Про психологию. Учения и методики

Проблемный анализ. Проблемный и диагностический ситуационный анализ

Анализ кейса представляет собой процесс решения значительного числа частных задач, что и предполагает постоянное присутствие в этом процессе генерации идей.

Остановимся на характеристике основных видов анализа, которые получили наиболее широкое распространение в жизни и оказывают существенное воздействие на развитие кейс-метода.

Проблемный анализ основывается на понятии «проблема». Под общественной проблемой понимается форма существования и выражения противоречия между назревшей необходимостью определенных общественных действий и недостаточными еще условиями её реализации. По сути дела проблемный анализ предполагает осознание сущности, специфики той или иной проблемы и путей её разрешения.

Технология проблемного анализа предполагает аналитическую работу с классификацией проблем по следующим направлениям:

1. Определение формулировки проблемы, как неудовлетворенной общественной потребности.

2. Пространственно-временная констатация проблемы, которая предполагает определение пространственных и временных границ проблемы.

3. Выяснение типа, характера проблемы, её основных системных характеристик (структуры, функций и т.д.).

4. Выявление закономерностей развития проблемы, её последствий.

5. Диагностика принципиальной разрешимости проблемы.

6. Определение ресурсов, которые необходимы для разрешения проблемы.

7. Выработка организационно-управленческих технологий разрешения проблемы.

8. Разрешение проблемы.

14. Анализ макроокружения организации

Макроокружение создает общие условия нахождения организации во внешней среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера, применительного к отдельно взя­той организации. Хотя степень влияния состояния макроокруже­ния на различные организации различна, что связано с различиями как в сферах деятельности, так и с внутренним потенциалом орга­низаций.

Экономическая компонента

Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ре­сурсы. Совершенно очевидно, что это является жизненно важ­ным для организации, так как доступ к ресурсам очень сильно определяет состояние входа в организацию. Изучение экономики предполагает анализ ряда показателей: величины валового нацио­нального продукта, темпов инфляции, уровня безработицы, про­центной ставки, производительности труда, норм налогообложе­ния, платежного баланса, норм накопления и т.п. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, добывае­мые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конку­рентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.

Для стратегического управления при изучении перечисленных показателей и факторов представляют интерес не значения показа­телей как таковые, а в первую очередь то, какие возможности для ведения бизнеса это дает. Также в сферу интереса стратегического управления входит и вскрытие потенциальных угроз для фирмы, Которые заключены в отдельных составляющих экономической компоненты. Очень часто бывает так, что возможности и угрозы идут в жесткой связке. Например, низкая цена рабочей силы, с одной стороны, может привести к снижению издержек. Но, с другой стороны, она таит в себе угрозу снижения качества труда.

Анализ экономической компоненты ни в коем случае не должен сводиться к анализу отдельных ее составляющих. Он должен быть направлен на комплексную оценку ее состояния. В первую очередь, это фиксация уровня риска, степень напряженности конкуренции и уровень деловой привлекательности.

Правовая компонента

Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Изучение правового регулирования не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты правовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и процессуальная сторона практической реализации законодательства.

При изучении правовой компоненты макроокружения стратегическое управление интересует степень правовой защищенности, динамизм правовой среды, уровень общественного контроля за деятельностью правовой системы общества. Очень важными являются выяснение степени обязательности действия правовых норм, а также того, распространяется ли их действие на все организации или же существуют исключения из правил, и, наконец, уяснение того, насколько неотвратимо применение санкций к организации в случае нарушения ею правовых норм.








Проблемный анализ - это особый вид анализа, направленный на развитие образовательной системы на основе выявления и оценки проблем (разрывов между результатами жизнедеятельности системы, желаемыми и требуемыми в будущем, - и результатами, имеющими место в настоящий момент), а также на выявление и объяснение причин этих разрывов с тем, чтобы, в конечном счете, обеспечить решение проблем и общее улучшение результатов системы.


