Про психологию. Учения и методики

Каменный гость анализ. Анализ «Каменный гость» Пушкин


Пьеса Пушкина написана на известный сюжет средневековых легенд, родоначальником литературной обработки которого был испанский драматург Тирсо де Молина («Севильский озорник, или Каменный гость»). Впоследствии к этому сюжету обращались Ж. Б. Мольер («Дон Жуан» или «Каменный пир») и Д. Г. Байрон («Дон Жуан»). Моцарт написал оперу «Дон Жуан» на либретто Лоренцо Да Понте. До сих пор не выяснено, знал ли Пушкин пьесу Тирсо де Молина, но поэту были хорошо знакомы как произведения Мольера и Байрона, так и опера Моцарта (эпиграфом к «Каменному гостю» послужили слова из либретто Да Понте; кроме того, имя слуги Лепорелло также есть в либретто).

Пьеса Мольера (в переводе Валберхова) шла в Петербурге в 1816 году под названием «Каменный гость». В 1848 году под тем же названием был поставлен балет. Об опере Моцарта «Дон Жуан» см. примеч. на стр. 107.

Герой у Пушкина первоначально назван Дон Жуаном, но затем решительно изменен на Дон Гуана, т. е. имени придана испанская окраска. Местом действия сначала была Севилья, город в испанской провинции Андалузия. Однако Пушкин перенес действие в столицу - Мадрит (Мадрид). Полагают, что эта перемена усилила автобиографический момент. Дон Гуан, как заметила А. А. Ахматова, испанский гранд и в то же время поэт.

Он близок к королю. Мысль о тощ, что «наши поэты сами господа», была чрезвычайно дорога Пушкину, отстаивавшему независимость и не желавшего августейшего покровительства. Ситуация пьесы - тайное возвращение Дон Гуана из ссылки в столицу - также во многом автобиографична. Известно, что Пушкин страстно рвался из Михайловского, но его удерживали друзья почти в тех же словах, что и Лепорелло, упрекающий Дон Гуана («Сидели б вы себе спокойно там»).

Из литературных произведений пьеса была сопоставлена Б. В. Томашевским с повестью «Выстрел»: Сильвио хочет поразить графа Б., когда жизнь ему особенно дорога. Именно в такую минуту погибает Дон Гуан. Отмечено также, что сюжет пьесы «притягивает многие стихотворения Пушкина, порой даже ранние», например, «К молодой вдове» (1817):

О бесценная подруга! Вечно ль слезы проливать? Вечно ль мертвого супруга Из могилы вызывать?

Спит увенчанный счастливец, Верь любви - невинны мы. Нет!., разгневанный ревнивец Не придет из вечной тьмы; Тихой ночью гром не грянет, И завистливая тень Близ любовников не станет, Вызывая спящий день.

Конечно, трагедия Пушкина не сводится ни к автобиографическим деталям, ни к литературным образцам. Пушкин исключительно самостоятелен и глубок в разработке «вечного» сюжета. Его трагедия вместила огромное и оригинальное содержание.

Стр. 56. Гитана - так в Испании называют цыганку. Стр. 57. Андалузия- область на юге Испании.

Антоньев монастырь.-О каком именно монастыре упоминается в пьесе, неизвестно. В Мадриде два Антоньева монастыря: один расположен на западной окраине, а другой - в северном квартале города. В Испании вообще почитался св. Антоний Падуанский.

Стр. 58. Бедная Инеза!.. - Имя Инеза - традиционное для Пушкина испанское имя; см., например, романс с испанским колоритом: «Я здесь, Инезилья...», написанный в Бол-динскую осень (9 октября 1830 года).

Стр. 59. Командор - высшее звание в рыцарских орденах (союзах).

Стр. 62. Гранд - так назывались в Испании представители высшей знати и духовенства.

Стр. 70. Вента - постоялый двор, корчма в Испании.

Стр. 71. Епанча - широкий и длинный плащ без рукавов, надеваемый поверх одежды.

Стр. 72. ...Что за Геркулес!.. - Геркулес (Геракл)-греческий народный герой, обладавший небывалой силой (др.-греч. миф); здесь сравнение Командора с Геркулесом иронично.

Эскурьял - монастырь в 50 км. от Мадрида; так же назывался королевский дворец на территории монастыря.

Обновлено: 2011-09-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 DOI /r Автор: Рахманова Азиза Саттаровна студентка Научный руководитель: Манджиева Баирта Владиславовна канд. филол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова» г. Элиста, Республика Калмыкия СЕМАНТИКА ОБРАЗА СТАТУИ В ТРАГЕДИИ А.С. ПУШКИНА «КАМЕННЫЙ ГОСТЬ» Аннотация: в данной статье образ статуи проанализирован как художественный знак, имеющий различное семантическое значение в контексте драматургического произведения. Каменная статуя командора в трагедии А.С. Пушкина это динамический образ личности, символизирующий вначале героя безмолвного, «терпящего» ироническое к себе отношение, а затем героя «справедливого мстителя», холодного и бескомпромиссного. Ключевые слова: статуя, образ, семантика, сюжет, драма. Обращение к поэтическому наследию А.С. Пушкина, а именно к его трагедии «Каменный гость», продиктовано значимостью творчества великого художника слова, которое соединило лучшие черты русской литературы, привнеся черты зарубежной и тем самым улучшив ее. Цель нашей статьи анализ семантического значения статуи в трагедии А.С. Пушкина «Каменный гость». Семантика это значение, смысл отдельно взятого слова или оборота речи . В представленной работе данное понятие использовано для раскрытия образа и значения каменной статуи в контексте драматургического действия. 1

