Про психологию. Учения и методики

Статья 6.8 коап рф примеры практики. Теория всего


IV . Требования к оформлению протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.8 КоАП РФ и формированию доказательной базы

4.1. Статья 6.8. КоАП РФ «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества», предусматривает ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
4.2. С учетом положений ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в событии административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.8 КоАП РФ, необходимо в обязательном порядке указывать:

Вид наркотического средства, психотропного вещества, которые предварительно должны быть сверены с существующими перечнями данных средств (веществ);

В чем выразилось незаконное приобретение наркотического средства или психотропного вещества. Под незаконным приобретением без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов надлежит считать их получение любым способом, в том числе покупку, получение в дар, а также в качестве средства взаиморасчета за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи, присвоение найденного, сбор дикорастущих растений или их частей, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (в том числе на землях сельскохозяйственных и иных предприятий, а также на земельных участках граждан, если эти растения не высевались и не выращивались), сбор остатков находящихся на неохраняемых полях посевов указанных растений после завершения их уборки;

В чем выразилось хранение наркотических средств или психотропных веществ. Под незаконным хранением без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов следует понимать действия лица, связанные с незаконным владением этими средствами или веществами, в том числе для личного потребления (содержание при себе, в помещении, тайнике и других местах). При этом не имеет значения, в течение какого времени лицо незаконно хранило наркотическое средство, психотропное вещество или их аналоги.

По аналогии указывается, в чем выразилось перевозка, изготовление и переработка средств (веществ).
4.3. Аналогами являются вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.

Норма примечания к данной статье Кодекса об освобождении от административной ответственности лица, добровольно обратившегося в лечебно-профилактическое учреждение в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, и направлении такого лица с его согласия на медицинское и социальное восстановление соответствует положениям подп. "с" п. 4 ст. 3 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, предусматривающим при малозначительности правонарушения случаи применения мер перевоспитания либо социальной реинтеграции, а также, если правонарушитель является наркоманом, его лечения и последующего наблюдения за ним.
4.4. Действия по незаконному приобретению, хранению, перевозке, изготовлению, переработке без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов могут быть квалифицированы по ст. 6.8, если они совершены без цели сбыта этих веществ (продажа, обмен, погашение долга, залог и т.п.) и если они приобретены или хранятся в небольших количествах, поскольку из смысла ч. 1 ст. 228 Уголовного Кодекса Российской Федерации, предусматривается уголовное наказание за незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере.
4.5. Доказательной базой, при возбуждении производства по ст. 6.8 КоАП РФ могут являть­ся:

Показания свидетелей (в качестве свидетелей могут быть опрошены лица, которые совместно с несовершеннолетним приобретали, хранили и т.д. запрещенные средства (вещества); лицо, которое сбыло запрещенные средства (вещества), иные лица, которым могут быть известны обстоятельства, при которых было совершено административное правонарушение);

Заключение эксперта о том, что приобретенное и хранимое вещество, относится к наркотическим средствам и психотропным веществам или их аналогам;

4.6. В зависимости от обстоятельств совершенного административного правонаруше­ния, событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.8 КоАП РФ, может быть указано:

пример события № 1

«11.11.2013 г. в 15 часов 00 минут, гр. Иванов И.И.., находясь возле дома № 33, располо­женного по ул. Клубная города Ижевска, незаконно приобрел наркотическое средство каннабис (марихуану), путем покупки у ранее неизвестного лица, при этом собирался в дальнейшем употребить данное наркотическое средство лично».

пример события № 2

«11.06.2013г., около 15 часов 00 минут, гр. Иванов И.И., путем сбора верхушечных частей дикорастущей конопли незаконно приобрел без цели сбыта, для личного употребления наркотическое средство – каннабис (марихуану), массой __ граммов, которое поместил в полиэтиленовый пакет и незаконно хранил при себе в одежде до момента его задержания сотрудниками полиции».
V . Требования к оформлению протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.9 КоАП РФ и формированию доказательной базы

5.1. Статья 6.9. КоАП РФ «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача», предусматривает ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 20.20, статьей 20.22 КоАП РФ.
5.2. С учетом положений ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в событии административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.9 КоАП РФ, необходимо в обязательном порядке указывать:

Вид наркотического средства или психотропного вещества, которые предварительно должны быть сверены с существующими перечнями данных веществ;

