Про психологию. Учения и методики

Образование папского государства. Образование Папского государства (VIII в.) и особенности его управления

Святой Бонифаций

Конец династии Меровингов

Благодаря новой тяжелой коннице Карл Мартелл не только отбил все нападения арабов - сила майордома укрепляла уважение к нему и внутри самого королевства франков. На «ленивых королей» уже почти перестали обращать внимание. Зато почтение к майордомам выказывалось такое, что сын Карла Мартелла - Пипин, прозванный за небольшой рост Коротким, задумал свергнуть Меровингов и стать королем. Бессильный король все равно не мог бы оказать Пипину сопротивление, но майордом очень беспокоился о придании перевороту законности. Для этого Пипин обратился к римскому папе - ведь кто, как не он, говорит от имени Бога!

Франкский майордом отправил в Рим письмо с вопросом: «Что лучше - чтобы один имел королевский сан, а другой нес все бремя власти или же чтобы тот, кто несет бремя власти, имел бы и сан короля?». Папа отлично понял, чего от него ждут, и ответил: «Лучше, чтобы назывался королем тот, у кого власть, чем тот, у кого королевской власти совсем не осталось».

После получения этого письма последнего короля из династии Меровингов постригли в монахи и отправили доживать свой век в монастырь. В 751 г. Пипин стал королем. Чтобы подчеркнуть священный характер власти Пипина, над ним было проведено особое таинство - обряд помазания на царство, упоминаемый в древних книгах Ветхого Завета. При этом обряде высшие священнослужители мажут чело, руки, грудь и спину монарха особым священным маслом - миром. Тогда на «помазанника Божиего» должна якобы нисходить свыше особая благодать. Впоследствии обряд помазания переняли у франков и многие другие европейские государи.

По поручению папы помазал Пипина на царство знаменитый миссионер родом из Нортумбрии - Бонифаций (680-755). Он всю свою жизнь посвятил обращению в христианство германских племен. Поэтому Бонифация часто называют «апостолом Германии». Во время очередной проповеди в земле фризов у берегов Северного моря язычники убили Бонифация. Его останки покоятся в основанном им знаменитом монастыре Фульда в Германии.

Римский папа оказал Пипину очень большую услугу и ожидал от нового короля ответной любезности. Дело в том, что Риму постоянно угрожало Лангобардское королевство, возникшее в VI в. в Италии. Пипин не заставил себя ждать. Он собрал войско, перешел Альпы и победил лангобардов в сражении. Завоеванные земли вокруг Рима и Равенны, а также соединяющий их «коридор» франкский король подарил папе римскому. Так возникло собственное государство пап, где они были не только верховными священниками, но и обладали всей светской властью, не меньшей, чем короли или герцоги. Папское государство в Италии существовало почти до самого конца XIX в. Да и сейчас крошечное государство Ватикан, занимающее всего-то несколько кварталов в городе Риме - не что иное, как последний осколок «Дара Пипина», сделанного в середине VIII в.



«Константинов дар»

Папы были очень довольны подарком, сделанным Пипином, но явно хотели большего. Вскоре один из римских пап поручил своей канцелярии подготовить весьма своеобразный документ. Это была фальшивка, составленная от имени императора Константина Великого. Константин, отправляясь на Восток, в Византии, якобы завещал епископу города Рима властвовать над всей Западной Римской империей! На протяжении всего средневековья римские папы то и дело вспоминали о «Константиновом даре» и начинали требовать у всех западных королей и императоров подчинения римскому престолу. То, что «Константинов дар» - грубая подделка, было окончательно доказано только в XV в.

Возникновение папского Государства. До476г . Италия была сердцем Западной Римской империи. В 476г. военноначальник германского племени скиров Одоакр низложил последнего Римского императора Ромула Августула (по некоторым другим данным - Юлия Непота)‚а знаки царского отличия отослал в Константинополь византийскому императору Зенону. В 493 году остготы под руководством короля Теодориха Великого победили Одоакра и овладели Италией. Теодорих Великий оставался королем остготов до самой смерти‚ которая наступила в 526 году. После смерти Теодориха королевство ослабло. Этим воспользовался император Византии Юстиниан Великий‚ который в это время проводил политику реставрации старого римского государства в прежних границах. До 555 года полководцы империи Велисарий и Нарсес завоевали Иллирик‚ Апенинский полуостров‚острова Сицилия‚Корсика и Сардиния. На какое-то время единство Римского мира было восстановлено.

