Про психологию. Учения и методики

Словесные дидактические игры для детей 5 6 лет. Словесные игры

Юлия Веретенникова
Словесные дидактические игры в развитии произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста

Словесные дидактические игры в развитии произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста .

Для развития произвольного внимания необходим , в первую очередь, интерес, занимательность. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит словесная дидактическая игра , содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей , для развития самостоятельности и активности их мышления. Дидактическая игра реализует ряд принципов игрового взаимодействия, отличается наличием правил, фиксированной структуры и системы оценивания.

В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на внутренне представление и знание о предмете, воспоминании о нем.

Словесные дидактические игры можно проводить во всех возрастных группах , но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста , так как у старших дошкольников более обширные знания и представления об окружающем мире.

Словесные дидактические игры способствуют подготовке ребят к обучению в школе : развивают умение внимательно слушать , действовать согласно инструкции, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Примеры словесной дидактической игры :

2. Игра : «Если знаешь, продолжай!»

Цель игры - развитие умения обобщать понятия по признакам.

Правила игры : Ведущий перечисляет слова , обозначающие предметы одной и той же тематики. Задача игроков – назвать слово , которое обобщает все остальные.

Например,

Помидор, огурец, картофель, морковь (овощи)

Ромашка, роза, одуванчик, колокольчик (цветы, и т. д.

2. Игра : «Секретное слово » .

Цель игры – учит детей действовать по определенным правилам.

Правила игры : Ведущий объясняет детям, что сейчас он будет читать им сказку, но не простую, а с секретиком. В этой сказке спрятались волшебные слова , которые обозначают какой –то предмет (посуду, еду, животных и т. д.)

Дети, как только услышат в тексте секретное слово , должны будут подать условный сигнал (хлопнуть в ладоши, затопать, крикнуть слово «секрет» и т. д.).

3. Игра : «Угадай, что это» .

Цель игры – научить детей узнавать предмет по его описанию.

Ведущий предлагает детям угадать, какой предмет он задумал, при этом дает описание предмета не по его назначению, а по составляющим его частям (например, высокий, деревянный, вместительный, с дверцами (шкаф) . Ребенок, угадавший предмет, сам становится ведущим.

В игре можно использовать карточки с изображением различных предметов, ребенку будет легче описать загаданное.

4. Игра : «Повтори за мной»

Цель игры – развитие внимания .

Ведущий договаривается с детьми, что они будут повторять за ним любые слова только тогда , когда он произнесет слово «повтори» . Тот, кто ошибся и повторил слово , которому не предшествовало слово «повтори» выходит из игры .

5. Игра : «Острый глаз»

Цель игры – развитие внимания , наблюдательности.

Детям предлагается осмотреть комнату и назвать все твердые, потом мягкие предметы, затем деревянные, стеклянные и т. д.

Публикации по теме:

Коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности Слайд 1. Коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Слайд 2. Необходимость.

Деловая игра «Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста». Деловая игра «Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста». Подготовила логопед Бобкова Т. С. - Уважаемые коллеги, сегодня.

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию дидактическую игру "Собери бусы". Играя, ребенок сможет развить зрительное восприятие, внимание,.

Групповое развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению Групповое развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению Внимание является основополагающей.

Перспективный план самообразования «Дидактические игры в развитии внимания и памяти детей 3–4 лет» Перспективный план профессионального самообразования по теме "Дидактические игры, способствующие развитию произвольного внимания и произвольной.

Программа «Групповое развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста» Программа Групповое развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста. Внимание является основополагающей частью развития.

Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования возможными социальными и психологическими достижениями.

Дидактические игры (словесные) для старших дошкольников

Автор : Пашкова Лариса Александровна, воспитатель логопедической группы, МБДОУ «Шегарский детский сад № 1 комбинированного вида»
Игры могут быть использованы в процессе обучения, в воспитательной работе. Данный материал рекомендован педагогам разных типов учреждений, в том числе и дополнительного образования, воспитателя, учителям. Игры предназначены для детей старшего возраста. Игры применялись в виде отдельных занятий, игр и упражнений.

Игра «Столяр»

Цель. Развиваем фантазию и речевое творчество детей; учим, какими инструментами пользуется столяр при работе.
Описание игры. Ведущий загадывает детям загадки на заданную тему. За быстрые и правильные ответы игрокам выдаются фишки. А в конце игры, при подсчете, самый смекалистый получает приз.

Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется.
(Топор)

Зубастый зверек
Грызет со свистом дубок.
(Пила)

Толстый тонкого побьет,
Тонкий что-нибудь прибьет.
(Молоток и гвоздь)

Деревянная река,
Деревянный катерок,
А над катером струится
Деревянный дымок.
(Рубанок)

Игра «Веселая олимпиада»

Цель. Учим детей отгадывать загадки, закрепляем навыки речи –доказательства, развиваем навыки речи – описания.
Описание игры. Дети делятся на две команды. Каждая команда придумывает себе название. Команды соревнуются в отгадывании загадок о спорте. Игроки должны правильно отгадать загадку, доказать отгадку, если можно обыграть. За каждый правильный ответ команда получает олимпийское кольцо (обруч). Команда, первой набравшая 5 колец, объявляется победительницей.

Ростом мал, да удал,
От меня ускакал.
(Мяч)

Плывет белый гусь –
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное.
(Яхта)

Льется речка – мы лежим,
Лед на речке – мы бежим.
(Коньки)

Деревянные кони по снегу скачут,
А в снег не проваливаются.
(Лыжи)

Когда весна берет свое,
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через нее,
А она – через меня.
(Скакалка)

По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ:
Это мой …
(Велосипед)

Игра «Звуки перепутались»

Цель. Готовим детей к звуковому анализу; развиваем слуховую и зрительную память.
Описание игры. Ведущий читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.