В чем выразилось незаконное потребление наркотического средства или психотропного вещества, например, вдыхание, через рот, введение наркотика с помощью шприца внутривенно и т.д.
5.3. Доказательной базой, при возбуждении производства по ст. 6.9 Кодекса могут являть­ся:

Протокол об административном правонарушении;

Протокол об административном задержании, в случае если лицо таковому было подвергнуто;

Рапорт о выявлении события административного правонарушения;

Объяснения лица привлекаемого к ответственности (несовершеннолетнего);

Сообщения (обращения, письма), содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

Показания свидетелей (в качестве свидетелей могут быть опрошены лица, которые совместно с несовершеннолетним потребляли запрещенные средства (вещества); лицо, которое сбыло запрещенные средства (вещества), иные лица, которым могут быть известны обстоятельства при которых было совершено административное правонарушение);

Копии документов удостоверяющих личность;

Заключение эксперта о том, что потребляемое вещество (средство), относится к наркотическим средствам и психотропных веществам;

Акт медицинского освидетельствования несовершеннолетнего на состояние опьянения;

Примечание: служит доказательством при условии получения добровольного информированного согласия несовершеннолетнего либо его законных представителей на медицинское вмешательство, а также в иных случаях, предусмотренных Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденными ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1);

Сведения о доходах лица привлекаемого к административной ответственности;

Иные документы, имеющие отношение к делу.

5.4. В зависимости от обстоятельств совершенного административного правонаруше­ния, событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.9 КоАП РФ, может быть указано:

пример события № 1

«11.11.2013 г. в 15 часов 00 минут, гр. Иванов И.И.., находясь по месту своего жительства по адресу:______________, незаконно употребил наркотическое средство каннабис (марихуана), путем введения его внутривенно».

пример события № 2

«11.11.2013 г. в 15 часов 00 минут гр. Иванов И.И., находясь по адресу:_____________, употребил, путем курения курительную смесь SpiceCold, которая содержит в своем составе шалфей предсказателей (Salviadivinorum) (гавайскую розу (Argyreianervosa), голубой лотос (Nymphaeacaerulea)).

VI . Требования к оформлению протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.10 КоАП РФ и формированию доказательной базы

6.1. Статья 6.10. КоАП РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ», предусматривает ответственность за 1. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе; 2. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ; 3. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних.

6.2. На основании ФЗ от 05.12.2005 № 156 – ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» под пивом и напитками, изготавливаемыми на его основе, в части 1 настоящей статьи, части 4 статьи 14.16, части 1 ст.20.20 и статье 20.22 КоАП РФ следует понимать пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на его основе пива напитков с указанным содержанием этилового спирта.

К одурманивающим веществам относятся вещества растительного или синтетического происхождения, соответствующие критериям для включения объектов в список одурманивающих веществ.

Ответственность за нарушение правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции устанавливается частью 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ.

Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ квалифицируется как преступление на основании ст.151.1 УК РФ, как и то же деяние, совершенное родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.

6.3. С учетом положений ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в событии административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.10. КоАП РФ, необходимо в обязательном порядке указывать:

Знало ли «вовлекающее» лицо о несовершеннолетнем возрасте «вовлекаемого» лица;

В чем выразилось вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива, спиртных напитков, одурманивающих веществ и т.п., то есть объективную сторону административного правонарушения. Объек­тивная сторона указанного правонарушения выражается только в форме активных дей­ствий лица по вовлечению несовершеннолетнего в употребление …, т.е. склонении его к этому, эти действия могут проявляться в 1. предложении попробовать, в виде угоще­ния, а также в форме обмана, т.е. сообщении неверных сведений о каких-либо состоя­ниях, ощущениях от употребления, обещании каких-либо выгод, 2. в форме запугива­ния, причинением ему или его близким (родным, друзьям) какого-нибудь вреда; 3. по­купке спиртного, алкогольной продукции, пива, приобретении одурманивающего веще­ства и вручении стакана, бутылки и т.п. несовершеннолетнему.
6.4. Доказательной базой, при возбуждении производства по ст. 6.10 КоАП РФ могут являть­ся:

Протокол об административном правонарушении;

Протокол об административном задержании, в случае если лицо таковому было подвергнуто;

Рапорт о выявлении события административного правонарушения;

Объяснения лица привлекаемого к ответственности;

Объяснения лиц, «вовлеченных» в употребление пива, спиртных напитков, одурманивающих веществ (несовершеннолетних);

Сообщения (обращения, письма), содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

