Про психологию. Учения и методики

Необъявленная война которая велась. Необъявленная война

На наших глазах разворачивается не конвенциональная война, которая нам хорошо известна. Парадокс ситуации заключается в том, что эта война, не будучи конвенциональной, ведется конвенциональными вооружениями. На нынешнем этапе государства, стремящиеся сохранить свое господство, не могут пойти на тотальную войну за передел с использованием ядерного оружия. Прежде всего, потому, что теперь они - не единственные хозяева ядерного оружия, и контролировать ядерную технологию в ситуации войны сложно…

Разрядка - ситуация, при которой стороны не причиняют вреда друг другу - в отношениях между США и Советами во времена холодной войны была связана с тем, что обе сверхдержавы одновременно обладали ядерным оружием. На самом деле эта ситуация служила определяющим фактором в модели передела рынков. США и Советы «не трогали» друг друга, но для этого они обеспечивали необходимые условия. Например, Восточная Европа и Кавказ были рыночными зонами Советов, а Турция, Ближний Восток, Африка, Латинская Америка были зонами США. Угроза взаимного уничтожения, которую создавали ядерные вооружения, делала статичным передел, о котором стороны «договорились». Конечно, случались кризисы и региональные войны, но они происходили опять же под контролем двух этих сверхдержав - так, чтобы не нарушалось функционирование системы. Например, войны, которые Израиль вел на Ближнем Востоке, конфликт режимов БААС друг с другом и борьба за господство, новые поиски Китая (независимо от двух сверхдержав) и возникавшие в результате кризисы и напряженность добавляли определенную горечь, но даже не раскачивали систему.

Многосторонний баланс

Сейчас мы живем в совершенно другом мире. Прежде всего, ядерное оружие есть едва ли не у каждого, двусторонний ядерный баланс прошлого века сейчас стал многосторонним, и для тотальной войны за ядерный передел опять же нет практической возможности (кроме случайности). Но статичный передел, созданный двумя сверхдержавами, остался в прошлом. Сейчас Восточная Европа уже не смотрит на Россию, а Турция - больше не мальчик на побегушках у США.

Азиатско-Тихоокеанский регион, причем не только Китай, но и Вьетнам, который США оккупировали и пытались сделать своей новой колонией, выходит за рамки экономической гегемонии США в силу привлекаемых инвестиций и создаваемых технологий. Совершенно открыто мы можем сказать следующее: сегодня для США Южная Корея - куда большая проблема, чем Северная Корея. На самом деле присутствие Северной Кореи в системе в качестве «монстра» нацелено на то, чтобы угрожать Южной Корее, которая совершила очень серьезную технологическую революцию. Южной Корее постоянно говорят: «Не поднимай голову слишком высоко, напротив тебя - Север, который хочет тебя уничтожить, тебе нужны мы, не оставайся с ним один на один».

TTIP не будет!

Европа (континентальная Европа и Великобритания) и США сегодня переживают глубочайший в своей истории кризис и никак не могут из него выбраться. В этом месяце Великобритания проведет референдум о выходе из ЕС, - сторонники отделения не хотят быть частью кризиса Европы. Это очень важное событие, объясняющее эту ситуацию. Даже если Великобритания решит остаться в ЕС, процесс распада уже начат, причем начала его сама Великобританией.

США, в свою очередь, исчерпали все экономические инструменты, которые администрация Обамы использовала для преодоления кризиса, ее политика провалилась. Состоится ли в этих условиях, например, уже ставшее официальной политикой США Соглашение о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (TTIP), которое снесет таможенные барьеры, существующие между США и ЕС, и определит новые стандарты в области производства, инвестиций, торговли? Один видный американский ученый и политик, на прошлой неделе принявший участие в международной конференции на тему экономики и финансов, которую организовывал один наш университет в Стамбуле, сказал нам: «TTIP не будет, для США было бы проще попытаться торговать с другими планетами, чем реализовать его». Стратегия США при Обаме, как и в период холодной войны, была рассчитана на то, что развивающиеся страны подчинятся. Так и возник проект TTIP. США заключат соглашение о таможенном союзе с ЕС, но Турции, члена таможенного союза ЕС, не будет в TTIP, и она ничего не сможет сказать на это. Это вопрос, связанный с экономикой, но он иллюстрирует ситуацию и в политике. В ООН, к примеру, решать снова будут пять государств, и это решение коснется будущего всех нас; несмотря на это, никто, как и прежде, ничего не скажет!!!

Конечно, развивающиеся страны, прежде всего Турция, сказали «стоп» такому ходу событий. Бразилия, Аргентина, Чили в Латинской Америке, страны Восточной Европы и Турция, страны Тихоокеанского региона дали понять, что они объединятся в этом процессе. Затем последовала война, с которой мы сегодня столкнулись, теракты и операции, направленные на формирование общественного мнения. В конце концов, Турция знает причины начатой против нее войны с использованием купленных террористических организаций, и наша страна готова противостоять этой войне. Вы увидите, что мы не Югославия!

Джемиль Эртем (Cemil Ertem)

Многие американцы, живущие в штате Северная Каролина, до сих пор с содроганием вспоминают 24 января 1961 года. Этот день мог войти в историю США и всего человечества как одно из самых величайших бедствий XX века. А было так. Поднятый по тревоге с авиабазы Сеймур-Джонсон стратегический бомбардировщик В-52, на борту которого находились две ядерные бомбы мощностью по 24 мегатонны, разбился в 15 милях севернее города Голдсборо. Прибывшие в район аварии эксперты министерства обороны были поражены. Из шести предохранительных механизмов, которые последовательно вводятся в действие, чтобы вызвать цепную реакцию в смертоносном заряде, пять (!) сработало при взрыве самолета. Лишь чудо спасло жителей штата от ужаса Хиросимы.

На много лет нарушена нормальная жизнь населения в районе итальянского городка Севезо к северу от Милана. 10 июня 1976 года на химическом предприятии, принадлежащем многонациональной корпорации, произошел взрыв. В атмосферу вырвалось около двух килограммов химического вещества — дефолианта, близкого по составу к тем, что применяла американская военщина в Южном Вьетнаме. По подсчетам экспертов, оказавшегося в воздухе химического вещества было достаточно для того, чтобы вызвать смерть ста тысяч человек. Но жителям итальянской провинции «повезло»! Дефолиант рассеялся в атмосфере... Однако и при этом пострадали десятки людей, среди которых особенно много детей. С ожогами лица, экземой, язвами они были доставлены в больницу. Погибли сотни собак, кошек, кроликов, кур, ласточек, много других животных и птиц. Район аварии оцепили войска. Население эвакуировали.

Итак, случай за случаем... А ведь на Земле сейчас немало таких районов, где зреют предпосылки для экологических катастроф самого разного масштаба! И условия эти шаг за шагом создает само человечество, вернее, те его представители, которые сделали основным мотивом своей деятельности прибыль и вмешательство в дела других стран и народов, чтобы обеспечить эту прибыль.

Общеизвестно, что одним из главных инструментов политики империализма было и остается оружие. Общеизвестно и то, что мощь его растет. И хотя уже ясно, что решиться на применение современного оружия в политическом противоборстве равносильно безумству, империализм продолжает гонку вооружений. А в оправдание этому процессу на Западе даже возникла теория, что именно губительная мощь современного оружия, страх перед ней сдерживают развязывание войны. Сама эта мощь, ее наращивание, выходит, — гарантия мира на Земле... Абсурдность подобной теории давно доказана. А вот вероятность того, что само наращивание оружия, сама гонка вооружений чреваты экологическими катастрофами, заслуживает пристального рассмотрения.

