Про психологию. Учения и методики

Применение дидактической многомерной технологии в начальной школе с целью повышения качества обучения. Повышение эффективности обучения через использование многомерной дидактической технологии Многомерная дидактическая технология на уроках английского язы

Важнейшим направлением педагогической деятельности, на современном этапе, является формирование у учащихся умения оперировать растущими объёмами научной информации. Данное направление становится особенно актуальным на старшей ступени обучения. Предмет «Общая биология» даже в пределах одной темы очень насыщен терминологией. Применение логико-смысловых моделей (ЛСМ), как конкретных инструментов дидактической многомерной технологии (ДМТ), позволяет установить логические связи между элементами знаний, упростить и свернуть информацию, перейти от неалгоритмизированных операций к алгоритмоподобным структурам мышления и деятельности.

Главные функции дидактических многомерных инструментов (ДМИ):

  • Ориентировочная;
  • Сенсорная организация «дидактического биплана» как системы внешнего и внутреннего планов познавательной деятельности;
  • Повышение управляемости, произвольности переработки и усвоения знаний в процессе взаимодействия планов;
  • Выявление причинно-следственных взаимосвязей, формулирование закономерностей и построение моделей.

На уроках биологии наиболее целесообразно использовать ЛСМ как при индуктивном, так и дедуктивном обобщении, на вводных и обобщающих уроках в больших темах (уровни «Всеобщего, или сущности»; «Особенного»), а также и на промежуточных уроках (уровень «Единичного»).

При построении ЛСМ используется следующий алгоритм:

  1. Выбор объекта конструирования (например, Генетика).
  2. Определение координат (например, К 1 – Исторические данные; К 2 – Учёные; К 3 - Методы; К 4 - Законы; К 5 - Теории; К 6 - Типы скрещивания; К 7 - Типы наследования; К 8 - Типы взаимодействия генов).
  3. Размещение координатных осей.
  4. Размещение объекта конструирования в центре.
  5. Выделение и ранжирование узловых тачек для каждой координатной оси (например, К 4 - Законы – чистоты гамет, доминирования, расщепления, независимого комбинирования, Моргана).
  6. Размещение ключевых слов (словосочетаний, абревеатур, химических символов) на соответствующих точках оси.
  7. Координация ЛСМ (точки на осях должны коррелировать друг с другом, например, точка на К 1 – 1920г должна соответствовать на К 2 фамилии – Морган, а она в свою очередь, на К 4 – закону Моргана, на К 5 – хромосомной теории, на К 6 – анализирующему скрещиванию, на К 7 – сцепленному наследованию, на К 8 – взаимодействию неаллельных генов).

Последовательность применения ЛСМ на уроке зависит от преобладающего типа функциональной организации полушарий головного мозга: если в классе преобладают правополушарные дети, то ЛСМ представляется в готовом виде, если же левополушарные, то тогда оси заполняются по ходу урока. Как показала практика, удобнее всего представлять заполненными несколько осей, а три – четыре оставить для совместного заполнения с детьми на уроке. Необходимо также учитывать уровень подготовки класса и степень работоспособности детей на уроке. ЛСМ можно использовать не только для представления и обобщения знаний, но и в качестве заданий для опроса, творческих домашних заданий. ДМТ хорошо сочетается с Блочно-модульной технологией.

Применение ДМТ позволяет формировать у старшеклассников понимание и структурное видение предмета, его понятий и закономерностей во взаимосвязи, а также прослеживать внутрипредметные и межпредметные связи. Немаловажен и тот факт, что ЛСМ идеальный вариант сжатого материала для повторения биологии перед экзаменом и что греха таить – ЛСМ это ещё и умная шпаргалка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

Применение

дидактической многомерной

технологии

на старшей ступени обучения биологии

Учитель биологии: Тихонова Е.Н.

г. Рассказово

Важнейшим направлением педагогической деятельности, на современном этапе, является формирование у учащихся умения оперировать растущими объёмами научной информации. Данное направление становится особенно актуальным на старшей ступени обучения. Предмет «Общая биология» даже в пределах одной темы очень насыщен терминологией. Применение логико-смысловых моделей (ЛСМ), как конкретных инструментов дидактической многомерной технологии (ДМТ), позволяет установить логические связи между элементами знаний, упростить и свернуть информацию, перейти от неалгоритмизированных операций к алгоритмоподобным структурам мышления и деятельности.

К моделям, выполняющим инструментальные функции в обучении, предъявляются следующие требования: чёткая структура и логически удобная форма предъявления знания, «каркасный» характер – фиксирование наиболее важных, узловых моментов.

Главные функции дидактических многомерных инструментов (ДМИ):

  • Ориентировочная;
  • Сенсорная организация «дидактического биплана» как системы внешнего и внутреннего планов познавательной деятельности;
  • Повышение управляемости, произвольности переработки и усвоения знаний в процессе взаимодействия планов;
  • Выявление причинно-следственных взаимосвязей, формулирование закономерностей и построение моделей.

На уроках биологии наиболее целесообразно использовать ЛСМ как при индуктивном, так и дедуктивном обобщении, на вводных и обобщающих уроках в больших темах (уровни «Всеобщего, или сущности»; «Особенного»), а также и на промежуточных уроках (уровень «Единичного»). Например:

Тема

Уровень предъявления ЛСМ

Всеобщее, или сущность.

Особенное

Единичное

Пластический и энергетический обмен

Метаболизм

(урок № 1)

Автотрофное питание

(урок № 1)

Фотосинтез

(урок № 8)

Учение о клетке

Клетка

(урок № 1)

Прокариоты

(урок № 2)

Мембрана; Ядро

(урок № 4; 7)

При построении ЛСМ используется следующий алгоритм:

Последовательность применения ЛСМ на уроке зависит от преобладающего типа функциональной организации полушарий головного мозга: если в классе преобладают правополушарные дети, то ЛСМ представляется в готовом виде, если же левополушарные, то тогда оси заполняются по ходу урока. Как показала практика, удобнее всего представлять заполненными несколько осей, а три – четыре оставить для совместного заполнения с детьми на уроке. Необходимо также учитывать уровень подготовки класса и степень работоспособности детей на уроке. ЛСМ можно использовать не только для представления и обобщения знаний, но и в качестве заданий для опроса, творческих домашних заданий. ДМТ хорошо сочетается с Блочно-модульной технологией.

Применение ДМТ позволяет формировать у старшеклассников понимание и структурное видение предмета, его понятий и закономерностей во взаимосвязи, а также прослеживать внутрипредметные и межпредметные связи. Немаловажен и тот факт, что ЛСМ идеальный вариант сжатого материала для повторения биологии перед экзаменом и что греха таить – ЛСМ это ещё и умная шпаргалка.

© Тихонова Е.Н.


Разделы: Начальная школа

В настоящее время я работаю над проблемой “Формирования познавательных УУД через многомерную дидактическую технологию”.

Исходя из этого, считаю целью своей деятельности: создание условий для формирования у обучающихся познавательных УУД (работа с информацией, анализ объекта, моделирование) на уроках посредством использования многомерной дидактической технологии.