2 Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» В основе сюжета пушкинского «Каменного гостя» лежит известная старинная испанская легенда о ловком и искусном обольстителе женщин Дон-Жуане, который был жестоко наказан за свое дьявольское искусство. Эта легенда претерпела ряд драматических обработок. Так, А. Пушкину хорошо были известны комедия Мольера «Дон Жуан» и одноименная опера Моцарта (из ее либретто Пушкин выбрал эпиграф для «Каменного гостя»). Однако в своей интерпретации легенды писатель-драматург отказывается от традиционного обозначения пьесы именем протагониста (первоначальным заглавием было «Дон-Жуан») и выбирает совершенно другое заглавие «Каменный гость». Заглавие именно в такой формулировке, на наш взгляд, характеризует не только образ главного героя, но и служит объяснением семантического значения статуи командора. Кроме того, Дон Жуан первоначальное имя, которым нарек своего героя А.С. Пушкин, затем изменив его на а. Статуя определенный знак какого-либо реального живого существа, имеющий различное значение, семантику, вытекающую из отношения людей к статуе. Это может быть почитание, память, страх и т. д. Однако основное значение слова «статуя» скульптурное изображение фигуры человека или животного, реже фантастического существа (обычно в полный рост) . Как художественный образ статуя символизирует бренность и непостоянство бытия, процесс разрушения бытия, переход живого в неживое. Особое внимание поэта привлекала идея скульптурного портрета как динамического образа личности: «Царскосельская статуя», «На статую играющего в свайку», «На статую играющего в бабки». В трагедии А. Пушкина статуя командора, покойного супруга Доны Анны, впервые появляется в первой сцене. Она пока неосязаема, монолитна, «мертва»: Так здесь похоронили командора? Монах Здесь; памятник жена ему воздвигла И приезжает каждый день сюда 2 Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)

3 За упокой души его молиться И плакать . В третьей сцене дается ироническая характеристика Дона Альвара: Каким он здесь представлен исполином! Какие плечи! что за Геркулес!.. А сам покойник мал был и тщедушен. Здесь, став на цыпочки, не мог бы руку До своего он носу дотянуть. Когда за Ескурьялом мы сошлись, Наткнулся мне на шпагу он и замер, Как на булавке стрекоза а был Он горд и смел и дух имел суровый . В этой же сцене, расставшись с Доной Анной, счастлив и не скрывает своего ликования. На предостережения слуги Лепорелло («А командор? что скажет он об этом?») герой самонадеянно отвечает: Ты думаешь, он станет ревновать! Уж верно нет; он человек разумный И верно присмирел с тех пор, как умер . Слуга боязлив, он уверяет, что статуя смотрит на хозяина и злится. Но Дон Гуан неисправим и хочет доказать Лепорелло «безжизненность» каменной громады, приказав ему передать статуе кощунственное предложение: Ступай же Лепоpелло, Пpоси ее пожаловать ко мне - Hет, не ко мне а к Доне Анне, завтpа . В ответ на приглашение статуя кивает в знак согласия, она, вопреки всему, «оживает». 3

4 Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» Лишь в четвертой сцене мы видим передвигающуюся «ожившую» статую Командора. Зная весь жизненный путь а, можно предположить, что здесь статуя выступает неким олицетворением всего прошлого драматического героя: и любовные похождения, и обида обманутых мужей, и кровь соперников, убитых на поединках. От этого прошлого не в состоянии «убежать», даже признавшись Доне Анне в убийстве: Когда б я вас обманывать хотел, Признался ль я, сказал ли я то имя, Которого не можете вы слышать? Где ж видно тут обдуманность, коварство? . Каменная статуя огромна и несокрушима, ее невозможно уничтожить. Она воплощает в себе в некоторой степени смерть, гибель тех, кто в той или иной мере имел с ней контакт. Однако нельзя рассматривать образ статуи командора исключительно как возмездие небесных сил за отречение от нравственных принципов и «безбожную» жизнь. Скорее пушкинская статуя судьба Дон-Гуана, сыгравшая трагическую роль в момент возможного счастья героя. В финале драматургического произведения статуя командора приглашенный, но нежеланный гость, который, однако, явился не для того, чтобы обвинить героев в непристойности их поступка, а для того, чтобы забрать жизнь и душу а: Статуя Дай руку. Вот она... о, тяжело Пожатье каменной его десницы! Оставь меня, пусти пусти мне руку... Я гибну кончено о Дона Анна! . 4 Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)

5 Таким образом, в анализируемом произведении Пушкина-драматурга образ статуи имеет свое семантическое объяснение и свои особенности, раскрывающие смысл произведения. Каменная статуя символизирует трагическую развязку действия, представляется сначала героем безмолвным, «терпящим» ироническое к себе отношение, а затем приводит к смерти своего обидчика, выполняя роль справедливого возмездия. Список литературы 1. Ожегов С.И. Толковый словарь русская языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М., Пушкин А.С. Драматические произведения. М.,


А.С.ПУШКИН «КАМЕННЫЙ ГОСТЬ». Опыт разноаспектного анализа текста А.С.Пушкин. Рисунок к «Каменому гостю» Проектная работа 8 класс Учитель: Кирячек П.В. И была у Дон-Жуана шпага, И была у Дон-Жуана Донна

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Лоренц Вероника Викторовна канд. пед. наук, доцент Успенская Любовь Сергеевна студентка ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» г.