Требования к анализу 1- Анализ должен быть конкретным. 2- Он должен обеспечивать полноту выявления недостатков не позволяющих достигать более высоких результатов работы школы. 3- Анализ и оценка ситуации должны носить обоснованный характер. 4- Проблемы должны быть ранжированы по значимости и выделены наиболее приоритетные из них для неотложного решения. 5- Анализ должен быть прогностичным. 6- Выявленные в ходе анализа проблемы должны не просто констатироваться, но получать объяснение, позволяющее понять (а затем и устранить) их причины, прогнозировать, что может произойти, если проблема не будет устранена в обозримом будущем.



Стилистический анализ

Стилистический анализ (стиль – совокупность изобразительных приёмов в литературе и искусстве) – разбор языковых средств через подбор образных выражений авторского отношения к изображаемому в литературном произведении.

В черновике текста стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» (Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит) вместо слова великолепными автором использовано слово необозримыми. Это слово не содержит личностной оценки изображаемой картины природы, не пок4азывает авторского отношения. Слово же великолепными содержит в себе наивысшую степень восхищения, и мы понимаем, как автор относится к изображаемому: ему нравится зимнее утро, он в восторге от чудной картины зимы.

Л.Н. Толстой в были «Лев и собачка», начиная с заголовка, ласково называет действующее лицо «собачка»: «собачка легла, собачка вскочила, смотрел на собачку» и т.д. Только однажды автор использует другую форму слова: «Одному человеку захотелось поглядеть зверей; он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец». Кого характеризует это слово? В первую очередь, конечно, этого человека, который расплатился собачкой за посещение зверинца. Оно показывает его пренебрежительное, безжалостное отношение к жизни животного. Но это же слово говорит нам и об отношении Л.Н. Толстого к животным: автор во время всего повествования не позволяет себе иного названия, кроме уменьшительно-ласкательного – «собачка». И мы видим, что писатель противопоставляет своё отношение к животным жестокости и бесчеловечности упомянутого персонажа.

Сущность данного вида анализа заключается в выделении слова, образного выражения, которые употреблены автором по отношению к поступку, действующему лицу, картине природы и др. (Сначала такое слово называет сам учитель, позже его находят дети самостоятельно). Затем осуществляется анализ этого слова, образного выражения по вопросам: как автор назвал героя (поступок, картину природы)? Почему он так назвал? О чём нам это говорит? Какие чувства испытывает автор?

Конечно, данный вид анализа художественного текста в начальной школе не может занимать весь урок. Однако он должен обязательно дополнять анализ развития действия, чтобы обеспечить полноценное восприятие учащимися художественного произведения.

Проблемный анализ – Это разбор текста по проблемным вопросам.

Проблемному вопросу присущи следующие характеристики: наличие противоречия; увлекательность; возможность альтернативных ответов; ёмкость (способность охватить достаточно большой объём материала, иметь прямое отношение к идее художественного произведения).



Например, учитель читает быль Л.Н. Толстого «Лев и собачка». Дети заинтересованно слушают: «Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла…»

В этом месте, несмотря на трагизм происходящего, некоторые дети начинают хихикать. В чём дело? Хихикают как раз те, у кого уровень восприятия художественного произведения сюжетный, т.е. характеризуется поверхностным пониманием произведения. Истинное значение слово «издохла» (смерть, гибель животного) многим детям не знакомо. Они его чаще всего слышали в контексте ругательства, т.е. это слово выступает для них не как нормальное литературное слово, а как ругательное, плохое. Чтобы предупредить нежелательную реакцию на данное слово, учитель во время подготовки к восприятию художественного произведения даёт толкование слова «издохла» - это литературное слово, которое обозначает смерть животного. Затем учитель организует первичное восприятие произведения, читает текст: «Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой… Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней. На шестой день лев умер».

Как же так? Мы только что говорили о том, что по отношению к смерти животного нужно употреблять слово «издох». Почему Л.Н. Толстой написал не «лев издох», а «лев умер», т.е. употребил слово, которое используется по отношению к человеку? Вот он, проблемный вопрос, который содержит в себе противоречие, возможность альтернативных ответов и имеет прямое отношение к идее художественного произведения. Дети, конечно, могут дать разные ответы. Был и такой: «Как же Толстой мог сказать про льва «издох»? Он же сам – Лев!» Но мы должны подвести детей к пониманию главной мысли: словом «умер» писатель подчёркивает человечность поведения животного. В переживании трагедии лев поднимается до вершин человека.