Для реализации цели мною поставлены следующие задачи:

1) осмыслить теоретический и методический материал по вопросу формирования познавательных УУД на уроках и внеурочной деятельности, используя МДТ;

2) создать системы методов и приемов по формированию познавательных УУД;

3) проверить эффективность системы методов и приемов по формированию познавательных УУД.

Для того чтобы решить свои педагогические задачи, то есть сформировать познавательные УУД у детей, я решила в своей практике использовать многомерную дидактическую технологию, разработанную В.Э. Штейнбергом. Дидактическая многомерная технология (ДМТ) является новейшей педагогической технологией, удовлетворяющей требованиям современности, изучение и применение которой в образовательном процессе целесообразно и актуально в настоящее время.

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока. Она повышает качество образовательного процесса и доступность учебного материала. Устойчивые знания у детей усваиваются в результате собственных творческих поисков, в умении моделировать, составлять схемы, ассоциировать.

На уроках я применяю интеллект-карты или карты-памяти и логико-смысловые модели, которые являются дидактическими инструментами многомерной дидактической технологии.

Карта - памяти - это хороший наглядный материал, с которым легко и интересно работать, который ученику запомнить намного проще, чем страницу печатного текста в учебнике. Ребенок с помощью рисунков может отображать на бумаге свои мысли, решать творческие задачи, отрабатывать полученную информацию, совершенствовать ее, вносить изменения.

Карты памяти представляют собой образ, от которого расходятся ветвистые линии. Ветви должны быть цветными. Каждую ветвь нужно подписывать 1-2 ключевыми словами и как можно чаще использовать рисунки.

При ее построении используется не только логическая часть нашего мозга, но и та, что связана с воображением. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Рисование карт - памяти необычный вид деятельности на уроке, можно сказать, игровой, а поэтому особенно эффективный в 1-2 классах, так как у детей данной возрастной категории преобладает наглядно-образное мышление.

В 3-4 классах в образовательном процессе можно начинать использовать логико-смысловые модели (ЛСМ). Они основаны на тех же принципах, что и карты-памяти, но при построении моделей рисунки не используются. Усвоение основных понятий осуществляется через ЛСМ в результате совместной работы учителя и обучающегося. Они позволяют рационально распределить время при изучении нового материала. Знания, полученные в процессе работы с моделями, становятся глубокими и прочными.

Любой урок по изучаемой теме несет сложную и объемную информацию. Чтобы она стала доступной, мы с помощью ЛСМ преобразовываем ее, расщепляем на смысловые группы, иными словами составляем план изучаемой темы и располагаем его на координатах в определенном порядке. Вопросы учителя и ответы обучающихся анализируются и сворачиваются в конкретные ключевые слова или фразы и наносятся на координатные лучи. Обучающиеся составляют ЛСМ самостоятельно после первоначального знакомства с темой, используя учебную литературу. Работа по составлению моделей может проводиться в парах постоянного и сменного состава, в группах, где ведется обсуждение и уточнение всех деталей. Надо отметить, что ученики работают над составлением ЛСМ с огромным интересом и желанием.

Карты-памяти и логико-смысловые модели хорошо применимы на всех этапах урока. Для подготовки к уроку я использую следующую структуру урока усвоения новых знаний:

1. Организационный этап. Эмоциональный настрой.

3. Актуализация знаний.

4. Первичное усвоение новых знаний.

5. Первичная проверка понимания

6. Первичное закрепление.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Некоторые этапы уроков я хочу привести в пример.

1. Организационный этап.

Этот этап очень кратковременный, определяет весь психологический настрой урока. Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановке в классе, чтобы дети поняли, что им рады, их ждали. На этом этапе можно предложить детям составить модель настроения (рис.1).

Дети, выбрав прилагательное-настроение, закрашивают его, либо подписывают свой вариант. И напротив стрелочки дорисовывают рисунок, соответствующий настроению.

2. Постановка цели и задач урока.

Этап целеполагания включает каждого обучающегося в процесс целеполагания. На данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Наиболее эффективными приемами для моих уроков являются решение открытых задач и создание проблемной ситуации с помощью схем или моделей. На уроках не останется равнодушных детей, потому что каждому ученику предоставляю возможность высказать свое мнение и поставить учебную задачу в соответствии с его собственными способностями и намерениями. В этом мне помогает ЛСМ.

Так на уроке русского языка по теме “Изменение имен существительных по падежам” учащиеся получают задание поставить к этой теме вопросы, на которые они знаю ответ. Одновременно с объяснением “Что я знаю” дети ориентируются на ЛСМ: “Имя существительное”, которая выстраивалась постепенно из урока в урок соответственно порядку изучаемых тем. “Свернутая” информация на схеме может быть с легкостью воспроизведена учениками, так как они сами непосредственно ее составляли, структурируя основные понятия. (Рис. 2)

Ребята делают вывод, что понятие “падеж” им не известно.

3. Актуализация знаний - этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для “открытия” нового знания. На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. Рассмотрим пример из урока математики по теме “Буквенные выражения” (рис. 3).

Для ребят были предложены следующие примеры на карточках (рис. 5):

Задача детей решить выражения и соотнести их с координацией. Возникает проблема: куда отнести выражение “11 + а”. Ребята делают вывод, что необходимо начертить ещё одну линию координат.

4. Первичное усвоение новых знаний. На уроке, где при изучении нового материала используется многомерная дидактическая технология, работа является продуктивной для ученика. Так как результат её, продукт, лично создаётся учеником.

В первую очередь необходимо определить ресурсы. В обучении я предлагаю в основном следующие: учебник; справочную, энциклопедическую литературу; презентацию урока; интерактивные модели.

Ребята работают в группах с материалом учебника. Они заполнят координаты, предложенные учителем в виде плана для изучения темы. Это повышает их познавательную активность, самоконтроль. Обучающиеся видят всю тему целиком и каждый ее элемент в отдельности и соотносят понятия.

Изучая новую тему “Что такое погода” на уроке окружающего мира во 2 классе, ребята создали карту-памяти “Погода” (Рис. 6). Раскрыть полную картину этой темы помогла работа с информацией, жизненный опыт, обсуждение в группах, консультация учителя.

5. Первичная проверка понимания. На этом этапе происходит установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала. Выявление пробелов первичного осмысления изученного, неверных представлений, их коррекция.

Для осмысления работы с текстом на уроках литературного чтения я использую прием “Сюжетная цепочка”. Например, после изучения сказки А.С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке” я предлагаю ученикам элементы сюжетной цепочки, которые необходимо восстановить в правильной последовательности (рис. 7).

Последним этапом методической структуры урока является рефлексия .

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно не только в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом, но и в конце деятельности. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

На листе бумаги я предлагаю детям обвести свою ладошку (рис. 8.). Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

Большой – “что мне было интересно”.

Указательный – “что я узнал нового”.

Средний – “мне было трудно”.

Безымянный – “моё настроение”.

Мизинец – “хочу узнать”.

В конце урока мы подводим итоги, обсуждаем то, что узнали, и то, как работали, то есть каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Так ЛСМ можно использовать для решения различных дидактических задач при изучении нового материала, отработке умений и навыков, обобщении и систематизации знаний.

