Про психологию. Учения и методики

Архитектурная школа ухтомского. Биография

ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ УХТОМСКИЙ

Дмитрий Васильевич Ухтомский родился в 1719 году в селе Семеновском Пошехонского уезда. Он происходил из древнего, но обедневшего княжеского рода. Двенадцатилетним подростком Дмитрия определили в московскую школу «математических и навигацких наук», которую он закончил в 1733 году. После этого его направили для обучения в архитектурную команду архитектора И.Ф. Мичурина. Здесь на практическом строительстве он приобрел необходимые зодчему знания и опыт. После пяти лет обучения Мичурин характеризовал Ухтомского и некоторых других учеников «весьма рачительными, которые уже тщанием своим теоретику обучили и так предуспели, что могут сами какому-либо регулярному зданию композицию делать со всеми художественными доказательствами».

Ухтомский рано проявил себя одаренным архитектором и умелым художником-декоратором. В связи с коронацией Елизаветы Петровны он в 1742 году выполнил в нескольких вариантах проект Триумфальных ворот на Тверской улице, а также декоративное оформление коронационных празднеств – на Ивановской площади в Кремле с «бассейнами и каскадами для фонтанов» и торжественной иллюминацией.

Тогда же, в 1742 году, по аттестатам находившихся в Москве известных архитекторов Коробова, Земцова, Шумахера, Бланка Ухтомскому был пожалован ранг гезеля архитектуры, и он был зачислен в команду переехавшего из Петербурга в Москву Ивана Коробова.

После ухода Коробова с работы и смерти Бланка, служившего в полицмейстерской канцелярии, которая ведала благоустройством, регулированием улиц и текущим строительством города, Ухтомский, как наиболее знающий и достойный московский зодчий, был в 1745 году назначен на эту должность и произведен в архитекторы.

В повседневной строительной работе в команде Мичурина Ухтомский приобрел практические навыки. Под руководством своего учителя он уже в юношеские годы изучил архитектуру Москвы и Подмосковья. Обучение у Коробова значительно расширило кругозор молодого зодчего и ввело его в курс регулярного строительства, осуществляемого в новой столице, пробудило у него интерес к архитектурной науке, к теоретическим трудам классиков мировой архитектуры, повлияло на формирование творческого склада зодчего, дополнило и углубило его практическое мастерство, приобретенное в команде Мичурина.

Приступив к постепенному упорядочению хаотически разросшегося к началу XVIII века города, Ухтомский сосредоточил свое основное внимание на жилой застройке – городских усадьбах, которые тогда преобладали в Москве. Планировка и внешний вид московских усадеб, построенных в значительной части еще в допетровское время, резко отличались от регулярной жилой застройки раннего Петербурга, считавшейся тогда образцом для строительства в Москве и других городах.

Вся система усадебных строений основывалась теперь на симметрии и порядке. По сторонам главного жилого дома располагались небольшие флигеля и службы, полукруглая ограда объединяла центральный дом и вынесенные на передний план боковые строения, образуя подъездной двор. За домом находился сад и дополнительные хозяйственные постройки. Жилой дом с подъездным передним двором и расположенные по его сторонам дополнительные строения придавали парадность и представительность усадебному ансамблю.

Композицию жилых усадеб Москвы Ухтомский использовал в подмосковной усадьбе Трубецких (1750-1753), расположенной на высоком берегу Москвы-реки близ Нескучного. Это был небольшой, искусно разработанный усадебный ансамбль, включающий жилые строения, регулярный парк с различными садовыми устройствами и природный ландшафт – лес, пруд, реку, широкие просторы с виднеющейся вдали Москвой. Простые и ясные объемы жилых строений, их четкое, ордерное построение, несложная отделка фасадов контрастно выделялись на фоне декоративного паркового обрамления.

Крупным произведением Ухтомского был каменный Кузнецкий мост через реку Неглинную (1751-1757), сооруженный вместо деревянного, который затоплялся во время паводков. Уже во время строительства каменного моста зодчий расширил свой первоначальный замысел. Он разработал проект торговых лавок, которые должны были дополнить собой строение моста, составить вместе с ним представительный ансамбль. Предусматривалась также перепланировка близлежащих улиц.

Этот ансамбль в силу своих функциональных свойств, в отличие от замкнутой планировки усадеб, имел раскрытую, обращенную к городу композицию. Это был пример своеобразной регулярной застройки города, созданной на основе группы сооружений утилитарного назначения. Однако Ухтомский желал видеть в своем произведении не только «регулярность», но и «великолепие» – качество, отвечавшее его представлениям о роли и значении общественных зданий в архитектуре города. Зодчий разделял передовые градостроительные убеждения петровских и послепетровских зодчих о том, что утилитарные, общественные здания являются центральными сооружениями города в композиционном и идейно-художественном отношении, и утверждал их в своем творчестве.

Но Ухтомский не упрощал понятие «великолепия» по отношению к деловым сооружениям. Строения Кузнецкого моста не воспроизводили неуместных в утилитарных постройках роскоши и богатства дворцовых зданий. «Великолепие» представало здесь в монументальности и масштабах всего ансамбля.

Сдержанными, простыми формами отличалось здание первой в Москве архитектурной школы, проект которого был выполнен в 1760 году. Эта школа была организована Ухтомским на основе его окрепшей и разросшейся команды. В этом небольшом сооружении проявились качества, общие для делового строительства – скупость форм, практицизм, экономичность и вместе с тем представительность, известная величавость, соответствующие престижу публичных общественных строений в ансамбле города.

В связи с приездом Елизаветы Петровны в Москву Ухтомский выполнил проект и построил близ Лефортовского дворца здание Сената в Немецкой слободе (1753-1757).

