Про психологию. Учения и методики

Приведи примеры реализации каждой функции. Основные функции политических партий

Понятие политической партии

Политические партии занимают особое место в ряду субъектов политической деятельности, выступая посредниками между гражданами и государством. Классическое определение партии принадлежит французскому политологу Роже Жерару Шварценбергу (р. 1943):

Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

Партии объединяют наиболее активных представителей социальных групп, имеющих схожие идейно-политические взгляды и стремящихся к государственной власти.

Признаками партии являются:

  • функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;
  • наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;
  • направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);
  • наличие народной поддержки, добровольность членства;
  • наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.

В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.

Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.

Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:

  • выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;
  • разработка идеологии, формирование общественного мнения,распространение политической культуры;
  • создание возможностей для политической социализации личности;
  • подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;
  • организация избирательных кампаний и участие в них;
  • борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.

Предложено несколько типологий политических партий:

  • по идеологической ориентации выделяют партии либеральные,консервативные, коммунистические и проч.;
  • по территориальному признаку - федеральные, региональные и т.д.;
  • по социальной базе — рабочие, крестьянские, предпринимательские и др.;
  • по отношению к социальным преобразованиям - радикальные и умеренные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные;
  • по участию во власти - правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, парламентские и непарламентские.

Наиболее известна классификация партий по организационному строению , согласно которой выделяются кадровые и массовые партии.

Кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров — политического комитета. Такие партии обычно немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.

Массовые партии многочисленны, финансируются из членских взносов. Они представляют собой централизованные организации с уставным членством, отличаются организованностью и дисциплинированностью, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). Если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые — к мобилизации широких народных масс.

К групповым субъектам политической деятельности относят также массовые движения, общественные организации, группы давления и т.д.

Концепции политической партии

Политическая партия — это добровольное некоммерческое общественное объединение по идейным соображениям и политическим принципам, стремящееся к достижению политических целей и использующее политические средства.

Политическая партия — это политическая организация наиболее активной части ; объединение (политическое или классовое), которое непосредственно выражает интересы класса или общества и состоит из наиболее активных его представителей, осознающих его интересы, борющихся за их осуществление и владение государственной властью (или ее удержание).

В марксистской традиции партии рассматриваются как высшая форма организации того или иного класса или его слоя, охватывающая его наиболее активную часть, отражающая его коренные политические интересы и преследующая долгосрочные классовые цели. Партии как политические организации непосредственно участвуют в общественно-политической жизни, выражают свое отношение к существующей власти, создаются во имя сохранения и упрочения данной власти или ее изменения.

В либерально-демократической традиции партии трактуются как организованные политические силы, объединяющие граждан одной политической традиции и служащие для завоевания или участия во власти с целью реализации целей своих приверженцев. Воплощая право человека на политическую ассоциацию с другими людьми, партии отражают общегрупповые интересы и цели разнородных слоев населения (социальных, национальных, религиозных и т.д.). Через этот институт люди выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов.

Обязательные элементы политической партии :

  • всякая партия суть носитель определенной идеологии или, по крайней мере, выражает конкретную ориентацию видения мира и человека.
  • это относительно продолжительное по времени объединение, т.е. организация с определенной структурой и территориальным измерением (национальным, региональным, местным, а иногда интернациональным).
  • цель всякой партии — завоевание власти или участие в ней наряду с другими партиями.
  • каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа — от включения в состав своих членов до формирования широкого круга сочувствующих.
Признаки политической партии:
  • наличие организационной структуры;
  • программа и устав;
  • уплата членских взносов;
  • партийная дисциплина;
  • организационная связь между членами партии;
  • формирование общественного мнения;
  • участие в формировании парламентских и правительственных учреждений.

Роль политической партии в жизни общества:

  • связующее звено народных масс и государства;
  • регулятор социально-политической жизни общества;
  • руководитель классовой борьбы в обществе.

Главная задача политической партии — захват и участие во .

Укажите и проиллюстрируйте примерами три вида политических отношений в современном обществе. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

Указаны виды политических отношений и приведены примеры , допустим:

Отношения между политическими партиями. Например, отношения сотрудничества или конкуренции за власть, которые можно наблюдать между партиями «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ и другими политическими партиями в современной России;

Отношения между государством и социальными группами. Например, в настоящее время государство активно поддерживает институт материнства и детства в стране, выплачивая пособия («материнский капитал»), также оказывается поддержка малому бизнесу;

Отношения между государством и СМИ. Государство через СМИ делает заявления о направлениях и результатах работы государственного аппарата (реализация национального проекта «Образование»).

Могут быть даны другие примеры, соответствующие заданию.

Назовите любые три функции государства и раскройте каждую из них на примере. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

Могут быть названы любые три функции государства и приведены соответствующие им примеры, например:

1) экономическая функция. (Например, принятие Государственной Думой государственного бюджета);

2) социальная функция. (Например, принятие Федеральным Собранием РФ закона о реформе пенсионной системы);

3) функция обороны страны (Например, Президент РФ утвердил военную доктрину России).

(Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

Политические пар­тии играют важ­ную роль в об­ще­ствен­ной жизни де­мо­кра­ти­че­ско­го общества. На­зо­ви­те любые три функ­ции политической пар­тии в по­ли­ти­че­ской системе об­ще­ства и про­ил­лю­стри­руй­те каждую из них кон­крет­ным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе долж­ны быть на­зва­ны функции по­ли­ти­че­ской партии и при­ве­де­ны соответствующие «меры, допустим:

1) Выражение власт­но значимых ин­те­ре­сов отдельных со­ци­аль­ных групп. (Например, парламентская фрак­ция политической пар­тии Х представляет ин­те­ре­сы среднего класса, до­би­ва­ясь принятия законодательства, ре­гла­мен­ти­ру­ю­ще­го деятельность сред­не­го и ма­ло­го бизнеса, и на­ло­го­вых льгот для этих видов бизнеса);

2) Раз­ра­бот­ка политических про­грамм. (Например, политическая пар­тия Х представила свою про­грам­му развития ин­сти­ту­тов гражданского общества);

3) При­вле­че­ние граждан к уча­стию в по­ли­ти­че­ской жизни (мобилизационная функция). (Например, политическая пар­тия Х провела серию мас­со­вых митингов в под­держ­ку демократических реформ, при­вле­кая молодёжь к уча­стию в них при­гла­ше­ни­ем известных поп-исполнителей).

Могут быть на­зва­ны иные функ­ции политической партии, при­ве­де­ны иные примеры.

В современном обществе усиливается роль и значение гражданских институтов. Приведите три примера, иллюстрирующие партнерское взаимодействие гражданских неполитических организаций с государством. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Приведены примеры, допустим:

Ассоциации педагогов, профсоюзы работников образования принимают активное участие в обсуждении политических решений в области образования, поправок к закону об образовании;

Объединения жильцов, товарищества собственников жилья вместе с мэрией, руководством города обсуждают вопросы градостроительства, улучшения транспортной ситуации, строительства новых парковок;

Журналисты, представители профессиональных объединений работников, занятых в СМИ, выступают против давления на СМИ, в защиту свободы слова;

Организации ветеранов локальных войн и конфликтов выступают с требованиям разработки дополнительных мер социальной защиты военнослужащих;

Экологические организации и движения обсуждают решения о строительстве крупных комплексов промышленных предприятий, поправки к природоохранному законодательству.

Могут быть приведены и иные верные примеры.

Приведите по два примера, раскрывающих воздействие государства на личность и личности на государство в демократическом обществе. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

В ответе могут быть названы следующие примеры:

1) воздействие государства на личность:

Государство Х приняло закон запрещающий курение в общественных местах, теперь граждане вынуждены корректировать свое поведение иначе будут привлечены к административной ответственности;

В государстве X существует система государственных образовательных учреждений, реализующих государственные образовательные программы, направленные на формирование у граждан определенной системы знаний, компетенций и ценностей;

2) воздействие личности на государство:

Граждане государства Х приняли участие в выборах в Парламент, в результате которых был сформирован его новый состав;

Граждане государства Х вышли на массовый митинг против нового закона, принятого Парламентом, под их давлением депутаты приняли решение отменить закон.

Могут быть приведены другие примеры

Подтвердите тремя примерами наличие в современной России демократического государства. (Сначала укажите признак демократии, затем как он проявляется в РФ). (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Народовластие. Например, в России народовластие проявляется через принцип большинства на выборах Государственной Думы, президента или референдуме;

Политический плюрализм. Например, в России существует политический плюрализм, на выборах конкурируют партии с различной политической идеологией, например "Единая Россия", "КПРФ", "Справедливая Россия";

Наличие свободных и независимых СМИ (гласность). Например, можно говорить о существовании гласности в РФ, СМИ, как федеральные, так и региональные и местные, широко обсуждают вопросы государственной и общественной жизни, население имеет достоверное представление о намерениях, действиях, решениях государственной власти.

Могут быть приведены другие примеры.

Назовите любые три института гражданского общества в современной России и приведите примеры их деятельности.(Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Названы три института и приведены примеры их деятельности, допустим:

1) Политические партии. Например, партия КПРФ организовала митинг своих сторонников в честь 100-летия Октябрьской революции.

2) Общественные движения. Например, организация «Экологический дозор» организовала субботник по уборке мусора в лесополосе.

3) СМИ. Например, телеканал «Звезда» показал новостной сюжет о новых образцах вооружения Российской армии.

Могут быть приведены другие институты и примеры их деятельности.

Назовите три органа высшей государственной власти в Российской Федерации и укажите одно из полномочий каждого органа.

Пояснение.

В ответе могут быть названы органы государственной власти и соответствующие им полномочия:

1) Федеральное Собрание РФ (принятие законов, назначение выборов Президента РФ, утверждение изменения границ между субъектами РФ);

2) Правительство РФ (разработка бюджета, управление федеральной собственностью);

3) Верховный Суд РФ (осуществление надзора над деятельностью судов общей юрисдикции; в пределах своей компетенции рассмотрение дел в качестве суда второй (кассационной) инстанции).

