Про психологию. Учения и методики

Постановка мягкого звука рь. Постановка звука «Р»

Спесивова Нинель Евгеньевна ,
логопед ГУЗ СО "Аткарская РБ"
г. Аткарск, Саратовская обл.

Сертификат о публикации: не выдавался

Один из самых распространенных и самых сложных в коррекции дефект звукопроизношения – это нарушение произношения звука Р.
«Р» – согласный, ротовой, твёрдый, звонкий, вибрант, язычно-альвеолярный звук.

Нормальное положение органов артикуляции при произнесении звука «Р».Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного. Расстояние между зубами примерно 4-5мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжён и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Сильная воздушная струя разрывает смычку кончика языка и нёба,язык вибрирует.

Мягкий звук «Р» отличается от твёрдого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу (примерно, как при гласном «И»), кончик языка находится несколько ниже, чем при твёрдом «Р», задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперёд.

Недостатки произношения звука «Р» (ротацизм).

Велярное произношение. При велярной артикуляции щель образуется на месте сближения корня языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкого нёба. Вследствие этого возникает шум, который примешивается к тону голоса.

Увелярное произношение. При увелярном «Р» вибрирует только маленький язычок; вибрация носит гармоничный характер и не сопровождается шумом.

Боковой ротацизм. При этом нарушении, вибрирует только один из боковых краёв языка, смычка между языком и коренными зубами разрывается, и через неё выходит голосовыдыхательная струя, как при звуке «Л», в результате произносится звук, в котором как бы сливаются «Р» и «Л».

При «щёчном » произношении «Р» щель для выдыхаемой струи воздуха образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. При этом на тон голоса накладывается шум. Изредка нарушение бывает двусторонним.

Одноударное произношение «Р». При нём, отсутствует вибрация, но место артикуляции оказывается таким же, как при нормально произносимом звуке.

«Кучерское » «Р». В этом случае вибрируют сближенные губы.

Глухое произнесение звука «Р».Звук произносится без участия голоса,голосовые связки разомкнуты и не вибрируют.

Замены звука «Р» парным мягким «Р», а также «Л», «Ы», «Д», «В», «Г», «Й» и др.

Мягкий «Р» может нарушаться так же, как и твёрдый, но вместе с тем нередки случаи, когда нарушается только твёрдый звук, а мягкий оказывается ненарушенным.

Опишу методику коррекции звука « Р» , которую использую в своей практике.

Упражнения артикуляционной гимнастики на подготовительном этапе коррекции «Р»:

«Улыбка». Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

«Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

«Бублик». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

«Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

«Почистить зубы». Рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

«Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизать губы по кругу.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«Иголочка». Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперёд.

«Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт логопеда к уголкам рта.

«Фокус». Рот приоткрыть, язык чашечкой высунуть вперёд и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа.

«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

«Гармошка». Рот открыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«Лошадка». Присосать язык нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта.

«Барабанщики». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в альвеолы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д»,далее с ритмом д-д---ддддд.

«Болтушка». Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: «дрр».

Способы постановки.
1.По подражанию. Логопед объясняет правильную артикуляцию звука, затем произносит звук, а ребёнок ему подражает.

2. Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА». Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [Ы] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

3. Способ постановки звука [Р] от упражнения « Грибок». Ребенок присасывает язык к твердому небу («Грибок»); делает глубокий вдох через нос (язык в том же положении); делает резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика языка.

4. Постановка [Р] от звука [Ж]. Ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом двигает кончиком языка вперед-назад по альвеолам «БУГОРКАМ». При этом можно услышать одноударный [Р]. После закрепления изолированного произнесения этого звука переходят к проговариванию слогов со стечением ЖР, ДР, НР, ТР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука.

5. Постановка [Р] от звук [Д] или слога ДЫ в быстром темпе, можно с заданным ритмом Д Д ДДДДД. Звук или слог произносится на альвеолах. Шариковым зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Получается звукосочетание ДР или ДРЫ. Вибрация отрабатывается до самостоятельной. Затем убираем опорный звук Д, сначала ставим с другими согласными БР, МР, а затем без них.

6. Постановка [Р] при недостоточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у которых не формируется воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. Особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой. Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда.

