Сложноподчиненные предложении с двумя или несколькими придаточными бывают нескольких видов.
1. Сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением. Это такие предложения, в которых придаточные образуют цепочку; первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степени), второе - к первому придаточному (придаточное второй степени) и т.д.
Например:
Кругом было тихо, так что казалось (придаточное 1 степени), будто в ушах звенит (придаточное II степени) (В. Арсеньев).
Схема этого предложения:
, (так что...), (будто...).
2. Сложноподчиненные предложения с параллельным(неоднородным) подчинением. Это такие предложения, в которых придаточные относятся к одному главному, но являются различными по значению.
Например:
Чтоб докончить портрет (придаточное цели), я скажу, что у него был вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза (придаточное изъяснительное) (М. Лермонтов).
Схема этого предложения:
(чтоб...), , (что...).
3. Сложноподчиненные предложения с однородным подчинением (соподчинением) . Это такие предложения, в которых придаточные относятся к одному главному предложению и являются одинаковыми по значению, однородными.
Например:
1. Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком а подозрением (А.С. Пушкин) [оба придаточных являются изъяснительными: это однородные (соподчиненные) придаточные].
2. Ранней весной, когда сойдет снег и подсохнет полягшая за зиму трава, в степи начинаются весенние палы (М. Шолохов) (оба придаточных – придаточные времени; это однородные придаточные, перед вторым из них опущен союз когда) .
4. Могут быть более усложненные по строению сложноподчиненные предложения, в которых указанные выше виды предложений комбинируются.
Например:
Когда Вронский смотрел на часы на балконе Карениных, он был так растревожен и занят своими мыслями, что видел стрелки на циферблате, но не мог понять, который час (Л. Толстой). Это сложноподчиненное предложение с параллельным и последовательным подчинением.
Его схема:
(когда...), , (что...), (который...)
1. При последовательном подчинении предложений рядом могут оказаться подчинительные союзы или союзные слова (что если, что когда, что куда, который если и др.). В этом случае между ними ставится запятая ,если дальше не идет вторая часть союза - то или так.
Например:
Я заметил, что, куда ни приедешь, найдешь что-нибудь замечательное (И. Гончаров). (Но: Я заметил, что куда ни приедешь, то найдешь что-нибудь замечательное.)
Сообщи мой адрес и скажи, что, если сестрицы напашут, большое и хорошее спасибо скажу (В. Короленко). (Но: Сообщи мой адрес и скажи, что если сестрицы напишут, то (так) большое и хорошее спасибо скажу.)
2.Если однородные придаточные соединены не повторяющимися соединительными или разделительными союзами, то запятая между ними не ставится.
Например:
Слышно было, как в саду шагал дворник и как скрипела его тачка (А.П. Чехов)
Яков встал утром, когда солнце еще не палило так сильно и с моря веяло бодрой свежестью (М. Горький) (во втором придаточном опущен союз когда).
3. Если однородные придаточные предложения распространены и внутри них есть уже запятые, то они могут отделяться друг от друга точкой с запятой .
Например:
Был тот предночный час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния; когда еще дневной свет пугается, неразрывно сцепившись с ночным (М. Шолохов).
Русский язык 9 класс
№ 43 Понятие о сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели и задачи урока:
дать понятие о видах СПП с несколькими придаточными;
познакомить с терминами однородное, последовательное, параллельное подчинение;
научить строить схемы СПП с несколькими придаточными;
познакомить учащихся с особенностями пунктуации в СПП с несколькими придаточными;
повторить основные группы СПП по их значению, вспомнить отличия союза от союзного слова и алгоритм для определения вида придаточного предложения.
Обеспечение: тетрадь, учебник, задания.
Раздаточный материал: задания.
Ход урока
I . Орг. Момент
II . Актуализация прежних знаний
Слово учителя. Сегодня на уроке мы повторим основные группы СПП по их значению, вспомним отличия союза от союзного слова и познакомимся с новыми сложными синтаксическими конструкциями. Но тему нашего урока мы вместе с вами сформулируем чуть позже, а начнем занятие с чтения и комментирования эпиграфа урока, а затем лексическая разминка.
