Про психологию. Учения и методики

Предпосылки для движения народников в 19 веке. Народничество - это что такое? Зарождение, идеология народничества

НАРОДНИКИ

Последователи народничества - общественно-политического движения в России во второй половине XIX в. (1860–1880 гг.), отражавшего идеологию крестьянской (см. ) демократии и считавшего возможным переход России к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм. Идеологами движения были М.А. Бакунин , П.Л. Лавров , П.Н. Ткачёв .


Народничество как идеология зародилось в 1860-х гг. в революционных кружках и организациях, в 1870-х гг. получило развитие в «хождении в народ» - массовом движении разночинной (см. ) молодежи в деревню с призывом к крестьянской революции, свержению самодержавия и установлению общинного социализма. Отсюда и название народники . Движение потерпело неудачу: власти старательно выявляли пропагандистов-народников и пресекали их деятельность, крестьяне в массе не поддержали призыва бунтовать против царя . Многие из разочаровавшихся участников «хождения в народ» позже сосредоточили свои усилия на создании революционных организаций. С середины 1870-х гг. революционеры изменили методы работы: они селились в деревнях, нанимались на должности сельских учителей и врачей, становились кузнецами и плотниками и пытались постепенно, в доступной форме воздействовать на крестьян. Однако и это не принесло ожидаемых результатов. Неудача «хождения в народ» подорвала доверие революционно настроенной молодежи и к «бунтарским» идеям М.А. Бакунина, и к «пропагандистским» теориям П.Л. Лаврова, но сделало популярными мысли П.Н. Ткачёва о необходимости крепко сплоченной тайной организации. Такая организация была создана в конце 1876 г., а в 1878 г. она получила название «Земля и воля» - в честь существовавшей в 1860-x гг. всероссийской революционной организации, основанной Н.Г. Чернышевским и А.И. Герценом . Авторы программы «Земли и воли» считали главным тактическим средством борьбы против самодержавия пропаганду среди крестьян, рабочих (см. ), ремесленников, студентов, военных, а также воздействие на либерально-оппозиционные круги русского общества. Однако приходящую в революционную организацию молодежь все больше привлекали террористические методы борьбы.
В 1879 г. «Земля и воля» раскололась на две организации - «Народную волю» (в нее вошло большинство членов «Земли и воли») и «Чёрный передел» (название связано с распространённым среди крестьян слухом о близком всеобщем, «черном», переделе земли).
«Народная воля» объединила всех, кто решил отказаться от старых способов борьбы и перейти к террору. Организацию возглавили Александр Михайлов, Андрей Желябов, Софья Перовская, Вера Фигнер и др. Весь 1880 г. был отмечен террористическими актами народовольцев , а 1 марта 1881 г. ими был убит . Участников покушения приговорили к смертной казни и повесили. В 1879–1883 гг. прошло свыше 70 политических народовольческих процессов, по которым привлекалось около 2 тысяч человек. К 1884 г. «Народная воля» была полностью разгромлена.
Лидером оставшегося на прежних землевольческих позициях «Черного передела» стал Г.В. Плеханов , который вскоре эмигрировал и в 1883 г. в Женеве создал группу «Освобождение труда», перейдя на позиции марксизма.
Деятельность народников, особенно террористическая, не нашла поддержки в широких слоях общества, хотя многие разделяли их убеждение в необходимости коренных преобразований в России и ценили их готовность к самопожертвованию. В советский период (см. Советский Союз ) народники считались героями-революционерами, их именами называли улицы. В постперестроечное (см. ) время террористическая деятельность народников стала многими осуждаться как неприемлемое средство достижения целей в политике.
Движение народников в той или иной степени нашло отражение в ряде произведений русских писателей второй половины ХIХ в.: Н.Г. Чернышевского, Н.А. Некрасова , С.М. Степняка-Кравчинского, Н.С. Лескова , Г.И. Успенского и др. Народничеству посвящен роман «Новь» и стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Порог», хотя сам писатель убеждений и методов борьбы народников не разделял. Резкая критика революционеров-террористов содержится в романе Ф.М. Достоевского «Бесы», прототипами героев которого были лидеры народничества. В литературе XX в. эта тема присутствует в романе Ю.В. Трифонова «Нетерпение», поэме Е.А. Евтушенко «Казанский университет» и др.
Образы революционеров-народников созданы И.Е. Репиным в картинах (1884 г.), «Отказ от исповеди» (1885 г.) «Арест пропагандиста» (1892 г.), В.Е. Маковским - в картинах «Осужденный» (1879 г.), «Вечеринка» (1897 г.) и др.
В языке современных средств массовой информации используется выражение хождение в народ для называния каких-либо акций политических деятелей, например, в период избирательной кампании.
П.Л. Лавров. Фото 1870 г.:

М.А. Бакунин. Фото 1870 г.:

«Арест пропагандиста». Художник И.Е. Репин. 1892 г.:


Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Смотреть что такое "НАРОДНИКИ" в других словарях:

    Народники - Народничество движение русской интеллигенции на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой. Три течения… … Википедия

    народники - (рус. народники) мн. руски малограѓански револуционери што претставувале значајна политичка сила пред распространувањето на марксизмот во Русија … Macedonian dictionary

