Про психологию. Учения и методики

Корабль "святой павел". Пять знаменитых российских военных кораблей Русский корабль святой павел

66-пушечный линейный корабль "Св. Павел" был заложен на Николаевской верфи 20 ноября 1791 года и спущен на воду 9 августа 1794 года. Этот корабль вошел в историю военно-морского искусства, с его именем связана блестящая операция русских моряков и флотоводцев по взятию крепости на острове Корфу в 1799 году.Шла война между Францией и коалицией европейскил стран, в которую входила и Россия. Русская черноморская эскадра в составе 6 линейных кораблей, 7 фрегатов и 3 бригов с десантом солдат снялась с якорей и взяла курс в Средиземное море. На "Св. Павле", флагмане эскадры, развевался флаг знаменитого флотоводца Ф. Ф. Ушакова. Вскоре к русской эскадре присоединилась турецкая в составе 4 линейных кораблей и 6 фрегатов. Достигнув Средиземного моря, объединенная эскадра приступила к освобождению Ионических островов, где главным оплотом Франции была крепость на острова Корфу, считавшаяся неприступной. И для этого были все основания. Гарнизон острова насчитывал 3000 солдат и офицеров, в крепости располагались 650 орудий, запасы продовольствия были рассчитаны на осаду в течение полугода. Подходы к острову были закрыты двумя островами, Видо и Лизарето, с установленными на них артиллерийскими батареями. В гавани Корфу стояли два мощных фрегата, бриг и много мелких судов. Ф. Ф. Ушаков решил начать штурм крепости с атаки на остров Видо, прикрывавший вход в гавань Корфу. По сигналу флагманского корабля эскадра подошла на картечный выстрел к Видо. В 7 часов утра 18 февраля 1799 года залпом "Св. Павла" по самой крупнокалиберной батарее начался артиллерийский обстрел острова. К 10 часам все пять французских батарей на Видо были "истреблены и обращены в прах", как доносил после боя Ушаков. На гребных судах под прикрытием огня линейных кораблей и фрегатов в трех местах острова был высажен десант. К двум часам дня на Видо реяли русские флаги. Французский 74-пушечный линейный корабль "Леандр" и 54-пушечный фрегат "Брюн" пытались поддержать своим огнем защитников острова, но были согнаны русскими кораблями и ушли под защиту батарей крепости Корфу. Второй десант русских моряков, высадившийся на острове Корфу, молниеносно захватил два форта. Французские солдаты были вынуждены укрыться в стенах крепости. Успехи русского десанта настолько деморализовали гарнизон Корфу, что на следующее утро после первых выстрелов с кораблей русско-турецкой эскадры комендант острова генерал Шабо выслал к Ушакову парламентариев с просьбой прекратить военные действия и приступить к переговорам о сдаче крепости. Акт о капитуляции гарнизона "неприступной" крепости на Средиземном море был подписан 20 февраля 1799 года на флагмане контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова "Св. Павел". Великий русский полководец А. В. Суворов, узнав об этой победе, с восторгом писал: "Ура! Русскому флоту! Я теперь говорю самому себе: зачем я не был при Корфу хотя мичманом?" В плен сдались 2931 человек, в том числе четыре французских генерала. На острове были захвачены богатые военные трофеи: линейный корабль, фрегат, 15 других судов, 629 береговых орудий, 5000 ружей. Жители острова Корфу, освобожденного русскими моряками от французского владычества, преподнесли Ф. Ф. Ушакову золотую шпагу, украшенную бриллиантами. Акт о капитуляции крепости Корфу был гуманным и по-рыцарски великодушным к побежденным. Вот выписка из акта о сдаче французского гарнизона: "Гарнизон выйдет со всеми военными почестями из всех фортов и с постов, которые он занимал в последний день подписания настоящей капитуляции. Он установится на эспланаде, где сложит свое оружие и знамена, кроме генералов, офицеров штаба и других офицерских чинов, как военных, так и гражданских, которые сохранят свое оружие. Затем посты будут заняты союзными войсками, после чего французы вернутся в цитадель в свои помещения, где будут находиться до их погрузки в порту Мандрахио. До этого момента при них будет состоять русский почетный караул". С пленных солдат и офицеров было взято честное слово, что в течение 18 месяцев они не будут воевать против России и ее союзников. Пленным разрешалось увезти с собой все свое личное имущество.

