Про психологию. Учения и методики

Композиция и логика рассуждения. Логические основы создания текста-рассуждения композиционная стройность и связность

На сайтах Минобрнауки России и Рособрнадзора размещены Критерии оценивания итогового сочинения для школ, которые утверждены Рособрнадзором после одобрения Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. Утвержденные критерии позволят оценить сочинение по пяти параметрам:

  1. Соответствие теме;
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала;
  3. Композиция и логика рассуждения;
  4. Качество письменной речи;
  5. Грамотность.

Время написания сочинения – 3 часа 55 минут.

Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Согласно документу для получения оценки «зачет» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачет» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также «зачет» хотя бы по одному из критериев № 3-№ 5. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчѐт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет». Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».

Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня — по одной теме на каждое общее тематическое направление.

Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Оценивание по критериям осуществляется следующим образом:

Критерий № 1 «Соответствие теме» нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь еѐ раскрытия, например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.

Если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла, то ставится «Незачет».

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала » нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения, то ставится «Незачет».

Во всех остальных случаях выставляется «Зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть, то выпускник получит «Незачет».

Во всех остальных случаях выставляется «Зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи» нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

Если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения, ставится «Незачет».

Во всех остальных случаях выставляется «Зачет».

Критерий № 5 «Грамотность» позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Таким образом, «Незачет» за сочинение в целом можно получить в любом из следующих случаев:

  1. Если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла.
  2. Если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.
  3. Если:
  • грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть;
  • низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения;
  • грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов.

4.Если объем текста сочинения менее 250 слов.

5.Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет.

Напомним, что для выпускников 2015 года написание итогового сочинения (изложения) является обязательным этапом завершения среднего образования и рассматривается как допуск к государственной итоговой аттестации. К сдаче ЕГЭ и ГВЭ будут допускаться только выпускники, получившие «зачет».

Итоговое изложение вместо сочинения вправе писать только обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды.

По желанию итоговое сочинение (изложение) могут писать и выпускники прошлых лет (в 2015 г.), чтобы представить его результаты в вузы.

Итоговое сочинение (изложение) в этом году выпускники будут писать в среду 3 декабря 2014 года в своих школах.

Инструктивные материалы Рособрнадзора для образовательных организаций:

  • Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций , реализующих образовательные программы среднего общего образования;
  • Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения);
  • Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения);
  • Организационный и технический регламенты проведения итогового сочинения (изложения).

При проверке сочинений по критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения» в центре внимания эксперта должно быть соблюдение учеником требований макро-уровня, связанных с общей структурой работы, реализацией ее крупных частей, и требований микро-уровня, относящихся к умению логично развивать мысль от тезиса к тезису, аргументировать ее, соблюдать логические связи в тексте.

Для написания итогового сочинения ученик может выбрать разные жанры, и этим выбором будет обусловлено использование той или иной композиционной стратегии. Однако подавляющее большинство выпускников предпочитает сочинение-рассуждение, что во многом задано формулировками тем, нацеливающими на размышление над морально-этическими, нравственно-психологическими, мировоззренческими вопросами. Кроме того, композиция сочинения-рассуждения хорошо знакома учащимся. Анализ итоговых сочинений 2015/16 учебного года показал, что трехчастная структура рассуждения вполне освоена школьниками, в большей части работ легко вычленяются вступление, основная часть и заключение. В определенной степени учащимся помогает в этом опыт подготовки к сочинению в формате ЕГЭ по русскому языку и написания сочинений по литературе. Если в сочинении есть хотя бы минимальный коммуникативный замысел, то в нем присутствуют первые две части указанной триады, в сильных работах – все части: во вступлении ставится проблема, основная часть представляет собой тезисы (утверждения) и аргументы, приводимые в их доказательство, в заключении содержатся выводы, ответ на вопрос, сформулированный в начале.

Рассмотрим пример работы, удачной и интересной с точки зрения композиции.

Тема: «Мой дом – моя крепость?»

«Мой дом – моя крепость» – говорит народная мудрость. Но что подразумевается под этим? И всегда ли это так? Крепость – это надежное, защищенное место, в котором человек может укрыться от непогоды, врагов, неудач и переживаний, почувствовать себя в безопасности. Что значит для него его дом, является ли он для него крепостью?

