Про психологию. Учения и методики

Женское «мариинское» училище. Александро-мариинское училище Мариинское училище

Мариинские женские училища

Элементарные женские школы особого типа, возникшие по мысли ныне вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Основные правила о них, выработанные Н. X. Весселем, Высочайше утверждены 2 сентября г. М. училища предназначаются для девушек низших слоев городского населения, которые не нуждаются в гимназическом образовании или которым оно не по силам, а простая школа грамотности недостаточна. М. училища должны составлять промежуточную ступень между начальными низшими школами и средними учебными заведениями, постоянно имея в виду предстоящую ученицам трудовую жизнь и обращая серьезное внимание не только на религиозно-нравственное воспитание и на учебные предметы, но и на подготовку к изучению ремесел (чистописание, рисование, черчение) и к практической деятельности в домашнем быту (рукоделие). При этом, однако, М. училищам придан характер исключительно общеобразовательный, а не ремесленный, вследствие чего, напр., при обучении рукоделиям совершенно устранены цели специально-профессиональные. Состоя в ведомстве учреждений императрицы Марии, М. училища являются открытыми учебными заведениями, имеющими целью доставлять общее, но законченное элементарное образование (без иностранных языков). Принимаются девицы, без различия сословий и вероисповеданий, в возрасте от 9 до 11 лет, за плату в 30 р. в год. Курс учения четырехгодичный. Преподаются: Закон Божий для православных, русский язык , арифметика , география и история России , естествоведение, чистописание, пение и рукоделие. На содержание М. училища, при комплекте в 160 учениц, сверх платы за учение, требуется добавочных: в столицах -4650 руб., в других городах -3650 р. Первое М. училище открыто в Петербурге в г.; в следующем году там же открыто второе такое же училище. В г. М. женская гимназия в Вышнем-Волочке была преобразована в М. училище. Наряду с этими казенными М. училищами в ведомстве императрицы Марии состоят такие же училища, открытые в некоторых губернских и уездных городах на средства городских обществ и земств. Наконец, министерством народного просвещения учреждены в г. М. женские училища в Батуме, Карсе, Маргеллане, Самарканде и Якобштадте. Одно время предполагалось дать М. училищам самое широкое распространение: проект реформы женского образования, выработанный в г. комиссией под председательством бывшего товарища министра народного просвещения князя Волконского и внесенный в государственный совет, но не получивший дальнейшего движения, предлагал женские гимназии из всесословных обратить в сословные, предназначая их лишь для высших классов населения, для девочек же остальных классов признавал достаточными М. и профессиональные училища. При первом СПб. М. училище открыто профессиональное отделение, с трехгодичным курсом обучения; принимаются только девочки, окончившие курс учения в одном из СПб. М. училищ; плата за учение 12 руб. в год; успешно выдержавшие выпускной экзамен получают звание подмастерицы. В настоящее время в профессиональном отделении открыт гардеробный класс (шитье платьев). До г. М. училищами назыв. М. женские гимназии.

Мариинское женское училище

Мысль о таких женских учебных заведениях, которые бы несколько соответствовали существовавшим мужским гимназиям, мелькала в головах у многих лиц среднего класса, которые задумывались над вопросом об основательном образовании своих дочерей. Отцы и матери, которые не могли или не решались помещать их в институт, не находили себе выхода, не зная, где обучать подрастающих дочерей, и в то же время не имея сил примерится с мыслью оставить их при элементарном или модном пансионном образовании. На эти сердечные желания многих родителей отозвался предприимчивый и энергичный человек, имя которого теперь принадлежит истории - Н.А.Вышнеградский.

В 1857 году у Вышнеградского созрел план такого женского учебного заведения, куда небогатые семьи могли бы посылать дочерей для основательного образования, не чувствуя тягости вносить за это значительную плату. В конце того же года он представил в совет Павловского института свои соображения о возможности открыть при том же институте особые классы для приходящих девиц, которые посещали бы их из своих семей и слушали бы уроки по институтской программе. Помещение для этих классов он предполагал найти в одном из частных домов, ближайших к институту.