Указание должности и полномочий Президента РФ может быть засчитано как верное.

Могут быть указаны другие высшие органы государственной власти и другие их полномочия

Укажите любые три роли «четвертой власти», средств массовой информации, в политической жизни современного демократического государства и проиллюстрируйте их примерами. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

Могут приводиться иные уместные примеры различной степени конкретизации

Укажите три осо­бен­но­сти государства, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие его как цен­траль­ный ин­сти­тут по­ли­ти­че­ской системы, и кон­кре­ти­зи­руй­те примером каж­дую на­зван­ную особенность. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие осо­бенн­но­сти и примеры:

1) Толь­ко го­су­дар­ство об­ла­да­ет ор­га­на­ми при­нуж­де­ния. (В государстве Х существует органы полиции, армия);

2) Суверенитет. (Другие государства не могут вмешиваться во внутренние дела России, все организации и люди на­хо­дя­щи­е­ся на тер­ри­то­рии РФ обя­за­ны со­блю­дать за­ко­ны РФ, подчиняться ее публичным органам власти);

3) Го­су­дар­ство об­ла­да­ет мо­но­по­ли­ей на право­твор­че­ство (Федеральное Собрание РФ обладает исключительным правом на издание общеобязательных законов).

Могут быть при­ве­де­ны и иные осо­бен­но­сти и примеры, не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 6.

Назовите любые три функ­ции го­су­дар­ства в об­ла­сти об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дую из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

1) Со­дей­ствие раз­ви­тию об­ра­зо­ва­ния. (Например, Министерство Просвещения разработало новые учебные программы, новые стандарты сред­не­го образования);

2) Кон­троль за ка­че­ством об­ра­зо­ва­ния. (Например, в государстве Х ежегодно проходит единый государственный экзамен для выпускников школы, благодаря которому происходит независимая проверка качества образования);

3) Ока­за­ние по­мо­щи учре­жде­ни­ям куль­ту­ры. (Например, государство Х осуществляет финансирование двор­цов культуры, биб­лио­тек и т.д.)

Могут быть при­ве­де­ны и иные функ­ции и при­ве­де­ны иные при­ме­ры не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 2.

Назовите любые три со­ци­аль­ные функ­ции го­су­дар­ства и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дую из них.(Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть указаны:

Уста­нов­ле­ние и обес­пе­че­ние ми­ни­маль­ных со­ци­аль­ных стан­дар­тов жизни. (Например, в государстве Х Парламент принял закон устанавливающий минимальный размер оплаты труда);

Поддержка различных категорий населения. (Например, в государстве Х ежемесячно происходит выплата пенсий пожилым людям и инвалидам. (Например, в государстве Х действуют биржи труда, где безработные могут бесплатно получить помощь в трудоустройстве);

Обес­пе­че­ние занятости. (В государстве Х действует система бирж труда, где безработные бесплатно получают помощь в трудоустройстве).

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 2.

Приведите три про­яв­ле­ния роли об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций в по­ли­ти­че­ской си­сте­ме демократического об­ще­ства и про­ил­лю­стри­руй­те каж­дое про­яв­ле­ние примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть указаны:

1.Защищают ин­те­ре­сы граждан. Например, в России действует организация Комитет солдатских матерей, которая защищает интересы лиц проходящих военную службу в российской армии.

2. Решение социальных проблем. Например, экологическая организация «Green Peace» провела серию пикетов и митингов у областного Законодательного Собрания и добилась отмены разрешения на организацию городской свалки в природоохранной зоне.

3. Общественный контроль за деятельностью властей. Например, Общественная организация «Общественный антикоррупционный комитет» разоблачил группу региональных чиновников, которые незаконно обогащались за счет бюджетных средств. Собранные материалы были переданы в прокуратуру, после чего было возбуждено уголовное дело.

Могут быть при­ве­де­ны иные при­ме­ры не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 6.

Назовите любые три при­зна­ка по­ли­ти­че­ской пар­тии как об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции и кон­кре­ти­зи­руй­те при­ме­ром каж­дый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть на­зва­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны сле­ду­ю­щие при­зна­ки по­ли­ти­че­ской пар­тии как об­ще­ствен­ной организации:

1) Наличие определённой идеологии, си­сте­мы общих ценностей. (Например, на II съез­де пар­тии Z была при­ня­та про­грам­ма партии, от­ра­жа­ю­щая при­вер­жен­ность тра­ди­ци­он­ным ценностям, консерватизму).

2) Стремление прий­ти к вла­сти. (Например, партия R вы­ста­ви­ла своих кан­ди­да­тов на вы­бо­рах де­пу­та­тов му­ни­ци­паль­ных собраний).

