Про психологию. Учения и методики

Обратная связь: понятие и виды. Для чего нужна обратная связь от персонала и как ее оптимизировать Некоторые данные об акустической О

В случае работы усилителя со своим конечным, то есть уже усилиенным сигналом проявляется прямое воздействие на его выходной уровень. То есть появляется так называемая обратная связь. Фактически такую связь для простоты понимания можно сравнить с поездом, который движется по кольцевой и все вагоны прицеплены один за другим без разрыва.
Так вот, это обратная связь бывает положительная, когда поезд ускоряется, и отрицательная, когда он тормозит. Конечно, это все условные понятия, а чтобы было все понятно и достоверно, давайте разберем примеры ПОС и ООС все же не на примере поезда, а в электронике, где они и встречаются.

Что такое положительная обратная связь ПОС

Положительная обратная связи, представляет собой такой тип, при котором изменение выходного сигнала системы приводит к такому изменению входного сигнала, которое способствует дальнейшему отклонению выходного сигнала от первоначального значения, а в случае отрицательной обратной связи происходит полностью обратный процесс.
Многие из нас сталкивались с примером обратной связи, который происходит при работе набора звукоусилительной аппаратуры для выступлений: когда оратор держит микрофон слишком близко к динамикам возникает высокий «воющий» звук, что связано с тем, что аудио усилитель воспринимает и усиливает свой собственный шум. Данное явление - пример положительной или регенеративной обратной связи, поскольку любой звук, поступающий в микрофон усиливается и превращается в ещё более громкий звук громкоговорителя и таким образом возникает петля обратной связи, в которой вибрация поддерживает сама себя, увеличиваясь всё больше и больше, в результате чего возникает шум с постоянно растущей громкостью, до тех пор пока система не входит в состояние «насыщения» и не может более усиливать звук.
Можно задаться вопросом, каковы возможные преимущества обратной связи в усилителях, учитывая такие раздражающие её проявления как «воющий» звук звукоусилительной аппаратуры для выступлений. Если мы введём в схему усилителя положительную или регенеративную обратную связь, то будет создана тенденция генерирования и поддержания колебаний, частота которых определяется значениями компонентов, осуществляющих подачу сигнала обратной связи с выхода на вход. Это один из способов сделать генератор, - схему для получения переменного тока от источника постоянного тока. Генераторы - чрезвычайно полезные схемы, и поэтому обратная связь может иметь определённое практическое применение.

Что такое отрицательная обратная связь ООС

Отрицательная обратная связь, с другой стороны, оказывает на усилитель «смягчающее» воздействие: при увеличении амплитуды выходного сигнала сигнал обратной связи противодействует изменению выходного сигнала. В то время как положительная обратная делает систему менее устойчивой, отрицательная обратная связь действует противоположным образом: стабильность системы лишь увеличивается.
Усилитель, охваченный отрицательной обратной связью не только более стабилен, но также в меньшей степени искажает входной сигнал и, как правило, может усиливать в более широком диапазоне частот. Плата за эти преимущества (должны же быть иметься и недостатки отрицательной обратной связи, не так ли?) - уменьшение коэффициента усиления. Если часть выходного сигнала усилителя «поступает обратно» на вход, и противодействует любым изменениям выходного сигнала, то для обеспечения той же что и раньше амплитуды на выходе требуется входной сигнал большей амплитуды. Именно этим обуславливается уменьшенный коэффициент усиления при наличии отрицательной обратной связи. В любом случае, такие преимущества как стабильность, пониженный уровень искажения и более широкая полоса пропускания, стоят того, чтобы «пожертвовать" определённой частью усиления.
Рассмотрим простую схему усилителя и определим, как мы могли бы ввести в неё отрицательную обратную связь (см. рисунок ниже).