Два случая, о которых мы рассказали, уже позволяют видеть ту опасность, которой и в условиях мира по вине военно-промышленных комплексов подвергается биосфера планеты. Опасность, возникающая на различных этапах разработки и производства новых видов оружия, а также в ходе их испытаний, транспортировки и хранения...

Как выглядит «экологическая война»

Последнее десятилетие пополнило печальный опыт войн еще одним «нововведением». Передо мной фотографии некоторых районов Южного Вьетнама, сделанные в самом начале 70-х годов. Поверхность земли испещрена кратерами и напоминает лунный ландшафт, на больших пространствах уничтожена растительность... Создается впечатление, что на Индокитайском полуострове произошло тяжелое стихийное бедствие. Однако это впечатление ошибочно.

Только в период 1965—1973 годов на территорию Южного Вьетнама было сброшено 17 миллионов авиационных бомб, здесь было взорвано 217 миллионов артиллерийских снарядов. По подсчетам американского ученого А. Уэстинга, общий вес взрывчатых веществ, которые использовались для обстрелов, нарушения растительного покрова, поражения ирригационных систем, составил свыше 7 миллионов тонн. Однако эти цифры и факты далеко не исчерпывают картину общего ущерба природе, равно как и не дают полной характеристики арсенала примененных средств воздействия на окружающую среду.

Территория, испещренная бомбовыми воронками и ставшая непригодной для хозяйственного использования, составила 365 700 акров. Не менее 4 миллионов акров, то есть около одной десятой части всей территории Южного Вьетнама, подверглись неоднократной «обработке» дефолиантами — оружием поражения растительности. Была объявлена тактическая цель операции — снятие лесного покрова, чтобы партизанам труднее было прятаться и перемещаться. Но факты показывают, что за этой объявленной задачей скрывалась и некая сверхзадача — попытаться нарушить равновесие природной среды, и отработать приемы и средства «экологической войны».

Вот далеко не полный перечень средств и приемов использования экологического оружия: применение химических веществ для уничтожения листвы деревьев и растительного покрова; использование авиабомб в джунглях; применение «связок» 33-тонных бульдозеров для снятия поверхностного слоя, после чего почва становится непригодной для земледелия (так называемый «римский плуг»); искусственное облакообразование и вызывание дождей путем «засева» облаков химическими веществами; закисление атмосферы распылением в ней веществ, вызывающих дождь с кислотной реакцией; огненные бури — распыление химических веществ, вызывающих сильные пожары в джунглях; разрушение дамб и ирригационных сооружений. Таким образом велась преднамеренная война против природы другой страны, шло подлинное разрушение среды обитания нынешних и будущих поколений целого народа.

Следует напомнить, что лишь одна только вырубка лесов на территории Польши фашистскими войсками в годы второй мировой войны была квалифицирована Нюрнбергским трибуналом как военное преступление. Стоит вспомнить и другое. В начале 50-х годов английские колониальные войска применяли химические вещества для уничтожения посевов в Малайе; португальские колонизаторы пользовались такими же приемами в Анголе; известны случаи воздействия на природную среду в период военных кампаний на Ближнем Востоке. Бывший сотрудник Пентагона Л. Понт сообщил недавно о том, что в 1969—1970 годах США предпринимали попытки воздействия на облака, движущиеся в сторону Кубы, с тем чтобы лишить плантации сахарного тростника на острове Свободы необходимого количества влаги, вызвать засуху и тем самым причинить соседнему государству экономический ущерб.

Тут не мешает отметить обстоятельства, которые делают ситуацию более запутанной и более опасной. Во Вьетнаме шло преднамеренное уничтожение природы. Но ядохимикаты, как известно, рассеиваются! И, примененные во Вьетнаме, они затем попали в атмосферу, с текучими водами ушли в Мировой океан. Где и каким эхом это отзовется? Неизвестно. Но вполне возможно, что дальние последствия этой локальной «экологической войны» будут вполне ощутимы для других народов, быть может, даже и для американского.

И еще одно обстоятельство. В конце 1975 года правительство Норвегии заявило решительный протест странам «Общего рынка» в связи с продолжающимся отравлением воздушного бассейна над норвежской территорией продуктами индустриальной деятельности государств «Общего рынка», прежде всего Англии. Переносимые через Северное море дымы и газы уже нанесли значительный ущерб лесному и рыбному хозяйству юга Норвегии, угрожают они и здоровью населения.

Новый тип агрессии, который вроде бы и агрессией нельзя назвать... Конечно, страны-соседи не собирались губить природу своего союзника по НАТО. Но не открывается ли тут заманчивая для военщины возможность замаскированного воздействия на природную среду других стран? Упомянутый опыт «геофизической агрессии» против Кубы говорит о реальности подобного варианта. Дальнейшее совершенствование военной науки могло бы усилить эту опасность.

На грани катастрофы

Американская атомная бомба, сброшенная на Хиросиму, обладала разрушительной мощью, эквивалентной 20 тысячам тонн обычного взрывчатого вещества (тротила). Ее взрыв уничтожил 78 тысяч человек, еще 84 тысячи мирных жителей было ранено. Эксперты Центра оборонной информации оценивают мощность ядерного потенциала США по состоянию на середину 1975 года в 8 тысяч мегатонн. Это в 400 000 раз больше, чем заряд бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Есть поговорка о ружье, которое раз в год само стреляет. И опасность такого самопроизвольного «выстрела» растет с накоплением оружия.

Еще в 1956 году бомбардировщик В-36, взлетевший с авиабазы Киртланд, штат Нью-Мексико, неожиданно сбросил атомную бомбу на равнину недалеко от мест старта. Обошлось, бомба не взорвалась...

17 января 1966 года в районе Паломареса в Испании во время заправки в воздухе столкнулись американские самолеты В-52 и К-135. Бомбардировщик В-52 имел на борту четыре водородные бомбы. Две из них при падении вызвали радиоактивное заражение в районе с большой численностью населения.

В январе 1968 года авария со стратегическим бомбардировщиком произошла в районе Туле, Гренландия: было потеряно четыре водородные бомбы.

Когда президент Кеннеди отдал распоряжение провести расследование обстоятельств очередной катастрофы, ему доложили, что до этого уже было зарегистрировано более шестидесяти «аварийных случаев» при обращении с атомным оружием, в том числе два случайных запуска ракет с ядерными зарядами.

21 апреля 1964 года на авиабазе Вандернберг был произведен запуск искусственного спутника Земли по проекту «Транзит», который находится в ведении военно-морских сил США. На борту спутника, помимо приборов и оборудования, находилась радиоизотопная энергетическая установка СНЭП-9а, работавшая на плутонии-238. Запуск оказался неудачным: спутник не вышел на орбиту и сгорел в плотных слоях атмосферы. В результате на большой высоте образовалось облако из мельчайших частиц радиоактивного вещества. Появилась угроза заражения ряда районов Африки. Хотя цель проекта «Транзит» не создание космического оружия, а только обеспечение навигации кораблей, Последствия этой аварии обернулись опасностью реального ущерба населению и природной среде.

Увы, и это не все.

«Бомбы замедленного действия»

«Под Ирландию подложена радиоактивная бомба замедленного действия» — так писала газета «Айриш индепендент», характеризуя положение, складывающееся в Северной Атлантике, в каких-то сотнях километров от берега страны. Дело в том, что в течение ряда лет государства — члены Европейского агентства по атомной энергии используют эту акваторию для «ядерной свалки». Только в 1976 году с кораблей Англии, Бельгии, Голландии, Швейцарии было сброшено свыше 6 тысяч тонн смертоносных радиоактивных отходов. На словах эти государства принимают меры предосторожности: мол, радиоактивные отходы затопляются в специальных контейнерах. Однако, как подчеркивает другая ирландская газета, «Айриш таймс, срок службы контейнеров не превышает и десяти лет. А для естественной нейтрализации радиоактивных веществ требуется более продолжительное время. Это означает, что «ядерная свалка» у берегов Ирландии со временем может стать источником радиоактивного заражения морской среды, причинить непоправимый ущерб флоре и фауне, сказаться на экономике целого ряда государств.