Нашла я сливе … кофточку,
Надела Феня … косточку.

Созрел на дереве … кафтан,
Зимой надел я … каштан.

На дерево уселся … граф,
Живет в красивом доме … грач.

Зазеленели в парке … детки,
И на прогулку вышли … ветки.

В лесу летают летом … кошки,
Охотятся на мышек … мошки.

Когтистые у киски … тапки,
У Вики новенькие … лапки.

Далеко идти мне … пень,
Лучше сяду я на … лень.

Игра «Добавлялки»

Цель. Развивает речевое творчество детей.
Описание игры. Ведущий читает стихи без последнего слова. Дети должны быстро подобрать подходящее слова. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

С неба все скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки)

Архитекторы – творцы
Строят чудные … (дворцы)

Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил … (дом)

В этом доме, ты мне верь,
Заперта надежно … (дверь)

Затвердела снега корка,
Будет скользкой наша … (горка)

У малышки – погремушка
Очень шумная … (игрушка)

Знает наша детвора:
Прятки – лучшая … (игра)!

Словесно дидактические игры в работе с дошкольниками

1. Значение словесных дидактических игр в умственном развитии детей

Словесные дидактические игры – это комплексный метод обучения дошкольников, который включает в себя и самостоятельно выстроенную игровую деятельность, и обучение основам сюжетно-ролевой игры.

Поскольку игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, то выбор данного метода для развития ребенка более чем оправдан. Словесные дидактические игры подразделяют на игры-занятия и автодидактические игры. Суть первого вида заключается в том, что при использовании данного метода главная роль принадлежит педагогу, он направляет детей на поиск решения познавательных задач, применяет разнообразные приемы и методы, повышая интерес детей к занятию, создает игровую ситуацию с проблемой, выход из которой находят сами дошкольники. Подобным образом воспитатель не только доносит до ребенка определенные знания, но и обучает детей игре.

Одной из задач педагога выступает создание условий для того, чтобы дети могли перенести полученные на занятиях знания в самостоятельные игры. Дидактические игры как форма обучения детей

Словесные дидактические игры, используемые как форма обучения детей, включают в себя две составляющие: познавательное и занимательное. В ходе занятия воспитатель является и наставником, и полноценным участником игры, он так же, как и дети, включен в игровой процесс. Для углубления и закрепления знаний дошкольников, педагог задает наводящие вопросы, загадывает загадки, стимулирует познавательную активность детей, направляет детей на поиск решения выхода из созданной ситуации.

Словесные дидактические игры по развитию речи применяют на своих занятиях и воспитатели, и учителя-логопеды. С их помощью происходит активизация словаря ребенка, развитие познавательных умений, способностей сравнивать и анализировать. Результатом работы является то, что дети способны самостоятельно разложить по порядку последовательные картинки, понимая причинно-следственные связи, составить рассказ по сюжетным картинкам, пересказать события из своей жизни, используя сложно-подчиненные предложения.

Словесные дидактические игры:

Игры – путешествия (они призваны усилить впечатление, придать познавательного содержания, обратить внимание детей на то, что существует рядом, но они этого не замечают)

Игры – поручения («Собери в корзинку кубики такого –то цвета», «Достань из мешочка предметы круглой формы» Побуждают детей к осмыслению следующего действия, что требует умения сопоставлять знания с обстоятельствами или предложенными условиями, устанавливать причинные связи, активной работы воображения.

Игры – загадки (развивают способность к анализу)

Игры – беседы (основой является общение воспитателя с детьми, детей между собой, которое предстает как игровое обучение и игровая деятельность).

Дидактические игры должны развивать любознательность, умение самостоятельно решать умственные задачи, способствовать созданию стойких игровых коллективов, объединенных общими интересами, взаимными симпатиями, товарищескими взаимоотношениями.

2. Методика проведения словесных дидактических игр

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов. Рассмотрим эти компоненты:

1. Обучающая задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий. Кроме того, с её помощью стимулируется желание их выполнить. Игровая задача часто бывает заложена в название игры: «Угадай по описанию», «Скажи наоборот» и т. п.

2. Игровые действия – это способы проявления активности ребёнка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать её; увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе; подобрать кукле наряды и предметы быта, украшенные геометрическим узором. Игровые действия меняются в зависимости от возраста и уровня развития детей. Но есть одно педагогическое правило, которому педагог должен всегда следовать при организации дидактической игры: её развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны игровые действия, выполняемые ребёнком. Если педагог, проводя дидактическую игру, действует сам, а дети только наблюдают и иногда что-то говорят, её воспитательно-образовательная ценность пропадает.

3. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Одни направляют поведение и познавательную деятельность детей. Определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очерёдность, регулируют отношения между играющими. Другие правила ограничивают меру двигательной активности ребёнка, пускают её по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей задачи. В некоторых играх есть правила, запрещающие какие-то действия и предусматривающие наказание. Запрещающие правила усиливают контроль ребёнка за своим поведением, что повышает произвольность последнего.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Если после игры знания, умения и навыки учащихся не растут, это означает, что игра не является эффективной и результаты ее внедрения отрицательные, тогда нужно искать причины негативных последствий. их может быть две:

1) качество самой игры низкое и не отвечает требованиям.

2) методика проведения игры неправильно.

В процессе дидактических игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях.

С детьми младшего дошкольного возраста к занятию по знакомству с домашними животными подбирается и проводится игра «узнай кто в домике живёт». Эта игра может быть проведена в день занятия (во второй половине дня) или на следующий день. Это зависит от наличия времени и развития детей. Дидактическая задача этой игры заключается в том, что бы закрепить названия животных, а позже задачу можно усложнить – предложить узнать не только животное, но и детёнышей этого животного. Игровое действие строится таким образом, что бы дети смогли узнать животное по звукам голоса.

