Про психологию. Учения и методики

Бронзовый век. Бронзовый век и его особенности Характерные черты религиозных верований бронзового века

Бро́нзовый век - историко-культурный период, сменивший в передовых культурных центрах энеолит , характерный распространением металлургии бронзы, использованием бронзы в качестве основного материала для производства орудий труда и оружия. Принято ограничивать бронзовый век хронологическими рамками с конца четвертого тысячелетия до н.э. до начала первого тысячелетия до н.э. Для отдельных регионов датировки бронзового века существенно различаются, многие страны его вообще не знали. В бронзовый век появились кочевое скотоводство и поливное земледелие, письменность, рабовладение (Ближний Восток, Китай, Южная Америка). Бронза - сплав меди с оловом, а также другими металлами (свинец, мышьяк), отличается от меди более низкой температурой плавления (700-900 °С) и большей прочностью, что обусловило ее распространение в первобытном обществе. Бронзовому веку предшествовал медный век - переходный период от каменного века к использованию металлов. В свою очередь бронзовый век сменился железным веком.

Бронзовый век как особую степень в истории человечества выделял еще древнеримский философ Тит Лукреций Кар . Научное обоснование бронзового века на археологическом материале дали в первой половине 19 века датские ученые К. Томсен и Е. Ворсо. В конце 19 - начале 20 века шведский археолог О. Монтелиус, пользуясь созданным им типологическим методом, классифицировал и датировал археологические памятники бронзового века Европы. Большой вклад в изучение бронзового века на территории Европы внес французский ученый Ж. Дешелет. Тогда же началось комплексное изучение археологических памятников бронзового века, стали выделяться археологические культуры. В России в дореволюционный период археологи В.А. Городцов и А. А. Спицын определили основные культуры бронзового века в Восточной Европе. В советское время на Кавказе вели исследования Г.К. Ниорадзе, Е.И. Крупнов, Б.А. Куфтин, А.А. Иессен, Б.Б. Пиотровский; на Волге - П.С. Рыков, И.В. Синицын, О.А. Гракова; на Урале - О.Н. Бадер, А.П. Смирнов, К.В. Сальников; в Средней Азии - С.П. Толстов, А.Н. Бернштам, В.М. Масон; в Сибири - С.А. Теплоухов, М.П. Грязнов, В.Н. Чернецов, С.В. Киселев, Г.П. Сосновский, А.П. Окладников.

Периодизация бронзового века

На протяжении бронзового века происходило формирование, развитие и смена ряда металлургических провинций; выделяют ранний, средний и поздний этапы бронзового века. Переход от медного века к бронзовому веку связывают с распадом Балкано-Карпатской металлургической провинции (первая половина четвертого тысячелетия до н.э.) и формированием около 35-33 веков до н.э. Циркумпонтийской металлургической провинции, которая доминировала на протяжении раннего и среднего бронзового века. Южнее центрального складчатого горного пояса в Евразии (от Альпов до Алтая) в бронзовом веке сформировались общества со сложной социальной структурой, хозяйством, основанном на земледелии в комплексе со скотоводством, городами, письменностью, государствами. Севернее, в степных регионах Евразии преобладали общества скотоводов-кочевников. В среднем бронзовом веке (26-19 века до н.э.) территория распространения металла значительно расширилась на север.
Начало позднего бронзового века связывают с распадом Циркумпонтийской металлургической провинции на рубеже третьего и второго тысячелетий до н.э. На ее месте сформировались новые металлургические провинции. Наиболее крупной из них была Евразийская степная металлургическая провинция. К ней с юга примыкала относительно небольшая, но отличающаяся богатством и разнообразием изделий, характером сплавов, Кавказская металлургическая провинция. На Среднем Востоке сложилась Ирано-Афганская металлургическая провинция. Обширную территорию от Саян и Алтая до Индокитая занимала Восточно-Азиатская металлургическая провинция. Средиземноморская металлургическая провинция существенно отличалась от расположенной к северу от нее Европейской металлургической провинции производственными приемами и формами изделий. В 13-12 веках до н.э. произошла так называемая катастрофа бронзового века, когда распались или видоизменились культуры на огромном пространстве от Атлантического океана до Тихого океана. В течение ряда столетий до 10-8 веков до н. э. осуществлялись глобальные переселения народов, начался переход к раннему железному веку. Дольше всего в Европе бронзовый век сохранялся у кельтских племен на побережье Атлантического океана.

