Про психологию. Учения и методики

За что убили петра мелехова. Главные герои «Тихого Дона

«Петро напоминал мать: небольшой курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый». Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 1. - М.: Правда, 1975. - С. 9. Нет в портретном описании старшего брата Григория и намека на турецкую кровь, которая выделяла Мелеховых от остальных селян. Нет в нем и тех качеств, которые передавались из поколения в поколение, и так роднили Пантелея Прокофьевича, Григория, Дуняшку: независимого характера, свободолюбия, гордой непокорности.

Пока семья Мелеховых живет миной, спокойной жизнью, в атмосфере дружбы, взаимной заботливости, любви, фигура Петра не вызывает каких-либо негативных чувств. Он по-настоящему любит свою семью, младшего брата. Но уже с первых страниц автор дает понять, что Петро не обладает тем обаянием, которым веет от его младшего брата. Рисует ли писатель картину косьбы, он не забывает обратить внимание на грацию сильного тела Григория, заметить, как отзывчив он на очарование природы; идет ли речь о скачках, непременно отмечет, что Гришка взял первый приз.

Петро же уступает брату и в красоте: «Григорий надел мундир с погонами хорунжего, с густым завесом крестов и, когда погляделся в запотевшее зеркало, - почти не узнал себя: высокий, сухощавый...

Ты - как полковник! - восторженно заметил Петро, без зависти любуясь братом...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 2. - М.: Правда, 1975. - С. 602., и в умении петь, о котором мимолетно упоминается в разговоре: « - Да ты ить не мастак», - говорит Степан Аксаков Петру, - «Эх, Гришка ваш дишканит! Потянет, чисто нить серебряная, не голос» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 1. - М.: Правда, 1975. - С. 31., но все это не принижает образ Петра. Он покупает своей искренностью, веселостью. В первых главах первой книги герой у Шолохова «улыбается, заправив в рот усину» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 1. - М.: Правда, 1975. - С. 31., «посмеиваясь в пшеничные усы» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 1. - М.: Правда, 1975. - С. 10., по-доброму подтрунивает над Григорием:

«Григорий шел... хмурился... От нижней челюсти, наискось к скулам, дрожа, перекатывались желваки. Петро знал: это верный признак того, что Григорий кипит и готов на любой безрассудный поступок, но посмеиваясь в пшеничные в сои усы, продолжал дразнить брата...

Гляди, Петро подеремся, - пригрозил Григорий...

«Заглянула, мол, через плетень, а они, любушки, лежат в обнимку». - «Кто?» - спрашиваю, а она: «Да Аксютка Астахова с твоим братом». Я говорю...

Оскалив по-волчьи зубы, Григорий метнул вилы. Петро упал на руки, и вилы, пролетев над ним, на вершок вошли в кремнисто-сухую землю.

Потемневший Петро держал под уздцы взволнованных криком лошадей, ругался:

Убить бы мог, сволочь!

И убил бы!

Дурак ты! Черт бешеный! Вот в батину порода выродился, истовый черкесюка!..

Через минуту, закуривая, глянули друг другу в глаза и захохотали...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 1. - М.: Правда, 1975. - С. 70.

Ссора быстро начинается и быстро погасает, братья снова вместе, снова готовы втихомолку посмеиваться над своим вспыльчивым, властным отцом. Происходит это от того, что им нечего скрывать друг от друга, между ними нет тайн, их отношения построены на искренности, они могут говорить о самом сокровенном. Вот, например, перед женитьбой Григория Петро спрашивает, как же тот поступит с Аксиньей:

«- Гришка, а как же с Аксюткой?

Небось жалко кидать?

Я кину - кто-нибудь подымет, - смеялся тогда Гришка.

Ну гляди, - Петро жевал изжеванный ус, - а то женишься да не в пору...

Тело заплывчиво, а дело забывчиво, - отшутился Гришка». Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 1. - М.: Правда, 1975. - С. 116.

Петро здесь мудрее Григория, он понимает, что не так-то просто справиться с чувством, на которое брат «... в жениховском озорстве играючи рукой помахивал, - дескать, загоится, забудется...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 1. - М.: Правда, 1975. - С. 115.

Нет еще у Петра той хитрости, приспособленчества, которые проявляются у него в войне. Так, например, не держится он в стороне, когда вспыхивает ссора на мельнице между «мужиками» и казаками: «Петро кинул мешок и, крякнув, мелкими шажками затрусил к мельнице. Пристав на возу, Дарья видела, как Петро втесался в середину, валял подругных; охнула, когда Петра на кулаках донесли до стены и уронили, топча ногами». Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 1. - М.: Правда, 1975. - С. 118. Герой с легкостью, не думал о себе, бросает свою поклажу и вступается за односельчан. Эта необдуманность пропадает у Петра во время войны.

Война становится для Петра проверкой всех его качеств, она заостряет, выделяет те черты его характера, которые, которые не были видны в мирной жизни. Это для него своеобразное испытание, из которого герой не сможет выйти с достоинством. В первые дни войны встречаются два брата, Шолоховым дано их описание: Петра - «...загорелое лицо, с подрезанными усами пшеничного цвета и обожженным солнцем серебристыми бровями...» и Григорий с незнакомой, пугающей бороздой на лбу. Если в портрете главного героя, испытавшие душевные потрясения из-за убитого человека, произошли изменения, то в описании Петра ничего не изменилось. Нет у этого героя душевных страданий, смятения, он не задумывается, как Григорий, для чего, с какой целью умирают на войне люди. Он приспособился, привык к ней, понял что из нее можно извлекать выгоду. Грозным обвинением звучат слова автора: «... быстро и гладко шел в гору, получил под осень шестнадцатого года вахмистра, заработал, подлизываясь к командиру сотни, два креста и уже поговаривал в письмах о том, что бьется над тем, чтобы послали его подучится в офицерскую школу... прислал свою фотографическую карточку. С серого картона самодовольно глядело постаревшее лицо его, торчмя стояли закрученные белые усы, под курносым носом знакомой улыбкой щерились твердые губы. Сама жизнь улыбалась Петру, а война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные: ему ли, простому казаку, с мальства крутившему хвосты быкам, было думать об офицерстве и иной сладкой жизни» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 2. - М.: Правда, 1975. - С. 412.. Если Григория мало радуют чины и кресты, то для Петра офицерские погоны кажутся несбывшимся счастьем, если Григорий всегда отстаивает свое достоинство, то Петр подобострастен, льстив, готов к услугам, война гнула главного героя, Петру же рисовались радужные горизонты привольной жизни - «дороги братьев растеклись врозь...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 2. - М.: Правда, 1975. - С. 412.

