Про психологию. Учения и методики

Верушка. Легендарная женщина, легендарная жизнь

(нем. Veruschka von Lehndorff), урождённая графиня Вера Готлиб Анна фон Лендорф (Vera Gottliebe Anna Gräfin von Lehndorff) - первая немецкая , актриса. Известна также как фотограф и художник. Занималась общественной деятельностью в области гендерной политики.

Вера родилась 14 мая 1939 года в семейном поместье в деревне Штайнорт Графства Ангербург , в Восточной Пруссии, в аристократической семье. Её отец - граф Генрих фон Лендорф-Штайнорт, лейтенант запаса Вермахта, участвовал в политическом заговоре 20 июля, целью которого было убийство Гитлера. Заговор был раскрыт гестапо, Лендорфа арестовали и казнили 4 сентября 1944 года. Его собственность была конфискована, а семья арестована и отправлена в трудовые лагеря, где и находилась до конца войны. Девятнадцать лет спустя его дочь Вера вступила в мир дизайнерских туалетов и глянцевых журналов.

После окончания школы Вера поступила в гамбургское училище, которое готовило художников по ткани для текстильных комбинатов. Однако обстановка учебного заведения оказалась слишком суровой для девушки, привыкшей к роскоши, и она сбежала во Флоренцию, чтобы обучаться рисованию.

В конце 50-х годов блондинки в Италии пользовались бешеным успехом. Именно тогда ей захотелось придумать образ такой девушки, увидев которую однажды, будет невозможно забыть ее никогда. В то время она и познакомилась с Уго Муласом – успешным фотографом, который был известен как портретист и уличный фотограф. Впервые увидев Веру, Мулас испытал настоящий шок: общаясь с друзьями на лестнице дворца Уффици, он увидел спускающуюся арийскую богиню, с гибким телом змеи и копной волос цвета спелой пшеницы. Итогом этой встречи становится предложение со стороны Мулоса попробовать себя в роли модели. Так, с 1960 года Вера стала работать , достигнув на этом поприще заметных успехов.


Вот что говорила о Вере ее первый агент :

«Она была похожа на оленя, казалась одновременно неуклюжей и грациозной. Её мать хотела, чтобы я сделала моделью младшую сестру Веры. Она была меньше ростом, волосы у нее были светлее и лицо красивее, и все-таки она не была так великолепна, как Вера. На следующий день Шарлота Марч сделала несколько фотографий, и получилось нечто неслыханное!»

Вера решила привезти свое первое в Париж, однако ни она, ни ее фото не вызвали там бурного восторга. Французская богема не оценила долговязую немку, рост которой составлял 186 см. В Париже Вера познакомилась с Эйлин Форд, главой американского модельного агентства Ford Models , которая поманила ее продолжить карьеру в Нью-Йорке: «Мы в Америке любим все, ну, вы понимаете, большое». Золушка поверила фее и в 1961 году купила билет на трансатлантический рейс. К слову сказать, матери девушки пришлось продать чайник с фамильным вензелем из саксонского сервиза, чтобы выслать Вере деньги на билет. Однако Эйлин повела себя совершенно неожиданно: «В Нью-Йорке Эйлин сделала вид, что впервые меня видит», — признается затем Верушка в одном из интервью.

После неудачного раздосадованная Вера фон Лендорф вернулась в Европу. Именно тогда, между первой и второй поездкой в Штаты, родилось ее альтер-эго — Верушка. Как следует из ее воспоминаний, в том же году в Мюнхене она стала выдавать себя за таинственную русскую дикарку, занесенную на Запад из степей Евразии ураганами двух мировых войн. Удивительно, но это сработало.

Из воспоминаний Веры фон Лендорф:

«Я решила превратиться в совершенно другого человека. И получить от этого удовольствие. Я стала изобретать этого нового человека — я решила стать Верушкой. Верушкой меня звали в детстве. Это значит «маленькая Вера». А поскольку я всегда была слишком высокой, я подумала, что будет забавно называться Маленькой Верой. И здорово было иметь русское имя, потому что я ведь и сама была с Востока».

Она создала легенду о том, что приехала из России, где была невероятно популярна. Когда ей задавали вопрос, были ли какие-то личные мотивы, почему она решила создать себе русскую легенду, Вера фон Лендорф отвечала отрицательно.

«Псевдоним Верушка — это бизнес. Чистый бизнес! — повторяет она. — Долговязой молодой немке с именем Вера делать в фэшн-тусовке было нечего».

Немецкая фройляйн, прошедшая с матерью и сестрами фашистские концлагеря после казни отца-аристократа — мрачноватая и не самая подходящая легенда для девицы, решившей стать фотомоделью в эпоху happy sixties. «В частной жизни многое можно решить поэтически, но в обществе царит классовая борьба».

В 60-х годах откинуть приставку аристократическую «фон» и прибавить к имени плебейский русский суффикс означало стать частью совершенно другого мифа — опасного мифа победителей, который приводил в ужас западный мир. «Меня зовут Верушка», — представлялась она агентам, насквозь пропитанным идеологией холодной войны. Приставка «фон», расстрелянный за участие в операции «Валькирия» отец-офицер, конфискованное вермахтом родовое поместье под Кенигсбергом и несколько лет в гестаповских лагерях — все это осталось в жизни Веры. У Верушки же было потрясающее тело, шикарные светлые волосы, художественный вкус и твердое намерение пустить эти достоинства в дело.

