Про психологию. Учения и методики

Слово о волшебных свойствах колоколов. Царь-колокол Интересные факты о царь колоколе для детей

В ечерний звон, набат, благовест… Колокол - музыкальный инструмент, система оповещения и даже предмет изучения особой науки - кампанологии (лат. campana - «колокол»). В Россию мелодичный звон колоколов пришел с принятием христианства, а к XVI веку литейное искусство достигло масштабов «тысячников», задававших тон в особых случаях. Главный исполин среди мелодичных гигантов - Царь-колокол. Как и многие собратья по звону, он не раз восставал из осколков. Узнаем историю самых знаменитых колоколов России вместе с Натальей Летниковой.

Царь-колокол . Предназначался для колокольни Ивана Великого. Историю свою ведет со времен Бориса Годунова. Дважды погибал в пожаре и восстанавливался вновь, тяжелея раз от раза. При Анне Иоанновне весил уже около 200 тонн. Работы по отливу велись прямо на площади - после полутора лет подготовки. 36 часов плавки металла, отливка за час с небольшим и чеканка колокола в гигантской яме, накрытой деревянным перекрытием. В 1737 году во время пожара перекрытие загорелось. Колокол треснул, и откололся кусок весом 11,5 тонны. Спустя почти 100 лет Царь-колокол был установлен на постамент, созданный по проекту архитектора Огюста Монферрана, и стал памятником мастерству русских литейщиков.

Большой Успенский колокол Московского Кремля . Самый большой из 34 колоколов колокольни Ивановской звонницы, весит более 65 тонн. Был перелит из обломков своего предшественника, разрушенного в Отечественную войну 1812 года: французы при бегстве из Москвы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне. В память о победе над Наполеоном к металлу разбившегося колокола добавили бронзы трофейных французских пушек. Отливал колокол 90-летний мастер Яков Завьялов, который почти за 60 лет до этого участвовал в отливке предыдущего Успенского колокола. До революции ударом в праздничный колокол начинался торжественный звон московских колоколов на Пасху. Вновь Большой Успенский колокол подал свой голос по случаю Христова Воскресения в 1993 году.

Троицкий благовестник. Свой Царь-колокол есть и в Троице-Сергиевой лавре . Задает тон особой густотой и силой звучания. Отливали колокол по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году. 65 тонн веса поднимали на звонницу 300 человек. В антирелигиозную кампанию 1930 года с колокольни сбросили около 20 колоколов - и благовестник в их числе. В 2003 году колокол отлили заново на Балтийском заводе в традициях русских мастеров из сплава олова и меди. Колокол - самый тяжелый из действующих в России, весом в 72 тонны. Его украшают изображения всех радонежских святых. Поднимали благовестник на прежнее место около часа под нескончаемый колокольный звон.

Большой торжественный колокол. Главный колокол храма Христа Спасителя был третьим в Москве по весу - 1654 пуда (более 26 тонн). Утрачен вместе с разрушенным храмом. Из колоколов старого храма сохранился лишь один - он находится в Троице-Сергиевой лавре. Остальные колокола пришлось восстанавливать по старым фотографиям с участием Общества древнерусской музыкальной культуры - по нотным записям и книгам. Звон храма, возведенного в честь победы 1812 года, был выстроен в ля миноре. Сегодня колокол, отлитый в 90-х годах прошлого века в цехах ЗИЛа, вновь звучит в дни больших праздников. А при самом храме Христа Спасителя действует школа колокольного звона.

Ростовская звонница. Уникальный ансамбль колоколов Успенского собора Ростовского кремля . «На своем дворишке лью колоколишки, удивляются людишки», - говаривал ростовский митрополит Иона, который любил отливать колокола в своей резиденции. Самые знаменитые ростовские 17 звонов и колокола: «Сысой» в 32 тонны веса с бархатистым до малой октавы; 16-тонный «Полиелейный» дает ми, и завершает аккорд «Лебедь» с нотой соль. Священник Аристарх Израилев изготовил камертоны на все колокола звонницы и представил их на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, получив золотую медаль. Знаменитые звоны слушали государь Николай II с семьей и живший на даче под Ростовом Федор Шаляпин.

