Про психологию. Учения и методики

На войне дети, военное детство. Подвиги детей на войне

9 мая, 68 годовщина Победы. Парад и флаги, автомобили с георгиевскими ленточками и наклейками с фразами вроде «Спасибо деду за Победу!» Но знают ли наши дети, чему посвящен этот праздник? Об этом мы решили узнать у самих детей. Всем участникам опроса мы задавали один вопрос: «Что ты знаешь о войне?»

Каднр из фильма "Судьба человека", режиссер Сергей Бондарчук, 1959 г.

Галя (10 лет), учится в православной гимназии в Москве: «Война закончилась 9 мая, мы победили. Погибло очень много людей. В Москву немцы не смогли прорваться. В этот день у нас радость и скорбь, а у немцев только скорбь, они теперь Гитлера не любят. Я читала книжку о решающих сражениях под Москвой, не берегах Волги, на Курской дуге, об обороне Севастополя и Ленинграда, о штурме Берлина».

Леонид (13 лет), учится в государственной школе в Москве: «9 мая 1945 года подписали договор о том, что больше не воюем. Это была война Советского союза с Третьим Рейхом. Это часть второй мировой войны, которая началась в 1939 году. Россия воевала с 1941-1945 гг. На этой войне воевал мой дед».
Тихон (9 лет), учится в государственной школе в Каргополе: «Война началась нечестно, поскольку Германия с Россией заключила мирный договор. Без предупреждения началась война, а обычно о начале войны объявляют. Она началась 22 июня 1941 года. Сначала напали на Брестскую крепость. Хотели взять ее за 2 часа, а брали больше пяти месяцев. Война закончилась 9 мая 1945 года.

Раиса (12 лет), учится в православной гимназии в Москве: «С 1941 года мы воевали с немцами, война длилась 4 года, значит закончилась в 1945 году. Я знаю про подвиг 28 панфиловцев, они нас защитили на Волоколамском шоссе. Война закончилась 6 мая.

В мае всем желающим раздают георгиевские ленточки - это символ солдатской доблести, храбрости, это было еще в царской России. 9 мая никто не учится и не работает, все дороги перекрыты, потому что парад, летят самолеты, едут танки и все поют песню «Этот день Победы». Сейчас осталось очень мало ветеранов, которые воевали на войне. В школе в этот день мы обычно бежим кросс и отпускаем шарики в небо».

Федя (11 лет), учится в московской гимназии: «Мы выиграли в этой войне, хотя она была жестокая. Длилась она в России с 1941 по 1945 гг. до этого немцы завоевали всех, кроме нас. Немцами командовал Гитлер, а нашими войсками Сталин. Русские не ожидали, что будет война. Нашу страну пошли защищать все – и старики, и молодые. Моя прабабушка скидывала фугаски с крыш домов в Москве. Немцы не вошли в Москву, ее защищали все жители. В конце войны, когда мы победили, Гитлер застрелился».

Аня (10 лет), учится в московской православной гимназии: «Война началась в 1941 и закончилась в 1945 году, мы воевали с фашистами и с некоторыми другими странами».

Федор (8 лет), учится в государственной московской школе: «Это была война с фашистами. Она была давно, но не очень. Мы победили. Они шли по городам, и дошли почти до Москвы, но мы их выгнали и по тому же пути отправили их назад. так все и произошло. Война эта называлась… не помню… А, вспомнил! Великая Отечественная!»
- А полководцев знаешь каких-то?
- Русскую армию возглавлял Жуков.
- А больше никого не знаешь?
- У немцев был Пауль. В конце войны был Нюрнбергский суд. 18 фашистов повесили, а остальных посадили в тюрьму».

Андрей (16 лет), учится в московской гимназии: «Вторая мировая война началась в 1939 году, изначально Гитлер cказал, что не будет нападать на Россию, поэтому мы не ждали нападения. Первый русский город, на который напали фашисты был Брест. Практически все города с запада от Москвы были захвачены. Был оккупирован Ленинград, сейчас это город Петербург, блокада длилась почти 900 дней. Бои шли в Одессе, Киеве, Минске, Севастополе, Вильнюсе – все эти города входила тогда в состав СССР. Немецкие медики изучали медицину на людях, взятых в плен, они ставили на них опыты и экспериментировали. Именно этим объясняется прорыв, который произошел в то время в немецкой медицине. 9 мая празднуется День Победы, но война длилась даже дольше. В этой войне участвовали практически все жители нашей страны – кто-то был на фронте, кто-то производил оружие в тылу. Во время войны было усовершенствовано оружие нашей страны. В дальнейшем это послужило толчком к развитию Холодной войны с Америкой. А во время войны и Америка, и Англия были нашими союзниками.

