Про психологию. Учения и методики

Кто построил крейсер аврора. Крейсер «Аврора»: история создания и применение на войне, конструкция и технические характеристики, боевое вооружение, достоинства и недостатки

Аврора стрельнула! Аврора жахнула!
Упал орел под сапоги...
За дело Ленина! За волю Троцкого!
Мы победим на всей Земле...

народная революционная песня

Д ля понимания, что же снится крейсеру Аврора"
предлагаю вспомнить ее его долгий и славный боевой и жизненный путь...

История "Авроры"
Бронепалубный крейсер "Аврора" был заложен 23 мая 1897 года в Петербурге (в Новом адмиралтействе). Корабль однотипный с заложенными ранее "Палладой" и "Дианой".

В российском флоте существовала (и существует) традиция преемственности названий кораблей, и новые крейсера унаследовали имена парусных фрегатов. Постройка корабля заняла более шести лет - "Аврору" спустили на воду 11 мая 1900 года в 11 часов 15 минут, а в состав флота (после завершения всех достроечных работ) крейсер вошёл только 16 июля 1903 года.

Основное предназначение - ведение разведки, уничтожение торговых судов неприятеля, прикрытие линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, дозорная служба. Вести артиллерийские дуэли с современными броненосцами того времени корабль не мог. Не имел брони и достаточной огневой мощи. Зато обладая солидным (около семи тысяч тонн) водоизмещением и, вследствие этого, хорошей мореходностью и автономностью. При полном запасе угля (1430 тонн) "Аврора" могла без дополнительной бункеровки дойти от Порт-Артура до Владивостока и вернуться обратно.

25 сентября 1903 года (всего через неделю после укомплектования, закончившегося 18 сентября) "Аврора" с экипажем в 559 человек под командованием капитана 1-го ранга И. В. Сухотина покинула Кронштадт.
В Средиземном море "Аврора" присоединилась к отряду контр-адмирала А. А. Вирениуса. Началась война и 5 апреля 1904 года "Аврора" вернулась в Кронштадт, где её включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Рожественского, готовившейся к походу на Дальневосточный театр боевых действий.

Адмирал Рожественский был оригинал и (возможно в целях конспирации) давал боевым кораблям прозвища, с соленым флотским юморком. Крейсер "Адмирал Нахимов" называл "Идиотом", броненосец "Сисой Великий" - "Инвалидным убежищем", яхту "Светлана" звал "Горничной", а "Аврора" удостоилась "почетного" титула "Проститутка подзаборная"))))

2 октября 1904 года в составе эскадры, сменив командира (им стал капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев("Аврора" отправилась к Цусиме.

в Цусимском сражении «Аврора» выпустила по противнику 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов.

За время боя крейсер получил 18 попаданий снарядов разных калибров, имел серьёзные потери экипажа - до ста человек убитыми и ранеными.


Погиб командир - его фотография экспонируется ныне в музее крейсера в обрамлении пробитого осколком японским снарядом стального листа обшивки и обгорелых досок настила палубы.

Но при всем этом кораблю удалось вырваться из окружения и уйти в Манилу, где он простоял разоруженным до конца войны.

В 1909-1910 годах "Аврора" вместе с "Дианой" и "Богатырём" входила в состав отряда заграничного плавания, специально предназначенного для прохождения практики гардемаринами Морского корпуса и Морского Инженерного училища, а также учениками Учебной команды строевых унтер-офицеров.
В ноябре 1911 года авроровцы принимали участие в торжествах в Бангкоке в честь коронации сиамского короля.

В 1910 году крейсер сопровождал императорскую яхту в Ригу.

Первую модернизацию крейсер прошёл после русско-японской войны, вторую, после которой принял сохранённый ныне внешний облик, - в 1915 году. Усилили артиллерийское вооружение корабля - число 152-мм орудий главного калибра сначала было доведено до десяти, а затем и до четырнадцати. Многочисленную 75-мм артиллерию демонтировали - размеры и живучесть эсминцев возросли, и трёхдюймовые снаряды уже не представляли для них серьёзной опасности.

Крейсер получил возможность принимать на борт до 150 мин - минное оружие широко применялось на Балтике и доказало свою эффективность. А зимой 1915-1916 на "Авроре" установили новинку - зенитные пушки. Но до второй модернизации славный крейсер мог и не дожить...

Первую Мировую войну "Аврора" встретила в составе второй бригады крейсеров Балтийского флота (вместе с "Олегом", "Богатырём" и "Дианой"). Крейсера выходили в дозор парами, и по истечении срока патрулирования одна пара сменяла другую.

11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка "U-26" под командованием капитан-лейтенанта фон Беркхейма обнаружила два русских крейсера: заканчивающую дозорную службу "Палладу" и подошедшую ей на смену "Аврору". Командир германской субмарины верно оценил и классифицировал цели и атаковал. Попадание торпеды вызвало на броненосце "Паллада" детонацию погребов боезапаса, и крейсер затонул вместе со всем экипажем. А ветеран русско-японской войны крейсер "Аврора" сумел под шумок укрыться в шхерах.

О судьбоносной роли "Авроры" в событиях октября 1917 года всерьез говорить не стоит. Расстрелять Зимний дворец из орудий крейсер не мог. Он стоял в ремонте, и весь боезапас с него был выгружен. Но возможно, для залпа и эффекта большевики и нашли пару снарядов.

В гражданской войне и в боях с английским флотом "Аврора" участия не принимала. Сказывалась острая нехватка топлива и прочих видов снабжения.

В 1918 году "Аврора" стояла в глубоком резерве, без орудий, которыми вооружили самодельные легкие канонерские лодки.

В конце 1922 года "Аврору" - единственный, кстати, корабль старого императорского российского флота, сохранивший своё данное ему при рождении имя, - решено было восстановить в качестве учебного корабля. Крейсер отремонтировали, установили на нём десять 130-мм орудий вместо прежних 6-дюймовых, две зенитки и четыре пулемёта, и 18 июля 1923 года корабль вышел на ходовые испытания.

Затем в течение десяти лет - с 1923 по 1933 год - крейсер занимался уже знакомым ему делом: на его борту проходили практику курсанты военно-морских училищ.
Корабль совершил несколько заграничных плаваний, участвовал в маневрах вновь возрождавшегося Балтийского флота. Но годы брали своё, и из-за плохого состояния котлов и механизмов "Аврора" после очередного ремонта в 1933-1935 годах стала несамоходной учебной базой. В зимнее время её использовали как плавбазу подводных лодок.

Во время Великой Отечественной войны старый крейсер стоял в гавани Ораниенбаума.

Орудия с корабля в очередной раз сняли, и девять его установленных на береговой батарее "стотридцаток" обороняли подступы к городу.

Немцы не обращали особого внимания на дряхлого ветерана, стремясь прежде вывести из строя лучшие советские корабли (такие, как крейсер "Киров"), однако свою порцию вражеских снарядов корабль всё-таки получил. 30 сентября 1941 года повреждённый в результате артиллерийского обстрела полузатонувший крейсер сел на грунт.

После снятия блокады Ленинграда в июле 1944 года крейсер вывели из состояния клинической смерти - подняли с грунта и (в который уже раз!) поставили в ремонт. С "Авроры" сняли котлы и бортовые машины, гребные винты, кронштейны бортовых валов и сами валы, а также часть вспомогательных механизмов. Установили вооружение, стоявшее на корабле в 1915 году, - четырнадцать 152-мм орудий Канэ и четыре 45-мм салютные пушки.

В 1946 году, в ходе ремонта, "Аврора" сыграла конороль крейсера "Варяг" в одноимённом кинофильме. Тогда "Авроре", как истинной актрисе, пришлось даже загримироваться под свой персонаж - с орудий сняли щиты (на "Варяге" их не было), и установили четвёртую фальшивую трубу для правдивости образа самого геройского крейсера русско-японской войны.

Теперь крейсеру предстояло стать кораблём-памятником и одновременно учебной базой Нахимовского училища. В 1948 году ремонт был закончен, и восстановленная "Аврора" встала туда, где она стоит и по сей день - к Петроградской набережной напротив здания училища нахимовцев. А в 1956 году на борту "Авроры" открыли Корабельный музей, как филиал Центрального военно-морского музея.

В советские годы, естественно, основное (да, пожалуй, и единственное) внимание уделялось революционному прошлому крейсера. Изображения "Авроры" присутствовали везде, где только можно, и силуэт трёхтрубного корабля сделался символом нашего города.