Угличский ссыльный колокол. Набатный. В 1591 году известил Углич о смерти царевича Дмитрия. В Спасском соборе били в набат по приказу царицы Марии Нагой. На колокольный звон собрались горожане, «сделалась великая смута» и самосуд над подозреваемыми в убийстве. Колокол сбросили с колокольни, вырвали язык, казнили отсечением уха и сослали в Тобольск. В Сибири он служил в различных храмах, побывал набатным, «часобитным» и «звонным», пострадал от пожара. В 1890 году был выкуплен тобольским музеем, а спустя два года был торжественно возвращен в Углич в церковь Димитрия на Крови .

Херсонесский колокол. Отлит в Таганроге в 1778 году из трофейных турецких пушек для церкви Николая Чудотворца - в память о героизме русских солдат и матросов. В начале ХIX века был вывезен в Севастополь, а после Крымской войны попал на колокольню собора Парижской Богоматери. В 1913 году «колокол-пленник» усилиями русских дипломатов вернулся - в «знак союза и дружбы» - и стал «туманным». Как и все колокола Херсонесского монастыря, звонил во время тумана, оповещая корабли. С 1925 года, когда монастырские здания стали музейными, колокол работал звуковым маяком, а с появлением звуковых сирен стал памятником истории Севастополя .

Благовестник Соловецкого монастыря . Памятник воинской доблести. Дар обители императора Александра II в память о героической обороне монастыря в 1854 году. Две пушки береговой артиллерии, восемь на крепостной стене и крестный ход остановили атаку двух английских фрегатов «Бриска» и «Миранды». Суда выпустили по обители около 1800 снарядов и бомб, но Соловецкий монастырь остался невредим и не сдался. По императорскому приказу был отлит колокол весом в 75 пудов. На медальонах колокола изобразили панораму обители и картины боя. Специально построенная для размещения колокола часовня не сохранилась, но колокол чудом уцелел.

Благовестник Саввино-Сторожевского монастыря. Символ Звенигорода, изображенный на гербе города. Отливал колокол весом в 35 тонн на Соборной площади монастыря в ХVII веке «государев пушечный и колокольный» мастер Александр Григорьев с дружиной мастеров Пушкарского приказа. Поверхность благовеста девятью рядами покрывали надписи, а нижние три строки - тайнопись, автором которой исследователи считают царя Алексея Михайловича. Звучание колокола называли одним из самых красивых в мире: «певучий, густой, превосходный и удивительно гармоничный». В 1941 году, в дни немецкого наступления под Москвой, попытка спасти колокол, сняв с колокольни, оказалась неудачной. Он разбился, и металл использовали для военных нужд.

Соборный колокол Нижнего Новгорода. Расположился на слиянии двух рек, Оки и Волги, на площади перед Александро-Невским собором . Создавался один из самых больших колоколов в России в 2012 году в память об историческом событии, по словам архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, «не по гордыне, а со смирением и спокойной радостью». 64-тонный колокол отлит в 2012 году к 400-летию подвига Нижегородского ополчения Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Украшен медный гигант рельефными иконами с изображением нижегородских святых - Александра Невского и основателя Нижнего Новгорода князя Юрия Всеволодовича.

1. Колокол был отлит после полутора лет подготовительных работ. При литье постоянно возникали непредвиденные ситуации. Так, мастер Иван Моторин умер, не успев закончить отливку, и дело завершил его сын Михаил.

2. Для отливки колокола, помимо нового металла, был использован металл старого разбитого колокола времен Бориса Годунова.

3. Вес колокола составил примерно 200 тонн.

4. После завершения всех работ колокол еще 100 лет простоял в яме, в которой он был отлит.

5. В 1737 году при пожаре в яму стали падать горящие бревна. Таким образом колокол нагрелся, и от него откололся кусок массой 11,5 тонн.

6. После нескольких безуспешных попыток поднять колокол из ямы, сделать это все-таки удалось. Однако без огромного куска его нельзя было использовать по назначению, поэтому было принято решение установить колокол на постамент. «Царя» и сейчас можно увидеть на территории Московского Кремля.

7. Моторин получил за отливку Царь-колокола всего 1000 рублей.