    Народники-коммунисты - («Народники коммунисты»,) группа левых эсеров, отказавшаяся поддерживать авантюристическую политику своего ЦК и вышедшая из партии после левоэсеровского мятежа 1918 (См. Левоэсеровский мятеж 1918). 18 августа 1918 группа объявила себя «Н … Большая советская энциклопедия

    Народники, народничество - идеология и движение разночинной интеллигенции в России во II пол. XIX в. Выражало интересы крестьян, выступало против капиталистического развития России, а также за свержение самодержавия путем крестьянской революции, причем предусматривалось… … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    ЛИБЕРАЛЬНЫЕ НАРОДНИКИ - участники общественного движения в России 2 й пол. 19 в., социалисты, сторонники мирных социально политических реформ (Н. Ф. Даниельсон, В. П. Воронцов и др.) …

    РЕВОЛЮЦИОННЫЕ НАРОДНИКИ - участники общественного движения в России нач. 70 90 х гг. 19 в., социалисты, большинство сторонники активной революционной борьбы с самодержавием. С кон. 70 х гг. среди революционных народников преобладали народовольцы (см. Народная воля) … Большой Энциклопедический словарь

    ЛИБЕРАЛЬНЫЕ НАРОДНИКИ - ЛИБЕРАЛЬНЫЕ НАРОДНИКИ, В марксистской литературе название участников общественного движения 2 й половины 19 в., сторонников преобразования общественно политического строя России на началах социализма посредством мирных реформ (U.K. Михайловский,… … Русская история

    РЕВОЛЮЦИОННЫЕ НАРОДНИКИ - РЕВОЛЮЦИОННЫЕ НАРОДНИКИ, в литературе название участников революционного движения в начале 70 х 90 х гг. 19 в., сторонников т. н. крестьянского социализма (см. НАРОДНИЧЕСТВО) и активной борьбы с самодержавием. С конца 70 х гг. среди Р. н.… … Русская история

    Либеральные народники - в марксистской литературе конца 1890 х гг. название участников общественного движения второй половины XIX в., сторонников преобразования общественно политического строя России на началах социализма посредством мирных реформ (Н. К. Михайловский, Н … Энциклопедический словарь

    революционные народники - участники общественного движения в России начала 70 90 х гг. XIX в., социалисты, большинство сторонники активной революционной борьбы с самодержавием. С конца 70 х гг. среди революционных народников преобладали народовольцы (см. «Народная воля») … Энциклопедический словарь

Книги

  • Народники-пропагандисты 1873-78 годов. , П. Л. Лавров , Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1907 года (издательство`С.-Петербург. Типография`Т-ва Андресона и Лойцянского`.`). В… Категория: Библиотековедение Издатель: Книга по Требованию , Производитель:

Народники

Арест пропагандиста. Картина художника И.Е.Репина, 1880- 1882

Народники - это представители радикально настроенной интеллигенции и разночинцев во второй половине 19 века.

Идеи народников:

    Выступление против крепостничества

    Свержение самодержавия

    Отрицание капиталистического пути развития России

    Проведение крестьянской революции

    Переход к социалистическому пути развития

Родоначальники народничества:

    А.И.Герцен - создал теорию «крестьянского социализма». Он не отрицал идею крестьянской революции, но предпочитал реформы, проводимые властью под давлением прогрессивного общественного мнения.

    Н.Г.Чернышевский , он считал, что единственным путём перехода к социализму может быть только революция, утверждал. Что для её проведения необходимо, чтобы сложились определённые политические и социальные условия.

Интересный факт. В 1861 году распространялась прокламация

« Барским крестьянам от их доброжелателей поклон », в которой в доступной форме объяснялось народу, что крестьянская реформа имеет грабительский характер, убеждалось, что бы народ не верил царю, готовился к организованному выступлению. Подозрение в написании прокламации пало на Н.Г.Чернышевского, его арестовывают.

Из истории

    1861-1864- деятельность организации «Земля и воля » (Н.Н.Обручев, А.А.Слепцов, Н.А. и А.А. Серно- Соловьевичи и др.)

    Деятельность народнических кружков:

    «Народная расправа» (1869-1871), С.Г.Нечаев

    «Чайковцы» в Петербурге, Н.В.Чайковский, Н.В.Натансон . В 1871 г. объединились с кружком С.Л.Перовской. инициаторы «хождения в народ». В 1874- многие осуждены по «Процессу 193-х».

    Террористическая группа «Ад». Н.А.Ишутин, И.А.Худяков .1863-1866.В 1866 организовали покушение на Александра 2 (Д.Каракозов )

    1873-1875- «Хождение в народ».

«Земля и воля» 1861-1864

Три направления:

    Бунтарское. М.А.Бакунин : революцию не нужно готовить, бунтарский инстинкт свойствен народу. Молодёжь должна идти в народ, чтобы призывать народ к революции, «звать к топору».

Идеи : отрицание государства как формы подавление человека, необходимость самоуправления народа (рабочие ассоциации, группы, общины, области)

    Пропагандистское . П.Л.Лавров : интеллигенция должна идти в народ, просвещать его, готовить к революции.