В 1967 году в Советском Союзе широко праздновалось 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции. К юбилею снимали фильм "Залп "Авроры", где крейсер играл самого себя. Все съёмки производились на натуре. "Аврору" отбуксировали на историческое место к Николаевскому мосту. Зрелище было впечатляющее, и тысячи ленинградцев и гостей города следили за тем, как серая трёхтрубная красавица медленно и величественно плывёт по Неве.

Буксировка к месту стоянки после съемок 1967г.

Капитальная реставрация «Авроры» прошла в 1984 году. Мощные буксиры сняли крейсер с вечной стоянки и потащили его на Северную верфь.

В доках крейсер революции попросту распилили на части. Нижняя часть судна, включая всю подводную была полностью заменена на новую.

Суровой переделке подверглось и то, что находилось над водой. К юбилейной дате «Аврора» вернулась на привычное место, а далее встал вопрос о том, что же делать с остовом, оставшимся на верфи. Сдачу крейсера революции в металлолом в советские времена сочли бы идеологической диверсией. Вот и решили спрятать настоящую «Аврору» от глаз народа.

В ходе раставрации, «Аврору» потихоньку растаскивали на сувениры и военные и гражданские. С надводных частей отдирали обшивку из листовой меди, которой был покрыт весь корабль. Главный механик рыболовецкого совхоза «Балтика» Владимир Юрченко, как человек глубоко верующий хозяйственный отодрал весь кафель с душевой героического корабля и положил его на даче. И то верно, не пропадать же добру. Многие забирали двери вместе с косяками и вынимали иллюминаторы.

По воспоминаниям очевидцев, разграбившие реставрировавшие крейсер рабочие наткнулись на совершенно исправную систему пожаротушения. Она сработала, когда при помощи сварочного аппарата они стали вскрывать переборки. Половину корабля при этом залило пеной.

Отрезанный корпус хотели превратить в волнорез, но не сложилось. Труп Отрезанная часть затонула не там где планировалось. Ныне найти останки крейсера революции можно без проблем.

На фоне обломков охотно фотографируются случайные туристы, летом по остову азартно лазят местные мальчишки. Во время отлива корпус, вытянувшийся на 120 метров в длину, виден целиком.

А зановорожденный крейсер Франкинштейн "Аврора" был торжественно возвращен к вечной стоянке.

Современный крейсер представляет собой частичный новодел. Из самых заметных отличий от оригинала — применение сварных швов на новом корпусе вместо технологии заклепок.

На корабле в 1992 году вновь подняли андреевский флаг, крейсер числился в составе военно-морского флота России как №1. До недавнего времени на корабле служили офицеры и матросы. Все вспомогательные механизмы и системы жизнеобеспечения поддерживаются командой крейсера в работоспособном состоянии. В рабочем ухоженном состоянии и корабельные орудия.

В ночь на 6 июня 2009 года на корабле прошли банкет и торжественная презентация журнала «Русский пионер», на которых присутствовали в том числе высокие гости. Делом заинтересовалась прокуратура и крайним оказался Министр обороны и ВМФ, как надосмотревшие)))

1 декабря 2010 года "Аврора" лишилась статуса корабля №1 ВМФ России. Корабль стал филиалом Центрального музея ВМФ.

1 августа "Аврора" окончательно переведена в ведение Центрального военно-морского музея. Воинское подразделение, нёсшее службу на корабле, распустили. Экипаж крейсера «Аврора» переформировали на штат численностью трое военнослужащих и 28 человек гражданского персонала; статус корабля остался прежним.

В октябре 2011 на мачту крейсера «Аврора» повесили флаг с черепом и костями. Двое молодых людей и девушка просидели на мачте под «Веселым Роджером» около пяти часов, всполошив полицию, спасателей, комендатуру города и военных моряков.

Возмутители спокойствия назвались представителями организаций «Народная доля» и «Еда вместо бомб». Акцию «Памятный Октябрь или Авророво воскресение» они посвятили борьбе с кризисом, нищетой, олигархами, «повальной педофилией» и «религиозным экстремизмом».

Условный выстрел из головного орудия крейсера «Аврора» по дому народного артиста Михаила Боярского доложен был возвестить о начале Российской октябрьской политической постмодернизации (РОПП).

Лозунги были красивыми и революциоными.
России от тиранов — волю! Народу — с нефти, газа — долю! Еда — это право, а не привилегия! Наше дело правое — мы не пиз..м!

Активистов удалось снять с мачт без потерь (для активистов). Дальнейшая их судьба гуманна и вызывает разочарование (дело было до пусей).

Сейчас официально экипаж набран из бывших военных моряков. Но кроме них на Авроре есть и матросы срочной службы. Они прикомандированы к кораблю и продолжают выполнять функции экипажа, как и раньше. Получается, что со статусом крейсера окончательно так и не разобрались.

Ныне "Аврора" опять покинула свое место у Нахимовского училища.

На судоремонтном заводе в Кронштадте пройдет первый этап ремонта, после чего крейсер переместят на другую точку. Предполагается, что уже к концу года легендарный корабль вернут на постоянное место стоянки.

Исторические фото и инфа (С) разные места интернета.

Крейсер «Аврора» стал одним из главных символов Санкт-Петербурга, а история его службы овеяна мифами и легендами.

Русский флотоводец, адмирал З. П. Рожественский любил нестандартный подход к стандартным процессам. Среди любимейших причуд адмирала была забавлявшая матросов привычка самовольно раздавать «клички» боевым кораблям, находящимся в его ведении. Так, броненосец «Сисой Великий» стал «Инвалидным убежищем», яхта «Светлана» - «Горничной», крейсер «Адмирал Нахимов» был назван «Идиотом», а «Аврора» удостоилась титула «Проститутка Подзаборная».
Мы за Рожественского не отвечаем, но знал бы он, что за корабль называл!

Появление легенды

Вопреки патриотической роли корабля в истории страны, бытует мнение, что знаменитый крейсер был построен заграницей. На самом деле, чудо кораблестроения возникло там же, где и окончило свой славный путь – в Санкт-Петербурге. К разработке проекта приступили еще в 1895 году, но только в июле 1897 года был подписан контракт с Обществом Франко-русских заводов на изготовление машин, котлов и всех механизмов, перечисленных в спецификации. Столь поздние сроки достижения соглашения были обусловлены нежеланием руководства делиться чертежами с Балтийским заводом, и в течение последующих шести лет над созданием «Авроры» трудились Адмиралтейский Ижорский и Александровский чугунолитейный заводы, Завод Я. С. Пульмана, Обуховский, Металлический завод и Мотовилихинские пушечные заводы г. Пермь. Всего в непосредственном руководстве постройкой крейсера с сентября 1896 года и до окончания ходовых испытаний, то есть почти за восемь лет, было занято четверо строителей корабля, офицеров Корпуса корабельных инженеров. К сожалению, до сих пор неизвестен автор проекта крейсера - в разных источниках называют две фамилии: К.М.Токаревского и Де Грофе, а официально строительство произведено на заводе "Новое Адмиралтейство", под руководством общества франко-русских заводов.

Боевая слава

Многим современникам «Аврора» известна лишь неоднозначным фактом своей флотской биографии, как корабль, чьи орудия дали сигнал к штурму Зимнего дворца. А ведь крейсер участвовал ни много, ни мало в четырех войнах и двух революциях. Сам император Николай Второй после Цусимского боя телеграфировал экипажу: "Сердечно благодарю вас, командиров, офицеров и команду крейсеров "Олега", "Авроры" и "Жемчуга" за их безответную, честную службу в тяжелом бою. Да утешит вас всех сознание свято исполненного долга. Николай Второй". В 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР крейсер «Аврора» за выдающиеся заслуги моряков-авроровцев в Великой Октябрьской социалистической революции и защите ее завоеваний, плодотворную работу по пропаганде боевых и революционных традиций и в связи с 50-летием Советских Вооруженных Сил был награжден орденом Октябрьской Революции, а в суровые годы Великой Отечественной войны моряки «Авроры» принимали активное участие в героической обороне Ленинграда на Дудергофских высотах, о чем повествует одна из картин, выставленных в музее на «Авроре».

Революционный нрав корабля

Не единым выстрелом славен мятежный корабль. Еще за несколько лет до исторических событий 1917 года, в 1905м, разоруженная «Аврора» стояла в манильском порту под контролем американцев после Цусимского сражения. Филиппинские острова оказались тюрьмой для чудом уцелевших матросов, вынужденных питаться гнилой пищей, не имевших возможности связаться с родными, охваченных назревающей вспышкой гнева. На мачте успели поднять международный сигнал, символизирующий начавшийся бунт, что повлекло прибытие на борт местной полиции и портовых чиновников. Авроровцы выдвинули свой ультиматум – улучшение питания и немедленная раздача адресованных матросам писем. Условия были приняты американцами, но незамедлительно повлекли за собой новую вспышку мятежа – вскрытые конверты и прочитанные письма, наконец, оповестили моряков об ужасах «кровавого воскресенья». По возвращении в Россию, большинство матросов было списано с корабля – таким образом царское правительство стремилось разъединить сложившиеся боевые экипажи во избежание революционных настроений. Попытки не увенчались успехом, и в будущем именно моряки, в том числе и новобранцы, составили революционный костяк России.

