Про психологию. Учения и методики

Моисей Соломонович Урицкий: биография. Публикации Участие в революционном движении

Степень оболганности нашей истории - это общее место в разговорах патриотической оппозиции, будь это оппозиция «красная» или «белая». Вопрос всегда возникает в том, что именно называется ложью. Собственно, в плане войны с историей, войны правок и комментариев - именно этот аспект оказывается ключевым.

Условно, все согласны, что история - место, где часто врут. Но одни считают, что врут в этом, другие - что врут в другом. Позиция патриотом «красных» и патриотов «белых» должна, тем не менее, где-то сойтись. Сойтись на какой-то минимальной, но доказанной правде. И правда эта должна быть сказана в рамках представления о Единой Истории России - с древнейших времён и до наших дней.

Кому-то могут не нравиться деятели, эпохи даже, решения государства того или иного периода, но необходимо признать, что всё это - Россия. Россия, которая длится в веках, различно реализуя устойчивые представления русского народа о благе. Одним из таких представлений называется, к примеру, имперскость, требующая союза разных народов (вокруг русского).

Выступления депутата губернской думы Самарской области Д.В. Сивиркина, касательно личности и деятельности М.С. Урицкого на посту главы Петроградской ЧК, сделанные в начале 2014 года - ужасают и поражают одновременно. Степень исторической безграмотности, агрессивности необоснованных суждений, навязчивость, непримиримость в невежестве… Всё это смущает меня, как гражданина и как избирателя.


Первое, что было сказано Дмитрием Вадимовичем, это то, что Урицкий является «террористом». Это вполне согласуется с утверждением, что он же является организатором красного террора , то есть всего того комплекса репрессивных мер, принятых большевистским правительством по отношению к силам контрреволюции.

Расширительная трактовка документа о красном терроре от 5 сентября 1918 года, конечно, заключается в том, что большевики осуществляли террор с 1917 по 1922 год (а то и после, или даже до…).Но расширительные трактовки - всегда вопрос спорный, особенно при оценке исторических событий, тем более, когда мы «расширяем» в обратном порядке, то есть говорим: «Советская власть пришла к постановлению «о красном терроре» 5.09.1918, а, значит, осуществляла его с самого начала». Такая позиция является вопиюще бездарной, натянутой и не профессиональной.

Сказано, что СНК, заслушав доклад по ситуации с контрреволюцией, решает следующее (жирным выделяю я): « при данной ситуации обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью ». Смена политики, а не её продолжение подтверждается и тем обстоятельством, что, согласно Красной книге ВЧК, «Основываясь на декрете СНК, Всероссийская чрезвычайная комиссия объявила, что она будет осуществлять непосредственную расправу над указанными в декрете преступниками. Следует, однако, заметить, что до июля 1918 года ВЧК воспользовалась правом на расстрел лишь в отношении нескольких уголовных бандитов и крупных спекулянтов . К политическим противникам эта мера наказания тогда не применялась».

Декрет СНК - имеется ввиду декрет-воззвание «Социалистическое отечество в опасности! » от 21 февраля 1918 года.

Конечно, А.С. Велидов, редактор второго издания Красной книги, работал в Академии КГБ, писал книги о деятельности ВЧК, времён Гражданской войны с соответствующей позиции и т.д. Приведённая выше цитата - из предисловия ко второму изданию, но первое вышло в печать ещё в 1922, то есть до цензуры. То есть даже до постановления ЦК ВКП(б) от 1924 года «Об усилении партийного руководства печатью и работой издательств».

Позиция, согласно которой, началом красного террора был декрет от 21 февраля (то есть до смерти Урицкого) изложена специсториком Ричардом Пайпсом. Но и он не связывал, насколько мне известно (хотя тут не буду утверждать категорически), красный террор с Урицким.

Урицкий Моисей Соломонович, бывший до Февральской революции меньшевиком, с 23 ноября (6 декабря) 1917 года являлся комиссаром Всероссийской комиссии по делам созыва Учредительного собрания. И здесь всё равно нужны какие-то минимальные исторические сведения.

Учредительное собрание созвано, как известно, в январе 1918 - после победы Октября для определения государственного устройства. Собственно, этот вопрос должно было решить Временное правительство, но Керенский А.Ф., разогнав Думу IV созыва (ранее присвоившую себе полномочия действующего монарха и добившуюся его отречения), а также Временный комитет (должный определить порядок работы Учредительного собрания и, тем самым, решить тип государственного устройства), объявил Россию Республикой 1 (14) сентября 1917 года .

Этим решением окончательно сомнительной делается и легальность, и легитимность дальнейших действий Временного правительства. Эта сомнительность и закончилась Октябрём 17-го.

И теперь уже большевики (вместе с эсерами) должны были обеспечивать работу Учредительного собрания, чтобы определить, каким будет государство.

5 (18) января 1918 года Собрание начало свою работу. А я временно прерву этот беглый и, казалось бы, общеизвестный пересказ событий 17-18 года.

Почему всё это важно? Потому что а) об Урицком существует не так много работ и б) невозможно понять, кто такой Урицкий, игнорируя ситуацию в Петрограде на март-август 1918 года.

В противном случае, мы и правда можем в какой-то момент соблазниться воистину безумной (в собственном смысле этого слова) версией Дмитрия Сивиркина, который в порыве рассказывал в прессе о белых офицерах, их жёнах и детях, затопленных, вместе с баржами в водах Финского залива: «За короткое время пребывания на посту председателя питерской ЧК это хищное кровососущее насекомое сделало здание ЧК на Гороховой символом ужасающих зверств большевиков в Петрограде. По его приказу семьи офицеров, включая малолетних детей, жен и престарелых родителей, отправлялись на баржах в Финский залив и там затапливались живьем ».

А баржей имелось в наличии столько, что топить их - было естественным решением кровожадной советской власти. Вот это стремление описать большевиков, как иррационально действующих психопатов, является основным приёмом для переписывания истории. Тот же приём используют по отношению к Путину, из-за чего в Германии, например, появляется термин «понимающие Путина». Понимающие - в смысле, признающие разумность, рассудочность действий российского президента.

Утверждение, согласно которому Урицкий - террорист, а Ленин и Краснопёров подпадают под действующие сегодня юридические нормы, является ещё одним примером антиисторического расширительного толкования. На этот раз - права.

