Про психологию. Учения и методики

Стихотворение анчар восприятие,истолкование, оценка. Анализ Стихотворения «Анчар Восприятие анализ оценка анчар

В 1828 году А. С. Пушкин оказался в невыносимо тяжелых условиях. Придирки правительства к поэту, вернувшемуся из ссылки, не прекращались. Пушкина вызывают на допросы. Принимается постановление Государственного совета по делу о стихотворении «А. Шенье». На душе постоянная тревога и ощущение гнетущей силы, с которой нет сил бороться.

Тогда-то и рождается стихотворение «Анчар», в котором остро звучит тема деспотизма, угнетения одного человека другим. О ядовитом дереве, анчаре, растущем на островах Зондского архипелага, в конце XVIII - начале XIX века имелись сведения и в художественной, и в научной литературе. Необычное название, мрачная экзотика - все это поразило воображение поэта. Фактические данные о дереве яда рождали образы, ни с чем не сравнимые по своей силе.

Пушкин читал в журнальных статьях о преступниках, осужденных на смерть. Последний шанс получали эти люди - добывали яд с вредоносного дерева и несли своим господам. Многие здесь и погибали.

Для А. С. Пушкина стихотворение «Анчар» было важным, оно закрепляло связь со временем. Вероятно, не зря в его черновой рукописи обозначена точная дата написания - 9 ноября 1828 года.

Образ анчара возникает уже в первой строфе и дается в торжественно-мрачном тоне. Это подчеркивают эпитеты: «чахлая», «скупая» пустыня, раскаленная зноем почва.

Употребление старославянской формы «раскаленный» делает стих приподнятым, величественным.

Сравнение «как грозный часовой» необыкновенно выразительно.

Пушкин создает символический образ. Его не интересует больше само дерево, растущее на острове Ява. Потрясает какой-то просветленный пушкинский гуманизм. Поэт поднимается до постановки огромной проблемы о праве человека на жизнь и о праве на его жизнь со стороны другого человека.

Во второй и последующей строфах усиливается мрачный характер образа: возникает тема яда.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

В третьей строфе яд показан в движении, он смертоносен:

Яд каплет сквозь его кору…

Трагизм заключается в том, что к дереву, к которому «и птица не летит», «и тигр нейдет», а ветер, соприкоснувшийся с ним, «мчится прочь уже тлетворный», человека отправляют «властным взглядом». Причем посылающий прекрасно знает о последствиях своих действий. Посланный же «послушно в путь потек», потому как раб, давно забывший, что он такой же человек. Подданный выполнил свою миссию: принес с ядовитого дерева своему князю «смолу» и «умер… у ног непобедимого владыки». Доволен остался деспот, разослав с принесенным ядом гибель «к соседям в чуждые пределы», умножая и распространяя вокруг себя зло.

Психологическая основа пушкинского стихотворения - кровное и искреннее сочувствие человеку, обреченному на гибель.

Окт 05 2015

После возвращения из ссылки Пушкин понял, что его мечты о свободном не могут осуществиться. Царь и его слуги не оставляют поэта в покое. Тайные агенты следят за каждым его шагом, его произведения подвергаются жестокой цензуре. В 1828 году против поэта возбуждается дело по обвинению в создании противоправительственного произведения «Андрей Шенье» и безбожной поэмы «Гаврилиада». Эти обстоятельства, а также усиление правительственной реакции и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения «Анчар», содержащего резкий протест против губительной силы деспотизма.

В основу сюжета этого произведения Пушкин положил полулегендарные сведения о существовании на острове Яве ядовитого дерева упас-анчар. Путешественники рассказывали, что это дерево отравляет окрестный воздух и сок его смертелен. Вожди местных племен посылали приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую употребляли для отравления стрел. Великий использовал эти рассказы, чтобы создать аллегорический неограниченного деспота, несущего смерть и уничтожение всему живому, отнимающего у человека самое дорогое - . Если при этом мы вспомним мифологию, то поймем, что «мировое древо» - источник жизни, заменено в стихотворении на ужасный образ другого древа - символа вселенского зла. делится на две части: в первой дается описание ядовитого дерева, во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба, чтобы при помощи добытого им яда сеять смерть среди своих соседей.