Ваня (7 лет), в школу еще не ходит, живет в Каргополе: «Во время Великой Отечественной войны немцы воевали с Россией. Французы тоже воевали, Наполеон был самый главный.
- Они с Гитлером воевали?
- Нет, он затеял войну из своей страны.
- А день Победы, 9 мая, что мы празднуем – кто с кем воевал?
- Французы с русскими.
- Больше ничего не знаешь о войне?
- Нет. А, немцы были очень злые, они собак динго выпускали на Россию».

Герман (13 лет), учится в московской православной гимназии: «Война началась летом 1941 года, а закончилась в 1945. Русская армия была не готова к войне и поэтому вначале отступали, враги дошли почти до Москвы, а потом начали отступать немцы. Были крупные сражения под Сталинградом и на Курской дуге (крупное танковое сражение). У немцев были танки пантера и тигр, очень тяжелые страшные танки, еще был маус, но их было мало, а у нас - легкий и маневренный Т-34, еще был ИС (Иосиф Сталин). У нас были ракеты Катюша, у немцев тоже были ракеты, а еще у нас был пистолет-пулемет Шпагина (ППШ). У немцев были самолеты Мессершмитт и Фокевульф, а у нас ИЛ, ЛА и ПО-2. У немцев еще были огромные линкоры Бисмарк и Тирпиц, но их затопили. У немцев появились фаустпатроны, даже пожилой человек мог таким патроном пользоваться, они были и одноразовые и многоразовые. Наши заминировали Москву и Ленинград, на случай сдачи этих городов. Еще была долгая блокада Ленинграда. Сначала сражения начинались с артподготовки, а потом уже шли танки и пехота».

Среди всех праздников, которые остались из советского прошлого,День Победы - самый величественный, самый сакральный. А в этом году скорбная дата- 70-летие со дня начала Великой Отечественной войны- заставляет нас еще раз обратиться к осмыслению этого трагического события - народной войне 1941-1945гг.
Сегодня это уже не анекдот, а горькая реальность, когда молодая девушка 25 лет задаёт вопрос: « А что отмечают 9 Мая?..Победу в войне?..А кто выиграл?..» В одной из школ города в ходе поисковой работы над созданием школьной « Книги памяти» классные руководители столкнулись с поразительными фактами: некоторые современные дети 11-13 лет не смогли назвать имена своих прабабушек и прадедушек, которые воевали на войне. Когда педагоги настойчиво пытались выяснить информацию у родителей (35-40 лет), то в ответ слышали раздраженное: « Ну, не помним мы!»
Пророчество Ч Айтматова, к сожалению, сбывается: среди нас уже есть манкурты! « Новая генерация» лихо приветствует евроатлантическое единство, пропитываясь новой ментальностью, где нет места памяти о своих предках. Взращивается новое поколение на учебниках, где глубоко символическое название « Великая Отечественная» подменяется сухими терминами « Вторая мировая война» или « германо-советская война» (Ф.Г.Турченко Новейшая история Украины, - Киев, «Генеза», 2001г., 11кл., ч.2). Сложно после чтения таких учебников сохранить историческую память.
Отрадно, что в городе есть организации, которые помогают молодому поколению верно оценить события военных лет. Юношескую организацию « Наследники Победы» возглавляет ветеран войны, пенсионерка, педагог с большим стажем работы Кузнецова Раиса Яковлевна. Её подвижнический труд в деле патриотического воспитания подрастающего поколения отмечен большой наградой- Орденом княгини Ольги.
РНО «Русичъ» вот уже несколько лет проводит не только Фестиваль военной песни, но и конкурсы рефератов, эссэ, интервью, посвященные Великой Отечественной войне. В этом году поисковая работа проходила под названием « Первые минуты войны». Около 70-ти учащихся прислали свои работы. Особенно хочется выделить интервью, которые подготовили учащиеся Херсонской ООШ№45. Разговор с близким человеком всегда трогателен, особенно, если это рассказ о войне. В этих беседах - гордость за свою родину, восхищение подвигом своих предков, и, конечно, бесконечная благодарность за мирное небо над головой. Победа в Великой Отечественной войне, которая началась 70 лет назад, стала возможной благодаря великой силе духа, моральному превосходству нашего народа над врагом. Это была нравственная победа добра над злом. Наши предки через века дали нам пример стойкости и мужества, готовности к подвигу. Всегда ли мы можем так поступить? Скорбная дата этого года заставляет нас задуматься над этим.