В петербургской квартире Обломова, героя одноименного романа Гончарова, царил беспорядок; но ни сам он, ни его слуга не озаботились созданием уюта. Этот дом отражает привычки хозяина, не любящего лишних движений и усилий. Но, хотя герой и проводил в нем охотно бОльшую часть времени, по-моему, этот дом не был для него крепостью. Тем более в начале романа перед ним встает проблема переезда не по своей воле. Настоящей крепостью для Ильи Ильича был лишь тот дом, где он провел детство, в окружении всеобщей любви и заботы, где сложились его представления о сказочном изобилии, о радостях барственной праздности. С этим домом он сохранял тесную связь, только там он мог почувствовать себя совсем свободно, раскрепощенно. Этот дом снится ему, когда он ищет покоя и хочет спрятаться от тревоги (переезда и письма старосты). Этот дом он невольно хочет повторить во взрослом состоянии и находит некое ему подобие у Пшеницыной, потому что там многое происходит так, как ему нужно для покоя и отдыха.

Человек пытается обрести дом, стремится к нему. В "Тихом Доне" показана любовь Мелеховых к своему дому. Быт, налаженный матерью Петра и Григория, поддерживается их женами. Строгий взгляд на жизнь, привычка все делать своим трудом, чувство собственного достоинства восприняты сыновьями от Пантелея Прокофьевича. Традиции, вековые устои и порядок жизни, взятый у предков, придают этому дому особую прочность, надежность. С домом у героев связано представление о главных жизненных ценностях. Григорий уходит из дома на службу, на войну, уезжает из него, чтобы создать семью с Аксиньей. И все равно с радостью и душевным трепетом возвращались в итоге в свою "крепость".

Лев Николаевич Толстой в романе "Война и мир" описывает жизнь нескольких семей, на примере которых выражается авторская позиция, отношение к идеалу домашнего очага. Одна из них – семья Ростовых. Атмосфера дома, по мнению писателя, определяет подход к жизни, мнения и судьбы героев. Дом Ростовых опирается на русские традиции: сердечность и гостеприимство. Там царит мир и согласие, искренность и доверие, уважение и взаимопонимание. Николай, Петя и Наташа чувствуют себя как в крепости, защищенными от всех бед и невзгод. Крепость в данном случае – это не защита от врагов, им не надо ни от кого защищаться, но это такое место, где можно быть искренним и не бояться этого. Они унаследовали от родителей способность к соучастию и сопереживанию, честность и чувство достоинства. Доброта и открытость Ростовых распространяется не только на членов своей семьи, но и на окружающих людей. Андрей Болконский, оказавшись в Отрадном, был поражен укладом семьи, естественностью и жизнерадостностью Наташи. Впечатленный, он сам заражается постепенно этим желание жить с радостью.

Я думаю, что дом – это самое важное в нашей жизни. Настоящий дом должен ощущаться человеком как его крепость. Он должен быть таким, но происходит это не всегда. Крепостью для человека дом является тогда, когда он чувствует себя в нем спокойно, беззаботно и защищенно, как Илья Ильич – в родной Обломовке. Когда в нем сосредоточено и сохранено все главное, что человек считает наиболее ценным в жизни, и это дает ему неизменную опору в любых жизненных невзгодах, как Григорию Мелехову. Дом будет крепостью только тогда, когда в нем царит любовь и взаимопонимание между близкими, и это делает сильнее душой всех членов семьи. Если дом дает нам поддержка в жизни, является верной опорой, такой дом - наша крепость.

Вступление начинается с цитирования пословицы и таким образом актуализируется констатирующая часть темы («Мой дом – моя крепость »). Затем выпускник формулирует вопросы, позволяющие вычленить заданный в теме ракурс анализа («И всегда ли это так?»), и приводит толкование слова «крепость» – ключевого слова темы. Вступление завершается формулировкой проблемы. Такое построение вступления соответствует канону и создает предпосылки для написания логичной, стройной работы.

В основной части на первом месте оказываются тексты литературных произведений, на примере которых автор сочинения рассматривает разные грани проблемы и делает свои выводы. Такой способ построения рассуждения, ориентированный на несколько (более двух) литературных примеров и свидетельствующий о начитанности выпускника, прежде всего реализует принцип текстоцентричности сочинения. Он характерен для работ мотивированных выпускников с выраженной филологической направленностью интересов.

Заключение выполняет функцию развернутого обобщения. В данном случае оно включает в себя выводы по каждому аргументу и стягивает их в единый итог – ответ обучающегося на вопрос проблемы, сформулированный в конце вступления. Заключение несколько превосходит вступление по объему, что в приведенной работе совершенно оправданно и успешно реализовано. Однако в ряде случаев заключение, требующее глубоких обобщений, может оказаться более уязвимым, чем другие части сочинения, именно с точки зрения полноты охвата материала и далеко не всегда бывает удачным даже в хороших работах.

