Про психологию. Учения и методики

Экология в творчестве российских писателей. Экология в художественной литературе

Описание презентации по отдельным слайдам:

3 слайд

Описание слайда:

Задачи: -воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к рациональной созидательной деятельности в современном мире; -формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям природы; -развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; -освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных литературных сведений и понятий; -совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

6 слайд

7 слайд

Описание слайда:

Мало кто задумывался о том, что природа не терпит насилия над собой, и как бы беспомощно она ни выглядела под натиском ружей и бульдозеров, она непременно отомстит бездумно нарушающему ее законы человеку. Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

8 слайд

Описание слайда:

Родился 15марта 1937 года в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутской) области в крестьянской семье. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. Окончив университет в 1959 году, Распутин стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска С 1966 года Распутин - профессиональный литератор. С 1967года - член Союза писателей СССР. В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири». В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман газета». В 1994 году выступил инициатором создания Всероссийского фестиваля «Дни русской духовности и культуры „Сияние России“» (Иркутск). В 2010 году Союз писателей России выдвигал кандидатуру Распутина на присуждение Нобелевской премии по литературе. Умер 14 марта 2015 года, за 4 часа до своего 78-летия (по иркутскому времени было уже 15 марта, поэтому земляки писателя считают, что он скончался в день рождения). Валенти́н Григо́рьевич Распу́тин 15.03.1937- 14.03.2015гг Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

9 слайд

Описание слайда:

Прощание с Матёрой В повести идет речь о затоплении обжитого острова с деревней Ма­терой перед пуском крупной электростанции на Ангаре. "Говорить сегодня об экологии - это значит говорить не об измене­нии жизни, как прежде, а об ее спасении" - сказал Валентин Распутин еще в 1989 году. В биографии Распутина было много общественных действий, направленных на спасение природы и защита Байкала, и борьба против поворота северных рек, и протест против ликвидации "неперспективных деревень". Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

10 слайд

Описание слайда:

Прощание с Матёрой Последние дни и ночи Матеры - разор кладбища, сжигание опустевших изб - для Дарьи и других старух все равно, что "край света", конец всему. Чувство вины перед разоренными могилами перерастает в горькое недоумение, в мысли о непонятной судьбе, об ее ускользающем смысле, о судьбе. Санитарная очистка кладбища перед затоплением по сути обыденна: так сгребают во дворе мусор, чтобы сжечь. Но чем обыденнее все это, тем страшнее: здоровые мужики в брезентовых спецовках, чужие, как при­шельцы, сваленные как попало кресты, пирамидки с фотографиями, холмики голых могил. Смешалось необходимое и кощунственное. Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

11 слайд

Описание слайда:

Недаром, несмотря на добротную реалистическую канву, "Прощание с Матерой" представляет собой во многом повесть - миф, в основе которого лежит библейское предание о Великом потопе, а погибшая сибирская деревня Матера в мифологическом плане оказывается моделью мира. Прощание с Матёрой Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

12 слайд

Описание слайда:

Чингиз Айтматов родился в селе Шекер, ныне Талаской области Киргизии. Окончив восемь классов, поступил в Джамбулский зоотехникум. В 1948 году поступил в Киргизский сельскохозяйственный институт во Фрунзе, который окончил в 1953 году. В 1952 году начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. В 1956 поступил на высшие литературные курсы в Москве.(окончил в 1958). В июне1957 года была опубликована Повесть «Лицом к лицу» на киргизском языке в журнале «Ала-Тоо». В 1965 году повесть «Первый учитель» была экранизирована Андреем Кочаловским на «Мосфильме»» Повесть «Прощай, Гульсары!» (1968) принесла автору Государственную Премию. В 1977 году была опубликована повесть «Пегий пёс, бегущий краем моря», ставшая одним из любимых его произведений в ГЛР В 1978 году писатель был удостоен звания Героя Социалистического Труда. В 1980 году вышел роман «И дольше века длится день», за которую Айтматов получил вторую Государственную Премию. Последним произведением, опубликованным в СССР, является его роман «Плаха» (1986). С 1990 возглавлял Посольство СССР (с 1992 года - Посольство Российской Федерации) в Великом Герцогстве Люксембург, с 1994 по 2006 - посол Киргизии в странах Бенилюкса - в Бельгии, Люксембурге и Нидерландах. Скончался 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберга, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе « Ата-Бейит» в пригороде Бишкека. Чинги́з Тореку́лович Айтма́тов 12.12.1928- 10.06.2008гг Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

13 слайд

Описание слайда:

Сложный организм романа несет много мыслей, метафор. Можно услов­но выделить две главные: первая из ниханок несет мысль об исторической и нравственной памяти человека и человечества, вторая - о месте человека, человеческой личности, индивидуальности в обществе, в мире, в природе. В центре повествования - драматическая судьба простого казаха-железнодорожника Едигея Жангельдина, прозванного Буранным.. Буранный полустанок Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

14 слайд

Описание слайда:

Вспомним сюжет легенды. Жуаньжуаны, захватившие Сары-Озеки в прошлые времена, превращали своих пленни­ков в манкуртов надеванием на голову шири - куска сыро­мятной верблюжьей кожи. Высыхая на солнце, верблюжья кожа стискивала голову раба, и человек лишался разума, ста­новился манкуртом. «Манкурт не знал, кто он, откуда родом- племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери - одним словом, манкурт не осознавал себя челове­ческим существом. Лишенный понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и по­тому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помыш­лял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное - восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Ман­курт был единственным в своем роде исключением - ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев». Буранный полустанок Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

15 слайд

Описание слайда:

