Про психологию. Учения и методики

Контрольная работа по русскому языку. Правописание не и ни Почти неслышимый шепот

1 Не умолкая, шумели воды прилива, набегали грохо- чущие волны, бьющиеся о подножье тороса. Но вот буря стихла. Смолкли успокоившиеся волны, придавленные тяжёлой грудой льда. Ледяные поля при- двинулись к самому берегу. Пошёл гул, рокотом отдава- ясь в глубине бора. Послышалось могучее шипенье, шорох, треск ломающихся глыб, словно надвигалось не- укрощённое стоногое чудовище. Передовые льдины, столкнувшись с торосом, сжатые напиравшей массой, ползли на вершину и громоздились в причудливые горы. Движение ледяной массы, встретив непреодолимую пре- граду, превратилось в колоссальную энергию разруше- ния. И через несколько минут вдоль берега ломаными очертаниями поднялись новые громады. Вдруг опять разъярённым зверем набежал ветер, разорвал тишину торжествующим воем. Буря расколола ледяной покров и беспорядочными грудами разбросала его на многие километры. Но вот ветер снова упал. Затихшие волны несли раз- ломанные, рассеянные остатки ледяных полей, словно разбитые обломки гигантского корабля. Струи воды, не скованные льдом, сливались в свинцовые волны. Море постепенно освобождалось от сковывавшего его льда. Тучи поспешно сбегали с небесного свода, и вот он уже весь кажется унизанным мерцающими звёздами. Долгая северная ночь раскинулась над глухо рокотав- шим морем, ещё не успокоившимся от недавней бури. В тёмной пучине колеблющимся светом отражаются яркие звёзды. Мягкий синеватый отблеск озаряет необъ- ятную водную гладь, подёрнувшуюся тонким льдистым слоем, и над застывшим морем неподвижно повисла без- молвная тишина. (По А. С. Серафимовичу.)

2 Была неизъяснимая радость, непонятная разве заяд- лому городскому жителю, просыпаться ребёнком в своей уютной спаленке в лёгонькой камышовой кровати на ут- ренней заре от пастушьего рожка. Первый луч солнца через неплотно притворенные ставни золотил изразцовую печь, свежевыкрашенные полы, недавно крашенные стены, увешанные картинка- ми на темы из детских сказок. Какие только переливаю- щиеся на солнце краски здесь не играли! В распахнутое настежь старенькое оконце врывается росистая свежесть ранних цветов черешен. Низенький домишко, сгорбившись, уходит в землю, а над ним буйно цветёт сирень, как бы торопясь своей бело-лиловой рос- кошью прикрыть его убожество. По деревянным ступенькам балкончика, также про-? гнившим от времени и качающимся под ногами, спуска- ешься купаться к расположенной близ дома речке. За- крытые шлюзы небольшой мельницы подняли воды ре- чонки, образовав неширокий, но глубокий затон. В зеленоватой прозрачной воде неторопливо проходят стайки серебряной рыбёшки, а на старом, полуразвалив- шемся бочонке, у которого не хватает нескольких досок, сидит огромная зеленая лягушища, следя за солнечны- ми зайчиками, играющими на пепельно-серых дощатых стенках купальни - излюбленного места лягушечьей пары. Задевая ветку густого орешника, садится на верхуш- ку сине-зелёной молоденькой ёлочки болтливая сорока. О чём только она не трещит! Навстречу ей несётся звон- кое щебетание, и, нарастая, постепенно разноголосый птичий гомон наполняет сад. Стеклянная дверь, ведущая с террасы, открыта. На столе в простом глиняном горшочке искусно подобран- ный букет только что сорванных, почти ещё не распус- тившихся цветов, а рядом, на белоснежной салфетке, та- релка мёду, над которым вьются с ровным гудением мох- натые ярко-золотистые пчёлы. Как легко дышится чудесным утром в преддверии ле- та! Чего не отдашь за эти незабываемые часы!

