Про психологию. Учения и методики

Характеристика вольги святославовича из былины. Кем был герой былин Микула Селянинович? Характеристика одного из главных героев - Вольги Святославовича

План
Введение
В былине «Вольга и Микула Селянинович» сопоставляется молодой князь и простой русский мужик-оратай.
Основная часть
Вольга и Микула - две незаурядные личности, обладающие чувством собственного достоинства.
В тексте былины множество поэтических сравнений, с помощью которых характеризуются герои.
По характеру князь и пахарь равны друг другу.
Заключение
Сила двух былинных героев в их единстве.
Былина - произведение устного народного творчества, в котором повествуется о жизни и деяниях народных героев, защитников родной земли. В былине киевского цикла «Вольга и Микула Селянинович» сопоставляется молодой князь и простой русский мужик-оратай.
Вольга и Микула - две незаурядные личности, обладающие чувством собственного достоинства, целеустремленные. Народ выделяет их, об этом говорит сопоставление героев с любимыми животными:
Как стал тут Вольга растеть-матереть...
Птицей-соколом летать ему под оболока,
Серым волком рыскать да по чистыим полям.
Поэтические сравнения (Вольги с птицей-соколом, щукой- рыбою, серым волком; Микулы с ясным соколом, черным соболем) характеризуют героев, определяют отношение народа к изображаемым персонажам. По характеру князь и пахарь рав-
ны друг другу. Микула не боится отвечать на вопросы князя, в его речи нет подобострастия:
Поди-ка ты, Вольга Святославович!
Мне-ка надобна Божья помочь крестьяновати.
А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?
Обращаясь к Микуле с просьбой о помощи, князь Вольга обосновывает свое желание:
Ай же ты, оратай-оратаюшко.
Ты поедем-ко со мною во товарищах.
Мудрость князя в его стремлении найти подход к русскому мужику. Таким образом, видно, что поездка крестьянина с княжеской дружиной «к городам да за получкою» - добровольное стремление оратая помочь князю, так как на больших дорогах господствуют разбойники, и только Микула «положил тут их... до тысячи». Данная гипербола характеризует крестьянина как человека недюжинной силы и ловкости. В образе простого пахаря-оратая воплощено богатырство, его любовь к родной земле. Микула Селянинович - обобщенный образ русского народа, поэтому только в конце былины мы узнаем его имя. Уважительно относится князь и к труду пахаря, поэтому посылает своих дружинников, чтобы те убрали соху с видного места:
И тут ведь Вольга Святославович
Посылает всю свою дружинушку хоробрую,
Чтобы сошку из земли повыдернули,
Из омешков земельку повытряхнули,
Бросили бы сошку за ракитов куст.
Таким образом, в былине князь и простой оратай не противопоставлены друг другу. Микула и Вольга -- две равновеликие силы. Крестьянин служит воплощением силы и духа русского народа, а князь воплощает мудрость правителя, которого так жаждет русская земля. Сила двух былинных героев в их единстве.

"Вольга и Микула Селянинович" - великолепная былина, русское произведение в фольклорном жанре, которое писал народ. Рассмотрим основные моменты, которые играют важную роль в восприятии текста. Характеристика Вольги Святославовича в былине также имеет немаловажное значение.

Вольга Святославович в былине отправился в поход со своими молодцами для того, чтобы собрать дань с людей, проживающих в трех городах. Услышали они стук сошки и устремились к ней, чтобы понять, откуда идет звучание. Ехал Вольга Святославович долго со своей дружиной и наконец достиг своей цели. Видит он: стоит перед ним молодец, крестьянин, одет он в бархатное одеяние, а в руках сошка. Молодой человек описан во всей своей красе. Увидев Вольгу Святославовича, молодец интересуется, куда направляется дружина. Князь отвечает ему, на что получает предупреждение. В городах, куда они собрались, проживают разбойники, поэтому Вольге Святославовичу с добрыми молодцами следует быть внимательнее и аккуратнее. После этого князь решает взять пахаря с собой. Он соглашается. Скачут молодые люди на своих конях, но вскоре крестьянин вспомнинает, что он забыл бросить сошку за куст, оставив ее на том же месте. Послал князь свою дружину для того, чтобы они выполнили поручение, но им не хватило сил. В итоге оратай возвращается, с легкостью вынув сошку из земли, бросает ее за ракитовый куст. Удивленный могуществом молодца, былинный герой Вольга Святославович интересуется, как зовут пахаря. Он отвечает, что Микула Селянинович. Приехав в город, мужики узнают Микулу. Они извиняются перед ним и перед Вольгой Святославовичем. Увидев, как здесь уважают Микулу, князь дарует ему три города.

