Про психологию. Учения и методики

Какие жанры лирики использовал рылеев. Начало творческого пути

Наиболее целеустремленно и полно своеобразие декабристской поэзии представлено в творчестве К. Ф. Рылеева (1795—1826).

Рылеев начал как подражатель Жуковского и Батюшкова и не избежал увлечения легкой поэзией. Его ранние стихотворные опыты — любовные элегии, дружеские послания, шарады и надписи — мало оригинальны. Первым стихотворением, обратившим на себя всеобщее внимание, была его знаменитая сатира «К временщику» (1820), направленная против всесильного тогда Аракчеева.

Портрет «временщика» был до того точен и страшен, что Аракчеев предпочел себя не узнать. Только поэтому сатира и смогла появиться в печати. Стихотворение содержало прямую политическую угрозу. Рылеев призывал к действию, к уничтожению временщика. Избавить страну от «рока злого» может только новый Брут или Катон, и поэт открыто заявлял, что будет счастлив «прославить на лире» этого нового героя.

Огромная политическая смелость первого выступления Рылеева обнаруживала в нем будущего революционера. Свое политическое credo он формулирует в стихотворениях «А. П. Ермолову» (1821), «Александру I» (1821), «Видение» («Ода на день тезоименитства великого князя Александра Николаевича», 1823)и в посвященной А. С. Мордвинову оде «Гражданское мужество» (1823).

В качестве адресатов Рылеев выбирает царей (настоящего и будущего) и политических деятелей, т. е. лиц, которые по своему положению могут способствовать «общественному благу». В этом проявляется гражданственность стихотворений Рылеева, еще не члена тайного общества, но уже потенциального декабриста. Политическая доктрина его первых гражданских стихотворений связана с идеями просветительства XVIII в. — заботой о просвещении, «общей пользе», «святости закона».

С традициями XVIII в. связана и идея просвещенного монарха. Чтобы научиться быть царем, нужно прежде всего «чтить власть закона». Необходимость отстаивать закон — центральный момент оды «Гражданское мужество». Ораторский пафос оды, изложенная в ней программа гражданских доблестей утверждали образ идеального общественного деятеля.

Послание Ермолову отражает общее настроение передовых кругов, с волнением следивших за вспышками освободительного движения в Греции и Испании, когда казалось, что революционная волна подкатилась к границам России. То же самое подразумевает и поэтическая формула Рылеева «предназначенье века», которая обретает в его творчестве фразеологическую устойчивость. «Предназначенье века» — это стремление к свободе.

В послании «Александру I» и в «Видении» — это освободительная тенденция века вообще, в «Гражданине» (1824) она связывается уже с практическим участием в революционной борьбе. Несмотря на умеренность политической программы первых гражданских стихотворений Рылеева, их агитационное значение было велико.

Оно заключалось уже в самом факте выдвижения на первый план гражданской идеи, в их общей тенденции, наконец, в гражданственной, патриотической лексике и фразеологии, которая создавала лирическую тональность стихотворений и воплощала их основную эмоциональную тему: любовь к свободе, протест против угнетения.

В первых стихах Рылеева уже проявились его оппозиционные настроения и приверженность к гражданским традициям русской поэзии. Последнее демонстративно подчеркнуто его отношением к Гнедичу. В 1821 г. Рылеев обращается к Гнедичу с посланием, а через год посвящает ему свою программную думу «Державин».

Оба стихотворения тематически связаны со знаменитой речью Гнедича «О назначении поэта», произнесенной в «Вольном обществе любителей российской словесности» 13 июня 1821 г. Эта речь была ярко выраженной декларацией литературных принципов декабризма. В основе ее была идея высокой гражданской поэзии, призванной поднять дух современного молодого поколения.

В послании Гнедичу впервые появляется в лирике Рылеева обобщенный образ поэта-гражданина. В думе «Державин» этот образ развертывается как образ поэта-трибуна, поборника свободы и истины: «Он выше всех на свете благ Общественное благо ставил».

Реальный облик поэта Державина далеко не во всемсоответствовал этой характеристике. Но она полностью отвечала идейно-творческим устремлениям самого Рылеева, предельно точно охарактеризованным в его ставшем знаменитым стихе: «Я не поэт, а гражданин» («А. А. Бестужеву», 1825).

Открыто и не раз заявленным гражданским, политическим пафосом поэзии Рылеева определяется и ее жанровое своеобразие. Сперва пользуясь традиционными жанрами классицизма (ода, послание, сатира), Рылеев обновляет их тематику и стилистический строй. Затем создает совершенно оригинальный по его жанровым очертаниям поэтический цикл, названный самим поэтом «Думами».

Так именовались в украинском фольклоре песни исторического содержания. Их подобием и должны были стать, по замыслу Рылеева, его собственные думы. Но до того аналогичная попытка была предпринята польским поэтом Немцевичем, которого Рылеев назвал своим предшественником.

Думы Рылеева были написаны на протяжении 1821—1823 гг., печатались по отдельности в различных журналах и альманахах тех же лет и в 1825 г. вышли отдельным изданием.

Все думы Рылеева подчинены одному заданию: явить современникам поучительные примеры гражданских добродетелей их «предков» — известных деятелей отечественной истории. В их числе древнерусские князья, Ермак, Богдан Хмельницкий, Борис Годунов и Петр I, сподвижники Петра и др.

Некоторые думы написаны в форме лирического монолога исторического героя, другие — в форме лирического авторского воспоминания о его славных делах. Одна из них — «Смерть Ермака» — стала известной народной песней «Ревела буря, дождь шумел».

Рылеев не стремится объективно изобразить отдельные эпизоды русской истории или показать становление национального характера. Его задача — на исторических примерах дать образцы гражданской и патриотической доблести. Исторический сюжет подчиняется политическим задачам современности и насыщен аллюзиями. Герои дум излагают политическую программу поэта.