7. Постановка [Р] из межзубного положения. Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В». Указательным пальцем «играть» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрирующего звучания от малейшего прикосновения к нижней губе «в-в-р-р-э-э…» Сохраняя ту же конфигурацию языка, передвинуть его за верхние зубы.

8.Если звук [Р] заменяется своей мягкой парой, то можно добиться твёрдого произношения звука следующим образом: ребёнка просят протяжно произносить «РЬ» расширяя при этом рот, что вызывает автоматическое перемещение кончика языка назад и звук становится твердым.

9. Постановка [Р] от сочетания [ТД]. Ребёнка просят по очереди произносить звуки [Т] и [Д] в сочетании [ТД] или [ТДД] в быстром темпе и ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с дёснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков [Д] и [Т] ребёнка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.

10. Постановка [Рь]. Длительный раскатистый [Р] последовательно соединять с гласными [И], Я, Е, Ю, растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения [Рь] в слогах, вводят слова и т. д.

Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях.

1.В открытых слогах РЫ РЭ РА РО РУ:

Некоторые задания:

Повтори слог;
Договори слог: го РЫ, но РА, пе РО, кегу РУ …;
Скажи с разным ударением: ры РЫ ры, РЭ рэ рэ, ра ра РА…;
Начни слово.

2.В закрытых слогах ЫР ЭР АР ОР УР:

3.В позиции между гласными ЫРЫ ЭРЭ АРА ОРО УРУ;

4.В слогах со отечением согласных БРА БРЭ БРЫ БРО БОУ и так далее с другими согласными на первом месте.

5.В начале слова в открытом слоге РАК РОТ РЫСЬ РУЛЬ и тд. в двух, трехсложных словах.

Некоторые задания:

Повтори РА РА РАК и тд;
Посчитай от 1 до 5 РЫБА, РУБЛЬ и тд;
Назови картинки;
Скажи с закрытыми глазами РАКЕТА столько раз, сколько услышишь хлопков;
Скажи РОМАШКА со словом НЕТ (даю, вижу.любуюсь) НЕТ РОМАШКИ и т д;
Измени слово РАСЧЕСКА-РАСЧЕСКИ и тд;
Доскажи слово РА РА РА – ТРУБИТ (труба) и тд.
Подбери слово к схеме (даются картинки).
Придумай слово к схеме.
«Собери родственников» РУКА - ручки, ручной, рукава и тд.
Ответь на вопрос словом: Сок из груш.Какой? ГРУШЕВЫЙ.

6.В середине слова в открытом слоге ГОРЫ, ПИРОГ, БАРАН и тД. с усложнением.

7.В конце слова СЫР, СЭР, ПАР, ХОР и тд с усложнением.

8.В середине слова в закрытом слоге АРБУЗ, ТЕРМОС, ТЕРКА, ЖУРНАЛ и тд

9.В словах со стечением согласных в первом слоге ГРОМ, КРАСКИ, СТРОЙКА, ВДРУГ.

10.В словах со стечением согласных в середине КОБРА, ДОБРОТА, ВАТРУШКА и тд.

11.В « богатых» словах ТРАКТОР, ПРОРУБЬ, ПРОБИРКА, ПРОКУРОР и тд.

12.В предложении:

Некоторые задания:

Повтори чистоговорку РА РА РА –НА ПАРАД ИДТИ ПОРА, и тд.
«Поэт» придумай чистоговорку РЫ РЫ РЫ –(покусали комары) и т д.
Повтори предложение по картинке за логопедом.
Вспомни и скажи предложение по картинке самостоятельно.

Составь и повтори предложение по картинке, по мнемотаблице, по опорным словам, из заданных слов, по схеме.

Исправь предложение «Путаница»
Измени предложение Я КОПАЮ ОГОРОД,(ты…, он…, она…, мы…, вы…, они…)
Составь предложение к схеме по картинке и т д.
«Вырасти» предложение, добавляя слова.
Запомни и повтори пословицу, поговорку. Объясни смысл.

