Про психологию. Учения и методики

Из кого состояло народное собрание в риме. Виды, правомочия и роль народных собраний древнего рима

В Римской республике существовали три вида народных собраний - центуриатные, трибутные и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в. до н.э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось, так как в центуриях высших разрядов было гораздо меньше граждан, чем в центуриях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья численность значительно возросла, по-прежнему составляли только одну центурию.

В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Второй вид народных собраний представляли трибутные собрания, которые в зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4 городскими трибами всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях.

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования). Важную, чаще всего определяющую роль играло то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность собрания.

Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в 1 в. до н.э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица - цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Это делал сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных граждан.

Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной, Он, как указывалось, контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии - кандидатур). Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении сената находилась казна государства. Он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената. Если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Магистратурами в Риме именовались государственные должности. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность.

Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Это правило не распространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, командовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампании могли быть продлены сенатом. Как и в Афинах, все магистратуры были коллегиальными - на одну должность избиралось несколько человек (диктатор назначался один). Но специфика коллегиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение могло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознаграждения магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского периода, стали источником значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по истечении срока их полномочий могли быть привлечены к ответственности народным собранием, избравшим их.

Необходимо отметить и еще одно существенное отличие римской магистратуры - иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего).

Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas). В imperium включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Диктатор имел "высочайший империум" (summum imperium), включавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой империум (majus imperium) - право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум (imperium minus) - без права приговаривать к смертной казни.

Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные, (чрезвычайные). К ординарным магистратурам относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.

Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно существенными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права. Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан (городской претор), а другой - дела с участием иностранцев (претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.

Два цензора избирались раз в пять лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответствующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.

Коллегии "двадцати шести мужей" состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н.э. усилить ее окончилась крахом.

Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах - тяжелая война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежали обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности. Правда, в первые века существования республики диктатуры вводились не только в чрезвычайных обстоятельствах, а для решения конкретных задач и полномочия диктатора ограничивались рамками этой задачи. За ее пределами действовали ординарные магистратуры. В период расцвета республики к диктатуре почти не прибегали.

В период республики органи-зация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени воз-никновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства зна-чительно увеличились- Но это почти не отразилось на струк-туре высших органов государства, по-прежнему находив-шихся в Риме и осуществлявших централизованное управ-ление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.

В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преоблада-нии первых, обеспечивавших привилегированное положе-ние знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отра-зилось в полномочиях и взаимоотношениях высших госу-дарственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимуществен-но управляли государством. Это делали сенат и магистра-ты - органы реальной власти нобилитета.

2.1. Виды народных собраний в Древнем Риме.

В Римской республике существовали три вида народ-ных собраний - центуриатные, трибутныо и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кру-гов рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в. до н.э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось, так как в центуриях выс-ших разрядов было гораздо меньше граждан, чем в центу-риях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья численность значительно возросла, по-прежнему составляли только одну центурию.

В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни. Второй вид народных собраний представляли трибут-ные собрания, которые в зависимости от состава жителей Триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ог-раниченной- Они избирали низших должностных лиц (квес-торов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получи-ли и право принятия законов, что привело к росту их зна- » чения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в ре-зультате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4 городскими трибами всего ста-ло 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях.

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце:Концов были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председатсльствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было откры-тым и только в конце республиканского периода было вве-дено тайное голосование (участникам собрания раздава-лись специальные таблицы для голосования). Важную, чаще всего определяющую роль играло-то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат по-лучил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически на-правлять деятельность собрания.

Государственный строй Древнего Рима в период республики

В период республиканской истории основными учреждениями власти стали магистраты, сенат и народные собрания , а основными сословиями - патриции и плебеи , к которым впослед-ствии прибавилось сословие всадников .

Такое устройство и рас-пределение власти следует отнести к разряду аристократических, поскольку многие важные должности в республике оказались вы-борными и осуществляемыми без материального вознаграждения, и все должности такого рода были заняты на протяжении дли-тельного времени представителями нескольких патрицианских родов.

К началу III в.

богатая плебейская верхушка объединилась с патрицианской аристократией в одну коалицию, названную нобилитетом (собранием благород-ных).

Магистраты и эдикты

Магистратами в Риме называли раз-личные должностные лица (консулы, преторы, цензоры, эдилы и др.), имевшие определенный круг деятельности: командование вой-сками, управление провинцией, отправление правосудия и др.

Государственный строй Древнего Рима в период республики

Эти лица, как правило, обращались к народу на сходках с указом, в котором они знакомили с программой своей деятельности или по-мещали распоряжения, касающиеся отдельных лиц или случаев. Указы эти сначала сообщались в устной форме и назывались эдик-тами (от "объявление, распоряжение"), а потом их стали писать на белой доске (альбум) черными буквами с заглавными буквами красного цвета.

Эдикты магистратов обладали двумя важными атрибутами властного характера:

  1. юрисдикцией (личное отправление правосудия магистратом в силу закона или через по-средство судьи, который уполномочивался на это магистратом);
  2. империумом (полнота высшей власти, предоставляемой ма-гистрату для проведения определенного рода мероприятий, на-правленных на обеспечение общего блага).

Самым важным различием между обладателями магистратской власти являлось обладание или необладание властью в ее разновидности, именуемой империумом.

