Про психологию. Учения и методики

Отец работает дальнобойщиком и как-то раз. История песни «Дальнобойщик

Чтобы ответить на вопрос, легко ли быть дальнобойщиком, я встретилась с двумя представителями этой профессии и узнала про особенности работы из первых уст. Путешествия, стремление к свободе, любовь к большим машинам - вот что притягивает молодых людей. И они выбирают не просто работу, а образ жизни.

Глеб: «Мы зарабатываем, а дети вырастут и без нас»

Глеб с 14 лет ездил в рейсы со своим отцом. Его привлекла романтика - она же до сих пор является основной причиной, по которой он предан профессии. Этим летом наш герой уже успел посетить Чехию, Казахстан, Польшу и даже проехать от Беларуси до Иркутска. И пока он в отъезде две недели, а то и месяц - дома его ждет жена и трехлетняя дочка.

Глеб знает, что в Финляндии на дальнобойщика учатся 7 лет, после которых ученик становится настоящим профессионалом. Его впечатляет ролик про европейскую женщину-водителя, которая лихо управляется с двумя прицепами сразу и, не расцепляясь, задом, подгоняет к рампе второй.

- Как можно совмещать семью и работу?
- Когда возвращаешься домой - все очень рады. Но за два дня надоедает, опять хочется ехать. Не можем сидеть на месте, движение - это жизнь. Жены дальнобойщиков говорят: «Вы зарабатывайте, а дети и без вас вырастут.»

Этим я летом работаю «через круг» - надо что-то делать по дому. «Освоил» заработанные деньги - и дальше поехал зарабатывать. Хотелось бы зарплату побольше, но переходить в другие компании нет смысла - условия работы везде схожие. Собственную машину держать сейчас вообще не выгодно.

По правилам, в день управлять ТС можно не более 9 часов, в неделю - не более 52. Соблюдается ли на деле режим труда и отдыха?
- Если работать «по чистому» – то не заработаешь. Бывает, по 15 часов за рулем. Пока здоровье позволяет, 4 часа поспишь, и вперед. Я учитываю стандартную расценку 12 евроцентов за километр и составляю себе график работы. Простои на границе, погрузка, разгрузка не оплачиваются. Поэтому приходится наверстывать упущенный заработок тем, что за сутки проходишь 1200 - 1400 километров.

- Бывает ли одиноко в пути? Как общаются дальнобойщики?
- Бывает блочная доставка, когда нужно ехать колонной. Но это не очень удобно, приходится ждать друг друга, или же догонять остальных. Легче ехать по 2-3 машины. Я люблю работать один, чтобы ни от кого не зависеть.

Общаемся по радиостанции, по базе, на стоянке. Чтобы быть в курсе – переходишь на общий канал, всю информацию знаешь – кто где стоит, где пробка. Есть индивидуальные каналы, когда по номеру машины вызываешь водителя.

Был такой случай. У коллеги в машине отказали тормоза. Всех на дороге предупредили на километр вперед! Бедолага доехал до ближайшей горки и тормозил передачей. Всё закончилось хорошо.

- Часто ли бывают аварии?
У водителей легковушек нет к нам уважения, в основном аварии из-за них. Что я видел по дороге – почти каждый рейс аварии.

Раньше останавливались, помогали, сейчас нет такой сплоченности, могут мимо проехать. Помогают только те, кто знает, как это: застрять в казахской степи, когда минус 40 и сотни километров до ближайшей деревни.

Алексей: «Легко тому, кто рожден быть водителем»

Следующий герой - тоже потомственный водитель. Алексей более 8 лет в профессии. Уже с семи лет учился управлять трактором, и ему всегда нравились большегрузные машины. Свою любовь к профессии он выражает необычным способом: у него самая «тюнингованая» машина в компании и впечатляющий салон, в убранство которого он вкладывает сотни евро.

Но семейная жизнь не сложилась. Алексей развелся - профессия помешала построить отношения.

Только что герой вернулся из поездки в Азербайджан, где провел две недели в ожидании растаможки. Эти дни он загорал на пляже, купался в море, наслаждался арбузами и персиками.

- Что больше всего привлекает в профессии?
- Я не могу без дальнобоя, влюблен в свою работу! Постоянно что-то новое происходит, даже если едешь по одному и тому же маршруту. Я помешан на машинах, тем более на Скании. Некоторые работают ради денег, я же получаю удовольствие.
Раньше я жил в машине. У меня там было все: 220 вольт, кофеварка, Wi-Fi, микроволновка, рация, магнитола, сабвуферы, телевизор, постельные принадлежности, газовая плита, мангал, угли, специи. Не было только рядом любимого человека.

- Что за люди, дальнобойщики? У них есть хобби?
- Один пишет книги, стихи. Другой играет на баяне, берет его в дорогу. Третий рыбачит, ни одного озера не пропустит, а следующий - ни одной юбки на стоянке. Есть люди с высшим образованием, которые пришли в дальнобойщики из-за зарплаты - средний заработок у нас выше.

- Бывают ли случаи, когда водители уходят из профессии из-за семьи?
- Да, у меня был напарник, который, чтобы проводить побольше времени с семьей, переквалифицировался в диспетчера и работает в той же транспортной фирме.

- Если есть свободный часок, чем занимаетесь в поездке?
- Отдыхать дальнобойщики любят и умеют. Если блочные перевозки - договариваемся между собой, кто за что отвечает, кто готовит. Рассказываем анекдоты, общаемся, жарим шашлыки.

Вообще, занятия зависят от компании, усталости. У каждого водителя есть ноутбук с собой. Одни проводят время в салоне, смотрят фильмы, другие гуляют по набережной. Если на улице плюс 30, а ты в Таганроге, на берегу Азовского моря - не усидишь в машине!

А, например, в Оренбурге мы решили пройтись по театрам и музеям. Вове звонит супруга и спрашивает, где он. Тот отвечает, что в музее. Она поверила только когда фото предъявил!

