Про психологию. Учения и методики

Мариинские женские училища. Женское «мариинское» училище Мариинское училище

По левой стороне улицы Большая Ордынка, под номером 47 располагается необычно высокий двухэтажный дом с массивным цоколем, сложенным из гранитных блоков, красивейшими чугунными зонтиками над входами, расположенными по сторонам от центрального, вытянутого по вертикали, ризалита. Здание было построено в 70-е годы XIX века на средства Московского купеческого общества по проекту архитектора Александра Степановича Каминского, выпускника петербургской Академии Художеств. История этого строения такова. Осенью 1862 года Александр II посетил Москву, где его в Большом Кремлевском дворце приветствовали представители всех сословий, и в их числе московский городской голова, потомственный почётный гражданин, купец первой гильдии Михаил Леонтьевич Королёв.

Купец обратил на себя внимание самодержца, император обещал лично с супругой навестить городского голову и сдержал свое обещание. Общался он с хозяином и домочадцами просто и непринужденно. Московские купцы восприняли визит императора как поворотный момент, как знак нового отношения к деловым людям. Этот факт произвел неизгладимое впечатление на Королёва, и он пожертвовал большую сумму на создание в память об этом событии Александро-Мариинского училища с бесплатным обучением, завтраками и лечением для беднейших мальчиков и девочек всех сословий от семи с половиной лет. В учреждении училища приняло участие и Московское Купеческое общество. Училище стало очень популярным. После его окончания дети могли продолжать обучение в гимназиях, коммерческих и реальных училищах. В 1877 году вместе с главным зданием для преподавателей училища был построен кирпичный двухэтажный дом, выходящий на Малую Ордынку. В этом доме жил Иван Гаврилович Бухарин, выпускник физико-математического факультета Московского университета, учитель начальных классов училища. Здесь у него и его супруги, учительницы Любови Ивановны Измайловой, в 1888 году родился и жил несколько лет будущий революционный борец, соратник В.И. Ленина и один из руководителей молодого СССР Николай Бухарин. В 1890-е годы учительский корпус надстроили на этаж для размещения там рукодельных классов.

А что же стало с училищем после революции? В 1918 году Александро-Мариинское училище было преобразовано в школу № 17 имени Н.И.Бухарина. При школе работали курсы, где готовили организаторов политпросвещения и школьного дела. 1 сентября 1930 года курсы поглотили школу и здесь открылся Индустриально-педагогический техникум. Эта дата и считается днем основания Московского педучилища № 1. Техникум в Замоскворечье стал научно-методическим центром Москвы и всей страны. С 1932 года он именовался Московским государственным образцовым индустриально-педагогическим техникумом, а в 1936 году был переименован в Московский образцовый педагогический техникум. Через год, 7 января 1937 года это образовательное учреждение получило свой окончательный статус - Московское педагогическое училище № 1. Известнейший советский педагог А.С. Макаренко выступал здесь с докладом об основах политического воспитания детей. В годы Великой Отечественной войны обучение в училище не прекращалось, и осенью 1941 года был объявлен прием на первый курс. Детей из оккупированных немцами территорий поселили в бывшем преподавательском доме. После окончания войны в 1945 году образовательному учреждению было присвоено имя К. Д. Ушинского. В наше же время это педагогический колледж № 1 им. К. Д. Ушинского.

Софийская набережная, 8 - по этому адресу в Москве расположен дом с интереснейшей и богатой историей. Он находится в самом центре столицы на набережной Москвы-реки в районе Якиманки.

Сначала это была дворянская усадьба, затем учебное заведение, в котором преподавали Рахманинов и Рубинштейн. Сегодня же здание попало под угрозу уничтожения. Но обо все по порядку.

В начале 18-го века эта местность была разделена на несколько участков. Одна из частей принадлежала боярину Сергею Авраамовичу Лопухину. Его двоюродная сестра была женой Петра I (царица Евдокия), а отец - думным дворянином, знаменитым защитником Могилева от литовцев в середине 17-го века.

После смерти боярина, в 1711 году, хозяйкой в нем стала его дочь - графиня Мавра Шереметева. Другая часть владений принадлежала духовнику Петра I и Екатерины I - Тимофею Надаржинскому.

В 1750-х оба участка приобрел президент Ревизион-коллегии Василий Еропкин. Он и построил дом, который сегодня составляет основу современного здания. На рубеже веков в нем поселился Александр Зубов - обер-прокурор, прославившийся взяточничеством и служебными проступками. Скандалы, связанные с его работой, удавалось улаживать только влиятельным сыновьям, один из которых был фаворитом Екатерины II.

Следующими хозяевами стали дворяне Дурасовы, как раз сильно разбогатевшие в конце 18-го века.

Частным здание перестало быть в 1860 году, когда сюда из Штатного переулка переехало Московское Мариинское училище для девочек, основанное Дамским попечительством о бедных.