Одна женщина Найман-Ана решила отыскать сына Жоламана, пропавшего во время сражения с жуаньжуанами. И нашла его - он стал манкуртом, пас хозяйский скот. Она пыталась вернуть ему память, рассказывала, как его зовут, рассказывала о себе и отце, пела колыбельные песни, но жуаньжуаны заметили ее и дали сыну лук и стрелы, чтобы он расправился с матерью. Манкурту же сказали, что эта жен­щина хочет навредить ему, отпарив его голову. И Жоламан убил свою мать выстрелом из лука. Буранный полустанок Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

16 слайд

Описание слайда:

Поразительно мастерство Айтматова как живописца природы и живот­ных. Одухотворенными, реалистично живут в романе не только люди, но и растения и живот­ные, сама степь вокруг Боранлы, умная белая верблюдица Найман-Аны из легенды, безымянный коршун -белохвост и верный Едигею пес Жолбарс, и, конечно, верблюд Каранар, который выписан очень ярко и зримо, он поч­ти очеловечен. Буранный полустанок Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

18 слайд

Описание слайда:

Первый эпизод - это судьба пары волков - Акбары и Ташчайнара. В этой книге с первых строк поражает то, что Айтматов начинает свое повествование с рассказа о волках, а не о людях. Судьбы людей не раз пересекаются с судьбой зверей. Волки были вынуждены покинуть степи после того, как люди устроили там гигантскую бойню - охоту на сайгаков, во время которой погибли их первые волчата. Пара волков ушла ближе к горам, к озеру, но и родившиеся там щенки погибли, когда люди подожгли камыши вокруг озера. Акбара и Ташчайнар перебрались в горы, надеясь, что там они спасутся от людей, но их последних четверых волчат украл из норы в горах человек. А когда волки начали мстить за своих детей, люди убили и их. «Плаха» Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

19 слайд

Описание слайда:

Вторая сюжетная линия связана с судьбой Авдия Каллистратова - молодого человека, которого выгнали из духовной семинарии за ересь; после чего он стал корреспондентом газеты. Но Авдий чувствовал, что это не его призвание, и постоянно искал свое предназначение, смысл своего существования. «Плаха» Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

20 слайд

Описание слайда:

Авдия, ставшего случайным свидетелем этой бойни и пытавшегося уговорить Кандалова и его приспешников прекратить охоту и покаяться, связали и бросили в кузов машины, а потом распяли на дереве и оставили умирающего молодого человека одного. «Плаха» Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

21 слайд

Описание слайда:

В третьей части появляются новые герои, чьи судьбы тесно переплетаются с судьбой Акбары и Ташчайнара. Бедный чабан Базар-бай нашел в горах логово волков и забрал оттуда четверых щенков. Этот его необдуманный поступок стал причиной многих бед в целом совхозе. Волки начали мстить людям: они задрали много овец и даже набрасывались на людей. Но больше всех пострадали Бостон и его жена Гулюшкан: они потеряли самое дорогое, что у них было, - сына Кенджеша. «Плаха» Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

22 слайд

Описание слайда:

В ком же тогда больше гуманности, человечности? Дикие животные способны жалеть нас, почему же тогда мы не можем понять и пожалеть их? Им ведь свойственны все те же чувства и переживания, что и людям. Люди сочувствовали Гулюшкан, которая, потеряв сына, выла так же, как Акбара, когда - у нее украли её волчат. Но вой волчицы вместо жалости вызывал в людях только злость. Люди в совхозе не могли простить волков, убивающих скот и нападающих на людей, желая отомстить им за всех своих детенышей. «Плаха» Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

23 слайд

Описание слайда:

Для поддержания такого порядка в государстве отдельных людей, пытавшихся бороться за справедливость, отправляли на плаху. Но автор показывает читателям, что государство и общество, которые коверкают жизни и судьбы людей и не обращают внимания на свои внутренние проблемы, из которых наркомания, возможно, не самая серьезная, сами идут к "плахе". «Плаха» Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

24 слайд

Описание слайда:

Уничтожение животных в Моюнкумской саванне с этой точки зрения есть предупреждение: вместе с уничтожением природы происходит и процесс уничтожения природного начала в самом человеке и следующий в очереди – он сам. «Плаха» Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

25 слайд

Описание слайда:

Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев 12.12.1928- 29.11.2001гг. Родился Виктор 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии (ныне – Красноярский край). В семь лет мальчик потерял мать - она утонула в реке Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка - Екатерина Петровна. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом- интернат Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт Осенью 1945 года В. П. Астафьев демобилизуется из армии н вместе со своей женой -- рядовой Марией Семеновной Корякиной приезжает па ее родину -- город Чусовой на западном Урале. С 1951 но 1955 год Астафьев работает литературным сотрудником газеты "Чусовской рабочий. В 1959 году его направляют на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького В 1962 году семья переехала в Пермь, а в 1969 году - в Вологду В 1975 году за повести "Перевал", "Последний поклон", "Кража", "Пастух и пастушка" В. П. Астафьеву была присуждена Государственная премия РСФСР имени М. Горького. В 1978 году за повествование в рассказах "Царь-рыба" В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии СССР. В 1980 году Астафьев переехал жить на родину - в Красноярск В 1989 году В. П. Астафьеву присвоено звание Героя Социалистического Труда. Скончался 29 ноября 2001 года в Красноярске. Похоронен на кладбище, расположенном на автодороге «Енисей» между сёлами Овсянка и Усть-Мана. Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Антон Павлович Чехов «Дядя Ваня»

Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. Все, конечно же, помнят обворожительного доктора Астрова. В уста этого персонажа Чехов вложил своё отношение к природе: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо».

