Про психологию. Учения и методики

Каникулы при 5 недельной системе. Каникулы в школе: четверти или модули? Где узнавать информацию о каникулах

«Летидор» разбирается, есть ли сильные отличия в обучении по триместрам и четвертям, и пытается понять, почему с каждым годом все больше российских школ отказывается от проверенной десятилетиями системы в пользу новомодного варианта.

Согласно закону «Об образовании РФ» каждая школа может самостоятельно выбирать систему организации обучения и устанавливать сроки каникул.

График каникул

Если в школе проводится обучение по четвертям, то для учащихся устанавливаются каникулы:

  • 9 дней осенью – последняя неделя октября и первая ноября;
  • две недели на Новый год – последние дни декабря и 10 дней в январе;
  • 7 дней весной – обычно выпадают на конец марта;
  • дополнительные каникулы для первоклашек и учеников коррекционных классов – 7 дней зимой;
  • три летних месяца.

Если школой избран график обучения по триместрам, то 5 учебных недель сменяет 1 неделя отдыха. Исключение в каникулярной системе триместров – зимние каникулы. На них дети, которые занимаются по триместрам, отдыхают 2 недели.

Плюсы обучения по триместрам

    Частые каникулы – один из существенных плюсов триместровой системы обучения. Ученики, особенно в начальной школе, быстро устают от интенсивного графика. А регулярный отдых – позволяет во время восстановить силы. Как следствие – дети меньше болеют.

    Триместр длиннее четверти (длится 11 недель с перерывом на каникулы), поэтому в течение него выставляют больше оценок – у детей нет проблем с аттестацией, даже если предмет стоит в расписании 1 раз в неделю. Все успевают ответить и получить отметку.

Минусы обучения по триместрам

  • Каникулы в середине триместра вызывают ощущение незавершенности, ведь не проставлены отметки и отдых как бы «незаслуженный».
  • Родителям чаще приходится решать проблему с досугом ребенка во время каникул. Хотя сейчас некоторые лагеря весной и осенью делают смены, подстраиваясь под триместровый график, большинство «заточено» под привычную систему.
  • Школьные каникулы не совпадают с каникулами в школах искусств, музыкальных, художественных школах. Дети не отдыхают полноценно, не чувствуют перерыва –каникулы вроде бы есть, а дополнительное обучение еще идет…
  • Многие учителя считают, что учиться с таким графиком каникул сложнее. Дети, возвращаясь с отдыха, в первую неделю пишут контрольные и проверочные. В то время как им нужно как минимум две недели после каникул, чтобы «втянуться» в учебный процесс. Когда они входят в ритм – снова приходит время отдыхать.

Плюсы обучения по четвертям

  • Каникулы совпадают с каникулами в музыкальных, художественных и школах искусств.
  • Родителям не надо беспокоиться о детском досуге в каникулы.
  • Каникулы связанны с окончанием четверти. У детей появляется ощущение завершенности: все контрольные написаны, итоговые оценки стоят в дневнике. Не нужно ходить в школу в дни отдыха, чтобы «закрывать» двойки.

Минусы обучения по четвертям

  • Меньше период учебы. Ребенок не всегда получает достаточное количества оценок для аттестации по тому или иному предмету. А если полчетверти он болел – ему гарантированно придется делать дополнительные задания, оставаться после уроков, чтобы получить итоговую оценку.
  • Дети, сильно устают во время длинной четверти и, соответственно, чаще болеют. Пик заболеваемости вирусными заболеваниями среди школьников приходится на самую длинную третью весеннюю четверть.
  • Неравноценное количество дней в четвертях делает одни четверти – длиннее и труднее, а другие – легче и короче. Учителям непросто распределить нагрузку так, чтобы у всех детей получилось усвоить материал как следует.

Многие российские школы перешли на модульную систему организации каникул. Как это может отразиться на качестве обучения? Какое отношение к модулям у родителей? И что говорят специалисты? Данные вопросы мы и рассмотрим в этой статье.

Школьные каникулы всегда были излюбленной порой среди детей. В нашей системе образования традиционно были предусмотрены учебные четверти, между которыми были 1-2 недели каникул (за исключением летних каникул, которые длятся 3 месяца). Однако реформа российского образования, которая сегодня активно внедряется во все учебные процессы, затронула и школьные каникулы. Многие российские школы уже перешли на модульную систему организации каникул.

Как это может отразиться на качестве обучения? Какое отношение к модулям у родителей? И что говорят специалисты? Данные вопросы мы и рассмотрим в этой статье.

Чем модули отличаются от четвертей?

