Про психологию. Учения и методики

Основное содержание раннего нового времени. Переход к мануфактурному производству

И создание судна , способного преодолевать огромные расстояния в открытом море. Интересно, что первое из этих изобретений сделано задолго до наступления Нового времени.

Судном, на котором первооткрыватели отправлялись в дальние плавания, стала каравелла . Эти небольшие по современным меркам суда (например, « Санта-Мария », флагман Колумба в его первом путешествии, имела водоизмещение в 130 тонн) в буквальном смысле изменили карту мира. С каравеллами прочно связана вся эпоха великих географических открытий . Довольно характерно название, которое каравелла получила в нидерландском языке , - oceaanvaarder, буквально - «судно для океана ».

Однако, одних предпосылок недостаточно, поэтому должен быть мотив, заставлявший отправляться в далёкие и опасные путешествия. Таким мотивом стал следующий факт. Во второй половине XV века завоевавшие ослабевшую Византийскую империю турки перекрыли караванные пути на восток, по которым в Европу доставлялись пряности. Таким образом прервалась приносившая сверхприбыли торговля. Именно желание найти альтернативный доступ к богатствам востока и стало стимулом мореплавателей конца XV - начала XVI веков. Следовательно, обоснованной выглядит точка зрения, считающая датой окончания Средних веков 1453 год - захват турками Константинополя .

Интересно отметить, что таким образом именно экспансия мусульманской цивилизации послужила тем катализатором, который вызвал ускоренное развитие цивилизации европейской.

Культурные изменения

Наука

Благодаря культуре Возрождения средневековое мировоззрение, центральным звеном которого являлась вера и аскетизм, постепенно пришло в упадок. Оно было вытеснено растущим интересом к античному наследию, человеку и изучающим его наукам.

Основные события

Великие географические открытия

Великие географические открытия - период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнеров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе.

Колонизация Америки

Колонизация Америки - это длительный процесс завоевания европейцами территории Северной и Южной Америки, проходивший с момента открытия этой части света в 1492 году до конца XVIII века.

Реформация и контрреформация

Реформация (лат. reformatio - исправление, преобразование) - массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI - начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией. Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера : 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои « 95 тезисов », в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций.

Контрреформация в Западной Европе - церковное движение, имевшее своей целью восстановить престиж католической церкви и веры.

Тридцатилетняя война

Тридцатилетняя война (1618-1648) - первый в истории Европы военный конфликт, затронувший в той или иной степени практически все европейские страны (в том числе и Россию). Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии, но затем переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов в Европе. Последняя значимая религиозная война в Европе, породившая вестфальскую систему международных отношений.

Вестфальский мир и вестфальская система международных отношений

Вестфальский мир обозначает два мирных соглашения на латыни - Оснабрюкское и Мюнстерское, подписанные 15 мая и 24 октября 1648 года соответственно. Они завершили Тридцатилетнюю войну в Священной Римской империи .

Вестфальский мир разрешил те противоречия, которые и привели к Тридцатилетней войне:

  • Вестфальский мир уравнял в правах католиков и протестантов ( кальвинистов и лютеран), узаконил конфискацию церковных земель , осуществлённую до 1624 года, и провозглашал принцип веротерпимости , что в дальнейшем снизило значение конфессионального фактора в отношениях между государствами;
  • Вестфальский мир положил конец стремлению Габсбургов расширить свои владения за счёт территорий государств и народов Западной Европы и подорвал авторитет Священной Римской империи : главы независимых государств Европы, имевшие титул королей, были уравнены в правах с императором;
  • Согласно нормам, установленным Вестфальским миром, главная роль в международных отношениях, ранее принадлежавшая монархам, перешла к суверенным государствам.

Английская революция

Английская революция XVII века (известная также как Английская гражданская война) - процесс перехода в Англии от абсолютной монархии к конституционной , при которой власть короля ограничена властью парламента , а также гарантированы гражданские свободы . Революция открыла путь к промышленному перевороту в Англии и капиталистическому развитию страны.

