Что такое басня?
Басня – это небольшой поучительный рассказ чаще всего стихотворный.
БАСНЯ
- Небольшой рассказ, часто стихотворный
- Делится на две части: Основное повествование и мораль (нравоучительный вывод)
- Аллегория (изображение предмета, за которым скрывается человек)
- Персонажи (герои) - животные
Басня - небольшое произведение, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей - хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и т.д. В баснях обычно действуют животные, в которых можно легко узнать людей.
Из истории басен
Первый баснописец – ЭЗОП, он начал писать басни еще
в VIвеке до н.э
Жанр басни полюбили и русские поэты – Василий Кириллович Тредиаковский
Развитие жанра в России связано с именем Ивана Ивановича Дмитриева
А каких баснописцев
вы помните?
Крылов Иван Андреевич , русский писатель, баснописец, журналист. Родился в семье армейского офицера, выслужившегося из солдат. Детские годы прошли на Урале и в Твери (ныне Калинин).
Вспомните из каких басен эти строки?
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Хитрая лиса преподает урок вороне, которой бог послал кусочек сыра, но она не смогла его удержать по своей глупости. Басня Крылова Ворона и лисица словно говорит: верь своим глазам, а не ушам.
Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет;
Мартышка играет роль невежды, а очки напрямую связаны с наукой. Люди-Мартышки, ничего не понимающие в науке, своим невежеством только смешат всех вокруг. Невежество, особенно высокопоставленных чиновников, сказывается на всех окружающих. Свою простоту и недалекость у них скрыть не получается.
"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, - Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут".
Свинка – образ, высмеивающий лень и невежество людей
Иван Иванович Дмитриев - баснописец
Биография
Дмитриев Иван Иванович (1760 - 1837)
Родился 10 сентября (21 н. с) в родовом поместье, в селе Богородское Казанской губернии, в старинной дворянской семье, ведущей свой род от князей Смоленских. В возрасте восьми лет был отдан в пансион Манженя в Казани, где обучался французскому языку, арифметике, рисованию. Затем учился в пансионе Кабрита, где кроме французского учил немецкий, историю и географию, русское правописание и математику. Отец забрал его из пансиона на одиннадцатом году жизни, взяв образование сына под свой контроль дома. Но единственное, что будущий поэт всегда делал с удовольствием, - чтение романов, французских и русских. Знал произведения Сумарокова, Ломоносова, Державина, Хемницера.
В 1774 отец отвез сына в Петербург.
Дмитриев был записан солдатом в Семеновский полк. В Петербурге он стал учиться в полковой школе. Екатерина II, отправившись в Москву, взяла с собой по одному батальону из каждого полка, и Дмитриев попал в сопровождающие царицу. После завершения подобной миссии взял годовой отпуск и уехал на родину. Вернувшись в Петербург, несколько лет провел в "скучной унтер-офицерской службе".
С 1777 Дмитриев стал заниматься литературной деятельностью, писал стихи. В 1787 был произведен в прапорщики, в 1788 участвовал в войне со Швецией. Вернувшись в Петербург, вновь интенсивно пишет стихи. 1794 был особенно плодотворен. Дмитриев провел его на родине, в Сызрани, в странствовании по этому краю. Написал лучшие свои вещи: "Искатели фортуны", "К Волге", "Воздушные башни", "Причудница", "Чужой толк", "Ермак", "Глас патриота".
Важным событием в его жизни стало знакомство в 1783 году с Н. М. Карамзиным . Дмитриев пишет сказки, басни, сатиру. Басня под его пером утрачивает прямую нравоучительность и грубоватую простонародность слога, свойственные ей ранее. У Дмитриева на первый план выходит рассказчик - умный, ироничный, судящий обо всем как частный человек. Его талантом была сатира. Сатирическое направление видно во многих его произведениях, но особенно в "Чужом толке". Сатира была вызвана идеей других писать оды. Осмеивая одописцев, Дмитриев имел в виду многих подражателей, из которых многие не обладали поэтическим талантом, и не понимали, в чем заключается главная мысль поэтических произведений. Историческое значение сатиры Дмитриева громадно. Она уничтожила страсть писать оды.
Басня «Муха»
Бык с плугом на покой тащился по трудах; А Муха у него сидела на рогах, И Муху же они дорогой повстречали. «Откуда ты, сестра?» - от этой был вопрос. А та, поднявши нос, В ответ ей говорит: «Откуда? - мы пахали!»
От басни завсегда Нечаянно дойдешь до были. Случалось ли подчас вам слышать, господа: «Мы сбили! Мы решили!»
Какие слова помогли вам понять, что трудился только бык, а не муха?
Можно ли назвать муху гордой и высокомерной? Докажите.
Как вы понимаете выражение:
Басня «Муха» -символ басни Ивана Дмитриева. Ей уже свыше двухсот лет. Все мы слышали известное выражение «мы пахали», не задумываясь о том, откуда оно к нам пришло. Это выражение - из басни Дмитриева «Муха». Оно было подхвачено сразу после опубликования произведения и вот уже в течение нескольких столетий используется в нашей речи.
В конце произведения – мораль (заключительное рассуждение). Она говорит, что в жизни нам часто приходится слышать о том, что кто-то, не имеющий никакого отношение к делу, приписывает себя (присваивает) к чужим трудовым победам и заявляет: «Мы решили», «Мы сбили».
Cлайд 1
Cлайд 2
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/25/24429/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/25/24429/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/25/24429/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/25/24429/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/25/24429/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/25/24429/389/img6.jpg)
Cлайд 8
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/25/24429/389/img7.jpg)
Cлайд 9
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/25/24429/389/img8.jpg)
Cлайд 10
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/25/24429/389/img9.jpg)
Cлайд 11
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/25/24429/389/img10.jpg)
Cлайд 12
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/25/24429/389/img11.jpg)
Cлайд 13
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/25/24429/389/img12.jpg)
Cлайд 14
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/25/24429/389/img13.jpg)
Cлайд 15
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/25/24429/389/img14.jpg)
Cлайд 16
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/25/24429/389/img15.jpg)
Cлайд 17
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/25/24429/389/img16.jpg)
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Иван Андреевич Крылов - великий русский баснописец. Сын офицера. Служил в армии, был домашним учителем, затем работал в Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. В молодости был известен как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и пародийной трагедии «Трумф», высмеивавшей Павла I. Крылов написал более 200 басен, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен заимствованы из Эзопа и Лафонтена, хотя большинство его произведений носит оригинальный характер. Многие выражения из басен Крылова вошли в русский язык как крылатые слова.
Слайд 2
Басня в творчестве Крылова
И. А. Крылов открыл нам жанр русской басни.В баснях писателя – живых, бытовых сценках, представлены вечные конфликты, над которыми не властно время. «Квартет», к примеру, доносит до нас идею, что настоящее мастерство и настоящее искусство требуют умения и навыка.В притче «Лебедь, щука и рак» мораль ясна и по сей день: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».
Слайд 3
И.А.Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова – значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.
Слайд 4
«Лебедь, Щука и Рак»
Слайд 5
«Слон и Моська»
Слайд 6
«Свинья под Дубом».
Слайд 7
«Квартет»
Слайд 8
«Стрекоза и Муравей»
Слайд 1
Презентация Гореловой В.М.
Слайд 2
Слайд 3
Историческая справка
Басенный жанр уходит своими корнями в фольклор многих народов.
Первые письменные признаки «басенности» ученые относят к шумеро-аккадским текстам.
Слайд 4
Слайд 5
Историческая справка Во всемирной литературе басенная традиция богато представлена двумя ветвями:
восточной - в индийской («Панчатантра» 3 в. до н.э.), сирийский, арабской («Калила и Димна» 8 в.), византийской литературе
западной – в литературе римской империи (Федр, Бабрий), в средневековой литературе (латинская басня «Ромул», французская «Изопет»), во французской и немецкой литературе нового времени Ж.Лафонтен, К.Ф.Геллерт, Т. Де Ириарте, Л.Хольберг, И.Красицкий.
Бабрий «Калила и Димна» Ж.Лафонтен К.Ф.Геллерт
Слайд 6
В России главными этапами развития басенного жанра были басни М.В.Ломоносова и А.Д.Кантемира, потешная басня А.П.Сумарокова, наставительная И.И.Хемницера, изящная И.И.Дмитриева, лукаво-умудренная И.А.Крылова, красочно-бытовая А.Е.Измайлова.
А.Д.Кантемир А.П.Сумароков И.И.Хемницер А.Е.Измайлов И.И.Дмитриев
Слайд 7
Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844)
Басни И.А.Крылова – ярчайшее явление русской литературы.
Слайд 8
Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 г. в Москве в семье отставного офицера. Семья жила очень бедно, и дать систематического образования ребенку не могла. Очень рано, еще подростком И.А.Крылов пошел работать. Однако он упорно и много занимался самообразованием, изучал литературу, математику, французский и итальянский языки. В 14 лет он впервые попробовал свои силы на литературном поприще. Однако его ранние комедии не имели успеха. В 1809 г. вышла первая книга басен И.А.Крылова и с этого момента к нему приходит настоящая слава.
Слайд 9
Слайд 10
Особенности басни как литературного жанра особенно четко приступают при сопоставлении со стихотворением на сходную тему.
Свинья под Дубом вековым Наелась желудей досыта, доотвала; Наевшись,выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у Дуба корни стала. «Ведь это дереву вредит, - Ей с Дубу Ворон говорит, - Коль корни обнажишь, оно засохнуть может». - «Пусть сохнет, - говорит Свинья, - Ничуть меня то не тревожит: В нём проку мало вижу я; Хоть век его не будь, ничуть не пожалею; Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею». «Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут. - Когда бы вверх могла поднять ты рыло. Тебе бы видно было. Что эти жёлуди на мне растут». _______________________ Невежда так же в ослепленье Бранит науки и ученье, И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Какой чудесный поросёнок! Как будто смотрит на меня! Но нет, он, чистенький и розовый, Приветствует начало дня. Глазами смотрит он на мир, Не зная горестей в начале. Малыш беспечный приоткрыл Мне тайну детства без печали.
Слайд 11
Характерные особенности басни.
1. Басня – это аллегорический, иносказательный рассказ о явлениях жизни, человеческих характерах и отношениях между людьми, переведенные в картины жизни животных, птиц, вещей. В основе аллегоризма лежит олицетворение - наделение зверей, насекомых, растений признаками людей.
Слайд 12
Басня состоит из двух частей – картины и морали, т.е. рассказа и назидания.
3. В басне серьезное смешано с забавным, поэтому она смешит и одновременно учит. 4. В басне обязательно присутствует диалог. 5. Басне присуща афористичность, краткость.
Слайд 13
6. Басенный стих особый – он имеет строчки разной длины, что помогает передать разговорную речь.
7. Среди всех персонажей басни особое место занимает автор. Он выступает как мудрый, лукавый и наблюдательный рассказчик. Именно в его уста И.А.Крылов вкладывает мораль басни.
Слайд 14
Идейный смысл басни И.А.Крылова «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ»
Что смешного в басне? Каков смысл аллегории? Кто из героев басни выражает серьезный подход к жизни? Каков смысл морали данной басни?
Слайд 15
Современное звучание басни.
И.А.Крылов провозглашает необходимость нравственного отношения к науке и учению. Нельзя отрицать пользы науки, но нельзя и злоупотреблять ею во вред человеку, – так считал И.А.Крылов.
Слайд 16
Отличительные особенности басен И.А.Крылова
– близость к русской народной сказке – живой и непринужденный язык
У авторов - предшественников И.А,Крылова в басне главенствовал дидактический момент – мораль. И.А.Крылов создал басню-сатиру, басню – комедийную сценку. В противовес традиционному схематизму жанра, условно-аллегорические персонажи басен Крылова несут в себе реальные черты людей; они включены писателем в широкую панораму русского общества, представляя его различные социальные слои - от царя до пастуха.
Памятник И.А.Крылову на Патриарших прудах в Москве. Скульпторы А.А.Древин и Д.Ю.Митлянс кий.
Слайд 17
Всего И.А.Крыловым было написано более 200 басен и выпущено 9 книг. Он умер, будучи признанным корифеем литературы.
Памятник И.А.Крылову в Летнем саду, г. Санкт-Петербург. Скульптор Клодт П.К.
Могила И.А.Крылова на Тихвинском кладбище в Александро-Невской Лавре, Санкт-Петербург
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
РУССКАЯ БАСНЯ РУССКАЯ БАСНЯ у каждой басни своя история
Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
В басне высмеиваются пороки людей. Басня - один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI-V века до нашей эры), писавший басни в прозе. В Риме - Федр (I век нашей эры). В Индии сборник басен « Панчатантра » относится к III веку. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Жан Лафонтен (XVII век).
В баснях мы часто встречаем олицетворение (животные и неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют), аллегорию (изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет: за лисой - хитрый человек, за ягненком - беззащитный человек, за волком - злой, бессердечный человек).
Крылов Иван Андреевич Крылов явился выдающимся русским баснописцем. Р усский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико- просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников (выходили с 1809 по 1843 гг.). Сюжеты ряда басен Крылова восходят к басням Лафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа, Федра и Бабрия), хотя немало и оригинальных сюжетов. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
В советское время приобрели популярность басни Демьяна Бедного, Сергея Михалкова и другие.
Рассказ и цель - вот в чем сущность басни; сатира и ирония – вот ее главные качества (В.Г.Белинский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивная викторина по страницам русской басни.
Тема: « Русская басня» Обобщающий урок с использованием ИКТ Эпиграф«Мир, который находим в баснях, есть чистое зеркало, в котором отражается мир человеческий» В.А. Жуковский Цель урока:...
Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.
Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...