8. Сейчас на колоколе можно увидеть надпись о том, кто его отлил. Для того, чтобы запечатлеть свое имя, Ивану Моторину пришлось подать прошение в Сенат – утвердила его императрица Анна Иоановна.

9. Скульптором колокола должен был стать Карло Растрелли (отец архитектора Бартоломео Франческо Растрелли). Но он запросил за свою работу столько, что от его услуг пришлось отказаться. Несмотря на это, работы Растрелли в России все-таки появились. Например, бронзовый бюст Петра I, который можно увидеть в петербургском Эрмитаже.

10. Царь-колокол изображен на тысячерублевых белогвардейских купюрах, выпускавшихся генералом Деникиным в Крыму во время Гражданской войны. В народе деньги прозвали "колокольчиками".

Также предлагаем вам посмотреть фильм о самом большом колоколе в мире:

Адрес: Россия, Москва, Московский Кремль
Дата создания: 1735 год
Поставлен на постамент: 1836 год
Координаты: 55°45"02.9"N 37°37"07.1"E

Содержание:

Московский Кремль известен одной из своих самых заметных исторических достопримечательностей - Царь-колоколом.

Причем поражает он не своим звучанием (Царь-колокол никогда не звонил), а в первую очередь собственной массой и громадными размерами. В настоящее время колокол находится на Ивановской площади и все желающие могут его увидеть. Достоверно известно, что Царь-колокол был отлит в XVIII веке семьёй известных в то время мастеров-литейщиков Моториных: отцом Иваном и сыном Михаилом .

Безусловно, Царь-колокол - лучшая и самая монументальная их работа, однако Моторины отлили множество других колоколов и свыше 10 пушек. Причем не только для храмов российской столицы - колокола их работы, например, можно увидеть в Петербурге и Киеве.

История создания Царь-колокола

Царь-колокол, который сегодня можно увидеть в Москве, не первый. Оказывается, был его более ранний вариант. Отлили его в 1600 году и весил он примерно 40 тонн. К сожалению, в середине XVII он разбился. Сразу после этого печального события решили выплавить новый колокол, гораздо больше предыдущего. Вес нового колокола составил 130 тонн, который был установлен рядом с колокольней царя Ивана Великого. Но и ему не суждено было «жить». Известна точная дата его падения - это был 1654 год, Рождество. Пострадал колокол во время рождественского колокольного звона. Но и на этом решили не останавливаться. Обратившись к профессиональному литейщику А. Григорьеву, мастеру заказали колокол ещё больше - весом уже 160 тонн.

Однако и ему не суждено было долго звонить - григорьевский колокол разбился во время сильного пожара, случившегося в 1701 году. И уже только спустя 30 лет императрица Анна Иоановна решила предпринять ещё одну попытку возрождения Царь-колокола. Длительность подготовительных работ составила 4 года.

Для литья нового колокола на Ивановской площади была создана специальная форма в яме глубиной 10 метров. Стенки формы были укреплены с помощью кирпича и специальных вставок из дуба, а на дно была положена железная решетка. В качестве основания данной конструкции были использованы дубовые сваи. Далее в яму была помещена форма колокола, в которую залили расплавленный в четырёх плавильных печах металл. На материал для литья пошли остатки старого Царь-колокола, разбившегося во время пожара. Проектом «официально» руководил и его исполнял Иван Моторин. Начиная с этого момента, хронология создания Царь-колокола такова: подготовительные работы были полностью закончены в ноябре 1734 года. 26 ноября была проведена служба в Успенском соборе, сразу после которой затопили плавильные печи.

И вот, казалось бы, ничто не должно помешать отливке нового колокола. Однако опять случились непредвиденные вещи. Две печи дали сбой, расплавленная медь начала вытекать и всё закончилось большим пожаром. А через некоторое время Иван Моторин умер...