Когда Сивиркин говорит про первый концлагерь, организованный Урицким в 1918 года, хотелось бы больших подробностей: «Урицкий был одним из главных родоначальников и основателей первого большевицкого концлагеря в Архангельской губернии ». Имеется ли ввиду концлагерь на острове Мудьюг, который создавали англичане с 23 августа 1918 года?

Новейшие исторические сведения об Урицком, кажется, в данном случае связаны с именем Михаила Веллера, а не какими-то документами.

Реальный же М.С. Урицкий подписал (вместе с В.И. Лениным) распоряжение, согласно которому не допускалось насилие по отношению к контрреволюционным членам У.С. - всем тем, кто остался в Таврическом дворце, когда заседание покинули сперва - большевики, затем - левые эсеры, сделав его нелегитимным. П.Е. Дыбенко своим устным приказом это распоряжение отменил.

Когда Сивиркин, видимо, желая похвастаться исторической эрудированностью, произносит, что «Сразу после революции он входил в блок так называемых левых коммунистов на пару со своей подругой Розалией Самойловной Залкинд (Землячкой)», он, кажется, забывает о том, что а) Урицкий солидаризируется с ними по вопросу о Брестском мире (то есть выступает против линии Ленина) и б) сами «левые коммунисты» просуществовали как раз до событий конца лета 1918 года.

Урицкий выступал не только против линии Ленина, он выступает также и против Дзержинского - уже как глава Петроградской ЧК. В частности, именно Урицкий проводит последовательную политику на искоренение обысков и расстрелов.

Эта же позиция Моисея Соломоновича Урицкого, по словам А. Рабиновича (одного из крупнейших специалистов по событиям 1917 года в России), является причиной, по которой удалось избежать репрессий после убийства Володарского.

И не нужно забывать, что коалиционное правительство большевиков и левых эсеров Союза коммун Северной области (организованное не в последнюю очередь благодаря личным амбициям Зиновьева Г.Е.) в принципе тяготело к упразднению такого органа, как ЧК. И есть основания полагать, что М.С. Урицкий симпатизировал этой позиции.

Но, признав всё это, нужно признать и следующее.

После убийства Мирбаха в Москве 6 июля, после фразы Д.А. Черепанова «Мир сорван, и с этим фактом вам придется считаться. Мы власти не хотим, пусть будет так, как на Украине [т. е., партизанская война против немецкой оккупации]... пусть займут немцы Москву » - левые эсеры фактически саботировали и разбалансировали хрупкую государственную систему, запустив череду кровавых событий.

И одним из таких событий стало убийство М.С. Урицкого, который, конечно, принимал в своей жизни различные решения. Но одно дело - говорить о решениях, реально принятых в тех или иных условиях, другое дело - выдумывать фальшивки или повторять содержание чужих фальшивок.

И совершенно недопустимо расширительно толковать содержания тех или иных решений, особенно в обратном историческом порядке.

Союз различных патриотических сил возможен только вокруг правды. Так давайте учиться говорить друг другу правду, если мы действительно хотим блага России.

Воспоминания и впечатления Луначарский Анатолий Васильевич

Моисей Соломонович Урицкий*

Моисей Соломонович Урицкий *

Я познакомился с ним в 1901 году 1 . Между тюрьмой и ссылкой я был отпущен на короткий срок в Киев к родным. По просьбе местного политического Красного Креста я прочел реферат в его пользу. И всех нас - лектора и слушателей, в том числе Е. Тарле и В. Водовозова - отвели под казацким конвоем в Лукьяновскую тюрьму. Когда мы немного осмотрелись, то убедились, что это какая-то особенная тюрьма: двери камер не запирались никогда- прогулки совершались общие, и во время прогулок вперемежку то занимались спортом, то слушали лекции по научному социализму. По ночам все садились к окнам, и начинались пение и декламация. В тюрьме имелась коммуна, так что и казенные пайки и все присылаемое семьями поступало в общий котел. Закупки на базаре за общий счет и руководство кухней с целым персоналом уголовных принадлежали той же коммуне политических арестованных. Уголовные относились к коммуне с обожанием, так как она ультимативно вывела из тюрьмы битье и даже ругательства.

Как же совершилось это чудо превращения Лукьяновки в коммуну? А дело в том, что тюрьмою правил не столько её начальник, сколько староста политических - Моисей Соломонович Урицкий.

В то время носил он большую черную бороду и постоянно сосал маленькую трубку. Флегматичный, невозмутимый, похожий на боцмана дальнего плавания, он ходил по тюрьме своей характерной походкой молодого медведя, знал всё, поспевал всюду, импонировал всем «и был благодетелем для одних, неприятным, но непобедимым авторитетом для других.

Над тюремным начальством он господствовал именно благодаря своей спокойной силе, властно выделявшей его духовное превосходство.

Левый меньшевик, Моисей Соломонович Урицкий был искренним и пламенным революционером и социалистом. Под кажущейся холодностью его и флегмой таилась исполинская вера в дело рабочего класса.

Он любил подтрунивать над всяким пафосом и красивыми речами «обо всем великом и прекрасном», он гордился своей трезвостью и любил пококетничать ею, как будто даже с некоторым цинизмом. Но на самом деле это был идеалист чистейшей воды! Жизнь вне рабочего движения для него не существовала. Его огромная политическая страсть не бушевала и не клокотала только потому, что она вся упорядочение и планомерно направлялась к одной цели: благодаря этому она проявлялась только деятельностью, и притом деятельностью чрезвычайно целесообразной.

Логика у него была непреклонная. Война 1914 года поставила его на рельсы интернационализма, и он не искал средних путей… Он быстро почувствовал полную невозможность удерживать хотя тень связи с меньшевиками-оборонцами, а потому радикально порвал и с группой Мартова, которая этого не понимала.

Впрочем, еще до войны он уже стоял ближе к большевикам, чем к меньшевикам.

Мы свиделись с ним после долгой разлуки в 1913 году в Берлине.

Опять та же история! Не везло мне с моими рефератами… Русская колония в Берлине пригласила меня прочесть несколько лекций, а берлинская полиция меня арестовала, продержала недолго в тюрьме и выслала из Пруссии без права въезда в нее 2 .