Показания свидетелей (в качестве свидетелей могут быть опрошены лица, которым известны обстоятельства при которых было совершено административное правонарушение);

Копии документов удостоверяющего личность

Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, «вовлеченных» в употребление пива, спиртных напитков, одурманивающих веществ и т.п.;

Сведения о доходах лица привлекаемого к административной ответственности;

Иные документы, имеющие отношение к делу.
6.5. В зависимости от обстоятельств совершенного административного правонаруше­ния, событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.10 КоАП РФ, может быть указано:

пример события № 1

«11.11.20013 г. в 15 часов 00 минут, гр. Иванов А.А., находясь возле дома № 33, располо­женного по адресу____________, заведомо зная о несовершеннолетнем возрасте Петрова А.А., 19.04.1999 г.р., предложил ему употребить пиво, на что Петров А.А. согла­сился и употребив пиво, был задержан сотрудниками милиции».

пример события № 2

«12.11.2013 г. в 15 часов 00 минут, гр. Иванов А.А., находясь возле дома № 33, расположенного по адресу___________, заведомо зная, что Петров А.А., 19.04.1999 г.р., не ис­полнилось 18 лет, вовлек его в потребление одурманивающих веществ, а именно предложил ему вдыхать пары клея «Момент», используя его в качестве одурманивающего вещества, на что Петров А.А. согласился».

пример события № 3

«12.11.2013 г. в 15 часов 00 минут, гр. Иванов А.А., находясь возле дома № 33, расположенного по адресу____________, заведомо зная, что Петрову А.А., 19.04.1999 г.р., не ис­полнилось 18 лет. Приобрел в магазине и вручил ему в руки бутылку пива. В результате Петров А.А., употребив это пиво, был задержан в состоянии опьянения» и т.п.

VII . Требования к оформлению протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.1 КоАП РФ и формированию доказательной базы
7.1. Статья 20.1. КоАП РФ «Мелкое хулиганство», предусматривает ответственность за 1. Нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. 2.Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка.

7.2. Данная статья изложена в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ. В ч. 1 статьи содержится новое понятие мелкого хулиганства. Основным признаком этого правонарушения является нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. Без этого признака не может идти речь о хулиганстве, в том числе и мелком.

Совершение данного правонарушения свидетельствует о низкой культуре нарушителя, его эгоизме, пренебрежении интересами общества, других людей, об игнорировании правил приличия и благопристойности.

7.3. С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Такими действиями, являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества. Хулиганством может быть нарушен общественный порядок в любой сфере жизни и деятельности граждан: на производстве, в быту, в культурно-просветительных учреждениях; в любом месте нахождения людей - на улице, в лесу и т.д. Обычно мелкое хулиганство совершается при непосредственном присутствии людей, ибо именно в такой обстановке нарушителю удается в большей мере продемонстрировать свое неуважение к обществу. Однако для наличия состава данного правонарушения наличие признака публичности в момент совершения правонарушения не обязательно. Например, мелкое хулиганство будет иметь место и в том случае, когда лицо сделало непристойные надписи на заборе в отсутствие людей.

7.4. Важным элементом субъективной стороны мелкого хулиганства является мотив удовлетворения индивидуалистических потребностей, самоутверждения за счет игнорирования достоинства других людей.

7.5. Часть 2 предусматривает ответственность за хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию лиц, указанных в диспозиции.

Конкретный круг лиц, неповиновение законным требованиям которых влечет административную ответственность по ч. 2 данной статьи, приводится в ст. ст. 19.3 и 19.4 Кодекса.

При наличии хулиганства, сопряженного с указанными правонарушениями, дополнительной квалификации и по ст. 19.3 или ст. 19.4 не требуется.

7.6. Ответственность за грубое нарушение общественного порядка, выражающееся в явном неуважении к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, влечет уголовную ответственность по ч. 1 ст. 213 УК РФ, а при совершении того же деяния группой лиц по предварительному сговору либо если это связано с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, - по ч. 2 этой статьи УК РФ.

7.7. В зависимости от обстоятельств совершенного административного правонаруше­ния, событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.1 КоАП РФ может быть указано:

пример события № 1

«01.02.2013 г. около 20 часов 00 минут по адресу: город Сарапул, ул. Азина возле дома № 10 выяв­лен несовершеннолетний Иванов И.И., 11.11.1999 г.р., который справлял нужду около двери подъезда и выражался нецензурной бранью в адрес прохожих, тем самым выражал явное неуважение к обществу».