Революция развеяла мечты героя, но и здесь он быстро сориентировался: «Я, Гришка, шататься, как ты, не буду... Меня к красным арканом не притянешь... незачем мне к ним, не по дороге» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 3. - М.: Правда, 1975. - С. 26.. В годину смуты, бед, смертей Петр возами отправляет домой награбленное. «Петро - он гожий, дюже гожий к хозяйству!» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 3. - М.: Правда, 1975. - С. 67. - нахваливает Пантелей Прокофьевич старшего сына, «поджившегося» под Калачом. В противовес Григорию, который не только сам не брал чужого, но и запрещал своим подчиненным, Петро ничем не брезговал для приумножения своего. Если Пантелей Прокофьевич тащит в дом все, что подвернется, для того, чтобы сохранить свое рушащееся гнездо, свою привычную жизнь, то его старший сын - ради наживы. Накопительство Пантелея Прокофьевича трагично и напоминает нервный поединок с перипетиями судьбы, стяжательство Петра смешно и никчемно. Доказательством служит сцена примерки Героем дамского белья, прихваченного им в отбитом поезде: «...покашливая и хмурясь, попробовал примерить панталоны на себя. Повернулся и, нечаянно увидев в зеркале свое отображение с пышными складками назади, плюнул, чертыхнулся... Большим пальцем ноги зацепился в кружевах, чуть не упал на сундук и, уже разъярясь всерьез, разорвал завязки... панталоны, которые неизвестно какой пол шились, Дарья в тот же день, вздыхая сложила в сундук (там лежало еще немало вещей, которым никто из баб никто не мог найти применения)». Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 3. - М.: Правда, 1975. - С. 111.

Как ни умел Петро гибко приспособляться к изменившимся обстоятельствам, пережидать трудные времена, но война не обошла его стороной, умер он от руки Михаила Кошевого так же суетливо и приниженно, как и жил:

«- Кум! - чуть шевеля губами, позвал он Ивана Алексеевича...

Кум, Иван, ты моего дитя крестил.. Кум, не казните меня! - Попросил Петро и, увидев, что Мишка уже поднял на уровень его груди наган, - расширил глаза, будто готовясь увидеть нечто ослепительное, как перед прыжком вобрал голову в плечи». Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 3. - М.: Правда, 1975. - С. 162.

Часть шестая

В апреле 1918 г. был завершен раздел Области Войска Донского. К концу апреля Дон был на две трети оставлен красными. В связи с этим намети­лась необходимость создания областной власти, в Новочеркасске был назначен сбор Временного донского правительства и делегатов от станиц и войсковых частей. На станичном сборе в числе остальных делегатов на круг был выбран и Панте­лей Прокофьевич; его сват, Мирон Григорьевич Коршунов, стал хуторским атаманом. 3 мая на ве­чернем заседании войсковым атаманом был избран генерал Краснов. Законы, предложенные Красно­вым, представляли собой наспех переделанные ста­рые. Даже флаг напоминал прежний: синяя, красная и желтая продольные полосы (казаки, иногородние и калмыки). Только герб в угоду казачьему тщес­лавию был новым.

Казаки воевали по-прежнему неохотно. Сотня Петра Мелехова продвигалась через хутора и ста­ницы к северу. Красные где-то правее шли, не при­нимая боя.

Мишка Кошевой был снят с этапа благодаря мольбам матери и направлен отарщиком. Жить в степи под открытым небом, вдали от войны и не­нависти поначалу нравилось Мишке. Но вскоре Мишка понял, что не имеет права наслаждаться спокойствием в столь тяжелые времена, и стал чаще наведываться к соседу, казаку Солдатову. Ка­заки сблизились, не раз вместе сидели перед уют­ным костерком, деля добытую Солдатовым дичь.

Месяц отслужил Михаил Кошевой на отводах, за примерную работу был отозван в станицу, за­тем направлен в штрафную сотню. На фронте пы­тался перебежать к красным, но побег не удался.

За время отступления из Ростова на Кубань еса­ул Евгений Листницкий был ранен два раза. Полу­чил отпуск, но остался в Новочеркасске. Отдыхал он у своего однополчанина ротмистра Горчакова, ушедшего в отпуск одновременно с Евгением. По­знакомился с необыкновенно обаятельной женщи­ной, женой товарища, Ольгой Николаевной. Лист­ницкий увлекся Ольгой Николаевной.

Вскоре Горчаков и Листницкий покинули Но­вочеркасск, влились в ряды Добровольческой ар­мии, готовящейся к масштабному наступлению. В первом же бою ротмистр Горчаков был смер­тельно ранен.

Перед смертью просил Евгения не оставить Оль­гу Николаевну. Листницкий дал обещание товари­щу жениться на вдове. Обещание свое выполнил, вернувшись в Новочеркасск после тяжелого ране­ния. К службе Листницкий был уже не годен: ему ампутировали руку. Выполнив приличия траура, Листницкий и Ольга Николаевна поженились.

Листницкий привез жену в Ягодное. Осунувшей­ся, но все равно еще милой Ольге Ягодное понра­вилось тишиной, свекор согрел ее своим теплым отношением, своей немного старомодной галант­ностью. Среди дворни Ольга Николавевна сразу вы­делила красавицу горничную («вызывающе кра­сива»).

С приездом молодой женщины все в доме пре­образилось: прежде ходивший по дому в ночной рубахе старый пан приказал извлечь из сундуков пропахшие нафталином сюртуки и генеральские, навыпуск, брюки. Сам он заметно помолодел, по­свежел, удивляя сына неизменно выбритыми ще­ками. Аксинья же чувствовала близость развяз­ки, с ужасом ждала конца.