- Что самое тяжелое в работе?
- Тяжелое - это привыкнуть к габаритам фуры. У больших машин есть мертвая зона. Когда поворачиваешь - хвост «режет» угол, а не двигается по радиусу. Тяжело, когда день с ночью путается. Есть такие грузы, с которыми можно двигаться только ночью. Водители засыпают, съезжают в кювет, разбиваются. За зиму я два раза ушел в кювет - сразу вся жизнь перед глазами! Если груз опасный и тяжелый - боишься, что при торможении или аварии он будет таранить по инерции.

- Что делать, если в дороге заболеешь?
- Однажды меня в пути застала простуда. Температура под 40! Но у меня вся аптечка с собой, стоял несколько дней в Уфе, пока не поправился.

Также есть опасность отравиться, особенно летом.

Однажды коллега упал при загрузке и повредил ногу, три дня мучился с ней. Я завез его в больницу, где выяснилось, что это перелом. Его машину повел мой стажер, а я посадил товарища с гипсом на самолет. Он был так благодарен за помощь, что своего новорожденного сынишку назвал в мою честь.

Среди водителей ходит немало историй, повествующих об опасностях российских дорог. Дальнобойщикам посвящается дальнейший рассказ об их непростой профессии.

Жизнь водителей сопровождается множеством трудностей. Разбитое дорожное полотно, огромные пробки, взятки полицейским и «отчисления» бандитским группировкам встречаются на каждом шагу. Тем не менее, дальнобойщиками стремятся стать все больше водителей. Кризис 2008 года вынудил сесть за руль людей, далеких от «дорожной романтики». Сегодня большегрузными автомобилями все чаще управляют приезжие из Ближнего Зарубежья.

«Блог диспетчера грузоперевозок» взял интервью у дальнобойщика с многолетним стажем Андрея Иванова. Водитель рассказал о опасностях которые таят в себе российские дороги .

«Дилетант» за рулем

Когда в школе требовалось написать сочинение о будущей профессии, - делится воспоминаниями Андрей. – Я всегда писал, что хочу работать водителем-дальнобойщиком . Мой отец много лет отдал этой героической профессии, проехав за это время практически всю Россию. Он успел побывать в Мурманской области, когда там и дорог-то почти не было.

Водительский стаж нашего собеседника составляет больше 35 лет. Сначала он крутил баранку старенького «ЗИЛа 164», а затем пересел на «ГАЗ 52», который ему передал отец.

Андрей говорит об отцовском автомобиле с особой теплотой. Именно на нем, он совершил свою первую длительную (600 км) поездку из Ленинграда в Ригу. А сейчас водитель управляет «Сканией».

Сегодня на дороге осталось совсем немного таких опытных водителей, как Иванов. После того, как в 2001 году на экраны вышел сериал «Дальнобойщики», множество новых людей стремилось в эту профессию. Причем, большинство из них слабо представляло, с чем им придется столкнуться.

По словам Андрея, люди, посмотревшие сериал, решили, что . Главные герои картины постоянно отдыхают в гостиницах или небольших мотелях. На самом же деле, реальность далека от кино. Настоящим дальнобойщикам приходится ночевать прямо в своих автомобилях. Водителю повезло, если он управляет американским грузовиком, считающимся наиболее удобным и вместительным. А что делать тем, кто крутит руль «МАЗа» или другого мало комфортного автомобиля? Дальнобойщикам приходится мыться в речках или озерах, так как душ на трассе – это большая редкость . Андрей считает, что создателям сериала не мешало сначала поговорить с настоящими дальнобойщиками, а только потом приниматься за съемки сериала.

Кризис 2008 года привел к тому, что дальнобойщиками стало множество новых людей. Сотрудники офисов, преподаватели, врачи и бизнесмены были вынуждены покинуть свою профессию и сесть за баранку грузовика. А немного погодя дорога «заполнилась» и приезжими из Средней Азии.

Андрей считает, что сегодня гастарбайтеры уже почти не водят маршрутки. Теперь они уже участвуют в международных перевозках. В российской столице существует автотранспортная компания, сотрудниками которой одно время могли стать только мигранты. Приехавшие в Россию на заработки, они готовы работать за очень малые деньги. По мнению нашего собеседника, качество их вождения оставляет желать лучшего. Сегодня ходят разговоры, что в скором времени каждый выходец из Средней Азии должен будет обязательно иметь российское водительское удостоверение. Вот только, выйдет ли из этого толк, или все опять закончится взятками сотрудникам ГИБДД, неизвестно.

«Финская» трасса – самая лучшая в России

Помимо выходцев из Ближнего Зарубежья дальнобойщиками в России стали и женщины. По словам Андрея, дамы на Западе часто водят огромные фуры. Не так давно ему удалось увидеть на трассе хрупкую блондинку, крутящую баранку нового «Вольво». Автомобиль был окрашен в красный цвет и имел польские или финские номера. Девушка так лихо обгоняла впереди идущую машину, что наш собеседник не мог на нее насмотреться. Конечно, европейские дороги более приспособлены для женского вождения. Они оборудованы комфортными парковками, туалетами и душем. А в случае поломки автомобиля один звонок в сервисную службу способен решить все проблемы. А вот российские дороги вряд ли приспособлены для женского вождения. Не каждая женщина способна поменять на трассе пробитое колесо. Разбитое дорожное полотно не приспособлено для женского труда.

И действительно, в России мало хороших дорог. Одной из них считается трасса М4 «Дон», которую отремонтировали к началу сочинской Олимпиады. В этот же список можно включить дорогу на российско-белорусской границе и часть трассы, соединяющей Петербург и Выборг. Андрей говорит, что дорогу от Петербурга до Выборга строили как российские, так и финские строители. К сожалению, результат работы местных «специалистов» не идет ни в какое сравнение с финским результатом. Часть трассы, сделанная руками финских строителей, считается самой лучшей российской дорогой.