Отметим мимоходом, что за все время использования атомной энергии в США производство бомб дало в 700 раз больше радиоактивных отходов, чем все атомные электростанции.

Но «радиоактивная мина» далеко не единственная.

Несколько десятков человеческих жизней унесла вспыхнувшая в американском штате Пенсильвания эпидемия неизвестной болезни. Надо же было так случиться, что жертвами этой эпидемии стали участники традиционного съезда ультраправой организации «Американский легион», состоявшегося в конце 1975 года в Филадельфии. Американские журналисты окрестили таинственную болезнь «легионерской лихорадкой». Сопоставляя имеющиеся данные, медики склоняются к мнению, что наиболее вероятной ее причиной стали микробы лихорадки Ласса, которые, по всей вероятности, «вырвались» из лаборатории по производству бактериологического оружия в форте Детрик, находящемся в соседнем штате Мэриленд.

Более тысячи овец погибло за одну ночь в январе 1971 года на ранчо в 150 милях к юго-востоку or американского городка Скалл-Вэлли. Этот район уже был местом трагедии в 1968 году, когда в результате утечки нервного газа с секретного полигона Пентагона погибло 6400 овец. Хотя военное ведомство впоследствии прекратило испытание сильнодействующих газов в этом районе, смертельная доза этих веществ все еще содержится в растительности. Именно это и стало причиной второго случая гибели животных.

Не менее опасный эпизод произошел в декабре 1970 года на полигоне в штате Невада, где военное ведомство США ведет подземные испытания ядерного оружия. Неожиданно над одним из участков полигона взметнулось радиоактивное облако. Под действием ветра оно стало двигаться на север. Были приняты меры — эвакуированы 600 человек. Однако впоследствии была обнаружена радиоактивность в штате Миннесота и еще в двадцати американских штатах. Как вынужден был признать директор юго-западной радиологической лаборатории Мелвил Картер, если бы радиоактивная пыль пересекла границу с Канадой, то США оказались бы нарушителями Московского договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах.

Гневные протесты вызвали сообщение об операциях министерства обороны по затоплению контейнеров с нервно-паралитическим газом в 250 милях от побережья Флориды. Таким же образом пытались «избавиться» от 13 тысяч тонн отравляющих веществ, которые были накоплены на военной базе, расположенной на японском острове Окинава. Их предполагалось доставить на атолл Джонстон в 700 милях от Гонолулу. Не говоря уже о том, что подобные захоронения представляют угрозу флоре и фауне Мирового океана, являющегося достоянием всего человечества, сама транспортировка таких грузов по железной дороге, погрузка их на корабли в морских портах чреваты смертельной опасностью для населения, животного мира и растительности государства, располагающего отравляющими веществами.

Еще одну «бомбу замедленного действия» обнаружили в штате Аляска в январе 1971 года. Как выяснилось, две сотни баллонов с сильнодействующим нервно-паралитическим газом были свалены зимой 1966 года на лед небольшого озера. По преступной халатности военных властей США о смертоносных баллонах забыли, и в мае, когда сошел снег, они оказались на дне. Приказа об уничтожении газа не последовало, поскольку он числился «пропавшим», А лишь одной капли содержимого баллонов было достаточно, чтобы вызвать смерть человека. Тем не менее представители военного ведомства даже не взяли на себя труд оповестить жителей северных районов Аляски о нависшей над ними угрозе...

Другого пути нет

Женева. Дворец наций. 18 мая 1977 года. Представители 33 государств ставят свои подписи под конвенцией о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Конвенция объявляет вне закона средства и методы разрушительного воздействия на погоду и климат, использование технических методов создания землетрясений и цунами, воздействия на атмосферные процессы, почву, растительность на обширных пространствах.

Значение конвенции, открывшей новое направление в области разоружения, именно в том и состоит, что она является реальным шагом к недопущению намеренного ущерба..биосфере. Теперь совершенно очевидным представляется вывод, что сохранение природной среды, пригодной для нормальной жизни и труда живущих и будущих поколений, в значительной степени вообще зависит от того, насколько успешно будет развиваться широкий и всеобъемлющий процесс ограничения вооружений и разоружения.

Сейчас охрана и приумножение природных богатств на благо нынешних и будущих поколений советского народа провозглашены проектом Конституции нашей страны среди важнейших задач и обязанностей гражданина СССР. Но мы делим нашу единственную планету с другими народами и государствами. Поэтому нам далеко не безразличны не только проблемы мира, но и отношение к природе других государств. Международное сотрудничество на принципах равенства и взаимной выгоды, бережное отношение к окружающей среде, ограничение всех форм ущерба, которые ей причиняет милитаризм, — актуальная задача сегодняшнего дня. Природа едина, невозместима, и даже зачехленные дула орудий для нее все более и более опасны.

Г. Хозин, кандидат исторических наук

Несмотря на то что оперативное решение о вводе ограниченного контингента советских войск в Афганистан было принято всего за 13 дней до его начала, отдельные части стали туда поступать еще в начале декабря 1979 года. Однако цели данной акции не объяснялись.

Для координации деятельности представителей всех советских ведомств в Афганистане, советского аппарата и войск 13 декабря 1979 года была сформирована оперативная группа Министерства обороны СССР во главе с первым заместителем начальника Генерального штаба генералом армии С.Ф. Ахромеевым, которая немедленно отбыла в Кабул. Там советские военные представители более детально ознакомились с обстановкой и утвердили план ввода.

Его замыслом предусматривалось осуществить ввод ограниченного контингента советских войск в Афганистан по двум наземным и одному воздушному маршрутам, быстрое занятие всех жизненно важных районов страны и обеспечение успеха очередного государственного переворота.

До командующего 40-й армией генерал-лейтенанта Ю.В. Тухаринова план ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан был доведен 13 декабря в кабинете командующего войсками Туркестанского военного округа генерал-полковника Ю.П. Максимова. К этому времени из офицеров и генералов штаба и служб Туркестанского военного округа был сформирован костяк управления и штаба армии. Членом Военного совета - начальником политуправления объединения был назначен генерал-майор А.В. Тоскаев, начальником штаба генерал-майор Л.Н. Лобанов, начальником разведки генерал-майор А.А. Корчагин. Не теряя времени, они приступили к интенсивной подготовке войск к предстоящему вводу, которая происходила почти открыто. Была осуществлена мобилизация приписного состава. На полигонах непрерывно шло боевое слаживание подразделений: в районе Темреза готовились переправы через Амударью.

Общая директива на отмобилизование и приведение в готовность не отдавалась. Войска приводились в готовность отдельными распоряжениями после получения соответствующих устных указаний Министерства обороны СССР. Всего было развернуто и доукомплектовано до полного штата около 100 соединений, частей и учреждений. Для этого было призвано из запаса более 50 тыс. офицеров, сержантов и солдат. В первую очередь комплектовались боевые соединения и части; тыловые и ремонтные части и органы 40-й армии отмобилизовались в последнюю очередь, некоторые уже в ходе начавшегося ввода войск. Для Туркестанского и Среднеазиатского военных округов это было самое крупное мобилизационное развертывание за все послевоенные годы. Время перехода государственной границы министром обороны СССР было установлено в 15.00 московского времени (16.30 кабульского) 25 декабря 1979 года.