Так она стала Верушкой. Она всегда ходила в черной одежде и в мягких замшевых на плоской подошве. Она придумала себе особую раскрепощенную походку, как при замедленной съемке. У нее не было ни биографии, ни , когда ее просили показать портфолио, она говорила, что и так знает, как выглядит, и хотела бы увидеть, что они могут сделать с ее лицом. Верушка покорила всех своей наглостью.

Сначала 186-сантиметровая модель казалась слишком высокой и слишком странной. Но потом странное оказалось красивым, и она стала крупнейшей моделью своего времени, крупнейшей во многих смыслах: она была не только самой высокой из всех того времени, но и самой титулованной.

Закрепиться в модельном бизнесе и стать новым лицом в эпоху happy sixties, которое впоследствии сломало все заплесневелые стереотипы, Верушке помогла Диана Вриланд – главный редактор американского журнала « ». Только она увидела в девушке представителя новой концепции фотомодели. Она предоставила Верушке полный карт-бланш, а также постоянного и толпу именитых фотографов из мира , которые записывались к ней на за недели вперед. Даже Ирвин Пенн, один из самых гениальных фотографов ХХ века, ждал своей очереди три недели. В результате такой работы только на обложке журнала «Vogue» Верушка появлялась одиннадцать раз. Все эти страницы вошли впоследствии в золотой фонд журнала. В фэшн-мире это приравнивается к одиннадцати «Оскарам». Помимо обложек «Vogue» за десятилетие модельной карьеры у Верушки скопилось больше восьмисот обложек других модных журналов.

С появлением Верушки на модном Олимпе и в фотостудиях появился новый образ модели: бесстрастный манекен, прилетевший на Землю по заданию марсиан и меланхолично взирающий на остальных людей с обложек глянцевых изданий.

В это же время Верушка снялась в культовом фильме Микеланджело Антониони «Фотоувеличение», где она сыграла фотомодель, соблазняющую героя Дэвида Хеммингса. «Сверхчеловек», «Голая графиня» — вот эпитеты, которым наградили Верушку журналисты после выхода фильма. Несмотря на то, что девушка появляется лишь в пятиминутном эпизоде, произносит одну единственную фразу «А вот и я!», а в титрах переврали ее имя, Верушку ждал невероятный успех. Кадры с фотомоделью, лежащей на ковре, признали лучшей эротической сценой года. Твигги, уже бывшей в то время известной моделью и не приглашенной в фильм, оставалось только кусать локти в приступе зависти.

Поддержанию нового образа в модельном бизнесе посодействовал и Сальвадор Дали. В 1966 году постаревший сюрреалист устроил эксцентричную акцию, задействовав в ней голую Верушку, облитую пеной для бритья из новомодных баллончиков. После этого представления в Верушке увидели некое сверхъестественное существо, умеющее превращаться во что угодно. Так Дали заразил Верушку боди-артом и любовью к телесным трансформациям. Вера сама стала независимым художником, занималась боди-артом. В течение следующих десяти лет она с неиссякаемым энтузиазмом будет раскрашивать себя не только в экзотических зверей, гангстеров, бомжей, голливудских звезд, растения, облака, ядовитых гусениц, но и в камни или тюки с тряпьем.

В 1960-х годах не было, пожалуй, модели более скандальной, чем Верушка. Однако ее скандальность – это не секс и наркотики, как у многих ее коллег. Она была «качественно» другой: аристократическое происхождение и независимость, блестящее художественное образование и яркое воображение позволили Верушке, невозмутимо раздеваясь догола, становиться произведением искусства и художником, его создающим, рукой и кистью одновременно. В кино и на сцене она могла преобразиться в любую звезду, в любой доведенный до предельного гротеска человеческий тип. В этом помимо высшего пилотажа модели, которая способна раствориться в любом образе, есть нечто, выходящее за пределы представлений и об искусстве, и о человеке. Ведь растворялась Верушка не в образе, продиктованном со стороны, а в самой себе и окружающем мире - органическом и неорганическом.

«Во всех моих преображениях, — говорит Вера фон Лендорф, — прекрасно то, что мне было позволено выбраться из плена своего тела, создать хотя бы иллюзию того, что ты покидаешь себя».

На самом пике своей популярности Верушка зарабатывала по 10 тысяч долларов в день. Успешная карьера модели продолжалась до 1975 года, когда после ссоры с новым редактором журнала «Vogue» Грейс Мирабеллой Верушка решила покинуть мир моды. Предметом ссоры послужило желание редактора кардинально изменить модели, сделав его более доступным для большинства женщин. Высокая аристократичная немка не только не вписывалась в новый идеал красоты по-американски, но и не собиралась меняться. «Ищите для этого другую дурочку», — ответила модель на просьбу изменить прическу на актуальное в то время каре. И «Vogue», конечно же, нашел.

Только через 10 лет, в 1985 году, Верушка возвращается и принимает участие в шоу боди-арта в Трайбеке. На ее теле вновь переплетались самые разнообразные образы.

В 80-х ее эксцентричные сессии с фотографами-авангардистами, где она прикидывалась то булыжником, то ржавой трубой, то облупленным куском стены, начали скупать галереи современного искусства. Верушка стала снова время от времени принимать участие в показах в качестве приглашенной модели. В 90-х она сняла видеоарт «Зад Будды», где трансформировалась в нью-йоркского бомжа. Распластавшаяся в луже, смешавшаяся с мусором, пеплом и городской грязью, Верушка застыла в кадре безмятежным трупом, уснувшим в нирване из отходов американского консюмеризма. Несколько лет спустя, через два месяца после 11 сентября, бомж-трансформацию супермодели была показана вместе с пророческой инсталляцией «Нью-Йорк в огне». В 2000 году Верушка появилась на Мельбурнском Фестивале Моды, который проходил в Австралии.