Ухтомскому предстояло создать крупное сооружение, внушительный облик которого должен был со всей выразительностью и «пристойностью» свидетельствовать о правительственном и общественном назначении сооружения. Старый, почти квадратный в плане двухэтажный дом лейб-медика Лестока был превращен Ухтомским в центральную часть возводимого здания. Торжественность, монументальность придавал зданию купол, который покоился на центральном выступе сооружения. Он возвышался над двухэтажным портиком, увенчанным разорванным фронтом и украшенным по сторонам скульптурными фигурами, аллегорически изображавшими гражданские доблести, и государственным гербом. Под гербом был расположен парадный вход в здание, к которому вели сложно разработанные изогнутые лестницы. Центральному портику отвечали боковые, в которых помещались служебные входы. Портики имели треугольные фронтоны, также украшенные аллегорическими фигурами, и завершались небольшими куполами. Промежуточные части фасада были оформлены пилястрами.

В здании Сената наметились первые существенные особенности архитектуры этого времени. Помимо представительности и общего парадного облика это были П-образный план с подъездным двором, монументальная ордерная композиция центральной части здания с главным портиком, ее купольное покрытие – как архитектурно-художественное и смысловое завершение всего архитектурного целого.

Схемы казенного здания общественного назначения и городских московских и загородных усадеб послужили основой для дальнейшего развития и всесторонней разработки типа этих сооружений в будущем. Образцы их получили законченное воплощение в творчестве учеников Ухтомского – мастеров московского классицизма.

Ухтомский много работал в Московском Кремле. Он делал обмеры старых памятников, производил их реставрацию, перестраивал и строил новые сооружения, занимался благоустройством кремлевской застройки.

Ухтомский принимал участие в строительстве Кремлевского дворца по проекту Б. Растрелли, производил починку соборов, колокольни Ивана Великого, разрабатывал проект недостроенного еще тогда Арсенала.

Новатор, убежденный поборник современной ему архитектуры, Ухтомский смело проектировал рядом с древними памятниками Москвы сооружения, выполненные в формах русского зодчества нового времени.

Показателен в этом отношении его проект перестройки части здания старых приказов для временного размещения Сенатской конторы, строения которой были снесены в связи со строительством нового дворца. Также не были связаны формально с архитектурой древних кремлевских памятников галерея для хранения имущества Оружейной палаты (проект 1755 года, закончена в 1764 году П. Никитиным) и проект переустройства Ивановской площади (1754). Вся композиция и обрамление площади были выдержаны в проекте в духе барочного декора.

В свои произведения Ухтомский никогда не переносил без переработки детали древнерусского зодчества и не применял поверхностной стилизации старины, что можно объяснить его безоговорочным утверждением главенствующей роли новой архитектуры в московском зодчестве середины XVIII века. Отказавшись от буквального повторения приемов и деталей допетровского зодчества, Ухтомский заменил это внешнее воспроизведение форм тонким и проникновенным претворением в своих произведениях жизнеспособных традиций прошлого, переосмыслением испытанных архитектурно-художественных средств старых русских мастеров.

Ухтомский строил и культовые сооружения: церковь на Лазаревском кладбище (1748-1750), колокольню церкви Параскевы Пятницы (1740-е годы) и др. Лучшее среди них – прославленная колокольня Успенского собора в Троице-Сергиевой лавре (1741-1770).

При посещении лавры Елизаветой Петровной в 1753 году, Ухтомский поднес ей для утверждения проект перестройки колокольни, возводимой первоначально по чертежам И. Шумахера. Императрица одобрила замысел зодчего, который представил колокольню в виде высотного триумфального строения, отвечавшего идеям и вкусам времени.

Ухтомскому удалось без существенных изменений уже построенной части превратить заурядное, маловыразительное сооружение в высокохудожественное произведение, вошедшее в русскую архитектуру 18-го столетия как один из совершенных ее памятников. Архитектор видел несоответствие возводимого строения тому значению, которое оно должно было иметь в ансамбле монастыря. Приземистая, тяжеловесная колокольня, запроектированная Шумахером, была чуть выше собора и поэтому не могла стать в ансамбле лавры необходимой высотной доминантой, не способствовала объемно-пространственному обогащению ансамбля Ухтомский направил свое внимание, прежде всего, на устранение этого недостатка. Он максимально развил ввысь ствол колокольни, предельно используя запасы прочности, заложенные в ней Мичуриным при ее основании.

Ухтомскому пришлось выбирать одно из двух решений надстроить один четверик и завершить колокольню монументальным куполом или повысить ее на два яруса, но отказаться от купольного завершения, заменив его легким декоративным покрытием. Ухтомский избрал второй вариант, в котором, насколько позволяли условия фундамента, была выявлена высотность башенной части сооружения. Ухтомский создал высотную четырехъярусную башню на мощном постаменте, легко вздымающуюся над ансамблем лавры.

При сравнении произведения Ухтомского со столпообразной колокольней Ивана Великого, с колокольней Новодевичьего монастыря или, наконец, с Меншиковой башней обращает на себя внимание почти полное отсутствие в надстроенной части глухой стены, ощущаемой в столпах древнерусского зодчества. Такой прием вызван в первую очередь необходимостью облегчить нагрузку верхних ярусов башни, сохранить в них лишь нужную конструктивную опору. Наряду с этим отказ от глухих простенков привел к созданию эффекта, на который, очевидно, и рассчитывал Ухтомский.

Величавая колокольня, как это было присуще лучшим произведениям Ухтомского, тесно связана с окружающей средой. Она составила гармоничное целое вместе с разнообразным комплексом строений лавры, обогатила монастырский ансамбль. Ухтомский создал глубоко национальное произведение, связанное с традициями древнерусского зодчества, но отвечающее эстетическим идеалам своего времени.

Творческие достижения, воплощенные в колокольне Троице-Сергиевой лавры, зодчий закрепил в проекте Воскресенской башни. Она близка лаврской колокольне по замыслу, формам и художественному образу.