Революция приняла форму конфликта исполнительной и законодательной властей (парламент против короля), вылившегося в гражданскую войну, а также форму религиозной войны между англиканами и пуританами . В Английской революции был замечен, хотя играл и второстепенную роль, также элемент национальной борьбы (между

Периоду с конца ХV века до начала ХVIII вв. в историографии можно найти разное название — позднее средневековье, раннее новое время; эпоха протоиндустриальной цивилизации, если речь идет о раннем этапе генезиса индустриального общества; время Возрождения в культуре и Реформации. В это время появляются новые поведенческие стереотипы, этические нормы, мировоззренческие идеи, стереотипы, которые резко отличаются от традиционного общества, которое мы встречаем в Средние века. Раннее новое время охватывает около 250 лет. Это период с конца ХV до середины ХVIII века.

Период с конца ХV до середины ХVIII века — это время кризиса традиционного общества, зарождения и развития капитализма, разложения феодальных устоев. Капиталистическое производство появилось в крупных городах Италии и Нидерландов в конце XIV-ХV вв., но зарождение капиталистического уклада К.Маркс относил лишь к XVI веку. Так как не все европейские страны в равной степени были затронуты зарождением капиталистического производства. В одних из них капиталистические формы не имели заметных успехов, а в связи с этим рост товарно-денежных отношений и торговли был использован дворянством для своего обогащения, в этих странах происходит возврат к грубым формам феодальной эксплуатации крестьянства – крепостничество и барщина (например,Чехия после гуситских войн).

XVI век был веком становления нового мышления в Европе, нового Человека, высказывались историки либеральной школы. Подобная точка зрения принадлежит нашему отечественному историку, Тимофею Николаевичу Грановскому. Тимофей Николаевич Грановский дал блестящее определение эпохи: «У средних веков была своя география, свое государство, своя церковь и наука.В XV веке появляется Х.Колумб и раздвигает рубежи, которые существовали в средних веках. В начале XVI века появляется Макиавелли, более резкого отрицания средневековых теорий нельзя было представить… Единство церкви было разбито Реформацией… Средневековая наука, схоластика, некогда столь блестящая и смелая … разбивается усилиями гуманистов.

Рассмотрим развитие прогрессивных государств Западной Европы?

1.В экономической сфере происходило прогрессирующее разложение феодальных форм экономики, шел процесс ПНК, зарождение нового экономического уклада.

2.В социальной сфере размывалась сословная стратификация традиционного общества, возникали новые профессионально-сословные группы, классы буржуазии и наемных рабочих. Постепенно складываются буржуазные .

3. Возникают новые формы идеологии : таковыми были гуманизм, реформационные вероучения (лютеранство, цвинглианство, кальвинизм) и радикальные сектантские учения с их уравнительными идеями. Обновляется католическое христианство.

4. Знаменательные изменения произошли и в политической структуре общества. Раннее новое время ­­­- время новых форм государства — на смену сословно-представительных пришли абсолютные монархии.

5. XVI столетие знаменито и первыми актами буржуазных революций . Это и Реформация и Крестьянская война в Германии 1525 года, и Нидерландская буржуазная революция, итогом которой было образование первой в Европе буржуазной республики – Республики Соединенных провинций. Все эти события имеют всемирно-историческое значение.

  • НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В XVI–XVII ВЕКАХ
  • СОБЫТИЯ И ПЕРЕМЕНЫ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЕВРОПЫ: ВОЗРОЖДЕНИЕ, РЕФОРМАЦИЯ, КОНТРРЕФОРМАЦИЯ
  • Раздел III ПО ОБЕ СТОРОНЫ АТЛАНТИКИ: АФРИКА И АМЕРИКА
  • ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:

    Редакционная коллегия:

    Е.Е. Бергер (ответственный секретарь), М.В. Винокурова, И.Г. Коновалова, А.А. Майзлиш, П.Ю. Уваров, А.Д. Щеглов

    Рецензенты:

    доктор исторических наук Ю.Е. Арнаутова,

    доктор исторических наук М.С. Мейер

    ВВЕДЕНИЕ

    Предлагаемый вниманию читателя третий том «Всемирной истории» посвящен периоду, который в последние десятилетия отечественные историки стали называть «ранним Новым временем», следуя за тенденцией, наметившейся в западных странах. В советской историографии эпоха Средних веков заканчивалась серединой XVII столетия, в качестве поворотного момента которого рассматривалась Английская буржуазная революция. Очевидная условность этой даты заставляла некоторых историков доводить эпоху Средневековья до конца XVIII в. в частности потому, что первой буржуазной революцией считалось восстание в Нидерландах, закончившееся выходом Соединенных провинций из состава испанских владений, а классической буржуазной революцией, покончившей со Старым режимом, была Великая Французская революция. Во всяком случае сегодня очевидна необходимость вычленения относительно самостоятельного периода между Средними веками и Новым временем, хронология и название которого могут быть предметом дискуссий.