Анчар рисуется поэтом как некое фантастическое существо, всесильное и губительное для окружающих. Описание дерева страшно: анчар стоит «в пустыне чахлой и скупой», «один во всей вселенной», породила его природа «в день гнева», ядом напоены его корни и ветви; от зноя капает яд, а к вечер}’ застывает «густой прозрачною смолою». Мир вокруг отравлен: к дерев}’ не летит птица, и «тигр нейдет»; дождь, оросивший его листы, стекает на песок уже ядовитым. Для зарисовки поэт воспользовался выразительными оценочными эпитетами: «пустыня чахлая и скупая», «почва, зноем раскаленная», «природа жаждущих степей», «зелень мертвая ветвей», «вихорь черный» и «тлетворный», «лист его дремучий».

Употреблено одно сравнение - «анчар, как грозный часовой», - раскрывающее, подобно эпитетам, губительную силу зла этого дерева. В образе владыки Пушкин подчеркивает его всевластие, безжалостность: «послал к анчару властным взглядом», copyright

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Стихотворение А. С. Пушкина «Анчар» (восприятие, истолкование, оценка) . Литературные сочинения!

Текст сочинения:

После возвращения из ссылки Пушкин понял, что его мечты о свободном ҭворчестве не могуҭ осуществиться. Царь и его слуги не оставляюҭ поэта в покое. Тайные агенҭы следят за каждым его шагом, его произведения подвергаюҭся жестокой цензуре. В 1828 году против поэта возбуждается дело по обвинению в создании противоправительственного произведения Андрей Шенье и безбожной поэмы Гаврилиада. Эҭи обстоятельства, а также усиление правительственной реакции и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения Анчар, содержащего резкий протест против губительной силы деспотизма.
В основу сюжета этого произведения Пушкин положил полулегендарные сведения о существовании на острове Яве ядовитого дерева упас-анчар. Путешественники рассказывали, что это дерево отравляет окрестный воздух и сок его смертелен. Вожди местных племен посылали приговоренных к смерҭной казни собирать ядовиҭую смолу анчара, которую употребляли для отравления стрел. Великий поэҭ использовал эҭи рассказы, чтобы создать аллегорический образ неограниченного деспота, несущего смерть и уничтожение всему живому, отнимающего у человека самое дорогое жизнь. Если при этом мы вспомним мифологию, то поймем, что мировое древо источник жизни, заменено в стихотворении на ужасный образ другого древа символа вселенского зла.
Сҭихотворение делиҭся на две части: в первой дается описание ядовитого дерева, во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба, чтобы при помощи добытого им яда сеять смерть среди своих соседей.
Анчар рисуется лириком как некое фантастическое существо, всесильное и губительное для окружающих. Описание дерева страшно: анчар стоиҭ в пустыне чахлой и скупой, один во всей вселенной, породила его природа в день гнева, ядом напоены его корни и ветви; от зноя капает яд, а к вечер}" застывает густой прозрачною смолою. Мир вокруг отравлен: к дерев}" не летиҭ пҭица, и ҭигр нейдет; дождь, оросивший его листы, стекает на песок уже ядовиҭым. Для зарисовки образа поэҭ воспользовался выразительными оценочными эпитетами: пустыня чахлая и скупая, почва, зноем раскаленная, природа жаждущих степей, зелень мерҭвая ветвей, вихорь черный и ҭлетворный, лист его дремучий. Употреблено одно сравнение анчар, как грозный часовой, раскрывающее, подобно эпитетам, губительную силу зла этого дерева.
В образе владыки Пушкин подчеркивает его всевластие, безжалостность: послал к анчару властным взглядом, непобедимый владыка; гибельность для всего окружающего: умирает раб, гибель разослал к соседям в чуждые пределы. В образе раба подчеркнута безропотность, покорность судьбе: послушно в путь потек, умер бедный раб у ног непобедимого владыки. Образ князя и образ слуги резко противопоставлены друг другу, Пушкин воспользовался приемом анҭитезы: непобедимый владыка и бедный раб, однако, резко осудив такое разделение людей, автор отметил в них общее: Но человека человек послал к анчару... А образ анчара дополняет образ владыки, усиливает его, делает ярким и более значительным. Анчар несет смерть окружающей природе, князь людям.
Идейный смысл стихотворения Анчар изображение губительной для общества власти самодержавия, призыв к его уничтожению. Мысль эта выражена в аллегорических образах, и лирикому стихотворение было пропущено цензурой. Появление в печати Анчара имело большое общественно-полиҭическое значение. Это было выступление поэта против самодержавия, хотя и замаскированное.

