Про психологию. Учения и методики

Тезис к проекту лес наш друг. Проект "лес наш друг"

Автор проекта

Лотова Наиля Асхатовна

Название проекта

Лес - наш друг

Предмет, класс

Окружающий мир 3 класс

Краткая аннотация проекта

Данный проект ориентирован на учащихся 3 класса.Он охватывает учебные темы по окружающему миру. На изучение отводится 6 часов (3 недели) Изучаются следующие темы:

  • Разнообразие растений
  • Солнце, растения и мы с вами
  • Размножение и развитие растений
  • Охрана растений
  • Разнообразие животных
  • Охрана животных

В ходе реализации проекта на основе знакомства с литературой и проведенными исследованиями учащиеся ответят на основополагающий вопрос и поставленные проблемные вопросы, узнают много интересного о лесе и его обитателях, узнают, что зависит от человека в сохранении лесов на Земле. Ожидаемые результаты проекта:

  • узнают. каково значение леса для всего живого на Земле
  • создадут свою памятку"Как вести себя в лесу"
  • оформят вики-статью
  • составят схему цепей питания
  • сделают фотоальбом

План проекта

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос: Возможно ли планету представить без леса?

  1. Проблемный вопрос: Почему лес называют другом?
    1. Учебный вопрос: Что такое лес? Кто живет в лесу?
    2. Учебный вопрос: Какое значение имеет лес в жизни человека и всей планеты?
    3. Учебный вопрос: Почему растения называют "лёгкими нашей планеты"?
  2. Проблемный вопрос: Какие связи существуют между живыми организмами в лесу?
    1. Учебный вопрос: Какие животные называются растительноядними?
    2. Учебный вопрос: Какие животные называются всеядными?
    3. Учебный вопрос: Как приспособились животные к добыванию пищи и защите от врагов?
  3. Проблемный вопрос: Как надо вести себя в лесу. чтобы стать другом леса?
    1. Учебный вопрос: Почему некоторые люди не выполняют правил поведения в природе?
    2. Учебный вопрос: Что нужно делать для того, чтобы все относились к природе бережно?
    3. Учебный вопрос: Чем можно навредить лесным обитателям?

Публикация учителя

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

План оценивания. Стратегии оценивания.

Формирующее оценивание

До начала проекта В ходе проекта После завершения проекта
  • Беседа.Таблица З и У

МОУ «Вохтомская основная общеобразовательная школа»

Водоем" href="/text/category/vodoem/" rel="bookmark">водоемы , землю и воздух от оскудения, а животный мир от исчезновения, надо знать природу, глубоко понимать и законы, и истинную ценность. Мало только любоваться розовым закатом или пейзажем, надо уметь « видеть», т. е. получать от общения с природой заряд высоких чувств, благородства и душевной щедрости. А такому общению, несомненно, поможет знание природы.

Но одних только знаний тоже недостаточно, чтобы оградить наше природное окружение от разрушительного натиска экологически неграмотных людей. Нужны действия. Поэтому так важно с детских лет овладевать умением, закалять свою волю, чтобы стать активным борцом по защите одной из основных ценностей человека - природной среды.

Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача современной социально-культурной ситуации. Важная составная часть экологической культуры школьника является формирование осознанного экологического поведения.



Одна из первых задач - помочь детям осознать, что они - часть природы. Разумная часть природы обязана сохранить планету. Основа нашей работы - это большая любовь к природе, каждому человеку, ко всему живому, что нас окружает.

Проект предназначен для учащихся начальной школы с ориентацией на экологическую направленность. Содержание направлено на развитие экологической культуры обучающихся, ответственного отношения к природе.

Актуальность проекта обусловлена значимостью рассматриваемых экологических проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.

Общими принципами отбора содержания материала является:

Системность

Единство сознания и деятельности

Наглядность

Личная ориентация

Объективность

Научность

Доступность для обучающихся начальных классов.

Практическая направленность.

Проект включает и раскрывает основные содержательные линии: экологию ближайшего природного и социального окружения (своей школы, своего дома, квартиры, окружающих животных, растений).

2.Выполнение практического задания («экспериментаторы»)

3.Оформление задания («иллюстраторы»)

4.Формулирование выводов («аналитики»)

5.Применение результатов («исследователи»)

Третья группа реализует блок «Лекарственные растения нашей местности».

Цель:

Задачи:

1. Обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности;

2.Выяснить значение лекарственных растений для человека;

3.Воспитывать бережное отношение к природе;

4.Развивать навыки исследовательской работы;

Он состоял из ряда заданий:

1.Анкетирование детей.

2.Анкетирование взрослых.

3.Проведение исследовательских наблюдений.

4.Работа с компьютером, в библиотеке.

3 этап.

Практически – деятельностный.

Каждая группа выполняет задания, которые определены путем совместного обсуждения.

1.«Братья наши меньшие».