И тут Урицкий опять оказался добрым гением. Он не только великолепно владел немецким языком, но имел повсюду связи, которые привел в движение, чтобы превратить мой арест в крупный скандал для правительства. И я опять любовался им, когда он со спокойной иронической усмешечкой- беседовал со следователем или буржуазными журналистами или «давал направление» нашей кампании на совещании с Карлом Либкнехтом, который тоже заинтересовался этим мелким, но выразительным фактом.

И все то же впечатление: спокойная уверенность и удивительный организаторский талант.

Во время войны Урицкий, живя в Копенгагене, играл и там крупную роль, но свою огромную и спокойную организаторскую силу он развернул постепенно, во все более колоссальных размерах, в России во время нашей славной революции.

Сперва он примкнул к так называемой межрайонной организации 3 . Он привел ее в порядок, и дело ее безусловного и полного слияния с большевиками было в значительной мере делом его рук.

Далеко не всем известна поистине исполинская роль Военно-революционного комитета в Петрограде начиная приблизительно с 20 октября по половину ноября. Кульминационным пунктом этой сверхчеловеческой организационной работы были дни и ночи от 24-го по конец месяца. Все эти дни и ночи Моисей Соломонович не спал. Вокруг него была горсть людей тоже большой силы и выносливости, но они утомлялись, сменялись, несли работу частичную, - Урицкий с красными от бессонницы глазами, но все такой же спокойный и улыбающийся, оставался на посту в кресле, к которому сходились все нити и откуда расходились все нити, откуда расходились все директивы тогдашней внезапной, неналаженной, но мощной революционной организации.

Я смотрел тогда на деятельность Моисея Соломоновича, как На настоящее чудо работоспособности, самообладания и сообразительности. Я и теперь продолжаю считать эту страницу его жизни своего рода чудом. Но страница эта не была последней. И даже ее исключительная яркость не затмевает страниц последующих.

После победы 25 октября и следовавшей за нею серии побед по всей России одним из самых тревожных моментов был вопрос о тех взаимоотношениях, какие сложатся между Советским правительством и приближавшейся «учредилкой». Для урегулирования этого вопроса нужен был первоклассный политик, который умел бы соединить железную волю с необходимою сноровкой. Двух имен не называли: все сразу и единогласно остановились на кандидатуре Урицкого.

И надо было видеть нашего «комиссара над Учредительным собранием» во все те бурные дни! Я понимаю, что все эти «демократы» с пышными фразами на устах о праве, свободе и т. д. жгучею ненавистью ненавидели маленького круглого человека, который смотрел на них из черных кругов своего пенсне с иронической холодностью, одной своей трезвой улыбкой разгоняя все их иллюзии и каждым жестом воплощая господство революционной силы над революционной фразой.

Когда в первый и последний день «учредилки» над взбаламученным эсеровским морем разливались торжественные речи Чернова и «высокое собрание» ежеминутно пыталось показать, что оно-то и есть настоящая власть, совершенно так же, как когда-то в Лукьяновке, той же медвежьей походкой, с тою же улыбающейся невозмутимостью ходил по Таврическому дворцу товарищ Урицкий - и опять все знал, всюду поспевал и внушал одним спокойную уверенность, а другим полнейшую безнадежность.

«В Урицком есть что-то фатальное!» - слышал я от одного правого эсера в коридорах в тот памятный день.

Учредительное собрание было ликвидировано. Но наступили новые, еще более волнующие трудности - Брест…

Урицкий был горячим противником мира с Германией. Это воплощенное хладнокровие говорило с обычною улыбкой: «Неужели не лучше умереть с честью?»

Но на нервничанье «левых коммунистов» Моисей Соломонович отвечал спокойно: «Партийная дисциплина прежде всего!»

О, для него это не была пустая фраза!

Разразилось февральское наступление немцев.

Вынужденный уехать, Совет народных комиссаров 4 возложил на остающихся ответственность за находившийся в почти отчаянном положении Петроград. «Вам будет очень трудно, - говорил Ленин остающимся, - но остается Урицкий», - и это успокаивало.

С тех пор началась искусная и героическая борьба Моисея Соломоновича с контрреволюцией и спекуляцией в Петрограде.

Сколько проклятий, сколько обвинений сыпалось на его голову за это время! Да, он был грозен, он приводил в отчаяние не только своей неумолимостью, но и своей зоркостью. Соединив в своих руках и чрезвычайную комиссию, и Комиссариат внутренних дел, и во многом руководящую роль в иностранных делах, он был самым страшным в Петрограде врагом воров и разбойников империализма всех мастей и всех разновидностей.

Они знали, какого могучего врага имели в нем. Ненавидели его и обыватели, для которых он был воплощением большевистского террора.

Но мы-то, стоявшие рядом с ним вплотную, мы знаем, сколько в нем было великодушия и как умел он необходимую жестокость и силу сочетать с подлинной добротой. Конечно, в нем не было ни капли сентиментальности, но доброты в нем было много. Мы знаем, что труд его был не только тяжек и неблагодарен, но и мучителен.

Моисей Соломонович много страдал на своем посту. Но никогда мы не слышали ни одной жалобы от этого сильного человека. Весь - дисциплина, он был действительно воплощением революционного долга.

Они убили его 5 . Они нанесли нам поистине меткий удар. Они выбрали одного из искуснейших и сильнейших друзей рабочего класса.

Убить Ленина и Урицкого - это значило бы больше, чем одержать громкую победу на фронте.

Трудно сомкнуть нам ряды: громадна пробитая в них брешь. Но Ленин выздоравливает, а незабвенного и незаменимого Моисея Соломоновича Урицкого мы посильно постараемся заменить, каждый удесятерив свою энергию.

<1918>

Из книги Воспоминания о Максимилиане Волошине автора Волошин Максимилиан Александрович

МОИСЕЙ АЛЬТМАН Моисей Семенович Альтман (1896-1986) - филолог, литературовед. Текст воспоминаний предоставлен составителям автором.

