Про психологию. Учения и методики

Конфликт и основные образы трагедии Король Лир. Цитаты и афоризмы Тупик, в котором оказался король

В 1608 году была впервые напечатана пьеса Шекспира "Король Лир". Краткое содержание этого произведения представлено в данной статье. Драматург работал над ним в течение двух лет - с 1605 по 1606 год. А 25 декабря 1606 года состоялось первое представление на сцене пьесы "Король Лир". Краткое содержание ее мы опишем последовательно, по актам и сценам. Портрет автора произведения представлен ниже.

Уильям Шекспир - выдающийся драматург и поэт, часто называемый национальным поэтом Англии, а также один из лучших в мире драматургов. Годы его жизни - с 1564-го по 1616-й. Творения Шекспира, дошедшие до нас, включают 38 пьес, 4 поэмы, 154 сонета и 3 эпитафии. Шекспировские пьесы переведены на множество языков и ставятся в театрах мира чаще, чем произведения всех других драматургов.

Краткая биография Шекспира

Между 1585 и 1592 годами началась карьера Шекспира. Именно в это время он переехал в Лондон. Уильям стал через некоторое время успешным драматургом, актером, а также совладельцем одной театральной компании, известной позже как "Слуги короля". В возрасте 48 лет, около 1613 года, он вернулся в родной Стратфорд, где тремя годами позже умер. Мало исторических сведений сохранилось о жизни этого драматурга, поэтому многочисленные теории создаются исследователями на основании свидетельств современников и официальных документов. До сих пор обсуждаются в научном сообществе его религиозные воззрения и внешность. Есть также точка зрения о том, что работы, приписываемые Шекспиру, создал кто-то другой. Большинством шекспироведов, однако, она отвергается.

Итак, приступаем к описанию краткого содержания произведения.

Лир делит наследство между тремя своими дочерями

Первая сцена первого акта начинается следующим образом. Лир, король Британии, состарившись, решил между тремя своими дочерями разделить царство и провести в покое конец жизни. Он требует, собрав родных, чтобы дочери ему выразили свою любовь, перед тем как он передаст им земли. Две старшие - Регана и Гонерилья (жены герцогов Корнуола и Олбени) - произносят льстивые, приторные речи перед отцом.

Однако третья дочь, Корделия, прямодушная девушка, испытывает отвращение к неискренности своих сестер. Она отказывается от излияний в адрес отца, ограничившись лишь несколькими сдержанными словами. На это негодует король Лир. Краткое содержание произведения продолжается тем, что он отрекается громогласно от Корделии. Король говорит, что царство разделит пополам между Реганой и Гонерильей, не дав ничего своей младшей дочери.

Изгнание графа Кента, женитьба на Корделии короля французского, коварный замысел Реганы и Гонерильи

Благородный граф Кент, присутствующий при этом, пробует отговорить короля от неразумного шага. Но Лир, осыпав Кента бранью, изгоняет его из страны. Один из двух женихов Корделии, герцог Бургундский, узнав о том, что девушка оказалась лишена наследства, отрекается от своей суженой. Однако второй, которым является король французский, восхищен бескорыстием девушки. Он берет ее с радостью себе в жены. Корделия говорит, что время покажет Лиру, кто из его дочерей действительно его любил. Это пророчество в дальнейшем сбывается. Алчные Регана и Гонерилья в конце этой сцены совещаются наедине о том, как обуздать "сумасбродного отца" для того, чтобы отнять у короля последние остатки власти.

План Эдмунда

Переходим к описанию второй сцены первого акта пьесы "Король Лир". Краткое содержание этого произведения продолжим коварным планом Эдмунда, являющегося незаконнорожденным сыном графа Глостера. Он хочет завладеть наследством отца, оттеснив для этого законного сына, доверчивого и доброго Эдгара. Эдмунд с этой целью показывает Глостеру письмо, написанное поддельным почерком его любимого Эдгара. В нем он якобы предлагает брату убить отца, для того чтобы разделить его графство на двоих. Глостер покупается на этот обман. Эдмунд говорит Эдгару, что Глостер очень гневается на него из-за некоей клеветы. Он советует своему брату не ходить без оружия и не попадаться отцу на глаза.

Лир отправляется к Гонерилье

В третьей сцене пьесы, которую создал Шекспир ("Король Лир"), краткое содержание мы дополним новыми событиями. Лир, отдав двум своим старшим дочерям королевство, приезжает жить к герцогу Олбени и Гонерилье. Дочь, узнав о том, что отцу пришелся по нраву один из ее придворных, приказывает Освальду, своему дворецкому, как можно грубее общаться с Лиром, для того чтобы вызвать намеренно разрыв с ним.

Кент поступает на службу к королю

И вот она - четвертая сцена. Граф Кент, изгнанный из Британии, не теряет верности Лиру, изгнавшему его. Понимая, что две дочери начнут в скором времени притеснять короля, он переодевается, меняет свой облик, а затем приходит к Гонерилье во дворец и поступает на службу к Лиру. Тот уже замечает, что без должной почтительности с ним обращаются люди Гонерильи. Над ним смеется любимый шут за то, что он, отказавшись добровольно от власти, поступил как глупец.

Лир ссорится с Гонерильей, отправляется к Регане

Гонерилья, пришедшая к Лиру, надменно и резко с ним беседует. Своего отца она укоряет за бесчинства, которые якобы вершат 100 его телохранителей. Девушка требует распустить как минимум половину. Лир, возмущенный, проклинает свою дочь. Он собирает людей для того, чтобы отправиться к Регане. Тогда Гонерилья посылает к своей сестре Освальда с письмом, в котором призывает Регану действовать заодно с ней против "безумств" отца.

В пятой сцене Лир поручает Кенту, неузнанному им, отвезти послание Регане, в котором отец рассказывает ей о ссоре с Гонерильей. Продолжает смеяться над королем его шут. Он пророчит, что не лучше первой обойдется с ним вторая дочь.