« Поисковая»

Ведет поисковую работу по подборке материала о животных нашего края в Интернете, используя учебную и научно - популярную литературу, проводит опрос населения поселка, берет интервью у населения, фотографии. Знакомит ребят с детскими книгами о животном и растительном мире. Организуют экскурсии в природу «Чьи это следы», «Птицы прилетели».

«Журналисты»

Готовят сообщения о зимовке различных животных. Подготовили доклады: «Жизнь зверей весной»; «Птицы прилетели» «Насекомые весной». Организуют конкурсные программы, игры, соревнования:

Познавательная игра «В лес за загадками»

Игры «Чье это перо?», «Чей нос?»

Обрабатывают и печатают на компьютере материал по теме. Организуют выставки книг: «Как зимуют дикие животные», «Перелетные птицы».

Группа опрашивала ребят об изменениях природы весной.

Журналисты сочинили мини рассказы природоведческого и экологического содержания.

«Художники - оформители».

Рисуют рисунки по теме.

Оформляют книгу «Сюрпризы лесной полянки»

На уроках труда сделали кормушки для птиц. Повесили их вокруг школы и около своих домов. Дети не забывали кормить птиц. Им было очень интересно наблюдать за птицами. О своих наблюдениях ребята рассказывали на уроках «Окружающего мира», а еще ребятам из детского сада.

Начали делать скворечники для перелетных птиц. Планируем завести журнал, где будем записывать свои наблюдения за птицами:

Какие птицы прилетели первыми;

Какие последними;

Где они гнездятся;

2. «Лес – наш друг».

1.Раздел «Виды леса».

Этой группе предлагаются разрезные карточки с изображением веточек и плодов различных деревьев.

«Экспериментаторы» раскладывают карточки на 2 группы.

«Аналитики» делают выводы о существовании хвойных и лиственных лесов.

«Иллюстраторы» оформляют карточки «В лес за загадками. Растительный мир»

2.Раздел «Животный мир».

Дети получают задание оформить карточки «Животный мир нашей местности»

«Испытатели» готовят рассказ по этому разделу.

3.Раздел «Птицы нашей местности».

4.Раздел «Угадай, чьи это следы?».

Поисковая работа в природе. Дети наблюдают за следами животных на снегу.

Определяют, чьи это следы, записывают в записных книжках. Находят

материал о следах, которые видели в природе.

5.Раздел «Значение леса в жизни человека».

Дети получают «рассыпавшееся» стихотворение С. Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?» и картинку с изображением леса, А также набор предметных картинок из серии «Что нам дает лес?».

«Экспериментаторы» составляют из строчек стихотворение.

«Иллюстраторы» ищут картинки в Интернете.

«Испытатели» составляют текст сообщения «Значение леса в жизни человека».

3. «Лекарственные растения нашей местности».

Цель: изучение лекарственных растений нашей местности.

Задачи: обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности;

выяснить значение лекарственных растений для человека;

воспитывать бережное отношение к природе;

развивать навыки исследовательской работы;

Каждый из детей выбрал растение, за которым он хотел бы наблюдать.

Дети проводят исследование.

1 задание.

Анкетирование детей.

Вопросы анкеты:

1. Какие лекарственные растения нашей местности ты знаешь?

2. Какую пользу они приносят?

3. Что делать, чтобы эти растения не исчезли?

В опросе участвовало 12 человек. Сделали вывод, что дети знают лекарственные растения нашей местности, какую пользу они приносят и как их сохранить.

2.Составили презентацию «Лекарственные растения нашей местности».

Возможные препятствия в ходе реализации проекта и возможные пути их преодоления

Возможное препятствие

Пути преодоления

Не все с желанием участвовали в проекте.

Затруднения при выполнении поставленной задачи.

Незначительные навыки работы с компьютером.

Беседы, экскурсии, работа в группах по интересам.

Консультации ребят с руководителями проекта.

Посещения кружка по информатики.

Вывод:

В ходе проектной работы школьники многое узнали. Работа помогла им понять, что они являются частью природы и должны бережно относиться к ней. Тогда природа предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.

Отзывы:

Данный проект нашел значительный эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению целого спектра дидактически-развивающих задач.

Было интересно работать в проекте. Для нас эта работа очень увлекательная. Я работала в группе художников-оформителей. Рисовала рисунки, оформляла выставку книг, посвященную зимующим животным.

Миколаец Валерия

Сначала мне не совсем было понятно, что надо делать. А потом, когда мы наметили план работы и начали все делать, стало просто интересно.

Быстров Леша

Участвуя в проекте, мы уже самостоятельно печатали на компьютере и работали с Интернетом.

Петухов Виталий.

Мне понравилось делать кормушки и наблюдать за птицами. А еще я печатал текст книги «Сюрпризы лесной полянки» об ужах, которые живут в нашей местности.

Смирнов Саша.

После завершения работы над проектом дети поделились своими впечатлениями с одноклассниками и учителями. Свой проект ребята представили на конференции «Искатель» по проектно- исследовательской деятельности учащихся.