Поучения Ольги Святославу («Ольга на могиле Игоря») совпадают с наставлениями Екатерины II наследнику в оде «Видение»: монарх должен быть отцом для своих подданных, а «несправедливость власти» ведет к народным бедствиям и гибели властителя. Потомки осуждают Игоря, несмотря на его воинскую доблесть, потому что им двигало не стремление к славе отечества, а «к золоту алчба».

Наоборот, «святая мудрость» и правота правления смягчают приговор современников и потомства Борису Годунову. Он «страдалец», «несчастный», достойный не только проклятий, но и благословений. Даже преступление (убийство царевича Дмитрия) искупается заботой правителя об общественной пользе, о благе народа.

Для Рылеева важен не столько тот или иной исторический эпизод, сколько поведение героя в определенных условиях. Отсюдаиногда противоречия в оценке некоторых исторических событий, равно как и характеров исторических лиц. В думе «Петр Великий в Острогожске» Мазепа — потенциальный изменник, коварный лицемер, враг Петра и России. В поэме «Войнаровский» ее герой, соратник Мазепы, показан как защитник народа и родины.

Таким образом, думы откровенно служат агитации. Недаром в критических отзывах на них так часто фигурирует слово «цель». Рылеев избрал «целью возбуждать доблести сограждан подвигами предков», — писал о них А. Бестужев. «Цель» и «намерение» как непременное условие поэтической зрелости видел в них Вяземский. И это же слово «цель» повторил Пушкин: «Думы Рылеева и целят, а все невпопад».

Поиски способов активного воздействия на общество привели Рылеева к романтической поэме байронического толка. Первой и единственно законченной поэме Рылеева «Войнаровский» (1823—1824) предшествовал шумный успех «Кавказского пленника» (1820—1821) Пушкина.

Этот успех показывал, что жанр романтической поэмы был созвучным художественной потребности эпохи. К этому новому для русской поэзии стихотворному жанру Рылеев подошел уже в «Думах». В них уже проявились характерные для романтической поэмы тенденции к построению лирического повествования, сосредоточенного вокруг личности героя, его внутренних переживаний, которые доминируют над действием, окрашивают собою фабулу и самую обстановку рассказа и вместе с тем путем эмоционального отождествления как бы становятся лирическим выражением внутренней жизни поэта.

19 Одновременно «Думы» связаны и с поэтикой классицизма (ораторский пафос, «высокая» лексика, назидание). Обращаясь к романтической поэме и сознательно отталкиваясь от ее пушкинского образца, Рылеев ищет самостоятельный творческий путь. Разочарованному герою Байрона и Пушкина он противопоставил страдающего гражданина, борца с тиранией за права народа.

Исторические Войнаровский и Мазепа не соответствовали их образам, созданным Рылеевым, о чем прямо сказано в предпосланных поэме очерках (написаны А. А. Бестужевым и А. О. Корниловичем).

Патриотизм Войнаровского и Мазепы, их пламенные речи были выражением чувств автора поэмы, причем значительно более художественно совершенным, нежели в «Думах». Пушкинне мог принять навязчивой дидактичности, композиционного однообразия и антиисторизма дум, но после «Войнаровского» он писал: «С Рылеевым мирюсь — Войнаровский полон жизни»; «...слог его возмужал и становится истинно-повествовательным, чего у нас почти еще нет».

Каноны романтической поэмы требовали включения в нее местного колорита и нравов. Идя вслед за Пушкиным, Рылеев стремится к точности описаний. Уже в думе «Иван Сусанин» Рылеев вместо условного оссианического пейзажа дал конкретные детали крестьянского быта.

В «Войнаровском» описание природы также реалистично и естественно включает приметы местного колорита — описание быта далекой Сибири. Тема природы в поэме имеет самостоятельное значение и так же, как сюжетное действие, несет гражданственную нагрузку.

Это первая в русской литературе попытка дать описание «места» и «нравов» страшного края, невольного места жительства многих поколений русских вольнолюбцев, края, где ломались характеры, рушились надежды, терялась вера в себя и людей.

«Войнаровский» был окончен в первой половине 1824 г. В это время Рылеев — уже один из руководителей Северного общества. На совещании в декабре 1823 г. он внес предложение о создании агитационной литературы. Конституционные чаяния, выраженные в первых гражданских стихах, ушли в прошлое.

Энтузиазм руководителя, политическая активность Рылеева, его республиканские убеждения, практические предложения — все это находит выход в поэтическом творчестве.

В «Войнаровском» Рылееву пришлось подтягивать историю к современности, идеализировать вождей антинародного движения. Но в следующих своих замыслах Рылеев уже непосредственно обращается к освободительной борьбе украинского народа против польского владычества в конце XVI в.

Из всех неосуществленных замыслов Рылеева 1824—1825 гг., связанных с этой темой (поэмы «Мазепа» и «Наливайко», трагедии «Мазепа» и «Богдан Хмельницкий»), наиболее полно представлена сохранившимися рукописными набросками и печатными фрагментами поэма «Наливайко».

13 отрывков и программа поэмы позволяют судить, что Рылеев задумал поэму как широкое эпическое полотно с изображением быта и нравов Украины, враждующих религиозных групп, притеснения украинских крестьян поляками, наконец, народного восстания.

В романтическую поэму Рылеев вводит нового героя — предводителя казацкой вольницы. Любовный сюжет, обязательный в романтической поэме, исключается полностью, уступая место сюжету героическому — большому трагическому событию национальной истории. «Войнаровский» композиционно еще связан с думами.

Основная часть поэмы (после повествовательной экспозиции) строилась как монолог героя, таким образом все события преломлялись через его восприятие. В «Наливайко» Рылеев стремится к большей объективности изображения:монолог перемежается авторским повествованием, и повествование преобладает.

Вместе с тем эта поэма больше всех других произведений связана с практической деятельностью Рылеева-революционера. Войнаровский показан героем, исключенным из общественной жизни, лишенным возможности действовать. Наливайко — руководитель восстания и изображен в момент наивысшей политической активности.