Участник сражения при Корфу капитан-лейтенант Е. П. Метакса писал: "Французские генералы, выхваляя благоразумные распоряжения адмирала и храбрость русских войск, признавались, что никогда не воображали себе, чтобы мы с одними кораблями могли приступить к страшным батареям Корфы и Видо, что таковая смелость едва ли была когда-нибудь видана... Они еще были более поражены великодушием и человеколюбием русских воинов". Освободив остров Корфу, русская эскадра активно участвовала в освобождении Неаполитанского королевства. Слава Ушакова росла не только среди русских моряков и жителей освобожденных им Ионических островов. Недавние враги, а теперь союзники - турки относились к нему с большим уважением, называя его Ушак-паша. Везде, где появлялись русские моряки, их принимали с восторгом и любовью, а когда русские освободили Неаполь, один из знатных итальянцев писал: "Конечно, не было никогда примера, подобного сему происшествию. Но лишь российским войскам возможно было сотворить такое чудо. Какое мужество, какая дисциплина, какие кроткие, любезные нравы! Их здесь боготворят, и память о них будет запечатлена во всех сердцах обитателей нашего отечества".


Здание

Адмиралтейства в Петербурге.

Сражение

у острова Фидониси.

203


Линейный корабль «Святой Павел».

строительства и, убедившись в том, что лес ставится сырой, приказал об­шить днище «Святого Павла» (корабль не имел тогда капитана) медными листами, чтобы предохранить его от гниения. Именно на этот корабль он и был назначен командиром. Матро­сов и боцманов Фёдор Фёдорович на­бирал и учил сам. Они платили ему признательностью, уважением и ис­кренней преданностью.

ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ

Обострение противоречий между Россией и Турцией вскоре привело к новой русско-турецкой войне 1787- 1791 гг. В это время Ф. Ф. Ушаков на­ходился в Севастополе в должности командира авангарда флота.

В начале войны главные силы русского Черноморского флота бы­ли сосредоточены у мыса Калиакрия. Однако из-за сильного шторма часть линейных кораблей пере­дового отряда пошла ко дну, дру­гая - выбросилась на берег; Погиб­ла треть Черноморского флота. Корабль Ушакова «Святой Павел» с поломанными снастями вернулся в Севастополь исключительно благо­даря хладнокровию своего коман­дира и выучке команды.

Получив сообщение Потёмкина о несчастье, Екатерина II вознамери­лась повторить поход кораблей Бал­тийского флота в Средиземное море, как это было в предыдущую русско-турецкую войну. Она пригласила графа А. Г. Орлова-Чесменского на аудиенцию, чтобы поручить опыт-

204

ному флотоводцу возглавить флот. Алексей Григорьевич в резкой фор­ме напомнил императрице библей­скую истину о том, что «нельзя влить молодое вино в старые мехи», и ска­зал, что напуганная победами Рос­сии Европа не допустит второй экс­педиции, подобной той, которая закончилась Чесменским разгромом турецкого флота. Лучше, советовал он, отправить в Севастополь опыт­ных моряков с Балтики. Разгневан­ная Екатерина немедленно подпи­сала указ об отставке Орлова, что означало ссылку прославленного ад­мирала и дипломата в его подмос­ковное имение. Однако прозорли­вость опального вельможи вскоре подтвердилась - Швеция объявила России войну.

Капудан-паша Османской импе­рии Гассан-бей, во время Чесменско­го сражения выплывший с саблей в зубах из-под обломков своего кораб­ля «Реал-Мустафа», мечтал восстано­вить свою славу Крокодила Морских Сражений, померкшую после пораже­ния при Чесме. Он был уверен, что в России не осталось достойных про­тивников. Потрясённый потерей са­мых мощных кораблей, командующий Черноморским флотом адмирал Войнович боялся даже вывести оставшие­ся корабли из гавани на внешний рейд, забрасывал императрицу моль­бами о разрешении отвести их в Азов­ское море, чтобы сохранить уцелев­шую часть флота. Потёмкин своей властью приказал Ушакову действо­вать в случае необходимости само­стоятельно. От классических прин­ципов боя параллельными линиями следовало решительно отказаться из-за отсутствия в Севастополе достаточ­ного количества кораблей. Долгими бессонными ночами Ушаков делал расчёты новых тактических приёмов, которые в целом сводились к тому, что строй кораблей противника рас­секали под прямым углом, флагман­ский корабль обязательно подвергали атаке, а артиллерию применяли в ос­новном на дистанции прямого пора­жения.