Исторический выстрел

Залп, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца 25 октября 1917 года – одна из наиболее красочных легенд о крейсере. Поговаривают, что взошедшую на корабль красавицу, несмотря на общеизвестную присказку о женщине на корабле, моряки не только не прогнали, но и не посмели ослушаться. Бледнолицая, высокая и стройная девушка неземной красоты отдала приказ «Пли!», а затем исчезла из поля зрения. На настоящий момент доподлинно неизвестно, кто же осмелился стать призраком «Авроры», но большинство историков склоняется к версии, что им была известная журналистка, советская писательница и революционерка Лариса Рейснер. Говорят, что на «Аврору» её послали не случайно, чисто психологически рассчитали, что такой красивой женщине ни один матрос не откажет. Да и выстрел, по сведениям историков, был произведен в 21:40, в то время как штурм начался уже после полуночи, что, увы, не подтверждает теорию сигнальной функции «Авроры» в захвате. Тем не менее, Крейсер «Аврора» изображён на ордене Октябрьской Революции, которым сам же и награждён в 1967 году.

Взрывы и пьяные матросы

А куда же без мифов об алкоголе и его последствиях? В последнее время из различных источников появляется любопытная информация об участии нетрезвых революционных матросов «Авроры» во взрыве форта «Павел» в 1923 году. Поговаривают даже, что пьяные матросы устроили пожар на расположенном там минном складе. В июле 1923 года сюда приплыли на шлюпке несколько моряков с линкора "Парижская Коммуна" (бывший "Севастополь"). Закончился «отдых» моряков большим пожаром. Курсанты с крейсера "Аврора" пытались потушить горящую мину, подожжённую моряками с "Парижской коммуны". На форте грохотало несколько дней, и, говорят, во всём Кронштадте не осталось ни одного целого стекла. По словам одного из членов нынешней команды крейсера, во время пожара погибли четыре матроса, а многие были награждены медалями за героическую помощь в тушении. Авторы брошюры "Форты Кронштадта" одними из первых озвучили версию причины взрыва. В советских книгах этот вопрос обходили стороной, оставалось думать, что виновата злобная контрреволюция.

Звездная жизнь крейсера

Каждый школьник, собирающийся посетить Санкт-Петербург, обязательно стремится побывать на легендарном корабле, служившим верой и правдой в стольких сражениях и являющимся ныне филиалом Центрального военно-морского музея. На самом деле, помимо боевых заслуг и экскурсионных программ, не обошла «Аврору» и стезя шоу-бизнеса: в 1946 году крейсер сыграл роль не менее известного собрата «Варяга» в одноименном фильме. Для соответствия «гримерам» пришлось поработать: на корабле установили фальшивую четвертую трубу и несколько орудий, выстроили командирский балкон на корме и переделали носовую часть. Эти два корабля совершенно не похожи друг на друга, но для невзыскательного зрителя «подделка» прошла незаметно. Параллельно корпус «Авроры» был усилен бетоном, а это уже означало, что восстановлению корабль не подлежит, что определило дальнейшую судьбу судна.

Корабль или макет

Считается, что "Аврора" - единственный отечественный корабль, сохранивший свой первозданный облик до наших дней. Легендарный крейсер был поставлен на «вечную стоянку» напротив гостиницы «Санкт-Петербург», однако, это уже на половину не тот корабль, о котором не смолкает молва: само судно было отбуксировано в поселок Ручьи у прибрежной полосы Финского залива, распилено на части, затоплено и растащено патриотами 80-х. При реконструкции в 1984 году была заменена большая часть основной части и надстроек незабвенной «Авроры», у нынешнего корабля-музея на новом корпусе применена технология сварных швов вместо заклепок, отличавших оригинал. Батареи, в которые вошли снятые с крейсера орудия, погибли на Дудергофских высотах, еще одно орудие было установлено на бронепоезде «Балтиец». Об историческом орудии, возвестившем «новую эру пролетарской революции», старший мичман, хитро подмигнув нам, сказал: «Почитайте внимательно табличку на щите, там написано, что из носового орудия крейсера был произведен исторический выстрел. А про то, что стреляли конкретно из этого орудия – не сказано нигде».

Аврора — Крейсер 1-го ранга Балтийского флота, известный благодаря своей роли в Октябрьской революции 1917 года. Аврора возвестила своим залпом наступление новой эры в истории России. А какова же в действительности история крейсера "Аврора"? Существует множество малоизвестных фактов об Авроре, о которых пойдет речь ниже..

Постройка корабля растянулась более, чем на 6 лет — "Аврору" спустили на воду 11 мая 1900 года в 11 часов 15 минут, а в состав флота (после завершения всех достроечных работ) крейсер вошёл только 16 июля 1903 года.


Каким-то уникальным по своим боевым качествам этот корабль отнюдь не являлся. Ни особой скоростью хода (всего 19 узлов — эскадренные броненосцы того времени развивали скорость 18 узлов), ни вооружением (8 шестидюймовых орудий главного калибра — далеко не потрясающая огневая мощь) крейсер не мог похвастаться. Корабли типа бронепалубных крейсеров ("Богатырь") были гораздо быстроходнее и в полтора раза мощнее. И отношение офицеров и команд к этим "богиням отечественного производства" было не слишком хорошим — крейсера типа "Диана" имели массу недостатков и постоянно ломались

Тем не менее, своим задачам — ведение разведки, уничтожение торговых судов неприятеля, прикрытие линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, дозорная служба — эти крейсера вполне соответствовали, обладая солидным (около семи тысяч тонн) водоизмещением и хорошей мореходностью. При полном запасе угля (1430 тонн) "Аврора" могла дойти от Порт-Артура до Владивостока и вернуться назад.


Все крейсера предназначались для Тихого океана, где назревал военный конфликт с Японией, и первые два из кораблей уже находились на Дальнем Востоке. 25 сентября 1903 года "Аврора" с экипажем в 559 человек под командованием капитана 1-го ранга И. В. Сухотина покинула Кронштадт. В Средиземном море "Аврора" присоединилась к отряду контр-адмирала А. А. Вирениуса, состоявшего из эскадренного броненосца "Ослябя", крейсера "Дмитрий Донской" и нескольких миноносцев и вспомогательных судов. Однако на Дальний Восток отряд опоздал — в африканском порту Джибути на русских кораблях узнали о ночном нападении японцев на порт-артурскую эскадру и о начале войны. Следовать дальше было рискованно, так как японский флот блокировал Порт-Артур, и существовала большая вероятность встречи с превосходящими силами противника ещё на подходе к нему. Высказывалось предложение выслать навстречу Вирениусу отряд владивостокских крейсеров в район Сингапура и идти вместе с ними во Владивосток, а не в Порт-Артур, но это вполне разумное предложение принято не было.

5 апреля 1904 года "Аврора" вернулась в Кронштадт, где её включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Рожественского, готовившейся к походу на Дальневосточный театр боевых действий. Здесь на ней шесть из восьми орудий главного калибра прикрыли броневыми щитами — опыт боев артурской эскадры показал, что осколки фугасных японских снарядов буквально косят незащищённый личный состав. Кроме того, на крейсере сменился командир — им стал капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев. 2 октября 1904 года в составе эскадры "Аврора" вторично отправилась в путь — к Цусиме.

Адмирал Рожественский был личностью довольно нестандартной. Среди уймы "причуд" адмирала была следующая — он имел привычку давать вверенным ему боевым кораблям прозвища, весьма далёкие от образчиков изящной словесности. Так, крейсер "Адмирал Нахимов" именовался "Идиотом", броненосец "Сисой Великий" — "Инвалидным убежищем", и так далее. В составе эскадры были два корабля с женскими именами — бывшая яхта "Светлана" и "Аврора". Первый крейсер командующий обозвал "Горничной", а "Аврора" удостоилась титула "Проститутка подзаборная". Знал бы Рожественский, что за корабль он так называет…

"Аврора" состояла в отряде крейсеров контр-адмирала Энквиста и в ходе Цусимского боя добросовестно выполняла приказ Рожественского — прикрывала транспорты. Задача эта была явно не по плечу четырём русским крейсерам, против которых действовали сначала восемь, а потом шестнадцать японских. От геройской гибели их спасло только то, что к ним случайно подошла колонна русских броненосцев, отогнавших наседавшего неприятеля. Чем-то особенным крейсер в бою не отличился — автором приписываемых "Авроре" советскими источниками повреждений, которые получил японский крейсер "Идзуми", на самом деле был крейсер "Владимир Мономах".