Более типичными являются сочинения, в которых на первый план выведено собственное рассуждение ученика, подкрепляемое обращением к литературному материалу, а не вырастающее из литературных примеров, как в предыдущем примере. В таких работах гармонично сочетаются требования метапредметности и текстоцентричности сочинения. В общем виде традиционная композиционная схема может быть описана так:

· вступление – несколько обобщающих фраз по теме сочинения на основе ключевого слова, изящный поворот к существу темы (ее вопросительной части) через вопрос, цитату, апелляцию к своему эмоциональному восприятию или личному опыту; возможно также указание на современность, актуальность, всеобщую значимость темы;

· основная часть – собственное размышление выпускника по сути темы и подкрепляющий его литературный аргумент, чаще два (попутно отметим, что далеко не всегда обращение к тексту литературного произведения может быть признано аргументом, даже если оно расположено в тексте работы в соответствии с требованиями композиции);

· заключение обычно бывает немногословным и по смыслу перекликается с темой сочинения и вступлением, обобщает сказанное в основной части.

Применение этой схемы на практике приводит к разным результатам.

С одной стороны, в соответствии с ней построены многие работы, свидетельствующие об умении ученика самостоятельно мыслить и аргументировать свои суждения. Опишем одну из таких работ и приведем наиболее показательные цитаты из нее.

Критерий №3 «Композиция»
«Композиция и логика рассуждения »
Данный критерий нацеливает на проверку умения
Выпускник аргументирует высказанные мысли,

  • стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет » ставится при условии, если
  • грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного
  • или отсутствует тезисно-доказательная часть
(во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Ниже приведены фрагменты сочинений, интересные для комментария с точки зрения их композиции и логики выстраивания рассуждения на предложенную тему.

Фрагмент № 8

Комментарий эксперта к сочинению ( Фрагмент №8 ).

Купюры, сделанные в сочинении, не мешают увидеть его
  • целостность, стройность композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение тесно связаны между собой.
  • Следует отметить безукоризненную логику рассуждений , связанных общей идеей и опирающихся при этом на несколько художественных произведений.
  • Мысль ученика последовательно развивается от текста к тексту с наращиванием дополнительных личностных смыслов.
  • Выпускник не только логично выстроил рассуждение на предложенную тему, но также показал умение ее конкретизировать в соответствии с собственным замыслом (ситуация выбора и вопрос дружбы) и при этом не отклониться от темы .
Закономерно, что хороший уровень обученности выпускника проявился не только в достоинствах работы по критерию «Композиция и логика рассуждения».
Автор сочинения продемонстрировал также прекрасную речевую культуру, начитанность, сформированность таких читательских навыков, как способность заинтересованно размышлять над самостоятельно прочитанными произведениями и сопоставлять их в заданном ракурсе.

Фрагмент №8

« На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература? ».
На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература? Литература помогает людям ответить на множество жизненных вопросов. Одни ищут в произведениях ответы на вопросы межличностных отношений, другие находят в литературе решение сложных ситуаций. А некоторые уходят в мир фантастики, чтобы найти ответы на, порой, даже несуществующие вопросы.

Я выделю два главных: вопрос выбора и вопрос дружбы. Проблема выбора стоит перед человеком всю жизнь. И главное в каждой ситуации сделать правильный выбор.

В повести Василия Быкова «Сотников» перед Рыбаком в самом начале встает выбор: спасать от погибели слабого, больного, раненого Сотникова или, пожертвовав им, спастись самому. И Рыбак, подумав, решает спасти товарища. Позже проблема выбора встает перед Демчихой. Укрыть у себя дома Сотникова и Рыбака, тем самым подвергнув себя и своих детей опасности, или прогнать их?

И снова Рыбак встает перед выбором. Пойти на службу к палицаям и сохранить себе жизнь или умереть? И малодушный Рыбак приходит на службу к палицаям, думая, что он сможет сбежать. Но ему дают задание: выбить табурет из-под ног приговоренного к смерти Сотникова. И сделав это, Рыбак становится палачом для своего друга, которого он не так давно спасал от этих же полицаев. В данном произведении показан пример «псевдодружбы». А что же такое настоящая дружба?