Из книги Воспоминания об Аверинцеве. Сборник. автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Григорий Соломонович Померанц - о встречах с Аверинцевым http://paia.ru/forum/viewtopic.php?f=17&t=592#p3310 Ему было 30, мне уже исполнилось 50, но я продолжал искать свой путь, продолжаю и сейчас в 86 лет, а он был какой-то почти готовый, с детства поставленный на рельсы.……..Один из моих друзей

Из книги Микеланджело Буонарроти автора Фисель Элен

«Моисей» «Моисей», размера еще большего, чем «Давид», скорее всего был задуман и сделан под впечатлением от «Святого Иоанна Евангелиста» Донателло и проникнут божественным вдохновением величайшего из пророков. Как пишет Надин Сотель, «он воплощал одновременно волю,

Из книги Обреченные погибнуть. Судьба советских военнопленных-евреев во Второй мировой войне: Воспоминания и документы автора Шнеер Арон

Абрам Соломонович Вигдоров. «Военнопленным по закону не положено» 1Абрам Соломонович Вигдоров родился 14 мая 1923 г. в Ростове. Уже 3 июля 1941 г., будучи 18-летним первокурсником Ленинградского технологического института, он вступил добровольцем в Красную Армию (ополчение).

Из книги Без любви жить нельзя. Рассказы о святых и верующих автора Горбачева Наталия Борисовна

Михаил Соломонович Тумаркин. Раввин в Лоуколампи. Я родился 23 октября 1920 г. в Москве. Отец - религиозный еврей. Учился я в немецкой школе и свободно мог разговаривать и читать по-немецки. Мог играть и на пианино. После окончания школы был призван на срочную службу в

Из книги Секретные архивы НКВД-КГБ автора Сопельняк Борис Николаевич

«Моисей, что ты вопиешь ко Мне?» Столь «эффективный» крестный ход, который совершили с Ольгой Ивановной, имел последствия, о которых стоит рассказать. Случившаяся после него внезапная, тяжелая и необъяснимая моя болезнь сыграла роль хорошей вакцины против тщеславных

Из книги Шаляпин автора Янковский Моисей Осипович

ЗАБЛУДИВШИЙСЯ МОИСЕЙ Теперь, я думаю, пришла пора рассказать о том, что же это была за личность - новый Моисей украинского народа. Почему Моисей? Да потому, что именно так назвал его епископ Грекокатолической церкви, когда в Ивано-Франковской области открывали памятник

Из книги Страницы моей жизни автора Кроль Моисей Ааронович

Моисей Осипович Янковский Шаляпин Жене моей Екатерине Дмитриевне Ладыженской И опять тот голос знакомый, Будто эхо горного грома, - Наша слава и торжество! Он сердца наполняет дрожью И несется по бездорожью

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

Моисей Кроль: личность в контексте эпохи Имя Моисея Аароновича Кроля (1862, Житомир – 1942, Ницца) вряд ли знакомо широкому кругу читателей, но оно наверняка известно специалистам по истории «Народной воли» и политической ссылки в Сибири, специалистам по истории евреев в

Из книги 100 знаменитых евреев автора Рудычева Ирина Анатольевна

ГРОССМАН-РОЩИН ИУДА СОЛОМОНОВИЧ Полное имя – Гроссман Иуда Соломонов Шлоймов(род. в 1883 г. – ум. в 1934 г.) Известный анархист, создатель особого террористического направления в русском анархизме – «чернознаменства». Родился Иуда Гроссман в феврале 1883 года в зажиточной

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

МОИСЕЙ (МОШЕ РАБЕЙНУ) Великий еврейский вождь и законодатель, которого традиционно считают автором первых пяти книг Священного Писания (кроме последних семи стихов), самая значительная фигура в Ветхом Завете. Центральная личность в истории Израиля. Величайший пророк

Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич

РУХИМОВИЧ Моисей Львович (октябрь 1889 - 29.07.1938). Член Оргбюро ЦК ВКП(б) с 16.04.1927 г. по 26.06.1930 г. Член ЦК партии в 1924 - 1937 гг. Член партии с 1913 г.Родился в селе Кагальник Ростовского округа Донской области (ныне Ростовской области) в семье слесаря. Еврей. Образование незаконченное

Из книги Моисей автора Люкимсон Петр Ефимович

«Моисей Соломоныч Фанблит…» Моисей Соломоныч Файнблит Перегружен работою очень, Он всегда чем-нибудь озабочен И кому-нибудь «завтра» сулит. У него свыше тысячи дел, Из которых сверхспешных две трети: Ах, зачем существует на свете Производственный этот отдел! И со всех

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

Глава пятая. КТО ТЫ, МОИСЕЙ? Безусловно, проще всего заявить о том, что Моисей является совершенно вымышленной фигурой, сказочным персонажем, порожденным исключительно народной фантазией. Тогда все вопросы отпадают сами собой. В этом случае попытка воссоздать более-менее

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

НАППЕЛЬБАУМ Моисей Соломонович 14(26).12.1869 – 13.6.1958Фотограф-художник. Автор фотопортретов А. Ахматовой, А. Блока, Андрея Белого, Н. Гумилева, М. Кузмина и др. Финансировал издание сборников «Звучащая раковина» и «Город» (Пг., 1922). Отец И. и Ф. Наппельбаум.«Вся жизнь семьи

Имя профессионального революционера и чекиста Моисея Соломоновича Урицкого по-прежнему часто встречается в учебниках истории. Ведь именно после его убийства в августе 1918 года, в России начался красный террор, унесший десятки тысяч человеческих жизней. Во многих российских городах до сих пор существует улица Урицкого, и местные власти никак не могут найти финансовые средства, чтобы осуществить переименование. С другой стороны - может быть, это судьба, некая необходимость, ведь фантомная фигура Урицкого очень ярко отражает, то что пережила Россия в начале ХХ века.
Гимназист, студент, агент
В начале своего жизненного пути Моисей Урицкий был вовсе не демоном революции, а довольно скромным и интеллигентным юношей. Он родился 14 января 1873 года в городе Черкассы, в религиозной еврейской семье. Долгое время Моисей Урицкий все силы отдавал изучению Талмуда и до 14 лет даже не знал русского языка. Его отец, богатый купец, умер рано. Воспитывали мальчика мать и старшая сестра. Мать мечтала видеть его знаменитым раввином, полностью погружённым в дела местной еврейской общины.
Но судьба распорядилась иначе. Юноша отверг религиозную карьеру и решил стать юристом. Мать финансировала его обучение в гимназии, а затем в Киевском университете. Молодой человек обладал блестящей памятью, мощным аналитическим умом и учился на отлично. Ему прочили блестящую карьеру. Однако в университете Моисей Урицкий заразился модным тогда марксизмом, а на старших курсах стал активным членом подпольного комитета РСДРП.