Материально – техническое обеспечение мероприятия:

Интернет, фотоаппарат, компьютер.

Литература:

Журнал «Начальная школа» № 6, 2003 год.

В. Бианки «Лесная газета».

«Зеленые страницы».

Атлас-определитель «От земли до неба».

Поиск информации в Интернете.

Приложение к проекту «Лес – наше богатство»

МОУ Вохтомская основная общеобразовательная школа Парфеньевского района Костромской области.

Сценарий экскурсии в лес для детей 7-11 лет

Подготовила и провела:

п. Вохтома

2009 год

Цель:

Формирование экологической культуры.

Задачи:

Прививать любовь к родному краю;

- формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе.

Ход экскурсии.

Ведущий:

Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие за загадками. А куда – догадайтесь сами.

Ученик:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом-

Чудеса увидишь в нем. (лес)

Ведущий:

Парфеньевский район находится в лесной полосе. Леса занимают 84 % общей площади района или 209425 гектар.

А знаете ли вы, что из леса получают продукцию более 20 тысяч наименований: пищевые продукты, витамины , строительные материалы , сырье для химии, корм для скота, лечебный воздух…

Ученик:

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту – в высоту (Сосна)

Ведущий:

Каждое пятое дерево наших лесов – сосна. Вместе с кислородом дерево обогащает воздух летучими веществами – фитонцидами, которые губительно действуют на возбудителей туберкулеза.

А какие еще деревья относятся к хвойным деревьям?

Ученик:

Колкую, зеленую,
Срубили топором.
Колкая, зеленая,
К нам приходит в дом (ель)

Ученица:

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но в отличие от елки,

Опадают те иголки (лиственница)

Ведущий:

А как называются иголки у сосны и елки? (хвоя)

Мы уже в лиственном лесу. И вот первая встреча.

Ведущий:

Один гектар березняка испаряет 47 тысяч литров воды в день. Это и очищение воды, и увлажнение воздуха, и будущие дожди. Береза – это лекарственное дерево. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 литров сока. О березе поют песни.

Какие песни и стихи о березе вы знаете?

Ученик:

Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч.

Не боюсь ни гром, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок (дуб)

Ведущий:

Дубы встречаются в нашей местности. Они достигают 20-30 метров в высоту, Живут лет.

А это какое дерево?

Ученица:

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают (липа)

Ведущий:

Липа приносит большую пользу человеку. Это липовый мед. Это дерево живет 300-400 лет.

Отгадайте, что это за дерево?

Ученик:

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы (рябина)

Ведущий:

Зимой рябина кормит птиц. Полезны ее плоды и для человека. В них не меньше каротина, чем в моркови, петрушке, облепихе.

Ученик:

Будто снежный шар бела.

По весне она цвела.

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна (черемуха)

Ведущий:

Эта лесная красавица с давних времен лечит людей.

Но лес – это не только деревья, но и ягоды, цветы, грибы. Все мы любуемся лесными цветами. А что вы знаете о них?

Ученица:

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу я в карманчик

Бывший… (одуванчик)

Ученик:

Первым вышел из земли

На проталинке

Он мороза не боится,

Хоть и маленький (подснежник)

Ученица:

Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит (колокольчик)

Ведущий:

В Красную книгу занесены колокольчики, подснежники, некоторые виды тюльпанов и пионов, первоцветы.

Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами.

Какие же ягоды кладет лес в наши корзинки?

Ученик:

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки –

Собираем огоньки (земляника)

Ученица:

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Созревала под снежком,

Ну– ко, кто со мной знаком (клюква)

Ученик:

Сладкая, душистая,

Выросла в лесу тенистом.

Я могу расти в саду,

Летом в гости к вам приду.

Состою из долек малых,

Очень сочных, вкусных, алых (малина)

Ученица:

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая,

Что за ягода созрела,

Синяя такая?

На кусточки, под листочки

Кто-то бусы бросил,-

Все поляны в синих точках

У зеленых сосен (черника)

Ведущий:

Лес угощает щедро, но бери у него только ягоды. 300 лет может расти кустарничек черники, но если сломать его, вырвать с корнем, то новый кустик с плодами появится только через 7-8 лет. Отгадайте загадку.

Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся (гриб)

А кто же из нас не собирал в лесу грибы?

Из истории.

«Парфеньевцы сделали главным источником своего существования сбор и продажу грибов. С течением десятилетий посад превратился в грибную столицу России: отсюда шли несметные тысячи кадок с груздями, рыжиками, сушеные грибы всех видов и достоинств.

В начале 50 годов 19 века известный в то время публицист Корнилов писал в журнале «Москвитянин»: «Парфеньев – центр грибной промышленности. Лучшие грибы доставляются из Парфеньева, который славится своими белыми грибами, как Царицын – арбузами и Кизляр – виноградом »

Ученица:

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту-

Зовусь я…(подосиновик)

Ученик:

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек,

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай

Это…(сыроежка)

Ученица:

Лета первая примета:

Под березой в холодке,

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке (подосиновик)

Ученик:

На поляне лесной,

Под могучей сосной

Стоит старичок,

На нем белый колпачок.