Листницкий намеревался расстаться с Аксинь­ей. Разговор с отцом подтолкнул нерешительного Листницкого к действиям. Несмотря на то что бе­седа Лисицокго по душам с Аксиньей закончилась новой между ними близостью, ей было предложе­но поскорее покинуть Ягодное, взяв отступное.

К тому времени в хутор Татарский вернулся бе­жавший из плена Степан Астахов. Статный, ши­рокоплечий, в пиджаке городского покроя и фет­ровой шляпе, был он совсем не похож на того хуторского Степана, которого раненым оставили казаки на поле битвы. Мишка Кошевой, встретив Астахова на дороге к хутору, не сразу признал в нем своего соседа, нежданно-негаданно приехав­шего из самой Германии. С Аксиньей Степан решил помириться, вычеркнуть из памяти все прошлые обиды. Аксинья вернулась к законному мужу.

Казаки воевали неохотно. В это время дома не хва­тало рабочих рук, женщины и старики не справ­лялись с повседневной тяжелой работой, от которой к тому же отрывали их назначения в обыватель­ские подводы, доставлявшие фронту боеприпасы и продовольствие. Краснов заигрывал с иностран­ными представителями. Устраивал банкеты и смот­ры, где демонстративно целовал своих казаков, а в это время шли расстрелы, продолжалась бра­тоубийственная война.

Краснов гарантировал Германии право вывоза продовольствия, право на льготы в размещении капиталов по донским предприятиям промышлен­ности и торговли. Взамен он просил поддержки по устройству самостоятельной федерации Доно-Кавказского союза, прочил признать границы Всевеликого Войска Донского, помочь разрешению спора между Украиной и Войском Донским, оказать дав­ление на Москву, заставив очистить пределы дер­жав Доно-Кавказского союза. Это послание было холодно принято казачьим правительством. Наме­тились разногласия Краснова с командованием Доб­ровольческой армии, которое расценивало союз с немцами как измену. Добровольческая армия от­казалась от совместного похода на Царицын, а Крас­нов не поддержал предложения Деникина о слия­нии армий и установлении единого командования.

Недовольство в рядах Донской армии росло. Сотня Григория Мелехова вошла в полосу непре­рывных боев. Превосходство казаки одерживали лишь потому, что противостояли им морально шат­кие части из недавно мобилизованных красноар­мейцев прифронтовых земель. Но стоило вступить в бой рабочему полку, матросскому отряду или коннице, как инициатива переходила в руки Крас­ной Армии. Первоначальное любопытство Григо­рия - с кем же приходится воевать, кто такие эти московские рабочие? - уступило место все возрас­тающей ненависти и злобе. Это они, чужаки, вторг­лись в его жизнь, оторвали от земли. Такое чувство завладевало большинством казаков. Бои станови­лись все более ожесточенными.

Поразила Григория встреча с отцом, приехав­шим с обозой. Пантелей Прокофьевич с удоволь­ствием отправлялся с обывательскими подвода­ми, перед этим заезжая к Петру, разживался там «товаром», теперь за тем же заявился и к младше­му сыну. Григорий его оборвал, согласившись дать только винтовку. Однако хозяйственный Пантелей Прокофьевич, дождавшись утреннего отъезда сы­на, дочиста обобрал гостеприимных хозяев, при­хватив даже банный котел.

Григорий прекрасно понимал настроения каза­ков: отогнать красных за пределы земель Войска Донского и разойтись по домам, отстоять свое, а чужое казаку не требуется, за чужое казак голо­ву класть не намерен. Он знал, что не будет ника­кой затяжной войны, что к зиме сломается фронт, исчезнет, так как на пределе терпение казаков, все сильнее расходятся их пути с офицерскими, их интересы с интересами власть имущих.

С середины ноября началось активное наступ­ление красных. Казачьи части все упорнее теснили к железной дороге. Наступил перелом, и Григорий отчетливо осознал, что отступление остановить уже не удастся.

Григорий самовольно покидает полк. Он реша­ет пожить дома и присоединиться к отступающим войскам, когда те будут проходить мимо. Петр Ме­лехов, который служил в 28-м полку хорунжим, вместе с полком добрался до Вешенской, а уже оттуда, не выдержав, сбежал домой. Почти все та­тарские казаки, бывшие на Северном фронте, вернулись в хутор.

В ночь после возвращения Петра, расстроенно­го большевистскими выступлениями на митинге в станице Вешенской, в курене Мелеховых про­ходил семейный совет. Никто не ждал милости от советской власти по отношению к казакам-офи- церам, поэтому решили отступать. Но из хутора они так и не вышли. Оставить все добро, живность и тем более своих женщин на разорение красным они не могли. Казачья бережливость взяла свое, решено было остаться. И жизнь на хуторе вошла в свое обычное русло. Волновало только появление красноармейцев. Красноармейцы толпой валили вдоль улицы, пятеро завернули к базу Мелехо­вых, остановились у них на ночь. С одним из них сразу не сложились отношения у Григория. Взбе­шенный убийством цепной собаки, принадлежав­шей Мелеховым, и необходимостью молчать при этом, Григорий с ненавистью провожал пожилого красноармейца взглядом. Красноармеец Алек­сандр Тюрников отвечал ему тем же, постоянно задирая и поддразнивая хозяина. Второй же, рос­лый и рыжебровый, своего товарища останавли­вал, одергивал.

В другой раз наведывались в хутор советские войска за лошадьми, но здесь хитрый Пантелей Прокофьевич выход нашел, забив под копыта ко­ням по гвоздю, - хромают.

Фронт прошел, отгремели бои. В хуторе Татар­ском установилась советская власть, заправляли всем избранные на хуторском сборе Иван Алексее­вич (председатель, «красный атаман»), Мишка Ко­шевой и Давыдка-вальцовщик. Оружие казакам велели сдать, неподчинившимся - расстрел.