Магнитогорск и Челябинск – самые опасные участки пути

Истории дальнобойщиков пестрят множеством ужасных подробностей о бандитских нападениях на водителей. В 90-е годы практически каждый дальнобойщик должен был платить определенный оброк криминальным группировкам. Водители, заплатившие дань, получали что-то наподобие пропуска или чека. Они должны были показать эту бумагу другим бандитам, «крышующим» следующий участок пути. Только после этого, они могли продолжить свой путь.

Иванов с сожалением отмечает, что некоторые признаки свидетельствуют о возвращении тех «смутных» времен. Бандиты, получившие в 90-е тюремные сроки, вышли на свободу и снова принялись за свое «черное» дело. Правда, теперь обходится без бумажек. Зато, эти ребята начали регулярно вскрывать кабины, сливать топливо и воровать груз. Однажды Андрей оставил свой автомобиль на петербургской парковке. Он рассказывает, что проснулся от холода и обнаружил, что из машины пропали деньги и ноутбук. Наш собеседник не смог проснуться из-за того, что в кабину кто-то брызнул эфирным газом.

Случаются и простые поборы. Чаще всего, они происходят в темноте. К автомобилю подходят несколько человек и «вежливо просят» водителя, что ему придется заплатить. Они сообщают, что собирают деньги с каждого проезжающего для того, чтобы помогать «сидельцам» в тюрьме. Обычно, дальнобойщики не рискуют спорить и отдают бандитам требуемую 1000 рублей. Водители понимают, что лишний спор может привести к еще большим проблемам : их машину могут разбить, и на ремонт придется потратить еще больше денег. К сожалению, подобные случаи могут произойти даже на платных парковках, которые считаются наиболее безопасными. Но больше всего бандитских нападений случается в пригородах Магнитогорска и Челябинска. Большинство водителей не рискуют ездить туда в одиночку.

Бандитские поборы привели к тому, что в этих городах расцвел новый прибыльный бизнес – организация сопровождения водителей . В специальной фирме за определенную плату дальнобойщик может получить клубную наклейку и визитку, подтверждающую защиту ее обладателя. Надо сказать, что эта услуга обходится водителям не намного дешевле, чем бандитские поборы.

Честная полиция Карелии

Страдают дальнобойщики и от наркоманов. Конечно, с ними легче справиться, чем с бандитами, но и они могут принести немало вреда. Андрей объясняет, что каждый европейский грузовик оснащен дизельным двигателем с интеркулером (охлаждающей воздушной системой). Такое оборудование стоит очень больших денег. Интеркулер расположен возле радиатора и находится в зоне доступа. Обиженный наркоман может проткнуть его простым металлическим прутом.

Российские полицейские вызывают мало доверия у большинства дальнобойщиков . Во-первых, на оформление всех заявлений может уйти практически сутки. Затем, дальнобойщик должен будет явиться в суд. А если водитель живет в Петербурге, а обокрали его, например, в Челябинске… Ему придется потерять немало рабочего времени, а значит, и прибыли.

Кроме того, как утверждает Андрей, полицейские часто «отмахиваются» от заявлений дальнобойщиков. Они начинают жаловаться водителям на множество серьезных нераскрытых дел, которые, по их мнению, намного важнее обычной кражи. Однажды, нашего собеседника даже обвинили в том, что он потратил деньги на свои нужды, а в полицию обратился, чтобы оправдать себя в глазах руководства. Андрей рассказывает, что из всех полицейских, которых он встречал на своем пути, самыми честными и не берущими взятками оказались сотрудники карельской полиции . Может быть, на них влияет близость к законопослушной Финляндии. Именно поэтому, большинству водителей приходится самим решать проблемы с бандитами и наркоманами.

Андрей с сожалением отмечает, что дальнобойщики никому не нужны. Это видно даже в отношении простых водителей. Они стараются поставить себя выше дальнобойщиков: подрезают и не пропускают их на дорогах. Видимо они забывают, что большегрузные машины везут технику и запчасти, необходимые для них же самих. Иванов сравнивает эту ситуацию с отношением к дальнобойщикам в Европе. Там человек на грузовике считается значимой персоной . Европейские водители понимают, что железная дорога находится не в каждом населенном пункте, поэтому большинство грузоперевозок происходит на автомобилях.

Свои разногласия есть и среди коллег-дальнобойщиков. Наш собеседник говорит, что сегодня шоферское «братство» встречается все реже. Раньше, при любой поломке автомобиля дальнобойщик сразу же получал помощь от проезжающих мимо коллег. Сегодня даже просьба о запасном домкрате может вызвать отказ. Как бы это горько не звучало, но современных дальнобойщиков объединяет только стремление к большим заработкам.

Соревнования со смертью

Желание финансового благополучия толкает некоторых дальнобойщиков на 15-16 часовое вождение. Андрей говорит, что состояние человека, который провел за рулем 12 часов, равноценно тому, что он выпил 100 грамм водки. Поэтому, на российских дорогах можно встретить немало водителей, которые крутят баранку «на автопилоте». Это происходит еще и с попустительства владельцев автотранспортных фирм. Конечно, они лучше возьмут на работу человека, способного доехать до Екатеринбурга за двое, а не за четверо суток. Но чем это может закончиться, их мало интересует. Автомобиль застрахован, поэтому, в случае аварии его владелец получит свои деньги. А человек… Вряд ли кого из автовладельцев заботит жизнь водителя. Иванов вспоминает, что по молодости тоже старался проехать как можно больше часов, пока однажды не уснул за рулем и не выехал на встречную полосу. В тот раз все обошлось благополучно, но полученный опыт Андрей запомнил на всю жизнь.

Однажды с дальнобойщиком произошел случай, который он не любит вспоминать. Практически год он встречал на обочине одной из дорог Тюменской области странную женщину в черном капюшоне и с косой в руках. А потом она пропала. Андрей до сих пор считает, что это была сама смерть.