Начатое дело решили не оставлять и за очередную попытку создания Царь-колокола взялся сын Ивана Моторина Михаил. 1 час и 12 минут - это точное время, которое понадобилось для отливки последнего варианта Царь-колокола. Также известна и точная дата его создания - 25 ноября 1735 года. После отливки колокол начали украшать чеканкой. Однако и здесь вмешалась судьба. В мае 1737 года в Москве начался очередной пожар. В результате чего загорелись деревянные бревна и доски, которые служили каркасом для кожуха в литейной яме. Царь-колокол начал нагреваться и чтобы он опять не расплавился, было принято решение заливать его водой. Естественно, такого перепада температур металл не выдержал, и от Царь-колокола откололся кусок. Вес этого куска составил 11.5 тонн. Самое интересное, что после пожара его никто не вытаскивал из литейной ямы. А пролежал Царь-колокол в ней немало - почти 100 лет.

И только при восстановлении Кремля после войны с Наполеоном, в 1836 году Царь-колокол был водружен на специальный постамент. Таким его можно увидеть в настоящее время . Установленный вблизи колокольни царя Ивана Великого, это поистине шедевральный памятник литейного искусства царской России.

С историей создания последнего Царь-колокола, который сегодня доступен взглядам туристов, неразрывно связан ещё один замечательный человек - Август Монферран. Август Монферран приобрел славу классного специалиста по работе с тяжелыми конструкциями весом в несколько десятков тонн после постройки Исаакиевского собора. К слову, он был его главным архитектором. Именно он помог организовать подъём Царь-колокола на постамент. Кстати, сам постамент был также выполнен по проекту Августа Монферрана. Люди того времени буквально обомлели, увидев мощь и красоту поднятого Царь-колокола! Особенно здорово были выполнены орнаментальные украшения, это было отмечено в газетах того времени.

Всё тот же Август Монферран отлил медную державу с крестом, установленную наверху Царь-колокола. Крест не золотой, как многие думают, а всего лишь позолоченный. Тем не менее вид Царь-колокола от этого не становится менее захватывающим. На барельефах, украшающих Царь-колокол, можно увидеть царя Алексея Михайловича, при котором был создан предыдущий экземпляр, и императрицу Анну Иоановну, вдохновительницу создания данного экземпляра.

Ведь именно благодаря её указу начались работы по отливке нового медного колокола. Сразу под изображением императрицы Анны Иоановны красуется надпись, сообщающая о создателях Царь-колокола - отце и сыне Моториных. Также не забыли и про христианских святых - на Царь-колоколе есть изображения Христа с Богоматерью, апостола Петра и Иоана Предтечи. Однако пожар, который случился в 1737 году в очередной раз не дал довести намеченное до конца. Именно по этой причине на Царь-колоколе видны следы незавершенной чеканки. Кстати, чеканкой занимался другой мастер. Лишь недавно было установлено его имя - Фёдор Медведев.

Легенда о Царь-колоколе

Существует невероятная легенда о Царь-колоколе. Согласно ей, колокол отлили во времена Петра I (конец XVII – начало XVIII вв.). С возвращением царя в Москву после Полтавской битвы, в честь победы звонили все колокола. Лишь один колокол не звонил, не смотря на старания звонарей раскачать колокольный язык. В гневе Петр I послал на помощь роту военных, однако они лишь оторвали язык, а Царь-колокол так и не зазвонил.

В народе сказали, что колокол упрямей царя. В руках Петр держал отобранную у шведского короля дубинку. В ярости за то, что колокол не захотел оповещать о победе, царь ударил по нему дубинкой. От удара откололся кусок, а сам Царь-колокол с гулом ушел в землю. Старообрядцы и сектанты веруют, что в день Страшного суда Царь-колокол сам поднимется и начнет звонить.

  • В 1941 году в колоколе размещался узел связи Кремлевского полка. Чтобы великан не блестел и не был виден немецким бомбардировщикам, его специально покрасили;
  • Несколько раз начинались разговоры о том, чтобы спаять колокол для использования его по прямому предназначению. Но специалисты заверяют, что получить чистое звучание не получится;
  • В плавку было добавлено 72 кг золота и 525 кг серебра. Это должно было улучшить звучание;
  • У царь-колокола никогда не было языка. Тот язык, что находится рядом, был взят от другого колокола.

Рейтинг достопримечательности

← ПАМЯТНИКИ КРЕМЛЯ МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ →

Хотите быть здоровыми и жить долго? Тогда записывайте рецепт:

Святая вода натощак, молитвы 2-а раза в день, а по воскресеньям звон колокольного звона. Смеётесь? А вот посмотрите, что о всём этом говорят современные ученые.

