Про психологию. Учения и методики

Село беседы храм рождества. Православная архитектура

Приделы: прор. Илии, Покрова Божией Матери, иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (военного совета, на котором был составлен план сражения) поставить церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598—1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. Эта обширная паперть соединяла небольшие пристроенные два придела, которые были освящены во имя великомученика Феодора Стратилата, небесного покровителя царя Феодора, и великомученика Димитрия Солунского, святого покровителя Дмитрия Годунова, владельца Бесед. Третий придел, в подклете церкви, освятили во имя преподобной Феодосии.

В 1646 г. Беседы стали дворцовым селом. В 1765 г. Екатерина II пожаловала его графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому. В 1815 г. старая каменная ходовая паперть вокруг храма была разобрана, с южной стороны пристроили небольшой придел во имя святого пророка Илии. В 1820 г. был построен более обширный северный придел в честь Покрова Богородицы и сооружена трехъярусная шатровая колокольня.

В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, превращено в овощехранилище.

В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим. В последнее время силами прихожан церковь восстановлена, и в нижней части храма освящен престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Одновременно при Скорбященской церкви создан учебный класс. На целебном источнике сооружена часовня во имя пророка Божия Илии.

http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=9



Более шести столетий минуло со дня возведения деревянной церкви на бесединском холме и более четырёхсот лет - со дня завершения строительства каменного храма, освящённого в честь Рождества Христова. После смерти Бориса Годунова и последующей опалы всего его рода, Беседы несколько лет прозябали без хозяина. Лишь с окончанием Смутного времени и воцарением на русском престоле Романовых, а именно в 1623 году, в писцовых книгах Московского уезда появляется запись, что Беседская вотчина пожалована князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому. Тот самый Трубецкой, который вместе с Дмитрием Пожарским возглавил войско ополчения, освободившее от поляков Москву. В писцовой книге от 1623 года записано: "...боярина князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого за княгиней Анной Васильевной", которые живут "в вотчине, село Беседы на реке на Москве, а в селе церковь каменная Рождество Христово да придел Димитрия Солунского, да Фёдора Стратилата, да преподобной Феодосии..." Упоминает писарь и "строение вотчинников", в котором живут люди - "его служилые и конюхи", есть также "двор скотской, а в нём живёт пастух, во дворе приказчик Нагай Смагин". Спустя два года Беседы в другой писцовой книге упоминаются уже как "вотчина княгини Анны Васильевны, жены боярина князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого". И это означает, что к тому времени сам князь отошёл в мир иной - он умер летом 1625 года в Тобольске. История, увы, умалчивает о вкладе заслуженного полководца в обустройство усадьбы Беседы и храма.

В 1646 году в одном из документов Беседская вотчина упомянута в числе дворцовых, то есть она принадлежит уже двору царя Алексея Михайловича Романова. А известный исследователь старины, живший в первой половине ХIХ века, пишет о том периоде так: "Некогда здесь стояло Царское место. Судя по прежнему устройству этого села и по вкладам в этот храм Царя Алексея Михайловича, сей Государь, его предки и потомки любили и посещали Беседы, доставлявшие им приволье для отдыха и охоты..." Эта цитата взята из книги известного историка, этнографа и искусствоведа Ивана Снегирёва "Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества". Одна из главок книги полностью посвящена храму в Беседах. Что же это за вклады царя, о котором говорит автор? "Об усердии к этому храму Царя Алексея Михайловича свидетельствуют две служебные книги, - сообщает нам Снегирёв. - Это: "Евангелие напрестольное, печатное в Москве в 1658 г.". Сообщает Снегирёв и многое другое, например, такую подробность: "На запрестольном кресте, имеется следующая надпись: Освящена церковь Рождества Христова в лето 7161 (1653 по современному календарю) при державе Благоверного и Христолюбивого Государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всея России Самодержца, при святейшем патриархе Никоне Московском и всея Руси, святил церковь протопоп Макей села Коломенского мая во 8 день..." На двух больших досках иконописцы написали лики тезоименитых святых семейства Алексея Михайловича Романова: "св. Алексия, человека Божия и Марии Египетской, св Феодора Стратилата и св. мучениц Ирины и Софии". Эти лики, по мнению Снегирёва, напоминали царя и его первую супругу Марию Милославскую, а также детей - царевича Фёдора, царевну Софью и великую княжну Ирину Михайловну и были паписаны "старинным пошибом". Далее Иван Снегирёв пишет: "Время и пожары истребили Царское хозяйственное заведение; от прежнего быта остался единственный памятник - каменная древняя церковь..."