В последнее время приставки «эко-» и «био-» становятся всё более популярными. И это неудивительно - на фоне научно-технического прогресса наша планета подвергается мучительной пытке. Недавно учёные сделали открытие: оказывается, коровы выделяют больше парниковых газов, чем все транспортные средства мира. Недавно учёные сделали поразительное открытие: оказывается, коровы выделяют больше парниковых газов, чем все транспортные средства мира. Выходит, что агрокультура, самая «зелёная» область экономики, вредит экологии больше всего?
Перманентный рай

Удивительно, как Астров, а в его лице передовой человек XIX века оценивает состояние природы: «Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование, это вырождение от косности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания, когда озябший, голодный, больной человек, чтобы спасти остатки жизни, чтобы сберечь своих детей, инстинктивно, бессознательно хватается за все, чем только можно утолить голод, согреться, разрушает все, не думая о завтрашнем дне… Разрушено уже почти все, но взамен не создано еще ничего».

Астрову такое состояние кажется предельным, и он никак не предполагает, что пройдет пятьдесят или сто лет и грянет Чернобыльская катастрофа, и реки будут загрязнены промышленным мусором, а в городах почти не останется зелёных «островков»!

Леонид Леонов «Русский лес»

В 1957 году первым лауреатом возрожденной Ленинской премии стал писатель Леонид Леонов, представленный к ней за роман «Русский лес». «Русский лес» - о настоящем и будущем страны, которое воспринимается в тесной связи с сохранностью природных богатств. Главный герой романа - Иван Матвеич Вихров, лесник по профессии и призванию, так говорит о русской природе: «Пожалуй, никакие лесные пожары не нанесли столько ущерба нашим лесам, как этот обольстительный гипноз былой лесистости России. Истинное количество русских лесов всегда измерялось с приблизительной точностью» .

Валентин Распутин «Прощание с Матёрой»

В 1976 году выходит повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Это повесть о жизни и умирании маленькой деревеньки Матёра, что на реке Ангара. На реке строят Братскую ГЭС, и все «ненужные» деревни и острова необходимо затопить. Жители Матёры не могут смириться с этим. Для них затопление деревни – их личный Апокалипсис. Валентин Распутин родом из Иркутска, и Ангара для него – родная река, и от этого только громче и решительнее он рассказывает о ней, и о том, как органично всё в природе устроено изначально, и как легко эту гармонию разрушить.

Виктор Астафьев «Царь-рыба»

В том же 1976 году увидела свет книга другого писателя-сибиряка Виктора Астафьева «Царь-рыба». Астафьеву вообще близка тема взаимодействия человека с природой. Он пишет о том, как варварское отношение к природным ресурсам, такое как браконьерство, нарушает заведенный в мире порядок.

Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью простых образов повествует не только о разрушении природы, но и о том, что человек, «духовно браконьерствуя» по отношению ко всему, что его окружает, начинает разрушаться и личностно. Схватка с «природой» заставляет главного героя новеллы, Игнатьича, задуматься о своей жизни, о совершенных им грехах: «Игнатьич отпустился подбородком от борта лодки, глянул на рыбину, на ее широкий бесчувственный лоб, бронею защищающий хрящевину башки, желтые исиние жилки-былки меж хрящом путаются, и озаренно, в подробностях обрисовалось ему то, от чего он оборонялся всю почти жизнь и о чем вспомнил тут же, как только попался на самолов, но отжимал от себя наваждение, оборонялся нарочитой забывчивостью, однако дальше сопротивляться окончательному приговору не было сил».

Чингиз Айтматов «Плаха»

Год 1987 год. В «Роман-газете» напечатан новый роман Чингиза Айтматова «Плаха», где с подлинной силой таланта автором была отражены современные отношения природы и человека.

Однажды одна знакомая дама-экстрасенс сказала мне: «Раньше мир был полон магии, но в какой-то момент человечество встало на распутье - мир магии или мир машин. Машины победили. Мне кажется, это неправильный путь и рано или поздно нам придется расплачиваться за этот выбор». Сегодня, вспоминая об этом, я понимаю, что стоит заменить слово «магия» на более понятное мне слово «природа» - и всё сказанное станет святой правдой. Машины победили природу и поглотили нас, своих создателей. Проблема в том, что мы-то живые. Кости и плоть. Чтобы выжить, мы должны быть настроены на ритм Вселенной, а не на выпуски новостей или дорожные пробки.
Технологии и природа

Экологическая составляющая романа передана через описание жизни волков и противоборства между волком и человеком.Волк у Айтматова – не зверь, он намного человечнее, чем сам человек.

Роман пропитан чувством ответственности за происходящее в мире, в окружающей нас природе. Он несет добрые принципы и благородные жизненные установки, призывая уважать природу, потому что она не создана для нас: мы все-лишь ее часть: «А как тесно человеку на планете, как боится он, что не разместится, не прокормится, не уживется с другими себе подобными. И не в том ли дело, что предубеждения, страх, ненависть сужают планету до размеров стадиона, на котором все зрители заложники, ибо обе команды, чтобы выиграть, принесли с собой ядерные бомбы, а болельщики, невзирая ни на что, орут: гол, гол, гол! И это и есть планета. А ведь еще перед каждым человеком стоит неизбывная задача – быть человеком, сегодня, завтра, всегда. Из этого складывается история».

Сергей Павлович Залыгин «Экологический роман»

В 1993 году Сергей Павлович Залыгин, писатель, редактор журнала «Новый мир» времен перестройки, благодаря усилиям которого стали снова издавать А.И. Солженицына, пишет одно из последних своих произведений, которое называет «Экологический роман». Творчество С.П. Залыгина особенно тем, что в центре у него стоит не человек, его литература не антропоцентрична, она больше – природна.

Главная тема романа – Чернобыльская катастрофа. Чернобыль здесь не только глобальная траге­дия, но и символ вины человека перед природой. Роман Залыгина проникнут сильным скептицизмом по отношению к человеку, к бездумной погоне за фетишами технического прогресса. Осознать себя частью природы, не разрушать её и себя – вот к чему призывает «Экологический роман».