В 1753 году Ухтомскому было поручено построить каменные Красные ворота вместо сгоревших незадолго до того деревянных ворот, возведенных Земцовым к коронации Елизаветы Петровны. Они стояли на пересечении бывшей Мясницкой и Садовой улиц. В своем проекте Ухтомский сохранил основные членения и состав декора предшествующих деревянных строений, живописность их облика. Но формы новых ворот при переложении их в камень приобрели монументальность и иной архитектурный смысл.

Произведением, которое ярко выразило тесную связь Ухтомского с современностью и вместе с тем его устремления к будущему, был проект Госпитального дома и Дома Инвалидов – одна из последних крупных работ зодчего. Трудно было бы найти среди архитекторов тех лет мастера, более подходящего, чем Ухтомский, для выполнения этого значительного по своим задачам проекта. Ансамбль должен был состоять из ряда корпусов различного назначения, храма, парка и пр. Опыт в строительстве деловых зданий, многолетняя работа по переустройству города позволили Ухтомскому создать детальное продуманное и мастерски выполненное сооружение практического назначения, каким явился проект Госпитального дома и Дома Инвалидов.

Идея создания казенного учреждения для раненых и инвалидов, для сирот погибших воинов возникла в годы Семилетней войны с Пруссией. Первоначально предполагалось строить Дом Инвалидов в Казани, но затем было решено создать его в Москве. Он мыслился в духе прославленного Дома Инвалидов в Париже.

В проекте Дома Инвалидов, выполненного Ухтомским (1758-1759), от парижского прообраза сохранился лишь общий замысел композиции и соотношения ее основных частей. В центре возвышался величественный собор, а по сторонам размещались лечебные и жилые корпуса, скомпонованные в крупные симметричные блоки. В остальном архитектурные формы, художественный образ и идеи, вложенные в проект зодчим, были независимы от исходного образца.

Для возведения комплекса сооружений было намечено место на берегу Москвы-реки, в районе Симонова и Даниловского монастырей. В проекте ансамбля Дома Инвалидов, в котором слились все, казалось бы, противоречивые тенденции творчества Ухтомского, приобрели подлинное единство «регулярность» и «великолепие» – характерные свойства русской архитектуры середины 18-го столетия. В исторической перспективе проект Госпитального дома и Дома Инвалидов можно рассматривать как недостающее звено в общей цепи сооружений и ансамблей общественного назначения XVIII – начала XIX века. Этот проект Ухтомского явился предшественником общественных ансамблей будущего, осуществленных учениками зодчего – прежде всего Казаковым, а затем мастерами Петербурга и Москвы.

Дмитрий Ухтомский (1719 - 1774) - русский архитектор, главный архитектор Москвы в период правления Елизаветы Петровны, представитель русского барокко.

Дмитрий Ухтомский - выходец из старинного княжеского рода, потомок Рюрика. Обучался в Москве в Школе математических и навигацких наук. Работал под руководством Ивана Коробова, который в 1742 году передал Ухтомскому руководство своей архитектурной практикой. В 1744 году Ухтомский получил титул государственного архитектора.

В числе основных построек Ухтомского: колокольня Троице-Сергиевой лавры, Красные ворота (не сохранились), кельи Никитского монастыря в Москве, храм Никиты Мученика (яркий образец позднего барокко в Москве), кузнецкий мост (был засыпан), дворец Апраксиных-Трубецких ("дом-комод"), усадьба "Нескучное".

Ухтомский разрабатывал планы застройки городских территорий, уничтоженных пожарами. В 1750-е годы руководил перестройкой и реставрацией Кремля. Архитектор стал основателем Дворцовой школы, предшественницы архитектурного отделения МУЖВЗ и современного МАрхИ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Дмитрий Васильевич Ухтомский родился в 1719 году в обедневшей княжеской семье. Мальчиком был отдан в школу математических и навигационных наук. В 1733г. (14 лет) он перешел к московскому архитектору Ивану Фёдоровичу Мичурину, у которого учился до 1741г (в этом же году была реализация проекта колокольни ТСЛ - проект Шумахера, которую Ухтомский переделывал)., когда поступил к приехавшему в Москву зодчему И. К. Коробову (Совместно с Земцовым и Еропкиным он составил в 30-х годах XVIII в. поражавший своей смелостью проект организации всех архитекторов России в единый "корпус" и открытия русской академии архитектуры). В 1742 г. Д. В. Ухтомский самостоятельно выполнил проект восстановления разобранных в своё время Тверских ворот Белого города Москвы (на месте нынешней площади Пушкина). В сохранившемся описании этих ворот приводятся сведения об украшении их многочисленными колоннами, пилястрами, баллюстрадами, статуями и белокаменной резьбой. Видимо, на Ухтомского, выросшего и обучавшегося в Москве, не могли не повлиять те архитектурные сооружения, воздвигнутые здесь в конце 17 века. Его привлекало то богатое декоративное убранство, которое было характерно для архитектуры Москвы конца XVII в. (Деятельность зодчего Я. Бухвостова и его талантливого последователя И. Зарудного закрепила эту любовь к традиционному русскому узорочью в архитектуре.)

В 1742 г. Д. В. Ухтомский получил свой первый архитектурный чин - "архитектурии гезель".

А в 1745г. умер архитектор Иван Яковлевич Бланк, по существу являвшийся главным архитектором города. На его место был назначен Д. В. Ухтомский.

Будучи достаточно подготовленным практиком, знакомым с основами архитектурной классики и передовой тогда системой регулярного градостроения, впитавший с юных лет архитектурно-художественные традиции московского зодчества, Ухтомский начал свою самостоятельную работу в качестве главного архитектора Москвы.

Приступив к постепенному упорядочению хаотически разросшегося к началу XVIII века города, Ухтомский сосредоточил свое основное внимание на жилой застройке - городских усадьбах, которые тогда преобладали в Москве.