Права на сочинение "Сҭихотворение А.С.Пушкина Анчар (восприятие, истолкование, оценка)" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Стихотворение «Анчар» один из самых ярких примеров философской лирики Пушкина, которую составляют стихотворения, где поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем.

В отличие от многих других стихотворений поэта, в «Анчаре» присутствует сюжет. По своей форме и содержанию оно более всего походит на стихотворную притчу, в которой раскрывается природа рабства и тирании в человеческом обществе, а также природа и источник существующего в мире зла.

Образ Анчара, возникающий в первых строчках стихотворения, безусловно, метафоричен. Анчар – это воплощения мирового зла, его символ. Природа, мудрая и прекрасная, его «в день гнева породила», но вместе с тем позаботилась и о том, чтобы живые существа обходили это дерево как можно дальше:

«К нему и птица не летит,

И тигр нейдет…»

Однако миру природы резко противопоставлен мир людей, идея всеразрушающего человеческого своеволия:

«Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом;

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом».

Пушкин намеренно воздерживается от введения противопоставления властелин – раб. В этих строках оба действующих лица сознательно уравнены – «человека человек». При этом вина за то, что впоследствии зло выплеснулось в мир, одинаково лежит на обоих людях. На первом человеке – за то, что он послал другого к анчару «властным взглядом», а на другом – за то, что «послушно в путь потек». Только при наличии рабства, которое гнездится в душе человека, возможна тирания.

Результатом «послушности» и «природного» рабства является то, что

«…царь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы».

Для придания большей выразительности Пушкин пользуется такими выразительными средствами, как метафоры (пустыня чахлая и скупая, жаждущие степи, зелень мертвая ветвей, древо смерти); эпитеты (густая прозрачная смола, вихорь черный); олицетворения (Анчар, как грозный часовой).

Таким образом, стихотворение является своего рода философской аллегорией ответственности всех и каждого за то зло, которое творится на свете. И вина раба здесь ничуть не меньше, чем вина властителя. Рабство – лишь оборотная сторона тирании, и существовать они могут только вместе. До тех пор, пока есть рабы, будут и властелины, и именно рабство души, внутренняя несвобода в первую очередь поражают зло в мире. Рабство, по Пушкину, в первую очередь есть состояние неестественное, чуждое мудрой природе, существующей по гуманным законам Творца. Зло порождает человек, пытаясь идти против законов бытия и устанавливая свои собственные правила и законы в мире, который не им создан и не ему принадлежит.

Другие работы по теме:

Стихотворение А.А.Фета "Это утро, радость эта..." (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Фет А.А. К.Д. Бальмонт отмечал, что Фет видел окружающий мир целостно, не расчленяя его на отдельные детали, то есть как некое гармоническое, музыкальное единство, а также, что "ни у одного из русских поэтов нет таких воздушных мелодичных песен о любви".

Стихотворение Пушкина «Анчар» было написано в 1828 году. В нем раскрывается философская трактовка понятия свободы, характерная для зрелого творчества Пушкина. В эти годы идеал свободы в пушкинском понимании вливается в систему общечеловеческих ценностей и уже не выступает в его творчестве как чисто политическая категория, что было присуще его ранней лирике.