Татьяна Толстая «Кысь»

Наступил XXI век. Проблема экологии приобрела уже совсем иные очертания, чем это мыслилось полвека или век назад. В 2000 году Татьяна Толстая пишет роман-антиутопию «Кысь», где все темы, разрабатываемые в русской «природной» литературе ранее, как бы приведены к общему знаменателю.

Человечество уже не раз ошибалось, оказываясь на самой грани катастрофы. Ряд стран имеет ядерное оружие, наличие которого ежеминутно грозит обернуться трагедией, если человечество не осознает себя. В романе «Кысь» Толстая описывает жизнь после ядерного взрыва, показывая трагедию экологического плана и потерю нравственных ориентиров, которые стоят для автора совсем рядом, как это должно быть для каждого человека.

Бадамшина Алия Эрнестовна

2017 год в России Указом Президента Российской Федерации был объявлен Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий.

Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете, на автобусной остановке, в метро. Любая область науки неразрывно связана с экологией, и литература не исключение. Ежедневно из года в год мы знакомимся и читаем произведения различных авторов и большая часть из них о величии и красоте природы, об отношении общества к окружающей среде.

Но кто же сказал первым, кто обратился в этой теме ещё в XIX веке, кто заметил начало этой губительной тенденции уже тогда. Как это часто случается, первыми здесь были «голоса народа» - поэты и писатели.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение «Отдел образования
муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа д.Нижнеиванаево муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан

Малая академии наук школьников

Исследовательская работа на тему:

«Проблемы экологии в произведениях русских поэтов и писателей

XIX века»

Номинация «Литература»

Выполнила: Бадамшина Алия Эрнестовна

ученица 10 класса

МОБУ СОШ д.Нижнеиванаево

Руководитель: Беляева Надежда Аркадьевна

учитель русского языка и литературы

2017-2018 учебный год

I. Пояснительная записка……………………………...……………… 3

II. Введение ………………………………………………………...…… 4

III. Основная часть ………………………………………………..…… 5

3.1. Экология и литература ……………………………………………. 5

3.2. Человек и экология в стихотворении М.Ю. Лермонтова

«Три пальмы» ……........……………………………………………….. 5

3.3. Человек и экология в поэме Н.А.Некрасова «Саша» …………8

3.4. Человек и экология в рассказе «Дядя Ваня» и повести «Степь» А. П. Чехова …………………………………………………………………9

3.5. Человек и экология в повести И.А.Бунина «Суходол» ……….10

IV. Заключение …………………………………………………………. 11

V. Список использованной литературы …………………………….. 12

  1. Пояснительная записка.

Цели исследования:

  • Главной целью моего исследования является желание принудить общество задуматься о взаимоотношениях человека с природой.
  • Выяснить, как раскрывается в литературе 19 века экологическая проблема.

Задачи:

  • изучить основные вопросы и проблемы в области исследования;
  • сделать обзор художественных произведений, поднимающих вопросы взаимоотношений человека и природы ;
  • сделать выводы и обобщения.

Объект исследования: тексты художественных произведений.

Предмет исследования : вопросы защиты природы в произведениях 19 века.

Методы исследования:

  • Поисковый – подбор литературного материала по теме;
  • Исследовательский – изучение и применение в работе данного материала;
  • Творческий – создание презентации.

Актуальность.

2017 год в России Указом Президента Российской Федерации был объявлен Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий.

Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете, на автобусной остановке, в метро. Любая область науки неразрывно связана с экологией, и литература не исключение. Ежедневно из года в год мы знакомимся и читаем произведения различных авторов и большая часть из них о величии и красоте природы, об отношении общества к окружающей среде.

Но кто же сказал первым, кто обратился в этой теме ещё в XIX веке, кто заметил начало этой губительной тенденции уже тогда. Как это часто случается, первыми здесь были «голоса народа» - поэты и писатели.

II. Введение.

Экология… Красивое слово, пришедшее к нам из-за рубежа. «Экос» и «логос» в переводе с древнегреческого означает «наука о доме». И сейчас, пожалуй, не найдешь человека, который не слышал бы его. Оно прочно вошло в нашу жизнь, во все отрасли, в умы людей.

Экология показывает взаимосвязь человека и живой природы, его влияние на окружающий мир, рассказывает о той реальности, в которой мы живем и предостерегает о том, что может быть через несколько лет.

Если посмотреть в целом, то «Экология» наших дней оставляет желать лучшего и у многих с этим понятием возникают пессимистические мысли. Но ведь это наша реальность, то, что заслужил человек. Общество прежде всего, пытается сохранить себя, но видимо не понимает, что спасая себя, необходимо спасти природу, правильно используя ее ресурсы. Отвечать благодарностью на благодарность, ведь природа многим жертвует для человечества. Жертвует собой, гибнет ради нас.

В прошлом бережное отношение к окружающему было массовым явлением, неписаным законом для всех, который соблюдался неукоснительно без всякого контроля и действовал как бы автоматически, сам по себе, он внедрялся в сознание поколений самим укладом жизни, семейным воспитанием, примером поведения старших. С детства ребенку внушалось: не вреди окружающему миру, животным. Взрослые постоянно учили детей, чтобы они не ломали деревья, ветки, не рвали цветы без нужды – ведь они живые, они, так же, как и ты, появились на этой земле, чтобы радоваться жизни. Учили не осквернять природу, не загрязнять мусором берега рек, особо соблюдали чистоту родников, ключей, не мусорили рядом. К сожалению, сейчас в современном сознании, в человеческой душе, в представлениях все очень мрачно. Современные люди не умеют ценить дарованную Богом матушку-природу. Лишь только использует ее в своих корыстных целях, удовлетворяя свои разнообразные потребности.