В 568 г. в Италию вторгаются лангобарды. Вскоре большая часть полуострова была завоевана новой германской ордой‚ которая ко всему прочему еще и исповедовала арианство.В руках византийцев остались острова Корсика‚Сардиния и Сицилия‚области на юге Италии Аппулия и Калабрия а также Рим и Равенна - город‚ который стал центром экзархата - военно-административной единицы (наместничества). Королевство лангобардов стало самым неудобным и беспокойным соседом для Восточной Римской империи.

Отношения между константинопольским троном и римским престолом трудно назвать безоблачными. Достаточно вспомнить почетное пленение папы Вигилия или конфликт эпохи иконоборчества‚ из–за которого римские папы потеряли целую область - Иллирик‚ перешедшую под юрисдикцию Константинопольского патриарха.

В 752 г оду пала Равенна - столица одноименного экзархата. Византийские позиции на Апенинском полуострове были сильно ослаблены. Лангобарды‚ завоевавшие Равенну‚ задержались в ней не надолго. В 754 году Пипин Короткий – король франков и соперник византийского императора – изгоняет оккупантов и отдает римской церкви земли, отвоеванные у лангобардов в знак благодарности за королевское помазание. Византийские императоры выразили протест против завоеваний и распоряжений франкских королей в Италии.

С 754 -756 гг. папа становится главой государства‚ которое известно нам под названием Папской или церковной области. Вероятно в это же время в Италии была сочинена ”Дарственная Константина“. Этот документ преследовал две цели:

А) положить конец притязаниям византийских императоров на Италию;

Б) сделать невозможными попытки франкских королей возвратить подаренные земли.

В 9 веке ”Дарственная Константина“ вместе с другими подобными подложными документами вошла в сборник церковно–канонических документов - “декреталий”‚ носящих имя Исидора Севильского - епископа‚ известного своей образованностью.


С папой Захарией (741-752), греком по происхождению, окончился византийский период для Западной церкви и начался Франкский период. В молодом папском государстве появились силы, желавшие подчинить папу своим прихотям. Это была римская аристократия. Дело доходило до уличных боёв между людьми папы и наёмниками. Папа снова обратился за помощью к франкам. В 769 г. сост. Латеранский собор, на который явились и 13 франкских епископов, демонстрируя поддержку папы. Лангобарды тоже ещё не успокоились, пока Карл Великий не разгромил их окончательно в 774 г. Папа Адриан I укрепил государство и был первым, кто стал чеканить свои монеты с надписью “Victoria Domini Nostri”.

Тем временем в Византии не затихали иконоборческие споры. Папа Адриан I принимал под свою защиту гонимых иконопочитателей. Получив акты VII Вселенского собора, папа отправил их латинский перевод Карлу, а тот в свою очередь своим богословам. Алкуин прислал императору опровержение правильности соборных решений. В 790 г. учёные от имени Карла составили “Libri Carolini” в 4-х частях. 3-я и 4-я критикуют как иконоборческий собор 754 г., так и VII Вселенский. В 794 г. состоялся собор, созванный Карлом во Франкфурте, закрепивший это осуждение.

Франки пошли средним путем: иконы не есть идолы и их не нужно уничтожать, но не следует им воздавать и большого почтения. В латинском тексте VII Вселенского собора отношение к иконам неверно выражено словом adoratio – поклонение, долженствующее Богу, хотя в оригинале стоит veneratio – поклонение по отношению к святым, их мощам, св. Кресту, Писанию и священным сосудам. К иконам, по мнению франкских богословов, не приложим ни тот, ни другой термин и перед ними не следует ни молиться, ни возжигать лампады. Они годятся лишь для напоминания о предметах религии и для украшения, а в деле спасения безразлично - есть иконы или нет. Ошибка в переводе текста VII Вселенского собора привела к напрасной полемике.