До наших дней дошёл императорский Указ, датированный 23 февраля 1767 года. Согласно ему, владельцем этих мест становится граф Алексей Григорьевич Орлов. Орлов, правда, предпочитал Петербург Москве и практически не бывал в Беседах. В 1807 году граф Орлов-Чесменский скончался, а бесединские владения перешли по наследству к его дочери Анне, "камер-фрейлине Двора Его Императорского Величества". После Отечественной войны 1812 года, через 3 года, в 1815 году, с южной стороны к храму пристроили небольшой придел во имя пророка Илии, а в 1820-м году - северный придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы и трёхъярусную колокольню, увенчанную, как и сам храм, восьмигранным шатром. Анна Алексеевна продаёт имение в Беседах государству за 1 400 000 рублей. По наблюдениям Ивана Снегирёва, к середине ХIХ века внутри храма ещё сохранились следы древностей. Но белёные известью стены уже скрыли былые росписи, а сверху храм освещали три окна "в коих прежде были слюдяные оконницы". Окна же, смотрящие на север и юг, "теперь закладены". Далее Снегирёв сообщает, что "алтарный иконостас не древнее ХVIII века, в четыре пояса", хотя "прежде было всего два". Иконы в иконостасе старые, "из них древни местные греческого пошиба, в медных окладах, но не отличные по искусству: Спасителя, Одигитрия Божья Матерь, храмовый Рождества Христова и св. Николая Можайского с чудесами..." На исходе ХIХ века церковь расписали на темы евангельской истории в классическом стиле. Собственно, в эти годы храм и приобретает ту внешность, которую мы видим сегодня. До настоящего времени в храме сохранены старинные иконы ХVIII века в золочёных окладах: это икона Рождества Христова, а также святителя Николая Чудотворца с житием.

В 1930-х годах советские власти Христорождественский храм закрыли для прихожан и оборудовали в нём овощехранилище. Но в отличие от большинства других российских церквей, бесединскому повезло - в разгар Великой Отечественной войны, а именно, в 1943-м году, её вернули верующим. С тех пор богослужебная жизнь здесь не прекращалась. Сегодняшний облик храма Рождества Христова сформировался в начале ХIХ века, когда к основному объёму здания, представляющего собой бесстолпный четверик на высоком круглом подклете, на котором стоял кирпичный восьмерик с шатровым завершением, были пристроены два больших придела и колокольня. Ещё раньше, примерно в ХVIII веке к четверику пристроили три апсиды. В 1980-х годах в подклете устроили храм с престолом, освящённым во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", куда ведёт отдельный вход.