Кто в бору бывает-

Тот его и узнает (боровик)

Ученица:

Он выглянул несмело

Из кочки моховой,

Цепочку клюквы спелой

Поднял над головой (моховик)

Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (Белый гриб)

Ведущий:

А какие грибы нельзя собирать? Почему? А как нужно правильно собирать грибы?

Разве можно представить лесную полянку без насекомых и птиц?

Ученица:

Он прилетает каждый год-
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет (скворец)

Ученик:

Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она?.. (ворона)

Ученица:

Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует.
(Воробей)

Ученик:

Плотник острым долотом-
Строит дом с одним окном.
(Дятел)

Ведущий:

Дятлы – лесные санитары. Они не портят здоровые деревья, а долбят кору тех, которые поражены внутри короедами.

Ученица:

Прыгает пружинка -
Зелёная спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку (муравей)

Ученик:

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком (пчела)

Ведущий:

Пчелы опыляют более 50 видов сельскохозяйственных культур. Одна пчела опыляет от 4 до 16 тысяч цветов за сутки.

Ученик:

Кто в лесу без топоров строит избу без углов (муравей)

Ведущий:

Трудно представить лес без больших и малых зверей.

Ученица:

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят (ежик)

Ученик:

Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк? (белка)

Ученица:

Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая… (лиса)

Ученик:

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы? (заяц)

Ведущий:

Вот и окончилось наше путешествие. Но мы разгадали еще не все лесные загадки. Узнать о лесе что-то новое помогут книги, новые путешествия. Но не забывайте о том, что нужно беречь природу. Берегите лес. Его обитателей, и вы сохраните красоту земли.

Ученица читает отрывок из стихотворения Ольги Коловой «Парфеньево»

На ветру рябины гордо рдеют,

Сосны величавые шумят…

Здесь века, как царство Берендея,

Глушь лесов хранила наш посад.

Литература:

Журналы «Начальная школа», «Лесные загадки» Юрий Дмитриев, журнал «Губернский дом».

Слайд 2

Цели мероприятия:

Сформировать у обучающихся представления о роли леса в жизни человека и природы; Ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в лесу; Развивать познавательный интерес; Воспитывать уважение и любовь к природе, культурное поведение.

Слайд 3

Стихотворение С. Никулиной «Русский лес»

Нет ничего милее Душистая малина Бродить и думать здесь. На кустиках густых. Излечит, обогреет, Ищу грибов поляну Накормит русский лес. Я, не жалея ног, А будет жажда мучить- А если и устану- То мне лесовичок Присяду на пенёк. Средь зарослей колючих Лес очень любит пеших, Покажет родничок. Для них совсем он свой. Нагнусь к нему напиться- Здесь где-то бродит леший И видно всё до дна. С зелёной бородой. Течёт вода-водица, Жизнь кажется иною, Вкусна и холодна. И сердце не болит, Нас ждут в лесу рябина, Когда над головою Орехи и цветы, Как вечность лес шумит.

Слайд 4

Вопросы и загадки

Трава которую знают и слепые. (Крапива) Дерево символ нашей Родины. (Берёза) Зимуют ли птицы в скворечнике? (Нет) Кто меняет шубу два раза в год? (Лиса, белка, заяц) Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает) Какая ягода бывает чёрной, красной и белой? (Смородина) Пингвин птица или нет? (Да) Какие животные зимой спят? (Медведь, ёж) Какая птица подбрасывает своё яйцо в чужие гнёзда? (Кукушка) Как можно назвать одним словом деревья, кустарники, травы? (Растения) Лысеющий на ветру цветок. (Одуванчик)

Слайд 5

Доклад

«Роль леса в жизни человека».

Слайд 6

Значение леса

Дом для животных, растений, грибов; Защита воздуха, водоёмов и почв; Место отдыха человека; Источник ягод, грибов, лекарственных растений; Источник древесины

Слайд 7

Доклад

«Экологические проблемы леса».

Слайд 8

Опыты

  • Слайд 9

    Это надо знать!

    Бумага разлагается за 3-4 года, железная банка разлагается, ржавеет за 6-10 лет, полиэтиленовая плёнка разложится через 60-100 лет, а стекло будет лежать в земле 600 лет. Поэтому, если вы сегодня выбросите весь этот мусор, то через 3 года сгниёт бумага. Когда вы окончите школу, проржавеет и развалится железная банка. Когда вы состаритесь и будете древними дедами и старухами, только тогда исчезнет в земле полиэтиленовый пакет, а битое стекло или бутылка будут лежать в земле долгие годы после вас и лишь затем превратятся в песок.