В 779 г. против папы Льва III (795-816) симпатизировавшего франкам, поднялся мятеж провизантийской партии в Риме. Его обвиняли в предательстве и клятвопреступлении. Во время шествия на него напали, стащили с осла, сорвали одеяние иерарха и заточили в монастырь. Ему удалось бежать по верёвочной лестнице. Переодетым папа добрался к императору. Видя для себя немалые выгоды в сотрудничестве с Церковью, Карл во главе войска вступает в Рим и привозит с собой папу Льва. Он восстанавливает его в правах, а взамен получает от папы титул императора по заранее составленному сценарию. Согласно летописи “Жизнь Карла Великого”, на Рождество 800 года, Карл, погружённый в молитву, находился у гробницы ап. Петра, когда к нему подошёл папа Лев III и под торжественные возгласы народа “Laudes !!!”, короновал Карла, провозглашая его императором. По описанию придворного историка Эйнхарда, Карл, якобы не был расположен принимать императорское звание, и не пришёл бы в собор, если бы знал намерения папы. Франкские историки представили дело так, что Карл был неприятно удивлён происшедшим, однако вопреки этому мнению всё обстояло не так; после коронации в оборот даже пошёл памятный динарий.

Факт коронации отражал реальность. Феодальное государство не могло обойтись без идеологической поддержки Церкви и её просветительской деятельности. Карл хоть видимо и протестовал против зависимости от папы, но не мог реально обойтись без поддержки Церкви для укрепления мощи государства. При Каролингах папство вынужденно отодвинулось на задний план; платой за защиту было подчинение. Но даже в это время Западную церковь трудно упрекнуть в бездействии. Её просветительская и дисциплинарная роль возрастают. Из-за всеобщей неграмотности все, включая высшую знать, вынуждены прибегать к услугам высокообразованного духовенства. Церковь стала посредником между древней и новой культурами. Монашеские ордена, кроме непосредственных обязанностей, занимались перепиской книг, обработкой земли и изобретением новых орудий труда. В монастырях формировалась архитектура, были созданы романский и готический стили.

За считанные десятилетия власть Церкви возросла настолько, что уже при преемнике Карла Великого - Людовике Благочестивом, имперская власть стала зависимой от франкских епископов. Церковь тогда обладала третью от общей площади франкской империи, и это обеспечивало её суверенитет. Папа Стефан IV (816-817) был возведён на престол без утверждения императора. Последовавший за ним папа Пасхалий I (817-824 ) также не обратился к императору за утверждением. В 817 г. между ним и Людовиком Святым был заключён “Pactum Ludovicanum” закреплявший папский суверенитет. Однако преемник Людовика – Лотарь I возобновил имперский протекторат над папским престолом. В 824 г. Папа Евгений II был вынужден смириться с правом императора при избрании папы.

При папе Григории IV (827-844) с неожиданной быстротой начался распад империи Каролингов и казалось бы настал момент опять обрести независимость, но вскоре выяснилось, если за папством не будет стоять реальная военная сила империи, - оно может стать игрушкой в руках партикулярных сил. Единственной выдающейся фигурой IX-X вв. независимой, от светской власти, историки считают папу Николая I.

Папство в VIII – XI столетиях. Восьмое-девятое столетие прошло для папства в непрестанной борьбе и с Византийским императором‚и с Константинопольским патриархом. И в этой борьбе папы сделали ставку на франкских королей. Династия Каролингов была объявлена наследниками цезарей Рима. Это произошло в день Рождества Христового‚ когда папа Лев III короновал Карла Великого в качестве Римского императора. В 800 г . на западе была восстановлена империя‚ площадь которой равнялась прежнему Западноримскому государству. На это событие мало обращают внимание. Однако оно имеет огромное значение в деле полного упадка канонического примата папы на востоке.

Византийский император Никифор 1 (802-811) запретил Константинопольской кафедре общаться с Римской‚ так как последняя была названа отделившейся от Церкви.

Папа Николай 1(858-867) выступил против определений Константинопольских соборов 858 и 861 года по делу патриарха Фотия, а самого Фотия объявил лишенным сана. На соборе, созванном Фотием, был объявлен лишенным сана сам папа Николай. Конфликт продолжался и при приемнике Николая - папе Адриане II.

После Великого Свято-Софиевского собора 879 года отношения между Римом и Константинополем были более-менее нормальными. Рим и Византия сближались друг с другом из-за того‚ что правители папского государства вели напряженную борьбу с германским императором. Политическое сближение Рима и Константинополя служило делу сохранения мира в межцерковных отношениях.

К сожалению‚ этот период был омрачен большим моральным упадком. С конца IX до середины X вв . римский престол занимали 24 папы, которых даже католические историки называют “плохими”.