Кузьмич Т.А.,
Председатель РНО « Русичъ»


Мы, жители 21 века, не понимаем, как трудно жилось нашим бабушкам и дедушкам. Впервые я узнала о войне в 8 лет, когда нашла книжку «Четвертая высота» и на ней увидела надпись: «Раюсе, любимой, родной на память о тяжелых днях. Мама». Тогда я узнала, что когда началась война, моей бабушке было всего три годика. Как и любой маленький ребенок, я любила приходить к своей бабуле, ложиться на кровать и слушать истории со счастливым концом. Но после того, как я прочитала эту книгу, я поняла, что наш мир не такой прекрасный, каким он мне казался. В этот раз я попросила бабулю рассказать, как ей жилось в первые годы войны:
«Как ты знаешь Настя, в моей семье было пять детей, а я самая младшая. Четыре брата -это, конечно, не просто... Но мне с ними было весело. Я смутно помню те времена, но 1941 г. навсегда оставит след в моём сердце. 22-го июня 1941 года мы с моей мамой гуляли по парку. Сидя на лавочке, мы увидели большое скопление народа. Мне было так интересно, но тогда я ещё не понимала,что происходит. Я подошла ближе и узнала, что Германия объявила войну Советскому Союзу. Моему старшему брату тогда было 18 лет, его сразу же забрали в армию, а затем его прямо из армии забрали на фронт, но тогда я этого не знала... Моя мама каждый день плакала, молилась, чтоб всё было хорошо с моим братом... Но через несколько недель, как началась война, нам сообщили о гибели Николая. И тогда я первый раз узнала, что люди могут умереть... После его смерти на фронт отправились самые дорогие мне люди: мой папа и дедушка»
Как ни странно, но представить четко те переживание моей бабушки было сложно. Да, не каждый может перенестись в те тяжелые дни. Они навеки останутся в сердцах тех, кто выжил в этой жестокой войне.
«...Помню, как меня отправили в село к бабушке, а через несколько дней в село пришли немцы. Многие жители села убегали через лес, а некоторые остались в свои домах. Бабушкин сосед каждый вечер приводил к себе домой раненых партизанов. Немцы твердили: «Если мы узнаем, кто прячет у себя партизан, то расстреляем всю семью». Помню, когда-то я услышала сильный грохот и подумала, что что-то случилось... может, разрушился дом или упало дерево, но тогда я не знала, что это был звук бомб... Иногда мне до сих пор слышится этот звук. После войны мы переехали в Монголию... Там я выросла, училась. И когда мне было 15, мы вернулись обратно на свою родину.»
-Бабуль, а что запомнилось тебе из рассказов твоих родственников, знакомых?
«Помню, как дядя говорил, что его товарищ попал в плен к немцам. Он говорил, что все, кто попадает в плен, почти не возвращаются. Тех, кто попал в плен, немцы морили голодом, мучили их. Знаю, что моя тетя помогала партизанам, стирала вещи, кормила их.» Война унесла много людей, много слез и переживаний тех родных, хотя и незнакомых, для нас людей. Нужно быть благодарными и ценить труд людей, которые отвоевали наш дом. И самое главное - помнить все те поступки, совершенные нашими предками. Вечная им память!

Ванюшкина Анастасия,
Ученица 10а класса

Помню и горжусь!

«Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна».
Юрий Воронов

«Редела ночная мгла. Наступал день, которому суждено было навечно сохраниться в памяти народной, - воскресенье, 22 июня 1941 года.
Стрелки часов приближались к половине четвертого. В эти секунды население деревни заметило стремительно надвигавшиеся с запада тучи. Вдруг предрассветную тишину нарушили резкий свистящий звук и рев моторов. Границу пересекали сотни самолетов. Видны были черные кресты и свастика. Одновременно по ту сторону загрохотала артиллерия.
Через мгновение земля содрогнулась от разрывов вражеских снарядов и бомб. Над деревней прокатился гром, раскаты которого не прекращались весь день. Приграничные районы заволокло дымом и пылью, во многих местах вспыхнули пожары.