Идеи : построение справедливого социалистического общества на основе крестьянской общины, самобытное развитие России, «неоплатный долг» дворянства пере народом.

    Заговорщическое. П.Н.Ткачёв : не следует ждать, пока народ будет готов к революции, монархия не имеет прочных корней, необходимо гот овить организацию к захвату власти, а до этого - устроить террор против высших должностных лиц.

Идеи: установление всеобщего равенства. Замена старых государственных институтов новыми в результате революции, сохранение сильного централизованного государства и после революции.

Сходство трёх направлений в народничестве:

    Народ, крестьянство - главная движущая сила в революции

    Основа государства при социализме - крестьянская община

    Построение социалистического общества – общества всеобщего равенства

    Организующая сила революции- революционная партия

«Земля и воля» 1876-1879

Программа:

    Установление демократической республики

    Создание парламента

    Широкое применение самоуправления

    Равноправие женщин

    Передача земли крестьянам

Представители:

    Г.В.Плеханов

    А.Д.Михайлов

    В.Н.Фигнер

    С.Л.Перовская

    Н.А.Морозов

    С.М.Кравчинский

Два направления:

    Пропагандистское. «Чёрный передел».Г.В.Плеханов и др.(1879-1881), противник тактики террора, выступали за пропаганду среди рабочих, за требования гражданских и политических свобод, улучшение условий труда. С 1880-лидеры в эмиграции. В 1883- создание группы «Освобождение труда».

    «Народная воля». Террористическое. А.И.Желябов, А.Д.Михайлов, С.Л.Перовская и др. Сторонники не только активной пропаганды, но и террора: устройство бунтов и восстаний, проникновение в среду рабочих, солдат, подготовка политического переворота и захвата власти, осуществление социалистической революции. Осуществили 8 покушений. Среди них: 1878- покушение В.Засулич на генерала Ф.Ф.Трепова, 1879- покушение на Александра 2 А.Соловьёва, 1779- убит шеф жандармов Н.В.Мезенцев,1881- убийство Александра 2. Разгром организации, казнь её лидеров.

Сходство «Земли и воли» 1860-х и 1870-х г.:

    Совпадение программ. Передача земли крестьянам

    Общинная организация общества

    Гражданские свободы

Отличие «Земли и воли» 1860-х и 1870-х г.:

    Первая организация планировала подготовку крестьянской революции

    Вторая – больше планировала длительную пропагандистскую работу

1980-90-е годы. Народничество утратило революционный характер, перешло на либеральные позиции («теория малых дел», «тихая культурная работа» ).Формой преодоления идей народничества стал марксизм с его идеей пролетарской революции. Начало этому положила организация «Освобождение труда» в 1883г . ,руководитель –Г.В. Плеханов.

Значение народничества:

    Народническое движение будило передовые силы России на борьбу с самодержавием

    Готовностью отдать жизнь за народ народники стали примером многих последующих поколений борцов за справедливость.

    Нанесло значительный удар по царизму

Причины краха народничества:

    Стремление к проведению социалистической крестьянской революции, что было утопичным, так как крестьянству было, что терять.

    Неверная тактика террора

    Отсутствие единого руководства и методов борьбы, разобщённость кружков и их малочисленность

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Идеология народников, появившаяся в Российской империи в 1860-1910-х годах, ратовала за переход общества к «справедливому» социализму прямиком от феодализма, перескакивая капитализм. Идея была предложена Герценом и разрабатывалась Бакуниным, Белинским, Чернышевским. Против выступали марксисты. Они утверждали, что зарождающийся в России строй может быть только капиталистическим.

По сути деятельность народников - это своего рода мостик в революционном движении: от дворянского (или декабристского) этапа к марксистскому (то есть пролетарскому). Однако массы оказались невосприимчивы к пропаганде революции. Да и репрессии правительства подавили это начинание. Тем не менее, оно оставило яркий след, который помнит история России. Кто такие народники и чем они знамениты? Об этом подробно поговорим в статье.

В поисках народной правды

Кто такие народники в 19 веке? Это интеллигенты, разночинцы, которые искали свое место в обществе. Их мучила мысль, что они давно оторвались от народа, его мудрости и правды. Говорили, что в моральном отношении крестьяне намного выше их самих. Только неграмотны они, живут в бедности, страдают от несправедливости. И надо сблизиться с ними, раскрыть им глаза и наставить на путь истинный. В этом - долг интеллигенции перед народом. Необходимо уровнять все социальные слои и от каждого взять самое лучшее.

Также мировоззрение новоявленных защитников людей труда базировалось на мнении, что Россия - страна самобытная. Особенность ее экономики - народное производство. Потому у нее уникальный, отличный от других государств, путь развития. Народники стремились выработать собственную которая бы подходила как промышленникам, так и обычным крестьянам. Герцен, например, писал про чисто «русский социализм». Это и послужило сигналом к действию.

Истоки доктрины

Сегодня ученые подчеркивают, какой многоплановой была история России. И среди многих других политических течений особый интерес вызывает вопрос о том, кто такие народники и какова почва, породившая это явление. Почему здравые, на первый взгляд, начинания натолкнулись на стену непонимания?