Именно сейчас назрела необходимость заглянуть в прошлое, обратиться к литературе, чтобы освежить в памяти и восстановить идеи и мысли, заложенные великими авторами в содержании общечеловеческих ценностей, традиций и этикетов.

III. Основная часть.

3.1. Экология и литература.

В школе на уроках биологии и литературы мы часто говорим о красоте природы, о значимости окружающей среды, учителя призывают нас беречь все прекрасное, что нас окружает, то, что у нас еще пока осталось. Подобный настрой наводит на мрачные мысли. Неужели все так ужасно и сделать уже ничего нельзя? Конечно же, пока еще не поздно что-то сделать, все в наших руках. И в этом нам могут помочь наши писатели, которые создали замечательные произведения о природе, растениях, животных. Они не только описывают красоты нашей планеты, но и текстом между строк предостерегают человека о грозящей опасности, стараются рассказать, что можно сделать, чтобы спасти то, что у нас осталось.

В литературе первой половины XIX века отношение к природе в основном созерцательное.

3.2. Человек и экология в стихотворении

М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».

После изучения множества произведений мы обнаружили, что первым из русских писателей и поэтов, затронувших тему экологии, был Михаил Юрьевич Лермонтов - великий русский поэт.

Для своего исследования мы выбрали лирическое произведение, написанное этим гениальным писателем в 1839 году «Три пальмы».

Почти через все произведение автора проходит экологическая тема. Он не только подчеркивает значимость природы, но и рассказывает читателям, как нужно вести себя в нашем общем доме – в природе. Для осуществления своей цели поэт выбирает жанр притчи, восточного сказания. Сюжет стихотворения: в пустыне растут «три гордые пальмы».

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался водою холодной,

Хранимый под сенью зелёных листов

От знойных лучей и сыпучих песков.

Оазис в пустыне, созданный этими удивительными деревьями, оживляет все вокруг, спасает от усталости и жажды всех проходящих по пустыне. Но они недовольны своим существованием и бросают вызов Богу:

«Не прав твой, о небо, святой приговор…» - восклицают они.

Недаром поэт употребил эпитет «гордые» пальмы. Они возроптали, отвергая справедливость Создателя:

И стали три пальмы на Бога роптать:

«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор?

Не прав твой, о небо, святой приговор!»

Олицетворения («роптать», «родились», «росли») показывают, что речь в стихотворении идет не просто о пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Пальмы хотят быть полезными людям, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой. Тогда Бог посылает им то, что они так долго ждали: людской караван. Их стремление понять смысл своего существования и ценой своей жизни принести пользу людям приводит к трагедии. Погиб оазис, погибла сама жизнь в пустыне. Человек жесток по отношению к жизни, к природе. Люди недостойны такой жертвы, они не поняли её.

Наступила ночь, изнуряющая жара сменилась невыносимым холодом, и путники ответили пальмам чёрной неблагодарностью:

Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнём.

Таким образом, в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» человек предстаёт как разрушитель, он вносит в мир страдания и гибель: По корням упругим топор застучал, //И пали без жизни питомцы столетий… Автор в этой строфе использует перифраз: «питомцы столетий», это ещё раз подчёркивает, что пальмы росли несколько веков, а погублены были за одну ночь. А завершается стихотворение и вовсе страшной картиной: «И ныне всё дико и пусто кругом…». Вот благодарность человека за самопожертвование. Начало и конец стихотворения скреплены антитезой. Поэт противопоставляет красоту оазиса до прихода каравана тому разорению, которое оставили после своего ухода люди. М. Ю. Лермонтов использует антитезу, чтобы мы острее почувствовали печаль от разорения прекрасного уголка Земли. Таков итог вражды человека с природой. И в этом противостоянии Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека, осуждает его.

Нам известно, что во времена жизни М.Ю.Лермонтова слово «экология» было еще неизвестно, но автор уже тогда так описал последствия деятельности человека, что кажется, будто бы он мог предвидеть на несколько десятилетий вперед. Скрытым подтекстом Лермонтов призывает человека остановиться уничтожать природу. Он не произносит громких слов, не пишет красивых фраз, рассказывает о том, что есть сейчас, и о том, что может быть через несколько лет.

«Питомцы столетий» погибли в одно мгновение, и поэт предупреждает нас о том, как хрупка жизнь, как легко ее погубить.

3.3. Человек и экология в поэме Н.А.Некрасова «Саша».

Взаимоотношения человека с природой передано в поэме Н.А.Некрасова "Саша". При вырубке леса была нарушена вся сложная его жизнь: звери, птицы, насекомые - все лишились своего жилища. "Печальные картины", нарисованные поэтом, не могут оставить читателя безучастным.

Из перерубленной старой березы

Градом лилися прощальные слезы.

И пропадали одна за другой

Данью последней на почве родной.

Когда же вырубка завершилась:

Трупы деревьев недвижно лежали;

Сучья ломались, скрипели, трещали,

Жалобно листья шумели кругом...

Не было пощады и лесной фауне:

Звонко кукушка вдали куковала,

Да, как безумная, галка кричала,

Шумно летая над лесом... но ей

Не отыскать неразумных детей!

С дерева комом галчата упали,

Желтые рты широко разевали,

Прыгая, злились. Наскучил их крик -

И придавил их ногою мужик.

И героиня поэмы Н.А.Некрасова «Саша» плакала, видя, как лес вырубали, ей и много лет спустя было «его жалко до слёз».

3.4. Человек и экология в рассказе «Дядя Ваня»

и повести «Степь» А. П. Чехова.

Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. Все, конечно же, помнят обворожительного доктора Астрова. В уста этого персонажа Чехов вложил своё отношение к природе: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо».