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Азовское море находится на севере Чёрного и связано с ним Керченским проливом, оно более пресное, чем Чёрное, более холодное и совсем мелкое. (2) Такие условия сделали это море неприспособленным для обитания целого ряда животных, ____ содержание органических веществ в азовской воде в 5-6 раз больше, чем в любом другом море мира. (3) Такие условия - рай для рыб, именно поэтому Азовское море называют «рыбным супчиком».

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Повышенное содержание органических веществ в Азовском море создаёт райские условия для рыб и превращает море в «рыбный супчик».

2. Поскольку Азовское море более пресное, чем Чёрное, более холодное и совсем мелкое, то оно очень подходит для рыб.

3. Азовское море называют «рыбным супчиком», потому что большое содержание в воде органических веществ создаёт очень благоприятные условия для рыб.

4. Азовское море не приспособлено для обитания целого ряда животных, потому что содержание органических веществ в азовской воде в 5-6 раз больше, чем в любом другом море мира.

5. Азовское море находится на севере Чёрного, поэтому его называют «рыбным супчиком».

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.

3. так как

4. возможно,

5. следовательно

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСЛОВИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

УСЛОВИЕ, -я, ср.

1. Обстоятельство, от к-рого что-н. зависит. Требовательность к себе - у. успеха.

2. Требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон. Назовите ваши условия. Условия перемирия.

3. Устное или письменное соглашение о чём-н., договорённость (устар.). Заключить, нарушить у.

4. Мн., чего. Правила, установленные в какой-н. области жизни, деятельности. На льготных условиях. Условия проживания в общежитии.

5. Мн. Обстановка, в к-рой происходит, осуществляется что-н. Хорошие условия для работы. Природные условия. Жилищные условия. Действовать в благоприятных условиях.

6. Обычно мн. Данные, требования, из к-рых следует исходить. Условия задачи.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

аэропОрты

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Арбатов проявил себя как стойкий, ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЙ, подтянутый командир.

2. В соседнем лесу начался ВЕРХОВОЙ пожар, и ураганный ветер понёс огонь в сторону деревни.

3. Он отлично вписался в ЭКЗОТИЧЕСКУЮ атмосферу города на берегу моря.

4. Такие случаи носят ЕДИНСТВЕННЫЙ, исключительный характер.

5. Более двухсот лет назад Французская революция ДЕКЛАРИРОВАЛА права граждан: свободу, равенство, братство.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

московские ПРОФЕССОРА

БУДУЧИ директором

НАИСЛОЖНЕЙШАЯ задача

килограмм ВИШНЕЙ

ШЕСТЕРО велосипедистов

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Очень яркое описание оптического телеграфа оставил нам А. Дюма в романе «Графе Монте-Кристо». 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Восхищаться и рассказывать об Италии можно бесконечно. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Мигая бледнеющими на рассвете огнями, хотелось любоваться приближающимся пароходом. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Согласно указу Петра I все те, кто сбрасывали мусор в Неву, подвергались наказанию. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Благодаря различных видов искусства человек может передавать самые сложные чувства. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

забол...вание

подж...гать

г...потеза

к...нтинент

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр...строить, пр...небрегать

в...тревоженный, ни...вергаться

пре...посылка, о...гадать

бе...ценный, ни...послать

пр...открыть, пр...вращение

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О.

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

приоткрыва...мая

непередава...мые

беспоко...шься

преследу..мый

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. (Не)яркий свет из камина мягко освещал маленький уютный чердак.

2. Ломоносов приехал в Москву, (не)имея в городе ни единого знакомого.

3. Съёжились настывшие, но ещё (не)забранные льдом воды прудов.

4. (Не)большое, а крошечное озерцо виднеется у высокого холма.

5. Он писал по ночам под (не)смолкающий ни на минуту шум моря.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (ПО)ЭТОМУ признаку и (ПО)ТОМУ, как нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы.

2. У подножия ели просвеченные (НА)СКВОЗЬ, хрупкие, нежные, (ИЗ)НУТРИ засветятся ландыши.

3. Девушки ТО(ЖЕ) бесцеремонно рассматривали его (В)ТЕЧЕНИЕ некоторого времени.