Бегство Эдгара

Начинается первая сцена второго акта трагедии, автор которой - Шекспир ("Король Лир"). Краткое содержание описанных в ней событий изложено ниже. Эдмунд убеждает Эдгара в том, что граф Глостер разъярился еще больше против него. Он склоняет своего брата бежать. Эдгар следует его совету. Эдмунд своему отцу сообщает, что перед бегством Эдгар пытался убить его, напав на него с мечом. Глостер решает отречься от своего законного сына. Он говорит, что завещает Эдмунду все свои владения. Регана вместе со своим мужем, герцогом Корнуолом, приезжает в замок Глостера. Девушка получила письмо от своей сестры и намерена помогать Гонерилье в интригах против отца.

Стычка между Кентом и Освальдом

Это весьма интересный эпизод, с которым знакомит нас во второй сцене Шекспир ("Король Лир"). Краткое содержание по главам невозможно составить, не упомянув о нем. Кент, переодетый граф, прибывает с посланием от Лира к Регане. Он встречает Освальда, посыльного Гонерильи, и набрасывается с мечом на этого подлого человека. Регана и Корнуол, прибежавшие на шум, приказывают заковать в колодки Кента. Тот говорит, что подобное унижение посла самого короля Лира - оскорбление королю. Но ни Корнуола, ни Регану не останавливает это. Как и Гонерилья, они стремятся открыто порвать с ним.

Эдгар притворяется сумасшедшим

В третьей сцене Эдгар, бежавший из замка отца, узнает о том, что его ищут для того, чтобы наказать как изменника. Тогда Эдгар решает переодеться и спрятаться за обликом бродячего сумасшедшего.

Тупик, в котором оказался король

События пьесы продолжаются в четвертой сцене. Опишем их очень краткое содержание. Король Лир, прибывший в принадлежащий Глостеру замок, видит здесь Кента, своего посла, закованным в колодки. Лир вначале отказывается верить, что такое ужасное оскорбление было нанесено ему. К нему выходят Регана и Корнуол. Король им говорит о дерзости Гонерильи. Однако Регана оправдывает во всем свою сестру. Сама Гонерилья прибывает в замок. Она называет в глаза своего отца "брюзгой" и "безумцем". Регана отказывается предоставить приют Лиру. Девушка настаивает на том, чтобы он возвратился к Гонерилье и приказал распустить всех своих телохранителей. Король, потрясенный, покидает замок. Он не знает, куда ему идти. В тупике, таким образом, оказывается король Лир. Краткое содержание по актам, однако, на этом не заканчивается. Все самое интересное еще впереди. Страшная гроза надвигается, однако дочери Лира запирают все ворота, не заботясь, где проведет их отец эту бурную ночь.

Кент находит Лира

В первой сцене третьего акта граф Кент, а также один из придворных короля ищут Лира, брошенного дочерьми. Король тем временем бродит в отчаянии под открытым небом посреди бушующей грозы.

Во второй сцене описывает проникновенные монологи, которые произносит под проливным дождем король Лир, Уильям Шекспир. Краткое содержание их следующее: Лир говорит о бессердечии и неблагодарности Реганы и Гонерильи. Затем его находит Кент и отводит в шалаш, стоящий неподалеку.

Высадка в Британии французского войска

Дальнейшие события разворачиваются в третьей сцене. Граф Глостер говорит Эдмунду о том, что французское войско высадилось в Британии. Глостер Лиру сочувствует. Он хочет помочь королю вернуть трон. Эдмунд намерен донести об этом намерении своего отца Корнуолу, надеясь, что тот отнимет графство у Глостера и передаст его ему.

Дальнейшие интриги

В четвертой сцене третьего акта приходят к шалашу шут, Кент и главный герой произведения, которое создал У. Шекспир, - король Лир. Краткое содержание дальнейших событий опишем, упомянув в двух словах о неожиданной встрече. Трое этих героев находят здесь Эдгара, переодетого в нищенское платье. Эдгар притворяется безумным. Граф Глостер, появившийся тут же, уводит Лира вместе со спутниками под защиту надежного крова. Ни графа Кента, ни Эдгара, своего сына, не узнает Глостер.

В пятой сцене Эдмунд приносит Корнуолу поддельное письмо. В нем говорится о том, что Глостер, его отец, якобы шпионил на стороне французов. Корнуол приказывает найти и поймать Глостера. Он передает его графский сан Эдмунду.

Как потерял рассудок король Лир

Краткое содержание по сценам интересующего нас произведения подходит к описанию одного драматического события. В шестой сцене приведенный Глостером на ферму, находящуюся вблизи замка, король Лир практически лишается от горя рассудка. В своем полупомешательстве он разыгрывает сцену суда над дочерями. Поскольку Лиру может угрожать опасность от Реганы и Корнуола, шут и Кент уносят короля по совету Глостера в порт Дувр на носилках. Здесь уже приготовлено все для его бегства.

Глостера ослепляют

В последней, седьмой сцене третьего акта Шекспир рассказывает о следующих событиях. Корнуол узнает о том, что королю Лиру помог бежать Глостер. Его хватают и приводят к Корнуолу и Регане. Супруг Реганы вырывает оба глаза у Глостера. В попытке вступиться за последнего один из слуг ранит мечом Корнуола. На улицу выбрасывают слепого Глостера. Слуги дают ему в поводыри сумасшедшего, бродящего в округе, то есть Эдгара.

Воссоединение отца с сыном

В первой сцене четвертого акта к Эдгару приводят слепого Глостера. Эдгар слышит, как громко стенает отец о своей несправедливости по отношению к нему, однако решает не раскрывать себя еще некоторое время. Глостер просит о том, чтобы Эдгар его отвел в Дувр, где он хочет броситься с утеса в море.