Уровень легальности его революционных мероприятий постепенно снижался. Так, Урицкий стал одним из активных агентов газеты «Искра», организуя её подпольное распространение по всей Украине. Сотрудники охранки с ног сбились, но так и не смогли найти распространителя крамольной газеты.

В 1897 году Моисей Урицкий закончил университет. И, по действующему тогда законодательству, должен был отслужить два года в армии как вольноопределяющийся (унтерофицер, имеющий высшее образование). Прибыв в полк, Урицкий развернул там революционную агитацию, распространял среди солдат прокломации. Естественно, его быстро арестовали и заключили в Киевскую «Лукьяновскую» тюрьму.

«Смотрящий» в централе

Знаменитая «Лукьяновка» в то время являлась режимным централом. В ней процветали стукачество и полицейский беспредел. Политических там «прессовали» особенно жестоко - избивали, морили голодом, сажали в карцер. Однако интеллигентный юноша Урицкий не растерялся в жестоких и совершенно ему непривычных условиях тюрьмы. Он совершил, казалось бы, невозможное - наладил тесные контакты с уголовниками и привлёк их на свою сторону. Здесь, конечно, сыграли роль высшее юридическое образование, а также происхождение Урицкого.

Ведь многие тогдашние урки имели еврейские корни, а южный блатной жаргон формировался на основе идиша - языка, на котором евреи разговаривали между собой. Представители «чёрного хода» оказали поддержку своему земляку, политические объединились с уголовниками, чтобы оказать сопротивление полицейскому произволу. Заключённые «Лукьяновки» под руководством Урицкого провели несколько акций неповиновения. Чтобы избежать надвигающегося бунта и кровопролития, администрация тюрьмы вынуждена была пойти на существенные послабления. Подследственным разрешили днём покидать камеры и свободно передвигаться по всему корпусу, получать продуктовые передачи. Увеличилось количество прогулок и свиданий с родственниками.

А Моисей Урицкий стал своего рода «смотрящим» на централе. От имени арестантом он «раскидывал рамсы» с администрацией, решал все возникающие конфликты. В общении с тюремными чиновниками он чувствовал себя уверенно и при случае мог добиться своего, ссылаясь на ту или иную статью закона или пункт тюремной инструкции, которые он знал в совершенстве. Урицкий добился для себя свободного передвижения по некогда режимной тюрьме. Он мог зайти в любую камеру, был в курсе всех дел. По словам очевидцев, сидевших тогда в «Лукьяновке», «… истинным хозяином тюрьмы был Урицкий, а положение заключённых в централе было наилучшим за все времена существования централа». Понятно, что такой независимый и авторитетный арестант встал поперёк горла тюремщикам и полицейским. Поэтому под надуманным предлогом Урицкого переводят из «Лукьяновки» в Печёрскую крепость.

«Крытка» и «Бутырка»

Это было спецучреждение типа теперешних «крыток», предназначенное для злостных нарушителей режима. Заключённые находились фактически в крепостной стене, маленьких одиночных камерах с низким каменным сводом и земляным полом. Весной, во время таяния снега, пол камер полностью заливала вода. Летом донимала адская жара. Прогулки были запрещены, и арестантов лишь изредка выводили подышать свежим воздухом в маленький тюремный дворик. Однако и в Печёрской крепости Урицкий показал свой характер. Длительной голодовкой он добился отмены запрета на курение и чтение книг, что было неслыханным делом. В крепости Урицкий отметил свой двадцать пятый день рождения.

После двухлетнего содержания в Печёрске арестанта в Москву. Там в тюрьме наконец-то состоялся суд, который приговорил его к восьми годам ссылки в Сибири. Теперь осуждённому предстоял длительный путь в « ». В вагоне уголовники закрепили за собой наиболее комфортные нижние и средние полки. Урицкому досталось место на самом верху - на третьей полке. Однако «лезть на пальму» он категорически отказался, ответив блатным на безукоризненной фене. Последовало выяснение отношений, после которого Урицкого определили на среднюю полку.

Вечером конвой принёс в вагон тёплую воду вместо положнякового кипятка. Урицкий втолкал вертухаев обратно и заявил: "Дайте нам кипяток!" Началась волынка. Начальник конвоя стал угрожать заключённым. Урицкий выступил вперёд и произнёс блестящую речь о правах осуждённых, которая сделала бы честь самому адвокату Плевако. Начальник конвоя решил не связываться с юридически подкованным политическим. Остаток пути Урицкий провёл на нижней полке, кутаясь в подаренную ему авторитетным рецидивистом Колуном тёплую поддёвку. Отбывать ссылку его отправили в Якутию, в захолустный городок Олекминск. Во время заключения в тюрьме и в ссылке Урицкий проявил бойцовские качества, выносливость и силу духа, что, несомненно, помогло ему в дальнейшей политической борьбе.

Политический «тяжеловес»

Моисей Урицкий был освобождён из ссылки во время первой русской революции. В декабре 1905 года он был снова арестован в Петербурге и посажен в тюрьму «Кресты», котора своим режимом напоминали ему «Бутырку». Но по сравнению с «Печёрской» крепостью это был курорт. Из «Крестов» подследственного Урицкого освободили по амнистии и отправили домой в Черкассы под полицейский надзор. Но он не стал дожидаться нового ареста и эмигрировал за границу.

Урицкий жил в Стокгольме, был корреспондентом газеты «Наше слово», редактировавшейся Троцким, работал в институте изучения социальных последствий войны. Созданном Израилем Гельфандом (Парвусом). Возможно, именно благодаря знакомству с Парвусом и начался его невиданный карьерный взлёт по партийной лестнице.

16 октября 1917 года Урицкий был избран членом Петроградского военно-революционного комитета. С 23 ноября 1917 года Урицкий - комиссар Совнаркома по делам о выборах в Учредительное собрание. В январе 1918 года он стал одним из инициаторов разгона Учредительного собрания, что стало одним из поводов Гражданской войны в России.

И наконец, в марте 1918 года Урицкого назначили председателем Петроградской ЧК и наркомом внутренних дел Северной области. В силовые структуры его направили как человека, знающего жизнь, уголовный мир и тюремный быт. Фактически, именно «железный» Урицкий, а вовсе не партийный публицист Зиновьев, руководил Петроградом и всеми северо-западными губерниями России. Делал это он «железом и кровью», подписывая десятками сметные приговоры. А в его внешности появилось, как писали тогдашние газеты, нечто «кроваво-фатальное».