Основные центры распространения бронзы

Древнейшие бронзовые орудия труда были найдены в Малой Азии , Месопотамии, на юге Иранского нагорья и относятся к четвертому тысячелетию до н. э. В конце четвертого тысячелетия до н.э. они распространились в Египте, в конце третьего тысячелетия до н.э. - в Индии, в середине второго тысячелетия до н. э. - в Китае и Европе. Не позднее первого тысячелетия до н.э очаги бронзолитейного производства появились в Черной Африке. Своего расцвета африканское искусство бронзового литья достигло в 11-17 веках в странах Гвинейского побережья. В Америке секреты бронзового литья были освоены в Перу в период культуры позднего тиуанаку (6-10 века н.э.).
В бронзовом веке ярко проявилась неравномерность исторического развития различных регионов Земли. В странах Переднего Востока с развитым производящим хозяйством в эпоху бронзы формировались государства. Производящее хозяйство обусловило их экономический прогресс, возникновение крупных этнических общностей, начало разложения родового строя . Вместе с тем на значительных территориях, удаленных от передовых центров, сохранялся неолитический уклад, но и сюда проникали металлические орудия труда и оружие, влиявшие на развитие населения этих регионов. Ускорению темпов хозяйственного и общественного развития способствовали прочные меновые связи, особенно между районами месторождений металлов. Для Европы большое значение имел так называемый Янтарный путь, по которому из Прибалтики на юг вывозили янтарь, а на север везли оружие и украшения.
В эпоху бронзы в Азии продолжилось развитие городских цивилизаций на Ближнем и Среднем Востоке, появились новые городские цивилизации: Хараппа в Индии, Инь и Чжоу в Китае (14-8 века до н. э.). В начале второго тысячелетия до н.э. у земледельческих племен юго-запада Средней Азии сложилась протогородская цивилизация древневосточного типа (Намазга-тепе 5), имевшая связи с культурами Иранского нагорья и Хараппой. На рубеже третьего - второго тысячелетий до н.э. Кавказский регион с его богатой рудной базой стал одним из металлургических центров Евразии, снабжал медными изделиями степные районы Восточной Европы. В третьем тысячелетии до н. э. Закавказье было областью распространения оседлых земледельческо-скотоводческих общин - носителей куро-аракской культуры, связанной с древнейшей культурой бронзы Малой Азии. С середины третьего тысячелетия и до конца второго тысячелетия до н.э. на Северном Кавказе жили скотоводческие племена (майкопская культура, северокавказская культура), оставившие богатые захоронения вождей.
Оригинальная триалетская культура с расписной керамикой была распространена в Закавказье в 18-15 веках до н.э. Во втором тысячелетии до н.э. Закавказье было центром металлургии бронзы, сходной с производством хеттов и Ассирии. На Северном Кавказе в это время была распространена северокавказская культура, развивавшаяся в контакте с катакомбной культурой, а на Западном Кавказе - культура дольменов. Во второй половине второго тысячелетия до н. э. - начале первого тысячелетия до н.э. на базе культур эпохи средней бронзы складываются культуры с высоким уровнем металлургии: центральнозакавказская культура, колхидская культура (Западный Кавказ), кобанская культура (Центральный Кавказ), прикубанская культура (Северо-Западный Кавказ), каякентско-хорочоевская культура (Северо-Восточный Кавказ).
В Европе первые очаги государственности появились на Крите (Кнос, Фест) в конце третьего - втором тысячелетиях до н.э. Об этом свидетельствуют остатки городов, дворцов, появление письменности (21-13 века до н.э.). В материковой Греции аналогичный процесс начался позже, в 16-13 веках до н.э. здесь также уже существовали города-государства - царские дворцы в Тиринфе, Микенах, Пилосе, царские гробницы в Микенах, письменность системы Б, которую считают древнейшим греческим письмом ахейцев. Древняя Греция в бронзовом веке была передовым центром Европы, на ее территории процветал ряд культур земледельцев и скотоводов. В их среде происходил процесс имущественной и социальной дифференциации, о чем свидетельствуют находки мастерских бронзолитейщиков, кладов драгоценностей родовой знати.
В странах Дунайского бассейна в бронзовом веке завершался переход к патриархально-родовому строю. Археологические культуры раннего бронзового века (конец третьего - начало второго тысячелетия до н.э.) были продолжением более ранних энеолитических культур земледельческого характера. В начале второго тысячелетия до н.э. в Центральной Европе распространилась унетицкая культура, отличающаяся высоким уровнем литья бронзовых изделий, а в 15-13 веках до н.э. - культура курганных погребений. Во второй половине второго тысячелетия до н.э. появилась лужицкая культура (12-4 века до н.э). Обширную территорию Центральной Европы занимала культура полей погребения (1300-750 годы до н.э) характерная трупосожжениями. В Центральной и Северной Европе в конце третьего и в первой половине второго тысячелетия до н.э. в нескольких локальных вариантах существовала культура боевых топоров (шнуровой керамики), получившая название по каменным сверленым топорам и шнуровой орнаментации керамики. С начала второго тысячелетия до н.э. территорию от Пиренейского полуострова до Карпат занимала культура колоколовидных кубков. Население, оставившее памятники этой культуры, постепенно продвигалось с запада на восток. На Апеннинском полуострове для бронзового века характерны памятники позднего этапа культуры Ремеделло. С середины второго тысячелетия до н. э. на севере полуострова распространились под влиянием альпийских озерных свайных поселений так называемые террамары - поселения на сваях, строившиеся не над озером, а на сырых заливных участках речных долин в бассейне реки По. Бронзовый век на территории Западной Европы оставил большое число курганов со сложными погребальными сооружениями, часто мегалитического типа - дольмены, менгиры, кромлехи. Примечателен мегалитический комплекс Стоунхендж в Англии, его ранние сооружения относят к 19 веку до н.э. С развитием металлургии связано появление на юге Пиренейского полуострова с конца третьего тысячелетия до н. э. развитой культуры с большими поселениями, обнесенными стенами с башнями (Лос-Мильярес).