3) Нацеленность на вы­ра­же­ние ин­те­ре­сов определённых со­ци­аль­ных групп. (Например, партия Y от­ста­и­ва­ет сни­же­ние на­ло­га на мел­ких и сред­них предпринимателей).

Назовите любые три внеш­не­по­ли­ти­че­ские функ­ции со­вре­мен­но­го го­су­дар­ства и про­ил­лю­стри­руй­те каж­дую из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

1. Уча­стие в ре­ше­ние глобальных проблем.

Для ре­ше­ния глобальной экологической про­бле­мы ряд го­су­дарств пришли к соглашению, под­пи­сав Киотский протокол, обя­зы­ва­ю­щий их со­кра­тить выбросы пар­ни­ко­вых газов.

2. Обес­пе­че­ние национальной безопасности, ис­поль­зо­ва­ние вооруженных сил для ре­ше­ния задач.

В 2003 г. США с со­юз­ни­ка­ми разработали опе­ра­цию "Шок и трепет", при осу­ществ­ле­нии которой с по­мо­щью вооруженных сил был сверг­нут режим С. Хусейна.

3. За­щи­та и под­держ­ка экономических ин­те­ре­сов страны.

Для за­щи­ты своих эко­но­ми­че­ских интересов, со­зда­нии единого эко­но­ми­че­ско­го и та­мо­жен­но­го пространства между Россией, Бе­ло­рус­си­ей и Ка­зах­ста­ном был со­здан Таможенный союз.

4. От­ста­и­ва­ние интересов в меж­ду­на­род­ных организациях.

Россия, как по­сто­ян­ный член Со­ве­та Безопасности ООН, за­бло­ки­ро­ва­ло решение Совета, про­ти­во­ре­ча­щее ее интересам.

Могут быть при­ве­де­ны другие примеры.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 2.

Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три при­зна­ка демократии. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть на­зва­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны при­зна­ки демократии:

1) фор­ми­ро­ва­ние пар­ла­мен­та на ос­но­ве сво­бод­ных кон­ку­рент­ных вы­бо­ров (например, в ка­че­стве кан­ди­да­тов на пар­ла­мент­ских вы­бо­рах в стра­не Z были за­ре­ги­стри­ро­ва­ны 400 человек, пре­тен­ду­ю­щих на 100 де­пу­тат­ских мандатов; из­би­ра­те­ли могли озна­ко­мить­ся с про­грам­мой каж­до­го кан­ди­да­та в своём окру­ге и осу­ще­ствить выбор);

2) га­ран­тии по­ли­ти­че­ских прав и сво­бод граж­дан (например, в стра­не Z дей­ству­ют ин­сти­тут упол­но­мо­чен­но­го по пра­вам человека, пра­вам ребёнка, а также пра­во­за­щит­ные об­ще­ствен­ные организации);

3) ре­ше­ние во­про­сов боль­шин­ством го­ло­сов (например, в стра­не Z про­шло все­на­род­ное го­ло­со­ва­ние о вне­се­нии по­пра­вок в ос­нов­ной закон страны, по­прав­ки были от­кло­не­ны боль­шин­ством голосов);

4) учёт ин­те­ре­сов мень­шин­ства (например, в стра­не Z оп­по­зи­ци­он­ные по­ли­ти­че­ские пар­тии имеют право кри­ти­ко­вать по­ли­ти­ку пра­ви­тель­ства и пред­ла­гать аль­тер­на­тив­ные ва­ри­ан­ты по­ли­ти­че­ских решений).

Могут быть на­зва­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны дру­гие признаки, при­ве­де­ны дру­гие при­ме­ры

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 08.05.2014. До­сроч­ная волна, резервный день. Ва­ри­ант 202.

1) Ин­фор­ма­ци­он­ная элита. (Журналист из­вест­но­го из­да­ния опуб­ли­ко­вал ста­тью о про­бле­мах школы, после чего было при­ня­то ре­ше­ние вне­сти по­прав­ки в закон об образовании);

2) На­уч­ная элита. (Известный учёный вы­сту­пил на за­се­да­нии пар­ла­мен­та стра­ны Z, за­ста­вив сво­и­ми ар­гу­мен­та­ми де­пу­та­тов пе­ре­смот­реть пла­ни­ру­е­мую про­грам­му на­уч­ных исследований).

3) Эко­но­ми­че­ская элита. (Владелец круп­ной кор­по­ра­ции вло­жил зна­чи­тель­ные сред­ства в пред­вы­бор­ную кам­па­нию пар­тии N, пред­ста­ви­те­ли ко­то­рой вы­сту­па­ют в под­держ­ку вы­год­но­го ему законопроекта).

Могут быть на­зва­ны дру­гие виды элит, при­ве­де­ны иные примеры.