Империум принадлежал по праву консулам, преторам и диктаторам.
Внешним атрибутом империума были фасции - розги, пере-вязанные ремнями, из которых торчит лезвие секиры. Их несли ликторы-телохранители магистрата. Розги и секира символизиро-вали право на принуждение и на казнь ослушников. Вначале фас-ции и телохранители входили в атрибуты царской власти, затем телохрани-тели-ликторы стали сопровождать консулов и преторов.

Существовали следующие принципы подбора, утверждения должностных лиц республики и контроля за их деятельностью:

  1. все должности избирались на народном собрании, центуриатном или трибутном в зависимости от полномочий по заполнению должнос-тей, признаваемых за этими собраниями.
  2. практически все магис-траты избирались в должности сроком на один год, и только цен-зоры избирались сроком на пять лет. Срок полномочий консулов мог продлеваться во время военных действий, когда им вручалась вся полнота власти.
  3. каждая магистратская должность в республике замещалась не одним, а двумя или несколькими должностными лицами в обес-печение коллегиальности в отправлении этих властных должнос-тей.

    Причем каждый из коллег имел право своеобразного вето (запрета) на действия своих коллег по должности. И это право на вмешательство получило название права интерцессии.

  4. все должности выстраивались в особой иерархической соот-несенности и соподчиненности. Это означало, что все нижестоящие чиновники были обязаны подчиняться вышестоящим, а вышесто-ящие имели право интерцессии на решения нижестоящих.
  5. все магистраты исполняли свои функции безвозмездно, т.е. без материального вознаграждения, что делало эти должности недо-ступными для малоимущих.

    И "уволить" их с должности до исте-чения срока полномочий не мог никто, даже избравший их народ.

  6. если чиновники использовали свою власть во вред общему благу республики, они могли быть привлечены к от-ветственности.

Основными чиновными персонами в республике были:

  1. консулы;
  2. преторы;
  3. цензоры;
  4. эдилы;
  5. квесторы.

Два консула возглавляли всю систему магистратуры и были поначалу наследниками царских полномочий и функций.

Впослед-ствии их полномочия были сведены к военному командованию со всеми вытекающими отсюда полномочиями и заботами. Консулы име-ли право председательствовать в сенате, созывать и поочередно председательствовать в народных собраниях.
По обычаю консулам доверялось представлять законопроекты центуриатным и трибутным собраниям.
Оба консула имели равные властные полномочия и поэтому при обсуждении важных государственных дел часто советовались (кон-сультировались) друг с другом.

Преторы (впереди идущие) вначале были приближенными консулов.

Со временем они стали заместителями консулов в делах по управлению внутренней городской общиной римлян (с названи-ем "младший коллега консула"), однако с гораздо меньшими пол-номочиями. Из полномочий претора по поддержанию общественного по-рядка возникло и развилось его право на разрешение судебных споров.

Цензор был облечен полномочиями по составлению так назы-ваемого ценза - списка населения с последующим распределени-ем граждан по трибам, классам, центуриям, а также списка се-наторов.

В процессе осуществления этих дел цензор имел возмож-ность весьма значительного влияния на статус отдельных лиц. Цензоры избирались из числа бывших консулов, ставших сенаторами, и отличались общепризнанной достойной репутацией. Одна из забот цензора состояла в наблюдении за нравствен-ным обликом не только магистратов или сенаторов, но и рядовых сограждан.

В обязанности эдила входило исполнение функций по органи-зации и контролю за общественным порядком - на улицах, рын-ках и т.д.

Квестор первоначально проводил дознание по публичным деликтам, но впоследствии сосредоточился на заведовании казной и архивом.

Народные трибуны как должность были учреждены для защиты интересов плебеев, и избирались они из среды только пле-беев.

Трибуны стали контролерами действий патрициев в сенате, а также магистратов на всех уровнях управления делами общины. Они обладали правом вето на любое решение сената или магистрата и даже на принятое судебное решение. Любой житель имел право обратиться к трибуну за помощью и защитой. Личность плебейского трибуна была священной и не-прикосновенной.

18. В истории римского государства различают три основных периода :
1.

древнейший царский - от основания Рима его первым царем Ромулом до изгнания последнего царя Тарквиния по прозвищу Гордый в 509 г.

до н.э.;
2. республикан-ский - охватывает примерно пятивековую историю (509-27 гг. до н.э.);
3. имперский - распадается на два подпериода:

  • период принципата , когда принцепс (первый в списке сенато-ров) становится самой первой величиной в государстве и совмещает властные функции многих высших должностей республики - глав-ного жреца (понтифика), главнокомандующего армией, трибуна и др.;
  • период домината (от dommus - господин), который зна-менует дальнейшую эволюцию властной и территориальной струк-туры империи.

Общественный строй

Установление военно-диктаторского режима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис.

Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии. Закрепляются социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникают новые классовые и социальные противоречия.

С расширением пределов Римского государства растет численность свободного населения, в том числе количество римских граждан (как отмечалось, уже в период республики права гражданства были предоставлены жителям Италии).

Этот процесс продолжался и с переходом к империи: права граждан все чаще предоставлялись и внеиталийским жителям провинций — завоеванных Римом стран.

Наконец, в 212 году эдиктом императора Каракаллы право гражданства было предоставлено всем свободным жителям Римской империи.

Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных. С развитием рабовладельческого строя и расширением государственных границ значительно вырос и укрепился класс рабовладельцев. Окончательно оформилось и сословное деление в нем:

  • нобилитет превращается в сенаторское сословие с имущественным цензом в один миллион сестерциев.