Технология многомерных дидактических инструментов способствует формированию целостного восприятия любой информации, значительно повышает эффективность обучения.

Для проверки динамики сформированности познавательных УУД в 3 и 4 классах была проведена диагностика.

Диаграмма 1. Процентный показатель сформированности познавательных УУД

1. Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке

2. Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем

3. Умение делать выводы

4. Анализ объектов с целью выделения существенных признаков

5. Группировка и классификация объектов

6. Установление причинно-следственных связей

7. Умение выявить аналогии на предметном материале

8. Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем

Анализируя результаты, представленные на диаграмме, хочется отметить рост показателей познавательных УУД: работа с информацией (повышение на 10%), анализ объекта (повышение на 12%), моделирование (повышение на 14%). Следовательно, можно сделать вывод о том, что применяемая мною технология даёт результат.

У ребят появился интерес к учёбе, к изучению нового. Это видно из диагностики “Школьная мотивация”, проведенной школьным педагогом-психологом.

Диаграмма 2. Школьная мотивация

Анализируя результаты диагностики, можно сделать вывод о том, что негативного отношения у учащихся к школе нет, положительное отношение к школе наблюдается у 94% обучающихся.

Качество успеваемости обучающихся

учебный год
2009/2010
2 класс
учебный год
2010/2011
3 класс
учебный год
2011/2012
4 класс
учебный год
2012/2013
1 класс
Кач-во
обучен-
ности
Кач-во
обучен-
ности
Кач-во
успева-
емости
Кач-во
обучен-
ности
Кач-во
успева-
емости
Кач-во
обучен-
ности
100% 100%

Анализируя все результаты, можно сделать вывод о том, что применяемая мной технология, создаёт условия для формирования у учащихся познавательных УУД.

Постоянное использование на уроках дидактических многомерных инструментов позволяет:

Усилить интерес учащихся к предметам;

Развивать навыки работы с дополнительной литературой;

Формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы;

Повысить качество знаний.

Исходя из результатов использования в образовательном процессе младших школьников технологии многомерных дидактических единиц, можно утверждать, что урок будет результативным, если в его основу заложено сотворчество учителя и ученика. У ребят появился интерес к учёбе, к изучению нового.

Развитие системного мышления средствами технологии многомерных дидактических инструментов.

Характерными чертами современного общества являются лавинообразное нарастание информации, увеличение роли знаний и информационных технологий, создание глобального информационного пространства.

Эти изменения в обществе обусловили новые требования к выпускникам школы: быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, обладать самостоятельностью, критически мыслить, оперировать растущими объ е мами научной информации. Вместе с тем ЕНТ и тестирование вынуждают перемещать акцент в обучении на запоминание учебного материала.

В этой ситуации остается один, но самый главный и все еще малоиспользуемый ресурс – возможности самого обучающегося, которые можно активизировать и включить в работу с помощью дидактической многомерной технологии, разработанной доктором педагогических наук Валерием Эммануиловичем Штейнбергом.

В основу технологии был положен принцип многомерности окружающего мира. Понятие «многомерность» становится ведущим в рамках данной технологии и понимается как пространственная, системная организация разнородных элементов знания.

Именно многомерная дидактическая технология позволяет преодолеть стереотип одномерности при использовании традиционных форм представления учебного материала (текст, речь, схемы и т. д.) и включить обучающихся в активную познавательную деятельность по усвоению и переработке знаний как для понимания и запоминания учебной информации, так и для развития мышления, памяти и эффективных способов интеллектуальной деятельности.

Основные идеи многомерной дидактической технологии достаточно просты: существует только одна альтернатива обучению, опирающемуся на механизмы запоминания, - это технология переработки знаний в процессе их восприятия и усвоения (вспомним педагогическую поговорку – «То, что я вывел, мне запоминать не надо»).

То есть необходимо включить мотивацию к обучению изнутри, но это возможно только в том случае, если обучающийся будет способен преодолевать познавательные барьеры непонимания учебного материала, добиваться положительных результатов в обучении и ощущать себя личностью. Добиться этого оказалось возможным с помощью новых дидактических многомерных инструментов, которые на основных этапах учебного процесса (восприятие знаний, их осмысление и фиксация, воспроизведение и применение) помогают обучающемуся выполнять самые трудные, но и самые важные элементы «выводной» технологии - анализа и синтеза знаний, благодаря чему формируется способность учащихся все более самостоятельно и более эффективно выполнять учебную деятельность.

В.Э. Штейнберг пишет, что внешне простые идеи дидактической многомерной технологии потребовали трудоемкого и длительного поиска специальных решений:

Каким образом «встроить» операции анализа и синтеза знаний в наглядные дидактические средства и убрать из процесса обучения устные пояснения и инструкции по их выполнению?

Какая графическая форма дидактических средств окажется визуально удобной для восприятия и работы с ними?

Каким образом обеспечить применение дидактических средств как в традиционном – «бумажном» - исполнении, так и в компьютерном?

Поиск пришлось вести в непривычных, далеких от традиционной педагогики областей, например, в качестве искомых графических форм новых дидактических инструментов наиболее полезным оказалось «послание» далеких предков в форме восьми лучевых знаков-символов наиболее важных событий и явлений жизни различных народов нашей Земли.

Число координат в инструментах - логико-смысловых моделях - равно восьми, что соответствует эмпирическому опыту человека (четыре основных направления: «вперед – назад – вправо - влево» и четыре промежуточных направления), а также научному опыту (четыре основных направления: «север – юг – запад – восток» и четыре промежуточных направления).

Число восемь всегда привлекало внимание людей, например: магическое колесо индейцев, символизирующее вселенную, имеет восемь сторон-направлений (четыре главных и четыре второстепенных); восьмизначность - космологическое понятие древних религиозных центров: египетского города Хемену и греческого города Гермополис (города восьми); великая игра шахматы - события игры разворачиваются по законам восьмерки: шахматное поле четырехугольное, на каждой стороне восемь клеток, общее их количестве равно шестидесяти четырем и т.д.

Разработанные в «солярной» графике дидактические многомерные инструменты содержат структурированный набор понятий по изучаемой теме в виде семантически связной системы, эффективно воспринимаемой и фиксируемой мышлением человека, так как вся конструкция обретает образно-понятийные свойства, что облегчает целостное восприятие ее правым полушарием и оперирование левым.

Благодаря тому, что новые дидактические инструменты наделены образно-понятийными свойствами, дидактическая многомерная технология позволила восстановить роль более ранней исторически и информационно более мощной первой сигнальной системы, уравнять ее в правах с тонкой аналитичной второй сигнальной системой при выполнении моделирующей деятельности, и ответить тем самым на вызов времени - повышение плотности информационных потоков, сложности их переработки и презентации как в учебной, так и в профессиональной видах деятельности.

В основу многомерной дидактической технологии положен ряд принципов:

1. Принцип многомерности (многоаспектность), целостности и системности структурной организации окружающего мира.

2. Принцип расщепления - объединения элементов в систему, в том числе: расщепление образовательного пространства на внешний и внутренний планы учебной деятельности и их объединение в систему; расщепление многомерного пространства знаний на смысловые группы и их объединение в систему; расщепление информации на понятийные и образные компоненты и их объединение в системных образах-моделях.