Для образца такое женское училище было устроено на следующих основаниях: оно должно состоять под покровительством императрица Марии Александровны и называться её именем - Мариинское женское училище, подчиняясь Главному Совету. Ближайшее заведование училищем вверялось, по назначению государеву, особому попечителю; а для непосредственного наблюдения за обучением девиц назначались начальник и главная надзирательница с утверждения государыни; назначение же прочего педагогического персонала утверждалось попечителем.*

Императрица Мария Александровна (1824 - 1880)

Мария Александровна - императрица, супруга Александра II, дочь великого герцога гессенского Людовика II, в девичестве Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-Мария. Родилась 27 июля 1824 г. Посвятив жизнь свою благотворительности и заботам о женском образовании, Мария стала проявлять особенно широкую деятельность на этом поприще после кончины вдовствующей императрицы Александры Федоровны (1860). Она положила начало новому периоду женского образования в России учреждением открытых, всесословных женских гимназий.Однако, женские гимназии содержались почти исключительно на общественные и частные средства. Теперь уже не высочайшее покровительство, а общественные силы во многом определяют судьбы женского образования. Предметы преподавания делились на обязательные и необязательные.

К обучению допускались девицы всех свободных состояний. Комплект определялся в 250 учениц; но допускалось и большее число, если имелись средства для открытия параллельных классов.

К обязательным в трехклассных гимназиях относились: Закон Божий, русский язык, русская история и география, арифметика, чистописание, рукоделие. В курсе женских гимназий, кроме вышеперечисленных предметов, обязательны были основания геометрии, география, история, а также "главнейшие понятия по естественной истории и физике с присовокуплением сведений, относящихся к домашнему хозяйстве и гигиене", чистописание, рукоделие, гимнастика. Иностранные языки и танцы были необязательными предметами, и за их обучение вносилась дополнительная плата. Девушки, награждённые при окончании гимназического курса общего учения золотыми или серебряными медалями, и сверх того выслушавшие особый специальный курс дополнительного класса, приобретали звание домашних наставниц. Те же, кто не удостоился медалей, получал "одобрительный аттестат" об окончании полного общего курса в гимназии и прослушал специальный курс в дополнительном классе, пользовались правами домашних учительниц.

Вышнеградский и другие педагоги - Д.Д.Семенов, В.Я.Стоюнин, К.П.Петров, позже - И.Рашевкий, А.Н.Страннолюбский, стремились дать ученицам серьезное образование и развить их умственные способности. Большое значение они предавали естественным наукам.

В 1879 году было утверждена единая для всех Мариинских женских гимназий программа обучения. Перестройка курса велась в направлении приближения его к курсу в институте благородных девиц, приспособленного к «особенностям женской природы» и «назначению женщины».

__________________________________________

* - Российская педагогическая энциклопедия. Т.1, Т.2., М., 1993

Принятая в 1905 году «Нормальная учебная программа» окончательно уровняла учебный курс гимназии с институтским курсом.

Сеть женских гимназий и прогимназий быстро расширялась: в 1880 году было 79 гимназий, 1887 году - 106 гимназий и 180 прогимназий. К 1909 году число женских гимназий и прогимназий составило 958.
Преобразовательная деятельность Марии Александровны коснулась и ее постановки воспитания в институтах. По ее инициативе стали возникать женские епархиальные училища. В области благотворительности важнейшей ее заслугой является организация Красного Креста, на расширение деятельности которого во время русско-турецкой войны она положила много труда и расходов. Покровительству ее обязаны своим развитием общества "восстановления христианства на Кавказе", "распространения духовно-нравственных книг", "Российское миссионерское", "братолюбивое в Москве" и другие благотворительные учреждения.*