Византия уже не могла, а новые Западные государства ещё не могли вовлечь Рим в сферу политического влияния. И только римская аристократия посягнула на это, сыграв в истории Католической Церкви свою пагубную роль.

“Эпоха Формоза” - так можно назвать начало этого периода. Формоз был кардиналом г. Порто и непреодолимое стремление стать папой привело его к конфликту с Иоанном VIII, который лишил его сана и отправил в изгнание. Историки небезосновательно считают Формоза инициатором отравления папы. После смерти папы Стефана V (885-891) Формоз всё-таки становится папой при помощи герцогов Сполетто. Стремясь освободиться от их опеки, он вступает в союз с германским королём Арнульфом. Так началась борьба папы с Альгетрудой-главой рода Сполетто. Формоз умер в 896 г. и новый папаСтефан VI (896-897) становится орудием Альгетруды. С именем этого папы связан “собор с трупом”. Он состоялся в одной из римских базилик и был посвящён осуждению Формоза. Его тело, облачённое в папские одежды, усадили на скамью, рядом усадили адвоката и предъявили обвинение в узурпации папского престола. Его лишили сана, сняли облачение, отрубили 3 пальца правой руки и протащили труп по улицам Рима, а затем бросили в Тибр.

Папа Стефан также не избежал расправы. В 897 г . его схватили и бросили в тюрьму. С 897 по 903 гг. , т. е. за 6 лет - 6 пап сменили друг друга и почти все умерли от насилия.

Следующий этап можно назвать “порнократией” или властью шлюх . В начале X века Власть в Риме захватило семейство бывшего папского казначея Теофилакта. Красивые женщины из этой семьи стали орудием влияния на папский престол. Жена Теофилакта - Теодора и его дочери-Теодора младшая и Марозия, - вели распутный образ жизни. Всех тех, кто вставал на их пути они жестоко устраняли. Теодора старшая сделала папой равеннского архиепископа, это Иоанн Х (914-928). Он был скорее воином-политиком, чем пастырем и лично руководил боевыми действиями против сарацин. Марозия была в любовной связи с папой Сергием III (904-911) , а после него она стала женой сполеттского, а затем тосканского маркграфов. Она взяла себе титул римского патриция и сенатора, приобретя тем самым полноту власти в городе. Воспротивившегося Иоанна Х она повелела убить. Та же судьба ожидала и следующих 2-х пап. Марозия возвела на трон 18-летнего папу Иоанна ХI, своего сына от папы Сергия III, а сама, уже в 3 раз выходит замуж за одного богатого вельможу. Тем временем вырос её сын от 1-го брака Альберих. Он захватил власть, заточив в тюрьму мать, отчима и папу. Он лично назначал пап в течение 20 лет и в конце концов папой стал его 18-летний сын Октавиан с именем Иоанн ХII (940-955). Таким образом, духовная и светская власть оказались в одних руках.

В эпоху порнократии появляется легенда о “папессе Иоанне” , - аморальной женщине, которая правила в промежутке понтификатов Льва IV и Бенедикта III. Девушка по имени Иоанна воспитывалась в Майнце, затем изучала богословие в Энгельсхайме. Всё это было возможно из-за внешнего сходства с юношей. Она носила мужскую одежду, и однажды в Фульдском аббатстве ей очень понравился один монах. Она соблазнила его и они оба бежали во Францию, Италию, а затем в Афины, где Иоанна изучила философию. Внезапно её любовник умирает, и она едет в Рим под именем Иоанн Анжелик. В Риме ей дали разрешение на открытие школы 7-и искусств (музыки, геометрии, риторики, грамматики, диалектики, арифметики и астрономии). Благодаря образованности и популярности она вначале становится кардиналом, а затем и папой в августе 855 г. Однажды во время церковного шествия у папессы начались родовые схватки, и она упала с лошади на землю, где тут же родила ребёнка. Это произошло неподалёку от амфитеатра Домициана и храма св. Климента. По одной версии она и ребёнок тут же умерли, приняв Божию кару, по другой версии она истекла кровью, а ребёнка убили камнями участники процессии, возмутившись происшедшим. Мать и младенца похоронили и на могиле поставили статую женщины с ребенком, дабы навеки скрыть позор папства.