Удивительно, как Астров, а в его лице передовой человек XIX века оценивает состояние природы: «Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование, это вырождение от косности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания, когда озябший, голодный, больной человек, чтобы спасти остатки жизни, чтобы сберечь своих детей, инстинктивно, бессознательно хватается за все, чем только можно утолить голод, согреться, разрушает все, не думая о завтрашнем дне… Разрушено уже почти все, но взамен не создано еще ничего».

Астрову такое состояние кажется предельным, и он никак не предполагает, что пройдет пятьдесят или сто лет и грянет Чернобыльская катастрофа, и реки будут загрязнены промышленным мусором, а в городах почти не останется зелёных «островков»!

В повести «Степь» А.П.Чехов по-граждански остро реагирует на расхищение природы российским капиталом, выступает он в её защиту, пропагандируя рациональные правила природопользования. Горечь и тоска о том, что гибнет даром «богатство и вдохновение» прекрасной родины, пронизывает чеховское описание степи.

Егорушка, мальчик 9-ти лет, пораженный красотой степи, очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажется, что степное пространство способно и страдать, и радоваться, и тосковать. Его переживания и мысли становятся не по-детски серьезными, философскими.

3.5. Человек и экология в повести И.А.Бунина «Суходол».
Еще один писатель, который затронул проблему экологии, это И.А. Бунин. Хоть многие его произведения написаны в XX веке, Бунин застал русскую деревню конца девятнадцатого века.

В повести перед нами предстает жизнь одной семьи. Это семейство Хрущевых из деревни Суходол. Разорившиеся помещики, промотавшие всё, что им досталось от предков, они не живут, а существуют, доживая свои последние дни в ветхой, почти заброшенной усадьбе. Молодых Хрущевых мало интересует то, что творится в окрестностях их дома, они не замечают или делают вид, что не замечают, как разрушается их усадьба, как дичает когда-то прекрасный и ухоженный парк, не знают и знать не хотят, что растет на окрестных полях, какая рыба водится в прудах. Они равнодушны и к своим близким, и к родной природе. А ведь перекупщики леса, уничтожают природу, лес, крестьяне изводят рыбу, друзья-приятели, такие же бездельники, как молодой Хрущев, убивают на охоте не ради пропитания, а ради забавы.

И.А.Бунин в повести «Суходол» проследил процесс возникновения оврагов в нечерноземной полосе России, закономерно связывая его с неправильным землепользованием и ведением хозяйства. В XVIII веке здесь были «…густые леса». Затем они были вырублены. Теперь наблюдателю открылся «…полустепной простор, голые косогоры…» Взгляд невольно останавливался на «желтизне каменистых оврагов». Воды не было, и «мужики Суходольские копали пруды в каменистом ложе давно иссякнувшей речки Каменки».

IV. Заключение.

Мы рассказали далеко не обо всех произведениях, затрагивающих вопрос взаимоотношений человека и природы. Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты.

Писатели и поэты в своих произведениях в той или иной степени затронули проблему экологии. Они заметили начало этой губительной тенденции ещё в XIX веке, когда круг экологических проблем ограничивался необоснованной вырубкой помещичьей рощи.

Пройдет не больше 100 лет, и экологическая проблема станет одной из самых главных в творчестве писателей 20 века (Л.Леонов, В.Распутин, В.Астафьев, Ч.Айтматов). Отсюда возникает вопрос: «Как об этой проблеме будут писать в литературе еще через 100 лет?»

Авторы хотят сказать нам, что нельзя пользоваться тем, что копилось в природе столетиями, думая только о своем собственном, сегодняшнем благополучии. Человек всегда должен думать о тех, кто придет после него, и нужно беречь природные богатства следующих поколений.

Если с детства ребенку читать подобные произведения, то с уверенностью можно сказать что такой ребенок никогда не будет вредить природе, он будет знать, что можно и нужно делать в лесу, а что нет, как вести себя. Каждый из нас должен понимать, что уничтожая растения и животных, мы уничтожаем самих себя. Нужно научиться с уважением относиться к природе, и этому приучать наше подрастающее поколение, используя богатый накопленный веками опыт наших предков.

Надеюсь, изучая такие произведения в школе, мы сможем искренне окунуться в мир природы, влюбиться в нее, стать добрее ко всему окружающему и, главное, не будем забывать говорить спасибо, отвечать на благодарность благодарностью и уже никогда не обидим братьев наших меньших.

Ведь действительно от экологии души человека зависит экология природы, будущее всего человечества на Земле.

Будущее Земли в руках людей. Это утверждает поэт А.Плотников в стихотворении «Чёрные пятна»:

Океан седой гремит набатно,

Он таит обиду в глубине,

Чёрные раскачивая пятна

На крутой разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Широко шагает новый век,

На Земле уж белых пятен нету.

Чёрные

Сотрёшь ли, человек?

V. Список использованной литературы.

  1. Лермонтов М.Ю. «Три пальмы». – М., 1839 г.
  2. Некрасов Н.А. Поэмы. – М., 2002 г.
  3. Чехов А.П. Лучшие издания. – Лениздат, 1968 г.
  4. Бунин И.А. «Суходол». – М., 2002 г.
  5. Интернет-ресурсы.

Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете, на автобусной остановке, в метро. Но кто же сказал первым, кто обратился в этой теме ещё в XIX веке, кто заметил начало этой губительной тенденции уж тогда, когда круг экологических проблем ограничивался необоснованной вырубкой помещичьей рощи? Как это часто случается, первыми здесь были «голоса народа» - писатели.

Антон Павлович Чехов "Дядя Ваня"

Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. Все, конечно же, помнят обворожительного доктора Астрова. В уста этого персонажа Чехов вложил своё отношение к природе:

«Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо».