Видео: опасности работы дальнобойщиком

Усталость и хмель ударили в голову, и я решил «снять» дамочку. (Без всяких намерений на «интим» ибо та неделя, что провел за баранкой без женского общества, ужасно тяготила меня, вот и хотелось «потрепаться языком»).

Слово за словом…Моей усталости, как и не бывало: комплименты, шуточки, анекдоты. Мой напарник уже косится: мол, пора и честь знать, а то нарвешься на неприятности. И как будто в воду глядел…

К «Дальнобойщику» подкатила красная «девятка». Из нее вывалился грузный мужик, лет 50-ти, и угрожающе двинулся прямиком к нашему столику…

Минут пять бранной перепалки, которую потом мы не могли не вспоминать без смеха, и здоровяк подсел к нам. Грозный незнакомец оказался хозяином «Дальнобойщика», а девушка, которую я принял за «плечевую» - его…женой?!

Сергей несмотря на свой грозный вид был большой шутник и балагур, травил анекдот за анекдотом. После третей бутылки пива он вдруг помрачнел и замолчал. Причину внезапной перемены настроения я вскоре услышал из его же уст…

…Серега, как говориться, родился за рулем. Еще его отец водил большие грузовики по Союзу и роды у жены он тоже принимал в машине. Так, что судьба мальчика была заранее предрешена. Открутив баранку в армии, парень перешел в местное АТП и вскоре, как и отец, стал колесить по стране.

…Женился на белокурой соседке Аленке, которая подарила ему дочек- двойняшек: Олюшку и Оксаночку. Сергей мотался по командировкам, а дома его ждали три любящих сердечка. Навеки врезались в память те дни, мгновения, когда он усталый возвращался после рейса с кучей «гостинцев» и дочурки буквально осыпали его тысячами поцелуев, а женушка скромно ожидала в сторонке своей «очереди», чтобы прижаться к могучей, насквозь пропахшей бензином и мазутом груди мужа.

У Сергея как-то раз выпало пару свободных деньков и решил он свозить своих к морю.

…Утро выдалось на славу. Ярко светило солнышко. С лугов несло приятной прохладой. Девчонки в предвкушении поездки полночи не спали, все вещи собирали да наряды примеряли, и не разгони их по кроватям, они бы весь дом на уши поставили.

Несмотря на всеобщее приподнятое настроение у Сергея было неспокойно на душе: то ли предчувствие беды, то ли врожденный у дальнобойщиков инстинкт самосохранения, то ли сказывалась многолетняя усталость. Он уже и старенький «Москвич» до болтика проверил и масло сменил, а тревога не проходит.

…Дочурки весело щебечут. Женушка с восхищением смотрит как искусно Сергей управляет машиной…

…Откуда и как появился на встречной полосе «Урал» до сих пор никто не знает. Что кричал тогда водитель грузовика, почему размахивал руками – тоже остается загадкой…

…Безжалостно завизжали тормоза. «Москвич» закрутило завертело на месте…Удар…Еще удар…Удар за ударом…

…Последним…Последним Сергей видел недоумевающие глазенки Олюшки и Оксаночки…И еще видел…Видел окровавленное лицо жены…

…Неделю врачи боролись за жизнь Сергея…Семь дней и ночей он выкарабкивался с того света… Когда выжил, понял: жизнь, которую он в бреду вымаливал у Бога, превратилась теперь в адскую муку, что продолжается и по сей день. До сих пор в кошмарных снах его преследуют испуганные глаза дочурок и окровавленная жена…

…Виновных аварии не нашли. Да и с среди кого искать-то?! Водитель «Урала» скончался в больнице, а Сергею доктора давали один шанс из ста…

После выздоровления в родном городишке Сергею житья не стало. От мала до велика его обвиняли в смерти семьи: кто в спину, кто прямо в глаза. Единственным успокоением была дорога. Как это и не странно трасса, отнявшая у Сергея самых дорогих людей, теперь давала новый глоток жизни, берегла ото всех бед и напастей, стала ангелом хранителем, но не могла вернуть ему то, что судьба несправедливо отобрала: жену и дочурок…

На сим позвольте мне оставить Сергея на попечении судьбы и рассказать об Ирине (Ириной зовут ту девушку, что я принял за «плечевую», хотя как выяснилось позже я был не далек от истины) ибо в этой истории ей уготовано особое место.

Ирина-москвичка, единственная дочь в семье то ли доцентов, то ли профессоров каких-то там наук, точно уж и не припомню. С малых лет девочка ни в чем отказа не знала: поздний ребенок, родители баловали ее, насколько позволял кошелек, а он был, похоже, бездонным.

Ирина посещала престижные школы Москвы, отдыхала на самых дорогих курортах страны. Одним словом, купалась как сыр в масле в славе и власти родителей. И, казалось, такое положение вещей ее устраивало…

…Кто знает, когда и какой наступил перелом в душе девушки: быть может, когда отец «впихнул» в свой институт и всемя силами пытался сделать из нее ученого, или же, когда мать «подлаживала» ей нудных очкариков-доцентов на «соискание права владеть сердцем дочери», или же, когда осознала никчемность свою без родительской опеки…Кто знает…

Извечный конфликт «отцов и детей» и каждый решает его по своему, доказывая родителям самостоятельность и независимость. Но Ирина выбрала иной путь…

Поругавшись с отцом и презрительно бросив в лицо те «жалкие гроши», что выделял он на карманные расходы, девушка ушла из дома.

…Жизнь – сложная штука и не всегда на пути встречаются честные, благородные и бескорыстные люди…

Ирина, никогда не задумывавшаяся об истинной цене денег и способе их зарабатывания, и не собиралась губить жизнь в погоне за мелкими «бумажками»…Но давно и всем известно: всегда и за все приходиться платить. Полет в пропасть греха – миг, а на взлет уходят недели, месяца, года, а порою и целая жизнь...

