Про психологию. Учения и методики

Кратко о коробочке мертвые души. Образ и характеристика коробочки в поэме мертвые души гоголя сочинение

Поэма “Мертвые души” Н.В.Гоголя предлагает своим читателям окунуться в огромное разнообразие совершенно разных и непохожих друг на друга героев. Одним из самых ярких и важных персонажей является помещица Коробочка, ее образ раскрывается в третьей главе произведения.

Первая встреча главного героя поэмы, Чичикова, и Коробочки происходит совершенно случайно, когда Павел Иванович из-за непогоды теряет дорогу к Собакевичу. Чичиков приезжает в имение Коробочки, в деревню в стороне от основной дороги, и остается у нее ночевать, так и происходит их знакомство.

Она была пожилой женщиной, в потрепанной одежду, полностью посвящает свою жизнь хозяйству, которое ведет в своей усадьбе. Несмотря на то, что в ее распоряжении находится всего 80 крестьянских душ, ее имение может похвастаться хорошим состоянием: крепкие и ухоженные дома, сильные и здоровые мужики.

Живет Коробочка за счет продажи продуктов, произведенных в ее имении, например мед, пенька. Зарабатывает на этом она достаточно немало, она пытается извлечь прибыль из всего, ей хватает на безбедную жизнь, тем не менее помещица любит жаловаться на жизнь, прибедняться и занижать свой достаток. Коробочка - корыстная, алчная, скупая, так как не покормила гостя с дороги., недоверчивая и проявляет к людям излишнюю подозрительность. Тем не менее, Коробочка в своем зажиточном хозяйстве проявляет гостеприимство, когда выдает Чичикову чистую одежду, стирает грязную, отправляет девушку, чтобы почесала ему пятку и взбила подушку.

Помещица Коробочка собирает и хранит хлам, вся ее жизнь - это сплошное накопительство, в ее усадьбе царит затхлость. Также интерьер ее дома кажется Чичикову достаточно старомодным, словно он застыл где-то во времени. Настасья Петровна верит и в Бога, и в черта, иногда гадает на картах. Когда Чичиков просыпается, то видит много мух, что еще раз подчеркивает старость. О семье Коробочки известно мало, что она вдова и у нее нет детей. В процессе общения с помещицей Чичиков начинает выходить из себя, он хочет поскорее уехать из ее имения, чтобы отвязаться от нее.

Николай Васильевич Гоголь называет помещицу дубоголовой, так как после продажи мертвых душ Павлу Ивановичу она едет в город узнать истинную цену, чтобы выяснить, не была ли она обманута.

В целом, представляя собой один из наиболее ярких образов, Настасья Петровна обычная и простая помещица.

Вариант 2

Поэма представлена в виде поездки главного персонажа по России, где она показана со всеми ее тяготами и проблемами. Автор показал родной край со всеми ее тяготами, раскрыл причину тяжелого положения русского народа и с помощью сатиры изобличил изъяны существующего строя. Мы видим, как Чичиков, совершая путешествие по южным губерниям, хочет недорого скупить умерших крепостных, для того, чтобы мошенническим образом разбогатеть и не работать.

Он посещает разных помещиков, среди которых особенно выделяется Коробочка, которая является обеспеченной помещицей, готовая торговать всем, чем душа пожелает, в том числе и покойными крестьянами.

Бестолковая Настасья Петровна думает, что ей нужно будет выкапывать мертвецов из могил, и ее это не останавливает. Она намерена сделать все для того, чтобы только получить вознаграждение. Чичиков, с первой минуты, поняв характер женщины, сразу же стал с ней беседовать более свободно, чем с Маниловым. Он даже прикрикнул на нее, когда Коробочка отвлеченно его слушала. Ведь в ее мыслях вертится одно, лишь бы не отдать мертвецов дешево, а остальное совсем не беспокоило.

Коробочка - мощная барыня, она живет натуральным хозяйством, и в то же время понимает, как достаются деньги. Интеллект ее развития желает оставлять лучшего. Она может рассказать, как уберечь деревья с созревшими плодами от птиц, но для чего это нужно было делать, не может объяснить. Весь ее внешний вид говорить о том, что она не только бестолкова, но и неряшлива. К тому же она полна суевериями. Коробочка верит в гадания и всякую нечисть, которая может появиться в доме после полуночи. Да и в речи у нее проскальзывают разные слова, присущие человеку религиозному.