Крики людей, проснувшихся от грохота взрывов, стоны раненых. Убитые спящими, на боевом посту, друзья и товарищи. Так запечатлились в памяти первые минуты войны у пограничников и саперов, строивших укрепительные участки вблизи деревни.
Внезапно налетевший шквал огня и металла, словно ураган в ясный солнечный день, застиг врасплох многих воинов, находившихся в нескольких километрах от деревни, но не поднятых еще по боевой тревоге. Они вскакивали с постелей, наспех одевшись.
Вскоре войска получили приказы о начале военных действий. Боевое распоряжение Военного совета Западного фронта гласило: «Ввиду обозначившихся со стороны немцев массовых военных действий приказываю: поднять войска и действовать по-боевому». Аналогичные приказания были отданы и на других фронтах. Жители городов и сел, находившихся в глубоком тылу, в эти ранние часы выходного дня еще спокойно спали. Просыпались лишь те, кто жил около объектов, по которым наносила удары вражеская авиация. Просыпались и недоумевали...»
Все это воспоминания моей прабабушки о первом дне войны. Великая Отечественная война оставила свой след в истории каждой семьи нашей страны. Все мужчины ушли на фронт, дома остались стар да млад. Никто не знал, что делать. У людей была надежда - это ошибка, пройдет несколько дней и все закончится, но горе затянулось на годы. На тяжелых дорогах войны, вместе с мужчинами шли женщины, старики и дети, перенося все тяготы и беды, которые выпали на долю нашего народа. Общее горе сплотило всех людей нашей страны.
Выросло уже не одно поколение, изменилось многое в нашей жизни. Обидно и неправильно, что вспоминаем мы о тех днях и ветеранах лишь два раза в год - 23 февраля и 9 мая, а их становится все меньше и меньше с каждым годом...
К большому сожалению, моих прадедов нет в живых. Жестокая война унесла их жизни. Но я храню память о них и буду о них говорить всегда: своим детям, внукам, правнукам...
Я мало что о них знаю, но моя поисковая работа не прошла даром.
Имя первого моего прадеда - Домрачев Андрей Романович, 1903 года рождения. Когда началась война, ему исполнилось 38 лет. Дома осталось трое маленьких сыновей. Родина призвала защищать её 18 января 1942 года. Военное звание - Красноармеец, должность и специальность во время войны - миномётчик.
В архивах Российской Федерации, спустя 65 лет, я обнаружила фотографию и именной список № 16 о безвозвратных потерях в боях на Орловщине. Мой прадедушка в этом скорбящем списке - сороковой. Список свидетельствует о том, что он погиб на фронте 1 марта 1943 года. Захоронен в Орловской области, деревня Запрудная.

Последнее интервью в юбилейный год Победы с моим прадедом Гаркушей Владимиром Трофимовичем.

Мой прадед - из поколения 20- х годов. На его долю выпало самое трудное время - голод, война и послевоенная разруха...
Пришлось пережить столько, сколько хватило бы на несколько жизней.
«22 июня 1941 года был летний теплый день. За нашим домом (в селе Довжик, Черниговской области), было красивое озеро, где мы с ребятами после школы ловили карасей. И этот день не был исключением. Мы окончили школу, вечером должен быть выпускной бал, встреча рассвета, костер у озера! Но в 2 часа дня по радио мы услышали о начале войны. Этим страшным, жестоким словом из репродуктора ворвалась она в мирную жизнь. Решение родилось сразу-быть в рядах защитников Родины».
Кюроля Михаил,
Ученик 5а класса.

Воспоминания о войне

Война... Как много значит это слово для каждого человека. Война лишила многих матерей своих сыновей и дочерей, но было и так, что сам маленький оставался сиротой. В истории моей семьи нет никакого исключения. Как и многие пожилые люди, некоторые бабушки и дедушки хотят забыть об этих страшных днях. Хотят, но не могут. Они об этом помнили, помнят и будут помнить до конца своих дней. Для большинства это огромная душевная травма, воспоминания о которой заставляют испытывать старую боль, страдания и переживания... Может быть, именно поэтому мои бабушка и дедушка рассказали совсем немногое.
Перед тем, как немцы без предупреждения атаковали границы Советского Союза, мой прадедушка работал начальником охраны на заводе. В то воскресенье он, как и все жители села, работал в огороде, выполнял какие-то личные дела и поручения жены... А может просто отдыхал от тяжелых будней. Как только по радио объявили о начале войны, он в течение первых же дней пошел в военкомат, чтобы стать одним из защитников Отечества. Ведь и он не был безразличным к судьбе своей Родины.

Однажды моей прабабушке Ульяне пришло письмо о том, что ее муж пропал без вести. Однако все было намного хуже, так как некоторое время спустя к ней приехал человек, воевавший в одном полку с прадедушкой. На его глазах мина разорвала Александра Иосифовича. Для Ульяны это второй удар. При оккупации Донбасса, она и еще трое ее сыновей бежали в укрытие. Обстрел и бомбежки кругом... Маленький сын держится за руку матери, самый крошечный Валентин, теперь уже мой дедушка, прижат другой рукой к сердцу, ну а самый старший, Василий, бежал где-то впереди. Среднего сына, Геннадия, покинула жизнь, унесенная то ли разорвавшейся неподалеку бомбой, то ли пулями...
Бабушка же мне говорила про свою мать. Прабабушка Поля жила тогда со всей семьей на Кавказе. Если быть точнее, то в Целинограде, ныне Астана. Военная жизнь бабушки Поли не была такой кровавой, но не менее тяжелой. Пелагея Васильевна работала стрелочницей на железной дороге. Работников не хватало, так что приходилось трудиться с утра до ночи, а иногда и круглосуточно. Все должно было быть строго по плану, графику. Неизвестность пугала прабабушку, особенно когда она видела, что или кого переправляли на поездах. Так она осознавала масштабность этой кровопролитной войны. Бабушку Полю наградили медалью за доблестный труд в период войны.
Это лишь та малая часть истории, которая произошла в моей семье. Война отобрала многие невинные жизни, не дав нам, внукам, взглянуть на своих бабушек и дедушек, и наоборот, отважным ребятам в будущем посмотреть на своих детей и внуков.