…Поначалу Ирина обслуживала клиентов элитных столичных саун и бань, благо «образование» позволяло. Потом опустилась до кабаков и ресторанов и, в конце концов, превратившись в обыкновенную уличную «шлюху», не очутилась на трассе…

… Холодным осенним днем гнал Сергей свой КАМАЗ в Москву…На дороге голосовала девушка: тушь растеклась по лицу, легонькое пальтишко развевалось на ветру.

Как правило, Сергей не брал попутчиков, а «плечевых» он, вообще, за людей не считал…Но ее глаза…Ее глаза на какой-то миг показались ему знакомыми, до боли близкими и родными. Сергей, не в силах совладать с нахлынувшими воспоминаниями, остановился…

…Полгода они проколесили вместе…Потом Сергей продал КАМАЗ и, купив заброшенную придорожную забегаловку, предложил Ирине руку и сердце…

Вот уже два года они официально муж и жена и несмотря на двойную разницу в возрасте полны жизненных сил и энергии: отстроить из «Дальнобойщика» двухэтажный отель для приезжих:

С бассейном и рыбками, - добавляет Ирина.

А потом уж и о сынишке можно подумать…- хитро косится в сторону жены Сергей…

Та заговорчески улыбается в ответ…

На этой мажорной ноте позвольте и мне поставить точку…

Дальнобойщик

Ох,и велика же Матушка-Россия!Необъятны её просторы,и везде живут,работают и отдыхают люди,в природу которых заложено одно неистребимое свойство - передвигаться.И человек передвигается:зимой и летом,в дождь и в вёдро,ночью и днём - всегда!И чего только он не использует для этого:собственные ноги,собачьи и оленьи упряжки,арбу и велосипед;передвигаются по воздуху,по воде,по стальным путям и,разумеется,по автодорогам. Разные бывают дороги:и грунтовые,и уложенные плитами,булыжником и асфальтом,широкие и узкие... Не будем обсуждать качество российских дорог,там паче лучше Гоголя их навряд ли уже кто сможет описать.Даже всемогущий Госкомстат не знает точно ни протяженности всех

наших дорог,ни их состояния.

Впрочем,наш рассказ не о дорогах вовсе,а о тех,кто измеряет километры диаметром своих колёс.Едут все:мотоциклы и легковушки,самосвалы и автобусы,пожарники и гаишники,а ещё дальнобойщики на своих фурах.Об одном таком "дальнобойщике"(именно в кавычках) и пойдёт наше дальнейшее повествование.

"Дальнобойщиком" его прозвали добродушные ребята с поста ГАИ,что расположился по-соседству с общепитовской столовой на трассе Москва-Ленинград(тогда ещё).Коля работал водителем гужевой повозки,доставляя всё необходимое в столовую:продукты,воду,дрова,ездил по деревням на заготовку мяса,овощей и прочей снеди.Хотя,пожалуй,ездил - это громкая фраза: ездила лошадь,прекрасно зная все маршруты,а Коля в это время добросовестно храпел(предварительно "приняв на грудь")на дне телеги,укрывшись затертым до дыр брезентовым плащом.

Назвать Колю отпетым алкашом было бы большой несправедливостью:всё таки работу свою он знал,выполнял пусть и нехотя,но добросовестно.Лошадь всегда была ухожена,вычищена и накормлена. Но самой главной гордостью Коли(а для других - объектом беззлобных насмешек)было само транспортное средство:совершенно не скрипучая телега на резиновом ходу,оборудованная по всем правилам.Видимо ещё с молодых лет заветной мечтой нашего героя были "баранка",прокуренная кабина какой-нибудь "Колхиды" и бесконечные километры дорог.Однако судьба-злодейка распорядилась по -своему,не оставив Коле ни единого шанса стать водителем,а посему всю свою любовь к технике он полностью отдавал телеге: оборудовал её шинным ходом,по всем правилам обвешал по габаритам катафотами, укомплектовал (скорее всего "упёр" в совхозном гараже)знаком аварийной остановки,домкратом и ключом-баллонником. Шедевром народного умельца был гос.номер(подобранный где-то на трассе),торжественно

водруженный на самое почётное место и старательно продублированный белой краской на заднем борту телеги.

А случись что в дороге,-сокрушался Коля,не обращая внимания на ироничные шутки балагуров,-мне что же,ночевать под небушком?Да и девки ждать не будут,закроют столовку и плакали мои "командировочные".

Командировочными у Кольки были ежедневные грамм 50,или кружечка пивка для "предрейсового медосмотра",которыми сердобольные столовские девчата приводили бедолагу в рабочее состояние.

Самыми тяжелыми днями у Коли считались вторник и пятница,потому что в эти дни привозили в столовский буфет свежее бочковое пиво,а с утра голова "не хочет дружить с талом" и нужно ехать в дальнюю дорогу на базу(аж в двух километрах от столовой!). И как только не приходилось изворачиваться ради того, чтобы не пропустить распечатывания первой бочки...

В один из таких дней Люська(ух и стервозная бабёнка!),как всегда,с утра пораньше загрузила горемыку массой поручений.Понуро свесив плечи Колян поплёлся "заводить"свою технику.Но ведь Русь всегда славилась народной смекалкой,с лихвой восполнявшей недостатки в образовании.

Сергеич,-докапывался "дальнобойщик" до только что заступившего на смену гаишника,-

ведь пьяному за руль садиться нельзя?

Точно,нельзя,-отмахивался тот от Кольки,словно от надоедливой мухи,наперёд зная,что сделать это будет не так-то просто.

А что за это может быть?

Прав точно лишиться можно.

Сергеич,давай я тебе в трубочку дыхну,ты заберёшь у меня права и я никуда не поеду.

Что,пивко подъехать должно?

Ага,страх как "котелок" трещит,а Люська опять в контору посылает.

У тебя что,и права завелись?

Обижаешь,вот любуйся!