Его образ впитал эмоциональный настрой декабристов в период перед восстанием, их готовность к борьбе и одновременно колебания, неуверенность в успехе. В знаменитой, известной нескольким поколениям революционеров «Исповеди» Наливайко говорит о неизбежной гибели тех, кто «первым восстает на утеснителей народа».

Психологическая аналогия была настолько точна, что друзья Рылеева в монологе Наливайко услышали предсказание своей собственной судьбы, а Рылеев повторил в разговоре с Н. Бестужевым слова Наливайко как собственное убеждение: «Верь мне, что каждый день убеждает меня в необходимости моих действий, в будущей погибели, которою мы должны купить нашу первую попытку для свободы России, и вместе с тем в необходимости примера для пробуждения спящих россиан».

Даже такой эпизод, намеченный в программе поэмы, — «он может бежать, но не хочет» — соответствовал поведению некоторых декабристов после разгрома восстания. Так, узнав, что начались аресты товарищей, друг Рылеева Александр Бестужев не захотел бежать и сам явился в Зимний дворец.

В программе поэмы Наливайко становится гетманом в результате народного восстания. Народ выступает как реальная сила истории, но восстание должно было закончиться поражением. Иное решение социального конфликта намечалось в трагедии Рылеева «Богдан Хмельницкий». Восстание, которое возглавил Богдан Хмельницкий, привело к освобождению украинского народа от политического и религиозного гнета Польши.

Признание народа реальной силой истории вызвало к жизни агитационные сатирические песни Рылеева и Бестужева, обращенные к народу.

Сатирическая песня, песня-пародия в это время — явление распространенное. Достаточно вспомнить пушкинский ноэль («Ура, в Россию скачет»), который, по свидетельству декабристов, «распевался чуть ли не на улице». До нас дошло 12 песен, написанных Рылеевым и Бестужевым, иногда, по-видимому, в соавторстве и с другими декабристами. Агитационное значение этих песен было признано даже Верховным судом: их сочинение было поставлено авторам в вину наряду с покушением на цареубийство.

Имитация крестьянских или солдатских простонародных песен была живой, увлекательной, доступной для масс и потому действенной публицистикой. В песнях выражено конкретноепредставление о народных бедствиях. Здесь говорилось о бесправии народа, о взяточничестве в судах, о царских поборах, бессмысленной шагистике в армии и о том, что людьми торгуют, «как скотами».

Включая в разудалый мотив рассказ о дворцовых переворотах, о свержении Петра III и «курносого злодея» Павла I, песни внушали мысль о необходимости уничтожения царской фамилии во имя интересов грядущей революции.

Конечно, декабристы, в том числе и Рылеев, оставались на позициях дворянской революционности и не собирались привлекать к восстанию народ, но они стремились донести до народных масс свою программу и лозунги. Поиски доходчивой формы и общего с народом языка были характерными для Рылеева — руководителя тайного общества, поэта и гражданина.

Отчетливей всего гражданская позиция Рылеева-борца выражена в стихотворении «Я ль буду в роковое время», написанном уже незадолго перед восстанием. Рылеев заклеймил гражданственную несостоятельность тех современников, кто не постиг «предназначенья века» и стоит в стороне от общественной борьбы.

«Изнеженному племени переродившихся славян», так непохожему на героев дум, противостоит голос автора, мужественного и страстного человека, своей жизнью доказавшего право обличать современников.

Последние три стихотворения написаны Рылеевым уже в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, когда сам Рылеев оказался в ситуации, которую так часто избирал для своих героев. В одном из них («Мне тошно здесь, как на чужбине», 1826) мотив обреченности (уже не как предчувствие, а как ожидание смерти) сочетается со смирением и раскаянием.

Это следствие той депрессии, которая овладела им в начале следствия. Но в последнем стихотворении («О милый друг, как внятен голос твой», 1826) сквозь библейский колорит его проступают те самые настроения, которыми поэт наделял своих героев — Михаила Тверского, Артамона Матвеева, Наливайко.

Мотив жертвенности сочетается с историческим оптимизмом и сознанием, что и борьба и смерть автора стихотворения не будут напрасными. Дальнейшая история революционной борьбы подтвердила жизненность дела Рылеева, а его поэзия оказалась значительной для последующей истории русской литературы.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

В читательском сознании Рылеев - прежде всего поэт-декабрист, издатель альманаха «Полярная звезда», дворянский революционер, человек, мученической смертью подтвердивший верность свободолюбивым идеалам.

Биография Кондратия Рылеева

К. Ф. Рылеев родился 18 (29) сентября 1795 года в сельце Батово, близ Петербурга, в семье отставного подполковника, и с шестилетнего возраста воспитывался в петербургском Кадетском корпусе. Здесь он полюбил книгу и начал писать. Тринадцать лет прошло в занятиях и муштре, не без детских проказ, конечно, но зато и с суровой расплатой за них. Популярности Рылеева много способствовали его стихи.

Юность Рылеева совпала с героической эпохой в жизни России, со славным двенадцатым годом. Он страстно ждал выпуска в действующую армию и творил «победные песни героям», вспоминая героическое прошлое своей родины. Уже в первых пробах рылеевского пера намечены темы и поэтические принципы, которым он останется верен навсегда. В 1814 году восемнадцатилетним прапорщиком-артиллеристом Рылеев попадает на театр военных действий. Можно только догадываться, насколько ошеломляющим был контраст между тринадцатилетним заточением в корпусных стенах — и заграничными походами, когда за два года Рылеев дважды отшагал всю Европу.

Потом наступили армейские будни. Артиллерийская рота Рылеева перемещалась из Литвы на Орловщину, пока весной 1817 года не обосновалась в Воронежской губернии, в селе Подгорном Острогожского уезда. Здесь Рылеев занялся воспитанием дочерей местного помещика и вскоре полюбил младшую из них, Наталью Тевяшову. Рылеев, женившись и выйдя в отставку, рвется в столицу — туда, где кипит жизнь. Осенью 1820 года Рылеев с женой и дочерью поселяются в Петербурге, а с начала 1821 года он начинает служить в Петербургской палате уголовного суда.