Мариинские женские училища

элементарные женские школы особого типа, возникшие по мысли ныне вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Основные правила о них, выработанные Н. X. Весселем, Высочайше утверждены 2 сентября 1882 г. М. училища предназначаются для девушек низших слоев городского населения, которые не нуждаются в гимназическом образовании или которым оно не по силам, а простая школа грамотности недостаточна. М. училища должны составлять промежуточную ступень между начальными низшими школами и средними учебными заведениями, постоянно имея в виду предстоящую ученицам трудовую жизнь и обращая серьезное внимание не только на религиозно-нравственное воспитание и на учебные предметы, но и на подготовку к изучению ремесел (чистописание, рисование, черчение) и к практической деятельности в домашнем быту (рукоделие). При этом, однако, М. училищам придан характер исключительно общеобразовательный, а не ремесленный, вследствие чего, напр., при обучении рукоделиям совершенно устранены цели специально-профессиональные. Состоя в ведомстве учреждений императрицы Марии, М. училища являются открытыми учебными заведениями, имеющими целью доставлять общее, но законченное элементарное образование (без иностранных языков). Принимаются девицы, без различия сословий и вероисповеданий, в возрасте от 9 до 11 лет, за плату в 30 р. в год. Курс учения четырехгодичный. Преподаются: Закон Божий для православных, русский язык, арифметика, география и история России, естествоведение, чистописание, пение и рукоделие. На содержание М. училища, при комплекте в 160 учениц, сверх платы за учение, требуется добавочных: в столицах -4650 руб., в других городах -3650 р. Первое М. училище открыто в Петербурге в 1882 г.; в следующем году там же открыто второе такое же училище. В 1884 г. М. женская гимназия в Вышнем-Волочке была преобразована в М. училище. Наряду с этими казенными М. училищами в ведомстве императрицы Марии состоят такие же училища, открытые в некоторых губернских и уездных городах на средства городских обществ и земств. Наконец, министерством народного просвещения учреждены в 1890 г. М. женские училища в Батуме, Карсе, Маргеллане, Самарканде и Якобштадте. Одно время предполагалось дать М. училищам самое широкое распространение: проект реформы женского образования, выработанный в 1893 г. комиссией под председательством бывшего товарища министра народного просвещения князя Волконского и внесенный в государственный совет, но не получивший дальнейшего движения, предлагал женские гимназии из всесословных обратить в сословные, предназначая их лишь для высших классов населения, для девочек же остальных классов признавал достаточными М. и профессиональные училища. При первом СПб. М. училище открыто профессиональное отделение, с трехгодичным курсом обучения; принимаются только девочки, окончившие курс учения в одном из СПб. М. училищ; плата за учение 12 руб. в год; успешно выдержавшие выпускной экзамен получают звание подмастерицы. В настоящее время в профессиональном отделении открыт гардеробный класс (шитье платьев). До 1862 г. М. училищами назыв. М. женские гимназии.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Мариинские женские училища" в других словарях:

    1) в 1858 62 средние общеобразовательные учебные заведения в России Ведомства учреждений императрицы Марии с 7 годичным обучением; переименованы в мариинские женские гимназии.2) С 1882 4 годичные общеобразовательные учебные заведения того же… …

    1) в 1858 1862 средние общеобразовательные учебные заведения в России Ведомства учреждений императрицы Марии с 7 годичным обучением; переименованы в Мариинские женские гимназии. 2) С 1882 4 годичные общеобразовательные учебные заведения того же… … Энциклопедический словарь

    Существовавшие в России женские училища делились на Мариинские, т. е. училища, находившиеся в ведении Ведомства учреждений императрицы Марии (См. Ведомство учреждений императрицы Марии), училища министерства народного просвещения и… …

    ЖЕНСКИЕ УЧИЛИЩА в России 1) средние учебные заведения (с 7 летним сроком обучения, 1858) Ведомства учреждений императрицы Марии; в 1862 переименованы в мариинские женские гимназии; существовали до 1917;2) с 80 х гг. 19 в. начальные учебные… … Большой Энциклопедический словарь

    В России, 1) средние учебные заведения (с 7 летним сроком обучения, 1858) Ведомства учреждений императрицы Марии; в 1862 переименованные в Мариинские женские гимназии; существовали до 1917; 2) с 80 х гг. XIX в. начальные учебные заведения… … Энциклопедический словарь

    См. в статьях Женские гимназии и Женские училища … Большая советская энциклопедия

    Женские училища - уч ща Ведомства имп. Марии, уч ща Мин ва нар. просвещения и епархиальные уч ща, находившиеся в ведении Синода. Мариинские Ж. У. включали в себя: а) ср. жен. учебн. заведения, открывавшиеся в 1862 по инициативе И. А. Вышнеградского, позднее… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    См. Гимназия, Женские училища, Мариинские женские гимназии, Мариинские женские училища … Большой Энциклопедический словарь

    См. Гимназия, Женские училища, Мариинские женские гимназии, Мариинские женские училища. * * * ЖЕНСКИЕ ГИМНАЗИИ ЖЕНСКИЕ ГИМНАЗИИ, см. Гимназия (см. ГИМНАЗИЯ), Женские училища (см. ЖЕНСКИЕ УЧИЛИЩА), Мариинские женские гимназии (см. МАРИИНСКИЕ… … Энциклопедический словарь

    Средние общеобразовательные учебные заведения в России, делились на гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии (См. Ведомство учреждений императрицы Марии), гимназии министерства народного просвещения и частные гимназии (См.… … Большая советская энциклопедия

По левой стороне улицы Большая Ордынка, под номером 47 располагается необычно высокий двухэтажный дом с массивным цоколем, сложенным из гранитных блоков, красивейшими чугунными зонтиками над входами, расположенными по сторонам от центрального, вытянутого по вертикали, ризалита. Здание было построено в 70-е годы XIX века на средства Московского купеческого общества по проекту архитектора Александра Степановича Каминского, выпускника петербургской Академии Художеств. История этого строения такова. Осенью 1862 года Александр II посетил Москву, где его в Большом Кремлевском дворце приветствовали представители всех сословий, и в их числе московский городской голова, потомственный почётный гражданин, купец первой гильдии Михаил Леонтьевич Королёв.