И с этими словами он достал из кармана пропахшей лошадью куртки клеёнчатые корочки водительского удостоверения. Сергеич изумлённо округлил глаза, но уже через секунду ворвался громким весёлым смехом,как будто он был не на посту,а где-нибудь в театре Эстрады на концерте А.Райкина.И было отчего веселиться!Открыв корочки он увидел настоящий шедевр Колиного полиграфического творчества:на развороте вырезанной по размеру картонки от обувной коробки было написано полупечатными-полупрописными буквами(что удивительно - без ошибок!),что такой-то - такой-то является водителем первого класса,имеет право ездить по всем дорогам Советского Союза в любое время суток и года,без ограничения тоннажа,а все службы,имеющие хоть какое-то отношение к дорогам,должны оказывать ему всяческое содействие.Венцом творения была фотография три на четыре с приложенным к уголку(вместо печати) чернильным пальцем.

Вдоволь насмеявшись,Сергеич предложил Коляну компромиссный вариант:

Давай,Колёк,я у тебя права отбирать не стану,ты сгоняешь в контору,а по возвращении я лично куплю тебе аж две кружки свеженького "Жигулёвского" в подарок от всех работников ГАИ.Мы "профессионалов" уважаем!

На том "ударили по рукам" и довольный своей находчивостью Колян поудобнее устроился на дне телеги,а лошадёнка тихой сапой потащила "фуру" давно уже знакомой дорогой.

Добрые восьмидесятые годы!Всегда вспоминаешь их с лёгкой грустинкой:ещё нет на дорогах беспредела,не мчатся машины всех калибров по трассе денно и нощно,да и сама трасса была тогда лишь "двухполоской".Машины были не такими скоростными,водители были грамотными и права свои не покупали,а посему и работы у гаишников было не особенно много.

В один из таких спокойных будничных дней,когда на дороге было не так уж много машин(водители предавались послеобеденной сиесте),Сергеич -известный нам уже старлей-гаишник -неспешно объезжал свой "подопечный" участок трассы.Мысли его были далеко не праздными:вот-вот жена должна родить,а тёща(неплохая в общем женщина) всё никак не купит обещанную коляску;начальство,сидя в своих кожаных креслах,и в "ус не дует" чтобы заменить уже местами подъеденную ржавчиной патрульную машину на что-то "более-менее".Да ещё у напарника с утра зуб разболелся,сидит на посту,а ты катайся в гордом одиночестве...

Внезапно он весь подобрался,отбросив все неслужебные мысли прочь:впереди образовался небольшой заторчик из четырёх-пяти машин.

Никак авария,-соображал Сергеич,прибавляя газку,-опять одному с рулеткой бегать,заниматься писаниной.Да и вообще денёк сегодня что-то "не катит".

Но тревоги его не оправдались:аварии никакой не было,а машины просто ждали своей очереди,чтобы объехать непредвиденное препятствие.Увидев причину "пробки",Сергеич совсем поник головой:на проезжей части,даже не соизволив съехать на обочину,стояла Колина "фура".Одно колесо у телеги было спущено,а под остальные были подсунуты камни,исполняющие роль противооткатников.Позади телеги на расстоянии шагов эдак пяти был выставлен аварийный знак,а сам "виновник торжества" мирно посапывал на дне телеги,успев с утречка отведать живой воды,градусами превышающую температуру тела здорового человека.

Колян,ты чего тут "расхристался"?Хоть бы на обочину съехал,-сокрушался старлей,расталкивая "дальнобойщика".

На спущенном колесе езда запрещена,-парировал тот.

У тебя же домкрат есть,запаска,инструменты.Меняй в темпе колесо,движению мешаешь.

Дело водителя-управлять транспортным средством.Вот приедет техпомощь и починит,-заключил Колька,вновь погружаясь в нирвану.

"Дело табак,-пришел к выводу старлей,-придётся самому разгребать.Тем более если учесть,что техпомощь - это кто-нибудь из совхозных трактористов,верных собутыльников Коляна."

С помощью одного из водителей он быстренько заменил колесо на телеге и лёгким шлепком ладони по крупу придал ускорение "тягачу".Лошадка,радуясь своим умишком окончанию рабочего дня,бойко потрусила к своему узаконенному месту парковки,а старлей Сергеич поехал дальше по своему участку трассы,беззлобно думая о новых заморочках,уготованных ему судьбой в лице "дальнобойщика" Коляна.

Канули в лета восьмидесятые,пронеслись лихие девяностые,когда Союз "приказал долго жить",а все граждане вдруг стали миллионерами,к римским цифрам,обозначающим порядковый номер века,прибавилась единичка.Жизнь не стоит на месте:трасса М-10 разраслась,раздалась вширь,гудя нескончаемым потоком машин.Теперь разве что самоубийца рискнёт проехать по ней на гужевой повозке.

порядке, и можно помахать подруге рукой.Жди, дорогая, а мне работать нужно.

А сколько он названивал Ритуле - диспетчеру, сколько уговаривал, чего только не наобещал! Не зря, видно, петухом пел. Вот тебе и рейс, и груз. А Ваня Лыжин поедет хоть на край света – только «бабки», платите.

Едет Ваня, улыбается, музыку слушает, и ничего–то нет для него лучше дороги, машины,а главное - свободы.

Да, вот так. Кому что, а ему свобода нужна как глоток воздуха, как капля воды в пустыне. Ну не может он на одном месте сидеть, хоть режь его на части, хоть гвоздями приколачивай. Умоляй - не умоляй, все равно уедет. А сколько женщин просило его остаться, бросить разъездную работу, осесть

на одном месте. Ведь совсем не молоденький…

Женщины в жизни Вани Лыжина занимали третье, по его разумению, место, Первое – это, понятно, руль.

Второе – спиртное. Ну а, значит, женщины - третье.

И не то, чтобы Ваня к женскому полу был равнодушен.Скорее наоборот. Но как-то не везло ему с ними.