4. (С)ВЕРХУ гор было хорошо видно, где (ПО)ПРЕЖНЕМУ зеленеют хвойные леса.

5. Чуть уловимый, (ПО)ВЕЧЕРНЕМУ душистый дымок тянул ОТКУДА(ТО) в остывающем воздухе.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Невелик был стари(1)ый город Тана, улицы в нём были пыль(2)ы, узки, дома не только деревя(3)ые, но также глиня(4)ые и белокаме(5)ые.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Мы больше отдыхали больше обращали внимание на солнце на лес на бледно-синее небо.

2. На огромном расстоянии разлёгся город и тихо сверкал белыми и жёлтыми огнями.

3. Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета но ещё и очень тонким психологом.

4. Ландшафты могут быть прекрасны и без всякой примеси растительности и животных фигур.

5. Вытаяла возле бора сухая тропинка и рядом с ней шумит и сверкает ручей.

16

Туман (1) поначалу свиваясь в мелкие облачка (2) скручивался затем в жгуты и (3) поднимаясь (4) неторопливо таял в весенней прохладе.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

1)Над всем властно царили нёсшиеся из флигеля звуки маленького, слабого инструмента, и эти звуки (1) казалось (2) гремели над землёй, как раскаты грома.

2)Необычно прекрасным (3) кажется (4) мир, когда он соответственно продолжает и бесконечно расширяет и усиливает мир внутренний.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Какую бы глупость вы ни придумали (1) всегда найдётся человек (2) который эту глупость сделает.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Уров вернулся в Москву в хороший морозный день (1) и (2) когда он надел шубу (3) и тёплые перчатки (4) и в субботу вечером услышал звон колоколов (5) то недавняя поездка потеряла для него всё очарование.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В заводском клубе проводятся многолюдные вечера.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

ЗВЕЗДА И ЗЕМЛЯ

(1)Я проснулся глубокой ночью от неистового бега, грохота колёс, от скрипа полок, от дребезжания полуоткрытой двери купе - над головой ходили пронзительные сквознячки.

(2)В коридоре и купе было темно: я долго лежал с открытыми глазами, угадывая в потёмках чёрный квадрат окна, за которым всё было непроницаемо, по-ночному глухо, и невозможно было понять, степь или леса шли в этой бесконечной, тайной, непостижимой, как мрак, Вселенной.

(3)Потом в заоконной бездне неба вспыхнула запредельным огнём, замерцала синяя одинокая звезда.

(4)Поезд по-прежнему мчался, не сбавляя набранной скорости, затерянный в тёмных осенних пространствах, без земных огней, невидимый с немыслимой высоты этой звезды, горевшей среди ледяных космических пустынь, отъединённых от Земли многомиллионными расстояниями.

(5)В высокомерной своей недосягаемости звезда плыла рядом с вагоном, ярко, космато шевелила щупальцами лучей во мраке мироздания, проникая сквозь его холод, и я неотрывно смотрел на неё с чувством восторга и страха перед неразгаданностью каких-то существующих вне разума законов, которые для чего-то беспощадно уплотняли вечность в миг и миг растягивали в вечность. (6)«3начит, вечность - это жизнь, миг - это разрушение?..»

(7)И мне стало страшно оттого, что всё бессильно перед этими законами: жизнь, любовь, искусство, сама Земля, этот обжитой уютный островок в беспредельном угрожающем океане неизвестности.

(8)И я представил нашу Землю, какой она может видеться с высоты этой равнодушной осенней звезды, маленькую, голубоватую пылинку, этот воздушный кораблик, мчащийся сквозь толщи фиолетового холода, звёздного света, сквозь метеоритные, сверкающие туманы, представил его хрупкость, его слабость, его ограниченные запасы воды и продовольствия - и ужаснулся при мысли о беспомощности его во Вселенной.

