность для жизни и здоровья детей;

2. достаточность;

3. доступность расположения.

Организация работы идет по двум взаимосвязанным направлениям :

1. Живая природа

2. Неживая природа

Для оформления центра детского экспериментирования в старшей группе детского сада используются такие материалы и приборы :

- природные материалы : песок, камушки, кинетический (живой) песок, ракушки, листья, веточки, каштаны, шишки и т. д. ;

- пищевые материалы : крупы, мука, соль, сахар, семена растений, горох, ядра кукурузы, бобовые зерна, пищевые красители;

-оборудование и инструменты : контейнеры для хранения, пробирки, лупы, магниты, пластиковые и деревянные палочки, ложечки, лейки, подносы, стаканчики, зеркало, песочные часы, резиновые груши, весы;

Литература и карточки- схемы;

Цветная бумага, краски, ножницы, лоскутки тканей и т. д.

Данный материал позволяет ребенку самостоятельно проводить опыты , обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме.

Перспективный план работы на 2017-2018 уч. год

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы

Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе» , «Вентана-Граф» , 2007 г. 2. Дошкольное воспитание №2 , 2000 г. 3. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска : Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста . М.: Сфера 2005 г. 4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и . М., 2005. 5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду . М.: Сфера, 2004 6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 7. Смирнов Ю. И. Воздух : Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. 8. Волгоград : Учитель, 2009.

Анализ Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию )

Работа с детьми Сентябрь 2017 Исследование свойств песка, почвы и глины во время игровой деятельности на прогулке . Знакомство с лупой Опыты с песком и глиной, почвой. Познакомить с прибором-помощником - лупой и ее назначением.

Октябрь 2017 Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча) . Опыт «Свет и тень» Свет повсюду.

Ноябрь 2017 Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности , в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности . Опыты с водой.

Декабрь 2017 Защитные свойства снега. Выявление механизма образования инея. Лед легче воды. Опыта со снегом и льдом

Январь 2018 Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности , в исследовательской деятельности . Опыты с воздухом.

Февраль 2018 Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений . Опыты «С водой и без воды» , «На свету и в темноте» .

Март 2018 Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности , во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности . Опыты с магнитом

Апрель 2018 Причина возникновения солнечных зайчиков. Познакомить детей с понятием «отражение» . Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .

Май 2018 Познакомить детей с физическим свойством предметов- инерцией. Сила тяготения.

Дать детям представление о существовании невидимой силы - силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Опыт «Упрямые предметы»

Работа с семьёй Сентябрь-декабрь Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи» : оборудовать уголок, собрать природный материал. Создание и оборудование уголка «Юные исследователи» .

Январь-май Консультации для родителей на темы :

«Роль семьи в развитии поисково -исследовательской активности ребенка»;

«Детское экспериментирование как средство формирования привычки к здоровому образу жизни» Буклеты

Самореализация Сентябрь-май Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов . Картотека опытов и экспериментов для детей 5-6 лет

ноябрь Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка ». Буклет

декабрь Презентация по теме «Познавательно-исследовательская деятельность в условиях ФГОС в ДОУ».

Публикация в закрытой группе ДОУ

май Отчет о проделанной работе по теме самообразования Выступление на финальном педсовете.

Список литературы.

2. Дубина О. В. и др. Ребенок в мире поиска : Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста . М.: Сфера 2005.

3. Дубина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников . М., 2005.

4. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения . / Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92

5. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Менщикова. – Волгоград : Учитель, 2009. – 130с.

6. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе» , «Вентана-Граф» , 2007 г.

7. Л. Н. Прохорова «Организация ». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

8. «Опытно-экспериментальная деятельность » В. В. Москаленко.

9. Журнал «Дошкольное воспитание » №11/2004г., №2/ 2000 г.

10. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

11. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М : Мозаика – синтез. 2006г.

12. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста . Детство –Пресс, СПБ, 2016.

13. Л. В. Рыжова Методика детского экспериментирования . Детство –Пресс, СПБ, 2014.

13. Баранова Е. В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома». Ярославль : Академия развития , 2009. – 112с.: ил. (Детский сад : днем за днем. В помощь воспитателям и родителям) .

14. Дыбина О. В., Поддьяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Ребенок в мире поиска : поисковой деятельности детей дошкольного возраста ». Под ред. О. В. Дыбиной. - М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с. -(программа развития ) .