В июле 1788 г. громадный флаг­ман «Капудание», на котором разве­вался флаг самого Гассан-бея. вёл к Очакову 17 турецких линейных ко­раблей. У острова Фидониси они встретились с авангардом русского флота - отрядом кораблей «Святого Павла», который издали поддержива­ли основные силы Черноморского флота. Турки намного превосходили русские силы в кораблях и орудиях. Идти на абордаж, имея 4 тыс. матро­сов против 10 тыс. неприятеля, было безумием. Тем не менее Ушаков сде­лал манёвр, создавший у противни­ка впечатление, что строй русских кораблей идёт на сближение с бор­тами его головных судов. Турки пре­кратили стрельбу, поскольку посы­лаемые ими ядра стали перелетать через русские корабли, и собрали команду на палубах для абордажно­го боя. В этот момент, убрав паруса и уменьшив скорость, Ушаков при­казал бить в упор по бортам не­приятельских кораблей. Последние, «потеряв ветер», сбились в кучу, и русские снаряды буквально сметали людей с палуб. Гассан-бей попытал­ся помочь им, издали открыв огонь по «Святому Павлу». Но произошло то, на что и рассчитывал Фёдор Фё­дорович: эти снаряды попадали в бо­лее высокие турецкие корабли, ко­торые кольцом закрывали русские парусники, ведущие непрерывный огонь. В результате два вражеских фрегата загорелись и пошли ко дну. Турецкий адмирал был вынужден отдать команду о возвращении. В Стамбуле на пирсе его ожидали возмущённые вдовы тех, кто был рас­стрелян своими же пушками. Что касается потерь русских, то после переклички в команде Ушакова не оказалось ни одного убитого.

«Святой Павел» — 84-пушечный линейный корабль Черноморского флота.

Первый линейный корабль, построенный в Николаеве. Название дано императором Павлом I 17 августа 1797 г. Название до этого периода неизвестно.

Корабль строился на Николаевском адмиралтействе с 20 ноября 1791 г. по 9 августа 1794 г. Строители С. И. Афанасьев и А. П. Соколов.

Характеристики: длина — 54,86 м; ширина — 15,24 м; осадка — 6,25.

Количество орудий: 82; 84; 90.

Вооружение к 1792 г. — нижний дек: 13 — 30-фн пушек, 11 — 24-фн чугунных пушек и 2 — 1-пуд. «единорога»; верхний дек: 24 — 12-фн чугунные пушки, 2 — 1/2-пуд. медных «единорога»; шканцы и бак: 16 — 6-фн чугунных пушек, 2 — 18-фн «единорога».

К 1798 г. — нижний дек: 24 — 36-фн пушки и 6 — 1-пуд. «единорогов»; верхний дек: 26 — 24-фн пушек и 4 — 1-пуд. «единорога»; шканцы и бак: 22 — 6-фн пушки.

К 1799 г. — на шканцах и баке: 8 — ‘/2-фн медных пушек, 1 — 4,5-фн чугунная пушка, 2 — 53-фн медных гаубицы, 2 — 53-фн медных мортиры.

Экипаж: 813/875 чел.

Командиры: И.Я. Перри (1797 г.), Ф.П. Лелли (до июль 1798), Е.П. Сарандинаки (с июля 1798 по 1800 г.), К.А. Герамуцо (1804 — 1805, 1809 гг.).

Описание. Двухдечный, с деревянным набором и деревянной обшивкой. Корабль по своей конструкции многим отличался от линейных кораблей более ранней постройки. Бак и шканцы были сделаны без прежних возвышений и имели общую палубу. На баке размещались фок-мачта, якорный шпиль, шесть 6-фунтовых чугунных пушек, люк с трапом и вентиляционные решетки нижних помещений.

Под бушпритом на княвдигеде была поясная фигура св. Павла, выполненная из дерева и покрытая позолотой. 18-весельный барказ на рострах и адмиральский катер помещались на шкафуте.

Между грот-мачтой и бизань-мачтой на шканцах помещались тамбур и трап в нижние помещения, вентиляционные решетчатые люки и два трапа по левому и правому борту на невысокий ют, на котором стояла бизань-мачта. На боканцах у бизань-русленей по правому и левому борту было два рабочих катера, там же, за бизань- мачтой, были установлены штурвал и компас.