Традиционная организация образовательного процесса в школе подразумевает разбивку учебного года на четыре части, каждая из которых называется четвертью. Между окончанием старой и началом новой четверти предусмотрены каникулы, продолжительностью 1-2 недели.

Модульная организации образовательного процесса "5+1" подразумевает такую систему: пять недель учебы и одну – каникул. В некоторых случаях учебных недель шесть. Летние каникулы, несмотря на опасения школьников и их родителей, не сокращаются. Единственное, что урезается, – это зимние каникулы, которые составляют одну неделю вместо двух.

То есть, по факту, количество дней для отдыха детей от учебы практически не изменилось: просто в модульном графике самих каникул стало больше. Если традиционный график предусматривает только осенние, зимние и весенние каникулы, то модульный график дает возможность два раза отдохнуть осенью, два раза – зимой, и один раз – весной.


Откуда пошла тенденция модульных каникул?

Немногие российские школы до определенного момента практиковали модульные каникулы – всех вполне устраивали четверти. Существенные изменения произошли, когда в 2014 году на портале "Активный гражданин" прошло голосование, где жителям Москвы предлагалось выбрать один из вариантов организации каникул в школах: четверти, модули или триместры. Последний вариант набрал лишь 6% голосов, а вот первые два – 48,7% и 44,7% соответственно. Правительство Москвы приняло решение предоставлять школам самостоятельный выбор графика каникул – четверти или модули.

Таким образом, с учебного года 2015/2016 немалая часть московских школ уже работала по модульному графику. Другие города также потихоньку начали переходить модульную систему.

Мнение педагогов

Учителя, а особенно представители более молодого поколения, находят немало преимуществ в модульном графике каникул. В частности, внимание акцентируется на снижении нагрузки на детей и оптимальном ее распределении. Четверти значительно различаются по своей протяженности, а под конец третьей (самой долгой) четверти обучение становится гораздо менее эффективным. По крайней мере, так считают сторонники модулей.

Каникулы по модулям позволят успешно переживать эпидемии, когда с четвертями приходится закрывать многие школы на карантин. Ко всему прочему, с модулями удобнее организовывать экскурсии и туристические поездки классов.

Однако многие опытные педагоги скептически относятся к изменениям. По их мнению:

  • Четверти использовались еще в советские времена. А поскольку тогда наше образование считалось лучшим в мире, то и традиционный график каникул тоже лучше, чем модульный
  • Модульная система может только расслабить учащихся и понизить качество обучения. Как правило, на последней неделе перед каникулами школьники становятся менее усердными и учителя их сильно не нагружают, а после каникул нужно настраиваться на рабочий лад. У некоторых педагогов есть опасения, что из-за увеличения количества каникул, таких периодов будет больше.

Кстати, в ответ на замечания молодых педагогов по поводу продолжительности третьей четверти, в качестве защиты учителя старой закалки оперируют тем фактом, что этот период компенсируется многочисленными выходными в связи с праздниками.


Мнение родителей

Некоторые родители относились с опаской к таким изменениям, но и они, и их дети остались довольны. Однако часть родителей не совсем удовлетворена и совершенно оправдано жалуются. Их жалобы чаще всего относятся к проблеме распределения собственного времени, поскольку ученики младших классов на период каникул нуждаются в присмотре. А что делать, если оба родителя работают, и в семье нет бабушек/дедушек, способных присмотреть за внуками? Если при традиционной системе каникул можно по возможности договориться с начальником или отправить ребенка к родственникам в деревню, то к просьбам об отгулах через каждые пять недель редкий начальник будет снисходителен, а постоянные поездки к бабушке превратятся в весьма утомительные мероприятия.

Мнение психологов

В целом, психологи положительно оценивают систему "5+1". Частый отдых позволит снизить утомляемость, из-за которой обычно дети хуже воспринимают учебный материал.

Интересное наблюдение: окончание каникул часто сопровождается эмоциональным упадком у школьников, которые понимают, что следующие каникулы будут нескоро. А вот с модульной системой такие переживания будут менее существенными, ведь ждать придется чуть больше месяца.

С другой стороны, после школы многие выпускники пойдут в высшие учебные заведения, где будет более нагруженный график и гораздо меньше времени на отдых. Не повлияет ли модульная организация каникул на адаптацию к университетским программам? Этот вопрос пока остается открытым.

Не одно поколение россиян обучалось по традиционной системе, которая в целом неплохо справлялась со своей задачей. Но время идет и на смену четвертям приходят модули, которые уже успели себя неплохо зарекомендовать хотя бы в плане меньшей нагрузки на школьников, но оправдают ли они себя в долгосрочной перспективе пока неясно. Зато можно с уверенностью говорить, что российская система образования не стоит на месте и всегда открыта к чему-то новому.