Пошел слух, что не так страшен прокатившийся фронт, как идущие ему вдогон по станицам и хуто­рам комиссии и трибуналы: охраняли большевики свою власть, чиня расправы над бывшими каза­чьими офицерами и атаманами.

Петр Мелехов отправился к своему бывшему од­нополчанину Фомину, в прошлом дезертиру с не­мецкого фронта, теперь красному командиру. Со­брался с подарками жизнь свою выкупать.

Заступничество Фомина действительно помог­ло позднее Мелеховым.

На какой-то момент оно отсрочило арест не толь­ко Петра, но и Григория, которого обоснованно Иван Алексеевич считал одним из самых опасных лю­дей для советской власти.

Арестовали в хуторе Татарском семерых ста­риков. В их числе оказался бывший атаман, сват Ме­леховых, Мирон Григорьевич Коршунов. Всех се­мерых расстреляли. Хуторяне ужаснулись.

В это время в хутор возвращается постаревший, осунувшийся Иосиф Давидович Штокман. Очень хуторское правление нуждалось в таком челове­ке, потому так и обрадовались его появлению Иван Алексеевич и Мишка Кошевой. Но не все начина­ния Штокмана проходили на хуторе. Так, Иосиф Да­видович только распугал собрание казаков пред­ложением распределить кулацкое добро по самым бедным казацким семьям.

Именно Штокман указал на ошибочность отво­да ареста Петра, Григория и Пантелея Прокофье­вича Мелеховых. Два офицера, сражавшихся про­тив советской власти, и делегат круга - самые страшные враги (слишком уважают их хуторяне, а так как их двор всегда был одним из самых за­житочных, то ясно, что сами они добровольно со своим добром не расстанутся). Однако арестовать Мелеховых сразу не удалось.

Началось казачье восстание. Первым восстал ху­тор Красноярский Еланской станицы: решили ка­заки после очередного ареста отстоять своих стари­ков («с ними расправятся, а потом и за нас возьмутся»). Затем, когда восстание разлилось по всей Облас­ти Войска Донского, была сформирована структу­ра власти. Вопрос этот мало волновал боевых каза­ков: они сохранили советы, окружной исполком, даже оставили некогда ругательное слово «това­рищ», старая форма обрела «новое содержание». Был выдвинут лозунг: «За Советскую власть, но против коммуны, расстрелов и грабежей».

Погиб от рук Мишки Кошевого Петр Мелехов, сдавшийся на милость победивших его красноар­мейцев. Участвовали в бою все жители хутора Та­тарского (старики, женщины, дети). Красноармей­цев пропустили через хутора, как в старину через строй пропускали солдат, добили их в хуторе Та­тарском. Началось с убийства Котлярова.

Григорий, до которого дошло известие о сдаче Сердобского полка, заспешил на спасение своих соседей Кошевого и Ивана Алексеевича. Он знал, что они были свидетелями смерти брата, хотел убе­речь их от смерти, а заодно и выяснить, кто же убил Петра. В Татарский он опоздал. Дома его встрети­ла перепуганная Дуняша, она и рассказала ему о гибели Котлярова от руки Дарьи.

Григорий уехал с хутора, даже не повидавшись с матерью. Мелехов тяжело переживал смерть брата, не ожидал он, что придется вот так рано навсегда им распрощаться. С этого момента Гри­горий Мелехов, получивший повышение по служ­бе (он уже командовал целой дивизией т. е. занимал генеральскую должность), не знал удержу в бою. Григорий часто сам вел своих казаков в атаку.

Однажды твердо понял Григорий, что оказалось казачество между двух жерновов: с одной сторо­ны - красные, которые никогда не простят этого бунта, а с другой - расплата от белогвардейцев, которые никогда не забудут оставленного боль­шевикам фронта и жизни хуторов под Советской властью. И нет у казака выбора. Осознавая посте­пенно все это, запил Григорий.

В одном бою рванул Григорий в обычном своем бессознательном состоянии на беспрерывно строча­щие красноармейские пулеметы. В какое-то мгно­вение почувствовал, что сотня его не поддержала, что несется он в бой совершенно один. Но остано­виться не было уже никакой возможности. И, жес­токо изрубив четырех матросов, бросился Григорий вдогонку за пятым, но перехватили Мелехова по­доспевшие казаки. Григорий жалел, что не всех дорубил; вдруг упал с коня и, рыдая, стал катать­ся по земле и умолять убить его. Даже гибель бра­та и многих друзей не смогла развить в Григории той сознательной жестокости, которой гордились другие казаки.

Мучился Григорий от этого двойственного чув­ства все больше и, до конца выжатый войной, заболел, выпросил отпуск и уехал на хутор. Перед отъездом успел Мелехов совершить еще один странный по­ступок: услышав о беспрерывно продолжающих­ся арестах в Вешенской семей ушедших с красно­армейцами казаков, ворвался в тюрьму и, угрожая оружием, распустил всех напуганных женщин, стариков и детей, справедливо полагая, что не с ни­ми сейчас воюют его товарищи.

Пять дней прожил в Татарском Григорий. За это время успел он посеять себе и теще несколько десятин хлеба и собрался в дорогу только тогда, когда пришел в хутор стосковавшийся по хозяй­ству отец. Третье возвращение Григория на родную землю было самым безрадостным. Наталья, наслы­шанная о его гуляньях, встретила мужа сдержан­но, холодно.

Бросился Григорий от отчаяния за последней помощью к Аксинье. Снова завязались их жизни в крепкий узелок. Но и эта возобновленная связь не принесла ничего, кроме всколыхнувшейся Ак­синьиной надежды.

Не восстановив душевных сил, уехал Григорий обратно в дивизию. К этому моменту восстание зам­кнулось в границах Верхнедонского округа, стало ясно, что долго защищать родные курени казакам не придется: Красная Армия развернется с Донца и раздавит повстанцев. Командование особенно опасалось массового дезертирства в момент поле­вых работ.

