Про психологию. Учения и методики

Бой крейсера эдинбург с немецкими эсминцами. Тайная миссия крейсера «Эдинбург

Громкая сенсация, грянувшая в Южной Корее в связи с обнаружением затонувшего русского крейсера «Дмитрий Донской», на борту которого якобы находится груз золота стоимостью в 135 миллиардов долларов, судя по всему, завершится ничем. Российские эксперты, занимающиеся историей отечественного военно-морского флота, сходятся во мнении, что «золотой груз» «Дмитрия Донского» — это миф, который не имеет под собой оснований.

Между тем более 30 лет тому назад золотой груз, имеющий прямое отношение к нашей стране, действительно был поднят с борта затонувшего военного корабля.

Секретный груз в счет оплаты по ленд-лизу

В начале Великой Отечественной войны северные морские конвои в рамках поставок по ленд-лизу везли в Мурманск из Великобритании военную технику, оружие и другие грузы, необходимые СССР. Не все знают, что был и «обратный ленд-лиз»: из Советского Союза везли ценное сырье и золото в счет оплаты военных поставок.

28 апреля 1942 года вместе с конвоем QP-11 из Мурманска в Англию вышел британский лёгкий крейсер «Эдинбург». Только старшие офицеры крейсера знали о специальном грузе, принятом на борт в Мурманске: 93 деревянных ящика, в которых содержалось 465 слитков золота общим весом в 5536 кг.

30 апреля 1942 года «Эдинбург», несколько оторвавшийся от судов каравана, был атакован немецкой подводной лодкой U-456. Крейсер получил две торпеды: одна попала в левый борт, вторая — в корму. «Эдинбург» потерял ход, но остался на плаву.

Затопить, чтобы не достался врагу

Корабль находился в 187 милях от Мурманска. После того как подошли два британских эсминца, было принято решение попытаться вернуться в советский порт. Однако вскоре появились немецкие эсминцы, намеревавшиеся добить «Эдинбург».

В завязавшемся бою был потоплен немецкий эсминец «Герман Шеман». Но «Эдинбург», получивший новые повреждения, окончательно потерял ход. По приказу британского командования экипаж судна перешел на другие корабли, а сам крейсер был расстрелян английскими эсминцами и пошел на дно. Такое решение было принято для того, чтобы ценный груз не достался гитлеровцам.

Золото на борту «Эдинбурга» было застраховано: на 2/3 — в Госстрахе СССР, на 1/3 — в английском Комитете по страхованию военных рисков.

В годы войны и первые послевоенные десятилетия технологий для подъема золота с борта «Эдинбурга» не существовало. Но о золотом грузе стало широко известно, и крейсер оставался в числе потенциальных целей кладоискателей.

Договор с мистером Джессопом

Сложность заключалась в том, что желающим поднять груз необходимо было договариваться и с правительством СССР, и с правительством Великобритании, ведь, помимо всего прочего, место гибели «Эдинбурга» было объявлено воинским захоронением: на его борту остались 57 погибших британских моряков.

В 1979 году британский дайвер и искатель приключений Кейт Джессоп провел экспедицию с целью более точного определения места гибели судна. Джессоп до этого не занимался подводным кладоискательством, но собрал почти всю доступную информацию по «Эдинбургу» и был убежден, что сумеет поднять ценный груз.

Кейт Джессоп был человеком коммуникабельным, открытым и добродушным. Ему удалось расположить к себе членов советской делегации, прибывшей в Великобританию на переговоры. Москва получила доклад: Джессоп не авантюрист и не шпион, с ним можно работать.

В апреле 1981 года представители СССР и Великобритании заключили договор с частной фирмой «Джессоп Марин Рикавериз». Все расходы на операцию ложились на Кейта Джессопа и его компаньонов. В случае успеха команда кладоискателя получала 45 процентов поднятого золота. Остальные 55 процентов делились между СССР и Великобританией: 2/3 — Москве, 1/3 — Лондону. Такая пропорция основывалась на размере страховых выплат сторон.

«Я нашел его! Я нашел золото!»

Работы начались 9 мая 1981 года. Спустя пять дней спасательное судно «Дамматор» обнаружило крейсер на глубине 250 м. Он лежал на дне на левом борту. После установления точного местонахождения «Эдинбурга» началась подготовка к операции по подъему золота.

В августе 1981 года в район работ отправилось судно «Стефанитурм», оснащенное оборудованием, позволяющим водолазам работать на глубинах до 400 метров.

Опытнейшие водолазы, привлеченные к операции, жили в специальных барокамерах в трюме и опускались к крейсеру попарно в особом водолазном колоколе. Такой подход позволял экономить много времени, исключая его затраты на ежедневную процедуру декомпрессии.

Операция шла трудно. Сначала выяснилось, что попасть внутрь судна через пробоины в борту не получится: это оказалось слишком опасно для водолазов. Пришлось вырезать специальное отверстие в корпусе. Затем еще десять дней ушло на расчистку завалов на пути к артиллерийскому погребу, где должны были находиться ящики с золотом.

Время шло, люди все больше уставали, а результата не было. Но однажды двадцатисемилетний водолаз из Зимбабве Джон Россье прокричал в микрофон: «Я нашел его! Я нашел золото!» На поверхность был поднят первый драгоценный слиток.