Для школьников каникулы – долгожданное время отдыха. Наконец не нужно вставать в 7 утра, ходить в школу и выполнять домашнее задание. Уже с первого сентября многие ученики подсчитывают оставшиеся дни до каникул в надежде провести их весело и интересно. Поэтому все школьники с нетерпением ждут каникул. Не откажутся также сделать передышку в учебном процессе учителя и родители учащихся. Но чтобы правильно спланировать отдых, необходимо знать расписание школьных каникул в 2018–2019 учебном году.

Зачем нужны школьные каникулы?

Обучение в школе – это напряжённый интеллектуальный труд на протяжении семи-восьми часов, которые школьник находится в образовательном учреждении. Для некоторой части ребят тесное общение с одноклассниками и учителями является огромной психологической нагрузкой. Причина этого в следующем: родители иногда сами готовят ребёнка к обучению в школе и не отдают его в детский сад. Такие дети испытывают ряд трудностей:

  • тяжело сходятся с одноклассниками;
  • не могут выстроить отношения с учителями;
  • их напрягает длительное нахождение в незнакомом месте.

Поэтому учебный процесс для таких ребят – немалый стресс, снять который призваны каникулы, помогающие решить ряд важных вопросов:

  • Отдых организма ребёнка от психологических стрессов.
  • Восстановление режима дня с полноценным сном.
  • Организация правильного дробного режима питания.

Перенасыщение информацией и общением требует возможности для ребёнка побыть одному, почитать, посмотреть любимые фильмы или телепередачи – переключиться только на себя и свои интересы.

Четверти или триместры?

Администрация школы может варьировать дату начала и конца каникул на свое усмотрение, руководствуясь учебным планом. Отдельные школы, например, в Москве, учатся не по четвертям, а по современной модульной системе, предусматривающей обучение по триместрам. Для них Департамент образования дает дополнительные рекомендации относительно расписания каникул.

Таким образом, школа сама решает, как ей учиться – по четвертям или триместрам – и в соответствии с этим устанавливать каникулы для учащихся.

Если школа находится на триместровой форме обучения, то учебный год делится на три триместра, каждый из которых длится от 10 до 12 недель.

Если график учёбы в школе предусматривает учёбу по четвертям, то это предполагает четыре четверти, разные по своей длительности:

  • 1 четверть – 8 недель.
  • 2 четверть – 8 недель.
  • 3 четверть – 10 недель (для первых классов); 11 недель (для 2–11 классов).
  • 4 четверть – 8 недель (для 1–4, 9 и 11 классов); 9 недель (для 5–8, 10 классов).

Таким образом, в пределах данных сроков Министерство образования РФ рекомендует проводить школьные каникулы в 2018–2019 учебном году, и многие директора российских средних школ будут его придерживаться.

Каникулы в 2018–2019 году по триместровой системе

В триместровой системе обучения всего шесть учебных периодов (каждый из триместров подразделяется на две части) и шесть периодов отдыха – каникул. Продолжительность каждого триместра – пять–шесть недель, продолжительность каникул – неделя. Исключение составляют и трехмесячные летние каникулы.

Примерные сроки каникул по модульной (триместровой) системе обучения:

  • 8–14 октября.
  • 19–25 ноября.
  • 29 декабря 2018 г.–8 января 2019 г.
  • 18–24 февраля.
  • 8–14 апреля.
  • 1 июня–31 августа.

Сроки завершения учебного года 31 мая 2019 года для 1–8, 10 классов, для обучающихся 9 и 11 классов учебный год завершается в соответствии с расписанием экзаменов ГИА и учебным планом школы.

Учимся по четвертям. Когда каникулы в 2018–2019 году?

Каждый день каникул удивителен и неповторим. Весь вопрос заключается в том, чтобы интересно, занимательно, с выдумкой организовать досуг детей, увлечь их полезными практическими занятиями.

Таблица школьных каникул (по четвертям)

Каникулы Даты
Осенние
Зимние 26.12.2018–9.01.2019
Весенние
Летние 1.06.2019–31.08.2019

Для первых классов предусматриваются дополнительные дни во время самой длинной третьей четверти примерно с 11.02.2019 по 17.02.2019.

А вот лидер ЛДПР Владимир Жириновский призвал продлить лето и перенести начало учебного года на 1 октября:

Наша страна настолько огромна, что создать единый календарь школьных каникул невозможно. В каждой области происходят определенные ситуации, которые влияют на продолжительность учебных дней. К ним относятся:

  • карантин;
  • сильные морозы;
  • другие погодные условия (паводки, шквалистый ветер и т. д.).