В нем готовили гувернанток и домашних учительниц. Патронессой училища была жена Александра III, вдовствующая императрица Мария Федоровна. Во многом благодаря этому факту, воспитанницы получали поистине отменное образование.

В то время к зданию по Софийской набережной, 8 сделали пристройку. На первом этаже организовали училищную больницу, второй и третий отвели под домовую церковь. Многие воспитанницы жили прямо в училище, в нем была оборудована хорошая кухня, собственная купальня.

После Октябрьской революции в этом доме была открыта средняя школа №19 имени Белинского, в которой обучались уже и мальчики, и девочки. Школа подробно описана в романе Юрия Трифонова « »: в ней учились многие жильцы знаменитого Дома, да и сам автор.

Вообще, в 20 веке через школу прошло много известных учеников. В 1968 году в этих стенах возникла группа «The Kids», исполнявшая песни на английском языке. На гитаре в ней играл 15-летний Андрей Макаревич. Через год на сцене уже зазвучал коллектив «Time Machines», из которого и родилась легендарная российская рок-группа «Машина времени».

В 70-х годах школа переехала в , а в здании расположилось государственное унитарное предприятие «Моспроект-2» имени М. Посохина, занимавшееся проектированием уникальных архитектурных сооружений.

Впоследствии ГУП переехал на , а дом в конце 90-х оказался под угрозой сноса: правительство Москвы выпустило соответствующее постановление, из-за которого под разрушение попали около 20 зданий к западу и югу от английского посольства.

Мариинское женское училище

Мысль о таких женских учебных заведениях, которые бы несколько соответствовали существовавшим мужским гимназиям, мелькала в головах у многих лиц среднего класса, которые задумывались над вопросом об основательном образовании своих дочерей. Отцы и матери, которые не могли или не решались помещать их в институт, не находили себе выхода, не зная, где обучать подрастающих дочерей, и в то же время не имея сил примерится с мыслью оставить их при элементарном или модном пансионном образовании. На эти сердечные желания многих родителей отозвался предприимчивый и энергичный человек, имя которого теперь принадлежит истории - Н.А.Вышнеградский.

В 1857 году у Вышнеградского созрел план такого женского учебного заведения, куда небогатые семьи могли бы посылать дочерей для основательного образования, не чувствуя тягости вносить за это значительную плату. В конце того же года он представил в совет Павловского института свои соображения о возможности открыть при том же институте особые классы для приходящих девиц, которые посещали бы их из своих семей и слушали бы уроки по институтской программе. Помещение для этих классов он предполагал найти в одном из частных домов, ближайших к институту.

Для образца такое женское училище было устроено на следующих основаниях: оно должно состоять под покровительством императрица Марии Александровны и называться её именем - Мариинское женское училище, подчиняясь Главному Совету. Ближайшее заведование училищем вверялось, по назначению государеву, особому попечителю; а для непосредственного наблюдения за обучением девиц назначались начальник и главная надзирательница с утверждения государыни; назначение же прочего педагогического персонала утверждалось попечителем.*

Императрица Мария Александровна (1824 - 1880)

Мария Александровна - императрица, супруга Александра II, дочь великого герцога гессенского Людовика II, в девичестве Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-Мария. Родилась 27 июля 1824 г. Посвятив жизнь свою благотворительности и заботам о женском образовании, Мария стала проявлять особенно широкую деятельность на этом поприще после кончины вдовствующей императрицы Александры Федоровны (1860). Она положила начало новому периоду женского образования в России учреждением открытых, всесословных женских гимназий.Однако, женские гимназии содержались почти исключительно на общественные и частные средства. Теперь уже не высочайшее покровительство, а общественные силы во многом определяют судьбы женского образования. Предметы преподавания делились на обязательные и необязательные.

К обучению допускались девицы всех свободных состояний. Комплект определялся в 250 учениц; но допускалось и большее число, если имелись средства для открытия параллельных классов.

К обязательным в трехклассных гимназиях относились: Закон Божий, русский язык, русская история и география, арифметика, чистописание, рукоделие. В курсе женских гимназий, кроме вышеперечисленных предметов, обязательны были основания геометрии, география, история, а также "главнейшие понятия по естественной истории и физике с присовокуплением сведений, относящихся к домашнему хозяйстве и гигиене", чистописание, рукоделие, гимнастика. Иностранные языки и танцы были необязательными предметами, и за их обучение вносилась дополнительная плата. Девушки, награждённые при окончании гимназического курса общего учения золотыми или серебряными медалями, и сверх того выслушавшие особый специальный курс дополнительного класса, приобретали звание домашних наставниц. Те же, кто не удостоился медалей, получал "одобрительный аттестат" об окончании полного общего курса в гимназии и прослушал специальный курс в дополнительном классе, пользовались правами домашних учительниц.

Вышнеградский и другие педагоги - Д.Д.Семенов, В.Я.Стоюнин, К.П.Петров, позже - И.Рашевкий, А.Н.Страннолюбский, стремились дать ученицам серьезное образование и развить их умственные способности. Большое значение они предавали естественным наукам.