Большой куш

Из слоев ила и мазута на ощупь стали доставать один слиток за другим. За последующие 19 дней с борта «Эдинбурга» был поднят 431 слиток золота общим весом 5129,3 кг.

5 октября 1981 года работы были приостановлены. Окончательно испортилась погода, а водолазы, несмотря на энтузиазм, смертельно устали. Кейт Джессоп рассудил, что рисковать дальше нет смысла. Через четыре дня судно «Стефанитурм» пришло в порт Мурманск с поднятым золотом.

Это была мировая сенсация. Команде Джессопа удалось осуществить самую успешную операцию в истории подводного кладоискательства. Золото, поднятое со дна Баренцева моря, «потянуло» на 81 миллион долларов. 35 миллионов долларов было выплачено фирме Кейта Джессопа.

Уникальный экспонат

Кладоискатель намеревался вернуться за оставшимися слитками через год. Однако вскоре британец решил переключиться на поиск затонувших испанских галеонов в Карибском море.

Контракт на дальнейшие работы был передан английской компании «Уорлтон-Уильямс». Существовала информация о том, что на «Эдинбурге» могли везти не 5, а 10 тонн золота. Впрочем, и 34 слитка золота, которые не подняли водолазы Кейта Джессопа, тоже стоили того, чтобы организовывать новую операцию.

В конечном счете экспедиция к «Эдинбургу» была проведена осенью 1986 года. Слухи о еще пяти тоннах золота не подтвердились. Добычей водолазов стали 29 слитков общим весом 345,3 кг. Найти еще пять слитков оказалось невозможным. Они так и остались где-то на дне Баренцева моря.

Один из слитков, доставшихся Советскому Союзу, сейчас находится в экспозиции Алмазного фонда России, напоминая об этой уникальной истории.

HMS Edinburgh (C16) - британский лёгкий крейсер типа «Таун» (подтип «Белфаст»), один из 9 крейсеров этого типа в составе Королевского военно-морского флота во время Второй мировой войны. Назван (31 марта 1938 года) в честь Эдинбурга - столицы Шотландии.

В последнем походе сопровождал конвой QP-11 (28.04.1942 Мурманск - 7.05.1942 Рейкьявик).
Имел на борту около 5,5 тонн золота - частично оплата советских закупок в Великобритании и США, произведенных сверх программы ленд-лиза (поставки по ленд-лизу не подлежали оплате до окончания войны), частично - «обратный ленд-лиз»: поставлялось сырье для производства средств связи для СССР, которое использовалось для золочения контактов всего телефонного, радио- и навигационного оборудования производимого для советской армии, авиации и флота. 2 мая 1942 года потоплен в Баренцевом море субмариной U-456 (капитан Макс-Мартин Тайхерт).

Основные характеристики:

Длина 190,17 м наибольшая, 187,88 м по ватерлинии, 179,65 м между перпендикулярами.
Ширина 19,32 м.
Двигатели 4 турбозубчатых агрегата Парсонса, 4 трёхколлекторных котла Адмиралтейского типа.
Мощность 82 500 л. с. (60 МВт) - проектная.
Скорость хода 32,5 узла при стандартном водоизмещении, 31 узел - при полном водоизмещении.
Дальность плавания 10 100 морских миль на скорости 12 узлов.
Экипаж 730 человек.

Вооружение:

Артиллерия 4 × 3 - 152-мм/50 орудий Mk-XXIII в башенных установках MK-XXIII.
Зенитная артиллерия 6 × 2 - 102-мм/45 Mk-XIX, 2 × 8 - 40-мм «пом-помов».
Минно-торпедное вооружение 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата TR-4.

Последний поход «Эдинбурга»

В конце апреля 1942 года «Эдинбург» во главе конвоя судов вышел из Мурманска в Англию. На борт крейсера в Мурманске было погружено, согласно сохранившимся документам, 93 деревянных ящика, в которых содержалось 465 слитков золота весом 5534603,9 граммов (195548 унций).
30 апреля (по другим сведениям 1 мая) в 187 милях к северу от Мурманска «Эдинбург» был торпедирован немецкой подводной лодкой U-456 (командир - Тейхерт). Крейсер получил две торпеды: одна попала в левый борт, вторая - в корму. «Эдинбург» потерял ход, но остался на плаву. На помощь подошли два британских эсминца и под их охранением крейсер попытался вернуться в Мурманск, однако, вскоре подошли три немецких эсминца под командованием фрегаттен-капитана Шульце-Гинрикса. Они открыли по «Эдинбургу» артиллерийский огонь и выпустили торпеды. Одна из торпед попала в корму крейсера, после чего он еще больше накренился на левый борт.
В ходе боя был потоплен немецкий эсминец «Герман Шёман». Остальные два немецких эсминца сняли с него экипаж и отошли. Контр-­адмирал Картер, руководивший операцией, отдал приказ английским эсминцам снять с «Эдинбурга» экипаж и добить крейсер торпедами. Британский эсминец торпедировал крейсер «Эдинбург» двумя торпедами в левый борт. Корабль затонул вместе с золотом на глубине примерно 900 футов (около 260 м). Все члены экипажа - 750 человек, были доставлены в Мурманск.

Золото, находившееся на борту «Эдинбурга», было застраховано в Госстрахе СССР. 1/3 золота была перестрахована английским Комитетом по страхованию военных рисков.