СТ 6.8 КоАП РФ Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества

1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, -

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, -

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги или растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение.

Комментарий к Ст. 6.8 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Нормы данной статьи направлены на обеспечение административными мерами предупреждения и пресечения наркомании, а также контроля в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. Отношения в этой сфере деятельности регулируются Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года, Конвенцией о психотропных веществах 1971 года, принятым в соответствии с данными нормативными правовыми актами Законом о наркотических средствах и психотропных веществах и другими нормативными правовыми актами РФ.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является здоровье населения. Предметом противоправного посягательства являются:

Наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года;

Психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года;

Аналоги наркотических средств и психотропных веществ - запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят;

Растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, - растения, из которых могут быть получены наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры и которые включены в Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации (см. Закон о наркотических средствах и психотропных веществах).

Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры (о понятии прекурсоров см. комментарий к ст. 6.16.1 КоАП РФ) включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681, и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в следующие списки:

Список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (Список I);

Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (Список II);

Список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (Список III);

Список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (Список IV), состоящий из трех таблиц:

таблица I прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются особые меры контроля;

таблица II прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля;

таблица III прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля.

В Российской Федерации действует государственная монополия на культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, а также на следующие виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров:

Разработка наркотических средств и психотропных веществ, а также прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список I;

Распределение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки I и II;

Уничтожение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки I и II, прекурсоров, внесенных в Список I, а также конфискованных или изъятых из незаконного оборота психотропных веществ, внесенных в Список III;

Производство наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, внесенных в Список I, в целях изготовления аналитических образцов, а также наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II;

Изготовление аналитических образцов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, внесенных в Список I, а также наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II;

Переработка наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров (за исключением осуществляемой юридическими лицами независимо от их форм собственности переработки психотропных веществ, внесенных в Список III, в целях получения на их основе веществ, не являющихся психотропными веществами);

Ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки I и II (за исключением вывоза наркотических средств и психотропных веществ, осуществляемого в соответствии с п. 8.1 ст. 28 Закона о наркотических средствах и психотропных веществах);

Ввоз (вывоз) прекурсоров, внесенных в Список I и таблицу I Списка IV.

Приобретение указанных средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров для производства, изготовления, переработки, реализации и использования, в том числе в медицинских и иных целях, осуществляется только юридическими лицами (ст. 24 Закона о наркотических средствах и психотропных веществах).

Хранение наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров осуществляется юридическими лицами в порядке, установленном Правительством РФ, в специально оборудованных помещениях при наличии лицензии на указанный вид деятельности (ст. 20 Закона о наркотических средствах и психотропных веществах).

2. Объективную сторону данного правонарушения составляют незаконные (совершенные в нарушение установленного порядка) действия по приобретению, хранению, перевозке, изготовлению, переработке без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. Определения указанных понятий содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами".

Незаконным приобретением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, надлежит считать их получение любым способом, в том числе покупку, получение в дар, а также в качестве средства взаиморасчета за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи, присвоение найденного, сбор дикорастущих растений или их частей, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (в том числе на землях сельскохозяйственных и иных предприятий, а также на земельных участках граждан, если эти растения не высевались и не выращивались), сбор остатков, находящихся на неохраняемых полях, посевов указанных растений после завершения их уборки.

Под незаконным хранением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, следует понимать действия лица, связанные с незаконным владением этими средствами или веществами, в том числе для личного потребления (содержание при себе, в помещении, тайнике и других местах). При этом не имеет значения, в течение какого времени лицо незаконно хранило наркотическое средство, психотропное вещество или их аналоги, растение, содержащее наркотические средства или психотропные вещества, либо его части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества. Иными словами, это фактическое обладание указанными предметами лицом, не имеющим на это прав, независимо от места их нахождения и продолжительности времени хранения. Ответственность за хранение должно нести также лицо, принявшее на сохранение указанные предметы от другого лица.

Изготовление наркотических средств, психотропных веществ - действия, в результате которых на основе наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров получены готовые к использованию и потреблению формы наркотических средств, психотропных веществ или содержащие их лекарственные средства. Незаконно наркотические средства чаще всего изготавливаются путем переработки их из природного сырья либо посредством соединения ряда веществ любыми способами.

