К заданию № 4 «Орфоэпические нормы»
Правила постановки ударений в именах существительных.
1. Слова иноязычного происхождения
, как правило, в русском языке сохраняют место ударения, какое они имели в языке-источнике. В английском языке ударения чаще всего имеют ударения на первом слоге, а во французском – на последнем.
Поэтому английские заимствования звучат так:
гЕнезис, мАркетинг, мЕнеджмент, пОртер
;
а французские так:
гравЁр, диспансЕр, жалюзИ, каучУк, партЕр, пюпИтр, шассИ
.
2. В словах, обозначающих меры длины
и оканчивающиеся на -метр
, ударение падает на последний слог:
киломЕтр, сантимЕтр, миллимЕтр, децимЕтр
.
3. В сложных словах со второй частью -провод
при общем значении «приспособление для транспортировки какого-либо вещества или энергии» ударение падает на корень -вод-
:
бензопровОд, водопровОд, мусоропровОд, светопровОд.
НО: электропрОвод, электропрИвод
.
4. В словах, оканчивающихся на -лог , ударение падает, как правило, на последний слог: диалОг, каталОг, монолОг, некролОг .
5. В отглагольных существительных
сохраняется место ударения, что в исходном глаголе, от которого они образованы:
(веру) исповЕдать – вероисповЕдание
обеспЕчить – обеспЕчение.
6. В некоторых существительных ударение является неподвижным
и остаётся на корне во всех падежах:
аэропОрт – аэропОрты
бАнт – бАнты – с бАнтами
бухгАлтер – бухгАлтеров
Икс – с Иксом – Иксы – Иксов
крАн – крАны
лЕктор – лЕкторы – лЕкторов
тОрт – с тОртом – тОрты – тОртами
шАрф – шАрфа – шАрфы – шАрфов.
7. В существительном бАловень
ударение падает на корень. Во всех словах, образованных от этого слова, ударение на -БАЛ- НЕ падает:
балОванный, баловАть, балУю, балУясь, избалОванный, набаловАть
.
Правила постановки ударений в именах прилагательных.
1. В некоторых прилагательных ударение такое же, как и в исходных существительных, от которых они образованы:
слИва – слИвовый
кУхня – кУхонный
щавЕль – щавЕлевый.
2. Ударный слог полной формы некоторых прилагательных остаётся ударным и в краткой форме
:
красИвый – красИв – красИва – красИво – красИвы
немЫслимый – немЫслим – немЫслима – немЫслимо – немЫслимы.
3. В некоторых частотных прилагательных с подвижным ударением оно падает на корень в полной форме – в единственном и множественном числе; а также в краткой – в мужском и среднем роде. В краткой форме женского рода
ударение переходит на окончание:
прАвый – прАв – прАво – прАвы – правА
стрОйный – стрОен – стрОйно – стрОйны – стройнА.
4. Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме оно будет на суффиксе -Е-
или-ЕЕ-
:
больнА – больнЕе, сильнА – сильнЕе, стройнА – стройнЕе.
Если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно там и сохраняется:
красИва – красИвее, печАльна – печАльнее.
Правила постановки ударений в глаголах.
1. Ударение в глаголах прошедшего времени
обычно падает на тот же слог, что и инфинитиве:
гулЯть – гулЯл, гулЯла
прЯтать – прЯтал, прЯтала.
2. В другой группе глаголов ударение во всех формах неподвижно, а в женском роде прошедшего времени переходит на окончание:
брАть – брАл, бралА, брАло, брАли
лгАть – лгАл, лгалА, лгАло, лгАли.
взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, заперлАсь, звалА, звалАсь, лилА, лилАсь, навралА, надорвалАсь, назвалАсь, налилА, нарвалА, началА, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, отбылА, отдалА, отозвалА, отозвалАсь, перелилА, позвалА, полилА, понялА, прибылА, рвалА, снялА, создалА, сорвалА, убралА.
3. У глаголов класть, красть, красться, слать, послать, отослать
ударение в форме женского рода прошедшего времени
НЕ падает на окончание, а остаётся на основе:
клАла, крАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.
Исключение составляют глаголы с ударной приставкой ВЫ-
, которая всегда перетягивает ударение:
лилА – вЫлила, крАла – вЫкрала.
4. В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ,
при спряжении ударение падает на окончания: -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ
:
включИть – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт
вручИть – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт
дозвонИться – дозвонИшься, дозвонИтся, дозвонИмся, дозвонИтесь, дозвонЯтся
кровоточИть – кровоточИшь, кровоточИт, кровоточИм, кровоточИте, кровоточАт.
По той же схеме спрягаются глаголы:
звонИть, исключИть, наделИть, накренИться, насорИть, обзвонИть, облегчИть, ободрИть, ободрИться, одолжИть, окружИть, повторИть, перезвонИть, позвонИть, сверлИть, укрепИть, щемИть.
5. В следующих глаголах, оканчивающихся на –ИТЬ
, ударение НЕ падает на окончание:
опОшлить – опОшлят
освЕдомиться – освЕдомишься.