Фронтальная беседа
На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению?
Как отличить союз от союзного слова?
Расскажите об алгоритме, с помощью которого мы определяемвид придаточного предложения.
III . Объяснение нового материала.
Слово учителя. До сегодняшнего урока мы с вами говорили о СПП, состоящих из одной главной и одной придаточной части. Такая форма является наиболее типичной для СПП, наиболее распространенной в устной и письменной речи.
Однако в русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке художественной литературы, часто встречаются и более сложные по своей форме предложения, состоящие из нескольких частей. Сегодня мы начинаем знакомство с такими предложениями. Итак, тема нашего сегодняшнего урока
Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них
Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.
СПП с придаточными причины и изъяснительным
Такие предложения называютсяСПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
первое придаточное относится к главному предложению (придаточноепервой степени
), второе – к этому придаточному (придаточноевторой степени
) и т.д.
Главное предложение
Придаточное предложение1-ой степени
Придаточное предложении 2-ой степени
Итак, какие союзы могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных?
Что если, что хотя, что когда, так как хотя, так как если и др .
В каком случае запятая между ними ставится?
Запятая ставится , если после придаточного нет ТО или ТАК
Знаки препинания при стечении союзов
Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.
Она сказала ему, что е сли он болен,то надо лечиться
Расставьте знаки препинания,определите тип придаточных, составьте схему предложения
Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.
(Когда…), , (которых…).
СПП с придаточными определительным и времени
Такие предложения называютсяСПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.
Расставьте знаки препинания,определите тип придаточных, составьте схему предложения
Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном.
СПП с придаточными времени
Такие предложения называютсяСПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными
При однородном подчинении во втором (и следующих) придаточных подчинительный союз может опускаться:
Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.
, (когда…), (…), (…).
Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы.
, (когда…), (когда…), (когда…).
Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах:
Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.
Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился.
Он раздражителен и когда здоров, и когда болен.
Расставьте знаки препинания, составьте схемы
Надо было посмотреть, как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов.
Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке.
IV . Закрепление.
Задание № 1 Постройте предложения по схемам, определите тип подчинения
1., (как…), (как…), (как…).
Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как ярко светило солнце, как я нашёл грибное место.(Однородное подчинение)
2., (когда…), (чтобы…).
Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы там переночевать.
3.(Когда…), , (…которого…).
Когда мне захотелось пить, я нагнулся к ручью, в водах которого увидел резвящихся рыбёшек.(Параллельное подчинение)
4., (что…), (которые…).
Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки.(Последовательное подчинение)
5.(Когда…), , (хотя…).
Когда Ваня рассказывал свою историю, я внимательно слушал, хотя был очень расстроен.(Параллельное подчинение)
6., (что…), (чтобы..).
Мне казалось, что нужно иметь какие-то особенные знания, чтобы определить наше местоположение.(Последовательное подчинение)
Задание № 2 Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение.
Как только я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть. (Как только…), , (который)
Хотя было поздно, комнате горела лампа, которая освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…), , (которая…)
Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни. (Когда…), , (который…)
V . Подведение итогов урока. Фронтальная беседа.
Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?
В чём различие между однородным и параллельным подчинением?
Расскажите об особенностях пунктуации на “стыке” союзов при последовательном подчинении придаточных.
- Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы. Как расставляются знаки препинания в этом случае?
VI . Рефлексия.
VII . Домашнее задание.
Выписать из учебника Литературы пять СПП с несколькими придаточными, синтаксический разбор, схема, определить вид связи.
Написать сочинение-рассуждение “Что я знаю о СПП?”
1., (как…), (как…), (как…).
2., (когда…), (чтобы…).
3.(Когда…), , (…которого…).
4., (что…), (которые…).
5.(Когда…), , (хотя…).
6., (что…), (чтобы..).
(Как только…, который)
2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…)
(Когда…, который…)
____________________________________________________________________________________________
Задание № 1 Постройте предложения по схемам, определите тип подчинения
1., (как…), (как…), (как…).