Бронзовый век на территории России и сопредельных стран

В степной зоне Восточной Европы в начале второго тысячелетия до н.э. жили племена катакомбной культуры , занимавшиеся пастушеским скотоводством, земледелием, литьем бронзы. Наряду с ними обитали племена ямной культуры. Развитие приуральского металлургического очага привело в середине второго тысячелетия до н.э. к появлению на базе ямной культуры срубной культуры в Заволжье. Племена срубной культуры были вооружены бронзовыми «вислообушными» топорами, копьями, кинжалами, освоили верхового коня, распространились в степи по обоим берегам Волги, а на восток - до реки Урал. Племенам срубной культуры принадлежат клады бронзовых изделий, полуфабрикатов, литейных форм, изделий из драгоценных металлов. В первой половине первого тысячелетия до н.э. они были ассимилированы родственными им скифами.
В 16-15 веках до н.э. на территории Прикарпатья и Подолии начала распространяться комаровская культура. В северных районах она имеет особенности, свойственные более западной тшинецкой культуре . Волго-Окское междуречье и Вятское Заволжье во втором тысячелетии до н.э. занимали охотничье-рыболовческие племена позднего неолита, среди которых расселялись племена фатьяновской культуры, занимавшиеся скотоводством и изготовлявшие шаровидную глиняную посуду, каменные сверленые топоры-молотки и медные «вислообушные» топоры. В эпоху бронзового века в Волго-Окском междуречье и на Каме получили распространение бронзовые копья, кельты, кинжалы сейминского или турбинского типа. Оружие сейминского типа типов найдено в Бородинском (Бессарабском) кладе 14-13 веков до н. э. (Молдавия), на Урале, на Иссык-Куле, на Енисее.
На Средней Волге, в Приуралье , в Подонье расположены курганные могильники и стоянки абашевской культуры второй половины второго тысячелетия до н.э. В степях Западной Сибири и Казахстана до Алтая и Енисея с середины второго тысячелетия до н. э. обитали земледельческо-скотоводческие племена андроновской культуры. В середине и второй половины второго тысячелетия до н. э. племена андроновской культуры проникли в Среднюю Азию, создали там ряд локальных культур, из которых наиболее известна тазабагъябская культура Хорезма. Распространением степняков, возможно, вызван упадок земледельческой цивилизации на юго-западе Средней Азии (Намазга 6). В последней четверти второго тысячелетия до н.э. в Южной Сибири и на Алтае распространялись бронзовые орудия труда и оружие карасукской культуры, а в Забайкалье - гробничной культуры.

Смысл и многие детали религиозных представлений андроновцев, культовых обрядов, различных ритуалов, объясняются с помощью сопоставления археологических данных и сведений, почерпнутых из древнеиндийских и древнеиранских религиозных сочинений.

Все погребенные в могилах ориентированы головой на запад или юго-запад. Это не случайно. В представлениях индоиранцев земля была квадратной или круглой. Поэтому круглый курган с могилой в центре был подобием мира. Каждой стороной света управлял свой бог, следовательно, ориентация на запад была ориентацией на бога, ведающего связью с потусторонним миром.

Труп в могилу андроновцы клали в скорченном виде. Раньше такая поза объяснялась тем, что, страшась покойника, его связыва­ли веревками в позе сна. Однако в древней литературе сказано, что земля покоит умершего, как мать сына, и что в будущем он возродится к новой жизни. Поэтому можно предположить, что скорченная поза покойника в могиле - это поза младенца в утробе матери-земли. А чтобы придать покойнику эту позу, его связыва­ли. Бога смерти Яму называли «связывающим мертвецов» и изображали держащим веревку.

Наряду с захоронениями покойников андроновцы использовали кремацию - сожжение трупов, связанное с культом огня. Однако остатки костей, золы и углей в могилах различаются по своему назначению. В ранний период зола и угли - это остатки огненных ритуалов сожжения трупа. Зола и кости в позднее время - сожженное деревянное перекрытие - следы очистительных кост­ров.

Иногда археологи встречают при раскопках остатки парных захоронений мужчин и женщин, лежавших когда-то в объятиях друг друга. Считалось, что женщины были убиты и положены в могилу вместе с мужчинами. Но это не так, из древних текстов стало известно, что женщина, обычно жена, сама выбирала оста­ваться ей жить, или отправляться на тот свет вместе с умершим мужем. Но этот обычай не получил широкого распространения и выполнялся символически - жена на миг ложилась рядом с умершим мужем в могилу, а затем выходила оттуда, или же вместо себя бросала в могилу отрезанную косу.

Многочисленные обряды и ритуалы сопровождали и повседнев­ную жизнь андроновцев, наполняя реальный мир их жизни богами, предками, героями.

С жертвоприношения начиналось и строительство дома. В жертву приносили сосуды с молоком, быка или барана. Мясо съедали, молоко выпивали, а горшки и кости закапывали на месте будущего жилища - возле очага, под опорным столбом или под порогом. Известны случаи, когда в жертву приносились дети, которых хоронили под полом дома. При возведении крыши верхнюю балку окропляли жертвенной кровью животного и устра­ивали пир. Главный опорный столб символизировал связь людей с небом. Его в праздничные дни украшали цветами, а во время свадеб у столба сидели жених и невеста, а в обычные дни на этом почетном месте восседал старейшина. Особым почтением пользо­вался домашний очаг, считавшийся семейной святыней. Разруше­ние очага было самым страшным поступком. Очагу приносили жертвы, вокруг него обводили пришедшую в дом невесту, обносили перед похоронами умершего. Золу из очага запрещалось выбрасы­вать на ветер, поэтому рядом с жилищем устраивались специаль­ные зольники. Все эти обряды с огнем и золой совершались специально для того, чтобы заслужить у богов здоровье, благополучие и богатство для семьи 8 .

Рисунки на камнях. Религия во многом определила и развитие искусства. Так, каменные фигурки богов делались с большим реализмом и художественным вкусом.