В 2006 году исполнила роль графини фон Вальдштейн в ленте «Казино Ройяль». Участвовала в создании нескольких документальных фильмов.

Среди ухажеров Верушки были замечен Джек Николсон и Дастин Хоффман, однако на ее фоне мужчины среднего роста смотрелись невнятно и неубедительно. Лишь рядом с Питером Фондом, с которым у Верушки был бурный роман, с его 190 см роста, супермодель выглядела подчеркнуто женственно.

Верушка сумела благополучно растратить все свое состояние и в настоящий момент живет в квартире в Бруклине, США, с видом на живописную свалку.

Верушка практически полностью отошла от дел, сосредоточившись на искусстве. Она изредка участвует в модных как приглашённая звезда. Ей посвятили коллекции , г и Пако Рабанн, известный косметический «MAC» даже выпустил губную помаду Veruschka, а поп-группа «Suedes» поместила ее фото на обложку своего альбома.

Сейчас бывшая супермодель Верушка живет со своим другом, музыкантом Мишей Вашке, и с восемью кошками. Каждое утро Верушка надевает темные

Легендарные 60-е дали миру моды многое: мини-юбки, множество стилей для самовыражения, кардинальные изменения в понятии «женская привлекательность». Это время отсекания всего лишнего и свободы.

Безграничное ощущение свободы продиктовано различными историческими событиями, в том числе полетом Юрия Гагарина в Космос. Человек понимает, что границы условны и начинает их стирать. Мир моды, естественно, не остается в стороне. Главенство космического стиля в коллекциях модных дизайнеров, нивелирование полов, избавление от внешних оков. В плане внешности таковыми можно смело назвать волосы и пышные формы. Поэтому актуальными, модными становятся короткие стрижки и мальчишеский тип фигуры. Сразу же вспоминаем про легендарную Твигги.

Но... На 10 лет старше ее, востребованнее была Вера Готлиб Анна фон Лендорф, больше известная как Верушка .

Туда, где любят все огромное

Ее страсть — это живопись и искусство. Она поступила в гамбургское училище, которое готовило художников по тканям для текстильных фабрик, но благополучно его бросила. Вера уехала во Флоренцию совершенствоваться в живописи.

И там, на лестнице дворца Уффици, длинноногую 20-летнюю блондинку заметил фотограф Уго Мулас. Первая супермодель считала, что красотой ее Бог обделил: слишком длинные ноги, угловатость, костлявые колени и рост в 186 сантиметров. Но Мулас считал по-другому: он фотографирует ее и с первым в ее жизни портфолио отправляет в Париж.

Надо сказать, что в Париже немку-переростка не оценили по достоинству: ей советуют ехать в США, туда, где «любят длинные ноги и все огромное». Мать Верушки, вдова офицера вермахта, участвовавшего в покушении на Гитлера, прошедшая концлагеря, терпевшая лишения после роскошной жизни в особняке с сотней комнат, продала чайник с фамильным вензелем из саксонского сервиза и выслала деньги на билет.

В Нью-Йорке ее особо никто не ждал, в агентствах модели выстраивались в очередь, показывали себя во всей красе, то и дело было слышно: «Вы просто прелесть. Следующая!» Вере пришлось вернуться в Европу, в Мюнхен. Именно тогда она решила изменить свою жизнь и начала... с имени.

Она отсекла все лишнее, а именно частицу «фон», которая свидетельствовала об аристократическом происхождении. Кроме того, она добавила к своему имени русский суффикс, в результате чего образовалось ласковое «Верушка».

Я решила превратиться в совершенно другого человека и получить от этого удовольствие. Ту, взглянув на которую один раз, уже не возможно забыть!


Во время Холодной войны это можно было смело назвать вызовом модельному обществу и именно это сыграло ей на руку. Ходили слухи, что Верушка — русский шпион, сменивший пол.

Первой в Верушку поверила главный редактор американского Vogue Диана Вриланд, которая предоставила ей в распоряжение полную творческую свободу, постоянного стилиста и фотографов. В этот период она познакомилась с фотографом Франко Рубартелли. Верушка стала его единственной моделью, а он — ее первым серьезным увлечением длиною в 5 лет.

В 1966 году сюрреалист Сальвадор Дали устроил перфоманс, облив голую Верушку из баллончиков с пеной для бритья. Он же привил ей любовь к боди-арту.

К 1970 году Верушка красовалась на обложках более чем 800 журналов, 11 из них — обложки всемирно известного журнала Vogue, которые в мире моды приравниваются к «Оскару».

После фильма Антониони «Фотоувеличение», в котором она сыграла саму себя и произнесла всего одну фразу «А вот и я!», Верушка проснулась знаменитой. После премьеры картины модель засыпали комплиментами, в числе которых были «голая графиня» и «сверхчеловек».

— Она была похожа на оленя, казалась одновременно неуклюжей и грациозной. Ее мать хотела, чтобы я сделала моделью младшую сестру Веры. Она была меньше ростом, волосы у нее были светлее и лицо красивее, и все-таки она не была так великолепна, как Вера! — говорила о Вере ее первый агент Дориан Ли.

Ее успех обусловлен не только внеземной внешностью, которая была так востребована в то время, но и наглостью.

Я никогда не ощущала себя типичной моделью. Модель - это та, кто продает чужую продукцию. Или себя.

Когда Верушку просили показать свое портфолио, она говорила, что и так знает, как выглядит, и хотела бы увидеть, что они могут сделать с ее лицом. Она обладает даром перевоплощения, не меньше!