Федосова Виктория,
Ученица 10а класса

Главное событие 2015 года – юбилей Победы в Великой Отечественной войне. За семь десятков лет, прошедших с победного мая 1945 года, выросло несколько поколений людей, которые никогда не сталкивались с кошмарами военного времени. Сегодняшние дети живут в новой стране, в новом веке. Что нынешние школьники знают о далекой войне? Насколько уровень знаний подростков о Великой Отечественной отличается от уровня знаний их родителей, а также бабушек и дедушек? Чтобы выяснить ответы на эти вопросы, сотрудники Сибирцевской Центральной библиотеки Маркисеева Г.В. и Венгер И.В. провели анкетирование среди своих читателей.
Анкетирование проводилось анонимно. Возрастные категории участников: от 14 до 24 лет, от 25 до 35 лет, от 35 до 50 лет и старше 50 лет. Анкетный лист, который разработали библиотекари, содержал 19 вопросов. К большинству предлагались 4 варианта ответов.
Всего на вопросы о военной истории ответили 24 человека: 12 из них – в возрасте от 14 до 24 лет, 8 - старше 50 лет, 2 –от 35 до 50 лет и 1 - от 25 до 35 лет. На полноценное социологическое исследование опрос, проведенный в библиотеке, не претендует. Объективно провести сравнения знаний о войне представителями разных поколений по результатам анкетирования не представляется возможным, но составить примерное представление – вполне.
Ответы на вопросы анкеты читателей библиотеки старшего возраста были в большинстве правильными. А вот если проанализировать ответы школьников – самой большой группы респондентов, то результат не радует. Дату начала Великой Отечественной войны, конечно, знает большинство подростков. Только 2 из 12 человек выбрали другой вариант ответа, нежели 22 июня 1941 года. Однако, при ответе на вопрос: «Назовите крепость, которая одна из первых приняла удар немецкой армии и стала символом стойкости советского солдата», 7 школьников назвали Брест, остальные –Тулу и Смоленск.
Союзников СССР ребята указывали более уверено, хотя в ответах присутствовала путаница. Среди ответов – Америка, Китай, США, Канада, Британия, Франция. Не знают школьники о том, какая битва стала переломным моментом в ходе войны, не могут вспомнить хрестоматийных героев военного времени и военноначальников, затрудняются назвать фамилии воинов, водрузивших знамя над Рейхстагом.
Проблемным для подростков стал вопрос, кому принадлежат строки известного стихотворения: «Жди меня, и я вернусь». Из 12 школьников, правильно ответили только 8 человек. Многие ответили после подсказки.
О том, что лучший танк времен Великой Отечественной – это Т-34, знают практически все ребята. Легко назывались школьниками и города - герои. Город, который немцы держали в блокадном кольце, все анкетируемые указывали без ошибок. Однако вопрос о продолжительности блокады поставил некоторых школьников в тупик. Из четырех вариантов: а) 200 дней, б) 900 дней, в) 365 дней, г) всю войну, кое-кто из учащихся отвечал, что блокада длилась 200 или 365 дней.
Информацию о Великой Отечественной войне школьники, согласно анкетированию, получают в основном из книг, фильмов, общения в семье. Но судя по результатам тестирования, информации подросткам не хватает.
Итоги анкетирования наглядно свидетельствуют о низком уровне знаний респондентов в возрасте от 14 до 24 лет о войне 1941-1945гг. Но, как отмечают работники Центральной библиотеки п. Сибирцево, для подрастающего поколения события Великой Отечественной еще не потеряли своей значимости.
Для того чтобы поддержать интерес юных читателей к отечественной истории, в библиотеке проводятся тематические мероприятия. Библиотекари рассказывают школьникам о войне, знакомят с книгами о Великой Отечественной, организовывают встречи старшеклассников с детьми войны – живыми свидетелями военного времени. Без излишнего пафоса, просто и доступно представители старшего поколения рассказывают подросткам о том, как жили и работали люди в тылу, чем питались, во что одевались, как учились дети, как страшно и сложно было жить, о горе, которое они испытывали, получая похоронки на отцов и как болит о потере сердце до сих пор. Такие рассказы, прямое общение помогают школьникам лучше представить реалии военного лихолетья, а значит, помогают лучше узнать историю собственной страны.
Молодежь мало знает о Великой Отечественной войне, о прошлом своей Родины в целом. Это результат социологических исследований, проводимых на федеральном уровне. Так что, наши школьники – не исключение. Кто в этом виноват? Современная система образования? Не только. Виноваты все мы. Современные дети слишком мало знают, мало слышат о войне, о цене Победы. Великая Отечественная для них также далека и «покрытая пылью история», как и Первая мировая.
Ответьте, как часто вы говорите со своим ребенком о войне? Когда советовали ему прочесть книгу о военном времени? Смотрели вместе фильм о войне? Когда вы рассказывали ему про родных и их жизнь в годы Великой Отечественной? Ведь война затронула каждую семью. Прадедушки и прабабушки сегодняшних подростков перенесли столько испытаний. Современной молодежи необходимо знать, как жили люди в то страшное время!
Расскажите своим детям о войне, о судьбах их родных, о подвигах их сверстников, о воинах Великой Отечественной войны. Ваши беседы с ребёнком, рассказы очевидцев, стихи, книги, фильмы, написанные и созданные в военное и послевоенное время, ещё дают нам надежду, что живая связь времен не прервётся. Иначе, когда за парты сядут дети сегодняшних детей, они, возможно, будут демонстрировать тотальное незнание фактов о Великой Отечественной войне.