Приемы постановки звука Р и РЬ.
По подражанию. Этот прием лишь изредка приводит к положительным результатам, поэтому чаще приходится применять другие.
Наиболее распространенным приемом является постановка звука р от д , повторяющегося на одном выдохе: ддд , ддд , с последующим более форсированным произнесением последнего. Применяется также чередующееся произношение звуковт и д в сочетании тд, тд или тдд, тдд в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков д и т ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.
Однако этот прием не всегда приводит к успеху. При заднеязычной артикуляции р или его велярном (увелярном) артикулировании возможно появление двухфокусной вибрации: задней и новой, передней. Одновременное сочетание двух видов вибрации создает грубый шум, и ребенок отказывается такой звук принять. Кроме того, в случае достижения передней вибрации звук нередко оказывается излишне длительным (раскатистым) и зашумленным.
Постановка р в два этапа. На первом этапе ставится фрикативный р без вибрации от звука ж при его протяжном произнесении без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам верхних зубов или альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха (как при произнесении глухого звука) и минимальной щелью между передним краем языка и деснами.
Полученный фрикативный звук закрепляется в слогах. Можно, не закрепляя звук в слогах, перейти ко второму этапу постановки: с механической помощью, применяя шариковый зонд. Его вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами. Эти движения можно осуществлять и обычным плоским шпателем (деревянным или пластмассовым) или зондом, домашние тренировки ребенок может проводить с помощью черенка чайной ложки или чистого указательного пальца. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной. Описанным приемом пользуются в тех случаях, когда шипящие звуки у ребенка не нарушены.
Данный прием приводит к положительным результатам. Однако его недостатки в том, что звук оказывается раскатистым, произносится изолированно и ребенок с трудом овладевает переходом от него к сочетаниям звука с гласными.
Наиболее эффективным является прием постановки р от слогового сочетания за с несколько удлиненным произнесением первого звука из слога: ззза . В ходе многократного повторения слогов ребенок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного р в сочетании с гласным а . После этого вводится зонд, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук р , нормальной протяженности без избыточного раската. При этом способе постановки звука не требуется специального введения звука в сочетание с гласным, так как сразу получается слог. В последующей работе важно провести тренировки в вызывании слогов ра, ру, ры .
При постановке мягкого р’ применяется тот же прием, но с помощью слога зи , а в дальнейшем зе, зя, зё, зю.
Обычно при нарушениях твердого и мягкого звука р сначала ставится твердый, а потом мягкий звук, но такой порядок не является жестким, его можно произвольно менять; не рекомендуется лишь вести одновременную их постановку во избежание смещения.

Для произнесения звуков Р, Р’ необходима сложная работа всех мышц языка. При произнесении Р рот открыт. Кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены; кончик языка неплотно прилегает к верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Голосовые складки сомкнуты и колеблются, производя голос. Выдыхаемая струя воздуха проходит посередине. Струя должна быть сильной, направленной. Мягкий звук Р‘ отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик языка находится несколько ниже, чем при произнесении Р.

Комплекс упражнений для постановки этих звуков.

1. «Качели»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Варианты:
а) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается вниз к подбородку. б) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верх ней губе, затем опускается к нижней. в) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались;
г) Рот открыт. Широкий язык вставить между верхними зубами и губой, а затем между нижними зубами и губой.
д) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за верхними резцами, затем за нижними.
При выполнении всех вариантов упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

2. Достать языком нос.
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

3. Достать языком подбородок.
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к под бородку, затем поднять к нижней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

4. «Язык перешагивает через зубы».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

5. «Почистим зубы»
Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

6. «Маляр».
Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

7. «Лошадка»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

8. «Грибок».



9. «Гармошка».

(См. упражнения для постановки звуков Ш, Ж)


10. Пощелкать кончиком языка.
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

11. «Вкусное варенье».

(См. упражнения для постановки звуков Ш, Ж)

12. «Болтушка индюк».

(См. упражнения для постановки звуков Л, ЛЬ)

13. «Фокус».
Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

14. «Фырканье».
Цель: развивать вибрацию кончика языка.
Широкий расслабленный язык положить между губами. дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.

15. «Автомат».
Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т - сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер четкого удара, а не хлопал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

16. «Барабан».
Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным; развивать его подвижность.
а) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
б) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо да-ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесении ды - перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да-ды должно быть четким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.

Бурыкина Евгения
План-конспект занятия по постановке звука [р’]

Тема : Постановка звука [р ’] .

Задачи : добиться правильного звучания изолированного звука [р’ ] ; развивать фонематический слух; воспитывать навыки адекватной самооценки.

Оборудование : предметная картинка маленького тигрёнка.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Здравствуй Даня! Я вижу у тебя хорошее настроение! Значит, ты настроен на активную работу на занятии !