Здание церкви вытянуто по оси восток-запад и кажется двухэтажным из-за окон подклета. Северная часть, где находится трапезная и придел Покрова Пресвятой Богородицы, больше, чем южная с приделом во имя пророка Илии, поэтому в плане наблюдается небольшая ассиметрия. Восьмерик центральной части завершается шатром, увенчанным небольшим восьмигранным глухим барабаном, декорированным рядом полукруглых кокошников, и луковкой с восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Переход от четверика к восьмерику украшают два ряда полукруглых кокошников, над уровнем которых подняты тромпы. Кокошники меньшего размера закрывают грани восьмерика. Стены восьмерика украшены квадратными филёнками, в трёх из них прорезаны окна. Северный и южный приделы имеют свои миниатюрные главки, установленные прямо на крыше и выполненые в стилистике главы на шатровом завершении восьмерика, только выкрашены они в голубой цвет и декорированы золотистыми звёздами. Трёхъярусная колокольня построена в стиле позднего классицизма. Завершающий её шатёр сделан аналогично завершению храма, только в уменьшенном виде, это создаёт в целом гармоничный стройный силуэт. Переход от третьего яруса колокольни к шатровому завершению обозначен пинаклями - декоративными башенками, часто увенчиваемыми украшением в виде стилизованного цветка так называемого фиала. Очень распространённая деталь в романской и готической архитектуре, пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Первый и второй ярусы колокольни завершаются классическими треугольными фронтонами со всех четырёх сторон. На втором ярусе располагается звонница, три новых колокола которой были отлиты на пожертвования прихожан храма. Торжественное освящение колоколов состоялось 9 июля 2006 года. Чин освящения совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Один из основных архитектурных элементов церкви - кокошники. Два ряда больших полукруглых кокошников служат своеобразной границей между четвериком и восьмериком. Кокошники поменьше скрывают грани восьмерика, делая его округлым. Белоснежные апсиды украшены полуколонками и оконными карнизами голубого цвета. Первоначальный каменный храм был с одной апсидой, похоже её разобрали вместе со старыми приделами и папертью.

В начале 2000-х годов рядом с храмом в овраге, на месте святого источника, была построена кирпичная надкладезная часовня, освящённая во имя святого пророка Илии, и купальня. Войдя в церковь и поднявшись по крутой лестнице, вы попадаете в просторную трапезную. На её сводах - роскошная многофигурная композиция, посвящённая Пресвятой Троице: на фоне голубого небосвода - облака, на которых восседает Бог Отец, Саваоф Иисус Христос, над ними голубь - Святой Дух. Вокруг, тоже на облаках, изображены святые. Тут и Богоматерь с апостолами и евангелистами, архангелы, пророк и креститель св. Иоанн Предтеча в окружении пророков, святители, преподобные, херувимы... На многочисленных иконах и стеновых фресках изображены лики святых, а также сцены из библейских сюжетов. Росписи на стенах дополняют орнаменты и фризы. В центральной части храма - тот самый четверик, построенный несколько веков назад. Если встать в центре его, то вы окажетесь прямо под куполом и "лицом к лицу" с главным иконостасом. В 1988 году в результате пожара серьёзно пострадали приделы в честь Покрова Божией Матери и во имя пророка Илии. После капитального ремонта художники обновили роспись стен и потолков, а в Ильинском приделе соорудили новый иконостас. Ещё раньше был капитально отремонтирован подклет храма. Во время Великой Отечественной войны здесь размещалось овощехранилище, и только в 1979 году силами прихожан и настоятеля протоирея Василия (Изюмского) помещение очистили и устроили здесь храм в честь чудотворной иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Сегодня Беседский храм имеет четыре престола, а в главном алтаре по сей день стоит древний каменный престол, которому уже более четырёхсот лет.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №237, 2017 г.



На этом месте, где расположено с. Беседы, по преданию, великий кн. Димитрий Донской собрал свое войско и держал военный совет перед выступлением на битву с Мамаем. Этим и объясняется название села — Беседы. В XVI-XVII вв. Беседы были «государевым дворцовым селом», где находился дворец и при нем ряд хозяйственных построек. От древних сооружений сохранилась лишь церковь, построенная в начале XVI в. при Иване Грозном (по другим источникам — в 1599 г. при Годуновых).

Каменный храм в честь Рождества Христова с шатровым верхом, украшенным теремками и бочками, очень близок по архитектуре к Вознесенской церкови в Коломенском. Первоначально церковь окружала каменная открытая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. Эта паперть соединялась с двумя приделами: во имя вмч. Феодора Стратилата и вмч. Димитрия Солунского. Третий придел, в подклете церкви, освятили во имя прп. Феодосии.