Творчество Кондратия Рылеева

В петербургских журналах уже появлялись стихотворения Рылеева. Сатира на Аракчеева сделала в одночасье имя поэта широко известным. Вслед за «Курбским» в журналах и газетах за подписью Рылеева одно за другим появляются стихотворения, в которых страницы русской истории прочитаны как свидетельство неискоренимо вольнолюбивого духа нации. По роду своего дарования Рылеев не был чистым лириком; недаром он постоянно обращался к различным жанрам и прозы, и драматургии.

Думы Рылеева принадлежат к жанру исторической элегии, близкой к балладе, широко пользующейся наряду с лирическими и эпико-драматическими художественными средствами. Нельзя не заметить в мировоззрении Рылеева просветительских основ, а в его художественном методе — черт гражданского классицизма. В начале 1823 года Рылеев был принят И. И. Пущиным в Северное тайное общество и вскоре стал его руководителем. Чуждый честолюбивых расчетов и притязаний, Рылеев стал совестью декабристского заговора.

Поэзия Рылеева не воспевала восторга победы — она учила гражданскому мужеству. Поэтическая зрелость Кондратия Федоровича только-только обозначилась для современников на пороге 1825 года — с выходом «Дум» и «Войнаровского», с появлением в печати отрывков из новых поэм. Прямо связав свою жизнь с тайным обществом, с организованной борьбой против самодержавия и крепостничества, Рылеев в том же 1823 году приступил к работе над поэмой о сибирском узнике Войнаровском.

Эпилогом всего творчества Рылеева суждено было стать тюремным его стихам и письмам к жене. 14 декабря 1825 года — первым из организаторов восстания на Сенатской площади — Рылеев был арестован, заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, а через полгода — казнен.

  • Спустя тридцать лет А. И. Герцен и Н. М. Огарев начнут издавать за границей для русского читателя альманах вольной русской литературы, дав ему славное название — «Полярная звезда».
  • Мотивы рылеевской лирики будут развиты в поэзии Полежаева, Лермонтова, Огарева, Некрасова .

Одним из виднейших деятелœей декабристского движения и круп­нейшим поэтом-декабристом был К- Ф. Рылеев. За короткий срок своей литературной деятельности (1820-1825) он создал ряд худо­жественных произведений, занимающих одно из первых мест в исто­рии русской гражданской поэзии. Стихи Рылеева наряду с политиче­скими стихотворениями А. С. Пушкина и комедией ʼʼГоре от умаʼʼ А. С. Грибоедова явились лучшим выражением общественных идеа­лов поколения дворянских революционеров и стали для декабристов средством пропаганды их политических взглядов. Участник восстания 14 декабря 1825 ᴦ., Рылеев жизнью заплатил за попытку осуществить на практике те идеи, которым он служил своим поэтическим творче­ством.

Первые поэтические опыты К. Ф. Рылеева, увидевшие свет, ничем не выделялись среди популярных в то время жанров ʼʼлегкой поэзииʼʼ. Рождением нового поэта со своей темой и с собственной интонацией, было стихотворение ʼʼК временщикуʼʼ (1820), появившееся в первый же год вступления будущего поэта-декабриста в литературу. Сатира Рылеева оказалась политически весьма актуальной. Реакция, сме­нившая общественный подъем эпохи Отечественной войны 1812 ᴦ., торжествовала повсюду: и в России, и в Западной Европе. Ближай­шим сотрудником Александра I стал его любимец, военный министр, организатор военных посœелœений, ярый реакционер А. А. Аракчеев. Активным протестом против аракчеевского режима в армии явились волнения Семеновского полка осœенью 1820 ᴦ. Атмосфера накалялась. В такой обстановке появилась острая и смелая сатира на ʼʼвременщи­каʼʼ, в котором без труда можно было узнать всœесильного Аракчеева. Подзаголовок ʼʼПодражание Персиевой сатире „К Рубеллию"ʼʼ объ­ясняется цензурными соображениями (у римского сатирика I в. Пер­сия Флакка нет сатиры ʼʼК Рубеллиюʼʼ).

У Рылеева дана конкретная политическая характеристика Аракче­ева (ср., в частности, прямое указание на военные посœелœения: ʼʼСелœе­ния лишил их прежней красотыʼʼ), а в качестве угрозы выдвигается тираноубийство, о котором говорится весьма откровенно и весьма эмоционально:

О, как на лире я потщусь того прославить. Отечество мое кто от тебя избавит!

Впечатления современников и догадки о причинах благополучного для Рылеева исхода столь дерзкого выступления излагает Н. А. Бесту-

жев: ʼʼНельзя представить изумления, ужаса, даже можно сказать оцепенения, каким поражены были жители столицы при сих неслы­ханных звуках правды и укоризны, при сей борьбе младенца с велика­ном. Все думали, что кары грянут, истребят и дерзновенного поэта͵ и тех, которые внимали ему; но изображение было чересчур верно, очень близко, чтобы обиженному вельможе осмелиться узнать себя в сатире. Он постыдился признаться явно, туча пронеслась мимоʼʼ ". Бестужев верно определяет и значение сатиры: ʼʼЭто был первый удар, нанесенный Рылеевым самовластьюʼʼ.

Чувство гражданского негодования, продиктовавшее Рылееву его сатиру, делает понятным стремление к общественной борьбе, отра­зившееся в его послании ʼʼК Косовскомуʼʼ (написано в 1821 ᴦ., в свое время не было напечатано) в ответ на стихи, в которых адресат 2 советовал поэту ʼʼнавсœегдаʼʼ остаться на Украинœе:

Чтоб я младые годы

Ленивым сном убил!

Чтоб я не поспешил с

Под знамена свободы!

Нет, нет! тому вовек

Со мною не случиться.