Учитывая новые градостроительные требования, Ухтомский постепенно, начав с выгоревших участков, выполнил чертежи регулярной застройки всего города и представил их в 1753 г. в Сенат. Но на практике Ухтомский видел неприемлемость прямого перенесения в Москву столичных образцов и был вынужден искать более реальные пути для внедрения порядка и новой системы в застройку города. В своей работе Ухтомский стремился внести упорядоченность в расположение застройки, найти устойчивую схему размещения всего комплекса сооружений, пригодную для применения в усадебном строительстве города в целом.

Вся система усадебных строений основывалась теперь на симметрии и порядке. По сторонам главного жилого дома располагались небольшие флигеля и службы; полукруглая ограда объединяла центральный дом и вынесенные на передний план боковые строения, образуя подъездной двор. За домом находился сад и дополнительные хозяйственные постройки. Жилой дом с подъездным передним двором и расположенные по его сторонам дополнительные строения придавали парадность и представительность усадебному ансамблю (Бестужева-Рюмина дворец-усадьбу на улице Коровий брод - бауманка).

Композицию жилых усадеб Москвы Ухтомский применил в подмосковной усадьбе Трубецких (1750 - 1753), расположенной на берегу Москвы-реки в близи Нескучного. Это был небольшой усадебный ансамбль, включающий жилые строения, регулярный парк с различными садовыми устройствами и природный ландшафт - лес, пруд, реку, широкие просторы с виднеющейся вдали Москвой. Простые и ясные объемы жилых строений, их четкое, ордерное построение, несложная отделка фасадов контрастно выделялись на фоне декоративного паркового обрамления.

Классическую основу русской загородной усадьбы XVIII века Ухтомский, как и в городских усадьбах, связывал с традициями старого московского зодчества. Но если его учитель Мичурин обогащал свои сооружения буквальным воспроизведением древнерусских деталей и форм, то Ухтомский творчески перерабатывал их сообразно художественным требованиям и вкусам времени.

Крупным произведением Ухтомского был каменный Кузнецкий мост через реку Неглинную (1751 - 1757), сооруженный вместо деревянного, который затоплялся во время паводков. Он разработал проект торговых лавок, которые должны были дополнить собой строение моста, составить вместе с ним представительный ансамбль. Предусматривалась также перепланировка близлежащих улиц. Проект Ухтомского предлагал совершенно новую для Москвы XVIII века разработку торгового ансамбля. Вместо обычного обширного здания торговых рядов с внутренним замкнутым двором архитектор создал несколько отдельных небольших строений, которые объединил с центральным сооружением комплекса - каменным мостом. Этот ансамбль в силу своих функциональных свойств, в отличие от замкнутой планировки усадеб, имел раскрытую, обращенную к городу композицию. Это являлось примером своеобразной регулярной застройки города, созданной на основе группы сооружений утилитарного назначения.

Сдержанными, простыми формами отличалось здание первой и Москве архитектурной школы, проект которого был выполнен в 1760 г. В этом небольшом сооружении проявились такие качества, как скупость форм, практицизм, экономичность и вместе с тем достаточная представительность. Сравнительно небольшое, прямоугольное в плане здание имело трехчастное членение фасада с неглубокими центральным и боковыми ризалитами, увенчанными фронтонами. Плоские стены строения, характерного для московского зодчества первой половины XVIII века, были обработаны лопатками, завершенными картушами на фронтонах и фигурными маскаронами. Здание было просто и удобно распланировано для условий специального учебного заведения.

Одним из ярчайших примеров гениального умения Ухтомского органично вписывать новые сооружения в древние ансамбли является колокольня ТСЛ. Елизавета Петровна самолично утвердила проект колокольни. Колокольня на 6 метров выше Ивана Великого (88м). В архитектурном замысле колокольни развита композиция русских столпообразных сооружений. Отталкиваясь от традиционных форм и в то же время широко используя художественные возможности и средства классического ордера, Ухтомский достиг здесь необычайной стройности и праздничности свойственной лучшим образцам русской архитектуры.

Зодчий противопоставил мощному рустованному четверику основания легкий ордерный каркас колокольни, максимально облегчив ее массив в верхней части. Ясность архитектурного образа колокольни не нарушалась богатством ее декоративного убранства, которое дополняло и обогащало основной архитектурный замысел композиции.

Творческие достижения, воплощенные в колокольне Троице-Сергиевой лавры, зодчий закрепил в проекте Воскресенской башни. Она близка лаврской колокольне по замыслу, формам и художественному образу. Он выполнил три варианта свободно стоящей многоярусной Воскресенской башни, превратил порученную ему небольшую работу в широко задуманный градостроительный проект.

В 1753 г. Ухтомскому было поручено построить каменные Красные ворота вместо сгоревших незадолго до того деревянных ворот, возведенных М. Земцовым к коронации Елизаветы Петровны. Зодчий поместил по сторонам арки и боковых проходов мощные сдвоенные колонны, придавшие силу и величественность архитектуре ворот, а созданные им в камне реальные, трехмерные членения ордера подчеркнули его определяющую роль в сооружении. Ясно читаемая рельефная ордерная структура выявила классическую основу сооружения, решительно отделила его от ближайших образцов - временных "увеселительных" строений. Это произведение Ухтомского вышло из сферы малых форм в область большой фундаментальной архитектуры.

Ухтомский был архитектором переходного периода, и произведение которое, которое ярко выразило тесную связь Ухтомского с современностью и вместе с тем его устремления к будущему, был проект Госпитального и Инвалидного домов - одна из последних крупных работ зодчего. Он мыслился в духе Дома инвалидов в Париже, законченного в начале XVIII века.