2., (когда…), (чтобы…).
3.(Когда…), , (…которого…).
4., (что…), (которые…).
5.(Когда…), , (хотя…).
6., (что…), (чтобы..).
Задание № 2 Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение.
1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)
2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…)
3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)
Задание № 1 Постройте предложения по схемам, определите тип подчинения
1., (как…), (как…), (как…).
2. , (когда…), (чтобы…).
3. (Когда…), , (…которого…).
4. , (что…), (которые…).
5. (Когда…), , (хотя…).
6. , (что…), (чтобы..).
Задание № 2 Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение.
1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)
2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…)
3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)
___________________________________________________________________________________________________
Задание № 1 Постройте предложения по схемам, определите тип подчинения
1., (как…), (как…), (как…).
2. , (когда…), (чтобы…).
3. (Когда…), , (…которого…).
4., (что…), (которые…).
5.(Когда…), , (хотя…).
6., (что…), (чтобы..).
Задание № 2 Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение.
1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)
2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…)
3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)
_______________________________________________________________________________________________
1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)
2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…)
3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)
Задание № 1 Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение.
1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)
2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…)
3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)
Задание № 1 Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение.
1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)
2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…)
3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)
Задание № 1 Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение.
1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)
2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…)
3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)
Среди предложений 3-10 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(3)Что-то замкнулось в Фёдоре. (4)Пусто было в голове. (5)На уроках, когда его поднимали, он вставал, растерянный, не знающий, что сказать, и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев. (6)Но Фёдор, казалось, и этого не слышал. (7)Тело его как будто потеряло способность ощущать, а душа - чувствовать. (8)После уроков он садился в автобус и ехал в старый район.
(9)В один из таких приездов экскаваторщик, грузивший щебень в самосвал, крикнул Фёдору:
- (10)Эй, парень! Убирай свою голубятню!
Правильный ответ: 5
Комментарий:
Сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных должно быть во-первых, сложноподчинённым, то есть иметь подчинительные союзы; во-вторых, нужно, чтобы придаточные отвечали на разные вопросы, именно в этом и есть главная особенность параллельного подчинения; в третьих, основ должно быть минимум три.
Всем этим условиям соответствует предложение 5.
[На уроках, (когда его поднимали ), он вставал , растерянный, не знающий], (что сказать ), и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев.
Скобками выделены простые предложения в составе сложноподчинённого (СПП), курсивом—основы.
Что нужно знать:
В сложноподчиненном предложении может быть не одно придаточное, а два, три, четыре и более. Придаточные связаны не только с главной частью предложения, но и между собой. Эта связь может быть различной по своему характеру:
Однородное подчинение
Подчинение считается однородным, а придаточные - однородными при двух условиях:
- Если придаточные относятся о всему главному предложению или к одному и тому же слову.
- Являются придаточными одного типа.
Пример: Она знала, что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты, что чувствуют они себя связанно... (Ю. Герман).
[ - = ], (что - =), (что = -)...
ПримечаниеПодчинительный союз (или союзное слово) во втором из однородных придаточных может отсутствовать, но его легко восстановить по первому придаточному, например: Ему уже не было страшно, хотя гром трещал по прежнему и (хотя) молния полосовала все небо (А. Чехов). Обратите внимание на отсутствие запятой между двумя придаточными: ее нет, так как придаточные однородные и соединены союзом И.
[ = ], (хотя - =) и ((хотя) - =).
Неоднородное (параллельное) подчинение
Если из двух условий однородного подчинения выполняется только одно, а другое нет, то мы имеем дело с неоднородным (параллельным) подчинением.
Таким образом, придаточные при неоднородном подчинении либо относятся к чему-то одному, но при этом являются придаточными разного типа, любо, являясь придаточными одного типа (обычно это придаточные определительные), относятся к разным словам.
Пример: Когда мы встали, то нельзя было понять, который час (А. Чехов).
(Когда - =), [то = ], (который -).