Тогда-то и произошло событие, временно под­нявшее настроение донского командования: на сторону восставших перешел Сердобский полк под руководством бывших офицеров царской армии штабс-капитана Вороновского и поручика Волко­ва. Приставший к этому полку Штокман ощутил настрой красноармейцев и после разговора с ко­миссаром отослал Мишку Кошевого в штаб с до­несением. Сделал он это поздно, на следующее утро полк был окружен казаками, и солдаты Доб­ровольно сдались, большинство вместе с оружи­ем. Штокмана застрелили на митинге, на котором и было принято решение о сдаче, остальные двад­цать четыре коммуниста полка были арестованы, а Мишка Кошевой спасся только благодаря зада­нию Штокмана.

Даже эта победа не имела уже никакого значе­ния в общем ходе истории казачьего восстания. Чувствуя близость поражения, Кудинов втайне от казаков пошел на соглашение с командованием Доб­ровольческой армии.

Решено было перебираться на другую сторону Дона, что и посоветовал Григорий своей семье. Ильи­нична и Наталья уйти из хутора, как наказывал Григорий, не смогли: Наталья тяжело заболела, лежала *в горячке, а свекровь не могла бросить любимую невестку. За Дон перебрались Дуняшка с детьми и Дарья. Пантелей Прокофьевич поджи­дал красных среди хуторских пластунов под Та­тарским. Аксинья, собрав свои пожитки, приехала в Вешенскую, где остановилась поначалу у своей тетки.

22 мая началось отступление повстанческих войск. Население хуторов в панике устремилось к Дону.

Здесь искали:

  • тихий Дон 6 часть краткое содержание
  • тихий дон 6 часть

Введение

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон» Шолохова оказывается в центре внимания читателя с первых строк. Ей посвящены и последние страницы произведения. Открывает повествование рассказ о трагической судьбе Прокофия Мелехова и его жены-турчанки, по навету убитой односельчанами. Завершает роман картина возвращения домой похоронившего Аксинью Григория Мелехова.

Характеристика Мелеховых

Мелеховы изначально выделяются среди других жителей хутора Татарский. Прокофий, носивший бороду и русскую одежду, был «чужим, непохожим на казака». «Исчерна-смуглым» и «бедовым» растёт и его сын Пантелей. Прозвали соседи Мелеховых «турками» за их горбатый нос и «диковатую» красоту.

Дом Мелеховых имел вид «самодовольный и зажиточный», благодаря усилиям Пантелея Прокофьевича. Старший Мелехов, его жена, двое сыновей с жёнами, дочь, а затем и внуки – таковы обитатели мелеховского дома.

Но, мирную жизнь хутора нарушает сначала Мировая, а затем Гражданская война. Разрушается привычный казачий уклад, рушатся семьи. Не обходит стороной беда и Мелеховых. Пантелей Прокофьевич и оба его сына оказываются захваченными водоворотом страшных событий. Трагично складывается судьба и других членов некогда крепкой семьи.

Старшее поколение Мелеховых

Характеристика Мелеховых в романе будет неполной, если не обратиться к образу каждого члена семьи.

Пантелей Прокофьевич, глава семейства Мелеховых, был рождён раньше срока. Но выжил, встал на ноги обзавёлся семьёй и хозяйством. Он был «сух в кости, хром…, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы».

Старший Мелехов – натура вспыльчивая и властная. Он бьёт костылём Григория за ослушание, «учит» вожжами загулявшую Дарью, частенько «подносит» жене. Узнав о связи младшего сына с Аксиньей, он своею властью женит его на Наталье Коршуновой, не считаясь с желаниями самого жениха.

С другой стороны, Пантелей Прокофьевич искренне любит своих домашних, переживает за их судьбу. Так, он возвращает в семью Наталью, ушедшую к родителям, относится к ней с подчёркнутым вниманием. Привозит обмундированию Григорию в Ягодное, хотя тот ушёл с Аксиньей из родного дома. Гордится сыновьями, получившими офицерский чин. Только переживания из-за гибели сыновей смогли сломить крепкого старика, для которого семья была смыслом жизни.

Василиса Ильинична, жена старшего Мелехова, по-своему хранит домашний очаг. Ко всему семейству она относится с необыкновенной теплотой и пониманием. Ильинична безгранично любит своих детей, часто защищает их от гнева несдержанного мужа. Огромной трагедией становится для неё смерть Петра, убитого рядом с домом. Только ожидание Григория даёт ей силы жить после потери почти всех родных. Как родную дочь принимает Василиса Ильинична Наталью. Поддерживает её, понимая, как тяжело живётся невестке, нелюбимой мужем. Скрывает от Пантелея Прокофьевича болезнь Дарьи, чтобы тот не прогнал её со двора. Она даже находит в себе силы сблизиться с Аксиньей, с которой они вместе ждут с фронта Григория, и принять в качестве зятя Мишку Кошевого, убийцу её сына и свата.

Григорий и Пётр

Пётр Мелехов – старший сын Пантелея Пркофьевича и Василисы Ильиничны. Внешне он был очень похож на мать «небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый». От матери передался ему и мягкий характер. Он искренне любит родных, особенно брата, во всём поддерживает его. В то же время Пётр готов, не задумываясь, постоять за справедливость. Так, он вместе с Григорием бросается спасать Аксинью от избивающего её мужа, вступается за односельчан на мельнице.

Но во время войны неожиданно проявляются совершенно другие стороны личности Петра. В отличие от Григория, Пётр быстро приспосабливается, совершенно не задумывается о чужой жизни. «Война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные». Пётр «быстро и гладко» дослуживается до чина, а потом, на радость отцу, отправляет домой целые подводы награбленного. Но, война, на которую герой возлагает такие надежды, приводит его к гибели. Пётр умирает от рук Кошевого, униженно прося о пощаде бывших односельчан.

Григорий Мелехов – полная противоположность старшего брата. Своим обликом он напоминает отца. У него «вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей». Пошёл Григорий в отца и взрывным характером. В отличие от брата, Григорий не может принять насилия. Врождённое чувство справедливости заставляет героя метаться между белыми и красными. Видя, что все разговоры о светлом будущем заканчиваются кровопролитием, Григорий не может принять какую-либо сторону. Опустошённый, он пытается уйти с Аксиньей на Кубань, чтобы найти покой. Но судьба лишает его возлюбленной и надежды на счастье.

