Про психологию. Учения и методики

Как происходило укрепление самодержавной монархии. История

Серегино.
Добавлено, чтобы было хоть что-то. Доработать!

XVII в. происходит трансформация российской политической системы от сословно-представительной монархии к самодержавию. При ограниченной монархии государь осуществляет власть вместе с высшими сословно-представительными органами: царь, принимая решение, должен получить их согласие. При самодержавии царь должен был лишь обсудить с ними вопрос, а окончательное решение оставалось за ним. После 1613 г. власть царя на первых порах серьезно ограничивало боярство. Земские соборы, выражавшие интересы многих слоев общества, выступали реальным противовесом Боярской думе и играли очень важную роль в политической жизни. Однако существованию в России ограниченной монархии препятствовало отсутствие у сословий, кроме боярства, понятия о своих правах и их законодательном оформлении. В сознании низших и средних слоев общества сословные права путались с правами тягловой общины. При таких условиях защиту своих прав сословия видели лишь в усилении власти царя, а не в создании системы защиты этих прав через представительные органы.В 1649 г. на Земском соборе было принято новое Уложение (свод законов). В нем укреплялось централизованное государственное управление и закреплялась самодержавная власть царя. С принятием этого Уложения роль сословного представительства падает. После 1649 г. состоялись всего четыре Земских собора. Они решали важнейшие государственные вопросы: утверждали основные законодательные акты, давали согласие на ведение или прекращение военных действий, обсуждали международные соглашения и т.д. До 1682 г. в их компетенцию входило утверждение русских государей на царство. В 1653 г. потребовалось согласие Земского собора на просьбу гетмана Б. Хмельницкого о присоединение Левобережной Украины к России, ибо это означало неизбежную войну с Польшей.Уменьшилось и значение Боярской думы в политической жизни: она полностью переходит под власть царя во второй половине XVII века. Зато возрастает влияние «ближней государевой думы», куда входили доверенные лица самодержца. В середине 50-х гг. XVII в. возник Приказ тайных дел – личная канцелярия царя, поставленная над всеми официальными учреждениями и лицами. Число приказов увеличилось до 80. Все большую роль в них играют не бояре, а служащие-дьяки, происходившие из мелкого дворянства. Так рождалась бюрократия – необходимый элемент системы абсолютизма. Попытки ограничить своеволие бюрократии предпринимались неоднократно, но без особого успеха. В 1682 г. было отменено местничество – система получения государственных постов по степени знатности и родовитости. Управление страной становилось все более централизованным, хотя и мало упорядоченным.На местах централизация выражалась в создании на базе нескольких уездов особых округов – разрядов. Реальным путем усиления власти государства было развитие местной администрации. В 1646 году правительство Алексея Михайловича увеличивает косвенные налоги, подняв цену на соль в четыре раза. Но вместо пополнения казны вновь происходит сокращение доходов, ибо народ оказался не в состоянии покупать соль по новой цене. В 1647 году правительство налог отменяет, но решено было взыскать недоимки за три года любыми способами.Это решение вылилось в июне 1648 года в открытое восстание в Москве, получившее название «Соляного бунта». Несколько дней Москва была в мятеже: жгли, убивали, грабили всех, кого считали виновником народных бед. К горожанам присоединились стрельцы и пушкари, часть дворян. Восстание удалось подавить лишь с помощью подкупленных стрельцов, которым увеличили жалование.Восстание, испугавшее власти, во многом способствовало созыву в 1649 году Земского собора и принятию Соборного уложения - нового кодекса законов.»Соляной бунт» в Москве не был единственным. В 1630 - 1650-х годах восстания произошли более чем в 30 русских городах.Эти восстания не облегчили положение народа. В середине XVII века налоговый гнет возрос еще более. Денег требовали войны, которые вела Россия со Швецией и Польшей, нужны были средства и на содержание государственного аппарата.В поисках выхода из тяжелого финансового положения русское правительство взамен серебряной монеты с 1654 года по той же цене стало чеканить медную. Медных денег было выпущено так много, что они обесценились. Дороговизна продуктов привела к голоду. Доведенные до отчаяния посадские московские люди летом 1662 года подняли восстание. (Медный бунт.) Оно было жестоко подавлено, но правительство для успокоения народа вынуждено было прекратить чеканку медных денег, которые вновь заменялись серебряными.


XVII в. происходит трансформация российской политической системы от сословно-представительной монархии к самодержавию. При ограниченной монархии государь осуществляет власть вместе с высшими сословно-представительными органами: царь, принимая решение, должен получить их согласие. При самодержавии царь должен был лишь обсудить с ними вопрос, а окончательное решение оставалось за ним. После 1613 г. власть царя на первых порах серьезно ограничивало боярство. Земские соборы, выражавшие интересы многих слоев общества, выступали реальным противовесом Боярской думе и играли очень важную роль в политической жизни. Однако существованию в России ограниченной монархии препятствовало отсутствие у сословий, кроме боярства, понятия о своих правах и их законодательном оформлении. В сознании низших и средних слоев общества сословные права путались с правами тягловой общины. При таких условиях защиту своих прав сословия видели лишь в усилении власти царя, а не в создании системы защиты этих прав через представительные органы.В 1649 г. на Земском соборе было принято новое Уложение (свод законов). В нем укреплялось централизованное государственное управление и закреплялась самодержавная власть царя. С принятием этого Уложения роль сословного представительства падает.