В средней группе можно провести занятие с задачей «учить детей описывать предмет по основным признакам». Во второй части занятия целесообразно провести дидактическую игру «чудесный мешочек». Содержание игры – знакомство с предметами. Дидактическая задача в этой игре – закрепление представлений ребят о материале, из которого сделана та или иная игрушка.

Одновременно с выполнением основной дидактической задачи у детей развивается осязание, внимание, умение применять в игре знания, которые они получили во время этого занятия. Такая игра способствует развитию речи и мышления. Игровое действие – вынуть игрушку на ощупь из красивого «чудесного мешочка». Правила игры – ребёнок должен вынуть только одну игрушку, которая ему понравилась на ощупь, вынув назвать её, сказать из чего она сделана, и рассказать о ней то, что он знает. Эта же игра может быть проведена и повторно, но с усложнением. Так, например, вынуть из мешочка резиновую или пластмассовую игрушку, а потом, когда будут вынуты все игрушки, дети группируют их по материалу, из которого игрушки сделаны, играют ими. С детьми старшего дошкольного возраста широко используются словесные игры, требующие большого внимания и умственного напряжения. На занятиях воспитатель знакомит детей с тем, где и как колхозники выращивают пшеницу, овёс и другие культуры. Во второй части занятия может быть проведена д/и «не ошибись». В игре могут использоваться и знания полученные детьми ранее, при знакомстве с огородом и садом. Дети сидят в кругу. Воспитатель бросает одному из них мяч и говорит: «огород». Поймавший мяч должен назвать овощ, который растёт на огороде. В этой д/и поставлено несколько задач: закрепление и уточнение знаний, где и что растёт, воспитание внимания, сдержанности, быстрая умственная реакция на слово.

В подготовительной группе после прямой подачи детям, знаний на занятиях об овощах и фруктах, хлебобулочных изделиях, школьных принадлежностях и т.д. может быть запланирована и проведена д/и «магазин» или «магазин самообслуживания» с дидактической задачей закрепления названий школьных принадлежностей или овощей и фруктов, а так же других предметов продающихся в том или ином магазине. Одновременно в этой игре дети закрепляют знания в счёте, у них развивается речь, мышление, товарищеские отношения. Для дошкольного периода развития речи характерны практические методы: метод имитации, метод разговора (беседы), метод пересказа, метод рассказывания (сочинения). Приёмами с помощью которых реализуется метод имитации, могут быть:

Наблюдение за реальным предметом при ознакомлении с окружающим

Игры, в процессе игр речь ребёнка обогащается не только новой лексикой, но и новыми для него словоформами.

Опора на словесный образец: дети повторяют фразу, произнесённую воспитателем.

Более сложный (для ребёнка) метод обучения речи – это метод разговора (вопросов и ответов), метод беседы. Метод разговора состоит в том, что обучающий спрашивает а обучающий отвечает.

Приём опоры на реальные предметы или на картинки можно организовать, если есть соответствующий раздаточный материал: каждый ребёнок должен получить набор картинок.

Метод разговора сложно осуществлять теми же приёмами, что и метод имитации (приёмом наблюдения реальных объектов, опоры на картинку, на словесный образец), а так же приёмами постановки различных вопросов – заданий.

Метод пересказа. В методике разработано несколько приёмов пересказа, используемых при ознакомлении детей с художественной литературой, например игры в любимых героев, инсценировки сказок, рассказов и др.

Методы сочинения (рассказывания)

Этот метод обеспечивает дошкольникам речевую самостоятельность

3. Подобрать и описать ряд игр словесных из учебных пособий

«Придумай загадку»

Дидактические игры для детей 4-6 лет - «Придумай загадку»

Цель игры: развитие речи и коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста.

Задачи: развивать память, внимание; совершенствовать связную речь; активизировать словарь.

Игровой инвентарь: карточки с изображениями предметов.

Ход игры:

Игра получается очень увлекательной. В ней могут принять участие 3-10 человек. Можно придумывать загадки и дома, вместе с одним малышом.

Дети садятся на коврик, диван или стульчики. Первый из них подходит к взрослому и получает карточку. Малыш никому не должен ее показывать. Он становится перед другими играющими и описывает изображенный на карточке предмет. При этом он не должен назвать его.

Например:

кукла - игрушка, красивая, с бантиком, в платье, для девочек, так далее;

мяч – круглый, резиновый, играют на улице, так далее;

волк – хищный, злой, серый, живет в лесу или зоопарке.

Дети должны угадать и назвать описываемый предмет.

«Ассоциации»

Цель игры: активизация словарного запаса.

Задачи: развивать логическое мышление; совершенствовать связную речь; активизировать словарь.

Игровой инвентарь: Мяч, кегля, флажок, мягкая игрушка на выбор.

Ход игры:

Если участников двое (взрослый и ребенок), они становятся друг напротив друга. Если их больше – они становятся в круг. Первый участник держит в руках мягкую игрушку (мяч, флажок, кеглю, прочее). Он передает ее соседу и называет слово. Сосед должен назвать другое, которое каким-либо образом связанно с предыдущим. И так далее.

Например:

осень – дождь – пасмурно – холодно – мокро;

игра – весело – куклы – машинки – друзья;

садик – воспитатель – няня – тихий час – прогулка.

Игра «Время года»

Взрослый читает текст о сезонах года. Ребенок отгадывает, о каком из них идет речь.

Цель: активизировать словарь

Задачи: развивать память, внимание; расширять словарный запас, формировать интерес к играм.

«Угадай-ка по описанию»

Взрослый на столе располагает шесть различных предметов. Затем описывает один из них. Ребенок по описанию определяет, какой предмет взрослый описал. Игру повторять, пока взрослый не опишет все предметы.

Задачи: развивать внимание, память; активизировать словарь ребенка; формировать интерес к словесной дидактической игре.

Угадай – ка

Цель: активизация словарного запаса

Задачи: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.

Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.

Съедобное – несъедобное.

Цель: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

Задачи: развивать память, внимание; расширять словарный запас; формировать интерес к словесной игре.

Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Словесные дидактические игры – это разновидность дидактических игр, направленная на развитие детской речи, а также умственное воспитание. В таких играх используются как слова, так и всевозможные действия. Малыши учатся описывать различные объекты, узнают их по описаниям, определяют общие и отличительные характеристики.

Дидактические словесные игры преследуют цели:

    Закрепление знаний;

    Уточнение и расширение информации о мире;

    Формирование познавательных интересов;

    Развитие психических процессов;

    Эффективное развитие мышления и наблюдательности у детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Барчан, Т. А. Воздушные шарики. Дидактические игры от 2 до 5 лет. - М.: Карапуз, 2011. - 128 c.

    Берлова, А. Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В 2 книгах. Книга 1 /. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 2292 c.

    Волочаева, И. А. Геометрический город. Дидактическая игра. Выпуск 3. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 2050 c.

    Гербова, В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4 - 6 лет (старшая разновозрастная группа). - М.: Просвещение, 2015. - 207 c.

    Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. - М.: Сфера, 2013. - 176 c.

    Деркунская, В. А. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / В.А. Деркунская, А.Г. Рындина. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 112 c.

    Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 368 c.

    Лыкова, И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И.А. Лыкова. - М.: Сфера, Карапуз, 2009. - 160 c.

Лилия Стар
Картотека словесных игр для детей 5–6 лет

Картотека словесных игр для детей 5 – 6 лет (старшая группа)

Отгадай-ка!

Цель: Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Правила: Рассказывать о предмете надо так, чтобы дети не сразу догадались о нём, поэтому нельзя смотреть на предмет. В этой игре надо рассказывать только о тех предметах, которые находятся в комнате. Назови три предмета

Цель: Упражнять детей в классификации предметов.

Правила: Называть три предмета одним общим словом. Кто ошибётся, платит фант. (Мебель- стол, стул, кровать и т. д.)

Магазин игрушек

Цель: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

Правила: Продавец продает игрушку, если о ней хорошо рассказал покупатель (не глядя на неё).

Где был Петя?

Цель: Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей; воспитывать уважение к людям труда.

Правила: Рассказывать нужно только о том, что есть в здании, на участке детского сада или за его пределами, т. е. что предусматривается правилом игры.

Радио

Цель: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.

Правила: Рассказывать о наиболее характерных особенностях в поведении, одежде детей своей группы. Кто из дикторов так неполно описал, что дети не узнали, о ком идёт речь, платит фант, который выкупается в конце игры.

Птицы (Звери. рыбы)

Цель: Закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Правила: Называть птицу (рыбу, зверя) можно только после того, как получишь мячик, отвечать надо быстро, повторять сказанное нельзя.

Дети передают мяч друг другу со словами: «Вот птица. Что за птица?», а принимающий – отвечает.

Кому что нужно?

Цель: Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определённой профессии.

Правила: Называть профессию и предметы необходимые людям данной профессии, передавать мячик. Не повторять уже сказанный предмет.

Фанты

Народная игра

Цель: упражнять детей в правильном подборе слов, в умении логично ставить вопрос, быстро и правильно отвечать, избегая употребления запретных слов. Правила: Ведущий обходит всех играющих, останавливается перед одним из них и говорит:

Бабушка прислала сто рублей:

Что хотите, то купите,

Черного и белого не берите,

«Да» и «нет» не говорите!

Испорченный телефон

Цель: Развивать у детей слуховое внимание.

Правила: Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Летает – не летает

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.

Правила: Поднимать руку надо только в том случае, если будет назван летающий предмет.

Где мы были, не скажем

Народная игра

Цель: Развивать у детей находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

Правила: Имитировать действия людей разных профессий так, чтобы дети узнали и назвали профессию. Одна группа детей показывает со словами: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем».

Дополни предложение

Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Правила: Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.

Наоборот

Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Правило: Называть слова, только противоположные по смыслу.

Найди рифму

Цель: Учить детей подбирать рифмующиеся слова.

Правила: Подбирать рифмующиеся слова, отвечать по желанию.

Скажи слово с нужным звуком

Цель: Развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Правила: Тот, кто не может назвать быстро и правильно слово на заданный звук и бросить мяч, платит фант.

Цель: Закрепить у детей умение правильно называть числа натурального ряда в пределах 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Кто это? Что это?

Цель: Учить подробно объяснять значение слов.

Правила: Предложить ребенку составить небольшой описательный рассказ о предмете, человеке, не называя его.

(Например: это механизм со стрелками и цифрами, они показывают время. Бывают настольные, ручные).

Найди себе пару

Цель: Развивать фонематический слух, учить находить слова, сходные по звучанию, вслушиваться в звучание слов.

Правила: Каждый должен найти себе пару по правилу: один ребенок говорить слово, а кто-то должен отозваться похожим словом (шутка – утка – мишутка).

Вспомним разные слова

Цель: Закреплять умения вслушиваться в звучание слов, развивать фонетический слух, упражнять в четком произношении звука.

Правила: Дети встают в круг и подбирают слова по теме (цветы, профессии и т. д.).

Дети подбирают слова на определенный звук, с определенным звуком в слове.

Кому достанется мяч

Цель: Закреплять умение находить длинные и короткие слова.

Правила: Дети стоят в 2 шеренги лицом друг к другу. Стоящие первыми держат мяч. В одной шеренге дети произносят короткие слова, в другой – длинные и передают мяч рядом стоящему. Если слово названо неправильно, то команда теряет очко.

Какой звук потерялся

Цель: Закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать

слова, в которых не хватает первого или последнего звука.

Правила: Воспитатель не спеша читает стихотворный текст. В некоторых словах он пропускает звук. Дети отмечают эти слова, произносят правильно, указывая, какой звук потерялся.