И расставался он с женщинами спокойно, без истерик, ревности и всяких там мелодрам. Просто уходил.

Забирал свои немудреные пожитки - а они помещались все в спортивную сумку - и был таков. Россия большая, одиноких женщин в каждом селе, деревне тьма-тьмущая. Все работящие, здоровые, хлебосольные. Да и Ваня не с пустым карманом к ним заглядывал. И все они хотели дальнобойщика к

себе привязать, к дому, огороду, скотинке - животинке.

Не понимали бабочки деревенские, что не удержишь сокола в четырех стенах. Упорхнет, выскользнет и… поминай, как звали.

Вот и порхал Ваня из одного дома в другой, меняя подружек и адрес проживания.

Один раз только зацепило его за живое, за самое – самое. Не хочет Ваня об этом вспоминать, а оно возьмет и всплывет; как назло, перед глазами стоит, не уходит.

А было это так. Появилась в их селе женщина.Маленькая, глазастая, с двумя ребятишками. Ваня как увидел эти глаза – так и влюбился по уши. И она ответила на его чувство. Из рейса на крыльях летел к ней.Знал, что ждет, любит. Ничего не жалел для нее и ребят. Выполнял все просьбы, баловал одеждой импортной, духами. Знал, что любит цветы, - в любое время года привозил охапками, лишь бы она засмеялась своим ласковым смехом, погладила по лицу. До сих пор рука ее перед глазами стоит.

Второе место в жизни Вани Лыжина занимало спиртное. Какой мужик в Сибири не пьет? Сам Бог велел после трудного рейса дома расслабиться. И в этом любимая женщина была с ним согласна, только посмеется незлобно над ним, когда переберет малость.

Держаться бы Ване за такую женщину руками и ногами; да нет, черт попутал с самогоном. Принял лишнего. Пошел в местное кафе, которое односельчане «отрыжкой» назвали «за вкусную и здоровую» пищу. Встретил бывшую подружку. Выпили. Любимая ушла куда–то на второй план, и понеслась душа куда попало.

Друг потом рассказал, когда любимая зашла за Ваней в кафе и увидела его целующегося с подружкой – побледнела вся, слова не сказав, ушла.

Ушла и из Ваниной Лыжина жизни. Навсегда. Не простила.

Вот ведь как бывает в жизни.

Эх, дороги, пыль да туман…

Едет Ваня, музыку слушает, улыбается, И нет ему дороже баранки, дороги и свободы. Будь счастлив, дальнобойщик!

Благодаря чему ее композиции становятся популярными? Таланту, искренности? Во многом, автобиографичности.

Всю жизнь глядятся в ночь
Усталые глаза,
В пути шофёр-дальнобойщик.
Он знает лучше всех,
Он может рассказать,
Что наша жизнь - шоссе,
Шоссе длиною в жизнь.

Песне «Дальнобойщик» уже 16 лет, а кажется, что она живет в душе намного дольше. Ритм, нежность, спокойствие и душевность - этими словами можно охарактеризовать композицию. Она вошла в один из самых удачных альбомов Татьяны Овсиенко «Надо влюбиться». Совместная работа великолепной певицы, композитора Игоря Зубкова и поэта-песенника Константина Арсенева дала такие плоды, которые тогда эта троица не могла ожидать. И единственным ответом на вопрос: «Как эта песня стала шлягером?» можно считать её автобиографичность. Действительно, ведь если обратиться к жизни Татьяны, то можно понять, откуда эти чувства, боль и восхищение дорогой, красной нитью проходящие в тексте этой композиции. Папа певицы всю свою жизнь работал дальнобойщиком и именно его «усталые глаза гляделись в ночь».

“Первое знакомство с Игорем Зубковым, он же с этой песней и пришел знакомиться и с Костей Арсеневым, зная мои все рассказы о том, что мой отец дальнобойщик, и в то время, тогда он еще работал”.

Примечательно и то, что сама Татьяна Овсиенко не раз была в роли дальнобойщика.

“Эти ощущения зеленой и свободной дороги я помню с самого детства, потому что я довольно часто ездили в долгие рейсы, и мама всегда волновалась. Но отпускала. Он меня брал с собой в рейсы, и он меня брал с собой, конечно, не так слишком далеко”.

У маленькой Тани даже были собственные традиции. В любой населенном пункте, как бы мал или велик он ни был, она покупала символы городов в память о незабываемых минутах детства. Так что, можно сказать, что гастроли юной певицы начались еще задолго до ее творческой карьеры.

“Мне нравились покупать сувенирчики того или иного города. Где-то я там лапти тащила со Львова, потом приклеила подошву и знала из какого города и в каком году я их привезла, и ходила потом в них в школу”.

Татьяна Овсиенко до сих пор детально помнит, как они с папой возвращались домой. В ее памяти сохранились мельчайшие подробности того времени, когда Татьяна впервые поняла, что такое скорость, дорога и баранка автомобиля.

“Это песня, она всегда была и она есть. И я все время вспоминала мамины глаза, вот когда я даже исполняю, я все время помню, как она у окошка, когда мы дома были: я, сестра и мама. Я все время помню ее до ночи, до утра. Под утро обычно возвращались с рейса. Она у окошечка встанет, уже кушать приготовит, уже накрыто полотенчиком, чтобы не остыло. И так из ночи в ночь, выглядывала в окно, как нас со двора, так папу с рейса. Наверно, это такие ощущения памятные”.

Удивительно то, что Игорь Зубков, как ас своего дела, смог почувствовать не только ту маленькую Таню, но и Татьяну-женщину со своими взрослыми чувствами и переживаниями, надеждами и мечтами. В песне «Дальнобойщик» каждый может услышать о том, что дорого именно ему.

Во тьме бегут фонари.
Где же, на какой дороге мой милый друг?
Он затерялся вдали,
И мужские руки сильные держат руль.
Включён приёмник на любимой волне,
И вместе с ритмом бьётся сердце.