(9)Если бы каждый из команды на этом кораблике осознал, что впереди смертельный риф и в столкновении с ним бесследно исчезнет, рассыплется в ничто прекрасная его плоть, состоящая из лесов, рек, океанов, дождей, закатов, зелени травы, красивейших городов, памятников, соборов, машин, книг, полотен живописцев, всё то, что создано гениями человеческой мысли и человеческими руками, если бы каждый хотя на минуту задумался о скоротечном веке Земли, люди не расшатывали бы свой корабль с борта на борт, не пробивали бы дыры в его днище дьявольскими силами расщеплённой природы, не полосовали бы ножами злобы и ненависти с одержимостью самоубийц надутые паруса, забрызгивая их собственной кровью.

(10)Неужели никогда люди не поймут, что Земля должна быть их чистым, светлым белопарусным кораблём, путь которого, к сожалению, не бесконечен?

(11)Но стоит ли думать об этом? (12)Ведь человек редко задумывается о своей смерти, а задумываясь, успокаивает себя тем, что с ним это случится когда-нибудь потом, потом...

(13)Потом - форма самозащиты, но в этом «потом» есть и оттенок странной и почти необъяснимой надежды: а может быть, и не случится именно со мной? (14)Мысленно отодвигая смерть или с трудом веря в возможность смерти, люди порой утрачивают главное - смысл неповторимости жизни, и тут наступает безжалостное отчуждение Земли и человека. (15)Тогда наша крошечная планета становится лишь средством для достижения современных удобств и удовольствий, перерастающих в жестокую и отвратительную патологию.

Тема:

Негреющее солнце, непрекращающийся дождь, незамерзшая река, некрашеные скамейки, незасеянные поля, неразрешенные проблемы, непокрытая голова, невыспавшийся ребенок, непроснувшийся город.

Не озаренная лучами солнца долина; не покрытая снегом земля; не смолкающие до ночи сверчки; не законченная рабочим деталь; не нарушаемая ни чем тишина; не пропускающий ничего взгляд; не подпускающий к себе хищник; не засеянное еще поле; не заживающая долго рана; не успевшая высохнуть трава.

Не исследованная, а дикая тайга; не замерзшая, а по-прежнему бегущая речонка; не проторенная, а едва заметная тропинка.

Не освещена, не обожжена, не пересечены, не вооружены, не сокращены, не заброшены.

I. 1. Мы шли тихо по полевой непроторенной дорожке через стоптанное, сбитое жнивье, и только шаги и голоса наши были слышны. (Л. Т.) 2. В классе стоял густой, протяжный неумолкающий гул, напоминавший жужжание пчелиного роя. (Купр.) 3. Вверху непогасшим костром тлели Стожары. (Ш.) 4. Телегин сложил недочитанное письмо. (А. Н. Т.) 5. Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар, лежит. (Н.) 6. Твердый немигающий взгляд смутил Павку. (Н. О.) 7. Косо тянулись неостывшие вечерние тени. (Сераф.) 8. Над нами светило негреющее осеннее солнце. (Закр.)

II. 1. Мальчик смотрел на нас недоумевающими глазами. 2. Негодующий возглас вырвался у одного из споривших. 3. Подруга взяла недочитанную книгу и вышла в сад. 4. На столе лежало недописанное письмо 5. Улица заканчивалась недостроенным зданием.

III. 1. Тело продолжало еще болеть, но оно тоже болело тихо - не скрежущей, острой болью, как рваная рана, а тихой, щемящей. (Сим.) 2. Воспоминания - это не засохшие цветы и реликвии, а живой, трепещущий, полный поэзии мир. (Пауст.) 3. Не укрепляющим, а расслабляющим образом действует послеобеденный сон в душной сушащей атмосфере. (Ч.) 4. Это было не ласкающее нежное дуновение, а сухой, горячий ветер. 5. За лесом начинались не засеянные, а лишь вспаханные поля.