3. Принцип биканальности деятельности, на основе которого преодолевается одноканальность мышления, благодаря тому, что канал подачи-восприятия информации разделяется на вербальный и визуальный каналы; канал взаимодействия «учитель - ученик» - на информационный и коммуникативный каналы; канал проектирования - на прямой канал конструирования учебных моделей и обратный канал сравнительно-оценочной деятельности с использованием технологических моделей.

4. Принцип координации и полидиалога внешнего и внутреннего планов: координация содержания и формы взаимодействия внешнего и внутреннего планов деятельности; координация межполушарного вербально-образного диалога во внутреннем плане и координация межпланового диалога.

5. Принцип триадности представления (функциональной полноты) смысловых групп:

Триада «объекты мира»: природа, общество, человек;

Триада «сферы освоения мира»: наука, искусство, мораль;

Триада «базовые виды деятельности»: познание, переживание, оценка;

Триада «описание»: строение, функционирование, развитие или структура, функции, параметры.

6. Принцип универсальности, т. е. всепредметность инструментов, пригодность к использованию в различных звеньях средней школы, в общем и профессиональном образовании, на уроках разных типов, по разным предметам, в профессионально-творческой и управленческой деятельности.

7. Принцип программируемости и повторяемости основных операций, выполняемых при многомерном представлении и анализе знаний: формирование смысловых групп и «грануляция» знаний, координация и ранжирование, смысловое связывание, переформулирование.

8. Принцип аутодиалогичности, реализующийся в диалогах различного вида: внутренний межполушарный диалог взаимного переотражения информации из образной в вербальную форму, внешний диалог между мыслеобразом и его отражением во внешнем плане.

9. Принцип опорности мышления - опоры на модели эталонного или обобщённого характера по отношению к проектируемому объекту, опоры на модели при выполнении различных видов деятельности (подготовительная, обучающая, познавательная, поисковая) и т. п.

10. Принцип совместности свойств образа и модели инструментов, в соответствии с которым реализуется целостный, образно-символический характер определенного знания, что позволяет совмещать многомерное представление знаний и ориентацию деятельности.

11. Принцип совместности образного и понятийного отражения, в соответствии с которым в процессе познавательной деятельности объединяются языки обоих полушарий головного мозга (вербальное и образное "зеркала" сознания), благодаря чему повышается степень эффективности оперирования информацией и ее усвоения.

12. Принцип квазифрактальности развёртывания многомерных моделей представления знаний, основанный на повторении ограниченного числа операций.

Основой дидактической многомерной технологии являются дидактические многомерные инструменты - универсальные, наглядные, программируемые, материализованные понятийно-образные модели многомерного представления и анализа знаний. С их помощью создается логико-смысловая модель - образ-модель представления знаний на основе опорно-узловых каркасов. Опорно-узловой каркас - это вспомогательный элемент логико-смысловых моделей. Смысловой компонент знаний в логико-смысловой модели представляют ключевые слова, размещенные на каркасе и образующие связанную систему. При этом одна часть ключевых слов располагается в узлах на координатах и представляет связи и отношения между элементами того же объекта. В целом каждый элемент содержательно связанной системы ключевых слов получает точную адресацию в виде индекса «координата–узел».

Конструирование логико-смысловых моделей включает следующие процедуры:

    в центр будущей системы координат помещается объект конструирования: тема, проблемная ситуация и т.п.;

    определяется набор координат - «круг вопросов» по проектируемой теме, в число которых могут включаться такие смысловые группы, как цели и задачи изучения темы, объект и предмет изучения, содержание, способы изучения, результат и гуманитарный фон изучаемой темы, творческие задания по отдельным вопросам;

    определяется набор опорных узлов - «смысловых гранул» для каждой координаты, путем логического или интуитивного определения узловых, главных элементов содержания или ключевых факторов для решаемой проблемы;

    опорные узлы ранжируются и расставляются на координатах;

    осуществляется перекодирование информационных фрагментов для каждой гранулы, путем замены информационных блоков ключевыми словами, словосочетаниями или аббревиатурой.

После нанесения информации на каркас получается многомерная модель представления знаний.

Профессор Штейнберг В.Э. предложил базовые конструкции дидактических многомерных инструментов: координатную, матричную и координатно-матричную.

Координатная конструкция ДМИ

Матричная конструкция ДМИ

Координатно-матричная конструкция ДМИ

Логико-смысловая модель - это инструмент представления знаний на естественном языке в виде образа - модели. Логико-смысловые модели презентуют информацию в виде многомерной модели, позволяющей резко уплотнить информацию. Они предназначены для того, чтобы представлять и анализировать знания, поддерживать проектирование учебного материала, учебного процесса и учебной деятельности. Моделирование с помощью логико-смысловой модели является эффективным способом борьбы с преобладанием репродуктивного мышления учащихся.

Логико-смысловая модель играет роль опорного дидактического средства, помогающего учителю наглядно представить структуру и логику содержания занятия, логично и последовательно изложить на уроке необходимую для изучения учебную информацию при разных уровнях обучаемости учащихся, оперативно рефлексировать результаты своей деятельности - как ученик понимает, как рассуждает, как находит и оперирует нужной информацией, а также своевременно корректировать как свою деятельность, так и деятельность учащихся.

Разработка и построение логико-смысловой модели облегчают учителю подготовку к уроку, усиливают наглядность изучаемого материала, позволяют алгоритмизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, делают оперативной обратную связь.

Возможность представить большие массивы учебного материала в виде наглядной и компактной логико-смысловой модели, где логическая структура определяется содержанием и порядком расстановки координат и узлов, дает двойной результат: во-первых, высвобождается время для отработки умений и навыков учащихся, а во-вторых, постоянное использование логико-смысловой модели в процессе обучения формирует у учеников логическое представление об изученной теме, разделе или курсе в целом.

Использование логико-смысловых моделей создаёт условия для развития критического мышления учащихся, для формирования опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования, для творческого освоения нового опыта, поиска и определения учащимися собственных личностных смыслов и ценностных отношений.

И заключительный шаг означает принципиальную необходимость и возможность актуализации социально-психологической составляющей процесса обучения, организации коммуникативно-диалоговой деятельности учащихся.

Логико-смысловые модели можно использовать для решения различных дидактических задач:

    при изучении нового материала как план его изложения. Применение

логико-смысловой модели даёт возможность обучающимся с любым типом мыслительной деятельности чувствовать себя комфортно. «Левополушарные» легче воспринимают информацию частями (по осям), «правополушарным» необходимо видеть целостную картину деятельности (всю модель);

    при отработке умений и навыков. Учащиеся составляют логико-смысловую модель самостоятельно после первоначального знакомства с темой, используя учебную литературу. Работа по составлению логико-смысловой модели может проводиться в парах постоянного и сменного состава, в микрогруппах, где ведется обсуждение, уточнение и коррекция всех деталей.

    при обобщении и систематизации знаний логико-смысловая модель позволяют увидеть тему в целом, уяснить ее связь с уже изученным материалом, создать свою логику запоминания. Анализ и выбор из текста ключевых слов для составления моделей помогает школьникам готовиться к успешной сдаче ЕГЭ и ЦТ.

Педагогическая функция многомерных дидактических инструментов и других наглядных средств не только в том, чтобы раскрыть сущность изучаемого явления, установить связи между частями целого, но и в том, чтобы сформировать адекватный алгоритм действий, мышления, чтобы подвести ребят к надлежащим научным обобщениям и открытию новых знаний. Происходит инструментализация содержания деятельности и мышления, реализуется идея целостности восприятия и деятельности и разноуровневый принцип группировки свойств объекта с общей концепцией становления и развития педагогической деятельности.

Построенные логико-смысловые модели позволяют учащимся:

    воспринимать объекты как целостные образы, содержащие ключевые слова;

    легко анализировать информацию за счет удобной каркасной формы

модели;

    повысить эффективность познавательной деятельности в процессе выполнения типовых операций переработки и усвоения знаний, таких, как выделение узловых элементов, их ранжирование, систематизация, установление смысловых связей, свертывание с помощью переформулирования и т. п.;

    инициировать мышление как на достраивание недостающих фрагментов представляемого знания, так и на исключение избыточных;

    значительно облегчить сравнение различных объектов, поскольку на логико-смысловых моделях четко выделена система ключевых слов. С помощью логико-смысловых моделей учащиеся учатся логически располагать, структурировать и усваивать материал на высоком уровне обобщения и полноты, что в свою очередь ведет к качественно иному уровню образования.

При этом происходит переход от традиционного обучения к личностно-ориентированному, развивается проектно-технологическая компетентность как учителя, так и учащихся, достигается качественно иной уровень процесса преподавания и усвоения знаний.

Усиливается научно-познавательный потенциал учебного предмета:

    к описательному уровню изложения учебного материала добавляется объяснительный;

    выявляются причинно-следственные связи;

    добавляются межпредметные связи, включаемые в качестве элементов знаний в логико-смысловую модель;

    укрупняются дидактические единицы, знания интегрируются путем расширения темы, например, при изучении какого-либо объекта рассматривается его прошлое, настоящее и будущее.

Познавательная деятельность учащихся разворачивается на трех уровнях: описание изучаемого объекта, оперирование знаниями об этом объекте, порождение новых знаний о нем. Результатом урока при использовании данной технологии во всех случаях будет некий сгусток знаний по теме в виде свернутого образа, способного к разворачиванию.

В проектируемых моделях целесообразно использовать типовые координаты, например, цель; состав темы; гуманитарный фон научного знания; процесс; результат и т. п. Применение вопросов позволяет строить познавательную деятельность как поисковый процесс.

Вопросы учителя и ответы на них учащихся, развернутые и обоснованные, переформулированные в виде ключевых слов, ориентируют действия учащегося на этапе предметной, речевой, поисковой и рефлексивной деятельности, обеспечивают управление мышлением и деятельностью, гармонично обеспечивают адекватную наглядность содержания, основных этапов и форм познавательной учебной деятельности учащихся.

Такая системная наглядность (предметная, словесная, модельная) стимулирует предметную, речевую и моделирующую деятельность учащихся.

Способы и приемы построения логико-смысловых моделей, повторяющиеся независимо от темы и предмета изучения, способствуют формированию собственного познавательного опыта учащихся и его воспроизводимости в других условиях и в других сферах деятельности.

Работа по составлению и прочтению логико-смысловых моделей включает первую и вторую сигнальные системы человека, правое и левое полушария мозга, дает возможность увидеть всю тему целиком и каждый ее элемент в отдельности, позволяет сравнивать объекты и явления, устанавливать и объяснять связи, находить сферы применения; значительно повышает технологическую компетентность и педагога, и учащихся, помогает снять противоречия между возрастающими требованиями к качеству урока и недостаточной его оснащенностью дидактическими инструментами.

Интеграция многомерной дидактической технологии с информационными технологиями значительно повышает технологическую оснащенность процесса обучения и качество знаний учащихся.

Многомерная дидактическая технология - это технология самообразования и саморазвития, технология управления и индивидуализации процесса обучения.

Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью обмена опытом работы. Автор мастер-класса Маренкова Н.В. , учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №50 им. Ю.А. Гагарина» г. Курска.

Мастер-класс «Развитие системного мышления обучающихся на уроках литературы средствами технологии многомерных дидактических инструментов»

Цель мастер-класса: создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.

Форма: лекционно-практическое занятие

Структура проведения «Мастер-класса»:

  1. Презентация

Мотивирующий момент и создание проблемной ситуации;

Актуализация темы мастер-класса;

Определение проблем и перспектив в работе учителя в режиме эффективной педагогической технологии.

  1. Представление занятия

Рассказ педагога о технологии многомерных дидактических инструментов;

Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться;

Краткая характеристика результативности используемой технологии;

Вопросы педагогу по изложенному проекту.

  1. Занятие и имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися.
  1. Моделирование.

Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии;

Учитель исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею;

  1. Рефлексия

Дискуссия по результатам совместной деятельности учителя и слушателей.

Заключительное слово педагога по всем замечаниям и предложениям.

Результатом «мастер-класса» является модель занятия, которую разработал «учитель-ученик» под руководством учителя, проводившего мастер-класс, с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

Тема: «Жизнь сердца и ума»

Добрый день. Я рада вас видеть на нашем мастер-классе. В его проведении чуть позже мне поможет фокус-группа.

СЛАЙД 1.

Что вы видите на слайде? Что скрывается под названием «Жизнь ума и сердца»? Какое отношение название, координаты имеют друг к другу? На эти вопросы мы постараемся ответить в течение 15 минут.

СЛАЙД 2.

Компьютерные технологии обрушивают на учащегося все увеличивающийся объем материала, тестирование вынуждает перемещать акцент в обучении на запоминание учебного материала.

Выходом из данной ситуации может быть применение дидактической многомерной технологии, которая была разработана в 90-е гг. XX в. кандидатом технических наук, доктором педагогических наук Валерием Эммануиловичем Штейнбергом.

СЛАЙД 3.

В основу технологии был положен принцип многомерности окружающего мира.

СЛАЙД 4.

Понятие «многомерность» становится ведущим в рамках данной технологии и понимается как пространственная, системная организация разнородных элементов знания. Главная цель введения дидактической многомерной технологии - снизить трудоемкость и повысить эффективность деятельности учителя и деятельности ученика за счет использования многомерных дидактических инструментов.

Дидактическая многомерная технология позволяет преодолеть стереотип одномерности при использовании традиционных форм представления учебного материала (текст, речь, таблицы, схемы и т.д.) и включить учащихся в активную познавательную деятельность по усвоению и переработке знаний как для понимания и запоминания учебной информации, так для развития мышления, памяти и эффективных способов интеллектуальной деятельности.

Дидактическая многомерная технология дает наглядное и системное

представление знаний в компактной и универсальной форме с помощью ключевых слов, позволяет решить целый ряд важнейших задач: соединяет отдельные параграфы учебников в укрупненные темы; логически выстраивает материал, дает возможность правильно отобрать информацию; позволяет выделить причинно-следственные связи; выделяет основные термины и понятия, развивает предметную речь учащихся; вооружает ученика и учителя необходимым инструментарием; соединение вербального и визуального каналов информации приводит к резкому повышению усвояемости материала. Дидактическая многомерная технология предоставляет возможность учителю русского языка и литературы практически использовать на уроках все виды речевой деятельности, обеспечивать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении с учетом обученности, интересов и склонностей детей.

СЛАЙД 5.

Основой дидактической многомерной технологии являются дидактические многомерные инструменты - универсальные, наглядные, программируемые, материализованные понятийно-образные модели многомерного представления и анализа знаний.

С помощью дидактических многомерных инструментов создается логико-смысловая модель, с помощью которой СЛАЙДЫ 6, 7 .

СЛАЙД 8.

В качестве графической формы инструментов дидактической многомерной технологии В.Э. Штейнбергом предлагается восьмилучевой знак-символ.

Число координат в логико-смысловой модели равно восьми, что соответствует эмпирическому опыту человека (четыре основных направления: вперед, назад, вправо, влево и четыре промежуточных направления), а также научному опыту (четыре основных направления: север, юг, запад, восток и четыре промежуточных направления).

По Пифагору, восемь-символ гармонии, священное число... означает одновременно два мира-материальный и духовный...

Восьмерка символизирует пары противоположностей. Другие символические значения - любовь, совет, расположение, закон, соглашение. Восемь благородных принципов: 1) правильная вера; 2) правильная ценность; 3) правильная речь; 4) правильное поведение; 5) правильное достижение средств к жизни; 6) правильное стремление; 7) правильная оценка своих действий и восприятие мира органами чувств; 8) правильная концентрация.

Разработанные в «солярной» графике дидактические многомерные инструменты содержат структурированный набор понятий по изучаемой теме в виде семантически связной системы, эффективно воспринимаемой и фиксируемой мышлением человека.

Положительные стороны использования дидактических многомерных инструментов в том, что вербально-визуальное представление знаний поддерживает запоминание и воспроизведение информации.

Таким образом, дидактические многомерные инструменты позволяют видеть весь предмет, тему в обобщенной форме и каждую часть, каждый существенный элемент отдельно.

С помощью дидактических многомерных инструментов создается логико-смысловая модель, которая СЛАЙДЫ 7, 8 .

СЛАЙД 9.

Логико-смысловая модель - образ-модель представления знаний на основе опорно-узловых каркасов.

Опорно-узловой каркас - это вспомогательный элемент логико-смысловых моделей.

СЛАЙД 10.

Смысловой компонент знаний в логико-смысловой модели представляют ключевые слова, размещенные на каркасе и образующие связанную систему.

СЛАЙД 11.

При этом одна часть ключевых слов располагается в узлах на координатах и представляет связи и отношения между элементами того же объекта.

И сегодня я попробую применить данные технологии на нашем мастер-классе.

СЛАЙД 12.

Посмотрите на данные иллюстрации. Кого вы здесь видите?

Тонкий исследователь человеческой души, Л.Н. Толстой утверждал, что «люди как реки: у каждого - свое русло, свой исток…» А исток этот - родной дом, семья, ее традиции, уклад.

В большом доме на Поварской улице в центре Москвы живёт большая и дружная семья графа Ильи Николаевича Ростова. Сразу же можно заметить здесь атмосферу радушия, любви и доброжелательности, так как "в доме Ростовых любовный воздух". Двери открыты для всех. У Ростовых - счастливый дом! Дети чувствуют родительскую нежность и ласку! Мир, согласие и любовь – это нравственный климат в московском доме. Жизненные ценности, которые вынесли дети из родительского дома, достойны уважения – это великодушие, патриотизм, благородство, уважение, взаимопонимание и поддержка. Все дети унаследовали от родителей способность к соучастию, сопереживанию, сочувствию, милосердию. В этом доме все откровенны друг с другом: искренне веселятся и плачут, вместе переживают жизненные драмы. Семья музыкальна, артистична, в доме обожают пение и танцы. Семья Ростовых отличается добротой, душевной отзывчивостью, искренностью, готовностью прийти на помощь, чем и привлекает к себе людей. Именно в доме Ростовых вырастают патриоты, безрассудно идущие на смерть. В этом доме нет места лицемерию и ханжеству, поэтому все здесь любят друг друга, дети доверяют родителям, а те уважают их желания, мнения по различным вопросам. Ростовым свойственно располагать к себе хороших (в высоком, толстовском понимании этого слова) людей. Гостеприимность - отличительная черта этого дома: «Даже в Отрадном собиралось до 400 гостей».

СЛАЙД 13.

ИТАК, попробуем сконструировать логико-смысловые модели:

В центр будущей системы координат помещаем объект конструирования: тема, проблемная ситуация и т.п., а тема мастер-класса ДОМ (СЕМЬЯ); назовите членов семьи Ростовых.

СЛАЙД 14.

Определяем набор координат - «круг вопросов» по проектируемой теме, в число которых могут включаться такие смысловые группы, как цели и задачи изучения темы, объект и предмет изучения, содержание, способы изучения, результат и гуманитарный фон изучаемой темы, творческие задания по отдельным вопросам; В доме Ростовых главой является Илья Андреевич - московский барин, добрейший человек, боготворящий свою жену, обожающий детей, довольно-таки щедрый и доверчивый:"...редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир, особенно потому, что редко кто умел и хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройство пира..." Граф Ростов и его семья - богатые дворяне. У них есть несколько деревень и сотни крепостных... в доме на сто тысяч добра..." "...Когда родились дочери, каждой было назначено по триста душ в приданое..."

Ростова-старшая занимается воспитанием детей: гувернеры, балы, выезды в свет, молодежные вечера, пение Наташи, музыка, подготовка к учебе в университете Пети; колеблется между выбором - подводы для раненых или фамильные ценности (будущая материальная обеспеченность детей). Сын-воин - гордость матери. Ростова-старшая не переносит смерти мужа и младшего Пети.

Вера – то самое исключение, которое подтверждает правило. Её странное, холодное, эгоистическое поведение не вяжется с обстановкой в доме Ростовых. Но родители и сами чувствуют ее чужеродство: «Со старшей мы перемудрили и не любят «правильную» Веру.

Еще один член семьи - Николай Ростов. Его не отличают ни глубина ума, ни способность глубоко мыслить и переживать боль людей. Но его душа проста, честна и порядочна.

В такой дружной и доброжелательной семье выросла Наташа. Она похожа на мать и внешне, и по характеру – так же, как и мать, проявляет такую же заботливость и хозяйственность. Но есть в ней и черты отца – доброта, широта натуры, желание объединить и осчастливить всех. Очень важное качество Наташи – естественность. Она не способна играть заранее заданную роль, не зависит от мнения посторонних людей, не живет по законам света. Героиня наделена любовью к людям, талантом общения, открытостью души. Она может любить и отдаваться любви полностью, а именно в этом Толстой видел главное назначение женщины. Истоки преданности и доброты, бескорыстия и преданности он видел в семейном воспитании.

Петя – младший в семье, всеобщий любимец, по-детски наивный, добрый, честный, охваченный патриотическим чувством.

Соня – племянница, но ей уютно в этой семье, потому что её так же трепетно любят, как и других детей.

Наташа, Николай, Петя честны, искренни, откровенны друг с другом; открывают душу родителям, надеясь на полное взаимопонимание (Наташа - маме о любви к себе; Николай - отцу даже о проигрыше 43 тысяч; Петя - всем домашним о желании уйти на войну... Так какие качества характерны для Николая Ростова?

СЛАЙД 15.

Определяем набор опорных узлов - «смысловых гранул» для каждой координаты, путем логического или интуитивного определения узловых, главных элементов содержания или ключевых факторов для решаемой проблемы; Действительно, для Николая Ростова характерны … А что можно сказать о Наталье Ростовой и Соне?

СЛАЙД 16.

Опорные узлы ранжируются и расставляются на координатах,

осуществляется перекодирование информационных фрагментов

для каждой гранулы, путем замены информационных блоков ключевыми словами, словосочетаниями или аббревиатурой.

Графиня Ростова - …, Соня - …

Давайте вспомним, что почерпнули в родном доме Наташа, Петя, Вера.

СЛАЙД 17.

После нанесения информации на каркас получается многомерная модель представления знаний. Мы видим, как часто употребляет Толстой слово семья, семейство для обозначения дома Ростовых! Каким теплым светом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго всем слова! За этим словом - мир, согласие, любовь .

СЛАЙД 18.

Отсюда, из дома, эта способность Ростовых притягивать к себе людей, талант понять чужую душу, умение переживать, соучаствовать. И все это - на грани самоотречения. Ростовы не умеют чувствовать «слегка», «наполовину», они всецело отдаются чувству, завладевшему их душой. Открытость души Ростовых - это и способность жить одной жизнью с народом, разделить его участь; уходят на войну Николай и Петя, Ростовы оставляют имение под госпиталь, а подводы - для раненых. И вечер в честь Денисова, и праздник в честь героя войны Багратиона - все это действия одного нравственного порядка.

СЛАЙД 19.

Родительский дом и семья для Ростовых – исток всех нравственных ценностей и нравственных ориентиров, это начало начал.

Я хочу обратиться к коллегам, сидящим за этим столом, помочь мне сконструировать логико-смысловые модели в течение 2 минут.

СЛАЙД 20.

Несколько иная семья Болконских – служивых дворян. Всех их характеризует особая талантливость, незаурядность, одухотворенность. Каждый из них примечателен по-своему. Глава семьи, князь Николай, со всеми окружающими людьми был резок, и поэтому, не быв жестоким, он возбуждал в себе страх и почтительность. Больше всего он ценит в людях ум и деятельность. Поэтому, воспитывая свою дочь, он пытается развить в ней эти качества. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству своему сыну. И сын, и отец Болконские – разносторонние, образованные, одаренные люди, умеющие держать себя с окружающими.

Андрей – высокомерный человек, уверенный в своем превосходстве над другими, знающий, что в этой жизни у него высокое предназначение. Он понимает, что счастье в семье, в нем самом, но это счастье оказывается нелегким для Андрея. Его сестра, княжна Марья, показана нам как совершенный, абсолютно цельный психологически, физически и нравственно человеческий тип. Она живет в постоянном бессознательном ожидании семейного счастья и любви. Княжна умна, романтична, религиозна. Она покорно переносит все издевки отца, смиряется со всем, но не перестает глубоко и сильно его любить. Мария любит всех, но любит любовью, заставляющей находящихся рядом подчиняться ее ритмам и движениям и раствориться в ней. Брат и сестра Болконские унаследовали странность и глубину натуры отца, но без его властности и нетерпимости. Они проницательны, глубоко понимают людей, как и отец, но не для того чтобы их презирать, а для того, чтобы сострадать. Николеньку, сына князя Андрея, мы видим в эпилоге романа. Он ещё мал, но уже внимательно слушает рассуждения Пьера Безухова. Болконские - честные и порядочные люди, старающиеся жить в справедливости и в ладу с совестью.

Обратимся к нашей фокус-группе и послушаем, что у них получилось.

СЛАЙДЫ 21-27.

РЕФЛЕКСИЯ

Любовь, семья и отчий дом.

Все то, что мне всего дороже.

Великий смысл, наполненный добром,

Несет бессмертный гений мудрого Толстого.

ШУТИЛО Анна Александровна

учитель начальных классов ГБОУ СОШ №75

Россия, г. Санкт-Петербург

E-mail: [email protected]

Многомерная дидактическая технология В. Э. Штейнберга в начальной школе

Аннотация: в статье рассказывается о технологии многомерных единиц и ее инструментах, которые можно использовать на разных уроках, так как новые образовательные стандарты (ФГОС) предполагают формирование у учащихся определенных качеств. В результате учителю приходится осваивать новые образовательные технологии.

Ключевые слова: дидактическая многомерная технология ; дидактические многомерные инструменты; логико-смысловые модели.

«Скажи мне - и я забуду,

покажи мне - и я запомню,

дай мне действовать самому -и я научусь»

( Древнекитайская мудрость )

Наука и жизнь не стоит на месте. Сегодня в современном мире существует множество инновационных технологий, которые соответствуют социальным запросам и интересам общества. Наши одаренные дети не позволяют учителю успокоиться: заставляют искать новые пути решения дидактических задач обучения.

Оставаться «традиционным» учителем в современном, опутанном социальными сетями мире, - то же самое, что скакать на лошади, когда все остальные ездят на автомобилях; или то же,что звонить по телефонной вертушке, когда все вокруг пользуются смартфонами, слушать кассеты, когда все уже давно перешли на iPod.

Поэтому если учитель желает идти в ногу со своими учениками, то он должен войти в их мир. И это лишь одно преимущество, которое дадут ему новые технологии. С каждой новой технологией мы находим новые способы самосовершенствования, совершенствование своих знаний, своей жизни, своего мира. Учителя, принявшие те технологии, которыми пользуются их ученики, неожиданно для себя открывают новые пути представления образовательного опыта со всеми преимуществами личных образовательных пространств. Этот процесс должен быть интересным и захватывающим, и уж никак не скучным. Узнать, каково это, можно, лишь прыгнув в воду, а не любуясь озером с берега.

Ученики начальной школы отличаются огромным стремлением узнать как можно больше нового и интересного. Очевидно, что самые ценные и устойчивые знания не те, что усвоены путем механического заучивания, а те, которые добыты самостоятельно, в результате собственных творческих поисков.

Все дети очень любознательны. Поэтому учитель должен ставить перед собой цель превратить ребенка в исследователя, активного ученика процесса познания, творческую личность.

Изучив многомерную дидактическую технологию, разработанную В. Э. Штейнбергом, я поняла, что она может быть использована для решения различных дидактических задач на уроках. Эта технология направлена на повышение качества образовательного процесса и доступности учебного материала, позволяет уплотнить неструктурированное пространство знаний.

Дидактическая многомерная технология (ДМТ) –дидактическая технология полифункционального приложения, относящаяся к инструментальной дидактике и основанная на параллельном представлении информации/учебного материала как в традиционной аудио форме, так и в визуальной, специально преобразованной, концентрированной, логически удобной форме с помощью дидактических многомерных инструментов (ДМИ), реализующих логико-смысловое моделирование при выполнении обучающимися инвариантных 83 форм и видов учебной деятельности (познавательной, переживательной и оценочной; предметно-ознакомительной, вербально-логической и моделирующей); а также в подготовительной, обучающей и творческой деятельности педагога.

Многомерная дидактическая технология состоит из дидактических инструментов: интеллект-карты или карты-памяти и логико-смысловые модели.

Дидактические многомерные инструменты (ДМИ )–когнитивно-визуальные средства бинарного (двухкомпонентного)типа с иллюстративно-мнемическими и регулятивными свойствами (поддержка категоризации и экспликации, анализа и синтеза, навигации и аут диалога); смысловой компонент ДМИ реализован на основе когнитивных принципов представления информации в семантически связной форме, а логический компонент образован координатными и матричными графическими элементами, объединенными в каркас рекурсивного типа, информация на котором представлена в мультикодовой форме (понятийными, пикто граммическими, символьными и другими элементами); конкретная форма реализации ДМИ –логико-смысловые модели, навигаторы, «семантические фракталы Штейнберга», когнитивные карты и т.п.; полифункциональные ДМИ –основной инструмент дидактической многомерной технологии и

применяются также в традиционных и новых технологиях обучения, в дидактическом дизайне на основе принципа дополнительности.

В начальной школе лучше всего начинать с интеллект-карт.

Карта - памяти - это хороший наглядный материал, с которым легко и интересно работать, который ученику запомнить намного проще, чем страницу печатного текста в учебнике. Ребенок с помощью рисунков может отображать на бумаге свои мысли, решать творческие задачи, отрабатывать полученную информацию, совершенствовать ее, вносить изменения.

Карты –памяти представляют собой образ, от которого отходятся ветвистые линии. Ветви должны быть цветными. Ребята очень любят на уроках использовать цветные ручки, карандаши, фломастеры. Каждую ветвь нужно подписывать 1-2 ключевыми словами и как можно чаще использовать рисунки.

Построение интеллект-карты:

1.готовим цветные ручки, карандаши и фломастеры;

2. лист кладём горизонтально;

3. в центре страницы заглавными печатными буквами пишем и выделяем рамкой главную тему (1–2 ключевых слова);

4.от центральной темы рисуем ветки разными цветными карандашами;

5. каждую ветку подписываем 1–2 словами (основные направления);

6. на каждой ветке (не меняя цвет) рисуем веточки, подписываем их.

В интеллект-карте не только пишем слова, но и иллюстрируем их: рисунки, схемы, символы и т. д. Автор технологии подчеркивал, что строгих правил нет, как нет и неправильных карт.

Очень важно отметить, что при построении данных карт используется не только логическая часть мозга и, но и та, что связана с воображением. Благодаря работе обоих полушарий мозга,использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается. Если мы посмотрим на первый рисунок и на второй, то заметим, что интеллект карта похожа на нейрон головного мозга.

Рисование карт памяти на уроке особенно эффективно в 1-2 классах, так как это необычный вид деятельности, можно, сказать, игровой. У детей данной возрастной категории преобладает наглядно-образное мышление.

В 3-4 классе можно начинать вводить логико-смысловые модели (ЛСМ).

Логико-смысловая модель (ЛСМ) – конкретная форма реализации дидактических многомерных инструментов в виде образно-понятийных моделей, содержащих смысловой и логический компоненты, причем последний выполнен в «солярной» координатно-матричной форме рекурсивного типа для размещения понятий (или их мульти кодовых эквивалентов) и смысловых связей между ними; ЛСМ применяются для отображения изучаемых или создаваемых объектов в дидактической многомерной и других технологиях, в профессиональной деятельности и дидактическом дизайне.

Она представляет собой систему координат. В отличии от карт-памяти здесь рисунки не используются. Усвоение понятий осуществляется через совместную работу учителя и учащегося. Это позволяет рационально использовать время при изучении нового материала. Смысловой компонент знаний представляют ключевые слова, размещенные на каркасе и образующие связанную систему. При этом одна часть ключевых слов располагается в узлах на координатах и представляет связи и отношения между элементами того же объекта. В целом каждый элемент содержательно связанной системы ключевых слов получает точную адресацию в виде индекса « координата- узел».

ЛСМ играет роль опорного дидактического средства, помогающего учителю наглядно представить структуру и логику содержания занятия, логично и последовательно изложить на уроке необходимую для изучения учебную информацию при различных уровнях обучаемости учащихся, оперативно рефлексировать результаты своей деятельности- как ученик понимает, как рассуждает, как находит и оперирует нужной информацией, а также своевременно корректировать как свою деятельность, так и деятельность учащихся.

Разработка и построение ЛСМ облегчает учителю подготовку к уроку, усиливает наглядность изучаемого материала, позволяют алгоритмизировать учебно- познавательную деятельность учащихся, делают оперативной обратную связь.

Учащиеся составляют ЛСМ самостоятельно после первоначального знакомства с темой, используя учебную литературу. Работа может проводиться в парах, группах. Учащиеся работают над составлением ЛСМ с огромным интересам, желанием.

Пример ЛСМ

Методика не запрещает использовать ЛСМ и интеллект-карты при ответе у доски.

Учитель же может использовать данную технологию при изучении нового материала, отработке умений и навыков, обобщении и систематизации знаний.

Таким образом, дидактические многомерные инструменты-модели наглядны, компактны, содержат основную информацию по теме или проблеме, способствуют процессу запоминания учебного материала учащимися, формализуют его запись, дают алгоритм изучения, развивают творческое воображение. Логико-смысловые модели отражают межпредметные и внутрипредметные связи. Составление ЛСМ и для учителя, и для ученика подразумевает огромную работу с учебником и дополнительной справочной литературой по предмету. Ученики учатся мыслить логически, креативно, выходя за рамки стандарта.

Список литературы

    Дирша, О.Л. Сычевская Н.Н.Учим добывать знания// Пачатковая школа. – 2013. - №7. – С. 56-58.

    Новик, Е.А. Использование многомерной дидактической технологии/ Е.А.Новик// Пачатковая школа. – 2012. - №6. – С.16-17.

    Штейнберг, В.Э. Дидактическая многомерная технология: моногр. [Текст] / В.Э. Штейнберг. – Уфа: БИРО,1999. – 86 с.

    Штейнберг, В.Э. Конструкторско-технологическая деятельность преподавателя в современных условиях: Штейнберг В.Э. Крылья профессии – введение в технологию проектирования образовательных систем и процессов: моногр. [Текст] / В.Э. Штейнберг. – Уфа, 1999. –

214 с.

    Штейнберг В.Э. Образование – технологический рубеж инструменты, проектирование, творчество: моногр. [Текст] / В.Э. Штейнберг. – Уфа: БИРО, 1998. – 156 с.

    Штейнберг, В.Э. Самоучитель по технологии проектирования образовательных систем и процессов [Текст]/ В.Э. Штейнберг. Уфа: БИПКРО, 1996. - 60 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ: ИНТЕЛЛЕКТ КАРТЫ, ЛСМ (учащиеся 3 класса)