Другие люди, другая ситуация. В повести Бориса Васильева «Завтра была война» после самоубийства Вики, доведенной до отчаяния требованием отказаться от отца – «врага народы», Искра с друзьями хоронит ее и говорит о ней, как о настоящей комсомолке, верном и преданном товарище. Искра не покинула свою подругу, она была с ней до конца… Но всегда ли дружба проверяется смертью? Андрей Платонов в своем рассказе «В прекрасном яростном мире» повествует о настоящей дружбе и товариществе. После ряда событий машинист Мальцев ослеп и на место машиниста поставили его помощника. Но машинист не может жить без своей работы и помощник, рискуя своим положением и работой, ставит на свое место Мальцева и разрешает ему управлять поездом. На такой поступок способны только настоящие друзья.

Итак, подведем итог. Литература может ответить на многие жизненные вопросы, но для того, чтобы получить на них ответы, иногда приходится читать между строк.
Фрагмент №9

Комментарий эксперта к сочинению ( Фрагмент №9 ).

  • Сочинение в целом выстроено логично и заслуживает оценки «зачет» по критерию №3.
В первом абзаце высказаны тезисы общего характера. Второй и третий абзацы посвящены анализу конкретных примеров из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Заключительный абзац содержит вывод, соответствующий вопросу темы.
  • Вместе с тем примеры, приведенные учеником, не могут считаться полноценными аргументами для его суждений , поскольку основаны на превратном толковании смысла образов Бориса Друбецкого и Пети Ростова.
Ученик не чувствует авторской позиции , не задумывается о ней, подменяя ее собственным примитивным пониманием . Суждения ученика очень поверхностны, отличаются прагматичностью и свидетельствуют о смещении нравственных оценок.
Фрагмент №9
« Мечта уводит от жизни или ведет по жизненному пути
Мечта уводит от жизни или ведет по жизненному пути? Мечтают все. Дети, как только начинают разговаривать, мыслить хотят изменить что-то, представляют свое будущее, кем они будут работать, что будут делать. С одной стороны, мечта помогает человеку избрать конкретные жизненные цели, с другой стороны, вынуждает совершать поступки, которые могут погубить его. Здесь важна та самая тонкая грань, возникающая между мечтой выполнимой и невыполнимой. Во втором случае, она уводит человека от реальной жизни.

… Приведу пример из произведения Л.Н. Толстого «Война и мир». В нем показано, как мечта может вести человека по жизненному пути или погубить героя. Например, Борис Друбецкой мечтал о богатстве, влиятельности. Стоило ему лишь начать служить в штабе Кутузова, он обзавелся полезными знакомствами и уже по-другому воспринимался светским обществом. Так Борис добился влияния в определенных кругах. Он смог разбогатеть, женившись по расчету на Жюли Карагиной. Соответственно, его статус в Петербурге повысился. Таким образом, действительно, при практической деятельности и желании добиться конкретных целей, мечта ведет человека по жизненному пути.

Также в этом произведении Льва Николаевича есть пример того, как мечта погубила человека. Петя Ростов хотел всегда быть в центре событий. Он мечтал стать героем. Младший сын Ростовых участвовал в партизанской войне, не послушал командира отряда, поехал туда, где была стрельба, был убит. Очень жаль мальчика, хотевшего стать героем. Это была его мечта, она же и погубила Петю.

Действительно, все мы витаем в облаках, представляем свое будущее. Кого-то мечты приводят к новым высотам, как Бориса Друбецкого, кого-то уводят от жизни, как Илью Обломова, а кого-то губят, как Петю Ростова. Каждый человек должен осознавать тонкую грань между мечтой направляющей, помогающей и уничтожающей. Нужно стремиться к чему-то реальному и действовать, чтобы осуществить задуманное, но не стоит совершать глупые поступки, которые могут погубить. Не зря же говорят про некоторых людей, что они замечтались.
Фрагмент №10

Рассуждение Рассуждение – это речевая форма (функциональносмысловой тип речи), элементы которой организованы на основе разного рода логических отношений: обусловленности, противопоставления, сопоставления и т. п. В структуре рассуждения выделяют три части: тезис, доказательство и вывод. В классической русской риторике (М. В. Ломоносов «Краткое руководство к красноречию…» ; Н. Ф. Кошанский «Общая риторика») речь-рассуждение называлась хрия. Этот вид речи имел четкую структуру.