    Сенаторы занимают высшие посты в государственном аппарате и армии и становятся наиболее прочной опорой императорской власти;

  • сословие всадников с имущественным цензом от 400000 до миллиона сестерциев превратилось в служилое сословие, поставлявшее кадры для императорской администрации в Риме, провинциях и для командных должностей в армии;
  • провинциальная знать , сословно не оформленная, но игравшая влиятельную роль в местном управлении.

    К ней примыкали римские и неримские владельцы ремесленных мастерских, судовладельцы и торговцы.

Происходят изменения и в положении рабов .

Рабский труд как основа производства требовал постоянного притока новой рабской силы. Жестокое обращение с рабами, как и беспричинное убийство раба, запрещаются; поощряются семейные отношения рабов.

Эти меры имели целью смягчение классовых антагонизмов. Но вместе с тем подавление сопротивления рабов остается важной задачей государства.

Развиваются и формы эксплуатации, которые появились еще в республике, — широкое распространение получают пекулий и колонат .
Сохраняется в период империи и широкая прослойка свободных мелких производителей в городе и сельской местности, растет число земледельцев из воинов-ветеранов, получивших земельные наделы.

Однако положение этих слоев населения становится все более неустойчивым, что влечет за собой во II-III вв. распространение самопродажи в рабство и особенно колоната. Колон становится в сельском производстве такой же заметной, а со временем и более заметной фигурой, как и свободный крестьянин и раб.

Ряды колонов со временем пополняют не только свободные и вольноотпущенники, но и "варвары", селившиеся в приграничных областях Римского государства. Колонат из договора аренды, заключаемого на определенный срок (5 лет), в силу неизбежно возникавшей задолженности колонов становится пожизненным, а затем и наследственным. Колоны превращаются в людей, зависимых от землевладельцев, которые заменяют им и местную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикрепляются к земле и теряют возможность освободиться.

Аналогичный процесс наблюдается в городах, где ремесленники наследственно прикрепляются к профессии и включаются в ремесленные коллегии.

Государственное устройство Римской республики

В ходе борьбы патрициев и плебеев у римлян сложился устойчивый, долговечный государственный порядок. Великий древний историк, грек Полибий, считал, что именно благодаря своему прекрасному государственному устройству римляне покорили мир. Римская республика имела три основные власти: народное собрание, сенат и магистратов (т.е. начальников, правителей).

Народное собрание (комиции). В Риме, как и в Греции, хозяином государства считался народ.

Народное собрание принимало законы и выбирало магистратов Римской республики. Народ обладал большой силой, но пользовался ею умеренно: как правило, простые плебеи доверяли своим выбранным начальникам и послушно голосовали за их предложения. Во время выборов народ отдавал свои голоса самым видным гражданам - патрициям и знаменитым плебеям: римляне, как и греки, считали, что править государством должны люди благородные и опытные.

В благодарность именитые люди должны были свидетельствовать свое уважение перед самодержавным римским народом.

Раз в год, перед выборами, кандидаты на ту или иную должность “обхаживали” народ: прогуливаясь по Форуму, они пожимали руки своим избирателям, с помощью особых рабов-подсказчиков называли их по имени, смиренно просили их поддержки.

Тот, кто пренебрегал этим обычаем или проявлял гордость, не имел надежды на успех. Как-то раз один знатный кандидат, пожимая мозолистую руку крестьянина, спросил в шутку: “Отчего у тебя такие грубые руки - ты что, ходишь на них?” Слова эти тотчас облетели Форум, плебеи обиделись и провалили шутника.

Со времен Сервия Туллия, когда римляне стали голосовать в народном собрании по сотням-центуриям, голоса зажиточных граждан преобладали над голосами бедняков.

А с начала Республики граждане голосовали иногда по трибам - территориальным округам. В народных собраниях по трибам сельские жители имели перевес над горожанами, так как каждая триба обладала одним голосом, всего округов было 35, а городских - только 4 трибы. Таким образом, в обоих народных собраниях бедные и безземельные граждане не имели почти никакого влияния.

Трибы собирались то в цирке, то на Капитолии, то на Форуме, где для них ставили 35 деревянных “загонов”. По-латыни народные собрания назывались комициями, а площадка на Форуме, где они собирались чаще всего, - Комицием.

Консулы. Правители Римского государства назывались магистратами. Они избирались сроком на год и по нескольку человек на одну должность.

Древнейшими римскими магистратами были два консула, заменившие изгнанных царей. Они обладали царской властью - империем, который давал им право командовать войском и вершить суд; они же составляли списки римских граждан и сенаторов.

Консулы унаследовали царские знаки власти: курульное кресло и 12 ликторов. Что касается пурпура, то он покрывал уже не всю их одежду, но лишь часть ее: они имели красные сапоги и окаймленные пурпуром тоги.

Преторианец, император и трибун

Ликторы носили на плечах фасци - связки прутьев с воткнутыми в них топорами.

Эти орудия означали, что консулы имеют право сечь и казнить римских граждан. Но топоры втыкались в фасци только за городской стеной, где действовали военные законы.

Город считался мирной областью, здесь приговоренный к смерти человек мог требовать народного суда. Поэтому внутри города ликторы убирали топоры, а консулы склоняли фасци перед народным собранием в знак того, что власть народа выше их власти.

Со временем римляне стали выбирать магистратов, к которым перешла часть консульских обязанностей: судом стали руководить преторы, а перепись граждан и оценку их имущества - эта оценка называлась цензом - производили цензоры.

Преторы. Преторы, как и консулы, восседали на курульном кресле и обладали империем.