Палочка остановись

Цель: Развивать фонематический слух, обогащать словарь детей.

Правила: Дети называют слова – характеристики предмета и передают одновременно палочку. Участники игры договариваются заранее, о ком пойдет речь. Если называется уже сказанное слово – ребёнок выходит из круга.

Что нужно кукле

Цель: Закреплять умение слышать отдельные звуки внутри слова.

Материал: картинки (мыльница, мыло, полотенце, зубная паста, щетка, тарелка, чайник, чашка, ложка, вилка).

Ход игры: 1. Воспитатель выставляет картинки на стенде, просит назвать каждый предмет, сказать для чего он нужен, какие звуки слышны в его названии.

2. Воспитатель предлагает отобрать картинки с предметами для умывания.

Сначала со звуком Л, потом со звуком Т.

Сначала со звуком Л, затем со звуками К, Ч.

Подскажи звук

Цель: Закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать слова, в которых не хватает последнего звука.

Ход игры: Воспитатель читает слова, но в некоторых потерялся последний звук.

Например:

На солнышке грелся черноухий котено…

На него смотрел белолапый щено…

Охотники развели в лесу косте…

Ученик держал в руке каранда…

Малыш попросил маму купить ша…

На лесную полянку выбежал зая…

В зоопарке жили: сло., бегемо., крокоди…

По стволу стучал пестрый дяте…

Белочка спрятала орешки в дупл…

По двору бродили пету, куриц, утят…

Вспомни волшебные слова

1. Вспомни песенку колобка.

2. Какими словами вызывали Сивку-Бурку.

3. Как повернуть избушку Бабы Яги.

4. Вспомнить, где спрятана смерть Кощея.

5. Похвастаться как Заяц-Хваста.

6. С какими словами прибегали звери к Теремку.

Назови, из какой сказки

1. девочка, братец, гуси-лебеди,

баба-яга, мышка.

2. старуха, старик, колобок, заяц, волк, медведь, лиса.

3. мужик, муха-горюха, комар-пискун, мышка-погрызуха, лягушка-квакушка, зайчик, лиса, волк, медведь, рукавичка.

4. коза, козлята, волк.

Сказочная разминка

1. Сивка…Бурка

2. Заюшкина…избушка

3. Гадкий…утёнок

4. Гуси…лебеди

5. Аленький…цветочек

6. Царевна…лягушка

8. Дед…Айболит

9. Кощей…бессмертный

10. Братец…Иванушка

11. Сестрица…Алёнушка

12. Курочка…Ряба

Сказочная разминка

1. Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка? (Жучка)

2. Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)

3. Как звали девочку, которая пошла гулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)

4. У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)

5. Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)

Какой герой лишний

1. «Гуси-Лебеди» - девочка, Баба-яга, медведь.

2. «Теремок» - заяц, кабан, волк.

3. «Волк и семеро козлят» - коза, козлята, волк, медведь.

4. «Заюшкина избушка» - собака, заяц, волк, петух, мышка.

Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.

Воспитателю детских садов в своей работе следует уделять как можно больше внимания развитию умственной деятельности детей, приучению их к самостоятель­ности мышления, к использованию полученных ими зна­ний в различных условиях, в соответствии с поставленной перед ними задачей. «Самое важное для развития мыш­ления- уметь пользоваться знаниями. Это значит - от­бирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи.

Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать» (Люблинская А.А. Беседы с воспитателем о развитии ребенка. М., 1962, с.252-253.)

Научить ребенка думать, приучить его к умственному труду-нелегкая задача, стоящая перед педагогом. К. Д. Ушинский писал: «Мечтать легко и приятно, но думать трудно. Не только в детях, но и во взрослых лю­дях мы чаще всего встречаемся с леностью мысли. Маль­чик скорее готов проработать физически целый день или просидеть без мысли над одной и той же страницей не­сколько часов и вызубрить ее механически, нежели подумать серьезно несколько минут. Мало того, серьезный умственный труд утомляет непривычного человека быстрее, чем самый сильный труд физический... Но если не нужно надрывать сил человека в умственной работе, то необходимо не давать им засыпать, необходимо приучать их к этой работе». (Ушинский К.Д. Избр. Пед. соч. М., 1968, с.301-302.)

Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Зани­мательность умственного труда достигается разными ме­тодами, среди которых на особом месте стоит словесная дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной дея­тельности детей, для развития самостоятельности и ак­тивности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра - вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ре­бенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. В зависимости от образовательной задачи воспитатель может сам варьировать условия игры.

В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предме­тах, а «представление - это все равно, что обобщенное воспоминание. Этот переход к мышлению в общих пред­ставлениях есть первый отрыв ребенка от чисто нагляд­ного мышления». (Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956, с.431). Словесная игра требует использова­ния приобретенных ранее знаний в новых связях, в но­вых обстоятельствах. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы но различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц и т. д.


Игры без игрушки и без картины, игры со словом дав­но известны в педагогике как в народной, так и в клас­сической. Всем известны народные игры-потешки «Ла­душки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая» и др. Они являются первыми и любимыми «уроками» маленьких детей по родному слову. Для более старших народная педагогика создала другие игры, посложнее, как напри­мер «Каравай», «Гуси-гуси», «Краски», «Фанты», в кото­рых дети, играя со словом, упражняются в произноше­нии слов, в правильном их использовании.

Большое значение использованию словесных игр с целью развития мышления детей придавали лучшие пе­дагоги разных стран мира. Немецкий педагог Б. Базедов писал, что детям доставляют огромное удовольствие игры, в которых они видовые понятия объединяют родо­вым и к родовому понятию подбирают видовые. «Какое это удовольствие для детей, которые соревнуются в та­кой игре! Какая возможность для друзей детей соеди­нять познание вещей с познанием слов и упражнять сво­их любимцев в сравнивании и различении предметов, что является половиной работы по развитию разума. Друзья детей! Спросите хороших учителей философии, правда ли, что в будущем эти упражнения окажут детям боль­шую пользу при формировании понятий» (Тумим-Альмединген Н.А. История дошкольной педагогики (хрестоматия). Л., 1940, с.240).