Незаконная перевозка наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, заключается в их перемещении из одного места в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта, совершенном с использованием любого вида транспорта или какого-либо объекта, применяемого в виде перевозочного средства, а также в нарушение общего порядка перевозки указанных средств и веществ, установленного ст. 21 Закона о наркотических средствах и психотропных веществах. При этом следует иметь в виду, что незаконная перевозка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, может быть осуществлена с их сокрытием, в том числе в специально оборудованных тайниках в транспортном средстве, багаже, одежде, а также в полостях тела человека или животного и т.п. Перевозка может осуществляться не только собственниками перечисленных предметов, но и другими лицами, получившими их на временное хранение.

Под незаконным сбытом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, следует понимать любые способы их возмездной либо безвозмездной передачи другим лицам (продажу, дарение, обмен, уплату долга, дачу взаймы и т.д.), а также иные способы реализации, например путем введения инъекций. При этом не может квалифицироваться как незаконный сбыт введение одним лицом другому лицу инъекций наркотического средства или психотропного вещества, если указанное средство или вещество принадлежит самому потребителю и инъекция вводится по его просьбе либо совместно приобретено потребителем и лицом, производящим инъекцию, для совместного потребления, либо наркотическое средство или психотропное вещество вводится в соответствии с медицинскими показаниями.

3. Существенным условием отличия квалификации административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.8 КоАП РФ, от преступного деяния, предусмотренного ст. 228 УК РФ , является размер наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. Для квалификации деяний, предусмотренных ст. 6.8 КоАП РФ, размер указанных средств и веществ должен быть меньше значительного, поскольку совершение противоправных деяний, предметом которых являются указанные средства и вещества в значительном, крупном и особо крупном размерах, влечет применение уголовной ответственности, предусмотренной ст. 228 УК РФ.

Решая вопрос о наличии значительного, крупного или особо крупного размеров наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, следует исходить из размеров, которые установлены в Постановлении Правительства РФ от 01.10.2012 N 1002 "Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации".

4. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено только умышленно. Виновный сознает, что он осуществляет противоправные действия, предвидит их вредные последствия и желает наступления таких последствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично.

5. Субъект правонарушения - вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста (ч. 1 комментируемой статьи), а также иностранный гражданин или лицо без гражданства (ч. 2 комментируемой статьи) (см. комментарий к ст. ст. 1.4, 2.6 КоАП РФ).

6. Норма примечания об освобождении от административной ответственности лица, добровольно сдавшего наркотические средства или психотропные вещества, соответствует положениям пп. "с" п. 4 ст. 3 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, предусматривающего при малозначительности правонарушения случаи применения мер перевоспитания либо социальной реинтеграции.

Добровольная сдача перечисленных в примечании предметов означает выдачу их лицом представителям власти при наличии реальной возможности распорядиться ими иным образом. Одно только намерение лица сдать указанные предметы не освобождает лицо от административной ответственности за незаконные действия.

Изъятие из незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ осуществляется в соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ и Инструкцией о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения, утвержденной Приказом МВД России, Минюста России, Минздрава России, Минэкономики России, ГТК России, ФСБ России, ФПС России от 09.11.1999 N 840/320/388/472/726/530/585.

7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

8. Протоколы о данных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 83 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Статья 6.8. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества

1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, -

Влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, -

Влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги или растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение.

Судебная практика по ст. 6.8 КоАП РФ обжалование

штрафа за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Чурилова А.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя от 18 августа 2015 г., решение судьи Ставропольского краевого суда от 16 сентября 2015 г. и постановление заместителя председателя Ставропольского краевого суда от 10 ноября 2015 г., вынесенные в отношении Чурилова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя от 18 августа 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Ставропольского краевого суда от 16 сентября 2015 г. и постановлением заместителя председателя Ставропольского краевого суда от 10 ноября 2015 г., Чурилов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Чурилов А.А. ставит вопрос об отмене вынесенных в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении судебных актов с прекращением производства по делу, ссылаясь на их незаконность.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 6.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозку без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

Как следует из материалов дела, 27 июля 2015 г. оперуполномоченным Изобильненского МРО УФСКН России по Ставропольскому краю в отношении А.А. составлен протокол N <…> об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из данного протокола следует, что 19 мая 2015 г. около 09.00 часов возле служебного автомобиля, расположенного во дворе д. 5а в мкр. Радуга г. Изобильный Ставропольского края, у А.А. из находящихся при нем барсетки и сумки изъято вещество растительного происхождения, которое согласно заключению специалиста криминалистической лаборатории УФСБ РФ по СК от 21 мая 2015 г. N 15 является наркотическим средством каннабис (марихуана), общей массой 4,103 грамма, которое А.А. хранил без цели сбыта (л.д. 4).