К назначенному времени все было готово. Накануне на командный пункт 40-й армии прибыл из Москвы первый заместитель министра обороны СССР Маршал Советского Союза С.Л. Соколов. Тут же находился и командующий войсками Туркестанского военного округа генерал-полковник Ю.П. Максимов. Они подали командующему сигнал о начале ввода советских войск в Афганистан.

В вечерних сумерках к переправам через Амударью подошел авангардный батальон мотострелкового полка на БМП 108-й мотострелковой дивизии (командир - полковник В.И. Миронов), который практически с ходу преодолел понтонный мост и углубился на территорию сопредельного государства. За ним в течение ночи проследовали главные силы дивизии. Совершив марш, к исходу 27 декабря они сосредоточились в районах Баглан, Кундуз, Пули-Хурми, Деши. В это время неожиданно соединению была поставлена новая задача - изменить маршрут движения и к 17.00 следующего дня войти в Кабул. По воздуху в столицу была начата переброска основных сил 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии под командованием И.Ф. Рябченко. В Баграм был направлен парашютно-десантный полк.

В 19.30 десантники захватили все ключевые политические и военные объекты в Кабуле и на его подступах, воспретив тем самым подход верных Амину войск к столице. Прибывшие советские войска усилили охрану важных административных объектов, аэродромов, центров радио и телевидения. В ночь на 28 декабря в Афганистан на гератском направлении вошла еще одна, 201-я мотострелковая, дивизия, части которой взяли под контроль магистраль, соединявшую города Герат и Шиндад, в последующем зона ответственности ее расширилась до Кандагара.

К середине января 1980 года ввод главных сил 40-й армии в основном был завершен. На территории Афганистана были полностью сосредоточены две мотострелковые и одна воздушно-десантная дивизии, десантно-штурмовые бригады и два отдельных полка. В их составе насчитывалось примерно до 52 тыс. человек. Подразумевалось, что такого количества будет достаточно для обеспечения жизнедеятельности Афганистана. Считалось, что при вводе и расположении советским войскам не придется вести боевые действия, так как само присутствие советских войск будет действовать отрезвляюще на мятежников. Советская военная помощь расценивалась тогда как моральный фактор поддержки народной власти.


Ввод советских войск в Афганистан послужил сигналом и обеспечил успешное осуществление правительственного переворота. 27 декабря небольшой группой заговорщиков Амин был свергнут и казнен. Премьер-министром республики и генеральным секретарем ЦК НДПА стал Бабрак Кармаль. Первым шагом новой власти стало освобождение из тюрем 15 тыс. политзаключенных и призывы к беженцам возвращаться на родину. Однако эти меры мало способствовали нормализации обстановки в стране, большинство населения которой без энтузиазма восприняло приход иноземных войск. Этим незамедлительно воспользовалась оппозиция, которая в лице Б. Кармаля видела не только политического противника, но и ставленника Москвы. Связав воедино две причины, оппозиционеры активизировали свою деятельность практически на всей территории Афганистана, доведя ее вскоре до открытых вооруженных выступлений, прежде всего против советских войск.

По характеру решаемых военно-политических задач и особенностям вооруженной борьбы боевые действия советских войск в Афганистане условно можно разделить на четыре периода. Первый период (декабрь 1979 г. - февраль 1980 г.) включал в себя ввод ограниченного контингента советских войск в Афганистан, размещение его по гарнизонам, организацию охраны и обороны пунктов постоянной дислокации и важнейших военно-хозяйственных объектов, а также ведения боевых действий по обеспечению решения этих задач.

Уже во время ввода и размещения советские войска были вынуждены вступать в боевые действия с противником. Непосредственный участник тех событий подполковник Мамыкин Николай Иванович вспоминает: «На первом этапе пребывания в Афганистане советские войска находились в гарнизонах, не принимали участия в боевых действиях. Однако обстрелам со стороны оппозиции подвергались. Даже не принимая участия в боевых действиях, подразделения несли потери и вынуждены были вести ответный огонь». Афганские военнослужащие считали, что в условиях нахождения в стране Советских Вооруженных Сил вся ответственность за судьбу революции должна ложиться на них. Такие настроения выражал и Б. Кармаль, который с самого начала просил руководство Оперативной группы Министерства обороны СССР о привлечении советских войск к активным боевым действиям, поскольку не надеется на свою армию. Эти просьбы возымели свои действия. Командованию советских войск было приказано начать боевые действия совместно с афганскими частями. Считалось, что основная задача в разгроме оппозиции должна решаться афганской армией, а советские войска - способствовать выполнению данной задачи.

Зима 1980 года была трудной для советских воинов. Надежды на то, что основные задачи вооруженной борьбы с оппозицией будет решать афганская армия, себя не оправдали. Несмотря на ряд мероприятий по повышению ее боеготовности, правительственная армия оставалась слабой и небоеспособной. Поэтому основную тяжесть борьбы с отрядами вооруженной оппозиции несли на себе советские войска. Мятежные формирования действовали против советских войск сравнительно крупными силами, не уходили от прямого столкновения с ними. Это позволило осуществить разгром крупных контрреволюционных группировок в районах Файзабада, Таликана, Тахара, Баглана, Джелалабада и других городов.



Руководители афганской оппозиции, столкнувшись с мощной реальной силой, быстро пришли к выводу, что если сохранятся в неизменном виде крупные группировки, то они будут разгромлены. Отказавшись от тактики действия крупными силами, они разбили все свои формирования на группы и отряды численностью от 20 до 100 человек и перешли к партизанским действиям. В связи с этим перед советскими войсками по-новому встали вопросы применения сил и средств в борьбе против небольших, чрезвычайно мобильных групп душманов, применявших маневренную тактику действий. Попытки командования организовать наступление на отряды душманов крупными войсковыми соединениями по правилам классической войны и преследования их эффекта не приносили.

Сказались изъяны в подготовке советских войск по ряду вопросов. Собственный большой опыт борьбы с басмачеством в Средней Азии был начисто забыт. Более поздний богатый опыт фашистской Германии периода 2-й мировой войны и армий других стран в проведении контрпартизанских действий в локальных войнах почти не изучался. Поэтому советские воины, посланные в Афганистан, были вынуждены путем проб и ошибок по-новому формировать военное искусство борьбы с непривычным для них противником. Это снижало результативность боевых действий, вело к неоправданным потерям. Так, по воспоминаниям бывшего помощника оперативного отдела дивизии Антонова Николая Ивановича, при проведении операции в феврале 1980 года противник умело использовал просчеты, допускаемые советским командованием. Так, отсутствие бокового охранения на марше в горах при выдвижении к месту проведения операции обернулось значительными потерями. Противник, подпустив разведгруппу и одну из рот батальона, которая двигалась следом за разведывательной группой, осуществил нападение на роту, которая находилась в центре колонны. Обстрел осуществлялся с двух сторон. По интенсивности огня было определено, что группировка противника насчитывала 60–80 человек. Действия противника были настолько неожиданными, что командиры всех степеней проявили растерянность и не было подано никакой команды на открытие хотя бы ответного огня. А тогда, когда такая команда была подана, противник покинул свои позиции и безнаказанно ушел.

Все же в первом периоде большая часть сил и средств советских войск была задействована на решении задач, связанных с охраной режимных зон и коммуникаций. Эту задачу выполняло до 35 % ОКСВ. Следующая задача была связана с охраной и обороной объектов советско-афганского экономического сотрудничества, охраной аэродромов и проводкой колонн. Как мы видим, все задачи были специфическими. Для их выполнения у советских войск не было ни опыта, ни знаний, поскольку в процессе подготовки офицеров выполнение таких функций не предусматривалось и не предусматривается. Рекомендации в уставах и наставлениях по этим вопросам нет, поэтому данные задачи пришлось решать практически методом проб и ошибок.