Подчеркивая значение игр в развитии умственных способностей детей, итальянский педагог Д. А. Колоцца писал: «Суждения и умозаключения, выполняемые ре­бенком при правильно избранной и правильно руководи­мой игре, именно потому имеют чрезвычайно большое воспитательное значение, что они вытекают - это надо постоянно повторять - из его собственного опыта. Во время игры ребенок деятелен во всех отношениях - в поступках, как и суждениях и умозаключениях о том, что он делает, и его мысли имеют источником именно его собственную, свободную деятельность. Это можно сказать почти обо всех играх. Далее, есть особые игры, которые поразительно способствуют изощрению ума и развитию суждений; таковы игры со сравнениями, игры с вопросами «почему?»... игра с прерванными предложе­ниями и т. д. Ничего не может быть вреднее, чем давать ребенку суждения и умозаключения, хотя бы и простые, в готовом виде; ничто не противоречит в большей мере законам здравой педагогики, чем придание главной цен­ности числу механически повторяемых суждений, а не способности и навыку к самостоятельному состав­лению суждений» (Колоцца Д.А. Детские игры, их психологическое и педагогическое значение. Пер. с итал. М., 1911, с.235-236).

В советской дошкольной педагогике страстным защитником игры как формы обучения детей дошкольного возраста выступала Н. К. Крупская. Она неоднократно говорила о значении игры как важнейшем средстве все­стороннего воспитания дошкольников: «...игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания» (Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. М., 1973, с.207.). Мысли о большой роли словесной игры встречаются на многих страницах ее педагогиче­ских сочинений. Называя народные игры, Н. К. Круп­ская отмечала их большое значение в воспитании у де­тей целого ряда качеств: находчивости, дисциплиниро­ванности, наблюдательности, чувства юмора. «Много есть старых игр, приучавших владеть собой, - писала Надеж­да Константиновна. - Были игры, которые учили удер­живаться от смеха, от употребления запретных слов. Например, была игра: «Барыня прислала сто рублей, что хотите, то купите, «да» и «нет» не говорите, белого и черного не покупайте», - сколько веселья, смеха было около этих игр».

Н. К. Крупская рекомендовала, сохранив педагогиче­скую направленность народных игр, изменить их назва­ния, придумать для них новые слова, приблизить их со­держание к современности: «Мы должны, изучая окру­жающую жизнь, найти те формы, которые перебросили бы мост между этой жизнью и игрой».

Сначала в практике детских садов словесные дидак­тические игры заимствовались из сокровищницы народ­ной педагогики: «У медведя во бору», «Черного и белого не называть, «да» и «нет» не говорить», «Море волнует­ся», «Свети-свети ясно», «Краски» и пр. Затем словесные игры появляются в различных сборниках дидактических игр, созданных для воспитателей детских садов.

Словесные игры для детей младшего и среднего до­школьного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание пра­вильного звукопроизношения, умение считать, ориенти­роваться в пространстве. Лишь незначительная часть игр направлена на развитие мыслительной способности детей.

В старшем же дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление,

необходимо больше использовать словесные игры именно с целью развития самостоятельности мышления, форми­рования мыслительной деятельности. «Для всякого обу­чения существуют оптимальные, т. е. наиболее благопри­ятные сроки,- писал советский психолог Л. С. Выгот­ский. - Отход от них вверх и вниз, т. е. слишком ранние и слишком поздние сроки обучения всегда оказываются с точки зрения развития вредными, неблагоприятно отра­жающимися на ходе умственного развития ребенка... Слишком позднее обучение, которое уже минует срок созревания, теряет возможность воздействовать на эти еще не созревшие процессы, теряет возможность их орга­низовать, поправить известным образом и т. д.» (Выготский Л.С. Избранные психологические исследования, с.430).

Самостоятельность мышления заложена в самой при­роде мышления, так как человек рождается с готовым ориентировочно-исследовательским рефлексом, назван­ным И. П. Павловым «рефлексом что такое?», т. е. со стремлением познавать, удивляться. Маленькие дети за­дают бесконечные вопросы взрослому: «Это что? Отку­да? Как?» и др. Эта врожденная сторона самостоятельно­сти мышления требует от взрослого поддержки, внима­ния. Развитие же второй стороны этого качества мышле­ния, а именно умения самому найти ответ на вопрос, все­цело зависит от руководства взрослого, от его умения и мастерства направлять мышление ребенка. Взрослому хочется на вопрос ребенка сразу же ответить, показать, рассказать. Часто это делается очень увлекательно, инте­ресно, но это не лучший путь в развитии активности и самостоятельности детского мышления.

Дать ребенку возможность самому найти ответ, вспом­нить, догадаться, сделать правильное умозаключение, ис­пользуя свой прежний опыт, знания, - вот основное на­правление в решении этой задачи. «Почему здесь висят сосульки, а на той стороне их нет?» - спрашивает ребе­нок. Один педагог начнет объяснять, где теневая сторона, где солнечная. Другой педагог поступит иначе. Он ска­жет: «Догадайся сам, почему так получилось. Посмотри, с какой стороны светит солнце, и ты сам ответишь на свой вопрос!» В работе воспитателя очень много таких случаев, когда можно подвести ребенка к самостоятель­ному решению вопроса, и в своей практике он должен чаще использовать эти моменты.

Самостоятельность мышления в большой мере зави­сит от жизненного опыта человека, от богатства накоп­ленных знаний, поэтому педагог, заботясь о развитии самостоятельности мышления ребенка, должен помочь ему приобрести разнообразные знания и использовать их в соответствии с поставленными задачами.