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Коокуева Виктория Владимировна канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» г. Москва ВЛИЯНИЕ РОСТА МРОТ

DOI 10.21661/r-130157 Тельпов Роман Евгеньевич канд. филол. наук, доцент Ян Жуй студент ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина» г. Москва ПРИЧИНЫ НЕСОВПАДЕНИЯ АНТОНИМИЧЕСКИХ

Панькова Саина Гаврильевна студентка ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» г. Якутск, Республика Саха (Якутия) РОЛЬ ЗЕРКАЛА В СКАЗКАХ Г.Х. АНДЕРСЕНА Аннотация: в статье

é ÙËÌ Î ÌÓÈ ÒˆÂÌ ä ÏÂÌÌÓ Ó ÓÒÚfl é. Å. á ÒÎ ÒÍËÈ По существу, сложность пушкинских произведений проявляет себя не только в глубине смысла, но и в том их специфическом свойстве, что для понимания этого

Сочинение на тему в чем идейный смысл финала евгений онегин Евгений Онегин Пушкин в кратком изложении: краткое и полное содержание, сочинения, аудиокниги. Образ Татьяны в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин.

Юстус Анна Александровна студентка Гаврилова Людмила Владимировна канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры» г. Самара, Самарская область ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Кадырова Карина Абдуллаевна доцент, преподаватель ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» г. Махачкала, Республика Дагестан К ВОПРОСУ О ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДВУЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Исмагилова Евгения Павловна студентка Никитушкин Никита Игоревич студент Бобков Алексей Сергеевич студент ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

DOI 10.21661/r-116763 Шевцова Юлия Сергеевна студентка Малинникова Наталья Алексеевна канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского» г. Брянск, Брянская

Романенко Вера Николаевна студентка Макушина Ольга Петровна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» г. Воронеж, Воронежская область ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ И СМЕРТИ У ЛИЦ

Демильханова Бела Аптыевна канд. экон. наук, доцент Институт экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» г. Грозный, Чеченская Республика ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ СОБСТВЕННЫХ ОБОРОТНЫХ

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Теплых Елена Анатольевна магистрант Галкина Ирина Александровна канд. психол. наук, доцент Педагогический институт ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»

ТЕМА ПРОЕКТА: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ В ЦАРСТВЕ МОРФЕЯ ИЛИ ФУНКЦИИ СНА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Автор(ы): Мякоход Анастасия Школа: Лицей 1561 Класс: 9 «Г» Руководитель: Мякоход Юлия Викторовна Является ли

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Бойко Юрий Павлович д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой Лаврова Джульетта Ивановна д-р мед наук, профессор ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия

DOI 10.21661/r-115565 Коробкова Оксана Константиновна канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный университет экономики и права» г. Хабаровск, Хабаровский край МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Черникова Людмила Олеговна студентка Медведев Сергей Сергеевич канд. юрид. наук, доцент ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина» г. Краснодар, Краснодарский край ПРОБЛЕМА

Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак французский драматург, философ, поэт и писатель, предшественник научной фантастики, гвардеец. Сирано родился 6 марта 1619 г. в Париже. Добавил к своей изначальной фамилии

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" DOI 10.21661/r-113811 Ходеева Олеся Петровна студентка ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» г. Новосибирск,

Якимчук Александр Васильевич студент ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» г. Ханты-Мансийск, ХМАО Югра НЕЙРОСЕТЕВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ АРМЯНСКОГО ДРАМА Аннотация: в данной статье рассматривается

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Бакирова Лена Рифхатовна канд. филол. наук, доцент, старший преподаватель ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России» г. Уфа, Республика Башкортостан

Солдаткина Ольга Александровна канд. экон. наук, доцент Рудецкая Анастасия Анатольевна студентка Кучаева Мария Романовна студентка ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный университет экономики и права» г.

Гренадерова Лариса Викторовна старший преподаватель ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» г. Воронеж, Воронежская область ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Пантелеева Олеся Олеговна канд. филол. наук, доцент АНОО ВО «Воронежский экономико-правовой институт» г. Воронеж, Воронежская область Рыбак Антонида Михайловна учитель высшей категории русского языка и

Автор: Каратаев Алексей Антонович студент Научный руководитель: Бурцева Галина Вячеславовна канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры» г. Барнаул, Алтайский край СПЕЦИФИКА

Художественный мир литературного произведения Рамочный текст. Персонаж и средства его создания. Сюжет. Пространство и время. Композиция Основные понятия Теоретическая поэтика наука о формах, видах, средствах

DOI 10.21661/r-113345 Постникова Оксана Валерьевна студентка Педагогический институт ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» г. Иркутск, Иркутская область ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Коцуба Марина Леонидовна аспирант ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» г. Хабаровск, Хабаровская область Калугина Наталья