Своеобразны наскальные рисунки эпохи бронзы: на покрытых черной глиняной корочкой гладких поверхностях скал древние люди кусками твердого камня выбивали изображения животных, солнцеликих людей, колесниц, сцены сражений. Это ценнейший источник информации о духовной культуре человека, его мировоззрении. Казахстан - один из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков - петроглифов. Замечательные по своему богатству рисунки Тамгалы, Ешкиольмес, Каратау, Маймака, Тарбагатая, Букентау изучались археологами и стали достоянием мировой культуры.

Люди бронзового века находились на мифологической стадии мышления. Для древних жизнь представляла смену повторяющихся циклов природы - весеннее равноденствие, пахота, осенний сбор урожая, окот скота, зима и затем вновь весенняя пахота, весенний приход теплого солнца. Чтобы не нарушить гармонию, каждое из таких событий следовало сопровождать жертвоприношениями богам, молитвами и особыми обрядами. Последние свершались в специальных святилищах, в укромных местах: в горных ущельях, у священных родников и речек. В эпоху бронзы и позднее такие святилища находились у скал, и рисунки на них отражали представления андроновцев об окружающем мире. Как правило, святилища использовались в течение многих столетий. На скалах выбивали и вырезали рисунки не только люди эпохи неолита и бронзы, но позже - вплоть до XIX в. Поэтому в скоплениях рисунков ученые, пользуясь определенными методиками, выделяют разные по времени группы или пласты.

Ученые отнесли к периоду бронзы ряд рисунков, сюжетов и композиций. Один из наиболее часто встречаемых образов в наскальном искусстве андроновцев - дикий бык тур с гнутыми, вытянутыми вперед рогами, нередко с подчеркнутым горбом у лопаток, с мощным телом и крепкими ногами. Первые изображения их появились еще в эпоху неолита.

Кроме тура встречается изображение домашнего быка. Он изображен в упряжке в сценах пахоты или показан впряженным в повозку. Исходя из того, что андроновцы - индоиранцы, можно, опираясь на мифы и религиозную литературу древней Индии и Ирана, расшифровать содержание некоторых петроглифов. В мифах о сотворении вселенной говорится, что мир создан из частей первородного быка, принесенного в жертву солнечным богом Митрой. Митра сравнивается и отождествляется с быком. На одном из рисунков в горах Ешкиольмес Митра в виде антропоморфного существа с головой, окруженной солнечными лучами, показан стоящим на быке. На ряде святилищ древние изобразили сцены поклонения солнцеголовому Митре. В урочище Тамгалы изображен солнцеголовый человек, вокруг которого хоровод из пляшущих человечков, а также одиночные и парные танцоры. Все вместе они исполняют ритуальный танец. Кстати, сам хоровод - это символ солнца, а движение участников - имитация вращения светила на небе.

Изображение быка связано с идеей плодородия, могущества и силы.

Излюбленный сюжет в наскальном искусстве - двугорбый верблюд бактриан. В эпоху бронзы он изображался в статичной форме, и нередко занимал во многих сценах ритуальное место. У древних иранцев он был воплощением бога грома Веретрагны, а у индусов - Индры. В «Авесте», священной книге иранцев, воспева­ется мощный грозный Веретрагна, который в образе верблюда «наибольшей силой обладает, наибольшей мощью».

Среди петроглифов эпохи бронзы распространено изображение колесниц. Каратауские наскальные рисунки насчитывают 49 грави­ровок колесниц, есть они в Тамгалы, горах Ешкиольмес. На большинстве из них показаны легкие двухколесные охотничьи и боевые колесницы. Все они изображены в единой манере, как бы в плане, напоминая повозку с разобранными и положенными по сторонам кузовка колесами. Упряжные животные - лошади, реже верблюды. С конем и колесницей у иранцев был связан миф о небесной солнечной колеснице. На конных колесницах считали они, разъезжают по небу все высшие боги.

Встречаются среди рисунков сцены пахоты, на которых изобра­жены впряженные в плуг быки, лошади и козлы. За плугом идет человек. Видимо, эти сцены связаны с празднованием Нового года, с весенним солнцестоянием, праздником обновления природы, с плодородием. Важной частью праздника являлось проведение первой борозды. Этот акт должен был гарантировать богатый урожай. Право проведения первой борозды предоставлялось царю, поэтому в «Авесте» говорится о том, что верховный бог Ахура Мазда вручил первому царю иранцев Йиме «Золотой плуг», чтобы он распахал землю. Представление о золотом плуге и первой борозде характерно для многих народов 9 . Следует отметить, что отголоски древних представлений, зачастую в измененном виде, сохранились у казахов и других населяющих Казахстан народов.

1. Маргулан А. X., Акишев К. А., Кадырбаев М. , Оразбаев М. А. Древние культуры Центрального Казахстана. Алма-Ата, 1966. Маргулан А. X. Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана. Алма-Ата, 1979; Кадырбаев М. К., Курманкулов Ж. Культура древних скотоводов и металлургов Сары-Арки. Алма-Ата, 1992.

2.Кривцова-Гракова О. А. Алексеевское поселение и могильник // Тр. Гос. истор. Музея М. Т. XVII. 1948; Сорокин В. С. Могильник бронзовой эпохи Тасты-Бутак I в Западном Казахстане // Материалы и исследования по археологии. 1962. № 120.

3.Максимова А. Г. Могильник эпохи бронзы Каракудук // Труды ИИАЭ АН КазССР. 1961. Т. 12. С. 62-71.