Желая избавиться от опеки аристократии, папы обращают свои взоры к германскому императору. Оттону I Великому. Он на время водворяет спокойствие в Риме, за что папа Иоанн XII (955-963) короновал его как императора Римской империи. Но как только Оттон удалился из Рима, пришлось уехать оттуда и папе. В 963 г. папа ищет союза со своими прежними врагами против Оттона, за что тот ставит новым папойЛьва VIII. Поднялся бунт, и римляне изгнали Льва. Иоанн весь остаток жизни страшился мести императора, а умер якобы от апоплексического удара во время прелюбодеяния. Вместо него римляне избрали Бенедикта V, но Оттон изгнал его в Гамбург, а папство вернул Льву VIII. Следующий папа был избран канонически и одобрен Оттоном. Это - Иоанн XIII (965-972).

Оттон II мало интересовался Италией, и в Риме стала всем заправлять семья Крещенциев - потомков Теодоры младшей. При них был убит папа Бенедикт VI (973-974) и его место занял антипапа Бонифаций VII (974-984). Его изгнали войска императора, но он опять вернулся и насилием отвоевал трон. Оттон III навёл порядок и сделал папой своего родственника. Папа Григорий V(996-999) стал первым немцем на папском троне. Со времен папы Бенедикта VIII (1012-1024) утвердился обычай менять имя при избрании пап. Этот папа короновал Генриха II в 1014 г. в императора Священной Римской Империи. Его наследник Конрад II мало интересовался римскими делами и поэтому без должного контроля власти снова вспыхивает борьба за папство. Тосканская партия сумела посадить в 1024 г. на папское место племянника Бенедикта VIII, мирянина, который за день ухитрился пройти все степени священства и взял себе имя Иоанн XIX (1024-1032). При его приемнике – 18-летнем Бенедикте IX симония достигла апогея. Но даже взяток не хватало на юношеские забавы. Он дошёл до того, что продал свою тиару и папство пресвитеру Джованни Грациано за большую сумму. Он стал папой Григорием IV (1045-1046). Оппозиция выдвинула своего кандидата антипапу Сильвестра III. Итого в 1046 г. было три папы. Бенедикт – продавший папство, но одумавшийся, антипапа Сильвестр и Григорий.

Германские императоры решили положить конец такому бесчинству и сломили власть римской аристократии при Генрихе III.

В начале одиннадцатого столетия в Риме восторжествовала пронемецкая партия, и папский престол оказался в полной зависимости от германского императора. Это событие сыграло роковую роль в истории дальнейших политических и церковных взаимоотношений между востоком и западом.

(1866-1870)

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ ИСТОРИЯ ВАТИКАНА

Субтитры

Предыстория

Первые 300 лет своего существования христианская церковь подвергалась преследованиям и не могла владеть собственным имуществом. Ситуация изменилась при Константине I Великом , который первым среди римских императоров принял христианство . Церковь начала получать дары и земли от верующих, и в течение IV века в её руках оказались значительные земельные владения, хаотично разбросанные по Галлии , Иллирии , Италии , Далмации , Африке и Малой Азии . Впрочем, на этих территориях епископы не имели никакой политической власти.

Зарождение государства

Начало Папской области положил франкский король Пипин Короткий , в июне 752 года подаривший после своего похода на лангобардов папе Стефану II территорию бывшего Равеннского экзархата , что считалось «возвращением» папе земель, хотя они ему ранее не принадлежали. В дальнейшем Пипин Короткий несколько раз «округлял» папские владения, и как таковая Папская область возникла в 756 году.

Расширение территории папского государства проходило хаотично, в результате чего в его состав зачастую входили земли, изолированные друг от друга. Попытки первых пап отстроить централизованное государство с административным аппаратом натолкнулись на характерный для средних веков феодальный сепаратизм, для сохранения власти папы были вынуждены опираться на короля франков. Зависимость пап от франкских королей не устраивала местную феодальную аристократию, в 799 году папа Лев III был даже избит неизвестными. Направленная Карлом Великим в Рим комиссия установила, что в жизни папы имелось немало «авантюр уголовного характера». Кроме того, государственная власть папы на первых порах зачастую ограничивалась сбором доходов, конкурируя с властью франкских королей и византийских императоров. Так, например, Пипин Короткий провозгласил себя королём Италии, а Карл Великий отменял решения церковного суда; в правление последнего папа был фактически вассалом правителя франков. В папских владениях действовали императорские чиновники, собиравшие суд. В 800 году папа Лев III в Риме торжественно короновал Карла императором, после чего сам должен был принести ему присягу верности.