30 августа 1918 года Моисей Урицкий был убит в Петрограде, в здании главного штаба на Дворцовой площади, где тогда размещалась Петроградская ЧК. Его убийцей оказался бывший юнкер Леонид Канегиссер, решивший (по словам Канегиссера) таким образом отомстить председателю Петрочека за арест и расстрел своего друга.

Убийство Урицкого было использовано большевиками как повод для начала кампании красного террора по всей стране. Трагическая история, повлёкшая за собой более трагические последствия. Хотя, если присмотреться повнимательнее, это политическое убийство не было случайным. Некоторые современные историки утверждают, что Урицкий был третьей фигурой в партии большевиков после Ленина и Свердлова. И, останься он жив, вполне мог возглавить советское государство.

Андерй Никитин
По материалам газеты
"За решеткой" (№10 2009 г.)

Преступление без наказания: Документальные повести (fb2) | Либрусек

В Государственном архиве Пермской области сохранилось свидетельство - удивительно, что уцелело такое! - о том, как проходило здесь … вставанием годовщину смерти красного святого - три года назад поэт Леонид Каннегисер застрелил главу Петроградской ЧК Моисея Урицкого.

«Евреи… разные бывают…»

Случайно ли жертвой этого выстрела стал еврей? А окажись на месте Урицкого - латыш, грузин, русский? Или в поступке убийцы была некая сверхзадача: смыть кровь, которой евреи-большевики запятнали свой народ и историю России, кровью одного из них?

Если расчёт на такую реакцию - частично он оправдался. Вот несколько откликов на теракт. Литератор Амфитеатров-Кадашев записал в дневнике: «В Петербурге молодой человек убил Урицкого. Огромная радость… Такие евреи, как Каннегисер, лучше всех воплей о правах человека доказывают неправоту антисемитизма и возможность дружественного соединения России с еврейством, - если даже при старом угнетении среди евреев могли появляться настоящие патриоты, значит, дело небезнадёжно». Алданов был уверен, что Каннегисера
вдохновляла не только горячая любовь к родине, но и «чувство еврея, желавшего перед русским народом, перед историей противопоставить своё имя именам Урицких и Зиновьевых». Были, конечно, и другие мнения. «Два праведника не искупают Содома», - высказался популярный писатель Арцыбашев, имея в виду под «праведниками» Каннегисера и Фанни Каплан, а под Содомом - непропорционально большой процент евреев в рядах революционеров и большевиков. Разноголосица мнений протянулась до наших дней.

Зинаида Шаховская напомнила об убийце Урицкого уже во времена горбачёвской перестройки: «Противопоставим же имена евреев, любивших Россию, именам евреев, которые её ненавидят». А кто-то мог бы прокомментировать наш сюжет и так: поэт и чекист, или как два еврея Россию не поделили…

Шенталинский Виталий Александрович
Преступление без наказания: Документальные повести

Чекисты требовали его отставки

Урицкий Моисей Соломонович (1873-30.8.1918). Член партии с 1917 г. Родился в г.Черкассы. Окончил юридический факультет Киевского университета в 1897 г. В революционном движении принимал участие с начала 90-х гг. После II съезда РСДРП - меньшевик. Арестован и направлен в ссылку в 1906 г. В 1914 г. эмигрировал за границу. После Февральской революции 1917 г. возвратился в Россию. На VI съезде РСДРП(б) вместе с «межрайонцами» принят в партию и избран членом ЦК, на VII съезде - кандидатом в члены ЦК. В октябре 1917 г. -член Военно-революционного комитета, временный комиссар в МИД. Комиссар СНК по выборам в Учредительное собрание. В январе 1918 г. во время отпуска Дзержинского исполнял обязанности председателя ВЧК.

С февраля 1918 г. - член Комитета революционной обороны Петрограда. 10 марта назначен председателем Петроградской ЧК.

Одновременно комиссар иностранных и внутренних дел Союза коммун Северной области, с июля 1918 г., после левоэсеровского мятежа - председатель Военно-революционного комитета Петрограда. По всем вопросам вынесения смертных приговоров в ПЧК Урицкий голосовал «против» или воздерживался, в связи с чем делегаты 1-й Всероссийской конференции ЧК в июне 1918 г. требовали его отставки.

Использованы материалы кн.: В.Абрамов. Евреи в КГБ. Палачи и жертвы. М., Яуза - Эксмо, 2005.

В марте 1918 г. Урицкий стал председателем Петроградской ЧК (с апреля совмещая этот пост с должностью комиссара внутренних дел Северной области). Здесь он проявил себя как одна из самых зловещих фигур первых лет правления большевиков. По отзыву Луначарского, Урицкий был «железной рукой, которая реально держала горло контрреволюции в своих пальцах». На деле террор, развёрнутый Урицким в Петрограде, был направлен на физическое уничтожение не только «контрреволюции» (то есть сознательных противников советской власти), но и всех, кто хотя бы потенциально мог не поддержать большевиков. По распоряжению Урицкого были расстреляны демонстрации рабочих, возмущённых действиями новой власти; подвергнуты пыткам, а затем убиты офицеры Балтийского флота и члены их семей. Несколько барж с арестованными офицерами были потоплены в Финском заливе. Петроградская ЧК обрела репутацию поистине дьявольского застенка, а имя её главы наводило ужас.

За творимые в ЧК зверства Урицкий был застрелен молодым поэтом Леонидом Каннегисером, принадлежавшим к партии эсеров. В отместку за Урицкого чекисты расстреляли по всей стране заложников из представителей «непролетарских классов» (в одном только Петрограде - несколько сот человек).

Похоронен этот палач в центре Петербурга, на Марсовом поле, где проходили когда-то парады уничтоженной большевиками русской армии.

Его именем названы поселки в Якутии, Псковской и Орловской областях России, в Кустанайской области Казахстана, улицы в Смоленске, Липецке, Краснодаре, Бобруйске и других городах.

Чёрная книга имён, которым не место на карте России. Сост. С.В. Волков. М., «Посев», 2004.