Шаврина Ольга Геннадьевна кан. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой, Заслуженный учитель РФ ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий» г. Курган, Курганская область ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА

Гаврилин Максим Сергеевич студент НОУ ВО «Московский институт юриспруденции» г. Москва НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КЛАССИФИКАЦИИ КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИИ Аннотация: в статье проанализированы признаки контрафактности

Ялунина Дарья Сергеевна студентка Токмакова Ксения Сергеевна студентка Джой Елена Сергеевна канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» г. Екатеринбург, Свердловская

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Макурина Наталья Ивановна воспитатель первой категории Носова Светлана Мироновна воспитатель высшей категории ГБОУ «Школа с углубленным изучением английского

Таштандинова Элеонора Николаевна воспитатель МБДОУ Белоярский Д/С «Теремок» с. Белый Яр, Республика Хакасия ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ ХАКАССКОГО НАРОДА Аннотация: в работе

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Чуриков Никита Андреевич студент Павлов Николай Владимирович канд. юрид. наук, доцент ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т.

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Попова Анастасия Сергеевна студентка Фирсова Наталья Викторовна канд. юрид. наук, доцент ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» г. Уфа, Республика

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Билет 1 1. Ответьте на вопрос: «В чём состоит актуальность «Слова о полку Игоре» в наши

Прокопьева Марина Николаевна студентка Дубровина Ольга Валериевна канд. психол. наук, доцент Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» г.

Планукян Вероника Саркисовна студентка Медведев Сергей Сергеевич канд. юрид. наук, доцент ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина» г. Краснодар, Краснодарский край К

Шиманская Ирина Юрьевна аспирант Медведева Наталия Владимировна канд. социол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» г. Москва УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-

Сочинение на тему в чем особенности конфликта в комедии ревизор Социальное и личностное в конфликте комедии А. С. Грибоедова Горе от ума Сочинение на тему Горе от ума: актуальность и по сей день. План

Русская литература VIII класс (53 часа в год, из них 6 часов на внеклассное чтение) Русская литература: учеб. пособие для 8 кл. общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Т.Ф. Мушинская,

Чикишева Александра Денисовна студент Мокерова Ольга Павловна канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» г. Киров, Кировская область АНАЛИЗ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Досбулаева Алия Гибратовна учитель математики МБОУ г. Астрахани «СОШ 64» г. Астрахань, Астраханская область DOI 0.266/r-745 ЗАЧЕТНАЯ ФОРМА ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Сибагатуллина Гульфира Рауфовна магистрант Аминов Ильдар Ринатович канд. юрид. наук, доцент Институт права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»

Великая Виктория Олеговна магистрант ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина» г. Краснодар, Краснодарский край К ВОПРОСУ ОБ ОТГРАНИЧЕНИИ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Юмадилова Гузель Булатовна адвокат Коллегия адвокатов «АртЛекс» НКО «Областная коллегия адвокатов адвокатской палаты Костромской области» г. Уфа Республика Башкортостан магистрант Казанский (Приволжский)

Шарагина Светлана Алексеевна студентка Зотин Виталий Владимирович старший преподаватель ФГБОУ ВО «Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева» г. Красноярск, Красноярский

Варакута Елена Александровна учитель начальных классов МОАУ СОШ 10 «Центр образования» г. Нефтекамск, Республика Башкортостан ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Аннотация:

Сильченко Елена Владимировна канд. юрид. наук, доцент Айдарова Анна Юрьевна магистрант ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина» г. Краснодар, Краснодарский край СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ

Козырева Валентина Валерьевна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» г. Москва УТРАТА РЕБЕНКА В РЕЗУЛЬТАТЕ АБОРТА: ВЛИЯНИЕ НА СИБЛИНГОВ Аннотация: статья

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Казанков Виталий Александрович магистрант Боровик Антон Сергеевич магистрант Яковенко Андрей Геннадьевич магистрант ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Деева Светлана Альфредовна канд. пед. наук, доцент Скопинцева Дарья Константиновна студентка ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» г. Краснодар,

Снигур Марина Евгеньевна канд. пед. наук, доцент БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет» г. Сургут, ХМАО Югра АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Авторы: Харченко Юлия Валерьевна магистрант, техник деканата Шенкарь Татьяна Тарасовна магистрант Научный руководитель: Сорочкина Оксана Юрьевна канд. техн.

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Киэлевяйнен Лариса Михайловна канд. пед. наук, доцент Демьянова Ангелина Александровна студентка Институт физической культуры, спорта и туризма ФГБОУ

Дюпина Людмила Федоровна доцент, директор Мазур Наталья Александровна заместитель директора Живайкин Сергей Николаевич канд. экон. наук, доцент Филиал АНО ВО «Институт экономики и антикризисного управления»

DOI 10.21661/r-371077 Галахова Елена Николаевна преподаватель естественнонаучных дисциплин Филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения» в г. Ртищево г. Ртищево, Саратовская область

Лушкова Оксана Николаевна воспитатель Д/С 19 «Зоренька» СП ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова» магистрант Высшая школа психологии и педагогического образования

Соковнина Татьяна Леонидовна учитель музыки МБОУ «СОШ с УИОП 51» г. Кирова г. Киров, Кировская область РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ Аннотация: в данной статье рассмотрено