Молитвы глазами учёных

«Молитвенное бодрствование»

Начну с молитв. Что в вашем понимании молитва? Всё правильно – общение с Богом. А для ученых – это ещё и изменённое состояние мозга.

Сотрудники института им. В.М. Бехтерева, сняв электроэнцефалограммы у православных священников во время молитв, пришли к выводу того, что в это время их кора головного мозга …. полностью отключается. То есть появляется состояние ясного сознания, во время полного отключения мозга. До этого открытия считалось, что человеческий мозг может работать в одном из трёх режимов – бодрствование, быстрый сон или медленный сон, а вот теперь открыли ещё одно состояние работы мозга, которое так и назвали «четвёртое состояние» – это «молитвенное бодрствование».

Во время молитвы частота работы головного мозга снижается до 2-3 Гц. У взрослого человека такая частота наблюдается только во время «медленного сна», а в бодрствовании только у младенцев до 2-х месяцев. Учёные даже беззлобно пошутили о том, что слова Христа «Будьте как дети и спасётесь» могут относиться и к состоянию мозга. Учёные, изучавшие «молитвенное бодрствование» единодушно соглашаются с тем, что четвёртое состояние мозга для физического и духовного здоровья так же нужно, как и три остальных. В таком состоянии человек исцеляется от болезней и восстанавливается душевно.

«Отче наш» против болезней

А что вы скажете на то, что молитва убивает вредные микробы и вирусы? А вот к такому выводу пришли: Ангелина Малаховская (член союза «Православные учёные») и американские учёные. Убиваются патогенные микробы не только в теле больного, но и в воде, которая осеняется крестным знамением и над которой читается молитва «Отче наш». Учёная брала простую воду из разных природных источников, в которых содержались вредные микробы и вирусы, к примеру золотистый стафилококк, над ней читалась молитва и количество патогенных микробов сокращалось в 100 раз. Поэтому, дорогие читатели, крестное знамение пищи – это не просто причуда священников, это важно для вашего здоровья.

Но это ещё не всё — вовремя того, как вы читаете молитву или крестите пищу, ещё и стирается негативная информационная составляющая. Я видел священников, которые прежде чем взять со стола деньги, сначала их крестят, чтобы через них не перешла вредная информация (деньги проходят через множество разных рук, среди которых есть и люди с недобрыми помыслами).

Профессор Митчелл Крушофф, врач-кардиолог Герцогского университета пришёл к выводу того, что темпы выздоровления больных благодаря молитвам увеличиваются на 93%.

Кроме того, ученые утверждают, что молитвы способны: быстро снижать высокое давление, снижать уровень холестерина в крови, нормализовать обменные процессы и сердечный ритм, восстановить душевное равновесие, гасить гнев, уныние и депрессию.

Учёные о святой воде

Сотрудники Московского института информационно-волновых технологий утверждают то, что электромагнитное излучение (ЭМИ) освящённой (святой) воды из разных источников идентичны, но в то же время очень отличается от ЭМИ простой воды и даже «серебряной воды».

Так почему святая вода лечит по мнению учёных?

Оказалось – кривая ЭМИ святой воды полностью совпадает с ЭМИ здорового органа. Причём если в простою воду подлить святой, то и ЭМИ простой воды меняется на ЭМИ святой воды. Святая вода, как и в примере с «подженением» простой воды, попадая в тело организма передаёт ему, через жидкость организма, сильный импульс здоровья.

Причём учёные утверждают то, что простая вода становится святой, даже если добавить в 60 литров простой воды 1 ложку святой.

Интересный факт

  • У водопроводной воды, над которой совершено крёстное знамение простым верующим прихожанином, оптическая плотность увеличивается почти в 1, 5 раза;
  • При освящении священником в 2,5 раза;
  • Крещёным, но не верующим человеком вода увеличивает свою оптическую плотность всего на 10%.

Колокольный звон по словам учёных

О том, что колокольный звон убивает (благодаря ультра и инфразвуковым волнам) болезнетворные микроорганизмы шведские учёные, доказали ещё в 70-х годах прошлого века, хотя на Руси об этом было известно очень давно. Не зря во время моровых эпидемий и нашествии врага на Руси беспрестанно бил колокольный набат. Церковный колокольный звон иногда называют иконой в звуке.