Весь дом ее похож на коробочку, в которой находится много старинных вещей. Когда смотришь на нее, то удивляешься, насколько Настасья Петровна жадная. Она не имеет собственных детей, и нет близких, кому можно передать все дела и имущество, и кого нужно было представить обществу. И все равно, она хочет все больше и больше капитала.

Бесполезное накопительство Коробочки почти зловеще. Она копит деньги ради них самих, не страшится даже пускать в продажу покойников – лишь бы не прогадать. Все монеты у нее разложены в разные цветастые мешочки, которые она достает их и пересчитывает каждый день. Круг интересов у нее тоже небольшой. В основном она общается только с теми людьми, с которыми она консультируется по вопросам ведения торговли.

Потихоньку Гоголь подведет нас к тому, как желание разбогатеть, составление капитала любыми средствами, бесконечная эксплуатация крестьян убивают душу помещиков. Они утрачивают облик человека. В образе же Коробочки показал новые черты капиталистического общества.

Сочинение про помещицу Коробочку

Поэма Гоголя может читаться на самых разных уровнях, автор вложил множество различных смысловых слоев в свое творение. Если смотреть на Коробочку поверхностно, то перед нами сатира на тупость и патриархальный уклад, пародия на ограниченность личности и чрезмерную практичность, героиня, удивляющая собственной простотой.

Гоголь подчеркивает простоту Коробочки в ее речи, которая полна простыми и даже примитивными выражениями и как бы наивно нага. Так без всякого стеснения могут говорить только дети или малообразованные люди. Помещица не отличается возвышенным умом, но она обладает довольно ценными практическими познаниями, эти детали тоже отмечены, к примеру, сетки, которые сохраняют фруктовые деревья.

Таким образом, Гоголь описывает фигуру приземленного народа, простого народа без романтизации. Этот народ в действительности может быть нелепым и грубым, сидеть и рассуждать куда докатится колесо, знать как выгоднее купить и продать. Этот народ нечего не представляет помимо собственного маленького мирка и не собирается оттуда выбираться, погрязнув в болоте банального и примитивного существования.

Если смотреть на Коробочку в контексте символического ряда, который предлагает автор, то эта героиня предстает своеобразной мистической фигурой, которая олицетворяет собой таких мистических героев как Баба-Яга. Поездка к Коробочке связана для Чичикова с образами гибели и загробного опыта. Перед приездом он падает в землю (образ погребения), когда просыпается – на лице сидят мухи (как на трупе) и если проследить по тексту, то Гоголь практически в каждой фразе дает подобные намеки.

Коробочка, подобно волшебной старухе из русских сказок, обитает на отшибе и связана с потусторонними силами. В таком прочтении причитания, приметы, в которые она верит (загадывать на картах, например) и детали интерьера (к примеру, карты для гадания) получают совершенно новое прочтение и становятся своеобразными атрибутами волшебницы.

Одним из основных персонажей произведения является лучший друг ключевого героя Дмитрий Нехлюдов.

Велик наш мир, а еще более велико и разнообразно поведение в нем людей. Так уж сложилось тысячелетиями, что мы рождаемся красивыми и некрасивыми – как телом, так и душой.

  • Нестеров М.В.

    Михаил Васильевич Нестеров родился в 1862 году в г. Уфе. Его учителями были великие художники (В. Г. Перов, А. К. Саврасов). Как его великие наставники, он был передвижником. Основным жанром

  • Герои произведения Буратино сочинение

    Один из главных героев сказки Алексея Толстого – папа Карло. Когда-то он работал шарманщиком, но состарился и стал немощным и больным. Карло живет один в бедной каморке. Его жилище украшает только старый холст

  • Павел Иванович Чичиков попадает к помещице Коробочке в неурочный час, сбившись с дороги, да еще и вывалявшись в грязи при падении с брички. Лошади, управляемые не совсем трезвым кучером Селифаном, буквально врезаются в забор ее дома.

    Образ Коробочки весьма интересен. Настасья Петровна Коробочка дает приют запоздалым путешественникам, так как Чичиков представляется дворянином, что производит благоприятное впечатление на вдову-помещицу. Давайте кратко рассмотрим визит Чичикова к Коробочке и краткую характеристику Коробочки.