1. Победа ценой жизни. Сталинградская битва

В Великой отечественной войне особенное значение имела Сталинградская битва. Сражения происходили между реками Волга и Дон с 1942 года и продолжались около 200 дней. Нашими солдатами в битве за Сталинград командовал маршал Жуков. Войска немцев пыталась захватить Сталинград, чтобы пользоваться нефтью Кавказа, заправлять свои боевые машины, танки и самолеты. В ходе боев погибло много солдат и наших и немцев, было уничтожено огромное количество танков и самолетов. Это были одни из самых кровопролитных сражений. Благодаря стойкости и героизму, нашим солдатам удалось взять в окружение шестую танковую армию немцев и разгромить ее.

Ахмедов Влад

2. Детство, опаленное войной

Я совсем не случайно выбрала тему для сочинения «Детство, опалённое войной», ведь я тоже ребёнок, мне только 9 лет, и как прекрасно, что я не знаю, что такое война. Нет, знаю, конечно, но только из рассказов взрослых и из книг, которые читала, фильмов, которые смотрела.

По моему мнению, война – это самое страшное слово на Земле, это взрывы бомб, грохот канонады, смерть людей, при чём часто ни в чём не повинных, гибель целых народов. Война приносит горе всем людям: и тем, кто её начинает, и тем, кто защищает свою Родину, но больше всего от войны страдают дети.

Вибе Кристина

3. Сердцем прикоснись к подвигу (по мотивам литературных произведений о войне)

Война… Это страшно…Мы знаем и слышали о ней много, но нам, детям послевоенных лет, не осознать до конца, что такое война. Она всегда приносит горе и несчастье в семьи, нарушает привычный порядок вещей. Война - ад, «мясорубка», перемалывающая человеческие жизни, коверкающая людские судьбы.

О Великой Отечественной войне написано большое количество книг. Я хочу рассказать об одной из них, которую недавно прочитала. Это повесть Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…».

Ганиева Алина

4. За Родину

Июль 2006г. Мне 7 лет. Я с мамой и папой проездом в городе Волгограде. Мы гуляем по извилистым дорожкам парка. Вдруг я вижу большую каменную глыбу и не понимаю: что это? Приглядываюсь, а это большая тётенька с мечом. Папа объясняет мне, что это памятник и называется он Родина – Мать. В тот день я видела ещё много разных памятников, разрушенный дом, надписи на стенах домов, значение которых мне было не понятно... Было всё красиво, спокойно, и радостно. Ведь рядом мои близкие, мои любимые.

Гибаева Диляра

5. Детство, опалённое войной

Война 1941 принесла много горя не в одну семью, вряд ли можно найти семью, которую бы эта страшная война обошла стороной. У кого-то на это войне погиб отец, брат, муж. В это нелегкое время тяжело приходилось женщинам, которые остались без опоры и справлялись со всеми трудностями сами. Нельзя забывать и о детях этого времени, у детей этих не было детства.

Абдразакова Диана

6. «Герои войны рядом с нами»

Совсем недавно я познакомилась с ветераном Великой Отечественной войны, Надеждой Георгиевной Набоких. Сейчас ей 86 лет. Я впервые увидела её 3 года назад, когда мы с мамой пришли к Надежде Георгиевне в гости, чтобы поздравить с Днем победы. Мама познакомилась с ней, когда лежала в больнице. У Надежды Георгиевны была героическая жизнь.

Дурманова Анастасия

7. Пионеры-герои

2010 год - знаменательный год в нашей жизни. 65 лет назад закончилась самая кровопролитная война ХХ века. Советские люди защитили от фашистской чумы не только свою родину, но и весь мир. С первого дня Великой Отечественной войны наш народ боролся с врагом. Среди взрослых были и дети, например, Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик и Зина Портнова. Именно эти четверо пионеров – героев были удостоены звания Героя Советского Союза.