Стихотворение С. Есенина "Низкий дом с голубыми ставнями..." (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Есенин С.А. Сергей Есенин провел все свое детство и юность в рязанском селе Константинове. Деревенские впечатления сформировали миропонимание поэта. Сельские образы навсегда стали частью его души, никогда не притупляясь, не ослабевая в его сознании.

Стихотворение Ф.И.Тютчева "Фонтан". (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Тютчев Ф.И. Основными темами творчества Тютчева являются природа, любовь, философские размышления о тайнах бытия - то есть темы вечные, не ограниченные той или иной эпохой. Расцвет его творчества пришелся на 40-60-е годы XIX века, когда громогласно пропагандировалось "чистое искусство" во имя практической пользы, когда декларировалась гражданственность поэзии, делалась ставка на преобразование всего общественного строя России, результатом которого должны были стать равенство, свобода и социальная справедливость.

Стихотворение Ф.И.Тютчева "Не то, что мните вы, природа..." (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Тютчев Ф.И. Если в первый период творчества Ф.И.Тютчев выступал как поэт философского плана, то в зрелом возрасте поэзия мысли обогатилась у него сложностью чувств и настроений.

Стихотворение Ф.И.Тютчева "Как хорошо ты, о море ночное..." (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Тютчев Ф.И. Русская классическая литература всегда активно участвовала в общественной жизни страны, горячо откликаясь на животрепещущие социальные проблемы времени. Это особенно характерно для 60-х годов XIX века, когда происходило размежевание дворянской, аристократической и революционно-демократической литературных группировок.

Стихотворение Н.А.Заболоцкого "Гроза идет". (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Заболоцкий Н.А. Тема грозы часто встречается в творчестве Заболоцкого. Каждый поэт ищет свои аллегории. У Пушкина потомки ассоциируются с молодыми побегами сосен: "Здравствуй, племя младое, незнакомое".

Стихотворение А.А.Блока "О, я хочу безумно жить..." (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Блок А.А. Юношеские стихи Александра Блока были немного "сумеречными", он считал, что "счастья не было - и нет", что жизнь сложна, а поэт должен быть печален.

Стихотворение В.А.Жуковского "Море". (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям". (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Маяковский В.В. Почему-то Владимира Маяковского принято считать поэтом политического, агитационного и сатирического плана. Хотя, как мне кажется, он выполнял пропагандистскую и агитационную деятельность как поденщину, как обязательную и скучную работу.

Стихотворение В.В. Маяковского "Послушайте!". (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Маяковский В.В. Огромный, здоровенный Маяковский, со всей своей бескомпромиссной смелостью, которую не остановить никакой силищей, такой чуткий внутри Обнаженными нервами цепляется, задевает он за окружающую его жизнь.

Стихотворение А.А.Фета "Заря прощается с землею..." (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Фет А.А. А.Фету всегда было тесно в пределах слова, в узких для него рамках поэзии, поэтому он часто прибегал к помощи звуков, мелодии, музыки, сочинял свои стихотворения как музыкальные произведения, по законам гармонии.

Стихотворение А. А. Блока "Русь". (Восприятие, истолкование, оценка)

Стихотворение А.С.Пушкина "Поэт". (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Пушкин А.С. Прежде всего вспомним стихотворение, в котором А.С Пушкин обратился к высшему разуму; оно явилось как бы предвестником "Поэта":

Стихотворение Н.А.Некрасова "Я не люблю иронии твоей..." (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Некрасов Н.А. Н.Некрасова, как и В.Маяковского, многие считают лишь "политическим" поэтом, борцом за гражданские права простых людей. Но уж если и может возникать спор о поэтическом значении "гражданских" стихотворений Некрасова, то разногласия значительно сглаживаются и порой даже исчезают, когда речь идет о Некрасове как об этике и лирике.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Листок". (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Лермонтов М.Ю. Когда открываешь томик Лермонтова и погружаешься в мир его удивительной, пронизанной безысходной грустью поэзии, то почему-то никогда не можешь представить его улыбающимся или спокойным.