Усилитель с общим эмиттером без обратной связи

На схеме показан усилитель с общим эмиттером, в котором цепочка резисторов смещения образована резисторами R1 и R2. Конденсатор связывает Vвх с усилителем таким образом, что источник сигнала не имеет напряжения постоянного тока, сообщённого делителем напряжения R1/R2. Резистор R3 служит для контроля над коэффициентом усиления напряжения. При максимальном коэффициенте усиления напряжения данный резистор можно опустить, но поскольку подобные резисторы базы часто используются в схемах усилителей с общим эмиттером, на рисунке он показан.
Как и все усилители с общим эмиттером показанный усилитель инвертирует усиленный входящий сигнал. Иначе говоря, нарастающее напряжение входящего сигнала ведет к падению напряжения на выходе и наоборот. На рисунке ниже показаны формы кривой на осциллографе.

Усилитель с общим эмиттером без обратной связи и исходные формы кривой для сравнения

Поскольку выходной сигнал представляет собой копию входного сигнала в зеркальном отображении, любое соединение между выходом (коллектором) и входом (базой) транзистора (как показано на рисунке ниже) создаст отрицательную обратную связь.

Отрицательная обратная связь, коллекторная обратная связь ослабляет выходной сигнал

Резисторы R1, R2, R3 и Rобр.св. вместе функционируют таким образом, что напряжение на базе транзистора (по отношению к земле) представляет собой среднее значение входного напряжения и напряжения обратной связи, что ведет к тому, что на транзистор поступает сигнал меньшей амплитуды. Таким образом, схема усилителя на рисунке выше будет иметь сокращенный коэффициент усиления напряжения, но лучшую линейность (меньшее искажение) и более широкую полосу пропускания

Подводя итог об обратной положительной и отрицательной связи (ПОС и ООС)

Обратная связь - подача выходного сигнала усилителя на его вход.
Положительная, или регенеративная обратная связь приводит к такому изменению входного сигнала, которое способствует отклонению выходного сигнала от первоначального значения и в системе возникают колебания (переменный ток). Частота этих колебаний в значительной степени определяется подбором компонентов цепи обратной связи.
Отрицательная обратная связь способствует стабильности работы усилителя, так что изменения выходного сигнала меньше для данного входного сигнала, чем при отсутствии обратной связи. Это приводит к снижению коэффициента усиления, однако даёт и определённые преимущества: уменьшение искажений и увеличение полосы пропускания (рабочего диапазона частот).
Отрицательная обратная связь может быть введена в схему с общим эмиттером посредством соединения коллектора с базой, либо путём включения резистора между эмиттером и землёй.
Резистор «обратной связи» эмиттер-земля обычно используется в схемах с общим эмиттером в качестве превентивной меры против искажения, обусловленного повышением температуры.
Отрицательная обратная связь также обладает тем преимуществом, что коэффициент усиления по напряжению становится более зависимым от номиналов резисторов и менее зависимым от характеристик самих транзисторов.
Усилители с общим коллектором характеризуются более глубокой отрицательной обратной связью вследствие наличия нагрузочного резистора между эмиттером и землёй. Такая обратная связь обеспечивает исключительно стабильный коэффициент усиления, а также защиту от искажений, обусловленный повышением температуры транзисторов..
Коэффициент усиления усилителя с общим эмиттером может быть восстановлен без ущерба для устойчивости к искажениям посредством подключения шунтирующего конденсатора параллельно с «резистором обратной связи» эмиттера.
Если усиление напряжения является сколь угодно высоким (10000 и выше), а отрицательная обратная связь используется для уменьшения коэффициента усиления до разумного уровня, то коэффициент усиления будет примерно равен Rобр.св. / Rвх.. При наличии обратной связи изменения коэффициента усиления транзистора? или других параметров компонента не будут иметь большого влияния на усиление напряжения, в результате чего мы получим стабильный усилитель несложной конструкции.