Соц.конфликты:

«Соляной бунт»(1648) Правительство Алексея Михайловича увеличивает косвенные налоги, подняв цену на соль в четыре раза. Народ оказался не в состоянии покупать соль по новой цене. В 1647 году правительство налог отменяет, но решено было взыскать недоимки за три года любыми способами.Это решение вылилось в июне 1648 года в открытое восстание в Москве, которое удалось подавить лишь с помощью подкупленных стрельцов, которым увеличили жалование.

«Медный бунт»,(1662) в ойна требовала денег. Русское правительство взамен серебряной монеты с 1654 года по той же цене стало чеканить медную. Медных денег было выпущено так много, что они обесценились. Дороговизна продуктов привела к голоду. Он был жестоко подавлен, чеканку прекратили.

№16.Европейская внешняя политика первых Романовых. Окончание польско-шведской интервенции (Столбовский мир и Деулинское перемирие). Расширение территории Русского государства в XVII в.

Внешняя политика первых Романовых:

1.Воссоединение Левобережной Украины с Россией .-Украина находилась в кольце сильных стран-Речь Посполита, Османская империя и Россия. Украине нужен был союзник. В 1653 г. прибыли в Москву послы от Хмельницкого просьбой о союзе. В 1654 г. собрался Земский собор, на котором было решено взять Украину под свою защиту.1654 г. Украина была принята в состав Российского государства. Украина была принята на правах самой широкой автономии.

Война с Речей Посполитой.(1654-1667,13 лет)

После восстановлений от Смутного времени Россия решила возвратить Смоленск, захваченной во время Смуты Речью Посполитой. (1632 -- 1634 гг) Русское войско было слабым. Осада Смоленска не дала результатов. Поляновский мир 1634 г. оставил за поляками Смоленск и все захваченные во время Смуты западные территории России. 1648 г. - восстание Богдана Хмельницкого, против польского господства на территории современной Украины. Из-за слабости Россия не помогала казакам, но после воссоединения с укр. началась рус-пол. война. 1667 в было подписано перемирие. Согласно ему, России возвращался Смоленск, а также все земли, потерянные во время смутного времени.

3.Русско-шведская Война 1656-1658 гг .

Русско-шведская война 1656-1658, возникла в результате стремления России вернуть территории на С.-З. и добиться выхода к Балтийскому морю. В 1658 году был подписан мирный договор на 3 года, на выгодных территориальных условиях для Росии,но по истечению договора,все земли пришлось вернуть, чтобы снова не начинать войну.

Освоение Сибири.

Первым двинулся с походом Ермак. В начале 17 века Сибирь принадлежала России.

Столбовский мир – мир между Россией и Швецией, 1617года.Столбовскиймир по сути завершил шведскую интервенцию в Россию, начавшуюся в период Смуты. Швеция возвратила России много захваченных городов.

Деулинское перемирие между Россией и Речью Посполитой. Заключено в 1618 в д. после неудавшейся попытки войска польского королевича захватить Москву. Россия и Речь Посполита уступили друг другу завоеванные территории.

Расширение территории России в XVII в . Произошло за счет включения новых земель таких как Сибирь, Левобережье Украины и т.д. Географические открытия российских исследователей также расширили границы России.

№17.Церковный раскол и народные движения второй половины XVII в. Выступление под руководством С. Разина.

В 1653, желая укрепить Русскую православную церковь, патриарх Никон приступил к осуществлению церковной реформы, призванной ликвидировать разночтения в книгах и обрядах, унифицировать (привести к единому) богословскую систему на всей территории России.

Церковный раскол - это отделение части верующих от РПЦ, которые не признали реформу Никона (1653-1656) Они стали называться старообрядцами или раскольниками.

Суть церковной реформы :

1) церковные нововведения не затрагивали основы русской религии и коснулись только обрядовой ее стороны. Но хотя речь шла о «несерьезных» вещах, таких как двуперстие или троеперстие, написание имени Христа через одно или через два «и» и др., нужно учитывать, что для каждой религии обрядовая сторона очень важна. Возмущение людей вызвал сам факт вмешательства светской власти в традиционную культуру;

2) речь шла о необходимости упорядочения и централизации церковной и всей духовной жизни, так как этого требовали процессы в социально-экономической и политической сферах.

Скрытая причина - Никон хотел быть выше царя.

Участники :Сторонникиникона и противники никона (старообрядцы-раскольники - Аввакум Петров, Иван Неров)

Последствия раскола: 1) церковь ослабла; 2) раскольники преследовались; 3) традиции и обряды раскольников были своеобразны; 4) соловецкое восстание (1668-1676)

Соловецкое восстание 1668-1676 - восстание монахов Соловецкого монастыря против церковных реформ патриарха Никона. Из-за отказа монастыря принять нововведения, правительство приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря.Итого - уничтожение староверцев, становление новой веры.

Восстание С.Разина.(1670-1671)

Причины:

1. Усиление феодального гнета

2. Лишение казаков возможности жить защет набегов на турецкие и крымские земли.