Карл Великий, по всей видимости, первоначально склонялся к основанию в Италии обширного Папского государства. Однако сокрушив угрожавших Риму лангобардов, он отказался от всех своих обещаний, решив оставить Италию себе. Вместе с тем, он всё же пошёл на определённое расширение владений церковного государства с центром в Равенне . В дальнейшем наследник Карла Великого - Людовик Благочестивый - желая заслужить благосклонность церкви, подарил ей несколько территорий в 774-817 годах. Помимо этих милостей, Корвейское и Прюмское аббатства получили право чеканки собственной монеты.

В дальнейшем для оправдания светской власти пап (Рим и его окрестности тогда считались принадлежащими Византии) был сфабрикован подложный документ - так называемый «Константинов дар ». Точные границы папских земель в VIII -IX веках до сих пор неизвестны; в ряде случаев короли «дарили» римскому епископу земли, ещё не завоёванные ими, а сами папы заявляли претензии на земли, которые им на самом деле никто не дарил. Некоторые дарственные акты Пипина Короткого и Карла Великого, по всей видимости, были уничтожены церковью для обоснования превосходства церковной власти над светской.

Особенностью Папского государства было то, что его правитель был одновременно и главой всех католиков . Местная феодальная знать рассматривала папу прежде всего как верховного сеньора и часто вела ожесточенную борьбу за престол. Это усугублялось порядком престолонаследия в Папском государстве - ввиду целибата папа не мог передавать власть по наследству, и каждый новый папа выбирался. Первоначально в раннем средневековье в выборах участвовали, кроме духовенства, население Рима и римские феодалы , группировки которых стремились поставить своего ставленника. Нередко на результатах папских выборов сказывалась воля могущественных императоров и королей других стран. Порядок был изменён в 1059 году , когда папы стали избираться только кардиналами .

После смерти Фридриха II Священная Римская империя вновь оказалась охвачена феодальной анархией . После столетней борьбы гвельфов и гиббелинов победителями временно вышли сторонники папы. Однако эта победа была лишь только временной; началось усиление новых национальных государств, претендовавших на господство в Европе. Вскоре папский престол столкнулся с растущими притязаниями французского короля.

Подобное избрание немедленно вызвало сопротивление кардиналов-французов и французского короля Карла V; параллельно Урбан VI втянулся в конфликт с происходившей из французской Анжуйской династии неаполитанской королевой Джованной I . В 1378 году собравшиеся на неаполитанской территории французское большинство кардиналов избрало своим папой француза Роберта Женевского, принявшего имя Климент VII , и вскоре переехавшего в Авиньон. Начался раскол: те или иные страны признавали одного из двух пап, смотря в какой блок государств они входили. Оба папы сформировали собственные курии, выпускали параллельные постановления, делали параллельные назначения на должности и пытались взимать одни и те же налоги.

В 1407 году под патронатом французского короля римский и авиньонский папы попытались примириться, собравшись в городе Савона . Однако оба при этом привели свои войска и сели за стол переговоров с оружием в руках, из-за чего примирение так и не состоялось.

В 1408 году вся Папская область была завоёвана королём Неаполитанским Владиславом , мечтавшим об объединении Италии под своею властью. В 1410-е годы произошла серия войн между ним и папой.

Вместе с тем в 1409 году противостоявшие обоим папам кардиналы созвали в Пизе Вселенский собор . Он низложил обоих пап, заклеймив их, как раскольников, еретиков и клятвопреступников, и избрал собственного папу Александра V .

Чехарда с папами закончилась избранием Мартина V (1417-1431). При нём настал некоторый внешний порядок; но Рим лежал в развалинах, вся Папская область была опустошена. Именно это облегчило папам усиление их власти; они могли назначать своих чиновников во все части государства и принуждать стремящихся к самостоятельности, но обессиленных аристократов к повиновению.

Однако торжество пап было далеко не полное; так, в 1434 году папа Евгений IV был изгнан из Рима возмутившейся знатью и провёл несколько лет в изгнании. Главная причина слабости пап лежала в системе раздачи различных частей государства в лены родственникам и друзьям пап; создаваемые ими ленные владетели обыкновенно начинали стремиться к самостоятельности лишь только обстоятельства тому благоприятствовали.