Дуняша, Наталья и Дарья

Дуняша Мелехова, как и Григорий, пошла в отца не только внешне, но и по своему характеру. Отцовская твёрдость особенно проявляется в ней, когда она решает выйти замуж за Михаила Кошевого, убийцу брата. С другой стороны, Дуняше свойственна нежность и душевная теплота. Именно они побуждают девушку взять к себе детей Григория, заменить им мать. Дуняша, да ещё сын Мишатка – единственные близкие люди, которые остались у Григория, вернувшегося в родной хутор.

Наталья, жена Григория, – один из самых ярких женских образов романа. Замечательная красавица, она создана для того, чтобы любить и быть любимой. Но, выйдя замуж за Григория, девушка не обретает семейного счастья. Муж так и не смог полюбить её, и Наталья обречена на страдания. Только любовь и сочувствие старших Мелеховых дают ей силы. А затем она находит утешение в детях. Всю жизнь борясь за мужа, гордая Наталья, тем не менее, не может простить ему последней измены и избавляется от последнего ребёнка ценой собственной жизни.

Дарья, жена Петра, совсем не похожа на Наталью. «С ленцой баба, спорченная… румянится, да брови чернит», – говорит о ней Пантелей Прокофьевич. Дарья идёт по жизни легко, не слишком задумываясь о морали. Душевные переживания наложили отпечаток на всех членах семьи Мелеховых, но не на Дарью. Оплакав мужа, она быстро оправилась и снова расцвела «гибкая, красивая и доступная». Жизнь Дарьи заканчивается драматично. Она заражается сифилисом и решает свести счеты с жизнью, утопившись в Дону.

Заключение

Если вокруг идёт война, меняется власть, никто не сможет остаться в стороне. В романе «Тихий Дон» семья Мелеховых – яркий тому пример. До конца произведения почти никто не доживает. Остаётся только Григорий, его маленький сын и сестра, вышедшая замуж за врага.

Тест по произведению

Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения…
даже доныне и не будет… Предаст же брат брата на смерть, и отец детей;
и восстанут дети на родителей и умертвят их.

Из Евангелия

Среди героев «Тихого Дона» именно на долю Григория Мелехова
выпадает быть нравственным стержнем произведения, воплотившего в себя
основные черты мощного народного духа. Григорий - молодой казак,
удалец, человек с большей буквы, но в то же время он человек не без
слабостей, тому в подтверждение его безрассудная страсть к замужней
женщине - Аксинье, которую он не в силах побороть.

Григорий Мелехов и Аксинья Астахова.
Судьба Григория стала символом трагических судеб русского
казачества. И потому, проследив весь жизненный путь Григория Мелехова,
начиная с истории рода Мелеховых, можно не только раскрыть причины его
бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности той исторической
эпохи, чей глубокий и верный облик мы находим на страницах «Тихого
Дона», можно многое осознать в трагической судьбе казачеств и русского
народа в целом.

Григорий немало унаследовал от своего деда Прокофия: вспыльчивый,
независимый характер, способность к нежной, самозабвенной любви. Кровь
бабки «турчанки» проявилась не только во внешнем облике Григория, но и
в его жилах, и на полях боёв, и в строю. Воспитанный в лучших традициях
русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им
шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. Основное его
отличие, от простых казаков, заключалось в том, что его нравственное
чувство не позволяло ему ни делить свою любовь между женой и Аксиньей,
ни участвовать в казачьих грабежах и расправах. Создаётся такое
впечатление, что эта эпоха, посылающая Мелехову испытания, старается
уничтожить, либо сломить непокорного, гордого казака.

Григорий Мелехов в атаке в Первую мировую войну.

Озверения, вызванного гражданской войной, Григорий не приемлет. И в конечном счете оказывается чужим во всех враждующих станах. Он
начинает сомневаться, ту ли правду ищет. Мелехов думает о красных: "Они воюют, чтобы им лучше жить, а мы за свою хорошую жизнь воевали... Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет... А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался... В старину, слышно, Дон татары обижали, шли отнимать землю, неволить. Теперь - Русь. Нет! Не помирюсь я! Чужие они мне и всем-то казакам". Чувство общности испытывает он только с земляками казаками, особенно в пору Вёшенского восстания. Мечтает о том, чтобы казаки были независимы и от большевиков и от "кадетов", но быстро понимает, что никакой "третьей силе" в борьбе красных и белых не остается места. В белоказачьей армии атамана Краснова Григорий Мелехов служит без воодушевления. Здесь он видит и грабеж, и насилия над пленными, и нежелание казаков воевать за пределами области Войска Донского, и сам разделяет их настроения. И так
же без энтузиазма воюет Григорий с красными после соединения вёшенских повстанцев с войсками генерала Деникина. Офицеры, задающие тон в Добровольческой армии, для него люди не просто чужие, но и враждебные. Недаром врагом становится и есаул Евгений Листницкий, которого Григорий за связь с Аксиньей избивает до полусмерти. Мелехов предчувствует поражение белых и не слишком печалится по этому поводу. По большому счету война ему уже надоела, а исход едва ли не безразличен. Хотя в дни отступления "временами у него рождалась смутная надежда на то, что опасность заставит распыленные, деморализованные и враждующие между собою силы белых объединиться, дать отпор и опрокинуть победоносно наступающие красные части".

владимир калашников

Трагедия Тихого Дона

Показанный недавно на телеканале «Россия» новый фильм Сергея Урсуляка «Тихий Дон» по мотивам романа Михаила Шолохова возвращает нас к событиям Гражданской войны, напоминая о ее огромной цене и важности беречь гражданский мир и согласие.

Для России сегодня это актуальная тема. Не случайно она стала центральной в недавнем президентском послании Владимира Путина. Но одними призывами гражданское согласие не обеспечить: об этом и говорят уроки истории России начала ХХ века.