Приступ В приступе «похвален или описан быть должен тот, кто речь сказал или дело сделал, что соединяется с темой хрии» . (М. В. Ломоносов) Пример: Изречение это («Корень учения горек, но плод сладок»), вошедшее в пословицу, принадлежит Исократу, который много потрудился на пользу науки и образования и сказанное проверил собственным опытом.

Парафразис Парафразис, или экспозиция, - «изъяснение темы через распространение» (М. В. Ломоносова) Пример: Мысль Исократа выражена образно. Он сравнивает учение с плодовым деревом, разумея под корнем начало учения, а под плодами приобретенное знание или искусство. Итак, кто стремится к знанию, должен, по словам Исократа, перенести горечь труда и тягость утомления; превозмогши все это, он приобретает желанные выгоды и преимущества.

Причина В этой части «присовокупляется достаточная для доказательства тезиса причина» . (М. В. Ломоносов) Причин может указываться несколько. Пример: Причины 1. Корень, то есть начало учения, сопряжено с некоторыми неприятностями, потому что: 1) способности начинающего еще не развернулись; воля еще бессильна, чтобы останавливать внимание на данном предмете до тех пор, пока он будет схвачен и усвоен; 2) учащийся имеет дело с элементами науки, которые состоят из мелочей, часто не имеющих приложения к его текущей жизни; 3) учащийся не понимает пользы элементарных сведений.

Причина Переход Кто превозможет эти ничтожные неприятности, тот убедиться, что Причины 2. последствия учения приятны, ибо 1) знания сами по себе доставляют человеку, владеющему ими, высокое наслаждение: просветляют его взгляд на мир, расширяют кругозор, ставят его в надлежащее отношение к людям, государству, обществу; 2) доставляют ему материальные выгоды и преимущества в обществе и государстве.

Противное «…Что предложенному в теме противно» М. В. Ломоносов (Если это не так, то…; Если нет, то…) Пример: Кто не хочет подвергаться ограничениям, у кого не хватит терпения преодолеть трудности учения, без которых невозможно приобрести образование и достигнуть прочных знаний, тот не смеет рассчитывать и на преимущества и выгоды, достающиеся учености, искусству и образованию в награду за труд.

Подобие Подобие – сходство, которым «изъясняется и подтверждается тема» . Пример: Посмотрите на земледельца: сколько упорного труда и усилий тратит он на получение со своего поля урожая! И чем тяжелее его труд, тем с большим удовольствием и радостью собирает он плоды; чем заботливее возделывает он свое поле, тем обильнее будет урожай. Тем же самым условиям подвержены и выгоды образования. Они приобретаются лишь после того, когда сознание приводится к убеждению, что честным трудом и неусыпным прилежанием побеждены все повстречавшиеся препятствия.

Пример Пример – конкретный факт из истории или литературы, подтверждающий тезис. Пример: Примеров из того, какими последствиями увенчиваются прилежные, добросовестные занятия, в истории находим много. Вот косноязычный, безвестный грек Демосфен, учением приобретший высокий дар ораторского искусства и бессмертную славу; а вот и наш преобразователь Великий Петр, предварительно сам прошедший ту дорогу, по которой потом повел своих подданных!

Свидетельство «…Мнение или учение древних Авторов» . (М. В. Ломоносов) Пример: То же самое, что Исократ, говорит и Гесиод, утверждая, что дорога к добродетели вначале крута, но, когда достигнешь вершины, идти по ней приятно. «Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни» . (А. С. Пушкин)

Заключение «…Краткое увещевательное заключение всего слова» . (Ломоносов М. В.) Пример: Отсюда вывод один. Мы обладаем великими средствами к духовному развитию; одним из этих средств является наука. «С умом ведь все люди - Гераклиты» , - сказал Карамзин. Обязанность каждого – использовать данные ему силы и способности на пользу просвещения и последовать призыву философа и ученого Ломоносова, который 150 лет тому назад сказал вдохновенными стихами современному ему юношеству: «Дерзайте…раченьем вашим показать, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать!»

Структура рассуждения В рассуждении обязательно предъявляется основная мысль, требующая доказательства (тезис). В тексте итогового сочинения тезисом будет ответ на вопрос, заданный в теме сочинения. Ответ на вопрос необходимо четко сформулировать. Он может прозвучать в начале сочинения. Ответ может прозвучать и в выводе, но пишущий должен этот ответ четко знать с самого начала и постепенно готовить читателя своего сочинения к его пониманию.