Обратная связь - способ саморегуляции, вообще детерминации у животных, людей и в технике, при котором "информация" о результатах функционирования какой-либо системы включается в состав условий, определяющих ее дальнейшее функционирование. По мнению П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, Н. Винера и других первооткрывателей О. с., она является универсальным механизмом саморегуляции, поскольку управляющая часть системы влияет на управляемую, получая от нее сигналы о результатах своего влияния. Иллюстрацией может служить любимый Анохиным пример: человек хочет пить, наливает воду из графина в стакан и т. д. При таком способе саморегуляции данный человек и наблюдатель со стороны легко и сразу определяют, насколько правильно выполняется вся эта система действий. Следовательно, О. с. есть такая взаимосвязь между функционированием и его результатами, когда последние непосредственно, однозначно, наглядно-чувственно, по заранее заданным критериям сигнализируют органу управления о том, адекватно или неадекватно функционирует данная система. Иначе говоря, это сигнальная связь, предполагающая непосредственное соотнесение или сличение 1) заранее заданных, желаемых, конечных и 2) фактически достигнутых к данному моменту, промежуточных, текущих результатов. Здесь желаемое, вообще предвидимое выступает изначально с большой определенностью, в частности в виде четко и заранее фиксированного эталона, с которым и сличаются фактически достигаемые результаты.

Такова традиционная трактовка О. с. как универсального механизма саморегуляции, обобщенная в кибернетике, психологии и т. д. Однако теоретико-экспериментальные исследования, проведенные некоторыми из учеников С.Л. Рубинштейна, показали, что традиционное понятие О. с. как способа саморегуляции, одинаково присущего и животным, и людям, и техническим системам, именно в силу такой универсальности не раскрывает специфики детерминации человека как субъекта на высших уровнях его бытия (теоретическое мышление, свобода, совесть и т. д.). На указанных уровнях человеческой активности нет изначально заданных эталонов, сигналов, сигнальных раздражителей, сигнальных связей, которые непосредственно и однозначно, с наглядно-чувственной очевидностью "удостоверяли" бы адекватность или неадекватность деятельности, поведения, общения субъектов. По мере того как человек поднимается на все более высокие уровни своего бытия, он формирует и развивает все свои психические процессы и свойства и, в частности, все более сложные, изначально не данные критерии для самооценки всех своих поступков, действий, мыслей, чувств и т. д. Это и означает, что обратные и вообще сигнальные связи (выражающие только простейшие, а вовсе не любые зависимости между функционированием и его результатами) необходимы, но недостаточны для детерминации субъекта - вопреки традиционному пониманию О. с.

А.В. Брушлинский

Определения, значения слова в других словарях:

Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой

Обратная связь (в психотерапии) - (1) получение участниками психотерапевтического процесса взаимной информации о процессе, особенностях и результатах лечебных действий, (2) в процессе групповой психотерапии предоставление пациенту информации о том, как его воспринимают другие...

Философский словарь

Воздействие управляемого процесса на управляющий орган. Термин "обратная связь" применялся в основном в теории автоматического регулирования (кибернетике); различают следующие типы обратной связи: непрерывную и дискретную, которые, в свою очередь, делят на положительную и...

Психотерапевтическая энциклопедия

Специфический фактор групповой психотерапии. В процессе групповой психотерапии О. с. предоставляет пациенту информацию о том, как его воспринимают другие участники группы, как они реагируют на его поведение, как понимают и интерпретируют его, как его поведение...

Психологическая энциклопедия

Специфический фактор групповой психотерапии. В процессе групповой психотерапии О. с. предоставляет пациенту информацию о том, как его воспринимают другие участники группы, как они реагируют на его поведение, как понимают и интерпретируют его, как его поведение воздействует на...

Психологическая энциклопедия

Общий термин, имеющий несколько значений в психологии. Он может означать информацию, передаваемую мышцам и помогающую управлять движениями (кинестетическая обратная связь); информацию, сопровождающую выполнение задачи (обратная связь по результату), или информацию, получаемую от...

Обратная связь в психологии — один из самых мощных инструментов коммуникации. Она позволяет нам выразить наше честное мнение о чужом поведении там, где это необходимо. Существует конструктивная и положительная обратная связь. В ситуациях, связанных с работой, нам может потребоваться проявить обратную связь. Если у нас есть определенная степень ответственности за личное или профессиональное развитие другого человека, мы обязательно должны предоставить обратную связь, если хотим эффективного выполнения обязанностей. Фактически, независимо от того, запланирована ли она или происходят спонтанно, мы все обеспечиваем обратную связь несколько раз в день . Однако есть одна серьезная проблема – обратная связь в подавляющем большинстве отрицательная .