Главные герои былины

Главные герои былины "Вольга и Микула Селянинович" - князь Вольга Святославович и пахарь Микула Селянинович. Оба персонажа описаны величественными молодцами. Несмотря на то, что крестьяне были одеты достаточно просто, Микула Селянинович представлен в прекрасном бархатном одеянии, в пуховом головном уборе и в ярких сапогах на каблуках. При описании используется народный язык, что добавляет выразительность произведению. Такой простой бытовой предмет, как сошка, описывается с помощью различных выразительных средств, множества эпитетов и метафор, благодаря чему образ сохи раскрывается наиболее подробно. Использован приём контраста, антитезы при описании образов Микулы Селяниновича и Вольги Святославовича. Деятельность пахаря и его труд возвышается над воинским занятием Вольги Святославовича. Также сказитель употребляет такой прием, как гипербола - преувеличение, во время описания силы Микулы, что свойственно жанру русской былины. Целая дружина не справилась с трудом, который Микула Селянинович выполняет ежедневно и с легкостью. Отношение к крестьянину уважительное, это выражается также при помощи использования уменьшительно-ласкательнх прилагательных. Но тем не менее стоит отметить, что характеристике Вольги Святославовича сказитель уделяет меньшее внимание.

Выразительные средства для описания образов героев

Сказитель использует множество выразительных средств для описания образов Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича. Колорита произведению добавляет употребление народных слов и выражений. Большое количество эпитетов и метафор при описании образов пахаря и Вольги Святославовича представляют читателю наиболее подробно внешность и характер главных героев.

Происхождение образа Вольги Святославовича

Герой Вольга Святославович - реальный исторический персонаж, который сущестовал во времена Киевской Руси. Он представляет собой князя Киевской Руси Олега Святославовича. Его дедом был сам Ярослав Мудрый, а Владимир Мономах был двоюродным братом князя. Олег Святославович родился в 1073 году и был четвертым по счету ребенком Святослава Ярославича. Его образ также упоминается в произведении "Слово о полку Игореве".

Характеристика одного из главных героев - Вольги Святославовича

Вольга Святославович силён, его походка отличается особенной тяжестью, что подчеркивает его могущество и величие. Он словно составляет часть природы. Вольга Святославович настолько близок к естеству, к натуре, что он может превратиться в птицу и улететь. Близость к природному началу характеризует его как человека внимательного, умеющего вглядываться, всматриваться, ценящего красоту и искусство. Это означает, что князь развит не только физически, но и является обладателем богатого внутреннего мира. Он также имеет авторитет среди людей. Вольга Святославович сумел собрать молодцев для похода, создав мощную дружину. Один из главных героев обладает уважением и умеет правильно организовать такое важное событие, как поход. Все эти качества Вольги Святославовича характеризуют его как организованного, сильного, мощного, близкого к природе человека. Он является типичным героем фольклорных произведений.

Князь одет в русскую одежду, свойственную людям его сословия. В отличии от описания одежды Микулы Селяниновича, сказитель не придает такого важного значения характеристике Вольги Святославовича, а особенно тому, в чем предстает герой. Сказитель особенно выделяет его основные качества, такие как готовность к бою, умение собрать могучую дружину, быть частью природы, сливаясь с ней, составляя одно целое. Он обладает природной мудростью, самоотверженностью и храбростью. Но его образ блекнет перед образом Микулы Селяниновича, так как сказитель уделяет меньше внимания описанию Вольги Святославовича. Он показывает, что простой русский крестьянин превосходит своими качествами даже такого великого человека, как князь Вольга Святославович. Микула выделяется своей могучей силой, красотой одеяния и уважением среди народа.