IV. 1. Заповедники нужны для научных исследований как эталоны природы, не освоенной человеком. Особенно важно это теперь, когда на всей планете почти не осталось уголков, не затронутых хозяйственной деятельностью. (Е. Сыроечковский.) 2. Хорошо по жизни пронести счастье, не затронутое пулей, верность, не забытую в пути. (Др.) 3. Тишина, не нарушаемая ни движением, ни звуком, особенно поразительна. (Л. Т.) 4. Почти каждый вечер после работы у Павла сидел кто-нибудь из товарищей, и они читали, что то выписывали из книг, озабоченные, не успевшие умыться. (М. Г.) 5. Люди, не решавшиеся глумиться над Герасимом, боялись его. (Т.) 6. По степи, не успевшей остыть за ночь, уже тянет опять теплый ветер. (Кор.) 7. Железная крыша, давно не крашенная, краснела от ржавчины. (Л. Т.) 8. Муму, отроду не бывавшая в таких великолепных покоях, очень испугалась. (Т.) 9. Справа и слева шелестел высокий камыш с темными, еще не запушившимися кисточками. (Пол.) 10. А ребенок [Обломов] все смотрел и все наблюдал своим детским, ничего не пропускающим умом. (Гонч.) 11. Дом стоял посреди степи, ничем не огороженный. (Ч.)

V. 1. Лошадь Муромского, не бывавшая никогда на охоте, испугалась и понесла. (П.) 2. Поднималось солнце. Еще не видимое глазом, оно раскинуло по небу прозрачный веер розовых лучей. (М. Г.)

VI. 1. Радость труда не сравнима ни с какими другими радостями. (Сухомл.) 2. Дом еще не закончен, десяток плотников возится около него. (М. Г.) 3. Мы бредем по тем дорожкам, где не кошена трава. (Ис.) 4. Только не сжата полоска одна. (Н.) 5. Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат. (Загад.)

Смешанные примеры

1. Усадьба была небольшая, дом старый и незатейливый, хозяйство несложное, не требующее большой дворни. (Бун.) 2. Вдалеке виднелись неясные серые громады незаконченных построек. (Гайд.) 3. В темном небольшом ущелье начинаем свой долгий путь вода великой северной реки Печоры. (Житен.) 4. Нескошенные луга так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова. (Пауст.) 5. Чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в чудеса: есть нескудеющая сила, есть и нетленная краса. (Тютч.) 6. Твой недосказанный упрек я разгадать вполне не смею. (П.) 7. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. (Пауст.) 8. Только ты, моя милая птичка, в теплом гнездышке еле видна. Светлогруда, легка, невеличка, не запугана бурей одна. (А. Фет.) 9. Алексей собрал вокруг несколько нераскрывшихся сырых еловых шишек и положил их к огню. (Пол.)

За дверью каждой каюты - музыка, песни, пляски, хохот и визг женщин, несмолкаемый шум споров, пьяные выкрики, любовные стоны, непрерывные тосты, звон посуды.

Кругом стоит несмолкаемый говор на десятках языков, в разные стороны спешат одетые в причудливые одежды матросы, важно вышагивают капитаны и владельцы судов.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: амортизация - это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Нейтральное

Положительное

Отрицательное

Не знаю

Торговец моментально принялся изрыгать бесконечный поток грязных ругательств, мгновенно перекрыв своим голосом висевший в воздухе несмолкаемый шум.

Стоило спуститься вниз по трапу в жилые палубы, как можно было услышать несмолкаемый гул голосов, ощутить распылённый в воздухе запах спиртного и духов.

Тихое и ясное благоухающее летнее утро, с пением и щебетанием птиц, с несмолкаемым жужжанием насекомых, и лёгкие белые облака, проплывающие по небу, и тёмная туча, застилающая солнце и в виде чёрного чудовища поднимающаяся над лесом, яркие молнии и громовые раскаты, стозвучным эхом отзывающиеся по лесу, и буря с вихрем, шумно налетающая на лес, сокрушающая и ломающая деревья и наполняющая гулом и треском лесные чащи, и тихий румяный вечер, золотящий в огне заката зелёные вершины, и синяя звёздная ночь, сгущающая тени в лесу, - всё говорило мальчику чудным, внятным ему языком.

Около трюма на палубе было совсем не удобно: постоянно ощущался тяжёлый и неприятный запах птичника и слышались несмолкаемые выкрики кур и петухов.