Самостоятельность и активность мышления детей воспитывается с самого раннего возраста, с того момен­та, как начинает развиваться сам процесс мышления, «Воспитатель должен с самого начала предоставить пи­томцу как можно более самостоятельности в деле его умственных приобретений», - утверждал К. Д. Ушинский. Говоря о «воспитании рассудка», он не раз под­черкивал, что воспитатель должен «с благосклонным вни­манием и одобрением относиться к тем продуктам дет­ского мышления, которые, как бы несовершенны они ни были, выражают однако ж самодеятельность ребенка». Одновременно с этим утверждением К. Д. Ушинский предлагал и методы развития самостоятельности мышле­ния; «Предметы естественных наук уже наполовину зна­комы ребенку, если он на них посмотрел; заставьте его смотреть внимательнее, вводите его вопросами в суще­ственные подробности предмета, и вам останется только сказать несколько слов, выразить одну мысль, уже шеве­лящуюся в голове ученика, и вы дадите прочное основа­ние его знаниям о предмете и подымете мышление вос­питанника на одну ступень выше. При такой методе уче­ния возбуждается та самостоятельная работа головы учащегося, которая составляет единственно прочное ос­нование всякого плодовитого учения» (Ушинский К.Д. Собр. Соч., т.10. М. – Л., 1950).

Идеи воспитания у детей самостоятельности и актив­ности нашли свое воплощение и развитие в педагогиче­ских взглядах выдающегося советского педагога В. А. Сухомлинского.

Вся его педагогическая деятельность, его система обучения и воспитания шестилетних детей была направ­лена на развитие их творческого, самостоятельного мыш­ления. Для реализации этой задачи он предлагал самые разнообразные методы работы: и проведение экскурсий в природу, и самостоятельное придумывание детьми рас­сказов, сказок, и упражнения, пробуждающие внутреннюю энергию мозга, стимулирующие игру сил «умствен­ных мускулов» (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. К., 1972).

«Очень важно, - писал В. А. Сухомлинский,- чтобы способ мышления учащихся основывался на исследова­нии, поисках, чтобы осознанию научной истины предше­ствовало накопление, анализ, сопоставление и сравнение фактов... Опыт подтвердил, что мышление детей, читаю­щих «книгу природы», отличается замечательной особен­ностью: оперируя абстрактными понятиями, ребенок мы­сленно обращается к тем представлениям, образам и картинам, на основе которых эти понятия сформирова­лись» (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. К., 1972).

Признавая окружающий мир, красоту природы возбу­дителем мышления и речи детей, В. А. Сухомлинский считал, что было бы ошибкой утверждать, что сам по себе окружающий мир научит ребенка думать. Без свое­образного «исследовательского» мышления вещи по-прежнему будут скрытыми от детей непроницаемой сте­ной. Природа становится школой умственного труда лишь при условии, что ребенок отвлекается от окружающих его вещей, абстрагирует.

Особенно серьезнее внимание воспитанию самостоя­тельности и активности мышления детей следует уделять в старших группах детского сада. Перед воспитателями, работающими в этих группах, стоят такие задачи: учить детей видеть предмет как бы со всех сторон (его форму, цвет, расположение в пространстве и т. д.); выделять в нем наиболее характерные признаки сходства и разли­чия с другими предметами, т. е. сравнивать их; воспиты­вать умение классифицировать предметы; приучать рас­суждать, делать правильные выводы, умозаключения, высказывать самостоятельно суждения; приучать приме­нять знания в соответствии с обстоятельствами; разви­вать находчивость, сообразительность, умение найти разные способы решения одной и той же задачи. Для выполнения этих задач используются разнообразные приемы и методы, одним из которых является словесная игра.

Словесная дидактическая игра, как мы уже говори­ли, - доступный, полезный, эффективный метод воспита­ния самостоятельности мышленияу детей. Она не требу­ет специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателем самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в опреде­ленной системе с использованием необходимой методика.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГР

В данном пособии игры расположены по возрастным группам. Указывается цель каждой игры, ее ход и мето­дика проведения. Во многих случаях даются варианты, усложняющие игровые задачи.

Предлагаем общие методические советы, необходи­мые для проведения игр:

1. Воспитатель должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в ней. Выбор игры определяется как уровнем умственного развития детей группы, так и зада­чами воспитания.

При подборе игры следует всегда помнить о том, что она не должна быть ни слишком трудной, ни слишком легкой. Только в этом случае игра принесет детям пользу и радость.

2. В начале каждой игры необходимо создать игровое настроение. Прежде всего на игровой лад настраивается сам воспитатель. Если надо играющих разделить на две группы, по считалке выбирают двух вожаков.

Считалка используется и при распределении ролей (диктор в игре «Радио», продавец в игре «Магазин» и др.); она вводит детей в игру, воспитывает выдержку, слуховое внимание, помогает соблюдать справедливость.

Иногда по ходу игры нужно провести сговор: игроки сходятся парами и сговариваются между собой, как им называться. Один говорит, например: «Я буду ниточкой», а другой: «Я буду иголочкой». Дети придумывают не только отдельные слова, но иногда и рифмованные фра­зы, например: «Я травка-муравка», «А я - золотая бу­лавка». Или: «Что берешь: яблочко в саду или рыбку в пруду?» Уже в самом сговоре есть благоприятные усло­вия для развития сообразительности, находчивости. Дети радуются подобранному слову.

Во многих играх есть условие: кто не выполнит прави­ла, ошибется, тот платит фант. Фант - любая вещь, ко­торая отдается ребенком водящему, а затем «выкупает­ся». Само разыгрывание фантов - веселая игра. Дети любят и ждут ее, поэтому воспитатель должен оставить на это часть времени или провести разыгрывание фантов на прогулке.