II. Объявление темы занятия

Ты научился правильно произносить твердый звук [р] , т. е. как рычит большой тигр, а сегодня мы попробуем научиться правильно произносить мягкий звук [р] , т. е. как рычит маленький тегренок. Но для сначала мы начнем с разминки.

III. Разминка

Актикуляционная гимнастика :

Упражнение «Часики» , «Маятник» . Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.

Упражнение «Змейка» . Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

Упражнение «Качели» . Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

Упражнение «Почистить зубы» . Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

Упражнение «Катушка» . Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

Упражнение «Лошадка» . Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Изолированное произношение звука [р]

Даня, как рычит тигр? (р-р-р-р-)

А теперь произнеси этот звук длительно на одном выдохе громко и тихо.

IY. Описание артикуляционного уклада при произношении звука [р ]

Губы – занимают положение как при произношении звука [и] ;

Зубы – разомкнуты;

Язык – передняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу (примерно как при гласном [и], кончик языка находится несколько ниже, чем при [р], задняя часть спинки языка вместе с корнем подвинута вперед;

Мягкое нёбо – поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;

Воздушная струя – при выдохе попадает в ротовую полость на напряженный кончик языка и колеблет его.

Y. Постановка звука .

1 прием – по подражанию взрослого – подражание рычанию тигрёнка (логопед и ребенок сидят перд зеркалом) :

Даня, посмотри и послушай как рычит маленький тигрёнок (рь- рь-рь-рь) .

Попробуй, повтори.

2 приём : постановка [р ] от слогового сочетания зи с несколько удленённым произнесением первого звука из слога зззи . В ходе многократного повторения слога ребёнок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта в сочетании с гласным [и]. После этого вводится зонд, с его помощи проводятся быстрые движения слева направа и справа налево. В момент возникающей вибрации слышится достаточный чистый звук [р ] .

YI. Различение на слух изолированного звука [р ]

Даня, я буду произносить звуки , а ты как только услышишь звук [р ] поднимешь карточку с изображением тигрёнка.

[р],[т],[к],[а],[р ],[о],[п],[г],[р ],[б],[в],[р ],[у],[д],[ы],[р ],[ж],

[з],[р ],[р],[р ],[н],[р ].

YII. Различение звука [р ] в слогах .

Я буду называть слоги, если услышишь звук [р ] – подними карточку с тигрёнком : Ра – ри – за – ро – ло – зю – ре – та – тю – рю – ря – ну – ур – урь - ре - ко – ря – му – рё.

YIII. Итог занятия .

Какой звук научились правильно произносить и слышать?

Ты работал хорошо. Я тебя хвалю. Старайся правильно произносить звук [р ] и на других занятиях .

Публикации по теме:

Наша группа,как и все другие готовилась к театральной постановке ко дню театра. Нашли сценарий, немного подкорректировали и стали готовиться.

Индивидуальное занятие по постановке [С] Тема: звук [С] Цели: 1. Образовательные: - учить выполнять артикуляционные упражнения в полном объёме, с помощью артикуляционной гимнастики; - развивать.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: постановка звука [с]. ЗАДАЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Сформировать умение правильного произнесения звука [с], опираясь.

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]. Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]. Цель: постановка звука [Р]. Задачи: – формирование правильного.

ЦЕЛИ: 1. Коррекционно-обучающие: - автоматизация звука Ш в словах, словосочетаниях, предложениях; - развитие лексико-грамматического строя;.

Конспект занятия по автоматизации звука [Ш] Звук «Ш»: кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол, но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;.

Красивая и грамотная речь является залогом успешной жизни. Без нее человек не сможет занимать ряд должностей и сделать успешную карьеру. Чистое произношение способствует развитию самооценки. Проблемы могут возникать по разным причинам.

Постановка звука «Рь» требует длительного подготовительного периода. В ходе него вырабатывается правильное дыхание и артикуляция. Дефект произношения «Р», «Рь» называют ротацизмом, если звуки меняются на другие - параротацизмом.

Причины нарушения

Проблемы с речью возникают у ребенка по разным причинам. Если нарушена только произносительная сторона речи, то есть дошкольник не выговаривает один или несколько звуков, то это дислалия.