Вот так, под несмолкаемый шум трамваев, гремящих под их окнами, и влачили братья своё жалкое существование, не имея возможности ни развести огонь в камине, чтобы согреть комнату, ни укутаться в тёплую одежду, чтобы защититься от пронизывающего холода.

Несмотря на эти недоразумения, на параде 30 августа, в день тезоименитства князя, он был встречен особенно горячо, а после парада вызванные вперёд офицеры после речи князя сопровождали его до самого края поля несмолкаемыми криками «Ура!».

Мухи распложались неимоверно; в сенях нижнего этажа они покрывали окна и потолки; несмолкаемый звон встречал меня, когда я проходил через сени, озарённые солнцем... А затем: запах первого снега в воздухе, вкусные щипки первого мороза на щеках, чудесные льдистые узоры на окнах... Или ещё: каким счастливым холодом дрожало моё детское тельце, когда меня впервые разбудили, чтобы вести на пасхальную заутреню!

Покуда существовало крепостное право, покуда это явное надругательство над правом и справедливостью считалось краеугольным камнем установленного «порядка вещей», ни слёзы и раздирающие душу причитания семьи, провожавшей рекрута на военную службу, как на плаху, ни звонкие затрещины и зуботычины, с «улыбкою» принимаемые солдатами от начальства, ни несмолкаемые стоны солдат, раздававшиеся с казарменных задворков в унисон крикам: «ай, батюшки, не буду», доносившимся с помещичьих конюшен и съезжих домов, не могли никого ни заинтересовать, ни удивить, ни растрогать.

Каждая волна несёт свой всплеск, шорох, шёпот - неразгаданные голоса моря... Голоса эти сливаются и то усиливаются, то ослабевают, и несут на берег ровный, несмолкаемый шум, заглушающий смех, говор, крик человека.

Домашняя работа № 4

    Раскройте скобки, объясните условия выбора орфограммы.

(Не) склоняемые в русском языке слова; (не) проходимая в весеннюю пору грязь; (не)стерпимая для ребёнка боль; (не) терпимые среди порядочных людей поступки; (не) зависимое от ударения написание; (не) делимое на три число; (не) разложимое на множители выражение; (не) победимая в состязаниях команда; (не) угасимая любовь к родине; (не)умолкаемый днём и ночью шум моря; (не) проницаемая ни для воды, ни для воздуха оболочка; (не) подражаемый по красоте голос; (не)различимые в тумане очертания скал; (не) видимые (не)вооружённым глазом микроорганизмы; почти (не) слышимый шёпот; ничем (не) возместимая потеря; (не) заменимые в дороге вещи; (не) приемлемые для нас условия; (не) истощимые в своих запасах недра; (не) одолимые ранее препятствия; (не) достижимый без упорной тренировки результат.

    Объясните правописание орфограмм

Истории известно, что в путешествии русские люди

поистине неутомимы и неустрашимы. Испытанные путе-

шественники считают, что земной шар вовсе не просто-

рен и совсем не велик.

Паши современники объезжают земной шар не более

чем в несколько суток и, рассчитывая проникнуть в со-

вершенно неисследованные места, без устали бороздят

никому не знакомые моря и изучают никем не виданные

острова, бесстрашно проносятся над некогда неприступ-

ной ледяной шапкой Арктики.

Некоторым людям начинает казаться, что ни у полю-

сов, ни в недрах обожжённой неумолимым солнцем Аф-

рики, ни в девственных лесах Бразилии, ни в каком-ни-

будь горном ущелье Тибета, ещё недавно неведомом, -

нигде науке не удастся найти никаких особенных тайн.

Разумеется, такие взгляды ни в какой мере не убедитель-

ны, так как совершенно необоснованны.

Сколько ни узнали уже люди о внешнем мире, а всё

ещё неисследованное и недоступное окружает их со всех

сторон. Как высоко ни поднимался человек ввысь, как

низко ни опускался он в глубь земли, а находятся про-

странства, где человек ещё не бывал. Они расстилаются

как над нами, так и под нами.