В 1879 году было утверждена единая для всех Мариинских женских гимназий программа обучения. Перестройка курса велась в направлении приближения его к курсу в институте благородных девиц, приспособленного к «особенностям женской природы» и «назначению женщины».

__________________________________________

* - Российская педагогическая энциклопедия. Т.1, Т.2., М., 1993

Принятая в 1905 году «Нормальная учебная программа» окончательно уровняла учебный курс гимназии с институтским курсом.

Сеть женских гимназий и прогимназий быстро расширялась: в 1880 году было 79 гимназий, 1887 году - 106 гимназий и 180 прогимназий. К 1909 году число женских гимназий и прогимназий составило 958.
Преобразовательная деятельность Марии Александровны коснулась и ее постановки воспитания в институтах. По ее инициативе стали возникать женские епархиальные училища. В области благотворительности важнейшей ее заслугой является организация Красного Креста, на расширение деятельности которого во время русско-турецкой войны она положила много труда и расходов. Покровительству ее обязаны своим развитием общества "восстановления христианства на Кавказе", "распространения духовно-нравственных книг", "Российское миссионерское", "братолюбивое в Москве" и другие благотворительные учреждения.*

Центральной частью комплекса является реконструируемое Мариинское училище - памятник архитектуры.

История участка начинается в XVIII в., когда частью его владел Сергей Авраамович Лопухин, сын «думного дворянина» Авраама Никитича Лопухина и двоюродный брат царицы Евдокии, первой жены Петра I. В 1711 г. владение переходит к его дочери Мавре, по мужу – графине Шереметевой, и остаётся в этом роду до 1750-х гг., до объединения участков. В непосредственной связи с Петром был и владелец другой части владения, Тимофей Надаржинский, духовник царя. Согласно исследованиям, о богатствах белого духовенства в России не слышали до начала XVIII в., а первым священником, чьё состояние воистину поражало воображение, был как раз Надаржинский.

Объединённый участок в 1750-х гг. приобретает Василий Михайлович Еропкин, президент Ревизион-коллегии, он и строит дом, находящийся в основе существующего ныне здания. Почти полвека спустя домом владел отец Екатерининского фаворита Платона Зубова, обер-прокурор Сената, запомнившийся современникам своим взяточничеством.

Акварель Д. Индейцева, написанная в 1850-м году изображает этот дом самым роскошным в ряду других зданий Софийской набережной. Таким он стал, вероятно, при своих последних частных владельцах Дурасовых. Трёхэтажное здание украшено коринфским портиком, по сторонам которого стоят скульптуры. По этому штриху, повторяющемуся и в архитектуре Пашкова дома, можно предположить, что автором проекта был сосед Дурасова, архитектор Баженов.

Когда в 1860-м году Дамское попечительство о бедных начало подыскивать новое место для устроительства училища, лучшего дома и найти было нельзя. Мариинское училище, названное так в честь рано умершей дочери одной из попечительниц, открывает новую страницу истории дома.

В здании Мариинского училища, специально перестроенного для этого в 1870-х гг., девочки из бедных семей получали образование и профессию гувернантки и домашней учительницы – однако преподаватели здесь были несомненно высокого уровня: профессора Московского университета и – по музыкальной части – основатель консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн. Семь лет преподаванию (1894–1901 гг.) в Мариинском училище посвятил Сергей Васильевич Рахманинов. По воспоминаниям учениц, он держался замкнуто и строго на уроках – однако с большим удовольствием аккомпанировал хору училища, а в качестве подарка мог устроить фортепианный концерт. Специально для хора Мариинского училища Рахманинов написал шесть песен на слова Некрасова, Лермонтова и других поэтов. Метафизические связи с музыкальностью места подчёркивает и тот факт, что в домовой церкви училища венчался брат Чайковского. Значит, и Пётр Ильич тоже не мог не посещать этого дома!

После революции здание прославилось больше в литературе и мемуарах, чем в музыке. Дом был передан 19-й школе им. Белинского (сейчас она находится в здании советской постройки в 3-м Кадашевском пер. ), где учились дети из знаменитого Дома на набережной. Здесь прошли первые годы школьной жизни Юрия Трифонова, прекрасно описавшего школу и её учеников в романе «Дом на набережной». После войны в школе учился музыкант Андрей Макаревич, которому, в отличие от Трифонова, повезло её окончить, а в старших классах ещё и повоевать с директором из-за длинных волос и одежды «под битника».

В 1970-х гг. в здание переезжает «Моспроект-2», сотрудниками которой были известные реставраторы и историки Е.В. Трубецкая, А.А. Клименко, спасшие немало зданий от сноса.

В 2008 году дом Мариинского училища удалось отстоять: здание было приговорено к сносу. Сейчас на территорию вокруг дома претендует крупный гостиничный холдинг, планирующий перестройку дома 8 и новое строительство на месте домов 10 и 12.

Выявленный объект культурного наследия.