Отказываясь почти полностью от разнообразных жанров ʼʼлегкой поэзииʼʼ, Рылеев сохраняет один из них - дружеское послание. Но и данный жанр под его пером приобретает иной характер по сравнению с тем, что было типично для поэтов школы В. А. Жуковского и К- Н. Батюшкова. В дружеское послание Рылеев, подобно А. С. Пуш­кину, вводит политическую тематику, а затем послание и в целом становится политическим. В этом отношении показательно стихотво­рение ʼʼПустыняʼʼ (1821). Близкое по мотивам и манере к посланию ʼʼМои пенатыʼʼ Батюшкова, стихотворение Рылеева имеет неожи­данную концовку. Воспев по традиции прелœесть деревенской тишины и уединœения, поэт обращается мыслью к предстоящему возвращению в столицу, и тогда идиллический тон сменяется сатирическим. Рылеев обрушивается на высшую бюрократию, на несправедливый суд, на поэтов, равнодушных к общественным нуждам. Неудивительно, что политическая концовка стихотворения в свое время не была опублико­вана.

Рост гражданской патетики вызывает появление оды в лирике Рылеева, но данный жанр в творчестве поэта-декабриста коренным образом отличается от реакционной одописи эпигонов классицизма и продолжает традиции революционной оды Радищева, поэтов-про­светителœей, молодого Пушкина. Таковы оды ʼʼВидениеʼʼ (1823) и ʼʼГражданское мужествоʼʼ (1823). Правда, в первой из них Рылеев пытается дать ʼʼурок царямʼʼ в лице великого князя, будущего импе-

1 Воспоминания Бестужевых, с. 12.

2 Послание обращено к сослуживцу Рылеева по армии А. И. Косовскому, а не к П. Г. Каховскому, как долгое время предполагали некоторые исследователи (с Кахов­ским поэт-декабрист познакомился позднее).

ратора Александра II. Здесь, с одной стороны, сказались еще не окончательно отброшенные Рылеевым политические иллюзии, застав­лявшие иногда и его предшественников взывать к чувству справедли­вости и гуманности просвещенного монарха. С другой стороны, это было использование легальных возможностей для пропаганды своего политического идеала, к осуществлению которого призывалась пре­жде всœего законная власть. Историческая мотивировка крайне важно ­сти преобразований звучала скрытой угрозой правительству, в случае если оно останется глухим к велœениям истории, не поймет ʼʼпотребность русских странʼʼ:

Уже воспрянул дух свободы Против насильственных властей; Смотри - в волнении народы, Смотри - в движеньи сонм царей.

Не напрасно цензура испугалась этих строк и потребовала вло­жить в них благонамеренный смысл:

Дух необузданной свободы Уже восстал против властей.

Венцом гражданской лирики Рылеева явилось стихотворение ʼʼЯ ль буду в роковое время...ʼʼ (опубл. 1824 под заголовком ʼʼГражда­нинʼʼ), написанное в дни подготовки восстания. Еще в начале 1825 ᴦ. среди черновых набросков поэмы ʼʼНаливайкоʼʼ Рылеев по­местил четверостишие:

Нет примиренья, нет условий Между тираном и рабом; Тут нужно не чернил, а крови, Нам должно действовать мечом.

Эти чеканные строки были свидетельством окончательного разрыва Рылеева с какими бы то ни/было надеждами на мирное разрешение общественных противоречий. Теперь, в стихотворении ʼʼЯ ль буду в роковое время...ʼʼ, Рылеев заявляет о своей готовности к революци­онному действию и призывает к этому друзей, среди которых он, видимо, успел распространить свою стихотворную прокламацию. Об этом свидетельствуют слова декабриста А. М. Булатова, который, перефразируя последнюю строку стихотворения Рылеева, сказал брату, выходя из дому утром 14 декабря 1825 ᴦ.: ʼʼИ у нас явятся Бруты и Риеги, а должна быть и превзойдут тех революционистовʼʼ. Особое место в лирике Рылеева занимают агитационные песни, напи­санные им в сотрудничестве с А. А. Бестужевым.

ʼʼДумыʼʼ

Уезжая весной 1821 ᴦ. в деревню, К. Ф. Рылеев захватил с собой только что вышедший девятый том ʼʼИстории государства Российско­гоʼʼ Н. М. Карамзина. Под свежим впечатлением от прочитанного Рылеев пишет Ф. В. Булгарину 20 июня 1821 ᴦ.: ʼʼНу, Грозный! Ну, Карамзин! - не знаю, чему больше удивляться, тиранству ли Иоанна или дарованию нашего Тацитаʼʼ. ʼʼПлодом чтенияʼʼ Карамзина, по словам Рылеева, явилась его первая историческая дума ʼʼКурбскийʼʼ

(1821). Так в поэзию Рылеева входит историческая тематика, за­нявшая в дальнейшем в его творчестве основное место.

На протяжении 1821 -1823 гᴦ. Рылеев напечатал свыше двадцати дум. В 1825 ᴦ. ʼʼДумыʼʼ вышли отдельным сборником. Около десяти дум (считая и неоконченные) было найдено в бумагах Рылеева. При своем появлении думы вызвали противоречивую оценку. Известен суровый отзыв о них А. С. Пушкина, который не нашел в них ничего национального, русского, кроме имен, и признал их однообразными по композиции (см. письма П. А. Вяземскому и Рылееву в мае 1825 ᴦ.). Пушкин судил о думах Рылеева с точки зрения того более глубокого, чем это было у декабристов, понимания историзма и народности литературы, к которому он подходил как раз в эти годы. Но при всœей своей романтической условности думы увлекли читателœей героически­ми образами многочисленных деятелœей русской истории и патриотиче­скими чувствами автора. С этой точки зрения рылеевским думам нельзя отказать в народности, что подтверждается, в частности, широкой популярностью ʼʼСмерти Ермакаʼʼ (1821), называемой на­родной песней.