Большие сложности в решении различных оперативно-тактических задач возникали в связи с неустроенным бытом советских войск. В связи с тем, что заблаговременно база для размещения ограниченного контингента советских войск в Афганистане не готовилась, в начале 1980 года лишь незначительная часть прибывших частей и подразделений смогла расположиться в более-менее благоустроенных военных городках. Большинство войск оставалось в поле в палаточных городках. Для предотвращения внезапного нападения противника выставлялось сторожевое охранение и производилось минирование угрожаемых направлений.



Практиковалась практическая передислокация войск из одних районов в другие. При этом, ввиду того что минные поля не всегда снимались, имели место случаи, когда советские военнослужащие подрывались на своих же минах.

Второй период пребывания ОКСВ в Афганистане (март 1980 г. - апрель 1985 г.) характеризуется введением активных широкомасштабных боевых действий главным образом своими силами, а также совместно с афганскими соединениями и частями. Он начался с того, что 40-я армия была усилена 5-й гв. мотострелковой дивизией и двумя отдельными полками. Общая численность советских войск достигла 81,8 тыс. человек (в том числе в боевых частях сухопутных войск и ВВС - 61,8 тыс. человек). В составе этих сил насчитывалось около 600 танков, 1500 БМП, 2900 БТР, 500 самолетов и вертолетов, 500 артиллерийских орудий различных калибров.

Оппозиция, потерпев ряд крупных военных поражений в первом периоде войны, переместила основные группировки своих войск в труднодоступные горные районы, где использовать современную технику стало практически невозможно. Кроме того, они умело стали укрываться среди местного населения. Мятежники умело использовали различные тактические приемы. Так, при встрече с превосходящими силами советских войск они, как правило, уклонялись от боя. В то же время душманы не упускали случая нанести внезапный удар, в основном используя небольшие силы. По сути дела, в этот период произошел отказ отрядов вооруженной оппозиции от позиционной борьбы и широко применялись маневренные действия. И только в тех случаях, когда вынуждала обстановка, велись бои. Это случалось при обороне баз и базовых районов или когда мятежники были блокированы и им не оставалось ничего другого, как принять бой. В этом случае блокированные отряды выступали в ближний бой, что практически исключало применение авиации и резко сужало возможности по использованию артиллерии, особенно с закрытых огненных позиций.

В этих условиях от советских войск требовалось искать новые формы и способы разгрома противника. Было определено, что только ликвидация базовых районов могла привести к определенным результатам. Основное внимание было сосредоточено на этой задаче. Правда, ее реализация требовала значительного количества сил и средств. Учитывая, что большой процент войск был задействован для решения других задач, выполнить такую задачу силами одного соединения было сложно. Чаще всего требовалось объединять усилия нескольких соединений и создание единого оперативного звена управления (штаб армии). Такая форма военных действий получила название «боевая операция», или, в более широком смысле слова, просто «операция».

Современное военно-научное толкование термина «операция» означает совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, месту и времени сражений, боев и ударов, проводимых на театре военных действий (ТВД) или стратегическом (оперативном) направлении по единому замыслу и плану для решения стратегических и оперативных задач. По опыту Великой Отечественной войны минимальное количество войск, участвовавших в операции, составляло 70-100 тысяч человек. В Афганистане под «операцией» понимали несколько другие способы и формы действия войск. В зависимости от того, от каких формирований привлекались силы и кто руководил их боевыми действиями, операции подразделялись на армейские, дивизионные и даже полковые. Для проведения армейской операции, как правило, привлекались силы одной-двух мотострелковых, а также десантные, артиллерийские, инженерно-саперные части и подразделения - всего 10–15 тысяч человек. Она планировалась штабом армии, а руководство боевыми действиями осуществлялось армейским командованием. Дивизионные и полковые операции проводились в основном силами соединений и частей под руководством их командиров. Боевыми действиями была охвачена большая часть Афганистана. Особенно активно они велись вдоль основной автомагистрали и у восточной афгано-пакистанской границы.



Переход с 1981–1982 гг. в основном к рейдовым маневренным операциям в составе отдельных усиленных батальонов с широким применением охватов и обходов и десантированием вертолетами десантно-штурмовых групп был свидетельством накопленного опыта и возросшего боевого мастерства командиров и войск. Но и они зачастую не давали необходимых результатов. Майор Петров С.Н., неоднократно участвовавший в подобных операциях в этот период, вспоминает, что мобильные небольшие отряды душманов, хорошо знавшие местность и пользовавшиеся поддержкой среди местного населения, как правило, находили пути и возможности заблаговременно выйти из-под удара. Так, например, командиру парашютно-десантного полка была поставлена задача на уничтожение хорошо вооруженной группы мятежников численностью до 40 человек в провинции Парван. Командир полка эту задачу решил выполнить силами 3-го парашютно-десантного батальона. Командир батальона решил в ночь на 20 марта 1982 года скрытно выдвинуться в район кишлака Архалхейль и, блокировав его двумя парашютно-десантными ротами, одной ротой осуществить прочесывание кишлака. В резерве предусматривалось иметь одну парашютно-десантную роту. С завязкой боя батальон поддерживал артиллерийский дивизион и две пары вертолетов Ми-24.

В ночь на 20 марта батальон начал совершать марш по маршруту Баграм - Архалхейль. Впереди него на удалении 300 м выдвигался боевой разведывательный дозор. Маршрут проходил по широкой прямой дороге, вдоль которой слева тянулся дувал, а справа - бетонированный канал шириной 5 м и глубиной до 2,5 м. В самый неожиданный момент через бойницы в дувале, практически в упор, был произведен залп по дозорному взводу, заставивший оставшихся в живых искать спасения в канале. Из дома, находившегося в 150 м от места засады, вдоль канала открыл огонь пулемет. Колонна батальона остановилась, а его командир вызвал огонь артиллерии и вертолеты. И только после того, как мятежники прекратили огонь, был совершен маневр подразделениями с целью охвата противника, в том числе и резервом. Но противник, открыв ураганный огонь, воспользовался системой кяризов и осуществил отход. Преследование и продолжение боевых действий уже не имело смысла.

В это время был выявлен ряд недостатков тяжелой военной техники, которая оказалась малопригодной в условиях горной местности. Танки, боевые машины пехоты и самоходные артиллерийские установки оказались привязанными к дорогам и не имели оперативного простора для своего применения. Современные высокоскоростные реактивные самолеты зачастую не могли эффективно поддерживать наземные войска ударами с воздуха. Использование боевых вертолетов, в первое время ставших наиболее эффективным средством борьбы с душманами в горах, было значительно ограничено с появлением на вооружении последних переносных зенитных ракетных систем «Стингер». Все это не замедлило сказаться на результативности операций и боев, которые зачастую не достигали намеченных целей.

Для советского командования становилось все более очевидным, что полностью разгромить мятежников в короткие сроки силами ОКСВ не удастся. Главные причины военных неудач, сохранения и даже определенного расширения масштабов партизанской войны афганских моджахедов лежали не в военной сфере, а в политической. Пришедшие к власти парчамисты во главе с Барбаком Кармалем не оправдали возлагавшихся на них надежд. Реабилитировав осужденных Амином, новое руководство само встало на путь насилия и притеснений. Непродуманные и преждевременные преобразования в деревне привели к возрастанию недовольства. Афганская армия, несмотря на ее численное увеличение и насыщение частей советской военной техникой и оружием, в условиях политической нестабильности в стране оставалась почти недееспособной. Поэтому советские войска самой логикой обстоятельств все глубже втягивались в ход гражданской войны.