В проекте Инвалидного дома, выполненного Ухтомским (1758 - 1759), от парижского прообраза сохранился лишь общий замысел композиции и соотношения ее основных частей. В центре, как и в ансамбле Брюана - Мансара, возвышался величественный собор, а по сторонам размещались лечебные и жилые корпуса, скомпонованные в крупные симметричные блоки. В остальном архитектурные формы, художественный образ и идеи, вложенные в проект зодчим, были независимы от исходного образца. Этот проект Ухтомского явился предшественником общественных ансамблей будущего, осуществленных учениками зодчего - прежде всего Казаковым, а затем мастерами Петербурга и Москвы.

Школа архитектор ухтомский русский школа

Ученичество, как таковое, было развито и до школы Ухтомского, но именно он превратил эту систему в правильную, хорошо организованную школу, которая в месте с практическим обучением давала и серьезные знания в области архитектурной теории.

Мысль о создании школы не возникла у Ухтомского внезапно. Оно начало формироваться еще в то время, когда он был помошником Коробова. Важным стимулом для Ухтомского послужила Положение об архитекторской экспедиции, привезенное Коробовым из Питера (был пункт и о создании единого государственного органа по делам архитектуры, так и об объединении всех зодчих в единой организации) . Первые ученики появились у Ухтомского, когда он заменял отбывшего Коробова и стал руководителем команды в 1744. А в 1745 у Ухтомского появились свои собственные ученики, когда он стал самостоятельным мастером, заняв место умершего Бланка. Именно с этого времени начинается его деятельность по созданию своей школы. В 1749г. двое из учеников Ухтомского были произведены в газели (что было признания успехов его учеников), в этом же году была открыта школа.

С многочисленными трудностями сталкивался Ухтомский в начале своей деятельности по созданию школы: это и отсутствие нормального помещения (ученики занимались в 1 комнате, требующей капитального ремонта, не хватало инструментов и ученических принадлежностей. Но с большим упорством Ухтомский добивался от Сената лучших условий. Постепенно ему это удавалось. Были у Ухтомского проблемы и с отсутствием необходимой литературы, например из запрашиваемых им книг (в т.ч. Витрувия, Серлии, Полладия) были высланы лишь 2 книги имеющиеся в академии наук. Практически все ученики Ухтомского обязаны были присутствовать на теоретических занятиях в школе, их участие в стройках не освобождало их от этих занятий (которые начинались в 5-6 утра).

Занятия начинались с изучения математических дисциплин, необходимых будущему архитектору. После математических дисциплин шли архитектурные: прочерчивание ордеров согласно их сложности и геометрии, серьезное внимание уделяли и рисунку. Это видно и в исполнении графических чертежей, значительно превосходящих чертежи команд Бланка и Мичурина 30-40 гг.

Важную роль в школе Ухтомского играло и обучение старшими учениками младших. После курса обучения ученики Ухтомского были способны работать самостоятельно, начиная с проектирования малых зданий. Теоретическое обучение сочеталось в школе с практическими занятиями Заканчивая теоретический курс, ученик получал практическое задание обычно выполняющееся им под присмотром газелей.

Команда Ухтомского имела огромное количество поручений, по починке, восстановлению или постройке сооружений по всей Москве и ее окрестностям. Можно говорить даже о том, что на них лежали осмотры и починка всей ветхой Москвы. И только благодаря большой команде учеников (к 1760 - 80), работающих под контролем газелей удавалось справляться с таки объемом поручений. Ухтомский старался добиться от Сената учреждения архитекторского штата и конторы, мотивирую тем, что таким образом улучшится уровень образованности мастеров, так и все-таки не достаточно хорошими условиями в которых происходит обучение и слишком низкими жалованиями для учеников. Сенат отказал. И Ухтомский, концентрируя в своих руках почти все строительство, как в Москве, так и в провинции и набирая большое количество учеников фактически создал в Москве архитектурное управление со школой при нем.

К началу 50х школа ухтомского получила такую широкую известность и хорошую репутацию, что не только московские но и петербуржские ведомства стремились заполучить его учеников и в 1752 Главная полицместерская канцелярия потребовала откомандировать 1 газеля и 6 учеников к себе. Важен и тот факт, что к этому времени в Петербурге почти полностью прекратилось обучение национальных российских кадров (из-за смерти Земцова, казни Еропкина и отъезда в Москву Коробова), а иностранные мастера практически не занимались воспитанием русских мастеров, предпочитая брать в ученики иностранцев. Работали Ученики ухтомского и у Растрелли, который положительно отзывался о них.

В 1761 году Сена подтверждает свое решение о передачи команды Никитину, в связи с отставкой Ухтомского. После этого Никитин сократил команду с 80 человек до 31, что явилось началом распада школы. До 1763 года команда постепенно уменьшалась, а после пожара в Твери (где пытались воплотить в жизнь новый опыты в области градостроения. На основе композиции Петербурга, с центральной площадью и 3х лучевой системой, впоследствии планы других городов, требующих восстановления в этот период приказом Екатерины 2 строились по плану Твери - Казань, Дорогобуж) Никитин с частью команды был отправлен на восстановление города, оставшаяся команда была поручена Жукову. Вскоре после этого были уничтожены архитекторские штаты при Сенате и школа Ухтомского в 1764 году прекратила свое существование.

Расцвет школы Ухтомского связан с общими социально-политическими и культурными процессами середины 18 века. Именно в это время происходит расцвет национальной культуры, основы которой были заложены реформами Петра. Это время выдвижения русских ученых в академии наук, создания русского театра, Университета, академии художеств, рост русской поэзии. Именно стараниями и энтузиазмом патриота Ухтомского была создана школа, руководимая исключительно русскими мастерами, никогда не бывавшими за границей. Это говорит о том, что русские мастера уже хорошо усвоили основы мировой классической архитектуры и на основе национальной культуры могли создавать произведения, стоящие наравне с мировыми шедеврами.