В 1765 г. Екатерина II пожаловала село гр. Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому. В 1815 г. старая каменная ходовая паперть вокруг храма была разобрана, с южной стороны пристроили придел во имя пророка Илии. В 1820 г. к храму пристроили обширный северный придел в честь Покрова Богородицы и соорудили трехъярусную колокольню.

В 1930-х гг. храм закрыли и приспособили под овощехранилище. В 1943 г. его передали верующим.

В настоящее время на средства прихожан храм восстановили, в нижней его части освятили престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». При храме имеется Ильинский святой источник, над которым сооружена часовня во имя пророка Илии.

http://www.vidania.ru/temple/temple_mosobl/leninskii_raion_hristorozdenskaya_zerkov_besedy.html

Более шести столетий минуло со дня возведения деревянной церкви на бесединском холме и более четырехсот лет - со дня завершения строительства каменного храма Рождества Христова в Беседах . Студеные ветры истории пощадили церковь, и она продолжает радовать нас своим стройным силуэтом и возможностью поклониться ее древним святыням.

На престольные праздники в храм Беседы съезжаются молящиеся не только из многих окрестных сел, но и из Москвы и других районов Подмосковья. Многие хотят прикоснуться и к святой истории государства российского. Они в полной мере находят здесь и заботу, и утешение пастыря, и слово Божье. И не только святая вода бьет из-под древних стен обители, но и от самих этих стен исходит дыхание славного многовекового прошлого России.


Саша Митрахович 17.07.2018 07:24


Храм Рождества Христова в Беседах выстроен Дмитрием Ивановичем Годуновым во время царствования Федора Ивановича. Царь не проявлял интереса к делам государственным. Фактическим правителем на Руси после воцарения Федора стал его шурин Борис Годунов. Тогда говорили: «Федор царствует, Борис управляет».

Стоит ли говорить, что проблем с деньгами на строительство у Дмитрия Ивановича не возникало, а когда храм был готов, то его украсила богатая церковная утварь.

Неизвестные зодчие завершили строительство в 1598 году (в год смерти царя Федора Ивановича). Взору жителей Бесед предстала шатровая церковь, возведенная в полном соответствии с архитектурной «модой» той эпохи.

На высоком круглом подклете, сложенном из белого камня, строители возвели бесстолпный четверик, а на него, в свою очередь, поставили восьмерик из кирпича. Венчал все строение восьмигранный шатер с небольшим барабаном, луковкой и крестом наверху.

К основному объему Рождественского храма были пристроены приделы: во имя святого великомученика Димитрия Солунского в честь хозяина вотчины - Дмитрия Годунова, во имя великомученика Федора Стратилата в честь рано почившего государя, и во имя преподобного Феодосия Киево-Печерского. Церковь окружала открытая паперть, а переход от четверика к восьмерику украшали два ряда декоративных кокошников.

После изгнания наполеоновских полчищ, в 1815 году, с южной стороны к храму пристроили небольшой придел во имя пророка Илии, а в 1820-м - северный придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы и трехъярусную колокольню, увенчанную, как и сам храм, восьмигранным шатром.

К середине XIX века внутри храма еще сохранились следы древностей. Но беленые известью стены уже скрыли былые росписи, а сверху храм освещали три окна «в коих прежде были слюдяные оконницы». Окна же, смотрящие на север и юг, «теперь закладены».

На исходе XIX века церковь расписали на темы евангельской истории в классическом стиле. Собственно, в эти годы храм и приобретает ту внешность, которую мы знаем сегодня.

До настоящего времени в храме сохранены старинные иконы XVIII века в золоченых окладах: это икона Рождества Христова, а также святителя Николая Чудотворца с житием.

В 1930-х годах советские власти Христорождественский храм закрыли для прихожан и оборудовали в нем овощехранилище. Но, в отличие от большинства других российских церквей, бесединскому повезло - в разгар Великой Отечественной войны, а именно, в 1943-м году, ее вернули верующим. С тех пор богослужебная жизнь здесь не прекращалась.