4.Средняя Азия в эпоху камня и бронзы. Л., 1966. С. 233-238.

5.Кузьмина Е. Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе, 1986; Итина М. А. Древнехорезмские земледельцы // История, археология и этнография Средней Азии. М., 1988. С. 72-86.

7.Зданович Г. Б. Феномен протоцивилизации бронзового века Урало-Казахстанских степей. Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. Алма-Ата, 1989. С. 171-178.

8. Кузьмина Е. Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе, 1986. С. 24-26.

9. Самашев 3. С. Наскальные изображения верхнего Прииртышья. Алма-Ата, 1992; Кадырбаев М. К., Марьяшев А. Н. Наскальные рисунки хребта Каратау. Алма-Ата, 1992.

Не допускается использование материалов на других веб-ресурсах без согласия авторского коллектива

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах».. – 111)

С начала династии Шан (прибл. 1751-1028 гг.) в нашем распоряжении гораздо больше информации. В общих чертах Шан знаменует собой переход от предыстории к собственно истории Древнего Китая. Эпоха эта характеризуется развитием производства бронзы, появлением городских центров и городов-столиц, наличием военной аристократии, возникновением царств и началом письменности. Документация, касающаяся религиозной жизни, достаточно обширна. Во-первых, мы располагаем богатой иконографией, примером которой служат великолепные ритуальные бронзовые вазы. С другой стороны, царские гробницы позволяют получить сведения о некоторых религиозных обрядах. Но особенно ценным источником являются многочисленные надписи на гадальных костях: лопатках животных и черепашьих щитках8. Наконец, несколько позднейших сочинений: например, «Книга песен»"3, названная Карлгреном «Free Chou texts» [свободные тексты эпохи Чжоу]9,- содержат много материала древнейших времен. Добавим, однако, что эти источники, сообщающие нам о некоторых аспектах религии шанцев, касаются, в первую очередь, верований и ритуалов царского дома; мифология и теология других слоев населения, как и в эпоху неолита, остается в большей своей части нам незнакома. Интерпретация иконографических документов далеко не всегда бывает бесспорной. Обычно признается некоторая аналогия мотивов керамики Яншаою с религиозной символикой позднейших времен. Хенце (цит. соч., стр. 215 и сл.) толкует соединение полярных символов как иллюстрацию религиозных идей, связанных с обновлением Времени и духовным обновлением. Столь же важна символика цикады и маски тао-ди - символика, наводящая на мысль о круговороте рождений и возрождений: свет и жизнь, возникающие из тьмы и смерти. Замечателен и союз антагонистических образов (пернатая змея, змея и орел ит.д.), иными словами, диалектика противоположностей и coincidentia oppositorum, центральный пункт даосской философии и мистики. Бронзовые вазы - по-прежнему урны-дома11. их формы заимствованы частью из керамики, частью из прототипов в дереве12. Великолепному 8 Довольно распространенный в Северной Азии способ гадания: задавался вопрос; кости животных или черепаший панцирь подвергались обжигу, а прорицатель толковал конфигурацию образовавшихся трещин. Рядом с каждой записывались вопрос и ответ. 9 BernardKalgren. Legends and Cults in Ancient China, p. 344. 10 Саламандра, тигр, дракон и т.д., до сих пор бытующие в китайской иконографии и на родном искусстве, - космологические символы, засвидетельствонные уже в конце неолита. Ср.: Carl Hentze. Bronzegerat.., pp. 40 sq., 55 sq., 132 sq., 165 sq. 11 Hentze. Das Haus als Wei tort der Seele, p. 14 sq. et passim. 12 Li Chi. The Beginnings of Chinese Civilization, p. 32. анималистическому искусству, явленному в бронзовых вазах, весьма вероятно, послужили образцом гравюры на дереве13. Гадальные надписи на костях и панцирях раскрывают отсутствующую (или неуловимую?) в материалах неолита религиозную концепцию верховенства высшего небесного божества Ди (Государь) или Шан-ди (Верховный Государь). Ди повелевает космическими ритмами явлениями природы (дождь, ветер, засуха и т.д.), дарует победу Царю обеспечивает богатый урожай или, наоборот, обрекает на поражение насылает болезни и смерть. Ему приносят два вида жертв: в святилище предков и в чистом поле. Но, как это происходит с другими небесными богами архаического пантеона (см. наш «Трактат по истории религий», § 14 и сл.), и его культ указывает на некоторое ослабление примата религии. Ди оказывается более далеким и менее действенным, чем умершие предки царских родов, и ему приносится меньше жертв. Однако он - единственный, к кому взывают, когда дело касается плодородия (дождь) и войны - двух самых главных забот властелина. Как бы то ни было, верховенство Ди сохраняется. Все другие боги, а также царские предки находятся в подчиненном по отношению к нему положении. Единственно предки Царя могут ходатайствовать за кого-то перед Ди; с другой стороны, только Царь наделен способностью общаться со своими предками, ибо он есть «особый человек» 14. Авторитет Властелина укрепляется с помощью его предков; вера в их магико-религиозное могущество легитимизировала власть династии Шан. В свою очередь, предки зависят от приносимых им пожертвований зерном, а также, кровью и мясом животных15. Ошибочно было бы предполагать, вслед за некоторыми исследователями16, что культ предков перешел в низшие социальные слои от правящей аристократии, для которой он столь много значил. Нет, культ этот был укоренен и весьма популярен уже в эпоху неолита. Как мы видели выше (стр. 8), у самых древних земледельцев он составлял часть религиозной системы, сопряженную с антропокосмическим циклом. Отсюда и верховенство царя, чей Прародитель, считалось, происходил по прямой линии от Ди, придавшего этому древнему культу политическую функцию. 13 Ibid., р. 35. 14 Формула: «Я, единственный из людей» (или, может быть, «Я, первый из людей) засвидетельствована в оракулярных надписях; ср.: DavidKeight/ey. Shang Theology and the Oenesis of Chinese political Culture, p. 213, n. 6. 15 Как это отмечает Кейтли (циг. соч., стр. 214 и далее), культ предков выделял царскую линию как источник политической и религиозной власти. Доктрина «мандата Неба», которую обычно считают изобретением династии Чжоу, корнями уходит в теологию эпохи Шан. 16 См., например: Но. The Cradle ofthe East, p. 320. Два вида жертв приносит Царь: жертвы предкам и жертвы Ди и другим богам. Иной раз ритуальная служба растягивается на 300 или 360 дней. Слово «жертвоприношение» обозначает «год», поскольку годовой цикл задуман как завершенная служба. Это подтверждает религиозную значимость календаря, гарантирующего нормальную смену времен года. В колоссальных царских гробницах вблизи Аньяня наряду со скелетами животных находят многочисленные человеческие останки: люди умерщвлялись, очевидно, для того, чтобы сопутствовать.повелителю в загробном мире. Выбор жертв (воины, слуги, собаки, лошади) подчеркивает важность института охоты*4 (может быть, ритуальной?) для военной аристократии и царского клана17. Большое число вопросов, сохраненных для нас надписями на гадальных костях, касаются своевременности и шансов на успех того или иного царского предприятия. Захоронения наделялись той же космологической символикой и выполняли ту же функцию, что и жилища: они представляли собой обиталища, только для мертвых. Подобными же установками можно объяснить и человеческие жертвоприношения при строительстве зданий, особенно храмовых и дворцовых. Души жертв как бы обеспечивали нерушимость конструкции: возводимое сооружение долженствовало служить, так сказать, «новым телом», вместилищем души жертвы18. Но практика человеческих жертвоприношений имела и другие цели, о которых у нас мало сведений; можно лишь предположить, что имелось в виду обновление Времени или регенерация царствующей династии. Несмотря на лакуны, главные черты религии эпохи Шан поддаются расшифровке. Не вызывает сомнений важнейшая роль бога Неба и культа предков. Сложность жертвенной системы (связанной с религиозным календарем) и техники предсказаний обусловливала существования класса профессионалов - «знатоков сакрального», прорицателей, жрецов и шаманов. И, наконец, иконография раскрывает перед нами символику одновременно космологическую и сотериологическую, пока еще недостаточно проясненную, но, по всей вероятности, предвосхищающую основные религиозные концепции классического Китая. 17 Li Chi. Op. с it., p. 21 sq. Автор обращает внимание на анималистические мотивы (тигр, олень и т.д.) в росписи бронзовых ваз (р. 33). Добавим, что речь идет об эмблематических животных, несущих в себе довольно сложную космологическую и инициатическую символику. 18 Ср.: Eliade. De Zalmoxis a Gengis-Khan, p. 182 sq.