Из доказанного

Колокольный звон убивает на несколько километров:

  • Вирусы гриппа;
  • Вирус желтухи;
  • Оспы;

За несколько секунд убивает:

  • Бактерии чумы;
  • Тифозную полочку;
  • Холеру;
  • Туберкулёз.

Есть гипотеза о том, что неуёмные тифозные эпидемии в послереволюционных 20-х годах были напрямую связаны с запретом церковного колокольного звона.

  • Активность микробов «наслушавшихся» колокольного звона или хорового пения падает в среднем на 40 %;
  • Звонари не болеют простудными заболеваниями;
  • В XVII веке тело мёртвого Новгородского митрополита Афония стояло без признаков тлена в течении 11 недель под колоколами монастыря;
  • Математики доказали то, что излучение колокола в свободном пространстве, в своей направленности имеет форму объёмного креста;
  • Есть множество случаев исцеления «бесноватых» колокольным звоном;
  • Низкие тона колоколов более благоприятны для человека чем высокие;
  • Колокольный звон, записанный на носитель и воспроизведённый на акустике «не работает» как «живой» колокол;
  • По утверждению Шипунова в дореволюционной России потенциал звукового излучения от колоколов был такой, что смог бы отклонить траекторию ракеты средней дальности. Россия была под невидимым, защитным звуковым куполом.
  • Колокольный звон используют для лечения психических заболеваний.

ИТОГИ

По словам американских ученых (ученые из медицинского колледжа Альберта Эйнштейна и Yeshiva University) регулярное посещение церковной службы, хотя бы 1 раз в неделю, укрепляет здоровье на 20 %. Если вы атеист или скептик – может пора задуматься и «принять» Бога? Ведь это всё факты от учёных, а им то ты, наверное, веришь? Если вы верующий, то пусть этот пост придаст вам веры и здоровья.

Царь-колокол никогда не звонил, зато он стал, пожалуй, самым известным колоколом в мире. Причем не только благодаря своим внушительным габаритам, а и весу, который составляет около 202 тонн. Но и это еще не все его достоинства: наш исполин впечатляет своим внешним декором, не говоря уже об истории создания – интересной, удивительной, неповторимой и где-то еще не до конца исследованной. Прикоснуться к Царь-колоколу – значит, прикоснуться к самой Истории, а сфотографироваться с ним на память равноценно путешествию во времени: ощущение такое, будто оказываешься в далеком прошлом…

Царь-колокол и Архангельский собор на Соборной площади в Кремле

История создания

Царь-колокол в том виде, каким мы его видим сегодня, существует полтора столетия. Однако, если быть объективными, летопись этой уникальной достопримечательности начинается с эпохи царя Ивана III Васильевича, правившего на Руси с 1462 по 1505 год. В его бытность появился самый большой по тем временам колокол, весивший 8 тонн. Когда на престол взошел его сын Василий III, он приказал отлить «свой» колокол, который бы превосходил отцовский – весом в 16 тонн. Все это напоминало некое соревнование: чей колокол окажется больше.

Когда к власти пришел Иван IV, он же Грозный, то решил не отставать от своего отца и деда и пошел еще дальше, повелев отлить колокол в 35 тонн. Но и эта величина оказалась не предельной. Свою лепту в «колокольное производство» решил внести и царь Алексей Михайлович по прозвищу Тишайший, повелевший в 1654 году отлить нового исполина, весившего целых 128 тонн и украсившего собой храм Ивана Великого в Кремле. Увы, через некоторое время этот колокол упал и разбился, не выдержав, по всей видимости, собственной тяжести.


Императрица Анна Иоанновна решила превзойти всех предшественников и в память о своем правлении повелела отлить из обломков прежнего новый колокол, увеличив при этом количество металла до 160 тонн (10 тысяч пудов). В 1730 году замысел государыни начал воплощаться в жизнь. Правда, в реальность проекта поначалу многие не верили, особенно если принять во внимание, что далеко не все мастера были готовы взяться за такую работу. Одним из тех, кто отказался, был известный французский механик Жермень. Получив такое предложение, он даже подумал, что над ним решили подшутить. Француз не представлял себе, как можно изготовить столь внушительный колокол.

