Из истории создания поэмы Поэма была напечатана при жизни Лермонтова в сб. «Стихотворения М.Лермонтова» за 1840г. Написана в 1839г. В Петербурге. Первоначальное название - «Бэри» (по-грузински «монах»). Изменил первоначальный эпиграф («У каждого есть только одно отечество») на цитату из «Книги царств» («Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю») – о нарушении запрета и последовавшем за ним наказании. Название тоже было изменено: «мцыри» - послушник и пришелец, чужеземец – одинокий человек, прибывший из других краёв.
Особенности композиции и сюжета 1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён. 2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. 3. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие. 4. Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить внимание читателя на характере центрального героя.
Что мы узнаём о жизни Мцыри в монастыре? Автор не описывает монастырскую жизнь, а передаёт лишь краткие замечания Мцыри о ней. Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма, с «сумрачными стенами» и «кельями душными», где человек бесконечно одинок. Остаться в монастыре – навсегда отказаться от свободы и родины. …Я мало жил, и жил в плену… …Она мечты мои звала От келий душных и молитв… …Я вырос в сумрачных стенах Душой – дитя, судьбой – монах…
Как автор описывает характер и мечты Мцыри? Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь. Он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника- горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что в окружающих монахах видит своих врагов. Ему знакомо чувство одиночества и тоски. И я, как жил, в земле чужой Умру рабом и сиротой… Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть… Я эту страсть во тьме ночной Вскормил слезами и тоской…
Что узнал о себе Мцыри, очутившись на воле? Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён.
Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова
Боброва Наталия Константиновна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «ТШИ», п.Тазовский
Поэма «Мцыри» является романтическим произведением со всеми характерными чертами этого литературного направления: - противоречием между идеалом и действительностью; - символическим сюжетом и образами. М.Ю.Лермонтов создал в поэме яркий образ героя-бунтаря, неспособного к компромиссам.Это характер исключительный по глубине и тщательности
психологической проработки.
Образ самого Мцыри наделен романтическими чертами, которые сочетаются с реалистическими. Исповедь героя дает возможность психологически точно раскрыть его внутренний мир. Долгие годы Мцыри рос в монастыре, осознавая, что обязан монахам жизнью. Внешне он уже смирился с неволей и готовился принять монашеский обет, но в душе всё теплился огонёк прошлой, забытой жизни. Монастырь – тюрьма, в которую заключен Мцыри. Он хочет убежать, убежать как можно дальше, туда, где он надеется обрести самое главное – свободу, родину, семью.Решившись на побег, герой поэмы бросает вызов судьбе.
Он полон решимости узнать, для чего был рождён: для тихой, размеренной жизни монаха или для полной волнений жизни горца:
Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родились мы…
Оказавшись за стенами монастыря, Мцыри словно впервые видит мир. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, замечает каждую мелочь, частичку «живой» природы, вслушивается в многоголосое разнообразие звуков: Я видел горные хребты,Причудливые, как мечты,Когда в час утренней зариКурилися, как алтари,Их выси в небе голубом… Мцыри завораживает и ослепляет красота, великолепие Кавказа. Он сохраняет в памяти «пышные поля», «холмы, покрытые венцом дерев», «золотой песок». Эти картины вызывают в герое смутные воспоминания о родине, которой он был лишён ещё ребенком: Мне тайный голос говорил,Что некогда и я там жил,И стало в памяти моейПрошедшее ясней, ясней… Только сейчас, оставшись наедине с природой, Мцыри смог ощутить себя счастливым. Только сейчас сердце юноши тронуло прекрасное, светлое чувство: …И ближе, ближе всё звучал Грузинки голос молодой, Так безыскусственно живой, Так сладко вольный, будто он Лишь звуки сладостных имён Произносить был приучён… Кульминацией романтической поэмы является схватка Мцыри с барсом. Этот бой - момент наивысшего подъёма сил и духа героя. Именно здесь Мцыри понимает, в чём истинное его предназначение:…Да, рука судьбы Меня вела иным путём… Но нынче я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов. Герой поэмы М.Ю.Лермонтова гибнет, но он не сломлен. Последние его мысли – о жизни, родине, свободе.Гибель юноши и автор, и читатель воспринимают как победу над действитель- ностью: жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. Образ Мцыри сложен: это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и жаждущий познания дух, и сирота, мечтающий о доме, и юноша, вступающий в пору столкновений и конфликтов с миром. Особенность характера Мцыри – соединение строгой целеустремленности, могучей силы, твердой воли с исключительной мягкостью, задушевностью, лиризмом по отношению к родине. Мцыри чувствует гармонию природы, стремится слиться с ней. Он ощущает её глубину и тайну. Герой прислушивается к голосу природы, восхищается барсом как достойным против- ником, и дух его непоко- лебим, как дух самой природы. Для создания образа героя М.Ю.Лермонтов использует разнообразные средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворение, риторические вопросы, восклицания и др . Определите изобразительно-выразительное средство и его роль в создании образа героя.