Мое любимое стихотворение А.С.Пушкина. "Не дай мне бог сойти с ума..." (Восприятие. Истолкование. Оценка.) Автор: Пушкин А.С. Перебрав множество произведений А.С. Пушкина, я случайно наткнулась на стихотворение "Не дай мне бог сойти с ума…", и меня сразу привлекло яркое и эмоциональное начало, обращающее на себя внимание читателя.

Стихотворение "Silentium!" (Восприятие. Истолкование. Оценка.) Автор: Тютчев Ф.И. Вселенная в стихотворениях Федора Ивановича Тютчева – это бездна, в которой человек потерян и разбит о громаду этого мира, беззащитный и слепой. Но каждая душа – сама по себе Вселенная, сама по себе пропасть чувств и мыслей.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Нет, не тебя так пылко я люблю..." (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Лермонтов М.Ю. На фоне глубокой внутренней борьбы между двумя противоположными стихиями - небом и землей, переход от безусловного признания приоритета первого над вторым через осмысление их равноправности, к радостному ощущению возможности их примирения, их слияния, синтеза между ними, - таков был тяжелый путь жизни и творчества М.Ю.Лермонтова.

Стихотворение А.А.Блока "Вхожу я в темные храмы..." (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Блок А.А. Пожалуй, ни у одного из писателей патриотическая тема так полно не сомкнулась с любовной, интимной лирикой, как у Александра Блока. Нетрадиционным стал блоковский образ родины-невесты, жены, Прекрасной Дамы, Вечной Женственности.

Стихотворение А.С. Пушкина "Вновь я посетил..." (восприятие, истолкование, оценка) Автор: Пушкин А.С. В творчестве Пушкина принято выделять несколько больших тем. Наряду с пейзажной лирикой, любовной лирикой, гражданской лирикой, традиционно выделяют и философскую лирику. К ней относятся стихотворения, в которых поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем.

Стихотворение А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...» (Восприятие, истолкование, оценка) Автор: Пушкин А.С. Пожалуй, один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, - это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли обладать стихотворным даром, чтобы стать поэтом? Эти вопросы глубоко волновали Пушкина.

Стихотворение С.Л.Есенина "Несказанное, синее, нежное..." (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Есенин С.А. Умудренный. Такой, словно бы ему сто с лишним лет. Старец с серебряной бородой - тридцатилетний Есенин. Сердце его спокойно и ровно бьется, ни всплеска, ни шороха - гладь.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова "И скучно и грустно". (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение «И скучно и грустно» было написано за год до смерти самого автора – Михаила Юрьевича Лермонтова. В этом произведении автор как бы подводит итог своей жизни. С высоты прожитых лет пытается разобраться в этой сложной мозаике, которую он сам же и собрал.

Стихотворение А.С.Пушкина "Погасло дневное светило..." (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Пушкин А.С. Пушкинская поэзия открывает нам неповторимую прелесть родной природы. Под влиянием его изумительных стихов мы совершаем путешествие к морю, любуемся с высоты видом Кавказа, отдыхаем в тихом деревенском "пустынном уголке", приводя в порядок свои мысли и чувства, или мчимся по зимней дороге, слыша отдаленный звон колокольчика...

Стихотворение А.С.Пушкина "Погасло дневное светило" (восприятие, истолкование, оценка) Автор: Пушкин А.С. В творческом наследии Пушкина наряду с темами «поэта и поэзии», любовной и гражданской лирикой принято выделять и философскую лирику. К ней относят стихотворения, в которых поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем.

Стихотворение А. С. Пушкина «Безумных лет угасшее веселье...» (Восприятие, истолкование, оценка) Автор: Пушкин А.С. Преобладающими в лицейской поэзии Пушкина были элегические мотивы в духе Жуковского. Поэт писал о муках неразделенной любви, о преждевременно увядшей душе, горевал об угасшей молодости.

Стихотворение С.А.Есенина "Запели тесаные дроги..." (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Есенин С.А. Россия - страна бескрайняя... И характер русский широкий, раздольный, но такой же нерациональный, разбросанный. Сколько свободной земли в России, незасеянных полей, диких лесов...