Но их империй считался младше консульского, поэтому они подчинялись консулам и имели только шесть ликторов. В Риме преторы руководили судами, а когда римляне завоевали заморские страны, их стали посылать туда в качестве полководцев и наместников (“губернаторов”). Во времена борьбы патрициев и плебеев был один претор-судья, после присоединения к Риму заморских областей преторов стало шестеро.

Цензоры. Цензорами становились обычно бывшие консулы.

Цензура считалась самой почетной должностью: цензоры не только сидели на курульном кресле, но и облачались в царские пурпурные тоги. Цензоры оценивали как имущество, так и нравы римских граждан. Если кто-нибудь расточал отцовское добро, или проявлял трусость на поле боя, или имел славу кутилы и гуляки, - цензор накладывал на такого гражданина взыскание: если это был сенатор - его исключали из сената, если всадник - отнимали коня, если простой плебей - заносили в позорный список худших граждан.

Римляне выбирали цензорами самых почтенных граждан и уважали их как стражей добрых нравов: рассказывают, что когда строгий цензор Тиберий Семпроний Гракх проходил вечером по городским улицам, граждане спешно тушили в домах огни, чтобы он не заподозрил их в поздних пирах.

Цензоров, как и консулов, было двое. Избирались они не каждый год, но раз в пять лет.

Проведя ценз, составив списки сенаторов и всадников, цензоры совершали священный обряд очищения римского народа.

Считалось, что от правильного проведения этого обряда зависят и урожаи, и здоровье, и благополучие римлян.

Диктатор. Если государство оказывалось в крайней опасности и возникала нужда в “крепкой руке”, то назначался диктатор. Этот магистрат ничем не отличался от царя: он был единоличным правителем государства, ему подчинялись все власти, включая консулов, против него не имело силы трибунское “вето”.

Диктатора сопровождали 24 ликтора, которые несли фасци с топорами даже в пределах города. Грозная диктаторская власть ограничивалась только сроком - она не могла длиться долее шести месяцев.

“Почетные” магистраты. Все перечисленные магистраты назывались высшими, а должности их - “почетными”, так как давал их народ и служба была бесплатной.

Были также низшие, но тоже “почетные”, избираемые народом магистраты - народные трибуны, казначеи-квесторы, градоправители-эдилы. Последние заведовали городом Римом, следили за ценами и чистотой улиц, устраивали за свой счет для народа праздничные игры. “Почетные” магистраты после года службы заносились цензорами в список сенаторов.

Сенат. Сенат был самым могущественным государственным органом Римской республики.

Пополнялся он бывшими “почетными магистратами” - как патрициями, так и плебеями. Звание сенатора было пожизненным, но цензор имел право вычеркнуть из сенатского списка имя недостойного, чем-нибудь запятнавшего себя человека. Почти до самого конца Республики сенат состоял из 300 “отцов”. Старинные сенатские знаки отличия известны: полосатые туники и тоги, золотое кольцо, красные сапожки. Но во времена Республики окаймленную пурпуром тогу и красную обувь имели только те сенаторы, которые занимали в прошлом высшие должности и сидели на царском троне - курульном кресле.

Более скромные сенаторы из низших “почетных” магистратов (народные трибуны, квесторы, двое градоначальников-эдилов) носили светлые тоги и черные башмаки. При обсуждении дел сенаторы в красных сапожках высказывали свое мнение вслух, а сенаторы в черных башмаках молча “голосовали ногами”, т.е.

расходились в разные стороны.

12. Государственный строй древнего рима в период империи

Заседал сенат либо в особом здании - курии, что стояла на Форуме, либо в каком-нибудь храме, чаще всего - в храме Юпитера на Капитолии.

Консулы, как прежде цари, созывали сенат для того, чтобы посоветоваться с ним. Однако при Республике сенатские советы значили гораздо больше, чем при царях, ведь консулы и другие магистраты командовали всего один год, а сенат руководил государственными делами постоянно.

На деле сенатские советы магистратам были равны приказам. Сенат объявлял набор войска, определял количество солдат и денег на войну, принимал иностранных послов, вводил или запрещал почитание новых богов.

Все важнейшие государственные дела рассматривались в курии. Консулы, преторы, цензоры редко осмеливались спорить с сенатом. Им это было и невыгодно, так как сами они становились по окончании службы сенаторами.

Цицерон произносит речь против Катилины в Сеннате

(картина Чезаре Маккари 1882-1888)

Всадники. Все римские граждане были равны перед законом, но все-таки в Риме существовали сословия - большие группы людей, обладавших особыми правами и знаками отличия.

При царях особыми сословиями считались патриции и плебеи, при Республике выделились два высших сословия - сенатское и всадническое.

Римский всадник (реконструкция)

Всадниками назывались богатейшие римские граждане, имевшие не менее 100 га земли.

В армии всадники служили в качестве кавалеристов и офицеров, в мирное время только они имели право добиваться “почетных” должностей, которые открывали дорогу в сенат.

В этом праве состояло основное отличие всадников от простых граждан-плебеев. Всадническое сословие называли “рассадником сената”. Как люди, имеющие возможность стать магистратами и сенаторами, всадники носили почти сенатские знаки отличия: золотые кольца и рубашки-туники с пурпурными полосами, но более узкими, чем у сенаторов.

Многие сенаторские и всаднические семьи состояли в родстве друг с другом.

И те и другие принадлежали к классу богатых землевладельцев, но некоторые всадники занимались, еще торговлей, ростовщичеством и другими прибыльными денежными делами. Сенаторам как представителям благороднейшего сословия такие занятия были запрещены по закону. Все доходы и промыслы, кроме земледельческих, считались в Древнем Риме низкими.