Если такие форс-мажорные периоды занимают 2–3 дня, то многим школьникам и учителям под силу «догнать» программу. Но если таких «пропусков» накапливается от недели и более, то администрация школы вправе самостоятельно изменить календарь каникул или перенести некоторые выходные дни в разряд учебных.

Согласно Федеральному Закону 273-ФЗ «Об образовании в РФ» каникулы являются академическими правами всех обучающихся и определяются как плановые перерывы для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством и графиком. Единого для всех российских учебных заведений каникулярного графика нет, хотя Министерство образование каждый год документально указывает общую продолжительность учебного года, отдыха и рекомендованные даты каникул.

Сроки же их начала и окончания организация, осуществляющая образовательную деятельность, определяет самостоятельно, но с обязательным учетом СанПиН. Хотя в последнее время активно обсуждается организация отдыха для школьников по единым временным промежуткам. Во многом учебный план и график каникул зависит от режима обучения, поэтому в 2018-2019 годах в школах с модульной системой он будет отличаться от учебных заведений с традиционным 4-хсеместровым обучением.

Важно помнить, что, исходя из СанПиН 2.4.2.2821-10, основная цель отдыха заключается в профилактике переутомления школьников и, тем самым, сохранении их здоровья. Поэтому родителям рекомендуется во время каникул уделить внимание культурному просвещению, расширению кругозора, развитию творческих способностей и внутрисемейному общению.

Модульная система

Это относительно новая методика обучения становится популярной в современном российском образовании ввиду своей динамичности и высокой результативности. Напомним, что каждая школа сама вправе выбирать систему обучения.

Модульная система подразумевает разделение всего учебного года на 3 триместра. Один триместр длится 3 месяца и делится на 2 части, а учащиеся идут на заслуженный недельный отдых после 5-ти или же 6-ти недель учебного процесса. Такой подход считается здоровьесберегающим и имеет положительное влияние на психофизическое состояние школьников. Ведь именно после 5-ти недель занятий работоспособность учеников значительно снижается, а разделение времени обучения практически на равные части помогает равномерно распределить нагрузку.

Многие россияне выбирают модульный режим обучения для своих детей также благодаря возможности заблаговременно строить планы. И хотя даты окончательно будут откорректированы к началу учебного года 2018-2019, уже сегодня можно предположить сроки будущих модульных каникул. К тому же, следует учитывать, что зимний и летний отдых обычно совпадает с традиционной школой.

Для российских школ любого типа действительны следующие положения, которые учитываются при составлении учебного графика:

  • продолжительность учебного года – не менее 34 недель, а для первых классов – 33 недели;
  • продолжительность отдыха без учета летних каникул – не менее 30 дней;
  • летний отдых ‒ не меньше 8 недель;
  • между триместрами должно быть не менее 7 выходных дней;
  • каникулы должны начинаться в понедельник, а учебный год нельзя заканчивать в воскресенье;
  • дату от рекомендуемых сроков нельзя смещать более чем на 2 недели.

Согласно российскому законодательству, привлекать школьников во время каникул к каким-либо внеурочным мероприятиям можно только с согласия их родителей или законных представителей. К тому же домашние задания, в том числе связанные с внеурочной программой, выполняются исключительно на добровольной основе.

График каникул

В целом модульное обучение включает 6 учебных и такое же количество каникулярных периодов. Предварительный график в 2018-2019 учебном году, который можно составить по формуле «5(6) + 1», вероятней всего, будет выглядеть следующим образом и каникулы пройдут:

  • I осенние – с 08.10 по 14.10.18;
  • II осенние с 19.11 по 25.11.18;
  • III зимние ‒ с 31.12.18 по 08.01.19;
  • IV зимние ‒ с 18.02. по 24.02.19;
  • V весенние ‒ с 08.04 по 14.04.19;
  • VI летний отдых начнется с конца мая или же с 01.06. по 31.08.19 включительно. Хотя ученики старших классов смогут спокойно отдыхать только после сдачи выпускных экзаменов (ОГЭ, ЕГЭ).

Информация о каникулах

Представленный график модульных каникул не окончателен, он может редактироваться школьной администрацией и другими органами управления. Более точное расписание можно будет узнать ближе к началу учебного года 2018-2019:

  • на официальном информационном сайте учебного заведения;
  • непосредственно у классного руководителя;
  • в электронном дневнике школьника;
  • у секретаря, позвонив или посетив приёмную школы.

К тому же график модульных каникул на 2018-2019 года может быть изменен в связи с карантином при эпидемии гриппа и ОРВИ, а также при несоответствующей температуре (ниже 18°С) в помещении школы или же при плохих погодных условиях, таких как зимние морозы или весенние паводки.

Департамент образования сократил каникулы школьникам: видео