Литература

1. Грабарь И. История русского искусства, т. IV

2. Михайлов А.И. Архитектор Д.В.Ухтомской и его школа. М., 1954

3. Евсина Н.А. Архитектурная теория в России в XVIII в. М., 1978

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Краткое жизнеописание главного архитектора Москвы в период правления Елизаветы Петровны Дмитрия Ухтомского. Исследование архитектурных особенностей построек Ухтомского в стиле барокко: Красные ворота, Колокольня Троице-Сергиевой лавры, Кузнецкий мост.

    реферат , добавлен 28.09.2012

    Биография Алексея Викторовича Щусева - русского и советского архитектора. Анализ творческой деятельности Щусева как историка архитектуры, педагога, автора градостроительных проектов, культовых, жилых и общественных зданий, мемориальных сооружений.

    реферат , добавлен 24.05.2013

    Биографические сведения о жизни английского архитектора-палладианца, представителя классицизма Дж. Соуна. Отличительные черты и описание наиболее заметных его работ. Создание в доме Соуна первого в истории музея архитектуры, его особенность и необычность.

    реферат , добавлен 25.08.2012

    Краткая биография Ф. Райта, расцвет творчества, первые достижения. Характеристика домов архитектора, рассмотрение проектов. Анализ основных принципов органической архитектуры. Ф. Райт как новатор в использовании технических средств в архитектуре.

    дипломная работа , добавлен 15.10.2012

    Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Корнет - каталонский архитектор. Его биография, становление, раннее творчество. Роль знакомства с Эусеби Гуэлем в развитии творчества и судьбе архитектора. Характеристика ряда выдающихся творений известного архитектора.

    презентация , добавлен 25.01.2011

    Оценка необходимости специальных знаний для проектирования и строительства зданий и сооружений. Основное содержание деятельности архитектора, главные требования к его личностным и профессиональным качествам, анализ роли и значения на современном этапе.

    презентация , добавлен 21.12.2013

    Изучение жизни и творческой деятельности Андрея Никифоровича Воронихина - русского архитектора и живописца, представитель классицизма, одного из основоположников русского ампира. Краткий обзор и характеристика основных работ выдающегося зодчего.

    презентация , добавлен 27.01.2013

    Ознакомление с биографией Захи Хадид. Рассмотрение нестандартного и оригинального дизайна архитектора. Изучение основ постройки обитаемого моста над Темзой, перевёрнутого небоскреба, клуба на вершине горы в Гонконге. Основные постройки автора в России.

    презентация , добавлен 30.10.2014

    Особенности формирования архитектурного пространства. Материально-пространственная среда города и проблемы ее формирования. Влияние деятельности архитектора на процесс формирования материально-пространственной среды, ее реконструкции и модернизации.

    реферат , добавлен 18.09.2014

    Изучение практического опыта осуществления исследовательско-проектных, организационно-управленческих и педагогических разработок в системе профессиональной деятельности архитектора. Критическая и экспертная деятельность, ее цели, функции и задачи.

Главный архитектор Москвы

Выдающийся педагог, создатель первой в России архитектурной школы Дмитрий Васильевич Ухтомский родился в 1719 году в сельце Семеновском па реке Ухтома в Волынской волости Пошехонского уезда. Сельцо Семеновское было родовым имением Ухтомских. Вся мужская ветвь Ухтомских, начиная с прадеда и кончая братьями, родилась в этом сельце. Род Ухтомских — древний, русский, княжеский, возник в XV веке (рис. V.51).

Отец архитектора, Василий Ухтомский, служил капралом в Нижегородском пехотном полку. Умер в 1731 году, оставив четырех сыновей — Михаила, Дмитрия, Сергея и Николая.

Мать архитектора, Ирина Яковлевна Чирикова, была дочерью небогатого служащего из Ярославля. Семья не имела ни крестьян, ни дворовых людей, ни земли.

Дмитрий начинал свое образование в Московской школе математических и навигационных наук. Преподаватели школы обратили внимание на художественные способности мальчика, и в четырнадцать лет Ухтомский был определен учеником в архитектурную команду известного московского архитектора И. Ф. Мичурина (1703- 1763).

В команде И. Ф. Мичурина Ухтомский пробыл восемь лет. За эти годы он не только приобрел теоретические знания, но и прошел хорошую практику. И. Ф. Мичурин дал положительную оценку своему ученику, отметив, что Ухтомский способен справиться с любой поставленной перед ним задачей.

Д. В. Ухтомский вскоре оправдал слова своего учителя. В 1742 году он принял активное участие в оформлении церемонии коронации Елизаветы Петровны: им были созданы Красные ворота (рис. V.52). В этом же году известные архитекторы И. К. Коробов (1700-1747), М. Г. Земцов (1688-1743) и И. Я. Шумахер (1701-1767) дали высокий отзыв о знаниях и способностях Д. В. Ухтомского. Ему был пожалован ранг гезеля — помощника архитектора, и он был зачислен в команду И. К. Коробова, где показал свои выдающиеся способности. Он стал постоянным помощником

И. Коробова, который его высоко ценил. По рекомендации начальника в 1744 году Ухтомский был произведен в чин капитана (в петровские времена каждый государственный служащий имел воинский чин, соответствующий рангу его должности).

К началу 50-х годов Д. В. Ухтомский стал главным архитектором Москвы. Он утверждал проекты зданий, следил за отводом участков и за ходом строительства, решал градостроительные вопросы: определял размеры улиц и переулков, которым надлежало быть «по линии» (в дальнейшем термин «по линии» заменили термином «красная линия»). В 1748 году Ухтомский получил чин архитектора и ранг майора армейских полков.

Параллельно с обязанностью главного архитектора города он занимался проектной работой. Ухтомский выполнил проекты каменных харчевен в Китай-городе (1775), соляных амбаров на Ильинке (1756 год) и соляного рыбного двора на Солянке (1756); проект корпусов для винных складов Каменномостского питейного двора (1750). Не все его проекты были осуществлены из-за отсутствия денег у городской управы. Его добрые намерения улучшить торговые и складские помещения были сведены на нет.