    Характеристика помещицы Коробочки

    Крепкое и аккуратное хозяйство Коробочки находится в уединенном месте, вдали от столбовых дорог, поэтому жизнь в имении выглядит застывшей. Существенными деталями, подчеркивающими застывший мир героини и сам образ Коробочки, являются огромное количество мух и шипящие, словно змеи, настенные часы.

    Живущая в глуши помещица радушна, гостеприимна и заботлива. Она, несмотря на два часа ночи, предлагает Чичикову еду, растирание спины после падения, да еще и чесание пяток перед сном, как это раньше делалось покойному барину.

    Но Чичиков, у которого от желания спать уже слипаются глаза, будто их медом облили, с благодарностью от всего отказывается.

    Заботливость Настасьи Петровны Коробочки проявляется в том, что она дает прислуге задание – вычистить и высушить всю грязную одежду гостя. После этого Чичиков буквально проваливается в огромную пышную перину, а утром просыпается от нашествия мух, одна из которых даже умудряется залезть ему в нос.

    Чичиков поражает помещицу своим предложением о продаже мертвых крестьянских душ. Настасья Петровна теряется и не понимает всей выгоды сделанного ей предложения, ведь до этого ей приходилось торговать только медом, мукой, пенькой, птичьими перьями, но никак не мертвыми крепостными.

    Чичиков в сердцах мысленно называет ее «крепколобой» и «дубинноголовой».

    Еще некоторые детали образа помещицы Коробочки

    Образ Коробочки также раскрывается в том, что изрядно поторговавшись, вдова коллежского секретаря в конце концов соглашается на сделку и угощает Чичикова всевозможными яствами: грибами, пирогами, блинами. Блины настолько вкусные, что Павел Иванович съедает их по три сразу.

    После такого радушного приема Чичиков садится в свою бричку и уезжает с мыслями о том, что Коробочка – это прирожденный предприниматель, всеми силами старающийся любому и каждому выгодно продать свою продукцию и заработать при этом как можно больше денег. Чтобы потом аккуратно раскладывать их по мешочкам и прятать в комод. Вот каков образ Коробочки.

    Чичиков посещал и других помещиков города №, в их число вошли такие персонажи "Мертвых душ", как Ноздрев, Собакевич и Манилов . Ознакомьтесь и с их характеристиками, чтобы составить полное впечатление о

    Среди помещиков, которых посетил главный герой поэмы Гоголя Павел Иванович Чичиков в поисках своего необычного приобретения, была одна женщина.

    Образ и характеристика Коробочки в поэме «Мертвые души» позволяют представить, как жили в глубинных, спрятанных территориях России прошлого, укладе и традициях.

    Образ героини

    К помещице Коробочке Павел Иванович Чичиков попал случайно. Он сбился с пути, когда пытался посетить имение Собакевича. Ужасная непогода заставила путешественника попроситься на ночлег в незнакомом поместье. Чин женщины – коллежская секретарша. Она вдова, живущая в своем имении. Про женщину немного автобиографических сведений. Неизвестно, есть ли у нее дети, но точно, что в Москве живет сестра. К ней и едет Коробочка после отъезда Чичикова. Старая помещица содержит небольшое хозяйство: примерно 80 душ крестьян. Автор описывает хозяйку и живущих в деревне мужиков.

    Что особенного в образе героини:

    Умение экономить. Мелкая помещица раскладывает деньги по мешочкам, укладывает их в комод.

    Скрытность. Настасья Петровна не говорит о своем достатке. Она прибедняется, стараясь вызвать жалость. Но цель этого чувства – поднять цену на предлагаемый товар.

    Смелость. Помещица уверенно обращается в суд с просьбами решить ее проблемы.

    Коробочка торгует тем, чем заняты ее крестьяне: мед, перья, пенька, сало. Женщину не удивляет желание гостя купить души людей, ушедших в загробный мир. Она боится продешевить. В помещице переплелись вера и безверие. Причем два противоположных чувства связаны так крепко, что сложно определить, где грань. Она верит в Бога и в черта. Помещица после молитвы раскладывает карты.