Художественное образование, яркое воображение и явная непохожесть на остальных моделей позволили Верушке, раздеваясь догола, становиться произведением искусства. Она могла преобразиться в любую звезду, да что там, в любого зверя и даже предмет.

На пике популярности Верушка зарабатывала по 10 000 долларов в день. А в 1975 году она покидает модельный бизнес из-за размолвки с новым главным редактором Vogue Грейс Мирабеллой.

Мирабелла посоветовала Верушке упростить свою внешность, стать более приближенной к среднестатистическому понятию об американской красоте. Но это в планы модели-аристократки не входило.

Она предложила главному редактору поискать другую дурочку и вернулась в Германию, где занялась боди-артом вместе с Хольгером Трюльчем.

Во всех моих преображениях прекрасно то, что мне было позволено выбраться из плена своего тела, создать хотя бы иллюзию того, что ты покидаешь себя.

С тех пор Верушка притворялась деревьями, камнями, животными, облаками.

В 80-х эти авангардные фотосессии скупили галереи современного искусства.

Мода и смерть ходят бок о бок...

В 80-е художница представила инсталляцию «Нью-Йорк в огне», а именно построила и сожгла макет любимого города. Через 20 лет это назовут пророчеством теракта 11 сентября.

По словам Верушки, «мода и состоит из смерти». То, что нынче в моде, завтра уходит прочь. И так каждый год.

В конце концов, все наши фотографии оседают на помойке, среди кухонных отбросов и старого тряпья. Утративший смысл восхитительный хлам.

Во всем мире ее считают живой легендой. Ее именем называют модные магазины, ей посвятили коллекции Пако Рабанн, Хельмут Ланг, Карл Лагерфельд, Майкл Корс. Косметический брэнд MAC назвал в ее честь оттенок помады, почти черный, поп-группа Suedes поместила ее фото на обложку своего альбома.

Эпатажная 74-летняя аристократка и сейчас выделяется из толпы и удивляет! Если раньше, вне съемок Верушка выбирала совершенно не модную для того времени черную одежду и замшевые туфли на плоской подошве, то сейчас в ее образе банданы или шляпы, длинные кардиганы, туники с леопардовыми леггинсами, грубые ботинки или босоножки на платформе, очки с яркими линзами.

Она — авангардная художница, которая рисует красками, но вместо полотна использует собственное тело.

Легендарная модель, икона боди-арта и самое яркое лицо Vogue. Она изменила модную индустрию, став первой суперпопулярной моделью вне формата. Её кости покорили Сальвадора Дали, а способность к перевоплощению удивляет мир по сей день. Вера фон Лендорф – Верушка.

Вместе с матерью и сестрами она провела несколько месяцев в концлагере, после чего некогда аристократическое семейство было вынуждено скитаться по стране – жили то у друзей, то у дальних родственников. Семья так часто переезжала, что Вера за свое детство успела сменить более десяти школ.


Первые годы после смерти отца были особенно тяжелыми – семья Веры лишилась всего, и будущая модель на всю жизнь запомнила, что значит настоящее чувство голода. «Я в детстве ела мало, потому что есть было нечего », – скажет она позднее. Да, это явно опыт другого порядка, нежели нервная булимия – недуг, ставший классическим для следующих поколений девушек, которые видят себя на подиуме.

2. Неформат



Вообще-то, мало кто мог предположить, что Вера станет моделью. Да, она была красивой и видной девушкой, но для своего времени чересчур. Рост под 190 см, 43 размер ноги и неземная (в смысле – странная) пластика.

Дориан Ли, первый агент модели, вспоминала: «Она была похожа на оленя, казалась одновременно неуклюжей и грациозной. Её мать хотела, чтобы я сделала моделью младшую сестру Веры. Она была меньше ростом, волосы у нее были светлее и лицо красивее, и все-таки она не была так великолепна, как Вера. На следующий день Шарлота Марч сделала несколько фотографий, и получилось нечто неслыханное! »


Другими словами, нужно было еще разглядеть в этой большой и долговязой, шикарной и вероятно уже тогда несколько пугающей женщине нечто, что может быть интересно для модной индустрии – области, хоть и склонной к экспериментам, но ориентирующейся на массовый и стандартизированный вкус.

Первым это сделал фотограф Уго Мулас, случайно встретивший Веру на одной из улиц Флоренции. Он предложил ей попробовать себя в качестве модели. После нескольких удачных фотосессий Вера собрала своё портфолио и отправилась покорять Париж.


Там выяснилось, что замечают её своеобразие совсем немногие. Начинающая модель проваливала один кастинг за другим и не получила ни одного предложения. Заинтересовалась только Эйлин Форд – глава американского модельного агентства, с которой Вера столкнулась случайно.

Эйлин подбодрила девушку и посоветовала ей ехать в Нью-Йорк, заверив, что Америка любит, во-первых, блондинок, а во-вторых «всё большое». В Нью-Йорк Вера отправилась на последние деньги, но там вновь ждало разочарование. Та самая Эйлин, встретившись с Верой в Нью-Йорке, заявила, что впервые её видит.

Вернувшись в Европу, Вера поняла – чтобы добиться успеха ей нужно стать другим человеком, ей нужно стать незабываемой. Так появилась Верушка.

3. Верушка



«Я решила превратиться в совершенно другого человека. И получить от этого удовольствие. Я стала изобретать этого нового человека - я решила стать Верушкой. Верушкой меня звали в детстве. Это значит «маленькая Вера». А поскольку я всегда была слишком высокой, я подумала, что будет забавно называться Маленькой Верой. И здорово было иметь русское имя, потому что я ведь и сама была с Востока », – так модель вспоминает о возникновении ставшего легендарным в модной индустрии псевдонима.