В 1545 году папа Павел III (1534-1549) отдал Парму и Пьяченцу в лен своему сыну, Пьеру Луиджи Фарнезе , и они были потеряны для Папской области (Парма потом ненадолго вновь входила в её состав).

Несмотря на все эти войны, Папская область в XVI веке находилась не в худшем, а скорее в лучшем положении, чем другие государства Италии. Власть пап над всей территорией их государства была восстановлена, а в начале XVI века территория Папской области даже несколько расширилась. Земледелие её процветало; хлебный экспорт достигал суммы 500 000 скуди; производились на вывоз за границу вино, масло, лен, конопля; были богатые соляные и квасцовые промыслы и мраморные ломки. В свою очередь, Папская область получала из-за границы шелк, шерсть, кожи, металлы. Торговля со всем миром была весьма значительна; в гавань Папской области, Анкону , приходили суда со всего мира; там жили купцы-турки, греки, армяне, евреи и в довольно значительной степени пользовались, на правах иностранцев, религиозной свободой; в Анконе была даже греческая церковь; местные жители такой свободой не пользовались. Еретики преследовались при помощи инквизиции, а также цензуры, созданной в конце XV века. На этом этапе папская власть зачастую ещё терпит существование городского самоуправления. Зачастую города имели собственное войско, финансы, сами избирали подесту, который вообще не утверждался папой, и только финансировали папского легата. При присоединении новых городов папы были вынуждены давать им привилегии.

Со второй половины XVI века Папское государство начало переходить к режиму абсолютной монархии. Началось массовое сворачивание самоуправления городов и централизация управления государством в целом. Раздача в лены постепенно прекратилась, и в Папской области начала крепнуть монархическая власть. Ранее, когда папы присоединяли к Папской области какой-либо новый город, они обыкновенно давали ему привилегию; без этого не мог обойтись даже такой деспотический правитель, как Чезаре Борджиа. С середины XVI века это начало изменяться. Так, в 1532 году папа, построив предварительно в Анконе крепость, потребовал от этого города признания неограниченной его власти и, легко сломив сопротивление, добился своего. То же было понемногу сделано под разными предлогами и при стечении более или менее благоприятных обстоятельств и в других городах. Вообще управление стало принимать более централизованный и вместе с тем более хищнический характер.

В конце XV века подати, платимые населением Папской области, были весьма невелики, но в XVI веке начали быстро расти. Папская область начала тратить огромные деньги на войны, содержание двора и борьбу с протестантизмом. Павел III возвысил цену на соль (монополия на торговлю которою принадлежала государству); это вызвало восстание в Перуджии, но оно было подавлено и дало удобный предлог к уничтожению муниципальных вольностей в этом городе. Тот же папа впервые ввел прямой подушный налог (sussidio), сперва на 3-летний срок, который, однако, постоянно возобновлялся и должен был давать фиску до 300 000 скуди. Недоимки по сбору этого налога оказывались весьма велики; действительный сбор его был в 1,5 раза меньше номинальной цифры. Общая сумма государственных доходов при Павле III поднялась до 700 000 скуди, тогда как при Юлии II она не превышала 350 000 (в эту сумму не входят доходы от индульгенций и вообще церковные). Не довольствуясь этим, папы, начиная ещё с Сикста IV , а потом в особенности с Льва X , стали практиковать в весьма широких размерах, лишь только у них являлась надобность в экстраординарных расходах, - продажу должностей. На 1471 год в Папском государстве имелось 650 должностей на продажу на сумму 100 тысяч скудо. Лев X, учредивший 1200 новых должностей, получил в своё 8-летнее управление не менее 900 000 скуди. Эти доходы вызывали усиленные расходы на жалованье чиновникам, занимавшим синекуры, и следовательно требовали дальнейшего усиления обложения. При Григории XIII (1572-1585) общая сумма государственных доходов возросла до 1 100 000 скуди. Ординарных доходов, даже усиленных продажею должностей, не хватало, и уже Климент VII (1523-1534) заключил первый государственный долг в 200 000 скуди, из 10 %; затем долги стали быстро расти и в 1585 году равнялись 5 495 000 скуди; однако, норма процента была сведена до 4-5 %; на платежи по долгу тратилось 281 000 скуди (то есть более четверти всего государственного дохода). При Сиксте V (1585-1590) долг возрос ещё на 8 миллионов.