Республиканская знать и её господство в государстве. Греческий историк Полибий в VI книге своей “Всеобщей истории“ описал римское государственное устройство как наилучшее в мире.

Он считал, что у римлян разумно сочетаются три власти: царская - которой обладают высшие магистраты, аристократическая - которую представляет сенат, и демократическая - которую осуществляет народное собрание.

В эпоху царей аристократией, или знатью, были патриции, а при Республике благородными стали считаться также плебеи, которым довелось сидеть на курульном кресле и носить царский пурпур.

После того как плебеи добились права избираться на все должности, в Риме постепенно образовалась новая знать: она состояла из нескольких десятков патрицианских и плебейских семей, члены которых из поколения в поколение занимали высшие должности.

Потомки высших магистратов хранили дома восковые маски своих знаменитых предков, и при похоронах членов своего рода показывали эти маски народу, поминая в надгробной речи заслуги как умершего, так и всех его дедов и прадедов.

Народ хорошо знал обладателей знатных имен и отдавал им свои голоса на выборах.

В курии простые сенаторы в черных башмаках поддерживали мнения знатных сенаторов в красных сапожках. Получалось, что Римским государством правил сенат, а в сенате господствовала патрицианско-плебейская знать.

Таким образом, не по закону, а на деле Римская республика была государством олигархическим, т.е. таким, в котором господствовали немногие.

Председательствовал на комиции обычно консул или претор . Первоначально решение собрания не имело законной силы без санкции сената, но с 3 в. до н.э. собрание стало независимым от сената, санкция которого сделалась простой формальностью. Голосование в собрании происходило по группам, а поскольку таких групп в Риме было три (курии, центурии, трибы), комиций здесь также существовало три вида.

Куриатные комиции.

Собрание 30 курий (каждая курия – объединение римских родов) было наиболее древним и наименее значимым. В историческое время функции куриатных комиций свелись к формальности: например, это собрание санкционировало вступление магистратов в должность и регистрировало усыновления.

Центуриатные комиции.

Центуриатные комиции зародились в римском войске (центурия – «сотня», армейское подразделение) начиная с 5 в. до н.э. или еще раньше. В качестве гражданского органа центуриатные комиции собирались вне черты города (обычно на Марсовом поле). Они избирали высших магистратов, в том числе цензоров, решали вопросы войны и мира, рассматривали апелляции приговоренных к смертной казни, принимали законопроекты. Основными единицами здесь были центурии, которые различались по размерам. Принадлежность римлянина к той или иной центурии определялась его имущественным положением. Состоятельные римляне имели преимущество при голосовании, поскольку были сведены в большее число центурий, чем бедняки. Первоначально центурий было 193, но позднее их число увеличилось. Процедура голосования была столь сложной, что собрание лишь изредка пользовалось правом законодательной инициативы.

Трибутные комиции.

Собрание по трибам появилось позднее центуриатного, голосование здесь проходило по 35 трибам, которые образовывались по территориальному принципу. Основной функцией этого собрания были выборы низших магистратов (квесторов, курульных эдилов, военных трибунов), но и это собрание имело право издавать законы и начинать судопроизводство по менее важным обвинениям. Трибутные народные комиции созывались консулом или претором, что и отличало их от трибутных плебейских комиций, по образцу которых они были созданы. Трибутные плебейские комиции созывались трибунами, происходили без участия немногочисленных патрициев и избирали исключительно плебейских должностных лиц (трибунов, эдилов). Здесь разбирались тяжбы и могли рассматриваться практически те же вопросы, что и на комициях всего народа. Начиная с 287 до н.э. решения трибутных плебейских комиций сразу приобретали статус законов.

Поскольку голосование в античном мире могло происходить только посредством личного участия в народном собрании, с расширением размеров римского государства для граждан, обитавших вдали от Рима, такое участие становилось нереальным. В эпоху империи все виды собраний утратили свое значение, их роль в римском государстве становилась все более декоративной.