Дело об административном правонарушении было направлено на рассмотрение мировому судье судебного участка N 1 Изобильненского района Ставропольского края (л.д. 2).

Определением мирового судьи судебного участка N 1 Изобильненского района Ставропольского края от 29 июля 2015 г. дело передано на рассмотрение по подведомственности в Изобильненский районный суд Ставропольского края со ссылкой на положения части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и на то, что на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела, А.А. являлся сотрудником Следственного комитета Российской Федерации, имеющим специальное звание (л.д. 37 — 38).

Определением судьи Изобильненского районного суда Ставропольского края от 3 августа 2015 г. дело передано на рассмотрение в Промышленный районный суд г. Ставрополя по месту жительства Чурилова А.А. (л.д. 49 — 50).

Определением судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя от 5 августа 2015 г. дело принято к производству и назначено к рассмотрению (л.д. 55).

В силу пункта 1 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение дела.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос и выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

Также согласно части 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности может быть вынесено по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в случае, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Согласно части 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.8 данного Кодекса, рассматривают судьи.

Абзацем вторым части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, рассматриваются судьями районных судов.

Как следует из материалов дела, приказом и.о. Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 15 января 2011 г. N 4-кт А.А. назначен на должность руководителя Изобильненского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю (л.д. 69, 74).

Однако на период рассмотрения дела А.А. не являлся действующим сотрудником Следственного комитета Российской Федерации, приказом руководителя управления кадров Следственного комитета Российской Федерации от 26 мая 2015 г. N <…> он освобожден от занимаемой должности и уволен по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию за выслугу лет (л.д. 70, 75).

Таким образом, настоящее дело подлежало рассмотрению мировым судьей.

Данное обстоятельство судья Промышленного районного суда г. Ставрополя оставил без внимания при принятии настоящего дела к производству и его рассмотрении, определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности мировому судье не вынес.

18 августа 2015 г. судья Промышленного районного суда г. Ставрополя рассмотрел данное дело с нарушением правил подведомственности, признав А.А. виновным в совершении вмененного административного правонарушения.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 г. N 623-О-П и от 15 января 2009 г. N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.

Разрешение дела с нарушением правил подсудности (подведомственности) не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

1. В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах":

к наркотическим средствам относятся вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.;

психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г.;

аналоги наркотических средств и психотропных веществ - запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.

Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список I); Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список II); Список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список III); Список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список IV), утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681.

2. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 9 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" приобретением наркотических средств или психотропных веществ надлежит считать их покупку; получение в качестве средства взаиморасчета за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи; присвоение найденного; сбор дикорастущих растений или их частей, содержащих наркотические вещества (в том числе на земельных участках сельскохозяйственных и иных предприятий, а также на земельных участках граждан, если эти растения не высевались и не выращивались), остатков находящихся на неохраняемых полях посевов наркотикосодержащих растений после завершения их уборки и т.д.

Под хранением следует понимать любые умышленные действия, связанные с фактическим нахождением наркотических средств или психотропных веществ во владении виновного (при себе, если это не связано с их перевозкой, в помещении, тайнике и других местах).

Ответственность за хранение наступает независимо от его продолжительности. Поскольку законом не установлены критерии отнесения находящихся в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ к небольшому, крупному, особо крупному размеру, этот вопрос должен решаться судом в каждом конкретном случае, исходя из их количества, свойств, степени воздействия на организм человека, других обстоятельств дела и с учетом рекомендаций, разработанных Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве России. Выводы о размере наркотических средств или психотропных веществ должны быть мотивированы в приговоре (см. п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 9).

Приобретение (получение) наркотических средств или психотропных веществ на законных основаниях, т.е. по рецепту и на основании других документов, не влечет за собой административной ответственности. Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 9 к иным документам, дающим право на получение наркотических средств или психотропных веществ, относятся документы, являющиеся основанием для выдачи (продажи) указанных средств или веществ. Такими документами могут быть лицензия на определенный вид деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, заявка медицинского учреждения на получение наркотических средств или психотропных веществ для использования в лечебной практике, выписка из истории болезни стационарного больного, товарно-транспортная накладная и т.п.