6. В глаголах, образованных от имён прилагательных
, ударение чаще всего падает на -ИТЬ
:
быстрый – убыстрИть, острый – обострИть, лёгкий – облегчИть, бодрый – ободрИть, глубокий – углубИть.
НО: глагол озлОбить
, образованный от прилагательного злой, этому правилу не подчиняется.
7. В возвратных глаголах
ударение в форме прошедшего времени часто переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода):
начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь
принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.
Правила постановки ударений в причастиях.
1. В действительных причастиях прошедшего времени
с суффиксом -ВШ-
ударение, как правило, падает на ту же гласную, что стоит в слове перед этим суффиксом:
зажИвш
ий, налИвш
ий, посмотрЕвш
ий.
2. В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов изогнуть, загнуть, согнуть
ударение падает на приставку:
изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый.
3. В кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода
ударение падает на окончание:
занятА, запертА, заселенА, нажитА, налитА, ободренА, снятА, созданА.
4. Если ударение в полной форме падает на суффикс -ЁНН-
, то в краткой форме оно сохраняется только в мужском роде, а в остальных формах переходит на окончание:
включЁнный – включЁн, включенА, включенО, включенЫ
довезЁнный – довезЁн, довезенА, довезенО, довезенЫ
заселЁнный – заселЁн, заселенА, заселенО, заселенЫ.
По той же схеме изменяются причастия:
наделЁнный, низведЁнный, ободрЁнный, отключЁнный, повторЁнный, поделЁнный, приручЁнный.
5. В полных формах причастий с суффиксом -Т-
, образованных от глаголов с суффиксами -О-
и -НУ-
в инфинитиве, ударение падает на один слог вперёд:
полОть – пОлот
ый, колОть – кОлот
ый, согнУть – сОгнут
ый, завернУть – завЁрнут
ый.
Правила постановки ударений в деепричастиях.
1. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в инфинитиве глагола, от которого они образованы:
задАть – задАв, залИть – залИв, занЯть – занЯв, начАть – начАв, поднЯть – поднЯв, предпринЯть – предпринЯв, создАть – создАв.
2. В деепричастиях с суффиксом -ВШ-, -ВШИ-
ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами:
начАв
, отдАв
, поднЯв
, прибЫв
, начАвши
сь.
Правила постановки ударений в наречиях.
1. На приставку ДО-
ударение падает в следующих наречиях:
дОверху, дОнизу, дОсуха.
НО: добелА, донЕльзя
.
2. На приставку ЗА-
ударение падает в словах:
зАгодя, зАтемно, зАсветло.
НО: завИдовать – завИдно.
1. Место ударения может зависеть от происхождения слова. Так, большинство заимствованных из французского языка слов сохраняет ударение на последнем слоге:
визави́, парте́р, жалюзи́, диспансе́р, несессе́р, канапе́, консоме́ .
2. Ударение может определяться конечным сочетанием гласных и согласных звуков (финалью):
- -а́л (в иноязычных словах): пена́л, фина́л, порта́л, фиска́л, кварта́л (на произношение этого слова обратите особое внимание: ударение на последнем слоге ставится независимо от того, в каком значении употреблено слово: жить на шестом кварта́ле ; сдача дома намечена на второй кварта́л) ;
- -а́тай (-а́тайство; -а́тайствовать) : глаша́тай, завсегда́тай, согляда́тай, хода́тай, хода́тайство, хода́тайствовать (существительное хода́тай и производные от него очень часто произносятся неправильно);
- -прово́д (в сложных словах): газопрово́д, мусоропрово́д, нефтепрово́д , но: электропро́вод ;
- -ле́ние (в отглагольных существительных с основой на согласный): дробле́ние, мышле́ние (мы́шление - устаревшее), уведомле́ние, усугубле́ние ;
- -ме́н (в заимствованиях из английского языка, где -мен дословно переводится как «человек»): полисме́н, джентльме́н . Исключение: ба́рмен .
Слово фено́мен (редкое, необычное, исключительное явление) - греческого происхождения и не подчиняется данной модели. По отношению к человеку оно может произноситься и с ударением на последнем слоге (феноме́н ), но такое произношение всё же не является правильным.
3. Ударение производного слова может определяться по производящему слову, то есть тому, от которого образовано существительное:
- -ие (ударение в отглагольном существительном обычно совпадает с ударением в однокоренном глаголе): сосредото́чить → сосредото́чение; обеспе́чить → обеспе́чение; упро́чить → упро́чение; ве́дать → испове́дать, испове́даться → испове́дание, вероиспове́дание, воспроизвести́ → воспроизведе́ние ;
- -ота́ (существительные, образованные от прилагательных): полный → полнота́, немой → немота́, сирый → сирота́ (мн. ч. - бедные сиро́ты) ;
- -о́та (существительные, образованные от глаголов): дремать → дремо́та; зевать → зево́та; ломать → ломо́та .
Обратите внимание на то, что этому правилу не подчиняются существительные на -ле́ние (мы́слить - мышле́ние, уве́домить - уведомле́ние ).
Иногда постановка ударения может определяться значением и стилем повествования.
Так, в литературной речи встречается произношение воздви́жение и воздвиже́ние : первое - при использовании слова в значении «церковный праздник» (торжественная служба на воздви́жение ), второе - в значениие «действие по значению глагола воздвигать» (воздвиже́ние колонн ).
Обратите внимание на произношение слова знамение : в любом значении ударение ставится на первый слог (крестное зна́мение, зна́мение времени ).
4. Ударение в словах с одинаковой финалью (сочетанием конечных звуков) может зависеть от значения слова:
- -ло́г (неодушевлённые объекты): катало́г, некроло́г, моноло́г, диало́г (исключение - ана́лог );
- -́лог (наименования лиц по роду занятий): фило́лог, зоо́лог, ихтио́лог ;
- -ме́тр (единицы измерения): киломе́тр, сантиме́тр, дециме́тр ;
- -́метр
(измерительные приборы): баро́метр, гальвано́метр, хроно́метр
.
Исключения: амперме́тр, вольтме́тр.
5. Иногда на постановку ударения в слове влияет целая система факторов. Наибольшие колебания наблюдаются в существительных с финалями -анин (-ане) и -ия .
Так, в словах на -анин (-ане) , обозначающих лиц по месту жительства, ударение обычно ставится на предпоследний слог:
горожа́нин, углича́нин, волжа́нин, земля́нин, марсиа́нин, египтя́нин, миря́нин.
В словах, заимствованных из старославянского языка (как правило, это книжные слова с более абстрактным значением или слова религиозной тематики), ударение обычно падает на последний слог:
граждани́н (ср.: горожа́нин ), христиани́н (ср.: крестья́нин ), селяни́н (ср.: сельча́нин ), славяни́н , мещани́н .
Слова, связанные по тематике с историей Древней Греции и Древнего Рима, с библейскими событиями и сюжетами, обычно сохраняют ударение того географического названия, от которого они образованы:
Афи́ны → афи́нянин, афи́няне; Рим → ри́млянин; Карфаге́н → карфаге́нянин; лати́нянин, лати́няне; филисти́млянин, филисти́мляне.
Слова на -ия в настоящее время имеют тенденцию к перемещению ударения к концу слова.
Так, несколько десятилетий назад нормативным было ударение инду́стрия, металлу́ргия, полигра́фия . Однако сейчас нормативным является произношение индустри́я, металлурги́я, полиграфи́я . Подобное колебание наблюдается и в произношении существительного кулина́ри́я . Необходимо помнить, что в официальной обстановке следует произносить это слово с безударной финалью - кулина́рия . Варианты апопле́ксия и апоплекси́я равноправные.
Постановка ударения в словах на -ия может зависеть от количества слогов .
- Трёхсложные слова чаще имеют ударение на первом слоге:
а́рия, ма́ния, ма́фия.
Но возможны и исключения (обычно это слова не латинского, а греческого происхождения):
месси́я, вити́я, стихи́я.
В многосложных словах наблюдается тенденция к постановке ударения в середине слова:
фотогра́фия, гастроно́мия, гомеопа́тия, наркома́ния, психопа́тия, эпиле́псия.
Большинство многосложных слов на -ия относится к специальной лексике, к терминологии. Как уже отмечалось в п. 1.2.1 , далеко не все варианты произношения, распространённые в профессиональной среде, являются нормативными.
При затруднении следует обращать внимание на финали. Так, ударение на конце слова обычно имеют существительные с такими финалями: -атри́я, -карди́я, -пси́я, -стени́я, -тези́я, -терапи́я, -терми́я, -урги́я, -фили́я, -хрони́я :
психиатри́я, тахикарди́я, биопси́я, астени́я, анестези́я, трудотерапи́я, металлотерми́я, литурги́я, некрофили́я, синхрони́я.
Напротив, ударение в середине слова обычно имеют слова с финалями -фо́бия, -ло́гия, -га́мия, -но́мия, -ма́ния, -го́ния, -мо́ния, -тро́пия, -на́рия, -гра́фия, -то́рия, -ме́трия, -ре́ссия, -па́тия, -кра́тия, - ́ция:
русофо́бия, аполо́гия, монога́мия, гастроно́мия, наркома́ния, аго́ния, филантро́пия, ветерина́рия, орато́рия, геоме́трия, агре́ссия, гомеопа́тия, плутокра́тия, кинематогра́фия, девальва́ция, конфирма́ция.
Однако возможны колебания и в словах с одинаковыми финалями.
Ср.: фее́рия, фанабе́рия, мисте́рия - истери́я, дифтери́я; какофо́ния, симфо́ния - телефони́я, стереофони́я.
Иногда такие колебания захватывают и однокоренные слова. Так, существительное симметрия имеет два равноправных варианта произношения - симме́трия и симметри́я , но существительное асимметри́я уже имеет только один литературный вариант (произношение асимме́трия не рекомендуется).
Подобное явление можно наблюдать в словах договор, приговор, заговор . Существительные заговор и приговор имеют один литературный вариант произношения: за́говор - с ударением в начале слова; пригово́р - с ударением на конце слова. До недавнего времени единственно правильным считалось произношение догово́р . Сейчас допустимой признаётся и очень частотная в речи форма до́говор , однако употреблять её всё же не следует.
6. Определённые колебания в постановке ударения наблюдаются и в отдельных формах имён существительных.
Так, в косвенных падежах единственного числа существительных мужского рода второго склонения в ряде слов ударение остается неподвижным (постоянным):
аэропорт - аэропо́рта (но: в аэропорту́ ), Бальзак - Бальза́ка, бунт - бу́нта, верблю́д - верблю́да, воз - во́за (но: на возу́ ), воя́ж - воя́жа, ко́готь - ко́гтя, ло́коть - ло́ктя, марш - ма́рша, но́готь - но́гтя, сте́бель - сте́бля, торт - то́рта, фаза́н - фаза́на, фарш - фа́рша, шаг - ша́га (но в сочетании с числительными: два шага́ ; с предлогом в : в шагу́ ; в сочетании: на каждом шагу́ ), шарф - ша́рфа, шёлк - шёлка.
В других случаях наблюдается передвижение ударения с основы слова на окончание :
бинт - бинта́, блин - блина́, герб - герба́, кисель - киселя́, прут - прута́, серп - серпа́, столяр - столяра́.
В ряде случаев в литературном языке сосуществуют несколько вариантов произношения:
гусь - гу́ся (допустимо - гуся́ ); пруд - пру́да (допустимо - пруда́ ; в предложном падеже - на пруду́ ); мост - обе формы (моста́ и мо́ста ) равноправны.
Подобные явления наблюдаются и в форме именительного падежа множественного числа.
Ударение передвигается на окончание в словах:
школьный бал - школьные балы́, бинт - бинты́, воз - возы́, герб - гербы́, маляр - маляры́, мост - мосты́, пруд - пруды́, серп - серпы́, столяр - столяры́, шкаф - шкафы́.
Ударение не передвигается на окончание :
арбу́з - арбу́зы, проходной балл - проходные ба́ллы, вор - во́ры, догово́р - догово́ры, ко́зырь - ко́зыри, кран - кра́ны, торт - то́рты, тост - то́сты, шарф - ша́рфы, шприц - шпри́цы (в речи медиков - шприцы́ ).
Два литературных варианта фиксируются у существительных: равноправные варианты - по́рты и порты́ , детские хо́ры и хоры́, шрифты́ и шри́фты, штабы́ и шта́бы ; основной и допустимый, но менее желательный варианты: фло́ты (допустимо - флоты́ ), ходы́ (допустимо - хо́ды ).
Аналогичные явления есть и при склонении существительных других родов.
Например, во множественном числе существительных среднего рода ударение может перемещаться на окончание (войска́, дела́, зеркала́ ), а может оставаться неподвижным (ко́льца, кры́льца, пя́тна ).
Обратите внимание
В формах множественного числа существительных благо, блюдо, средство в речи очень частотны формы с ударением на окончании (блага́, блюда́, средства́ ). Такое произношение является грубой ошибкой и свидетельствует о низкой культуре говорящего! Следует произносить: все бла́га, ни за какие бла́га мира, красивые блю́да, вторые блю́да, выделенные сре́дства .
Достаточно много колебаний можно отметить и при образовании родительного и других падежей множественного числа существительных всех родов.
Особое внимание обратите на передвижение ударения в следующих формах: бро́ви - брове́й, ве́тви - ветве́й, во́лны - по волна́м и по во́лнам, гру́зди - грузде́й, де́ньги - де́нег, деньга́м, о деньга́х, до́ски - досо́к (допустимо - до́сок ), дро́жжи - дрожже́й, ки́сти - кисте́й, ко́зыри - козыре́й, ко́льца - коле́ц (но: ко́льцам ), ку́дри - кудре́й, ле́беди - лебеде́й, но́вости - новосте́й, о́бласти - областе́й, о́череди - очереде́й, пло́щади - площаде́й, про́стыни - просты́нь и простыне́й, грамматические ро́ды - родо́в, са́ни - сане́й, ска́терти - скатерте́й, ско́рости - скоросте́й.
Остаётся неподвижным ударение в следующих формах:
бо́ли - бо́лей (у медиков - боле́й ), бу́дни - бу́дней (допустимо - бу́ден ), вёрсты - о вёрстах, воло́кна - воло́кон, ве́рфи - ве́рфей, гра́бли - гра́бель и гра́блей, гу́сли - гу́слей, о́кна - о́кон, ру́жья - ру́жей, стёкла - стёкол, ту́фли - ту́фель, ша́рфы - ша́рфов, я́сли - я́слей.
Равноправными являются формы косвенных падежей во множественном числе:
бу́бны - бубён, бубна́м и бу́бен, бу́бнам.
1. Место ударения может зависеть от происхождения слова. Так, большинство заимствованных из французского языка слов сохраняет ударение на последнем слоге:
визави́, парте́р, жалюзи́, диспансе́р, несессе́р, канапе́, консоме́ .
2. Ударение может определяться конечным сочетанием гласных и согласных звуков (финалью):
- -а́л (в иноязычных словах): пена́л, фина́л, порта́л, фиска́л, кварта́л (на произношение этого слова обратите особое внимание: ударение на последнем слоге ставится независимо от того, в каком значении употреблено слово: жить на шестом кварта́ле ;сдача дома намечена на второй кварта́л) ;
- -а́тай (-а́тайство; -а́тайствовать): глаша́тай, завсегда́тай, согляда́тай, хода́тай, хода́тайство, хода́тайствовать (существительное хода́тай и производные от него очень часто произносятся неправильно);
- -прово́д (в сложных словах): газопрово́д, мусоропрово́д, нефтепрово́д , но:электропро́вод ;
- -ле́ние (в отглагольных существительных с основой на согласный): дробле́ние, мышле́ние (мы́шление – устаревшее), уведомле́ние, усугубле́ние ;
- -ме́н (в заимствованиях из английского языка, где -мен дословно переводится как «человек»): полисме́н, джентльме́н . Исключение: ба́рмен .
- ;
- (мн. ч. – бедные сиро́ты) ;
- .
воздви́жение и воздвиже́ние воздвиже́ние колонн ).
- -ие (ударение в отглагольном существительном обычно совпадает с ударением в однокоренном глаголе): сосредото́чить → сосредото́чение; обеспе́чить → обеспе́чение; упро́чить → упро́чение; ве́дать → испове́дать, испове́даться → испове́дание, вероиспове́дание, воспроизвести́ → воспроизведе́ние ;
- -ота́ (существительные, образованные от прилагательных): полный → полнота́, немой → немота́, сирый → сирота́ (мн. ч. – бедные сиро́ты) ;
- -о́та (существительные, образованные от глаголов): дремать → дремо́та; зевать → зево́та; ломать → ломо́та .
- -ло́г (неодушевлённые объекты): катало́г, некроло́г, моноло́г, диало́г (исключение – ана́лог );
- -́лог (наименования лиц по роду занятий): фило́лог, зоо́лог, ихтио́лог ;
- -ме́тр (единицы измерения): киломе́тр, сантиме́тр, дециме́тр ;
- -́метр (измерительные приборы): баро́метр, гальвано́метр, хроно́метр
.
Исключения: амперме́тр, вольтме́тр. - 5. Иногда на постановку ударения в слове влияет целая система факторов. Наибольшие колебания наблюдаются в существительных с финалями -анин (-ане) и -ия.
Так, в словах на -анин (-ане), обозначающих лиц по месту жительства, ударение обычно ставится на предпоследний слог:
горожа́нин, углича́нин, волжа́нин, земля́нин, марсиа́нин, египтя́нин, миря́нин.
В словах, заимствованных из старославянского языка (как правило, это книжные слова с более абстрактным значением или слова религиозной тематики), ударение обычно падает на последний слог:
граждани́н (ср.: горожа́нин ), христиани́н (ср.: крестья́нин ), селяни́н (ср.: сельча́нин ), славяни́н , мещани́н .
Слова, связанные по тематике с историей Древней Греции и Древнего Рима, с библейскими событиями и сюжетами, обычно сохраняют ударение того географического названия, от которого они образованы:
Афи́ны → афи́нянин, афи́няне; Рим → ри́млянин; Карфаге́н → карфаге́нянин; лати́нянин, лати́няне; филисти́млянин, филисти́мляне.
Слова на -ия в настоящее время имеют тенденцию к перемещению ударения к концу слова.
Так, несколько десятилетий назад нормативным было ударение инду́стрия, металлу́ргия, полигра́фия . Однако сейчас нормативным является произношение индустри́я, металлурги́я, полиграфи́я . Подобное колебание наблюдается и в произношении существительного кулина́ри́я . Необходимо помнить, что в официальной обстановке следует произносить это слово с безударной финалью – кулина́рия . Варианты апопле́ксия и апоплекси́я равноправные.
Постановка ударения в словах на -ия может зависеть от количества слогов .
- Трёхсложные слова чаще имеют ударение на первом слоге:
а́рия, ма́ния, ма́фия.
Большинство многосложных слов на -ия относится к специальной лексике, к терминологии. Как уже отмечалось в п. 1.2.1 , далеко не все варианты произношения, распространённые в профессиональной среде, являются нормативными.
При затруднении следует обращать внимание на финали. Так, ударение на конце слова обычно имеют существительные с такими финалями: -атри́я, -карди́я, -пси́я, -стени́я, -тези́я, -терапи́я, -терми́я, -урги́я, -фили́я, -хрони́я:
психиатри́я, тахикарди́я, биопси́я, астени́я, анестези́я, трудотерапи́я, металлотерми́я, литурги́я, некрофили́я, синхрони́я.
Напротив, ударение в середине слова обычно имеют слова с финалями -фо́бия, -ло́гия, -га́мия, -но́мия, -ма́ния, -го́ния, -мо́ния, -тро́пия, -на́рия, -гра́фия, -то́рия, -ме́трия, -ре́ссия, -па́тия, -кра́тия, - ́ция:
русофо́бия, аполо́гия, монога́мия, гастроно́мия, наркома́ния, аго́ния, филантро́пия, ветерина́рия, орато́рия, геоме́трия, агре́ссия, гомеопа́тия, плутокра́тия, кинематогра́фия, девальва́ция, конфирма́ция.
Однако возможны колебания и в словах с одинаковыми финалями.
Ср.: фее́рия, фанабе́рия, мисте́рия – истери́я, дифтери́я; какофо́ния, симфо́ния – телефони́я, стереофони́я.
Иногда такие колебания захватывают и однокоренные слова. Так, существительное симметрия имеет два равноправных варианта произношения –симме́трия и симметри́я , но существительное асимметри́я уже имеет только один литературный вариант (произношение асимме́трия не рекомендуется).
Подобное явление можно наблюдать в словах договор, приговор, заговор . Существительные заговор и приговор имеют один литературный вариант произношения: за́говор – с ударением в начале слова; пригово́р – с ударением на конце слова. До недавнего времени единственно правильным считалось произношение догово́р . Сейчас допустимой признаётся и очень частотная в речи форма до́говор , однако употреблять её всё же не следует.
Но возможны и исключения (обычно это слова не латинского, а греческого происхождения):
месси́я, вити́я, стихи́я.
В многосложных словах наблюдается тенденция к постановке ударения в середине слова:
фотогра́фия, гастроно́мия, гомеопа́тия, наркома́ния, психопа́тия, эпиле́псия.
6. Определённые колебания в постановке ударения наблюдаются и в отдельных формах имён существительных.
Так, в косвенных падежах единственного числа существительных мужского рода второго склонения в ряде слов ударение остается неподвижным (постоянным):
аэропорт – аэропо́рта (но: в аэропорту́ ), Бальзак – Бальза́ка, бунт – бу́нта, верблю́д – верблю́да, воз – во́за (но: на возу́ ), воя́ж – воя́жа, ко́готь – ко́гтя, ло́коть – ло́ктя, марш – ма́рша, но́готь – но́гтя, сте́бель – сте́бля, торт – то́рта, фаза́н – фаза́на, фарш – фа́рша, шаг – ша́га (но в сочетании с числительными: два шага́ ; с предлогом в: в шагу́ ; в сочетании: на каждом шагу́ ), шарф – ша́рфа, шёлк – шёлка.
В других случаях наблюдается передвижение ударения с основы слова на окончание :
бинт – бинта́, блин – блина́, герб – герба́, кисель – киселя́, прут – прута́, серп – серпа́, столяр – столяра́.
В ряде случаев в литературном языке сосуществуют несколько вариантов произношения:
гусь – гу́ся (допустимо – гуся́ ); пруд – пру́да (допустимо – пруда́ ; в предложном падеже – на пруду́ ); мост – обе формы (моста́ имо́ста ) равноправны.
Подобные явления наблюдаются и в форме именительного падежа множественного числа.
Ударение передвигается на окончание в словах:
школьный бал – школьные балы́, бинт – бинты́, воз – возы́, герб – гербы́, маляр – маляры́, мост – мосты́, пруд – пруды́, серп – серпы́, столяр – столяры́, шкаф – шкафы́.
Ударение не передвигается на окончание :
арбу́з – арбу́зы, проходной балл – проходные ба́ллы, вор – во́ры, догово́р – догово́ры, ко́зырь – ко́зыри, кран – кра́ны, торт – то́рты, тост – то́сты, шарф – ша́рфы, шприц – шпри́цы (в речи медиков – шприцы́ ).
Два литературных варианта фиксируются у существительных: равноправные варианты – по́рты и порты́ , детские хо́ры и хоры́, шрифты́ ишри́фты, штабы́ и шта́бы ; основной и допустимый, но менее желательный варианты: фло́ты (допустимо – флоты́ ), ходы́ (допустимо – хо́ды ).
Аналогичные явления есть и при склонении существительных других родов.
Например, во множественном числе существительных среднего рода ударение может перемещаться на окончание (войска́, дела́, зеркала́ ), а может оставаться неподвижным (ко́льца, кры́льца, пя́тна ).
Обратите внимание
В формах множественного числа существительных благо, блюдо, средство в речи очень частотны формы с ударением на окончании (блага́, блюда́, средства́ ). Такое произношение является грубой ошибкой и свидетельствует о низкой культуре говорящего! Следует произносить: все бла́га, ни за какие бла́га мира, красивые блю́да, вторые блю́да, выделенные сре́дства .
Достаточно много колебаний можно отметить и при образовании родительного и других падежей множественного числа существительных всех родов.
Особое внимание обратите на передвижение ударения в следующих формах: бро́ви – брове́й, ве́тви – ветве́й, во́лны – по волна́м и по во́лнам, гру́зди – грузде́й, де́ньги – де́нег, деньга́м, о деньга́х, до́ски – досо́к (допустимо – до́сок ), дро́жжи – дрожже́й, ки́сти – кисте́й, ко́зыри – козыре́й, ко́льца – коле́ц (но: ко́льцам ), ку́дри – кудре́й, ле́беди – лебеде́й, но́вости – новосте́й, о́бласти – областе́й, о́череди – очереде́й, пло́щади – площаде́й, про́стыни – просты́нь и простыне́й, грамматические ро́ды – родо́в, са́ни – сане́й, ска́терти – скатерте́й, ско́рости – скоросте́й.
Остаётся неподвижным ударение в следующих формах:
бо́ли – бо́лей (у медиков – боле́й ), бу́дни – бу́дней (допустимо – бу́ден ), вёрсты – о вёрстах, воло́кна – воло́кон, ве́рфи – ве́рфей, гра́бли – гра́бель и гра́блей, гу́сли – гу́слей, о́кна – о́кон, ру́жья – ру́жей, стёкла – стёкол, ту́фли – ту́фель, ша́рфы – ша́рфов, я́сли – я́слей.
Равноправными являются формы косвенных падежей во множественном числе:
бу́бны – бубён, бубна́м и бу́бен, бу́бнам.
- Трёхсложные слова чаще имеют ударение на первом слоге:
Слово фено́мен (редкое, необычное, исключительное явление) – греческого происхождения и не подчиняется данной модели. По отношению к человеку оно может произноситься и с ударением на последнем слоге (феноме́н ), но такое произношение всё же не является правильным.
Обратите внимание ).
Обратите внимание на произношение слова знамение ).
3. Ударение производного слова может определяться по производящему слову, то есть тому, от которого образовано существительное:
Обратите внимание на то, что этому правилу не подчиняются существительные на -ле́ние (мы́слить – мышле́ние, уве́домить – уведомле́ние ).
Иногда постановка ударения может определяться значением и стилем повествования.
Так, в литературной речи встречается произношение воздви́жение и воздвиже́ние : первое – при использовании слова в значении «церковный праздник» (торжественная служба на воздви́жение ), второе – в значениие «действие по значению глагола воздвигать» (воздвиже́ние колонн ).
Обратите внимание
на произношение слова знамение
: в любом значении ударение ставится на первый слог (крестное зна́мение, зна́мение времени
).
4. Ударение в словах с одинаковой финалью (сочетанием конечных звуков) может зависеть от значения слова:
Акцентологические нормы. Особенности русского ударения.
Особенности и функции ударения изучает акцентология (лат. accentus – ударение).
Ударение – выделение одного из слогов в составе слова (или слова в составе речевого такта - синтагмы, или синтагмы в составе фразы) различными фонетическими средствами (усилением голоса, повышением тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости).
«Ударение современного русского языка количественно-динамическое: гласный ударного слога, в отличие от безударных гласных, характеризуется относительно большей напряженностью произнесения, большей длительностью, а потому и более четким звучанием» [Русская грамматика 1980].
Особенности русского ударения:
-разноместное, свободное (нефиксированное, т.е. ударение может падать на любой слог: до мик, те лега, продро г ),
-подвижное (может перемещаться в разных грамматических формах одного и того же слова: прав, пра вы, права ; могу , мо гут; нача́ть , на́чал , начала́ , на́чали ).
Русское ударение может быть и неподвижным , т.е. падать на один и тот же слог в разных формах: берегу, бережешь, берегут, бережете – ударение на окончание.
Кроме того, ударение может меняться с течением времени . Например, сейчас прилагательное дневное имеет ударение на окончании (лампа дневно́го света ), а в XIX веке оно произносилось с ударением на корне («Погасло дне́вное светило» , – А.С. Пушкин).
Функции ударения:
1) смыслоразличительная (хло пок – хлопо к);
2) указывает на грамматическую форму (руки – Им.п., мн.ч., руки – Р.п., ед.ч.)
3) помогает различать значения слов и их формы (белок – Р.п. от белка, белок – Им.п.).
К разным сферам употребления относятся варианты :
1) общеупотребительный и профессиональный к о мпас (лит. норма) - комп а с (у моряков);
рудн и к (лит. норма) - р у дник (у горняков);
шасс и (лит. норма) - ш а сси (у летчиков);
2) литературный и народно-поэтический (деви ца – де вица, честный – честной );
3) современный и устаревший (му зыка – музы ка, кла дбище – кладби ще );
4) литературный и просторечный (позвонит – позвонит, понял – понял);
5) литературный и диалектный (вью га – вьюга , хо лодно – холодно );
6) в семантических вариантах разноместность ударения выполняет смыслоразличительную функцию: острота (лезвия) – острота (остроумное выражение); осенняя мокрота́ – кашель с мокро́той.
Ударение в именах существительных
В именах существительных ударение может быть неподвижным или подвижным. Существуют различные акцентные типы существительных.
1. Ударение неподвижное и в косв. падежах и во мн.числе остается на основе в словах: грунт, досуг, квартал, торт и др. (так, например, во мн.ч.: вкусные то рты, проблемы гру нтов ).
2. Ударение неподвижное на окончании в словах: реве нь, серп и др.(компот из ревеня , нет серпа ).
3. Помимо имен существительных с неподвижным ударением в русском языке существует пять разновидностей подвижного ударения в именах существительных.
Первая – ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание во множественном: орден – ордена – ордену – орден – орденом – об ордене; но: ордена – орденов – орденам – ордена – орденами – об орденах .
Вторая – ударение с основы в единственном числе и в именительном падеже множественного числа перемещается на окончание в косвенных падежах множественного: голубь – голубя – голубю – голубя – голубем – о голубе; голуби, но: голубей – голубям – голубей – голубями – о голубях.
Третья – ударение с окончания в единственном числе перемещается на основу во множественном: коза – козы; но: ко зы – коз.
Четвертая – ударение с окончания в единственном числе перемещается на основу в трех падежах множественного числа – И., Р., В.; остальные падежи сохраняют ударение на окончании: волна – волны – волне – волну – волной – о волне, но: во лны(И) – во лн (Р)– во лны (В), а затем опять ударение на окончании: волнам (Д) – волнами (Т) – о волнах (П).
Пятая – ударение с окончания в единственном числе перемещается на основу в винительном падеже того же числа; а во множественном числе ударение неустойчиво: щека – щеки – щеке – щё ку – щекой – о щеке ; щёки – щёк – щекам – щёки – щеками – о щеках .
4. Происхождение слова влияет на постановку ударения. Например, заимствованные из французского языка слова сохраняют ударение на последнем слоге: диспансе́р, жалюзи́,
5. Ударение производного слова может определяться по производящему слову , то есть тому, от которого образовано существительное:
а)ударение в отглагольном существительном обычно совпадает с ударением в однокоренном глаголе: ве́дать → испове́дать, испове́даться;
б) существительные на -о́та , образованные от глаголов: ломать → ломо́та , дремать → дремо́та;
6. Ударение может определяться конечным сочетанием гласных и согласных звуков:
-а́тай (-а́тайство; -а́тайствовать): хода́тайство ;
-прово́д (в сложных словах): мусоропрово́д, нефтепрово́д , газопрово́д, но: электропро́вод ;
-ле́ние (в отглагольных существительных с основой на согласный): дробле́ние, мышле́ние ;
-а́л (в иноязычных словах): кварта́л (в любом значении), пена́л, фина́л, порта́л, фиска́л, ;
-ме́н («человек»): полисме́н, джентльме́н . Искл.: ба́рмен . Слово фено́мен – греческого происхождения.
7. Ударение в словах с одинаковой концовкой может зависеть от значения слова:
-ло́г (неодушевлённые объекты): моноло́г, диало́г, катало́г, некроло́г (искл. – ана́лог );
-́лог (наименования лиц по роду занятий): фило́лог, зоо́лог, ихтио́лог .
8. В словах на -анин (-ане), обозначающих лиц по месту жительства, ударение обычно ставится на предпоследний слог: египтя́нин, миря́нин, волжа́нин, земля́нин, марсиа́нин.
Слова, связанные по тематике с историей Древней Греции и Древнего Рима, с библейскими сюжетами, обычно сохраняют ударение того географического названия, от которого они образованы: Рим → ри́млянин; Афи́ны → афи́нянин, афи́няне.
Слова на -ия в настоящее время имеют тенденцию к перемещению ударения к концу слова: индустри́я, металлурги́я, полиграфи́я (хотя ранее нормативным было ударение инду́стрия, металлу́ргия, полигра́фия ). В многосложных словах на -ия наблюдается тенденция к постановке ударения в середине слова: наркома́ния, психопа́тия, гастроно́мия, гомеопа́тия, эпиле́псия.
Существительное симметрия имеет два варианта произношения – симметри́я и допустимо симме́трия , существительное асимметрия имеет нормативный вариант асимметри́я и допустимый асимме́трия .
На этой странице можно просмотреть склонение слова «ударение» по падежам как в единственном, так и во множественном числе. Ударение слово, состоящее из 8 букв. Таблица склонения слова «ударение» по падежам приведена ниже. Через поиск вы можете найти другие нужные вам слова.
Множественное число
Единственное число
Важно знать о склонении слов
Сложности в образовании форм числительных и их употреблении в речи связаны в основном с их изменением по падежам и сочетанием с существительными.
Основная часть числительных склоняется по третьему склонению.
Числительное тысяча изменяется, как существительное первого склонения.
Числительные сорок и сто имеют в косвенных падежах только одну форму – сорока, ста..
При склонении составных порядковых числительных изменяется только их последняя часть Собирательные числительные (двое, трое и т. д.) могут использоваться только с существительными мужского рода, существительными, обозначающими детёнышей животных или имеющими только форму множественного числа.
Сочетания составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, с существительными, не имеющими формы единственного числа, недопустимы. Возможны только сочетания типа двадцать одни сутки, двадцать пять суток.
Местоимение-числительное оба имеет две родовые формы: оба – мужской и средний род, обе – женский род. То же самое относится к числительному полтора.
Имена прилагательные – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имя прилагательное стоит в той же падежной форме, числе и роде что и имя существительное, от которого оно зависит.
В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам. Род у прилагательных множественного числа не определяется.
У прилагательных множественного числа род определить нельзя.
Изменение имён существительных по падежам характеризуется изменением их окончаний, которые называются падежными формами. Всего в русском языке существует шесть падежей, каждый из которых имеет свой вспомогательный вопрос.
Форма именительного падежа называется прямой (или начальной) , всех остальных - косвенной.
Падежами выражаются различные роли существительного в предложении. В русском языке выделяется шесть падежей. Определить падеж существительного в предложении можно по вопросу.
Помимо основных вопросов, падеж существительного можно также узнать по вспомогательным вопросам, на которые отвечают обстоятельства.