Формулирование тезиса Чтобы успешно ответить на вопрос, необходимо научиться понимать его смысл, понимать, о чем нас спрашивают и что именно нам об этом предмете говорят, что утверждают, что нам предстоит доказывать или опровергать (работаем с составом сказуемого). Именно к тому, что заявлено в составе сказуемого, и нужно подбирать доказательства. В рассуждении все слова тезиса должны быть понятны. Разное понимание значения одного слова может привести к бессмысленному спору, поэтому полезно провести понятийную обработку ключевых слов (она может стать вступлением к сочинению). Понятийная обработка ключевых слов помогает выделить те составляющие мысли (части, виды, свойства, причины), с которыми предстоит дальше работать.

Вспомогательные тезисы Многие проблемные вопросы звучат так, что трудно сформулировать ответ одним тезисом. Тогда мы говорим о вспомогательных тезисах, которые предстоит доказывать. Можно определить вспомогательные тезисы (называть возможные причины, виды чего-либо и т. д.) и их обосновывать. Число вспомогательных тезисов (доводов) может быть разным. Все зависит от глубины понимания проблемы отвечающим. Лучше использовать два-три. В таких случаях полезно использовать для работы вариант ответа, который строится по схеме «с одной стороны – с другой стороны» .

Доводы-доказательства От тезиса полезно задать вопросы: «Почему этот тезис справедлив? » , «Почему это так? » , «Почему это происходит? » , «По какой причине? » , «Зачем? » Ответы на эти вопросы могут стать доводами в сочинении. В доводах обосновываются причины справедливости тезиса. Доводы – это собственные рассуждения пишущего о верности тезиса.

Пример-иллюстрация Каждый довод подтверждается примерами из художественного произведения. Примеры обязательно обосновываются, то есть используемые произведения, их фрагменты анализируются. Работа с аргументами из литературного произведения должна опираться на понимание авторской позиции, основной идеи произведения. Недопустимо формальное использование произведений литературы.

Тезис (вспомогательный тезис) Почему это правильно (во-первых)? Примериллюстрация 1 Почему это правильно (вовторых)? Примериллюстрация 2 Почему это правильно (втретьих)? Примериллюстрация 3

«Что важнее: любить или быть любимым? » Ответьте на вопрос. Ваш ответ будет тезисом сочинения. Дайте понятийную обработку ключевых слов. Ответьте на вопросы: «Почему важнее быть любимым? » и «Почему важнее любить? » Продумайте возможность использования в вашем сочинении приема «с одной стороны – с другой стороны» . Решите, какая точка зрения вам ближе. Сочинение удобнее начинать с рассуждения о той позиции, с которой вы согласны в меньшей степени. О ней следует писать кратко. Затем необходимо доказывать точку зрения, с которой вы согласны, этой позиции необходимо уделить большее внимание, доказать, что она очень значима. Об этом же нужно упомянуть в выводе.

«Что важнее: любить или быть любимым? » Продумайте ваши доводы (ваши рассуждения) в защиту каждой позиции: «важнее быть любимым» , «важнее любить» . Постарайтесь подобрать к каждой позиции хотя бы по два довода (можно по одному). Сформулируйте свои мысли как связные высказывания. Подберите примеры из художественных произведений, подтверждающие ваши доводы. Обоснуйте каждый пример. Объясните, как пример, используемый вами, доказывает ваш довод. Продумайте вывод.

Любить важнее, чем быть любимым Любовь развивает душевные качества человека, делает его более зрелым Любовь заставляет поновому смотреть на мир, побуждает человека к творчеству Пример-иллюстрация 1 Пример-иллюстрация 2 Пример-иллюстрация 3

Алгоритм деятельности при написании итогового сочинения. Чтение вопроса и определение того, о чем предстоит рассуждать в ответе (предмет речи) и что именно необходимо доказывать (работа с ключевыми словами состава сказуемого). Формулировка ответа на вопрос (тезиса сочинения). Осмысление ключевых понятий тезиса (понятийная обработка). Определение доводов, подтверждающих справедливость высказывания (работа с вопросами «Почему этот тезис справедлив? » , «Почему это так? » , «Почему это происходит? » , «По какой причине? ») Обоснование доводов. Подбор доказательств (примеров из художественных произведений, подтверждающих высказанные положения). Обоснование примеров. Продумывание вывода, объединяющего все сказанное.