2 основных типа обратной связи в психологии общения

Существует много разных методов обратной связи в психологии, но наиболее распространенными являются конструктивная обратная связь и положительная обратная связь . На ежедневной основе мы имеем широкую возможность использовать обе. Ниже приведен краткий обзор каждой из них.
  1. Конструктивная обратная связь

  2. Конструктивная обратная связь в психологии предназначена для использования, когда другой человек сделал что-то неправильно. Цель заключается в четком подходе к проблеме посредством позитивного и конструктивного диалога , поощряя человека к внесению необходимых изменений для обеспечения более эффективной работы в будущем. Одним из ключевых компонентов конструктивной обратной связи является то, что она всеобъемлющая. То есть, несмотря на то, что вы должны настаивать на изменении формы поведения, другой человек включается в процесс определения наилучшего способа продвижения вперед. Хотя конструктивная обратная связь должна быть более положительной формой обратной связи, тем не мене другой человек может с легкостью отнести вас к разряду отрицательных людей , особенно если это единственная форма обратной связи, которую вы используете.
    Коррекция делает многое, но поощрение делает больше ~ Гёте
  3. Положительная обратная связь

  4. Положительная обратная связь в психологии предназначена для использования в случаях, когда вы видите, что кто-то выполняет работу или ведет себя таким образом, с которым вы согласны, но хотели бы увидеть больше . Смысл состоит в том, что, предоставляя положительную обратную связь, другой человек понимает, чего от него ожидают, и стремится к этому поведению . При правильном использовании положительная обратная связь невероятно мощна, несмотря на ее простоту. Положительная обратная связь может быть доставлена за пару минут. Однако, возможно, благодаря своей простоте, положительная обратная связь часто просто забывается . Хороший руководитель или менеджер будет использовать положительную обратную связь гораздо чаще, чем конструктивную. Поощрение делает больше для повышения производительности человека и сотрудничества с ним , чем выявление его ошибок и указывание на них. Конечно, конструктивная обратная связь должна использоваться там, где это необходимо, но она будет намного эффективнее, если другой человек не почувствует, что вы постоянно упрекаете его . Итак, прежде всего проявляйте поощрение через положительную обратную связь.
Если вы хотите улучшить свои коммуникативные навыки, посмотрите статью от известного психолога Джима Рона.

Вывод

Обратная связь в психологии общения не предназначена для того, чтобы быть проявлять себя с негативной точки зрения, но большинство из нас склонны больше говорить о поведении других людей тогда, когда мы считаем это поведение неприемлемым, а не говорить, когда они делают что-то правильно. Это приводит к неправильному балансу. Если другой человек делает что-то неправильно, нам, безусловно, необходимо рассмотреть этот вопрос, чтобы можно было предпринять корректирующие действия. Но мы можем избежать излишней конструктивной обратной связи , будучи позитивными и признавая хорошее поведение или производительность, когда мы это наблюдаем. Если мы предоставим обратную связь в правильной манере, человек захочет повторить свое поведение . В конце концов, кому не нравится, когда его хвалят. Коррекция делает многое для формирования личного и профессионального поведения, но еще большего можно достигнуть в более приятной манере, просто практикуя на постоянной основе позитивную обратную связь .