Сообщников у Каннегисера, по-видимому, не было. Большевистскому следствию не удалось их обнаружить, несмотря на чрезвычайное желание властей. В официальном документе об этом сказано: "При допросе Леонид Каннегисер заявил, что он убил Урицкого не по постановлению партии или какой-либо организации, а по собственному побуждению, желая отомстить за аресты офицеров и за расстрел своего друга Перельцвейга, с которым он был знаком около 10 лет. Из опроса арестованных и свидетелей по этому делу выяснилось, что расстрел Перельцвейга сильно подействовал на Леонида Каннегисера. После опубликования этого расстрела он уехал из дому на несколько дней " место его пребывания за эти дни установить не удалось".

Алданов Марк. Убийство Урицкого

Перестройка в нашем государстве миллионам советских людей на многое открыла глаза. Народ твёрдо усвоил, что говорить правду вовсе не означает "раскачивать советскую власть". Наоборот, только правда поможет очистить наш дом от завалов лжи, которые старательно на протяжении десятилетий возводили различные демагоги.
Как это ни прискорбно, но "славный боец" Моисей Урицкий далеко не был "светлым гением революции". Его руки тоже замараны кровью безвинных людей. И надо ли, продолжая не лучшие традиции давно минувших лет, сохранять названия сотен улиц, площадей, заводов и фабрик, даже спортивных клубов (!), носящих вовсе не ангельское имя М. С. Урицкого"

Завалы надо расчищать...
Валентин ЛАВРОВ.

Задача данной статьи - рассмотреть, как заложено убийство МОИСЕЯ УРИЦКОГО в его код ПОЛНОГО ИМЕНИ:

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

20 37 47 70 81 91 101 114 129 139 157 163 173 191 206 218 233 246 261 275 290 293 303 327
У Р И Ц К И Й М О И С Е Й С О Л О М О Н О В И Ч
327 307 290 280 257 246 236 226 213 198 188 170 169 154 136 121 109 94 81 66 52 37 34 24

13 28 38 56 62 72 90 105 117 132 145 160 174 189 192 202 226 246 263 273 296 307 317 327
М О И С Е Й С О Л О М О Н О В И Ч У Р И Ц К И Й
327 314 299 289 271 265 255 237 222 210 195 182 167 153 138 135 125 101 81 64 54 31 20 10

327 = ОТМЩЕНИЕ-109 Х 3.

Проведём прочтение отдельных слов и предложений:

УРИЦКИЙ = 101 = УДАР ПУЛИ, УБЬЮТ.

МОИСЕЙ СОЛОМОНОВИЧ = 226 = ПРОБИТАЯ ПУЛЕЙ ГОЛОВА.

226 - 101 = 125 = ПОГИБАЮЩИЙ, МОЗГОВАЯ РАНА.

УРИЦКИЙ МОИСЕЙ = 173 = ПРИСТРЕЛИТЬ, УДАР ПУЛИ В ГОЛОВУ.

СОЛОМОНОВИЧ = 154 = ЗАСТРЕЛЕННЫЙ.

173 - 154 = 19 = ОГ \ нестрельное \.

СОЛОМОНОВИЧ УРИЦКИЙ = 255 = РАССТАЛСЯ С ЖИЗНЬЮ.

МОИСЕЙ = 72 = В ГОЛОВУ, УБИВШЕЕ, ТРУП, ПРОБИЛ.

255 - 72 = 183 = ПОВРЕЖДЕНИЕ ГОЛОВЫ, ЖИЗНЬ ОБОРВАЛАСЬ.

Таким образом мы получили три цифры, из которых попробуем составить соответствующие предложения:

327 = 125-ПОГИБАЮЩИЙ, МОЗГОВАЯ РАНА + 19-ОГ \ нестрельное \ + 183-ЖИЗНЬ ОБОРВАЛАСЬ = 144-\ 125 + 19 \ ВНЕЗАПНОСТЬ, ЗАСТРЕЛИВАТЬ + 183-ЖИЗНЬ ОБОРВАЛАСЬ = 202-\ 183 + 19 \-ГИБЕЛЬ ГОЛОВНОГО МОЗГА + 125-ПОГИБАЮЩИЙ.

Цифры 202 и 125 мы видим во второй таблице.

Код ДАТЫ ГИБЕЛИ: 30.08.1918. Это = 30 + 08 + 19 + 18 = 75 = ПРОБОЙ, КРОВЬ, СУДЬБА.

327 = 75 + 252 = 75-ПРОБОЙ + 252 \ 70-ЧЕРЕПА + 182-УБИТ ВЫСТРЕЛОМ \ = 145-ПРОБОЙ ЧЕРЕПА + 182-УБИТ ВЫСТРЕЛОМ.

Цифры 145 и 182 мы видим во второй таблице.

Код ПОЛНОЙ ДАТЫ ГИБЕЛИ = 181-ТРИДЦАТОЕ АВГУСТА + 37-\ код ГОДА ГИБЕЛИ = 19 + 18 \ = 218 = ПУЛЕВОЕ РАНЕНИЕ В ГОЛОВУ.

327 = 218 + 109-КРУШЕНИЕ, ЗЛОДЕЯНИЕ, УМИРАТЬ, ОТМЩЕНИЕ = ОТМЩЕНИЕ-109 Х 3.

Код ПОЛНЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ = 76-СОРОК + 96- ПЯТЬ = 172 = СМЕРТЕЛЬНЫЙ, КОНЧИВШИЙСЯ = 80-ПУЛЯ + 92-ПОГИБШИЙ.

327 = 172-СОРОК ПЯТЬ + 155-СМЕРТЕЛЬНОЕ, НЕОТВРАТИМЫЙ, ГИБЕЛЬ ОТ ПУЛИ.

327 = 163-ЛЕОНИД КАННЕГИСЕР + 164-УБЬЁТ ЕГО НАПОВАЛ.

Цифры 132 = УХОД ИЗ ЖИЗНИ и 195 = \ 89-УБИТЫЙ + 106-ИЗ "КОЛЬТА" \ мы видим во второй таблице кода ИМЕНИ.

Проверим эту запись:

20 42 57 62 72 81 89 99 108 122 132 152 154 164 183 211 221 231 240 251 266 278 307 326 327
У Х О Д И З Ж И З Н И + У Б И Т Ы Й И З К О Л Ь Т А
327 307 285 270 265 255 246 238 228 219 205 195 175 173 163 144 116 106 96 87 76 61 49 20 1

В этой таблице мы видим фактически всё вышеизложенное:

327 = 72-МОИСЕЙ + 255-СОЛОМОНОВИЧ УРИЦКИЙ = 173-УРИЦКИЙ МОИСЕЙ + 154-СОЛОМОНОВИЧ = 163-ЛЕОНИД КАННЕГИСЕР, ОБРЕЧЁН НА ГИБЕЛЬ + 164-УБЬЁТ ЕГО НАПОВАЛ, ЗАСТРЕЛЕН НАПОВАЛ.