    Слайд 10

    Доклад

    «Наша помощь лесу»

    Слайд 11

    Стихотворение И. Трофимовой«Чтоб радость завтрашнего дня»

    Чтоб радость завтрашнего дня Нам трудно разглядеть Сумел ты ощутить, Все те страдания, что земле Должна быть чистою земля Приходится терпеть! И небо чистым быть. Надолго ль хватит нам воды, А землю эту, не щадя, Коль растворён в ней яд? Терзал за веком век Надолго ль хватит тех лесов, И брал всё только для себя Где топоры стучат? «Разумный» человек. Спасти поля, леса, луга Сейчас же кинулись спасать И чистую гладь рек- всю Землю Природную среду. Можешь только ты, Сквозь фабрик и заводов дым Разумный человек!

    Слайд 12

    Наши результаты

    Расширили круг экологических знаний; Узнали навыки экологической культуры; Поняли потребность гармоничного общения с природой; Появилась установка стабильного интереса к экологической обстановке своей местности; Выработали потребность поддержания собственного экологического здоровья личности.

    Слайд 13

    Литература

    Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». 2004 №6, № 12. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной школы в 2 частях. А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова.- Просвещение, 2005. Поурочные разработки по курсу « Окружающий мир»: 4 класс.- М.:Вако, 2006.

    Посмотреть все слайды

    Вера Москалёва
    Экологический проект «Лес - наш дом»

    Берегите, ребята природу,

    И цветы, и деревья, и луг,

    И животных, и почву, и воду,

    Ведь природа - надёжный наш друг.

    Актуальность проекта :

    несформированность у детей представлений о том, что лес-это «дом» ; о неразрывной связи человека и природы.

    Деревья (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые дают вкусные, съедобные плоды. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь.

    Охранять природу - значит беречь не только животных, но и её растительность!

    Давайте, сохраним наши леса!

    Цели проекта :

    углубить знания детей о лесе и о его обитателях, воспитать желание беречь и охранять родную природу;

    формировать у детей представлений о том, что лес это – «дом» , сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории (жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга) ;

    о том, человек и природа не могут существовать друг без друга;

    донести до сознания детей, что лес – наше богатство.

    Задачи проекта :

    Формировать у детей представление о лесе;

    Развивать познавательные и творческие способности детей;

    Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.

    Вовлечь в учебно-воспитательный процесс родителей.

    Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение

    анализировать, сравнивать и обобщать.

    Воспитывать бережное отношение к растительности леса к его жителям.

    Участники проекта :

    воспитатель, музыкальный руководитель

    дети 4-5 лет,

    родители.

    Вид проекта

    информационно - познавательный,

    познавательно-исследовательский,

    творческий,

    Сроки реализации проекта : долгосрочный (с 13.03-13.04.2017года)

    Формы и методы реализации проекта :

    ОД, игры – путешествия и исследования, наблюдения, подвижные и дидактические игры, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и альбомов.

    Этапы проекта : проект «включает» три основных этапа :

    1-й – подготовительный; постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

    2-й – основной (исследовательский) : поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

    3-й – заключительный (обобщающий) обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и по возможности, составление рекомендаций.

    Предполагаемые результаты :

    сформировать представление о лесе, как сообществе растений и животных : неразрывной связи человека и природы;

    сформировать первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;.

    ответственное отношение детей к окружающей среде;

    вовлечение в творческую деятельность каждого ребёнка;

    развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных навыков взаимодействия и сотрудничества.

    I. Подготовительный этап проекта .

    Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов

    исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    Работа с родителями

    Беседа с детьми о лесе

    выявление уровня знаний детей о лесе, как о сообществе растений и животных.

    Изготовление дидактических игр,

    Экологических знаков «Чего не следует делать в лесу»

    Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта .

    Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта

    II. Основной этап

    План мероприятий

    Образовательная область Мероприятие Задачи

    Физическая культура

    Безопасность

    Здоровье Подвижные игры :

    «Кто быстрее соберёт грибы (ягоды) », «Деревья - кустики» , «Медведи и пчелы» , «Бездомный заяц» , «Птичка в гнездышке» , «Беги к тому, что назову» , «У медведя во бору» . Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость;

    Выполнять движения по сигналу воспитателя;

    Четко ориентироваться при нахождении своей пары.

    Закрепить представление о необходимости заботиться, о своем здоровье с детства.

    Социализация

    Развитие игровой деятельности Дидактические и настольно - печатные игры :

    «Съедобное - несъедобное»

    «Найди дерево по описанию»

    «Четвертый лишний» , «Наоборот» , «Чем домик?» , «Чьи следы?» , «Сложи птичку» , «Узнай по контору» , «Что растёт в лесу,

    что в огороде?

    Сюжетно-ролевая игра :

    "Путешествие в лес»

    «Магазин»

    Строители

    «Зоопарк» ,

    «Больница» : сюжет «На приеме у ветеринара»

    Пальчиковые игры : «Грибник» , «Собираем листики» , «Дикие животные» , «Сколько птиц в кормушке нашей прилетело?» Продолжать развивать внимание, память, логическое мышление; классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения) .