А вот русского мастера Ивана Моторина никакие сомнения не одолевали - он был уверен в своих силах и согласился сразу. Работу над колоколом императрицы он начал с того, что изготовил пробную 12-пудовую модель. Одновременно он отправил в Санкт-Петербург все свои чертежи и наброски, не забыв описать схему подъема будущего великана. После того, как проект был утвержден на высочайшем уровне, мастер приступил к изготовлению Царь-колокола.

Работы по его изготовлению растянулись по времени больше, чем на полтора года, и вот 25 ноября 1735 г. грандиозное изделие было отлито. Формирование Царь-колокола осуществлялось на Ивановской площади, в специально вырытой для этого яме в 10 метров глубиной. Правда, был риск, что кожух мог не выдержать массу расплавленного металла, поэтому литейщики решили подстраховаться: пространство между литейной ямой и формой колокола засыпали тщательно утрамбованной землей.

К сожалению, И. Моторин до завершения работ не дожил, и дело всей его жизни было продолжено сыном Михаилом. Финальная плавка металла осуществлялась в четырех плавильных печах и продолжалась в общей сложности почти двое суток. Собственно отливка заняла чуть больше часа. Многие туристы, кстати, интересуются: каков состав этого сплава? Согласно проведенному лабораторному анализу, Царь-колокол в основном состоит из меди (84,51%). Анализ также показал наличие олова (13,21%), серы (1,25%). Нашли свое место в сплаве и благородные металлы: золота и серебра там 72 и 525 кг соответственно, в процентном отношении – 0,036% и 0,25%.

Когда чудо-колокол остыл, стартовали работы по чеканке. Для этого исполина поместили в яму, водрузив на металлическую решетку, которая в свою очередь держалась на двенадцати вбитых в землю дубовых сваях. Сверху яму «венчало» деревянное перекрытие. Стоит отметить, что в общей сложности над созданием этого монументального изделия трудилось около двух сотен человек – кузнецы и скульпторы, резчики и слесари, столяры и многие другие.


Когда все работы были завершены, надо было уже поднимать Царь-колокол на поверхность, но сделать этого попросту не смогли, и махина так и осталась лежать в яме. А через два года, как на беду, случился сильный пожар, который мог расплавить это чудо литейного искусства до основания. Чтобы этого не случилось, Царь-колокол поливали водой. Однако сохранить его в целости и сохранности, к сожалению, не получилось. Хотя он и не расплавился, но во многих местах – их насчитали одиннадцать – дал трещину. А еще от него отвалился внушительный фрагмент, весивший свыше 11 тонн.

Не поверите, но Царь-колокол, который должен был прославить правление Анны Иоанновны, четвертой дочери царя Ивана V – он к слову, приходился царю Петру I братом и даже был его соправителем – находился в яме… целый век. Почему так долго? Просто не могли найти способ вытащить его на поверхность. И неизвестно, сколько еще времени изделие пролежало бы в этом месте, если бы не Огюст Монферран, создатель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Он разработал сложные приспособления, благодаря которым уникальный памятник отечественного литейного искусства все же был вытянут на поверхность и установлен на белый каменный постамент.

Особенности внешнего убранства

Постамент под изделием был создан по проекту того же Монферрана. Вершину Царь-колокола венчает медная держава с позолоченным крестом, что тоже является разработкой французского архитектора, которого, к слову, на русский манер называли Августом Августовичем, иногда – Августом Антоновичем.


Царь-колокол примечателен не только своими огромными размерами, но также красотой формы и тонко прорисованными барельефами с изображениями царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны. Кроме того, здесь мы можем видеть барочный растительный орнамент на поясках и картушах, на котором изображены христианские святые: Иисус Христос с Девой Марией, апостол Петр и Иоанн Предтеча.

Также обращают на себя внимание ромбовидная сетка-трельяж с четырехлепестковыми цветками-розетками и другие растительные мотивы. Красивый, мастерски исполненный декор, буквально завораживает. Также на Царь-колокол нанесены надписи, из которых можно узнать некоторые значимые факты из истории его создания. Так, в нижней части, под изображением императрицы, в круглом медальоне можно прочесть надпись: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным».