Назовите три политических функции, которые выполняют СМИ, и проиллюстрируйте каждую из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

Могут быть приведены следующие примеры:

1) Информирование население об основных политических событиях (информационная функция). Например, в еженедельной аналитической телепередаче команда журналистов рассматривает политические события недели, тенденции политической жизни страны;

2) Политическая агитация граждан. Например, телеканалы и центральные газеты государства X. в период выборов президента предоставили всем кандидатам возможность донести по телезрителей / читателей свои политические программы;

3) Функция критики и контроля деятельности властей. Например, группа журналистов сняла документальный фильм о связи мафии с известными политиками, после чего было возбуждено несколько уголовных дел против данных политиков.

2) определение целей и задач общественного развития, политического курса власти. (Например, Президент РФ выступил с ежегодным посланием Федеральному Собранию РФ, определяющим задачи развития российского общества);

3) мобилизация ресурсов на достижение определенных целей. (Например, в Древнем Египте государство привлекало огромное количество людей и материалов для рытья оросительных каналов и строительства пирамид и храмовых комплексов).

Могут быть названы другие функции, приведены другие примеры.

Политические партии выполняют ряд функций, которые можно объединить в три группы: политические функции, идео­логические, социальные.

Политические функции: борьба за власть, рекрутирование по­литических лидеров и правящей элиты. Партии участвуют во всех политических процессах и являются, по существу, одним из глав­ных механизмов распределения и перераспределения полити­ческой власти. Они имеют своей главной целью завоевание и использование политической власти для достижения тех целей, которые поставлены в их программах. Из руководящего состава политических партий осуществляется отбор в политическую элиту всех уровней. Кроме выдвигаемых партиями профессиональных политиков в управлении обществом (в частности, в создании государственных программ, в выработке стратегического госу­дарственного курса и т.д.) весьма часто участвуют партийные аналитики и эксперты.

Идеологические функции: создание партийной идеологии и политических доктрин, партийная пропаганда. Каждая партия вырабатывает и корректирует свою идейно-политическую ори­ентацию. При этом она может выдвигать своих идеологов, пред­лагающих новые, оригинальные взгляды, но может выступать и с поддержкой известных идеалов в области общественного раз­вития. Идейно-политическая ориентация партий на определен­ные концепции и идеалы: демократии, социализма, авторита­ризма, либерализма, консерватизма и другие - позволяет су­дить об отношении партий к основным общественным ценнос­тям, а, следовательно, и классифицировать их программы как прогрессивные либо реакционные, консервативные. В данной группе функций политических партий важная роль принадле­жит партийной пропаганде. Ее назначение весьма широкое и включает прежде всего активное информирование масс о пре­имуществах программы, выдвигаемой той или иной партией, а также формирование благоприятного по отношению к данной партии общественного мнения.

Социальные функции: социальное представительство и социа­лизация. Каждая политическая партия опирается на определен­ные группы и слои населения и выражает их интересы. Многие партии в недалеком прошлом старались это подчеркнуть. В каче­стве примера можно назвать Болгарский земледельческий союз, Польскую объединенную рабочую партию. Однако в современ­ных условиях практически каждая политическая партия стре­мится, насколько это возможно, объединять и представлять широкие слои общества. Очевидно, что на успех могут рассчи­тывать те партии, которые выражают не узкогрупповые, а об­щенациональные интересы.

Среди социальных функций политических партий важная роль принадлежит социализации граждан. Речь идет о включении лично­сти в мир политики. Ведя борьбу за избирателя, всемерно содей­ствуя информированности населения, партии способствуют усво­ению гражданами определенных знаний, норм, ценностей. Это позволяет гражданам стать полноправными участниками полити­ческих отношений. Процесс социализации структурно представ­лен рядом элементов. Это:



1) усвоение населением определенных политических знаний и навыков общественно-политической дея­тельности;

2) превращение полученных знаний в убеждения;

3) формирование способности отстаивать эти знания;

4) обрете­ние гражданами политической ориентации;

5) выработка поведе­ния, адекватного складывающимся политическим условиям.

Когда же партии наиболее энергично выполняют указанные функции? В период предвыборных и избирательных кампаний. В это время партии не только выдвигают своих кандидатов в различные органы власти, но и активно распространяют опре­деленные политические идеи. Даже небольшие политические партии, которые не могут выставить конкурентоспособных кан­дидатов, используют предвыборную кампанию в идеологичес­ких целях, пытаясь сформировать у населения позитивный имидж своих задач и программ.

Для партий, победивших на выборах (или тех, которые полу­чили определенное количество мест в законодательных органах), начинается наиболее благоприятный период для выполнения одной из главных их функций - укрепления во власти и ис­пользования ее для реализации поставленных целей. Они обретают реальную возможность продвигать свои кадры во властные структуры, участвовать в формировании политической элиты. В итоге получают возможность принять участие в процессе при­нятия государственных решений и контроля за их исполнением. После проведения избирательной кампании политические партии обычно активизируются в части образования союзов и блоков победивших партий, различных партийных коалиций, заключе­ния многочисленных межпартийных соглашений.