Введя свои войска на территорию Афганистана, советское правительство и советское военное командование не учли национально-исторические факторы этой страны, ее многовековую историю борьбы с различными завоевателями. В сознании афганца прочно укрепилось представление, что любой иностранец, вошедший в страну с оружием, - иноземный оккупант, с которым необходимо бороться. Военное командование допустило еще одну ошибку. Первоначально среди бойцов советских частей, введенных в Афганистан, большой процент составляли представители среднеазиатских народов. Очевидно, командование исходило из соображений, что воины этих национальностей найдут большее понимание у родственных жителей Афганистана. Однако на деле это имело обратный эффект. Пуштунские племена, ставшие активным звеном антиправительственного движения, исторически всегда враждовали с нацменьшинствами с севера. Появление узбеков, таджиков и туркмен явилось дополнительным раздражающим фактором, который умело использовали агитаторы и пропагандисты контрреволюции. Силы вооруженной оппозиции возрастали. Так, если в 1981–1983 гг. на территории Афганистана численность активных вооруженных формирований моджахедов составляла около 45 тыс. человек, то в 1985 году уже 150 тыс. человек. Они контролировали все основные сельскохозяйственные районы страны. Объединенные афгано-советские вооруженные силы, действующие в Афганистане, насчитывавшие в своем составе около 400 тыс. человек (из них советские войска около 100 тыс.), в основном контролировали города и связывающие их магистрали.

Непрерывно нарастали масштабы и интенсивность вооруженной борьбы оппозиции, которая все чаще принимала формы маневренных наступательных и оборонительных действий крупных полурегулярных формирований. Со второй половины 1984 года делались попытки создания на базе отдельных банд моджахедов «исламских полков» в составе 3–5 батальонов. Общая численность полка составляла 500–900 человек. Полки иногда объединялись во «фронты», в которых насчитывалось от одной до нескольких тысяч человек. На вооружении, кроме стрелкового оружия, находилась горная артиллерия, минометы, ракеты. В труднодоступной горной местности мятежники для размещения своих формирований создавали базовые районы с хорошо организованной многоярусной системой огня и инженерных заграждений.

Главную силу мятежников составляли региональные группы и отряды. Их цели, организационные формы и тактику ведения боевых действий определяли местные племенные и религиозные авторитеты - «полевые командиры», а зона действий ограничивалась районами проживания моджахедов. Эти формирования, как правило, не имели постоянного состава и организации. В случае опасности душманы растворялись среди местных жителей, что делало их выявление практически невозможным. Состав отрядов и групп в социально-этническом отношении был неоднороден. В подобные формирования входили жители одной национально-этнической группы. В большинстве случаев их командиры не имели постоянной связи с зарубежными организациями афганской контрреволюции, но главным преимуществом была активная поддержка местного населения.



Полурегулярные формирования создавались обычно на базах и в лагерях Пакистана и Ирана из афганских беженцев. Они имели хорошую военную выручку и были достаточно вооружены. Действия этих формирований не привязывались к одному району и носили высокоманевренный характер. Отряды и группы получали конкретные задачи, после выполнения которых, как правило, возвращались на свои базы для доукомплектования, перевооружения и отдыха. По оценкам западных источников, их численность составляла не более 5–8 % от общей численности сил афганской оппозиции. В состав этих групп входило много деклассированных элементов, а сами действия носили преимущественно насильственный характер по отношению к местному населению (насильственный призыв, грабежи, убийства и т. д.). Своими действиями они возвели стену определенного отчуждения между оппозицией и афганским народом. Формирования этой категории представляли собой различные по классовому составу, политическим целям и платформам эмигрантские организации оппозиции, раздираемые внутренними противоречиями и идеологической борьбой, в силу чего главной их слабостью являлось отсутствие согласованности, а нередко даже военное противоборство между собой. Составной частью вооруженных формирований контрреволюции являлись и террористические группы, действовавшие в городах. Они обладали разветвленной сетью глубоко законспирированных ячеек. Наряду с осуществлением террористических актов, саботажа, диверсий, инспирированием массовых беспорядков главари подполья имели задачи проникновения в партгосаппарат, армию и спецслужбы с целью подрыва государственной власти изнутри.

В этот период одной из главных задач борьбы с вооруженной оппозицией являлось лишение ее источников - пополнения путем возвращения на родину афганских беженцев. Но разрешение этой проблемы напрямую зависело от верности избранного общеполитического курса правительства. На практике же в результате грубых ошибок численность беженцев не только не уменьшилась, но и возросла и составила во втором периоде около 5 млн человек. Все предпринимаемые попытки перекрыть военными средствами пути поступления на территорию Афганистана свежих моджахедов успеха не давали.

Осознание того, что главными средствами борьбы с вооруженной оппозицией должны быть не военные действия регулярных войск, а продуманные социально-экономические, политические и организационно-пропагандистские мероприятия власти, привело к известной модификации тактики действий советских войск в Афганистане - их отказу от проведения многочисленных «полевых» операций против отдельных отрядов и групп душманов и сосредоточению основных усилий на удержании стратегически важных районов и обеспечения, работы коммуникаций, от чего непосредственно зависели вопросы снабжения местного населения необходимыми продуктами и товарами.

Однако на практике эта политика не всегда давала желаемые результаты, главным образом из-за слабости государственной власти на местах. Результатом многих операций советских и афганских войск было создание в уездах и волостях органов государственной власти, называвшихся оргядрами. В их состав входили представители НДПА, министерств государственной безопасности, внутренних дел, некоторых других ведомств, а также лица из числа руководящих работников общественных организаций, представители духовенства, поддерживающие правительство Афганистана. Для обеспечения безопасности работы оргядра в его составе имелось армейское подразделение (как правило, до взвода). Беда такого оргядра состояла в том, что оно было малочисленным и не обладало реальной властью. Его руководители не умели вести политическую работу с местным населением, не пользовались авторитетом. Влияние оргядра ограничивалось, как правило, тем кишлаком, в котором оно находилось.

После завершения операции войска оставляли занятый район и возвращались в места постоянной дислокации или переходили в другие районы боевых действий. На их место возвращались уцелевшие мятежники, восстанавливали свои базы и изгоняли или уничтожали оргядра. Так повторялось многократно. Например, в долине реки Панджшер во втором периоде было проведено 6 боевых операций, однако правительственная власть в этом районе так и не закрепилась. К концу 1981 года на активности и результатах боевых действий в определенной степени сказывался и большой отрыв личного состава, около 40 % которого было брошено на решение задач охраны объектов и нормализации жизни и быта ограниченного контингента советских войск. Прежде всего было необходимо построить и благоустроить многочисленные военные городки. Для этого потребовалось большое количество строительных материалов и другое оборудование, которое в основном доставлялось с территории СССР. Резко возрос поток грузов. Чтобы справиться с задачами по обеспечению строительства и пополнения всех необходимых запасов для ОКСВ, развертывается большое количество батальонов обеспечения. Так, к 1 декабря 1981 года в составе армии действовало восемь отдельных батальонов обеспечения, которые располагались в Баграме, Джелалабаде, Кандагаре, Cуруби, Шиндаде, Кабуле, Газни и Кундузе. Но и этих сил, как показала практика, оказалось недостаточно. В марте 1984 года были дополнительно сформированы два отдельных батальона обеспечения в г. Кабуле и Кундузе. Следовательно, с учетом отдельного батальона обеспечения, расположенного в Кабуле, и армейской бригады материального обеспечения, расположенной в г. Пули-Хурми еще в первом периоде, к концу второго периода этих сил оказалось достаточно, чтобы справиться с возложенными на них задачами. Об этом красноречиво говорят такие факты, как обустройство гарнизонов расположения ОКСВ. Почти в каждом гарнизоне были созданы условия не только для нормального отдыха, но и решены успешно другие вопросы быта (развернуты помывочные комплексы, библиотеки, клубы и т. д.). Совершенствовалась система безопасности войск, находящихся в гарнизонах. С этой целью подступы к гарнизонам прикрывались минными полями, на подъездных путях выставлялось охранение, кроме того, была налажена охрана объектов внутри гарнизонов.