В начале Цусимского сражения 14мая Аврора следовала второй за флагманским крейсером отряда «Олег», прикрывая колонну транспортов с востока. В 14:30 в составе своего отряда вместе с разведывательным отрядом (2 крейсера, 1 всопмогательный крейсер) вступил в бой с 3-м (4 крейсера, вице-адмирал С. Дева) и 4-м (4 крейсера, контр-адмирал С. Уриу) японскими боевыми отрядами, а в 15:20 также с 6-м японским боевым отрядом (4 крейсера, контр-адмирал К. Того). Около 16:00 корабль попал под огонь двух броненосных крейсеров 1-го японского боевого отряда, получил серьёзные повреждения и дополнительно вступил в бой с 5-м японским боевым отрядом (3 крейсера, 1 броненосец береговой обороны, вице-адмирал С. Катаока). Около 16:30 вместе с отрядом ушёл под защиту нестреляющего борта русских броненосцев, но в 17:30-18:00 принял участие в последней фазе крейсерского боя.

В этом бою корабль получил около 10 попаданий снарядами калибра от 8 до 3-х дюймов, экипаж потерял 15 человек убитыми и 83 ранеными. Погиб командир корабля капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев — он был смертельно ранен попавшим в боевую рубку осколком снаряда (похоронен в море в точке 15°00" с.ш., 119°15" в.д.). (В русско-японской войне участвовал и сын командира, служивший на Владивостокской эскадре крейсеров (на крейсере «Россия»), ставший в советское время контр-адмиралом и преподававший военно-морскую историю в Ленинградском институте точной механики и оптики — ЛИТМО.)

После смерти капитана командование «Авророй» принял старший офицер капитан 2 ранга А. К. Небольсин, также раненый. Крейсер Аврора получил 37 пробоин, однако не вышел из строя. Серьёзно повреждены были дымовые трубы, затоплено отделение носового минного аппарата и несколько угольных ям передней кочегарки. На крейсере было потушено несколько пожаров. Вышли из строя все дальномерные станции, четыре 75-мм и одно 6-дм орудие.

Ночью 14/15 мая, следуя за флагманом отряда, форсировал ход до 18 уз., в темноте оторвался от преследования противником и развернулся на юг. После нескольких попыток повернуть на север, отражая торпедные атаки японских миноносцев, два корабля отряда О. А. Энквиста — «Олег» и «Аврора» — с присоединившимся к ним крейсером «Жемчуг» 21 мая пришли в нейтральный порт Манила (Филиппины, протекторат США), где были интернированы 27 мая 1905 года американскими властями до конца войны. С команды была взята подписка о неучастии в дальнейших военных действиях. Для лечения заболевших и раненых как на переходе на Дальний Восток, так и в ходе и после боя на корабле использовался рентгеновский аппарат — это было первое в мировой практике применение рентгеноскопии в корабельных условиях.

В 1906 году «Аврора» возвратилась на Балтику, став учебным судном Морского корпуса. Прошёл капитальный ремонт корпуса и механизмов в Санкт-Петербурге в 1906—1908 гг. с демонтированием торпедных аппаратов, установкой дополнительно двух 6-дм орудий вместо четырёх 75-мм, установкой рельс для постановки мин заграждения. 10.10.1907 г. переклассифицирован из крейсеров I ранга в крейсера.


С осени 1909 по весну 1910 «Аврора» совершила дальнее плавание с «гардемаринским отрядом» в Средиземном море и Атлантическом океане. Посетила порты Виго, Алжир, Бизерту, Тулон, Вильфранш-сюр-Мер, Смирну, Неаполь, Мессину, Суду, Пирей, Порос, Гибралтар, Виго, Шербур, Киль. Во время этого плавания в составе отряда Маньковского (4 крейсера) находился в портах Греции в связи с угрозой совершения там военного мятежа. С осени 1910 по весну 1911 года корабль находился во втором дальнем учебном плавании по маршруту Либава — Христианзанд — Виго — Бизерта — Пирей и Порос — Мессина — Малага — Виго — Шербур — Либава. С 1911 года состоял в бригаде крейсеров 1-го резерва. С осени 1911 по лето 1912 года «Аврора» ходила в третье дальнее учебное плавание для участия в торжествах по случаю коронации короля Сиама (16 ноября — 2 декабря 1911 года), посетила порты Атлантического океана, Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов. Весной и летом 1912 года крейсер входил в состав международной эскадры «держав-покровительниц» Крита, стоял в качестве русского стационера в бухте Суда.


Первую Мировую войну "Аврора" встретила в составе второй бригады крейсеров Балтийского флота (вместе с "Олегом", "Богатырём" и "Дианой"). Русское командование ожидало прорыва мощного германского Флота Открытого моря в Финский залив и удара по Кронштадту и даже по Санкт-Петербургу. Для парирования этой угрозы спешно ставились мины, и оборудовалась Центральная минно-артиллерийская позиция. На крейсера же возлагалась задача несения дозорной службы в устье Финского залива с тем, чтобы своевременно известить о появлении германских дредноутов. Крейсера выходили в дозор парами, и по истечении срока патрулирования одна пара сменяла другую. Первого успеха русские корабли добились уже 26 августа, когда у острова Оденсхольм сел на камни германский лёгкий крейсер "Магдебург". Подоспевшие крейсера "Паллада" (старшая сестра "Авроры" погибла в Порт-Артуре, и эта новая "Паллада" была построена после русско-японской войны) и "Богатырь" попытались захватить беспомощный корабль противника. Хотя немцы и сумели взорвать свой крейсер, на месте аварии русские водолазы нашли секретные германские шифры, которые в ходе войны сослужили добрую службу и русским, и англичанам.


Но русские корабли ждала новая опасность — с октября на Балтийском море начали действовать германские подводные лодки. Противолодочная оборона на флотах всего мира находилась тогда в зачаточном состоянии — никто не знал, как и чем можно поразить скрывающегося под водой невидимого врага, и как избежать его внезапных атак. Ни ныряющих снарядов, ни, тем более, глубинных бомб и гидролокаторов ещё и в помине не было. Надводные корабли могли рассчитывать только на старый добрый таран — ведь не принимать же всерьёз разработанную анекдотическую инструкцию, в коей предписывалось накрывать замеченные перископы мешками и сворачивать их кувалдами. 11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка "U-26" под командованием капитан-лейтенанта фон Беркхейма обнаружила два русских крейсера: заканчивающую дозорную службу "Палладу" и подошедшую ей на смену "Аврору". Командир германской субмарины с немецкой педантичностью и скрупулёзностью оценил и классифицировал цели — по всем статьям новый броненосный крейсер представлял собой куда более заманчивую добычу, нежели ветеран русско-японской войны. Попадание торпеды вызвало на "Палладе" детонацию погребов боезапаса, и крейсер затонул вместе со всем экипажем — на волнах осталось только несколько матросских бескозырок… "Аврора" развернулась и укрылась в шхерах. И снова не стоит обвинять русских моряков в трусости — как уже говорилось, бороться с подводными лодками ещё не умели, а русское командование уже знало о случившейся десятью днями раньше трагедии в Северном море, где немецкая лодка потопила сразу три английских броненосных крейсера. "Аврора" вторично избежала гибели — судьба явно хранила крейсер


На роли "Авроры" в событиях октября 1917 года в Петрограде особо задерживаться не стоит — об этом сказано более чем достаточно. Заметим только, что угроза расстрелять Зимний дворец из орудий крейсера была чистой воды блефом. Крейсер стоял в ремонте, и потому весь боезапас с него выгрузили в полном соответствии с действовавшими инструкциями. А штамп "залп "Авроры" неверен чисто грамматически, поскольку "залп" — это одновременно произведённые выстрелы из как минимум двух стволов. Отсюда следует вывод, что легенды об авроре как о символе революции - миф.



В 1918 году «Аврора» находилась в отстое, а с весны 1919 года — в консервации. В сентябре 1922 года специальная комиссия обследовала корабль и сделала заключение: «Внешнее состояние корабля и характер приведения его на долговременное хранение дают возможность после сравнительно несложных ремонтных работ привести корабль в готовность для использования в качестве учебного корабля». В 1940—1945 годах «Аврора» стояла в Ораниенбауме. В 1948 году крейсер поставили на «вечную стоянку» у причальной стенки Большой Невки, где в настоящее время находится корабль-музей . Однако современный крейсер представляет собой лишь реплику, поскольку при последней реконструкции 1984 года было заменено более 50 % корпуса и надстроек. Из самых заметных отличий от оригинала — применение сварных швов на новом корпусе вместо технологии заклепок. Само же судно было отбуксировано на военно-морскую базу ВМФ в прибрежной полосе Финского залива у поселка Ручьи, где распилено на части и затоплено. Части корабля, торчавшие из воды, в конце 80-х растащили на стройматериалыи металлолом жители поселка..