Причины поражения :

1.Отсутствие четкой программы

2.разнородный состав

3.слабая дисциплина

4.плохое вооружение

5.вера в хорошего царя

6.стихийность

Масштабы расправы над восставшими были огромны, в некоторых городах было казнено более 11 тысяч человек. Всего было уничтожено более 100 тысяч повстанцев. Разинцы не добились своей цели: уничтожения дворян и крепостного права.

№18. Преобразовательная деятельность Петра I как попытка модернизации России: государственно-политическое, социально-экономическое и культурное реформирование. Оценка деятельности Петра I в отечественной историографии.

Петр I Алексеевич (1682–1725)

Государственно-политическое реформирование:

1) после победы в Северной войне Петр I принял титул императора, Россия с этого времени стала называться империей.

2) взамен прекратившей свое существование Боярской думы высшим совещательным органом при императоре Петре I стал Сенат (с 1711 г.). Формировался из высших чиновников, пользовавшихся наибольшим доверием у императора. Главной задачей Сената являлся контроль за деятельностью нижестоящих органов.

3) были сформированы коллегии (с 1719 г.). Главными коллегиями были: Военная, Адмиралтейская и Коллегия «чужестранных дел».

4) уездно-волостное устройство страны было отменено. Россия была разделена на 8 губерний (в 1708–1710 гг.). Губернии, в свою очередь, подразделялись на провинции. Возглавляли губернии губернаторы, которые назначались Петром из числа наиболее доверенных ему соратников;

5) православная церковь при Петре I была преобразована в государственное учреждение во главе с Синодом. Большой урон Петр I нанес монастырям, которые он считал пристанищами тунеядцев.

Преобразования в экономической сфере:

1) мануфактура.(открывала казна, после частные лица)

2) развивалась внешняя торговля. Крупнейшим центром морской торговли становится новая столица – Санкт-Петербург;

3) Петр I придерживался практики протекционизма (превышение экспортной торговли над импортной). Тем самым он стремился к поддержке развивавшейся российской промышленности. В 1724 г. был принят таможенный тариф.

4) на смену прежнему подворному налогообложению пришло новое подушное – с крестьянской души

Преобразования в социальной сфере:

1) в отношении российских сословий вводился принцип равной обязательности того или другого вида службы Отечеству. Дворянство, в частности, должно было выбрать военную или морскую офицерскую или гражданскую чиновничью службу;

2) Указ о единонаследии 1714 г. лишил младших дворянских сыновей права наследовать часть отцовского имения. Это должно было стимулировать их стремление заработать на жизнь службой;

3) Табель о рангах 1722 г. поставила знатность в связь не с происхождением, рождением в знатной семье, а с качеством и продолжительностью службы.

4) привела к ужесточению крепостного права. В разряд крепостных попали даже те группы сословий, которые ранее сохраняли личную свободу;

5)с 1705 г. стала действовать рекрутская повинность: деревни каждый год должны были выставлять рекрутов для пожизненной службы в регулярной армии;

Культурное реформирование:

1)С 1702 г. систематически выходила первая русская газета "Ведомости".

2)Петр I в 1708г. ввел новый гражданский шрифт.

3)основание в 1724 г. Академии наук в Петербурге.

5)Петр I учредил ассамблеи(балы) с обязательным присутствием на них женщин. Это утвердило начало "правил хорошего тона" и употребления иностранных языков(фран.)

Строительство Петербурга, открытие первого театра,

Итоги и значение :

1) Россия стала сильным европейским государством;

2) в большей части удалось преодолеть технико-экономическую отсталость страны;

3) преобразования Петра I дали большой толчок для социально-экономического развития страны.

Оценка деятельности Петра:

1)Дореволюционное – а)Западники: Реформы Петра приобщили Россию к европейской цивилизации.

б)Славянофилы: Реформы Петра нарушили национальный русский устой.

2)Советская – Реформы Петра носили прогрессивный характер, но за счет усиления «эксплуатации трудящихся».

3)Современная – Россия сделала шаг на пути прогресса, но превратилось в военно-полицейское государство, с восточными устоями российского абсолютизма и монополизированной крепостной экономикой.

№19.Внешняя политика Петра I. Изменение геополитического положения России в первой четверти XVIII в.

Внешняя политика Петр I хотел превратить России в великую морскую державу, поэтому был необходим выход к морям – Балтийскому и Черному. Единственным морским портом России оставался Архангельск, который мог использоваться лишь в течение полугода.

Азовские походы

Первоначально основной целью внешней политики Петра I стала борьба за выход Черному морю. В 1695 году было объявлено о начале похода против Турции. Однако недостаток войск(флот) помешали овладеть крепостью Азов.Неудача первого Азовского похода заставила Петра принять решение о строительстве флота. В 1696 г. осажденный с моря и с суши Азов был взят. В 1700 году был подписано мирное соглашение с Османской империей, по которому Россия получала Азов. Однако добиться от Турции согласия на проход русских судов через проливы Россия не смогла. Выход на торговые пути оставался по-прежнему закрытым. Приобретения России в результате Азовских походов закрепить не удалось: в результате неудачной для России войны с Турцией 1710-1713 гг. (Прутский поход 1711 г.) Азов был возвращен Османской империи.