Дети при разыгрывании фантов предлагают разные задания: произнести несколько раз скороговорку, про­петь по-петушиному, попрыгать по-заячьи, без помощи рук сесть на пол и подняться с пола и др. Любимыми за­даниями становятся такие: «Превратись в дедушку», «Стань пчелой». Игра в «превращения» особенно нравит­ся детям. Воспитатель поддерживает шутки детей, под­бадривает застенчивых.

Если же в игре есть элементы соревнования (кто бы­стрее, кто больше), можно ввести значок победителю: звездочку, флажок. Иногда бывает достаточно поощре­ния воспитателя, который говорит: «Вова выиграл, он назвал больше всех грибов».

3. Необходимо сделать игры занимательными, сохра­нить то, что отличало бы игру от занятий и дидактиче­ских упражнений. Занимательность должна заключаться как в правилах, заставляющих ребенка думать, «ломать голову», так и в широком использовании игровых эле­ментов, о которых говорилось выше: считалки, сговор, соревнования, разыгрывание фантов и т. д.

4. Нужно создать условия для умственной активности всех детей. Игры следует строить так, чтобы не получи­лось, что двое заняты, а остальные ждут своей очереди. Отвечать готовятся все играющие, а выбор падает на кого-то одного, в этом случае используют брошенный мяч, считалку, переданный предмет. Почти все народные словесные игры построены по этому принципу. Так, в игре «Что это за птица?» дети, описывая характерные признаки птицы, показывают, как она ходит, имитируют полет, бег. Отгадывает не тот, кто хочет, а тот, на кого укажет водящий. Очень хорошо, когда умственная ак­тивность сочетается с двигательной. Это особенно важно для развития детей младшего и среднего возраста. Если в игре используется стихотворение, то она сопровожда­ется движениями в ритм стихотворения.

5. В каждую игру следует вводить варианты с услож­нением задач, чтобы дети, усвоив тот или иной способ решения, могли бы применить его при другом содержа­нии, в других условиях. В данном сборнике предлагаются варианты многих игр. Однако воспитатель, зная, какие у детей сформированы представления, умения, может сам придумывать различные варианты.

6. Выбор словесной игры определяется задачами воспитательной работы с детьми данной группы, поэтому она может занимать различное место в педагогическом процессе. Можно использовать игры в часы занятий («Похож- не похож», «Где был Петя?», «Кто как кричит?»), некоторые можно использовать как часть занятия. Например, воспитатель познакомил детей со средствами передвижения людей. После беседы «На чем ездят люди?» хорошо проходит игра «А если бы». Или: рассказав детям об овощах, воспитатель заканчивает беседу игрой «Вершки-корешки». В таких играх принимают участие все дети. Но целесообразнее проводить словесные игры с небольшой группой детей, чтобы на каждого играющего падала большая нагрузка и он имел большую возможность поупражняться в решении игро­вых задач. В такие группы следует объединять детей ак­тивных с менее активными. Последние стараются подра­жать своим товарищам и успешнее справляются с заданиями.

Можно использовать словесные игры и в часы развле­чений, например игры-соревнования «Кто быстрее?», «Охотник», «Отвечай быстро» и др.

Словесные игры должны войти в число любимых деть­ми самостоятельных игр.

7. Роль воспитателя в процессе словесных игр меня­ется в зависимости от возрастных особенностей детей. Если с малышами воспитатель выступает как инициатор» руководитель, обучающий игровым действиям и заканчи­вающий игру, то со старшими детьми он в большей мере советчик, помощник, справедливый судья.

8. При проведении словесных дидактических игр осо­бое внимание должно быть уделено правилам.

Любая дидактическая игра строится по определенным правилам, которые направляют игру, организуют поведе­ние детей. Воспитатель, знакомя детей с новой игрой, рассказывает и о ее правилах. Следует помнить, что, чем строже правила, тем напряженнее, интереснее игра.

Объяснение правил - первый этап в обучении детей с помощью дидактической игры. От того, насколько чет­ко правила будут объяснены, зависит ее успех. В начале игры воспитатель наблюдает, как дети усвоили правила и напоминает, что если они не будут выполняться, игра прервется.

Объяснение правил в разных возрастных группах проводится по-разному.

Детям младшей группы воспитатель объясняет пра­вила в процессе самой игры. Например, в игре «Коза ро­гатая», рассмотрев с детьми картинку с изображением козы, он говорит: «Я буду козой, а вы - малыми ребята­ми». Прочитав стихотворение, после слов «забодает» он предлагает: «Убегайте скорее, а то вас коза забодает!» Малыши убегают.

Дети средней группы могут запомнить правила, если воспитатель разъяснит их до игры. Например, предло­жив детям игру «Воробушки и автомобиль», он заранее объясняет, по какому сигналу что они должны делать (прыгать, убегать, садиться в гнездышки). Воспитатель следит за тем, чтобы правила выполнялись всеми.

В старших и подготовительных к школе группах пра­вила становятся более сложными: не смотреть в сторону описываемого предмета, не повторять сказанного, назы­вать только существенные признаки предмета, объеди­нять несколько предметов одним словом и др. В играх, предназначенных для детей старших групп, увеличивает­ся и количество правил. Воспитатель и в этих группах на первых порах следит за их выполнением. Например, в игре «Отгадай» надо описывать только те предметы, ко­торые находятся в комнате. Ребенок же описал предмет, который он видел на участке. Воспитатель отмечает, что предмет описан хорошо, но не все правила игры выпол­нены. Обращаясь к детям, он уточняет эти правила и спрашивает: «Какое правило игры не выполнил Вова?» Дети отвечают: «Вова описал предмет, которого в груп­повой комнате нет». После того как воспитатель убедит­ся в том, что все дети усвоили правила игры, он может предложить им играть самостоятельно.

Методические советы, имеющие отношение лишь к определенной возрастной группе детей, помещены в соот­ветствующих разделах данной книги.