Смысл и многие детали религиозных представлений андроновцев, культовых обрядов, различных ритуалов, объясняются с помощью сопоставления археологических данных и сведений, почерпнутых из древнеиндийских и древнеиранских религиозных сочинений.

Все погребенные в могилах ориентированы головой на запад, или юго-запад. Это не случайно. В представлениях индоиранцев земля была квадратной или круглой. Поэтому круглый курган с могилой в центре был подобием мира. Каждой стороной света управлял свой бог, следовательно, ориентация на

запад была ориентацией на бога, ведающего связью с потусторонним миром.

Труп в могилу андроновцы клали в скорченном виде. Раньше такая поза объяснялась тем, что, страшась покойника, его связывали веревками в позе сна. Однако в древней литературе сказано, что земля покоит умершего, как мать сына, и что в будущем он возродится к новой жизни." Поэтому можно предположить, что скорченная поза покойника в могиле -- это поза младенца в утробе матери-земли. А чтобы придать покойнику эту позу, его связывали. Бога смерти Яму называли «связывающим мертвецов» и изображали держащим веревку.

Наряду с захоронениями покойников андроновцы использовали кремацию -- сожжение трупов, связанное с культом огня. Однако остатки костей, золы и углей в могилах различаются по своему назначению. В ранний период зола и угли -- это остатки огненных ритуалов сожжения трупа. Зола и кости в позднее время -- сожженное деревянное перекрытие -- следы очистительных костров.

Иногда археологи встречают при раскопках остатки парных захоронений мужчин и женщин, лежавших когда-то в объятиях друг друга. Считалось, что женщины были убиты и положены в могилу вместе с мужчинами. Но это не так, из древних текстов стало известно, что женщина, обычно жена, сама выбирала оставаться ей жить, или отправляться на тот свет вместе с умершим мужем. Но этот обычай не получил широкого распространения и выполнялся символически -- жена на миг ложилась рядом с умершим мужем в могилу, а затем выходила оттуда, или же вместо себя бросала в могилу отрезанную косу.

Многочисленные обряды и ритуалы сопровождали и повседневную жизнь андроновцев, наполняя реальный мир их жизни богами, предками, героями.