Сама она уверяет, что в выборе этого имени не было никаких личных психологических мотивов: «Верушка – это чистый бизнес! Молодой немке с именем Вера делать в фэшн-тусовке было нечего ». Но, кажется, смена имени отчасти стала попыткой преодолеть то неоднозначное наследие, с которым было связано настоящее имя модели.

Впрочем, сказать, что, назвавшись Верушкой и отбросив все немецко-аристократические атрибуты имени, Вера упростила себе жизнь, нельзя. Если Вера Готлибе Анна Грефин фон Лендорфф невольно вызывала ассоциации с недавними имперскими амбициями немецкой нации и соответствующими им злодействами, то Верушка прямо отсылала к СССР, который в разгар холодной войны стал главным пугалом для западной буржуазной элиты.

Однако Вера не вдавалась в подробности своей биографии. Она никогда прямо не говорила, что из России, но уклончиво – «с Востока». Она вообще почти не рассказывала о своей биографии и сознательно создавала вокруг себя завесу тайны, пустившись в мифотворчество.

Она одевалось во всё черное, смотрела на всех самоуверенно и дерзко и научилась вызывать интерес одним фактом своего появления. Это сработало. Веру почти никто хотел снимать, а вот к таинственной Верушке выстроилась очередь из модных фотографов: «Фотографы ежедневно видят сотни девушек. Значит, моя девушка, моя Верушка, должна была сразу отличаться от всех прочих. Я выглядела так странно и вела себя так дерзко, что даже великий Ирвин Пенн робко спросил: «Вы были бы не против примерить несколько платьев для Vogue?» И вскоре уже все хотели со мной работать ».


Так началось восхождение Верушки к славе. Впоследствии она украсила собой 11 обложек Vogue, став самым ярким открытием Дианы Вриланд – тогдашнего главного редактора американской версии журнала. С середины 60-х по начало 70-х Верушка фактически стала лицом Vogue – так часто она там появлялась.

И этот период был не только блестящим началом карьеры для Верушки, но и одним из самых оригинальных в жизни знаменитого глянцевого издания. Всего же Верушка появлялась на обложках различных журналов около 800 раз.

4. Антониони



Но первую настоящую славу Верушке принесли не обложки модных журналов, а кино. В 1966 году ее пригласили сыграть саму себя, то есть модель, в картине «Фотоувеличение» – первом англоязычном фильме тогда уже культового режиссера Микеланджело Антониони.

Верушка снялась всего в одном эпизоде, на котором запечатлен процесс фотосъемки. Этот фрагмент длится чуть больше 4 минут, но и этого хватило, чтобы захватить зрителя. Фотограф делает снимок за снимком и приближается все ближе к телу модели. Процесс съемки у Антониони походит на занятие любовью, в финале фотограф делает последние кадры, а Верушка в прозрачном черном платье блаженно распластывается на полу – незабываемое зрелище.


Кадры с лежащей на полу Верушкой стали классическими, а сама сцена фотосъемки была признана лучшей эротической сценой года. Верушка же попала на афишу фильма и в некотором роде стала эмблемой не только этой картины, но и самого искусства съемки.

Дали пребывал в состоянии эйфории и был совершенно безумен – именно это мне в нем очень нравилось. А еще благодаря ему я научилась важной для меня вещи – использовать тело в качестве инструмента для искусства ».

Немецкая супермодель и настоящая икона стиля 60-ых годов Верушка стала первой моделью мирового уровня, которая могла ставить свои условия заказчикам и давать советы знаменитым фотографам во время своих фотосессий. Ее высокий рост, миловидное личико и белокурые локоны проложили ей дорогу в суровый, но такой манящий, мир модельного бизнеса, который она с легкостью покорила. Почему же сейчас 79-летняя экс-супермодель живет как отшельница в компании восьми кошек?

Графиня фон Лендорф

Будущая супермодель родилась 14 мая 1939 года в Кёнигсберге. Она действительно является чистокровной графиней. Фон Лендорфы жили в огромном родовом поместье Мауэрзее в Восточной Пруссии (сейчас Калининград). Несколько веков подряд эти земли принадлежали семье модели. Побыть в роли графини и ощутить на себе всю прелесть чистокровного происхождения Вера не успела. Через несколько месяцев после ее рождения началась Вторая Мировая война. Ее отец стал офицером верхмата. Семья Веры была тесно знакома с Адольфом Гитлером. Он даже приезжал к ним в поместье и снимал в нем документальные фильмы. Однако, отец Веры играл на два фронта: за участие в заговоре против Гитлера его казнили. С этого момента жизнь маленькой Веры и ее сестер резко изменилась. Родовое поместье было отобрано, на имущество наложили арест, родственников (включая маленьких детей и стариков) отправили в тюрьму. Вместе с матерью и сестрами она провела несколько месяцев в концлагере. Мать модели, графиня Готтлиб фон Калнайн, с дочерьми была вынуждена бежать. Беглянок сначала приютили дальние родственники, потом друзья семьи. Постоянного дома у Веры не было - она с матерью и сестрами все время переезжали с места на место. Завести друзей у девочки не получалось из-за частой смены школ. Она постоянно убегала из дома в лес, где могла бродить часами. Наедине с природой ей было гораздо комфортнее, чем в общении с людьми.