Корма и штульцы не имели прошлых пышных украшений. Над окнами верхней галереи был выпуклый государственный герб: двуглавый орел в обрамлении из знамен. Под нижними окнами шла надпись названия корабля: «СВ. ПАВЕЛЪ».

Подводная часть корабля имела цвет натурального дерева. Выше ватерлинии борт красят в черный цвет с белыми полосами, по которым идут черные орудийные порты. Штульцы и корма — черного цвета. Герб и название — бронзового цвета. Кормовой балкон, рамы окон — белые. Гакобортные фонари — бронзовые. Петли руля и ахтерштевня -железные.
Мачты по приказу Ф. Ф. Ушакова красились охрой, предохраняющей дерево от гниения. Внутренняя часть фальшборта -желтая. Решетчатые люки — темного дерева. Боканцы и фальшборт юта — белые. Фальшборт от бака до юта — черный. Стоячий такелаж тировался, то есть натирался специальным составом смолы и масла и был черного цвета. Бегучий такелаж имел светло-желтый цвет. Блоки и юферсы делались из твердых сортов дерева и имели темно-коричневый цвет. Бушприт, утлегарь и реи — желтого цвета (охра). Бугеля на мачтах — бронзовые. Марсы и салинги — натуральное темное дерево. Палуба — светло-желтого, почти белого цвета с черными стыками. Кормовой флаг: на белом поле синий крест по диагонали, такой же на вымпеле грот-мачты. Судовой колокол — бронзовый. Лафеты пушек — темного дерева, стволы орудий — часть черные (чугунные), часть медные. Кормовой флагшток — белого цвета. Флагштоки стеньг — белые. Руль — некрашеный, расчерченный, имеет цвет темного дерева. Путенсванты — железные, черного цвета. Русленя -черные. Двери, трапы, кнехты натурального дерева — не очень темного цвета. Ставни орудийных портов — черные. Решетка княвдигеда покрыта позолотой. Якорный шпиль, крамбол и якорные клюзы — черные. Якорей адмиралтейских — четыре, по два с каждого борта. Якоря были черными, с деревянными штоками. Окраска шлюпок следующая: белая подводная часть до привального бруса, выше, до планширя, — черная полоса. На адмиральском катере по черной полосе шли бронзовые украшения. На корабле двойной рогообразный мартин-гик крепился к бушприту при помощи бугеля у бушпритного эзельгофта.

Прохождение службы. В 1795 г. перешел из Николаева в Севастополь. В 1797 и в мае-июне 1798 г. во главе эскадры под флагом вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова вы­ходил в практические плавания в Черное море.

Участвовал в проводимых испытаниях с 30 апреля по 3 мая 1798 г. (вместе с кораблями»Св. Петр», «Св. Захарий и Елисавет», «Св. Троица», «Богоявление Господне»). Программа испытаний основывалась на шести опытах по кренованию кораблей в различных вариантах их загрузки. В каждом случае измерялся крен и дифферент, высота портов над ватерлинией. Лучшими оказались корабли проекта А. С. Катасанова. Самую плохую остойчивость выявили у «Св. Троицы», чуть лучше — у «Богоявлении Господня» и «Св. Павла».

Участвовал в войне с Францией 1798 — 1800 гг.

31 декабря 1799 г. согласно Высочайшему повелению императора Павла І от 24 декабря 1799 г. прекратил поход, направившись на ремонт в Корфу.

26 октября 1800 г. прибыл в Сева­стополь. В июле 1801 г. перешел из Се­вастополя в Николаев, где тимберовался в течение трех лет.

2 ноября 1804 г., приняв на борт 1095 солдат, вышел из Се­вастополя для доставки их на Кор­фу. Из-за густого тумана 6 ноября 1804 г. не смог войти в пр-в Босфор и стал на якорь. Во время сильного штор­ма были сломаны грот- и бизань-
мачты, фор-стеньга и руль, из-за сильных повреждений корпуса во­да стала поступать в трюм. Ветром корабль понесло к берегу, он с трудом удержался на двух якорях.

13 ноября 1804 г. турецкими гребными судами приведен в Буюк-дере, где с 5 января по 28 февраля 1805 ремон­тировался в доке.

12 мая 1805 г. вернулся в Севастополь. Больше в море не выходил, ис­пользовался как плавбатарея и брандвахта. Разобран в 1810 г. в Се­вастополе.