Портнова Зинаида Мартыновна (Зина Портнова) - юная партизанка, член подпольной комсомольской молодежной организации «Юные мстители»; разведчица партизанского отряда имени К.Е. Ворошилова на временно оккупированной территории Белорусской ССР.

Карелина Екатерина

8. Что я знаю о войне

22 июня 1941г. фашистская Германия, без объявления войны, внезапно напала на советский союз. Нарушив Советско-Германский договор о ненападении заключённый 23 августа 1939г. одновременно в войну против СССР вступили Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния.

В апреле 1940г. в Германии был разработан план «Барбаросса», который предусматривал молниеносный разгром нашей страны. Немцы планировали за 1,5 – 2 месяца разгромить красную армию, захватить Москву и Ленинград, выйти на линию г. Архангельск – р. Волга. Мощными ударами по индустриальному Уралу, закончить войну.

Мицых Александр

9. Не забывай подвиг солдат

Мои папа и мама каждый год ходят со мной на Парад Победы, это всегда бывает 9-го мая. Сегодня я хочу написать о том, что рассказала мне мама о войне. Я много интересного узнал о войне, готовя эту статью, я понял самое главное - подвиги в Великой Отечественной Войне были на каждом шагу. Даже дети были героями.

Поляков Егор

10. Детство, которого не было!

1941-1945 годы! Великая Отечественная Война - это трагические годы из истории нашей Родины. Для нас это черно-белая хроника давно минувших событий. Ни одной семьи нет, где бы войне не оставила свои тяжелые, незаживающие раны, она искалечила миллионы судеб. Все мы знаем, что Великая Отечественная война была очень страшной для всех людей, которые жили в 1941 -1945 годы, но особенно её боялись дети.

Когда читаешь личные воспоминания бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, несовершеннолетних подневольных рабочих |||- го Рейха или несовершеннолетних детей, оказавшихся в оккупации, то мороз по коже пробегает.

Слепухова Виктория

11. Страшные годы войны

22 июня 1941 года германские войска напали на нашу страну. А в середине сентября, после 80 дней неудачных попыток, фашисты отказались от первоначального плана взятия Ленинграда штурмом и начали блокаду города.

Враг подошёл настолько близко, что обстреливал из пушек все ленинградские улицы, а на фронт можно было доехать на трамвае.

Цеха заводов опустели, потому что все рабочие ушли на фронт. Они стали солдатами и матросами. К станкам встали старики, женщины и подростки.

Германюк Владислав

12. Битва за Москву

Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне. Ужасно подумать, что в этой трагедии принимали участие и дети. Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей. Даже городам, которые выстояли весь напор гитлеровской армии, присвоили звание героев. Много вытерпел российский народ в эти четыре года.

Журавлёв Кирилл

13. Всё - для фронта, всё - для победы

Отечественная Война…я проговариваю эти слова и перед глазами возникают сцены из кинофильмов, картинки из книг про войну. Об этом великом событии прошлого века я, человек девяти лет, знаю благодаря телевидению, книгам, рассказам моих бабушек и дедушек о том как их родители жили и воевали в то страшное время. Это мои прадеды. Их я видел только на фотографиях. Старые черно-белые фотографии бравого командира дивизиона реактивных установок «Катюш» майора Сироткина Дмитрия Константиновича. На всех военных фотографиях мой прадед в военной форме. Подтянутый и серьезный. В его взгляде спокойствие и уверенность. Я хочу быть похожим на него. Хотя у нас почти одинаковые прически. Раньше эта стрижка называлась «полубокс», а сейчас «теннис».

Спасенников Иван

14. Небо покоряется сильным

В раннем детстве я засыпала очень плохо. Ни укачивание, ни колыбельные не помогали. И тогда на помощь пришли военные песни. Стоило маме их запеть, и я успокаивалась. Так моими колыбельными стали «Темная ночь», «В землянке», «Синий платочек». Я подросла и научилась засыпать самостоятельно, но по-прежнему часто просила маму спеть о войне. И однажды услышала строчки, которые удивили меня:

И сказал солдат, что лежал без ног:

Мы с тобой, сестра, еще станцуем!

Степанова Алёна

15. Всё - для фронта, всё - для победы

Мне довелось родиться в мирное время в мирной стране. Но в нашей семье каждый год в День Победы вспоминают ветеранов, благодарят за предоставленную возможность жить, жить без войны. Мой прадед Шестаков Анатолий Васильевич воевал с Японией – союзником фашистской Германии. Он был тяжело ранен, но вернулся домой живым, продолжая приносить пользу своей стране, трудясь в поле, выращивая хлеб. Поэтому мои родители знают о тяжёлых военных годах от участника тех страшных событий – моего прадедушки.