На сегодняшний день, песня «Дальнобойщик» в исполнении Татьяны Овсиенко все также популярна и с годами она не утратила своего смысла. Сама же исполнительница посвящает хит своему папе, который открыл для нее самое таинственное, волнующее и трогательное - дорогу. А вместе с тем, Татьяна приклоняет голову перед людьми, которые сутками смотрят в даль, полную загадки и огней.

Папа Татьяны Овсиенко уже не работает дальнобойщиком, и прошло много лет с того момента, когда они вместе, выполняя тяжелый труд, обретали с каждым рейсом частичку ни с чем несравнимой романтики. Но для Татьяны дорога все еще ценна, может, воспоминаниями, а может и тем, что еще в детстве отец рассмотрел в ней авантюристку, которая чувствовать свою свободу.

“По сей день люблю дорогу и глядеть в нее, не могу там спать за очень редким исключением, когда довольно часто ездишь на гастроли. Дорога нужна, она в моей жизни мне нужна. Она как необходимость, как воздух”.

Песня, записанная в 95-м году, не потеряла своей популярности и народной любви и сегодня. Обычно, про такие композиции говорят: хит, шлягер. Татьяна Овсиенко воспела одну из самых тяжелых профессий и попыталась подарить ей уважение и признание, что у неё безусловно получилось.

Я родом из маленького провинциального города, но несколько раз была проездом в Москве. Там у меня есть хороший знакомый Андрей. Его отец живет в городе Кирове. Однажды отец рассказал Андрею удивительную историю. Поделюсь ею с читателями от лица Андрея, от которого услышала ее я.

Однажды отец приехал ко мне в Москву из Кирова. Перед этим мы не виделись полтора года, так что засиделись допоздна. Разговорились, начали вспоминать 1990-е годы, когда еще в Перми жили.

Я никогда не задавал отцу вопрос, почему он в Перми не остался - у него там все-таки четырехкомнатная квартира. Вопрос нетактичный - мало ли, какие личные мотивы. А тут не удержался, спросил, почему его в Киров занесло. Но такого ответа, что услышал от отца, вообще не ожидал. В общем, вот что он мне рассказал.

Он работал дальнобойщиком и возил разные товары - обычно по Уралу, а в тот раз принял заказ на доставку в Омск. Ехал как обычно. Зима, отец не торопился, по сторонам посматривал, пейзажем любовался. Довез, спокойно разгрузил, поехал обратно. Правда, другим путем. Дорогу, по которой он сюда приехал, засыпало снегом, образовались заторы.

Едет он обратно - пустой уже. Деревеньки какие-то проезжает. Начинается лесополоса. Едет он по ней километров тридцать, а ни навстречу, ни сзади ни одной машины. Вдруг смотрит - стоит на обочине человек. Ну, думает, мало ли, заблудился товарищ зимой в лесу (хотя зачем по лесам зимой ходить?).

Надавил на тормоз. Но фуру по скользкой дороге протащило еще метров пятьдесят. Смотрит отец в зеркало заднего вида - человек стоит, не шелохнется. Ну, он из окна высунулся, кричит: «Эй, парень! Садись, подвезу!» Парень-то этот поворачивается, медленно так, смотрит пару секунд и, не спеша, подходит.

Отец сначала скорее почувствовал, чем увидел, что с тем что-то не так. С виду обычный такой паренек, вот только одет не по-зимнему: кофта серая, кепка, джинсы и кроссовки. В общем, приближается тот, а отец и видит: глаза у него - нечеловеческие, крупные, раза в три больше обычных. А зубы верхние торчат из-под губы, и острые такие!

Отец, ясное дело, испугался, окно закрыл - и по газам. Смотрит, парень за ним бежит. Он газу прибавляет, тот не отстает. Дорога скользкая, слишком быстро не поедешь. Скорость была километров 60-70 в час.

Чуть позже из леса еще один «попутчик» выбежал, и тоже за отцом. А потом еще трое. Отец тут не на шутку струхнул. Слезы даже, говорит, из глаз полились. Все, думает, или перевернусь сейчас на льду, или эти твари меня догонят и прикончат или еще чего сделают. В общем, сам не помнит, как до конца лесополосы добрался. Там-то они от него и отстали.

Отец до ближайшей заправки доехал, на которой ночлежка была и кафешка, сразу водки взял и хозяину рассказал про встречу в лесу. А тот только посмеивается, да и говорит:

Не пей за рулем, а то и не такое привидится.

Плюнул отец на все это дело. Ну, не верит мужик - и не верит. Заплатил за стоянку и спать в машину пошел.

Проснулся отец оттого, что в туалет захотел. Вокруг темно, ничего не видно. Ну, отец и решил фары включить, чтобы до ночлежки добраться. Включает и видит существ, что за ним всю лесополосу бежали, штук десять. Полукругом перед кабиной выстроились и смотрят на него. Отцу показалось, что у одного с уголка рта даже кровь стекала.

Он со всей дури по сигнальнику ударил, фура заревела, и эти твари разбежались, а отец выехал со двора этой заправки-забегаловки и опять погнал. Самое страшное, говорит, было то, что вокруг темно и в зеркала ничего не видно. То есть непонятно, где эти твари и бегут ли они за ним вообще. Больше отец нигде не останавливался до самой Перми...

После этого случая отец начал частенько вставать по ночам и выглядывать в окно. Боялся до жути, что эти твари его до города сопровождали и где он живет, вычислили.

А как-то под Новый год вышел на балкон покурить и увидел их. Трое стояли на улице и смотрели на него. Отец заперся в квартире и всю ночь дрожал от страха.

На следующий день он бросил все, купил билет на поезд и поехал в Киров к родственникам. Уже оттуда продал свою квартиру в Перми, купил какую-то старую двушку в центре Кирова и живет теперь там. Зато, говорит, за все время он этих тварей больше не видел.

Анастасия ЛАРИНА, г. Бугуруслан Оренбургской обл.