Рейтинг:+3 Автор статьи: Bergman Просмотров:49871

Крейсер «Аврора» является одним из самых узнаваемых символов Октябрьской революции. Однако история судна включает в себя еще множество событий и военных кампаний, без которых представление об историческом пути крейсера было бы неполным.

Проект крейсера

Строительство крейсера «Аврора» (корабль типа «Диана») началось в 1896 году. Согласно прежней судостроительной программе этого проекта вообще не было в планах флота. Однако в конце XIX века внешнеполитическая ситуация заметно ухудшилась. Началась гонка вооружений с Германией. На этом фоне государство нуждалось в таких новых судах, как «Аврора».

Корабль стал третьим среди крейсеров своего класса (первыми двумя были «Диана» и «Паллада»). Судно было заложено в Новом Адмиралтействе. Его проект принадлежит авторству флотского инженера-конструктора Ксаверия Ратника. Черновой вариант был одобрен в Морском техническом комитете, после чего началась подготовка к строительству.

Весной 1897 года императору Николаю II предложили 12 идей для названия будущего судна. Царь выбрал «Аврору» - имя, перенятое у античной римской богини зари. Церемония закладки состоялась 4 июня. На ней присутствовал генерал-адмирал флота Остальные два крейсера были закончены раньше, чем появилась «Аврора». Корабль делался запоздало из-за того, что исполнитель заказа долго не мог договориться о поставке паровой машины. Общество сначала не хотело передавать ценные чертежи Балтийскому заводу. Наконец конфликт был улажен, а контракт подписан (20 июля).

Начало службы

24 мая корабль «Аврора» был спущен на воду. Церемония состоялась в присутствии императора Николая II, его жены Александры Федоровны и матери Марии Федоровны. Символично, что во время спуска на борту находился моряк, до этого служивший на одноименном фрегате «Аврора», участвовавшем в обороне Петропавловска-Камчатского во время Крымской войны. Установка машин и вспомогательных механизмов началась на следующий день.

Основные технические следующие: длина - 126 метров, ширина - 16 метров, осадка - 6 метров. «Аврора» обладает водоизмещением в 6731 тонн. В качестве двигателя конструкторы выбрали Бельвиля. При мощности около 12 тысяч лошадиных сил корабль мог развивать скорость до 35 километров в час (19 узлов). Экипаж судна составлял 550 матросов и еще 20 офицеров.

Несколько лет корабль проходил испытания, после чего в 1903 году вошел в состав отряда под командованием контр-адмирала Андрея Вирениуса. Дальнейшая судьба судна была связана со Второй Тихоокеанской эскадрой, созданной из-за начавшейся русско-японской войны. Она отправилась в Порт-Артур для того, чтобы разблокировать осажденный порт. Кораблям предстоял долгий путь, который обычно растягивался не меньше чем на год.

Гулльский инцидент

Во время плавания в Балтийском море 22 октября 1904 года произошел серьезный инцидент. Корабли эскадры устроили пальбу по неопознанному в тумане подозрительному судну. Оказалось, что это были английские рыбаки. Двое из них погибли. «Аврора» также попала под дружественный огонь из-за плохой видимости. В судно попало 5 снарядов. Из-за полученного ранения вскоре скончался находившийся на крейсере иеромонах. Событие стало известно как Гулльский инцидент. Из-за ошибки флота отношения России и Великобритании были серьезно испорчены. Для того чтобы выяснить все обстоятельства трагедии стороны согласились на расследование третейского суда. Это был первый подобный случай в мировой практике.

Несмотря на произошедшее, эскадра продолжила свое путешествие. Каким было положение на крейсере «Аврора»? Корабль быстро залатали, и его повреждения не стали причиной возвращения на родину. На острове Мадагаскаре во время стоянки моряки узнали о том, что Порт-Артур пал, а Первая Тихоокенская эскадра погибла.

Цусимское сражение

14 или 27 мая 1905 года по новому стилю корабль «Аврора» принял участие в знаменитом Цусимском сражении. Для Российского флота это было решающее сражение и последняя надежда на спасение всей военной кампании. Вторая тихоокеанская эскадра потерпела сокрушительное поражение. «Авроре» повезло - корабль получил повреждения, но не капитулировал и не был потоплен в отличие от большей части других отечественных судов.

После сражения у крейсера обнаружили 18 попаданий. была перебита, а клюз выведен из строя. Остальные повреждения представляли собой пробоины. 21 мая судно в сопровождении американцев причалило в порту филиппинской Манилы. Корабль был интернирован. Команда дала подписку о неучастии в дальнейших боевых действиях с японцами. «Аврора» оставалась на стоянке в Маниле вплоть до подписания Портсмутского мира, положившего конец войне. Крейсер вернулся на родину 19 февраля 1906 года. Якорь в Либаве был брошен спустя 458 дней после того, как судно отправилось в экспедицию в составе Второй тихоокеанской эскадры.

Первая мировая война

Сразу после начала Первой мировой войны корабль-крейсер «Аврора» прибыл в порт Ревеля в ожидании новых приказов. 26 августа 1914 года в водах Финского залива сел на мель «Магдебург». «Аврора» отправилась на перехват немецкого судна. Русским морякам удалось захватить корабль. Позже он был разобран на металлолом.

Далее последовала длительная стоянка в порту Гельсингфорса. В 1916 году «Аврора» вошла в и помогала сухопутным войскам с помощью плотного артиллерийского огня. Осенью судно отправилось в Кронштадт на ремонт.

Февральская революция

Во время стоянки в Кронштадте капитан Михаил Никольский пытался противостоять политической революционной агитации, которая процветала на местном заводе, где ремонтировалось судно. На предприятиях начались забастовки. Требования рабочих были различными. Кто-то хотел сокращения рабочего дня, другие вообще выступали против властей. В такой ситуации капитан справедливо опасался за моральное состояние своих матросов.

27 февраля был усилен вооружений караул, охранявший крейсер «Аврора». История корабля уже включала в себя опасные морские сражения, но если бы на судне начался бунт, то офицерам рассчитывать было бы просто не на что. Кроме того, агитаторы распространяли слухи о том, что из «Авроры» сделают плавучую тюрьму.

Накануне Февральской революции на судне вспыхнули беспорядки. Матросы перестали подчиняться приказам Никольского, после чего офицеры открыли по ним огонь. Было ранено три человека, один потом скончался от осложнений. Тем временем в Петрограде уже происходили массовые народные манифестации, а власть в столице оказалась фактически парализована.

28 числа напротив «Авроры» началась демонстрация. Рабочие заполонили судно. Когда они узнали о том, что накануне на корабле была стрельба, поднялось возмущение. Недовольные задержали капитана Никольского и еще одного офицера Ограновича. С них были сорваны погоны. Эти двое были до смерти растерзаны толпой в нарастающем хаосе демонстрации. Никольского застрелили за нежелание идти в с красным полотнищем в руках. Офицерам не удалось защитить корабль от агитаторов.

Беспокойный 1917-й

В 1917 году модель корабля «Аврора» еще оставалась боеспособной и относительно современной. Крейсер, несмотря на все издержки войны и революции можно было использовать по прямому назначению. После февральских событий и свержения монархии матросы учредили судовой комитет. Там было много представителей левых партий, но ни одного большевика.

Однако уже летом ситуация в корне изменилась. Сторонники Ленина тщательно работали с армией и флотом. Поэтому они, конечно, не могли обойти стороной столь важный крейсер «Аврора». История корабля кратко была известна всем жителям столицы. Если бы большевикам удалось склонить команду судна на свою сторону, это стало бы безоговорочным успехом.

На «Авроре» выступили самые красноречивые агитаторы партии (например, Михаил Калинин), что подчеркивало ее особое отношение к стоящему на стоянке кораблю. Итог не заставил себя ждать. К лету в комитете уже было 42 представителя РСДРП(б). Матросы стали активно участвовать в большевистских уличных акциях. 4 июля во время массовой демонстрации в Петрограде моряки попали под пулеметный обстрел армии, оставшейся преданной Временному правительству. Скоро начались репрессии против большевиков. Ленин бежал в шалаш в Разливе, а некоторые особенно ретивые матросы «Авроры» оказались под арестом.