Однако большинство партий осуществляет свои главные функ­ции практически постоянно. В частности, они непрестанно стре­мятся:

Убедить избирателей в правильности сделанного ими вы­бора;

Обеспечить поддержку правящему(или оппозиционному) курсу, организовывая соответствующие кампании в сред­ствах массовой информации, шествия, митинги и т.д.;

Расширить свой численный состав;

Укрепить материальное положение.

Рассмотрение функций, выполняемых политическими парти­ями, позволяет сделать вывод об общественно важных задачах, которые они решают достаточно эффективно. Назовем некото­рые из них.

Во-первых, политические партии обеспечивают связь населе­ния с государственными структурами. Тем самым они заменяют стихийные (и, следовательно, непредсказуемые) формы поли­тической активности населения.

Во-вторых, партии являются одной из самых эффективных форм преодоления политической апатии и пассивности граждан.

В-третьих, выступая за распределение и перераспределение политической власти, современные партии чаще всего обеспе­чивают мирный путь осуществления этих процессов, позволяют избегать общественных потрясений.

Место и роль партии в политической системе определяется во многом ее функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политической партии, ее назначение в обществе. К числу наиболее общих функций политических партий относятся:

Представительство социальных интересов;

Выработка программных установок, политической линии партии;

Формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;

Участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, в формировании политической системы общества;

Подготовка и выдвижение кадров.

В рамках указанных функций возможно выделение более частных, конкретных задач. Содержание, формы и методы осуществления одних и тех же функций могут отличаться у партий различных типов. Имеются и специфические функции, выполняемые теми или иными партиями в силу особенностей их развития и положения.

Важное место в деятельности партии занимает представительство интересов классов, социальных групп и слоев. Содержанием этой функции является выявление, формулирование и обоснование интересов социальных сил, их интеграция и активизация.

Как указывалось выше, генетически образование партий обусловлено дифференциацией общества на классы и другие социальные образования, имеющие различные интересы. XIX – начало XX вв. – это время резкого размежевания социально-классовых позиций. Это не значит, что партийная система общества является точной копией социально-классовой структуры общества. Всегда оказывалось, что есть различные варианты классовой политики: социал-демократическая и коммунистическая – у рабочего класса, либеральная и консервативная – у буржуазии. Формирование национальных и религиозных партий, выходящих за классовые рамки, говорит о многомерности социальной структуры общества, о наличии различных слоев, претендующих на активное участие в политической жизни в качестве ее субъектов.

Последние десятилетия принесли значительные перемены в содержании функции представительства. Западные политологи считают, что на смену классовым партиям с середины XX в. стали приходить так называемые "общенародные партии", или "партии для всех". Такая партия стремится избежать отождествления себя с интересами какого-либо одного класса или слоя, а предстает как выразитель общего интереса. Для того, чтобы добиться успеха, прежде всего на выборах, партия должна сегодня учитывать интересы целого блока сил. Партии стремятся к завоеванию большинства голосов и в соответствии с этим строят свою стратегию и тактику, стремясь к согласованию различных интересов. Облик партии формирует сейчас не столько классовая ориентация, сколько определенный тип политики.

Данная концепция отражает объективные перемены в жизни общества, однако термин "партия для всех", как нам представляется, нельзя понимать буквально: ни одна партия, поскольку она представляет один из возможных вариантов политики, не может удовлетворять всех. Несмотря на расширение социальной базы партий, между ними сохраняются различия как с точки зрения тех сил, на которые они, прежде всего, ориентируются, так и с точки зрения их общей идейно-политической ориентации.

Интересы различных социальных групп агрегируются, выражаются в процессе выработки политической программы и осуществления политического курса партии. С этим связана следующая функция партии – выработка программных установок , социально-экономической и политической стратегии. Партия, как правило, имеет долговременную политическую программу, основанную на определенных идеологических принципах. Даже если партия не опирается на какую-либо строго выраженную идеологическую систему, определенная идеологическая приверженность проявляется в ее конкретной деятельности и защищаемых ею ценностях.

Выделяют прагматический и идеологический стили деятельности партии. Прагматические партии ориентированы на практическую целесообразность действий, на поиск любых возможностей для достижения конкретных целей. Партии прагматического типа избегают принятия догматизированных, претендующих на строгую научность и истину в последней инстанции программ. В качестве программы такой партии зачастую выступает предвыборная платформа. Прагматические партии не предъявляют строгих идеологических требований к своим членам. Идеологические ограничения не играют для них существенной роли, и ими порой жертвуют при заключении различного рода соглашений, образовании коалиций и др.

Идеологические (или мировоззренческие, доктринальные)партии опираются на строго определенную идеологическую доктрину. Для них характерно отстаивание соответствующих идеалов и принципов, стремление смоделировать общество с определенными идеологическими установками и претворить их в жизнь.

Признание членами партии ее программных установок – необходимое условие прочности внутрипартийных связей. Не исключается, однако, существование в партии различных политических фракций и борьба между ними. Идейно-программные различия имеют свои пределы, и нарушение их может привести к организационному расколу и возникновению новых партий. В то же время некоторые партии (коммунистические, например) запрещают фракционную борьбу как несовместимую с уставными целями и задачами. Опыт свидетельствует, что запрещение фракционной борьбы неэффективно и ведет к идейно-политическому закостенению партии.