В рассказе В. Осеевой «Хорошее» читаем: «Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать». Сделал ли Юрик что-нибудь хорошее? Нет, наоборот, он всех обидел: и сестрёнку, и няню, и Трезорку. Тогда почему же писательница назвала рассказ «Хорошее»? Что в нём хорошего?

После анализа развития действия в рассказе Л.Н. Толстого «Акула» учитель зачитывает предложение: «Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками», а затем задаёт проблемный вопрос: «Почему артиллерист упал и закрыл лицо руками?» Учащиеся по-разному ответят на этот вопрос. Опираясь на следующее предложение: «Что сделалось с акулой и мальчиками, мы не видали, потому что дым на минуту застлал нам глаза», дети выскажут предположение о том, что если всем дым застлал глаза, то артиллеристу, который был ближе всех к пушке, в глаза вообще мог попасть порох, ему было больно и т.п.

Тогда учитель просит прочитать следующий абзац: «Но когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот (а артиллерист лежит), потом ропот этот стал сильнее (а артиллерист продолжает лежать), и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Старший артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море». Когда артиллерист поднялся и открыл лицо? После того, как раздался громкий, радостный крик, который свидетельствовал о том, что всё в порядке, выстрел оказался удачным. Почему до тех пор он не вставал и лежал, закрыв лицо руками? Потому что боялся увидеть самое страшное – гибель детей. Старший артиллерист – человек-деятель, он всегда будет действовать в трудной и опасной ситуации, будет предпринимать всё, что в его силах, для спасения других. Он герой, но это не бездумный, бесшабашный человек. Он предпринял единственно возможное в данной ситуации, но предсказать результаты выстрела сложно. Вот он и закрыл лицо руками, чтобы не видеть самое страшное, что могло произойти, - ты своими руками убил собственное дитя.

3 раздел.

Проблемный анализ деятельности школы.

а). Анализ внутришкольной деятельности.

Кадровый состав.

На сегодня наблюдается увеличение количества педкадров с высшим образованием. Педагогов с высшим образованием – ,1%), с незаконченным высшим 9 (7%), со средним специальным,8%). Обучающихся по заочной форме - 11 человек. 3 педагога прошли переподготовку на получение второй специальности. С 2003г. по 2005г. фундаментальные и проблемные курсы прошли 96 педагога. Общий охват курсовой подготовкой и различными видами повышения квалификации составляет 100%.

Средний возраст составляет 39 лет. Ежегодно прибывают 2-3 молодых специалиста.

Профессиональный уровень педагогического состава достаточно высокий. В школе работают 31 педагогов с высшей квалификационной категорией, 50 с первой квалификационной категорией, 28 со второй категорией, 2 кандидата педагогических наук.

Начальное образование.

Одним из основных направлений развития начального образования является внедрение вариативных технологий обучения. Большинство учителей школы работают по традиционной методике. Учителя используют в своей практике ДЕМСОС, КСО и элементы других новых технологий . В начальной школе осуществлен переход на четырехлетний срок обучения, введены предметы иностранного языка , информатики.

О работе по созданию модели сельской многопрофильной школы.

Создание модели сельской многопрофильной школы определялось существующими и действующими факторами:

Необходимостью целенаправленной подготовки выпускников к освоению профессионального образования ;


Эффективным использованием кадрового, материально-технического потенциала школы;

Созданием условий для реализации права детей на образование, способствующих раскрытию их индивидуальных способностей и подготовки их к трудовой деятельности и социальной адаптации.

Выбор модели сельской многопрофильной школы имел следующие обоснования:

а) в школе:

Каждая параллель классов имеет от 3 до 6 комплектов;

Углубленное изучение отдельных предметов в 9-11 классах с 1987;

Функционирование профильного класса с педагогическим направлением
с 1999 г.;

Действующая с 2003г. экспериментальная площадка МО РС по теме «Индивидуализация профессионального обучения школьников как основа сертификации их квалификации»;

Основные причины отставания от программы: изменение температурной шкалы актированных дней, больничные учителей, а также проведение внеплановых контрольных работ (мониторинги МУО, пробные экзамены), незапланированные учителями.