Октябрьская революция

В сентябре произошли очередные перевыборы судового комитета. Его председателем был избран большевик Александр Белышев. Капитаном стал Николай Эриксон. Так как ремонт корабля завершился, скоро он должен был отправиться в море. Однако 10 октября большевики на заседании ЦК приняли решение о вооруженном перевороте в Петрограде. «Аврора» им была необходима не просто как хорошо вооруженный крейсер, но еще и как важный символ.

Большевики контролировали не только судно, но и Петроградский совет. Согласно его решению 24 октября матросы оставили корабль в Питере. «Аврора» должна была свести Городские власти пытались заблокировать переправы для того, чтобы остановить переворот в столице, и восставшие пытались этому помешать.

В ночь на 25 октября судно вошло в Неву. Капитан Эриксон поначалу сопротивлялся этому решению, но все-таки согласился. Он опасался, что неумелые матросы просто посадят судно на мель. Николаевский мост был в руках юнкеров. При приближении «Авроры» они разбежались, и сторонники большевиков смогли восстановить движение через реку.

Холостой выстрел

К утру 25 октября Ленин из Смольного контролировал всю коммуникационную петроградскую инфраструктуру - телеграф, почту, вокзал и т. д. Временное правительство еще оставалось в Зимнем дворце. Большевики собирались обстрелять его с Петропавловской крепости, в случае отказа министров сдать его.

Чем в штурме могла помочь «Аврора»? Тип корабля и его вооружение позволяли произвести сигнальный выстрел. Большевики решили воспользоваться этой возможностью. Днем 25 числа на судно прибыл Владимир Антонов-Овсеенко - глава полевого штаба сторонников Ленина. Он отдал распоряжение о холостом выстреле, который планировалось произвести после сигнала с Петропавловской башни. Кроме того, большевики использовали радио на «Авроре» для передачи воззвания вождя мирового пролетариата.

Холостой выстрел раздался в 21:40. Его произвел комендор Евдоким Огнев. Выстрел послужил сигналом для штурма Зимнего дворца. Кроме того, он заставил запаниковать министров Временного правительства, засевших в своем последнем оплоте. Историки до сих пор спорят о том, существовала ли техническая возможность для полевой стрельбы Авроры по Зимнему дворцу. Некоторые исследователи утверждают, что огня на поражения быть не могло хотя бы из-за места расположения корабля. Так или иначе, но дальнейшая стрельба не понадобилась. Зимний дворец оказался в руках восставших и без помощи «Авроры».

Последующая история

Эпизод, имевший место во время Октябрьской революции, стал самым знаменитым для крейсера «Аврора». История корабля тут же была превращена в важный образ зарождения советской власти. Через три дня после событий в Зимнем дворце он вернулся на ремонт. Скоро «Аврора» вновь стала частью действующего флота.

Летом 1918 года власть большевиков была еще хрупкой. Около Петрограда развивалось наступление белой армии Юденича. Класс корабля «Аврора» ничем не мог помочь боям на земле. Тем не менее было решено использовать крейсер несколько иначе. Тогда же Петроград предстал перед угрозой иностранной интервенции. Большевики хотели затопить «Аврору» и еще несколько кораблей для того, чтобы преградить путь вражеским судам. Однако такой необходимости не возникло.

В мирное время корабль «Аврора», фото которого во время октябрьских событий в Петрограде попало на передовицы многих российских и иностранных газет, стал учебным судном. Крейсер участвовал в нескольких заграничных плаваниях. Во время этих экспедиций набирались опыта новые моряки РККФ. В десятую годовщину революции в 1927 году «Аврора» была награждена орденом Красного знамени.

Последний дальний поход корабль совершил в 1930-м, когда он обогнул Скандинавский полуостров. Далее последовал долгий капитальный ремонт. Однако он не мог сгладить того факт, что судно устарело. К 1941 году его вообще планировали вывести из состава флота, однако этому помешала наступившая война.

Во время блокады Ленинграда «Аврора» подвергалась многочисленным бомбардировкам немецкой авиации. Еще в начале войны советское руководство решило сделать корабль частью системы противовоздушной обороны города. На судне было несколько зенитных орудий, которые могли пригодиться в борьбе с самолетами люфтваффе. Обстрелы привели к тому, что корабль получил множество пробоин. В конце 1941 года матросы были эвакуированы. Пальба по «Авроре» прекратилась только после снятия блокады.

На вечной стоянке

В 1944 году было решено отправить судно на вечную стоянку у Петроградской набережной и сделать из него музей. К тому времени во всем Советском Союзе почти не было таких легендарных памятников, как крейсер «Аврора». Экскурсия по кораблю стала обязательной для туристов Северной столицы.

За несколько последующих десятилетий «Аврора» пережила дюжину реставраций. В 2014 году корабль был отправлен в Кронштадт для очередного ремонта. Планируется, что он вернется на вечную стоянку у Петроградской набережной уже летом 2016-го.

Легендарная «Аврора» - это не просто один из символов культурной столицы России, но и полноценная боевая машина, которая успела принять участие в десятках боевых столкновений на море. Предлагаем ознакомиться с нелегкой судьбой крейсера «Аврора», кратким описанием.

Принадлежит судно к типу «Диана», крейсер 1 ранга. Название машине дал одноименный парусный фрегат, завоевавший славу в Крымской войне. С середины прошлого века (1948) занял свое место у Петропавловской набережной Питера. Корабль входит в список объектов культурного наследия государства.

История создания корабля

К концу 19 века политическая обстановка подтолкнула к созданию нового крейсера типа «Диана»:

  • изначально поводом были противоречия с Англией, однако, они вскоре были разрешены без кровопролития;
  • следующим поводом стала возрастающая угроза со стороны Германии на Балтике.

Таким образом, был спровоцирован новый виток гонки вооружений на море, что привело к корректировке судостроительной программы страны от 1881 года. Изменения были внесены в 1895, и они включали три карапасных крейсера.

За заказ взялся Балтийский завод, буквально через месяц после получения поручения инженеры предоставили эскизы машин. Было разработано 4 варианта с различным водоизмещением, но одобрение получил только один – 6000-тонный прототип, который был вдохновлен новейшей английской машиной «Талбот». Разработкой кораблей и эскизов занимался С. К. Ратник.

Сразу после одобрения эскизных проектов начался длительный этап согласования, закончившийся только к зиме 1896. В ходе обсуждения были внесены изменения в проект и вместо 2 кораблей оказались заложены 3. Именно 3-м и стала знаменитая «Аврора», в течение всего периода сборки она отставала от остальных двух машин госзаказа.

С начала строительства (осень 1896) появились трудности:

  • не было в необходимом количестве корабельной стали;
  • Адмиралтейский Ижорский завод не мог выпустить швеллера для батарейной и броневой палубы из-за перегрузки заказами.

Администрация учреждения попросила продлить сроки работы. Это привело к передаче части заказа на Александровский чугунолитейный завод, чтобы выполнить заказ в краткие сроки.

На сроки строительства так же повлиял заказ машин для корабля:

  1. Котлов;
  2. Машин;
  3. Механизмов всех узлов.

Подписать контракт на поставку всех указанных элементов механизации удалось только летом 1897, для выполнения были выбраны представители Общества-Франко-русских заводов. Задержка была связана с тем, что руководство не желало передавать Балтийскому заводу чертежи. После появления в списке третьего корабля удалось добиться 2% скидки на поставку оснащения для него. Суммарная стоимость заказа достигла 2,275 млн рублей.

Отставание «Авроры» было большим уже на стапельном периоде. Когда остальные машины были готовы на 60% (корпуса), легендарный крейсер был собран только на 28%.

В ходе постройки на борт поднимались различные офицеры и специалисты по судам. Благодаря их замечаниям были внесены изменения в торпедное вооружение, аппаратов стало 3.

К весне 1900 легендарная машина была собрана на 78%, шел монтаж устройств на борту.

Спуск боевого корабля на воду состоялся в мае 1900 (11 или 24 числа по разным источникам) в 11:15. Следующим утром началась его буксировка к стенке Франко-русского завода – предстоял монтаж основных силовых агрегатов. К этому моменту водоизмещение составило 6731 т.

Помимо установки машин, на борту велись следующие работы:

  • монтаж паропровода;
  • вспомогательных механизмов;
  • общекорабельных систем.

Несмотря на то что осенью 1900 комиссия решила, что все крейсеры серии способны самостоятельно перейти в Кронштадт, многие работы еще не были даже начаты:

  1. Установка румпельного устройства;
  2. Паровая рулевая машина;
  3. Электрическая система управления рулем.

Значительная часть работ оставалась на стадии реализации.