Гонерилья вступает в связь с Эдмундом, смерть Корнуола

Во второй сцене Эдмунд в качестве посланца Реганы приезжает к Гонерилье. Муж последней, герцог Олбени, ее надменного обращения с собственным отцом не одобряет. Он не очень-то горит желанием сражаться с войском французов, высадившимся для того, чтобы восстановить права короля Лира. Гонерилья, недовольная мужем, старается вступить в любовную связь с Эдмундом. Ей, а также ее супругу гонец Реганы сообщает о том, что герцог Корнуол скончался. Он умер от раны, которую получил в схватке со слугой, вступившимся за Глостера.

Возвращение Корделии

Шекспир рассказывает нам в третьей сцене о том, что Кент узнает во французском лагере. Оказывается, Корделия стоит во главе высадившегося на берег войска. Она любви к отцу, в отличие от сестер, не утратила, и прибыла сюда с армией для того, чтобы защитить Лира от своих сестер. Уже выступили против французов силы Корнуола и Олбени.

Соперничество сестер из-за Эдмунда

В четвертой сцене Корделия, узнав о том, что отец ее почти потерял рассудок от горя, приказывает его отыскать и вылечить. В следующей сцене Регана, оставшаяся вдовой, строит планы на брак с Эдмундом. Она видит опасную соперницу в лице своей сестры Гонерильи. Регана посылает дворецкого Освальда найти слепого Глостера, для того чтобы убить его.

Скитания Глостера и короля Лира, смерть Освальда

Следующими событиями продолжается пьеса в шестой сцене. Эдгар, продолжая разыгрывать роль безумца, приводит в окрестности Дувра своего отца. Здесь он его ставит на ровном месте и говорит, что перед Глостером находится морской обрыв. Отец Эдгара, решившийся на самоубийство, делает шаг вперед. После этого к нему подходит Эдгар и, играя уже роль другого человека, убеждает своего отца в том, что он слетел со скалы, но, тем не менее, остался жив. Они замечают Лира, помешанного короля в цветочном венке, бродящего по окрестностям и произносящего причудливые монологи. Через некоторое время слуги Корделии находят его и отводят к врачу. Освальд, появившийся внезапно, хочет убить Глостера. Однако он погибает в схватке с Эдгаром. У Освальда Эдгар находит письмо Гонерильи, адресованное Эдмунду. Та его убеждает, чтобы он убил герцога Олбени, ее мужа, во время битвы с французами.

В седьмой сцене Лиру возвращают рассудок заботы врачей. Придя в себя, беседует с Корделией король Лир. Краткое содержание по действиям не передает подробностей бесед между героями. Скажем лишь, что король благодарит свою дочь за любовь и преданность и раскаивается за несправедливость по отношению к ней.

Начало пятого акта произведения "Король Лир"

Краткое содержание по действиям и явлениям уже приближается к концу. Переходим к описанию последнего акта. В первой его сцене происходят следующие события. Регана в лагере британских войск предлагает свою любовь Эдмунду. Уже открытое соперничество из-за него закипает между ней и Гонерильей. Эдгар, переодетый, приходит к Олбени. Он вручает ему письмо, в котором его жена строит планы убийства Олбени руками Эдмунда. Подлинность этого письма Эдгар готов доказать судебным поединком с Эдмундом.

Заключительные события

Вот мы и подошли к финалу произведения, которое создал Шекспир, - "Король Лир". Краткое содержание по актам этой трагедии не передает, естественно, всего напряжения и драматизма, свойственного пьесе. Во второй сцене Глостер и Эдгар узнают о том, что войско Корделии в произошедшей битве было разбито, а король Лир вместе с ней попали к британцам в плен. В финальной сцене пьесы Эдмунд, захвативший Корделию и Лира, приказывает заключить их обоих в тюрьму, а затем дает тайное распоряжение об их убийстве.

Регана сообщает, что хочет стать супругой Эдмунда. Однако Гонерилья, предвидевшая этот оборот заранее, успевает дать своей сестре яд. Регану, которой становится дурно, уводят в палатку.

Как вы видите, очень острый сюжет придумал для своего произведения Уильям Шекспир. "Король Лир" (краткое содержание по главам) завершается весьма динамичным финалом. Олбени, прочитав письмо, отданное ему Эдгаром, обвиняет в предательстве и лжи Эдмунда. Герольд вызывает того, кто хочет поддержать силой оружия это обвинение. Эдгар выходит на зов. Он вступает с Эдмундом в поединок, смертельно ранит своего противника и сообщает свое настоящее имя. Гонерилье ее супруг показывает письмо, в котором та строит планы убийства Олбени. Девушка уходит, после чего закалывает себя кинжалом. Перед смертью она сознается, что отравила свою сестру.

"Король Лир", краткое содержание по главам которого мы описываем, на этом еще не заканчивается. Перед кончиной Эдмунд рассказывает о приказе, который он отдал (об убийстве Корделии и Лира). В тюрьму бегут люди, пытаясь спасти несчастных. Однако выясняется, что там уже повешена Корделия. Король Лир, приведенный из тюрьмы, умирает у тела своей дочери. Олбени распоряжается похоронить их обоих и просит Кента и Эдгара стать опорой ему в возрождении страны. На этом заканчивается произведение "Король Лир". Краткое содержание по главам описывает лишь основные события, не касаясь деталей. Мы постарались вкратце изложить их.

Характеристика литературного героя КОРДЕЛИЯ (англ. Cordelia) – героиня трагедии У. Шекспира “Король Лир” (1605-1606). Младшая и самая любимая дочь короля Лира. Лир, сообщая о своем решении отречься от престола и разделить свои владения между тремя дочерьми, предлагает им сказать, кто из них его “любит больше”, чтобы он смог “…щедрость проявить В прямом согласьи с заслугой каждой”. Услышав ответ К. (“…Я вас люблю, Как долг велит,- не больше и не меньше”), взбешенный, не помнящий себя от ярости, Лир изгоняет дочь. К. надолго исчезает со страниц пьесы и появляется вновь в ее финале, когда она вместе с войском супруга своего Короля Французского вступает на земли Британии, чтобы спасти отца от мести своих старших сестер, Реганы и Гонерильи, тех самых, чья притворная любовь и неприкрытая лесть оказались для их отца дороже, нежели ее искренность и прямодушие. К. и Лир обретают друг друга: Лир просит у дочери прощение; К. полна любви и нежной заботы о старом, немощном отце. Однако эта идиллия оказывается недолгой: взятые в плен войсками мятежных сестер, они оказываются в тюрьме, где по тайному приказу К. в ее камере “…повесили, сказав, Что это ею сделано самою В отчаяньи”. Именно здесь, при виде мертвой К., приходит к Лиру окончательное прозрение. Его надежда, что она еще жива, и сменяющее ее отчаяние, когда он понимает, что надеяться не на что,- безмерны, беспредельны. Шекспироведами давно сделано наблюдение, что К. и Шут не случайно ни разу не возникают на страницах пьесы (а стало быть, и на сцене) одновременно: дело в том, что обе роли исполнял в шекспировской труппе один актер. Однако это обстоятельство, казалось бы, чисто внутритеатрального свойства, имеет глубинный, философский смысл; К. и Шут – два воплощения совести Лира: она – олицетворенная кротость, любовь, всепрощение; он – выражение “мудрости чудака”, которая странным контрапунктом оттеняет перепад моментов безумия и глубочайшего прозрения Лира. Исполнительницы роли К.- “голубой героини” – как правило, отступают в тень рядом с актерами, играющими другие, значительно более разноплановые роли шекспировской трагедии. Из английских актрис достойна упоминания Эллен Терри, игравшая в спектакле театра “Лицеум” вместе с Г. Ирвингом-Лиром (1892). На русской сцене – А. А. Яблочкина (Малый театр, 1895).

Сочинение по литературе на тему: Корделия (Король Лир Шекспир)

Другие сочинения:

  1. Король Лир Место действия – Британия. Время действия – XI в. Могущественный король Лир, почувствовав приближение старости, решает переложить бремя власти на плечи трех дочерей: Гонерильи, Реганы и Корделии, поделив между ними свое царство. Король хочет услышать от дочерей, как Read More ......
  2. В 1603 г. умерла королева Елизавета. Престол Англии занял сын казненной Марии Стюарт шотландский король Яков. Новое царствование принесло новые разочарования и горести английским труженикам и мыслителям. Историки сравнивают двор Якова с двором римского императора Нерона. Растление нравов, погоня за Read More ......
  3. Сказания о короле Лире и его дочерях принадлежат к числу древнейших преданий-легенд Британии. Впервые их литературная обработка сделана английским летописцем Джеффри Монмутским в его латинской “Истории Британии” (1135). Впоследствии пересказ легенды, уже по-английски, встречается во многих стихотворных хрониках: от поэмы Read More ......
  4. Эдмонд. Побочный сын графа Глостера. Как и дочери Лира, он одержим страстью властвовать. Умный, проницательный, ловкий, он вершит черные дела со знанием психологии своей жертвы, потому-то ему удается сохранить перед людьми личину порядочного человека, а перед отцом – преданного сына. Read More ......
  5. Яго Характеристика литературного героя ЯГО – центральный персонаж трагедии У. Шекспира “Отелло” (1604), поручик на службе у Отелло. По натуре хам и плебей, вынужденный быть в услужении у “мавра”, ненавидя его за испытываемое им при этом унижение, не в силах Read More ......
  6. Замечательный английский драматург Вильям Шекспир (1564-1616) был одним из величайших художественных гениев. Им созданы непревзойденные образцы трагедий. Высокая степень развития именно этого вида драмы была обусловлена не только мощью дарования Шекспира, но и особенностями времени, в которое он творил. То Read More ......
  7. Степной король Лир В зимний вечер шесть человек собрались у старинного университетского товарища. Люди, видимо, немолодые и с образованием. Речь зашла между прочим о Шекспире, о том, что его типы верно “выхвачены из самых недр человеческой “сути””. Каждый называл тех Read More ......
  8. Катарина Характеристика литературного героя КАТАРИНА (англ. Catharina) – героиня комедии У. Шекспира “Укрощение строптивой” (1592-1594). К. принадлежит к числу наиболее обаятельных женских образов Шекспира. Это гордая и своенравная девушка, самолюбие которой жестоко оскорблено тем, что отец всеми силами пытается сбыть Read More ......
Корделия (Король Лир Шекспир)

В «Короле Лире» проблематика семейных отношений тесно сплетена с проблематикой общественной и политической. В этих трех планах проходит одна и та же тема столкновения чистой человечности с бездушием, корыстью и честолюбием. Лир в начале трагедии -король средневекового типа, подобно Ричарду II, упоенный иллюзией своего всемогущества, слепой к нуждам своего народа, распоряжающийся страной, как своим личным поместьем, которое он может делить и раздаривать, как ему вздумается. От всех окружающих, даже от дочерей, он требует вместо искренности одной лишь слепой покорности. Его догматический и схоластический ум требует не правдивого и непосредственного выражения чувств, а внешних, условных знаков покорности. Этим пользуютс две старшие дочери, лицемерно уверяющие его в своей любви. Им противостоят Корделия, знающая лишь один закон - закон правды и естественности Но Лир глухк голосу правды, и за это он терпит жестокое наказание. Его иллюзии короле отца и человека рассеиваются. Однако в своем жестоком крушении Лир обновляется. Испытав сам нужду я лишения, он стал понимать многое из того, что раньше было ему недоступно стал иначе смотреть на свою власть, жизнь, человечество. Он задумался о «несчастных, нагих бедняках», «бесприютных, с голодным брюхом, в дырявом рубище», которые вынуждены, подобно ему, бороться с бурей в эту ужасную ночь (акт III, сцена 4). Ему стала ясна чудовищная несправедливость того строя, который он поддерживал. В этом перерождении Лира - весь смысл его падения и страданий.
Рядом с историей Лира и его дочерей развертывается вторая сюжетная линия трагедии -история Глостера и двух его сыновей. Подобно Гонерилье и Регане, Эдмунд также отверг все родственные и семейные связи, совершив еще худшие злодеяния из честолюбия и корысти. Этим параллелизмом Шекспир хочет показать, что случай в семье Лира не единичный, а общий, типичный для «духа времени», когда, по словам Глостера, «любовь охладевает, дружба гибнет, браги восстают один на другого, в городах и деревнях - раздоры, во дворцах - измены, и узы расторгаются между детьми и родителями». Это распадение феодальных связей, характерное для эпохи первоначального накопления. Отмирающий мир феодализма и нарождающийся мир капитализма гуртрге"»" противостоят в згой трагедии правде и человечности.

Интересный персонаж, несущий в себе как доброе, так и злое начало – главный герой трагедии «Король Лир», старый король Лир, имеющий трех дочерей. История Лир - это грандиозный путь познания, который проходит он, - от ослепленного мишурой своей власти отца и монарха - через им самим «инспирированное» разрушение - к пониманию того, что истинно, а что ложно, и в чем заключается подлинное величие и подлинная мудрость. На этом пути Лир обретает не только врагов - в первую очередь ими становятся его старшие дочери, но и друзей, которые остаются ему верны, несмотря ни на что: Кента и Шута. Через изгнание, через утраты, через безумие - к прозрению, и вновь к утрате - смерть Корделии - и в финале уже к собственной смерти - таков путь шекспировского Лира. Трагический путь познания.



Шекспир, создавая «Короля Лира», мыслил не абстрактными моральными категориями, а представлял себе конфликт между добром и злом во всей его исторической конкретности.

Каждый из персонажей, составляющих лагерь зла, остается ярко индивидуализированным художественным образом; такой способ характеристики придает изображению зла особую реалистическую убедительность. Но несмотря на это, в поведении отдельных действующих лиц можно выделить черты, показательные для всей группировки персонажей в целом.

Противоположный прием использован Шекспиром при изображении Корнуола. В этом образе драматург выделяет единственную ведущую черту характера - необузданную жестокость герцога, который готов предать любого своего противника самой мучительной казни. Однако роль Корнуола, так же как и роль Освальда, не имеет самодовлеющего значения и выполняет, по существу, служебную функцию. Отвратительная, садистическая жестокость Корнуола представляет интерес не сама по себе, а лишь как способ, позволяющий Шекспиру показать, что Регана, о мягкости натуры которой говорит Лир, не менее жестока, чем ее супруг. Поэтому вполне естественны и объяснимы композиционные приемы, при помощи которых Шекспир задолго до финала устраняет с подмостков Корнуола и Освальда, оставляя на сцене к моменту решительного столкновения между лагерями только главных носителей зла - Гонерилью, Регану и Эдмунда.



Отправной момент в характеристике Реганы и Гонерильи составляет тема неблагодарности детей по отношению к отцам. Приведенная выше характеристика некоторых событий, типичных для жизни Лондона в начале XVII века, должна была показать, что случаи отклонения от старых этических норм, согласно которым почтительная благодарность детей по отношению к родителям была чем-то самим собой разумеющимся, настолько участились, что взаимоотношения родителей и наследников превратились в серьезную проблему, волновавшую самые различные круги тогдашней английской общественности.

В ходе раскрытия темы неблагодарности проявляются основные стороны морального облика Гонерильи и Реганы - их жестокость, лицемерие и лживость, прикрывающие эгоистические устремления, которые руководят всеми поступками этих персонажей.

Эдмунд - злодей; в монологах, неоднократно произносимых этими персонажами, раскрываются их глубоко замаскированная внутренняя сущность и их злодейские планы.

Эдмунд - персонаж, который никогда не стал бы совершать преступления и жестокости с целью полюбоваться результатами злодейских «подвигов». На каждом этапе своей деятельности он преследует вполне конкретные задачи, решение которых должно служить его обогащению и возвышению.

Понимание побудительных мотивов, которыми руководствуются представители лагеря зла, неотделимо от темы отцов и детей, темы поколений, которая в период создания «Короля Лира» особенно глубоко занимала творческое воображение Шекспира. Свидетельство тому не только сама история Лира и Глостера, отцов, ввергнутых в пучину бедствий и в конце концов погубленных своими детьми. Эта тема неоднократно звучит и в отдельных репликах действующих лиц.

Как было создано произведения Уильяма Шекспира «Король Лир»? Сюжет великий драматург заимствовал из средневекового эпоса. Одна из рассказывает о короле, поделившем свои владения между старшими дочерьми и оставившем младшую без наследства. Незамысловатую историю Шекспир облек в поэтическую форму, добавил в нее несколько деталей, оригинальную сюжетную линию, ввел пару дополнительных персонажей. Получилась одна из величайших трагедий мировой литературы.

История создания

На написание «Короля Лира» Шекспира вдохновила средневековая легенда. Но история этого предания начинается еще в античные времена. Примерно в 14 столетии легенда была переведена с латыни на английский язык. Шекспир написал свою трагедию в 1606 году. Известно, что в конце 16 столетия в одном из британских театров состоялась премьера спектакля "Трагическая история короля Лира". Некоторые исследователи полагают, что это и есть произведение Шекспира, которое он позже переименовал.

Так или иначе, имя автора, написавшего трагедию в конце 16 столетия, неизвестно. Однако согласно некоторым историческим источникам, работу над «Королем Лиром» Шекспир завершил в 1606 году. Именно тогда и состоялось первое представление.

  1. Раздел наследства.
  2. В изгнании.
  3. Война.
  4. Смерть Лира.

Раздел наследства

Главный герой - король, которому надоело властвовать. Он решил уйти на покой, но прежде следует передать бразды правления детям. У короля Лира три дочери. Как же разделить между ними владения? Главный герой принимает, как ему кажется, мудрое решение. Он собирается каждой из дочерей завещать владение соразмерно ее любви, то есть той, которая любит его больше всех, достанется большая часть королевства.

Старшие дочери начинают соревноваться в лести. Младшая же - Корделия - отказывается лицемерить и заявляет, что любовь не нуждается в доказательствах. Глупый Лир разгневан. Он прогоняет Корделию со двора, а королевство делит между старшими дочерьми. Граф Кент, попытавшийся заступиться за младшую дочь, тоже оказывается в опале.

Проходит время, король Лир понимает, что совершил страшную ошибку. Отношение дочерей резко меняется. Они уже не столь обходительны с отцом, как прежде. К тому же в королевстве назревает политический конфликт, что тоже немало огорчает Лира.

В изгнании

Дочери прогоняют отца так же, как и он когда-то прогнал Корделию. В сопровождении шута Лир отправляется в степь. Здесь он встречает Кента, Глостера и Эдгара. Последние два героя отсутствуют в британской легенде, это персонажи, созданные Шекспиром. Неблагодарные дочери тем временем разрабатывают план по устранению отца. Помимо основной сюжетной линии, в шекспировской трагедии присутствует еще одна - история Глостера и его сына Эдгара, который старательно изображает из себя сумасшедшего.

Война

Корделия узнает, сколь жестоко сестры поступили с отцом. Она собирает войско и ведет его на королевство сестер. Начинается битва. Короля Лира и его младшую дочь берут в плен. Внезапно появляется Эдмунд - внебрачный сын Глостера, о котором автор упоминает еще в начале трагедии. Он пытается организовать убийство Корделии и ее отца. Но ему удается осуществить лишь часть плана, а именно убить младшую дочь Лира. Затем Эдмунд погибает в поединке со своим братом Эдгаром.

Смерть Лира

Все дочери короля Лира в финале погибают. Старшая убивает среднюю, а затем кончает жизнь самоубийством. Корделия задушена в тюрьме. Король Лир выходит на свободу и умирает от горя. К слову, Глостер тоже погибает. В живых остаются Эдгар и Кент. Последний также не испытывает любви к жизни, но благодаря уговорам герцога Альбанского отказывается от идеи заколоть себя кинжалом.

Пьеса «Король Лир» Шекспира была написана в 1606 году, и впервые опубликована в 1608 году. За основу сюжета великий английский драматург взял средневековую британскую легенду. Это рассказ о короле, который поделил свои богатые владения между старшими дочерьми, оставив младшую без наследства.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Король Лир» по актам (главам) и сценам. Пересказ пьесы также будет полезным и для читательского дневника.

Главные герои

Король Лир – король Британии, гордый и деспотичный человек.

Гонерилья, Регана – старшие дочери Лира, лицемерные и корыстолюбивые девушки.

Корделия – младшая дочь Лира, любящая и искренняя девушка.

Герцог Корнуэльский (Корнуол) – супруг Реганы.

Герцог Альбанский – супруг Гонерильи.

Граф Глостер – верный поданный короля Лира.

Эдгар – сын графа Глостера, единственный законный его наследник.

Эдмунд – незаконнорожденный сын Глостера, самовлюбленный и меркантильный юноша.

Другие персонажи

Король Французский – супруг Корделии.

Граф Кент – верный, самоотверженный слуга короля Лира.

Освальд – дворецкий Гонерильи, подлый человек.

Акт I

Сцена 1

Граф Глостер и граф Кент обсуждают между собой раздел королевства старого правителя. Они замечают, что все части внушительного наследства « так выравнены, что при самом внимательном разборе нельзя сказать, какая лучше ».

Тем временем в тронном зале появляется король Лир в окружении дочерей, герцогов Альбанского и Корнуэльского, и многочисленной свиты. Он приказывает позвать короля Французского и герцога Бургундского.

Желая переложить « ярмо забот » со старческих плеч на молодые, он каждой из дочерей задает вопрос – насколько сильна их дочерняя любовь? Гонерилья – старшая из дочерей, супруга герцога Альбанского – красноречиво заверяет отца, что тот « ценней богатств и всех сокровищ мира », за что получает солидную долю отцовских богатств.

Вторая дочь – Регана – жена герцога Корнуэльского, спешит убедить отца, что она « одной породы » с Гонерильей, и не знает « радостей других », кроме любви к нему. В награду за столь самоотверженную любовь Регана получает не меньшую долю наследства.

Корделия, чьей благосклонности добиваются герцог Бургундский и король Франции, признается, что не обладает красноречием сестер, но любит отца « как долг велит, – не больше и не меньше ». Девушка недоумевает, как можно выходить замуж, если всю любовь дарить отцу. « Часть нежности, заботы и любви » она намерена подарить своему избраннику.

Услышав подобный ответ, король Лир негодует, и в гневе отрекается от Корделии, а ее долю наследства передает старшим сестрам. Его пытается образумить граф Кент, но тем самым переносит королевский гнев на свою голову: Лир приказывает ему покинуть двор в течение пяти дней, в противном случае он будет казнен за измену.

Герцог Бургундский отказывается брать в жены Корделию, « впавшую в немилость, с проклятьем в дар ». Король Французский, в свою очередь, удивляется, что чистая и искренняя девушка, лишенная лицемерия, оказывается в опале у своего же батюшки, который так ее любил до этого дня. Он восхищается душевными качествами Корделии, и с большой радостью делает ее своей королевой.