    Продолжать учить детей связывать игры единым сюжетом.

    Познавательное развитие

    Беседы :

    «Что такое лес» .

    «Какую пользу приносит лес»

    «Научитесь беречь лес»

    «Какие звери живут в лесу»

    «Лекарственные растения леса»

    Рассматривание альбома :

    «Лекарственные травы»

    Рассматривание плакатов : «Как лесник заботится о лесе» , «Кому нужны деревья в лесу» , «Зачем люди ходят в лес» , «Этого не следует делать в лесу» .

    «Экскурсия в весенний лес»

    Наблюдение : за березой весной, за насекомыми (ранней весной, почками на деревьях, травянистыми растениями.

    Уточнить представления о лесе как о сообществе, в котором живут растения (деревья, кусты, травы, грибы) и животные (звери, птицы, насекомые, земноводные) . Учить устанавливать простейшие причинно- следственные связи, вызывающие необходимость совместного проживания животных и произрастания растений. Формировать обобщенное представление о том, что в лесу все нужны друг другу. Воспитывать интерес к жизни лесных растений и животных, желание знать пра-вила поведения в лесу и выполнять их.

    Сформировать представления об весенних изменениях в живой природе, в жизни растений и птиц в связи с приходом весны. Воспитывать интерес к природе, умение видеть ее красоту, желание сохранять все живое; воспитывать бережное отношение к природе.

    Развитие речи

    Чтение художественной литературы

    Чтение с детьми произведений

    К. Чуковский «Чудо- дерево» ,

    М. Пришвин «Этажи леса»

    И. Гурина

    «Приключение медвежонка»

    «Рассказы и сказки по экологии » (картотека)

    Русские народные сказки :

    «Заяц- хваста» , «Лисичка- сестричка и серый волк»

    Заучивание потешки «Бежала лесочком лиса с кузовочком»

    Загадки о лесе. Загадки о лесных животных, насекомых и птицах

    Чтение стихов

    С. Михалкова «Птичья столовая»

    В. Кудлачев «В лесу»

    А. Прокофьев «Наш лесок»

    Познакомить детей с художественной литературой по теме проекта . Расширять кругозор детей на примере художественных произведений и их героев. Продолжать учить детей слушать произведения, сопереживать героям, отвечать на вопросы по прочитанному. Воспитывать бережное отношение к природе. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

    Художественно-эстетическое развитие

    Аппликация

    «Грибная полянка»

    (коллективная работа)

    Лепка :

    «Лесные звери»

    Рисование (кляксография)

    «Весеннее дерево» »

    Художественное конструирование

    «Лесные ягоды» Учить выделять части гриба по геометрическим формам (ножка - овал, шляпка - полукруг) ; учить преобразовы-вать форму, разрезаю круг на полукруги; формировать композиционные умения расположения изображения на всей плоскости листа; закреплять приемы аккуратного пользования бумагой, клеем. развивать чувство формы, композиции;

    Познакомить детей с несколькими приемами лепки животных, воспитывать у детей интерес к животным, развивать любознательность, уметь передавать

    характерные признаки животных, учить контролировать свои действия при лепке.

    Воспитывать бережное отношение к природе, закреплять знания детей о том, что дерево - живой организм. Продолжать, уточнять представление детей о деревьях; Развивать творческие способности детей через знакомство с нетрадиционными методами рисования.

    Систематизировать знания детей о лесных ягодах; научить их делать из бумаги.

    Приобщение к искусству. Рассматривание репродукции картин :

    И. И. Шишкин «Утро в сосновом бору» ,

    И. И. Левитан «Березовая роща» ;

    В. М. Васнецов «Дубы» Учить рассматривать картины через отдельные детали, активировать словарь, развивать творческое воображе-ние, умение высказывать словами свои ощущения; воспитывать интерес к живописи, прививать эстетический вкус.

    Музыка Слушание музыкальных произведений :

    Джакомо Пуччини «Вечерний лес»

    К. Сен-Санс. «Карнавал животных»

    П. Чайковский «Времена года. Апрель»

    Вивальди «Времена года. Весна» Учить слышать и понимать музыкальный образ, характер и настроение, выраженные в музыке.

    Работа с родителями

    Правильное отношение к природе начинается в семье. Консультация для родителей

    3 этап Обобщающий

    Открытый показ ОД «Путешествие в лес»

    Открытый показ экологического спектакля «Лесная аптека»

    Выставка рисунков «Лес – глазами детей»

    Используемая литература.

    Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры » .

    Шорыгина «Беседа о лесе»

    Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. –

    Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г.

    Ковинько, Л. В. Секреты природы - это так интересно! - Москва : Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.

    Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В.

    Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва : Мозаика-Синтез, 2004. - 96с

    Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя : сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя) .

    Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - Москва : Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.: ил.

    Статьи из журналов

    Волосникова, Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.

    Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию » - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

    Диканова, И. На экологической тропе // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 3. – С. 62-64.

    Кузнецова, Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.

    Никифорова, О. А. Экологическая тропинка в ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2013. - № 5. – С. 26-32.

    Тимофеева, И. Экологический комплекс «Живая планета» // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7. – С. 105-112.

    Туловьева, А. С душой к природе // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 8. – С. 28-30.

    Экологические игры

    Андриенко, Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С. 10-12.

    Берестнева, Н. П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С. 48-52.

    Бодраченко, И. В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. – 2011. - № 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.

    Чебан, М. И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С. 50-54.

    Цели проекта:

    • Создание условий для формирования у детей предшкольного возраста позиции друга по отношению к лесу путем воздействия на познавательную сферу ребенка
    • Расширить у детей и взрослых представления о лесе, и сформировать позицию "друга" природы.
    • Обогатить предметно - развивающую среду.
    • Создать систему работы по взаимодействию с родителями воспитанников и населением близлежайшего микрорайона.
    • Совершенствовать взаимодействие с организациями социума.

    Актуальность.

    На современном этапе, когда люди, в силу сложившейся социально - критической экономической ситуации, вынуждены заниматься поисками путей по преодолению своих проблем и, зачастую, принимать потребительскую позицию, состояние окружающей среды катастрофически ухудшается. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. (Данные анкетирования родительской общественности и собственных наблюдений). И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. Эта негативная позиция взрослых проецируется на формирующейся личности ребенка - дошкольника, у детей все меньше проявляется любопытства к живым существам. А все чаще наблюдается равнодушное, а порой жестокое отношение к ним.

    Поэтому возникает необходимость в углубленной целенаправленной работе с детьми, начиная уже с предшкольного возраста, по развитию интереса к биологическому сообществу - леса, и, как следствие, по воспитанию у них бережного и внимательного отношения к природе, в целом, и к лесу, как части природы.

    Но эта работа не будет эффективной без воздействия на родительскую позицию, и позицию взрослых, поэтому нужно активизировать процесс взаимодействия с социумом, то есть "подружить" детей и взрослых с лесом.

    Участники проекта: дети 6 - 7 лет, педагоги ДОУ, родители воспитанников, население ближайшего микрорайона, социум.

    Проектная деятельность будет осуществляться в III этапа.

    I этап - подготовительный.

    Сроки: март - апрель 2009 г.

    Цель: подготовка педагогов и предметно - развивающей среды к данному проекту.

    • планирование и проектирование мероприятий по подготовке педагогов к проектной деятельности,
    • разработка цикла занятий, бесед, наблюдений,
    • создание предметно - развивающей среды,
    • создание педагогической модели взаимодействия " педагог - эколог - педагоги - узкие специалисты - воспитатели",
    • создание системы мониторинга.

    II этап - практический.

    Цель: создание и внедрение условий для формирования у детей позиции "друга" по отношению к лесу путем воздействия на познавательную сферу ребенка.

    • проведение цикла занятий, бесед, наблюдений и других мероприятий,
    • создание и внедрение системы работы по взаимодействию с родителями воспитанников и населением близлежащего микрорайона,
    • совершенствование взаимодействие с организациями социума.

    III этап - заключительный

    Цель: оценка результатов реализации проекта на основе мониторинговых исследований

    • анализ проведенной работы.

    План действий по реализации проекта "Лес - наш друг".

    Что? Как? Когда? Ответственные и участники Ожидаемый результат
    Работа с педагогами
    Формирование теоретической готовности педагогов в экологическом образовании - Изучение научно - методической литературы

    Круглый стол "Научитесь беречь лес"

    Викторина

    "В природе все взаимосвязано"

    Разработка конспектов занятий, бесед, наблюдений

    Разработка интегрированных занятий

    Мастер - класс. Работа на экологической тропе

    I этап - март - август 2009 г.

    I этап декабрь 2009 г.

    Заместитель заведующей по ВМР,

    Педагоги - специалисты, воспитатели групп

    Воспитатель - эколог

    - разработки материала
    Работа с детьми
    Диагностика - проведение диагностических мероприятий, анализ результатов I этап сентябрь 2009 г. Воспитатель - эколог, воспитатели групп
    Расширение у детей представлений об экосистеме "Лес" - Цикл занятий экологической направленности

    Цикл бесед

    - "Уроки доброты"

    - "Уроки мышления" с

    обсуждением и проигрыванием ситуаций.