К концу XVI века от муниципальных вольностей сохранились только жалкие остатки; папа был уже почти совершенно неограниченным монархом в нынешнем смысле этого слова; его страна, более чем какая бы то ни было другая во всей Италии, страдала от тяжести налогов; их рост не улучшал финансового положения правительства, так как новые доходы в основном тратились на выплату процентов по займам или содержание чиновников, купивших себе места. Некоторое временное изменение папской политики имело место во время папы Сикста V. Властолюбивый и деспотичный, экономный до жадности, он все же стремился поднять экономическое состояние страны и не стеснялся сокращать государственные расходы даже на такие отрасли управления, как армия, хотя в то же время не жалел денег на улучшение путей сообщения, на постройку водопроводов (его римский водопровод дал возможность Риму значительно разрастись), но также на постройку мало полезных роскошных памятников и зданий, вообще на увеличение роскоши города Рима. Главным его делом было истребление разбойников в стране, совершенное с большой энергией, но средствами обоюдоострыми: поощрением предательства, шпионства, суровыми наказаниями родственников и даже целых общин, подозреваемых (часто неосновательно) в укрывательстве.

Скоро после Сикста разбойничество вновь усилилось. Финансовая система оставалась неизменной - налоги, займы, продажа должностей. Сиксту V удалось оздоровить папские финансы, создав «Сикстинскую сокровищницу» в Замке Святого Ангела, скопив для своих преемников капитал в 4,25 млн скуди; его «сикстинская сокровищница» сохранилась, хотя все убывая, до конца XVIII века (в 1792 году в ней заключался 1 млн скуди).

Во время Григория XIII и Сикста V было произведено преобразование центрального управления. Папа Сикст V реформирует центральную папскую администрацию , издав 22 января 1588 года буллу «Immensa Aeterni Dei ». В новой системе коллегиальная власть консистории сменяется системой особой конгрегации кардиналов из 15 членов, фактически игравших роль министерств. Кардиналы фактически превращаются из крупных феодалов в папских чиновников, которым подчиняются епископы. Позднее, при Урбане VIII (1623-1644), создан особый статс-секретарь для иностранных дел; заведование государственными делами и вообще финансовым управлением находилось в руках подчиненной конгрегации Camera apostolica. Юстиция и администрация при Сиксте V были улучшены, насколько это было возможно при системе продажи должностей.

Следующие папы продолжали политику своих предшественников. Урбан VIII особенно заботился об увеличении военных сил страны; при нём была значительно увеличена постоянная армия и возведен ряд крепостей; в Тиволи устроен оружейный завод. Тем не менее, государственный долг за это время заметно вырос. Получив при вступлении в управление долг в 22 млн, он увеличил его на 13 млн, так что из 2-миллионного дохода около 85 % шло на уплату процентов и лишь 300 000 скуди оставались на все управление. В экономическом развитии Папское государство значительно отставало от развитой Северной Италии. Папы не допускали самоуправления в городах, в деревнях долгое время сохранялась личная зависимость крестьян в её наиболее тяжёлых формах.

Несмотря на расстроенные финансы, Папская область в политическом отношении была ещё сильна. В 1598 году она получила Феррару, в 1623 году - герцогство Урбино . С конца XVII века, вслед за финансовым и экономическим разорением, начался и политический упадок Папской области, хотя и медленный; некоторые улучшения во внутреннем управлении (между прочим почти полное прекращение продажи должностей со времен Иннокентия XI (1676-1689), и, в особенности, Иннокентия XII (1691-1700)) не могли его остановить.

Во всех войнах сказывалась военная слабость Папской области. Во время войны за испанское наследство Папская область вступила в столкновение с Австрией; императорские войска заняли часть Романьи, но скоро она возвратилась под власть пап.

В 1768 году вследствие чисто церковного спора, Франция заняла все ещё принадлежавшие Папской области графства Авиньон и Венессен (Venaissin) на юге Франции, а Неаполь - Беневент и Понтекорво, и только уступчивость папы вернула эти местности под его власть. Ко времени начала Великой Французской революции становится очевидным как экономическое отставание Папской области от других итальянских государств, так и её военная слабость.

Ликвидация в эпоху революционных и наполеоновских войн

Великая французская революция имела роковое влияние на судьбу Папской области. В международных отношениях Папская область перестала быть величиной, с которой приходилось бы особенно считаться; чувство пиетета к главе католицизма, но правителю политически бессильного государства, не могло влиять на деятелей французской революции или на