Последовательное подчинение
При последовательном подчинении придаточные предложения связываются между собой словно по цепочке: первое придаточное относится к главному предложению (это придаточное I степени), второе придаточное относится к первому (придаточное II степени), третье - ко второму (придаточное III степени) и т.д.
Пример: Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго (И. Тургенев).
[ = - ], (которые =), (когда - =).
При последовательном подчинении возможно стечение двух подчинительных союзов или подчинительного союза и союзного слова (что если, что когда, что зачем и т. д.). В таких случаях второе придаточное оказывается внутри первого.
Случилось так, что, когда мы ехали, не было ни малейшей зыби (М. Пришвин).
[ = ], (что, (когда - =), =)
Комбинированное подчинение
В сложноподчиненном предложении с большим количеством придаточных возможно комбинированное подчинение (однородное и параллельное, однородное и последовательное, последовательное и параллельное; однородное, последовательное и параллельное).
Пример: Вечером буря разыгралась так, что нельзя было расслышать, гудит ли ветер или гремит гром (И. Гончаров) (последовательное и однородное подчинение)
[ - = ], (что =), (= ли -) или (= -).
(последовательное и однородное подчинение).
Пример: Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, иначе вы забудете, откуда вы шли и куда вам нужно идти (Л. Андреев).
(Чтобы =), [ = ], (иначе - =), (откуда - =) и (куда =).
(однородное, параллельное и последовательное подчинение).
В сложноподчиненном предложении может быть не одна, а несколько придаточных частей (для наглядности мы их будем выделять разными графическими обозначениями). В этом случае различаются два типа сложноподчиненных предложений.
Первый тип составляют такие, в которых все придаточные части относятся к главной части (к ее отдельному слову (словосочетанию) или ко всей главной части в целом). В зависимости от значения придаточных частей и их отношения к главной, они могут быть однородными подчиненными частями и неоднородными.
Однородными называются одноименные придаточные части (т. е. части, имеющие одно значение), относящиеся к одному и тому же слову главной части или ко всей главной части в целом:
Слышно было, как на улице скрипели полозья, как проезжали к фабрике цглевозы(и)как хрипло покрикивали на лошадей полу- замерзшие люди (Д. Мамин-Сибиряк). В данном предложении три придаточные части однородные, так как отвечают §а вопрос «что?», являются изъяснительными и относятся к одному и тому же словосочетанию (слышно было) в главной части:
Однородное
подчинение
В праздничные дни хозяин нарочно приискивал какое-нибудь дело, лишь бы занять чем-нибудь время, лищь.бы.не б ыл. б amр а к его без _ рабо ты (М. Шолохов). В данном предложении две придаточные части однородные, так как отвечают на вопрос «зачем?», являются придаточными цели и относятся к одной главной части:
Однородное
подчинение
Между собой эти части связываются сочинительной или бессоюзной связью и поэтому называются придаточными соподчиненными:
И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой. пробуждал. что в мой жестокий век восславил я свободу (и)милость..к.п.адшим..при.змтл (А. Пушкин). Две однородные придаточные изъяснительные связаны между собой бессоюзной связью, а третья придаточная изъяснительная сочинительной связью:
чем?
(что...), (что...) и ()
Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, (а) р о л к и.стаям и.. в олочатс.Я (В. Гиляровский). Однородные придаточные места соединены противительным союзом а. Подчинительный союз где во второй придаточной части опущен:
Летом это была мелкая речушка, которую легко переходили вброд (и) которая обыкновенно пересыхала к августу (А. Чехов). Однородные придаточные определительное соединены союзом и:
(которую...) и (которая...)
Ей казалось, что этот звон острою колючкой вошел ей
в диши, что пожар никогда не окончится, что. /г о терял асъ
Саша... (А. Чехов). Три придаточные изъяснительные соединены бессоюзной связью:
что?
(что...), (что...), (что...)