Купец обратил на себя внимание самодержца, император обещал лично с супругой навестить городского голову и сдержал свое обещание. Общался он с хозяином и домочадцами просто и непринужденно. Московские купцы восприняли визит императора как поворотный момент, как знак нового отношения к деловым людям. Этот факт произвел неизгладимое впечатление на Королёва, и он пожертвовал большую сумму на создание в память об этом событии Александро-Мариинского училища с бесплатным обучением, завтраками и лечением для беднейших мальчиков и девочек всех сословий от семи с половиной лет. В учреждении училища приняло участие и Московское Купеческое общество. Училище стало очень популярным. После его окончания дети могли продолжать обучение в гимназиях, коммерческих и реальных училищах. В 1877 году вместе с главным зданием для преподавателей училища был построен кирпичный двухэтажный дом, выходящий на Малую Ордынку. В этом доме жил Иван Гаврилович Бухарин, выпускник физико-математического факультета Московского университета, учитель начальных классов училища. Здесь у него и его супруги, учительницы Любови Ивановны Измайловой, в 1888 году родился и жил несколько лет будущий революционный борец, соратник В.И. Ленина и один из руководителей молодого СССР Николай Бухарин. В 1890-е годы учительский корпус надстроили на этаж для размещения там рукодельных классов.

А что же стало с училищем после революции? В 1918 году Александро-Мариинское училище было преобразовано в школу № 17 имени Н.И.Бухарина. При школе работали курсы, где готовили организаторов политпросвещения и школьного дела. 1 сентября 1930 года курсы поглотили школу и здесь открылся Индустриально-педагогический техникум. Эта дата и считается днем основания Московского педучилища № 1. Техникум в Замоскворечье стал научно-методическим центром Москвы и всей страны. С 1932 года он именовался Московским государственным образцовым индустриально-педагогическим техникумом, а в 1936 году был переименован в Московский образцовый педагогический техникум. Через год, 7 января 1937 года это образовательное учреждение получило свой окончательный статус - Московское педагогическое училище № 1. Известнейший советский педагог А.С. Макаренко выступал здесь с докладом об основах политического воспитания детей. В годы Великой Отечественной войны обучение в училище не прекращалось, и осенью 1941 года был объявлен прием на первый курс. Детей из оккупированных немцами территорий поселили в бывшем преподавательском доме. После окончания войны в 1945 году образовательному учреждению было присвоено имя К. Д. Ушинского. В наше же время это педагогический колледж № 1 им. К. Д. Ушинского.

К середине XIX в. в России насчитывалось четыре духовных академии, 57 семинарий, 184 духовных училища, 13 женских духовных училищ (под покровительством Ее Императорского Величества.), 14 епархиальных училищ. Выпускницы духовных училищ имели право работать в семье в качестве домашней воспитательницы и наставницы. Анализируя содержание подготовки отечественных кадров домашних педагогов, приведем в качестве примера опыт организации учебных занятий в женских учебных заведениях ведомства императрицы Марии.

По указу нового императора Павла I (1796-1801) его жена императрица Мария Федоровна возглавила воспитательные и благотворительные учреждения, в том числе и Воспитательное общество благородных девиц. Однако уже через год последовательница Екатерины II изменяет правила приема, запретив обучение девочек 5-6 лет. Сократив, таким образом, двенадцатилетний срок обучения в «Смольном» на 3 года, Мария Федоровна утверждает прием на дворянское и мещанское отделение с 9-10 лет.