Шанс

Счастливый случай свел во Флоренции совсем еще юную Веру с модным фотографом Уго Мулас. Будущая звезда приехала на лето в город на воде, чтобы учиться рисовать - Вера была ученицей художественной школы Гамбурга. Страха перед камерой у юной прелестницы совершенно не было, как и не опасалась она незнакомца, который повез ее в Палаццо Питти, чтобы провести первую в ее жизни фотосессию. Вера позировать не умела, но старалась как только могла. Несмотря на юность и отсутствие необходимых для модели навыков, в скором времени у Веры уже было свое портфолио, с которым она полетела покорять Париж.

Первый провал

Во Франции оказалось, что внешность девушки никто востребованной не считает. Несмотря на ее красоту, у нее был слишком высокий для того времени рост (190 см), длинные ступни 43 размера и костлявая фигура. Вера провалила все возможные кастинги.

Надежда на удачу появилась, когда на нее обратила внимание Эйлин Форд, глава одного из крупнейших модельных агентств мира “Ford Models”. Та посоветовала ей попробовать себя в Нью-Йорке, заявив, что в Америке типаж Веры очень любят. Но очередное разочарование ожидало будущую супермодель: по приезду в Штаты она получила отказ от Эйлин и ее агентства.

Рождение супермодели Верушки

После череды отказов и досадных поражений Вера решила измениться. Если модельный мир не принимает ее такой, какой она была раньше, то она станет для него другой. Вера решила стать незабываемой. Она взяла псевдоним “Верушка”. При ее росте уменьшительно-ласкательное “Верушка” звучало забавно.

Новое имя - новая жизнь: Верушка решает создать интригующий образ и выделяться абсолютно во всем. В 60-ые, когда никто не носил черный цвет, она надевает узкое криминально короткое пальто от Givenchy, бархатную шляпку и мягкие замшевые туфли. Девушка учится двигаться плавно и грациозно - по-кошачьи. Новый образ оказался по-настоящему успешным, и Верушка начинает получать один контракт за другим. Вера фон Лендорф - модель, фото которой появлялось на обложке журнала “Vogue” 11 раз!

“Она была похожа на оленя, казалась одновременно неуклюжей и грациозной. Её мать хотела, чтобы я сделала моделью младшую сестру Веры. Она была меньше ростом, волосы у нее были светлее и лицо красивее, и все-таки она не была так великолепна, как Вера. На следующий день Шарлота Марч сделала несколько фотографий, и получилось нечто неслыханное!” — Дориан Ли, первый агент модели.

Настоящей волной популярности бывшую графиню накрыло после эпизодической роли в кино. Эпизод с Верой в фильме “Фотоувеличение” длится всего четыре минуты, но этого вполне хватило, чтобы соблазнительная немецкая красотка покорила сердца зрителей по всему миру. Верушка в родном ей амплуа модели позирует для фотографа в полупрозрачном черном платье. Выглядит это, надо заметить, очень соблазнительно. В конце сцены она устало распластывается на полу. Кинокритики признали этот эпизод самой лучшей эротической сценой года. Соблазнительное фото модели попало на афишу фильма. Верушка стала по-настоящему популярной.

Эксперименты и творчество

Помимо успешной карьеры модели, Вера фон Лендорф занималась и другими проектами. Она питала особую тягу к изобразительному искусству и даже успела посотрудничать с самим Сальвадором Дали! Благодаря их знаменитому перфомансу с пеной для бритья, которую Дали наносил на ее полностью обнаженное тело, Вера поняла, что тело может стать главным инструментом в искусстве. Она первая среди знаменитостей проявила интерес к боди-арту, который еще не набрал популярности в то время. Немецкая модель использовала свое тело как холст или скульптуру. Она могла трансформироваться в животных, известных личностей, в природные объекты. Свои навыки перевоплощения и знаменитую пластику демонстрировать на подиуме ей было больше неинтересно. Супермодель стала художницей и навсегда покинула модельный бизнес. В роли творца Вера чувствовала себя гармоничнее и естественнее. Она наконец нашла тот способ самовыражения, который помог ей раскрыть все ее таланты.

В 90-ые годы бывшая модель представила арт-проект “Автопортреты”, в ходе которого совершила ряд перевоплощений в культовых личностей (среди которых, кстати, были Мэрилин Монро и Грета Гарбо). Выставки фотографий проекта “Автопортреты” проводились после этого неоднократно.

Старость звезды

Несмотря на баснословные гонорары и большое количество поклонников и романов со знаменитыми мужчинами, старость графиня Вера фон Лендорф коротает в обществе кошек. Она по-прежнему пишет картины, активно участвует в культурной жизни Нью-Йорка, но при этом живет в нереспектабельной части города, в Бруклине, в крохотной квартирке с видом на свалку. Разочарованной и несчастной легендарная модель себя вовсе не чувствует: она всегда делала то, что ей нравилось и жила так, как хотела. И все же, странно представлять, что некогда грациозная красивая женщина, которая заставила весь модельный мир встать перед ней на колени, сейчас бедна и одинока.