Корабль вошел в историю военно-морского искусства.

Изображен на памятной медали из серии «300-летие Российского военно-морского флота».

Памятная медаль с изображением корабля «Святой Павел» Святой Павел (модель) Святой Павел

Святой Павел














Схема к описанию осады и взятия Корфу (с обозначением корабля «Святой Павел»)

Источники и литература:

90 (84?)-пушечный линейный корабль «Святой Павел»[Электронный ресурс] — Режим доступа: http://shipmodeling.uw.hu/svpavel/index.htm .

Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год / Ф. Ф. Веселаго. — С.-Пб. : Типография Морского министерства, 1872. — С, 456-457.

Картинная галерея художника Сергея Петровича Панасенко (Михалкина) [Электронный ресурс] / С. П. Панасенко // Геральдика и живопись. Сайт Сергея Панасенко (Михалкина) : веб-сайт. — Режим доступа: http://arms-painting.narod.ru/picture1.htm .

Корабль «Святой Павел» [Электронный ресурс] / Sevastopol.info // Черноморский флот. Информационный ресурс: веб-сайт. — Режим доступа: http://flot.sevastopol.info/ship/parus/lineynie/svyatoy_pavel_2.htm .

Михайлов М. А. Фрегаты, крейсера, линейные корабли / М. А. Михайлов, М. А. Баскаков. — Москва: ДОСААФ, 1986. — С. 174-178.

Памятная медаль «Линейный корабль Святой Павел 1794 г.» [Электронный ресурс] / Министерство культуры Российской Федерации // Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. — Режим доступа: http://goskatalog.ru .

Святой Павел (линейный корабль, 1794) [Электронный ресурс] / Wikimedia Foundation, Inc. // Википедия. Свободная энциклопедия. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Святой_Павел_(линейный_корабль,_1794) .

Чернышев А. А. Российский парусный флот: Справочник в 2-х томах / А. Б. Чернышев. — Т. 1. — Москва: Воениздат, 1997. — С. 134-135.

Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России. 1696 — 1891 гг. /А. Б. Широкорад. — Москва: Вече, 2007. — С. 292.

Шитарев В. С. Закат эпохи парусных линкоров / В. С. Шитарев // Двигатель: веб-сайт. — Режим доступа:

IBeRUS > кто знает,очень срочно!По прилагаемому рисунку подскажите был ли здесь синий цвет или какой-то другой, на флагмане Ушакова "Святой Павел"? Очень важный вопрос для нас!Хотелось бы получить какое-либо документальное подтверждение!

С документальными подтверждениями туго.Есть распостраненая цветная схема-корпус черно-белый.
Хотя на рисунке из Дыгало видны 2 синие полоски. Мне они сомнительны, имхо.

Другой стиль модели

Здесь есть цв. фото модели С. П., но стиль модели другой_http://www.nuos.edu.ua/news/nash%D1%96-sudnomodel%D1%96sti-zavoyuvali-%C2%ABzoloto%C2%BB-na-chemp%D1%96onat%D1%96-evropi
Автор "С. П." Сергей Постыкин на фото внизу с Предестинацией.Молодцы николаевцы- дали румынам афидель-дудль!!!

Технические данные корабля «Св. Павел» и рекомендации по постройке и покраске модели

Длина корабля - 54,864 м, ширина - 15,240 м, глубина трюма - 6,25 м.
Корабль «Св. Павел» был двухдечным, с деревянным набором и деревянной обшивкой. Корабль по своей конструкции многим отличался от линейных кораблей более ранней постройки. Бак и шканцы были сделаны без прежних возвышений и имели общую палубу. На баке размещались фок-мачта, якорный шпиль, шесть 6-фунтовых чугунных пушек, люк с трапом и вентиляционные решетки нижних помещений.
Под бушпритом на княвдигеде была поясная фигура св. Павла, выполненная из дерева и покрытая позолотой. 18-весельный барказ на рострах и адмиральский катер помещались на шкафуте.
Между грот-мачтой и бизань-мачтой на шканцах помещались тамбур и трап в нижние помещения, вентиляционные решетчатые люки и два трапа по левому и правому борту на невысокий ют, на котором стояла бизань-мачта. На боканцах у бизань-русленей по правому и левому борту было два рабочих катера, там же, за бизань- мачтой, были установлены штурвал и компас.
Корма и штульцы не имели прошлых пышных украшений, которые были так модны в эпоху стиля рококо. Над окнами верхней галереи был выпуклый государственный герб: двуглавый орел в обрамлении из знамен. Под нижними окнами шла надпись названия корабля: «СВ. ПАВЕЛЪ».
Покраска модели. Подводная часть корабля имела цвет натурального дерева. Выше ватерлинии борт красят в черный цвет с белыми полосами, по которым идут черные орудийные порты. Штульцы и корма - черного цвета. Герб и название - бронзового цвета. Кормовой балкон, рамы окон - белые. Гакобортные фонари - бронзовые. Петли руля и ахтерштевня -железные.
Мачты по приказу Ушакова красились охрой, предохраняющей дерево от гниения. Внутренняя часть фальшборта -желтая. Решетчатые люки - темного дерева. Боканцы и фальшборт юта - белые. Фальшборт от бака до юта - черный. Стоячий такелаж тировался, то есть натирался специальным составом смолы и масла и был черного цвета. Бегучий такелаж имел светло-желтый цвет. Блоки и юферсы делались из твердых сортов дерева и имели темно-коричневый цвет. Бушприт, утлегарь и реи - желтого цвета (охра). Бугеля на мачтах - бронзовые. Марсы и салинги - натуральное темное дерево. Палуба - светло-желтого, почти белого цвета с черными стыками. Кормовой флаг: на белом поле синий крест по диагонали, такой же на вымпеле грот-мачты. Судовой колокол - бронзовый. Лафеты пушек - темного дерева, стволы орудий - часть черные (чугунные), часть медные. Кормовой флагшток - белого цвета. Флагштоки стеньг - белые. Руль - некрашеный, расчерченный, имеет цвет темного дерева. Путенсванты - железные, черного цвета. Русленя -черные. Двери, трапы, кнехты натурального дерева - не очень темного цвета. Ставни орудийных портов - черные.
Все некрашеные деревянные части необходимо покрыть масляным или другим бесцветным лаком. Для якорных канатов подойдет черная крученая леска. Решетка княвдигеда покрыта позолотой.
Якорный шпиль, крамбол и якорные клюзы - черные. Якорей адмиралтейских - четыре, по два с каждого борта. Якоря были черными, с деревянными штоками.
Окраска шлюпок следующая: белая подводная часть до привального бруса, выше, до планширя, - черная полоса. На адмиральском катере по черной полосе шли бронзовые украшения.
Артиллерийское вооружение. На нижнем деке (гондеке) двадцать четыре медные 36-фунтовые пушки. В верхнем (опердеке) - двадцать шесть 24-фунтовых орудий. На обоих деках установлено десять единорогов. На шканцах, баке и юте -двадцать четыре чугунные 6-фунтовые пушки.
На корабле «Св. Павел» двойной рогообразный мартин-гик крепился к бушприту при помощи бугеля у бушпритного эзельгофта.

Вот и всё, что было...

PS. Ну Вы, блин, даёте... Фото, что в Трактире висят,где вся "банда бухает", надо было сюда-сюда. Теперь даже неграмотному коту-баюну ясно- синьку долой. А я тут развёл...

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «ИНГЕРМАНЛАНД»


Этот 64-пушечный линейный корабль принято считать квинтэссенцией кораблестроения эпохи Петра I. К моменту его закладки в России уже накопили значительный опыт постройки, но количество орудий на линейных кораблях не превышало 60. При постройке «Ингерманланда» этот рубеж преодолели - на него установили 64 пушки.

Корабль проектировал лично Пётр I, который внедрил в его конструкции ряд новинок: отсутствие традиционной для более ранних кораблей высокой кормы, усовершенствованная конструкция киля, фок- и грот-мачты с третьим рядом прямых парусов (фор- и грот-брамсели).

Корабль заложили в 1712 году. Имя он получил в честь недавно отвоёванной у Швеции Ингерманландии, на землях которой расположился Санкт-Петербург. Непосредственным руководителем постройки был принятый Петром на службу в Россию британский корабельный мастер Ричард Козенц.

«Ингерманланд» стал первым российским кораблём, показавшим высокую скорость и хорошие мореходные качества. Корабль настолько понравился государю, что он в течение нескольких лет держал на нём свой флаг. Так было в 1716 году, когда Пётр I лично возглавил объединённую англо-голландско-датско-русскую эскадру в экспедиции к острову Борнхольм, а также в 1719 году, когда Балтийский флот подошёл непосредственно к Стокгольму.