Подобное заключение ставят только после детального обследования. У ребенка проверяют остроту слуха, подвижность мышц речевого аппарата. Если оба компонента в норме, ставят дислалию.

Появляется она из-за двух основных групп факторов. При первой не наблюдается отклонений в строении периферического речевого аппарата. Нарушение называют функциональной дислалией. Она появляется из-за биологических проблем:

  • частые болезни;
  • проблемы во время беременности и в родах;
  • минимальные мозговые дисфункции.

Установить точно, что стало катализатором нарушения нельзя. Влияет на формирование речи социальное окружение. Родители могут нарочно коверкать речь, использовать примитивные лепетные слова и сюсюкать. Все это не способствует правильному звукопроизношению.

В неблагополучных семьях наблюдается ограниченность контактов. Ребенок не общается со сверстниками, взрослыми. Формирование речи происходит не только во время восприятия обращенных слов, но и умения их использовать. Без практики никогда не будет навыка звукопроизношения.

Механическая дислалия возникает из-за нарушений строения артикуляционного аппарата. Соноры (звуки «Р», «Л» и мягкие пары) требуют подъема кончика языка. Короткая подъязычная уздечка ограничивает подвижность органа.

В домашних условиях проверить длину связки легко: ребенка просят открыть рот и поднять язык. От дна ротовой полости к органу видна небольшая тонкая полоска – это и есть уздечка. Если она короткая, то язык не поднимется либо немного оторвется от нижней челюсти.

В редких случаях проблемы появляются из-за высокого нёба. Это врожденная аномалия. Проблемы с прикусом не влияют не произношение сонорных звуков.

Есть понятие возрастной дислалии. Группы звуков появляются в разные периоды - это нормальное развитие. Соноры формируются в пять лет. До этого момента можно не беспокоиться.

Разграничения диагнозов

Ротацизм появляется не только при дислалии. При дизартрии проблемы возникают с подвижностью мышц речевого аппарата. У детей отмечается гипотонус или гипертонус – слабость или напряженность органов артикуляции.

У дошкольников с дизартрией отмечаются:

  • проблемы с дыханием – слабое, поверхностное;
  • повышенное слюноотделение;
  • нарушения координации.

Для постановки диагноза используют специальные пробы, предложенные Архиповой. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык и глазами следить за яркой игрушкой. При проведении заметны непроизвольные движения языка.

Иногда достаточно визуального осмотра. Дошкольника просят открыть рот, язык не лежит спокойно в полости, а собран в комок - это говорит о гипертонусе. Если он вялый, неподвижный, то это гипотонус.

При ринолалии наблюдаются дефекты строения артикуляционного аппарата - это расщелины десен, губ, нёба. Коррекционная работа начинается после пластической операции, строится она иным образом, чем при дислалии и дизартрии.

Нарушения мягких и твердых звуков бывают при общем недоразвитии речи (ОНР). При таком заключении проблемы наблюдаются в лексике, грамматике, связной речи.

Формы ротацизма

Родители редко могут услышать дефектное звучание. Опытный логопед сразу его определит. Редко встречается полное отсутствие мягкого звука «Рь». В таком случае ребенок вместо «царь» скажет «ца».

Картавостью называют велярное произношение. Из-за вибрации мягкого нёба появляется лишний шум, искажается звучание. При увулярной форме работает маленький язычок.

При боковом произношении вибрация идет не на кончик языка, а на его боковые края. Форма характерна для дизартрии, дефектов строения речевого аппарата (короткая подъязычная связка).

При билабиальной форме звук создается дрожанием губ, получается сочетание «прррр». Его иногда называют «кучерским».

Иногда у ребенка получается сказать одноударное «Р», в таком случае колебаний языка не наблюдается. На выходе звучит искаженное «Д».

Заменяться «Рь» может на разные звуки: твердое «Р», «Л», «Ы», «Д» и другие.

Подготовительный этап

Для подготовки речевого аппарата используют артикуляционную и дыхательную гимнастику. На индивидуальных занятиях с ребенком разбирают правильное произношение звука «Рь»:

  • губы раскрыты;
  • зубы разомкнуты;
  • спинка языка поднята и слегка выдвинута вперед;
  • кончик упирается в альвеолы и вибрирует.

Для облегчения восприятия используют графические картинки. Все упражнения из арт. гимнастики выполняются перед зеркалом. Комплекс направлен на отработку подъема и движений кончика языка.