22 сентября 2009, 21:25

Как встречает старость икона стиля, которая некогда зарабатывала по 10000 $ в день, первая начала диктовать условия фотографам и та, которая придумала современную моду? Она делает пластические операции, покупает виллы по всему миру и пропагандирует семейные ценности... Иное дело - Верушка. Она живет в Нью-Йорке, но не в « снобском» Манхэттене, а в соседнем Бруклине. Состояние, нажитое непосильным модельным трудом, она незаметно растратила. Ее окна выходят на живописную свалку и место, где раньше были башни-близнецы. Каждый день самая красивая модель шестидесятых ездит на велосипеде по окрестностям и кормит бродячих кошек. Дома тоже живут кошки - восемь штук. В этом году, 14 мая, Верушке исполнилось 70 лет. Она не сделала ни одной подтяжки лица. Как и в 60-е она носит распущенные волосы. Фигура ее сохранилась отлично, как говорит сама Вера: « Я в детстве ела мало, потому, что есть было нечего». Одевается бывшая Топ-модель совершенно несолидно: на голове бандана или платок со стразами, яркие, подвязанные шарфами кардиганы в пол, ботинки от Vivienne Westwood и очки с оранжевыми линзами. Она похожа на Хиппи старой закалки. Впрочем, она способна на кардинальные перевоплощения. В «Казино Рояль» она сыграла графиню фон Валленштайн-одну из участниц исторической игры в покер, когда Бонд уделал Ле Шиффра на 120 миллионов. Роль эту, правда, даже эпизодической не назовешь: крупном планом Верушку показывают одну секунду. Но сразу видно, что перед нами несметно богатая аристократка. Шансов встретить старость именно в таком амплуа у нашей героини было больше, чем у кого бы то ни было. Потому что модель, выбравшая смешной псевдоним Верушка, на самом деле урожденная графиня Вера Фон Лендорфф. Она родилась в огромном поместье Мауэрзее в Восточной Пруссии- недалеко от нынешнего Калининграда. Этими землями ее семья владела несколько веков. В их доме было без малого сто комнат. Но спокойной жизни в родовом замке Вера почти не видела, поскольку родилась всего за несколько месяцев до начала Второй Мировой войны. Ее отец был одним из офицеров верхмата. Сам Гитлер приезжал к ним в замок, снимал там свои документальные фильмы. Играл с Верой и ее сестрами, и даже подарил им пони. Отец участвовал в заговоре против Гитлера в июле 1944 года. Покушение на фюрера было неудачным, группу офицеров-заговорщиков, в том числе и фон Лендорфа, арестовали и вскоре казнили в тюрьме, подвесив их тела под потолок на металлические клюки. Так как их замок Гитлер отобрал и сделал там очередной пункт связи и отдыха. Всех родственников, включая детей, бабушек и дедушек отправили в тюрьму, а те, кто выжил - стали кочевать, как мама, графиня Готтлиб фон Калнайн с дочерми стали какими-то кочевниками: жили то у друзей, то у родственников. Ничего своего. Вера сменила 13 (!) школ и привыкла при первой возможности убегать в лес - там ей было комфортнее, чем с людьми. Сначала юная Вера училась в художественной школе в Гамбурге. Как-то летом поехала во Флоренцию - рисовать. Там-то на улице ее и увидел модный фотограф Уго Мулас. Он подошел к Вере с вопросом вроде: «Девочка, хочешь сниматься?» Девушки из аристократических семей в таких случаях, как правило, зовут карабинеров. Но Вера была девушкой необычной, поэтому немедленно согласилась. Мулас привез ее в Палаццо Питти. Это место считалось идеальным для фотосессий. Вера вдохновенно позировала-так, как в ее представлении должны позировать модели. Все вокруг очень смеялись....... Тем не менее ей посоветовали ехать в Париж. Но в Париже Вера оказалась не у дел: слишком высокая (рост 190), слишком костлявые колени (и размер ноги 43), слишком детское лицо для такого длинного тел, и вообще странная девушка. Она в буквальном смысле была «не в формате» - многие вещи ей были коротки. Но зато в Париже произошла судьбоносная встреча - с хозяйкой модельного агентства Эйлин Форд (New York) пришла от Веры в восторг, сообщила, что в Америке очень популярны блондинки. И пригласила девушку в Нью Йорк. В 60-е активно использовали накладные волосы Но когда та приехала, Эйлин повела по-свински: первым делом отправила Веру перекрашиватся в брюнетку, потом объявила ее слишком толстой и заставила худеть... Нормальной работы Вера так и не получила. Она решила изменить всё и сразу. Стать другим человеком. Вера решила поменять свое вычурное аристократическое имя на простое Верушка. Она подумала, что при ее росте это как минимум - забавно. Верушка, по ее сценарию, приехала с Востока, чуть ли не из России, но откуда концы - неизвестно. В этом явная интрига. Верушка таскает с собой по агентствам портфолио- все так видно, какая она. Верушка любит черный(это тогда, в начале 60-х, никто его не носил) А она носит пальто от Givenchy, узкое, короткое, едва колени прикрывает, бархатную шляпу и мягкие замшевые туфли. В высшей степени необычные для того времени вид. Особенно туфли. В них можно было ходить совсем несложно и грациозно - по-кошачьи. Так в движениях Верушки появились повадки дикого зверя. Когда Вера начинала работать, модели сами делали себе прически и макияж. "В Казино Рояль" В начале карьеры, итальянцы не могут отвести взгляд Проект Веры фон Лендорфф стал сверх успешным: оказалось, что всем нужны необычные модели. Верушку с распростертыми объятиями приняли в американскай Vogue ! На обложке этого журнала она появилась 11 раз! Период с 1964-го по 1971 год - самый плодотворный в карьере Верушки- модели. Главным редактором американского Vogue тогда была Дайана Вриланд, стронница