    Хозяйство Настасьи Петровны

    Одинокая женщина хозяйничает лучше встречаемых в поэме мужчин. Описание деревушки не пугает, как у Плюшкина, не удивляет, как у Манилова. Дом господ ухожен. Он небольшой, но крепкий. Собаки лаем встречают гостей и предупреждают хозяев. Автор описывает дома крестьян:

    • избенки крепкие;
    • выстроены врассыпную;
    • постоянно ремонтируются (изветшавший тес поменян на новый);
    • крепкие ворота;
    • запасные телеги.

    Коробочка следит за своим домом и за избами крестьян. В поместье все заняты делом, нет тех, кто слоняется между домами. Помещица знает, когда точно, к какому празднику будет готово сало, пенька, мука или крупа. Несмотря на недалекий ум, кажущуюся глупость Настасья Петровна деловита и бойка, направлена на выгоду.

    Крестьяне деревни

    Чичиков с интересом рассматривает крестьян. Это крепкие живые мужики и бабы. Персонажей в деревне несколько. Каждый по-особенному дополняет образ хозяйки.

    Служанка Фетинья мастерски взбивает перины, делая их такими уютными, что гость проспал дольше обычного.

    Дворовая крестьянка отворила ночью калитку, не боясь незваных гостей. У нее хриплый голос и крепкая фигура, скрытая под армяком.

    Дворовая девчонка Пелагея показывает Чичикову дорогу назад. Она бегает босиком, отчего ноги у нее все в грязи и напоминают сапоги. Девчушка необразованная, причем для нее нет даже понимания право, лево. Она показывает руками, куда направляться бричке.

    Мертвые души

    У крестьян, которые продает Коробочка удивительные прозвища. Часть из них дополняют характеристику человека, другие просто придуманы народом. Все прозвища в памяти у хозяйки, она вздыхает и с сожалением перечисляет их гостю. Самые необычные:

    • Неуважай–Корыто;
    • Коровий кирпич;
    • Колесо Иван.

    Коробочка жалеет каждого. Искусный кузнец сгорел как уголь по пьянке. Все были славными работниками, их сложно внести в список безымянной покупки Чичикова. Мертвые души Коробочки самые живые.

    Образ персонажа

    В описании Коробочки много типичного. Автор считает, что таких женщин на Руси множество. Они не вызывают симпатии. Гоголь назвал женщину «дубинноголовой», но в ней нет отличия от чопорных образованных аристократок. Бережливость Коробочки не вызывает умиления, наоборот, в ее хозяйстве все скромно. Деньги оседают в мешочках, но не вносят в жизнь новизны. Вокруг помещицы огромное количество мух. Они олицетворяют застой в душе хозяйки, в мире вокруг нее.

    Помещицу Настасью Петровну Коробочку нельзя изменить. Она выбрала путь накопительства, не имеющего смысла. Жизнь поместья протекает в стороне от настоящих чувств и событий.

    Произведение:

    Мертвые души

    Коробочка Настасья Петровна – вдова-помещица, вторая «продавщица» мертвых душ Чичикову. Главная черта ее характера – торговая деловитость. Каждый человек для К. - это только потенциальный покупатель.

    Внутренний мир К. отражает ее хозяйство. Все в нем аккуратно и крепко: и дом, и двор. Вот только везде полно мух. Эта деталь олицетворяет застывший, остановившейся мир героини. Об этом же говорят и шипящие часы, и «устаревшие» портреты на стенах в доме К.

    Но такое «замирание» все же лучше полной вневременности мира Манилова. У К. хотя бы есть прошлое (муж и все, что связано с ним). К. обладает характером: она начинает неистово торговаться с Чичиковым, пока не вытягивает у него обещание, кроме душ, купить многое другое. Примечательно, что К. помнит всех своих умерших крестьян наизусть. Но К. туповата: позже она приедет в город, чтобы узнать цену на мертвые души, и тем самым разоблачит Чичикова. Даже местоположение села К. (в стороне от столбовой дороги, в стороне от настоящей жизни) указывает на невозможность ее исправления и возрождения. В этом она подобна Манилову и занимает в «иерархии» героев поэмы одно из самых низких мест.