В память о славных походах государь приказал: «Хранить [«Ингерманланд»] для памяти». С 1725 года корабль в море уже не выходил, его корпус постепенно прогнил и стал заполняться водой, в результате чего в 1738 году «Ингерманланд» сел на мель в Кронштадтской гавани. Вскоре его разобрали на дрова.

Отлично проработанная Петром I конструкция с небольшими изменениями повторялась в русском флоте практически до конца XVIII века.

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «СВЯТОЙ ПАВЕЛ»

84-пушечный линейный корабль «Святой Павел» заложили в Николаеве в 1791 году. Чертежи разработал корабельный инженер Семён Афанасьев по распоряжению Григория Потёмкина. В 1795 году корабль перешёл в Севастополь. С 30 апреля по 3 мая 1798 года вместе с линейными кораблями «Захарий и Елизавета», «Святой Пётр», «Святая Троица» и «Богоявление Господне» участвовал в проводимых по указанию Павла I сравнительных испытаниях, но показал далеко не лучший результат. Однако именно «Святой Павел» вошёл в военно-морского искусства, так как на нём держал свой флаг знаменитый флотоводец Фёдор Ушаков в период штурма крепости Корфу в 1799 году.

Россия в то время входила в коалицию европейских стран, воевавших с Францией, поэтому в Средиземное море направилась черноморская эскадра из шести линейных кораблей, семи фрегатов и трёх бригов с десантом на борту под командованием уже прославившегося к тому времени своими победами над турками Ф.Ф. Ушакова. После прохода проливов к ней присоединились теперь уже союзные турецкие силы в составе четырёх линейных кораблей и шести фрегатов.
Вскоре адмирал приступил к освобождению занятых Францией Ионических островов. Главным опорным пунктом противника на них являлась считавшаяся неприступной крепость Корфу, вооружённая 650 орудиями и гарнизоном в 3000 военнослужащих. Запасы продовольствия позволяли выдержать полугодовую осаду.

Операцию против Корфу Ф.Ф. Ушаков решил начать стремительной атакой прикрывавшего вход в гавань острова Видо, которым русский десант при поддержке корабельной артиллерии овладел в течение нескольких часов. Не давая французам передышки, второй десант молниеносно захватил два форта непосредственно на Корфу, что серьёзно деморализовало противника. 20 февраля 1799 года на борту «Святого Павла» был подписан акт о капитуляции французской крепости. Столь мастерские действия Фёдора Ушакова заслужили восторженный отзыв великого Александра Суворова, написавшего: «Ура! Русскому флоту! Я теперь говорю самому себе: зачем я не был при Корфу хотя мичманом?». Благодарные за освобождение жители острова преподнесли адмиралу украшенную бриллиантами золотую шпагу.

25 июля «Святой Павел» ушёл из Корфу в итальянскую Мессину для совместных действий с британским флотом, а 26 октября следующего года вернулся в Севастополь.

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «АЗОВ»

74-пушечный линейный корабль «Азов» заложили в октябре 1825 года на Соломбальской верфи в Архангельске. Официально строителем корабля считался знаменитый мастер Андрей Курочкин, но к тому времени он уже был пожилым человеком, и фактически работами руководил также впоследствии прославившийся Василий Ершов. Проект оказался настолько хорош, что по нему на русских верфях в 1826–1836 годах построили 15 однотипных кораблей.
Ещё до завершения постройки командиром «Азова» назначили известного русского мореплавателя, первооткрывателя Антарктиды и будущего командующего Черноморским флотом, капитана 1-го ранга Михаила Лазарева. В состав экипажа зачислили и будущих героев обороны Севастополя: лейтенанта Павла Нахимова, мичмана Владимира Корнилова и гардемарина Владимира Истомина.

В августе-сентябре 1826 года корабль перешёл из Архангельска в Кронштадт и вскоре в составе объединённой англо-французско-русской эскадры отправился в Средиземное море для оказания помощи Греции в борьбе с турецкими завоевателями. 20 октября 1827 года состоялось Наваринское сражение, в ходе которого «Азов» вёл бой против пяти неприятельских кораблей. Героический экипаж потопил три фрегата, один корвет и вынудил турецкого флагмана «Мухарем-бей» выброситься на берег.