Введение

Моисе́й Соломо́нович Ури́цкий (Псевдоним Борецкий, 2 (14) января 1873, Черкассы, Киевская губерния - 30 августа 1918, Петроград) - российский революционный и политический деятель, известный прежде всего своей деятельностью на должности председателя Петроградского ЧК.

1. Биография

Родился в еврейской купеческой семье, в трёхлетнем возрасте остался без отца. Получил традиционное религиозное образование, учился в гимназии в Черкассах (первая государственная городская гимназия) и Белой Церкви. В 1897 году окончил юридический факультет Киевского университета.

В революционном движении с начала 90-х гг. Член РСДРП с 1898 года. В 1899 арестован, сослан в Якутскую губернию. После 2-го съезда РСДРП (1903) меньшевик. Участник Революции 1905 года в Петербурге, Красноярске. В 1906 арестован, сослан в Вологду, затем в Архангельскую губернию. В августе 1912 года - участник социал-демократической конференции в Вене, на VI съезде РСДРП(б) вошёл в ЦК как один из лидеров социал-демократической фракции «межрайонцев», которую возглавлял Троцкий.

В 1914 эмигрировал за границу. В 1916 жил в Стокгольме. Был корреспондентом парижской пораженческой газеты «Наше слово», редактировавшейся Троцким. Работал в «Институте изучения социальных последствий войны», созданном Израилем Гельфандом (Парвусом).

После Февральской революции 1917 вернулся в Петроград, вошёл в группу «межрайонцев», вместе с которыми был принят в большевистскую партию на 6-м съезде РСДРП (б); на съезде избран членом ЦК РСДРП (б). В августе 1917 года введён большевиками в комиссию по выборам в Учредительное Собрание, стал гласным Петроградской Думы. В это же время работал в газете «Правда», журнале «Вперёд» и других партийных изданиях.

В октябрьские дни 1917 член Военно-революционного партийного центра по руководству вооружённым восстанием, член Петроградского ВРК. После победы революции комиссар министерства иностранных дел, затем комиссар Всероссийской комиссии по делам созыва Учредительного собрания. Организовал роспуск Всероссийского учредительного собрания.

В феврале 1918 член Комитета революционной обороны Петрограда. В вопросе о заключении Брестского мира 1918 примыкал к «левым коммунистам». На 7-м съезде РКП(б) избран кандидатом в члены ЦК. С 10 марта 1918 председатель Петроградской ЧК. С апреля 1918 совмещал этот пост с должностью комиссара внутренних дел Северной области.

Утром 30 августа 1918 года убит в вестибюле Народного Комиссариата внутренних дел Петрокоммуны (на Дворцовой площади) Леонидом Каннегисером, который заявил, что мстил за расстрел своего друга, главы подпольной организации Михайловского артиллерийского училища Перельцвейгера. Сам Каннегисер принадлежал к небольшой партии народных социалистов, лидер которой, Николай Чайковский, только что возглавил проанглийское правительство в Архангельске.

2 сентября 1918 года Я.Свердловым в обращении ВЦИК был объявлен Красный террор (подтверждён постановлением Совнаркома от 5 сентября 1918 года) как ответ на покушение на Ленина 30 августа и убийство в тот же день председателя Петроградской ЧК Уриицкого.

Похоронен на Марсовом поле.

2. Увековечение памяти

    Именем Урицкого был назван город Урицк (ранее Лигово, ныне один из районов Санкт-Петербурга), поселок Форт-Урицкого (ныне Форт-Шевченко), а также сёла Урицкое в Костанайской области Казахстана (ныне Сарыколь), Оренбургской, Липецкой, Саратовской и Запорожской областях.

    В Ленинграде до 1944 года имя Урицкого носила Дворцовая площадь.

    Улицы и скверы Урицкого существуют во многих крупных городах России и СНГ: Ангарске, Архангельске, Астрахани, Брянске, Владимире, Воронеже, Гродно, Гомеле, Екатеринбурге, Иркутске, Киеве, Кирове, Коврове Королёве, Костанае, Красноярске, Кургане, Липецке, Новосибирске, Пензе, Рязани, Самаре, Смоленске, Ульяновске, Уфе, Ярославле, Дубне, в также районных центрах: Бобруйске, Истре, Богородицке, Луге, Магнитогорске, Люберцах, Павловском Посаде, Орехово-Зуеве, Солнечногорске, Переславле-Залесском, Серпухове, Таганроге, Ульяновске, Усть-Каменогорске, Уссурийске и Усолье-Сибирском

    В Казани существует парк имени Урицкого. Казанский хоккейный клуб, предшественник «Ак Барса», до конца 80-х годов носил название СК им Урицкого.

    Имя Урицкого носил троллейбусный завод в городе Энгельс Саратовской области.

3. Критика

М. С. Урицкого обвиняют в начале массовых репрессий в отношении противников новой власти, а также в личной жестокости. По некоторым оценкам, количество жертв, убитых по его приказу, составляло не менее 5 тыс. человек. Но есть другие свидетельства: Чекист М. Лацис утверждал, что за первую половину 1918 г. ЧК расстреляло 22 человека. С. П. Мельгунов насчитал по газетным источникам 884 человека (без разделения репрессированных на уголовников и политических), в том числе 300 - в Петроградской ВЧК.

В «подлиннике» этой цитаты (у С. П. Мельгунова) указано 13 приговоров.

Однако 12 июня 1918 года конференция большевиков ПетроЧК вынесла специальное решение, предлагавшее «ЦК партии отозвать Урицкого с его поста и заменить товарищем, способным провести тактику беспощадного пресечения и борьбы с враждебными элементами» .

4. Адреса в Петрограде

    1917 - 30.08.1918 года - доходный дом - 8-я линия, 9, кв. 7.

    ВЧК располагалась в Петрограде на Гороховой ул., д.2 (ныне Музей политической полиции России).

Список литературы:

    М.Маргулиес. «Год интервенции», т. 2