Неоднородными являются придаточные части разноименные, т. е. разные по значению, а также одинаковые по значению, но относящиеся к разным членам главной части. Такие придаточные еще называются параллельными:
Дело не в том, как называли ее, а в том, что она улица, удивительная! (С. Баруздин). Обе придаточные части являются изъяснительными, но относятся к разным словам главной части:
Неоднородное (параллельное) подчинение
ви казалось, что он при каждом шаге вытягивает НОШ ОТПКЦ- ^:ШО..ММбошмз:Под.зе4МЦ (К. Симонов). К одной главной относятся две разные придаточные части: придаточная уступки и изъяснительная, которые поясняют ее с разных сторон:
несмотря на что? ^ что?
(хотя...) (что...)
Избавлю вас от описания гор, от возгласов, которые ничего не выражают, от картин, которые. _.нич.ег_о..не..ишСражают (М. Лермонтов). Обе придаточные части являются определительными, но относятся к разным словам главной части:
| |||
каких? u | м каких? |
(которые...) (которые...)
Когда он подъезжал к задніми возу. Егорушка напряг свое зрение, чтобы получше рассмотреть его (А. Чехов). Главную часть предложения поясняют придаточные времени и цели с разных сторон:
/\
когда? ^ \^ зачем?
(когда...) (чтобы...)
Ко второму типу сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными относятся предложения, в которых придаточные образуют последовательную цепь: первая придаточная часть относится к главной, вторая - к первой части, третья - ко второй и т. д. Такое подчинение считается последовательным (или включением), а придаточные - соответственно придаточными первой степени, придаточными второй степени и т. д.:
Поражало безмолвных посетителей филиала то, что х:р,-. р_исты,_расс_еянныев__р_азных__места^
как будто весь хор стоял. не спуская глаз с невидимого дирижера (М. Булгаков). К главной части относится изъяснительная придаточная 1-й степени, к придаточной 1-й степени - сравнительная придаточная 2-й степени:
что?)г
(что...) 1-й степени
U
(как будто...) 2-й степени
По утрам, когда нельзя пройти по траве и десяти шагов, ЗШобы,не_пр_омошмШь.до__шШШ..рт_р_ось1, воздух на Прорве пахнет горьковатой ивовой корой, травянистой свежестью, осокой (К. Паустовский). К главной части относится придаточная времени 1-й степени, к придаточной 1-й степени - придаточная цели 2-й степени:
когда? v 1-степени
(когда...)
зачем? 11 2-й степени
(чтобы...)
Было что-то в их чувстве, что сливало сердиа и уничтожало бездонную пропасть, ко тора я.,отделяет...чело.
века.от__чело_в.е_к_а_ (JI. Андреев). К главной части относится придаточнад изъяснительная 1-й степени, к придаточной 1-й степени - определительная придаточная 2-й степени:
что? u
(что...) 1-й степени
какая? \г
(которая...) 2-й степени
В последовательном подчинении одна придаточная часть может находиться внутри другой, что приводит к стечению союзов. Именно поэтому последовательное подчинение называется включением.
1-й степени
Кони так устали, что, когда с них сняли вьюки, они легли на землю (В. Арсеньев). К главной части относится придаточная меры и степени 1-й степени, к придаточной 1-й степени - придаточная времени 2-й степени:
как? , | і |
когда? н
2-й степени
(когда...)
Последовательно подчиненные придаточные и придаточные однородные и неоднородные могут совмещаться в пределах одного сложного предложения:
Но тут же он понял, что понадобится отчаянная сме
лость. чтобы..нажать.кнопку..Ж9_нш___у..ее_ дверей,(и)что он вряд ли на это решится (К. Паустовский). Сложноподчиненное предложение с однородным и последовательным подчинением. К главной части относятся две однородные изъяснительные придаточные, а к первой изъяснительной придаточной - придаточная цели:
зачет
(чтобы...)
(пока...) (чтоб...)
Пока сидел ты в школе, на уроках, мать слезы вытерла, чтоб ты не знал, что..есть нужда (й) что она жестока (А. Люкин). Сложноподчиненное предложение с неоднородным, последовательным и однородным подчинением. Главную часть поясняют придаточная времени и придаточная це- _ ли. Придаточную цели поясняют две однородные изъяснительные придаточные:
Сложноподчиненные предложения могут иметь две (или несколько) главные части с общей (или общими) придаточными. Как правило, это предложения с придаточной частью, отнесенной ко всей главной в целом (одновременно к двум
или даже трем). Чаще всего это придаточные с временными и условными значениями:
Лишь только Маргарита коснулась влажной травы, му
зыка над вербами ударила сильнее и веселее взлетел сноп искр из костра (М. Булгаков).