Специфический фактор групповой психотерапии. В процессе групповой психотерапии О. с. предоставляет пациенту информацию о том, как его воспринимают другие участники группы, как они реагируют на его поведение, как понимают и интерпретируют его, как его поведение воздействует на других. О. с. дает возможность участнику группы понять и оценить свою роль в типичных для него межличностных ситуациях и конфликтах и благодаря этому глубже понять собственные проблемы. Феномен О. с. проявляется в тех ситуациях, когда субъект восприятия имеет возможность получить от партнера по общению информацию о том, как он воспринимается. В качестве О. с. выступает любая информация, которую человек получает от реципиента своего поведения. О. с. может быть прямой или косвенной, немедленной или отсроченной, аппаратурной (фотографии, магнито- и видеозаписи и пр.) или личностной (вербальной и невербальной, оценочной или не содержащей оценки, эмоционально окрашенной и эмоционально нейтральной, описательной и содержащей интерпретацию, ролевой и индентификационной и пр.). О. с. в психотерапии способствует реализации ведущего механизма ее лечебного действия - конфронтации, однако как источник информации отличается от интерпретации. Интерпретация может быть неадекватной, неточной, искаженной под влиянием собственной проекции интерпретатора. О. с. "правильна" уже сама по себе: она является информацией о том, как реагируют на поведение пациента другие участники психотерапевтического процесса. Вопрос о том, может ли О. с. содержать элементы интерпретации, однозначного ответа не находит. О. с. существует и в рамках индивидуальной психотерапии, однако здесь ее содержание весьма ограниченно. В групповой психотерапии О. с. более многопланова, поскольку осуществляется между каждым из членов группы и группой как целым. Психотерапевтическая группа предоставляет пациенту не просто О. с. - информацию о том, как он воспринимается другим человеком, но дифференцированную О. с., О. с. от всех участников группы, которые могут по-разному воспринимать и понимать его поведение и по-разному на него реагировать. Таким образом, пациент видит себя в разных зеркалах, отражающих различные стороны его личности. Дифференцированная О. с. не только дает разноплановую информацию для совершенствования самопонимания, но и помогает пациенту научиться различать собственное поведение. Реакция самого пациента на информацию, содержащуюся в О. с., также представляет интерес как для других участников группы (являясь обратной связью второго порядка, т. е. обратной связью на обратную связь), так и для самого пациента, позволяя ему увидеть значимые аспекты собственной личности и свои реакции на рассогласование образа "Я" с восприятием окружающих. Переработка и интеграция содержания О. с. в процессе групповой психотерапии обеспечивает коррекцию неадекватных личностных образований и способствует формированию более целостного и адекватного образа "Я", представления о себе и самопонимания в целом. Кратохвил (Kratochvil S., 1978) выделяет в самосознании, или образе "Я", 4 области: открытую (то, что знает о себе сам человек и знают о нем другие), неизвестную (то, что человек не знает о себе и не знают другие), скрытую (то, что человек знает о себе, но не знают другие), слепую (то, что человек не знает о себе, но знают другие). О. с. несет информацию, позволяющую пациенту уменьшить слепую область самосознания. Для создания в психотерапевтической группе эффективной системы О. с. необходима определенная атмосфера, характеризующаяся прежде всего взаимным принятием, чувством психологической безопасности, доброжелательностью, взаимной заинтересованностью, а также наличием мотивации к участию в работе психотерапевтической группы и явления "размораживания", при котором участники группы готовы и могут отказаться от привычных, сложившихся способов восприятия и взаимодействия, обнаружив их недостаточность и несовершенство. О. с. в группе более эффективна, если она не отсрочена, т. е. если предоставляется пациенту непосредственно в момент наблюдения его поведения, а не через некоторое время, когда ситуация перестает быть актуальной и значимой или когда уже вступили в действие психологические защитные механизмы. Эффективная О. с., по мнению ряда авторов, является в большей степени описательной или содержит скорее эмоциональные реакции на поведение участника группы, чем интерпретации, оценки и критику. Более эффективной будет также дифференцированная О. с., т. е. О. с., поступающая к пациенту от нескольких участников группы, поскольку она представляется ему более достоверной и может оказать на него большее влияние. Иногда в тренинговых группах формируются определенные правила предоставления и принятия О. с. (например: "Говори о своих чувствах, но не оценивай", "Слушай внимательно, но не пытайся ответить каждому" и др.). Хотя в психотерапевтических группах такие правила жестко не формулируются, однако психотерапевт стремится к развитию в группе наиболее эффективных форм О. с. в рамках той или иной теоретической ориентации (см. Механизмы лечебного действия групповой психотерапии).