    В настоящем издании начало перехода от классических Средних веков к Новому времени отсчитывается примерно с середины XV - начала XVI в. и заканчивается 1700 г., датой условной, но обозначающей действительный водораздел между эпохой конфессионально обусловленных войн и веком Просвещения в Европе. Таким образом, период, который обычно называют «ранним Новым временем», делится в нашем издании на две части.

    Краткий анализ самого понятия раннего Нового времени и отдельные аргументы в пользу и против его приложения к периоду XVI–XVII вв. приведены ниже.

    ПОНЯТИЕ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ

    Зарождение идеи Нового времени связано с эволюцией трехчленной схемы (Древняя, Средняя и Новая эпохи), выкристаллизовывавшейся в трудах историков эпохи Возрождения. Гуманисты сравнивали первоначально древнюю и новую (современную им - moderna) историю. Флавио Бьондо (1392–1463), еще не используя термина medium aevum, рассматривал промежуток между ними как период упадка Римской империи, распространения христианства и, наконец, расцвета новых государств в Италии. Мыслители эпохи Возрождения в полной мере испытывали характерное для Средних веков уважение к старине, вместе с тем они осознавали свое отличие от античных авторов и стремились быть первооткрывателями, что свидетельствует о зарождении модели развития как созидания нового. Но в умах образованных людей XV в. идея поступательного развития, присущая христианскому миропониманию, оттеснялась идеей циклизма. «Le temps revient» - «времена возвращаются» - гласил французский девиз дома Медичи.

    В сущности, идея раннего Нового времени - это продукт коллективного творчества нескольких поколений ученых, причем сами историки XVII в., когда трехчленная схема окончательно сложилась, считали свое время «Новым». Если Средние века и Новое время (как и Античность) суть понятия, обусловленные развитием европейской истории и культуры и имеющие за собой некую историко-культурную объективную (независимо от ума историка существующую) реальность, то раннее Новое время отражает в первую очередь лишь тот факт, что Средневековье не сдавало позиции очень долго. Многие историки отмечают, что условные даты, завершающие хронологию Средних веков: 1453, 1492, 1500 годы, - будь у них политические, культурные или цивилизационные основания, отнюдь не соответствуют моменту, когда Средние века как феномен человеческой истории уходят в прошлое. На это с большим основанием может претендовать конец XVIII - начало XIX в. Родился даже термин «Долгое Средневековье», указывающий на доминирование старого образа жизни в большей части Европы вплоть до Великой Французской революции. При этом в романоязычной историографии «Новой историей» называется как раз период с середины/конца XV - начала XVI до конца XVIII в. (modernité), а следующий - «Историей современности» (histoire contemporaine). Термин «ранее Новое время» (Early Modem, Fruhe Neuzeit) для первого из этих периодов используют англосаксонские и германские историки.

    Доставшаяся нам в наследство периодизация несет на себе много следов случайности и историчности, можно сказать, исторически преходящего. Ее живучесть, вместе с тем, объясняется ее некоторой бесцветностью, всеохватностью, даже необязательностью. Старое и новое - категории универсальные. Идея смены общественных формаций оказалась с этой точки зрения более искусственной и менее жизнеспособной (хотя ее понятия и термины продолжают использоваться и, следовательно, не лишены корней).

    Зачем вообще нужно понятие раннего Нового времени, если оно столь приблизительно? Если взять условные временные точки, допустим, 1200 и 1900 годы, разница будет существенной, они укладываются в разные исторические пространства, различающиеся во всех главных (в социальном и культурном плане) чертах. Но между эпохами не было границы, смена «парадигм» происходила постепенно, и раннее Новое время делает из этой границы довольно-таки широкую полосу. Этот термин, таким образом, не идеален, но полезен, его появление отражает рост исторической научной специализации. Чаще всего период раннего Нового времени завершают концом XVIII в., но независимо от нюансов периодизации своеобразие двух предыдущих столетий и самого этого века (начало индустриализации, распространение светского свободомыслия, просвещенный абсолютизм и перекройка карты Европы и мира между «великими державами») побуждают к тому, чтобы говорить об этом столетии отдельно.

    ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

    Если вести речь о феноменах, которые типологически не характерны для Средних веков и скорее ассоциируются с Новым временем, то это прежде всего рынок и финансы. Разумеется, они существовали и в Античности, и в дальнейшем, но в средневековом обществе товарно-денежные отношения не были главенствующими в экономике, где в качестве основного источника ценности выступала земля; владение ею наделяло и местом в обществе, в иерархии власти.

    В сфере идей в Средние века главенствовали религиозные институты идеологической власти, которые, впрочем, неплохо себя чувствуют и в Новое время, несмотря на потрясшие ее кризисы расколов, расцвет свободомыслия и светскую эмансипацию.

    Понятие Нового времени появилось в эпоху Возрождения как синоним Ренессанса. Самостоятельное значение термин новое время приобретает во вт. пол. 16в. В работах французских писателей и гуманистов. Следующий шаг в осознании самобытности нового времени был сделан в искусстве 17в. Сейчас мы называем его иск-вом барокко. Он многое унаследовал от искусства Возрождения, но имел одно принципиальное отличие – «новый стиль» традиции стали восприниматься критически, а всё новое – положительно.Для большинства людей Новое время наступило лишь в 19в., связано с бурным развитием техники, промышленной революцией, урбанизацией, серией политических революций.Периодизация: 17-18в. – раннее новое время. Долгое время рассматривалось как переходная эпоха между феодальным средневековьем и капиталистическим Новым временем. Бурно развивалась мировая торговля, появлялись новые мануфактуры. В духовной сфере – становление новой буржуазно демократической идеологии. В 18в. происходит расцвет светской философии, названной Просвещением (Вольтер, Руссо, Дидро, Монтескье) Искусство развивалось под знаком 2-ух стилей: барокко и классицизма. К сер. 18 в. появляются направления рококо (живопись, интерьер и мода) и сентиментализм (литература и живопись). 19 в. – Классическое Новое время. Начало Классическому Новому времени положила Великая Французская революция 1798 г. На рубеже 18 – 19 в. в Англии - индустриальная революция. Они положили начало процессу модернизации – переход от традиционного общества к обществу современного типа. К сер.19 в. – урбанизация; развивались науки о природе. В начале 19в. разв. романтизм, в конце 19 в. стиль модерн. Концом Классического нового времени стала первая мировая война (1914 – 1918)20 в.- Позднее Новое время Можно рассматривать как современную культуру. Этот период Нового времени связан с кризисными явлениями, так и с поиском путей их преодоления (мировой экономич. кризис, вторая мировая война, экологические проблемы)Разв. информационные технологии, становление постиндустриального общества.В духовной сфере – отход от классических принципов: рациональности, объективности, техницизма.Для искусства характерны частая смена различных модернистских направлений:кубизма, футуризма, абстракционизма, сюрреализма, экспрессионизма и др.Огромное достижение – появление кинематографа.Формируется элитарная и массовая культура.