Новая покровительница воспитательных учреждений не одобряет закрытый тип воспитания смолянок и сословность обучения. И тем не менее императрица позволила себе лишь смягчить отдельные положения Устава, продолжив в целом традиции Смольного. Во время путешествия по Европе с цесаревичем" Павлом Мария Федоровна убеждается в том, что в России необходимо создать такие женские воспитательно-образовательные учреждения, которые соответствовали бы русским национальным традициям и потребностям. В 1797 г. императрица Мария Федоровна, реализуя свои взгляды на правильное женское воспитание, открывает на собственные средства воспитательное учреждение для сирот и бедных девушек. Женское училище ведомства императрицы Марии, впоследствии «Мариинское», в значительной степени отличалось от уже имеющихся в России женских учебных заведений. Будучи сторонницей первоначального семейного воспитания, императрица не освобождала родителей от обязанностей воспитания своих собственных дочерей, увеличив возраст поступавших и таким образом сократив срок обучения. Возраст принимаемых в училище воспитанниц не превышал 10-12 лет (в некоторых случаях он снижался до 8 лет).

При наборе 40 кандидаток подразделялись на 3 разряда. Первый разряд составляли круглые сироты - они могли поступать в институт без баллотировки. Ко второму разряду относились кандидатки-полусироты, к третьему -девочки, имевшие родителей. Кроме вышеперечисленных сорока претенденток на обучение в Смольный набиралось еще 10 пансионерок по личному усмотрению императрицы, которая вносила за них плату отдельно. В дальнейшем к 560 руб. ассигнаций на каждую воспитанницу государыня прибавляла еще по 250 руб. из собственных средств. В итоге сумма по тем временам получалась значительная, что позволяло училищу содержать достаточный штат прислуги. Чтобы избежать казарменности, обезличивания, план приема воспитанниц был значительно сокращен.

Обучение девушек осуществлялось не по сословности, а по способностям и прилежанию. Государыня обычно заботилась о трудоустройстве воспитанниц после завершения обучения. Особым преимуществом пользовались сироты и девушки, оставшиеся без приюта. Решением императрицы они обеспечивались одеждой, денежным пособием, а выходившим замуж дополнительно жаловалось по 100 руб. ассигнаций. Выпускницы, не имевшие родителей и других родственников, могли подолгу жить при институте, ожидая подходящего места службы. В отдельных случаях Мария Федоровна самолично подыскивала им место домашней учительницы или гувернантки, принимая во внимание прежде всего благонадежность нанимателей. Выпускницы, прошедшие полный курс обучения в Мариинском институте, находили себе место, как правило, без затруднений -потребность в русских гувернантках была велика. Их охотно приглашали в дворянские семьи, нанимали давать частные уроки, назначали на должность классных дам в женских учебных заведениях. Одну из выпускниц - Прасковью Кругликову - государыня определила воспитательницей своей дочери княжны Анны Павловны.

В первые 14 лет своего существования Мариинский институт считал своей задачей сделать из воспитанниц честных и добродетельных жен, хороших и сведущих хозяек. В 1811 г. помощник и приверженец идей императрицы Г.И.Вилламов издает новый Устав Мариинского института, где четко оговаривались основные направления педагогической и воспитательной деятельности учреждения, порядок приема и выпуска воспитанниц, содержание образовательной работы. В отличие от первого Устава Мариинского института, Устав Вилламова точно определял его практические и нравственные цели. Задачи воспитания нравственных добродетелей были едиными для всех воспитанниц, практические же цели различны и определялись призванием и способностями пансионерок: одних готовили к семейной жизни (обучали рукоделию, умению вести хозяйство и т.п.), других - к выполнению функций домашних учительниц и воспитательниц. Под формированием нравственных добродетелей пансионерок Мариинского института подразумевалось воспитание черт характера, подобающих доброй матери и наставнице: честности, опрятности, учтивости,воспитанности.

Что касается режима жизни воспитательного учреждения, то он был составлен лично императрицей Марией Федоровной и остался почти без изменений со дня открытия. Поднимаясь утром в 6 часов, воспитанницы после гигиенических процедур посвящали какое-то время утренней молитве. Затем, после легкого завтрака, с 7 до 9 часов (а позже с 9 до 12 часов) - они обучались наукам и еще час дополнительно - рукоделию. После обеда, состоящего из двух блюд, час-полтора отводились на отдых. С 14 часов занятия науками и рукоделием возобновлялись и продолжались до 19 часов. До ужина, который подавался через час, девушки могли отдохнуть и заняться играми. После ужина до 22 часов разрешались свободные занятия.

Наиболее способных воспитанниц готовили к педагогической деятельности, поэтому особое внимание уделялось их умственному образованию и обучению языкам. Императрица Мария Федоровна стремилась расширить кругозор своих воспитанниц. Поэтому в учебный план своего института она ввела изучение ботаники и зоологии, физические опыты для разъяснения законов природы и суеверий, сама составила список литературы для дополнительного чтения.