    Образ помещицы Коробочки в поэме «Мертвые души»

    Третья глава поэмы посвящена образу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех "небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комода!" (или М.с Коробочкой являются в некотором роде антиподами:маниловская пошлость скрывается за высокими фазами, за рассуждениями о благе Родины, а у Коробочки духовная скудность предстаёт в своём естественном виде.Коробочка не претендует на высокую культуру: во всём её облике подчёркивается весьма незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя в отношениях с людьми.Главная цель её жизни - упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство. Чичиков неслучайно видит веё поместье следы умелого хозяйствования. Эта хоз-сть обнаруживает её внутреннее ничтожество. У неё, кроме желания преобрести и извлечь пользу нет чувств. Подтверждением является ситуация с "мёртвыми душамит". Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продаёт другие преметы своего хоз-ва. Для неё нет разницы между одушевлённым и неоудушевлённым существом. В предложении Чичикова её пугает только одно: перспектива что-то пропустить, не взять того, что можно выручить за "мёртвые души".Коробочка не собирается уступать их Чичикову по дешевке. Гоголь наградил её эпитетом "дубиноголовая".)Эти деньжонки получаются от продажи самых разнообразных продуктов нат. хоз-ва. Коробочка поняла выгоду торговли и после долгих уговоров соглашается продать такой необычный товар, как мёртвые души.

    Образ накопительницы Коробочки лишен уже тех “привлекательных” черт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип - “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые... набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов”. Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. “Крепколобая” и “дубинноголовая” Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову мертвые души. Любопытна “немая сцена”, которая возникает в этой главе. Аналогичные сцены находим почти во всех главах, показывающих заключение сделки Чичикова с очередным помещиком. Это особый художественный прием, своеобразная временная остановка действия: она позволяет с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников. В финале третьей главы Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, незначительности разницы между ней и иной аристократической дамой.

    Помещица Коробочка бережлива, “набирает понемногу деньжонок”, живет замкнуто в своем поместье, как в коробочке, и ее домовитость со временем перерастает в скопидомство. Ограниченность и тупоумие довершают характер “дубиноголовой” помещицы, относящейся с недоверием ко всему новому в жизни. Качества, присущие Коробочке, типичны не только в среде провинциального дворянства.

    Она владеет натуральным хозяйством и торгует всем, что в нем имеется: салом, птичьим пером, крепостными крестьянами. В ее доме все устроено по старинке. Она аккуратно хранит свои вещи и копит деньги, складывая их в мешочки. Все у нее идет в дело. В этой же главе автор большое внимание уделяет поведению Чичикова, акцентируя внимание на том, что Чичиков с Коробочкой ведет себя проще, развязнее, чем с Маниловым. Это явление типично для русской действительности, и, доказывая это, автор дает лирическое отступление о превращении Прометея в муху. Натура Коробочки особенно ярко раскрывается в сцене купли-продажи. Очень боится она продешевить и даже делает предположение, которого сама пугается: "вдруг мертвые и самой ей в хозяйстве пригодятся?", И снова автор подчеркивает типичность этого образа: " Иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка". Оказывается, тупость Коробочки, ее "дубинноголовость" не такое уж редкое явление.

    Введение

    §1. Принцип построения образов помещиков в поэме

    §2. Образ Коробочки

    §3. Художественная деталь как средство

    характеристики персонажа

    §4. Коробочка и Чичиков.

    Заключение

    Список использованной литературы


    Введение

    Поэма «Мертвые души» создавалась Н.В.Гоголем около 17 лет. Сюжет ее был подсказан А.С.Пушкиным. Над поэмой Гоголь начал работать осенью 1835 года, а 21 мая 1842 года «Мертвые души» появились в печати. Выход в свет гоголевской поэмы вызвал ожесточенную полемику: одни восторгались ею, другие видели в ней клевету на современную Россию и «особый мир негодяев». Над продолжением поэмы Гоголь работал до конца жизни, написав второй том (который был потом сожжен) и планируя создать том третий.

    По замыслу писателя, в поэме должна была быть изображена не только современная ему Россия со всеми ее проблемами и недостатками (крепостничество, бюрократическая система, утрата духовного начала, иллюзорность и др.), но и та основа, на которой страна могла возродиться в новой социально-экономической ситуации. Поэма «Мертвые души» должна была стать художественным поиском «живой души» - того типа человека, который мог бы стать хозяином новой России.

    В основу композиции поэмы Гоголь положил архитектонику «Божественной комедии» Данте – странствия героя в сопровождении проводника (поэта Вергилия) сначала по кругам ада, затем, через чистилище, - по сферам рая. В этом странствии лирический герой поэмы встречал души людей, отягощенные грехами (в кругах ада) и отмеченные благодатью (в раю). Поэма Данте представляла собой галерею типов людей, воплощенных в художественных образах известных персонажей мифологии и истории. Гоголь также хотел создать крупномасштабное произведение, в котором отразилось бы не только настоящее России, но и ее будущее. «…Какой огромный, оригинальный сюжет… Вся Русь явится в нем!..» - писал Гоголь Жуковскому. Но для писателя важно было изобразить не внешнюю сторону жизни России, а ее «душу» - внутреннее состояние духовности человека. Следуя за Данте, он создал галерею типов людей из разных слоев населения и сословий (помещики, чиновники, крестьяне, столичный свет), в которых в обобщенном виде отразились и психологические, и сословные, и духовные черты. Каждый из персонажей поэмы одновременно и типический, и ярко индивидуализированный персонаж – со своими особенностями поведения и речи, отношением к миру и нравственными ценностями. Мастерство Гоголя проявилось в том, что его поэма «Мертвые души» - это не просто галерея типов людей, это коллекция «душ», среди которых автор ищет живую, способную к дальнейшему развитию.

    Гоголь собирался написать произведение, состоящее из трех томов (в соответствии с архитектоникой «Божественной комедии»Данте»): «ад» России, «чистилище» и «рай» (будущее). Когда первый том был опубликован, споры, разгоревшиеся вокруг произведения, особенно негативные оценки, потрясли писателя, он уехал за границу и начал работу над вторым томом. Но работа шла очень тяжело: изменились взгляды Гоголя на жизнь, искусство, религию; он пережил духовный кризис; были разорваны дружеские связи с Белинским, в резком тоне раскритиковавшим мировоззренческую позицию писателя, высказанную в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Практически написанный второй том в минуту душевного кризиса был сожжен, затем восстановлен, а за девять дней до смерти писатель снова предал огню беловую рукопись поэмы. Третий же том так и остался только в виде идеи.

    Для Гоголя - глубоко верующего человека и оригинального писателя - самым важным была духовность человека, его нравственная основа, а не только внешние социальные обстоятельства, в которых находилась современная ему Россия. И Русь, и ее судьбу он воспринимал как сын, тяжело переживая все, что наблюдал в действительности. Выход России из духовного кризиса Гоголь видел не в экономических и социальных преобразованиях, а в возрождении нравственности, взращивании истинных ценностей, в том числе и христианских, в душах людей. Поэтому оценка, которую получило произведение в демократически настроенной критике и которая долгое время определяла восприятие первого тома романа – критическое изображение российской действительности, «ад» крепостнической России, – не исчерпывает ни замысла, ни сюжета, ни поэтики поэмы. Таким образом, возникает проблема философско-духовного содержания произведения и определения основного философского конфликта в образах «Мертвых душ».

    Целью нашей работы является анализ одного из образов поэмы с точки зрения основного философского конфликта поэмы – помещицы Коробочки.

    Основным методом исследования является литературоведческий анализ эпизода встречи Чичикова с Коробочкой. а также анализ и интерпретация художественных деталей.


    §1. Принцип построения образов помещиков в поэме

    Главной философской проблемой поэмы «Мертвые души» является проблема жизни и смерти в душе человека. На это указывает само название – «мертвые души», которое отражает не только смысл авантюры Чичикова – покупку «мертвых», т.е. существующих только на бумаге, в ревизских сказках, крестьян, - но и, в более широком, обобщенном смысле, - степень мертвенности души каждого из персонажей поэмы. Основной конфликт – жизни и смерти – локализован в области внутреннего, духовного плана. И тогда композиция первого тома поэмы разделяется на три части, которые образуют кольцевую композицию: приезд Чичикова в уездный город и общение с чиновниками – путешествие от помещика к помещику «по собственной надобности» - возвращение в город, скандал и отъезд из города. Таким образом, центральным мотивом, организующим все произведение, является мотив путешествия. странствия. Странничество как сюжетная основа произведения характерна для русской литературы и отражает идею поисков высокого смысла, истины, продолжая традицию «хождений» древнерусской литературы.

    Чичиков путешествует по российской глубинке, по уездным городам и поместьям в поисках «мертвых» душ, а сопровождающий героя автор – в поисках души «живой». Поэтому галерея помещиков, предстающих перед читателем в первом томе, является закономерной чередой человеческих типов, среди которых автор ищет того, кто способен стать настоящим хозяином новой России и возродить ее экономически, не уничтожая при этом нравственности и духовности. Последовательность, в которой предстают перед нами помещики, строится на двух основаниях: с одной стороны, степень мертвенности души (по-другому – жива ли душа человека) и греховности (не забудем про «круги ада», где души располагаются согласно тяжести их грехов); с другой – возможность возродиться, обрести жизненность, которая понимается Гоголем как духовность.

    В последовательности образов помещиков две эти линии объединяются и создают двойную структуру: каждый следующий персонаж находится в более низком «круге», степень его греха тяжелее, смерть в его душе все более заменяет жизнь, и одновременно – каждый следующий персонаж ближе к возрождению, потому что, по христианской философии, чем ниже пал человек, чем тяжелее его грех, чем больше его страдания, тем ближе он к спасению. Правильность такой интерпретации подтверждается тем, что, во-первых, каждый следующий помещик имеет все более и более подробную историю предыдущей жизни (а если у человека есть прошлое, значит, возможно и будущее), во-вторых, в отрывках из сожженного второго тома и набросков к третьему известно, что двум персонажам Гоголь готовил возрождение – негодяю Чичикову и «прорехе на человечестве» Плюшкину, т.е. тем, кто находится в первом томе на самом дне духовного «ада».

    Поэтому образ помещицы Коробочки мы будем рассматривать с нескольких позиций:

    Как соотносятся жизнь и смерть в душе персонажа?

    В чем заключается «грех» Коробочки, и почему она находится между Маниловым и Ноздревым?

    Насколько близка она к возрождению?

    §2. Образ Коробочки

    Настасья Петровна Коробочка – помещица, вдова коллежского секретаря, очень хозяйственная и бережливая пожилая женщина. Деревушка ее невелика, но все в ней исправно, хозяйство расцветает и, видно, приносит неплохой доход. Коробочка выгодно отличается от Манилова: она знает всех своих крестьян («…не вела никаких записок, ни списков, а знала почти всех наизусть»), отзывается о них как о хороших работниках («все славный народ, все работники»), сама занимается хозяйством – «вперила глаза в ключницу», «мало-помалу вся переселилась в хозяйственную жизнь» . Судя по тому, что, выспрашивая Чичикова, кто он такой, она перечисляет тех людей, с которыми постоянно общается: заседатель, торговцы, протопоп, - круг общения ее невелик и связан, главным образом, с хозяйственными делами – торговлей и уплатой государственных налогов.

    Видимо, она редко выезжает в город и не общается с соседями, потому что на вопрос о Манилове он отвечает, что такого помещика нет, и называет старинные дворянские фамилии, которые более уместны в классицистической комедии XVIII века – Бобров, Канапатьев, Плешаков, Харпакин. В этом же ряду стоит и фамилия Свиньин, которая проводит прямую параллель с комедией Фонвизина «Недоросль» (мать и дядя Митрофанушки – Свиньины).

    Поведение Коробочки, ее обращение к гостю «батюшка», стремление услужить (Чичиков назвал себя дворянином), попотчевать, устроить на ночлег как можно лучше – все это характерные черты образов провинциальных помещиков в произведениях XVIII века. Так же ведет себя и госпожа Простакова, когда узнает, что Стародум дворянин и принят при дворе.

    Коробочка, казалось бы, набожна, в ее речах постоянно встречаются присказки и выражения, характерные для верующего человека: «С нами крестная сила!», «видно, в наказание-то бог и послал его», но особой веры в ней нет. Когда Чичиков уговаривает ее продать мертвых крестьян, суля выгоду, то она соглашается и начинает «просчитывать» выгоду. Доверенным лицом Коробочки является сын протопопа, служащий в городе.