Туристы во время экскурсий часто интересуются: почему на колоколе, который был отлит по велению Анны Иоанновны, запечатлена не только она, но и Алексей Михайлович? Какое отношение второй царь из династии Романовых, правивший во второй половине XVII века, имеет к «детищу» императрицы, эпоха которой пришлась на первую половину следующего столетия? Напомним, что Царь-колокол был изготовлен из старого колокола, отлитого в правление Алексея Михайловича. Изображенный в рост царь в парадном одеянии, со скипетром и державой в руках служит напоминанием об этом историческом факте.

А вот имя скульптора, создавшего удивительное орнаментальное убранство Царь-колокола, со временем было забыто. Упоминались лишь имена Петра Галкина, Василия Кобелева, Петра Серебрякова и Петра Кохтева, известных в то время мастеров пьедестального дела. Однако они были всего лишь помощниками неизвестного мастера. И если бы не архивные материалы, обнаруженные хранителем, старшим научным сотрудником музеев Московского Кремля Инной Костиной, узнать, кто был этот скульптор, возможно, не удалось бы до сих пор. Но зато теперь мы его знаем и можем назвать – это Федор Медведев.

Легенда о Царь-колоколе

Это невероятная легенда переносит нас… куда бы вы думали? В конец XVII - начало XVIII веков, то есть в петровские времена. Именно тогда, согласно преданию, и была отлита эта достопримечательность с мировой известностью.


Сюжет легенды таков. Победив в Полтавской битве, царь с войском вернулся в Москву, и в честь исторического триумфа над шведами в столице звонили во все колокола. Лишь один колокол «отказывался» подавать голос, и, думается, вы уже догадались, какой из них. Звонари изо всех сил старались раскачать его язык, но тщетно. Петр I разгневался не на шутку и направил им на помощь роту военных. Только из этого тоже ничего не вышло – их старания привели к тому, что у Царь-колокола оторвался язык, он так и не зазвонил. В народе, узнав об этом, метко подметили, что колокол упрямее самого государя.

Известный своим крутым нравом Петр рассвирепел еще больше, и, взяв в руку дубинку, которую он якобы отобрал у шведского короля Карла XII, изо всех сил ударил ею по колоколу. Удар оказался настолько сильным, что от изделия отломился целый кусок, а сам он, страшно загудев и начав вибрировать, провалился сквозь землю – причем, в буквальном смысле. Старообрядцы и сектанты увидели в этом некий знак и решили, что Царь-колокол если когда-то еще окажется на поверхности и зазвонит, то это будет в день Страшного суда.

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, и враг наступал на Москву, внутри Царь-колокола размещался узел связи Кремлевского полка. Чтобы затемнить блеск великана и отвести внимание немецких бомбардировщиков, его покрыли специальной краской.

В течение многих лет не раз звучали предложения использовать Царь-колокол по его прямому предназначению, и для этого его всего лишь нужно спаять. Специалисты же уверяют, что все труды будут напрасными, так как, по их мнению, чистое звучание получить от этого исполина не удастся.

Посещение Царь-колокола


Допуск на территорию Московского Кремля осуществляется с 10 до 17 часов ежедневно, кроме четверга.

Единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади стоит 500 руб., для студентов и пенсионеров действует скидка 50%, лица до 16 лет и льготные категории граждан посещают Кремль бесплатно. Помимо осмотра Царь-колокола и Царь-пушки, единый билет дает возможность увидеть Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, а также несколько постоянных экспозиций и текущих выставок

Как добраться

Добираетесь на метро до Александровского сада, который расположен у стен Московского Кремля, и выходите. Здесь же, у станции метро, располагаются билетные кассы в Кремль.

Купив билет, поднимаетесь в Кутафью башню, затем проходите по мосту и, миновав Троицкую башню, оказываетесь на территории Кремля. Теперь вам нужно дойти до Сенатской площади, повернуть направо и направиться к колокольне Ивана Великого. Пройдя мимо Царь-пушки, с другой стороны вы увидите этот уникальный шедевр русского художественного литья - Царь-колокол.