Вывод

"Вольга и Микула Селянинович" - великое произведение русского фольклора, повествующее о встрече Микулы Селяниновича с князем Вольгой Святославовичем. Несмотря на всё величие князя, пахарь превосходит описание Вольги Святославовича по характеристике благодаря своей силе, а также красоте. Образы героев описаны очень точно и подробно с помощью использования множества художественно-выразительных средств.

Былины обычно воспевают воинские подвиги богатырей. Микула Селянинович - особый былинный герой. Это легендарный пахарь, земледелец. Прозвище Селянинович образовано от существительного село. Оно указывает на то, что Микула - сельский житель. Он оратай - так в старину называли пахарей. Микула Селянинович олицетворяет крестьянскую силу - силу русского народа. О нём сложено много сказаний.
В одной из былин он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Когда тот не справился с заданием, Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой и объясняет, что в ней находится «вся тягость земная» и поднять её под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.
Во всех былинных сказаниях это умный, неимоверно сильный, но не использующий свою силу во зло человек. Именно на нём, а не на воинах, держится Русь-матушка.
Народная любовь к богатырю-пахарю проглядывает даже в описании внешности Микулы:
А у оратая кудри качаются,



Так же поэтично и подробно описывается нарядная одежда, в которой вышел богатырь в поле: сафьяновые сапожки, шляпа пуховая, бархатный кафтанчик. Для Микулы Селяниновича любимая работа - праздник.
Все былины складывались простым трудовым народом. И, конечно, через былинные песни сказителям очень хотелось показать не только ратные подвиги богатырей, но и красоту, величие человека, который занимается повседневным крестьянским трудом.
Сравнительная характеристика Вольги и Микулы Селяниновича.
В былине о князе Вольге Всеславьевиче и пахаре Ми- куле Селяниновиче сравниваются и сопоставляются эти два богатыря. В ком же из них больше достоинств?
Князь Вольга получил от своего дяди, великого князя Владимира, три города и отправился туда со своей храброй дружиной, чтобы получить дань. Выехали они в чисто поле и услыхали песню оратая за работой на пашне:
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почирикивают.
Больше двух дней добирался Вольга до Микулы после того, как услышал его голос и скрип сохи - вот каким могучим богатырём был этот оратай!
Но это преувеличение использовано в былине не только для того, чтобы показать богатырскую силу пахаря. Гипербола подчёркивает, каких колоссальных усилий требует от человека его главный труд - обработка земли. И, конечно же, этим средством выражается гордость за могучих в работе землепашцев.
Целое войско Вольги пытается вытащить из земли соху, с которой легко управляется Микула Селянинович. Когда Вольга и Микула соревнуются в силе, землепашец побеждает всю княжескую дружину. Уважением к Микуле проникается князь Вольга. Он удивлённо спрашивает: «Кто же ты?» Микула отвечает, что он обычный крестьянин, пахарь, который кормит хлебом всю матушку Русь.
Былинный князь Вольга тоже не прост: он и силён, и умён, и славен. К тому же обладает волшебной мудростью, колдовской силой - может обращаться в птиц, рыб, зверей. А обернувшись птицей или зверем, Вольга не теряет свою необыкновенную богатырскую силу.
О Вольге былины рассказывают три интересные истории: о чудесном рождении этого богатыря, о его походе в Индейское царство (в Турец-землю) и о его встрече с пахарем Микулой Селяниновичем, превзошедшим его в «хитростях-мудростях».
Если сравнивать этих двух былинных богатырей, то мы видим, что Вольга во всём проигрывает. Даже конь Вольги уступает в быстроте кобыле Микулы. Сила всей княжеской «дружинушки хороброй» ничтожна в сравнении с силой Микулы Селяниновича. В былине князь Вольга признаёт превосходство Микулы и приглашает его в товарищи.
Описание в былинах внешнего облика, одежды и работы Микулы Селяниновича.
С большой любовью и восхищением изображён Микула Селянинович во всех известных былинах о нём. Интересно использованы средства художественной выразительности и в портрете, и в описании одежды этого богатыря.
Красив богатырь-землепашец: кудри у него жемчужные, глаза ясные, брови густые и чёрные:
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
Скачен жемчуг - значит, отборный жемчуг, круглый, ровный. Любуется Микулой Селяниновичем народный сказитель - много ярких и красивых эпитетов и сравнений для этого нашёл!
Подробно, в деталях описывается одежда могучего пахаря. Сапожки у Микулы сшиты из сафьяна - из мягкой эластичной козлиной кожи: у оратая сапожки зелен сафьян, шилом пяты, носы востры, около носа хоть яйцо прокати, под пяту воробей пролетит. Каблуки (пяты) сапожек сравниваются с шилом - они тонкие и острые, как шило. Если под его пяту воробей пролетит, значит, его каблуки не только тонкие, но и очень высокие. А носы у сапожек такие ровные и гладкие, что можно яйцо прокатить. Вот каким нарядным мы видим вышедшего в поле оратая - он оделся как на праздник! А всё потому, что древний сказитель умело подобрал много замечательных эпитетов и сравнений.
В былине дано описание работы оратая в поле.
Как орёт в поле оратай - посвистывает,
А бороздочки он да помётывает,
А пенья-коренья вывёртывает,
А болъшие-то каменья в борозду валит.
Мы находим подробное описание каждой детали:
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик то у сошки красна золота.
Если современный человек захочет разобраться в этих подробностях, получится вполне определённая картина: на кленовой сохе пахаря есть металлические наконечники (омешики), которые сделаны из самого крепкого металла - из булата; при сохе есть серебряный присошечек - лопатка для отворота земли, а сама рукоятка у сохи (рогачик) сделана из золота. Какое яркое описание получается!
И, конечно же, почти в каждом предложении встречаются постоянные эпитеты: чистое поле, синие моря, тёмные леса, ракитовый куст, дружинушка хоробрая. С их помощью можно ёмко и кратко показать и охарактеризовать всё что угодно. Например, когда мы встречаем сочетание добрый конь, сразу понимаем, что конь у богатыря Микулы - очень сильное, умное, выносливое и преданное животное.
У оратая кобыла соловая,
Гужики у неё да шелковые.
Соловая кобыла - это лошадь светло-коричневой масти, хвост и грива у которой белого цвета. Микула на своей кобыле «пенья-коренья вывёртывает», а большие каменья не объезжает стороной, как это обычно делают крестьяне, а валит их в борозду вместе со вспаханной землёй, словно и не замечает их. Красиво работает оратай - любуется его трудом былинный рассказчик. Все художественные средства выразительности в былине подчёркивают его любовь и уважение к могучему былинному богатырю.