Два корабля серии, значительно опережавшие «Аврору», летом 1900 участвовали в испытаниях, которые позволили выявить серьезные недостатки. Легкоустранимые с 1901 начали исправлять на отстающей машине. Основной проблемой стали порты 75 мм пушек на батарейной палубе, углы обстрела были существенно увеличены.

Серьезной проблемой в ходе строительства стала нехватка рабочей силы. Она была связана с серьезной загрузкой производственных мощностей и заказом еще на 6 кораблей (транспортник и броненосцы), которыми были заняты заводы культурной столицы. Среди наиболее острых проблем:

  • Необходима была доработка креплений, так как при испытаниях водонепроницаемости были выявлены недостатки;
  • Ижорский завод не смог качественно выполнить вертикальную броню боевой рубки, она появилась на корабле только весной 1902;
  • Наиболее сложной была доработка электрооборудования. В то время промышленность государства только осваивала выпуск такого рода систем.

В финале на корабль установили якоря системы Холла – впервые в судостроительной практике Российской Империи. Уже в мае 1902 судно было готово на 100%.

При перегоне в Кронштадт (28 июля 1902) на короткое время отказало управление, крейсер коснулся бровки канала, но отделался незначительным повреждением винта с правой стороны. После прибытия началась 10-дневная подготовка к испытаниям.

Суммарная стоимость корабля оценивается в 6,4 млн рублей.

Описание конструкции и технических характеристик

Уровень электрификации и механизации кораблей этого класса на тот момент был наибольшим во флоте. В остальном это была классическая компоновка, типичная для остальных представителей, как «Диана».

В случае получения повреждения и появления течи, встроенная система откачки воды могла в сумме удалять из корпуса до 2900 тонн воды ежечасно.

На бортах крейсера вывешивались судна значительно меньшего водоизмещения:

  • 2 паровых катера;
  • 16 и 18-весельный баркас;
  • 12 и 14-весельный катер;
  • 2 яла;
  • 2 шестивесельных вельбота.

Подвеска осуществлялась на шлюпбалках, оборудованных по периметру корпуса.

Класс судна

Конструктивно машина относится к классу бронепалубных крейсеров, по компоновке, описанию и размещаемым системам была идентична боевым кораблям того же класса, выпускаемым в конце 18 – начале 19 века.

Водоизмещение

Нормальное водоизмещение корабля – 6731 тонна. Все основные, постоянные и переменные нагрузки можно оценить в тоннах. От указанного значения большая часть нагрузки приходилась на корпус – 38,8% водоизмещения или 2621,36 тонн.

Основные разделы нагрузки:

  • энергетическая установка – 21,9%;
  • нормальный запас угля – 12%;
  • броня – 10,5%;
  • орудийные системы – 6;
  • снабжение/команда – 4,8.

Меньше всего нагрузки давали вспомогательные узлы и опресненная вода. Соответственно они занимали 3 и 2%.

Энергетическая установка

Паровое оснащение корабля представляло собой 3 трехцилиндровые машины 3-го расширения. Суммарная мощность превышала 11,5 тыс. л.с., что позволяло разогнаться до 35,6 км/ч или 19,2 узлов. Чтобы привести такую махину в движение, задействовались три 3-лопастных винта диаметром 4100 мм. Отливались винты из бронзы и вращались в разные стороны: влево средний и правый, левый вращался в противоположную сторону.

На борту монтировалось 24 паровых котла Бельвиля, которые в дальнейшем были заменены на систему Бельвиля - Долголенко. Под размещение оборудование отводилось три котельных, над каждой из которых устанавливалась труба для отведения дыма. Рабочее давление котлов составляло 17,2 атм.

Для котлов требовался огромный запас воды, который постоянно пополнялся. Хранение обеспечивали цистерны емкостью 467 тонн, из которых 135 отводилось для быта моряков, а остальное для обеспечения паром. Пополнение запаса происходило за счет опреснительных установок Круга (2 шт.), которые восстанавливали 60 тонн запаса пресной воды ежедневно.

Топливные емкости котлов представляли собой, оборудованные у каждой котельной, угольные ямы. Вдоль машинных отделений между броневой и батарейной палубой располагались 8 ям с запасом угля.

Так удавалось хранить до 972 тонн угля, который позволял пройти до 4000 миль со скоростью в пределах 10 узлов.

На крейсере работали паровые динамо-машины, которые выдавали постоянный ток напряжением 105 Вольт. Потребителями электричества выступали органы управления, бытовые и осветительные приборы, лебедки системы подачи боеприпасов и ряд других агрегатов. Например, электрические устройства поднимали якоря.

Экипаж

Помещения для экипажа корабля позволяли разместить 570 человек, не считая флагмана соединения и офицеров штаба.

Палубы и броня

Оборудовано 3 палубы:

  • верхняя;
  • батарейная;
  • броневая или карапасная.

Имеется подготовленная платформа, которая занимает весь горизонтальный периметр последней палубы. В трюме располагается еще 2 платформы: на носу и корме. Трюм разделен на отдельные участки 13-ю переборками, расположенными в поперечной плоскости.

Снаружи корпус обшивался листовой сталью толщиной 10-13 мм.

Кили со времени постройки выполнялись из:

  • вертикальный (1м в высоту) толщиной 11 мм;
  • горизонтальный внутренний – 10-13;
  • горизонтальный наружный – 14-16.

Ниже ватерлинии периметр обшивался досками из тика толщиной 102 мм, внешний слой из медных миллиметровых листов. Штевни бронзовые, литые. Второе дно было оборудовано не по всей длине корпуса, а между 22-98 шпангоутами.

Палубы и платформы перестилались стальными листами, тиковыми досками, толщина поверхности варьировалась в пределах 5-19 мм. Пол внутренних помещений покрывался линолеумом.

Тиковые доски использовались различной толщины, в зависимости от палубы и назначения:

  • верхняя палуба – 76 мм;
  • палуба с топливными емкостями – 64;
  • на участке шпилей – 144.

Вокруг битенгов, кнехтов и орудий настил создавался из 89-миллиметровых дубовых досок. Данный материал лучше сопротивлялся нагрузкам, отличался прочностью и неприхотливостью в условиях моря.

Для экономии массы и материала защитные листы на корабле размещались неравномерной толщины. Наиболее уязвимые участки с оборудованием и экипажем оснащались толстой броней, другие – значительно легче.

Бронезащитой выступали стальные плиты:

  1. На стальном настиле бронепалубы укладывались 38 мм листы в горизонтальной плоскости, на скосах 51 и 63,5 мм на скосах, прилегающих к бортам;
  2. Гласисы машинных люков имели толщину 25,4 мм;
  3. Приводы систем управления, кожухи труб и элеваторные шахты защищались 38 мм листами;
  4. За кормовой рубкой защитный траверз выполнялся из 16-миллиметровой листовой стали, уложенной поперек палубы.

Лучше всего защищалась труба из боевой рубки в центральный пост — 89 мм листами. Еще толще плиты размещались на барбете боевой рубки и на траверзе перед входом в рубку – 152 мм.

Габариты и вес

Длина корабля от «носа до хвоста» составляет 126,8 метров, ширина – 16,8 м. Среднее значение осадки составляет 6,4 м.

Вооружение

На «Авроре» с момента спуска на воду устанавливались различные орудийные системы. Тяжелые и средние корабельные орудия, зенитные системы, торпеды и мины заграждения. Однако, в течении эксплуатации корабль несколько раз переоснащался.

В строй крейсер «Аврора» встал со следующим набором вооружения:

  • 152-миллиметровые орудия – 8 шт.;
  • 75 мм системы Канэ – 24 шт.;
  • 37 мм орудия Гочкиса – 8 шт.;
  • 63,5 мм пушки Барановского, десантные – 2 шт.;
  • 3 торпедных аппарата калибра 381 мм располагались над водой в форштевне (1 шт.) и под водой с каждого борта.

Самые многочисленные орудия – 75 мм, располагались на мостиках и марсе корабля.

В погребах размещался боезапас к орудиям: для самых тяжелых было предусмотрено 1414 выстрелов, для 75 мм – 6240, для 37-миллиметровых пушек и десантных орудий – 3600 и 1440 соответственно. Торпедные аппараты оснащались 8-ю минами Уайтхеда (1898 год), в трюме хранилось 35 сферических мин. Для установки последних применялись специальные плоты или шлюпки/паровые катера крейсера.

Для 152-миллиметровых снарядов использовалась система раздельного заряжания. В 4 погребах находились снаряды весом 41,4 кг и пороховой заряд в форме гильз. Функционально они разделялись на бронебойные, фугасные и с зарядом шрапнели для эффективного поражения живой силы. К 75 мм пушкам поставлялись бронебойные боеприпасы весом 4,9 кг, их располагали в 8 погребах.