То, что мы сравнительно неплохо знаем, есть не что

иное, как поверхность твердого слоя земли. Над нами

простирается невидимый для нашего глаза газообразный

океан, пока ещё не изученный, а под нами - область

глубин земли, неведомых человеку.

Что может рассеять это двойное белое пятно, обсту-

пившее нас? Понятно, что ничто иное, кроме науки, тут

помочь нам не может.

От центра Земли нас отделяет расстояние, которое

вполне обоснованно исчислено в 6350 километров. Но ни

пролететь, ни промчаться на экспрессе, ни опуститься на

скоростном лифте, ни каким-либо другим способом про-

нестись через это пространство невозможно.

Современной науке ещё далеко не известно, что нахо-

дится внутри земного шара, а наши знания о газообраз-

ном слое, окружающем нас и поднимающемся кверху на

сотни километров, так же несовершенны, как и о глу-

бинных слоях земли. Но для человеческой мысли нет ни-

чего недоступного: она способна преодолеть все препят-

ствия на пути к овладению природой.

Бесспорно, нам предстоит сделать немало важных от-

крытий, и никак нельзя сказать, что на Земле скоро не-

чего будет открывать.__

Перепишите, раскрывая скобки.

1. Вот (не) хотя с ума свела. (Гр.) 2. Но, говорят, вы(не) людим: в глуши, в деревне всё вам скучно. (П.) 3. Мне (не) здоровится что-то, у меня голова болит. (Остр.) 4. Она (не) годовала, (не) навидела

тётю. (Ч.) 5. Тихон отвечал на расспросы о Никите туго,

(не) вразумительно. (М. Г.) 6. Свои (не) былицы он

болтал, должно быть, с чужих слов. (Гл.) 7. Жара сто-

яла (не) сусветная. (Н.-П.) 8. Мы остановились в (не)

доумении. (Аре.) 9. Комендант отвечал (не) брежным

кивком головы. (Горб.) 10. (Не) взлюбил он меня поче-

му-то. 11. (Не) хорошо прослыть невежею, (не) приятно

казаться и выскочкой. (П.) 12. Вы можете рассердиться

на мои слова, почувствовать (не) любовь ко мне за

них. (Черн,) 13. Ведь и здесь когда-то место было (не) жи-

лое, а вот живут же люди. (Л. Т.) 14. (Не) известности

уже не было. (Ч.) 15. Кругом (не) уютно, одиноко, холод-

но. (Шишк.) 16. После этой ночи я как будто умер на дол-

гое время: это были годы (не) бытия. (Гл.) 17. Конец вой-

ны в Корее был серьёзным (не) успехом для зачинщиков

войны. (Эр.) 18. Люди с (не) здешними повадками сно-

вали кругом. (Павл.) 19. Не уйдёт чужеземец (не) зва-

ный, своего (не) увидит жилья. (Исак.) 20. Метафора-

ми широко пользуются литераторы и (не) литераторы.

(Исак.) 21. Нагульнов молчал, он (не) любил говорить

(не) продуманно. (Ш.)

190. Перепишите, раскрывая скобки,

1. В молчании добро должно твориться. Но (не) чего

об этом толковать. (П.) 2. Всех его расспросов я передать

не могу, да и (не) зачем. (Т.) 3. И скучно, и грустно, и

(не) кому руку подать... (Л.) 4. Когда его усадили, он

как будто (не) сколько успокоился. (Кор.) 5. (Не) смот-

ря на то, что ветер свободно носился над морем, тучи бы-

ли неподвижны. (М. Г.) 6. Они (не) спали трое суток,

почти (не) ели и даже (не) пили, (не) когда было, и (не)

где было взять воды. (Вер.) 7. Да вы в биографию моей

жизни вдумайтесь, (не) (с) проста я так обидчив. (Саян.)

8. (Не) кое беспокойство сквозило в её глазах. (Ш.)

9. Вдоль поезда мечутся шпики и жандармы, (не) взи-

рая на проливной дождь. (Павл.) 10. (Не) вдалеке от

оврага начиналась тайга. (Ар.)

191. Перепишите, раскрывая скобки