Корделия с супругом покидает двор, а король Лир озвучивает намерение жить по одному месяцу попеременно у своих дочерей. Гонерилья и Регана замечают, что отец приобрел « причуды, связанные с дряхлой и взбалмошной старостью ». Чтобы удержать в руках полученное наследство, они намереваются ослабить власть отца при дворе.

Сцена 2

В замке графа Глостера его побочный сын Эдмунд рассуждает о своем праве на отцовское наследство. Чтобы стать единственным законным наследником, он готов пойти на любую низость и устранить соперника в лице законного графского сына Эдгара.

При появлении отца Эдмунд привлекает его внимание к письму, в котором Эдгар склоняет его к заговору против графа с целью захватить власть и его богатства. Юноше с легкостью удается настроить отца против собственного сына.

Сцена 3

От своего дворецкого Гонерилья узнает, что отец ударил ее « приближенного за то, что тот сделал замечание его шуту ». Она злится, что отец, гостивший в ее доме, « что ни час, то новую проделку затевает » и бесконечно « брюзжит по пустякам ». Она отдает приказ Освальду и другим слугам держаться холодно и служить не столь усердно, как обычно. А уже если отцу это будет не по нраву, « к сестре пусть едет ».

Сцена 4

Кент переодевается, меняет манеру общения, голос, и нанимается к Лиру в качестве прислуги. Освальд проявляет неуважение по отношению к королю, и даже его шут не хочет иметь дела с хозяином, который, словно последний болван, « изгнал двух своих дочерей, а третью благословил, сам того не желая ».

Гонерилья жалуется отцу на его свиту – « распущенных и диких малых », которые « беспутством превратили в кабак какой-то » ее двор. Она просит короля распустить большую часть своей свиты, на что разгневанный Лир проклинает ее бесплодием и решает отправиться к Регане. Гонерилья также не медлит, и посылает к сестре гонца с письмом.

Сцена 5

Король Лир отправляет Кента к Регане с письмом, в то время как его шут не сомневается, что и вторая дочь будет вести себя с ним точно так же, как и первая – « одна похожа на другую, как дикое яблоко на дикое яблоко ».

Акт II

Сцена 1

От придворного Эдмунд узнает о скором приезде герцога Корнуэльского с супругой и возможной войне между ним и герцогом Альбанским.

Эдмунд понимает, что все складывается в его пользу и нужно лишь « не прозевать удобный случай» , чтобы укрепить свои позиции. Он дает понять Эдгару, что тому стоит бежать подальше, чтобы скрыться от отцовского гнева, который он каким-то образом на себя навлек.

Эдгар не понимает, чем провинился перед отцом, но решает послушаться брата и скрывается. Эдмунд наносит себе неглубокую рану, и рассказывает графу о том, что храбро защищал его от Эдгара, решившего убить отца. Разъяренный предательством сына, Глостер отправляет вслед за ним погоню.

К графу приезжают герцог Корнуэльский с супругой Реганой. Она сочувствует Глостеру и сообщает, что решила покинуть свой замок, лишь бы не встречать отца, который намеревается погостить у нее.

Сцена 2

При встрече с Освальдом Кент оскорбляет его, называя « помесью плута, попрошайки, труса и сводника» и обнажает меч. На шум сбегаются слуги, и Корнуол, выяснив причину распри, приказывает заковать Кента в оковы до утра. Глостер пытается вступиться за слугу короля, напоминая, что подобное « наказанье лишь к самой низкой черни применимо ». Однако герцог Корнуэльский непоколебим в своем решении проучить задиру.

Сцена 3

Эдгару удается спрятаться от погони « в дупле древесном ». Понимая, что в случае поимки его ждет страшная кара, он решает изменить внешность и предстать в образе полоумного бродяги.

Сцена 4

При въезде в замок Глостера король Лир замечает закованного в колодки Кента, который рассказывает ему о бегстве Реганы и зятя, не пожелавших принимать короля со свитой в своем замке. Лир отказывается в это верить, считая, что подобное поведение « хуже убийства – так почтеньем пренебречь ».

При встрече с Реганой, король принимается ей жаловаться на сестру, но та настоятельно просит его « сейчас же возвратиться, признав свою вину » перед Гонерильей.

Тем временем в замке появляется сама Гонерилья, и Регана настаивает на том, чтобы Лир распустил добрую половину своей многочисленной свиты и вернулся к старшей дочери. Она объясняет свою настойчивость тем, что в ее замке могут свободно разместиться лишь двадцать пять человек свиты, и не более.

Сестры приходят к мнению, что отцу не нужно « двадцать пять и даже десять, пять » слуг – его вполне устроит и прислуга Гонерильи или Реганы.

Тем временем надвигается буря, и король Лир покидает дочерей, обещая жестоко отомстить им за подлость.

Акт III

Сцена 1

Обезумевший король воюет « с разбушевавшейся стихией ». Кент сообщает придворному « тайну важную » – Франция намерена завоевать государство, ослабленное герцогскими спорами. Он просит его отправиться в Дувр, чтобы сообщить « о дикой и плачевнейшей судьбе, что короля постигла ».

Сцена 2

Лир стоит посреди степи и призывает на свою голову гром и молнии. Шут и Кент просят короля вернуться к дочерям в замок или, на худой конец, укрыться от непогоды в шалаше.

Сцена 3

Глостер рассказывает Эдмунду о встрече короля и признается, что подобное « бесчеловечное обращение » ему совсем не по душе. Он просит сына отвлечь внимание герцогов, чтобы самому помочь несчастному Лиру.

В свою очередь, Эдмунд решает с головой выдать графа, чтобы выслужиться перед своим повелителем и расчистить себе путь к наследству.

Сцена 4

Король Лир не обращает внимания на уговоры Кента спрятаться от ненастья в шалаше. Он хочет остаться один на один с бурей, которая « мешает думать о худшем зле ».