    - "Минутки познания" цикл наблюдений за елью - объектом экологической тропы

    Целевые прогулки

    "Сколько елочек мы не спасли"

    "Елочки и ее сестрички в городе"

    "Возвращенный лес" (сбор макулатуры)

    Сюжетно - игровая акция "В гости к бабе Яге" (уборка мусора в лесу)

    "Зеленая елочка - живая иголочка" (развешивание плакатов, изготовленных детьми в защиту елей, с приглашением детей социума)

    - "Здравствуй, наш зеленый друг" переписка с лесом (почтовый ящик)

    Создание книги "Жалобная книга леса"

    Музыкально - экологические праздники:

    "День рождения друга, дедушки дуба"

    "Сбережем зеленую планету" (с приглашением жителей нашего микрорайона)

    Эколого-оздоровительные походы "Поезд доброты" (экосистема леса в разное время года)

    Интегрированные занятия

    "Какая я - елочка зеленая иголочка" (ИЗО + Экология)

    "Лес и наше здоровье"

    (валеология + экология)

    "Лесные жители"

    (экология + ФИЗО)

    Тематическая неделя леса:

    Выставка "Лес в жизни человека"

    Экологический праздник "Природы жалобная книга"

    Музей "Чудеса леса"

    Сказки о лесе (словотворчество детей)

    Работа на микроучастке "Биоценоз леса"

    Выпуск газеты

    II этап октябрь - январь 2009 г. по плану

    II этап октябрь - январь по плану 2009 г.

    II этап 2 и 3 неделя декабря 2009 г.

    Постоянно в течение всего проекта

    Сентябрь 2009 г.

    3 неделя декабря 2009 г.

    1 раз в месяц

    эпизодически

    II этап февраль 2010 г.

    Март 2010 г.

    II этап февраль 2010 г.

    II этап постоянно в течении всего проекта

    II этап по сезону

    II этап апрель 2010 г.

    Воспитатель - эколог, воспитатели групп, воспитатель по ИЗО, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель. - расширение представлений детей об экосистеме "лес".
    Работа с родителями.
    Подготовка родителей к проекту. - Проведение диагностических мероприятий, анализ результатов диагностики. I этап апрель 2009 г. Воспитатель - эколог. Воспитатели групп.
    Совместные мероприятия. - Родительское собрание "Экология и наше здоровье"

    Консультации

    "Лес - защитник и лекарь"

    "Настои из трав и плодов деревьев"

    КВН "Тайны природы"

    Трудовой десант "Дерево нашей семьи"

    Традиционная выставка "Елочка зеленая иголочка" (изготовление елочки из бросового материала и природного материала)

    Конкурс "Нет экологической тревоги в лесу"

    Выпуск буклетов "Правила поведения в лесу"

    II этап май 2009 г -май 2010 год. Воспитатель - эколог.

    Воспитатели групп.

    Предметно - развивающая среда.
    Пополнение предметно - развивающей среды. - приобретение дидактического материала

    Изготовление пособий: развивающих игр, наглядно - демонстрационного материала

    Разработка схемы микроучастка "Биоценоз леса"

    Посадка микроучастка "Биоценоз леса"

    Изготовление макета "Лес"

    I этап - март - май 2009 г.

    II этап март - апрель 2010 г.

    Воспитатель - эколог

    Все участники проекта

    Учебно-наглядный материал, микроучасток для экспериментальной деятельности.
    Работа с социумом.
    Организация социального партнерства и социального взаимодействия. - Лесничество Вятско - Полянского района

    Беседа с детьми " Правила поведения в лесу"

    Беседа с родителями "Лес и отдых"

    Помощь в проектировании озеленения территории ДОУ

    МУП ЖКО "Благоустройство" (выделение саженцев деревьев и рекомендации по их выращиванию)

    Помощь в организации взаимодействия ДОУ с населением

    Цетр дополнительного образования

    Акции "Сбережем березы"

    Трудовой десант "Очистим парк от мусора"

    Выставки "Лес в творчестве детей"

    Познавательные занятия

    Детская библиотека

    Спектакли "Лесной теремок"

    подборка художественной литературы на абонементе

    Выставки "Дары Леса"

    Музыкально - экологический праздник

    "Красная книга"

    ДОУ города

    Выставки

    II этап февраль 2010 г.

    II этап март 2010 г.

    II этап апрель 2010 г.

    II этап в течении всего проекта

    II этап октябрь 2009 г. - апрель 2010 г.

    II этап октябрь 2009 г. - апрель 2010 г.

    Сотрудники лесничества

    Сотрудники МУП ЖКО

    Педагог - эколог

    Сотрудники библиотеки

    Учителя начальных классов

    Воспитатели - экологи

    Литература.

    1. Н. А. Рыжова "Экологическое образование в детском саду" Москва 2001 г.
    2. Л. Г. Горькова "Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников"
    3. О. Ф. Горбатенко "Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях" Волгоград 2001 г.
    4. Т. А. Шорыгина "Зеленые сказки" Книголюб 2006 г.
    5. "Беседы о русском лесе" Сфера Москва 2008 г.
    6. "Какие звери в лесу?" Москва 2000г.
    7. "Грибы. Какие они?" Москва Гном и Д 2004 г.
    8. "Деревья. Какие они?" Москва 2001 г.
    9. В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич "Прогулки в природу" Москва Просвещение 2000 г.
    10. С. Н. Николаева "Юный эколог" Москва 2003 г.