Сегодня, конечно, церковь имеет совершенно иной вид. Приделы и паперть были разобраны, в первозданном виде сохранилась лишь центральная часть храма. В XIX веке к ней пристроили два придела с новыми посвящениями - Покрова Пресвятой Богородицы и в честь святого пророка Илии.


Саша Митрахович 17.07.2018 07:26


Архитектурно храм Рождества Христова в Беседах сформировался в начале XIX века, когда к основному объему здания, представляющего собой бесстолпный четверик на высоком круглом подклете, на котором стоял кирпичный восьмерик с шатровым завершением, были пристроены два больших придела и колокольня.

Еще раньше, примерно в XVIII веке к четверику построили три апсиды. В 1980-х годах в подклете устроили храм с престолом, освященным во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», куда ведет отдельный вход.

Здание церкви вытянуто по оси восток-запад и кажется двухэтажным из-за окон подклета. Северная часть, где находится трапезная и придел Покрова Пресвятой Богородицы, больше, чем южная с приделом во имя пророка Илии, поэтому в плане наблюдается небольшая ассиметрия.

Восьмерик центральной части завершается шатром, увенчанным небольшим восьмигранным глухим барабаном, декорированным рядом полукруглых кокошников, и луковкой с восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце.

Переход от четверика к восьмерику украшают два ряда полукруглых кокошников, над уровнем которых подняты тромпы. Кокошники меньшего размера закрывают грани восьмерика. Стены восьмерика украшены квадратными филенками, в трех из них прорезаны окна.

Северный и южный приделы имеют свои миниатюрные главки, установленные прямо на крыше и выполненные в общей стилистике здания.

Трехъярусная колокольня построена в стиле позднего классицизма. Завершающий ее шатер сделан аналогично завершению храма, только в уменьшенном виде, это создает в целом гармоничный стройный силуэт. Основание шатра украшают декоративные башенки-пинакли. Два нижних яруса венчают декоративные же фронтоны. Второй ярус -звонница, три новых колокола которой были отлиты на пожертвования прихожан храма. Торжественное освящение колоколов состоялось 9 июля 2006 года.

В начале 2000-х годов рядом с храмом в овраге, на месте святого источника была построена кирпичная надкладезная часовня, освященная во имя святого пророка Илии, и купальня. Рядом разбит сад и цветник.


Саша Митрахович 18.07.2018 07:03


Интерьер Рождественской церкви в Беседах выглядит довольно богато. На многочисленных иконах и стеновых фресках изображены лики святых, а также сцены из библейских сюжетов. Росписи на стенах дополняют орнаменты и фризы. В центральной части храма - тот самый четверик, построенный несколько веков назад. Если встать в центре его, то вы окажетесь прямо под куполом и «лицом к лицу» с главным иконостасом.

На северной стене первого яруса четверика композиция «Явление Ангела пастырям», а над ней - «Рождество Христово». На противоположной стене - «Бегство святого семейства в Египет» и «Поклонение Волхвов». На западной изображены два летящих Ангела, несущие образ Спаса Нерукотворного. Ну и, конечно, иконостас на восточной стене. Он четырехъярусный и, предположительно, изготовлен в XVIII веке. Резные и позолоченные элементы, а также темно-красный декор придают ему торжественность и солидность.

Трапезная. На ее сводах - роскошная многофигурная композиция, посвященная Пресвятой Троице: на фоне голубого небосвода - облака, на которых восседает Бог Отец Саваоф и Иисус Христос, над ними голубь - Святой Дух. Вокруг, тоже на облаках, изображены святые. Тут Богоматерь с апостолами и евангелистами, архангелы, пророк и креститель св. Иоанн Предтеча в окружении пророков, святители, преподобные, херувимы...

Помимо особо чтимой иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в храме находятся старинные иконы XVIII века Рождество Христово и святителя Николая Чудотворца. Они оправлены в золоченые ризы и стоят слева и справа от главного иконостаса в киотах довольно больших размеров, украшенных резьбой и позолотой.