Партии стремятся не только к развитию и обновлению различных политических доктрин, но и к их широкому распространению в обществе. Этому служат публикации партийных материалов, выступления партийных лидеров по радио и телевидению, в печати, на митингах и собраниях. Партия заинтересована в признании и поддержке своей политической линии общественным мнением.

Идеологическая функция политической партии предполагает также политическое просвещение своих членов и сторонников, воспитание членов общества в духе определенных ценностей и традиций, приобщение граждан к политической жизни и в конечном итоге способствует их политической социализации.

Функция осуществления власти политической партией включает в себя:

Участие в подготовке и проведении выборов в органы государственной власти и управления;

Парламентскую деятельность партии, ее работу в партийных фракциях парламента и местных органов власти;

Участие в процессе подготовки и принятия государственными органами политических решений;

Политическое рекрутирование и др.

В современном демократическом обществе политические партии в борьбе за власть отвергают насильственные методы и ориентируются на избирательный процесс. Выборы являются главной ареной соперничества партий. В конкурентной борьбе успеха добивается партия, политический курс которой импонирует большинству избирателей. Поэтому одной из главных задач партии является обеспечение поддержки со стороны избирателей, создание и расширение своего электората .

В результате изменений в социальной структуре общества, образовательном уровне населения, воздействия средств массовой информации партии теряют стабильное влияние на избирателей. Происходит "эрозия поддержки партий", как это определяют американские социологи У.Кротт и Г.Джекобсон. Многие избиратели меняют свою партийную приверженность от выборов к выборам, или поддерживают кандидатов разных партий на выборах различного уровня в зависимости от того, как последние обещают решить те или иные проблемы.

Партии, завоевавшие депутатские мандаты, формируют парламентские фракции или партийные группы. Фракции вносят на рассмотрение парламента различные предложения, готовя законопроекты, выступают с запросами правительству, участвуют в составлении повестки дня, обладают и другими полномочиями. С учетом численности парламентских фракций от разных партий формируются руководящие и рабочие органы парламента (комиссии, комитеты, бюро и т.п.).

В странах Запада действует принцип автономии партийных фракций в парламентах и муниципалитетах, в соответствии с которым фракции непосредственно не подчиняются партийным органам, включая партийные съезды и конференции. Они проводят в жизнь партийные программы и установки, сообразуясь с конкретными условиями. Но поскольку эффективная работа парламентской фракции предполагает наличие определенной внутренней дисциплины, партийные фракции принимают зачастую довольно жесткие правила поведения и даже санкции за их нарушение. Например, на пленарном заседании фракции может быть принято решение, обязывающее членов фракции голосовать соответствующим образом (решение о "фракционном принуждении" и "дисциплине голосования"). Наряду с официальным принуждением и другими мерами, наиболее действенными оказываются перспективы не попасть в число партийных кандидатов на следующих выборах.

Осуществление власти правящей партией выражается не только в инициирующей и консультативной роли в парламенте, но и в формировании и подчинении исполнительных органов. Политические партии участвуют в формировании правящей элиты, подборе и расстановке управленческих кадров. Они являются институтами, в рамках которых воспитываются политические лидеры и государственные деятели.

Правящая партия посредством своей парламентской фракции, через своих представителей в государственном аппарате участвует в принятии политических решений, соответствующих интересам представляемых ею общественных групп. Партийные органы и форумы определяют цели и задачи партии таким образом, чтобы их конкретная реализация в виде законопроектов и иных государственных актов оставалась прерогативой самих парламентариев, а также административных органов, хозяйственного аппарата и др. Общая практика в условиях демократии такова, что партии не вторгаются непосредственно в государственную систему. Правящие партии стремятся избегать прямой увязки своей политики с действиями правительства, местных исполнительных органов, подчас дистанцируются от них с тем, чтобы снять с себя ответственность за те или иные непопулярные меры. Таким образом, партия и ее органы как бы "отчуждены" от государства и влияют на него лишь опосредованно. В результате партийные органы и организации сохраняют сугубо общественный характер и выполняют свои функции на негосударственной основе.

Политическая партия выступает как посредник между государством и гражданским обществом. Партии обеспечивают связь масс с государственными структурами, институализацию политического участия граждан и замену стихийных форм общественно-политической активности населения организованными, подверженными контролю формами. Через политические партии граждане выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов. Тем самым партии развивают как прямые, так и обратные связи народа и государства.

Эта посредническая роль партий наиболее полно проявляется в демократическом обществе. В странах с тоталитарным и авторитарным режимами роль правящих партий выходит далеко за рамки такого посредничества. Ввиду отсутствия реальных конкурентов в борьбе за власть складывается политическая монополия правящей партии, которая узурпирует властно-политические функции. Правящая партия становится над государством, устанавливает контроль над ним, а посредством него и над гражданским обществом. Выход партии за рамки своего функционального предназначения, попытка подменить собой государственные органы разрушает общественно-политическую природу партии. Такая организация перестает быть политической партией в собственном смысле слова, а сохраняет лишь внешние признаки таковой.