- как серна гор, пуглив и дик, и слаб и гибок, как тростник;
- горные хребты причудливые, как мечты;
- в снегах, горящих, как алмаз;
- сплетясь, как пара змей;
- я сам, как зверь, был чужд людей и полз, и прятался, как змей;
- я был чужой для них навек, как зверь степной.
- пламенная страсть,
- блаженные дни,
- пылающая грудь,
- бурное сердце,
- могучий дух
- снегах горящих,
- сонные цветы,
- сакли дружною четой.
- бой закипел;
- судьба смеялась надо мной;
- я тайный замысел ласкал;
- надежд обманутых укор.
- там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, две сестры, струи Арагвы и Куры;
- и миллионом черных глаз смотрела ночи темнота…
- «Можно без преувеличения сказать, что поэт брал цвет у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров – что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму».
- «…что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью...
Цель: продолжить знакомство с произведением М.Ю. Лермонтова “Мцыри”.
Задачи:
- Обучающая : сформировать представление о романтизме как о литературном направлении, выявить основные особенности направления.
- Развивающая : развивать логическое мышление обучающихся, умение анализировать информацию, составлять сводную таблицу. Показать красоту и атмосферу Кавказа.
- Воспитательная: способствовать развитию коллектива и умения работать в нём, воспитывать внимательное отношение к слову, вкус к поэтическому слову.
Тип урока: комбинированный
Методические приёмы:
- Беседа по вопросам,
- Комментарии учителя,
- Анализ текста,
- Выразительное чтение,
- Работа в группах.
- Составление кластера.
- Предварительная работа:
Учитель: Создание презентации и подбор материала к комментариям
Ученики: готовят дома выразительное чтение, формируют группы для работы на уроке.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, медиапроектор, учебник по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, раздаточный материал.
Время реализации занятия - 45 минут
Вид медиапродукта : наглядная презентация учебного материала
Целесообразность использования медиапродукта:
- Недостаточное количество информационного и иллюстративного материала в существующих учебно-методических пособиях по данной теме
- Повышение эффективности усвоения учебного материала
- Развитие наглядно-образного мышления
- Помощь в достижении развивающих задач урока.
Ход урока
I. Oргмомент.
II. Погружение в тему.
1. Работа над понятием романтизм
2. составление опорной таблицы.
III. Основная часть.
1. Лермонтов и Кавказ
2. Работа по группам 1-2
3. Подбор ассоциаций к картинам
4. Работа по группам 1-4
IV. Подведение итогов. Просмотр Презентации. И составление кластера.
V. Домашнее задание. Выставление оценок.
1. Организационный момент.
Добрый день! Тема нашего сегодняшнего урока “Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова “Мцыри”. Сегодня на уроке мы с вами выявим способы раскрытия образа главного героя поэмы, продолжим работу по развитию навыков анализа текста, характеристики героев, и я надеюсь, что каждый из вас на сегодняшнем занятии откроет для себя новое.
2. Погружение в тему.
- Учитель : Вспомните и назовите основные течения в литературе конца XVIII - начала XIX веков? Слайд 2
- Кого из представителей сентиментализма вы можете назвать? Какое произведение он написал? Слайд 3
- Какие основные черты сентиментализма вы можете вспомнить.?
- Кого из представителей романтизма вы можете вспомнить? Слайд 4
- Отметьте черты, которые, по вашему мнению, будут характерны для романтизма?
- (работа с раздаточным материалом) слайд 5-7 Приложение №1
- Приоритет личной жизни, интерес к простому человеку.