Поднятие золота с крейсера «Эдинбург»

Идея поднятия золота с затонувшего крейсера возникла сразу же как только появились технические возможности осуществления этой операции.

Попытки поднятия золота осуществлялись неоднократно.

Норвежская фирма «Столт-Нилсен Редери» обращалась 1979 г в советское посольство с уведомлением о поиске судов, пропавших во время Второй мировой войны в Баренцевом море.

Переговоры с этой фирмой завершились безрезультатно, несмотря на то, что она потратила около миллиона долларов на подготовку операции по подъёму золота.

Позднее в 1981 году было достигнуто соглашение и подписан трёхсторонний контракт по поиску и подъёму затонувшего золота. Сторонами по контракту выступали Министерство торговли Великобритании, Министерство финансов СССР и британская компания «Джессон Марин Рикавериз», которая должна была осуществлять операцию по поиску и подъёму золота.
Подготовка к операции по подъёму золота проводилась также на борту аналогичного «Эдинбургу» крейсера «Белфаст», стоящего на Темзе в Лондоне, напротив Тауэра.

Работы начались 9 мая 1981 года. Спасательное судно «Дамматор» 14 мая 1981 года обнаружило судно на глубине 250 м, лежащим на дне на левом борту.
Вторая стадия работ началась в сентябре 1981 года с использованием второго, более приспособленного для такой операции судна «Стефанитурм».

Работы по подъёму золота осуществлялись круглосуточно. Ящики после долгого нахождения в воде развалились, всё было покрыто толстым слоем ила и мазута. Водолазы с использованием грунтонасоса с трудом, временами наощупь, находили слитки золота и грузили их в сетку, с помощью которой поднималось золото на борт судна.
На борту судна постоянно дежурили представители ИНГОССТРАХА, фиксируя количество поднимаемых слитков. Всего был поднят 431 слиток золота общим весом 5129,3 кг. Из-за усталости водолазов и ухудшения погоды 5 октября было принято решение прервать работу по подъёму груза. 9 октября 1981 г. судно «Стефанитурм» пришло в порт Мурманск с поднятым золотом.

Распределение золота было осуществлено согласно достигнутой договорённости и прав собственности на груз в соответствии с действующими правилами следующим образом: 1/3 - Великобритании, 2/3 - СССР. Спасатели получили в качестве оплаты за спасение 45 % спасённого золота.

Оставшуюся часть золота поднимали через пять лет, в сентябре 1986 года. Контракт на спасение груза был подписан с той же фирмой «Джессон Марин Рикавериз». Для подъёма золота использовалось судно «Диипвотер-2». Было поднято 29 слитков весом 345,3 кг. Пять слитков золота весом 60 кг остались лежать на дне Баренцева моря.


HMS Edinburgh

HMS Southampton (1936)

HMS Edinburgh

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Однотипные корабли

HMS Edinburgh (рус. «Эдинбург» ) - британский лёгкий крейсер типа Town (подтип Edinburgh ), один из сильнейших лёгких крейсеров ВМС Великобритании . Принимал активное участие в боевых действиях Второй мировой войны . Участвовал в операции по уничтожению немецкого линкора Bismarck , а также эскортировал полярные конвои. Погиб 2 мая 1942 года при проводке конвоя QP-11. Крейсер затонул вместе с грузом золота, предназначенным для оплаты военных поставок СССР.

История создания

Крейсер HMS Edinburgh был заложен на верфи Swan Hunter 30 декабря 1936 года, спущен на воду 31 марта 1938 года и введён в строй 6 июля 1939 года.

Конструкция

Корпус

Основное отличие от строившихся до него крейсеров типа Town заключалось в смещении машинно-котельных отделений в корму и размещении перед ними погребов боезапаса 102-мм орудий. Вследствие этого силуэты новых крейсеров приобрели характерные очертания с дымовыми трубами, далеко отставленными от носовой надстройки. Корпус крейсера был круглоскулым, с явно выраженным скуловым изломом в носовой части. Он разделялся на 15 отсеков поперечными водонепроницаемыми переборками . Двойное дно имелось на всём протяжении корпуса , а в районе артиллерийских погребов оно было тройным.

Лёгкий крейсер HMS Edinburgh

Бронирование

HMS Edinburgh имел броневой пояс толщиной 114 мм, который прикрывал корпус между 26-м и 238-м шпангоутами . Пояс опускался на 91 см ниже ватерлинии и поднимался до уровня главной палубы (в районе машинно-котельных отделений до верхней палубы). Пояс замыкался поперечными траверзами толщиной 63 мм. Горизонтальная защита представляла собой броневую палубу толщиной 51 мм. В районе погребов боезапаса башен главного калибра толщина броневой палубы возрастала до 76 мм. Рулевой привод был прикрыт с боков внутренними продольными и поперечными экранами толщиной 25 мм. Сверху он прикрывался броневой палубой толщиной 51 мм.

Вооружение

Основным оружием HMS Edinburgh были 12 152-мм орудий Мк-XXIII. Орудия Мк-XXIII, имевшие конструкцию со скреплённым стволом и поршневым затвором, располагались в трёхорудийных башенных установках Мк-XXIII. Основным зенитным вооружением HMS Edinburgh были 12 102-мм пушек Mk-XVI в спаренных палубных установках Mk-XIX. В первоначальное вооружение крейсера также входили два 8-ствольных 40-мм автомата "Виккерс" Mk-IVA «пом-пом». На крейсере также были установлены два трёхтрубных торпедных аппарата TR-IV калибра 533 мм. Противолодочное вооружение крейсера состояло из глубинных бомб Mk-VII. Также на HMS Edinburgh постоянно базировались три гидросамолёта Supermarine Walrus .