когда?
(,лишь...)
Реже встречаются придаточные образа действия такого типа и придаточные определительные:
Так ярко звезд горит узор, так ясно Млечный Путь
струится, что занесенный снегом двор весь и блестит
и фосфорится (И. Бунин).
как?"Жgt;^
(что...)
Там было море и там была степь, шторых.Петядще._ци:
какие?
(которых...)
Рассматривает строение словосочетаний и предложений. При этом особую трудность обычно вызывает конструирование и пунктуационное оформление разных видов сложных предложений, особенно с тремя и более предикативными частями. Рассмотрим на конкретных примерах виды СПП с несколькими придаточными, способы связи в них главной и придаточной частей, правила постановки в них знаков препинания.
Сложноподчиненное предложение: определение
Чтобы четко выразить мысль, мы используем различные предложение характеризуется тем, что в нем выделяют две и более предикативных части. Они могут быть равнозначны по отношению друг другу или же вступать в отношения зависимости. СПП - это такое предложение, в котором придаточная часть подчиняется главной и присоединяется к ней с помощью подчинительных союзов и/или Например, «[Степка очень устал к вечеру], (ПОЧЕМУ?) (так как прошел за день не меньше десяти километров) ». Здесь и далее обозначается главная часть, круглыми - зависимая. Соответственно, в СПП с несколькими придаточными выделяют не менее трех предикативных частей, две из которых будут зависимыми: «[Местность, (КАКАЯ?) (которую сейчас проезжали), была хорошо знакома Андрею Петровичу], (ПОЧЕМУ?) (так как здесь прошла добрая половина его детства) ». При этом важно правильно определить предложений, где нужно поставить запятые.
СПП с несколькими придаточными
Таблица с примерами поможет определить, на какие виды делятся сложноподчиненные предложения с тремя и более предикативными частями.
Вид подчинения придаточной части главной | Пример |
Последовательное | Ребята с разбегу бросились в реку, вода в которой уже достаточно прогрелась, потому что последние дни было невероятно жарко. |
Параллельное (неоднородное) | Когда оратор закончил говорить, в зале воцарилось молчание, так как публика была шокирована услышанным. |
Однородное | Антон Павлович говорил о том, что подкрепление вскорости прибудет и что нужно только чуть-чуть потерпеть. |
С разными видами подчинения | Настенька во второй раз перечитала письмо, которое дрожало в ее руках, и подумала, что теперь придется бросить учебу, что ее надежды на новую жизнь не оправдались. |
Разберемся, как правильно определить вид подчинения в СПП с несколькими придаточными. Помогут в этом приведенные выше примеры.
Последовательное подчинение
В предложении «[Ребята с разбегу бросились в реку] 1 , (вода в которой уже достаточно прогрелась) 2 , (потому что последние дни было невероятно жарко) 3 » сначала выделяем три части. Затем с помощью вопросов устанавливаем смысловые отношения: [… Х ], (в которой… Х), (потому что…). Мы видим, что вторая часть превратилась в главную для третьей.
Приведем еще один пример. «[На столе стояла ваза с полевыми цветами], (которые насобирали ребята), (когда ходили в лес на экскурсию) ». Схема этого СПП аналогична первой: [… Х ], (которые… Х), (когда…).
При однородном подчинении каждая последующая часть зависит от предыдущей. Такие СПП с несколькими придаточными - примеры это подтверждают - напоминают цепочку, где каждое последующее звено присоединяется к расположенному впереди.
Параллельное (неоднородное) подчинение
В этом случае все придаточные относятся к главной (ко всей части или слову в ней), но отвечают на разные вопросы и отличаются по значению. «(Когда оратор закончил говорить) 1 , [в зале воцарилось молчание] 2 , (так как публика была шокирована услышанным) 3 » . Проанализируем это СПП с несколькими придаточными. Схема его будет выглядеть так: (когда…), [… Х ], (так как …). Мы видим, что первая придаточная часть (она стоит перед главной) обозначает время, а вторая - причину. Следовательно, они будут отвечать на разные вопросы. Второй пример: «[Владимиру сегодня непременно надо было узнать] 1 , (в каком часу прибывает поезд из Тюмени) 2 , (чтобы успеть встретить товарища) 3 ». Первая придаточная часть - изъяснительная, вторая - цели.
Однородное подчинение
Это тот случай, когда уместно проведение аналогии с другой известной синтаксической конструкцией. Для оформления ПП с однородными членами и такими СПП с несколькими придаточными правила являются одинаковыми. Действительно, в предложении «[Антон Павлович говорил о том] 1 , (что подкрепление вскорости прибудет) 2 и (что нужно только чуть-чуть потерпеть) 3 » придаточные части - 2-я и 3-я - относятся к одному слову, отвечают на вопрос "что?" и обе являются изъяснительными. К тому же они соединены между собой с помощью союза и , перед которым запятая не ставится. Представим это в схеме: [… Х ], (что …) и (что…).
В СПП с несколькими придаточными при однородном подчинении между придаточными частями иногда употребляются любые сочинительные союзы - правила пунктуации будут такие же, как при оформлении однородных членов - а подчинительный союз во второй части может и вовсе отсутствовать. Например, «[Он долго стоял у окна и смотрел] 1 , (как к дому одна за другой подъезжали машины) 2 и (рабочие разгружали стройматериалы) 3 ».
СПП с несколькими придаточными с разными видами подчинения
Очень часто в составе сложноподчиненного предложения выделяют четыре и более части. В этом случае они могут связываться друг с другом по-разному. Обратимся к приведенному в таблице примеру: «[Настенька во второй раз перечитала письмо, (которое дрожало в ее руках) 2 , и подумала] 1 , (что теперь придется бросить учебу) 3 , (что ее надежды на новую жизнь не оправдались) 4 ». Это предложение с параллельным (неоднородным) (П 1,2,3-4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х, (которое…),… Х ], (что…), (что…). Или другой вариант: «[Всю дорогу Татьяна молчала и только смотрела в окно] 1 , (за которым мелькали небольшие, близко расположенные друг к другу селения) 2 , (где суетились люди) 3 и (кипела работа) 4 )». Это сложноподчиненное предложение с последовательным (П 1,2,3 и П 1,2,4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х ], (за которым …), (где…) и (…).
Знаки препинания на стыке союзов
Чтобы расставить в сложноподчиненном предложении, обычно бывает достаточно правильно определить границы предикативных частей. Сложность, как правило, представляет пунктуация СПП с несколькими придаточными - примеры схем: [… Х ], (когда, (который…),…) или [… Х ], [… Х ], (как (с кем…), то …) - когда рядом оказываются два подчинительных союза (союзных слова). Это характерно для последовательного подчинения. В подобном случае нужно обратить внимание на наличие второй части двойного союза в составе предложения. Например, "[На диване осталась раскрытая книга] 1 , (которую, (если бы осталось время) 3 , Константин непременно дочитал бы до конца) 2 ". Второй вариант: "[Клянусь] 1 , (что (когда вернусь из поездки домой) 3 , то обязательно навещу вас и расскажу обо всем подробно) 2 ". При работе с такими СПП с несколькими придаточными правила следующие. Если второе придаточное можно исключить из предложения без ущерба для смысла, запятая между союзами (и/или союзными словами) ставится, если нет - отсутствует. Вернемся к первому примеру: "[На диване лежала книга] 1 , (которую нужно было успеть дочитать) 2 " . Во втором случае при исключении второй придаточной части грамматический строй предложения будет нарушен словом "то".
Следует запомнить
Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными - упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.
- Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).
- Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.
- Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).
- Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.
Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения - СПП с несколькими придаточными конкретно - и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.