С целью подачи боеприпасов на верхнюю/батарейную палубы задействовались беседки, которые двигались за счет лебедок с электрическими приводами по элеваторам. Для доставки уже по орудиям использовались монорельсовые направляющие.

Управление артиллерийским огнем осуществлялось при помощи устройств Петербургского электромеханического завода.

Перевооружался крейсер 5 раз:

  1. Летом 1903;
  2. Весной 1907;
  3. Зимой 1916;
  4. 1923;
  5. 1941.

С момента поступления в войска на корабле стояли 152-миллиметровые пушки, в 1907 их количество увеличилось до 10, а в 1916 – 14. В ходе перевооружения 1923 года все орудия большого калибра заменили на 130 мм пушки Б-7, их было смонтировано 10.

Калибр 75 мм в 1907 начали демонтировать, убрав сначала 4 системы, а с 1916 от них отказались полностью. Аналогичная судьба постигла 37 мм – в 1907 были убраны сразу все. Параллельно были демонтированы 2 десантные пушки. Кстати, все торпедные аппараты были сняты с корабля тоже после первого перевооружения.

С 1916 на «Аврору» монтировались зенитные системы. Сначала это было четыре 75-миллиметровых зенитных пушки Канэ и одна 40 мм Викерса. В 1923 вместо них установили 2 пушки Лендера калибра 76 мм, которые остались на корабле до самого конца его эксплуатации. В 1941 году к ним добавили еще 2 орудия калибром 76 мм и 3 зенитки 45 мм.

Участие в боевых действиях

В августе 1902 года «Аврора» поступила на заводские испытания, в их ходе был выправлен винт и смонтированы щиты на торпедные аппараты. В начале октября корабль был передан на официальные испытания, в ходе которых был выявлен ряд неисправностей и поломок. Недостатки завод исправлял в отведенные на это 2 недели.

После повторных испытаний комиссия не приняла машину из-за того, что она не смогла пройти на полном ходу непрерывно 6 часов. После повторной проверки этого показателя удалось добиться, но только при идеальных условиях эксплуатации, далеких от практического применения. В итоге испытания были перенесены на лето 1903.

Обстановка на мировой арене требовала скорейшего введения в строй новых кораблей, потому надлежало оценить качества машины, проработать все недостатки и заступить на службу в кратчайшие сроки. К концу июля 1903 корабль должен был быть полностью готов к переходу на Дальний Восток.

Испытания в середине июня показали, что крейсер способен выдержать установленный режим эксплуатации. Однако, достичь оговоренной в контракте с заводами скорости не удалось, впрочем, как и на всех остальных кораблях класса. Несмотря на этот недостаток, «Аврора» встала в строй 16 июня 1903.

Первым назначением крейсера стало пополнение состава отряда контр-адмирала Вирениуса, который находился на Средиземном море и должен был направиться в Порт-Артур. После прибытия на место сбора крейсер подвергся ремонту силами команды и мастеров с берега, на который было выделено две недели. Длительное путешествие было прервано сообщением о начавшейся войне с Японией, всему отряду был отдан приказ вернуться в порт Санкт-Петербурга. По пути корабли группы не встретили неприятеля.

Второй эпизод военной службы начался почти сразу после возвращения. Известно, что крейсер был включен в состав Второй Тихоокеанской эскадры. Предварительно был проведен ремонт для устранения выявленных поломок и недостатков. Серьезной модернизации подверглось вооружение, в частности, была усилена бронезащита орудий, установлены осветительные приборы, прицельные приспособления. Затем крейсер поучаствовал в учениях, проводившихся в Кронштадте.

Первым боевым опытом стал переход в Танжер, с самого начала которого ожидались атаки японцев. По ошибке корабли эскадры ночью приняли друг друга за вражеские. В ходе перестрелки «Аврора» получила 5 попаданий. Двое получили ранения, священнику оторвало руку, он позже погиб в госпитале. Этот инцидент позже негативно повлиял на отношения с Великобританией.

После длительных переходов крейсер в составе эскадры прибыл в пролив Цусима 14 мая, был получен приказ к утру быть в полной боевой готовности. Основной задачей кораблей была защита транспортных судов. В ходе тяжелого 19-часового боя «Аврора» получила множественные повреждения корпуса. Убит был 1 офицер и 9 матросов, позже от ран скончалось еще 5 нижних чинов, ранено оказалось 74 матроса и 8 офицеров.

С наступлением ночи корабли попытались выйти из окружения, и 15 мая удалось преодолеть участок минных атак. Завершился переход 20 мая в Маниле, а на следующий день была собрана комиссия для определения необходимого на ремонт времени.

По итогам оценки оказалось, что ремонт займет 30 суток. Так началась стоянка в Маниле, в ходе которой было проведено разоружение (а так же дана подписка о неучастии экипажа в боевых действиях), а после окончания войны экипаж с судном на длительное время задержались в американском порту.

Ремонт закончился в августе 1905, после чего к началу октября корабль смог покинуть место стоянки. По пути, из-за информации о революции в России, пришлось провести беседу с экипажем, чтобы успокоить возникшее напряжение. Оно подстегивалось тем, что 300 человек команды ожидали демобилизации. В Либаву корабль прибыл только 19 февраля 1906.

Межвоенная служба

После увольнения в запас матросов начался ремонт крейсера, модернизация уязвимых узлов. Суммарное время ремонта составило почти год, за который были переработаны орудийные системы, внутренние помещения для улучшения эргономики для экипажа.

Первая мировая

Служба в Первую мировую для корабля началась в 17 июля 1914, когда была подана команда о приведении в боевую готовность кораблей Балтийского флота. С этого момента и до участия в боевых действиях была проведена очередная модернизация.

В Рижском заливе судно находилось в середине июля, тогда сухопутные войска получили серьезную артиллерийскую поддержку. Несколько раз на корабль нападали противокорабельные самолеты, но повреждений не было получено.

С 6 сентября «Аврора» вернулась в Кронштадт, где начались ремонтные работы, которые затянулись до 1917 года.

Февральская революция

Стоянка на капитальный ремонт совпала с революционными событиями. Основным опасением в этот период была возможность экипажа поддаться агитации. Ситуация усугублялась вплоть до установки пулеметов на борту, которые помогли бы отбить вероятную атаку с берега. В итоге от их использования офицеры отказались.

27 февраля, чтобы предотвратить бунт, по команде корабля был открыт огонь, двое были ранены, один погиб. 28 февраля капитан отказался препятствовать сходу матросов на берег, но 2 офицеров, ответственных за стрельбу днем ранее – убили.

Октябрьская революция и Гражданская война

После ремонта корабль остался на Неве, так как мог сыграть решающую роль в подготавливаемом восстании. Первой задачей от большевиков стала постановка разведенного Николаевского моста, для чего оказалось достаточно выведения крейсера на середину реки.

Был произведен единственный выстрел – холостой, однако, часть историков считают, что его произвели с Петропавловской крепости. Считается, что со своей позиции корабль не мог вести огонь по Зимнему дворцу.

Позже корабль вернулся к Франко-русскому заводу для завершения ремонта.

Учебный корабль Балтийского флота

В 1919 году судно встало в доке, а 1922 он был передан Кронштадтскому порту на длительное хранение. В этом же году комиссия пришла к мнению, что небольшая доработка и ремонт позволит использовать «Аврору» в качестве учебного корабля. В июле 1923 начались первые походы учебной команды.

Великая Отечественная война

С началом Великой Отечественной войны крейсер включили в систему ПВО, экипаж на тот момент насчитывал 260 человек. С приближением войск фашистских захватчиков, с судна демонтировались орудия, и таким образом была создана оборонительная линия: батарея «А», состоящая из девяти 130 мм орудий корабля и экипажей из числа матросов.

Бойцы продержались 8 дней с момента первых выстрелов, прогремевших 3 сентября, из 165 человек вернулось только 26.

Сам корабль тем временем регулярно бомбили авиацией, затем артиллерией с берега, с 16 сентября атаки были ежедневными. В результате крейсер сел на грунт из-за пробоин 30 сентября.

Последнее демонтированное орудие было установлено на бронепоезде «Балтиец».

Где находится крейсер сейчас

В современной истории корабля последним событием стал ремонт 2014 года. 21 сентября крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге был отбуксирован в ремонтный док Кронштадтского завода. Первый этап ремонта завершился 26 ноября, после чего к достроечной стенке его отбуксировали для продолжения работ.

На свой пост судно вернулось 26 ноября 2016, где и сейчас находится крейсер «Аврора». Выступает легендарная машина в виде музея и памятника кровопролитным событиям человеческой истории в целом и российской в частности.