«Лошадка» - при открытом рте, цокать языком, важно чтобы челюсть не двигалась. «Маляр» - кончиком языка двигаться от альвеол верхних зубов к нёбу. «Грибок» - рот открыт, широкий язык плотно приклеивается к небу и удерживается. Из этого положения делается «Гармошка» - челюсть нижняя опускается и поднимается, язык остается в том же месте.

Упражнения делают каждый день. От этого зависит скорость постановки, автоматизации звука.

Для создания вибрации делают дыхательную гимнастику. Кусочек ватки кладут на кончик носа, широкий язычок высовывается, принимает позу «чашечки», ватка сдувается.

Полезно сдувать бумажные шарики, султанчики, ветродуйчики. Делать это нужно каждый день, несколько раз. Важно контролировать ребенка, чтобы он не надувал щеки.

Нельзя обозначить четкие сроки прохождения подготовительного этапа. При дислалии на него уйдет от месяца до года. При дизартрии срок увеличивается. Дополнительно делают логопедический массаж, физиотерапию.

Если проблема вызвана соматической ослабленностью, то ребенка закаляют, повышают его иммунитет, выносливость. Не торопите дошкольника, иначе у него появятся вторичные проблемы.

Способы постановки

Мягкий звук ставят после введения в речь твердого - это традиционный взгляд логопедов. В некоторых случаях это невозможно сделать. Поэтому можно начинать поставку с «Рь».

Приемы стандартные: от других звуков или механически. Для последнего нужен зонд или зондозаменитель. Инструмент выглядит как палочка с шариком на конце. В качестве замены используют шпажки для канапе с шариком на конце, шпатель с силиконовой соской.

Постановку звука проводят в положении лежа. Ребенок открывает рот, поднимает кончик языка, произносит быстро «Д», логопед зондом колеблет язык, получается дрожание.

При постановке соноров разрешается начинать автоматизацию со слогов сразу.

Постановка от звука «Ть» имеет особенности: звук произносится утрировано, протяжно, губы вытянуты в улыбке. Ребенка просят произнести «ть-рь-и». Будет слышен новый звук, который обозначают символом.

Эффективно ставить звук от «Зь». Для этого дошкольника просят спеть песенку комарика, но с подъемом кончика языка наверх к альвеолам. Искаженное звучание корректируется движениями зонда и произносится протяжный «зи», который превращается в «ри».

Введение в речь

При постановке соноров сразу начинают автоматизацию слогов. В других звуках добиваются красивого изолированного звучания. При «Рь» и «Р» не ждут этого этапа, сразу переходя к отработке слогов.

Начинают с прямой позиции – согласный плюс гласный звук. Механическая помощь осуществляется на первоначальном этапе, постепенно зонд отодвигается, ребенок незаметно начинает «рычать» сам.

Следующий этап - обратные слоги, где позиция звуков меняется. Берутся сочетания гласного плюс согласного. Для того чтобы детям было интересно заниматься, используют специальные игры:

  • ходилки, выкладывание фишек;
  • перебирание камушков;
  • сматывание ниток в клубок.

Нельзя торопиться. Переход с одной ступени на другую проводят только при полном усвоении материала. Параллельно работают над фонематическим слухом, который отвечает за различение звуков.

Ребенок должен различать сам, контролировать речь, когда он говорит правильно, когда нет - исправлять себя. Отработку начинают с неречевых звуков – шума окружающей среды, музыки. После переходят к выделению гласных звуков.

Процесс автоматизации занимает длительное время. Дома с дошкольником учат стихи, чистоговорки, скороговорки, читают с ним рассказы и сказки. Именно родители обязаны вырабатывать у него навыки самоконтроля.

Не стоит затягивать с обращением к логопеду. Чем раньше выявлен дефект, тем больше шансов на исправление дефекта. Во взрослом возрасте его исправить сложно, на это уйдет время.

Участие родителей в коррекционном процессе гарантирует его результативность. Взрослые обеспечивают каждодневное выполнение занятий, контролируют их качество. Их задача делать домашнее задание с ребенком.

При совместной работе родителей и логопеда добиваются хороших результатов. В школу дети должны идти с правильной устной речью. Без этого есть риск появления проблем с письмом и чтением, которые будет тяжело исправить.