Но победа далась недёшево. В ходе боя на «Азове» оказались перебиты все мачты и стеньги, в корпусе насчитали 153 пробоины (из них семь - ниже ватерлинии). Потери экипажа составили 24 человека убитыми и 67 ранеными.

Указом императора Николая I от 17 (29 декабря) 1827 года впервые в истории русского флота «Азову» был пожалован кормовой адмиральский Георгиевский флаг «в честь достохвальных деяний начальников, мужества и неустрашимости офицеров и храбрости нижних чинов». Также предписывалось всегда иметь в составе флота корабль «Память Азова». Подлинный флаг «Азова» в настоящее время находится в экспозиции Центрального военно-морского музея.

КРЕЙСЕР «ВАРЯГ»

Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Варяг» построили в Филадельфии на верфи «Крамп и сыновья». В 1901 году на корабле подняли Андреевский флаг. Крейсер получился исключительно красивым и поражал современников совершенством пропорций. Кроме этого, при его строительстве применили множество технических новинок: большинство механизмов, включая даже тестомешалки в пекарне, получили электрические приводы, практически во всех служебных помещениях установили телефонные аппараты. Для снижения пожароопасности всю мебель изготовили из металла. «Варяг» мог развивать достаточно высокую для своего класса скорость 24 узла.

Вскоре после вступления в строй крейсер перешёл в Порт-Артур. С начала января 1904 года он вместе с канонерской лодкой «Кореец» находился в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле. 8 февраля японская эскадра под командованием контр-адмирала Сотокити Уриу блокировала порт и приступила к высадке десанта. На следующий день командир «Варяга» Всеволод Руднев получил от японцев ультиматум покинуть порт, в противном случае они угрожали атаковать русские корабли прямо на рейде. Русские приняли решение выйти в море и попытаться с боем прорваться в Порт-Артур. Однако, проходя тесным фарватером, «Варяг» не мог использовать своего главного преимущества - скорости.

Бой продолжался около часа. Японцы выпустили по русским кораблям в общей сложности 419 снарядов. Потери экипажа «Варяга» составили 130 человек, в том числе 33 убитыми. К концу боя крейсер практически полностью исчерпал возможности к сопротивлению из-за выхода из строя значительного количества орудий, повреждения рулевых приводов и наличия нескольких подводных пробоин, которые не было возможности исправить собственными силами. Экипаж свезли на нейтральные корабли, а крейсер, чтобы избежать захвата японцами, затопили, открыв кингстоны. Восхищённое подвигом русских моряков, японское правительство открыло в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило В.Ф. Руднева орденом Восходящего солнца. Вернувшиеся в Россию члены экипажа «Варяга» и «Корейца» встретили триумфальный приём.

В 1905 году японцы подняли «Варяг» и ввели его в состав своего флота под именем «Сойя». В 1916 году его выкупила Россия, включив в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В феврале 1917 года «Варяг» ушёл на ремонт в Великобританию. После отказа советского правительства платить по царским долгам британцы конфисковали корабль и продали его на слом. При буксировке на разделку в 1925 году «Варяг» затонул в Ирландском море.

ЭСМИНЕЦ «НОВИК»

«Новик» был спроектирован и построен на средства «Особого комитета по усилению флота на добровольные пожертвования». Он стал первым эсминцем российской постройки, оснащённым паротурбинной силовой установкой с котлами высокого давления на жидком топливе.

На ходовых испытаниях 21 августа 1913 года корабль достиг рекордной скорости в 37,3 узла. Другой отличительной особенностью «Новика» явилось мощное артиллерийское и торпедное вооружение из четырёх 102-мм скорострельных пушек Обуховского завода и такого же количества двухтрубных торпедных аппаратов.

Характеристики «Новика» оказались столь удачны, что по слегка изменённым проектам в России заложили 53 корабля этого типа. К началу Первой мировой войны они считались лучшими в своём классе.

4 августа 1915 года «Новик» вступил в бой с двумя новейшими германскими эсминцами V-99 и V-100. Меткий огонь комендоров эсминца нанёс немецким кораблям серьёзные повреждения, причём V-99 подорвался на минах, выбросился на берег и через два часа был взорван командой. Сам «Новик» в этом бою не пострадал и потерь в личном составе не имел.

Многие эсминцы этого типа продолжили службу и в советском флоте, приняв активное участие в Великой Отечественной войне. 26 августа 1941 года «Новик», находясь в охранении крейсера «Киров», подорвался на мине и затонул.