Россия тех лет - аграрная, отсталая. Капитализм развит слабо. Жизнью крестьян управляла поземельная община. Входящие в нее труженики владели общим участком земли. Общество гарантировало им нормальную работу и жизнь семей, обеспечивало равные права для всех, защищало селян от притеснений крупных землевладельцев, чиновников.

Это позже, когда в деревне началось социальное расслоение, община стала тормозом развития крестьянских хозяйств. А пока она была образцом устройства российского общества и в людей занимала особое место. За это и ухватились те, кто пропагандировал движение народников.

Герцен - предтеча народничества - наблюдал, как печально в Европе закончились революции 1848-1849 годов. Он разуверился в социализме европейском. Сравнивая свою страну и западные, он пришел к выводу: социализм в России сначала должен утвердиться. А это не так уж и сложно. Ведь община на селе - готовая ячейка социалистического общества. Вот главная суть ответа на вопрос: кто такие народники?

Равенство или справедливость?

Те, кто вышел на защиту прав обездоленных, утверждали основой общества будущего справедливость. И это тоже объяснимо. Традиционно вся российская культура зиждется именно на ней. «Не равенства я требую, а справедливости!» - восклицал в романе Достоевского. Эта тема постоянно в том или ином варианте звучит в литературе и прессе периода 1860-1910 годов. И здесь ясное видение того, кто такие народники в истории, чем отличаются от других революционно настроенных групп. Так, марксисты ставили акцент на равенстве людей. А это не отвечало чаяниям русского народа. Ведь марксисты были далеки от реальностей России, культуры. Не чувствовали ее глубоко.

Ориентация на крестьян

Чтобы лучше понять, кто такие народники, надо вспомнить Герцена с его «русским социализмом». Он обращал внимание на крестьян. Ведь это обширная социальная база! Потому цель - ликвидировать землевладение помещиков, освободить селян с их наделами (без выкупа), ввести самоуправление.

Чернышевский думал, что община сначала выполнит роль особой формы производства, параллельно с капиталистической, а затем потихоньку вытеснит ее.

От революционеров до анархистов

Также надо знать виды этого движения, чтобы четко представлять, кто такие народники. Было три главных течения: революционное, или радикальное, либеральное, или пропагандистское, и анархистское.

Либералы под руководством своего идеолога П. Лаврова имели мысль о какой-то особой, но никак не капиталистической траектории развития России. Да, они тоже призывали к улучшению жизни простых людей. Но каким путем? Реформаторским. Их требования - уничтожить остатки крепостнического строя, ликвидировать землевладение крупных помещиков и сделать все, чтобы в Россию не проникли «язвы капитализма». Теорию марксизма они хорошо знали. Читали и даже перевели на русский язык все три тома «Капитала». Но для себя считали это неприемлемым.

Любой террор, насилие ими отвергались. Ведущая сила в истории - интеллигенция. Ведь она умеет мыслить критически. А крестьяне совсем не готовы к революции. Значит, прежде следует подготовить пропагандистов - из интеллигенции. И пускай ходят в народ, рассказывают. Но не для того, чтобы собрать массы на немедленный бунт. Следует длительной разъяснительной работой вести селян к началу революции.

А чем занимались практически? У них была «теория малых дел». В целом, методы народников - это культпросвет среди населения.

В ходу были журналы, всевозможные общественные союзы и организации, собрания и то есть выборные органы местного самоуправления.

Особенно (уже в 1880-1890-е годы) народникам пришлась по душе теория так называемых малых дел. Газета «Неделя» убеждала читателей, что дело чести интеллигентов - помощь селянам. Сами они не преодолеют трудности, появившиеся от элементов рыночной экономики. Можно помогать крестьянам, участвуя в деятельности земств.

Пресса взывала к педагогам, агрономам, медикам: “Переселяйтесь в деревню и личным трудом улучшайте жизнь мужиков”. Журнал «Русское богатство» бурно обсуждал проблемы деревни. «Осесть на земле» призывали публицист А. Энгельгардт, писатель Л. Толстой и другие выдающиеся современники. Они твердили о нравственном превосходстве народа над образованными людьми.

Мы пойдем другим путем

Радикалы, или революционные народники, объединились в подпольную организацию. Они называли себя адептами Чернышевского. Их критерий был один - быстрое и безжалостное свержение царя и немедленный переход к социализму.

Яркая фигура среди них - брат Ленина Он был одним из организаторов и руководителей террористической фракции «Народной воли». Именно Ульянов-старший составил программу их борьбы с царизмом.

Всего за год эти революционные народники создали свою тайную сеть. А это 80 групп. Примерно полтысячи активистов - в центре и на местах. В целом собрался отряд из нескольких тысяч единомышленников. Народовольцами было совершено пять покушений на Александра II, вошедшего в историю как «освободитель» и «великий реформатор». Ведь именно он отменил крепостное право, провел финансовую и другие реформы. Однако террористы упорно охотились за ним. Во время последнего покушения 1 марта 1881 года император получил смертельное ранение.

Интересный факт: Александр Ульянов продал свою золотую медаль, которую получил за учебу, и купил на эти деньги взрывчатку для бомбы.