Шушакова Галина Николаевна канд. филол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» г. Ижевск, Удмуртская Республика Дюпина Мария Леонидовна преподаватель АПОУ УР «Ижевский политехнический

Чипышева Людмила Николаевна канд. пед. наук, заведующая лабораторией учебно-методического сопровождения введения ФГОС ОО ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников

Пивоварова Галина Борисовна канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» г. Ростов-на-Дону, Ростовская область РЫНОК ЖИЛОЙ НЕДВИЖИМОСТИ РОСТОВА-НА-ДОНУ

Кравченко Линда-Лидия Павловна студентка ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» г. Москва DOI 10.21661/r-113696 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Авивов Артем Константинович магистрант Обломов Игорь Александрович канд. техн. наук, доцент ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» г. Чебоксары, Чувашская Республика РЕАЛИЗАЦИЯ

Анализ сюжета трагедии "Каменный гость". Характеристика героев трагедии. Общий анализ произведения.

Главный герой трагедии «Каменный гость» Дон Гуан, от руки которого на дуэли погибло немало людей, отправлен в ссылку. Будучи поклонником дам, Дон Гуан тайно возвращается в столицу в поисках любовных утех. Там он случайно встречает Дону Анну, в которую страстно влюбляется. Между тем его избранница предана памяти своего мужа, командора, павшего от шпаги Дон Гуана. Однако настойчивый кавалер все же добивается благосклонности Доны Анны. При этом Дон Гуан позволяет себе насмехаться над памятником командора, в результате чего гибнет от руки оскорбленной им каменной статуи.
Дон Гуан стремится, во что бы то ни стало, привлечь внимание понравившейся ему женщины:
«Ею, мне кажется; замечен», - замечает Дона Анна мужчину.
При этом Дон Гуан жаждет не мимолетного, а постоянного внимания к себе:
«Я напротив старался быть везде б замечен вами», - старается кавалер попасться на глаза своей избраннице.
Персонажи трагедии стремятся к общению с понравившимися им людьми:
«Сегодня впущуся в разговоры с ней», - жаждет Дон Гуан поговорить с Доной Анной.
Даже монах, которому пристало вести затворнический образ жизни, не против общения с посетительницей монастыря:
«Я с нею бы хотел поговорить», - признается служитель в своем желании побеседовать с красавицей Доной Анной.
Некоторые герои произведения сильно привязываются к близким им людям. К примеру, Дона Анна верно хранит память о своем супруге:
«Вдова должна pi гробу быть верна», - чтит память мужа вдова.
Равным образом Дона Анна убеждена, что ее преданный супруг испытывал привязанность к ней:
«Дон Альвар уж верно не принял бы к себе влюбленной дамы, когда бы овдовел. Он был бы верен супружеской любви», - полагает вдова, что командор был верным мужем.
Главных героев трагедии отличает жажда любви. Так, Дон Гуан добивается любви многих красавиц. Повстречав Дону Анну, он жаждет «любовью нежной тронуть» сердце своей новой избранницы. Несмотря на свое стремление сохранить верность памяти мужа, Дона Анна не в силах противостоять вспыхнувшим в ней ответным чувствам:
«О Дон Гуан, как сердцем я слаба», - не в силах женщина противиться влечению.
Таким образом, герои трагедии стремятся к привлечению внимания, общению, склонны привязываться к людям, жаждут любви, что соответствует потребностям коммуникативного типа.
Между тем персонажи подчас ведут себя противоположным образом: стараются остаться незамеченными, проявляют необщительность, быстро забывают былые привязанности, испытывают ненависть.
К примеру, тайно вернувшийся их ссылки в столицу Дон Гуан пытается остаться незамеченным:
«Я полечу по улицам знакомым, усы плащом закрыв, а брови шляпой. Как думаешь? Узнать меня нельзя?» - старается герой держаться неприметно.
Для сравнения, красота затворницы Доны Анны остается незамеченной многими мужчинами:
«Покойник был ревнив. Он Дону Анну взаперти держал, никто го нас не видывал ее», - скрывал командор жену от посторонних глаз.
Привыкшая к уединению Дона Анна обычно необщительна:
«О, Дона Анна никогда с мужчиной не говорит», - молчалива женщина в присутствии мужчин.
Даже согласившись на свидание с Дон Гуаном, Дона Анна опасается общения с ним:
«Подите прочь - вы человек опасный. Я слушать вас боюсь», - хочет женщина завершить общение, едва познакомившись с поклонником.
Некоторые персонажи свои былые привязанности легко забывают. Так, например, Дон Гуан достаточно быстро охладевает к женщинам, которых он некогда пылко любил:
«Недолго нас покойницы тревожат. ... А живы будем, будут и другие», - свидетельствует Лепорелло о ветрености своего господина.
Подстать своему «ветреному любовнику» Дон Гуану легкомысленная Лаура:
«Признайся, а сколько раз ты изменяла мне в моем отсутствии» -подозревает Дон Гуан женщину в неверности.
Своими буйными выходками Дон Гуан провоцирует ненависть у многих людей. Так, монах именует Дон Гуана «развратным, бессовестным, безбожным», осуждая саму память о нем.
Равным образом Дон Карлос смертельно ненавидит убийцу своего родного брата:
«Дон Гуан безбожник и мерзавец», - зол персонаж на дуэлянта.
Героев произведения отличает не только определенный набор стремлений, но и способы удовлетворения своих желаний.
К примеру, Дон Гуан, стремясь добиться любви понравившихся ему женщин, не останавливается ни перед чем. Между тем его пылкие чувства, как правило, быстро остывают, и кавалер оставляет своих любовниц, одну за другой:
«Ни одной доныне из них я не любил», - объясняет Дон Гуан, отчего он оставлял женщин.
Встретив Дону Анну, главный герой настолько поглощен вспыхнувшим в нем пламенным чувством, что ощущает себя «жертвой страсти безнадежной»:
«За сладкий миг свиданья безропотно отдам я жизнь», - не может герой жить без возлюбленной.
Дон Гуан чрезмерно привязчив к тем, чьего расположения он хотел бы добиться:
«Какой ты неотвязчивый!» - упрекает Дона Анна своего кавалера в назойливости.
Заметим, что из-за буйного нрава Дон Гуана даже многие его приверженцы вынуждены дистанцироваться от него:
«Меня он удалил меня ж любя; чтобы меня оставила в покое семья убитого», - вынужден король отправить дуэлянта в ссылку.
Добившись общения с Доной Анной, Дон Гуан стремится выговориться, едва не насильно заставляя женщину выслушать его.
«Я Дон Гуан. Я убил супруга твоего; и не жалею о том - и нет раскаянья во мне. Я Дон Гуан, и я тебя люблю», - изливает сердце герой перед Доной Анной, хотя той становится «дурно» от таких признаний.
Вместе с тем, опасаясь сболтнуть лишнего, Дон Гуан порой делает паузу в разговоре:
«Скажи... Нет, после переговорим», - отмалчивается кавалер после вопроса Лауры о том, изменял ли он ей.
Желая обратить на себя внимание, Дон Гуан порой излишне настойчиво взывает к окружающим:
«Я, командор, прошу тебя прийти к твоей вдове, где завтра буду я, и стать на стороже в дверях. Что? Будешь?» - повторно призывает Дон Гуан статую командора, вслед за Лепорелло.
Добиваясь расположения Доны Анны, Дон Гуан заверяет женщину, что будет чрезвычайно внимателен к ней:
«Я был бы раб священной вашей воли, все ваши прихоти я б изучал», - обещает кавалер ловить каждый взгляд своей избранницы.
Проведенный анализ характеров персонажей трагедии «Каменный гость» показывает, что ее героям присущи коммуникативные потребности. Персонажи различаются как видами стремлений, так и способами удовлетворения своих желаний, сопряженными с чертами характера.
Поступки главного героя привлекают к нему повышенное внимание, так что подчас он вынужден действовать незаметно. Иногда персонажи призывают других обратить на что-то особое внимание, а порой сами проявляют чрезвычайную внимательность по отношению к кому-то.
Герои произведения стремятся к общению с понравившимся им человеком. В то же время отдельные персонажи весьма необщительны. В определенных случаях герои стремятся выговориться а в какой-то ситуации берут паузу в общении.
Одни герои долго хранят привязанность к другому человеку, в то время как другие персонажи прежние привязанности легко забывают. При этом если кто-то излишне привязчив в своих притязаниях, то другие от него стараются дистанцироваться.
Главный герой произведения добивается любви многих женщин. Однако его чувства неглубоки, и вскоре он оставляет предмет своих прежних вожделений. Когда персонаж встречает неординарную женщину, его сердце всецело поглощает страсть. Между тем своими выходками он провоцирует ненависть у многих людей, от чего в итоге сам страдает.

