Про психологию. Учения и методики

Семинар-практикум для педагогов "современные технологии как инструмент управления качеством образования". Семинар-практикум «Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ Что такое семинар для педагогов

Вера Крицкая
Семинар-практикум для педагогов «Общаться позитивно»

Конспект

семинара-практикума

«»

Подготовила :

старший воспитатель Крицкая Вера Сергеевна

«Общаться позитивно – что это значит » .

Практикум для педагогов

Подготовила : Крицкая Вера Сергеевна- старший воспитатель МБДОУ №194

Цель : развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с коллегами.

Задачи :

Развить коммуникативные навыки, навыки выхода из конфликтных ситуаций

Предоставить возможность педагогам провести самооценку своих способностей.

Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих практических умений

Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы.

Предлагаю Вам принять участие в практикуме по овладению практическими элементами педагогической компетентности в ситуации общения, игры и упражнения с элементами рефлексии.

Вначале давайте возьмемся за руки и с поклоном произнесем «Добрый день! Здравствуйте!» , желая друг другу в первую очередь здоровья. Древние утверждали, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т. е., кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.

Разминка

Предлагаю следующую игру в круге, чтобы настроиться на позитивное общение .

1.«Вы еще не знаете, что я…» и продолжаете фразу, любым высказыванием о себе.

(научилась кататься на коньках, или люблю путешествовать) и т. д.

Мы приветствуем сегодня

Умных, ласковых своих друзей.

Тех, кто полон сил и знаний,

Свежих мыслей и идей.

Все вы лучшую избрали

Среди множества дорог,

Вас когда-то на дошкольный

Привела она порог.

Свои первые занятия

Вы успешно провели

И чему-то научили,

И увлечь детей смогли.

Вы теперь достойны чести

Называться “Педагог” .

И сегодня проведём мы

Всех стараний наш итог.

Каждый педагог выбирает карточку любого цвета и занимает место в группе.

Основная часть :

Мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми и миром. Мы сделаем попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие.

1. Составим письменный портрет.

1 подгруппа «Самый приятный родитель в общении» (описать качества)

2 подгруппа «Самый трудный родитель в общении» .

2. Упражнение «Спокойствие, только спокойствие…»

Нам приходится всегда быть в творческом поиске. И я вам предлагаю сейчас проявить свою фантазию, воображение. Раздаются листочки с началом стихотворения. Вы должны продолжить в положительном ключе, смысле (работа малых группах)

Все любят послушных, приветливых деток.

Капризных, упрямых – не любит никто…

Утром настроение плохое,

Глаз накрасить не могу никак…

Родители часто сердясь и бранясь,

С ребенком теряют душевную связь…

Генетику можно во всем обвинять,

На зеркало даже не стоит пенять…

Чтобы значимость другому показать,

Щеки вовсе и не стоит надувать…

Прочитайте стихи коллегам.

3. Упражнение “Создай свой имидж”

Цель : умение правильно повести себя в форс мажорных обстоятельствах, дать полную оценку своего выбора.

Педагогам зачитывается телефонограмма : “Срочно через 15 минут на конференцию от детского сада необходимо пригласить не менее 3 человек”. Идет рабочий день, педагогам нет времени на переодевание, наведение макияжа, прически. Через 1 минуту от каждой микрогруппы необходимо отправить на конференцию 1 человека и объяснить свой выбор.

4. Рефлексивно-оценочная игра «Найди плюсы и минусы» .

Из прочитанной фразы нужно найти положительные и отрицательные моменты для себя как педагога .

(раздаются листочки с фразами)

Коллеги отозвались не лестно о вас…

Родители группы воспринимают вас как не опытного педагога…

Вы сегодня поздно встали и не успели накраситься и попить кофе.

Администрация сада предложила участвовать в районном конкурсе другому педагогу… и т . д.

Коллаж “Создание условий эмоционального комфорта педагога ”

Цель : активизация группового взаимодействия, определение условий, которые помогают обеспечить эмоциональный комфорт педагога .

Материалы : фото, журналы, ватманы, ножницы, клей, скотч, фломастеры, карандаши.

Предлагаю определить те условия, которые помогут нам сохранить ощущение внутреннего равновесия и эмоционального комфорта.

По окончании команды защищают свои проекты.

Игра “Волшебная шкатулка”

В конце семинара -практикума участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка, которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

Варианты пожеланий :

Тебе сегодня особенно повезет!

Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!

Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!

Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

Сегодня твой день, успехов тебе!

Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.

Рефлексия.

Ожидание (подведение итогов)

Педагог предлагает сделать «бусы общения» . Воспитатели берут бусины, нанизывают их и говорят : «общаться позитивно- это значит…

РЕЦЕПТ СЧАСТЬЯ, НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Берём день и хорошо очищаем его от зависти, ненависти, огорчений, жадности, упрямства, эгоизма, равнодушия.

Добавляем три полные (с верхом) ложки оптимизма, большую горсть веры, ложечку терпения, несколько зёрен терпимости, и, наконец, щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всем и, в основном, к ближним. Всю получившуюся смесь заливаем сверху ЛЮБОВЬЮ! Теперь, когда блюдо готово, украшаем его лепестками цветов доброты и внимания. Подавать ежедневно с гарниром из тёплых слов и сердечных улыбок, согревающих сердце и душу.

Публикации по теме:

Цель: Скорректировать речевые нарушения с помощью использования Су – Джок терапии. Задачи: Воздействовать на биологически активные точки.

Семинар-практикум для педагогов детского сада Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном.

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. План.

Цели семинара-практикума: * ознакомить его участников со сказко-терапевтическими методами работы с детьми; * способствовать повышению творческой.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Советский

Семинар–практикум для учителей

Разработал: заместитель директора по ВР Воронина М.В., социальный педагог Трошева Л.В., педагог-психолог Волкова О.С.

Советский, 2007 г.

Семинар-практикум для учителей

«Конструктивное преодоление конфликтов»

Цель: знакомство участников семинара с понятием «конфликт»; расширение представления о различных стилях разрешения конфликтов; углубление самопонимания путем выявления своего собственного стиля, характерного доведения в конфликте.

Используемая литература:


  1. Андреев В.И. Конфликтология (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов). – М.: Народное образование, 1995. – 128 с.

  2. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 116 с.

  3. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 198 с.

  4. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. – 2-е изд., доп. – К.: Политиздат Украина, 1989. – 175 с.

  5. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 2: Психология общения: 11 кл. – 192 с.

  6. Практическая психология для преподавателей. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. – 328 с.

  7. Рахматшаева В.А. Грамматика общения. (Школа для родителей.) – М., «Семья и школа», 1995.

  8. Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. Психология и психопрофилактика семейных конфликтов. – К.: Здоровье, 1991. – 192 с.

Ход занятия:

Размышляя над проблемой конфликтов, правомерно задать себе вопрос, а чтобы с нами было, если бы в нашей жизни не было конфликтов вообще? Жизнь была бы, вероятно, скучна и однообразна, рутина и застой сковали бы нас, а монотонность и однообразие жизни были бы просто невыносимы.

Но, к счастью, жизнь подбрасывает нам самые неожиданные конфликты и разнообразные нештатные ситуации.

Там, где есть мнения, отличающиеся друг от друга, где встречаются люди, имеющие различные представления о целях и способах их достижения, о планах и принципах жизнедеятельности, где не подавляется проявление человеческой индивидуальности и творчества, – с неизбежностью возникают конфликтные ситуации. Но как только возникла такая ситуация, мы испытываем дискомфорт и напряжение, которые часто приводят нас к стрессовой ситуации, выйти из которой бывает порой нелегко.

Если не для всех, то для большинства из нас характерно неумение находить достойный выход из конфликтной ситуации.

Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов, потребностей одного человека. В последней случае говорят о внутриличностном конфликте.

В общем-то, конфликты являются естественной частью нашей жизни. Они могут ожидать нас при встрече с новым человеком или новой ситуацией. В какой-то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой. Хотя чаще всего конфликтную ситуацию мы переживаем как серьезную неприятность.

Конфликт – это осознаваемое противоречие между людьми, которое требует разрешения. Конфликт не всегда является эффективным путем разрешения противоречий, поскольку из-за возникших при этом сильных эмоций замедляется мышление, сужается восприятие, актуализируются более примитивные пласты психики.

Конфликты могут возникать во всех сферах человеческой жизни, в том числе и при осуществлении профессиональной деятельности. Организация и содержание деятельности определяют специфику конфликта, имеют свои характерные особенности и педагогические конфликты.

Различают организационные (административные) и межличностные способы управления конфликтами.

К организационным методам относятся следующие:


  • Четкая формулировка требований . Один из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональные конфликты, – разъяснение требований к результатам деятельности каждого конкретного человека и группы в целом; наличие ясно и однозначно сформулированных правил и обязанностей, правил выполнения заданий.

  • Использование координирующих механизмов . Строгое соблюдение принципа единоначалия облегчает управление большой группой конфликтных ситуаций, так как каждый знает, чьи распоряжения он должен выполнять. Если у участников совместной деятельности есть разногласия по какому-либо вопросу, связанному с решением учебной или производственной задачи, они могут обратиться к «третейскому судье» – их общему руководителю.

  • Установление общих целей, формирование общих ценностей. Этому способствует информированность всех членов организации о ее политике, стратегии, перспективах, состоянии дел в различных подразделениях. Очень эффективным оказывается формулирование целей организации на уровне целей общества, формулировка делового «кредо» организации.
Наличие общих целей и ценностей позволяет людям понять, как следует вести себя в конфликтных ситуациях , чтобы превратить их в функциональные.

  • Система поощрений. Установление четких, объективных критериев оценки результатов труда, снижающих вероятность возникновения чувства несправедливости, обиды. Разработка системы поощрений, исключающей столкновение интересов отдельных сотрудников и подразделений.
Известны 5 основных межличностных стилей разрешения конфликтов, или стратегий поведения в конфликтных ситуациях:

  • Стиль конкуренции. Человек, использующий данный стиль, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта собственным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Этот стиль может быть эффективен, когда вы обладаете определенной властью, уверены, что ваше решение или подход в данной ситуации правилен и имеете возможность настоять на своем.
Стиль конкуренции предпочтителен, когда:

    • исход очень важен для вас и вы делаете большую ставку на разрешение возникшей проблемы;

    • решение необходимо принять быстро и у вас достаточно власти для этого;

    • вы чувствуете, что у вас нет другого выбора и вам нечего терять.
(приведите конкретные примеры использования этого стиля)

  • Стиль уклонения. Этот стиль реализуется тогда, когда человек не отстаивает свои права, не хочет в ступать в сотрудничество для выработки решения проблемы или просто уходит от разрешения конфликта. Вы можете использовать данный стиль, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас , когда вы не хотите тратить силы на ее решение или когда вы чувствуете, что находитесь в безнадежном положении. Он рекомендуется также в тех случаях, когда вы чувствуете себя неправым и предчувствуете правоту другого человека, или когда этот человек обладает большей властью, или же у вас нет серьезных оснований для продолжения отношений с этим человеком. Может быть, вам на данный момент нужна отсрочка – время, чтобы обдумать ситуацию или успокоиться.

  • Стиль приспособления. Человек, использующий этот стиль, действует совместно с партнером по общению, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Вы можете воспользоваться им, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существенен для вас. Стиль полезен также в тех случаях, где вы не можете одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью. Вы можете прибегнуть к такой стратегии, если в данный момент необходимо несколько смягчить ситуацию, а потом вы предполагаете вернуться к этому вопросу и отстоять свою позицию. Также этот стиль полезен, если вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы.
(В каких конкретных случаях целесообразно использовать данный стиль?)

  • Стиль сотрудничества. Следуя стилю сотрудничества, человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свою позицию, но старается при этом учитывать интересы другой стороны. Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению с другими подходами к конфликту, поскольку сначала открыто заявляются нужды, заботы и интересы обеих сторон («выкладываются на стол»), а затем происходит их обсуждение. Желательно использовать именно этот стиль, если решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет устраняться от решения; если у вас тесные длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной и вы оба способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга; если обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью или не замечают разницу в положении того, чтобы на равных искать решение проблемы.
(В каких конкретных случаях целесообразно использовать данный стиль?)

  • Стиль компромисса. Пользуясь им, люди сходятся на частичном удовлетворении желаний и интересов каждой конфликтующей стороны. Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда вы и другой человек хотите одного и того же, но знаете, что одновременно это для вас невыполнимо. Вы хотите прийти к решению быстро, вас может устроить временное решение, вы готовы поменять первоначальную цель. Компромисс позволит вам сохранить хорошие взаимоотношения.
Приходилось ли вам использовать этот стиль? В каких ситуациях?

Практическая работа.

Тест К.Томаса «Стили разрешения конфликтов»

Обсуждение результатов.

Практическая работа.

Закрепление пройденного материала.

Упражнение «Разногласие»

В качестве основы для упражнения может послужить ситуация конфликта учителя и ученика из реальной практической жизни. Группе участников выдаются карточки с надписями роли, которую им необходимо проиграть, в присутствии коллег играют роли выбранных персонажей (педагог, классный руководитель, ученик, родитель), демонстрируя разногласия, а затем стараются достичь взаимопонимания, применяя принципы управления конфликтом, изложенные выше.


Для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. В конфликте не бывает победителей: всегда проигрывают две стороны. Поэтому нет смысла высчитывать, кто виноват больше, и занимать позу «оскорбленного самолюбия». Отважьтесь на первый шаг – это показатель силы вашего характера и вашего самоуважения.

  2. Начинайте беседу с описания конкретной ситуации, которая вас не устраивает. Старайтесь быть при этом максимально объективным. Чем детальней вы будете про это говорить, тем лучше. Если это возможно, приводите конкретные примеры.

  3. Расскажите, что вы чувствуете в этой ситуации. Немало конфликтов между людьми осложняется наличием невысказанных мыслей чувств. Пользуйте при этом простыми словами: «Я обиделся», «Я испугался», «Я рассердился».

  4. Старайтесь выслушать противоположную сторону (хотя это достаточно сложно). Необходимо помнить, что у вас разные мысли, разное восприятие ситуации и именно это вызвало конфликт. Поэтому отнеситесь к высказанному не как к истине, а как отражению позиции, желаний и интересов вашего оппонента.

  5. Очень полезно разобраться в сокровенных мыслях. Чтобы убедиться в правильности своих предположений, лучше всего спросить у самого человека.

  6. Найдите возможность высказать конкретные предложения относительно смены ситуации, поведения, отношений («Я вас прошу …», «Я хотел бы …», «Надеюсь вам не тяжело …»). При завершении разговора скажите, что именно изменится, если вы преобразуете ситуацию или ваши отношения.

Рецепт хорошего урока

Семинар-практикум для учителей

В многочисленных училищах, институтах и университетах получают образование будущие педагоги. Затем выпускники приходят в школы и училища и начинают свою трудовую деятельность. Время от времени их начальство отправляет своих работников на курсы переподготовки, повышения квалификации и на всякие другие умные курсы и занятия. Учителя-практики посещают многочисленные семинары и лекции в институтах усовершенствования для работников образования, где учат многому. Жаль только, что их не учат быть успешными . Их учат быть добрыми и ответственными людьми, но не обучают быть людьми оптимистичными и счастливыми. Нигде не учат более разумному режиму учительского труда, не учат строить отношения со своими коллегами, не преподают здоровьесберегающие технологии и основы здорового образа жизни, так необходимые в современной школе.

Психологи решили взять на себя ответственность и попробовать восполнить этот пробел в российской системе педагогического образования. В этом деле нет ничего сложного. Главное - наше желание. Мы можем предложить учителям нехитрые способы, как можно стать счастливым и успешным человеком.

От кого или чего устали наши учителя больше всего?

Да от самих себя, любимых и неповторимых.

От того, что они сами не могут организовать свою собственную жизнь или изменить ее.

Устают от того, что у них нет привычки отвлекаться от работы и иметь хобби.

От того, что ленятся заниматься своим здоровьем.

От того, что не умеют отказываться от навязываемых нашим обществом и культурой сомнительных идеалов, боятся быть самими собой, не оправдать тем самым ожидания общества.

Сами взваливают на себя слишком много нагрузки, не умеют отдыхать и почти разучились радоваться жизни.

Устали от психологической неграмотности - не учатся общению, не способны взглянуть на себя со стороны.

Увязли в отрицательных эмоциях, межличностных конфликтах, тонут в негативе, постепенно опускаются в хронический пессимизм и депрессию.

Вот это и подтверждает, что больше всего они устали от самих себя. Давайте призовем их к борьбе с собственной усталостью.

Знакомство

Участникам семинара предлагается написать имя на бейджике, затем, называя свое имя, ответить на вопрос: “Почему я решил стать учителем?”

Беседа психолога

Как оказывается, учителя должны всё и всем. А известно ли вам, каким должен быть учитель? (Участники семинара дают свои ответы. )

Идеал учителя складывается из самых разных составляющих: нравственной, духовной, профессиональной, интеллектуальной, этической и др. Вот какой список качеств и требований к учителю получается:

высокий профессионализм;

глубокие знания и компетентность, высокий интеллект и общий уровень развития;

интеллигентность;

любовь и уважение к детям вообще и к своим ученикам в частности;

высокая требовательность к себе, чувство долга, высочайший уровень ответственности за свое дело, принципиальность и самокритичность;

порядочность, честность, трудолюбие, отсутствие вредных привычек;

гуманное отношение к детям, доброта, индивидуальный подход к каждому ребенку, демократизм в отношениях с людьми, чуткость, внимательность, душевная щедрость;

высокая работоспособность и трудолюбие;

постоянное стремление к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию; творческий подход к делу, владение методикой, глубокие знания педагогики; педагогическая наблюдательность;

высокий уровень психологической грамотности; выдержка, самообладание, терпение, такт, терпимость к людям; корректность в отношениях со всеми, уравновешенность, умение владеть своим настроением, спокойствие и оптимистическое восприятие жизни; доброжелательность, человеколюбие;

полная объективность в оценках;

личная скромность;

воспитанность, высокая культура и нравственность;

эстетический вкус, художественное чутье, чувство прекрасного;

артистичность;

естественность, отсутствие фальши и наигранности;

организаторские, режиссерские, художественные, ораторские способности;

чувство юмора, умение шутить;

аккуратность и точность.

Перечитывая требования, предъявляемые к учителю обществом, родителями, администрацией, можно ли представить реального человека, который соответствовал бы всем этим требованиям? Наверное, не у каждого это получится.

Воображение в данном случае может рисовать красивую картинку нежно голубого неба с роскошными облачками и ангела с ослепительно белыми крыльями.

И здесь хочется зачитать цитату из книги Ю.Л. Львовой “Творческая лаборатория учителя”: “Учитель - маг, виртуоз, фокусник, умеющий сделать урок безразмерным, вмещающим крупные исторические периоды, сложные литературные и научные судьбы, эпохальные открытия; он властелин дум, врачеватель, духовник, и он же тягач и трудяга”.

Предлагаю вам выполнить несколько упражнений.

Упражнение 1. Определение способности к распределению внимания

Задания для участников:

1. Напишите на доске свою фамилию, при этом одновременно называйте ее буквы в обратном порядке.

2. Напишите на доске цифры от 1 до 20, одновременно считая вслух в обратном порядке (от 20 до 1).

3. Напишите на доске свою фамилию, очерчивая при этом одновременно правой ногой на полу и левой рукой на доске окружность.

4. Считая вслух от 1 до 30, после каждой второй цифры называйте женское имя, после каждой четвертой - мужское.

Упражнение 2. “Рисование по инструкции”

Выбирается пара участников. Один участник в паре получает карточку с изображением, его задача - инструктировать партнера таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог воспроизвести ее изображение.

Упражнение проводится в двух вариантах:

с обратной связью - рисующий участник может задавать уточняющие вопросы;

без обратной связи - никакие вопросы задавать нельзя.

Психолог. А теперь я расскажу вам об играх, в которые играют российские учителя.

Игра 1. “Навешивание ярлыков”

Психолог. Навешивание ярлыков на учащихся настолько прочно вошло в нашу школьную жизнь, что мы, учителя, даже не задумываемся над этим и просто этого не замечаем. Сначала ребенок обижается, сопротивляется, пытается бороться. Потом постепенно смиряется и ведет себя соответственно прикрепленному ярлыку, чего мы, взрослые, от него и ожидаем. Вот несколько ситуаций из школьной жизни:

1. Учитель проверяет письменные работы. У Юли и Миши - одинаковое количество ошибок, но Юля получает “4”, ведь она - стабильная хорошистка, а Миша - “3”, так как он всегда был троечником.

2. Фронтальный опрос на уроке. Учитель задает разные вопросы, ребята тянут руки и отвечают на них по очереди. В конце урока учитель объявляет оценки и оказывается, что у всех отличников “5”, даже у тех, кто открыл рот всего 1–2 раза; у всех хорошистов - “4”; а у троечников, естественно, - “3”.

3. Из месяца в месяц, из года в год все ответственные, самые интересные поручения дают одним и тем же ребятам, главные роли в школьных спектаклях достаются негласно признанным “артистам”.

Психолог. А сейчас предлагаю вам попробовать некоторые методы снятия ярлыков с обучающихся.

(Участники семинара-практикума выполняют задания по желанию.)

Задание 1

Выступить в роли защитника ребенка

Обвинитель . Вася - хулиган. Он не может долго сидеть на одном месте. На уроках он постоянно крутится и поворачивается. На переменах он бегает, что-то роняет, кого-то задевает.

Адвокат . Вася - вовсе не хулиган. Психологи говорят, что дети бывают “шустриками” и “мямликами”. Так вот, Вася - “шустрик”. Он не может долго сидеть на одном месте, он очень подвижный ребенок. На уроках он постоянно крутится, снимая тем самым накопившееся утомление. Молодому растущему организму нужны физические упражнениями, это естественно. На переменах он бегает, что-то роняет, кого-то задевает. Так эта неловкость движений свойственна подросткам. Руки и ноги вытянулись, а он еще не научился управлять своим телом.

Задание 2. Докопайтесь до истины

Один участник будет задавать большое количество вопросов, а другой попытается с помощью ответов докопаться до истины.

Саша - грубиян (это - ваш ярлык, повешенный на вымышленного ребенка).

1. А почему он вам грубит? - Потому что он грубиян.

2. А почему он грубит именно вам? - Потому что не хочет учить мой предмет.

3. Почему он не хочет его учить? - Потому что он ему трудно дается.

4. Почему трудно? - Потому что сложная программа.

5. А почему она для него сложная? - Упущен ранний период развития ребенка.

6. А ребенок в этом виноват? - Нет.

7. Почему же я нервничаю? - Потому что я в этом виноват тоже, а требования к результатам моего труда - очень высокие.

8. Так, хватит искать виноватых! Что я смогу сделать в данной ситуации...

Психолог. Как можно избавить себя от навешивания ярлыков на учащихся? Например, такого: Петя - застенчивый тихоня, ему ничего нельзя поручить, он не справится.

Просто надо отказаться от обобщений и тотальных выводов. Самое сложное - проанализировать, обдумать и дать объективную оценку ситуации, а не преувеличивать последствия одного отрицательного события.

Надо помнить, что мы видим лишь одну сторону ребенка, какую-то часть его личности. Это - как айсберг, многое скрыто от наших глаз, а судим мы обо всей личности в целом, обобщаем, мыслим тотально, делаем глобальные выводы.

Игра 2. Наш “ролевой веер” в классе

Психолог. Учителя постоянно и много общаются с учениками. В этом режиме общения мы играем разные роли, кстати сказать - не всегда отдавая себе в этом отчет.

Счастливые и успешные учителя играют свои лучшие роли, а несчастные и неуспешные - наоборот. Какие же роли мы играем?

В процессе обсуждения с участниками заполняется таблица. Ниже приведен ее возможный вариант.

Наши лучшие роли

Наши не лучшие роли

друг

враг

наставник

мучитель

покровитель

царь-деспот

соратник

соперник

вдохновитель

всезнайка

адвокат

обвинитель
(судья, прокурор)

советник

диктатор

помощник

недоброжелатель

предмет уважения

объект неприязни

партнер

жертва (мученик)

главный режиссер

кукла-марионетка

Психолог. Конечно, школьная жизнь настолько многообразна, что говорить о какой-то одной роли учителя в межличностных отношениях с учениками было бы примитивно. Психологи считают, что каждому человеку присущ “ролевой веер”, то есть набор, целая комбинация различных психологических ролей.

Только надо помнить, что от выбранной нами комбинации, от составленного “ролевого веера” во многом будет зависеть счастье и психическое здоровье ваших учеников.

Совместно с участниками заполняется следующая таблица:

Мы представляем себя такими

Наши ученики воспринимают
нас такими

великий мыслитель, несущий истину детям

царь-деспот

талантливый лидер, ведущий детей за собой

пастух с кнутом

человек, посвятивший себя педагогике

жертва, которой все должны

мудрый воспитатель

диктатор

гениальный актер

клоун

бдительный фиксатор ошибок, оплошностей и промахов детей

палач

оригинальная неординарная личность

обыкновенная посредственность

знаток детской психологии

нудный вдалбливатель знаний

Психолог. Свой разговор на данную тему хочется завершить словами:

Школа - это большой театр.
И в ней нет ничего сложней,
Чем выбрать себе спектакль
И роль среди сотен ролей.

Игра 3. Фантазии на тему “Погода в классе”

Психолог. Учителям надо помнить, что в классе далеко не “всякая погода - благодать”. А из погоды в классе складывается климат в школе Тип погоды очень важен для подрастающего поколения, и он зависит от людей, находящихся там.

Задание

Психолог. Предлагаю каждому из вас нарисовать заданный вам тип погоды в классе, описать его и ответить на вопрос: “Что, по вашему мнению, для него характерно?”

Мороз и холод;

пасмурно, прохладно, влажно;

буря, гром и молния;

туман;

град;

высокое давление;

снегопад;

ясное, спокойное утро;

дождь;

солнечно.

Участники в течение 5–7 минут рисуют при помощи красок или цветных карандашей тип погоды и отвечают на вопрос, затем идет обсуждение.

Психолог. Погоду в классе делаем мы, мы сами. Так давайте делать ее разумно и качественно. И давайте делать только хорошую, солнечную погоду.

Советы психолога

Относительно работы

Не работайте тяжелее, а работайте умнее.

У большинства учителей наблюдается синдром “отличника”. Они все стремятся сделать именно на “отлично”.

Мы можем на это предложить аксиому нормального учителя: “Человек имеет право на ошибку, а я - человек! Мои ошибки и промахи, недовольства родителей и учеников, замечания администрации - это все естественно и не является поводом для серьезных переживаний. Это - жизнь. Это моя естественная среда обитания”.

Учитесь управлять собственным временем.

Умейте отказаться вежливо, но убедительно.

Создайте на своем рабочем месте как можно более комфортные условия труда.

Относительно самого себя и своей жизни

Будьте эгоистом хотя бы иногда. Почему-то учителя всегда всем что-то должны.

Организуйте себе свой День эгоиста.

Ищите свой набор способов для снятия стресса и усталости.

Составьте расписание неотложных дел после работы.

Например:

Понедельник - аэробика под видеокассету с последующей горячей ванной с морской солью.

Вторник - прослушивание музыки Чайковского лежа с травяными компрессами на глазах.

Среда - разгрузочный фруктовый день; зеленый чай с медом с последующим танцем под музыку любимой поп-группы.

Четверг - немного вязания, а также занятие на велотренажере под любимую передачу.

Пятница - посещение косметического кабинета; визит к лучшей подруге и чаепитие с любимыми пирожными, вечер дома без телевизора и телефона.

Суббота - днем - вылазка на природу, вечером - семейный ужин с чем-нибудь вкусненьким, за красиво сервированным столом, накрытым скатертью.

Воскресенье (впишите самостоятельно).

Относительно мира вокруг

Долой негатив из нашей головы! Можно просто пожелать нашим учителям постоянной и победоносной борьбы со всеми черными мыслями и с любым негативом.

Перестаньте контролировать всех и вся вокруг! Мы, психологи, знаем, что контролировать можно только одного человека - самого себя.

Относительно проведения хорошего урока

Предлагаю рецепт приготовления хорошего урока. Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый ваш рабочий день. Добавьте в каждый свой урок по одной порции:

мудрости;

терпения;

храбрости;

работоспособности;

оптимизма;

преданности своему делу;

вольнодумия и свободомыслия;

доброты;

отдыха и заботы о здоровье;

доброго юмора;

такта;

веры в каждого ученика.

Количество ингредиентов - на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты уроку, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями.

Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом учителя. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!

Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к учительскому труду и творчеству!

Задачи:

Ознакомить педагогов с эффективными способами общения с родителями

Развивать у педагогов коммуникативные навыки

Развивать у педагогов умения использовать невербальные средства общения

Повышение культуры речи педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТУЛЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ - ГИМНАЗИЯ № 30»

Практический семинар

для педагогов

«Радуга общения»

Подготовил: педагог-психолог Л.В.Мирошникова

Апрель 2017

Цель:

Проанализировать особенности взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников, определить, какие условия следует соблюдать, чтобы организовать эффективное взаимодействие в системе «педагог-родитель».

Задачи:

Ознакомить педагогов с эффективными способами общения с родителями

Развивать у педагогов коммуникативные навыки

Развивать у педагогов умения использовать невербальные средства общения

Повышение культуры речи педагогов

Время: 40 минут.

Ход семинара:

  1. Приветствие.

Педагог-психолог : Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада всех вас приветствовать и надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы будем тренировать наши коммуникативные умения во взаимодействии с родителями и повысим культуру нашей речи.

2. Притча «Страшный сон»

Педагог-психолог : Я предлагаю прослушать и обсудить притчу.

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов.

Тот выслушал его озабоченно и сказал: “Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких”.

Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: “Я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных”. Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание.

Придворные очень удивились.

– Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они.

На что последовал ответ:

– Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать”.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какое отношение, на ваш взгляд, имеет эта притча к теме нашего семинара-практикума?
  2. В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов;
  3. Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка – как первый или как второй толкователь?
  4. Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя? Почему?

3. Теоретическая часть

На мгновение включим фантазию и представим себе…. Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются… А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребят домой. Бывает так, что педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. Стоит помнить, что у педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Педагог может дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Наш семинар посвящён тому, чтобы повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

4. Обсуждение образа идеального педагога.

Портрет идеального педагога

Идеальный педагог….

● обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями;

● признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их помощника;

● стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;

● обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями;

● в общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества;

● владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;

● учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;

● умеет планировать предстоящее общение – подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;

● обладает развитыми коммуникативными навыками.

5. Просмотр мультипликационного фильма «Моя жизнь»

Мультфильм снят режиссером Натальей Березовской в 2000 году. Главный герой – маленький забавный поросенок, который пока еще не знает о сложности и жестокости мира.

В ходе обсуждения педагоги приходят к выводу, что мультфильм перекликается с притчей «Страшный сон», представленный в нем детский оптимистический взгляд на жизнь помогает посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, обрести душевное равновесие, избежать конфликтов в общении.

6. Практическая часть «Проверь себя» (Устно)

Задание № 1. Расставьте правильно ударения в словах:

Договор, дремота, жалюзи, заусеница, квартал, каталог, опека, ракушка, свекла, средства, сливовый, танцовщица, творог, туфля, уведомить, уведомление, феномен, звонит, пальцами, ножницами, новорождённый, ходатайство, торты, обеспечение, банты, включит (1- слова в текст, 2 - свет), рожки (животное), рожки (макаронные изделия).

Задание № 2. Определите род существительных.

Шампунь (м.р.), мозоль (ж.р.), кофе (несклон. м. р), тюль (м.р.), вуаль (ж.р.) , какао(несклон., ср.р), пальто (несклон. ср.р), гель (м.р.), вермишель (ж.р.).

Задание № 3. Исправь ошибку в предложении.

Он полный невежа в вопросах искусства.

Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.

Коля является ведущим лидером нашей группы.

Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.

Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.

Задание №4. Скажи правильно слова.

Конечно-конешно, скучный-скушный, грустный-грусный, возрастной-возрасной, властный-власный, индекс-индекс, проект-проэкт.

6. Обратная связь

Каждый участник по очереди высказывает свое мнение о семинаре-практикуме по схеме:

Что я узнал нового/интересного?

Что из этого я буду применять в своей работе?

Какие эмоции я испытал в процессе?

6. Тест «Опытный воспитатель ДОУ»

Вед: Предлагаю ответить на несколько вопросов, касающихся непосредственно нас - педагогов. Пословицы русского народа помогут составить портрет о вас и вашей деятельности.

1. Педагог детского сада – это.

А) Добрая лошадка всё свезёт

Б) Без матки-пчёлки пропащие детки

В) Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копья вскормлены

2. Педагогический коллектив – это…

А) В мире, что в море

Б) У одной овечки да семь пастухов

В) Склеенная посуда два века живёт

3. Обучать детей – значит …

А) Что посеешь, то и пожнёшь

Б) Была бы нитка, дойдёт и до клубка

В) В дорогу идти – пятеры лапти сплести

4. Воспитывать детей – значит…

А) Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет

Б) Перемелется всё, мука будет

В) Наказом воевода крепок

5. Развивать детей – значит…

А) Сей день не без завтрака

Б) Высоко летаешь, да низко садишься

В) Палка о двух концах

6. Работа с родителями – это…

А) Бумага не купленная, письмо домашнее

Б) В добрый час молвить, в худой - промолчать

В) По способу пешего хождения

Ключ к тесту

Если большинство а) – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функции воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности и правильно выбрали свою профессию.

Если б) - у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего вам удаётся реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Значит, именно вы сейчас больше всего нужны современному дошкольному образованию, чтобы сохранить и возродить лучшие традиции работы старшего воспитателя ДОУ.

Если в) – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Вам стоит задуматься над тем, не является ли вашим призванием стать заведующим детским садом.


Разделы: Общепедагогические технологии

Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

– систематизировать теоретические знания о социально-педагогических понятиях в образовании "компетентностный подход", "компетентность": смыслы и содержание понятий;
– проанализировать и определить влияние применения современных технологий в контексте компетентностного подхода на качество образования детей;
– обменяться имеющимся опытом работы по проектированию способов перехода на компетентностный подход в образовательной практике учреждений дополнительного образования

Оборудование:

– компьютер, медиа-проектор, медиа-экран, музыкальный центр;
– презентация “Современные технологии как инструмент управления качеством образования” (Приложение 1 );
– карточки для игры “Последствия” (Приложение 2 );
– памятки “Условия формирования ключевых компетенций” (Приложение 3 );
– визитки, мячик, ручки, чистые листы бумаги, фломастеры.

План проведения семинара

  1. 1.Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.
  2. 2. Упражнение “Представление”

  3. Вступительная часть
  4. Теоретическая часть
  5. Практическая часть
  6. 1. Деловая игра
    2. Игра “Проблема на ладошке”
    3. Игра “Последствия”

  7. Рефлексия
  8. Итог семинара

I.

1. Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.

2. Упражнение “Представление”

Каждый участник оформляет в произвольной форме карточку-визитку, где указывает своё имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитка крепится так, чтобы её могли прочитать.

Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свом визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе своему партнёру.

Задача – подготовиться к представлению своего партнёра всей группе. Основная задача представления – подчеркнуть индивидуальность своего партнёра, рассказать о нём так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Затем участники садятся в большой круг и по очереди представляют своего партнёра, начиная презентацию со слов: “Для … самое главное…”.

II. Вступительная часть

1. Эпиграф семинара.

Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед

Френсис Бэкон

Френсис Бэкон – один из величайших эрудитов XVII века, современник Галилея и предшественник Ньютона, автор трактата “Опыт и наставления нравственные и политические”

Учитель и ученик растут вместе:
обучение – наполовину учение.

III. Теоретическая часть

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях.

Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения (ЗУНы). Преобразования российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход к обучению.

Рассмотрим понятия “компетенция” и “компетентность”, которые почти синонимичны.

“Компетенция” – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая позволяет ставить и достигать цели.

“Компетентность” – интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.

Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать у обучающихся ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому педагогу для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Попробуем разобраться в этом вопросе.

IV. Практическая часть

1. Деловая игра

Участники делятся на три группы “обучающиеся”, “педагоги”, “эксперты”

Первый вопрос для обсуждения: когда обучающемуся не интересно учиться? Когда педагогу не интересно учить?

В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин и предоставляют группе “экспертов”, которые готовят информационную справку для аудитории.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее актуальные для данной аудитории проблемы и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие проблемы:

1. Недостаточный уровень владение педагогом современными образовательными технологиями препятствуют формированию ключевых предметных компетенций.
2. Развитие у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности невозможно без практико-ориентированной направленности обучения.
3. Противоречие между фронтальными формами организации обучения и “пассивными” методами обучения с одной стороны и необходимость обеспечения деятельностного характера обучения с другой стороны.

Второй вопрос для обсуждения: станет ли педагогу интересно учить, а обучающемуся интересно учиться, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики?

В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода, которые, по мнению членов группы, доказывают эффективность технологии, способной повысить интерес к процессу обучения.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее эффективные, по мнению данной аудитории, технологии и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие технологии:

– личностно-ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве;

– здоровьесберегающие технологии, отличительной особенностью которых является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса;

– информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;

– игровые технологии позволяют управлять эмоциональным напряжением в процессе обучения, способствуют овладению умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что трудным было ранее;

– проблемно-развивающие технологии обучения способствуют развитию творческих способностей обучающихся; формированию критического мышления и положительных эмоций.

проектные технологии , суть которых состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации. В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Компетентностный подход предъявляет свои требования к педагогам: поиску новых форм, методов, технологий обучения. Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

2. Практикум

Педагоги Центра применяют в практике своей деятельности современные технологии, активные методы обучения, новые формы проведения занятий и мероприятий.

Наиболее успешным мы считаем применение игровых технологий Н.Е.Щурковой. Мы имеем определённый опыт и результат в данном направлении.

Игра “Проблема на ладошке”

Ход игры:

Каждому участнику предлагается посмотреть на проблему как бы со стороны, как если бы он держал её на ладошке.

Ведущий держит на ладошке красивый теннисный мячик и обращается к участникам семинара: “Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?” (музыкальное сопровождение: музыка вселенной)

Участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.

Комментарий конце игры: успех игры возможен при соблюдении двух условий.

Во-первых, – наличие предмета, символизирующего проблему. Это может быть свеча, цветок, орех, шишка… – практически любой предмет, но главное, отвечающий требованиям эстетического вкуса. Профессионализм педагога заключается не в подборе предмета, а в умении предъявлять его детям. Предъявлять предмет не вещно, объективно, а в его социокультурном значении. Свеча – огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок – не растение, вырабатывающее кислород, а Красота мира.

Во-вторых, здесь не может быть “правильных” и “неправильных” ответов. Главное – движение мысли. Наши проблемы не могут существовать только внутри нас, если существование понимать как жизнь в мире людей.

– Человеку, в отличие от животных, свойственно предвосхищать события, предвидеть будущее путём логических операций, анализа событий, поступков, слов, действий. На умение предвидеть последствия влияет наш опыт.

Ход игры:

  1. Участник сообщает о совершенном действии
  2. (действия написаны на карточках: “Я принёс и вручил цветы хорошему человеку”, “Я грубо надсмеялась над коллегой”, “Я люблю приврать, приукрасить, сболтнуть, прихвастнуть”, “Я начала курить”, “Нашла чей-то кошелёк и присвоила себе деньги”, “Я много читаю”, “Начала по утрам делать зарядку”, “Я сказала некрасивой, что она некрасивая”, “Забываю, зачем прихожу на работу”, “всегда довожу любое дело до конца”).

  3. Перед участником возникают поочерёдно Последствия происшедшего, произнося: “Я
  4. твоё последствие первое, я говорю тебе…”.

    Последствие-1 сообщает, что последует “сейчас” после совершенного участником; Последствие-2 предупреждает, что ожидает субъекта “через неделю”;

    Последствие-3 рисует картину “через месяц”;

    Последствие-4 предвидит неотвратимое “в зрелые годы”;

    Последствие-5 сообщает об итоге, к которому придёт участник в конце жизни.

  5. Выслушав предсказания будущего, участник принимает решение: либо он отказывается совершать в дальнейшем проделанное, либо он утверждается в значимости для своей жизни того, что он совершает.

Вопрос участникам семинара в конце игры : что думалось во время игры?

V. Рефлексия

1. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).

По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!”

2. Вопрос к участникам семинара:

– Что является условием формирования или развития компетенций.

Итак, ключевые компетентности формируются , если (Приложение 3 ):

  • обучение носит деятельностный характер;
  • идет ориентация образовательного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельности работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера);
  • создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;
  • применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность педагога за результаты своих обучающихся (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, дифференцированное обучение, развивающее обучение);
  • происходит усиление практической направленности образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы);
  • педагог умело управляет обучением и деятельностью обучающихся. Еще Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить”, а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью).

VI. Итог семинара

1. Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.

2. Игра “Аплодисменты по кругу”

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Список литературы:

1. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В.С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д, 2006.
2. Щуркова Н.Е.. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002, – 224 с.
3. Хуторской А.В. Статья “Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций”. // Интернет– журнал "Эйдос".
4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.