В третий период своего пребывания в Афганистане (апрель 1985 г. - январь 1986 г.) войска 40-й армии выступили, имея самый многочисленный состав. Группировка их наземных войск включала четыре дивизии, пять отдельных бригад, четыре отдельных полка и шесть отдельных батальонов. В составе этих сил насчитывалось около 29 тыс. единиц боевой техники, из них танков, БТР, БМП до 6 тыс.

Для обеспечения действий войск с воздуха в распоряжении командующего имелись четыре авиационных и три вертолетных полка. Общая численность личного состава ОКСВ достигла 108,8 тыс. человек, в том числе в боевых частях - 73 тыс. Это была самая боеспособная группировка за весь период пребывания советских войск в Афганистане, однако взгляды на их применение существенно изменились.

В связи со сменой руководства в СССР впервые открыто заговорили об афганской войне как о вредном явлении, навязанном стране и народу небольшой группой старых политиков. В связи с этим наметилась тенденция к постоянному устранению советских войск от активной боевой деятельности, уменьшению частоты и масштабности проводимых ими операций и боев, сужению границ контролируемых районов. Частые операции стали проводиться афганскими частями, а советская сторона осуществляла их авиационное, артиллерийское и инженерное обеспечение. Лишь в исключительных случаях советское командование шло на проведение крупномасштабных операций. Примером тому может служить операция, проведенная в 1986 году по разгрому хорошо оборудованной базы моджахедов в округе Хост.

В этом периоде афганским руководством была начата работа по созданию вооруженных отрядов самообороны путем переговоров с местными вождями племен и старейшинами. Там, где удавалось этого достичь, антиправительственная деятельность прекращалась и жители, уставшие до предела от братоубийственной войны, с радостью возвращались к мирному труду. Большим политическим успехом государственной власти было установление мира с рядом пуштунских племен на границе с Пакистаном. Имелись положительные результаты на переговорах с местными вождями и религиозными авторитетами в целом ряде других районов страны, особенно на севере.

Наряду с этими мероприятиями продолжалась большая работа по укреплению вооруженных сил. Принимались меры по усилению воинской дисциплины, началась решительная борьба с дезертирством, была провозглашена полная свобода вероисповедания. В армии были введены штатные должности мулл и открыты курсы по их подготовке.



Реакция правительственной оппозиции на снижение боевой активности советских войск была неоднозначна. С одной стороны, они воспользовались этим, чтобы расширить сферы своего влияния в стране прежде всего мирным, идеологическим путем. С другой - опасаясь выхода из борьбы больших масс крестьянства, уставшего от войны и стремившегося вернуться к мирной жизни, душманские лидеры были вынуждены постоянно поддерживать напряженность в стране, раздувая пламя гражданской войны. Основные группировки, действующие активно, находились в провинции Лагар, Нангархар, Пактия. И в мае 1986 года под руководством командующего армией генерал-майора В.П. Дубынина в этих провинциях проводится ряд операций, в которых принимали участие советские и афганские войска. В этом же году проводится операция в округе Хост по разгрому базового района оппозиции. Эту операцию планировалось провести только силами афганских войск при поддержке советской авиации. Руководителем при проведении операции был назначен заместитель министра обороны ДРА генерал-майор Наби Азими. В ходе операции стало ясно, что по ряду причин самостоятельно афганские войска не смогут решить задачу, а это приведет к дальнейшему падению их морального духа и авторитета. И советские войска приняли участие в данной операции, прикрывая фланги и тыл афганской группировки, поддерживая их огнем своих средств. При уничтожении мелких группировок оппозиции афганские войска действовали самостоятельно.

Главным событием третьего периода войны стал вывод из Афганистана во второй половине 1986 года шести полков 40-й армии (двух мотострелковых, танкового и трех зенитно-ракетных). В результате чего численность личного состава уменьшилась на 15 тыс. человек, танков - на 53 единицы, БМП (БТР) - на 200 единиц.

Начало четвертому периоду было положено в декабре 1986 года Чрезвычайным пленумом ЦК НДПА, который провозгласил курс на национальное примирение. К этому времени здравомыслящим людям стало ясно, что военного решения афганской проблемы не существует. Принятие курса «национального примирения» отражало реально сложившуюся в стране обстановку, когда невозможно было достичь окончания войны военными средствами. Однако воплощение политики примирения в жизнь стало возможным только после проведения по инициативе Советского Союза целого комплекса предварительных мер, создавших для этого необходимую почву. Главным и решающим шагом было согласованное с афганским руководством решение правительства СССР о начале вывода советских войск из Афганистана при условии прекращения вооруженной помощи афганским мятежникам со стороны Пакистана и других стран. Новое политическое мышление, предусматривающее отказ от военных методов решения спорных международных вопросов, с которым выступил Советский Союз, привело в Женеву за стол переговоров правительства Афганистана и Пакистана при участии СССР и США. Результатом этих переговоров стало подписание Женевских соглашений по вопросам политического урегулирования положения вокруг Афганистана.

Начиная с января 1987 года советские войска практически прекратили наступательные боевые действия и вели бои только в случае нападения на них мятежников. Исключение составляет проведенная в 1987 году крупнейшая за все время войны в Афганистане совместная операция советских и афганских войск «Магистраль» в провинции Пактия по доставке народно-хозяйственных грузов из Гардеза в Хост с разгромом крупных сил мятежников, блокировавших дорогу, в которой участвовали силы пяти дивизий. В последующем действия советских войск свелись к контролю за основными жизненно важными участками дорог, подготовке и обеспечению выхода из Афганистана.

В 1988 году правительство Наджибуллы лихорадочно искало пути претворения в жизнь политики национального примирения. В партийной жизни основной задачей стало укрепление и консолидация рядов НДПА. Во внешней политике был взят курс на развитие отношений со всеми странами, неприсоединения ни к каким блокам. В военной области продолжились мероприятия по превращению армии в силу, способную самостоятельно защитить существующую в стране власть. Однако ни одно из проведенных мероприятий на практике не приблизило конец войны.

Оппозиция на призывы правительственной политики национального примирения ответила отказом. Ее лидеры заявили, что будут продолжать «джихад» до тех пор, пока последний советский солдат не покинет территорию Афганистана. Они усилили агитационную работу среди местного населения, повысили интенсивность вооруженной борьбы, провели серию террористических актов.

Сложной и трудноразрешимой задачей в политике примирения и прекращения огня являлся вопрос отношений с шиитским Ираном и вооруженными отрядами его приверженцев и единоверцев в самом Афганистане. Иран не признал Женевского соглашения четырех сторон, отказавшись от его подписания в качестве пятой заинтересованной стороны. Он не поддавался влиянию - международных авторитетов и не собирался отказывать в военной помощи оппозиции, а также ликвидировать на своей территории центры по подготовке моджахедов. В этих условиях 7 апреля 1988 года советское правительство приняло решение о полном выводе ограниченного контингента советских войск из Афганистана. Вывод был осуществлен в два этапа. На первом (с 15 мая по 16 августа 1988 г.) численность войск была уменьшена в два раза. Затем, после трехмесячного перерыва, необходимого для решения ряда организационных задач, наступил второй этап, длившийся три месяца (с 15 ноября 1988 г. по 15 февраля 1989 г.).