Политические партии выполняют ряд функций, которые можно объединить в три группы: политические функции, идеологические, социальные.

Политические функции: борьба за власть, рекрутирование политических лидеров и правящей элиты. Партии участвуют во всех политических процессах и являются, по существу, одним из главных механизмов распределения и перераспределения политической власти. Они имеют своей главной целью завоевание и использование политической власти для достижения тех целей, которые поставлены в их программах. Из руководящего состава политических партий осуществляется отбор в политическую элиту всех уровней. Кроме выдвигаемых партиями профессиональных политиков в управлении обществом (в частности, в создании государственных программ, в выработке стратегического государственного курса и т.д.) весьма часто участвуют партийные аналитики и эксперты.

Идеологические функции: создание партийной идеологии и политических доктрин, партийная пропаганда. Каждая партия вырабатывает и корректирует свою идейно-политическую ориентацию. При этом она может выдвигать своих идеологов, предлагающих новые, оригинальные взгляды, но может выступать и с поддержкой известных идеалов в области общественного развития. Идейно-политическая ориентация партий на определенные концепции и идеалы: демократии, социализма, авторитаризма, либерализма, консерватизма и другие - позволяет судить об отношении партий к основным общественным ценностям, а, следовательно, и классифицировать их программы как прогрессивные либо реакционные, консервативные. В данной группе функций политических партий важная роль принадлежит партийной пропаганде. Ее назначение весьма широкое и включает прежде всего активное информирование масс о преимуществах программы, выдвигаемой той или иной партией, а также формирование благоприятного по отношению к данной партии общественного мнения.

Социальные функции: социальное представительство и социализация. Каждая политическая партия опирается на определенные группы и слои населения и выражает их интересы. Многие партии в недалеком прошлом старались это подчеркнуть. В качестве примера можно назвать Болгарский земледельческий союз, Польскую объединенную рабочую партию. Однако в современных условиях практически каждая политическая партия стремится, насколько это возможно, объединять и представлять широкие слои общества. Очевидно, что на успех могут рассчитывать те партии, которые выражают не узкогрупповые, а общенациональные интересы.

Среди социальных функций политических партий важная роль принадлежит социализации граждан. Речь идет о включении личности в мир политики. Ведя борьбу за избирателя, всемерно содействуя информированности населения, партии способствуют усвоению гражданами определенных знаний, норм, ценностей. Это позволяет гражданам стать полноправными участниками политических отношений. Процесс социализации структурно представлен рядом элементов. Это:

1) усвоение населением определенных политических знаний и навыков общественно-политической деятельности;

2) превращение полученных знаний в убеждения;

3) формирование способности отстаивать эти знания;

4) обретение гражданами политической ориентации;

5) выработка поведения, адекватного складывающимся политическим условиям.

Когда же партии наиболее энергично выполняют указанные функции? В период предвыборных и избирательных кампаний. В это время партии не только выдвигают своих кандидатов в различные органы власти, но и активно распространяют определенные политические идеи. Даже небольшие политические партии, которые не могут выставить конкурентоспособных кандидатов, используют предвыборную кампанию в идеологических целях, пытаясь сформировать у населения позитивный имидж своих задач и программ.

Для партий, победивших на выборах (или тех, которые получили определенное количество мест в законодательных органах), начинается наиболее благоприятный период для выполнения одной из главных их функций - укрепления во власти и использования ее для реализации поставленных целей. Они обретают реальную возможность продвигать свои кадры во властные структуры, участвовать в формировании политической элиты. В итоге получают возможность принять участие в процессе принятия государственных решений и контроля за их исполнением. После проведения избирательной кампании политические партии обычно активизируются в части образования союзов и блоков победивших партий, различных партийных коалиций, заключения многочисленных межпартийных соглашений.

Однако большинство партий осуществляет свои главные функции практически постоянно. В частности, они непрестанно стремятся:

Убедить избирателей в правильности сделанного ими выбора;

Обеспечить поддержку правящему(или оппозиционному) курсу, организовывая соответствующие кампании в средствах массовой информации, шествия, митинги и т.д.;

Расширить свой численный состав;

Укрепить материальное положение.

Рассмотрение функций, выполняемых политическими партиями, позволяет сделать вывод об общественно важных задачах, которые они решают достаточно эффективно. Назовем некоторые из них.

Во-первых, политические партии обеспечивают связь населения с государственными структурами. Тем самым они заменяют стихийные (и, следовательно, непредсказуемые) формы политической активности населения.

Во-вторых, партии являются одной из самых эффективных форм преодоления политической апатии и пассивности граждан.

В-третьих, выступая за распределение и перераспределение политической власти, современные партии чаще всего обеспечивают мирный путь осуществления этих процессов, позволяют избегать общественных потрясений.