Про психологию. Учения и методики

Жертва режима или отца-тирана? Кем на самом деле был Павлик Морозов. Чем знаменит Павлик Морозов? Павлик Морозов: история Павлик морозов предал отца

О том, кем же всё-таки был Павлик Морозов - доносчиком или невинной жертвой, спорят до сих пор. В советское время всё было однозначно: мальчик-пионер заложил своего отца, который (как значилось в документах) «будучи председателем сельсовета, дружил с кулаками, укрывал их хозяйства от обложения...» Отца, естественно, арестовали, а честного Павлушу и его младшего брата Федю зарезали в лесу дед и дядя, опять же, кулаки.

«С предательством Павлика и «вредоносной» деятельностью его отца, Трофима Морозова , картина не совсем ясна, - говорит Анна Пастухова, председатель Екатеринбургского общества «Мемориал» . - Трофим выдавал пустые справки на продовольствие и фальшивые документы тем, кто бежал в поселения. Но вы представьте, что такое поселения в глухой тайге! Корыстно он это делал или бескорыстно, теперь неизвестно, но он всё-таки этих людей спасал.

Да и вряд ли кто-то сможет доподлинно сказать, кто именно писал донос на отца: сам Павлик, его мать своей рукой или же женщина заставила сына сделать это. Учтите: ребёнок рос в жёстко идеологизированном обществе и мог свято верить в то, что, разоблачая отца-вредителя, приносит обществу пользу. В те времена люди всерьёз считали, что так поступать правильно. Моя мама рассказывала, что одно время она всерьёз следила за бабушкой, потому что ей казалось, что бабушка занимается антисоветчиной».

Не так давно появилась версия о том, что Павлик выдал своего отца вовсе не из коммунистических убеждений, - мальчик был обижен за то, что Трофим бросил многодетную семью и ушёл к соседке-любовнице.

​«Доподлинно во всей этой истории известно лишь то, что мальчишек убили, - говорит писатель Владимир Бушин . - Могли ли пацан и его младший брат стать жертвами родственников-«зверей»? Могли. Отец Павлика бил жену, детей, а потом вообще ушёл из семьи к другой бабе. Конечно, мальчишке было больно пережить такое предательство. Может, Павлик кому-то что-то и сказал про отца, но сделал это не со зла - он просто думал, что этим защищает семью, спасает маму».

«Действительно, отец Павлика ушёл к другой женщине, - подтверждает Анна Пастухова. - И это как раз могло стать поводом к тому, чтобы мать настроила сына против отца и спровоцировала всю эту историю. Я разговаривала с двоюродной сестрой Павлика Матрёной Кулукановой . Ей было 19 лет, когда произошло убийст-во. Матрёна рассказывала, что Павлика принимали в новой семье отца, заботились о нём, жалели. А отца деревенские осуждали за то, что он бросил жену с детьми. Хотя к маме Павлика соседи относились безо всякого уважения, потому что она была неряха, не умела вести дом. А ещё Матрёна рассказала, что уже после смерти Павлика и Феди, после этого постановочного суда над дедом, бабкой и дядей, которых обвинили в убийстве детей, мать Павлика приезжала в Тавду и останавливалась в доме родственников бывшего мужа. Вы подумайте: стала бы она жить у тех, кого считала убийцами своих сыновей?»

Самые известные предатели. Инфографика: АиФ

Бедный Павлик

«Я считаю, что Павлика Морозова убил советский режим - советской пропаганде в то время нужна была символическая жертва. И лучше, чтобы это был ребёнок, потому что такая история тронула бы всех до глубины души. Бедный Павлик и стал такой жертвой, - уверен Владимир Бушин. - В Тавдинском районе, где всё произошло, всегда были негодные для земледелия почвы, топи, болота. Но после Столыпинских реформ туда приехали поселенцы и сделали этот край плодородным. Оттуда на экспорт повезли продукцию в Европу. Начались революция, Гражданская война, пришла советская власть и стала загонять людей, поднявших этот край, в колхозы. Конечно, никто не хотел отдавать нажитое. Поэтому людей нужно было запугать. Доподлинно известно, что случай с Павликом и его отцом активно использовался для борьбы с кулаками и отчуждения имущества. Логически прослеживалась и цель - разорвать семейные связи.

Советской власти нужна была провокация, аналогичная поджогу Рейхстага, который организовал Гитлер , чтобы прийти к власти в Германии, чтобы иметь возможность приступить к силовым действиям. Почему именно в таком глухом селе и почему именно Павлик? Дело в том, что в тех же краях, в Кургане, произошёл похожий случай с Колей Мяготиным . Говорили, что этого пионера-героя убили кулаки. Но оказалось, что пионеру-герою было уже 19 лет и что он нёс подсолнухи с колхозного поля, т. е. воровал государственное добро, а сторож его застрелил. Когда первый сюжет про пионера-героя, с Колей, провалился, стали отрабатывать второй - с Павликом.

Исполнители действовали быстро, но непродуманно. Когда мальчишки ушли за клюквой и пропали, их искали три дня. А потом внезапно тела появились на опушке леса - их явно подбросили. И заметьте: все говорили о Павлике как о герое, а о маленьком Феде молчали. Потому что Павлик нужен был как символ, а Федя просто попал под руку».

Павлик Морозов посмертно стал национальным героем. Его боготворили, о нём рассказывали в каждой школе страны. Сергей Эйзенштейн , вдохновлённый «подвигом» Павлика, начал снимать фильм, Сергей Михалков воспел его в стихах. А после перестройки маятник качнулся в другую сторону - писатели и публицисты наперебой начали низвергать легенду, называя 13-летнего подростка отцепредателем и крича: «Поделом ему!»

«Сегодня, когда советское время позади, когда уходит в прошлое и перестройка, надо понять и пожалеть ребёнка, - уверена Анна Пастухова. - Павлик стал двойной жертвой - пропаганды и убийц.

Мы с художником Юрием Калмыковым , когда делали выставку в музее Павлика Морозова, хотели представить все версии убийства, чтобы люди сами решили, что произошло на самом деле. Но принимать решение в этом вопросе нужно не под влиянием идеологии».

Теперь, наверное, надо объяснять молодым читателям, о ком речь. А мы с детства знали, кто такой Павлик Морозов. Все дошкольные годы моей жизни вплоть до начала Великой Отечественной войны (когда имя Павлика потеснили новые имена) он был в нашем сознании главный положительный герой, прославленный борец за советскую власть и за колхозный строй, не пожалевший родного отца, эту власть и этот строй обманывавшего.

Павлик по версии советских идеологов и подвел своего отца под справедливый суд в сентябре 1932 года.

Потом, в перестроечные времена, советскую историю стали пересматривать. И этот эпизод тоже поставили с ног на голову (или с головы на ноги?). Павлик Морозов был ославлен как "Доносчик 001".

Может быть, пора отряхнуть память от этих приговоров и понять, что же произошло в селе Герасимовка Тобольской губернии в семье председателя местного сельсовета Морозова, отца пятерых детей, из которых старшему, Павлику, сравнялось 13?

Отец был не безгрешен: и имущество, конфискованное у раскулаченных, втихую присваивал, и справки фальшивые выдавал присланным в ссылку спецпереселенцам, чтобы те могли выкарабкаться.

Знал ли об этом Павлик? Знал, как и все окружающие.

Принимал ли близко к сердцу эти "антисоветские" происки? Вряд ли: у мальчишки были основания обижаться на отца помимо всякой политики - тот из семьи ушел, жил у любовницы, пьянствовал. Воспитание детей сводил к единственной нотации - нечего ходить в школу, грамота вам не нужна! А Павлик хотел учиться.

Ну а теперь к делу. Доноса на отца Павел не писал, а просто по ходу дознания подтвердил факты, которые и так всем были известны.

Отец получил срок (посидел, поработал и вернулся досрочно с орденом за доблестный труд).

Павлик Морозов не герой и не предатель. Он жертва безумного времени. Не пора ли эту историю просто забыть?

А Павел был объявлен юным героем советской державы, не пожалевшим родного отца ради торжества колхозного строя.

Родственники ему этого не простили. Они и убили его через год. Главным убийцей был двоюродный брат, казненный за это органами уже как заклятый враг советской власти.

Много лет спустя дотошные историки попробовали привлечь членов семьи Морозовых к очередному рассмотрению дела.

Родственники отказались, и я их понимаю.

Ничего уже не поправить в этом горестном сюжете, а таких сюжетов хватало в жуткую эпоху Смуты.

Павлик Морозов не герой и не предатель. Он жертва безумного времени.

Не пора ли эту историю просто забыть?

И уж если помнить, то историю не героя и не предателя, а ребенка, невинно угробленного и безвинно прославленного. Аморально использовать его судьбу для доказательства ужасов советской эпохи. Ужасов этих хватает и без него. И, боюсь, хватит в будущем, если очередная Смута накроет нас и все человечество.

А Павлика Морозова лучше оставить в покое. Он свое отстрадал: жизнью расплатился и за пряник, и за кнут остервенелой пропаганды.

Мир его праху.

Все постсоветские годы мне трудно было сделать две вещи: легко произнести слово "совок" как приговор недоумкам, которые когда-то жили в СССР. Я там тоже была, жила, состояла. И ввернуть в контекст что-нибудь этакое: "еще один Павлик Морозов нашелся!" Не могу и не могла. По одной простой причине. Вообразите только, как на клюквенном болоте родной дед запарывает ножом двух своих внуков - тринадцатилетнего Павлика и его восьмилетнего брата Федю.

Есть классическая версия: Павлик раскулачил родного отца, сдал его ОГПУ, старик Морозов этого простить уже не смог и покончил с внуком-предателем.

В конце 80-х годов прошлого века появился еще один взгляд на трагедию Морозовых. Эту версию когда-то привез из перестроечной командировки в Герасимовку тогдашний мой коллега по "Комсомолке" Валерий Хилтунен. Почти сто страниц текста показались не совсем доказательными, как-то не звучали даже в самой смелой тогда газете на фоне генеральной страсти ниспровержения идолов.

Внимание: представьте себе подростка, на глазах которого пьяный отец не раз избивает мать, потом вообще оставляет ее с четырьмя детьми (Павлик - старший, на него сваливается все хозяйство) и уходит жить на другой конец деревни к молодой женщине. При чем тут коллективизация и героизм? Сын как-то хотел защитить мать и наказать отца, чтобы тот еще в семью вернулся, при этом не пил, не бил... Любой психолог эту семейную драму назовет классической. Подежурьте когда-нибудь на телефоне доверия для подростков, и вы такое про жестокость и насилие в семье услышите!

Позже я узнала, что в Лондоне в 1988 году вышла книга советского писателя (сейчас американского профессора) Юрия Дружникова "Доносчик 001, или Вознесение Павлика Морозова". Теперь она издана и в России, часто читается и обильно комментируется интернет-сообществом. Автор проделал огромную документально-исследовательскую работу по разоблачению мифа, подтвердил драму семьи Морозовых и предложил свою версию преступления: убийство несчастных детей совершили сотрудники ОГПУ, чтобы поднять пропагандистскую волну массового возмущения кулачеством.

Я не знаю, что за отношения были в семье Морозовых. Знаю только одно, что показания несовершеннолетнего ребенка всем нормальным законодательством не могут быть истолкованы против него самого. Болело вывихами общество на голоде, а расплатиться в общественном мнении за коллективизацию заставили совсем мальчишку.

Трагедия Павлика Морозова в том, что одна система сделала его мучеником идеи, главным пионером страны, другая система - юным доносчиком, предателем собственного отца.

Но, господа-товарищи! Факт (а не версия!) бесспорный: в 1932 году были убиты двое детей. И за это современное, свободное, демократическое общество так и не назначило виноватых. При этом так легко, как клеммы - плюс на минус, меняется осмысление прошлого. Всегда современная история служит скорее актуальной правде, чем скучной истине. Пусть историки изучают коллективизацию и пишут про село Герасимовку и про то, как совсем мальчишка был назначен героем той эпохи.

В новейшей истории ни один правозащитник, ни один верующий не ужаснулся вслух этим преступлением, совершенным кем? За что? Если даже будут более полные ответы на эти вопросы, я все равно не смогу помянуть всуе имена безвинно убиенных детей.

100 лет назад, в ноябре 1918 года, родился самый неоднозначный пионер-герой Страны Советов - Павлик Морозов. И пионером он, по некоторым данным, не был, и геройство его весьма сомнительно. После его трагической гибели советские пропагандисты пытались сделать из него символ борьбы пионеров с кулаками.
После перестройки на Павлика, наоборот, взвалили все грехи, объявили его предателем отца, семьи и всего старого уклада. Но и тот и другой мифы толком не прижились. Слишком сложной и личной была история этого мальчика.

Деревенский детектив

2 сентября 1932 года мать Павла Морозова поехала из Герасимовки в Тавду продавать теленка. В тот же день Павел взял своего младшего брата Федю и пошел с ним в лес по ягоды. Ребята собирались переночевать в лесу и вернуться на следующий день. Однако, когда 5-го числа Татьяна Морозова приехала домой, их еще не было. Напуганная Татьяна попросила земляков поискать детей в лесу. Утром 6 сентября в осиннике недалеко от Герасимовки были найдены их окровавленные трупы. Мальчики были зарезаны. Рядом с ними стояли корзины с ягодами. Павлу Морозову не исполнилось на тот момент и 14 лет, Феде было всего восемь. Обезумевшую от горя Татьяну встретила на улице ее свекровь и, усмехаясь, сказала: «Татьяна, мы тебе наделали мяса, а ты теперь его ешь!»
По горячим следам были арестованы дед, бабка и двоюродный брат мальчиков Морозовых по отцовской линии. В доме деда и бабки нашли одежду, всю выпачканную в крови. Убийцы почти не отпирались. Показательный суд над ними потряс не только Герасимовку, но и весь Советский Союз.
Дом в селе Герасимовка, в котором родился и жил Павлик Морозов

Предыстория

Зверское убийство двух детей стало кульминацией тяжелой семейной драмы и продолжением предыдущего громкого уголовного дела. За год до этого был арестован и попал под суд отец Павла - Трофим Морозов. Бывший красный командир, он после Гражданской войны стал председателем сельсовета Герасимовки. На новом посту он принялся брать взятки, за деньги выправлять справки и другие документы. В бытовом плане тоже «разложился» - постоянно избивал жену и четырех детей, потом бросил их и ушел к другой женщине, много пил и дебоширил.
Родня Трофима стояла за него стеной и дружно ненавидела его жену и детей. Отец Трофима бил внуков и сноху на глазах у всей деревни. Когда Трофима арестовали, его родители и брат решили, что во всем виноват Павел, оговоривший родного отца.
Однако, несмотря на все последующие легенды, никакого заявления на отца Павел никогда не писал. Сведения об этом появились из-за неточной формулировки следователя Елизара Шепелева, который расследовал убийство Павла и Феди Морозовых.
На самом деле в 1931 году мальчик просто выступил на суде над Трофимом, подтвердив, что тот регулярно избивал жену и детей, а также брал взятки от крестьян-кулаков. Тогда судья даже не дал ему договорить - мальчик считался малолетним и не мог давать показания. В документах по делу его отца не зафиксировано вообще никаких показаний Павла.
Суд приговорил Трофима к десяти годам заключения. Когда отца увезли на зону, для Павла начался ад. Дед, бабка и крестный отец обзывали его «куманистом» и прямо угрожали убить. Заступавшуюся за него Татьяну били смертным боем.
В августе, всего за неделю до гибели, Павел даже подал заявление в милицию об угрозах со стороны деда. Однако его никто не защитил. 3 сентября его дед Сергей и двоюродный брат Данила закончили бороньбу, взяли сельскохозяйственные ножи и отправились в осинник, где собирали ягоды Павел и Федя.

Идейная битва

Дело Павлика Морозова растиражировала советская пропаганда. Журналисты пиарили мальчика как истинного пионера, боровшегося с кулаками. Мы не знаем точно, был ли Павлик пионером, до нас дошла только одна его фотография. На ней он без пионерского галстука. Хотя нищета в Герасимовке царила такая, что галстук вполне мог быть непозволительной роскошью.
Разоблачения кулаков, якобы сделанные Павлом, его доносы в ОГПУ, его поиски крестьян, прятавших зерно, - все это позднейшая выдумка журналистов. Единственное, что мы точно знаем, - он подтвердил на суде, что отец жестоко избивал его мать и всех детей. Да суд над Морозовым и не нуждался в его свидетельстве: люди, которым за взятки Трофим оформлял поддельные справки, были арестованы, допрошены, и именно на их показаниях и основывалось все дело.
Получается, что Павлик Морозов не был ни героем, ни предателем. Он был жертвой семейного насилия и адских нравов, царивших в нищей Герасимовке. Возникают, конечно, вопросы и к местным властям. Странно, что никому и в голову не пришло как-то защитить жену и сына Морозова, свидетельствовавших против него на открытом суде. Им вполне могли бы помочь с переездом, и тогда трагедии можно было бы избежать. Например, Татьяна Морозова после гибели сыновей просто переехала в Крым и спокойно прожила в Алупке до 1983 года.
Но подлинная история мальчика из Герасимовки - цепь ошибок, преступлений и случайностей - была никому не интересна. Из Павлика Морозова принялись делать культ.
Ему ставили памятники, называли в его честь школы, улицы, парки, дома пионеров. Школьники учили биографию «пионера-героя», в которой не было почти ни слова правды. Сергей Михалков написал про «Пашу-коммуниста» стихи, их положили на музыку, и получилась песня, которую пели пионеры всей страны.

Павлик Морозов (в центре, в фуражке) с одноклассниками, слева - его двоюродный брат Данила Морозов, 1930 год
Самый знаменитый режиссер СССР Сергей Эйзенштейн принялся снимать по мотивам истории Павлика Морозова фильм «Бежин луг». Однако там он так живо изобразил погром местной церкви, устроенный крестьянами, что это шокировало даже Сталина. Незаконченный фильм приказано было уничтожить, а Эйзенштейну пришлось долго каяться, прежде чем ему разрешили искупить вину съемками «Александра Невского».
Все это время параллельно советскому культу Павлика Морозова существовал антисоветский миф о мальчике, предавшем родного отца. «Убивать детей - это ужасно, - рассуждал писатель-диссидент Виктор Некрасов. - Но доносить на отца, зная, что это приведет тоже к смерти, разве это не менее ужасно?.. [Павлик Морозов]… призывает потомков-сверстников следовать его примеру. Следите за отцами, подслушивайте, о чем они говорят, подглядывайте, что они делают, и тут же сообщайте начальству: отец враг, хватайте его!»
В эпоху перестройки этот миф восторжествовал. 13-летнего мальчика обвиняли в том, что он своим предательством довел родных до преступления. Ему ставили в вину, что после его гибели Герасимовка стала колхозом, а крепкие крестьяне-кулаки оказались разорены. На него вешали чуть не все промахи и преступления советской власти. Про восьмилетнего Федю, зарезанного вместе с Павлом, старались не вспоминать - слишком уж страшно выглядела эта смерть от руки «крепких крестьян».
Павлик Морозов вновь стал жертвой идеологии - просто раньше из него делали героя, а теперь злодея. Как и в советское время, его реальная жизнь и страшная смерть никого не интересовали. Это, наверное, самое печальное в его истории.

Павлик Морозов родился сто лет назад — 14 ноября 1918 года в деревне Тобольской губернии. Имя его стало в Советском Союзе нарицательным: пионер-герой, который на суде дал показания против родного отца, за что был жестоко убит отцовыми родственниками. В общих чертах эту историю знает, пожалуй, и сейчас каждый человек старше девяностого года рождения.

Старше девяностого — потому что во время перестройки из символа пионера-героя Павлик Морозов превратился в имя нарицательное предателя, доносчика. Мол, донес на родного отца ради туманных идеалов, вот что делает с детьми коммунистическая пропаганда. В девяностых как раз еще активно муссировались эти темы, потом стали потихоньку забывать, но мы-то помним.

На самом деле, в процессе Павлика Морозова многое осталось неясным. Факт заключается в том, что его отец Трофим Морозов, председатель сельсовета села Герасимовки, за взятки выдавал «кулакам» — зажиточным крестьянам — справки о том, что их «раскулачили», то есть, передали излишки имущества в коллективное пользование. Есть версия о том, что Павлик сам заявил на отца в следственные органы, другие указывают на то, что он не подавал заявления, но свидетельствовал на суде против отца, в третьем же варианте даже его свидетельства не были приняты во внимание суда ввиду малолетства Павлика. Так или иначе, улик против Трофима Морозова хватало и без показаний сына.

О приверженности Павлика Морозова идеалам коммунизма известно со слов его учителей. Он свято верил в идеалы Октября и пионерский отряд стал ему вторым домом. Между прочим, до того, как занять должность председателя сельсовета его отец Трофим воевал за красных в Гражданской войне, даже был командиром младшего звена. Время и нужда, однако, меняют людей.

Ясно, что на суде против отца Павлик Морозов каким-то образом выступил, публично от него отрекаясь. Дело в том, что пресловутая его речь известна в двенадцати вариантах, и ни один из них нельзя назвать полностью достоверным. Однако же, уходя от деталей, все обстоит именно так: идеалы революции для Павлика Морозова были выше, чем родной отец.

Родной отец, кстати, к тому времени сильно пил и жил с другой женщиной, особого участия в судьбе сына не принимая. Возможно, если бы Трофим Морозов был хорошим отцом, выкрика Павлика на суде не было бы. А возможно, и был бы. Об этом остается лишь гадать, у истории нет сослагательного наклонения.

А потом Павлика вместе с девятилетним братом Федей убили, когда он пошел в лес за ягодами. В убийстве принимали участие дед Павлика по отцу Сергей, бывший жандарм (работник ФСИН на пенсии, как мы бы сказали сейчас), его жена Аксинья, дядя Арсений Кулуканов и 19-летний двоюродный брат Данила. Инициатором был Арсений Кулуканов — тот самый «кулак», против которых так яростно восставал Павлик.

В разговоре со следователем мать Павлика и Феди Татьяна описала дальнейшее так:

— 6-го сентября, когда моих зарезанных детей привезли из леса, бабка Аксинья встретила меня на улице и с усмешкой сказала: «Татьяна, мы тебе наделали мяса, а ты теперь его ешь!»

Кулуканова и Данилу расстреляли, дед Сергей и бабка Аксинья умерли в тюрьме. А Павлик стал легендой, мальчиком-героем, символом коммунизма и нового времени, символом самоотречения во имя идеалов.

Это непреходящий сюжет: отречься от родной крови ради высшего блага. Так в Ветхом Завете Бог повелевает Аврааму принести в жертву родного сына Исаака, и Авраам повинуется: только в последнюю минуту Господь его останавливает. Поэтому такой сильной была история Павлика, маленького мальчика из нищей семьи, оставленного отцом и верившего только в идеалы коммунизма.

Ну, а после перестройки, как водится, с героев стали снимать сияющие нимбы. Павлик в этом вопросе был одним из самых ярких примеров: из героя он превратился в абсолютное зло, воплощение предательства, хтоническое чудовище коммунизма.

Если же рассматривать эту историю отстраненно и с мировоззренческой точки зрения, хтоническим в этой истории, уж скорее, предстает темный деревенский уклад, с его отказом от грамоты (дед пытался запрещать Павлику учиться), с его звериной жестокостью, сладковатым душком исконного родоплеменного уклада. Пионерский отряд, школа, грамота, Павлик — это, скорее, солярные элементы.

Ну, а если не рассматривать Павлика ни как нового Авраама от коммунизма, ни как воплощенное отрицание кровных уз, то, повторимся, это жестоко убитый четырнадцатилетний мальчик, который любил мать и не любил бросившего семью пьющего отца, четырнадцатилетний мальчик, горячо хотевший учиться и строить новое будущее, четырнадцатилетний мальчик, зарезанный в лесу вместе с девятилетним братом.

А с отцом его, кстати, потом все нормально было. Он проработал в лагерях три года и вернулся домой с орденом за ударный труд при строительстве Беломорско-Балтийского канала. Поселился в Тюмени. Не захотел почему-то возвращаться в родную деревню, где его отец убил его сына.

Анна Долгарева

Кто он, Павлик Морозов? В послевоенные годы вокруг его легендарной личности разгорелось множество споров. Одни видели в его лице героя, другие утверждали, что он доносчик и никакого подвига не совершал. Той информации, которая установлена достоверно, недостаточно, чтобы восстановить все детали события. Поэтому многие нюансы дописаны самими журналистами. Официальное подтверждение имеет только факт его гибели от ножа, дата рождения и смерти. Все остальные события служат поводом для дискуссий.

Официальная версия

В Советском Союзе Павел относился к сонму так называемых пионеров-героев. Родился Павлик Морозов на Урале в 1918 году. Он хорошо учился в школе и был заводилой среди сверстников свидетельствуют о том, что он прекрасно учился и был лидером в кругу своих сверстников. В Большой Советской энциклопедии есть информация, что Павел Морозов в своей деревне организовал первый пионерский отряд. Мальчик рос в многодетной семье. В раннем возрасте он лишился отца, который ушел к другой женщине, оставив детей на попечение матери. Несмотря на то, что многие заботы после ухода отца легли на плечи Павла, он проявлял огромное стремление к учебе. Об этом позже рассказывала его учительница Л. П. Исакова.

В своем юном возрасте он свято верил в коммунистические идеи. В 1930 году, согласно официальной версии, он донес на своего отца, который будучи председателем сельсовета подделывал справки кулакам о том, что их якобы раскулачили.

В результате отца Павла осудили на 10 лет. За свой героический поступок мальчик поплатился жизнью: его вместе с младшим братом зарезали в лесу, когда мальчики собирали ягоды. В расправе позже обвинили все членов семьи Морозовых. В убийстве юыли признаны виновными его собственный дед по отцу Сергей и 19-летний двоюродный брат Данила, а также бабушка Ксения (как соучастница) и крёстный отец Павла - Арсений Кулуканов, приходившийся ему дядей (в качестве деревенского кулака - как инициатор и организатор убийства). После суда Арсений Кулуканов и Данила Морозов были расстреляны, восьмидесятилетние Сергей и Ксения Морозовы умерли в тюрьме. В соучастии в убийстве был обвинён и другой дядя Павлика, Арсений Силин, однако в ходе суда он был оправдан.

Интересно, что осужденный за подделку документов отец Павлика вернулся из лагерей через три года. Он участвовал в строительстве Беломорско-балтийского канала и, отработав три года, вернулся домой с орденом за ударный труд, а затем поселился в Тюмени.

Поступок Павла Морозова советская власть расценивала как подвиг во благо народа. Он верил в светлое будущее и внес весомый вклад в построение коммунизма, за что поплатился своей жизнью. Из Павлика сделали настоящего героя, при этом скрыв некоторые сомнительные факты из его жизни. Со временем вся эта история превратилась в легенду, которая стала примером для многих соотечественников.