21-летний террорист был схвачен при подготовке и казнен. После такой трагической развязки молодой Ленин произнес: «Нет, мы пойдем другим путем!»

Затем в стране последовали массовые аресты «смутьянов», громкие показательные суды, казни. Всего за три года (с 1881-го по 1884-й) репрессировали десять тысяч человек. Так перестала существовать «Народная воля».

Бунтари по крови

Анархисты - третья ветвь народничества. Они не только не думали латать дыры в каком-либо государстве, но и не признавали любое их них. П. Кропоткин и М. Бакунин - идеологи российского анархизма - убеждали, что всякая власть подавляет, порабощает личность. А русские - это бунтари по призванию, по крови. Крестьяне же готовы к революции. Поэтому дело за малым - организовать всенародный бунт. А он сметет это государство и не допустит создания нового. Всякий госаппарат по определению уже есть зло.

Кропоткин говорил о главенствующей роли масс. Они могут переформатировать страну. Стоит лишь создать автономии, коммуны и федерации.

Более терпеть нельзя

Какие методы использовали народники еще? По всей стране расплодилась масса нелегальных и полулегальных кружков. Только одни были просто пропагандистами, другие - заговорщиками.

Студенческие кружки наводнили Харьков, Москву и другие города. В большинстве своем молодежь предпочитала свержение монархии путем революции. Новое устройство - это союз областей. Конечно, федеративный, который управляется выборным собранием.

Большим влиянием в столице пользовалась «Земля и воля» - тайное общество. Также и в Петербурге, и в Москве работала группа «Народная расправа». Ее члены готовили не что иное, как «мужицкую революцию».

Кающиеся дворяне

Были даже такие кружки, как «Кающиеся дворяне». Всю свою жизнь они посвящали тому, чтобы загладить перед мужиками вековую вину за себя лично и своих предков.

Словом, так или иначе, но все хотели пробудить в народе их «социалистические инстинкты». Все это было очень популярно, ново, здорово. Прозаики и журналисты старательно писали на эти темы. Художники создавали картины. Так, на ура была воспринята картина Ильи Репина «Арест пропагандиста».

Но постепенно народничество стало утрачивать свою популярность и влияние в обществе. Тем более что уже поднимал голову рабочий класс.

Это была утопия

Петр Струве, экономист и политический деятель, убедительно объяснял, кто такие народники. Это идеализация и и первобытного равенства. Просто предлагается отживший экономический строй, который возвели в целую социально-политическую систему. По сути это - идеология интеллигенции, а не народа.

Кроме того, подобные предложения возникают в странах с аграрной экономикой. И именно во время их перехода к индустриализации. Поклонники этих идей намереваются разработать некую модель некапиталистического развития и постепенно приспособить население к правилам модернизированного хозяйства. Но это не работает, ибо нереально.

Положительный след

Заслуга народников в том, что их доктрина и деятельность во многом помогли консолидировать нацию - через устранение сословных различий. Были сформированы предпосылки, чтобы создать правовое пространство - единое для всех без исключения слоев общества.

Также наглядно была доказана ошибочность намерений законсервировать на века мелкое крестьянское хозяйство. Тактика террора тоже не принесла результатов.

Подрастало новое поколение, готовое на самопожертвование в борьбе с устаревшим режимом.

Период с середины 70-х по начало 80-х отмечен деятельностью революционных народников, взгляды которых сформировались под влиянием "русского социализма" Герцена, революционных идей Чернышевского и Добролюбова. Преемственность идей выражалась в борьбе против остатков крепостничества, защите интересов крестьянства, а также в том, что будущее России они видели в переходе к социализму.

В 70-х годах идейными вождями народников были Бакунин, Лавров и Ткачев. Они разработали три основные теории народничества - бунтарско-анархическую, пропагандистскую и заговорщическую. Различия между ними определялись в основном разницей в понимании вопроса о главной движущей силе революции, степени готовности этой силы к революции, средствах ее свершения.

Бакунин считал, что русский крестьянин всегда готов к восстанию, специально готовить его не надо. Задача интеллигенции - идти в народ, "бунтовать" народ, способствовать слиянию отдельных бунтов в единую революцию. Главным носителем несправедливости и угнетения народа является государство, поэтому основной задачей является уничтожение государственности. В отличие от Бакунина, Лавров считал, что интеллигенция должна усвоить социалистические идеи и нести их в народ для длительной пропаганды, что подготовит революцию. Ткачев, так же как и Лавров, не считал крестьянство готовым к революции, но называл русский народ "коммунистом по инстинкту", которого не надо учить социализму. Он считал, что революционная интеллигенция путем заговора должна захватить государственную власть и таким образом вовлечь народ в революцию. Несмотря на расхождения в вопросах тактики, всех народников объединяло признание революции как единственного средства освобождения народа. После неудачных попыток хождения в народ с целью установления связи с крестьянством и возможности его организации на восстание, возникла идея создания тайной революционной организации, объединившей всех народников. Такая организация была создана в 1876 г. и стала называться "Земля и воля". Ее программа предусматривала осуществление революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам, введение мирского самоуправления в деревне и городе. Во главе организации стояли Михайлов, Плеханов, Морозов и др.