Стихотворение М. Ю.Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива..." (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Лермонтов М.Ю. Когда открываешь томик Лермонтова и погружаешься в мир его удивительной,- пронизанной безысходной грустью поэзии, то почему-то никогда не можешь представить его улыбающимся или спокойным.

"Последний шмель". (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение Ахматовой «Родная земля» восприятие истолкование оценка Поздняя Анна Андреевна Ахматова выходит из жанра «любовного дневника», жанра, в котором она не знала соперников и который она оставила, может быть, даже с некоторым опасением и оглядкой, и переходит на раздумья о роли и судьбе поэта, о религии, о ремесле, отечестве.

Стихотворение А. С. Пушкина «К морю» (восприятие, истолкование, оценка) Многие поэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспели античные авторы. Стихотворный размер гекзаметр, пришедший из Древней Греции, ассоциируется с шумом набегающих волн. С развитием литературы менялся и развивался образ моря в поэзии.

Сочинение

На всех стихиях человек -
Тиран, предатель или узник.
А. С. Пушкин

В 1828 году А. С. Пушкин оказался в невыносимо тяжелых условиях. Придирки правительства к поэту, вернувшемуся из ссылки, не прекращались. Пушкина вызывают на допросы. Принимается постановление Государственного совета по делу о стихотворении «А. Шенье». На душе постоянная тревога и ощущение гнетущей силы, с которой нет сил бороться.

Тогда-то и рождается стихотворение «Анчар», в котором остро звучит тема деспотизма, угнетения одного человека другим. О ядовитом дереве, анчаре, растущем на островах Зондского архипелага, в конце XVIII - начале XIX века имелись сведения и в художественной, и в научной литературе. Необычное название, мрачная экзотика - все это поразило воображение поэта. Фактические данные о дереве яда рождали образы, ни с чем не сравнимые по своей силе.

Пушкин читал в журнальных статьях о преступниках, осужденных на смерть. Последний шанс получали эти люди - добывали яд с вредоносного дерева и несли своим господам. Многие здесь и погибали.

Для А. С. Пушкина стихотворение «Анчар» было важным, оно закрепляло связь со временем. Вероятно, не зря в его черновой рукописи обозначена точная дата написания - 9 ноября 1828 года.

Образ анчара возникает уже в первой строфе и дается в торжественно-мрачном тоне. Это подчеркивают эпитеты: «чахлая», «скупая» пустыня, раскаленная зноем почва.

Употребление старославянской формы «раскаленный» делает стих приподнятым, величественным.

Сравнение «как грозный часовой» необыкновенно выразительно.

Пушкин создает символический образ. Его не интересует больше само дерево, растущее на острове Ява. Потрясает какой-то просветленный пушкинский гуманизм. Поэт поднимается до постановки огромной проблемы о праве человека на жизнь и о праве на его жизнь со стороны другого человека.

Во второй и последующей строфах усиливается мрачный характер образа: возникает тема яда.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

В третьей строфе яд показан в движении, он смертоносен:

Яд каплет сквозь его кору…

Трагизм заключается в том, что к дереву, к которому «и птица не летит», «и тигр нейдет», а ветер, соприкоснувшийся с ним, «мчится прочь уже тлетворный», человека отправляют «властным взглядом». Причем посылающий прекрасно знает о последствиях своих действий. Посланный же «послушно в путь потек», потому как раб, давно забывший, что он такой же человек. Подданный выполнил свою миссию: принес с ядовитого дерева своему князю «смолу» и «умер… у ног непобедимого владыки». Доволен остался деспот, разослав с принесенным ядом гибель «к соседям в чуждые пределы», умножая и распространяя вокруг себя зло.

Психологическая основа пушкинского стихотворения - кровное и искреннее сочувствие человеку, обреченному на гибель.

Стиль на удивление спокоен. Несмотря на это, голос Пушкина будто заклинает: подобное недопустимо в человеческом обществе.