В шалаше шут находит Эдгара, выдающего себя за полоумного Тома. Он рассказывает, что раньше был повесой, который жил только ради удовольствий. Слова Эдгара приводят в восхищение Лира, уверенного, что перед ним стоит настоящий человек, философ.

Сцена 5

Эдмунд предоставляет Корнуолу письмо, из которого становится понятно, что его отец « доставлял французам нужные сведения ». Герцог Корнуэльский благодарит молодого человека за верность. Он приказывает арестовать старого графа Глостера, и предлагает Эдмунду занять его место.

Сцена 6

Глостер просит Кента отвезти обезумевшего короля в Дувр, поскольку он « слышал, что его хотят убить ».

Сцена 7

Корнуол приказывает Эдмунду провести Гонерилью к супругу и передать письмо герцогу Альбанскому, в котором просит его немедленно вооружаться на случай нападения французских войск.

Освадьд рассказывает о предательстве Глостера, благодаря которому королю удалось скрыться в Дувре. Разгневанный неповиновением своего поданного, герцог Корнуэльский ослепляет его. На защиту графа становится его слуга, но его убивает Регана. От нее Глостер узнает, что Эдмунд оказался предателем, а Эдгар ни в чем не повинен.

Акт IV

Сцена 1

Глостер, ведомый стариком, жалуется на судьбу: « Мы для богов – что для мальчишек мухи: нас мучить – им забава ». Он встречает Эдагара и, не зная, кто это, принимает его за безумного нищего. Глостер просит быть его проводником и отвести к большому утесу.

Сцена 2

Подъезжая к дворцу Гонерилья удивляется, что муж не встречает ее. Освальд отвечает, что герцог « дома, но ужасно изменился ». Гонерилья приказывает Эдмунду вернуться к Корнуолу и возглавить войска.

Герцог Альбанский упрекает супругу в том, что она с сестрой довела до безумия « отца, благословенного годами ». В ответ Гонерилья оскорбляет мужа, который с большим трудом сдерживается, чтобы не разорвать ее на куски.

Входит слуга и сообщает о смерти Корнуола – « убит слугой, когда он рвал глаза у Глостера ». Герцог Альбанский обещает отомстить за бесчестье Глостера и короля Лира.

Сцена 3

Во французском лагере под Дувром Кент узнает, что король был вынужден покинуть войско и отправиться во дворец, устранять « непорядки в государстве ». Командование армией он поручил маршалу, господину Лафару.

Также Кент узнает, что королева получила письмо о подлости сестер и печальной участи отца.

Сцена 4

Корделия посылает за отцом. Она готова заплатить любую цену, чтобы « вернуть ему утраченный рассудок ». На что врач заявляет, что для этого нужно обеспечить больному « покой, ниспосылаемый природой » и прием целебных трав.

Входит гонец и сообщает о наступлении британских войск.

Сцена 5

Регана просит Освальда распечатать письмо, которое передала сестра Эдмунду. Она заметила заинтересованность Гонерильи в молодом человеке, с которым Регана уже успела обвенчаться после смерти мужа.

Также она сообщает Освальду, что за « предателя слепого назначена хорошая награда» , и тот обещает устранить Глостера.

Сцена 6

Эдгар, желая излечить отчаяние отца, дает ему совершить мнимый прыжок с обрыва. В итоге Глостер раскаивается в своем желании покончить жизнь самоубийством. Они встречают Лира, несущего полную околесицу.

Освальд пытается убить беззащитного Глостера, но на его защиту становится Эдгар и убивает предателя. Перед смертью Освальд просить Эдгара взять деньги и передать письмо « Эдмунду, графу Глостеру ». Из письма Эдгар узнает, что Гонерилья просит Эдмунда убить своего супруга и занять его место.

Сцена 7

К королю Лиру постепенно возвращается рассудок, и он начинает узнавать окружающих. Кент обсуждает предстоящую схватку.

Акт V

Сцена 1

Регана пытается выпытать у Эдмунда его отношение к сестре, на что тот отвечает, что никогда не имел никаких планов на Гонерилью. Переодетому Эдгару удается передать герцогу Альбанскому письмо, написанное его супругой Эдмунду.

Тем временем Эдмунд размышляет о том, какую из сестер предпочесть, и приходит к выводу, что « нет счастья, покуда обе живы ».

Сцена 2

Британские войска побеждают. Лир вместе с Корделией оказываются в плену.

Сцена 3

Эдмунд чувствует себя победителем. Он приказывает отвести короля и его дочь в темницу, а также вручает офицеру письмо с дальнейшими указаниями относительно пленников, давая понять, « приказ без рассуждений исполнить надо ». На просьбу герцога Альбанского самому вершить судьбы пленников, Эдмунд отказывает.

Регана и Гонерилья принимаются спорить касательно своих прав на Эдмунда, которого герцог Альбанский обвиняет в государственной измене. Тем временем Регане становится все хуже – она отравлена родной сестрой.

Чтобы оправдать собственную честь, Эдмунд вынужден согласиться на битву с противником. Им оказывается брат Эдгар, который кидает ему в лицо оскорбительные слова: « Ты изменник, лжец пред богами, братом и отцом и против герцога ты заговорщик ». Эдгару удается одержать победу, и он прилюдно называет свое имя.

Слуга сообщает, что Гонерилья заколола себя ножом. Перед смертью Эдмунд рассказывает о своем приказе « лишить Корделию и Лира жизни ». Эдгару не удается спасти Корделию от смерти, король Лир умирает от горя.

Герцог Альбанский оглашает траур.

Заключение

В своем произведении Уильям Шекспир поднимает проблему благородства человеческой души. Далеко не все герои пьесы способны пройти проверку властью и богатством, что приводит к тяжелым трагическим последствиям.

После ознакомления с кратким пересказом «Король Лир» рекомендуем прочесть пьесу Шекспира в полном варианте.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 88.