Силовая установка

Гибель

30 апреля HMS Edinburgh был обнаружен подводной лодкой U-456 (командир – капитан-лейтенант Тайхерт). К этому времени крейсер по приказу контр-адмирала Бонэма-Картера, опасавшегося следовать со скоростью транспортов, шёл в голове каравана широким противолодочным зигзагом на скорости 18-19 узлов.

После многочасового маневрирования для поиска оптимальной позиции для атаки, в 16.10 U-456 дала трёхторпедный залп по крейсеру. Две из трёх торпед попали в правый борт HMS Edinburgh : первая в центральную часть корпуса в район 80-го шпангоута, вторая в корму в район 253-го шпангоута. Оба взрыва прогремели практически одновременно. Корабль сильно тряхнуло, тотчас погас свет. Кормовую оконечность вместе с рулём и двумя винтами оторвало от крейсера, металлическая палуба позади последней башни главного калибра изогнулась вверх. HMS Edinburgh потерял ход и управление.

Но, несмотря на тяжёлое положение, экипажу удалось локализовать повреждения. Поступление воды остановили, крен на правый борт выровняли контрзатоплением отсеков противоположного бота и даже перетаскиванием тяжёлых предметов. К 18.30 к повреждённому крейсеру подошли эсминцы HMS Foresight , HMS Forester , «Гремящий» и «Сокрушительный» . Тем временем U-456 попыталась произвести повторную атаку, но была отогнана эсминцем HMS Forester , едва не протаранившим её форштевнем.

Последние минуты HMS Edinburgh

Попытки эсминцев буксировать HMS Edinburgh оказались безуспешными, но крейсеру удалось запустить носовые турбины. При помощи передней пары винтов удалось дать ход около трёх узлов. В качестве рулевого управления использовали буксиры, поданные на эсминцы. Крейсер направился в Мурманск, до которого было около 250 миль, для преодоления которых требовалось 4 дня.

Утром 1 мая «Гремящий» и «Сокрушительный», у которых было на исходе топливо, ушли на заправку в Ваенгу. А после полудня крейсер атаковали торпедоносцы. Немецким лётчикам не удалось причинить какого-либо вреда кораблям, но всё же эсминцам пришлось отдать буксиры и заняться противовоздушной обороной крейсера. Лишь после подхода советского сторожевого корабля «Рубин» и английских тральщиков около 18.00 удалось возобновить движение крейсера. К этому времени удалось поднять давление пара в котлах, и скорость HMS Edinburgh возросла до 8 узлов.

Но немцы не собирались упускать добычу. Около 14.00 суда конвоя QP-11 (к этому времени в охранении остались 4 устаревших эсминца и 4 корвета) подверглись нападению немецких эсминцев Hermann Schoemann (Z-7 ) , Z-24 и Z-25 , имевших ощутимое огневое превосходство над кораблями охранения. После 4-часового жаркого боя (один только Hermann Schoemann выпустил 380 снарядов), в ходе которого немцам удалось потопить советский пароход «Циолковский», они оставили конвой в покое и отправились искать повреждённый крейсер.

В 16.17 с Hermann Schoemann заметили тральщик HMS Harrier и открыли по нему огонь. Перестрелка при низкой видимости была безрезультатна, но помогла HMS Edinburgh подготовиться к бою. Как только немецкий эсминец оказался замечен с крейсера, по нему незамедлительно был открыт огонь. По эсминцу могла вести огонь только вторая башня («В»). Кормовая башня была заклинена, а наводчики первой и третьей башни не видели противника. Система управления огнём была выведена из строя. Но, несмотря на это, первый же залп лёг близко от цели. Hermann Schoemann резко увеличил скорость и начал ставить дымозавесу, но второй залп HMS Edinburgh был точен. В эсминец попали два снаряда, пронзив оба машинных отделения, корабль окутало дымом, управление всеми системами вышло из строя. Торпеда, выпущенная их носового аппарата, в крейсер не попала.

Повреждения кормовой части после попадания торпед.

В 06.48 2 мая в атаку на HMS Edinburgh вышли Z-24 и Z-25 . Крейсер отстреливался из 152-мм и 102-мм орудий, но в этот раз неудачно. Эсминцам удалось выпустить по нему 7 торпед, и одна из них попала в цель. Попадание пришлось в левый борт в районе 86-108 шпангоутов, напротив пробоины по правому борту. Многочисленные помещения (в том числе носовое котельное отделение и погреба боезапаса третьей башни) оказались затопленными водой и нефтью из повреждённых резервуаров. Крейсер был вынужден застопорить турбины.

К крейсеру подошли тральщики HMS Harrier и HMS Gossamer и начали снимать экипаж с крейсера, а третий тральщик - HMS Hussar прикрывал их дымовой завесой. Эсминцы HMS Foresight и HMS Forester ввязались в бой с Z-24 и Z-25 , и, несмотря на полученные тяжёлые повреждения, отогнали их. Немцы отошли к тонущему Hermann Schoemann , сняли с него экипаж и подорвали его глубинными бомбами. Hermann Schoemann затонул в 8.30.