Удивительно, как Астров, а в его лице передовой человек XIX века оценивает состояние природы: «Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование, это вырождение от косности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания, когда озябший, голодный, больной человек, чтобы спасти остатки жизни, чтобы сберечь своих детей, инстинктивно, бессознательно хватается за все, чем только можно утолить голод, согреться, разрушает все, не думая о завтрашнем дне... Разрушено уже почти все, но взамен не создано еще ничего».

Астрову такое состояние кажется предельным, и он никак не предполагает, что пройдет пятьдесят или сто лет и грянет Чернобыльская катастрофа, и реки будут загрязнены промышленным мусором, а в городах почти не останется зелёных «островков»!

Леонид Леонов "Русский лес"

В 1957 году первым лауреатом возрожденной Ленинской премии стал писатель Леонид Леонов, представленный к ней за роман «Русский лес». «Русский лес» - о настоящем и будущем страны, которое воспринимается в тесной связи с сохранностью природных богатств. Главный герой романа - Иван Матвеич Вихров, лесник по профессии и призванию, так говорит о русской природе:

"Пожалуй, никакие лесные пожары не нанесли столько ущерба нашим лесам, как этот обольстительный гипноз былой лесистости России. Истинное количество русских лесов всегда измерялось с приблизительной точностью».

Валентин Распутин "Прощание с Матёрой"

В 1976 году выходит повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Это повесть о жизни и умирании маленькой деревеньки Матёра, что на реке Ангара. На реке строят Братскую ГЭС, и все «ненужные» деревни и острова необходимо затопить. Жители Матёры не могут смириться с этим. Для них затопление деревни – их личный Апокалипсис. Валентин Распутин родом из Иркутска, и Ангара для него – родная река, и от этого только громче и решительнее он рассказывает о ней, и о том, как органично всё в природе устроено изначально, и как легко эту гармонию разрушить.

Виктор Астафьев "Царь-рыба"

В том же 1976 году увидела свет книга другого писателя-сибиряка Виктора Астафьева «Царь-рыба». Астафьеву вообще близка тема взаимодействия человека с природой. Он пишет о том, как варварское отношение к природным ресурсам, такое как браконьерство, нарушает заведенный в мире порядок.

Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью простых образов повествует не только о разрушении природы, но и о том, что человек, «духовно браконьерствуя» по отношению ко всему, что его окружает, начинает разрушаться и личностно.

Схватка с «природой» заставляет главного героя новеллы, Игнатьича, задуматься о своей жизни, о совершенных им грехах:

«Игнатьич отпустился подбородком от борта лодки, глянул на рыбину, на ее широкий бесчувственный лоб, бронею защищающий хрящевину башки, желтые исиние жилки-былки меж хрящом путаются, и озаренно, в подробностях обрисовалось ему то, от чего он оборонялся всю почти жизнь и о чем вспомнил тут же, как только попался на самолов, но отжимал от себя наваждение, оборонялся нарочитой забывчивостью, однако дальше сопротивляться окончательному приговору не было сил».

Чингиз Айтматов "Плаха"

Год 1987 год. В «Роман-газете» напечатан новый роман Чингиза Айтматова «Плаха», где с подлинной силой таланта автором была отражены современные отношения природы и человека.

Экологическая составляющая романа передана через описание жизни волков и противоборства между волком и человеком.Волк у Айтматова – не зверь, он намного человечнее, чем сам человек.

Роман пропитан чувством ответственности за происходящее в мире, в окружающей нас природе. Он несет добрые принципы и благородные жизненные установки, призывая уважать природу, потому что она не создана для нас: мы все-лишь ее часть: «А как тесно человеку на планете, как боится он, что не разместится, не прокормится, не уживется с другими себе подобными. И не в том ли дело, что предубеждения, страх, ненависть сужают планету до размеров стадиона, на котором все зрители заложники, ибо обе команды, чтобы выиграть, принесли с собой ядерные бомбы, а болельщики, невзирая ни на что, орут: гол, гол, гол! И это и есть планета. А ведь еще перед каждым человеком стоит неизбывная задача – быть человеком, сегодня, завтра, всегда. Из этого складывается история».

Сергей Павлович Залыгин "Экологический роман"

В 1993 году Сергей Павлович Залыгин, писатель, редактор журнала «Новый мир» времен перестройки, благодаря усилиям которого стали снова издавать А.И. Солженицына, пишет одно из последних своих произведений, которое называет «Экологический роман». Творчество С.П. Залыгина особенно тем, что в центре у него стоит не человек, его литература не антропоцентрична, она больше – природна.
Главная тема романа – Чернобыльская катастрофа. Чернобыль здесь не только глобальная траге­дия, но и символ вины человека перед природой. Роман Залыгина проникнут сильным скептицизмом по отношению к человеку, к бездумной погоне за фетишами технического прогресса. Осознать себя частью природы, не разрушать её и себя – вот к чему призывает «Экологический роман».

Татьяна Толстая "Кысь"

Наступил XXI век. Проблема экологии приобрела уже совсем иные очертания, чем это мыслилось полвека или век назад. В 2000 году Татьяна Толстая пишет роман-антиутопию «Кысь», где все темы, разрабатываемые в русской «природной» литературе ранее, как бы приведены к общему знаменателю.

Человечество уже не раз ошибалось, оказываясь на самой грани катастрофы. Ряд стран имеет ядерное оружие, наличие которого ежеминутно грозит обернуться трагедией, если человечество не осознает себя. В романе «Кысь» Толстая описывает жизнь после ядерного взрыва, показывая трагедию экологического плана и потерю нравственных ориентиров, которые стоят для автора совсем рядом, как это должно быть для каждого человека.