О фильме и романе

«Тихий Дон» – самый потрясающий роман о Гражданской войне, и я заранее решил посмотреть, как его представит современному зрителю современный режиссер. Было опасение, что Сергей Урсуляк отдаст дань политической конъюнктуре и возложит вину за братоубийственный конфликт на большевиков, исказив тем самым суть романа.

Мотив вины большевиков в фильме присутствует, но подан с противовесом. Две фигуры олицетворяют крайности конфликта. С одной стороны, это Мишка Кошевой, который убивает сдавшегося Петра Мелехова, безобидного глубокого старика Коршунова, а затем сжигает дома богатых казаков. Режиссер приковывает внимание зрителя к образу Кошевого с горящим факелом в руке в центре пылающих домов. С другой стороны, это Митька Коршунов, сын первого богача на хуторе Татарском, зверски убивающий семью Кошевого (мать и маленьких детей). Жестокость этих поступков не находит оправдания. Лейтмотив фильма: эмоциональное осуждение Гражданской войны, которая несет горе всем.

У Шолохова в романе эта мысль является центральной, но она подана в контексте, который в фильме Урсуляка отсутствует.

Замысел писателя не прост и не однозначен. Он – на стороне красных, но показал трагедию Дона с казачьей стороны, отделив казаков от белых, а казака-труженика – от казачьей верхушки. Роман был написан для своего времени и для своего читателя. Многие читатели участвовали в Гражданской войне и видели в донских казаках тех, кто в своем большинстве был по другую сторону фронта. И это было так. Летом – осенью 1918 г. за красных воевали около 20% донских казаков, остальные – за белых. И на Дону погибли больше всего красных и белых.

Шолохов хотел не оправдать, но объяснить и вызвать сочувствие к простым казакам, попавшим в эпицентр Гражданской войны.

А это было сделать трудно. Антиказачьи настроения имели глубокие корни. В России помнили 1905 год, когда казаки выступали в роли опричников: били нагайками бастующих рабочих, пороли и расстреливали крестьян, восставших против помещиков. Помнили и события лета – осени 1917 г., когда почти все казачьи полки использовались для борьбы с крестьянскими «беспорядками» в тылу и «волнениями» солдатских частей на фронте. Крестьяне южных губерний России особенно хорошо помнили грабежи и насилие, которые чинили казаки при каждом наступлении в 1918 и 1919 годах. Зная это, Шолохов хотел показать, что война была страшной и для казаков, что красные на Дону тоже творили насилие. Нередко писатель изображал красных в более неприглядном свете, чем казаков, стремясь уравновесить активную антиказачью пропаганду. Свою роль сыграли и источники, которыми пользовался писатель: донские газеты и журналы того времени, рассказы казаков, дневники и воспоминания донской интеллигенции.

Замысел Шолохова породил критику в адрес писателя и трудности в издании третьего тома романа. Он был напечатан только после прямого указания Сталина, который посчитал, что в целом роман «работает на нас, на революцию». И для того времени и того массового читателя Сталин был прав.

Фильм Урсуляка создан в эпоху, когда многие зрители роман Шолохова не читали, о событиях Гражданской войны знают мало, и источники этих знаний могут быть самыми разными. В отличие от романа общий исторический фон в фильме подан скупо, и действия героев фильма вытекают из локальных событий и ими мотивированы.

В такой ситуации отдельно взятые эпизоды из романа Шолохова, воспроизведенные в фильме, уже не дают эффекта, на который рассчитывал Сталин. Скорее для многих зрителей эффект был обратный. Не случайно многие представители старшего поколения оценили фильм Урсуляка как прямое искажение сути романа, как реализацию социального заказа. С этим можно соглашаться и можно спорить.

Наша задача другая – показать некоторые важные черты эпохи, на фоне которой разворачивались события романа и фильма. Возможно, это позволит более объективно оценить то, что мы видели на экране.

О донской земле:
казаки и крестьяне

Основной конфликт на Дону пролегал не внутри казачьего сословия, а между казаками и крестьянами. Внутриказачий конфликт был вторичным, менее острым, что и заставляло многих казаков метаться из стороны в сторону, как это показано в образе Григория Мелехова. В фильме крестьяне упоминаются, но мельком, остаются как бы за скобками. Но без показа крестьянской правды казачья правда становится однобокой.

Она сводится к монологу богача Мирона Коршунова о том, что он всю жизнь работал и не хочет быть уравненным с тем, «какой пальцем не ворохнул, чтоб выйтить из нужды». А как быть с тем, кто работал еще больше, чем Мирон, но из нужды не вышел? Таких ведь на Дону было большинство.

К 1917 г. казаки составляли примерно 43% населения Донской области (1,5 млн из 4 млн), но на мужскую душу у казаков в среднем приходилось 12,8 десятины пахотных и иных земельных угодий. Донские коренные крестьяне (0,9 млн, бывшие крепостные местных помещиков) имели по 1,25 десятины земли на мужскую душу. Так называемые иногородние крестьяне (1,12 млн чел., прибывших на Дон после отмены крепостного права в 1861 г.) почти не имели земли, арендовали ее или работали батраками (0,06 десятины своей и арендованной земли на мужскую душу). Войско Донское владело 83,5% всех земель области, в то время как коренным и иногородним крестьянам принадлежало лишь 10% земли.

Среди казачества доминировали середняки – 51,6% хозяйств. Зажиточные составляли 23,8%, бедняцкие – 24,6%.

После Февральской революции российское крестьянство, включая донское, выступило за уравнительный передел всей земли. Видя эту опасность, казачий съезд Области Войска Донского уже в апреле 1917 г. рассматривал планы наделения коренных крестьян землей за счет помещиков, которые владели на Дону около 1 млн десятин, а также планы передачи крестьянам части земли запаса (2 млн дес.). Эти планы не снимали проблемы иногородних и к тому же оставались на бумаге. Казаки землю отдавать не спешили. С учетом военной силы казачества было ясно, что земельный вопрос на Дону чреват кровавой войной.