«Великое посольство»

(в 1683 году была создана «Священная лига», в которую через несколько лет вошла Россия.)

С целью активизации «Священной лиги», а также ее расширения за счет Нидерландов, Дании, Англии в 1697 г. в Европу было направлено «Великое посольство». Однако правительства Англии и Нидерландов отказались оказать России политическую и материальную помощь в ее борьбе с Османской империей. Поэтому после «Великого посольства» центр тяжести внешней политики России был перемещен на западное направление.

Северная война(1700-1721)

В 1699 г. был создан Северный союз против Швеции в составе России, Дании и Саксонии. Главной целью теперь стал выход к Балтийскому морю. В 1700 году началась Северная война со Швецией. Ее можно разделить на два этапа: первый – с 1700 по 1709 г. (до Полтавского сражения), второй – с 1709 по 1721 г. (с Полтавской битвы до заключения Ништадтского мира).

Война началась для Северного союза неудачно. На первом этапе войны лидировала Швеция. Рубежом в войне стала Полтавская битва (27 июня 1709 г.), в которой русская армия одержала победу. Полтавская победа означала коренной перелом в ходе Северной войны. Северный союз, распавшийся в предполтавский период, был восстановлен. Победа в Северной войне открыла России выход к Балтийскому морю. По Ништадсткому миру 1721 года за Россией закреплялись обширные территории.

Учебник для 7 класса

История России

§ 13.1. Укрепление самодержавия

Органы центрального управления. Во второй половине XVII в. при Алексее Михайловиче происходило дальнейшее усиление царской власти.

Перестали созывать Земские соборы. Прошло то время, когда Боярская дума часами обсуждала какой-нибудь мелкий вопрос. Теперь требовались быстрые, но продуманные решения. На первый план все больше выдвигались образованные, способные люди, которые порой оттесняли знатных долгодумов.

Алексей Михайлович создал так называемую «ближнюю», или «тайную», думу, где решались все наиболее важные вопросы.

Органами центрального управления в стране оставались приказы. Количество их росло, иногда доходя до 80. Многие из них имели сходные полномочия. Четкого разделения управления между приказами не было. Это создавало путаницу в делах.

Современный рисунок

Поэтому Алексеем Михайловичем был создан своеобразный орган над приказами - Приказ тайных дел . Приказ осуществлял надзор за всеми гражданскими и военными делами, мог вмешаться в действия любого другого приказа и принять в нем решение «волей великого государя». В этот приказ стекались разного рода доносы, сведения о настроениях людей. В Приказе тайных дел царь имел свое «рабочее место» - стол с письменными принадлежностями, где он проводил немало времени.

сословный самодержавие бюрократия государственность

Смута начала XVII в. привела к полному развалу российской государственности, подрыву авторитета боярской и дворцовой знати (как заметил современник, «оскудеша премудрые старцы и изнемогоша чудные советники»), тяжелые психологические последствия имел массовый террор со стороны всех соперничавших группировок. Экономика была разрушена, а страна обезлюдела. Предельно сложной оставалась геополитическая обстановка.

XVII в. -- время усиления мобилизационного характера развития России. Восстановление народного хозяйства, постоянные войны, восстания и бунты как ответ на закрепощение, финансовые трудности и злоупотребления администрации, стремительное расширение территории (присоединение Украины, Восточной Сибири и Дальнего Востока, продвижение на Кавказ и др.), следствием чего стало превращение России в крупнейшую континентальную империю мира, требовали концентрации национальных сил, привели к завершению установления крепостного права. Наряду с этим развиваются мелкотоварное производство, мануфактуры, начинает формироваться всероссийский национальный рынок, в Россию активно проникают европейские культурные и цивилизационные достижения.

Династия Романовых не обладала реальными собственными материальными, силовыми средствами и механизмами для утверждения власти, обретения легитимности и прочности. Как уже говорилось, Смута представляла не просто угрозу независимости, утраты территориальной целостности, но и потери православной самоидентификации русского народа. Поэтому возрождение самодержавия и восстановление государственности проходило и только и могло проходить на основах, приближенных к каноническим представлениям о государстве как «симфонии властей», двуединстве светской и духовной власти, автономно существующих, но в равной степени своими средствами обеспечивающих защиту и торжество православия.

Первая половина XVII в. стала наиболее полной реализацией этих идей. В идеале «симфония властей» противостояла как концепциям теократии (папацезаризм), так и абсолютной тирании, деспотии.

Восстановление государственности на православных духовно-нравственных основах облегчалось тем, что патриарх Филарет (1619--1633 гг.) -- в миру Федор Никитич Романов -- был отцом царя. Ф.Н. Романов, выдающийся и влиятельный боярин во времена царя Федора Ивановича, даже соперничал с Борисом Годуновым за власть, что завершилось для него поражением и пострижением в монахи. С его возвращением из польского плена после Деулинского перемирия и избрания патриархом, собственно, и начинается процесс возрождения России.

Колеблющаяся, неустойчивая политика боярской Думы сменяется твердой властью. Царь и патриарх в равной степени пользовались титулом «великий государь». Фактически власть сосредоточилась в руках патриарха Филарета, который энергично использовал ее для укрепления как государственной, так и духовной власти.