Элементы государственной власти в Древнем Риме

Народное собрание в Риме периода республики

Если отношение царя к народу мы могли представлять себе в виде патриархального отношения домовладыки к своей семье, то с установлением республики народ освобождается от патриархальной опеки, делается самостоятельным властителем своих судеб, делается суверенным. Государство - это Populus Romanus Quirites(pимский народ квиритов) . Народ является подлинным носителем государственного верховенства, государственного «величества» (majestas); и если есть в Риме в это время какое - либо «величество», то это есть Его Величество Римский Народ. Оскорбление народа, нарушение его прерогатив квалифицируется как «оскорбление величества», как crimen laesae majestatis .
Народ является также носителем и всех частных прав, присущих государству: он имеет собственное имущество (например, ager publicus считается имуществом populi Romani), он является иногда наследником (например, по отношению к Пергаму) и даже опекуном (по отношению к Египту).
Общая идея этого народного верховенства находит себе реальное выражение в народных собраниях: народ осуществляет свое верховенство только тогда, когда он действует в известных формах, когда он выступает надлежащим образом организованным. Ввиду этого от народных собраний в техническом смысле, от так называемые comitia , надо отличать простые собрания - митинги, так называемые contiones . Даже если эти contiones были созваны каким - либо магистратом для такого или иного сообщения народу, для предварительного обсуждения какого - либо законопроекта и т. д., мнения и решения собравшейся массы не будет иметь никакого юридического значения. На таких contiones магистрат юридически ни в чем народ не спрашивает и никакого решения от него не ждет («contionem habere, hoc est verba facere ad populum sine ulla rogatione» - «иметь сходку означает держать речь к народу без внесения какого - либо законопроекта»), напротив, предметом комиций является всегда такое или иное решение народа, такой или иной ответ на предложение (rogatio) магистрата.
Период республики знает уже три вида комиций.
1. Первый вид - это старые досервиановские народные собрания по куриям - comitia curiata . Они еще сохраняются, но постепенно теряют свое значение: все важнейшие вопросы решаются в других народных собраниях; за ними остаются лишь некоторые функции чисто формального характера. Таковы: а) lex de imperio (закон о наделении властью). Магистрат, избранный в другом народном собрании, должен был получить еще от comitia curiata lex de imperio. Это не значит, что без этого он не имел бы никакой власти; lex de imperio необходим лишь для того, чтобы доставить ему право сноситься с богами, то есть право ауспиций. Эта функция в глазах Цицерона была уже почти единственной функцией comitia curiata. b) Некоторые частные акты, совершение которых должно было произойти в народном собрании: усыновление (arrogatio) и завещание (testamentum).
Неясен, однако, состав куриатных комиций в период республики. Есть ученые (например, Герцог и др.), которые думают, что эти комиции и в период республики состоят только из патрициев, что плебеи и теперь остались вне организации по куриям. Другие полагают, что плебеи, напротив, участвуют в comitia curiata, и ссылаются при этом на следующие данные. а) Во главе каждой курии стоял особый curio, а во главе всех курионов - curio maximus. По сообщению некоторых источников, в 209 г. до Р. Х. на должность curio maximus был избран плебей, что было бы немыслимо, если бы плебеи не входили в состав курий. b) Во второй половине республики мы встречаем случаи усыновления патрициев плебеями, что опять - таки было бы невозможно, если бы последние в куриатных собраниях не участвовали. с) Наконец, есть сообщение о том, что первое время (до lex Publilia Voleronis) народные трибуны избирались в собраниях плебеев по куриям. На основании этих данных некоторые ученые (например, Солто, Ленель) приходят даже к заключению, что плебеи были включены в курии и принимали участие в comitia curiata всегда, даже еще в период царей. Но тогда вся дальнейшая известная нам борьба между патрициями и плебеями была бы совершенно непонятна: естественный рост плебейства дал бы ему более легкий перевес над патрициями в рамках comitia curiata, чем в рамках comitia centuriata. Если приведенные данные несомнительны, то, очевидно, появление плебеев в comitia curiata есть событие республики, но когда и при каких условиях оно произошло - неизвестно.
Как бы то ни было, но роль comitia curiata в действительной жизни Рима неуклонно падает; население утрачивает к ним всякий интерес, так что нередко все собрание состоит только из 30 ликторов, которые по обязанности представляют 30 курий.
2. Главною формой народных собраний являются в этом периоде собрания по центуриям - comitia centuriata . Здесь происходят выборы важнейших магистратов, здесь решаются важнейшие вопросы законодательства и политики, вследствие чего эти собрания называются comitiatus maximus(Великое народное собрание) . Но в составе их произошли весьма существенные изменения.
Как было указано выше, comitia centuriata были первоначально собранием войска; организация политическая покоилась на организации военной и совпадала с ней. В период республики эта связь порывается: технические условия военного дела заставили перейти к иной организации войска, вследствие чего comitia centuriata приобрели характер формы народных собраний исключительно политической.
Вместе с тем, экономическое развитие республики вызвало к жизни появление таких групп среди римского населения, которые далее нельзя было игнорировать и которые в старой, Сервиановской организации не находили себе места, соответствующего их действительному общественному значению. Отсюда естественная необходимость известных реформ.
Первая из этих реформ состояла в следующем. По первоначальному, Сервиановскому, устройству в трибы, а затем и в классы заносились только землевладельцы («adsidui», а потому и «tribules»); лица же, не владеющие недвижимостью (proletarii), как capite censi , все вместе были собраны в одну последнюю, внеклассную центурию. К половине республики таких не - землевладельцев в Риме появилось уже множество, и они перестали представлять из себя величину социально незначительную. Ввиду этого Аппий Клавдий Цек, цензор 312 г., стал записывать и этих не - землевладельцев, aerarii , в трибы и классы (сообразно их движимому имуществу). Благодаря этому, трибы утратили свой прежний характер землевладельческих округов, а самые центуриатные собрания сильно демократизировались («humilibus per omnes tribus divisis et forum et campum corrupit» - «простонародьем распределенным по всем трибам он и форум и Марсово поле [места собраний] испортил»). Это обстоятельство вызвало сильную реакцию, и с 304 г. aerarii стали заноситься только в 4 городские трибы.
О другой реформе мы имеем, к сожалению, весьма скудные сведения. В общих чертах, однако, сущность ее сводится к следующим основным пунктам: 1) Был повышен имущественный ценз классов в связи с увеличившимися богатствами и уменьшившейся ценностью денег: для первого класса - 100 тысяч новых ассов, для второго - 75 тысяч, для третьего - 50, для четвертого 25 и для пятого 12,5 тысяч ассов. 2) Уничтожена была привилегия всадников подавать голоса первыми; центурия, начинающая подачу голосов (так называемая centuria praerogativa), отныне всякий раз избиралась из центурий первого класса по жребию. 3) Приведено было в связь число центурий с числом триб, но каким именно образом - неизвестно. С расширением римской территории наряду со старыми городскими и сельскими трибами образовались новые, и к 241 г. до Р. Х. общее количество триб доросло до 35, но затем более не увеличивалось, несмотря на новые и крупные территориальные приобретения: вновь присоединяемые территории включались уже в состав тех или других из существующих триб. Причиной этого является, по - видимому, то обстоятельство, что с этого момента число 35 лежит уже в основании новой организации центуриатных комиций. С другой стороны, Цицерон сообщает, что число центурий первого класса было понижено с 80 на 70. Ввиду этого полагают (Моммзен и др.), что и все остальные классы имеют теперь одинаковое количество центурий, а, следовательно, и голосов, то есть по 70 - от каждой трибы по 2 центурии: одна centuria juniorum, другая - seniorum. Вследствие этого общее число центурий, образующих comitia centuriata, возросло до 375: 350 центурий от 5 классов + 18 центурий всадников + 2 центурии военных мастеров, 2 центурии музыкантов и 1 дополнительная центурия для пролетариев (с имуществом ниже 12,500 ассов).
Также неизвестно и время этой реформы. Несомненно только, что она приходится на время между первой и второй пунической войной; Моммзен приписывает ее цензорам Л. Эмилию и Г. Фламинию и относит ее к 220 г. до Р. Х.
3. Третьей формой народных собраний являются собрания по трибам, которые во второй половине республики начинают играть весьма заметную роль. Рост их значения соответствует общему росту демократической идеи: в собраниях по трибам имущественная состоятельность граждан уже не играет никакой роли.
Следует, однако, различать два вида трибутных собраний: собрания специально - плебейские - concilia plebis tributa и собрания патрицианско - плебейские, то есть всего народа - comitia tributa. Постановления первых называются plebiscita , постановления вторых - populiscita. Взаимное историческое соотношение этих двух видов трибутных собраний в высокой степени неясно ввиду следующего обстоятельства.
Закон 286 г. до Р. Х. - lex Hortensia - постановил, что всякие решения трибутных плебейских собраний должны иметь полную обязательную силу для всего народа («ut quod tributim plebs jussisset omnem populum teneret» - «чтобы того, что плебс по трибам определит, весь народ держался») и что, следовательно, plebiscitum должно равняться lex. Однако, рядом с этим мы имеем сообщения о других, более ранних законах, которые поставляли, по - видимому, то же самое; это lex Valeria Horatia 449 г. и lex Publilia Philonis 339 г. Считая невероятным, чтобы все эти три закона повторяли, действительно, одно и то же, современные историки предполагают некоторое различие в их содержании, но какое именно - в этом расходятся. Наиболее вероятным кажется мнение Моммзена: только последний закон, lex Hortensia, признал общеобязательную силу за плебисцитами; два же первые закона относились не к plebiscita, а к populiscita , то есть к постановлениям всенародных собраний по трибам, причем первый имел в виду выборы в них, а второй - общие законодательные решения. Если эта гипотеза верна, то мы имеем тогда дату возникновения обоих видов собраний по трибам: concilia plebis tributa приобретают юридический характер для избрания плебейских трибунов с lex Publilia Voleronis 471 г., а для законодательной функции вообще с lex Hortensia; comitia tributa узаконены lex Valeria Horatia и lex Publilia Philonis.
Таковы три исторически сложившиеся вида римских народных собраний. Строго проведенного принципиального разграничения компетенций между ними не существовало: многое определялось случайными историческими прецедентами. Так, прежде всего, что касается выборов, то они распределялись следующим образом: высшие магистраты - консулы, преторы, цензоры - избираются в comitia centuriata; квесторы и курульные эдилы в comitia tributa; плебейские магистраты (трибуны и плебейские эдилы) в concilia plebis tributa. В области уголовной юрисдикции наиболее важные преступления, влекущие за собой смертную казнь (capite anquirere), подлежат суду comitia centuriata; менее важные, влекущие только штраф (pecunia anquirere), - суду comitia tributa. - Что касается законопроектов, то они вносятся в те или другие собрания, смотря по тому, кто их вносит: каждый магистрат предлагает свои проекты тем комициям, в которых он избирается; следовательно, консулы и преторы в comitia centuriata, плебейские трибуны в concilia plebis tributa и т. д.
Порядок делопроизводства в общем таков. Инициатива в созыве народного собрания принадлежит только магистратам. День и предмет собрания должны быть объявлены заранее, причем, в интересах предварительного ознакомления народа, законопроект или имена подлежащих избранию кандидатов должны быть также заблаговременно выставлены на форум. Начинается народное собрание с ауспиций, затем вновь объявляется подлежащий решению вопрос и непосредственно (без речей и дебатов) приступают к голосованию. Подача голосов первоначально была устная и открытая, но во второй половине республики несколькими legis tabellariae (lex Gabinia 139 г. для выборов, lex Papiria 131 г. для законодательства и мн. др.) устанавливается голосование закрытое и письменное (посредством табличек с надписью UR - uti rogas(как ты предлагаешь), согласие и А - antiquo(оставляю по прежнему, то есть отвергаю нововведение), несогласие). Каждый участвующий имел один голос; голоса сосчитывались сначала внутри каждой курии, центурии или трибы, и таким образом получался голос этой единицы; большинство голосов этих единиц давало решение всего народного собрания. Понятно, что при таком порядке голосования большинство голосов центурий или триб могло не всегда согласоваться с действительным большинством отдельных голосов.