Вопросы и задания Прочитайте вопрос, дайте понятийную обработку ключевых слов. Сформулируйте вопрос понятными вам словами. Ответьте на вопрос. Определите, что вы будете доказывать. Обоснуйте своими словами, почему ваше высказывание правильно, справедливо. Подберите примеры из художественных произведений, подтверждающие ваши доводы. Обоснуйте каждый пример. Объясните, как пример, используемый вами, доказывает ваш довод. Продумайте вывод.

Выделение ключевых слов, их понятийная обработка Какие семейные ценности необходимы людям? Семья – это родные другу люди, это общность интересов, это чувство понимания, это дом, дети, любовь. Семейные ценности – это то, что передается из поколения в поколение, это устоявшиеся традиции, правила поведения, отношение к жизни. Семейные ценности объединяют людей, делают их близкими по духу.

Доводы-аргументы Необходимо перечислить виды семейных ценностей и охарактеризовать их. Любовь Забота о близких Семейные традиции

Доводы-аргументы Основная семейная ценность – это любовь. Семья не может быть счастливой без любви, потому что любовь – главное, что скрепляет отношения. Любовь родителей друг к другу, любовь родителей к детям и детей к родителям – основа жизни любой семьи. Очень важно, чтобы в семье люди заботились друг о друге и поддерживали друга. Взаимная поддержка помогает преодолеть любые жизненные испытания. Когда человеку трудно, для него значимо, чтобы рядом были те, кто верит в него. Но у каждого человека есть потребность самому заботиться о других, и семья дает ему такую возможность.

Доводы-аргументы Дом с его традициями, когда он полон родных и любимых людей, дает возможность человеку чувствовать, что он не одинок, что он счастлив своей любовью и своей уверенностью, что нужен другим. Такая уверенность дает силы жить и радоваться жизни.

Модель «противопоставление» На следующем этапе работы разумно использовать смысловую модель «противопоставление» и сравнивать разные семейные ценности. Однако семьи бывают разные и семейные ценности тоже. Хорошо, если основой жизни семьи оказываются общечеловеческие нравственные ценности. Но есть семьи, в которых нет любви, доверия, уважения, в которых мелкие материальные интересы оказываются важнее всего. Самое печальное, что такие семейные ценности влияют на формирование жизненных убеждений детей.

Модель «следствие» Смысловую модель «следствие» используем в конце рассуждения, делая вывод. Мы убедились, что семейные ценности влияют на формирование характера человека, определяют его жизненный путь. Еще А. С. Пушкин говорил, что именно «любовь к родному пепелищу» и «любовь к отеческим гробам» определяют «самостоянье человека» , являются залогом его величия. Именно поэтому так важно, чтобы семейными ценностями стали ценности, основанные на нравственных законах.

Возможные варианты вступления: Понятийная обработка ключевых слов, определение их значения (смысловая модель «имя»). Ответ на вопрос и его обоснование. Анализ (краткое перечисление) разных точек зрения на проблему. Анализ поднимаемой проблемы в контексте эпохи, рассуждения об ее актуальности. Спор с мнимым оппонентом, рассуждения «от противного» . Ассоциативное вступлений (рассказ об ассоциациях, которые вызывает данная тема).

Возможные варианты заключения: Заключение должно быть связано с основной проблемой и соответствовать вступлению. 1. Общий вывод. 2. Ответ на вопрос, поставленный во вступлении. 3. Следствие. Рассуждение о том, какие последствия может иметь понимание или непонимание проблемы для автора сочинения, для человечества. 4. Расширение проблемы. Новый вопрос. 5. Открытый финал. Можно сочетать различные варианты заключений.

Малая родина Семья (детство, семейные традиции, семейные ценности, отношения с родителями) Земля – наш общий дом ДОМ

Дорога в русской языковой картине мира. Странничество. Воля. Жизненный путь человека (ориентиры, выбор, испытания, верность выбранному пути, потери и приобретения) путь

Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому из которых выставляется оценка «зачёт» или «незачёт». Чтобы получить «зачёт» по сочинению, надо получить «зачёт» по первому и еще хотя бы двум критериям. При трёх и более незачётах или незачёте по первому критерию («соответствие теме») сочинение в целом оценивается «незачётом» и подлежит пересдаче (в феврале и в мае будут назначены пересдачи).
1 Соответствие теме
Этот критерий самый важный: если по нему ставится «незачет», сочинение сразу оценивается так же.
Под соответствием теме понимается следующее: выпускник должен понять формулировку темы и написать свои рассуждения именно по той проблеме, которая в формулировке предложена.
Наиболее частые ошибки связаны с невнимательностью (не говоря о слабом владении русским языком, вследствие чего учащийся мог просто не понять написанное) или с торопливостью.
В первом случае выпускник не обращает внимания на формулировку темы, ограничившись осознанием лишь отдельных слов. Например, тема «Устарело ли понятие чести?» воспринимается учеником как «что-то о чести» или «что-то о старых словах» и раскрывается соответственно, то есть не в соответствии с темой.
Во втором случае выпускник хватается за тему, которая кажется ему похожей на ту, которую он разбирал на подготовке, начинает с энтузиазмом писать, а свою ошибку замечает лишь тогда, когда исправлять что-то уже поздно, приходится сдавать что есть: авось прокатит.
На выбор темы стоит потратить достаточно времени, чтобы внимательно обдумать их все и сделать выбор, опираясь на свои интересы и свои же знания подходящих аргументов из литературы. Выбрав тему, необходимо обдумать все слова, входящие в ее формулировку: лишних слов в формулировке темы не бывает! Уверены, что все поняли правильно, - составьте план, чтобы удостовериться, что у вас хватит материала на 350 слов - именно столько желательно написать.
2 Аргументация
К этому критерию выпускники обычно оказываются готовы. Они понимают, что аргументы необходимы, и используют заготовки в своей работе.
Однако оценивается не просто наличие упоминания какого-то произведения - ссылка на литературный материал должна быть аргументом, то есть доказывать что-то! Например, по вышеназванной теме («Устарело ли понятие чести?») можно использовать в качестве аргумента повесть В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» (мать защитила честь своей дочери, поруганную обнаглевшим рыночным торговцем - значит, и в наши дни понятие чести актуально), а «Капитанская дочка» не подходит, ведь действие в романе происходит в 18 веке, а не в наши дни!
3 Композиция и логика рассуждения
Композиция - это построение сочинения (тезис, аргументы, вывод или итог), а логика - последовательный ход мысли. Чтобы по этому критерию получить зачет, надо всего лишь набросать план. Не надо придумывать красивых названий для пунктов - просто пометить для себя, о чем будет говориться в каждом из абзацев. И посматривать на план в процессе работы, чтобы подвести рассуждения к переходу на следующую микротему.
Если с плавными переходами проблема, подготовьте несколько фраз-связок. Например, «однако в этом вопросе можно усмотреть и другой аспект» или что-то в этом духе.
Здесь же учитываются логические ошибки. Например, выпускник уверяет, что понятие чести в наши дни тоже актуально, потому что многие люди помогают бездомным животным - при чем тут честь? Ясно, что это рассуждение содержит ошибку.
4 Качество письменной речи
Здесь оценивается речь выпускника (точная, образная - или, напротив, бедная, неразвитая. Учитываются также речевые ошибки.
В первом случае ничего не поделаешь: если книжек не читал, выразительную речь взять неоткуда. А что касается речевых ошибок, то их можно избежать, если не использовать слов, в смысле и особенностях употребления которых не уверен.
Речевые ошибки - это употребление слов в неправильном значении или не с теми предлогами, например: «тенденция к равнодушию вполне близка к повсеместному явлению». Слова красивые, но фраза в целом бессмысленная.
Сюда же относятся неоправданные повторы и необоснованное употребление экспрессивной лексики: «Люблю стишата Пушкина», «зачинщик всех добрых дел», «плеяда злобных помещиков» и тому подобное.
Однако «незачёт» по данному критерию получить довольно трудно: надо написать так косноязычно, чтобы было даже непонятно, о чем идет речь!
5 Грамотность
Критерий, оценивающий орфографические (в буквах: ривалюцыя, Отечистеная Война и проч.), пунктуационные (в знаках препинания) и грамматические (в сочетании слов: «в знаменитейшими произведениях», «благодаря усилий» и т.п.) ошибки.
Для получения «незачета» по этому критерию надо сделать более 5 любых ошибок на 100 слов. Многим с успехом удается намного превзойти это количество. Можно что-то подправить, если будет время, воспользовавшись орфографическим словарем (это разрешено на сочинении), можно использовать несложные синтаксические конструкции, чтобы избежать пунктуационных ошибок, и не выбирать слова, с которыми вам трудно справиться в грамматическом отношении.
Некоторым помогает увидеть свои ошибки немного странный приём: советуют прочесть сочинение по словам с конца к началу.
И главное: как бы ни было лень, сочинение надо обязательно прочитать по слогам перед сдачей. Хотя бы глупые ошибки («жызн») и описки исправите!