Не достигнув существенных результатов и убедившись в необходимости политической борьбы, среди народовольцев начались споры по программным и тактическим вопросам о методах борьбы, которые привели к расколу. Меньшая часть народовольцев создала организацию "Черный передел" (Плеханов, Засулич и др.), которая сохранила верность основным программным принципам. Большой роли эта организация не сыграла. Более значительную работу проделала другая организация "народная воля" (1879-82гг.). Программа народовольцев предусматривала подготовку политического переворота, свержения самодержавия, установления в стране демократического строя, уничтожение частной собственности (Желябов, Михайлов, Перовская и др.). Важнейшим средством политической борьбы считали террор, а главной целью - убийство царя. Они рассчитывали, что это разбудит народные низы и подтолкнет их к восстанию. Народовольцы организовали 8 покушений на царя. 1 марта 1881 г. Александр 1 был убит. Это событие вызвало конец "Народной воли" - правительство усилило репрессии, переворота не произошло. Большинство членов организации было арестовано, Желябов, Перовская, Кибальчич и др. - повешены. В 80-90-ые годы возросло влияние либеральных народников, Это течение отличалось неприятием ненасильственных методов борьбы. Либеральные народники выражали интересы крестьянства, требовали уничтожения остатков крепостничества и помещичьего землевладения, призывали к постепенным реформам для улучшения жизни народов.

В 80-90-ые годы революционное движение распалось на два течения: первое сохранило верность идее крестьянского социализма, второе главной силой общественного процесса считало рабочий класс. Некоторые народники обратились к марксизму (Плеханов, Засулич и др.). В Женеве они образовали группу "Освобождение труда". Ее программа: полный разрыв с народничеством, пропаганда социализма, опора на рабочий класс, создание рабочей партии. Группа "Освобождение труда" резко критиковала народнические теории и занималась пропагандой, распространением марксизма в русской среде, но с русским движением эта группа не была связана.

9. Народничество 70-90-х гг. 19 века и его историческая судьба

Основные идеи :

Капитализм в России насаждается "сверху" и на русской почве не имеет социальных корней

Будущее страны в общинном социализме;

Крестьяне готовы к восприятию социалистических идей;

Преобразования должны осуществляться революционным методом.

Основа идеологии: теория «общинного социализма» Герцена , идеи Чернышевского и Добролюбова: Россия придет к социализму, минуя капитализм (капитализм - упадочное явление)

    бунтарское (анархическое) народничество , М.А. Бакунин (1814-1876)

Задача интеллигенции - идти в народ и разжигать всероссийский бунт

Уничтожение государства и создание федерации самоуправляемых свободных общин.

    Пропагандистское народничество, П.Л. Лавров

Народ не готов к революции

Пропаганда с целью подготовки крестьянства

    Заговорщическое народничество, П.Н. Ткачев

Русский народ "коммунистом по инстинкту", которого не надо учить социализму

Узкая группа заговорщиков, захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство

    Организации:

- "Земля и воля" (1876-1879). Г. В. Плеханов, А.Д. Михайлов, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер: осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передача всей земли крестьянам и введение "мирского самоуправления" в деревне и городах. Демонстрация у казанского собора 1876 год - Плеханов, была разогнана, покушение Веры Засулич на ген. Ф. Тарасова 1878, и Соловьева на Александра II(1879)

- Черный передел" (1879-1881), Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод, сохранили программу Земли и воли, 1883 основали группу «Освобождение труда» для пропаганды марксизма

- "Народная воля" (1879-1881) , .И. Желябов, А.Д. Михайлов, СЛ. Перовская, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер, подготовка политического переворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик рабочим, террор!

- «Чайковцы», «Народная расправа» Нечаева, Террористическая группа «Ад»

    Хождения в народ (1873-1875)

1876 г. при участии "Земли и воли" в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонстрация.

    Либеральное народничество

Отрицали насильственные методы борьбы, культурно-просветительская работа среди населения (Н.К. Михайловский, Н.Ф. Даниельсон, В.П. Воронцов).

Центральное место в учении народников, родоначальниками которого являлись А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский, занимал вопрос о капитализме и его судьбе в России. Они не признавали вывода К. Маркса о прогрессивности капитализма по сравнению с феодализмом, неизбежности и закономерности смены общественно-экономической формации другой. Поскольку народники считали капитализм в России явлением неестественным, то они полагали необходимым переход России от феодализма к социализму путём крестьянской революции. Экономическую основу социализма они видели в крестьянской общине. Идеализируя общину, народники видели в крестьянине: «социалиста по инстинкт и революционера по природе». Рабочие же для народников были теми же крестьянами, только временно оторванными от земли. Руководящая роль в обществе, по их мнению, должна была принадлежать интеллигенции. Именно она должна вести за собой массы.

В народничестве изначально присутствовали две тенденции: революционная и реформистская. Радикально настроенная интеллигенция воспринимала идеи крестьянского социализма как призыв к непосредственному революционному действию, более умеренная её часть – как программу постепенного движения вперёд через реформы.

Народники Беларуси были идейно и организационно связаны с русским народничеством. Среди известных пропагандистов-народников начала 1870 годов – были уроженцы Беларуси В.П. Ковалик, М. К. Судиловский, Е. К. Брешко-Брешковская, Зунделевич, Исаев, Борейша, Гриневицкий, Бонч-Осмаловский и др. В 1874 – 1884гг. землячество и нелегальные группы беларуских студентов существовали во многих высших заведениях России. Члены этих организаций нередко были руководителями народнических кружков в Минске, Могилёве, Витебске, Пинске, Слуцке, Гродно и других городах Беларуси. Преимущественно это были кружки учащихся, которые занимались самообразованием, изучали запрещённую литературу, делали попытки вести агитацию в крестьянском окружении. Одним из руководителей могилёвского народнического кружка был сын почтальона Р.П. Исаев, который позже стал выдающимся деятелем народнического движения в Петербурге. Он был активным распространителем нелегальной литературы и участников «хождения в народ». После окончания гимназии Исаев поступил в Петербургский университет, а затем перевёлся в Медицинскую академию и включился в революционную деятельность народников столицы. Исаев поддерживал связь с народниками Могилёва. Он руководил также группой студентов, уроженцев Могилёвской губернии. Благодаря широким связям с революционной интеллигенцией Петербурга, Москвы, Киева и др. городов могилёвский кружок получал большое количество нелегальной литературы, которую его члены читали на тайных собраниях и распространяли среди населения. В результате обысков в руки властей попала часть такой литературы: роман Чернышевского «Что делать?», «Песенник революционных песен», брошюры «Русским революционерам», «Где лучше?», журналы «Вперёд» и «Набат», которые выдавались за границей. Эти неспелые в политическом отношении кружки действовали целиком в русле общероссийских народнических организаций.

С возникновением в Петербурге организации «Земля и воля» (1876г) народническое движение в Беларуси развивалось под её непосредственным влиянием. Центром движения стал Минск, где наиболее активно действовал кружок, созданный студентом Одесского университета – М. Велером. Сначала кружок объединял учащихся Минской гимназии и духовной семинарии и действовал под видом «образовательного кружка». Члены кружка занимались социалистической пропагандой, читали и распространяли запрещённую литературу, которую присылали в Минск студенты Петербурга и Варшавы. Это были произведения Бокля, Дарвина, Ренона, Миля, Ласаля, Маркса и др. Активную социалистическую пропаганду вели медицинская сестра военного лазарета А. Корба-Прибылёва – дочка минского инженера, в дальнейшем одна из представительниц общероссийского народнического движения, и семинаристы Пигулевский и Гахович.

Репрессии правительства против «Земли и воли» вынудили народовольцев пересмотреть тактику борьбы с самодержавием. Кроме того, в 1876 году полиция начала массовые аресты членов народнического движения, что на некоторое время затормозило его деятельность. И только в 1878 году он снова стал активно действовать. В это время в составе кружка числилось не менее 15 человек, главным образом интеллигенции. Наладилась и увеличилась связь кружка с народниками Петербурга и других городов.

В 1876 году попечитель Виленской учебной округи сообщал минскому губернатору про существование в Пинском училище кружка, аналогичного кружкам «социально-революционного» направления в Минской и Слуцкой гимназиях.

В 70-х годах народнический кружок возник в Гродно. В него входили работники губернской типографии, офицеры 101-го пехотного полка, который был расположен в Гродно, мелкие служащие. Члены кружка изучали запрещённую литературу, которую они получали из Петербурга от студентов – уроженцев Гроденщины. Отличительную роль в работе гродненского кружка играл М. Янчевский, наборщик местной типографии. В частности, именно через него поддерживалась связь с Петербургом.

В конце 70-х годов в России снова складывается революционная ситуация. Русско-турецкая война, ещё больше обострившая бедствия народных масс, стала причиной подъёма общественного движения в стране. В 1878-1882 гг. увеличилось количество крестьянских выступлений, что являлось одним из важнейших элементов революционного кризиса в стране. В отличие от периода 1878-1882гг, теперь большую роль играл российский пролетариат, одним из отрядов которого был рабочий класс Беларуси. Хотя столкновения имели экономический характер и возникали стихийно, их наступательный характер, как и рост их количества до конца 70-х годов, также свидетельствовали про начало в России революционного кризиса.

В университетских центрах снова начались студенческие волнения, которые отражали общедемократический подъём в стране. В Беларуси недовольство учащейся молодёжи проявилось в создании новых нелегальных кружков в средних учебных заведениях, в распространении революционных изданий.

Среди демократичной интеллигенции Беларуси пробудился интерес к изучению родного края – быта народа, его языка и творчества.

В обстановке обострения революционной ситуации и жестоких репрессий царизма большая часть революционной молодёжи решила перейти к политическому террору. На основе этого в 1878г. В «Земле и воле» начались разногласия, которые привели к расколу в 1879 году на две новые организации. Приверженцы политической борьбы создали партию «Народная воля», их противники - «Черный передел».

Отказавшись от политической борьбы и выступая против террора, «чернопередельцы» считали главной целью своей деятельности осуществить передел земли помещиков между крестьянами. Именно поэтому они продолжали вести агитацию и пропаганду среди крестьян, рабочих, учащейся молодёжи и армии.

«Народная воля» отстаивала необходимость усиления политической борьбы против самодержавия и стояла за индивидуальный террор. «Н.в.» была централизованной конспиративной партией с одним центром – Исполнительным комитетом, с общими для всех организационной программой и тактикой. Она охватила не только столичные кружки, но и провинциальные группы. Народовольцы вели пропагандистскую и агитационную работу среди рабочих, учащихся, интеллигенции, создавая из них специальные организации партии. Главной задачей Исполкома являлись захват власти и убийство царя.

Раскол отразился и на беларуских организациях «Земли и воли». Окончательному разграничению содействовали приезды в Беларусь в 1879-1880гг. нескольких видных деятелей обеих партий. Для многих минских народников решающими стали приезды в Минск Плеханова, который на сходе кружковцев объяснил позицию «Чёрного передела» и остерегал молодёжь от увлечения террорам и политической борьбой. Большая часть народников Минска сначала присоединилась к «Чёрному переделу». Центром для последователей этой партии в Беларуси стал Минск. Минчане наладили связь с Вильной, Витебском, Могилёвом и др. городами. Не без их помощи часть гродненского кружка также присоединилась к партии «Чёрный передел». С весны 1881 года, после провала в Петербурге, в Минске начала работать подпольная типография «Чёрного передела». Тексты для набора привозил из Петербурга народник А. П. Буланов. Типография просуществовала до конца 1881 года. За это время там были напечатаны 3, 4 и 5-й номера «Чёрного передела», с 3 по 6 номера газеты для рабочих «Зерно», а также две прокламации. Про существование типографии полиция узнала только тогда, когда в Москве начались аресты чёрнопередельцев и были выявлены адреса многих революционеров провинции.

Аресты чернопередельцев в Москве, Петербурге, разгром типографии в Минске (в конце 1881года), вынужденная эмиграция ёе руководителей отрицательно отразились на настроении членов организации Беларуси, большая часть которых перешла на позиции «Народной воли».

26 августа 1879г. Исполком «Народной воли» вынес смертный приговор Александру ІІ. Было несколько покушений на царя. 1 марта 1881 года, бомбой, брошенной уроженцем Минской губерни Гриневицким, был убит Александр ІІ. Однако вспышки народной революции не произошло, да и не могло произойти в тех условиях. За цареубийство приговорены к смертной казни и публично повешены на Семёновском плацу в Петербурге А. И. Желябов, С. Л. Перовская, Т. М. Михайлов, Н. И. Кибальчик и Н.И. Русаков. Последней попыткой использовать террор было неудачное покушение на Александра III, организованное в 1887 году группой петербургских студентов с участием старшего брата В.И. Ленина А. Ульянова.

В Беларуси переходу на сторону «Народной воли» чернопередельцев содействовал приезд московских народовольцев. Их задача заключалась в образовании из разрозненных местных народнических кружков единой региональной организации Беларуси и Литвы. В начале 1882 года такая организация была создана под названием «Северо-западная организация «Народной воли». Её руководящий центр находился в Вильно. Организация объединяла народнические кружки Минской, Могилёвской, Витебской, Гродненской, Виленской и ковенской губерний. Деятельность центральной группы была направлена на создание новых групп, сбор средств для партии, организацию подпольной типографии. В конце 1882 года центральная группа практически перестала действовать, т.к. полиция арестовала её членов. Тем не менее, местные кружки не были раскрыты. Они продолжали свою деятельность в Гродно, Минске, Витебске, Пинске, Могилёве, Горках и вели работу среди учащихся, ремесленников и сельскохозяйственных рабочих Беларуси.

В начале 1884 года с инициативой объединения в общую организацию всех кружков Беларуси выступила группа «Гомон». Относительно социально-экономических взглядов «Гоман» был типичной народнической организацией народовольческого направления. Её члены надеялись на коммунистические инстинкты крестьян, считая, что в Беларуси «общинная склонность ещё очень жива в народе и его экономические идеалы и стремление к миру чрезвычайно пропитаны духам коллективизма». Как и народники, гомоновцы не видели социального расслоения в деревне. Вслед за «Народной волей» «Гомон» признавал необходимость политической борьбы, выступал за свержение самодержавия, видел в объединении все революционных сил России единственных путь спасения родины. В программных документах этой организации много внимания уделялось национальному вопросу. Именно гомоновцы впервые в истории общественной мысли Беларуси заявили о существовании беларуской нации. Гомоновцы исходили из принципа признания равноправия всех народов и их права на самоопределение. На этом принципе основывалась и официальная программа «Народной воли». Будущую свободную от социального и национального гнёта Россию они представляли как федерацию самоуправляющихся областей во главе с Учредительным собранием. Беларуская социально-революционная группа, как называли себя гомоновцы, связывалась со студенческими организациями России, кружками Витебска, Могилёва и Минска. Но создать единую организацию всей Беларуси гомоновцы не смогли. Это было связано с тем, что в это время беларуское народничество, так же как и российское, переживало кризис, сходило с исторической сцены и уступало дорогу марксизму.

Реформаторы-народники пополнили ряды партий либеральной направленности, а революционные народники – социально-революционные партии.