Но HMS Edinburgh ненадолго пережил своего противника. Крен продолжал увеличиваться и адмирал Бонем-Картер приказал снимать с корабля экипаж. Экипаж перешёл на тральщики, которые оказались сильно перегруженными. Для того, чтобы скорее продолжить путь, HMS Edinburgh было решено добить. Это сделал эсминец HMS Foresight выпустив по нему торпеду. В 8.52 крейсер исчез под водой. На крейсере погибло 57 человек и ещё 23 были ранены.

Командиры

Корабль с сокровищами

Информация о том, что на борту HMS Edinburgh находилось золото, очень скоро просочилась в английскую прессу. А в 50-е годы появились предложения о поиске крейсера и находящегося на его борту золота. Но поиск HMS Edinburgh был сопряжён с определёнными трудностями. Во-первых, корабль затонул на глубине в четверть километра; во-вторых, крейсер был объявлен военным захоронением (ведь на нём покоилось 57 моряков), вследствие чего он получил полную неприкосновенность.

Тем не менее, англичанин Кейт Джессоп, в течение 10 лет изучавший всевозможную информацию о последнем походе HMS Edinburgh , решился организовать поисковую экспедицию. В 1979 году он, заручившись поддержкой норвежской фирмы «Столт-Нильсен», провёл поиски в Баренцевом море. Хотя корабль найден не был, район поиска довольно чётко удалось обозначить. Это оказалось возможным, в основном, благодаря свидетельству капитана одного из траулеров, в сети которого попали обломки с HMS Edinburgh .

В 1980 году предприимчивый англичанин организовал собственную фирму «Джессоп мэрин Рикавериз». В проекте Джессопа согласились участвовать известные корпорации: «Ракал-Декка», предоставившая электронное и гидроакустическое оборудование и OSA, предоставившая поисковое судно Demptor . В мае 1981 года Demptor отправился в поисковую экспедицию, оказавшуюся удачной. HMS Edinburgh был обнаружен в первый же день поисков. Он лежал на левом борту на глубине 250 метров. С помощью видеокамеры был отснят небольшой фильм.

Кейт Джессоп сразу же начал переговоры с советской и британской сторонами, в результате чего появилось советско-британское соглашение, подписанное 5 мая. Согласно нему фирма Джессопа несла все затраты по подъёму золота, а в случае неудачи не получала никакой компенсации. В случае же успеха Джессоп получал 45% поднятого золота, а остальное должно быть поделено между СССР и Великобританией в соотношении 2:1, так как СССР в годы войны уже получил страховку в размере 32,32% от стоимости золота, выплаченную Британским бюро страхования от военных рисков.

Для того, чтобы не беспокоить останки погибших моряков, подъём золота предполагалось осуществить через торпедную пробоину в правом борту. В августе к месту гибели HMS Edinburgh прибыло судно Stefaniturm , предоставленное фирмой OSA и оснащённое по последнему слову техники, в том числе, глубоководным колоколом и мощными лебёдками. Попытки проникнуть в артиллерийский погреб с золотом через торпедную пробоину была безуспешной. Мешали покорёженные конструкции и большое количество снарядов. Был прорезан дополнительный лаз, и проложен путь через топливные танки. Условия работы были чрезвычайно трудными, ведь работы на такой глубине проводились впервые в истории, и многие водолазы жаловались на недомогание.

16 сентября 1981 года поиски увенчались успехом. Был найден первый золотой слиток весом 11,5 кг. За следующие три недели был поднят 431 слиток золота общим весом около 5,13 тонн. Чрезвычайная усталость водолазов, а также ухудшение погоды заставили прекратить работы, и 7 октября Stefaniturm отправился в Мурманск. Общая стоимость поднятого золота составила более 40 млн. фн. ст., что является абсолютным рекордом в истории поиска морских сокровищ.

После этого Джессоп продал советско-британский контракт своим конкурентам - фирме «Уорлтон-Уильямс», которая организовала новую экспедицию к HMS Edinburgh . 28 августа 1986 года поисковое судно Deepwater-2 отправилось к месту гибели крейсера. В течение двух недель было найдено и поднято на поверхность ещё 29 слитков. На HMS Edinburgh оставалось ещё 5 слитков золота, но отыскать их среди покорёженного металла и разбросанных повсюду боеприпасов оказалось нереальным. 18 сентября Deepwater-2

Литература и источники информации

  • С.А. Балакин Крейсер "Белфаст" . - Москва: 1997. - (Морская коллекция №1/97).
  • С.В. Патянин, А.В. Дашьян, К.С. Балакин, М.С. Барабанов, К.В. Егоров Крейсера Второй мировой. Охотники и защитникию . - Москва: Коллеция, Яуза, ЭКСМО, 2007. - (Арсенал Коллекция). - ISBN 5-699-19130-5

Галерея изображений

Крейсер "Эдинбург", затонувший с грузом советского золота.

В 1981 году в Баренцевом море была проведена уникальная операция по спасению груза золота с борта британского крейсера «Эдинбург», ушедшего на дно в далёком 1942 году. Образцовый профессионализм, который показала спасательная команда при розыскных и подъёмных работах, а также количество извлечённых ценностей заслуживает особого внимания специалистов и просто людей, интересующихся подводной археологией и кладами.

Упомянутый груз золота был погружен на «Эдинбург» 25 апреля 1942 года в Ваенге (неподалёку от Мурманска). С этого момента крейсер флота Великобритании стал частью секретной операции по переправке союзникам очередного платежа правительства СССР за поставки по лэндлизу. В тот день «Эдинбург» принял в свои погреба 93 ящика, содержащих 465 слитков золота, общим весом чуть более 5,5 тонн.

28 апреля крейсер, сопровождаемый эсминцами «Форсайт» и «Форестер» вышел в море и на следующий день уже присоединился к конвою QP-11. В охранении этого каравана судов, следовавших из Мурманска в Англию, теперь насчитывалось 6 британских и 2 советских эсминца, крейсер, 4 корвета, британские тральщики.

В этот же день, 29 апреля, конвой был обнаружен немецкой воздушной разведкой. Первая атака на караван произошла утром следующего дня. Это вынудило контр-адмирала Королевского флота Бонэм-Картера, находившегося на «Эдинбурге», покинуть караван. Объясняется такое решение тем, что, находясь в конвое, современный быстроходный крейсер вынужден был двигаться со скоростью других судов. Так он терял одно из своих существенных преимуществ и становился уязвим, что было неприемлемо для боевого корабля с таким ценным грузом на борту.

Крейсер отделился от основной массы судов и, не взяв эскорта, отдалился от головы каравана примерно на 15-20 миль. Тут одинокий корабль и был замечен капитаном немецкой подводной лодки U-456 Максом Тихартом. Подлодка выпустила по крейсеру 3 торпеды. От двух из них «Эдинбург» уклониться не смог. Взрывы нанесли большие повреждения, частью оторвав, а частью повредив кормовую часть корабля, лишив судно рулей и винтов, и соответственно возможности двигаться. На сигнал о помощи в течение 1,5-2 часов к повреждённому «Эдинбургу» подошли советские эсминцы «Гремящий» и «Сокрушительный» и британские эсминцы «Форсайт» и «Форестер». Им удалось предотвратить повторную атаку немецкой субмарины.

Экипаж «Эдинбурга» сразу после торпедирования приступил к борьбе за живучесть, однако, несмотря на прекращение поступления забортной воды в отсеки, о продолжении перехода в Англию теперь не могло быть и речи. Контр-адмирал Бонэм-Картер принял решение возвращаться в Мурманск. Буксировать повреждённый крейсер не удалось, поэтому к ночи 1 мая судно начало движение в обратный путь малым ходом (около 3 миль в час) с помощью носовых турбин.

В сопровождении «Эдинбурга» на пути к Мурманску оставались оба британских эсминца, а вместо советских «Гремящего» и «Сокрушительного» подошли английские тральщики и советский сторожевой корабль «Рубин».

Повреждённый взрывом торпеды британский крейсер "Эдинбург".

Немецкое командование, не желая отпускать сильно повреждённый британский крейсер, выслало на перехват 3 эсминца. Они настигли «Эдинбург» и его эскорт утром 2 мая. В ходе боя один из немецких кораблей был сильно повреждён и впоследствии затоплен, но и «Эдинбург» получил очередную торпеду в борт. Остававшиеся в строю немецкие эсминцы превосходили по огневой мощи эскорт британского крейсера, поэтому, чтобы поскорее уйти от места сражения, Бонэм-Картер отдаёт распоряжение команде покинуть корабль. Экипаж приняли на борт тральщики «Госсамер» и «Харриер». А вот ценный груз остался на «Эдинбурге». Перегрузить его не было, не времени, не возможности – бомбовый погреб с золотом затопило забортной водой ещё при первом торпедировании крейсера. Около 9 утра 2 мая оставленный «Эдинбург» пустили на дно, добив торпедой с эсминца «Форсайт».

Так трагически закончился боевой путь лёгкого крейсера флота Великобритании «Эдинбурга». На его борту осталось 57 погибших моряков, и британское правительство объявило корабль воинским захоронением.

Груз золота также на долгие годы был утерян. Глубина на месте затопления судна оказалась значительной и технически недостижимой. Да и права на «подводный клад» принадлежали Госстраху СССР и Английскому правительственному бюро страхования военных рисков. Поэтому ни одному частному подрядчику без согласования с обеими сторонами невозможно было проводить спасательные работы на месте крушения «Эдинбурга».

Сразу после окончания войны информация о затонувшем золоте появилась в прессе, и желающих заняться подъёмом ценностей было предостаточно. Неоднократно проявляли интерес в этом вопросе и правительства СССР и Англии.

К обоюдному взаимопониманию страны пришли к началу 80-х. К тому времени британское правительство уже сняло запрет на работы на месте гибели своего военного корабля. Для поднятия со дна Баренцева моря груза крейсера было проведено нечто вроде конкурса, где среди множества претендентов выбрали кандидата, наиболее подготовленного для работ на борту «Эдинбурга».

Кейт Джессоп - водолаз и исследователь,руководивший поиском и подъёмом "золотого" груза "Эдинбурга".

Самой подходящей на эту роль стала компания «Джессоп Мэрин Рикавериз». Возглавлявший компанию Кейт Джессоп обладал значительным опытом в подводных работах. К тому же он на момент конкурса оказался и наиболее осведомлённым касательно истории «Эдинбурга» и предположительного места его затопления. Кейт Джессоп давно собирал информацию и даже в 1979 году провёл экспедицию с цель обозначения района гибели крейсера. Партнёрами «Джессоп Мэрин Рикавериз» в планируемой поисково-спасательной операции стали известные европейские компании, обеспечившие команду Джессопа судном и современным оборудованием.

5 мая 1981 года между представителями советского и английского правительств и компанией «Джессоп Мэрин Рикавериз» был заключён договор. Согласно этому договору 45% поднятого груза золота доставалась консорциуму компаний–партнёров во главе с Кейтом Джессопом. Оставшиеся 55% делились между СССР и Англией в долях, соответствующих выплаченным ими в годы войны страховым обязательствам за утерянный груз. Все расходы и риски ложились на консорциум Джессопа.

Крейсер "Белфаст". Как и "Эдинбург" относился к крейсерам типа "Town".

Начался подготовительный этап операции. Для работы на борту «Эдинбурга» набрали команду из 16 лучших водолазов-профессионалов со всего мира, прошедших жесточайший отбор по множеству критериев. Также изучили внутреннее устройство крейсера на примере однотипного ему «Белфаста». С целью ещё больше сузить район поиска изучили все доступные архивы, содержащие сведения о последнем бое «Эдинбурга» и соотнесли полученные данные с информацией от рыбаков о зацепах их тралов в том районе Баренцева моря об препятствия на дне. Так определили два относительно небольших района предстоящих поисков.

В обозначенный район вышло судно «Дамматор», которое уже 14 мая с помощью гидролокатора определило покоящееся на дне на глубине 250 метров большое судно, а на следующий день данные, полученные с подводного телеуправляемого аппарата, подтвердили – «Эдинбург» найден.

Для следующего этапа экспедиции – подъёма груза, подключили специально оборудованное для этого водолазным комплексом, судно «Стефанитурм». Имеющееся снаряжение позволяло работать водолазам на глубинах до 400 метров.

Судно "Stephaniturm".

На борту этого корабля, 28 августа вышедшего к месту проведения работ, находились представители правительств СССР и Великобритании. Через неделю водолазы уже совершали первое погружение на дно Баренцева моря в месте затопления крейсера.

Первые же спуски показали, что работы предстоит много – пробоина, через которую планировали добраться до отсека с золотом, загромождена изломанным, перекрученным железом, завалена боеприпасами. Приняли решение вырезать в борту судна другой «вход» - это было менее трудозатратно.

На протяжении всей подводной части операции водолазы жили в барокамерах в трюме «Стефанитурма», опускаясь ежедневно на дно попарно в водолазном колоколе. Такой подход позволял экономить много времени, исключая его затраты на ежедневную процедуру декомпрессии. Эту процедуру предстояло пройти водолазам единожды по окончании спасательных работ. Для дыхания вне водолазного колокола на дне использовалась специальная дыхательная смесь.

По истечении 10 дней работ внутри корпуса крейсера, прошедших за разбором завалов и очистке прохода, удалось добраться до артиллерийского погреба, в котором хранился ценный груз. Ещё несколько дней ушло на очистку самого погреба, и только тогда показались долгожданные слитки. Первый брусок золота нашёл водолаз Джон Россье.

Результат успешной спасательной экспедиции на борту "Эдинбурга".

Извлечение золотого груза сопровождалось неизбежной дальнейшей расчисткой помещения. Этот процесс занял ещё 10 дней, и к началу октября на поверхность удалось поднять 431 слиток, совершив в течение экспедиции 67 погружений к крейсеру «Эдинбург». Продолжать работы не позволила осенняя штормовая погода. Остаток груза – 34 слитка, планировалось достать в следующем году.

Однако точка в подъёме золота с «Эдинбурга» была поставлена только через 5 лет. К тому времени консорциум, возглавляемый Джессопом, распался и контракт на продолжение работ достался фирме «Уорлтон-Уильямс». 28 августа 1986 года их судно «Дипвотер-2» вышло к месту предстоящих погружений. В период с 4 по 10 сентября им удалось извлечь ещё 29 слитков. Оставшиеся 5 брусков золота в артиллерийском погребе найдены не были и их судьба до сих пор не известна.

О крейсере флота Великобритании «Эдинбурге» и золоте на его борту, а также о процессе извлечения «подводного клада» написано несколько книг и снят фильм. Эта история долгое время привлекала к себе большое внимание общества. Помимо чисто меркантильного интереса эта операция представляется весьма показательной и с технической точки зрения. Организация процесса поисковых и подводных работ, а также используемые технологии и оборудование позволили в очень сжатые сроки провести передовую на тот момент операцию, доказав возможность таковой на недостижимых до того времени глубинах.

Как известно с истории, 28 апреля 1942 года из порта в Мурманске вышел конвой QP-11, который состоял из тридцати грузовых кораблей, охраняемых шестью эсминцами, четырьмя сторожевыми кораблями и боевым траулером. Флагманом данного конвоя выступал британский крейсер «Эдинбург», на котором находился контр-адмирал Бонхем-Картер. На первые сутки плаванья ничего необычного не произошло, но на вторые была замечена вражеская разведывательная авиация. По приказу немецкого командования на ликвидацию охраны конвоя были брошены несколько субмарин, что должно было обеспечить беспрепятственный подлет авиации с торпедами для потопления грузового транспорта.

Крейсер «Эдинбург», который перевозил золото в 1942 году из Мурманска.

Немецкая субмарина U-456 на перископной глубине обнаружила «Эдинбург» уже 30 апреля 1942 года и в пятом часу вечера атаковала крейсер. Корпус крейсера содрогнулся от мощного взрыва со стороны правого борта на уровне кормовой башни. Но за первым взрывом последовал и второй, который и решил судьбу крейсера «Эдинбург» - он остался без винтов, рулевого управления и мог двигаться со скоростью 3,5 узла. Контр-адмирал Бонхен-Картер вызвал на помощь эсминцы «Форсайт» и «Форстер» и решил идти обратно в Мурманск, бросив конвой.

Немецка субмарина U-456, которая атаковала эсминец "Эдинбург"

Чуть больше суток прошло после встречи с гитлеровской субмариной, как на горизонте появились силуэты немецких эсминцев. Начался бой. Неповоротливому «Эдинбургу» удалось потопить залпом носовых орудий вражеский эсминец «Z-7», но его тоже достала торпеда уже по левому борту. Также пострадал от торпеды «Форстер» потеряв управление, а «Форсайт» остановился от разорвавшегося снаряда в машинном отделении.

«Эдинбург» не мог идти дальше, так как его корпус просто распадаться. К вечеру к месту боя подоспели четыре английских траулера, но их помощи не было достаточно, чтобы спасти эсминец. Контр-адмирал Бонхем-Картер прекрасно знал, что немецкая эскадра, базирующаяся в Норвегии, сможет захватить «Эдинбург» без особого труда. При этом на корабле имелось несколько тонн русского золота, которое предназначалось союзникам, как плата за военные поставки. Адмирал решил эвакуировать экипаж в количестве 800 человек с корабля и затопить «Эдинбург».

О золоте «Эдинбурга» заговорили сразу же после войны, когда некоторые судоподъемные компании захотели поднять груз. Но это было только желание, и сдвинуться с мертвой точки по подъему золота смогли только в 1965 году. В этом году водолаз К. Джессоп точно установил по архивным документам место последнего боя «Эдинбурга», а также уточнил, где хранились золотые слитки на борту корабля. Весной 1981 года в Баренцево море вышло судно, которое обслуживает буровые установки, которое тащило за собой широколопастный гидролокатор, что сканировал морское дно в радиусе 500 метров. При обнаружении большого и подходящего по размерам «Эдинбурга» объекта в дело был пущен узконаправленный локатор, который вырисовал очертания крейсера. Корабль лежал на правом боку и имел огромные пробоины. «Эдинбург» был найден.

Корабль «Стефанитурм», который участвовал в экспедиции по подъему золота "Эдинбурга".

Розыскное судно сменил «Стефанитурм», который обслуживает морские буровые. Вокруг «Эдинбурга» были установлены буи-ответчики акустического действия. Данное оборудование снимало показатели силы и направления ветра и передавали на центральный компьютер, который регулировал ход судна, чтобы оставаться точно над крейсером.

Барокамера для водолазов.

Под воду опустились профессиональные водолазы, в количестве 12 человек. Среди них были англичане, австралийцы и новозеландцы. Целую неделю до погружения эти люди провели в барокамерах, в которых давление поднимали до 22 атмосфер, а воздух заменили гелиевой смесью. Такую смесь применяют для глубинных погружений. Как только рабочий корабль стал ровно над крейсером, водолазы по специальному шлюзу добрались к водолазному колоколу, который опускается деррик-краном на глубину 270 метров.

Водолазы работали на дне по парам, и каждая из них проводила в кромешной тьме по 4 часа. Джепссон знал, что золотые слитки находятся в отсеке боеприпасов зенитной артиллерии, которая находится под носовой надстройкой. Первоначально водолазы пытались попасть туда через огромную пробоину в боку, но это было невыполнимо из-за большого и хаотического нагромождения ржавого металла в проходе. Тогда решили резать новый лаз под броневой обшивкой в металле толщиной 16 мм.

Но проникнув в погреб, водолазам открылась другая сложная ситуация – нагромождение металлических элементов, снарядов, патронов, которые покрылись толстым слоем ила. Водолазам пришлось с собой осторожностью отсасывать специальным оборудованием ил, выносить и убирать боевые снаряды, и все это под большим глубинным давлением. Работали в абсолютной темноте, только иногда подсвечивали друг другу по очереди. Первый золотой слиток был поднят 16 сентября австралийцем Д. Росси. Впоследствии было поднято 430 слитков из золота весом от 11 до 13 килограмм.

Подняв все золото, корабль отправился в Мурманск, где его ждали советские и английские представители. Джессоп и его команда получили свое вознаграждение, а все золото было разделено между СССР и Англией в соотношении 3:1. Такая пропорция соответствует страховке 1942 года, которая была создана на случай утери золотого груза.

Подъем груза производился в сложных условиях – сильный ветер, который сносил корабль в сторону от точки спуска команды. Мазут из ограничивал видимость на глубине. Вблизи с грузом лежал смертоносный груз в виде ржавых снарядов. Хотя специалисты утверждали, что боеприпасы не должны сдетонировать, все равно чувство опасности присутствовало. В ходе двух экспедиций на поверхность было поднять 5,5 тонн золота, что составляет 95% золотого груза «Эдинбурга». На дне еще остается 5%, а это примерно 300 кг. На сегодняшний день – это самое масштабное обнаружение потерянных сокровищ.