Ленин, понимая это, уже в Декрете о земле предложил компромисс, дописав последнюю строчку к эсеровскому проекту, составленному на основе крестьянских наказов: «земли... рядовых казаков не конфискуются». Это был курс на то, чтобы провести аграрную реформу на Дону только за счет изъятия излишков земли у богатых казаков и тем избежать войны.

Атаман Каледин

Однако предложенный компромисс казачьей верхушке не подходил. Вопрос о земле в фильме обсуждается в диалоге Григория и его отца. Сын говорит о том, что коренным крестьянам надо дать землю. Отец – категорически против. Понятно, что не Пантелей Мелехов начал Гражданскую войну. Ее начала казачья верхушка, сделав середняков заложниками своей политики. Позиция казачьих верхов – важный исходный момент трагедии. В фильме эта тема практически не присутствует.

А дело было так. После Октября донской атаман Каледин сразу заявил об отказе признать власть Советов и объявил Донскую область независимой до образования в России законной власти, приемлемой для казаков. Атаман пытался послать на Москву несколько казачьих полков, но рядовые казаки воевать с советской властью не хотели.

Видя позицию казаков, в конце ноября рабочие Ростова и шахтерских поселков Восточного Донбасса провозгласили советскую власть. Казаки идти на Ростов отказались. Каледин получил помощь от генерала М. В. Алексеева, бывшего главнокомандующего русской армией, который прибыл на Дон, чтобы собрать армию и повести ее на Москву и Питер. Около 500 офицеров и юнкеров, пришедших на Дон по призыву Алексеева, разгромили рабочих Ростова, расстреляв 62 захваченных рабочих-красногвардейцев. В декабре калединцы расстреляли 73 пленных шахтера Ясиновского рудника, пытавшихся отстоять свой Совет. Это были первые массовые расстрелы на Дону.

Петроград послал на Дон войска подавить калединскую контрреволюцию. На помощь Каледину вновь пришли алексеевцы, которых теперь возглавил генерал Л. Корнилов. Алексеевская организация выросла до 3 тыс. и стала называться «Добровольческой армией». В боях под Ростовом Корнилов издал приказ: пленных не брать, что привело к дальнейшему нарастанию взаимного ожесточения. Жестокость не помогла, и Корнилов, спасаясь от полного разгрома, в конце января оставил Ростов и увел свой отряд на Кубань, где и погиб при неудачном штурме Екатеринодара. В фильме корниловцы не показаны.

На защиту власти Каледина встали и отряды казацкой интеллигенции, из которых выделялся отряд есаула В. М. Чернецова, состоящий в основном из донских юнкеров и студентов. 17 января 1918 г. отряд Чернецова напал на станицу Каменскую, где заседал Донревком, созданный съездом фронтового казачества как альтернатива правительству Каледина. Каледин вступил с Донревкомом в переговоры, а сам тайно бросил на Каменскую отряд Чернецова. В эти январские дни отряд Чернецова и присланные в помощь роты офицеров-корниловцев расстреляли более 300 красноармейцев, попавших в плен в ходе боев. Однако 21 января отряд Чернецова был разбит.

29 января 1918 г. атаман Каледин, обнаружив, что защищать его правительство готовы всего 147 казаков, застрелился.

Вскоре на Дону установилась советская власть.

Чернецов и Подтелков

Вернемся к роману и фильму и посмотрим, как в них отражены события калединского периода. В романе Шолохов рассказал о том, что именно Каледин послал казаков и алексеевцев громить рабочих Ростова и Советы в шахтерских поселках, и затем на этом фоне воспроизвел версию, которую сообщили донские газеты в годовщину гибели отряда Чернецова. Тогда на Дону господствовали белые, и было устроено торжественное перезахоронение Чернецова. Согласно этой версии, председатель Донревкома Ф. Подтелков, как написал потом и Деникин, «после диких надругательств зверски зарубил Чернецова» и приказал зарубить 40 офицеров его отряда. Никаких других деталей не сообщалось. Шолохов всю трагическую сцену, описанную в романе, придумал, стремясь показать жестокость Гражданской войны.

Урсуляк точно по Шолохову воспроизвел этот эпизод и сделал его центральным в серии, которая приходится на калединский период.

А в следующей серии казнь Подтелкова и его отряда подается как возмездие за убийство Чернецова и его офицеров. Григорий Мелехов прямо говорит это Подтелкову.

Однако реальные обстоятельства смерти Чернецова были иными. О них в эмиграции написали чернецовцы, многие из которых, оказывается, остались живыми. Три десятка плененных чернецовцев, отправленные в тыл в сопровождении небольшого конвоя, из-за неожиданного появления бронепоезда смогли бежать от растерявшегося конвоя. 15 человек в ту же ночь добрались до своих, 5 были захвачены конвоем и доставлены в станицу. Судьба остальных неизвестна. Чернецов бежал, но вскоре был выдан и вновь попал в руки Подтелкова. При аресте его не обыскали, и в удобный момент Чернецов выхватил маленький пистолет и в упор выстрелил в Подтелкова. Но произошла осечка или в стволе пистолета не было патрона. Подтелков выхватил шашку и зарубил Чернецова, не дожидаясь второго выстрела. И команды зарубить пленных чернецовцев глава Донревкома не давал.

На таком фоне казнь Подтелкова не выглядит заслуженным возмездием за расправу над 40 пленными офицерами, которой не было.

Сделав эпизод с расправой над чернецовцами центральным, режиссер вольно или невольно вину за начало террора возложил не на калединцев, а на красных казаков.

У Шолохова такого акцента нет, хотя он не снимает ответственности с Подтелкова за расстрелы активных калединцев, которые были проведены в Ростове и Новочеркасске в феврале сразу после их захвата красными. Но эта была месть за расстрелянных пленных красногвардейцев, рабочих и шахтеров.

* * *

Борьба с Калединым была самой острой и долгой фазой того гражданского противостояния, которое имело место в России с октября 1917 г. до весны 1918 г. В других регионах власть Советов установилась мирно либо при незначительном сопротивлении ее противников.

После взятия красными Ростова Ленин считал, что Гражданская война в России закончилась.

Была надежда и на то, что мир установится и на Дону, хотя там уже пролилась самая большая кровь.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе