Про психологию. Учения и методики

Кого называют личностью? Что такое социализация? Кто такой человек.

Начиная с 7-го класса на уроках обществознания дети начинают изучать, кого называют личностью. Понятие о личности - это основа психологии, обществознания, начало приближения ребенка к науке, к ее пониманию. Знаний детей может быть достаточно для того чтобы понять, кто такая личность. Однако не всегда ребенку легко осознать и принять понятие о личности. В данной статье мы разберем, кого можно назвать личностью.

Основные понятия о личности

Личность - это каждый человек, который индивидуально отличается от других. Рассмотрим данное определение более подробно.

В основном людям от природы дан единый ум, то одного возраста (в общем случае), должны быть одинаково развитыми, иметь единые представления о примитивных вещах. Так кого называют личностью? Можно заметить, сравнивая одинаковых по объему памяти, физическим и умственным способностям, воображению, людей, что они ведут себя совершенно по-разному. Данные различия практически невозможно объяснить. Но эти различия делают каждого человека личностью.

Личность - это человек с индивидуальными качествами. Личностью может быть абсолютно каждый человек, например человек с какими-то психологическими, физическими, умственными особенностями.

Сильная личность

А кого называют - это человек, который ставит себя превыше всех обстоятельств, воспринимает по-другому все сомнения и трудности. Этот человек не перенимает у кого-либо манеру одеваться, может не следовать моде, а отдаваться лишь своим собственным предпочтениям. Главное, что делает личностью - это его собственное поведение. Кого называют личностью? Того, ведет себя так, как велят ему собственные убеждения. Он не боится, что кого-то отпугнет своим поведением, а поступает лишь так, как указывает ему его сердце.

К сожалению, в сегодняшнем мире можно встретить не так уж много сильных личностей. Каждый старается что-то перенять у другого, поступить так, как делают остальные. Страх и предубеждение - вот что мешает человеку оступить от навязанных норм и делать так, как нужно ему.

личностью?

Кого называют личностью? Человека, имеющего целостный внутренний мир. Но даже личность может превратиться в копию кого-то, то есть потерять свои индивидуальные качества и особенности, стать частью толпы. Но и наоборот, личность может превратиться в сильную личность.

Тот самый человек, кого можно назвать личностью, должен сделать первый большой шаг на пути к преодолению ненужных принципов и норм. Он может победить тенденциозность, перестать следовать другим. Человек, который может открыто встать против всего общества, направленного против него, защитить свои собственные взгляды на жизнь, свои устои - это человек, который является сильной личностью.

История показывает, что к сожалению, быть сильной личностью - не всегда значит быть хорошим человеком. На уроках обществознания говорят о такой сильной личности, как Адольф Гитлер. Однако, сильной личностью была и Коко Шанель, которая не только добилась огромных успехов в своем деле, но и убедила людей, которые сначала не понимали ее, что она все делала правильно.



Личность

Ли́чность

сущ. , ж. , употр. часто

Морфология: (нет) кого/чего? ли́чности , кому/чему? ли́чности , (вижу) кого/что? ли́чность , кем/чем? ли́чностью , о ком/чём? о ли́чности ; мн. кто/что? ли́чности , (нет) кого/чего? ли́чностей , кому/чему? ли́чностям , (вижу) кого? ли́чности , (вижу) кого? ли́чностей , кем/чем? ли́чностями , о ком/чём? о ли́чностях

1. Личностью называют совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность.

Воспитание личности в человеке начинается в детстве. | Находиться под влиянием его личности. | Учебный предмет в школе - не самоцель, а средство развития личности ребёнка.

2. Личностью называют человека с ярко выраженной индивидуальностью, замечательного во всех отношениях.

Наш новый дирижер - личность. | Эти люди интересны не только как музыканты, но и как яркие личности.

3. Личностью называют человека с точки зрения его характера, поведения и т. п., определяющих его сущность.

Подозрительная личность. | Светлая личность. | Героическая личность. | Вокруг него вечно вьются всякие тёмные личности.

4. Личностью называют, человека как члена общества, представителя какого-либо социального слоя.

Роль личности в истории. | Гарантия неприкосновенности личности. | Предъявить удостоверение личности. | С давних времён государства стремились контролировать своих подданных, и одним из лучших способов такого контроля всегда были удостоверения личности.

5. Если говорят, что кто-то в споре или дискуссии переходит на личность , значит, он вместо опровержения чужой точки зрения начинает обсуждать отрицательные качества того, кто эту точку зрения высказывает; в разговорной речи.

Настораживает привычка в концептуальных спорах переходить на личности.

ли́чностный прил.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "личность" в других словарях:

    I. Из истории слова «личность» в русском языке до середины XIX в. 1. В русское слово личность влились многие из тех значений и смысловых оттенков, которые развивались в разных европейских языках у многочисленной группы слов, восходящих к… … История слов

    Общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или… … Философская энциклопедия

    личность - Врожденные особенности мышления, ощущений и поведения, определяющие уникальность индивида, его образ жизни и характер адаптации и являющиеся результатом конституционных факторов развития и социального положения. Краткий толковый психолого… … Большая психологическая энциклопедия

    ЛИЧНОСТЬ, личности, жен. 1. только ед. Отдельное человеческое я, человеческая индивидуальность, как носитель отдельных социальных и субъективных признаков и свойств. «Гражданам СССР еспечивается неприкосновенность личности.» Конституция СССР.… … Толковый словарь Ушакова

    См … Словарь синонимов

    ЛИЧНОСТЬ - (лат. persona). Понятие «личность» принадлежит к числу тех понятий, которые на всем протяжении истории человеческой мысли вызывали величайший разнобой в определениях. И объем и содержание этого понятия в трактовке каждого философа,… … Большая медицинская энциклопедия

    ЛИЧНОСТЬ - человек, обладающий комплексом прав, свобод и обязанностей, которые придают ему независимый, признанный и защищенный обществом статус, особое автономное положение в обществе. Необходимо различать три статуса индивида в обществе: 1) человек, т.е.… … Юридическая энциклопедия

    ЛИЧНОСТЬ, 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личность отличают от понятий индивид и индивидуальность.… … Современная энциклопедия

    - (иноск.) личная обида; намекъ на извѣстное лицо. Ср. Достаточно сказать только, что есть въ одномъ городѣ глупый человѣкъ это уже личность: вдругъ выскочитъ господинъ почтенной наружности и заключитъ: «Вѣдь я тоже человѣкъ, стало быть, я тоже… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности.2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий индивид (единичный представитель… … Большой Энциклопедический словарь

    - (от лат. persona – маска, роль актера) – термин, обозначающий социальный тип человека как продукта и носителя исторически определенной культуры и выполняющего определенные функции в системе сложившихся общественных отношений. Личность является… … Энциклопедия культурологии

Книги

  • Личность императора Николая I и его эпоха , Янковский. Личность императора Николая I и его эпоха: Юбил. речь по случаю столетия со дня рождения 25 июня 1796 г. / Д. П. Янковский S 38/529:Варшава: тип. Л. Шиллер и сын, 1900:Д. П. Янковский…

Что такое личность? Кого можно назвать личностью?

Личность реализует себя в обществе и через общественные отношения. Ученые спорят о том, кого можно назвать личностью, все ли людей или только тех, кто действует конструктивно, имеет положительные цели, стремится делать добро? Некоторые считают, что можно говорить и о личности асоциального, антиобщественного типа, о личности отрицательной по своей сути.
Споры ведутся также и о том, с какого именно возраста человек становится личностью. Большинство ученых полагает, что только тогда, когда человек начинает осознавать и контролировать свое поведение, мотивы своей деятельности. Личность формируется годами. Идет постоянная, невидимая постороннему глазу, работа внутри нас. Впитывая внешние воздействия, влияние других людей, мы меняемся, набираем опыт, учимся подавлять свои порывы, закаляем свою волю, познаем себя и мир. Ведущими процессами в этой внутричеловеческой деятельности являются самообразование и самовоспитание.

Познакомимся с теорией личности, сформулированной современным ученым Дж. Уиггинсом.
Дж. Уиггинс выделяет четыре основных подхода в изучении личности: биологический, экспериментальный, социальный и психометри­ческий. Приведем их определения:

1. Биологический подход. Изучение личности осуществляется с точки зрения раннего приобре­тенного опыта, генетических предпосылок и эво­люционного развития. Взаимодействие поведен­ческих аспектов и биологической основы - пред­мет особого внимания биологического подхода.

2. Экспериментальный подход.
Основой изуче­ния личности является изучение процессов восприятия, научения и высшей нервной деятель­ности. Понимание этих процессов приводит к по­ниманию того, как конкретные события влияют на последующее поведение индивида через воз­действие на структуру его личности.

3. Социальный подход.
Изучается социальное окружение индивида и его воздействие на раз­витие личности: влияние моделей, социальных ролей и культуры в целом.

4. Психометрический подход. Изучение лич­ности основывается на изучении признаков, от­ражающих внутреннюю структуру свойств лич­ности. Измерение личностных свойств и их раз­личий базируется на наблюдениях за поведением индивида, на самоотчетах, на непрямой оценке ха­рактеристик.

Хотя большинство психологов, вероятно, согла­сится с тем, что различные подходы полезны для идеального широкого определения понятия лич­ности, рабочие определения, применяемые ими на практике, могут не включать один или более из приведенных выше аспектов. Задача ученых - не дать исчерпывающее идеальное определение, а представить адекватный инструментарий, необхо­димый для плодотворной дискуссии. Таким об­разом, итоговый вывод заключается в том, что личность есть син­тез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде.

Научное определение лич­ности включает индивидуальные особенности, спо­собности, взгляды, отношения, ценности, мотивы, привычные способы адаптации. Оно включает и то, что обычно называется темпераментом - типичные эмоциональные реакции, настроения и энергетические характеристики человека - так же, как и то, что в несколько устаревшей терми­нологии называлось характером (нравственные принципы и социальное поведение индивида). Однако определение должно включать еще мно­гое другое. Общая схема должна давать воз­можность исследовать многие различные факто­ры, влияющие на развитие личности.

Генетические предпосылки играют очень важную роль, хотя их проявление может быть непрямым, опосредство­ванным и трудно прослеживаемым. Различия в стиле питания, перенесенные болезни и даже кли­матические условия могут, через воздействие на телесные функции, влиять на поведение и таким образом на личность. Культурные различия, на­чиная от национальных и кончая присущими бли­жайшему окружению, придают поведению чело­века свои специфические оттенки. Наибольшее значение при этом имеет культурная атмосфера семьи, особенно если мы исследуем личностные вариации в пределах данной культуры в более широком социальном контексте. Наконец, нельзя не учитывать поворотные моменты в жизни чело­века - несчастный случай, приводящий к инва­лидности, смерть близкого человека, переживание ужаса или невероятного везения. Определение личности должно быть достаточно широко, чтобы вместить все эти аспекты.

Начиная с 7-го класса на уроках обществознания дети начинают изучать, кого называют личностью. Понятие о личности — это основа психологии, обществознания, начало приближения ребенка к науке, к ее пониманию. Знаний детей может быть достаточно для того чтобы понять, кто такая личность. Однако не всегда ребенку легко осознать и принять понятие о личности. В данной статье мы разберем, кого можно назвать личностью.

Основные понятия о личности

Личность — это каждый человек, который индивидуально отличается от других. Рассмотрим данное определение более подробно.

В основном людям от природы дан единый ум, то есть люди одного возраста (в общем случае), должны быть одинаково развитыми, иметь единые представления о примитивных вещах. Так кого называют личностью? Можно заметить, сравнивая одинаковых по объему памяти, физическим и умственным способностям, воображению, людей, что они ведут себя совершенно по-разному. Данные различия практически невозможно объяснить. Но эти различия делают каждого человека личностью.

Личность — это человек с индивидуальными качествами. Личностью может быть абсолютно каждый человек, например человек с какими-то психологическими, физическими, умственными особенностями.

Сильная личность

А кого называют сильной личностью? Сильная личность — это человек, который ставит себя превыше всех обстоятельств, воспринимает по-другому все сомнения и трудности. Этот человек не перенимает у кого-либо манеру одеваться, может не следовать моде, а отдаваться лишь своим собственным предпочтениям. Главное, что делает человека сильной личностью — это его собственное поведение. Кого называют личностью? Того, ведет себя так, как велят ему собственные убеждения. Он не боится, что кого-то отпугнет своим поведением, а поступает лишь так, как указывает ему его сердце.

К сожалению, в сегодняшнем мире можно встретить не так уж много сильных личностей. Каждый старается что-то перенять у другого, поступить так, как делают остальные. Страх и предубеждение — вот что мешает человеку оступить от навязанных норм и делать так, как нужно ему.

Как стать сильной личностью?

Кого называют личностью? Человека, имеющего целостный внутренний мир. Но даже личность может превратиться в копию кого-то, то есть потерять свои индивидуальные качества и особенности, стать частью толпы. Но и наоборот, личность может превратиться в сильную личность.

Тот самый человек, кого можно назвать личностью, должен сделать первый большой шаг на пути к преодолению ненужных принципов и норм. Он может победить тенденциозность, перестать следовать другим. Человек, который может открыто встать против всего общества, направленного против него, защитить свои собственные взгляды на жизнь, свои устои — это человек, который является сильной личностью.

История показывает, что к сожалению, быть сильной личностью — не всегда значит быть хорошим человеком. На уроках обществознания говорят о такой сильной личности, как Адольф Гитлер. Однако, сильной личностью была и Коко Шанель, которая не только добилась огромных успехов в своем деле, но и убедила людей, которые сначала не понимали ее, что она все делала правильно.

Какого человека можно назвать личностью?

    Любой абсолютно человек уже личность, нашпигованная хорошими и плохими качествами. В зависимости от того, что преобладает, личность может быть заметной, выдающейся, и наоборот. Только почему то принято именно о человеке хорошем, который заслуживает внимания, говорить, что он личность. Но это неправильно. То что общепринято, не означает верно.


    Такой вопрос очень часто задают на уроках обществознания.

    Человеком все являются от рождения. Личностью люди становятся. Для того, чтобы стать личностью, необходимо быть цельным, взрослым человеком с определенной системой взглядов, принципов и мировоззрением.

    Мне кажется, что личностью можно назвать человека взрослого, опытного и не просто прожившего жизнь, а сделавшего определенные выводы. Ведь личность это не какой- то конечный продукт, человек живет, развивается, делает ошибки, анализирует их и делает выводы. Личность это человек думающий, чувствующий, переживающий, сострадающий, духовно развивающийся, принимающий жизнь, открытый всему новому и не застрявший где-то в начале своего пути.

    Чаще всего понятию личность привязывают социальное значение: это человек, который живет в обществе и обладает необходимыми навыками общения и взаимодействия с остальными людьми. Личность не только знает о запретах, нормах поведения и т.д., но также и строго соблюдает их.

    Личность пользуется выработанной стратегией поведения.

    Индивид, называемый личностью, но уже с точки зрения психологии, имеет четко выраженный социальный тип, ему присущи индивидуальные признаки и их особенности. В числе прочих назовем основные признаки, или составные элементы личности:

    • способности;
    • задатки;
    • характер;
    • темперамент;
    • направленность.
  • Любого человека. Причем находясь еще в утробе матери с 28 недель беременности человек уже считается личностью. Не обязательно быть личностью с Большой буквы или иметь много хороших качеств, ведь аморальный человек — он тоже личность. Также как и хитрый и злой.

    личностью можно назвать человека с достаточно сформировавшимся мировоззрением.в котором есть достаточно понятная своя логическая система по которой он живт и принимает решение.человек который полностью ответственен за свои поступки и сам лично принимающий решение.

Отличительная черта сильного человека – непоколебимая уверенность в себе, своих действиях и поступках. Все, что он совершает, выполняется с позиции единственно верного решения в данной ситуации. При этом человек осознает свои реальные возможности и старается их расширять, ставя цели и идя к ним, несмотря ни на что. Сильный человек стремится к тем вершинам, которые до него еще никто не покорял – он должен и способен доказать себе и окружающим свои возможности. Сильной называют личность , которая ставит себя превыше всего – денег, достатка, семьи, родных и т.д. Такие люди абсолютно по-иному воспринимают трудности и сомнения – для них все, что вызывает страх и неуверенность у других людей, притягательнее всего. Они идут именно туда, ломая стереотипы и нарушая все правила.Хорошая сторона сильной личности – коммуникабельность. Такой человек не будет стараться кого-то изменить, навязать свое мнение, переубедить – он просто воспринимает других людей такими, какие они есть. Он начинает менять себя, добиваясь нужной цели.Сильная личность полностью принимает ответственность за свою жизнь – она осознает то, что никто не волен распоряжаться чужой судьбой.


же работая, сильный человек стимулирует себя не величиной зарплаты, а интересом – нужно выяснить что получится, если сделать так и так.Людям бывает трудно признаться в том, какие реальные чувства они испытывают в конкретный момент – слабые люди начинают скрывать их, прикрываясь жалостью, какими-то личными мотивами. Сильный человек всегда ясно выражает свои эмоции – если ему скучно, то он прямо об этом говорит. При этом он редко стыдится своих проявлений и почти никогда не испытывает чувства вины. Сильный человек не признает авторитетов – он верен только себе. Он все делает по-особенному, проявляя свою индивидуальность – творческие люди почти всегда являются сильными личностями. Их часто посещают безумные и гениальные идеи, которые они тут же воплощают в жизнь. Общаться с такими людьми всегда легко – под них не надо приспосабливаться, они открыты и искренни, обладают здоровым чувством юмора и очень любят жизнь. Они могут посмеяться над собой, а это показатель психического равновесия и стабильности.

Подробное решение Параграф § 5 по обществознанию для учащихся 8 класса, авторов Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. 2016

Вопрос 1. Кого можно назвать личностью? Какие качества характеризуют сильную личность?

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности, или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Сильную личность характеризует следующее:

Сильная личность обладает высоким уровнем независимости: независимости от окружающих, от общественного мнения, от предрассудков.

Сильная личность обладает высоким уровнем уверенности в себе, веры в себя.

Сильная личность умеет сдерживать и контролировать свои эмоции.

Сильная личность хорошо понимает, чего хочет от жизни, обладает четко поставленными целями и обладает высокой настойчивостью в достижении целей.

Сильная личность смотрит на мир незамутненным взглядом и подходит к нему с позиций разума.

Вопрос 2. Почему людей волнуют вопросы о смысле жизни? Как сделать правильный выбор жизненных целей?

Для этого существует очень простая, но очень эффективная техника.

1. Четко сформулируйте своё желание: чего бы вам хотелось, какие варианты развития событий вы видите?

2. Встаньте таким образом, чтобы по сторонам у вас было примерно по 1,5 м свободного пространства.

3. Стоя на воображаемой границе, определите для себя, какой вариант у вас будет слева, а какой справа (пример: 1 вариант – стать юристом (слева), 2 вариант – стать врачом (справа)).

4. Представьте образ первого желания, затем визуализируйте второе.

5. Повернитесь спиной к первому варианту и начинайте медленно, не торопясь приближаться к нему. Прочувствуйте, как сильно он вас притягивает. Вы можете сделать шаг «в картинку» и прочувствовать, «прожить» момент, когда ваше желание исполнилось (пример: вы стали успешным юристом, вокруг много людей, вы отвечаете на звонки, на вас дорогая одежда и т.д.). Что вы чувствуете в этот момент? Это могут быть какие-то картинки, чувства, переживания. Затем сделайте небольшой шаг вперёд и выходите из образа.

6. Разворачивайтесь и начинайте так же приближаться спиной ко второму варианту. Подойдите к образу, сделайте шаг внутрь картинки. Позвольте себе «прожить» данную альтернативу (пример: вы стали врачом, вы помогаете людям, чувствуете запах лекарств, на вас медицинский халат, вы идете по коридору клиники и т.д.). Прочувствуйте, насколько вам это нравится. Когда вы достаточно поймёте перспективу развития в данном направлении, также сделайте шаг вперед.

7. Вы побывали в двух образах и теперь, стоя на границе между ними, представьте, что ваша левая рука связана нитью, верёвкой или канатом с первым вариантом, а правая со вторым. Прочувствуйте, какой из образов притягивает сильнее, попробуйте походить: шаг вправо, шаг влево. По своим ощущениям – вы поймете, какой вариант притягивает ваше тело. Если вы не чувствуете притяжения ни к одному из вариантов, то спросите себя, что же для вас важно? В этом случае вы себя обманываете, вы не хотите ни того и ни другого, либо задали неточный вопрос, или для вас не важен ответ.

Вопрос 3. Какие признаки человека характеризуют его как индивидуальность, а какие - как личность? Приведи примеры.

Многие признаки могут быть выделены у всех людей: все имеют тот или иной цвет глаз, тот или иной рост, членораздельную речь, разум и способность к деятельности с применением искусственно созданных орудий труда. Признаки, характеризующие человека как одного из многих себе подобных, принято называть индивидными. Человек как один из людей - индивид. Индивид - это самая общая характеристика человека. Индивидом он является от природы, поскольку его отличительные признаки во многом определены генетически, наследственностью.

Среди признаков человека есть и те, которые свойственны конкретному человеку, одному-единственному. Эти признаки относятся к индивидуальным. Они отличают одного человека от других, по этим признакам человека нельзя перепутать с другими. Если в своих проявлениях человек самобытен, неповторим, его легко отличить от всех иных, о нём говорят: «Это яркая индивидуальность». Особенно дорожат этой характеристикой люди творческого труда - писатели, поэты, художники, актёры, музыканты.

Ещё один признак, присущий только человеку, - быть личностью. Понятие «личность» непременно связывают с существованием общества. Личность несёт в себе определённые ценности, качества, которые общество признаёт значимыми, важными, необходимыми.

Стать личностью - это значит не только обладать важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности. Именно в деятельности человек может реализовать многочисленные роли и функции, которые свойственны только людям: роль труженика, семьянина, творца, защитника справедливости и др.

Вопрос 4. Может ли человек проявиться как личность вне общества? Аргументируй свой ответ.

Нет, потому что человек – это социальное существо. Личность человека формируется под влиянием институтов социализации, а значит общества. Поэтому справедливо высказывание: «Личностью не рождаются, личностью становятся».

Вопрос 5. Как соотносятся мировоззрение и жизненные ценности?

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также - его жизненные позиции, программы поведения, действия. Оно придаёт его деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Жизненные ценности – ценности человека, реально организующие его жизнь. Человек может выбирать свои ценности, но если он их выбрал, они становятся над ним и он им подчиняется. Ценности похожи на правила, и то и другое есть совокупность предписаний, но если правила человек иногда хочет обойти, то жизненные ценности - это правила, внутренне обязательные для человека, это то, зачем человек следит сам и чему изменить не может.

Личность обязательно предполагает наличие своего взгляда на мир. Другими словами, невозможна личность без мировоззрения. Этим словом принято определять систему взглядов на мир, на место человека в нём и на смысл его жизни и деятельности. То есть это прежде всего идеи, ценности, взгляды общего характера, которые создают определённую картину мира и человека.

Система таких взглядов есть у любого человека, претендующего на то, чтобы называться личностью. У одних людей вся система их взглядов определяется убеждением в ценности человечества, гуманным и справедливым отношением к другим людям, желанием трудиться на общее благо. Картина мира таких личностей охватывает весь мир во всём его многообразии. Они умеют радоваться разнообразию и богатству красок окружающего мира. Им свойственны и нравственные принципы, и возвышенные идеалы красоты.

Другие люди вполне довольны тем, что их маленький мир ограничен своим домом, близкими и родными а их благом. Житейские заботы и бури составляют для них смысл жизни. Они не задумываются над вечными вопросами о смысле жизни.

Третьи вообще за пределами собственного «я» не видят ничего и не признают за другими людьми равных со своими прав и возможностей. Весь мир таких людей вращается вокруг одного-единственного светоча. Их картина мира сужена до собственных забот и достижений.

Вопрос 6. Какие факторы влияют на выбор профессии?

Для того чтобы твой выбор профессии максимально совпал с ожиданиями и возможностями, необходимо немало. Во-первых, нужна осведомлённость о профессии. Чем больше ты о ней узнаешь, чем правдивее и точнее эта информация, тем меньше вероятность разочарования. Информацию о профессиях можно получить из специальных справочников, книг, в специальной службе профессиональной ориентации. Стоит поговорить с теми, кто в этой профессии чего-то добился.

Во-вторых, следует учитывать мнение футурологов (специалистов по прогнозированию будущего), которые полагают, что в XXI в. придётся не раз на протяжении жизни менять специальность из-за коренных изменений в технологии производства. Значит, важно не просто выбрать

профессию, а скорее определиться с направленностью и областью применения ваших способностей. Области профессиональной деятельности принято делить на следующие: «человек - техника», где главный, ведущий предмет труда - технические системы, вещественные объекты, виды энергии; «человек - природа», где предполагаются в качестве ведущего предмета труда растения, животные или микроорганизмы; «человек - знак» - здесь ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки (например, компьютерные); «человек - человек» - область ориентирована на работу с людьми, на группы, коллективы; «человек - художественный образ» - эта область использует в качестве ведущего предмета художественные образы, условия их построения.

В-третьих, важно понимать, что далеко не каждый сможет стать в своей профессии знаменитым. А успех и слава не являются автоматическим приложением к профессии. Мода на профессии преходяща, а профессиональный успех - удел тружеников.

В правильном выборе профессии может помочь профессиональная консультация специалистов. Для некоторых профессий необходимо точнейшим образом определить, какова у человека быстрота звуковых и световых реакций, длительность нервной реакции, - всё это можно определить только с помощью специальных установок и приборов.

Кроме удачного выбора профессии, человеку для достижения жизненных целей необходимо утром с радостью идти на работу, а вечером с радостью идти домой. Семья, семейный уют и понимание нужны человеку в разные периоды его жизни. В семейном коллективе, как и в других малых группах, в которых участвует человек, он проявляет себя как личность.

Вопрос 7. Какие этапы проходит личность в процессе становления?

Этот процесс на протяжении жизни включает три основные фазы.

Первая фаза состоит в освоении действующих в той или иной группе норм (нравственных, учебных, производственных и др.) и овладении теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены этой группы. На этой фазе человек усваивает образцы жизнедеятельности группы, становится как все. Данная фаза может быть названа адаптацией.

Вторая фаза может быть определена как фаза индивидуализации. Суть её состоит в том, что человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности. При этом мобилизуются все внутренние ресурсы для её утверждения. На этой фазе личности важно, чтобы люди отметили её индивидуальные особенности, признали и оценили её.

Третья фаза - интеграция. Здесь человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам. Он становится частью целого - группы, общности, всего общества.

Каждая из названных фаз помогает человеку стать личностью, шлифует его важнейшие качества. Успешное преодоление трудностей в каждой из фаз даёт возможность сформироваться довольно устойчивой структуре личности. Выход из сложностей становления личности - в понимании закономерностей этого процесса, умении верно оценивать свои возможности, понимать требования группы, совершать верный нравственный выбор.

Вопрос 8. О человеке говорят: «Он - яркая личность». Назови, какие признаки могут послужить основанием для такой оценки.

Сильный духом, уверенный в себе человек, имеющий принципы и собственное мнение, и умеющий убедить в своей правоте окружающих. Заражающий своей энергией всех вокруг. Которого непросто забыть.

Вопрос 9. Составь (в тетради) схему «Агенты социализации», указав, какие агенты социализации относятся к первичным, какие - к вторичным.

В классе возник спор. Андрей утверждал, что все люди являются людьми уже потому, что они родились среди людей, обладают всеми внешними признаками, характерными для человека, и поэтому нет смысла в разных названиях человека: личность, индивид, индивидуальность. Татьяна возражала, что личностью можно назвать далеко не каждого человека, а только того, кто сделал что-то выдающееся, прославил своё имя.

Какова твоя позиция в споре? Какие аргументы ты можешь привести?

Я согласен с Татьяной. Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.