- Субъективность повествования.
- Герой - второе “Я” писателя.
- Культ чувства.
- Культ личности.
- Столкновение исключительной личности и государства.
- Внутренняя жизнь человека, мысли, чувства, настроение героев; неоднозначность характера.
- Герой-мечтатель, живущий в выдуманном мире или герой-бунтарь, призывающий к активной борьбе “за угнетённую свободу человека”.
- Субъективное повествование, неоднозначная авторская позиция.
- Повесть, дневник, письма.
- Показать несовершенство окружающего мира и идеальность созданного мира, к которому надо стремиться.
- Сострадать, пробуждать лучшие чувства.
- Поэма, баллада, элегия, роман, повесть
Составление таблицы. Слайд 8
III. Основная часть.
Учитель: и так тема нашего урока. Мцыри- романтический герой. Мы должны посмотреть на образ Мцыри через призму романтизма и найти черты характера, приёмы создания образа, которые нам позволят сказать: “Да перед нами романтический герой!” слайд 9-10
Где происходит действие в поэме “Мцыри”? слайд 11
Рассмотрите картины, написанные М.Ю. Лермотовым слайды 12-15
Как вы думаете, чем Кавказ привлекал поэта? Почему Лермонтов так любил этот край? слайд 16
РАБОТА ПО ГРУППАМ 1-2
Слайд 17-19
Задание для групп
МЦЫРИ - в переводе с грузинского языка значит послушник в монастыре, пришелец, чужеземец, чужак.
Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя?
2 группа:
Восстановите сюжет:
- Русский генерал привёз пленного ребёнка.
- Жизнь мальчика в монастыре.
- Бегство из монастыря.
- Три дня полных жизни.
- Возвращение в монастырь
- Исповедь героя.
- Смерть героя.
Гимнастика для глаз
1. Поморгать глазами
2. Вытянуть правую руку перед собой. Зафиксировать взгляд нона ногте среднего пальца. Медленно приближайте кисть к носу и так же медленно приведите её в исходное положение. Повторите 5 раз
3. Мысленно скажите спасибо своим глазам.
Подберите два противоположных понятия, которые бы охарактеризовали жизнь героя и его стремления? слайд 20
РАБОТА ПО ГРУППАМ 1-4 и раздаточным материалом Приложение №3
Вопросы к тексту:
- Вспомните, какие события произошли с Мцыри на воле?
- Найдите и зачитайте описание природы Кавказа, которую мы видим глазами Мцыри.
- Как это его характеризует?
- Какие чувства охватывают Мцыри при виде кавказкой природы?
- Какие воспоминания о Родине (гл.7) приходят к нему?
- Почему герой стремится на Родину?
- Что услышал Мцыри, когда наклонился испить горной воды?
- Найдите описание грузинской девушки.
- Какие чувства испытал герой при встрече с грузинкой?
- К какому выводу он приходит?
- Найдите описание встречи с барсом.
- Почему, встретившись с барсом, безоружный герой вступает в схватку с ним?
- Какие качества характера Мцыри проявляются в этом эпизоде?
Слайд 21-22
IV. Подведение итогов.
Просмотр Презентации. И составление кластера.
Слайд 23-35
V.Домашнее задание.
Выставление оценок. Слайд 36
Цели урока: познакомиться с историей создания поэмы; выявить структурные особенности произведения; дать характеристику Мцыри; проникнуть в замысел автора; выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; сделать выводы об особенностях поэмы «Мцыри» как романтического произведения.
История создания поэмы «Мцыри» Действие поэмы «Мцыри» разворачивается в Грузии. Биограф Лермонтова П.А. Висковатов связывает это с путешествием Лермонтова по старой Военно-Грузинской дороге. Тогда поэт посетил город Мцхета, который являлся старой столицей Грузии, где встретил монаха из монастыря Джавари, рассказавшего ему свою историю. Рассказ монаха послужил основой поэмы «Мцыри». В 1837 году у Лермонтова появляется замысел: «записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. Идеала…» От этой записи до появления поэмы прошло 2 года.
Романтизм- творческий метод, состоящий в стремлении художника противопоставить не удовлетворяющей его действительности необычные образы и сюжеты, образы, рожденные мечтой художника. Романтический герой – образ героя, для которого характерна активная жизненная позиция, стремление вмешаться в жизнь и изменить ее (у активных романтиков).