Общий характер римских народных собраний

В римских комициях было много организационных моментов, которые ослабляли их политическое значение. Эти моменты были не случайны, но вытекали из общего недемократического характера римской конституции. Сюда прежде всего нужно отнести дробность народного собрания. В то время как, например, в Афинах экклесия была единым органом выраже­ния народной воли, в Риме таких органов было два (формально даже три). Естественно, что это уменьшало авторитет народного собрания.

В том же направлении действовала и открытая подача голосов в коми­циях, существовавшая до середины II в.

Каждый голосующий, проходя через узкие мостки, опрашивался конт­ролером, который отмечал его голос точкой на особой таблице. На изби­рательных комициях контролер ставил против имени кандидата столько точек, сколько было подано за него голосов.

Только во второй половине II в. была введена тайная подача голосов.

На избирательных комициях каждый получал табличку (tabella), на ко­торой писал имена своих кандидатов; проходя через мостки он бросал ее в урну (корзину). На законодательных комициях голосующий писал на таб­личке либо UR - uti rogas («да», буквально - «как ты предлагаешь»), либо A - antique («нет», буквально - «оставлю по-старому»). На судебных комициях писали на табличках А или L - absolvo, libero («оправдываю»), либо С или D - condemno, damno («осуждаю»). Если голосующий воздер­живался, он должен был писать на табличке NL - non liquet («не ясно»).

Народные собрания в Риме не имели права законодательной инициати­вы. Это значит, что ни одно предложение (rogatio) не могло идти от самого собрания. Это последнее могло только голосовать предложения, внесен­ные тем должностным лицом, которое созвало данное собрание и на нем председательствовало. При этом вносимые предложения нельзя было из­менять и даже обсуждать: текст рогации нужно было принять или отверг­нуть целиком. Обсуждение вопросов, связанных с данным собранием, про­исходило на особых сходках (contiones), созываемых до комиций.

К этим недемократическим моментам в организации народных собра­ний нужно прибавить, что центуриатные комиции были основаны на цен­зовом принципе, при котором, даже после реформы центурий в середине III в., перевес принадлежал более состоятельным элементам. В трибутных же комициях 31 голос сельских триб всегда превалировал над 4 голо­сами городских, что вело к преобладанию в политической жизни консер­вативного деревенского населения, к тому же менее организованного и поэтому легко доступного воздействию реакционной земельной знати.

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Общий характер памятника Теперь наконец мы можем ответить на вопрос, для разрешения которого предприняли довольно подробный разбор Русской Правды: насколько полно и верно отразился в ней действовавший на Руси юридический порядок? В ней можно заметить следы

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

Общий характер Павел был величайшим тружеником среди апостолов - не только как миссионер, но и как писатель. Он «более всех их потрудился». К числу «всех» мы вполне можем отнести любого богослова, подвизавшегося на этом поприще со времен Павла, - разве у кого–нибудь

Из книги Европа в эпоху империализма 1871-1919 гг. автора Тарле Евгений Викторович

Глава II ОБЩИЙ ХАРАКТЕР ВНУТРЕННЕГО РАЗВИТИЯ ФРАНЦИИ В 1871–1914 гг 1. Утверждение республики во Франции. Характер конституции Франция в течение всего рассматриваемого периода оставалась страной, где сельское хозяйство первенствовало перед промышленностью, а ремесло и

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 108. Внутренние преобразования Петра Великого. Их общий ход и характер Говоря о государственных преобразованиях Петра Великого, не надобно представлять себе дело так, что Петр сразу и по одному общему плану заменил старый московский строй новым европейским. В своих

автора

§ 12. ОБЩИЙ ХАРАКТЕР ПЕРИОДА ЗОЛОТОЙ СВОБОДЫ Мы познакомились с теми основами, сначала литовско-русского права, а потом и общего польско-литовского права, характеризующего основные черты народного представительства и власти короля и великого князя. Период по смерти

Из книги История Беларуси автора Довнар-Запольский Митрофан Викторович

§ 1. Общий характер направления Восстание в 1863 г. имело очень роковое последствие для белорусского национального дела. Белоруссия в этом восстании принимала весьма ограниченное участие.Муравьев как будто бы понимал отличие белорусской национальности от великорусской

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Общий характер римских народных собраний В римских комициях было много организационных моментов, которые ослабляли их политическое значение. Эти моменты были не случайны, но вытекали из общего недемократического характера римской конституции. Сюда прежде всего нужно

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Товарное производство Общий характер Греческой экономики Товарное производство сыграло существенную роль в усилении социально-имущественного неравенства. С обособлением отдельных видов производственной деятельности на основе общественного разделения труда

Из книги Лекции по истории Древней Церкви автора Болотов Василий Васильевич

Из книги Раскол русской Церкви в середине XVII в. автора Крамер А. В.

Из книги Антисемитизм в Советском Союзе (1918–1952) автора Шварц Соломон Меерович

Общий характер эвакуации В годы войны о характере эвакуации населения в восточные области Советского Союза ходили самые фантастические слухи. В американской печати в частности получило широкое распространение мнение, что советское правительство, кроме общих

Из книги Феодальное общество автора Блок Марк

1. Общий характер юридических учреждений Как судили людей? Для любой социальной системы пробный камень - это судебные учреждения. Так посмотрим, какими были суды в Европе примерно около тысячного года. С первого взгляда, мы можем выделить несколько характерных черт.

Из книги Методология истории автора Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич

Глава первая Общий характер явлений, изучаемых историком При выяснении понятия об объекте исторического познания я буду исходить из представления о действительности, содержание которого каждый из нас строит из эмпирических данных. В том случае, когда я высказываю

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Из книги Лекции по истории Древней Церкви. Том II автора Болотов Василий Васильевич