Региональный компонент учебного плана (якутский язык, якутская литература и культура народов РС (Я)) в основном выполнен, есть отставание от программы.

Ведение документации проблемных групп: наличие планов

С 2003 по 2005 г. г. из 333 выпускников поступили в ВУЗ-ы 169 человек (50,8%), в ССУЗ-ы 92 человек (27,6%).

Хорошие результаты на республиканских олимпиадах учащиеся показывают по немецкому языку , ЯНК, русскому языку, технологии и ОБЖ.

Анализ достижений показывает, что целенаправленная работа ведется по эстетическому, военно-патриотическому и трудовому воспитанию учащихся. Ежегодно растет число участников НПК «Шаг в будущее», в последние годы неплохие результаты учащиеся показывают в спортивных соревнованиях.

Состояние инновационной работы в школе.

Школа участвует в 4-х федеральных экспериментах:

По реструктуризации сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности (модель сельской многопрофильной школы);

По внедрению единого государственного экзамена;

По введению предпрофильной подготовки в 9-х классах и профильного обучения в старших классах;

По апробации учебника

С 2003г. школа является республиканской экспериментальной площадкой по внедрению проекта индивидуализации профессионального обучения учащихся.

Эти направления работы актуальны уже потому, что имеют общую педагогическую цель – личностно-ориентированное обучение и воспитание учащихся.

Профильное обучение .

Надо отметить, что в нашей школе не было необходимости начинать это дело с чистого листа. Есть немалый практический опыт:

1987г. – открылся гуманитарный класс с углубленным изучением русского языка и литературы, якутского языка и литературы, иностранных языков, истории в 10 «б» классе;

1988г. – открылся математический класс в 10 «а» классе;

1993г. – углубленное изучение предметов гуманитарного, естественного, математического циклов начинается с 8-х классов;

гг. – открыты лицейские классы со специализированными группами по математике, физике, черчению (10 «а», 11 «а» классы), русскому языку и литературы, якутскому языку и литературе, истории, английскому и немецкому языкам (10 «б», 11 «б» классы)

1997г. – школа получила лицензию МО РС (Я) на углубленное изучение предметов математического, гуманитарного, естественного циклов и коррекционных классов выравнивания;

2004г. – открытие профильных классов.

Нас радует, что выросло число выпускников, продолжающих свое образование в соответствии с выбранным профилем. Разработаны различные модели профильного образования. Это, во-первых, профильные классы: физико-математические, естественно-научные, медицинские, социально-филологические, информационно-технологические, педагогические. Во–вторых, профильные группы, представляющие более гибкую систему обучения, позволяющую регулировать содержание и объем учебного материала в зависимости от возможностей и потребностей школьников. В-третьих, многопрофильное обучение, когда каждый ученик самостоятельно выбирает интересующие его предметы (базовые, профильные, специализированные) из числа предлагаемых школой. В-четвертых, профессиональное профильное обучение, которое через образовательную область «Технология» дает возможность выпускникам получать основные навыки по ряду профессий.

Предпрофильная подготовка

Предпрофильная подготовка учащихся осуществляется в 9-х классах, реализация которой способствует самоопределению подростка, организации элективных курсов по выбору, (профориентационного и познавательного характеров) подготовке к итоговой аттестации, поступлению в старшую профильную школу, привлечению их к производственной практике по профилям.

В 8-9 классах вводятся индивидуальные дневники достижений, портфолио, которые учитывают различные достижения учащихся по результатам выполнения творческих работ и заданий, на элективных курсах.

Профильное обучение

Профильное обучение (10-11 классы) в школе осуществляется по следующим профилям:

1. Физико-математический (10 «а», 11 «а»). Профилизация обеспечивается через углубленное изучение физики, математики, информатики.

2. Социально-филологический (10 «б», 10 «е», 11 «б»), который позволяет возможность углубленного изучения таких профильных предметов, как русский язык и литература, якутский язык и литература, иностранные языки, история, основы права.

3. Естественно-научный (10 «в», 11 «в»), где углубленно изучаются такие предметы, как биология, химия, физика.

4. Информационно-технологический (10 «г», 11 «г»), профилизация которого обеспечивается за счет включения и углубленного изучения профильных предметов «Технология», действующих КПД, «Парикмахерское дело», «Повар», «Хозяйка усадьбы», «Швейное дело», «Автодело».

5. Педагогический (11 «д»). На данном этапе вводятся курсы

«Психология», «Музыкальная грамота», «Риторика», «Основы общей педагогики», «Досуговедение».

В целях предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности школьника создаются такие условия:

Увеличение часов вариативного компонента Базисного учебного плана.

Деление классов по профилям в процессе организации занятий по выбору.

Использование часов вариативного компонента для организации профильной подготовки.

Профориентационная функция курсов по выбору (элективных) заключается в облегчении задач выбора перед учеником с целью постепенного освоения расширенного пространства развития.

Итоговая аттестация выпускников основной школы (9кл.) проводится в форме защиты творческих и исследовательских работ, проектов по результатам выполнения программ курсов по выбору.

На старшей ступени в профильных классах (10-11классов) обязательными являются общеобразовательные модули:

Основной (профессионально ориентированный) - интегрированный гуманитарный курс, обеспечивающий общекультурное развитие и профильный курс общего образования.

Курсы общих навыков для успешной адаптации и самореализации выпускников на рынке труда и в определенном социуме (трудовое право , социология, психология профессионального роста)

Образовательный, ориентированный на требования ЕГЭ по предметам. После изучения обязательных общеобразовательных модулей учащихся школы делятся на 2 потока:

1 поток – углубленное освоение профессии, получение сертификата (повышение квалификации и освоение дополнительных специализаций).

2 поток – подготовка в ПТУЗы, ССУЗы, ВУЗы, завершение освоения профессии в рамках стандарта и освоение специализации на начальном уровне квалификации. Полное усвоение программы предусматривает стажировку по избранному профилю в государственных учреждениях, производственных предприятиях и в рамках образовательного пространства.

Деятельность администрации, направленная на повышение уровня профессиональных знаний, деловых качеств учителя, приобретения им навыков исследовательской работы способствует активизации самообразования педагогов, накоплению ими опыта исследовательской и экспериментальной работы. Многие учителя способны генерировать и осуществлять новые идеи, повысилась их мотивация к повышению профессионального уровня. Работают научно-методический совет, Экспертный совет, «Школа молодого педагога», «Школа юного исследователя». В школе создано научное общество учащихся «Эрудит». Стало традицией проведение научных конференций «Шаг в будущее», «Шаг в будущее. Юниор». Организовано сотрудничество с Ассоциацией молодых ученых РС(Я). Создана летняя научно-исследовательская школа «Эрудит» (руководители,)

Защитили диссертации на соискание ученой степени и получили диплом кандидата педагогических наук 4 педагога. Сегодня в школе работают 2 кандидата педагогических наук: и, учителя русского языка и литературы. Ежегодно учителя принимают участие в улусных, региональных аспирантских чтениях.

Стало традицией проведение Недели науки и техники, Киренских чтений, научно-практических конференций по краеведению для учащихся.

В школе при библиотеке действует научный зал. В основу деятельности научного зала входят: руководство научно-исследовательской работой учащихся, совместная деятельность с научным обществом школы, увеличения роста объема научной информации, оперативное доведение до читателей сведений о научных публикациях , развитие творческих способностей учащихся, приобщение учащихся к научно-исследовательской работе, повышение уровня их потенциальных возможностей.

Система методической работы в школе.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, являет­ся методическая работа. Роль методической работы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рацио­нально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

С учетом уровня организации учебно-воспитательного процесса, особенностей состава учащихся школы с учебного года выбрана методическая тема школы: «Повышение профессиональной компетентности учителя как условие перехода к личностно ориентированной направленности образования».

Направления методической работы:

Организация работы методических объединений;

Организация и содержание деятельности НМС школы;

Работа с молодыми специалистами;

Повышение квалификации педагогов, их самообразование;

Работа по обобщению и распространению передового педагогического опыта;

Планирование аттестации педагогов;

Проведение тематических педсоветов, семинаров, конкурсов;

Управление инновационными процессами в школе;

Организация экспериментальной работы;

Организация работы по изучению и внедрению новых педагогических технологий.

Формы методической работы:

Мастер-классы;

Творческие отчеты;

Школьные конкурсы «Учитель года»;

Школа молодого учителя;

Методические дни;

Смотр методических объединений;

Конкурс поурочных планов;

Конкурс дидактических материалов;

Издание сборников методических разработок учителей;

Прохождение курсовой подготовки

Важным направлением работы методических объединений и администрации школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учителей через курсовую систему повышения квалификации.

За период с 2003 года по 2005 год курсовую систему повышения квалификации прошли 96 учителей. Переходу образовательного процесса

Курсовая подготовка учителей

Всего

учителей

Прошли курсы

Курсы (кол ичество учителей)

фундаментальные

проблемные

Всего за 3 года

Выводы:

Методическая тема школы и вытекающие из нее темы МО соот­ветствуют основным задачам, стоящим перед школой. Все учителя-предметники и классные руководители объединены в методические объединения, то есть вовлечены в методическую систему школы. В уч. г. впервые в школе создана кафедра русского языка и литературы.

Снижение профессиональ­ного уровня учительского коллектива не наблюдается. За 3 последних учебных года успешно прошли аттестацию 17,4 % педагогического коллектива (в учебном году - 12 учителей, или 17,4%, из них 75% (9 человек) повысили свою квалифи­кационную категорию;

Увеличивается количество учителей, целенаправленно работающих по обобщению и распространению опыта работы.

Выросла активность учителей, их стремление к творчеству, увеличилось число учителей, участвующих в инновационных процессах школы. В ходе предметных недель учителя проявили хорошие организа­торские способности, разнообразные формы их проведения вызвали по­вышенный интерес у учащихся.

Увеличилось число учащихся, которые участвовали в мероприятиях школы, требующих определенного интел­лектуального уровня.

Профилактика безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних.

В учебном году был организован и задействован школьный Наркопост, который работал по программе первичной профилактики аддиктивного поведения учащихся, разработанный. К работе Наркопоста были привлечены психологи школы, социальные педагоги, руководители проблемных групп учителей «Общение» , «Здоровье» , заместитель директора по ВР Александрова проводились в 7в и 9а классах с использованием интерактивных форм как тренинговые упражнения, психологические тесты, анкеты на самопознание, ролевые игры, диспуты, ситуативные игры. Иногда давались такие задания, где учащиеся должны были показать свои интересы, свой мир через рисунок.

Работа экологических, трудовых лагерей и лагеря с патриотической направленностью «Толон».

Со второй четверти у. г. был дан старт движению «Салют, Победа!», организованному навстречу 60-летию Победы в ВОВ. По результатам всей этой работы наша школа участвовала в республиканской экспедиции «Во имя жизни на земле», организованной редакцией газеты «Кэскил», где заняла 1 место. Ежегодно для учащихся среднего и старшего звеньев членами клуба «Эрэл» организованно проводится военизированная игра «Служу Отечеству!». Каждое лето работает военно-патриотический лагерь «Эрэл» под руководством В школе работают краеведческий музей имени академика, музей истории школы и музей хлебопашества, первые два музея прошли паспортизацию. В школьных музеях проводится многосторонняя работа по воспитанию гражданина-патриота и привитию любви к родному краю. Экскурсии для гостей проводятся учащимися, членами кружков «История школы» и «Эдэр краевед». Под руководством ведется научно-исследовательская и поисковая работа.

Также патриотическому воспитанию детей способствуют такие учебные предметы как «Урун уолан», история Отечества, ЯНК, якутская литература. По гражданско-правовому воспитанию работа ведется только по классным часам, общешкольным мероприятиям, приуроченных к неделе, посвященной Правам ребенка, с привлечением специалистов из ПДН, КДН, нарсуда.

Дополнительное образование.

В школе сложилась система внеурочной воспитательной работы, в которой большое место отводится традиционным мероприятиям, таким как:

· Праздник первого звонка;

· День учителя и самоуправления;

· Новогодние утренники, огоньки, дискотеки

· Вечер встречи с выпускниками;

· Предметные недели;

· День Святого Валентина;

· Мисс школы;

· Смотр строя и песни, посвященный Дню защитников Отечества;

· Встречи с ветеранами ВОВ и Уроки мужества, посвященные дню Победы;

· Праздник последнего звонка

Основной целью внеурочной воспитательной работы школы является гармоничное развитие личности учащегося с учетом его возраста, интеллекта и интересов, а также выявление и раскрытие природных способностей каждого ученика. Для этого в школе работает система дополнительного образования: кружки, студии, спортивные секции, КПД.

В у. г. действовало 17 кружков, 5 студий. 3 спортивных секций, 6 КПД, 1 факультатив, 2 клуба. Всего 38 кружков, студий, секций, КПД по направлениям:

Художественно-прикладное творчество - 6

Художественно-эстетическое творчество – 11

Техническое творчество – 1

Туризм и краеведение – 3

Биолого-экологическое направление – 2

Спортивно-оздоровительное – 3

Военно-патриотическое – 1

Познавательное – 2

Предметные кружки – 9

б). Приоритетные проблемы.

1. Проблема организации образовательного процесса и применяемых традиционных технологий.

2. Проблема сохранения здоровья учащихся и педагогов.

3. Проблема методического обеспечения УВП

4. Проблема внутришкольного управления.

5. Проблемы технического и материального обеспечения школы .

В школе должен быть достигнут необходимый и достаточный уровень качества преподавания;

Уровень педагогического мастерства должен быть достаточным для введения инноваций;

В школе должны работать педагоги, уважающие личность ребенка;

В школе должен быть создан теплый психологический климат сотрудничества и взаимоуважения;

Школа должна способствовать воспитанию и формированию гармонично развитой личности;

У учащихся должен быть сформирован мотив к образованию, саморазвитию, получению образования;

Для того чтобы охарактеризовать проблемный путь анализа, необходимо уточнить такие понятия, как проблемное обучение, проблемный вопрос, проблемная ситуация.

В проблемном обучении органически слиты обогащение ученика знаниями и развитие его творческих способностей. Проблемное обучение является одним из путей постижения сложного учебного материала. Оно воспитывает концепционность мышления, способствует развитию системного подхода к явлениям, который свойствен современной науке. И в этом заключена еще одна из причин обращения современной школы к проблемному обучению.

Проблемное преподавание - один из путей активизации учебного процесса. Попытаемся выделить это явление, уловить его своеобразие.

Изучая в IX классе творчество Чехова, мы можем, например, поручить ученикам найти произведения, в которых выражен протест писателя против рабства и произвола. Школьники самостоятельно выбирают рассказы «Хамелеон», «Маска», «Унтер Пришибеев», готовят их пересказ, выразительное чтение наиболее ярких эпизодов. Такая работа активизирует учебный процесс, требует самостоятельных усилий, но, в сущности, эта репродуктивная деятельность. Она необходима, как такой элемент учебного процесса, когда происходит накопление знаний, воспроизведение фактов. При этом осуществляется, разумеется, и осмысление материала. Однако это осмысление носит стихийный характер, не программируется заданием учителя, во многом зависит от усилий и качеств ученика. Другое дело, когда мы предлагаем классу, назвав те же рассказы, подумать над вопросом: «Почему Чехов часто объединяет в одном лице грубый произвол и рабскую приниженность?» Ответ на этот вопрос осуществляется уже как поисковая деятельность. Чтобы ответить на подобный вопрос, ученики должны не только воспроизвести материал, но обнаружить в нем самые существенные связи. Здесь уровень осмысления и его характер определен требованием учителя. Здесь необходим серьезный «сдвиг» в постижении Чехова и собственном развитии. Школьники не могут выполнить это задание, минуя широкое и новое для них обобщение. Вывод, к которому они приходят, анализируя рассказы Чехова, примерно таков. Рабство и деспотизм одинаково ненавистны Чехову. Рабство не только следствие деспотизма, оно порождает произвол. Только там, где нет рабов, не может быть деспотов. Эти явления органически связаны друг с другом. Таким образом, проблемное обучение, опираясь на репродуктивную деятельность, требует от учащихся непрерывного развития, новых выводов.

Потребность в проблемном обучении особенно остро чувствуют преподаватели литературы. Часто литературный разбор в школе обречен на неудачу лишь потому, что ученики не ощущают потребности в анализе. Вне этой потребности литературный анализ становится в глазах школьников самоцельной, неоправданной операцией. Проблемное преподавание возбуждает интерес к литературе, проявляет в учениках потребность в анализе.

Проблемное изучение подчас понималось как выделение нравственных, эстетических, философских и политических вопросов в литературном разборе, концентрация литературного материала вокруг проблем, существенных для развития ученика, его складывающегося мировоззрения.

Проблемное обучение представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций, в ходе которых ученик с помощью и под руководством учителя овладевает содержанием предмета, способами его изучения и развивает в себе качества, необходимые для творческого отношения к науке и жизни.

Уровень проблемной ситуации и характер проблемного вопроса зависят от степени литературной развитости учеников определяются педагогическими целями обучения.

Создание проблемной ситуации требует прежде всего найти острый вопрос, который явится началом, завязкой проблемного подхода к теме.

Чем же проблемный вопрос отличается от вопроса, рассчитанного на репродуктивную деятельность? Как правило, он сложен, иногда выступает в форме противоречия, однако разрешимого для учеников. Проблемный вопрос одновременно должен быть задачей, увлекательной для школьника, отвечать его потребностям, входить в круг его интересов и вместе с тем соответствовать природе художественного произведения, логике науки о литературе.

В проблемном вопросе непременно должна содержаться задача, способствующая развитию личности ученика, его мировоззрения, нравственного мира и эстетических реакций. Однако связь проблемного вопроса с идейным воспитанием школьников не должна приводить к ограничению, к прямой формулировке нравственных коллизий. Необходимо именно гармоническое сочетание эстетического и нравственного содержания в проблемном вопросе.

Проблемы литературного анализа неразрывно связаны с вопросами жизненно важными для общего развития учеников. При верно поставленном проблемном вопросе поиск истины объединяется с личной устремленностью ученика и ситуация затруднения, когда дети не могут разрешить проблему, опираясь лишь на прошлый опыт и представления, вызывает потребность в новых знаниях, более глубоком осмыслении материала.

В условиях проблемной ситуации отчетливо обнаруживаются позиции учеников. Задача учителя здесь сводится к тому, что он помогает выявиться разнообразным точкам зрения, выразительно сформулировать их. Необходимая для преподавателя в условиях проблемной ситуации объективность состоит в том, чтобы равно внимательно выслушивать аргументы учеников, несогласных друг с другом.

Затруднение, создавшее проблемную ситуацию, необязательно разрешается в диспуте. Проблемная ситуация может быть также разрешена и в лекции учителя, в его размышлении над проблемным вопросом, уже заинтересовавшим учеников.

Проблемные ситуации призваны разбудить и мысль, и художественную интуицию, и образное воображение учеников.

Учитель должен стремиться пронизывать школьный разбор литературного произведения важными мировоззренческими вопросами и разрешить их так, чтобы при этом происходили сдвиги в литературном развитии учеников. Поэтому проблемность не привилегия проблемного пути анализа, а общий принцип обучения в современной школе.

Проблемный анализ предполагает, что вопрос, возникший в сознании учащихся при чтении литературного произведения, организует сам процесс изучения.

Проблемная ситуация не замыкается рамками одного урока. Она должна предшествовать всему анализу в целом. Каждый урок оказывается развитием общей, исходной проблемной ситуации. Так в учениках пробуждается потребность в анализе произведения в целом, происходит углубление поисковых мотивов анализа на каждом уроке, создается непрерыв-ность разбора.


Похожая информация.