Анализ персонажей характеристика сюжета трагедии Каменный гость Пушкина.

«Каменный гость» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

«Каменный гость » был написан в 1830 г. в Болдине, но задуман несколькими годами ранее. Был напечатан после смерти поэта в 1839 г. в сборнике «Сто Русских Литераторов».

Литературные источники

Пушкин был знаком с комедией Мольера и оперой Моцарта, которая упомянута в эпиграфе. Оба эти произведения основаны на традиционном сюжете, легенде о развратном Дон Жуане, наказанном ходящей и говорящей статуей и ввергнутом в адское пламя. Цель Пушкина - создать новые характеры в рамках традиционного сюжета.

Характеры героев и конфликт

Как и в других «Маленьких трагедиях», Пушкин изображает прежде всего психологию героев. Дон Жуан соединяет в себе многие черты: он ветреный любовник, но искренне увлекающийся человек; он смел, благороден, но расчётлив; он поэт (его песню поёт Лаура). Характер главного героя противоречив, но это не приводит к внутреннему конфликту, потому что Дон Гуан всегда искренен или кажется таковым. Читатель не может понять, насколько правдив Дон Гуан, когда говорит Доне Анне, что до неё по-настоящему не любил ни одной женщины.

Внешний конфликт в пьесе нужен для развития сюжета: именно многочисленные дуэли стали причиной изгнания Дон Гуана, дуэль с командором и его убийство привели к приходу каменного гостя.