Прославленные сказочные персонажи, чьи образы кажутся знакомыми с детства, имеют многовековую историю. Воины и богатыри из преданий и легенд, которые рассказывали бабушки и дедушки, – не просто представители традиционного фольклора, а персонажи, олицетворяющие дух и традиции великого русского народа. Герои былин наделены недюжинными талантами для защиты родной земли. В веренице могучих воинов находится место и Микуле Селяниновичу.

История создания

Микула Селянинович – герой, воспетый в былине под названием «Вольга и Микула Селянинович». Былину сочиняли на протяжении нескольких столетий, так как легенда претерпевала изменения и передавалась из уст в уста в различных интерпретациях. Характеристика героев точно передана в версии, сложенной на севере страны после распада Киевской Руси. Неизвестно, каким образом сочинялось описание Микулы, но Вольга (Олег) Святославович – реальное историческое лицо. Князь приходился двоюродным братом царю и внуком .

В былине отсутствует единство места, времени и действия. Она предполагает описание вымышленных событий с участием сказочных персонажей, но этимология слова указывает на то, что некоторые эпизоды все-таки были на самом деле.

Повествование описывает встречу двух богатырей: князя и крестьянина-пахаря. Первый едет на войну, а второй, богатырь-плуг, возделывает землю. Простой крестьянин представлен в благородном облике. Это ухоженный мужчина в чистой одежде и расписном кафтане. На Микуле надеты зеленые сапоги с каблуком и пуховая шляпа. Такое одеяние не соответствовало привычной одежде пахаря, привыкшего к работе с землей и изматывающему труду. Но статный герой должен, по традициям былины, иметь красивый наряд, и это правило соблюдено.