В те далекие времена в Москве протекала речка Неглинная, через нее в 1753 году по проекту Ухтомского началось строительство нового моста, названного Кузнецким. Вблизи этого моста были запроектированы торговые ряды. Сейчас от речки и моста остались одни названия: Неглинку спрятали под землю в трубы, надобность в мосте отпала, и его снесли. (В наши дни при прокладке коммуникаций были найдены элементы этого моста.)

Высказывается предположение, что Ухтомским была построена известная церковь Никиты-Мученика на Старой Басманной (рис. V.53).

В 1757 году Ухтомский представил проект реконструкции Всехсвятского (позднее Большой Каменный) моста через Москву-реку, начались работы, но реконструкция так и не была завершена.

Как главный архитектор города Ухтомский уделял большое внимание кремлевским башням и строениям, понимая значение Кремля, ЭТОГО выдающегося архитектурного памятника русского зодчества. В 1759 году вышел указ императрицы Елизаветы Петровны о проведении реставрационных работ в кремлевских строениях, включая и стены Кремля. В короткий срок была проделана большая подготовительная работа. Все реставрационные работы были закончены в 1761 году.

Д. Ухтомский вместе с московскими зодчими принимал участие в возведении кремлевского дворца для императрицы Елизаветы Петровны. Диапазон работ Ухтомского был огромен. Он строил и культовые сооружения: колокольню церкви Параскевы Пятницы (1740), церковь на Лазаревском кладбище (1748-1750) и известную колокольню Успенского собора в Троице-Сергиевой лавре (1741-1770).

Первоначальный проект колокольни Успенского собора был ославлен архитектором И. Я. Шумахером. Он предполагал поставить колокольню перед западной стороной собора, но место было выбрано неудачно, так как ее заслоняли другие строения.

Строительство колокольни поручили И. Ф. Мичурину. Он предложил изменить ее месторасположение. Перед колокольней создавалась площадь, и само сооружение хорошо смотрелось со всех сторон. Предложение Мичурина поддержали монастырские — власти, Петербург утвердил предложение архитектора и разрешил строительство.

Одновременно в Киеве начали строительство Андреевской церкви по проекту Б. Ф. Растрелли. Возводить церковь доверили Мичурину. В 1747 году он с женой и детьми, погрузив домашнюю утварь, на казенных подводах отправился в Киев.

После отъезда Мичурина руководство строительством колокольни поручили Ухтомскому.

Колокольня Успенского собора – это единственное архитектурное сооружение Ухтомского, дошедшее до наших дней.

Русский архитектор и реставратор периода царствования Елизаветы Петровны.

Детство и юность, первые работы

Дмитрий Васильевич Ухтомский родился в 1719 году в селе (на тот момент в Пошехонском уезде Ярославской губернии). Семья, в которой родился Ухтомский, была знатной, но, увы, обедневшей. Ухтомские были в родстве со знаменитой династией Рюриковичей, а в числе предков будущего именитого мастера значился сам великий князь . Несмотря на такое родство, Дмитрию Васильевичу приходилось в детстве нелегко: его родители сильно нуждались материально. Будучи наследниками традиций петровской эпохи, они, тем не менее, считали, что сын должен получить практические знания в области строительства и поэтому определили его в двенадцатилетнем возрасте в школу математических и навигационных наук в . Именно здесь мальчик обнаружил в себе склонность и, вместе с тем, большой талант к архитектуре. Дарование позволило ему в 1733 г. стать учеником архитектора Мичурина, который долгих восемь лет (до 1741 года) обучал его всему тому, что знал сам. Мичурин особо выделял Ухтомского среди своих учеников, отметив впоследствии, что тот после нескольких лет практических занятий уже имеет достаточную подготовку и имеет все основания приступить к самостоятельной карьере архитектора.

Талант Ухтомского, к счастью для него, был по достоинству оценен его современниками. История знает немало примеров того, что яркие деятели своей эпохи были вынуждены десятилетиями ждать крупицы удачи. Иллюстрацией признания его архитектурных заслуг может служить назначение Дмитрия Васильевича на проект по выполнению Триумфальных ворот на Тверской улице. Ворота предполагалось поставить в связи с восшествием на престол в 1741 г. . Помимо этого Ухтомский также отвечал и за декоративное оформление коронационных празднеств.

В 1742 г. Ухтомский бы удостоен ранга гезеля архитектуры. Тогда же, практически сразу после обучения у Мичурина он был определен к Коробову - очень известному и талантливому зодчему , который недавно переехал в Москву и с готовностью делился с Ухтомским своим практическим опытом.

Старательность и прилежность в работе в сочетании с огромным рвением и честолюбием позволили Ухтомскому довольно быстро построить впечатляющую для его возраста карьеру. В 1745 г. Дмитрий Васильевич был произведен в архитекторы - это случилось после ухода на пенсию Коробова и смерти Бланка, который считался главным московским архитектором того времени. Конкурентов у Ухтомского не было: Дмитрий Васильевич был для своих лет и времени самым выдающимся юным зодчим Москвы, который к тому времени уже на практике доказал свою компетентность. Архитектуру Москвы и Подмосковья он изучил еще под руководством своего наставника, Мичурина. В 1744 г. Ухтомский даже взял своего первого ученика - молодого человека по фамилии Рославлев, который также впоследствии стал архитектором. Это значило, что его имя уже начинало пользоваться славой и уважением в определенных кругах.

Безусловно, и Мичурин, и Коробов значительно повлияли на Дмитрия Васильевича. Они оба были талантливы, усердны, обладали широким кругозором. Глядя на них, Ухтомский тоже стремился к выдающимся результатам, пользуясь возможностями углубить свой практический и теоретический опыт.

Главные проекты и постройки

Став, по сути, первым архитектором Москвы, Ухтомский столкнулся с тяжелейшей задачей - упорядочить разросшуюся к началу восемнадцатого века столицу. Он решил приняться за городские усадьбы. Внешний вид усадеб, большинство из которых были построены еще в допетровскую эпоху, тогда значительно отличались от петербургских построек, считавшихся образцом для строительства как в Москве, так и в других городах.

Уже в 1753 г. Ухтомский представил чертежи с планами будущих построек в Сенат. Его целью было не просто скопировать систему построек Петербурга и перенести ее в Москву, но и сохранить традиционное расположение дома внутри дома, характерное для последней. При проектировании Дмитрий Васильевич вдохновлялся не только примером столицы, но и архитектурными традициями старой Москвы. Согласно его замыслу, усадебные строения должна были основываться на симметрии и порядке. Ансамбль включал себя сам дом, боковые строения, подъездной двор, сад и хозяйственные постройки. Характерным примером подобной композиции служит подмосковная усадьба Трубецких. Работая над этим проектом, Ухтомский вдохновлялся примером своего старого учителя - Мичурина. В усадьбе действительно угадываются немалые сходства с произведениями Мичурина. Тем не менее, Ухтомский значительно вырос над собой и стал экспериментировать, творчески переработав древнерусские детали в соответствии с художественными требованиями и вкусами своей эпохи.

Еще одним большим проектом Ухтомского стал каменный Кузнецкий мост через реку Неглинную. Предшествующий ему деревянный мост решено было заменить из-за угрозы затопления. В процессе работы над проектом (1751-1757) Ухтомский не только выстроил сам мост, но и задумал сделать целый ансамбль, венчающийся сетью торговых лавок. Это было сделано с целью подчеркнуть великолепие и роскошь центральной части Москвы. Уникальность этого проекта заключалась в том, что Ухтомскому удалось спланировать сложный ансамбль, сочетая небольшие и довольно простые по конфигурации строения. Несмотря на инновационную идею, стремления Ухтомского не получили должного воплощения. Реализация проекта требовала сноса большого количества частных строений, а для густонаселенной центральной Москвы в то время это было не осуществимо.

В дальнейшем Ухтомский работал в очень сдержанной манере. Построенное в Москве здание архитектурной школы было выполнено в 1760 г. и стало типичным образчиком делового строительства. В обиход помпезности зодчий сделал ставку на экономичность, простоту и практицизм. Все это в полной мере соответствовало нормам престижа публичных общественных зданий Москвы.

Как показал творческий путь Ухтомского, очень часто решающую роль в его жизни играла императрица Елизавета Петровна. И вот, в очередной раз он получает новый проект благодаря государыне. В честь приезда императрицы в Москву Ухтомский сооружает здание Сената в Немецкой слободе. Здание строилось с 1753 по 1757 гг. Легких путей Ухтомский, как обычно, не искал: ему необходимо было построить сооружение, внешний вид которого в полной мере бы соответствовал выразительному величию и правительственному назначению. За основу архитектор взял старый двухэтажный дом Лестока.

Дмитрий Васильевич не только успешно справился со своей задачей. В этой постройке угадывались существенные особенности архитектуры этого времени. Представительность, парадный облик, а также такие черты, как купольное покрытие и монументальная композиция, стали основой для совершенно новой архитектурной тенденции.

Плодовитость Ухтомского позволила ему параллельно с постройкой общественных зданий реставрировать и . Он обмерял старые памятники, реставрировал их, занимался перестройкой старых сооружений. Подготовительная работа по перестройке Кремля длилась много лет - лишь в 1761 г. чертежи были закончены.

Для своего времени Ухтомский, безусловно, был новатором. Этим объясняется та смелость и легкость, с которой он комбинировал старый и новый стили, перерабатывал древнерусские орнаменты, подстраивался под текущие архитектурные тенденции. Он не боялся допустить ошибок, словно чувствуя каким-то образом, что его внутреннее чутье позволит будущим проектам органично вписаться в городскую перспективу.

Творческий путь Дмитрия Васильевича Ухтомского был очень насыщенным и плодотворным. Среди его заслуг - постройка культовых для его времени сооружений: церкви на Лазаревском кладбище, колокольни церкви Парасквы Пятницы, а также колокольни Успенского собора в . Реализация этих проектов пришлась на период с 1740-ых по 1750-ые гг.

В 1753 г. Ухтомский построил каменные Красные ворота на месте деревянных, которые архитектор Земцов возвел по случаю коронации Елизаветы Петровны. Это произведение впоследствии позволило Ухтомскому выйти в область фундаментальной архитектуры. Он не просто выстроил ворота заново, сохранив прежние черты декора, но и подчеркнул их величественность при помощи сдвоенных колонн, помещенных у боковых проходов.

Одной из последних работ архитектора стал проект Госпитального и Инвалидного домов. Лучшего кандидата, чем Ухтомский, было не найти: колоссальный опыт в строительстве деловых зданий, много лет работы над переустройством города и, конечно, внутреннее чутье позволили архитектору блестяще справиться с поставленной перед ним задачей. Грандиозный ансамбль, включавший в себя парк, храм и ряд корпусов различного назначения, стал очередной крупной победой мастера.

Финал

В 1760 г. еще достаточно молодой Ухтомский уже оказался не у дел. Придворные интриги не позволили ему сохранить занятую некогда нишу главного московского зодчего. Единственный проект, над которым он работал в последние годы - постройка лаврской колокольни. Она же стала его последним архитектурным детищем.

В 1767 г. Дмитрий Васильевич Ухтомский ушел в отставку. В дальнейшем он никогда не порывался вернуться к тому, что когда-то было для него делом и смыслом всей его жизни - архитектуре. Умер архитектор в 1774 году.

Дмитрий Васильевич Ухтомский был и остается ярким представителем стиля барокко, а его творческое наследие смело позволяет называть его родоначальником московской школы русской архитектуры восемнадцатого столетия.