Непознанные океанические глубины, таинственные дали космоса, удивительные тропические леса, поражающие воображение горные массивы - удивительный, загадочный и таинственный мир окружает нас с незапамятных времен. Постоянное стремление человека к прогрессу, безусловно, дало свои результаты - вода течет для нас прямо из крана, а электричество и интернет стали настолько привычными, что сейчас нам трудно представить свое существование без этих благ цивилизации.

Огромные заводы, количество которых растет с каждым годом, обеспечивают современное человечество практически всеми необходимыми ресурсами. Мы освоили металл и научились использовать нефть, изобрели бумагу и порох, а огромные информационные ресурсы хранятся теперь на крошечных пластиковых носителях.

За все нужно платить

Казалось бы, жизнь современного человечества едва ли не идеальна - все под рукой, все можно купить или произвести, однако не все так гладко. В погоне за прогрессом мы упускаем из виду одну крайне важную деталь - ограниченность природных ресурсов. Ежегодно деятельность человека становится причиной вымирания огромного количества видов живых существ, не говоря уже об уничтожении лесов и существенных изменениях в климате, ведущих к катаклизмам глобального масштаба.

Одними из самых серьезных и требующих внимания вопросов являются проблемы экологии. Аргументы в пользу сохранения окружающей среды существуют самые разные, начиная от призывов к милосердию и заканчивая научными доказательствами существования угрозы планетарного масштаба.

О чем снимают кино

Если задуматься, на данный момент существует по-настоящему ошеломляющее количество кинолент, в которых раскрывается проблема необходимости В качестве примера можно привести знаменитый фильм-катастрофу «Послезавтра», в котором раскрывается тема глобального потепления, или нашумевшую в свое время картину с Джоном Кьюсаком в главной роли с минималистичным названием «2012».

По большому счету, одними из самых востребованных тем в современном (и не только) кинематографе являются именно проблемы экологии. Аргументы в пользу ограничения использования природных ресурсов буквально сыплются на зрителя прямо с экрана, однако до сих пор это не приносит существенных результатов.

Книжные страницы

Не реже встречается такого рода тематика и в литературе. Не только художественная, но и научная книжная продукция с самых разных сторон освещает всевозможные аргументы по проблеме экологии. В книге «Silent spring», к примеру, раскрывается опасность использования пестицидов, а Робин Мюррей в своей работе «Цель - Zero Waste» обращает внимание читателя на необходимость качественной утилизации отходов ради сохранения окружающей среды.

В любой классической или современной антиутопии так или иначе освещается тема иррационального использования естественных ресурсов и пагубного влияния человека на флору и фауну планеты.

По следам Рэя Брэдбери

Классическим примером художественной литературы на тему иррационального использования ресурсов и возможностей человеком можно назвать роман «И грянул гром» Рэя Брэдбери. Не последнее место в произведении занимают и проблемы экологии. Аргументы автор приводит весьма впечатляющие - исчезновение крошечной бабочки может привести к по-настоящему необратимым последствиям, изменившим весь ход эволюции.

A Friend of the Earth

В данном романе описывается в не таком уж и далеком 2026 году, когда практически не осталось ни деревьев, ни диких животных. Казалось бы, какие еще требуются аргументы? К проблеме экологии в литературе обращаются многие писатели, вот и автор рассматриваемого нами произведения не скупится на масштабные сравнения былого и будущего и описание того, что Земля может потерять, если население планеты не пересмотрит свои взгляды на использование природных ресурсов.

Об этом говорил Оруэлл

Бесконечные здания всевозможных министерств, грязь, разруха, в которые погружен современный мир - вот классический пейзаж из романа «1984», в котором аргументы к проблеме экологии заключаются по большей части в сравнениях между естественностью природы и холодом камня, возведенного человеком.

«Облачный атлас»

И фильм, снятый совместно Томом Тыквером и тандемом Вачовски, и книга пытаются обратить внимание масс на неразумное поведение человека. Хоть и косвенно, в этом произведении также освещаются определенные проблемы экологии. Аргументы автор приводит таким образом, что читатель (а затем и зритель) попросту порой не может понять, прошлое перед ним или будущее.

Шумящие мегаполисы без единого следа растительности перекликаются в этом шедевре с бескрайними зелеными лесами и голубыми океанами, среди которых больше нет места человеку. Специальным мылом здесь заменяется еда, а общество обслуживается специально созданными для этого «фабрикатами», которых утилизируют и превращают в источник энергии по истечении срока годности.

Описание прекрасного

На сегодняшний день одной из самых насущных проблем считается именно проблема экологии. Аргументы из литературы на эту тему могут быть абсолютно научными и доказанными фактами, однако они не сравнятся с описаниями чистоты и красоты флоры и фауны, которыми изобилует мировая классика. Как можно не задуматься о сохранении окружающей среды, читая о девственных джунглях и океанических глубинах в «Робинзоне Крузо» Даниэля Дефо? Как можно оставаться равнодушным к спасению редких видов, держа в руках автобиографическую книгу Джой Адамсон «Рожденная свободной»?

Что для современного человечества проблема экологии? Аргументы из литературы, кинематографа и даже компьютерных игры из разряда Last of us более не способны его впечатлить. Порой кажется, что воображаемая кнопка «стоп», отвечающая за прекращение уничтожения окружающей среды, может быть нажата только в самой крайней, предельной ситуации, когда пути назад может уже не быть.

Огромное количество ведущих ученых всего мира непрерывно трубят о нависшей над человечеством угрозе, приводя все более и более весомые аргументы. На проблему экологии невозможно закрывать глаза. Все большие масштабы приобретают акции в пользу сохранения окружающей среды. Соответствующие петиции собирают миллионы и даже миллиарды подписей по всему миру, однако это не останавливает современного человека. И кто знает, к чему это впоследствии приведет…