С жертвоприношения начиналось и строительство дома. В жертву приносили сосуды с молоком, быка или барана. Мясо съедали, молоко выпивали, а горшки и кости закапывали на месте будущего жилища -- возле очага, под опорным столбом или под порогом. Известны случаи, когда в жертву приносились дети, которых хоронили под полом дома. При возведении крыши верхнюю балку окропляли жертвенной кровью животного и устраивали пир. Главный опорный столб символизировал связь людей с небом. Его в праздничные дни украшали цветами, а во время свадеб у столба сидели жених и невеста, а в обычные дни на этом почетном месте восседал старейшина. Особым почтением пользовался домашний очаг, считавшийся семейной святыней. Разрушение очага было самым страшным поступком. Очагу приносили жертвы, вокруг него обводили пришедшую в дом невесту, обносили перед похоронами умершего. Золу из очага запрещалось выбрасывать на ветер, поэтому рядом с жилищем устраивались специальные зольники. Все эти обряды с огнем и золой совершались специально для того, чтобы заслужить у богов здоровье, благополучие и богатство для семьи8.

Рисунки на камнях. Религия во многом определила и развитие искусства. Так, каменные фигурки богов делались с большим реализмом и художественным вкусом.

Своеобразны наскальные рисунки эпохи бронзы: на покрытых черной глиняной корочкой гладких поверхностях скал древние люди кусками твердого камня выбивали изображения животных, солнцеликих людей, колесниц, сцены сражений. Это ценнейший источник информации о духовной культуре человека, его мировоззрении. Казахстан -- один из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков -- петроглифов. Замечательные по своему богатству рисунки Тамгалы, Ешкиольмес, Каратау, Маймака, Тарбагатая, Букентау изучались археологами и стали достоянием мировой культуры.

Люди бронзового века находились на мифологической стадии мышления. Для древних жизнь представляла смену повторяющихся циклов природы -- весеннее равноденствие, пахота, осенний сбор урожая, окот скота, зима и затем вновь весенняя пахота, весенний приход теплого солнца. Чтобы не нарушить гармонию, каждое из таких событий следовало сопровождать жертвоприношениями богам, молитвами и особыми обрядами. Последние совершались в специальных святилищах, в укромных местах: в горных ущельях, у священных родников и речек. В эпоху бронзы и позднее такие святилища находились у скал, и рисунки на них отражали представления андроновцев об окружающем мире. Как правило, святилища использовались в течение многих столетий. На скалах выбивали и вырезали рисунки не только люди эпохи неолита и бронзы, но позже -- вплоть до XIX в. Поэтому в скоплениях рисунков ученые, пользуясь определенными методиками, выделяют разные по времени группы или пласты.

Ученые отнесли к периоду бронзы ряд рисунков, сюжетов и композиций. Один из наиболее часто встречаемых образов в наскальном искусстве андроновцев -- дикий бык тур с гнутыми, вытянутыми вперед рогами, нередко с подчеркнутым горбом у лопаток, с мощным телом и крепкими ногами. Первые изображения их появились еще в эпоху неолита.

Кроме тура встречается изображение домашнего быка. Он изображен в упряжке в сценах пахоты или показан впряженным в повозку. Исходя из того, что андроновцы -- индоиранцы, можно, опираясь на мифы и религиозную литературу древней Индии и Ирана, расшифровать содержание некоторых петроглифов. В мифах о сотворении вселенной говорится, что мир создан из частей первородного быка, принесенного в жертву солнечным богом Митрой. Митра сравнивается и отождествляется с быком. На одном из рисунков в горах Ешкиольмес Митра в виде антропоморфного существа с головой, окруженной солнечными лучами, показан стоящим на быке. На ряде святилищ древние изобразили сцены поклонения солнцеголовому Митре. В урочище Тамгалы изображен солнцеголовый человек, вокруг которого хоровод из пляшущих человечков, а также одиночные и парные танцоры. Все вместе они исполняют ритуальный танец. Кстати, сам хоровод -- это символ солнца, а движение участников -- имитация вращения светила на небе. Изображение быка связано с идеей плодородия, могущества и силы. Излюбленный сюжет в наскальном искусстве -- двугорбый верблюд бактриан. В эпоху бронзы он изображался в статичной форме и нередко занимал во многих сценах ритуальное место. У древних иранцев он был воплощением бога грома Веретрагны, а у индусов -- Индры. В «Авесте», священной книге иранцев, воспевается мощный грозный Веретрагна, который в образе верблюда «наибольшей силой обладает, наибольшей мощью».

Среди петроглифов эпохи бронзы распространено изображение колесниц. Каратауские наскальные рисунки насчитывают 49 гравировок колесниц, есть они в Тамгалы, горах Ешкиольмес. На большинстве из них показаны легкие двухколесные охотничьи и боевые колесницы. Все они изображены в единой манере, как бы в плане, напоминая повозку с разобранными и положенными по сторонам кузовка колесами. Упряжные животные -- лошади, реже верблюды. С конем и колесницей у иранцев был связан миф о небесной солнечной колеснице. На конных колесницах считали они, разъезжают по небу все высшие боги.

С начала династии Шан (прибл. 1751–1028 гг.) в нашем распоряжении гораздо больше информации. В общих чертах Шан знаменует собой переход от предыстории к собственно истории Древнего Китая. Эпоха эта характеризуется развитием производства бронзы, появлением городских центров и городов-столиц, наличием военной аристократии, возникновением царств и началом письменности. Документация, касающаяся религиозной жизни, достаточно обширна. Во-первых, мы располагаем богатой иконографией, примером которой служат великолепные ритуальные бронзовые вазы. С другой стороны, царские гробницы позволяют получить сведения о некоторых религиозных обрядах. Но особенно ценным источником являются многочисленные надписи на гадальных костях: лопатках животных и черепашьих щитках. Наконец, несколько позднейших сочинений: например, "Книга песен", названная Карлгреном "Free Chou texts" [свободные тексты эпохи Чжоу]. - содержат много материала древнейших времен. Добавим, однако, что эти источники, сообщающие нам о некоторых аспектах религии шанцев, касаются, в первую очередь, верований и ритуалов царского дома; мифология и теология других слоев населения, как и в эпоху неолита, остается в большей своей части нам незнакома.

Интерпретация иконографических документов далеко не всегда бывает бесспорной. Обычно признается некоторая аналогия мотивов керамики Яншао с религиозной символикой позднейших времен. Хенце (цит. соч., стр. 215 и сл.) толкует соединение полярных символов как иллюстрацию религиозных идей, связанных с обновлением Времени и духовным обновлением. Столь же важна символика цикады и маски тао-ди - символика, наводящая на мысль о круговороте рождений и возрождений: свет и жизнь, возникающие из тьмы и смерти. Замечателен и союз антагонистических образов (пернатая змея, змея и орел и т. д.), иными словами, диалектика противоположностей и coincidentia oppositorum, центральный пункт даосской философии и мистики. Бронзовые вазы - по-прежнему урны-дома. Их формы заимствованы частью из керамики, частью из прототипов в дереве. Великолепному анималистическому искусству, явленному в бронзовых вазах, весьма вероятно, послужили образцом гравюры на дереве.

Гадальные надписи на костях и панцирях раскрывают отсутствующую (или неуловимую?) в материалах неолита религиозную концепцию верховенства высшего небесного божества Ди (Государь) или Шан-ди (Верховный Государь). Ди повелевает космическими ритмами и явлениями природы (дождь, ветер, засуха и т. д.), дарует победу Царю и обеспечивает богатый урожай или, наоборот, обрекает на поражение и насылает болезни и смерть. Ему приносят два вида жертв: в святилище предков и в чистом поле. Но, как это происходит с другими небесными богами архаического пантеона (см. наш "Трактат по истории религий", § 14 и сл.), и его культ указывает на некоторое ослабление примата религии. Ди оказывается более далеким и менее действенным, чем умершие предки царских родов, и ему приносится меньше жертв. Однако он - единственный, к кому взывают, когда дело касается плодородия (дождь) и войны - двух самых главных забот властелина.

Как бы то ни было, верховенство Ди сохраняется. Все другие боги, а также царские предки находятся в подчиненном по отношению к нему положении. Единственно предки Царя могут ходатайствовать за кого-то перед Ди; с другой стороны, только Царь наделен способностью общаться со своими предками, ибо он есть "особый человек". Авторитет Властелина укрепляется с помощью его предков; вера в их магико-религиозное могущество легитимизировала власть династии Шан. В свою очередь, предки зависят от приносимых им пожертвований зерном, а также, кровью и мясом животных. Ошибочно было бы предполагать, вслед за некоторыми исследователями, что культ предков перешел в низшие социальные слои от правящей аристократии, для которой он столь много значил. Нет, культ этот был укоренен и весьма популярен уже в эпоху неолита. Как мы видели выше (стр. 8), у самых древних земледельцев он составлял часть религиозной системы, сопряженную с антропокосмическим циклом. Отсюда и верховенство царя, чей Прародитель, считалось, происходил по прямой линии от Ди, придавшего этому древнему культу политическую функцию.

Два вида жертв приносит Царь: жертвы предкам и жертвы Ди и другим богам. Иной раз ритуальная служба растягивается на 300 или 360 дней. Слово «жертвоприношение» обозначает «год», поскольку годовой цикл задуман как завершенная служба. Это подтверждает религиозную значимость календаря, гарантирующего нормальную смену времен года. В колоссальных царских гробницах вблизи Аньяня наряду со скелетами животных находят многочисленные человеческие останки: люди умерщвлялись, очевидно, для того, чтобы сопутствовать повелителю в загробном мире. Выбор жертв (воины, слуги, собаки, лошади) подчеркивает важность института охоты (может быть, ритуальной?) для военной аристократии и царского клана. Большое число вопросов, сохраненных для нас надписями на гадальных костях, касаются своевременности и шансов на успех того или иного царского предприятия.

Захоронения наделялись той же космологической символикой и выполняли ту же функцию, что и жилища: они представляли собой обиталища, только для мертвых. Подобными же установками можно объяснить и человеческие жертвоприношения при строительстве зданий, особенно храмовых и дворцовых. Души жертв как бы обеспечивали нерушимость конструкции: возводимое сооружение долженствовало служить, так сказать, "новым телом", вместилищем души жертвы. Но практика человеческих жертвоприношений имела и другие цели, о которых у нас мало сведений; можно лишь предположить, что имелось в виду обновление Времени или регенерация царствующей династии.

Несмотря на лакуны, главные черты религии эпохи Шан поддаются расшифровке. Не вызывает сомнений важнейшая роль бога Неба и культа предков. Сложность жертвенной системы (связанной с религиозным календарем) и техники предсказаний обусловливала существования класса профессионалов - "знатоков сакрального", прорицателей, жрецов и шаманов. И, наконец, иконография раскрывает перед нами символику одновременно космологическую и сотериологическую, пока еще недостаточно проясненную, но, по всей вероятности, предвосхищающую основные религиозные концепции классического Китая.