Вывод войск на обоих этапах планировался и проводился как крупномасштабная армейская операция, в которой участвовало большое количество сил и средств. Благодаря этому вывод войск был осуществлен успешно. Вооруженные формирования оппозиции, готовясь к широкомасштабной борьбе за власть внутри страны, не препятствовали выходу соединений и частей 40-й армии. 15 февраля 1989 года последняя часть покинула территорию Афганистана. Так была перевернута еще одна страница истории многострадального советского народа, задуманная и начатая несколькими политиками в Кремле, а написанная кровью и потом многих тысяч простых людей на земле Афганистана.


| |

Наше правительство находится между двумя огнями: с одной стороны недовольный народ, а с другой ТДС. Правительственные деятели, по рукам и ногам связаны сетью ТДС. Из двух зол им приходится выбирать меньшее, с каждым разом всё больше уступая врагам свои позиции. Все антинародные законодательные проекты правительства имеют заграничные корни.

Необъявленная война состоит из двух этапов:

    Тайный, внутренний – инкубационный состоит в том, чтобы разложить все области жизнедеятельности государства, деморализовать и разъединить народ, подчинить государственные структуры, создавать нужное общественное мнение посредством средств массового одурачивания (СМО).

    Явный. Проведение широкомасштабных террористических актов и диверсий по городам России. А затем ввод войск НАТО и профессиональных военных наемников (без отечества) в разрушенную и обессиленную страну, возможно под видом интернациональной помощи.

Пробные диверсии уже проводятся под прикрытием природных катаклизмов, причин, связанных с технически устаревшим оборудованием, «по недосмотру», деятельностью несознательных (мягко говоря) граждан. Например, анализ жары в европейской части России в 2010 г. с точки зрения применения климатического оружия .

Фильм “Всемирный потоп, как предчувствие” создаёт общественное мнение типа «смиритесь, это неизбежно”. Но в этом фильме можно увидеть, что есть сознательное вмешательство. Ведь о многих этих катастрофах можно было заранее предупредить население при современных научных технологиях и информационных связях. Никто не предупреждал, и это было сделано специально. ТДС стремятся уничтожить население Земли.

Есть в фильме ещё такой момент: дома в Якутии, построенные на вечной мерзлоте, разрушаются, так как под ними тает почва и в воде загнивают сваи фундамента. Какое удобное явление для закладки взрывчатки, и не найдешь под завалом, почему упало здание. Но они об этом уже сообщили, как бы застолбили заранее мотивацию причины.

Зима – самое удобное время для проведения диверсий в России. Аварии на электростанциях и линиях электропередач за несколько дней заморозят города. Если к этому добавить «случайное» аномальное явление – сверхвысокие морозы в северных областях страны, эффект будет больше, чем явное военное вторжение через границу.

Заканчивается осень, на обширных территориях России уже начинается зима. Первый мокрый снег обрушивает линии электропередач: «Центральная Россия оказалась не готова к зиме» . Нет, это ещё не теракт, а факт состояния наших городов.

А вот это уже небольшой эксперимент «случайной аварии» с целью проверить последствия и реакцию государственных структур и народа: «Вырубили электричество» . « В минувшую субботу (30.10.10) в 17:07 местного времени разом погас свет в Киренске и нескольких населённых пунктах района. Примерно в это же время в тайге двадцатисемиметровая лиственница, дрогнув, упала на провод ЛЭП. Неизвестный местный житель, который, по предварительной версии, хотел пополнить запас дров перед холодами, явно не рассчитывал, что его забота о хозяйстве будет иметь такой эффект. Неловкое движение пилой – и без электричества остались 19 тысяч человек .» Интересно найдут того несознательного лесоруба и его вдохновителей, если будут искать? Все линии электропередач проводят по широким просекам. Для того, чтобы завалить большое (чтобы достало до линии) дерево на провода, надо уметь это делать. Профан не сможет этого сделать и никогда не будет валить большее дерево из соображений собственной безопасности. Не настолько тупы, как нам внушают СМО (средства массового одурачивания), наши деревенские жители, чтобы не знать, как и где валить лес на дрова.

Стал совершенно прозрачным тот факт, что террористические акты проводят не дикие представители народов Кавказа и Ближнего Востока, а специалисты высшего военно-технического уровня, смотри «Террористические акты в России за 10 лет» и читай книги Грачевой Т.В.

Как наша страна постепенно сдаёт стратегические плацдармы смотри в , спрятано в середине материала под заголовком Аналитическая записка .

В настоящее время мы уже находимся на границе между первым и вторым этапами необъявленной войны. Если мы не хотим, чтобы в нашей стране произошло то кровавое месиво, которое описано в книгах Беркем аль Атоми «Мародер», «Каратель», «Другой Урал» , действовать надо сейчас до наступления морозов. Это реально!

Во-первых, надо обратить внимание народа на ситуацию в стране и в мире и помочь ему найти нужную информацию в Интернет.

Во-вторых, надо объединяться на всех уровнях. Разделение на враждующие группировки подрывает и без того слабые силы сознательных граждан России.

Политические партии, если вам действительно небезразлична участь России, объединяйтесь, находите общий язык и действуйте по единым практическим проектам выхода народа из внутривоенного кризиса.

Представители различных религиозных учений! Религии больше не нужны ТДС, у них есть СМО. Теперь СМО будут стравливать вас между собой. Бог один, хотя пути к нему разные, и идти надо вместе в одну сторону. Так же у нас одна Земля и нам надо на ней выжить, сохранив свою свободу воли и сознания. Объединяйтесь и действуйте сообща.

Сознательные граждане России! Объединяйтесь в неформальные группы, просвещайтесь сами и информируйте население. Создавайте сейчас добровольные народные дружины по охране стратегических объектов, поддержанию порядка в городе и оказанию первой помощи при катастрофах. Правительству не на кого опереться в народе, станьте такой опорой.

О том, что происходит, как выходить из кризиса необъявленной войны, и что делать дальше, можно найти в следующих ссылках.

«Необъявленная война или как завоевать Россию без вторжения войск»

Приложения к «Необъявленной войне»:

Материалы форсайт-проекта “Детство 2030″ ,

Ювенальная юстиция

Проекты законов о ювенальной юстиции

Закон о госбюджетном самофинансировании

Закон “О полиции”

Законопроект «О … садовых, … участках» (

Введение единого электронного документа

Чипизация ,

Договор о привлечении войск НАТО

Террористические акты в России за 10 лет

Кому принадлежит ЦБ?

Фильмы: «Эндшпиль: Проект Глобального Порабощения», «Чипизация.Проект 666», «Дух времени»

Книги Грачевой Т.В.: «Невидимая Хазария», «Святая Русь против Хазарии», «Когда власть не от бога», -

Проект Россия

Позитив: видео А.В. Трехлебова ответы на вопросы (В Контактах видео: самая лучшая лекция Трехлебова «Законы Рита»).

Манифест «Возрождение России»

Приложения к Манифесту:

О плане Далласа

Книга Г.А. Бореева «История гуманоидных цивилизаций Земли»

Инсайдер 3 .

Психотронное оружие .

Психотропное оружие

Психическое закабаление

Климатическое оружие

Фильмы «Дух времени», «Игры богов»

Позитив Школа Щетинина и все видео о Школе Щетинина