Специфика былины «Вольга и Микула Селянинович» заключается в художественных приемах. Она включает в себя элементы архаичного языка и многочисленные повторы. Посредством красочных эпитетов описываются детали одеяния, черты характера героев, окружающий их быт. В былине противопоставляются друг другу образы крестьянина и воина.

При этом труд простого землепашца ставится выше, ведь пахаря могли призвать на защиту родины в любой момент, а работать на земле дано не каждому. Есть также версия, что в сказании противопоставляются образы двух божеств, покровителей земледелия и охоты.


Мотив восхваления труда пахарей ярко описан в эпизоде, когда князь Вольга приказывает дружине взяться за сошку. Воины не могут осилить ее, а Микула Селянинович справляется с задачей на раз.

Богатырь, способный обойти дружину, – настоящий защитник земли русской и ее возделыватель. Сочинители былины по-доброму, с лаской отзываются о герое. Примечательно, что на протяжении повествования богатыря называют не иначе как оратай. И лишь в финале раскрывается имя Микулы. Герой рассказывает о своих достижениях, не бахвалясь.

Биография и сюжет

В былине о Микуле Селяниновиче главными действующими лицами стали два персонажа: он сам и князь Вольга. Первая встреча происходит, когда по завету Владимира Мономаха во владение Олега переходят три града. Князь направляется на осмотр владений. На пути дружины встречается статный богатырь, которого видно издалека, но добраться до любопытного персонажа получается только спустя три дня и три ночи. Гипербола такого рода показывает народное восхищение богатырем.


Микула – пахарь. Он с легкостью возделывает землю, выкорчевывая пни и камни деревянной сохой, украшенной драгоценными каменьями. Кобыла Микулы увешана шелковыми гужами, да и сам наряд богатыря не похож на простое крестьянское платье. Становится понятно, что перед читателем герой, для которого усердная пахота – это развлечение.

Микула Селянинович представлен в образе героя, почитаемого на Руси больше всех. Работе, связанной с землей, посвящались праздники, с ней сопряжены традиции и предания. Микула – народный герой, его прототипом считался , покровитель крестьянства.


Этот образ был олицетворением русского землепашца. Поэтому создатели былины не упоминают о том, как звали отца богатыря: Селянинович сочетается со словом «село», а значит, родителем был простой русский народ.

Микула – обладатель покладистого характера и доброй души, щедрый и гостеприимный человек. Без него княжеские воины не способны даже вытянуть легкую сошку, а значит, царское могущество зиждется на силе пахаря. Русь стоит на простом деревенском мужике, который кормит народ и защищает родину от напастей.


Богатырская сила не делает Микулу хвастуном. Герой скромен и спокоен, не лезет на рожон и просто общается с князем. Бесконфликтный персонаж – везде свой. Он угождает окружающим, умеет работать и отдыхать на славу.

Православная Русь славится смирением и прощением, но всегда способна отстоять свою честь и защитить ближнего. В эпизоде нападения разбойников, требующих грошики, понятно, что праведный Микула готов терпеть и проявлять лояльность до последнего. Выйдя из себя, он сможет вразумить соперников силой.

Популярными русскими богатырями считаются , который боролся с ханом Тугарином, противостоявший и , чьим противником оказался . Но в народных преданиях описывались и другие герои, защищавшие родину от нашествия темных сил.

Микула Селянинович – простой пахарь, боролся с «сумой переметной», в которой заключена «вся тяжесть земная». Волх Всеславьевич – чародей, помогавший победить индийского царя. считался богатырем-гулякой, а обрел славу после Куликовской битвы.


Биография богатырей редко описывается подробно. Зачастую неясно, кем был герой до того, как проснулась в нем богатырская сила. Порой неизвестно даже, где тот родился. Но главные подвиги, которыми персонажи прославились, передавались в подробностях из уст в уста, считаясь национальным достоянием, и поддерживали дух русского народа, нуждавшегося в защитниках.

Богатырская сила входит в число излюбленных сюжетов изобразительного искусства. Картины , написанные в одинаковой манере, повествовали о подвигах и путешествиях русских героев. В числе поклонников русского фольклора были живописцы и Рябушкин.