В 1988 году в результате пожара серьезно пострадали приделы в честь Покрова Божией Матери и во имя пророка Илии. После капитального ремонта художники обновили роспись стен и потолков, а в Ильинском приделе соорудили новый иконостас.

Еще раньше был капитально отреставрирован подклет храма. Во время Великой Отечественной войны здесь размещалось овощехранилище, и только в 1979 году помещение очистили и устроили здесь храм в честь чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Позже при Скорбященской церкви были созданы просфорная и учебный класс, где проводятся занятия воскресной школы и беседы с настоятелем. Потолки и стены нижнего храма также расписаны картинами на евангельские темы.

Церковь Рождества Христова. село Беседы. Московская область

Церковь Рождества Христова. с. Беседы. 16 век.

На высоком берегу Москвы - реки уже с давних времен стояли 3 - 4 дома-сруба, с маленькими подслеповатыми оконцами. В этих домах жили лесные княжеские сторожа, пчельники и перевозчики. Речная переправа была устроена здесь еще во времена князя Ивана Калиты, деда Димитрия Донского. В раскинутом на берегу Москвы-реки большом княжеском шатре, Великий князь немедля собрал на беседу - на военный совет - своих ближайших и испытанных во бранях князей и воевод. Помолившись Богу, в этой беседе все детально обсудив, составили они план сражения.


Возвратившись в Москву с поля битвы, благодарный Богу князь Димитрий, нареченный Донским, повелевает: на том месте, где он по весне собрал на беседу, на военный совет своих князей и воевод, поставить церковь Христову в память о славной победе. С той поры место это называется Беседы. Из вековых, толстенных бревен построенная, уже через два месяца церковь Божия красовалась на крутом берегу.

Церковь Рождества Христова была построена в 1590-х гг. в селе, принадлежавшем Д.И.Годунову, на средства владельца. Дмитрий Иванович Годунов, при котором была построена ныне существующая церковь, возвел в своей вотчине еще и плотину на Москве-реке, но это сооружение не сохранилось. Он принадлежал к известному роду Годуновых, был приближенным Ивана Грозного и боярином из его опричнины; по приходу к власти его племянника Бориса Годунова получил почетное звание конюшего.




Внутреннее убранство храма

Внутри храм прекрасно отреставрирован, имеет три придела и поэтому там просторно. Помимо чудесной настенной живописи в храме множество, среди которых чудотворная икона Божией Матери "Всех скорбящих Радости".




захоронения на территории церкви Рождества Христова

В 1584 году в Успенском соборе Кремля на царство венчается сын Иоанна Грозного Феодор Иоаннович. Во время совершения этого торжественного обряда, родственники царицы Ирины - Борис и Дмитрий Годуновы держали царские скипетр и венец.

С этих пор Годуновы, будучи приближенными царя, получают привилегии и богатые дары. В числе этих даров царь пожаловал боярину Дмитрию Ивановичу лучшие подмосковные земли и поместья, куда вошло и село Беседы.



В смутное время село Беседы переходит к другим владельцам...В писцовых книгах по Московскому уезду за 1623-1624 годы по этому поводу, в частности, говорится: ...боярина Дмитрия Тимофеевича Трубецкого за княгинею Анной Васильевной в вотчине, село Беседы на реке на Москве, а в самом селе церковь каменная Рождество Христово, да придел Солунского, да Феодора Стратилата, да преподобной Феодосии...





В 1646 году, спустя год после воцарения Алексея Михайловича Романова, Беседы становятся дворцовым селом. В 1889 году об этом достоверно пишет А Мартынов: «Некогда в церкви стояло царское место. Судя по прежнему устройству этого села и по вкладам в этот храм царя Алексея Михайловича, сей государь, его предки и потомки любили и посещали Беседы, доставлявшие им приводье для отдыха и охоты...»