Определяя жанровую природу дум, Рылеев возводит их к украин­ской народной поэзии: ʼʼДума, старинное наследие от южных братьев наших, наше русское, родное изобретениеʼʼ. Стремление поэта-де­кабриста связать идейно-художественный замысел своих историче­ских баллад с народной традицией отвечало одному из положений декабристской эстетики - признанию фольклора источником литера­туры.

Думы Рылеева связаны и с традициями художественной литерату­ры, а именно с жанром исторической баллады, получившим в те годы распространение в русской литературе. Крупнейшим явлением в этой области была пушкинская ʼʼПеснь о вещем Олегеʼʼ (1822). Но Рылеев своеобразно трактовал данный жанр, что было отмечено А. А. Бестуже­вым в его критическом обзоре ʼʼВзгляд на старую и новую словесность в Россииʼʼ: ʼʼРылеев, сочинитель дум или гимнов исторических, пробил новую тропу в русском стихотворствеʼʼ. Это своеобразие заключалось в ощутительном присутствии в произведении, а иногда и в преоблада­нии, лирико-публицистического элемента.

Рисуя героев русской истории на протяжении ряда столетий, Рылеев поэтизирует образ борца за свободу и независимость родины (Мстислав Удалой, Дмитрий Донской, Иван Сусанин, Богдан Хмель­ницкий) или образ гражданина, мужественно отстаивающего свои общественные идеалы (Матвеев, Долгорукий, Волынский). В уста своих героев Рылеев вкладывает монологи, в которых находят выра­жение гражданские идеи и настроения декабристов. Так, Волынский признает верным сыном отчизны только того,

Кто с сильными в борьбе За край родной иль за свободу, Забывши вовсœе о себе. Готов всœем жертвовать народу.

(ʼʼВолынскийʼʼ)

Это далеко от истории, которая не дает оснований для такой идеали­зации кабинœет-министра А. П. Волынского, но это близко к той современности, активно воздействовать на которую стремились де­кабристы. Столь же по-декабристски звучало и обращение Дмитрия Донского к соратникам перед битвой на Куликовом поле.

В думах Рылеева нашел выражение художественный метод рево­люционного романтизма. Рисуя героев прошлого, поэт-декабрист стремился не столько воссоздать историческую действительность, сколько воплотить свой идеал гражданина. Это отвечало обществен­но-воспитательным задачам, которым должны были служить думы. Соответствует этим задачам и композиционный строй дум, в котором Пушкин разграничил три базовых элемента: описание места дей­ствия, речь героя и ʼʼнравоучениеʼʼ. Как правило, думы не имеют сюжета и представляют из себясвоего рода серию исторических порт­ретов или картин. Значительная роль лирического монолога, про­износимого героем, сближает думы по их общему характеру с граж­данской лирикой Рылеева.

Рылеевские думы не отличаются и стилистическим единством. В соответствии с тематико-композиционными особенностями дум в них преобладает лирическое начало, что находит особенно яркое выражение в обилии стилистических фигур (риторические вопросы, восклицания, обращения), придающих изложению публицистический (ораторский) стиль. Но в некоторых думах (к примеру, ʼʼИван Суса­нинʼʼ) заметно стремление автора найти повествовательные формы изложения, отвечающие принципу простого рассказа о событиях. С этим связано и введение в гражданско-патетический стиль дум бытовой лексики, отражающей реальные подробности изображаемого действия, к примеру:

Вот скатерть простая на стол постлана; Поставлено пиво и кружка вина, И русская каша и щи пред гостями, И хлеб перед каждым большими ломтями.

Тенденции национально-исторического эпоса, для которых узкие рамки дум не давали простора, нашли развитие в поэмах Рылеева.

Одним из самых ярких поэтов-декабристов младшего поколения был Кондратий Федорович Рылеев. Первоначально в его поэзии сосœедствую два жанра – ода и элегия. Особенность его творчества состоит по сути в том, что Рылеев сочетает традиции гражданской поэзии прошлого столетия и достижения новой, романтической поэзии Жуковского и Батюшкова. Герой элегий обогащается чертами общественного человека, гражданские же страсти получают достоинства живых эмоций. Так рушатся жанровые перегородки.

В 1821 года в творчестве Рылеева начинает складываться новый для русской литературы жанр – думы, лиро-эпического произведения, сходного с балладой, основанного на реальных исторических событиях, преданиях, лишённых фантастики. Дума – изобретение славянской поэзии, в качестве литературного жанра уже давно существовавшая в Украинœе и Польше, заимствованной ей у нас. Фольклорное начало, признаки медитативной и исторической (эпической) элегии, оды - ϶ᴛᴏ характерные признаки Дум Рылеева.

Первую думу – ʼʼ Курбскийʼʼ (21г) поэт опубликовал с подзаголовком элегия, и лишь потом появляется подзаголовок ʼʼ думаʼʼ. Сходство с элегией замечали многие современники Рылеева. Исторические события осмыслены в думах Рылеева в лирическом ключе, поэт сосредоточен на внутреннем состоянии истор.
Размещено на реф.рф
Личности, в какой либо кульминационный момент жизни.

Композиционно дума разделяется на две части – жизнеописание и нравственный урок. В думе соединœены два начала – эпическое и лирическое, агитационное, а жизнеописание играет подчинённую роль.

Почти всœе думы строятся по единому плану - сначала пейзаж, местный или исторический, появление героя, речь, из которой становиться известной предыстория героя и его нынешнее духовное состояние, далее следует урок – обобщение. Так как композиция почти всœех дум одинакова, Пушкин назвал Рылеева ʼʼпланщикомʼʼ.

В задачу Рылеева входило дать панораму исторической жизни и создать монументальные образы героев. Цель его – возбудить высокими героическими примерами патриотизм и вольнолюбие современников. Субъективно Рылеев не собирался покушаться на точность исторических фактов и ʼʼподправлятьʼʼ дух истории, но это было неизбежно. Даже привлёчённый им историк Строев, писавший комментарии к каждой думе, не смог исправить вольного романтически-декабристского антиисторизма.

Этот Рылеевский антиисторизм вызвал решительное осуждение Пушкина, стремившегося к исторической достоверности. Историческое лицо любого века приравнивается к декабристу по своим мыслям и чувствам (Дмитрий Донской).

Как романтик, Рылеев ставил в центр нац. Истории личность патриота и правдолюбца. История - ϶ᴛᴏ борьба свободолюбцев и тиранов, силы, которые участвуют в конфликте – двигатель истории, никогда не исчезают и не меняются.

Психологическое состояние героев, особенно в портрете, всœегда аналогично. Герой изображён не иначе, как с думой на челœе, у него одни и те же позы и жесты. Чаще всœего они сидят. Обстановка – темница или подземелье.

Среди Дум выделяются Дмитрий Донской, Курбский, Борис Годунов, Смерть Ермака, Петр Великий в Острогожске, Иван Сусанин.

Годунов – о страданиях царя, достигшего престола путём преступлений. Рок принимает его покаяние, обет творить только на благо государства и даёт ему сон.

Сусанин – о подвиге русского крестьянина. В его деревню пришли сарматы, отужинали, легли на покой. Сусанин отправляет сына к царю, предупредить, а сам по утру идёт проводником врагов. Заводит в лес и там раскрывает тайну, пав жертвой во имя спасения царя.

Гибель Ермака – буря в ночь над Иртышом, воины спят, набираясь сил перед боем, Ермак же в раздумьях об искуплении ошибок жизни молодой завоеваниями для царя Сибири. Но хан Кучум не ждёт утра, боясь открытого столкновения. Он нападает исподтишка, ночью и Ермак вынужден плыть к челнам. Тяжёлый панцирь, дар царя, увлекает его под воды. Герой не успевает добраться до челнов, а буря всё играет.

В соотв. с тематико-композиционными особенностями дум,в них преоблад. лир.
Размещено на реф.рф
начало,что находит особенно яркое выражение в обилии стилист. Фигур (риторические вопросы, восклицания, обращения), придающих изложению публицистический стиль.

Кондра́тий Фёдорович Рыле́ев (18 сентября 1795, село Батово, Санкт-Петербургская губерния - 13 июля 1826, Петропавловская крепость, Санкт-Петербург) - русский поэт, общественный деятель, декабрист, один из пяти казнённых руководителей декабрьского восстания 1825 года. Широкая известность пришла к Рылееву после публикации оды-сатиры «К временщику» (1820), которая была написана во вполне традиционном духе, но отличалась смелым содержанием. Первоначально в поэзии Рылеева параллельно сосуществуют стихотворения разных жанров и стилей – оды и элегии. Особенность лирики Рылеева заключается в том, что он не только наследует традиции гражданской поэзии прошлого столетия, но и усваивает достижения новой, романтической поэзии Жуковского и Батюшкова, в частности поэтический стиль Жуковского, используя те же устойчивые стиховые формулы. С 1821 г. в творчестве Рылеева начинает складываться новый для русской литературы жанр – думы, лироэпического произведения, сходного с балладой, основанного на реальных исторических событиях, преданиях, лишенных, однако, фантастики. В 1820 году написал знаменитую сатирическую оду «К временщику». Через год вошёл в «Вольное общество любителей российской словесности». В 1823-1825 годах Рылеев совместно с Александром Бестужевым выпускал ежегодный альманах «Полярная звезда». Состоял в петербургской масонской ложе «К пламенеющей звезде» . Дума Рылеева «Смерть Ермака» была частично положена на музыку и стала песней . Рылееву приписывается вольнодумное стихотворение «Клянуся честью и Черновым». Был одним из главных организаторов восстания 14 (26) декабря 1825 г. Находясь в крепости, выцарапал на оловянной тарелке, в надежде что кто-нибудь прочтет, свои последние стихи. « Тюрьма мне в честь, не в укоризну, За дело правое я в ней, И мне ль стыдиться сих цепей, Когда ношу их за Отчизну!» При жизни Кондратия Рылеева свет увидели две его книги: в 1825 году вышли «Думы», а чуть позже в том же году была издана поэма «Войнаровский». Рылеев казнён повешением 13 (25) июля 1826 года в Петропавловской крепости

«Рылеев создал новую поэзию, отвечающую поступательному движению декабризма». Его поэзия медитативно-одическая.

Творческое наследие Рылеева легко распадается на три группы I произведений:

а) разные лирические стихотворения, малые формы;

б) лиро-эпические «Думы» и

в) крупные формы - поэма «Войнаровский» (замыслы поэм о Наливайке, трагедии о Хмельницком и пр.).

К первой группе мы относим стихотворения: «К временщику», «К Косовскому», «А.П. Ермолову», «Гражданское мужество», «Гражданин», «На смерть Байрона», «Стансы» (А. Бестужеву), «Вере Николаевне Столыпиной», «Бестужеву» (т.е. все тому же Александру Бестужеву).В сатире «К временщику» клеймится окружающая действительность, «аракчеевский» режим. В оде «Гражданское мужество» в обобщенной форме прославляется одно из коренных качеств подлинной доблести, служения отчизне, идеал, которому надо следовать; тут программа действия для целого поколения. Здесь и отечественные образцы гражданского мужества: Долгорукий, Панин, - дерзавшие говорить истину при Петре I, и Екатерине II, и ныне здравствующий Мордвинов, член Государственного совета, отличавшийся справедливостью и непреклонностью своих позиций. Из всемирных образцов вспоминаются оба Катана, Цицерон. Образцом служит и герой 1812 года А.П. Ермолов, которому адресуется особое послание. Это послание - от целого поколения, от всех декабристов: они знали об оппозиционных настроениях Ермолова и что его не жалуют при дворе; декабристы даже рассчитывали на помощь Ермолова в случае восстания. Из ближайших примеров доблести всеевропейской значимости избирался Байрон, кончине которого в Греции посреди восставшего народа Рылеев посвящает специальное стихотворение.самое знаменитое стихотворение Рылеева «Гражданин», написанное в год восстания. Здесь и сатира на общество, «ветреное племя» «переродившихся славян», здесь и призыв к «гражданскому мужеству» (само название стихотворения), здесь и образцы доблести (Брут, Риэго). Но здесь еще и автобиографическая тема, разработанная в упомянутых посланиях, тема поэта-гражданина, отрешившегося от наслаждений и удовольствий жизни и целиком посвятившего себя служению высокому долгу. Стихотворение «Гражданин» и начинается с прямой постановки самому себе особой задачи в жизни: «Я ль буду в роковое время позорить гражданина сан», поэт не хочет «в постыдной праздности влачить свой век», прожигать жизнь «в объятьях сладострастья», он другой - он постигнул «предназначенье века», он хочет бороться «за угнетенную свободу человека».