смелых идей. Она полностью доверяла Верушке и ее стилисту Диджно Сан-Анжело и не навязывала своих идей. Более подходящие условия для работы трудно было представить. Позже к творческому тандему присоединился Франко Рубартелли, известный фотохудожник, и большой любитель нордических женщин. Верушка стала единственной героиней блистательных фотосессий Рубартелли. Она была выше его на голову. Эта высокая женщина, кстати, всегда была неравнодушна к «коротышкам». Верушка неоднократно признавалась, что ее тянет к маленьким мужчинам - ничегон е может с собой поделать! Среди ее любовников отметились - Дастин Хофман (170см), Аль Пачино (164см). А также Джек Николсон, Уоррен Битти - теже еще «гиганты» ! Их роман с Рубартелли длился пять лет. Франко был первым мужчиной, с которым Верушка не встречалась, а жила. Правда, Рубартелли был страшно ревнив. Благодаря неземной красоте Верушки, поводы для ссор были ежеминутными. И иногда доходили до абсурда. Например, когда в 1966 году Антониони предложил Верушке эпизод в его фильме Blow UP, (Фотоувеличение) Рубартелли закатил истерику и запретил даже думать о съемках. В то время Верушка уже вполне самостоятельным человеком, знающем себе цену, так что ревнивому Франко предпочла съемки у другого итальянуа и не прогадала. "Blow-UP" В фильме Антониони она появилась на пять минут, а ее имя в титрах было написано с ошибкой. Тем не менее Blow Up сделал Верушку культовой фигурой. Небольшая сцена, где она позирует фотографу, была признана одной из самых сексуальных в истории кино. « Во время съемок Blow Up я дымила, как паровоз. А курить в то время было как-то не принято. А после фильма стало модно! Все дружно закуривали»- говорит Верушка. Она, кстати, курит до сих пор, а выглядит при этом отменно. Может, вред от курения компенсирует вегетарианство? В 1971 году она ушла из модельного бизнеса. Вместо Дайаны Вриланд в Vogue пришла более консервативная Грейс Мирабелла. У нее было иное видение девушки Vogue. И последняя съемка с коллекциями с парижской недели моды была полностью забракована по причине авангардизма. «Я привыкла жить везде, и нигде», - говорит она сейчас, говорила она и тогда А Верушка уехала в Германию, закрутила роман художником Хольгером Трюльчем и занялась вместе с ним тем, что ее в то время по-настоящему интересовало - боди-артом. Это было больше, чем узоры на коже. Примерно в то же время, в 70-е, Верушка всерьез увлеклась боди-артом. Она ставила эксперименты над собственным «я», с помощью краски и грима превращаясь в других женщин – Урсулу Андресс, Марлен Дитрих, Бриджит Бардо. Потом эксперименты стали более радикальными: так, однажды в Кении она намазалась черной ваксой для обуви, чтобы «слиться» с природой (отмываться пришлось несколько недель). Она превращалась в животных, птиц, гангстеров, бомжей, а однажды ей захотелось стать… камнем. Но в ком бы она ни растворялась, каждый раз ей удавалось остаться самой собой - Верой фон Лендорфф. Это работы Верушки на разнообразные темы, но все это Боди Арт. Без фотошопа!! Только работы художника, и реальный фон за спиной. Можно представить сколько времени это занимало Женщина-дерево, опять же без фотошопа Красота, нет слов! Ну, а что же мода? В ней Верушка разочаровалась еще тридцать лет назад. «Мода буржуазна и скучна, - говорит она – И те, кто работают в ней, рано или поздно теряют индивидуальность». И хотя по рождению Вера фон Лендорфф – буржуазка до мозга костей, свою индивидуальность, свою личность она всегда ценила гораздо выше платьев от Dior и сиюминутной славы. В это время один концерн затеял выпустить водку «Верушка». Но тут стало известно, что «лицо» будущего бренда появляется в печати раскрашенной под бревенчатые стены. Водочники потребовали немедленно прекратить безобразие, Верушка цинично отказалась. Эта женщина относится к исчезающему виду художников, которые плюют на деньги, если ради них надо поступиться свободой самовыражения. Ее именем называют модные магазины, у косметического брэнда MAC есть губная помада «Верушка», поп-группа Suedes поместила ее фото на обложку своего альбома… С 1992-го по 1996 год Верушка вместе с фотографом Андреасом Хубертусом Илсом создала в Нью-Йорке серию потрясающих автопортретов. Съемка черно-белая, по идее, это обстоятельство должно оставить зрителю простор для фантазии. Но поскольку на автопортретах Верушка предстает в образах сломанной куклы, чернокожего мужчины, бомжихи, афганской борзой, паука, змеи, Марлен Дитрих, Катрин Денев, изможденной старухи и зебры, вбирающейся на дерево, фантазии даже самого искушенного зрителя двигаться уже просто некуда. "Работы с фотографом Андреасом Хубертусом Илсом 1992-96 годы" А Верушка продолжает генерировать идеи с регулярностью хорошо налаженной немецкой машины. Какое-то время она работала на Карла Лагерфельда, Хельмута Ланга и Пако Рабанна, Сельвадора Дали, снималась в не кассовом артхаусном кино с названием типа «Задница Будды» (где сыграла несколько бродяг и, собсвенно, самого Будду), создала коллекцию одежды.С Хельмутом Ньютоном они вывели идеальную фразу глянца: «Мы работаем, чтобы заполнять мусорные баки»..... И до сих пор все у нее получается. Просто когда Бог распределял роли, Верушке досталась одна из лучших - быть красивым человеком. "Верушка на премьере Казино Рояль" "Она признается, что любит каждую свою морщинку. Это жизнь - и каждый прожитый день-счастье" На презентации своего последнего фото-альбома На берлинском кинофестивале в футуристичной обуви, а также на нескольких светских событиях