Шестакова Анастасия

16. Курская битва

9 мая 2010 года страна отмечает 65-летие Победы над фашизмом. За нашу спокойную жизнь сложили свои головы десятки миллионов солдат и офицеров Красной Армии, пострадали ни в чем неповинные мирные граждане. Но спасли нашу Родину солдаты, сохранили ее для нас, живущих в XXI веке. И мы, потомки тех, кто вершил эту победу, просто обязаны знать историю Великой Отечественной войны, героев войны.

Шорин Артём

17. Баллада о коротких штанишках

18. Татьяна Николаевна Савичева

Когда мы жили в Санкт –Петербурге, нам рассказывали про одну замечательную девочку, которая вела дневник в годы Великой Отечественной Войны. В 9 листочках, 42 строчках были показаны все ужасы войны.

Попова Анастасия, 9а

19. Если бы я воевал на войне...

Война – это плохо! Это смерть, это кровь, это разрушения. В моём представлении война – это пушки, снаряды, много убитых и раненых солдат, в их глазах – страх, боль, ненависть к врагам. Если бы, я попал на войну в 1941 году, то был бы лётчиком, бомбил бы проходы к немецким флангам.

Сухоногов Леонид , 9б

22 июня солнце светило по-летнему жарко, медленно летел тополиный пух, в сквере неспешно прогуливались пары, одетые по моде конца 30-х годов, а на главной сцене пели песни довоенных лет. Ощущение было такое, как будто машина времени перенесла на 75 лет назад, в начало пока ещё мирного лета 1941 года.

На сцене в парке артисты исполняли знаменитые романсы, зрители - и взрослые, и дети - подпевали, некоторые даже танцевали вальс вместе с участниками общества исторического танца.

В стороне от концерта мальчишки с интересом разглядывали оружие времён Великой Отечественной войны, примеряли каски солдат и смотрели в военный бинокль.

Дети с интересом разглядывали выставку. Фото: АиФ/ Елена Иванова

«На выставку мы принесли макеты оружия военного времени: карабин Мосина, снайперскую винтовку, ручной пулемёт системы Дягтярёва, - рассказывает Александр ИВАНОВ, член военно-исторического клуба «Наследие». - Всё оружие участвовало в боях, и из него наверняка убивали фашистов, но позже оно было списано, его переделали в макеты, которые не стреляют».

Пока тем, кто заинтересовался оружием, рассказывали про винтовки и пистолеты, другие ребята слушали о судьбах партизан, их ровесниках, которые мужественно воевали с врагом.

«Я и не знала, что Леонид Голиков, которому было всего 16 лет, воевал наравне со взрослыми, - удивляется двенадцатилетняя Алёна ПЕТРОВА. - Сегодня нам рассказали, что он стал Героем Советского Союза, но не успел получить награду, погиб».

Проверить свои знания о Великой Отечественной войне дети смогли в исторической игре. Ребят разделили на команды, которые соревновались между собой. На один из вопросов, каких вы знаете пионеров-партизан, из толпы детей робко выкрикивали: «Марат Казей, Валя Котик и Саша Чекалин».

Позабыть нельзя

Но среди зрителей концерта были и те, кто не знал, по какому случаю проходит мероприятие. Молодая мама с малышом на руках искренне удивилась, что 22 июня - это день начала Великой Отечественной войны. Правда, пообещала запомнить эту дату.

«Вместе с командой помощников мы решили в День памяти и скорби, в день начала ВОВ не просто провести концерт, а напомнить детям и взрослым о важных событиях кровопролитной войны, - рассказал Евгений ЛЕБЕДЕВ, депутат Совета депутатов Новосибирска. - Молодое поколение, к сожалению, мало знает о ней, ведь патриотическому воспитанию сейчас уделяют мало внимания. Именно поэтому мы своими силами решили организовать концерт, выставку, историческую игру и показать короткометражный фильм «Фронтовые строки-2». После премьеры фильма все актёры и зрители получат в подарок книгу «Фронтовая повесть», её мы позже передадим в библиотеки района».

Дети уже заканчивали историческую игру и спорили о том, кто победил, когда внезапно из колонок прозвучало сообщение о начале войны. Голос Левитана, как и 75 лет назад, сообщил о том, что без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз. «Мороз по коже!» - призналась девочка-подросток своей подруге. После этого все участники мероприятия выпустили в воздух около сотни белых шаров в память о тех, кто первым погиб от рук фашистов, кто защищал границы страны.

Детям рассказали о начале войны. Фото: АиФ/ Елена Иванова

Когда со сцены зазвучали песни военных лет, на глазах у зрителей появились слёзы. «Я родилась в 1937 году в НСО, но войну помню, - делится Ирина ФИЛИППОВА, пенсионерка. - Мы, дети, не доедали, наши старшие братья и сёстры работали в колхозах и на заводах всю войну».