Характер слуги Лепорелло во многом повторяет комедийный характер предшествующих литературных образов: он труслив, осуждает любовные похождения своего хозяина и страдает от того, что должен всё это переносить. Ещё менее значителен для развития действия характер Дон Карлоса, чьего брата убил Дон Гуан. Читатель может только догадываться, является ли Дон Карлос братом Дона Альвара, командора, мужа Доны Анны. Образ Дона Карлоса помогает показать, каковы Лаура и Дон Гуан. Увидев мёртвое тело, Лаура, только что клявшаяся Дону Карлосу в любви, заботится только о том, куда девать убитого. Она такая же авантюристка, как и Дон Гуан, который ни минуты не размышляет, принимая вызов Дон Карлоса к немедленной битве.

Важны для раскрытия характера Дон Гуана образы трёх его женщин, а показаны в пьесе только три из множества. Первая из них, Инеза, называется Дон Гуаном бедной. Она рано погибла, возможно, от руки мужа, сурового негодяя. В ней «мало было истинно прекрасного»: помертвелые губы, тихий и слабый, как у больной, голос. Но чёрные глаза и взгляд покорили Дон Гуана. Он с грустью и нежностью вспоминает её.

Другая возлюбленная, Лаура, похожа на самого Дон Гуана. Она живёт свободно и делает то, что ей нравится. Лаура актриса, играющая вдохновенно, от сердца. Так же вдохновенно она выбирает любовников и правдива с ними. Дону Карлосу она говорит, что выбрала его, потому что он напоминает Дон Гуана, когда сердится. Ни Лаура, ни Дон Гуан не скрывают, что изменяют друг другу. Их любовь близка к дружбе, единению двух похожих людей.

Образ Доны Анны полон внутренних противоречий. Она благочестива, хочет быть верной своему достойному мужу, но не обнаруживает ненависти к его убийце. Дона Анна даже кокетничает с Дон Гуаном и принимает его ухаживания. Она скромна, искренна, но страстность её ищет выхода, и женщина не в силах противостоять внезапно нахлынувшим чувствам. Дона Анна наивна, верит любви Дон Гуана, но при этом иронизирует: «О, Дон Гуан красноречив - я знаю» . Дона Анна пробуждает в Дон Гуане, казалось бы, искренние и глубокие чувства: «Так, разврата Я долго был покорный ученик, Но с той поры, как вас увидел я, Мне кажется, я весь переродился!» О том, насколько искренен Дон Гуан, судить читателю.

Сюжет и композиция

Пьеса состоит из 4 сцен, в каждой раскрываются новые черты характера главного героя. Первоначальное отношение к нему читателя как к ловеласу и убийце-дуэлянту меняется, возникает сочувствие. В первой сцене характер проясняется через связь с Инезой, во второй — с Лаурой, в третьей и четвёртой - через чувства к Доне Анне. В третьей сцене Дон Гуан шутя зовёт к Доне Анне статую командора. В четвёртой сцене Дон Гуан как никогда близок к счастью: он по-настоящему любит Дону Анну, она узнаёт его истинное имя и прощает его, готовая к взаимной любви. Но злой рок настигает человека, близкого к счастью. Образ статуи командора - это судьба, символ прошлых проступков Дон Гуана, тяжёлых, как пожатие каменной руки, не допускающих счастливой жизни. Кульминация совпадает с развязкой, как и в других «Маленьких трагедиях».

Художественное своеобразие связано с лаконизмом изложения, при котором создаётся объёмность и драматичность характеров и остаётся недосказанность и возможность для интерпретаций.

Пьеса «Каменный гость» Пушкина, написанная в болдинскую осень, в 1830 году, является авторской интерпретацией одного из наиболее популярных сюжетов в мировой литературе. Александру Сергеевичу удалось придать широко известной легенде о дамском угоднике новое, неповторимое звучание.

Главные герои

Дон Гуан – испанский гранд, большой дамский угодник и соблазнитель.

Дона Анна – вдова командора, убитого Дон Гуаном, благочестивая женщина.

Другие персонажи

Лепорелло – верный слуга Дон Гуана.

Лаура – юная актриса, возлюбленная Дон Гуана, ветреная кокетка.

Статуя – ожившее каменное изваяние командора, от рук которого гибнет Дон Гуан.

Сцена I

У ворот Мадрида стоят двое мужчин и ведут беседу. Дон Гуан интересуется у своего слуги, узнает ли его кто-то в городе, если он войдет в него, « усы плащом закрыв, а брови шляпой». На что Лепорелло отвечает, что даже такая маскировка не спасет его от неминуемого разоблачения. Столь известную в городе персону легко признает « первый сторож, гитана или пьяный музыкант, иль свой же брат нахальный кавалер ». Если известие о самовольном возвращении Дон Гуана из ссылки станет известно королю, то беды не миновать.

Проходя мимо Антоньева монастыря, Дон Гуан припоминает, как в свое время наведывался к Инезе. Женщина не отличалась красотой, но ее страстный взгляд так очаровал Дон Гуана, что он потратил три месяца на покорение этой неприступной крепости. В итоге ревнивый муж, узнав об измене супруги, убил ее. Однако Дон Гуан недолго горевал о своей возлюбленной, и вскоре воспылал чувствами к Лауре, к которой и держит сейчас свой путь.

Лепорелло и его господин встречают монаха, который сообщает им о скором прибытии Доны Анны. Именно ее супруга и убил коварный соблазнитель, за что и был сослан в ссылку самим королем.

Безутешная вдова « приезжает каждый день сюда за упокой души его молиться и плакать ». Монах рассказывает господам, что Дона Анна, бесспорно, очень красива, но не заговаривает с мужчинами, делая исключение лишь монахам.

Заинтригованный, Дон Гуан пытается познакомиться с вдовой, укутанной в черную траурную накидку. Лепорелло упрекает своего хозяина в неуважении к горю несчастной женщины.

Сцена II

Гости Лауры наперебой хвалят ее актерский талант и совершенную, искусную игру, которую она им продемонстрировала. Девушка также довольна собой, и не скрывает этого.

По просьбе гостей Лаура берет гитару и поет песню, сочиненную специально для нее Дон Гуаном. Прекрасным исполнением любовной песни тронут даже самый « угрюмый гость » – Дон Карлос. Он всем сердцем ненавидит Дон Гуана, который « на поединке честно убил его родного брата ».

После ухода гостей Лаура просит остаться с ней Дон Карлоса, который в гневе напомнил ей ее бывшую любовь – Дон Гуана. Гранд спрашивает прелестницу, задумывалась ли она когда-нибудь о том, что будет делать, когда утратит очарование молодости. На что девушка беззаботно отвечает, что предпочитает наслаждаться жизнью здесь и сейчас, и не задумываться о будущем.

Их разговор прерывает стук – это Дон Гуану не терпится поскорее заключить в свои объятия прекрасную Лауру. Дон Карлос, увидев своего врага, хочет немедля с ним драться. Его желание тут же исполняется, но в честном поединке Дон Кралос погибает.

Дон Гуан признается Лауре, что, очутившись в городе, он первым делом поспешил к ней. Девушка не верит ветреному возлюбленному, она не сомневается, что он « мимо шел случайно и дом увидел ». Они обвиняют друг друга в изменах, и это соответствует действительности: ни Лаура, ни Дон Гуан не отличаются моральной устойчивостью.

Сцена III

У статуи командора неугомонный Дон Гуан приходитк заключению, что смерть Дон Карлоса ему только на руку. Его надежным укрытием становятся монастырские стены, и у повесы появляется возможность заговорить с Доной Анной.

Статуя напоминает ему поединок с командором, который « мал был и щедушен », но при этом был « горд и смел - и дух имел суровый ». Тем временем входит Дона Анна и, перепутав сластолюбца со святым отцом, просит его помолиться вместе с ней об усопшем супруге.

Но Дон Гуан не теряет даром времени: он признается прекрасной вдове в своих чувствах, чем приводит ее в смятение. Он готов тотчас умереть и быть здесь похороненным, лишь бы Дона Анна могла коснуться его своей одеждой. Вдова уличает его в безумии, но мужчина признается, что в его положении истинное безумство – это « любовью нежной тронуть ваше сердце ».

Дона Анна пытается прогнать настойчивого поклонника, поскольку на кладбище « не место таким речам, таким безумствам ». Он уходит лишь тогда, когда вдова соглашается на свидание.

Понимая, что с таким трудом выпрошенное свидание может быть испорчено, если женщина узнает его настоящее имя, Дон Гуан представляется именем Диего де Кальвадо.

Получив желаемое, ветреный повеса делится с Лепорелло своей радостью – он « счастлив, как ребенок ». В приподнятом настроении Дон Гуан шутит о том, что командор уж точно не помешает этому свиданию, и просит Лепорелло пригласить статую прийти на следующий день к дому Доны Анны и стать у двери. Слуга в ужасе убегает, поскольку на его просьбу статуя утвердительно кивает головой.

Сцена IV

Придя в условленный час к дому своей возлюбленной, Дон Гуан ведет с ней нежную беседу. Дона Анна рассказывает, что ее скорбь по супругу не так уж сильна – она вынуждена была выйти за него замуж по велению матери, поскольку ее семья была бедна, а командор слыл завидным женихом.

Дон Гуан опечален тем, что судьба не свела его раньше с Доной Анной. Ради этой встречи он « все бы отдал, все за единый благосклонный взгляд ». Он бы делал все возможное, лишь бы доставлять удовольствие своей возлюбленной.

Сладкие речи Дона Гуана настораживают молодую женщину: она искренне считает, что « вдова должна и гробу быть верна », и не сомневается, что и супруг, в случае ее преждевременной смерти, до конца жизни оставался бы ей верен.

Дон Гуан признается прекрасной вдове, что виновен перед ней. После долгих сомнений и уговоров он все же раскрывает перед ней свое истинное имя. Однако Дон Гуан совершенно не раскаивается в содеянном, и признается в любви Доне Анне. Вдова не верит ему, поскольку всем известна его слава искусителя и « безбожного развратителя ». Дамский угодник признается, что до сей поры еще ни разу не был влюблен, и лишь Дона Анна смогла зажечь пожар любви в его сердце. Вдова прощает убийцу своего мужа и соглашается на мирный поцелуй.

В этот момент в дверь кто-то стучит, и в комнату входит статуя командора, пришедшая на зов. Дон Гуан понимает, что все кончено. Он пожимает руку каменной статуе, и они вместе проваливаются.

Заключение

Свое произведение Александр Сергеевич посвятил анализу любовной страсти, на алтарь которой положил всю свою жизнь главный герой. Главная идея пьесы – неотвратимость справедливого возмездия за совершенные поступки.

Краткий пересказ «Каменного гостя» будет особенно полезен для читательского дневника.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 45.