В XVII в. окончательно складывается национальная форма монархии -- самодержавие. Хотя все самодержцы XVII в. династии Романовых избирались Земскими соборами (1613 -- Михаил, 1645 -- Алексей, 1682 -- Петр и Иван V, исключением было воцарение Федора Алексеевича в 1676 г., для которого оказалось достаточно решения боярской Думы), источником их власти было не сословное волеизъявление, а Бог. Национальный образ власти носил сакральный характер. Царь, самодержец всея Руси, воспринимался как воплощение высших православных ценностей -- Истины, Добра, Красоты, Справедливости, как защитник «Святой Руси», «Дома Пресвятой Богородицы», как Удерживающий (Катехон) «острова спасения» -- России -- на фоне охватившей мир апостасии (Османская империя, религиозные войны в Европе, распространение ересей и т.п.). На символическом уровне это закреплялось в таинстве венчания на царство, которое совершалось патриархом (митрополитом или собором иерархов) -- возложение на царя короны (венца) и барм, вручение скипетра, державы, облачение в порфиру и произнесение символа веры. С XVII в. осуществляется миропомазание на царство. Авторитет царской власти был едва ли не абсолютным, поэтому многочисленные народные выступления XVII в. проходили под лозунгами доброго, справедливого, православного царя. (У тюркских народов России этот образ символически закреплялся как образ «Белого Царя», «носителя Белого Обета», возобновившего миссию «Белого Монгола» -- Чингисхана).

В то же время существо самодержавной власти не было закреплено в XVII в. в законодательстве. Власть царя ограничивалась только православной нравственностью и сложившимися традициями (что вовсе не являлось фикцией).

В период восстановления российской государственности царь Михаил Федорович и патриарх Филарет опирались при укреплении самодержавия на церковь и всю систему сословных органов России. Со второй половины XVII в., в царствование Алексея Михайловича, усиливаются централизация и бюрократизация государственного управления, зарождается процесс десакрализации и рационализации власти в элитарном общественном сознании, и самодержавие начинает эволюционировать в сторону абсолютной, т.е. политически неограниченной монархии. Соотношение понятия самодержавие и абсолютизм, доминирующие предпосылки перехода к абсолютной монархии остаются дискуссионными в историко-правовой литературе.

На протяжении всего XVII в. сохраняется значение боярской Думы как высшего совета при царе. «Государь без Думы и Дума без государя были одинаково явлениями ненормальными» (М.Ф. Владимирский-Буданов). Функции Думы не были четко определены, основывались на обычном праве, традиции и определялись формулой «государь сказал, и бояре приговорили». К ее компетенции относились вопросы внутренней и внешней политики, суда и администрации. Отдельные самостоятельные указы царя, как правило, объясняются необходимостью оперативного решения какого-либо вопроса или его относительной незначительностью, а боярские приговоры без указа царя -- соответствующим поручением или междуцарствием.

Статус боярской Думы сохранялся неизменным, но ее фактическая роль в управлении государством менялась. Оставаясь аристократическим органом, Дума постоянно увеличивала свой состав за счет низших чинов -- думных дворян и думных дьяков, корпус которых формировался на основе не принципа родовитости, а по личным служебным заслугам. Из состава боярской Думы стала выделяться «ближняя дума» из особо доверенных лиц царя (в том числе не имеющих думского чина), с которыми он предварительно обсуждал и принимал решения по вопросам государственного управления. Постепенно нарастает процесс бюрократизации работы Думы, из ее состава в 1681--1694 гг. выделяется специальная Расправная палата с переменным составом подьячих.

К системе высших органов государственной власти относились Земские соборы, роль которых в первой половине XVII в. значительно возросла.

Земские соборы заседали и участвовали во всех важнейших государственных актах в 1613--1615, 1616--1618, 1619--1621, 1632--1634, 1636--1637, 1642, 1645--1647, 1647--1649, 1650, 1651, 1653 гг. Среди рассмотренных вопросов: избрание царя, изменения в законодательстве, налогообложение, вопросы внешней политики и присоединения новых территорий и т. п. Земские соборы не имели четкого регламента, численности и состава. Они носили функциональный характер, и на собор созывались необходимые для решения конкретного вопроса представители сословий и территорий. В заседаниях собора обязательно участвовали царь или его представитель, боярская Дума и церковный собор. Представительство остальных групп населения могло быть по призыву (без выбора) -- головы и сотники стрельцов, старосты слобод и т.п., и по выбору от различных слоев служилого и тяглового населения. Имущественный ценз, как правило, отсутствовал, а нравственный обозначался призывом выбирать «крепких, разумных, добрых, постоятельных», умеющих рассказать о проблемах своих территорий и групп населения, которым «государевы и земские дела за обычай».

Инициатива созыва собора исходила от царя, боярской Думы или предшествующего Земского собора. Призывающая власть рассылала воеводам грамоты, в которых указывалось число вызываемых, срок прибытия и иногда цель созыва собора. Избирательными округами были уезды. Избрание служилых людей проводилось в съезжей избе, а тяглыми -- в земской. Избиратели составляли письменный акт избрания, давали выборным наказ и снабжали их «запасом» (содержанием).

Заседания открывались общим собранием, на котором царь или от его имени думный дьяк мотивировал созыв собора и выдвигал вопросы для обсуждения, иногда выборные информировались о деятельности правительства по решениям предыдущего собора. Затем вопросы обсуждались по сословным разрядам: боярская Дума, собор духовенства, собрание стольников, московских дворян, городовых дворян, стрельцов и т.д. Многочисленные разряды (например, городовых дворян) делились на статьи. Каждый разряд или статья подавали свое письменное мнение, в случае несогласия каждый член собора также мог подать свое мнение. На втором общем собрании на основе свода мнений принималось единогласное решение, скрепляемое печатями царя, патриарха, представителей разрядов (статей) и крестоцелованием. Для XVII в. характерно широкое представительство низших сословий при ведущей роли дворянства и зажиточной части посадских людей. Складывавшийся мобилизационный тип развития и особенности «срединного» геополитического положения православной державы делали сословные отношения в России цивилизационно принципиально иными, чем на Западе. Сословное деление в России вырастало не столько из социально-экономического развития, сколько из потребностей государства, активно воздействовавшего на развитие общества и было одновременно явлением духовно-нравственным, особой формой духовного служения. Выборные являлись на Земские соборы не только для того, чтобы информировать высшую власть о своих нуждах, но и для того, чтобы найти место своего сословного разряда и территории в разрешении проблем всего государства, что и делало возможным принятие соборного, т.е. добровольного единогласного решения. Земский собор неотделим от власти царя и боярской Думы, в принципе не мог быть оппозиционным органом (при всех расхождениях материальных интересов сословий) и в этом смысле в чистом виде не являлся ни только законодательным, ни только совещательным органом (а иногда выполнял и отдельные функции исполнительной власти). В этом также проявляется цивилизационная особенность русской православной государственности -- самодержавия как соборной сословной монархии, где представительные органы, обладая реальной властью, выступают не противовесом, а важнейшим условием укрепления власти царя, играют видную роль в легитимации новой династии. Непонимание духовных основ Земских соборов неизбежно приводит исследователей в тупик в попытках объяснить, почему, обладая реальной властью и силой, сословия не выторговывали себе в сложные для власти времена прав и привилегий, как аналогичные западноевропейские институты.

После решения о воссоединении с Украиной начинается «затухание соборов» (Л.В. Черепнин). Это было связано с рядом обстоятельств. К середине XVII в. самодержавие окрепло, были восстановлены механизмы государственного управления. Важнейшим индикатором стало принятие Земским собором 1649 г. Соборного уложения. Не имеющий аналогов в то время по своему объему (почти 1000 статей) -- это последний общерусский кодекс, базирующийся на религиозно-православном понимании политических и правовых процессов. Он свидетельствует о высоком профессионализме русских дьяков XVII в. В кодексе провозглашался принцип равного суда для всех чинов, защищалась любая личность, но с учетом ее сословного статуса. Уложение юридически оформило крепостное право, объявив бессрочный сыск беглых и прикрепило посадское население к городам, ликвидировав беломестные слободы, которые были освобождены от посадских повинностей.

Особо опасными определялись преступления против религии, затем шли государственные преступления против порядка управления. Уложение определяло положение основных сословий. Оно было ответом на многочисленные законодательные запросы с мест и стабилизировало правовое пространство государства. Это освобождало руки царской администрации для проведения самостоятельной политики, в том числе акций, которые могли не найти поддержки у представителей сословий. Кроме того, с 1654 г. России пришлось вести тяжелейшие войны с Польшей, Крымским ханством, а внутри страны правительство столкнулось с крестьянско-казачьим восстанием под руководством Степана Разина, противостоянием старообрядцев и другими выступлениями. В этот период проводились совещания с представителями отдельных сословий. В 1681 -- 1682 гг. царем Федором Алексеевичем был созван Земский собор, который отменил местничество. Но восстановить деятельность высшего сословного представительского органа не удалось.

Рождается аристократический проект изменения формы Российского государства, представленный патриарху Иоакиму. По этому плану царская держава делилась на несколько государств, каждое из которых навечно возглавлял боярин -- царский наместник (Новгород Великий, Казань, Сибирь и другие регионы). В результате Россия превращалась в аристократическую федерацию при верховном правлении царя, но при опоре на совет наместников. Федор Алексеевич в принципе одобрил проект, но патриарх отклонил его как угрозу целостности страны.

Церковь в условиях образования единого государства. Нестяжатели и иосифляне. Концепции «РусьМосква –– третий Рим»просьба уточнить: концепция «Русь – третий Рим» не встречается. Есть концепция «Москва – третий Рим».

Действенным способом укрепления своей власти стала попытка московских князей взять под контроль богатства Церкви. Этому способствовал возникший в церковной среде конфликт из-за вопроса о том, должна ли Церковь обладать богатством. Церковное землевла­дение было в этот период одним из самых значительных на Руси.

Одни представители Церкви, получившие наименование нестяжателей , утверждали, что Церковь обязана заботиться не о мирском, а лишь о духовном, а значит, ей не должны при­надлежать земли с холопами и смердами. Духовенству подобает жить своим трудов, а не заниматься мирскими делами. Резко критиковалаись алчность мона­хов, сребролю­бие, стяжательство –– присвоение чужого труда. Другие, получившие название иосифля­н (по имени своего лидера игумена Волоколамского мона­стыря Иосифа Волоцкого), отстаивали существующий порядок.

Хотя первоначально власти, имея в виду возможность увеличения земельного фонда в своих руках, поддержали нестяжателей, последние потерпели поражение. Главную роль здесь сыграла позиция иосифлян в отношении власти. Если нестяжатели проявляли известный критицизм в адрес государя (в частности, по поводу развода Василия III), то И.осиф Волоцкий утверждал, что власть царя дана Богом и поэтому не ограничена никакой другой властью. Царь «властью подобен вышнему Богу», он обладает пра­вом жизни и смерти, и подданные обязаны смиренно ему повино­ваться во всем. Не ограничена ничем и власть московских госуда­рей над удельными князьями: московские цари –– «всея русские земли государям государи».

Эта идея получила дальнейшее развитие в тео­рии «Москваы –– третьегоий Рима» , обоснованной псковским монахом Филофеем в начале XVI в. В созданном им «Ска­зании о князьях Владимирских», он проводит мысль о величии московских государей, являвшихся якобы наследни­ками римского императора Августа и получивших знаки царского достоинства (скипетр, державу и корону) от византийского импера­тора Константина Мономаха. В послании к великому князю Василию III (около 1510 г.) Филофей писал: «Один ты во всей поднебесной христианский царь…, все христианские царства соединились в… одном, поскольку два Рима пали, а третий стоит, а четвер­тому не быть…. Твое христианское царство иным не станет…».

Согласно этой теории история человечества представляет собой ис­торию трех великих всемирных государств, чье возникновение, расцвет и дальнейшая судьба направлялись волей Бога. Первое из них (Рим) пало из-за ереси, второе (Византия) было завоевано турками из-за греко-католической унии 1439 г., заключенной на Флорентийском соборе в 1439 г., в результате, третьим Римом стала Москва –– последняя хранительница православия. Ей предстоялоит оставаться таковой вплоть до предначертанного Богом конца света, «а четвертому не бытьи», и московский госу­дарь –– «высокопрестольный, вседержавный, богоизбранный» –– наследник власти великих государств.



В 1472 г. Иван III женился на дочери брата последнего визан­тийского императора Софье Палеолог, и как супруг последней византийской царевны стал рассматривать себя как преемника византийского императора, почитавшегося гла­вою всего православного Востока. С конца XV в. на печатях московского государя появляется византийский герб –– двуглавый орел (который комбинируется с прежним московским гербом –– изображением Георгия Победо­носца).

В 1498 г. Иван III устраивает в Успенском соборе торжествен­ное венчание на великое княжение своего внука Димитрия Ивано­вича, возлагая на него «шапку Мономаха» и бармы (оплечье). Мо­сковские книжники составляют сказание о том, что хранящаяся в Московском Кремле «шапка Мономаха» была прислана в Киев императором Константином Мономахом для венчания на царство великого князя Киевского Владимира Мономаха, от которого ве­дут свой род московские государи.

Таким образом, в конце XV –– начале XVI вв. завершился процесс складывания единого Российского государства. Начавшись как средство борьбы с ордынской зависимостью, этот процесс постепенно приобрел самостоятельное значение, выйдя за рамки национально-освободительного движения. Московское государство сформировалось на весьма шатком экономическом основании, в условиях отсутствия серьезных внутренних стимулов к объединению. В известной степени объединение было преждевременным. Поэтому государству фактически пришлось взять на себя, помимо традиционных функций управления, и выполнение задачи создания необходимых для этого предпосылок, стать своего рода локомотивом развития России. Отсюда, несмотря на очевидные черты ограниченно-монархической политической системы, тенденции к формированию автократии (самодержавия) заметны уже на ранних ступенях существования Московской государственности.

Образование единого Российского государства, несомненно, способствовало развитию единой русской культуры; в его рамках более интенсивно стал идти процесс формирования великорусской народности. Однако главное –– в другом. В начале XVI в. завершился еще один период формирования российской государственности. Пройдя сложный путь развития, приобретя опыт взаимодействия как с «Европой» (славяно-скандинавский синтез на древнерусском этапе), так и с «Азией» (русско-татарский симбиоз), Россия выработала свою вполне самобытную форму государственности , отличающуюся как от первой, так и второй –– Московское царство.


Глава 10. Государство и право Московской Руси накануне Смутного времени (вторая половина XVI в.)

§1. Укрепление самодержавия.Становле­ние сословно-представительной монархии

§2. Правовой статус сословий

§3. Государственный строй. Реформы 1540-х – 1550-х г.г.

§4. Второй период царствования Ивана IV. Опричнина. Создание двух госу­дарственно-правовых систем

§5. Церковная организация и церковное право

§6. Развитие права. Судебник 1550 г.Уставная книга Разбойного приказа 1555-1556 г.г. Судебник 1589 г.

К середине XVI в. бывшая раздробленная феодальная Русь выросла в одно из крупнейших централизованных государств Европы, и государственная власть обрела новое правовое содержание, основанное на идее самодержавия. Ее основные контуры наметились еще в XV –– начале XVI вв. По свидетельству германского посла С. Герберштейна, уже при предшественниках Ивана Грозного «московский князь своей властью превосходил едва ли не всех монархов на свете». Вместе с тем, в это время понятие «самодержец» подчеркивало в основном суверенность и независимость московского государя от ордынского господства. Внутри страны его власть по-прежнему основывалась на вотчинном праве, однако она уже стала отличаться династическим порядком престолонаследия, объемом и формой. В обществе стало формироваться представление о тождественности личности государя и государства, что позднее закон закрепил в понятии «словао и делао государевао».

В середине XVI в. упрочение самодержавия проявилось в принятии Иваном IV (Грозным)титула царя.

Венчание Ивана IV на царство . Важную роль в процессе укрепления самодержавия сыграло венчание Ивана IV на царство, проведенное в апреле 1547 г. по модифицированному византийскому образцу (с возложением «венца»-короны –– «шапки Мономаха», оплечного украшения –– барм и нагрудного креста, миропомазанием). Осуществление обряда митрополитом (после 1589 г. –– патриархом) обеспечивало религиозно-церковную санкцию царской власти., дополняя ее божественным ореолом. Сам царский титул стал результатом соединения в себе двух линий –– «царя (императора) Византии и царя (хана) Золотой Орды».

Обоснование новой роли монарха несколько позднее было сделано в Степенной книге («Книга степенна царского родословия…»), созданной во второй половине 1550-х –– начале 1560-х гг., по-видимому, будущим митрополитом Руси Афанасием (1564 -–– 1566 гг.). В книге последовательно излагались события русской истории, поделенной на 17 степеней (граней) сначала по великим княжениям, а затем –– по княжениям московским. Тем самым, вся история страны оказывалась сложенной из этих «степеней» как ступеней лестницы, в конечном итоге, ведущей к Богу, вручившему власть династии русскихм монархов. При этом была предложена новая трактовка преемственности «самодержавного царского скипетроправления» от Рюрика –– не через скандинавских варягов-русов, а от варягов племени Прусова, где Прус «брат бысть единоначальствующаго на земли римского кесаря Августа».

Впрочем, царский титул сам по себе еще не мог обеспечить желаемого повышения авторитета власти, что с очевидностью продемонстрировало крупнейшее для XVI в. июньское восстание 1547 г., последовавшее менее чем через полгода после венчания.

Правовой статус монарха изменился: Ввеликий московский князь превратился в «Божьей милостью великого государя, царя и великого князя всеа Великие и Малые и Белые Русии самодержца». Новый титул обязывал к утверждению регламента по-византийски пышного придворного церемониала и дворцовой службы. Становясь «помазанником Божьим», в своих делах и помыслах он отвечал только перед Богом. В правосознании народа стало утверждаться понятие, что «воля государева –– Божья воля». Функции и компетенция царя были безграничны и ничем не регламентировались. Он олицетворял собой высший законодательный, исполнительный и судебный орган государства, в его руках находилась финансовая и военная власть. Вместе с тем, влияние боярской аристократии заставлялио царя апеллировать к поддержке сословий. Это выразилось в созыве земских соборов, что положило начало формированию сословно-представительной монархии.

Становление самодержавия сопровождалось острой идеологической борьбой. Иван Грозный выступал идеологом неограниченного, наследственного и божественного – «вольного царского самодержавия», подсудного божьему, а не людскому суду, поскольку монарх, по его словам, мог быть лишь грешником, а не преступником. Главными способами управления Иван Грозный считал «страх» и «грозу».

Его идеологическим противником, выражавшим интересы боярской знати, выступал бежавший в Литву князь Андрей Курбский. Он отстаивал идею монархии, ограниченной аристократическим органом при монархе и сословным представительством. Разделяя мысль о божественном происхождении власти, цель этой власти он видел не в «страхе» и «грозе», а в «праведном» управлении подданными при помощи «мудрого Совета» (намек на «Избранную раду»). Он считал, что государственное управление должно строиться на принципе законности, а не на внесудебных репрессиях.

Причины становле­ния сословно-представительной монархии были вызваны рядом социально-экономических и политических факторов, причем последние, в отличие от Западной Европы, играли первостепенную роль. Натуральный характер хозяйства и неразвитость товарно-денежных отношений препятствовали формированию общероссийского рынка, который в Европе явился основным экономическим фактором политической централизации.

В России складывание централизованного государства было вызвано потребностью интеграции русских земель для военного решения задач, связанных с освобождениемя от ордынского ига и последующимего овладениемя торговыми путями, необходимыми для развития экономики страны. Перед государством стояли задачи покорения Казанского и Астраханского ханств, выхода к Балтийскому морю, завоеванияе Сибири, обеспечениея безопасности южных рубежей от набегов крымского хана. Их Ввыполнение этих задач было возможно было только при опоре государственной власти на начавшиеся формироваться сословия, что повлекло за собой созыв земских соборов и складывание сословно-представительной монархии.

Вместе с тем, военизированный характер стоящих перед государством задач определил тот факт, что сословия стали приобретать по отношению к государству подчиненный и служилый характер. По словам В. О. Ключевского, это означало формирование «тяглового», неправового способа государственного управления, при котором сословия приобретали в основном не права, а повинности –– либо несения военной службы, либо материального обеспечения воинов своим трудом.