В 1765 году Екатерина II жалует своему фавориту графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому село Беседы и в придачу соседнее село Остров. Новый хозяин, всегда пребывающий в северной столице и в царских дворцах, не слишком часто навещает свои подмосковные поместья. Беседы начинают постепенно приходить в запустение. Но милость Божия, с давних времен почивающая на этом месте, не оставляет своею благодатью святой храм и молящихся в нем.

Кстати, в окрестностях села Беседы находится и Николо-Угрешский монастырь, о котором я уже делала пост...Это

















Село Беседы, поворот к храму



[Error: Irreparable invalid markup ("") in entry. Owner must fix manually. Raw contents below.]

Село Беседы стоит на правом берегу реки Москвы у пересечения Люблинской улицы и МКАД и входит в состав Развилковского сельского поселения Ленинского района Московской области. Жемчужина Бесед - древняя Церковь Рождества Христова.
Село Беседы, раскинувшееся на правом берегу р. Москвы, известно с XIV века. Церковь Рождества Христова была построена в 1590-х гг., когда село принадлежало Д.И. Годунову, на его средства. Многие годы село было дворцовым владением, а в 1765 г. указом Екатерины II было пожаловано графу Алексею Орлову. Перестройка церкви велась на средства А.А. Орловой.
По преданию, перед Куликовской битвой Князь Дмитрий Донской получил известие о приближении к Москве огромного войска хана Мамая, после чего решил собрать на берегу реки Москвы военный совет, как тогда говорилось - «собрать беседу». В тот день собравшиеся здесь князья и воеводы выбрали план предстоящего сражения, и осенью 1380 г. нанесли врагу полное поражение, разгромив ханские полчища. Возвратившись в Москву, Дмитрий Донской приказал на том месте, где он по весне собрал «беседу», возвести в благодарение Богу за победу церковь Рождества Христова с приделами Димитрия Солунского, Федора Стратилата и преп. Феодосия. А за селом именно с тех пор закрепилось называние «Беседы».
Церковь поставлена на средства боярина Дмитрия Годунова, в ней имеются более поздние перестройки и достройки. Шатровый храм первоначально был построен в виде бесстолпного белокаменного четверика на высоком подклете, в котором устроен придел. На четверик поставлен кирпичный восьмерик, увенчанный восьмигранным шатром с маленькой главкой. Его окружала открытая паперть. Переход от четверика к восьмерику скрывают ряды кокошников. От первоначальной постройки сохранилась только центральная часть. В XIX веке церковь была сильно перестроена, паперть была разобрана, а на её месте была выстроена нынешняя трапезная с большим приделом и двухъярусная шатровая колокольня. При перестройке у храма были стёсаны порталы и расширены узкие окна.
Храм был закрыт большевиками в 1930-х гг., после чего в нижнем помещении было устроено овощехранилище. Вновь открыт в 1943г. и более не закрывался, благодаря чему сохранились два старинных иконостаса. Боковые приделы Покровский и Ильинский, в подклете Скорбященский придел. На территории храма в 2004 г. построена маленькая краснокирпичная водосвятная часовня во имя пророка Божия Илии. Рядом с храмом - старинный заросший пруд со св. источником на берегу.

Вид на церковь Рождества Христова от реки Москвы





Старый пруд со святым источником неподалёку от храма

Вид на храм с песчаной насыпи ООО Вико-С

Вид на церковь Рождества Христова издалека, с моста через р.Москва. Дворец справа - новая гостиница для мигрантов

Село Беседы, поворот к храму


Рядом с храмом на целебном источнике сооружена крестильная водосвятная часовня во имя св. пророка Божия Илии
Источник
Всё и обо всём Обзор. 21 век...
Есть что почитать Новости, обзоры, факты...

Село Беседы - это одно из старейших сел Подмосковья, история которого восходит ко временам Великого князя Дмитрия Донского. Согласно легенде, название этому селу дало одно знаменательное историческое событие. (Адрес: Московская область, Ленинский район, с. Беседы).