15. Дыбина О. В., Рахманова Н. П.,

16. Щетина В. В. «Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников » Под ред. О. В. Дыбиной. - М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.

17. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников ».

18. Журнал «Ребенок в детском саду» .2003.№3,4,5.2002.№1.

19. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой . Природопользование в детском саду. Методическое пособие.»- М.: Педагогическое общество России, 2005.-80с.

20. Новиковская О. А. «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников ».- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» ,2006.-64с.

21. Прохорова Л. Н. - «Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации». М.:АРКТИ, 2003.- 64с.

22. Поддьяков Н. Н.» Новые подходы к исследованию мышления дошкольников » Ж. Вопросы психологии. 1985.№2

23. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей » . Дошкольное воспитание . 2005.№1

24. Тургушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие».- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-128с.

Перспективный план работы по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе .

Месяц Тема Цель

Сентябрь 1. Все увидим, все узнаем.

2. Волшебные стеклышки.

3. Цветной песок.

4. Песочная страна Познакомить с прибором-помощником - лупой и ее назначением.

Познакомить детей с приборами для наблюдения - микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом) ; научить пользоваться теркой. Выделить свойства песка : сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Октябрь 1. Свет и тень.

2. Свет повсюду.

3. Солнце дарит нам тепло и свет.

4. Прозрачность веществ. Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча.

Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия» , показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.

Познакомить детей со свойством пропускать или задерживать свет (прозрачность) . Предложить детям разнообразные предметы : прозрачные и светонепроницаемые (стекло, фольга, калька, стакан с водой, картон) . С помощью электрического фонарика дети определяют, какие из этих предметов пропускают свет, а какие нет.

Ноябрь 1. Где вода?

2. Какая бывает вода?

3. Вода растворитель. Очищение воды

4. Водяная мельница Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства : сыпучесть, рыхлость.

воды : прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму.

Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды - фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Декабрь 1. Вода при замерзании расширяется.

2. Замерзшая вода.

3. Тающий лед.

4. Твердая вода. Почему не тонут айсберги? Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.

Выявить, что лед - твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в ко торой находится.

Уточнить представления детей о свойствах льда : прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании таяния превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Январь 1. Воздух.

2. Воздух сжимается.

3. Воздух расширяется.

4. Почему дует ветер? Расширить представления детей о свойствах воздуха : невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании рас ширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр ) .

Познакомить детей с причиной возникновения ветра - движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха : горячий поднимается вверх -

он легкий, холодный опускается вниз - он тяжелый.

Февраль 1. На свету и в темноте.

2. Где лучше расти?

3. Может ли растение дышать?

4. Бережливые растения. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений .

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений , выделить почвы, разные по составу.

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений .

Найти растения, которые могут расти в пустыне, саванне.

Март 1. Фокусы с магнитами.

2. Испытание магнита

3. Компас.

4. Мир металлов. Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Познакомить детей с физическим явлением - магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса ; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность .

Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.

Учить называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро) ; формировать умения сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве.

Апрель 1. Разведчики . (зеркало)

2. Солнечные зайчики.

3. Мир ткани.

4. Мир пластмасс. Учить пониманию того, как можно отразить изображение предмета и увидеть его там, где его не должно быть видно.

Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .

Познакомить с названиями тканей (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж) ; формировать умение сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей.

Учить узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, целлулоид, сравнивать их свойства, понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависят их использования.

Май 1. Сила тяготения.

2. Упрямые предметы.

3. Экспериментирование со звуком . Поющая струна.

4. Экспериментирование с электричеством . Как увидеть «молнию» ? Дать детям представление о существовании невидимой силы - силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

Познакомить детей с физическим свойством предметов - инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.

Помочь выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука) .

Выяснить, что гроза- проявление электричества в природе.

Литература :

Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред . О. В. Дыбиной. - М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего возраста.»

Предполагаемый результат :

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;

Желание улучшить образовательный процесс ;

Разработка презентаций.

Разработка и внедрение дидактических материалов.

Разработка и проведение занятий и публикации в сетевых образовательных пространствах, в методических журналах.

Разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей во всех возрастных группах.

Доклады и выступления по распространению опыта работы.

Форма самообразования : индивидуальная.

Вывод :

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности : наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.