3. Ты слушать исповедь мою Сюда пришел, благодарю. Я мало жил, и жил в плену 4. Я никому не мог сказать Священных слов «отец» и «мать». 5. Что за нужда? Ты жил, старик! Тебе есть в мире что забыть, Ты жил,- я также мог бы жить! 6. Ты хочешь знать, что видел я На воле? Цитатный план
Сравнения: …Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел горные хребты, Причудливые, как мечты, Когда в час утренней зари Курилися, как алтари, Их выси в небе голубом. В снегах, горящих, как алмаз.
Метафоры, сочетающиеся с олицетворением: Простерты в воздухе давно Объятья каменные их, И жаждут встречи каждый миг. Аллитерация: Вдали я видел сквозь туман, В снегах, горящих, как алмаз, Седой, незыблемый Кавказ… Мне тайный голос говорил, Что некогда и я там жил, И стало в памяти моей Прошедшее ясней, ясней…(почти полное отсутствие звука р). Выделим противопоставление: «могильные плиты», «старик седой»/ Развалин страж полуживой»- живая, одушевленная природа, думы которой угадывает Мцыри.
7. И вспомнил я отцовский дом Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил… Цитатный план
Анализ поэмы Жизнь Мцыри в монастыре не описана подробно, поскольку основное в этой жизни - служение Богу. Здесь нет ничего своего, личного, только полное отречение от всего мирского - молитвы и посты, и никакого возвращения обратно. Побег Мцыри - это побег из плена. Герой отказывается подчиниться, он не приемлет те ценности, по которым живут все остальные в монастыре, ему нужно нечто большее. Основная часть поэмы направлена на раскрытие внутреннего мира героя, для чего и выбрана Лермонтовым форма монолога - исповеди.
Мцыри - гордый, смелый, мятежный человек, который вырос в стенах монастыря, но одна мысль лишь занимала его: где тот чудесный мир, который называется свободой? Для чего он родился? Здесь ли, в стенах душного монастыря, ему место? И вот он решается на бегство.
Побег Мцыри - это побег из плена, герой отказывается подчиниться, он не приемлет те ценности, по которым живут все остальные в монастыре, ему нужно нечто большее: Я знал одной лишь думы власть, Одну - но пламенную страсть: Она, как червь, во мне жила Изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв… Мцыри - это могучая, пламенная натура, главное для него - обретение свободы, неприятие неволи и смирения. Гибель героя не омрачает поэму - он прожил за эти три дня всю жизнь, которую не получил бы в монастыре.
Композиция поэмы не выдержана в той же последовательности: 1-ая глава описывает заброшенный монастырь, 2-ая знакомит нас с жизнью послушника, а все остальные главы представляют собой исповедь героя, его жизнь за три дня. Таким образом, основная часть поэмы направлена на раскрытие внутреннего мира героя, для чего и выбрана форма монолога - исповеди. Итак, композиция исповеди дает возможность проследить за мыслями героя, постепенно раскрыть его внутренний мир
«Мцыри» - это призыв к борьбе, к свободе, отказ от смирения и покорности судьбе. В чем смысл жизни человека? Для чего он появляется на свет? Для покорности обстоятельствам или борьбы за лучшее? Лермонтов показывает свой выбор. Подумайте над этими вопросами и вы.
Выводы. Особенности композиции поэмы. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем порядок при изложении событий изменен. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. Все события трехдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие. Названные особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить все внимание на характере центрального героя. Краткий эпический рассказ повествователя сменяется взволнованным лирическим монологом героя, часть которого является «скрытым» диалогом (элемент драмы). Сочетание четырехстопного ямба с парными мужскими рифмами и взволнованных интонаций поэмы, выраженных с помощью синтаксиса, риторических вопросов и восклицаний, создает ощущение несгибаемой воли, силы духа- и хрупкости, трепетности человеческой жизни.
Вы также вспомнили: что такое романтизм; что в понятие «романтического героя» входит: непринятие обществом героя, его одиночество, непокорность и, чаще всего, ранняя смерть; что романтической поэме свойственен экзотический пейзаж. Все это позволило сделать вывод, что поэма «Мцыри» - романтическая.