Великий князь Дмитрий любил позабавиться охотой в непроходимых лесах, расположенных здесь в его время. На высоком берегу Москвы-реки с давних пор стояло несколько охотничьих избушек, в которых проживали княжеские лесные сторожа. А речная переправа была тут устроена еще во времена Ивана Калиты, деда Донского.

Однажды во время посещения этих мест Великий князь получил известие, что огромные полчища Мамая идут на Москву, чтобы отомстить непокорному князю за разгром войска татарского воеводы Бегича в Рязанской земле.

Вместе с князем на охоте присутствовали его двоюродный брат Владимир Серпуховской, князь Боброк Волынский, женатый на его сестре, князь Белозерский, воевода Тимофей Васильевич Волуй и другие высокие гости. Все были встревожены грозной вестью.

В княжеском шатре, раскинутом на берегу Москвы-реки, Дмитрий немедля собрал на беседу, точнее, военный совет, своих ближайших князей и воевод. Помолившись как положено Богу, в этой беседе они составили план сражения, потому что отступать им было некуда.

За лето 1380 года князь сумел собрать огромное для того времени войско — до 150 тысяч конных и пеших воинов. И вышла эта армия из Москвы и других городов и сел, чтобы дать отпор врагу в сражении за родную землю, которое, как мы знаем, произошло на Куликовом поле.

Перед самым сражением на поле Куликовом князь обратился к воинам с такими словами: «Мы пришли сюда защищать родную землю, православную веру христианскую. Честная смерть лучше позорной жизни. Или победим и все от гибели сохраним, или сложим свои головы». От войска по всему Дону прокатился громовой ответ: «Не посрамим земли русской!» И не посрамили.

Возвратившись с победой в Москву, благодарный Богу князь Дмитрий, уже нареченный Донским, повелел на том месте, где он собрал на беседу, на военный совет, своих князей и воевод, поставить церковь в память о славной победе на Куликовом поле. С той поры место это называется Беседы.

Потом на протяжении почти двухсот лет постоянно сменялись владельцы этих бывших княжеских подмосковных угодий. Построенная некогда по повелению Великого князя Димитрия деревянная церковь пришла в ветхость, да и само село Беседы приходило в упадок. Лишь в конце 16-го века здесь заново возрождается жизнь.

В 1584 году на царство венчается сын Иоанна Грозного Федор Иоаннович. Во время совершения этого обряда, родственники царицы Ирины, Борис и Дмитрий Годуновы, держали царские скипетр и венец. С этих пор Годуновы, будучи приближенными царя, получают привилегии и богатые дары, в числе которых Дмитрию Годунову было пожаловано село Беседы.

В 1598-99 годах Годуновы начинают здесь строительство небольшого, но величественного храма, сходного своим стилем с Коломенским, возведенным в эти же годы.

В 1646 году, спустя год после воцарения Алексея Михайловича Романова, Беседы становятся дворцовым селом, поскольку государь постоянно бывал в нем по дороге в Николо-Угрешский монастырь и в свои охотничьи угодья в селе Остров. В 1765 году по указу императрицы Екатерины II Беседы были пожалованы графу Алексею Орлову.

Храм был закрыт большевиками в 1930-х гг., после чего в нижнем помещении было устроено овощехранилище. Вновь открыт в 1943г. и более не закрывался, благодаря чему сохранились два старинных иконостаса. В советское время Беседы входили в состав совхоза имени Ленина. Здесь имелось несколько молочных ферм, птицеферма, тепличное хозяйство, гараж сельхозтехники, конезавод. Село окружали многочисленные яблоневые сады и клубничные плантации, ныне отведённые под коттеджную застройку.

Церковь Рождества Христова в Беседах расположена практически на МКАДе, поэтому здесь постоянно присутствуют шум, грязь и пыль. Ещё замечу, что летом фотографировать ее не очень удобно, потому что трудно найти нужный ракурс.

Уже на обратном пути мы увидели вот такую аварию.