    32. Белорусская культура в европейском контексте

    Архитектура . Беларусь находится на духовной границе Восточной и Западной Европы, на разломе их культур и религий, что, естественно, сказалось на специфике белорусского зодчества. Первые города на территории Беларуси возникли в период раннего средневековья. Древнейшие из них Полоцк и Витебск. X век в Полоцке возведён первый крестово-купольный православный Софийский собор, который положил начало белорусскому монументальному искусству. Первый известный летописный восточнославянский зодчий монах Иоанн, который в XII веке возвел в Полоцке небольшой собор Спасо-Преображенского монастыря.XIII век период тотального оборонного зодчества. Основным видом монументального строительства становятся замки князей и магнатов с мощными стенами и башнями, возведенными из громадных валунов и большемерного кирпича, опоясанные валами и рвами. Православные церкви превращаются в маленькие крепости, фланкированные на углах боевыми башнями. Идеи эпохи европейского Возрождения положительно сказались на развитии архитектуры и искусства Великого княжества Литовского, что особенно хорошо было видно на примере ее столицы Вильни. В XV - XVI вв. был построен дворцово-замковый комплекс - Мирский замок, Мирская троицкая церковь, Троицкий костел в Ишколди, Представителем ренессансной культуры в Беларуси был первопечатник, гуманист и просветитель Франциск Скорина (около 1490 - около 1551 гг.). Традиции Ф. Скорины были развиты поэтом-гуманистом Николаем Гусовским (около 1470 - 1533 гг.) Крупным вкладом в культуру Беларуси явилась деятельность Сымона Будного (около 1530 - 1593 гг.). Образцом белорусской готики являются церкви оборонительного типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, Супрасли, Заславле. Наиболее активно развивалась иконопись. Она создавалась под влиянием древнерусского и византийского искусства. Характерными являются иконы "Матерь божья Замилованне", "Матерь божья Иерусалимская", "Матерь божья Смоленская" и др. С XV в. появляются произведения светской живописи в жанре портрета. Распространенным был и такой вид живописи, как книжная миниатюра - рисунок на страницах рукописей небольшого размера и тонкой техникой исполнения. Скульптурные произведения украшали церкви, костелы, дворцы феодалов.Барокко. В этом стиле были сооружены такие замечательные архитектурные объекты, как дворцы Сапегов в Ружанах, Хрептовичей - в Щорсах, Радивиллов - в Несвиже. В строительстве в Несвиже костела иезуитов и коллегиума, дворцово-замкового комплекса участвовал приглашенный для этой цели в конце XVI в. Радивиллом Сиротком известный итальянский архитектор Джеванни Бернардони. Со второй половины XVIII в. на смену барокко пришел классицизм, окончательно утвердившийся в конце XVIII в. В постройках отмечается упрощенность линий, объемов, деталей, появляются простые и спокойные формы, не лишенные изысканности, свойственной архитектуре барокко. XX век двух мировых войн и пролетарской революции причинил катастрофический урон культурному наследию Беларуси. Изобразительное искусство. На территории Беларуси сохранились образцы первобытного искусства эпохи палеолита и неолита (костяные пластины и керамика с орнаментом, украшения, скульптурные фигурки людей и животных). X-XII века под влиянием искусства Византии с приходом христианства развивается фресковая живопись, книжная миниатюра, мелкая пластика XVIII-XIX века в традициях романтизма и классицизма развивается живопись. XX век в искусстве существуют разнообразные стили и направления. Одно из них авангардизм, лидерами которого являются К. Малевич и М. Шагал.

    Средние века и Новое время, — означала переворот в познании истории и до сих пор составляет основу её хронологи-ческого деления.

    Новое время обычно делят на два подпериода: раннее Новое время и «Долгий XIX век» .

    Раннее Новое время

    Первый период Нового времени, наступивший на рубеже XV и XVI вв., завершился к началу XIX в. В Раннем Новом времени обычно выделяют Раннемодерный период, охватывающий промежуток времени с конца XV до середины XVII вв., верхним пределом которого принято считать Английскую буржуазную революцию 1640-1660 гг.

    Долгий XIX век

    Очевидным рубежом между первым и вторым периодами Нового времени стала Великая фран-цузская революция, создавшая предпосылки для перехода всемир-ной истории в следующую стадию развития.

    Завершился второй период истории Нового времени в начале XX в. В этот период про-изошли грандиозные преобразования в промышленности, нача-лось формирование индустриальной цивилизации , зародились но-вые направления общественной мысли, которые стали определять содержание социально-политической борьбы вплоть до настояще-го времени.

    В конце «Долгого XIX века», как и всего периода Нового времени, можно выделить отдельный подэтап истории — конец XIX — начало XX века . Он характеризуется масштабными политическими, социальными и экономическими изменениями, которые затронули весь мир. В это время происходят события, которые послужили основой для всего XX века.

    Основные события

    • Колонизация Америки .

      Россия в Новое время

      • История Российской империи (18 век — начало 20 века).

      Основные события

      • Европейская колонизация.
      • Опиумные войны.
        • Первая опиумная война.
        • Вторая опиумная война.
      • Боксёрское восстание в Китае . Материал с сайта

      Развитие стран Востока в Новое время шло особым путём. Для понимания их истории необходимо знакомство с основами тех религий , кото-рые определяют своеобразие различных восточных цивилиза-ций: Индуизм , Буддизм , Конфуцианство , Религия в Японии , Ислам .

      Важнейшим фактором стала европейская колонизация, во многом изменившая ход истории народов Азии и Африки. Про-цесс распространения западного влияния, или вестернизация , стал причиной многих важных событий, происходивших в этих странах.

      Особое место в международной политике второго перио-да Новой истории занял восточный вопрос, порождённый про-цессом распада Оcманской империи . В первые десятилетия XIX в. завершилось британское завоевание Индии. Страны Дальнего Востока в первый период Новой истории закрыли свои границы от внешнего мира.