2. «Песня про… купца Калашникова». Проблематика, система персонажей, стилевое своеобразие.

В поэме Лермонтова не отражены эти факты, как и сведения о похищениях красивых жён знатных людей, которые поощрял Грозный. Исторический Грозный конфисковывал имущество казнённых, а не заботился о благосостоянии их семей, как это происходит в «Песне…». XVI век в изображении Лермонтова - высокое героическое прошлое: в поэме нет ни одного ярко выраженного отрицательного персонажа, ужасы опричнины остаются “за кадром”. Вместе с тем досто-верна вседозволенность Кирибеевича, ужас, охвативший Алёну Дмитриевну при его словах о происхождении из “слав-ной семьи из Малютиной”, нарушение царём своей клятвы помиловать победителя. Да и основной конфликт поэмы - конфликт между удалым, благородным, независимым Калашниковым и кромешником, “лукавым рабом” царя Кирибе-евичем, - безусловно, прочитывается в контексте “лютого времени”. Проблематика поэмы не сводится к противопо-ставлению века незаурядных людей и унылой современности. В центре «Песни» - вопрос о чести и бесчестии, ключевой вопрос лермонтовских произведений.

«Песня про купца Калашникова» (1837) знаменует начало нового этапа в творческом развитии поэта (в том же году были написаны «Бородино» и «Смерть поэта»). Никогда ранее Лермонтов не приближался так близко к народной поэзии. Близость эта проявляется не просто в определенных формальных особенностях (в языке, стихе), но прежде всего в вос-произведении народного сознания. Замысел поэмы был связан с идеей, отразившейся в «Бородино»: восхищение герои-ческими подвигами и личностями прошлых эпох и горечь при мысли о ничтожестве нынешнего поколения.

В «Песне…» выражены поэтические размышления не столько об эпохе Ивана Грозного, сколько о своей современно-сти, о правах человеческой личности. В частности, существует предположение, что в поэме нашли отражение раздумья автора о судьбе и причинах гибели Пушкина. Смысл поэмы Белинский видел в том, что в нец «…поэт от настоящего ми-ра не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее…

Два крупных, сильных характера, созданные Лермонтовым в этой поэме, прямо противопоставлены друг другу. Их основные свойства были уже намечены в лирике Лермонтова и его ранних поэмах. Царский опричник Кирибеевич - продолжение романтического героя-индивидуалиста, не признающего для себя никаких нравственных запретов и гото-вого принести в жертву своим страстям честь и достоинство других людей. Купец Калашников выражает народное начало, он продолжает линию лермонтовских героев-мстителей. Калашников дорог поэту не только как борец против неправды и произвола. Не менее дорога его нравственная стойкость, внутренняя убежденность в своей правоте. С ним связано представление о твердых нравственных устоях, народной традиции. Он одерживает моральную победу над сво-им противником.

Еще недавно Кирибеевич, обнаруживающий способность к сильной любви и во имя страстного чувства нарушаю-щий общепринятые нормы, мог оказаться в центре поэмы как высокий романтический герой. Теперь концепция Лер-монтова заметно меняется. Байронический герой-индивидуалист развенчивается. В образе Кирибеевича есть свое поэ-тическое обаяние, он даже не лишен угрызений совести, но у Лермонтова он прямо противопоставлен Калашникову как носителю народного сознания и, несомненно, уступает ему в нравственном отношении. В конце поэмы говорится о по-клонении народа могиле Калашникова, но не Кирибеевича, хотя погиб и он.

Важное место в системе образов поэмы занимает Иван Грозный. Он дан в духе народных представлений, зафикси-рованных во многих фольклорных произведениях, в которых отмечалось соединение в характере царя черт справедли-вости и вместе с тем деспотизма. Так проявляется важнейший идейно-эстетический принцип Лермонтова: он смотрит на своих героев глазами народа, подвергает их контролю и суду с позиций народных представлений о долге, чести и нравственности. Естественно, что в такой поэме Лермонтов широко использовал систему изобразительных средств, при-сущих народно-поэтическому творчеству.

Но в «Песне про купца Калашникова» нет прямого, буквального заимствования из каких-то определенных фольклор-ных текстов. Лермонтов творчески использует народную поэзию, свободно переплавляя ее в соответствии со своим за-мыслом. Мир устного народного творчества органически входил в художественный мир Лермонтова. «Песня…» была опубликована анонимно (ссыльный поэт не мог подписать ее своей фамилией). Белинский уже в первом своем отзыве на поэму сразу же отметил появление нового таланта в русской поэзии: «Не знаем автора этой песни, но не боимся попасть в лживые предсказатели, сказавши, что наша литература приобретает сильное и самобытное дарование».

"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" написана в особом жанре. Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие "Песнью" "доброго бо-ярина и боярыню его белолицую", играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оце-ниваются персонажи "Песни...", не лично авторские, а обобщенно народные. Это многократно усиливает торжество "правды-матушки" в сказании, ибо поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою личную честь, стал фактом народной истории.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №8